Девятая планета могла сдвинуть всю Солнечную систему, кроме Солнца. Девятая планета солнечной системы 2018

Тайна девятой планеты - Открытый космос Зеленого кота

Удастся ли ученым найти в Солнечной системе еще один крупный объект? Рассказываем о поисках еще одной планеты Солнечной системы совместно с научно-популярным порталом N+1.

В астрономической среде два года обсуждают сенсацию, которой пока нет. Зимой 2016 года назад ученые Калифорнийского технологического института Константин Батыгин и Майкл Браун опубликовали статью, вновь возродившую надежды на то, что в Солнечной системе удастся обнаружить еще одну планету. Ряд косвенных признаков указывает, что где-то намного дальше Плутона, есть еще одна планета. Пока ее не нашли, но примерное местоположение рассчитали. Если в расчетах ошибки нет, то это станет самым важным астрономическим открытием столетия.

Первой планетой, открытой «на кончике пера», была Нептун — еще в 1830-е годы астрономы обратили внимание на непредвиденные отклонения в орбите Урана и предположили, что за ним имеется еще одна планета, которая вызывает гравитационное возмущение. Гипотеза подтвердилась в 1846 году, когда Нептун смогли наблюдать в математически предсказанной области неба. Оказалось, что его видели и раньше, но не могли отличить от далеких звезд. Среднее расстояние до Нептуна — 4,5 миллиарда километров, или около 30 астрономических единиц (одна астрономическая единица равна расстоянию от Солнца до Земли — около 150 миллионов километров).

Оптимизм после открытия Нептуна вдохновил многих ученых и любителей астрономии на поиски других, более удаленных планет. Дальнейшие наблюдения за Нептуном и Ураном показывали расхождение между реальным движением планет и предсказанным математически, и это вселяло уверенность, что сенсация 1846 года может повториться. Казалось, в 1930 году поиски увенчались успехом, когда Клайд Томбо обнаружил Плутон на расстоянии около 40 астрономических единиц.

Долгое время Плутон оставался единственным известным объектом Солнечной системы, расположенным дальше от Солнца, чем Нептун. И по мере роста качества астрономической техники представления о размере Плутона постоянно менялись в сторону уменьшения. К середине века считалось, что он имеет размер, сравнимый с Землей, и очень темную поверхность. В 1978 году удалось уточнить массу Плутона благодаря открытию его спутника Харона. Оказалось, что он намного меньше не то что Меркурия, но даже земной Луны.

К концу XX века благодаря технологиям цифровой фотосъемки и компьютерной обработки данных начались открытия других транснептуновых объектов, размером меньше Плутона. Сначала, по привычке, их звали планетами. В Солнечной системе их стало десять, потом одиннадцать, потом двенадцать. Но к началу 2000-х годов астрономы забили тревогу. Стало ясно, что за Нептуном Солнечная система не заканчивается и каждой ледяной глыбе придавать статус Земли и Юпитера не годится. В 2006 году для плутоноподобных тел придумали отдельное название — карликовая планета. Планет снова стало восемь, как и столетие назад.

Тем временем поиски настоящих планет за пределами орбит Нептуна и Плутона не прекращались. Высказывались даже гипотезы о наличии там красного или коричневого карлика, то есть малого звездоподобного тела массой в несколько десятков Юпитеров, которое составляет с Солнцем двойную звездную систему. Подсказали эту гипотезу… динозавры и прочие вымершие животные. Группа ученых обратила внимание на то, что массовые вымирания на Земле происходят примерно каждые 26 миллионов лет, и предположила, что это период возвращения в окрестности внутренней Солнечной системы массивного тела, которое приводит к увеличению числа комет, устремляющихся к Солнцу и попадающих в Землю. Во многие СМИ эти гипотезы попали в виде антинаучных предсказаний о грядущем нападении пришельцев с планеты или звезды Нибиру.

NASA дважды предпринимало попытки найти возможную планету или коричневый карлик. В 1983 году космический телескоп IRAS осуществил полное картографирование небесной сферы в инфракрасном диапазоне. Телескоп провел наблюдения десятков тысяч источников теплового излучения, открыл несколько астероидов и комет в Солнечной системе и стал причиной шумихи в прессе, когда ученые приняли по ошибке далекую галактику за юпитероподобную планету. В 2009-м году полетел похожий, но более чувствительный и долгоживущий телескоп WISE, который сумел найти несколько коричневых карликов, но на расстоянии в несколько световых лет, то есть не относящихся к Солнечной системе. Он же показал, что в нашей системе планет размером с Сатурн или Юпитер за Нептуном тоже нет.

Разглядеть новую планету или недалекую звезду не удается никому до сих пор. Или ее там вообще нет, или она слишком холодна и излучает или отражает слишком мало света, чтобы ее можно было обнаружить при случайном поиске. Ученым пока приходится полагаться на косвенные признаки: особенности движения других, уже открытых космических тел.

Поначалу обнадеживающие данные получали в аномалиях орбит Урана и Нептуна, но в 1989 году было установлено, что причина аномалий — в ошибочном определении массы Нептуна: он оказался на пять процентов легче, чем думали ранее. После коррекции данных моделирование стало совпадать с наблюдениями, и гипотеза о девятой планете отпала.

Некоторые исследователи задумались о причинах появления долгопериодических комет во внутренней Солнечной системе и об источнике короткопериодических комет. Долгопериодические кометы могут появляться у Солнца раз в сотни или миллионы лет. Короткопериодические облетают вокруг Солнца за 200 или менее лет, то есть находятся гораздо ближе.

Кометы имеют очень короткий по космическим меркам срок жизни. Основной их материал — это лед различного происхождения: из воды, метана, циана и др. Солнечные лучи испаряют льды, и комета превращается в незаметный поток пыли.

Тем не менее, короткопериодические кометы продолжают летать вокруг Солнца и сегодня, спустя миллиарды лет после формирования Солнечной системы. Значит, их число пополняется из какого-то внешнего источника.

Таким источником считается Облако Оорта — гипотетический регион радиусом до 1 светового года, или 60 тысяч астрономических единиц, вокруг Солнца. Считается, что там летают миллионы ледяных кусков по круговым орбитам. Но периодически что-то меняет их орбиту и запускает к Солнцу. Что это за сила, пока неизвестно: это может быть гравитационное возмущение от соседних звезд, результаты столкновений в облаке или влияние крупного тела в нем же. Например, это могла бы быть планета размером чуть больше Юпитера — ей даже дали название Тюхе. Авторы гипотезы Тюхе предполагали, что телескоп WISE сможет найти ее, но открытия не состоялось.

Если Облако Оорта — только гипотетическое семейство малых тел Солнечной системы, которое астрономы не могут наблюдать непосредственно, то другое семейство, пояс Койпера, изучено гораздо лучше. Плутон — это первое обнаруженное космическое тело пояса Койпера. Сейчас там открыто еще три карликовые планеты размером с Плутон или меньше и более тысячи малых тел.

Для семейства пояса Койпера характерны круговые орбиты, небольшой наклон к плоскости вращения известных планет Солнечной системы — плоскости эклиптики — и обращение в границах 30 и 55 астрономических единиц. С внутренней стороны пояс Койпера обрывается на орбите Нептуна, кроме того эта планета оказывает гравитационное возмущение на пояс. Причина внешней резкой границы пояса неизвестна. Это дает основания предполагать наличие еще одной полноценной планеты где-то на расстоянии 50 астрономических единиц.

За поясом Койпера, хотя и частично пересекаясь с ним, лежит область рассеянного диска. Для малых тел этого диска, напротив, характерны сильно вытянутые эллиптические орбиты и значительный наклон к плоскости эклиптики. Новые надежды на обнаружение девятой планеты и бурные обсуждения в среде астрономов породили именно тела рассеянного диска.

Некоторые объекты рассеянного диска настолько далеки от Нептуна, что он не оказывает на них никакого гравитационного влияния. Для них придуман отдельный термин «обособленный транснептуновый объект». Один из таких известных объектов под названием Седна приближается к Солнцу на 76 астрономических единиц и отдаляется на 1000 астрономических единиц, поэтому ее одновременно считают первым найденным объектом Облака Оорта. Некоторые известные тела рассеянного диска имеют менее экстремальные орбиты, а какие-то, напротив, имеют еще более вытянутую орбиту и сильный наклон плоскости обращения.

Оказалось, что несколько найденных обособленных транснептуновых объектов имеют ближнюю точку своей орбиты в области около 60 астрономических единиц и эта точка лежит в плоскости эклиптики, а у некоторых объектов орбиты вытянуты в одном направлении. Вероятность такого случайного пролегания орбит составляет 0,025 процента, то есть более вероятно гравитационное влияние неизвестной планеты. По оценкам ученых Калифорнийского технологического института Константина Батыгина и Майкла Брауна, обративших внимание на необычные орбиты, это может быть планета в десять раз массивнее Земли. Возможно, там летает газовый собрат Нептуна и Урана либо каменная планета в 2–4 раза больше Земли, так называемая «суперземля». Хотя, учитывая изобилие ледяных тел на периферии Солнечной системы, более вероятно наличие газовой планеты.

По расчетам авторов свежей гипотезы, «их» планета может иметь вытянутую орбиту, приближаясь к Солнцу на 200 и отдаляясь на 1200 астрономических единиц. Ее точное местоположение на земном небе пока рассчитать не удается, но примерная область поисков постепенно сокращается.

Поиск ведется с помощью оптического телескопа «Субару» на Гавайях и телескопа имени Виктора Бланко в Чили. Для того чтобы дополнительно подтвердить существование планеты и уточнить ее возможное местоположение, требуется найти больше тел рассеянного диска. Сейчас эти поиски продолжаются, работы имеют высокий приоритет, и появляются новые находки. Однако ожидаемая планета по-прежнему неуловима.

Если бы астрономы знали, куда смотреть,то, возможно, смогли бы увидеть планету и оценить ее размер. Но у «дальнобойных» телескопов слишком узкий угол обзора, чтобы осуществлять свободный поиск по большим площадям неба. К примеру, известный космический телескоп Hubble за 25 лет своей работы осмотрел менее 10 процентов всей небесной сферы. Но поиски продолжаются, и если девятую планету Солнечной системы все-таки найдут, то это станет настоящей сенсацией в астрономии.

Подготовлено для научно-популярного портала N+1.

zelenyikot

Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.

zelenyikot.livejournal.com

Девятая планета Солнечной системы существует!

Девятая планета Солнечной системы существует

Девятая планета Солнечной системы существует! - примерно так гласит набирающая обороты в СМИ новость об обнаружении, а точнее о наличии достоверных доказательств того, о чем так часто говорили древние предания и десятилетиями предполагали ученые.

Майкл Браун и Константин Батыгин, являясь сотрудниками Калифорнийского технологического института, занимаясь проблемой поиска девятой планеты в Солнечной системе, обнаружили странную особенность в поведении мелких космических тел в поясе Койпера - движение их отдельных групп несколько отличались от стандартного, что могло свидетельствовать только о влиянии на них гравитации крупной планеты. Таким образом, расчетными методами на основе собранных данных, удалось доказать существование еще одной девятой планеты нашей Солнечной системы.

Ученым также удалось вычислить некоторые параметры неизвестной планеты: она превышает массу Земли в 10 раз, а один оборот вокруг Солнца составляет примерно 15 тысяч лет, ее орбита расположена дальше всех планет Солнечной системы за Плутоном и она движется, вероятнее всего, по эллиптической (вытянутой) орбите в отличие от других планет, движущихся по почти округлым орбитам.

Однако визуальное открытие девятой планеты еще впереди. До сих пор она оставалась "неуязвима" для наших телескопов.

intrest.ru

Тайна девятой планеты

Возможно, в Солнечной системе есть еще одна, девятая планета. Такое предположение высказали астрономы Майкл Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института. Вероятно, новая планета по размеру близка к Нептуну, ее масса составляет от 5 до 15 масс Земли, орбита расположена так далеко, что даже ближайшая ее точка в сотни раз дальше от Солнца, чем Земля, и она так продолжительна, что полный оборот вокруг Солнца новая планета, которую пока называют просто Планета X, проходит за 15 тысяч лет.

Майкл Браун Майкл Браун

Гипотезы о существовании еще одной планеты в Солнечной системе неоднократно высказывали и астрономы, и фантасты, но никогда еще аргументация не была столь убедительной. “Если вы скажете, что у вас есть доказательства существования Планеты X, любой астроном ответит: “Опять? Этот человек точно сумасшедший”, и я бы отреагировал точно так же, – заметил Майкл Браун в интервью журналу Science. – Так чем мы отличаемся? Тем, что на этот раз мы правы”. Интересно, что именно по инициативе Брауна в 2006 году Плутон, до этого считавшийся девятой планетой Солнечной системы, был разжалован в карликовые планеты. Если американский астроном окажется прав на этот раз, он сам же и восстановит нарушенное количество.

Радио Свобода расспросило заведующего отделом физики и эволюции звезд Института астрономии РАН Дмитрия Вибе о том, чего мы еще не знаем о родной Солнечной системе, на каком основании Браун и Батыгин уверены в существовании Планеты X и что должно произойти, чтобы ее открытие стало достоверным.

– На первый взгляд кажется, что окружающая нас Солнечная система должна быть хорошо изучена, но, очевидно, это не так. Чего мы еще не знаем о собственной планетарной системе?

– Наши знания о Солнечной системе зависят от того, какими наблюдательными возможностями мы обладаем. Когда у человечества не было возможности проводить телескопические наблюдения, были известны планеты только до Сатурна. Появился телескоп – был открыт Уран. И так далее, чем совершеннее становится наша наблюдательная техника, тем дальше мы продвигаемся от Солнца. И, скорее всего, это продвижение далеко не закончено.

– А где сейчас проходит эта граница понимания?

– Как раз примерно там, где происходят события, спровоцировавшие сейчас информационный шум, это расстояние порядка нескольких десятков астрономических единиц (одна астрономическая единица – расстояние от Земли до Солнца, или около 150 миллионов километров. – РС), там расположен так называемый пояс Койпера. Впрочем, пояс Койпера, на самом деле, и сам разделяется на несколько групп, есть классический пояс Койпера, который заканчивается примерно в 50 а.е., но есть еще объекты рассеянного диска, резонансные объекты, которые от Солнца в самых далеких точках своей орбиты уходят гораздо дальше.

– Разговоры о гипотетическом существовании еще одной планеты в Солнечно системе, Планеты X, неоднократно то разгорались, то затухали в последнее время. Что было для них поводом?

– Когда нет возможности для прямого наблюдения, приходится искать какие-то косвенные признаки наличия планеты. Часто вспоминают классическую историю с открытием Нептуна в середине 19-го века, тогда были замечены некоторые неправильности в движении Урана, и на этом основании была открыта новая планета, Нептун. В принципе, этот метод может работать и теперь. Видя необъяснимые закономерности в движениях тел за орбитой уже Нептуна, мы можем догадаться о наличии каких-то еще более далеких массивных тел в Солнечной системе. Но проблема в том, что чем дальше от Солнца мы заглядываем, тем сложнее нам эти закономерности улавливать. Поэтому происходят такие истории – вроде бы обнаруживается какая-то закономерность и для ее объяснения привлекают гипотезу о существовании новой планеты, потом эта закономерность оказывается другой и гипотеза о существовании новой планеты становится не нужна. Потом находят новую закономерность и снова вспоминают о планете на дальних окраинах.

– Но на этот раз гипотеза кажется более состоятельной?

– Закономерность, которую использовали Батыгин и Браун, некоторая организованность движения тел пояса Койпера, кажется наглядной и куда более достоверной, чем закономерности, которые привлекались раньше.

– Как я понимаю, эти тела – это, в частности, Седна, транснептуновый объект, открытый в 2003 году при участии соавтора нынешней работы, Майкла Брауна, и VP113, открытый в 2012 году его учеником Чедвиком Трухильо и Скоттом Шеппардом. А в чем их уникальность, почему их движение понадобилось как-то специально объяснять?

Красным цветом обозначена предполагаемая орбита Планеты X Красным цветом обозначена предполагаемая орбита Планеты X

– Их важная особенность в том, что они к Солнцу никогда не приближаются. Практически все известные сейчас объекты, даже те, орбиты которых сильно вытянуты, которые далеко уходят от Солнца в самых далеких точках своих орбит, в самых близких точках своей траектории находятся все же где-то в области орбиты Нептуна. То есть они все же связаны с обычным поясом Койпера, но вот на таких вытянутых орбитах оказались в результате прошлых событий. А Седна и VP113 даже в ближайших к Солнцу точках орбит не заходят в классический пояс Койпера, их перигелии, то есть как раз эти ближайшие к Солнцу точки, находятся в 76 и 80 а.е., тогда как классический пояс Койпера заканчивается в 50 а.е. Это привлекло к ним интерес и с самого начала заставляло думать, что есть некий неизвестный механизм, который способен выбрасывать тела Солнечной системы на такие далекие орбиты. Уже в статье Трухильо и Шеппарда, в которой сообщалось об открытии VP113, было высказано предположение, что это может быть следствием существования какой-то неизвестной пока планеты. Батыгин и Браун провели вычисления и доказали, что эта гипотеза действительно работает. То есть это объяснение состоятельно с точки зрения законов небесной механики, это не просто какая-то фантазия. Если запустить модель Солнечной системы, заставить ее работать по законам механики, то действительно планета, находящаяся на большом расстоянии от Солнца, порядка уже сотен астрономически единиц, в состоянии сыграть роль своего рода дирижера, заставляющего объекты на дальних окраинах пояса Койпера двигаться вот таким особым образом.

– Браун и Батыгин приняли во внимание движение не только Седны и VP113?

– Седна и VP113 заведомо обладают необычными орбитами. Но есть и другие, которые по внешним признакам относятся к рассеянному диску пояса Койпера, но, как оказалось, могут быть родственными с Седной и VP113. Таких тел есть несколько, и их исследовали в своей модели Браун и Батыгин.

– Насколько убедительными кажутся астрономам выводы Брауна и Батыгина? Не получается ли, что существование новой планеты вызывает больше новых вопросов, чем дает ответов?

– На самом деле, к возможному факту наличия этой планеты особых вопросов нет, потому что и до этого рассматривались модели, в которых в Солнечной системе была еще одна планета, которая потом была выброшена на дальнюю окраину в результате взаимодействия с планетами-гигантами на ранних этапах эволюции Солнечной системы. Такие процессы рассматривались еще до того, как появилась модель Батыгина и Брауна. И сейчас никаких новых предположений не требуется. Другой вопрос, и они даже сами его рассматривают в статье, что если выбросить планету из Солнечной системы не проблема, то как ее потом затормозить? Почему она осталась? Как она вышла на ту орбиту, на которой находится сейчас? Впрочем, для всего этого тоже можно подобрать объяснения, это не кажется мне какими-то критическими замечаниями. Тем более что мы знаем другие планетные системы, в которых планеты-гиганты вращаются на расстояниях в десятки астрономических единиц от звезды.

– Разве это не удивительно, что мы знаем о существовании подобных планет у других звезд, а про свою Солнечную систему точно не уверены?

– Сложность состоит в том, что далеко не всегда легко исследовать то, что находится близко. Я могу такой философский пример привести: мы устройство Туманности Андромеды знаем гораздо лучше, чем устройство нашей собственной Галактики, хотя наша Галактика находится вокруг нас. Кроме того, мы открываем планеты у других звезд в подавляющем большинстве случаев не непосредственно. Мы наблюдаем то воздействие, которое эти планеты оказывают на свои родительские звезды. Они могут их затмевать время от времени. Они заставляют их двигаться силой собственного притяжения. Очень мало случаев, когда мы действительно видим планету у других звезд.

– Увидеть новую планету даже здесь, в Солнечной системе, нам тоже будет очень сложно?

– Да. Потому что она очень тускла. И сейчас она с большой вероятностью находится в самой далекой точке своей орбиты, а это могут быть десятки тысяч астрономических единиц. И пробудет там еще очень долгое время. Но другое дело, что теперь, когда есть подозрение, что в принципе она существует, есть надежда выстроить правильную стратегию поиска. И это облегчит ее обнаружение. Надо еще понимать, что мы контроль за небом осуществляем пока очень и очень слабо. У нас отсутствуют системы какого-то постоянного мониторинга неба. Сейчас начал работать один проект на Гавайских островах, который в принципе решает эту задачу. Но все большие, чувствительные телескопы работают так, что они исследуют какой-то один участок неба и переходят к следующему, а когда они вернутся к нему в следующий раз – неизвестно. А чтобы обнаружить движение, нужно осуществлять постоянный мониторинг всего неба. Такую роскошь мы себе пока не можем позволить. А со временем мы увидим в Солнечной системе еще много чего, я думаю, даже из до сих пор не предсказанного.

– В журнале Science приводится замечательное сравнение, что поиск новой планеты похож на поиск иголки в стогу сена через коктейльную трубочку.

