Популярная наука. Популярная наука


Популярная наука — Department of Theoretical and Applied Mechanics

Кафедра ТМ > Интересные ссылки > Популярная наука

Научно-популярные сайты[править]

  • Математические этюды и миниатюры - http://www.etudes.ru/
  • Самое интересное в мире — http://www.zhelezyaka.com
  • Новости наномира — http://www.nanometer.ru
  • MEMBRANA: Люди. Идеи. Технологии - http://www.membrana.ru/
  • Популярный сайт о фундаментальной науке — http://www.elementy.ru
  • Веселые химические опыты
  • “Боязнь физики” (Fear of Physics) — http://www.fearofphysics.com — люди, создавшие этот сайт, посвятили себя “отмыванию“ репутации этой замечательной науки, как скучной, заумной, и принципиально непостижимой для масс.
  • “Физика” — http://www.physics.org — это рассказ о науке, подстраивающийся под уровень знаний и возраст читателя. Легко, увлекательно и с элементами игры.
  • “Изящная Вселенная” (The Elegant Universe) — http://www.pbs.org/wgbh/nova/elegant — теория струн в популярной и живой упаковке, лучший способ совершить путешествие в мир, где больше трёх измерений.
  • “Коллекция молекул” (Common Molecules Collection) — http://www.reciprocalnet.org/edumodules/commonmolecules/index.html — библиотека веществ с трёхмерными (и даже – стерео) изображениями молекулярных структур. Scientific American рекомендует этот сайт и школьникам и учёным
  • Анимированные двигатели — http://www.animatedengines.com/index.html

Научно-популярные журналы[править]

Более полный список журналов здесь

Научно-популярные телевизионные каналы[править]

  • Наука 2.0 — это принципиально новый формат научного канала. Миссия Науки 2.0 – «развлекая увлекать», сделать увлечение наукой модным.

Научно-популярные издания[править]

  • Мир Математики — уникальная и занимательная коллекция, которая поможет ответить на самые каверзные вопросы математики сопровождающие нас изо дня в день, хотя мы об этом можем даже не догадываться.

tm.spbstu.ru

Популярная наука Википедия

Популяриза́ция нау́ки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определённый уровень подготовленности для получения информации).

Цели и методы

Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных для неспециалиста научных данных в интересную и понятную большинству информацию[1]. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение. Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки[2]. Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи[3]. Популяризация науки увеличивает количество людей, интересующихся наукой, благодаря стимуляции интереса к ней.

Как синонимы популяризации науки используются такие выражения, как занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука.

В последнее время появились издания, имеющие лишь отдалённое сходство с научно-популярной литературой советского времени. Для этого новообразования придуман специальный термин «поп-наука». Проведённый Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали, знают ли они о существовании поп-науки и как к ней относятся, показал, что большая часть опрошенных учёных формулировала своё понимание поп-науки не только как популярных околонаучных изданий, но и как:

«примитивизации науки для толпы», «превращения науки в зрелище в худшем смысле этого слова», «профанации науки», «вульгаризированного до извращения толкования научных достижений», «доведения науки до уровня комиксов» и др.[4]

Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться[5]. Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки:

Мы отдаём себе отчёт, что должны всё-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами[5].

Средства

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки являются СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.

В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.

Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В таком журнале содержится много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенями. Например, рубрику «Планетарий» в журнале «Вокруг Света» зачастую ведут кандидаты и доктора физико-математических наук.

Самое старое из средств — научно-популярная литература — не просто популяризирует науку, но и заставляет читателя задуматься о какой-то проблеме, задействуют возможности развлекательной математики, например, предлагают решить математическую головоломку. Научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции, радиопередачи и фильмы предоставляют зрителю в основном развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки и т. д.).

Интернет — средство, позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными. Пользователь Интернета может прокомментировать информацию или даже внести в неё изменения (например, в случае, если используется технология вики).

Проблемы

Неудачные, плохо продуманные и недостаточно качественно выполненные популярные работы по научной тематике могут приводить к результатам, прямо противоположным целям, которые стоят перед популяризацией науки.

