Как устроена атомная подлодка. Атомная подводная лодка как работает


Как работает двигатель подводной лодки? |

В настоящее время большинство современных подводных лодок являются ядерными или дизельными электростанциями, которые используются на подводных лодках во время Первой и Второй мировых войн.

Дизель Электрические лодки используют дизель-генераторы для подзарядки своих массивных батарей. В Первой мировой и Второй Мировой Войнах подводные лодки не были истинными подводными кораблями, как мы их определяем сегодня — это низкопрофильные надводные суда с ограниченной подводной работоспособностью. С появлением корпусов слезной и сигарной форм, а также значительно улучшенной технологии батарей, DE теперь может оставаться под водой в течение нескольких недель. Тем не менее, они все еще ограничены в скорости, и у них нет выбора, кроме как подойти к глубине перископа и трубке, чтобы перезарядить свои батареи. Пока они работают от батареи, они очень тихие, но после снорклинга они очень шумные. В первые дни программы ядерной энергетики для военно-морского флота были горячие споры о стоимости ядерной энергии против дизельных электрических технологий. Был задуман тест, в котором одна атомная подводная лодка была оснащена несколькими судами DE. Каждый раз, когда им приходилось заниматься подводным плаванием и подзаряжать их, они становились сидевшими уток. С того времени флот был почти исключительно ядерным с подводными лодками, только имея 3 флота в флоте, и в основном для учебных целей, известных как «B Girls» — USS Barbel (SS-580), USS Blueback (SS- 581) и USS Bonefish (SS-582). С тех пор они были выведены из эксплуатации, и нынешний подводный флот ВМС США — все ядерные.

Основные операции и теория оставались неизменными на протяжении десятилетий — улучшилась только технология. По существу, дизельные двигатели, которые могут генерировать электричество, перезаряжают батареи лодки, а электричество постоянного тока от батарей питает электрический двигатель, подсоединенный к главному валу гребного винта.

Ядерные подводные лодки, настоящие подводные лодки по всем определениям, ограничены только их экипажами. Без необходимости пополнения экипажа лодка могла оставаться в море на неопределенное время в течение многих лет, пока не возникнет необходимость в заправке реактора. У атомных подводных лодок также есть дизель-генератор, батареи и резервный электродвигатель, если основные двигатели не работают или имеют проблемы. Хотя скорость довольно медленная, это хоть что-то.

Реакторная технология довольно проста — реактор вырабатывает тепло, и находящийся под ней охлаждаемый (американский) сжатый металл (русский), протекающий по нему, передается в парогенератор, который представляет собой не что иное, как большую камеру, в которой хладоагент протекает через трубу И вода из вторичной подачи воды закачивается в камеру и на трубы горячего теплоносителя, мгновенно высвечивая ее в пар. Пар под давлением затем используется для питания турбогенераторов, которые, в свою очередь, соединены с редукторами, соединенными с главным валом гребного винта. После того, как пар используется, он переходит в конденсатор, который возвращает его в воду, и он снова закачивается обратно в паровую камеру, чтобы снова запустить непрерывный цикл.

Военно-морские силы США имеют прекрасную запись, используя реакторы с водой под давлением, так как они были введены в флот адмиралом Хайманом Г. Риковером в начале 50-х годов с Наутилуса. В течение многих лет россияне обычно использовали различные охлаждающие жидкости реактора со смешанными результатами, такими как жидкий никель или жидкий натрий.

Если вы хотите увидеть основную схему работы на атомной лодке, вы можете увидеть диаграмму в одной из старых брошюр Welcome Aboard, которые у меня есть на моем собственном сайте, где есть фотографии и другие предметы из моих дней подводной лодки. Обратите внимание, что даже если это базовая диаграмма, все корабли или подводные лодки по всему миру, работающие на атомном топливе, используют один и тот же основной принцип — единственное различие заключается в конструкции машин и реактора.

Похожие

otvetopedia.ru

Как устроена атомная подлодка

Бесшумные «хищники» морских глубин всегда наводили ужас на неприятеля, причем как в военное, так и в мирное время. С подлодками связано бесчисленное количество мифов, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что их создают в условиях особой секретности. Экскурс в устройство атомных подводных лодок предложен вашему вниманию в этой фишке.

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Источник: cdn.img.inosmi.ru

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Источник: s00.yaplakal.com

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» - за форму корпуса и внушительность размеров.

· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты. К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».

