Природа

Крысы двигают глазами в противоположных направлениях

29.05.2013
Крысы двигают глазами в противоположных направлениях
Открытие принадлежит учёным из Института биологической кибернетики Общества Макса Планка. При помощи миниатюрной высокоскоростной камеры исследователи проследили за поведением подопытных крыс и выявили интересную особенность: во время движения эти животные двигают глазами в противоположных направлениях, как горизонтальном, так и вертикальном.

Проанализировав поле зрение каждого глаза, биологи обнаружили, что крысы, в отличие от людей, не составляют полученную через органы зрения информацию в единую целостную картину. Вместо этого они обеспечивают себе обзор всего того, что происходит над их головой, что обусловлено опасностью, исходящей со стороны хищных птиц в их естественной среде обитания.

Так же как и у многих млекопитающих, глаза у крыс расположены по бокам, что открывает им широкий угол обзора. Объёмное зрение требует соединения картин, полученных каждым глазом. Таким образом, организм грызунов сталкивается с двумя взаимоисключающими потребностями: необходимость широкого угла обзора и бинокулярного зрения.

Команда немецких учёных впервые смогла понаблюдать и охарактеризовать движения глаз свободно передвигающихся крыс. Для этого они прикрепили к головам животных микроскопические камеры, каждая из которых весила всего один грамм. Камеры фиксировали даже самые быстрые движения крысиных глазных яблок с высокой чёткостью. Также учёные использовали новую методику определения положения головы, что позволило им восстановить точную траекторию точки зрения в любой отдельно взятый момент времени.

Результаты эксперимента удивили исследователей: несмотря на то, что процесс передачи визуальной информации в мозг крыс был очень близок к тому, что наблюдается у всех млекопитающих, их глаза, судя по всему, двигаются совершенно по-другому.

Несмотря на то, что крысиное зрение не позволяет составить всё происходящее в целостную картину, их способ видения помогает им выживать в условиях постоянной опасности со стороны хищных птиц. Таким образом, учёные выяснили, как адаптировался организм этих животных к естественной среде обитания в процессе эволюции.

Метки