Эскалация популяризации

Под эскалацией популяризации здесь понимается гипертрофированное привлечение внимания к той или иной области науки или конкретным научным (или околонаучным) исследованиям и/или теориям. Примеры:

  • Популяризация нанотехнологий как быстро прогрессирующей области науки и техники. Однако нанотехнологии по большей части существуют в виде теории и в связи с этим возникает критика шума, поднятого над нанотехнологиями и употреблением самого этого слова. Исследователь Дэвид Беруби для обозначения этого явления в книге «Nano-Hype: The Truth Behind the Nanotechnology Buzz» использует такие выражения как «nano-hype» (наномода) и «nano bubble» (нанопузырь)[6]. По мнению Алексея Шварева, популяризация нанотехнологий ведётся многими учёными для получения от государства и налогоплательщиков денег[7], он даже придумал синоним эскалации популяризации нанотехнологий — неологизм «нанопурга»[8]. Хотя первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, говоря о новой продукции с использованием нанотехнологий, упомянул этот неологизм так:

Это не какая-то «нанопурга», извините за моветон. Мы часто слышим со стороны наших критиков, что все это одна сплошная теория, схоластика, бессмысленная трата денег и никакой продукт получен не будет. Такой продукт у нас уже есть[9].

  • В связи со множеством мифов о мозге (например, таким как миф о 10 % используемой части мозга), распространяемых в СМИ, среди людей может складываться искаженное представление о работе мозга. Кристиан Джаррет выступает с критикой такого положения вещей:

Правительства вливают беспрецедентные суммы денег в нейробиологию. Они хотят знать, каким образом три фунта похожего на губку мясистого вещества в голове служат источником формирования человеческой памяти, личности и сознания, и почему с этой субстанцией все может оказаться так трагически неправильно. Пока это остается загадкой. К сожалению, существующая неосведомленность создает благоприятную почву для возникновения мифов и ложных представлений. На каждый настоящий прорыв параллельно приходится образование шумихи и абсолютной нейро-ерунды[10].

  • С научной точки зрения журналистское клише «учёные обнаружили ген отвечающий за…» (алкоголизм, влюблённость, и т. д.) некорректен. Подобные новостные заголовки вводят читателя в заблуждение, упрощают результаты научного исследования к искажённым, броским формулировкам. В статье, разоблачающей один из таких заголовков новостей, автор говорит следующее:

Становится ясно: говорить о том, что один-единственный ген определяет большой комплекс психологических характеристик, неправильно. И так можно разобраться в любом вопросе — было бы желание.[11].

Распространение научных мифов

Научный миф — широко распространённое, массовое заблуждение, преподносимое как научный факт. Некоторые научные мифы являются результатом неудачной популяризации научных теорий, когда попытка упрощения объяснения искажает факты и события до неузнаваемости, превращая научное знание в нечто простое и интересное, легко воспринимаемое, но потерявшее первоначальный смысл.

В процессе популяризации естественных наук появились такие научные мифы, как ванна Архимеда, яблоко Ньютона, вечный двигатель, катастрофические сценарии развития экспериментов на LHC.

Многие научные мифы распространяют сами учёные. Создавая свои мемуары или интервью, они дополняют их какими-либо историями или излишними подробностями. Некоторые из этих мифов создаются под конец жизни их создателей: Анри Пуанкаре и Карл Фридрих Гаусс поведали о своих исследованиях только под конец жизни, а Ньютон первый раз заговаривает о яблоке за год до своей смерти.

Некоторые утверждения были точными популярными описаниями реального состояния науки, но позже, вследствие неосведомлённости популяризаторов, превратились в мифы. Так, например, до сих пор можно встретить в популярной литературе упоминания о нерешённых математических проблемах, «задаче четырёх красок» и Великой теореме Ферма, хотя первая была решена ещё в 1970-х годах, а вторая — доказана в 1994 году Эндрю Уайлсом[12].

Популяризаторы

Популяризатор науки — учёный или научный журналист, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу.

Со времен зарождения самой науки, таким образом, уже могли существовать такие люди, как её популяризаторы. Например, в своей книге «Учёные — популяризаторы науки» Володар Лишевский в качестве одного из первых популяризаторов называет Ломоносова. Однако до XX века, это было уделом отдельных учёных или писателей, которых лишь ретроспективно можно назвать популяризаторами науки. Например, натуралист и путешественник Альфред Брем или писатель Жюль Верн.

В XX веке популяризировали науку Айзек Азимов, Наум Виленкин, Мартин Гарднер, Ярослав Голованов, Сергей Капица, Стивен Гулд, Борис Медников, Карл Саган, Константин Флёров, Владимир Арсеньев, Иван Ефремов, Алексей Крылов, Алексей Маркушевич, Жак-Ив Кусто, Бенуа Мандельброт, Яков Перельман, Том Тит[13] и т. д., Ричард Фейнман, Иосиф Шкловский.

Айзек Азимов известен не только как фантаст, но и как автор научно-популярных книг. Написанные преимущественно в 1960-х и 1970-х годах, эти работы в доступной форме излагают занимательные стороны таких наук, как биология, химия, физика, математика, астрономия.

Брайан Грин — крупнейший учёный, физик-теоретик и популяризатор астрономии и физики. Автор книг «The Elegant Universe» (пулитцеровский финалист, в русском переводе название книги «Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории»), «The Fabric of Cosmos» (в русском переводе название книги «Ткань космоса: Пространство, время и текстура реальности»), фильмов с аналогичными названиями. Один из создателей Всемирного фестиваля науки («World Science Festival»), проходящего в Нью-Йорке с 2008 года.

Стивен Хокинг физик и популяризатор космологии и физики. В его научно-популярных книгах «Краткая история времени», «Кратчайшая история времени», «Чёрные дыры и молодые вселенные» (1993), и «Мир в ореховой скорлупке» (2001) рассказывается о космологии и её последних достижениях.

Стивен Хокинг даже сформулировал закон научно-популярных книг по астрономии и физике, при помощи издателя, изложившего ему этот принцип:

Каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей.

Полностью его слова звучат так:

Мне сказали, что каждая включённая в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул. Правда, в конце я всё-таки написал одно уравнение — знаменитое уравнение Эйнштейна E=mc².

Нил Деграсс Тайсон — американский астрофизик и директор планетария Хейдена. Вёл телевизионное шоу NOVA scienceNOW на канале PBS. Награждён почётной медалью НАСА «За выдающуюся общественную службу», наивысшей гражданской наградой НАСА.

Митио Каку — американский учёный японского происхождения, специалист в области теоретической физики. Известен как активный популяризатор науки, автор научно-популярных книг в области физики и астрономии.

В СССР и России

В России и СССР видным популяризатором считается Яков Перельман. Его книги постоянно переиздаются, их общий тираж составляет миллионы экземпляров, они опубликованы на многих языках мира. Среди прочих, Перельман пропагандировал идеи Циолковского. Кроме популяризаторской деятельности, он также занимался педагогической, многие годы читал курсы математики и физики в различных учебных заведениях. Написал 18 учебников и учебных пособий для советской Единой трудовой школы.

Сергей Капица — советский учёный, телеведущий, главный редактор научно-популярного журнала «В мире науки» с 1983 по 2012 год. Ведущий научно-популярной телепередачи «Очевидное — невероятное», является лауреатом премии Калинги, Государственной премии и премии РАН за популяризацию науки[14].

Владимир Сурдин — астроном, автор научно-популярных статей и лектор. Автор и научный редактор научно-популярных книг о космосе. Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2011).

Александр Марков — палеонтолог, автор научно-популярных статей и лектор. Автор и научный редактор научно-популярных книг об эволюции. Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2012).

Борис Штерн — астрофизик, автор научно-популярных статей и лектор. Автор научно-популярных книг «Прорыв за край мира» и «Ковчег 47 Либра». Один из создателей и главный редактор газеты «Троицкий вариант-наука».

Михаил Гельфанд — биоинформатик, автор научно-популярных статей и лектор. Один из создателей и зам. главного редактора газеты «Троицкий вариант-наука».

Ася Казанцева — научный журналист, писатель и лектор. Автор научно-популярных книг «Кто бы мог подумать: Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель» (2014).

Кинематограф

Сообщество популярной науки

Ряд организаций занимается популяризацией науки: Американская Ассоциация содействия развитию науки, Фонд Династия, Фонд Ричарда Докинза в поддержку разума и науки.

Ряд премий присуждается за популяризацию науки, среди них — Премия Калинги, Премия Майкла Фарадея, Премия «Просветитель».

Демонстрация науки

Научные музеи

Научный музей — музей, демонстрирующий возможности современной науки.

Первый научный музей был музеем природных наук, в Испании, в городе Мадриде. Открытый в 1752 году, он практически исчез во время режима Франсиско Франко, но впоследствии был восстановлен и сегодня тесно сотрудничает с CSIC[15].

Научные фестивали и выставки

Научный фестиваль — мероприятие, на котором происходит популяризация науки. Этот вид популяризации науки стал развиваться в первой половине XIX века. Первые научные фестивали стали проводиться в Великобритании[16]. Уже в 1831 году Британская ассоциация содействия развитию науки провела конференцию, позже ставшую научным фестивалем[17].

Крупнейшим в Европе фестивалем науки считается Эдинбургский международный фестиваль науки, который был впервые проведён в 1988 году[18]. Примером международного проекта, направленного на популяризацию науки, может служить Science Slam.