Подводная лодка проекта 941 «Акула»

Подводная лодка проекта 941 «Акула»

· ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). Это самая малочисленная группа современных АПЛ. Сюда входят российский 949А «Антей» и некоторые переоборудованные в носители крылатых ракет американские «Огайо». Концепция ПЛАРК перекликается с многоцелевыми АПЛ. Субмарины типа ПЛАРК, правда, крупней – они представляют собой большие плавучие подводные платформы с высокоточным оружием. В советском/российском флоте эти лодки также именуют «убийцами авианосцев».

Источник

zagopod.com

Атомная подводная лодка Википедия

Для этого термина существует аббревиатура «ПЛА», которая имеет и другие значения: см. ПЛА (значения). Для этого термина существует аббревиатура «АПЛ», которая имеет и другие значения: см. АПЛ (значения). Первая в мире атомная подводная лодка USS «Nautilus» (SSN-571) на ходовых испытаниях

Атомная подводная лодка (АПЛ, ПЛА) — подводная лодка с ядерной силовой установкой.

История[ | код]

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик подводных лодок. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

14 июня 1952 в США была заложена первая в мире АПЛ «Наутилус» (англ. USS Nautilus), и она была спущена на воду 21 января 1954 года[1][2][3].

Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность[4]. Помимо этого, техническое решение позволило «Наутилусу» как стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой), так и первым кораблём, посетившим Северный полюс[5].

В СССР впервые идея создания подводной лодки с атомной энергетической установкой была изложена А. П. Александровым в письме к И. В. Курчатову от 19 августа 1952 г. Реализация проекта завершилась 4 июня 1958 года, когда советская подводная лодка К-3 дала ход под атомной силовой установкой[1].

В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания, а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР.

Однако существует другая точка зрения на программу строительства АПЛ в КНР. В конце 1950-х годов КНР запросил в СССР технологии и помощь в строительстве АПЛ, однако пока шли переговоры в КНР началась Культурная революция и отношения с СССР испортились. КНР начала строительство АПЛ своими силами в 1964 году (дата не точная) проекта 091 (код НАТО — SSN Han-class/«Хань»), однако техническая отсталость и хаос Культурной революции привели к тому, что АПЛ вступила в строй только в 1980 году (дата не точная). Единственное отличие корабля, имя которого неизвестно, бортовой номер — 401.

Особняком стоит Франция, которая начала строить АПЛ примерно в то же время, но разработав всю программу судостроения самостоятельно. Французские атомные реакторы для подводных лодок отличаются компактностью и хорошей защитой. Они имеют меньший срок службы между проведением обслуживания — около 5 лет, что вдвое меньше американских аналогов, но по плану каждые пять лет французские лодки проходят обновление радиоэлектронного оборудования, и смена ядерного топлива происходит во время этих ремонтов.

Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились соответственно в США в 1954 году —

ru-wiki.ru

Как устроена атомная подлодка — Все о подводных лодках

Как устроена атомная подлодкаПринцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

как сделать подводную лодку из бумаги

как служат на подводной лодке

как назвать подводную лодку

bennlo.ru

Как умирают атомные подлодки - BBC News Русская служба

Французская атомная подлодка выходит в мореПравообладатель иллюстрации Getty

Утилизация списанных подводных лодок, оснащенных атомными силовыми установками, – сложный и трудоемкий процесс, пишет корреспондент BBC Future.

Атомные подводные лодки давно будоражат умы голливудских сценаристов – достаточно вспомнить боевик "Охота за "Красным Октябрем" или сериал 1960-х "Путешествие на дно моря" (Voyage to the Bottom of the Sea). Эти боевые корабли неизменно представляются грозными инструментами геополитического влияния, бесшумно скользящими в мрачных океанских глубинах по своим совершенно секретным делам.

Но когда срок службы такой подлодки заканчивается, она превращается в плавучий источник радиоактивной опасности, поскольку на борту находится трудноизвлекаемое отработанное ядерное топливо. Военно-морским силам, имеющим на вооружении атомные субмарины, приходится прилагать огромные усилия для утилизации стареющего наследия холодной войны.

В результате этой работы возникли могильники атомных подлодок. Их можно найти на севере тихоокеанского побережья США, за Полярным кругом, а также неподалеку от базы российского Тихоокеанского флота во Владивостоке.

(Похожие статьи из раздела "Журнал")

Кладбища субмарин отличаются друг от друга. Самые грязные и небезопасные из них, расположенные на побережье Карского моря в северной Сибири, фактически представляют собой свалки ядерных отходов – реакторы, демонтированные с подводных лодок, и элементы отработанного топлива усеивают морское дно на трехсотметровой глубине. По всей видимости, вплоть до начала 1990-х советские моряки избавлялись в этом месте от атомных и дизель-электрических субмарин, просто затапливая их в море.

Ржавые останки

Кладбище дизель-электрических подводных лодок в фиордах Оленьей губы на северо-западе Кольского полуострова, в арктической части России, выглядит сюрреалистично: тут и проржавевшие носовые части субмарин с обнажившимися каналами торпедных аппаратов, и ветхие боевые рубки, накрененные под неестественными углами, и разрушенные корпуса, похожие на раковины моллюсков, разбитых чайками о камни.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Подлодки "Кострома" и "Псков" на приколе

Как считают в международном экологическом объединении "Беллона" со штаб-квартирой в норвежском Осло, советский флот превратил Карское море в "аквариум, полный радиоактивного мусора". На морском дне покоятся около 17 000 контейнеров с радиоактивными отходами, 16 ядерных реакторов и пять атомных подлодок, затопленных целиком – у одной из них оба реактора до сих пор под завязку заполнены топливом.

Сейчас к району Карского моря присматриваются нефтегазовые компании. Если при бурении скважины случайно будет повреждена защитная оболочка реактора или топливных элементов, это может вызвать радиоактивное загрязнение рыболовных промыслов, предупреждает управляющий директор "Беллоны" Нильс Бомер.

Официальные кладбища подводных лодок – другое дело. Их можно даже найти на Google Maps. Если рассмотреть в высоком разрешении спутниковые фотографии самого большого хранилища ядерных отходов США в Хэнфорде, штат Вашингтон, хранилища в губе Сайда на Кольском полуострове или корабельных верфей вокруг Владивостока, можно заметить ряды стальных контейнеров-тубусов, каждый около 12 метров в длину. В Хэнфорде контейнеры в ожидании захоронения уложены в длинных земляных траншеях. В доках губы Сайды они хранятся ровными рядами, а в Японском море – пришвартованы к пирсу на базе подводных лодок Павловск неподалеку от Владивостока.

Удаление топлива и извлечение реакторов

Эти контейнеры, известные как трехотсечные блоки, – все, что осталось от сотен атомных субмарин. Они представляют собой освобожденные от топлива и герметично запаянные блоки реакторов, которые создаются в процессе списания подлодок. Процесс доведен до совершенства на военно-морской верфи и промежуточной станции технического обслуживания Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Так заканчивается жизнь субмарин

Это кропотливый процесс. Сначала списанную подлодку буксируют в специальный док, где из реакторного отсека сливают все жидкости, обнажая отработанные топливные сборки. Затем каждую из сборок по отдельности извлекают из реактора, помещают в контейнеры для отработанного топлива и по железной дороге направляют для утилизации на завод долгосрочного хранения и переработки использованного топлива. В США это предприятие под названием Naval Reactors Facility, расположенное на территории Национальной лаборатории Айдахо, а в России – производственное объединение "Маяк" в Челябинской области.

Хотя после этих операций в парогенераторах, насосах, клапанах и трубопроводах реакторного отсека больше не осталось обогащенного урана, металл, из которого они изготовлены, после десятилетий бомбардировки нейтронами сам стал радиоактивным. Поэтому после извлечения топлива подлодку отводят в сухой док, где реакторный отсек, а также отсеки, непосредственно к нему прилегающие, вырезают из корпуса. После чего на вырезанный фрагмент навариваются толстые стальные заглушки. Таким образом, трехотсечные блоки в действительности представляют собой герметично запаянные сегменты самой субмарины. Все нерадиоактивные компоненты подводной лодки утилизируются отдельно.

Правообладатель иллюстрации Bellona Foundation Image caption Реакторы атомных субмарин, складируемые под Владивостоком

Россия сейчас также применяет эту технологию - Запад в свое время опасался, что из-за менее строгих требований, предъявлявшихся в наследнице СССР к процессам утилизации ядерных отходов, отработанное топливо может оказаться в руках террористов. Так, в бухте Андреева неподалеку от губы Сайда до сих пор хранится отработанное топливо с 90 подлодок, списанных в период между 1960-ми и 1970-ми гг. В 2002 г. страны-члены Большой восьмерки запустили 10-летнюю программу стоимостью 20 млрд долл. по передаче Российской Федерации американских технологий утилизации ядерных отходов. Благодаря этой программе российские стандарты утилизации существенно повысились, условия хранения топлива улучшились, было построено наземное хранилище для списанных реакторов.

Плавучая угроза

По словам Бомера, более безопасное наземное хранилище было необходимо потому, что в Сайде трехотсечные блоки просто оставляли на плаву (заполненные воздухом отсеки по обе стороны от реакторного обеспечивают конструкции плавучесть). А в Павловске 54 блока до сих пор хранятся на плаву под открытым небом.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Советская подлодка К-19, сфотографированная в 1972 году у берегов Ирландии

Утилизация реакторных отсеков вышеописанным образом не всегда возможна, говорит Бомер. У некоторых подлодок советской постройки реакторы охлаждались сплавом свинца и висмута, а не водой, как в распространенных водо-водяных атомных установках. После остановки реактора охладитель замерзает, превращая реакторный отсек в монолит. Бомер говорит, что две из таких подлодок до сих пор толком не утилизированы – их пришлось отбуксировать на удаленную стоянку базы Гремиха на Кольском полуострове от греха подальше.

Используя методику трехотсечных блоков, Россия на сегодняшний день утилизировала 120 атомных подводных лодок Северного флота и 75 - Тихоокеанского. В США эту технологию применили для утилизации 125 субмарин времен холодной войны. К методике трехотсечных блоков прибегает и Франция. А вот атомные субмарины Королевского военно-морского флота Великобритании сконструированы таким образом, что реакторный модуль можно извлечь из корпуса, не вырезая его вместе с отсеком. "Реактор извлекается вместе с защитной оболочкой, помещается в контейнер и отвозится на хранение", - говорит представитель минобороны Великобритании.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Британская атомная субмарина в Гибралтарском проливе

Однако пока остается не понятным, когда будут воплощены планы Великобритании по утилизации 12 списанных подлодок, стоящих на приколе в Девенпорте на юге Англии, а также еще семи субмарин в шотландском Росайте: правительство еще не решило, на каких из пяти существующих предприятий страны следует хранить их реакторы и отработанное топливо. Затягивание с принятием решения вызывает беспокойство жителей обоих городов, поскольку количество списанных атомных подводных лодок там продолжает расти.

А подводный флот растет...

А природоохранные группы критикуют американскую методику хранения отработанного ядерного топлива. С 1953 г., когда на воду была спущена первая в стране атомная подводная лодка USS Nautilus, ВМС США складируют все отработанное топливо в Национальной лаборатории министерства энергетики в штате Айдахо. "В этой лаборатории испытывали опытный реактор для USS Nautilus; с тех пор все отработанное ядерное топливо с атомных подлодок направляют в Айдахо, - говорит Беатрис Брэйлсфорд, представитель природоохранной лоббистской группы Snake River Alliance. – Оно хранится над вторым по величине подземным водоносным горизонтом Северной Америки".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Первая атомная подводная лодка - американский "Наутилус"

По словам Брэйлсфорд, хотя отработанное топливо не закапывают, другие виды отходов с атомных подлодок заглубляются в землю прямо над водоносным горизонтом, и подобная практика может продлиться еще с полвека. "Многие жители Айдахо обеспокоены такой перспективой, - говорит она. – Под угрозой не только запасы пресной воды, но и посевы картофеля – корнеплода, которым так славится наш штат".

Даже при соблюдении строгих мер безопасности радиоактивные материалы могут попадать в окружающую среду – причем порой самыми необычными способами. Например, и Национальная лаборатория, и хранилище в Хэнфорде в свое время отмечали утечку радиации из-за перекати-поле, которые попадали в резервуары охлаждения радиоактивных отходов, набирали на себя зараженную воду, а затем сдувались ветром за пределы охраняемого периметра.

Однако то, что безопасная утилизация атомных подлодок занимает длительное время и дорого стоит, никак не влияет на стремление военных стратегов строить новые и новые субмарины. "По крайней мере создается впечатление, что ВМС США считают оснащение подлодок атомными силовыми установками очень удачным решением и не собираются переходить на альтернативные источники энергии", - говорит Эдвин Лайман, аналитик в области ядерной политики из неправительственной группы "Союз обеспокоенных ученых", базирующейся в Кембридже, штат Массачусетс.

Правообладатель иллюстрации Science Photo Library Image caption Россия, как и США, не намерена останавливаться - в планах строительство новых атомных субмарин

США не одиноки в любви к атомному подводному флоту: на российских верфях в Северодвинске строятся четыре такие субмарины, а в планах – строительство еще восьми подобных лодок к 2020 г. "Несмотря на ограниченный бюджет, Россия твердо намерена наращивать свой атомный подводный флот", - говорит Бомер. Китай занимается тем же самым.

Так что, судя по всему, скорого опустения кладбищ подводных лодок и хранилищ отработанного топлива ожидать не приходится.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

www.bbc.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики