Природа

Причиной вымирания сумчатого волка стало отсутствие генетического разнообразия

26.04.2012
Австралийские ученые вместе со своими американскими коллегами выяснили, что сумчатый волк исчез с лица земли вовсе не из-за деятельности человека, а из-за генетического однообразия в популяции.

Исследователи уверены, что даже если бы люди не охотились на сумчатого волка, он рано или поздно бы вымер.

В мире сложилось четкое мнение, тасманийский волк является примером того, как человечество относится к окружающей его природе.

Напомним, что в позапрошлом веке фермеры объявили этому животному войну из-за того, что он мешал им вести хозяйство. Всех конечно не истребили, остались отдельные особи, но их сразила одна и та же болезнь - эпизоотия, которую завезли на остров собаки. Именно она и стала решающим фактором в исчезновении этого вида животных.

Известно, что последний сумчатый волк умер в 1936 году в тасманском зоопарке.

Ученые исследовали несколько образцов ДНК тасманийских волков и выяснили, что они практически полностью (на 99,5 процента) совпадают. Одинаковыми оказались даже те участки генома, которые в корне должны отличаться.

Таким образом, сумчатый волк почти полностью был лишен генетического разнообразия, которое так необходимо для выживания вида, именно оно помогает лучше приспосабливаться к различным средам обитания.

По уровню генетического разнообразия можно сразу определить, обречен ли вид на вымирание. Ведь для этого требуется всего небольшое изменение.

Для сумчатого волка этим фактором стала отрезанная от материка Австралия жизнь, где последних волков уничтожили собаки динго. Популяция на острове была единственная и ввиду постоянных скрещиваний с близкими родственниками у животных начали появляться различные мутации, к тому же завезенная с собаками болезнь, с которой сумчатый волк не смог бороться.

Живущий ныне тасманийский дьявол имеет те же проблемы, что и его вымерший соплеменник, одно время весь вид чуть не вымер из-за появившейся на острове лицевой опухоли.