– Да. Единственный телескоп, который сейчас хоть как-то походит для такого поиска, – это японский телескоп "Субару". Его поле зрения примерно совпадает по размерам с полной Луной, это тот участок неба, который можно исследовать за одно наблюдение, за один сеанс. Понятно, что чтобы таким образом все небо покрыть, потребуется большое время, тем более что нужно не просто взять и сфотографировать, это нужно делать с неким периодом, чтобы увидеть движение планеты. Ну, вот вначале 20-х годов вступит в строй телескоп GMT в Чили, у которого, как и у "Субару", тоже будет большое зеркало и существенное поле зрения. Если "Субару" не даст результатов, то, может быть, эту планету удастся увидеть при помощи GMT.

– До этого новую планету нельзя считать открытой?

– Естественно. Планету можно открыть только одним способом – обнаружить признаки ее существования наблюдательно.

– Насколько работа Брауна и Батыгина соотносится с одиозными теориями Захарии Ситчина о планете Нибиру?

– Ну, это совершенно из другой оперы. Дело в том, что смысл теорий Ситчина и других подобных состоит в том, что все эти гипотетические ужасные планеты должны время от времени попадать в центральную часть Солнечной системы и совершать здесь всякие злодейства, приводить к катастрофам. Если говорить с астрономической точки зрения, то вот эта Нибиру – это планета с перигейным расстоянием порядка одной астрономической единицы, но никак не в 200 а. ед., как планета Батыгина и Брауна. То, что там что-то далеко может летать, об этом разговоры шли уже очень давно, но чтобы произвести какое-то воздействие на Землю, планета должна поближе подлететь.

– А как существование новой массивной планеты отразится на расчетах стабильности Солнечной системы? Не получится так, что если принять ее во внимание, то окажется, что через пару миллионов лет, условно говоря, Меркурий упадет на Венеру?

– Вопрос, конечно, уместный. Я, правда, сам не очень компетентен в этих вопросах, я только слушал доклады о таких расчетах. И там люди говорили, что мы в принципе не можем точно предсказывать эволюцию Солнечной системы. Такие предсказания становятся хаотическими на больших масштабах времени, потому что для них важно учитывать даже такие вещи, как, например, импульс, который Земля получает при запусках космических ракет. Казалось бы, такая крошечная добавка, но на временах порядка 4 миллиардов лет она может приводить к непредсказуемым последствиям. А мы теперь целую планету добавляем в Солнечную систему. Что я могу сказать... Как был хаос, так и останется. Раньше был один хаос. Добавили планету – будет другой хаос. Солнечная система существует больше 4,5 миллиардов лет. Пока еще никто ни на кого существенно не упал. Может быть, еще 4 миллиарда лет протянем как-нибудь.

www.svoboda.org

Девятая планета Солнечной системы | Pulse UK

Ученые Калифорнийского технологического университета объявили об обнаружении девятой планеты Солнечной системы. Майкл Браун и Константин Батыгин опубликовали исследование, в котором утверждают: саму планету в телескоп они не видели, но косвенные доказательства несомненны.

Майкл Браун и Константин Батыгин

Благодаря трудам уже упомянутого Майкла Брауна Плутон в 2006 году потерял статус планеты - в нашей Солнечной системе их осталось только восемь.

Кажется, астроном решил компенсировать ущерб: 20 января Браун и его коллега Константин Батыгин заявили, что они получили косвенные доказательства наличия в нашей галактике еще одной - девятой планеты.

В телескоп ее никто не видел. Есть доказательства косвенные. Ученые обратили внимание: семь объектов в поясе Коплера - в нем находится и Плутон - движутся в одном направлении. При этом их орбиты формируются таким образом, что тому есть только одно объяснение - их держит вместе гравитационное поле большой планеты.

Майкл Браун рассказывает: "Мы нашли единственное объяснение этим странным процессам на краю нашей галактики: там есть гигантская планета, масса которой в 10 раз больше массы Земли, она находится от Солнца дальше, чем Нептун, и вращается по эллиптической орбите. Мы ее пока не видели, но мы обнаружили ее гравитационное воздействие на часть нашей Солнечной системы. И мы знаем, что она там. Начинаем поиски".

По данным ученых, планета X находится примерно в 20 раз дальше от Солнца, чем Нептун - он вращается примерно в 4,5 миллиардах километров от звезды. Из-за того, что она так далеко, на поиски могут уйти годы. Но Брауна это не огорчает.

"Каждый астроном захочет увидеть Девятую планету первым. Вот это будет и впрямь волнующий момент: теория, пусть и весьма убедительная, станет истиной. Это изменит и учебники астрономии, и детские книжки. Даже такие вещи, как контейнер, в котором моя дочка носит обед в школу: на нем тоже нарисованы планеты. Эти картинки повсюду, они часть нашей культуры. Им пришлось убрать Плутон, но теперь вместо него надо будет опять добавить девятую планету".

По словам Брауна, в мире есть много телескопов, с помощью которых ее можно найти. Кампания по поиску уже стартовала.

Reuters

pulse-uk.org.uk

Девятая планета Солнечной системы

Некоторое время назад Плутон был исключен из списка полноценных планет и перенесен в разряд карликовых планет, став после этого самым крупным объектом пояса Койпера. Однако, согласно исследованиям, проведенным учеными из Калифорнийского технологического института, количество планет в Солнечной системе осталось неизменным и равно, по-прежнему, девяти. Исследователи Константин Батыгин (Konstantin Batygin) и Майк Браун (Mike Brown) уверены, что планета, масса которой в десять раз превышает массу Земли, может вращаться вокруг Солнца по очень вытянутой эллиптической орбите на расстоянии, в 20 раз превышающем расстояние от Солнца до Нептуна (60 миллиардов километров). А один оборот вокруг Солнца эта Планета Х совершает за 10-20 тысяч земных лет.

Существование Планеты Х является пока еще гипотетическим фактом, но который подтверждается результатами многочисленных математических компьютерных моделирований, основанных на анализе орбит движения шести объектов пояса Койпера, находящегося во внешней части Солнечной системы. Эти объекты движутся по несколько необычным орбитам, наклоненным на 30 градусов к плоскости эклиптики системы, плоскости, в которой вращаются восемь основных планет нашей системы.

Ученые утверждают, что необычность орбит движения объектов пояса Койпера можно объяснить наличием ранее неизвестной большой планеты или наличием дополнительной массы материи в поясе Койпера. Однако, последний вариант маловероятен из-за того, что в этом случае масса всего пояса Койпера должна в сто раз превышать его реальную массу. Этот факт также нельзя объяснить влиянием движения обычных планет системы, так как орбиты планет слишком разнятся друг от друга и их влияние не может вызвать столь упорядоченные наклон и выравнивание орбит объектов пояса Койпера.

Результаты расчетов математических моделей показали, что перигелий орбиты (самая близкая точка к Солнцу) Планеты Х, "сдвинут по фазе" на 180 градусов по отношению к движению других планет системы. Такое движение девятой планеты является своего рода стабилизатором резонансного состояния, в котором находятся шесть анализируемых объектов пояса Койпера. Это состояние делает орбиты движения объектов устойчивыми и препятствует их столкновениям друг с другом.

В дополнение к объяснению необычных траекторий движения шести объектов пояса Койпера, гипотеза о существовании девятой планеты объясняет и аномалии траекторий еще двух объектов, Седны и 2012 VP113. Эти аномалии наблюдались учеными четыре раза за последние три года и до последнего времени этому явлению не нашлось никакого разумного объяснения.

Ученые полагают, что факт наличия девятой планеты может пролить свет на некоторые загадки происхождения Солнечной системы. Это указывает на наличие некоего пятого ядра, в дополнение к известным в теории четырем, вокруг которых происходило уплотнение пыли и газа протопланетарного диска и из которых сформировались Юпитер, Сатурн, Уран, и Нептун. Позже это пятое ядро, зародыш планеты, было "изгнано" из системы Юпитером или Сатурном, что объясняет сильно эксцентрическую орбиту движения девятой планеты.

Ученые из Калифорнийского технологического института утверждают, что, несмотря на большое расстояние, большие наземные телескопы должны быть в состоянии разглядеть девятую планету, которая очень подобна Нептуну. И они надеются, что их исследования станут толчком к организации "охоты" на девятую планету Солнечной системы.

"Все те ученые, которые сильно расстроились из-за Плутона, могут успокоиться, зная, что в Солнечной системе может находиться еще одна планета, которую нам предстоит обнаружить в будущем" - рассказывает Майк Браун, - "Теперь нам остается только найти эту Планету Х, после чего в Солнечной системе опять будет насчитываться девять планет".

tech.indexdirectory.net

Девятая планета могла сдвинуть всю Солнечную систему, кроме Солнца

После рождения восемь основных планет вращались вокруг солнца в исходной плоскости. Солнце вращается вокруг своей собственной оси, но его ось наклонена: она расположена под углом 6 градусов относительно линии, перпендикулярной к плоскости планет. Этот необычный перекос могут объяснить несколько теорий, включая временный буксир, проходящий мимо звезды давным-давно, или взаимодействия между магнитными полями Солнца и первичным пылевым диском, из которого вышла солнечная система. Но они не объясняют другого.

На днях астрономы предложили новое объяснение: гипотетическая массивная планета во внешней Солнечной системе могла смешать орбиты других планет. В начале этого года Майкл Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института в Пасадене заявили, что девятая планета может быть ответственна за странное движение ряда ледовитых миров во внешней Солнечной системе.

Если подключить их теорию к описанной выше, в происках небес начинает проглядываться смысл. Элизабет Бейли, также из Калтеха, которая работала с Брауном и Батыгиным, говорит, что эту идею можно экстраполировать на орбиты всех других планет.

«Поскольку мы думаем, что девятая планета существенно наклонена, если существует, из этого будет следовать и то, что она наклоняет другие объекты, — говорит Бейли.

И будет наклонять именно так, как нужно. Похоже, это недостающий элемент головоломки, который говорит в поддержку гипотезы девятой планеты. Эта планета должна быть массивнее Земли в 5-20 раз и обладать крайне эксцентричной орбитой, уходя на 250 а. е. от Солнца в дальнейшей точке.

Эта удлиненная траектория привела к предположениям, что когда-то эта экзопланета была похищена нашим солнцем. Если это произошло достаточно рано, тогда ее гравитационное влияние на заре появления Солнечной системы было достаточно сильным, чтобы растащить планеты с орбитальной плоскости, говорит Бейли.

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун двигались как один, поэтому девятая планета не смогли бы сдвинуть их по отдельности, как бильярдные шары. Вместо этого она сдвинула всю Солнечную систему. Наклон девятой планеты, а не ее масса, сыграл решающую роль, говорит Алессандро Морбиделли из Обсерватории Коте д’Азур в Ницце, Франция, который независимо пришел к такому же заключению.

Если бы дело было в массе, Юпитер был бы первым в списках подозреваемых. «Важно то, что нарушитель спокойствия находится вне плоскости. Юпитер просто не может наклонить сам себя», говорит он. Однако наклон солнца не доказывает существование девятой планеты. Это докажет телескоп.

www.electorat.info

Девятая планета могла сдвинуть всю Солнечную систему, кроме солнца

Ревнивая девятая планета могла оттолкнуть своих братьев и сестер ради внимания. Если массивная девятая планета существует в нашей Солнечной системе, она может объяснить, почему все планеты не находятся на линии с солнцем. После рождения восемь основных планет вращались вокруг солнца в исходной плоскости. Солнце вращается вокруг своей собственной оси, но его ось наклонена: она расположена под углом 6 градусов относительно линии, перпендикулярной к плоскости планет.

В начале этого года Майкл Браун и Константин Батыгин из Калифорнийского технологического института в Пасадене заявили, что девятая планета может быть ответственна за странное движение ряда ледовитых миров во внешней Солнечной системе. Если подключить их теорию к описанной выше, в происках небес начинает проглядываться смысл.

«Поскольку мы думаем, что девятая планета существенно наклонена, если существует, из этого будет следовать и то, что она наклоняет другие объекты, — говорит Бейли. И будет наклонять именно так, как нужно. — Похоже, это недостающий элемент головоломки, который говорит в поддержку гипотезы девятой планеты».

Эта планета должна быть массивнее Земли в 5-20 раз и обладать крайне эксцентричной орбитой, уходя на 250 а. е. от Солнца в дальнейшей точке. Эта удлиненная траектория привела к предположениям, что когда-то эта экзопланета была похищена нашим солнцем.

Если это произошло достаточно рано, тогда ее гравитационное влияние на заре появления Солнечной системы было достаточно сильным, чтобы растащить планеты с орбитальной плоскости, говорит Бейли. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун двигались как один, поэтому девятая планета не смогли бы сдвинуть их по отдельности, как бильярдные шары. Вместо этого она сдвинула всю Солнечную систему.

Наклон девятой планеты, а не ее масса, сыграл решающую роль, говорит Алессандро Морбиделли из Обсерватории Коте д’Азур в Ницце, Франция, который независимо пришел к такому же заключению. Если бы дело было в массе, Юпитер был бы первым в списках подозреваемых.

Другие статьи:

nlo-mir.ru