Природа

Ученые обнаружили гормон, регулирующий миграционное поведение птиц

27.03.2014
Ученые обнаружили гормон, регулирующий миграционное поведение птиц Что помогает полярной крачке совершать миграции протяженностью свыше 70 тысяч километров – из Арктики в Антарктику и обратно? Как императорскому пингвину удается обходиться без пищи в течение нескольких месяцев во время высиживания яйца? Каким образом охристый колибри, который весит менее 5 грамм, совершает перелеты через Мексиканский залив?

Такие физиологические «подвиги» требуют особой регуляции обмена веществ, жиронакопления и аппетита. Ключевую роль в ней играет гормон лептин, хорошо изученный у млекопитающих, но лишь недавно найденный у птиц.

Исследователи из Акронского Университета (США) обнаружили ген лептина в ДНК сокола-сапсана, кряквы и зебровой амадины. Чтобы отыскать нужный фрагмент, проф. Джоэль Дафф сопоставил гены лептина у рыб и рептилий. Это позволило предсказать вероятную последовательность нуклеотидов в гене птиц. По выделенному участку генома была создана компьютерная модель трехмерной структуры белка, которая подтвердила, что он способен связываться с клеточным рецептором лептина.

По словам одного из участников работы, проф. Ричарда Лондрэвиля, поиски неуловимого гормона у птиц превратились в настоящую гонку между учеными. Ведь это вещество найдет широкое применение в птицеводстве: так, оно позволит ускорить рост цыплят и улучшить вкусовые качества мяса. Кроме того, расшифровка структуры белка имеет огромное значение для исследований эволюции функций лептина.