В России: проводимый с 2014 г. Фестиваль науки NAUKA 0+.

Примечания

  1. ↑ Экология чтения и роль научной популяризации
  2. ↑ Сергеев А. Г. Стратегии научной популяризации в России. // Здравый смысл, 2007.— № 3 (44). Проверено 29 марта 2013. Архивировано 5 апреля 2013 года.
  3. ↑ Игорь ЛАГОВСКИЙ: «Государству должна быть выгодна популяризация науки» // Архив электронного издания «Наука и технологии России», 8.06.2007.
  4. ↑ Объяснение на уровне комикса
  5. ↑ 1 2 Сергеев А. Показуха по науке. — 2007. — № 646.
  6. ↑ Berube D. Nano-Hype: The Truth Behind the Nanotechnology Buzz.— Amherst, N.Y.: Prometheus Books, 2006.
  7. ↑ Нано-пурга: правда, стоящая за эйфорией нанотехнологии (на правах ворчалки) // сайт «Нанометр», 14.06.2007.
  8. ↑ Неологизм // сайт «Нанометр», 09.12.2007.
  9. ↑ Нанопурга // Эксперт Online, 19.03.2008.
  10. ↑ Десять подтверждений того, что мифы о мозге причиняют нам ущерб («Wired Magazine», США) // ИноСМИ, 13/12/2014.
  11. ↑ Ген гениев, или «Как заставить научное сообщество вас ненавидеть. Быстро, недорого, навсегда» // Биомолекула, 27.02.2014.
  12. ↑ Соловьев Ю. П. Гипотеза Таниямы и последняя теорема Ферма // Соросовский Образовательный Журнал. — 1998. — Февраль. — С. 135–138.
  13. ↑ Тит Т. Научные забавы. Физика: опыты, фокусы и развлечения: пер. с фр./ Том Тит; худож. А. Пойэ, Г. Нексов. — М.: АСТ, Астрель, 2008.— 222 с. (Том Тит — псевдоним французского писателя Артура Гуда, 1853—1928.)
  14. ↑ Этот невероятный Капица // Российская газета, 13.02.2008
  15. ↑ Музей природных наук
  16. ↑ Фестиваль Науки
  17. ↑ История научного фестиваля «БА»
  18. ↑ Научный фестиваль готов показать Большие Идеи // scotsman.com

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Популярная наука Википедия

Популяриза́ция нау́ки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определённый уровень подготовленности для получения информации).

Цели и методы[ | код]

Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных для неспециалиста научных данных в интересную и понятную большинству информацию[1]. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, например, подрастающее поколение. Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки[2]. Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи[3]. Популяризация науки увеличивает количество людей, интересующихся наукой, благодаря стимуляции интереса к ней.

Как синонимы популяризации науки используются такие выражения, как занимательная наука (термин был придуман Яковом Перельманом), популярная наука.

В последнее время появились издания, имеющие лишь отдалённое сходство с научно-популярной литературой советского времени. Для этого новообразования придуман специальный термин «поп-наука». Проведённый Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали, знают ли они о существовании поп-науки и как к ней относятся, показал, что большая часть опрошенных учёных формулировала своё понимание поп-науки не только как популярных околонаучных изданий, но и как:

«примитивизации науки для толпы», «превращения науки в зрелище в худшем смысле этого слова», «профанации науки», «вульгаризированного до извращения толкования научных достижений», «доведения науки до уровня комиксов» и др.[4]

Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться[5]. Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки:

Мы отдаём себе отчёт, что должны всё-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами[5].

Средства[ | код]

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки являются

ru-wiki.ru

Занимательная наука - это... Что такое Занимательная наука?

Популяризация науки — процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации). Популяризация науки, «перевод» специализированных знаний на язык малоподготовленного слушателя, читателя — одна из самых важных задач, стоящих перед популяризаторами науки. Задачей популяризатора науки является превращение скучных научных данных в интересную и понятную большинству информацию[1]. Популяризация науки может быть направлена как на общество в целом, так и на его часть, подрастающее поколение, — талантливых школьников.

Важную роль в этом процессе играет научная фантастика, предвосхитившая и вдохновившая множество научных открытий. Существенный вклад в это внёс фантаст Жюль Верн, один из первопроходцев жанра. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от степени популярности науки[2]. Учёные, как носители научных знаний, заинтересованы в их сохранении, развитии и приумножении, чему способствует приток в неё молодёжи[3]. Популяризация науки увеличивает количество людей интересующихся наукой благодаря стимуляции интереса к ней.

Часто бывает, что при популяризации научных знаний она упрощается и постепенно превращается в научный миф. Также бывает, что при популяризации науки возникают такие научно-популярные клише как: тайны мироздания, «учёные открыли», и так далее.

Тихо Браге считал, что научные знания должны быть доступны только правителям, умеющим ими пользоваться.

Академик РАН Людвиг Фаддеев так высказался о популяризации науки:

Мы отдаем себе отчёт, что должны все-таки объяснять людям, налогоплательщикам, что мы делаем. Но нужно популяризировать те области науки, которые уже полностью понятны. Современную науку труднее популяризировать. Рассказывать про всякие кварки, струны, поля Янга-Миллса… получается нехорошо — с обманами. [4]

Популяризация наук

Естественные науки

Популяризация естественных наук — процесс распространения знаний о природных явлениях в современной и доступной форме для широкого круга людей.

Из-за неосведомленности популяризаторов естественных наук появились научные мифы Ванна Архимеда, Яблоко Ньютона, Вечный двигатель, Катастрофические сценарии развития экспериментов на LHC.

Естественные науки популяризировали:Ломоносов, Столетов, Альфред Брем, Айзек Азимов, Стивен Хокинг.

Большую роль в популяризации науки в России сыграло Московское общество испытателей природы (МОИП). Благодаря научным коллекциям МОИП были развиты многие научные музеи и ботанические сады[5].

Математика

Популяризация математики — процесс распространения математических знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей.

Следствием популяризации математики стало появление математических мифов, возникших из-за математической неосведомленности популяризаторов. Например, широко распространен миф о Великой теореме Ферма. Миф утверждает, что Великая теорема Ферма до сих пор недоказана, хотя в сентябре 1994 года её доказал Эндрю Уайлс в журнале «Annals of Mathematics»[6].

Математику популяризировали:Алексей Крылов, Айзек Азимов, Яков Перельман, и Мартин Гарднер. Также популяризировали математику Алексей Маркушевич, Мандельброт, Штейнгауз Г., Литлвуд Д., Мазаник, Алексей Архипович и другие.

В России популяризацией математики занимаются журнал «Квант», сайт «Математические этюды», и другие. В математической научно-популярной литературе широко известны популяризирующие математику книги Якова Перельмана. Немало в этих книгах занимательных задач и головоломок. Занимательные задачи и головоломки один из атрибутов популяризации математики, помогающий легче понять математику. В качестве примера можно привести задачу Фараона и задачу трёх мудрецов.

Мифология науки

Мифология науки — система сакрального знания в науке.

Мифы в науке возникают при её популяризации. Чтобы донести до обычного читателя научные факты или открытия в доступной форме, авторы научно-популярных книг упрощают их. В итоге получается миф.

Научные мифы дуалистичны. При популяризации научные теории, факты и события искажаются до неузнаваемости. Демон Максвелла для обычных людей из мысленного эксперимента превращается в настоящего демона. Чёрная дыра для них не возмущение пространственно-временного континуума, а большая чёрная дыра в космосе. От упрощения наука превращается в восприятии людей в нечто простое и интересное, но потерявшее первоначальный смысл.

Многие научные мифы распространяют сами учёные. Создавая свои мемуары или интервью они дополняют их какими-либо историями или излишними подробностями. Все эти мифы они создают под конец жизни: Пуанкаре и Гаусс поведали о своих исследованиях только под конец жизни, а Ньютон первый раз заговаривает о яблоке за год до своей смерти.

Постепенно научные мифы превращаются в образы и ассоциации.

Излишняя популяризация науки

Во многих СМИ и книгах происходит процесс пропаганды какой-либо области науки, научной теории, гипотезы, осуществляемый учёными для получения денег или славы, или же осуществляемый как распространение научно-популярного клише.

Примеры:

  • Популяризация нанотехнологий как быстро прогрессирующую область науки. Однако нанотехнологии по большей части существуют в виде теории. Её популяризация ведется многими учёными для получения от государства и налогоплательщиков денег[7]. Химик Алексей Шварев даже придумал синоним излишней популяризации нанотехнологий неологизм нанопурга[8]. Хотя первый вице-премьер Сергей Иванов говоря о новой продукции с использованием нанотехнологий упомянул этот неологизм так:

Это не какая-то «нанопурга», извините за моветон. Мы часто слышим со стороны наших критиков, что все это одна сплошная теория, схоластика, бессмысленная трата денег и никакой продукт получен не будет. Такой продукт у нас уже есть[9].

  • Популяризация мифа о катастрофических сценариях на LHC.
  • Популяризация космологии и её теорий (теория Большого взрыва, теория струн, и т. д.).
  • Популяризация генетики и генной инженерии как прогрессивных областей науки. Огромное количество публикаций в СМИ с научно-популярным клише «учёные обнаружили ген отвечающий за…», но малое количество фундаментальных прорывов в этой области.

Клише и выражения

Занимательная наука — словосочетание, означающее популярную науку развлекающую читателя или зрителя. Термин был придуман Яковом Перельманом.

Тайны мироздания — распространённое выражение, в некоторых контекстах клише, обозначающее круг вопросов о мире, которые просто сформулировать, но на которые отсутствуют однозначные и определённые ответы в рамках современного научного знания, и эти ответы, как считается, могут существенно повлиять на жизнь человечества.

Популярная наука — клише, обозначающее переведенные на язык малоподготовленного слушателя популяризаторами науки области науки.

Поп-наука — синоним клише «популярная наука». Хотя проведенный Институтом психологии РАН опрос, в котором учёных спрашивали о том, знают ли они о существовании поп-науки, и о отношении к ней, показал, что большая часть учёных воспринимают поп-науку не только как популярную науку, но и как:

«примитивизации науки для толпы», «превращения науки в зрелище в худшем смысле этого слова», «профанации науки», «вульгаризированного до извращения толкования научных достижений», «доведения науки до уровня комиксов» и др.

[10].

Популяризаторы

Основная статья: Популяризатор науки

Популяризатор науки — учёный, предоставляющий научную информацию в понятном и интересном виде обществу.

18 век

Как никто другой популяризировал науку в 18-ом веке Михаил Васильевич Ломоносов. В своей работе «Размышления о причине теплоты и холода» он опроверг теорию теплорода и в научно-популярном стиле обосновал корпускулярную теорию. В его просветительской деятельности ему пригодились блестящие способности ритора. Современники свидетельствуют, что Ломоносов был выдающимся ритором. Это признавали даже его недруги. Просветительская деятельность Ломоносова носила ярко выраженный общественный, гражданский характер.[11]

XIX век

Выдающийся пропагандист научных знаний, популяризатор и просветитель XIX века в России Александр Григорьевич Столетов. Как и Ломоносов, Столетов был мастером лекции. В своих лекциях Столетов сообщал самые последние научные данные. Также он был активным членом Общества любителей естествознания: читал публичные лекции в Политехническом музее, печатал научно-популярные статьи в общедоступных журналах, неутомимо пропагандировал научные знания. Его лекциям перед широкой публикой служили такие средства как образ, интересную цитату, необычные сравнения и параллели. Свои лекции он создавал как художественные произведения. С завязкой, развитием сюжета, кульминацией и развязкой. Александр Григорьевич боролся с мистикой и суевериями в науке. Столетов был эстетически высокообразованным человеком.[12]

Самый большой вклад в популяризацию науки XIX века внёс писатель-фантаст Жюль Верн. В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе подводные лодки, акваланги, телевидение, космические полёты, электрический стул, и т. д. В его романах, о научных открытиях и изобретениях рассказывается подробно, интересно, и понятно.

Немалый вклад в популяризацию биологии XIX века внёс Альфред Брем. Он написал серию книг «Жизнь животных», где с большим количеством иллюстраций и в научно-популярном стиле описал известных тогда животных.

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843…1920) был выдающимся ученым и пропагандистом науки. Его книги «Чарлз Дарвин и его учение», «Жизнь растения», «Солнце, жизнь и хлорофилл», «Земледелие и физиология растений», «Наука и демократия» могут служить непревзойденными эталонами научной популяризации, образцами того, как надо писать для народа.[13]

Широко пропагандировал космические полеты и связанные с этим научные достижения Константин Эдуардович Циолковский. Циолковский был простым учителем и учёным-самоучкой. Все его научно-популярные произведения очень ярко и доходчиво написаны. Он пропагандировал создание дирижаблей, транспорта на воздушной подушке, космических кораблей, искусственных спутников. [14]

20 век

Кроме нижеперечисленных, в 20 веке популяризировали науку:Наум Виленкин, Мартин Гарднер, Ярослав Голованов, Стивен Гулд, Борис Медников, Карл Саган, Константин Флёров, Владимир Арсеньев, Иван Ефремов, Алексей Маркушевич , Мандельброт, Том Тит (Артур Гуд, 1853—1928, французский писатель) [15] и т. д.

Алексей Николаевич Крылов

Выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний был Алексей Николаевич Крылов. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Так началась преподавательская деятельность Крылова в Военно-Морской академии.

Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод трех законов Ньютона принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьезно и ответственно относился к своим выступлениям.

Благодаря Алексею Николаевичу Крылову широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности.[16]

Айзек Азимов

В США, в 20 веке, наибольшее количество научно-популярных книг написал Айзек Азимов. В его научно-популярных книгах, написанных в основном в 60-х и 70-х годах, в доступной форме излагаются занимательные стороны таких наук, как биология, химия, физика, математика, астрономия.

Яков Исидорович Перельман
Пример из книги[17]: Вы видите здесь куб, составленный из двух кусков дерева. Верхняя половина куба имеет выступы, входящие в выемки нижней части. Обратите внимание на форму расположения выступов и объясните: как ухитрился столяр соединить два куска?

В России и СССР видным популяризатором считается Яков Перельман. Книги Перельмана постоянно переиздаются, их общий тираж составляет миллионы и они изданы на многих языках мира. Пропагандировал идеи Циолковского. Кроме популяризаторской деятельности он также занимался педагогической. Многие годы он читал курсы математики и физики в различных учебных заведениях. Он написал 18 учебников и учебных пособий для советской Единой трудовой школы.

21 век

С 20 века по 21 век
Стивен Хокинг

Знаменитый физик Стивен Хокинг не только физик, но и популяризатор науки. Хокинг популяризировал астрономию и физику. В его научно-популярных книгах «Краткая история времени» и «Мир в ореховой скорлупке» в научно-популярном стиле рассказывается о космологии и её последних достижениях.

Стивен Хокинг даже сформулировал закон научно-популярных книг по астрономии и физике, при помощи издателя, изложившему ему этот принцип:

Каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей.

Сергей Петрович Капица

Русский советский учёный, телеведущий, главный редактор научно-популярного журнала «В мире науки»[18]. Ведущий научно-популярной телепередачи «Очевидное-Невероятное». является лауреатом премии Калинги, Государственной премии и премии РАН за популяризацию науки[19].

21 век
Разрушители легенд

Несколько лет назад появилась целая группа популяризаторов науки на телевидении. Их команда, как и одноимённая телепередача, называется «Разрушители легенд» (англ. Mythbusters). «Разрушители» экспериментально опровергают (а иногда и подтверждают) различные современные мифы, которые можно проверить научно. На первый взгляд их опыты могут показаться простым развлечением, но на самом деле и Джейми, и Адам следуют научной методологии, подсчитывая, измеряя скорости, мощности и просчитывая ход эксперимента, пытаясь найти пути научного решения любой проблемы. Ведущие не раз утверждали, что их программа не просто развлекательное шоу со взрывами. Например, при проверке мифа «Коричневая нота» один из ведущих, Адам Севидж в шутку надел подгузник, прокомментировав это так: «Вот вы переключаете каналы, и вдруг замечаете на одном взрослого мужика в подгузниках. Вы заинтересованы и начинаете смотреть нашу передачу, узнавая новое и приобщаясь к миру науки и её методам».

Прогресс

В русском сегменте также существуют телепрограммы, придающие популярность науке. Прогресс — телевизионная программа на Пятом канале в жанре тележурнала о науке.

Средства

Основная статья: Средства популяризации науки

Средства популяризации науки — источники научно-популярных знаний. Наиболее эффективным средством популяризации науки является СМИ. Благодаря многомиллионным читателям, слушателям и зрителям, наука проникает в широкие массы людей.

В Новое время популяризаторы стали использовать ещё одно средство — научно-популярную лекцию. Научно-популярная лекция обладает двумя важными особенностями — интерактивностью и получением научно-популярной информации напрямую в реальном времени, а не в записи, как в других средствах.

Среди других средств популяризации одним из наиболее распространённых является научно-популярная литература. Она включает в себя не только книги о науке, предназначенные для широкого круга читателей, но и научно-популярные журналы. Научно-популярный журнал обычно содержит новости науки, научно-популярные статьи, колонку интересных фактов и фоторепортажи. В научно-популярном журнале содержится очень много иллюстраций, таблиц, ссылок, интересных фактов в статьях. Все статьи выдержаны в научно-популярном стиле. Статьи этих журналов пишут не только журналисты, но и учёные со степенью. Например рубрику «Планетарий» в журнале «Вокруг Света» зачастую ведут кандидаты и доктора физико-математических наук.

Самое старое из средств, научно-популярная литература не просто популяризирует науку, но и ещё заставляет читателя задуматся о какой-то проблеме или поломать голову над занимательными математическими задачами. Тогда как научно-популярные телеканалы и телепередачи, радиостанции и радиопередачи, и фильмы предоставляют зрителю в основном развлекательную информацию (компьютерные анимации, занимательные эксперименты, инсценировки, и т. д.).

Научно-популярный Интернет средство позволившее соединить в себе все предыдущие средства, и более того, сделать их интерактивными — пользователь Интернета может их прокомментировать или даже внести в них изменения (например, в случае если статья сделана по технологии вики).

Сообщество популярной науки

Организации, популяризирующие науку

Фонд «Династия»

Фонд некоммерческих программ «Династия» — организация, приоритетными направлениями которой являются развитие науки и её популяризация в России.

20 программ и проектов популяризирующих науку и развивающих образование ведет Фонд «Династия»[20].

Медали и премии за популяризацию науки

Премия Калинги

Премия Калинги — премия, ежегодно присуждаемая ЮНЕСКО за популяризацию науки. В 1951 году была учреждена Биджу Патнаика, основателем правления Фонда Калинги. Впервые премия была присуждена в 1952 году, и стоила она тогда 1000 фунтов стерлингов, что сравнении с другими премии ЮНЕСКО очень мало. В августе 2002 года Секретариат ЮНЕСКО предложил правлению Фонда Калинги увеличить премию. Правление Фонда Калинги согласилось на увеличение премии, и в письме от 16 октября 2000 года сообщило о увеличении премии до 2000 фунтов стерлингов.

Лауреат премии должен обладать качествами создателя средств распространения науки (писателя, редактора, диктора, и т. д.) и понимать роль науки в обществе.[21]

Демонстрация науки

Научные музеи

Научный музей — музей, в увлекательной форме демонстрирующий возможности современной науки.

Первый научный музей был музей природных наук, в Испании, в городе Мадриде. Открытый в 1752 году, он практически исчез во время режима Франсиско Франко, но он восстановился после, и сегодня тесно сотрудничает с CSIC[22].

Научные фестивали и выставки

Научный фестиваль — мероприятие, на котором происходит популяризация науки. Этот вид популяризации науки стал развиватся первой половине XIX века. Первые научные фестивали стали проводится в Великобритании[23].

И хотя уже в 1831 году Британская ассоциация содействия развитию науки провела конференцию, позже ставшей научным фестивалем[24], старейшим фестивалем науки считается Эдинбургский международный фестиваль науки, который был впервые проведен в 1988 году[25].

Примечания

Литература

Дополнительное чтение

Занимательная математика

Математические головоломки, логические задачи

  • Гарднер М. «Путешествие во времени»
  • Дьюдени Г. Э."Кентерберийские головоломки", «200 знаменитых головоломок мира», «Пятьсот двадцать головоломок»
  • Кэррол Л. «История с узелками», «Логическая игра»
  • Таунсенд Чарлз Барри «Звездные головоломки», «Самые веселые головоломки», «Самые трудные головоломки из старинных журналов»
  • Смаллиан С. Р. «Как же называется эта книга?», «Принцесса и тигр», «Алиса в стране смекалки» (например, задачи о рыцарях и лжецах)

Занимательная физика и химия

  • Тит Т. «Научные забавы. Физика без приборов, химия без лаборатории», «Продолжаем научные забавы. Научные развлечения»

Ссылки

Проекты

Статьи

Популяризация науки Главные статьи Популяризаторы Средства Сообщество
Популяризация науки · Занимательная наука · Мифология науки · Демифологизация науки · Научно-популярное клише · Научно-популярный стиль · Популяризатор науки · Фолк-хистори
Азимов, Айзек · Брем, Альфред · Виленкин, Наум Яковлевич · Гарднер, Мартин · Голованов, Ярослав Кириллович · Гулд, Стивен Джей · Имахара, Грант · Медников, Борис Михайлович · Перельман, Яков Исидорович · Протопопов, Анатолий Ильич · Саган, Карл · Севидж, Адам · Фламмарион, Камиль · Флёров, Константин Константинович · Хайнеман, Джейми · Хокинг, Стивен Уильям · Арсеньев, Владимир Клавдиевич · Ефремов, Иван Антонович · Никонов, Александр Петрович · Разговоров, Никита Владимирович · Ломоносов, Михаил Васильевич · Столетов, Александр Григорьевич · Верн, Жюль · Циолковский, Константин Эдуардович · Крылов, Алексей Николаевич
Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм
Ассоциация лексикографов Lingvo · Премия Калинги

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики