Су-34 по прозвищу "Утенок": лучший бомбардировщик армии России. Бомбардировщик су 34


Характеристики российского самолёта-истребителя Су 34

Су 34 относится к поколению самолётов 4++ и является фронтовым бомбардировщиком, способным наносить бомбовые удары в оперативном тылу противника в любых условиях погоды, днём и ночью с использованием преимущества малых высот, искать и уничтожать воздушные цели, а также бронетехнику и живую силу врага на поле боя.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Су 34 Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

Су 34Су 34

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик Су 34 показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году Су 34 в штате ВВС России.

Особенности самолёта Су 34

Самолёт собран по традиционной аэродинамической компоновке со среднерасположенным крылом трапециевидной формы с передним горизонтальным оперением типа «утка» и двухкилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Передняя часть корпуса машины напоминает клюв утки, из-за чего Су 34 получил среди пилотов прозвище «Утёнок». Силовая установка предоставлена двумя двигателями АЛ-31Ф-М1 и дополнительной вспомогательной установкой для запуска на необорудованных аэродромах.

Су 34 взлетСу 34 взлет

Конструктор позаботился о защите пилотов.  Бронекапсула кабины, которая весит более полутора тонны, выполнена из 17-мм брони титановых сплавов. Вход осуществляется снизу через нишу основной стойки шасси. Защиту из брони имеют двигатели и основные агрегаты самолёта.

В кабине экипажа предусмотрены удобства для продолжительного полёта – зона отдыха, биотуалет, запас пищи и воды, микроволновая печь. Катапультные кресла оборудованы массажными устройствами. Индикация на лобовом стекле представляет информацию о полёте, которую видно даже не находясь в кресле пилота. Имеется прогулочное пространство, работает система кондиционирования и отопления, в кабине не нужны кислородные маски.

После модернизации предусмотрена установка двигателей АЛ-41Ф, которые могут в режиме «супекруз» поддерживать сверхзвуковую скорость Су 34 неограниченное время. Четыре топливных бака объёмом 12500 литров защищены от взрыва и пожара за счёт заполнения пенополиуретаном, не дающим образоваться горючей газовоздушной смеси.

Су 34 кабинаСу 34 кабина

Радиолокационное, оптиколокационное и телевизионное прицельное оборудование разрешают поражать цели управляемыми ракетами на расстоянии до 2500 км, не заходя в зону действия ПВО противника.

Характеристики истребителя-бомбардировщика Су 34

  • Размах крыла – 14,7 м
  • Длина самолёта – 23,3 м
  • Площадь крыла – 62 м2
  • Максимальный взлётный вес – 45 т
  • Запас топлива в баках – 12100 кг
  • Полезная нагрузка – 8 т
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 12800 кгс
  • Наивысшая скорость у земли – 1400 км/ч
  • Наибольшее число М – 1,8
  • Практический потолок – 15 тыс.м
  • Дальность полёта на высоте – 4 тыс.км
  • Дальность полёта у земли – 1 тыс.км
  • Максимально допустимая перегрузка – 7
  • Экипаж – 2 чел

Что касается вооружения Су 34, в зависимости от дальности и цели полёта на 12 точках подвески можно разместить в пределах 8 тысяч килограмм:

  • Неуправляемые ракеты
  • Управляемые ракеты типа Х-25, «Москит», «Яхонт», «Альфа»
  • Управляемые ракеты Х-59М
  • Бомбы различных калибров
  • Корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500
  • 8 ракет Р-27, 8 ракет Р-77, 6 ракет Р-73
  • Радиобуи разных типов
Су 34Су 34

Боевое применение самолёта Су 34

Впервые участие в боевых действиях Су 34 принял при «Пятидневной» войне против Грузии в 2008 году. Прикрывая действия ударной авиации, Су 34 разбил основную грузинскую РЛС невдалеке от деревни Шавшвеби под Гори.

В марте 2012 года фронтовой бомбардировщик Су 34 применялся для нанесения высокоточных ударов для уничтожения боевиков в Южной Осетии и Дагестане. Детали операции остаются неизвестными, а командование оценило действия фронтового бомбардировщика как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.

На базу в провинции Латакия в сентябре 2015 года перелетели шесть Су 34 из России. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один Су 34 из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Самолёт упал, один пилот успел катапультироваться и попал в плен, судьба второго члена экипажа неизвестна.

Су 34 вид снизуСу 34 вид снизу

Интересные факты и случаи из эксплуатации

Факт небоевого применения Су 34. 18 апреля 2016 года пара Су 34 разбомбила ледяной затор на Северной Двине. Заходя на бомбометание по одному, они сбросили около 4 тонн бомб за два захода в районе Кобылинских перекатов, попав точно в нужное место.

В июне 1995 года перед вылетом на авиационный салон во Францию решили показать новый самолёт генеральному конструктору Су 34 Симонову М.П. После четвёртого разворота основное шасси не вышло, экипаж, поняв обстановку заложил вираж с большим креном и буквально вытолкнул основные стойки, после чего машину благополучно посадили на бетонную полосу. Можно понять чувство генерального конструктора, ведь спасли не только новый опытный самолёт, но и не сорвали показ его на французском авиационном салоне.

3 августа того же года лётчик-испытатель В. Петруша и штурман В. Ощепков, загрузив пять тонн бомб и ракет поднялись на высоту 15050 м, установив тем самым новый мировой рекорд, попутно подняв 5129 кг полезной нагрузки на 2000 м и превысив ещё одно достижение.

В этом же месяце 19 числа на МАКС-99 превышены ещё три мировых достижения, лётчик-испытатель И. Соловьёв и штурман-испытатель В. Шендрик для самолёта со взлётной массой до 45 т. достигли высоты 16150 метров с полезной нагрузкой 2,3 тонны, какую реактивный самолёт такого класса не достигал ещё никогда.

Су 34Су 34

Ещё один печальный факт, выполняя посадку на аэродроме Бутурлиновка, Су 34 4 июня 2015 года выкатился за пределы полосы и перевернулся, члены экипажа остались целы и невредимы.

На 23 февраля 2016 года в строю по охране воздушного пространства у российских ВКС России находятся 83 истребителя-бомбардировщика Су 34, производство которых налажено в НАПО им. В. Чкалова (город Новосибирск), в сборке задействованы 6 тысяч рабочих и инженеров.

Нанесение авиаудара бомбардировщиками Су-34 на учении «Центр-2015»
Нанесение авиаудара бомбардировщиками Су-34 на учении «Центр-2015»

Видео самолёта-истребителя Су 34:

 

The following two tabs change content below.

Рекомендуем к просмотру

comments powered by HyperComments

aviarf.ru

Су-34 по прозвищу "Утенок": лучший бомбардировщик армии России - Армия и ОПК

Сотый новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 выпущен Новосибирским авиационным заводом им. В.П. Чкалова. Об этом сообщил 19 августа на своей официальной странице в Facebook вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

Первый контракт на поставку Су-34 был заключен с Минобороны России в 2008 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

Как заявлял ранее главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев, в перспективе Су-34 заменят фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВКС планируют получить не менее 200 самолетов Су-34.

Российские военные успешно применяют этот самолет в ходе операции против боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещенная в РФ организация) в Сирии.

ПОЧЕМУ "УТЕНОК"

Су-34 Валерий Шарифулин/ТАСС

Су-34

© Валерий Шарифулин/ТАСС

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Экипаж — два человека: летчик и штурман размещаются рядом в бронированной кабине. Вход в нее выполнен через нижний люк по ступенькам.

Как рассказал корреспонденту ТАСС в преддверии Дня военной авиации командир авиазвена Су-34 капитан Алексей Белоног, налетавший почти тысячу часов и освоивший четыре типа самолетов, бесспорным фаворитом для него является именно истребитель-бомбардировщик Су-34.

И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют "Утенком" за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого

Алексей Белоног

Командир авиазвена Су-34, капитан

Этот самолет — любимец многих пилотов — наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. "Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа, - прим. ТАСС)", — признался летчик.

ТРИ В ОДНОМ

Су-34 Марина Лысцева/ТАСС

Су-34

© Марина Лысцева/ТАСС

Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и в разных погодных условиях — таковы возможности двухместного фронтового бомбардировщика Су-34. По классификации НАТО Fullback — "Защитник". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника.

Су-34 — уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Су-34 представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Серийно производится с 2006 года на авиазаводе в Новосибирске.

Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году (опытный экземпляр Т-10В-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов).

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.

Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

© Богдан Руденко/пресс-служба Минобороны России

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж, в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом.

"Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета", — говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост.

На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Если знать, что такого устройства нет не только на истребителях, но и на дальних бомбардировщиках и даже на военно-транспортных самолетах типа Ил-76, то уникальности Су-34 можно удивиться еще раз

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Самолет Су-34 обладает возможностью летать в режиме автопилота на предельно малой высоте, огибая рельеф местности. Таких "способностей", по мнению Литовкина, нет ни у одного истребителя в мире, в том числе у разрекламированных американских F-22 и F-35.

Уникальной особенностью машины стало и наличие второй РЛС для обзора задней полусферы — система предупредит экипаж об угрозе и может ответить залпом управляемых ракет на попытку "удара в спину" вражеского самолета.

По данным из открытых источников, длина самолета — 23,3 м, высота — 6,4 м, размах крыла — 14,7 м. Практический потолок — 14 тыс. 650 м. Дальность полета — 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км — с дозаправкой; боевой радиус действия — до 1,1 тыс. км. Взлетный вес — 45,1 т, максимальный вес боевой нагрузки — 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч. Вооружен пушкой калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Продолжение

ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНТЕРЕС

© Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны России

Интерес зарубежных заказчиков к российским самолетам, особенно истребителям-бомбардировщикам Су-34, после операции в Сирии вырос, в частности, интерес проявляет ряд стран Ближнего Востока.

Несомненно, увеличился интерес, я хочу сказать, что еженедельно десятки делегаций "Рособоронэкспорта" находятся в зарубежных командировках, очень интенсивный процесс переговоров со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Азии и так далее

Сергей Гореславский

Заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта"

В 2015 году "Рособоронэкспорт" инициировал подготовку паспорта экспортного облика для Су-34. В 2016 году может быть подписан ожидаемый контракт с Алжиром на поставку фронтовых бомбардировщиков.

Переговоры по данному вопросу уже идут и находятся в продвинутой стадии, контракт еще не подписан. Алжирская сторона давно хотела Су-34, но раньше на эту машину не было паспорта экспортного облика. Сейчас он уже имеется. Думаю, в середине 2016-го или до конца года контракт будет точно подписан

Источник в ОПК

ГЕОГРАФИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

Су-34 Марина Лысцева/ТАСС

Су-34

© Марина Лысцева/ТАСС

Впервые боевое применение Су-34 было в ходе войны в Южной Осетии в 2008 году. Он использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО при помощи станции помех "Хибины".

Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло зенитным ракетным комплексам Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС под Гори.

'ТАСС/Минобороны России'

С 2015 года в телевизионные кадры хроники операции ВКС РФ в Сирии этот самолет попадает неоднократно. За его успешной работой с интересом наблюдают иностранные военные специалисты, многочисленные эксперты и аналитики.

Су-34 вылетали на задание не только с авиационными бомбами ОФАБ-500 и корректируемыми авиабомбами КАБ-500, но и с ракетами "воздух-воздух" малой и средней дальности.

В состав номенклатуры применяемых авиационных средств поражения Су-34 входят ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности Р-73 (AA-11 Archer, по классификации НАТО) и средней дальности Р-27 (AA-10 Alamo, по классификации НАТО).

'Телеканал "Звезда"/YouTube'

Самолет может нести до шести ракет Р-73 на пусковых устройствах, расположенных на законцовках или под консолями крыла и до восьми ракет семейства Р-27, которые могут быть установлены на авиационных катапультных или пусковых устройствах как под крылом, так и на подфюзеляжных узлах подвески.

Весной 2016 года Су-34 впервые применялись для ликвидации ледовых заторов. Они стали причиной самого масштабного за последние 20 лет паводка на реке Северная Двина в Вологодской и Архангельской областях. Бомбардировщики выполнили по два захода и сбросили восемь бомб общей массой 4 т.

16 августа Су-34 были впервые использованы с иранского аэродрома Хамадан для атаки по боевикам в Сирии. В вылете участвовали также дальние бомбардировщики Ту-22М3. Они нанесли удар по объектам запрещенных в РФ группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (организации запрещены в РФ) в сирийских провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб.

В видеоролике использована воздушная съемка самолета Су-34 операторами Агентства "Военинформ" Министерства обороны РФ.

Су-34: четверть века на службе ВВС России - ФОТО

tass.ru

Су-34: лучший самолет несостоявшейся войны

Су-34: лучший самолет несостоявшейся войны

До конца нынешнего года ВВС России пополнятся еще 14 фронтовыми бомбардировщиками Су-34. Об этом сообщило руководство Объединенной авиастроительной корпорации в ходе совещания, прошедшего на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, которое посетил заместитель министра обороны по вооружению Юрий Борисов. По словам представителей ОАК, гособоронзаказ на 2014 год по новейшим бомбардировщикам будет выполнен, а уже в следующем году ожидается поставка еще 16 машин.

Су-34: лучший самолет несостоявшейся войны

Очень оптимистичные планы, ведь еще в прошлом году ГОЗ по Су-34 был под угрозой срыва, а Минобороны через суд взыскало с производящего бомбардировщики Новосибирского авиационного завода неустойку за срыв сроков поставки. Остались недовольны первыми серийными «тридцатьчетверками» летный и технический состав Военно-воздушных сил. Претензий предъявлялось много, в частности не работала часть бортового оборудования, были проблемы с комплексами радиоэлектронной борьбы «Хибины» и т. д.

Бесполезен в современном конфликте

Для ВВС России Су-34 – одна из самых ожидаемых машин. Способный наносить удары высокоточным оружием, оснащенный мощной бортовой радиолокационной станцией Ш-141 с фазированной антенной решеткой, эффективным комплексом радиоэлектронного противодействия, тепловизионным и телевизионным каналами обнаружения и сопровождения цели, «тридцать четвертый» должен стать эффективным средством борьбы с наземными целями противника, заменив устаревшие Су-24М.

Опыт августовской войны 2008 года с Грузией, где фронтовая авиация добилась ограниченных результатов, показал, что ВВС России остро нуждаются в бомбардировщике, способном поражать цели высокоточным оружием, не входя в зону поражения ПВО противника. Некоторые эксперты приписывают участие Су-34 из состава 4-го Центра подготовки авиационного персонала в Липецке в конфликте с Грузией. Считается, что на счету этих машин – грузинский радар, пораженный ракетой Х-31. В то же время представитель ВВС России рассказал газете «ВПК», что это не так.

«Су-34 испытали с противорадиолокационной ракетой только в 2010 году. Все пять радаров, которые мы выбили, на счету обычных строевых Су-24», – рассказал изданию офицер ВВС России, участвовавший в конфликте. По его словам, если бы Су-34 смогли воевать в конфликте, то задействовать машины надо было не против радаров, а для уничтожения наземных целей.

«Даже слабая грузинская ПВО «завалила» глицевский Су-24 (Су-24М из состава 929-го ГЛИЦ, сбитый 9 августа) с двумя опытными пилотами, когда тот атаковал позицию артиллерии. На Су-24 не было управляемых бомб или ракет и нормального прицельного комплекса. И экипажу пришлось снижаться под прицелом грузинских ракет и наносить удар», – пояснил газете «ВПК» собеседник.

Су-34 с его высокотехнологичным радаром, теле- и тепловизионным каналами наведения справится в такой ситуации гораздо эффективнее. Но недавний опыт боевого применения новых бомбардировщиков доказал обратное. В интернет-блоге Hard Ingushetia есть фото базового лагеря боевиков «Иммарата Кавказ», уничтоженного авиаударом. Это работа Су-34 ВВС России.

«Су-34 столкнулись с большими трудностями при нанесении удара в сложной горно-лесистой местности. Радар не смог найти цель в таких условиях, а тепловизионный и телевизионный каналы оказались с ограниченным полем зрения. С задачей справились, но с большим трудом», – отметил военнослужащий Южного военного округа, знакомый с ситуацией.

По словам собеседника, основа прицельного комплекса «тридцать четвертого» – высокотехнологичный радар Ш-141 оказался в таких условиях бесполезен. Экипаж не смог найти на картинке, забитой отражением различных объектов на земле, нужной цели, и фронтовой бомбардировщик был вынужден снизиться для поиска объекта. Благо, ПВО у боевиков нет.

Но НПП «Ленинец», создавшее радар, не виновато в такой ситуации. Радар Ш-141 – это уникальное изделие, способное обнаруживать цели с малой ЭПР на дальности 150–200 километров. Су-34, созданный как лучший ударный бомбардировщик холодной войны, способный прорывать на низкой высоте ПВО НАТО и уничтожать как подвижные, так и стационарные цели, бесполезен в современной войне.

От радара к тепловизору и телекамере

Война во Вьетнаме во многом изменила облик современной боевой авиации. В начале конфликта пилоты самолетов, наносившие удары неуправляемыми бомбами и ракетами, прицеливались, используя радар или бомбовые прицелы, но уже в 1973 году цели, обнаруженные по телекамерам и тепловизорам, поражались бомбами и ракетами с телевизионными и лазерными головками наведения.

Су-34: лучший самолет несостоявшейся войны

Главной задачей основного ударного самолета ВВС США 60-х годов F-105 «Тандерчиф» было нанесение удара по радиоконтрастным целям (здания, мосты, колонны техники) ядерными или обычными бомбами со средних высот и на больших скоростях. Для своего времени прицельный комплекс «Тандерчифа», построенный вокруг радара, был произведением искусства. Но во Вьетнаме радиолокаторы оказались бесполезными, пилотам приходилось наносить удары, визуально используя бомбовые прицелы.

С появлением у Северного Вьетнама комплексов ПВО С-75, «Тандерчифам» надо было снижаться на малые высоты, где созданные для сверхзвуковых полетов на средних и больших высотах F-105 часто выходили на критические режимы полета, что приводило к катастрофам, а пилоты просто не успевали вовремя обнаружить цели. Добавили проблем мелкокалиберная зенитная артиллерия (МЗА), пулеметы и появившиеся в конце войны ПЗРК «Стрела», если не сбивавшие, то наносившие значительные повреждения истребителям-бомбардировщикам.

ВВС США пришлось уделить внимание разработке управляемых средств авиационного поражения и прицельных комплексов с оптикой высокого разрешения для обнаружения наземных целей.

На фоне проблем с «Тандерчифами» и «Фантомами» высокую результативность показали истребители-бомбардировщики c изменяемой геометрией крыла F-111 «Адварк». Оснащенные системой огибания рельефа местности «Адварки» на низких высотах ночью и в сложных метеусловиях наносили удары по наземным объектам с уже известными координатами.

В 1973 году американцы провели операцию по уничтожению стратегических целей в Северном Вьетнаме – «Лаинбаккер-2». ВВС США массово применили бомбы с лазерной и телевизионной системами наведения, а также прицельные контейнеры «Пэйв Тэк» и «Пэйв Пенни» для обнаружения целей и наведения высокоточных АСП. Американская ударная авиация выполняла практически все боевые вылеты на средних и больших высотах, подавляя ПВО Северного Вьетнама противорадиолокационными ракетами и РЭБ.

В начале 80-х годов прицельными контейнерами стали оснащаться F-111. По замыслу американских военных «Адварки» должны прорывать ПВО на низкой высоте, используя радар для навигации. Обнаружив цель, выполнить набор, взять ее на сопровождение подвесным прицельным контейнером и поразить управляемой бомбой или ракетой. Так же действовали и европейские истребители-бомбардировщики «Торнадо» IDS, оборудованные таким же прицельным оборудованием.

Так и не повоевав с Советской армией, F-111 и «Торнадо» попрактиковались на Ираке в 1991 году, где столкнулись с большими трудностями. Иракцы сбили МЗА пять действовавших на низких высотах «Торнадо». F-111, работавшие на трех – пяти тысячах метров, обошлись без потерь.

На смену F-111 «Адварк» пришел F-15Е, также участвовавший, но не совсем удачно, в войне с Ираком. «Страйк Игл» изначально создавался для применения высокоточного оружия с использованием новейшего прицельного контейнера LANTIRN. Но в Ираке F-15Е, не получившие контейнеры, наносили удары обычными и кассетными бомбами с низких высот, потеряв от МЗА и ПЗРК несколько машин. Установленная на F-15Е БРЛС AN/APG-70 применялась для ведения воздушного боя, а входящий в состав LANTIRN подвесной контейнер AN/AAQ-13 – для ориентирования и картографирования местности.

В 90-х года в Югославии «Страйк Иглы» уже действовали на высотах в пять-шесть тысяч метров. Сейчас ВВС США модернизировали «Игл», установив обновленный подвесной контейнер «Снайпер» с РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon.

Современный опыт ВВС США и НАТО показывает, что удары по наземным целям из-за угрозы МЗА и ПЗРК наносятся с высоты шесть-семь тысяч метров, стационарное ПВО уничтожается крылатыми ракетами, а ударные машины сопровождают специальные истребители-бомбардировщики, подавляющие ПВО и самолеты РЭБ. Последний раз тактическая авиация бомбила врага с использованием радара в 1993 году в Югославии.

Советский путь

Еще с 60-х годов в ВВС СССР низковысотный прорыв ПВО стал основой боевой работы ударной авиации. Если Су-7 наносили удары, используя визуальные прицелы, то уже более современные Су-17, Миг-23БН и Миг-27 оснащались радиолокационными прицельными комплексами.

Советский ответ на F-111 – фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24 наносил удары в сложных метеоусловиях, а также ночью, выполняя прорыв ПВО противника на низкой высоте в режиме огибания рельефа местности. Для поиска целей Су-24 использовал радар, дополненный лазерным дальномером и телевизионной системой.

Су-24 в 1988 году отправились в Афганистан. Здесь результаты оказались не такими положительными и внушающими оптимизм. Из-за применения моджахедами МЗА и ПЗРК «Стингер» Су-24М 755 и 143-го бомбардировочных полков, действующие с советских аэродромов, наносили удары с высоты в шесть-семь тысяч метров обычными свободнопадающими бомбами. Даже модернизированный радиолокационный прицельный комплекс ПНС-24М «Тигр» оказался бесполезным, так как не мог различить маленькие цели на фоне земли.

Су-34: лучший самолет несостоявшейся войны

Попытка применить корректируемые бомбы КАБ-500л и КАБ-1500л провалилась. Мощности телевизионных систем оказалось недостаточно, чтобы различать объекты на земле и брать их на сопровождение. С такими же трудностями столкнулись истребители-бомбардировщики Су-17М и Миг-27. Опыт войны и учений в Европе, а также анализ зарубежных информационных источников заставили командование ВВС СССР заменить Су-24 специализированным под применение высокоточных средств авиационного поражения бомбардировщиком, аналогом американского F-15Е «Страйк Игл».

Новый бомбардировщик должен действовать на низких высотах с набором высоты для поражения цели и последующим снижением. В отличие от американских военных, считавших, что радиолокатор нужен для ориентирования и полетов в режиме огибания рельефа местности, командование ВВС СССР сделало ставку на радиолокационный прицельный комплекс, правда, дополненный более современными телевизионными и лазерными системами.

Западные военные эксперты в 80-х годах считали, что для подавления МЗА и ПЗРК достаточно оснастить ударные машины кассетными боеприпасами, но командование ВВС СССР потребовало забронировать уязвимые места нового бомбардировщика по примеру штурмовика Су-25. Для защиты от истребителей противника и комплексов ПВО стран НАТО перспективный фронтовой бомбардировщик оснащался средствами РЭБ. Все эти требования легли в основу нового самолета, позже ставшего Су-34.

На момент формирования требований в 1989 году новый бомбардировщик, имевший ряд качественных преимуществ перед F-15 и F-111, был бы лучшим самолетом холодной войны в своем классе. Эксперты НАТО планировали работу «Адварков» и «Страйк Иглов» под прикрытием истребителей, самолетов РЭБ и так называемых «Уаилд Визлов», оснащенных для подавления ПВО истребителей-бомбардировщиков F-4.

В ВВС СССР считали, что перспективный фронтовой бомбардировщик должен действовать самостоятельно, не надеясь на помощь. От истребителей и ПВО прикрыться РЭБ и рельефом местности, выйти на цель с помощью радиолокационного прицельного комплекса, поразить ее, а если попал под огонь МЗА и ПЗРК, то вернуться на аэродром. Для реалий 80-х годов и европейского ТВД новый бомбардировщик стал бы прорывной машиной.

Опоздавшая машина

В 1991 году распался СССР. В 1992-м ОКБ Сухого разработало палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН, ставший через несколько лет Су-34. Первые машины поступили в ВВС в конце 90-х годов, но массовая поставка началась только в 2011-м. Все это время Су-34 так и оставался идеальным фронтовым бомбардировщиком времен холодной войны. Интегрированная аэродинамическая схема с передним горизонтальным оперением (ПГО) обеспечивает устойчивый полет и отличную маневренность на низкой высоте даже с подвощенным вооружением, что очень хорошо показали пилоты 4-го ЦПА на демонстрационных полетах на МАКС-2013.

Мощный радар Ш-141 обнаруживает малоразмерные цели на высотах до четырех тысяч метров, титановая кабина делает пилотов и бортовое радиоэлектронное оборудование неуязвимыми от огня зенитной артиллерии и стрелкового оружия с земли. Комплекс РЭБ «Хибины» защищает фронтовой бомбардировщик не только от авиационных и зенитных ракет, но и от ПЗРК. Для своих задач Су-34 гораздо лучше F-15Е. Но сейчас концепция ударных самолетов изменилась и достоинства Су-34 стали его недостатками.

Современные ударные машины, избегая огня с земли, забираются на высоты пять-шесть тысяч метров. На такой высоте Су-34 сразу теряет преимущество в работе радиолокационного комплекса, неспособного различать малозаметные цели – одиночные машины и бронеобъекты, группы людей и полевые укрепления, скрытые рельефом местности.

Но и снижение до двух-трех километров не гарантирует обнаружение таких целей, что и доказало недавнее боевое применение в Ингушетии. Тут нужны телекамеры и тепловизоры, которые у Су-34 не отличаются высокими возможностями, значительно уступая не только современному американскому «Снайперу», но и устаревшему LANTIRN и более дешевому французскому «Дамоклу». При этом по весу и габаритам, а также энергопотреблению прицельный комплекс Су-34 в несколько раз превосходит умещающиеся в подвесных контейнерах иностранные аналоги.

Даже забронированные штурмовики Су-25 с простым бортовым радиоэлектронным комплексом часто становились жертвой огня ПВО и ПЗРК как в Афганистане, так и в Грузии. Кабина спасет пилотов, но в случае поражения зенитной ракетой, огнем стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии важных систем самолет придется покинуть. Спасти Су-34 может только полет на недосягаемой высоте, но броня лишь увеличивает вес машины и приводит к лишнему расходу топлива, снижению дальности полета и веса боевой нагрузки. ВВС США и стран НАТО уже давно пришли к выводу, что надо не бронировать самолет, а снизить до минимума возможность его поражения.

Многие авиационные эксперты, не отрицая проблем, говорят, что для большой войны с высокотехнологичным противником вроде США и НАТО Су-34 сможет реализовать все свои возможности по низковысотному прорыву. Современные самолеты ДРЛО типа американского Е-3 «Сентри» легко обнаружат даже прикрывшийся помехами Су-34 на фоне земли. Мультиспектральные ПЗРК типа испытывающихся сейчас моделей американского «Стингера» и французского «Мистраля» гарантированно поразят фронтовой бомбардировщик, так что все равно придется уходить на большие высоты.

Комплексы РЭБ противника, если не «задавят», то создадут большие проблемы для Ш-141, поэтому придется применять оружие только по тепловизионному и телевизионному каналам наведения. Работа радиолокационного прицельного комплекса с учетом современных средств радиотехнической разведки станет демаскирующим фактором для бомбардировщика, предупреждающего противника о его присутствии. Без подавления ПВО противника и уничтожения его истребительной авиации Су-34, несмотря на титановую кабину, современный радар и комплекс РЭБ, не жилец. Благо, если до цели сможет долететь.

Понятно, что у ВВС России сегодня нет альтернативы. Срочно надо менять парк устаревающих фронтовых бомбардировщиков Су-24М. В то же время из всего парка Военно-воздушных сил, несмотря на свои недостатки, прицельный комплекс Су-34 сейчас самый «продвинутый».

Су-34 – это лучший самолет холодной войны, закончившейся 20 лет назад. Поэтому руководству ОАК стоило бы подумать, как сделать его лучшим ударным самолетом современности, а не носиться с идеями 80-х годов.

/Алексей Рамм, vpk-news.ru/

army-news.ru

Фронтовой бомбардировщик Су-34. Летно-технические характеристики

19:0304.06.2015

(обновлено: 19:42 04.06.2015)

571513361

Минобороны РФ подтвердило аварию фронтового бомбардировщика Су-34, который перевернулся при посадке на аэродром под Воронежем, летчики живы.

Минобороны РФ подтвердило аварию фронтового бомбардировщика Су-34, который перевернулся при посадке на аэродром под Воронежем, летчики живы.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине, а также поражения воздушных целей противника.

Бомбардировщик Су-34. Архивное фотоМинобороны подтвердило аварию Су-34 при посадке под ВоронежемРазработка самолета велась с начала 1980-х годов в Опытном конструкторском бюро им. П. О. Сухого (Публичное акционерное общество "Компания "Сухой"). Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование  Су-27ИБ, т.е. "истребитель-бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су-34.

Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.

Затем для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы "тандем". Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.

Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Первый вылет опытной машины состоялся 13 апреля 1990 года. Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Постройка первого самолета серийным заводом была завершена в конце осени 1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели подняли его в первый полет. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже.

Планер Су-34 выполнен по схеме "интегральный продольный триплан" и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42 градуса.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Защиту получили также и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 килограмм. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами противовоздушной обороны.

В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, "клавишного" типа.На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.

Технические характеристики

Экипаж – 2 человека;

Нормальная взлетная масса — 39 000 кг;

Максимальная взлетная масса — 45 100 кг;

Максимальный вес боевой нагрузки — 8 000 кг;

Длина самолета — 23,34 м;

Высота самолета — 6,36 м;

Размах крыла — 14,70 м;

Максимальная скорость полета:

у земли — 1 400 км/ч,

на высоте — 1 900 км/ч.

Практический потолок — 14 650 м;

Дальность полета, без дозаправки/ с дозаправкой — 4 500/ 7 000 км;

Количество точек подвески – 12.

Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30-мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух — воздух" четырех типов, управляемые ракеты "воздух — поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

новейший российский бомбардировщик » Военное обозрение

Наш новый ударный самолет предназначается для поражения точечных сильнозащищенных целей днем и ночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения, классификации и уничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличии активного радиоэлектронного противодействия. Су-34 называют непосредственным преемником Су-24, но схожесть индексов и отчасти назначения не должны вводить в заблуждение — между этими боевыми машинами конструкционной преемственности не существует. Су-24 разрабатывался в 1960-е годы как советский ответ на революционное семейство F-111, созданное в стенах американской корпорации General Dynamics. F-111 Aardvark в разных модификациях выполнял целый диапазон задач: от тактического бомбардировщика до разведывательного самолета и бомбардировщика стратегического (FB-111FA) и воплощал в себе несколько революционных технологий, как то: применение двухконтурных ТРД с форсажной камерой, РЛС слежения за рельефом местности и изменяемая геометрия крыла. F-111 оказался настолько удачной машиной, что советские авиаконструкторы решили если не повторить ее, то, во всяком случае, построить самолет с аналогичными возможностями на основе схожих конструкторских решений. Так появился Су-24 — тактический фронтовой бомбардировщик.

Немного статистики На вооружении ВКС России находятся 83 Су-34 (75 серийных и 8 опытных предсерийных образцов). Один самолет потерян. 4 июня 2015 года при посадке на аэродроме в Воронежской области у Су-34 не раскрылся тормозной парашют. Самолет выкатился за пределы полосы и перевернулся.Другая родословная

О Су-34 тоже пишут как о фронтовом бомбардировщике, и в этой роли он вполне может использоваться, однако стоит вспомнить, что его прототип на этапе разработки назывался Су-27ИБ. ИБ — значит «истребитель-бомбардировщик». Таким образом, наш ударный флагман — это конструктивное развитие истребителя Су-27, а тот был создан в 1970-е годы в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas F-15 Eagle. Кстати, на базе F-15 построили истребитель-бомбардировщик, или, как называют его в США, многоцелевой ударный самолет F-15E Strike Eagle («Ударный орел»), который, очевидно, и стоит считать ближайшим американским аналогом нашего Су-34.Strike Eagle отправился в первый полет в 1986 году, а в 1988-м уже был принят на вооружение. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «изделия Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года. Казалось бы, разница по времени между первыми полетами конкурентов была не так уж велика, однако Су-34 приняли на вооружение армии России не два, а 24 года спустя после того, как тот впервые «встал на крыло». Объяснять, по каким причинам наша оборонка сделала такую паузу, представляется излишним.

Бронированный домЗащищенная титановой броней просторная кабина Су-34 — пожалуй, одна из самых интересных особенностей ударного самолета. В кабине можно сидеть, лежать и стоять. Предусмотрен туалет и мини-кухня с микроволновой печкой. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.

Тем не менее работа сделана, и этому можно только порадоваться. «Трубкозуб» F-111, вдохновивший когда-то создателей Су-24, давно стоит в музеях, а наш героический «бомбер» все еще летает, хотя давно морально устарел. К факторам морального старения Су-24 относится прежде всего его узкая специализация: сейчас в мировой военной авиации существует тенденция к созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком тихоходен и низкоманеврен, для того чтобы иметь какие-то шансы в воздушном бою против современного истребителя. После того как Су-24 был сбит истребителем F-16 турецких ВВС, российское командование приняло решение вести всю ударную работу только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Удел Су-24 — наносить ракетно-бомбовые удары по наземным или надводным целям, причем для обеспечения относительной точности ударов самолету приходится (из-за устаревших систем прицеливания) работать с высот, которые досягаемы для легких зенитных средств типа ПЗРК, а они с гораздо большей вероятностью могут оказаться в руках тех же исламистских боевых группировок в Сирии.

Больше колес!В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью переконструирована передняя стойка шасси. Ее перенесли вперед и изменили схему ее уборки, снабдив также парой колес вместо одного.

Шестикрылый серафим

Су-34, имея своей основой один из лучших отечественных истребителей, несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду. Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.

Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако они сидят друг за другом.

Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.

Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся высотные костюмы.

По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.

Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.

Проверка боемСу-34 способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе российской авиагруппировки в Сирии.

Крылатая электроника

Впрочем, эффективность нанесения ударов зависит в наши дни не только от качества и номенклатуры боеприпасов, но также от систем прицеливания и в целом от «продвинутости» бортового радиоэлектронного оборудования. Кроме РЛС с дальностью обзора по наземным целям 120 км и с возможностью одновременного обстрела четырех целей, БРЭО включает в себя систему радиоэлектронной борьбы «Хибины-10В» (радиотехническая разведка, постановка активных помех), а также тепловизионные и телевизионные системы прицеливания.

Стоит отметить, что именно электроника, в отличие от планера или двигателей, является в каком-то смысле ахиллесовой пятой нашей авиационной, да и в целом оборонной промышленности. Известно, например, что на экспортных версиях российских боевых самолетов, продаваемых в такие страны, как Индия или Малайзия, ставят БРЭО иностранных конструкций. Несмотря на то что Су-34 был официально принят на вооружение лишь в 2014 году, первые партии перспективного ударного самолета стали поступать в войска уже в нулевые годы нынешнего века. В первые годы эксплуатации Су-34 выявились разнообразные «детские болезни» машины, и касались они, в частности, нестабильной работы РЛС и прицельного комплекса, что становилось серьезным препятствием для нанесения высокоточных ударов.

В начале нынешнего десятилетия по итогам первых лет применения, в том числе (неофициально) в ходе российско-грузинского конфликта 2008 года, самолет претерпел модернизацию, получив, в частности, новые высокотемпературные двигатели АЛ-31Ф-М1, обновленную станцию предупреждения об облучении и газотурбинную вспомогательную силовую установку. Сообщают также, что в рамках модернизации были обновлены навигационные и прицельные системы, и их возможности сейчас как раз и тестируются в ходе нанесения воздушных ударов по целям на территории Сирии. Вместе с тем известно, что в КБ «Сухой» разрабатывается новая, модернизированная версия ударного самолета — Су-34М, в которой, в частности, предусмотрена установка более совершенных систем БРЭО. Новая модификация должна быть готова к 2016−2017 годам, а к ее производству приступит тот же Новосибирский авиационный завод, который строит и базовую версию. Впоследствии до уровня Су-34 предполагается модернизировать весь наличный парк Су-34.

Как бы то ни было, до тех пор, пока в серийное производство не запущен Т-50 (Су-50), Су-34 остается наиболее совершенным боевым самолетом, находящимся на вооружении российских ВКС. Обладая множеством серьезных преимуществ перед аналогичными самолетами предыдущего поколения и во многом не уступая иностранным конкурентам (а в чем-то их превосходя), Су-34 несомненно сыграет заметную роль в укреплении обороноспособности страны. А устранение недостатков и недоработок конструкции — это вопрос роста технологической компетенции нашего оборонпрома.

topwar.ru

Су-34 Википедия

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника за счёт уникальных боевых качеств и применения современных средств радиоэлектронной борьбы[6], поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях[1].

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++[7] и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.

Су-34 бортовой номер «05 Красный»

ru-wiki.ru

Фронтовой бомбардировщик Су-34 | Вооружение России и других стран Мира

К началу 80-х годов основу истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС составляли боевые реактивные самолеты третьего поколения Су-17, МиГ-27 и Су-24 различных модификаций. Оснащенные достаточно совершенными для своего времени средствами обнаружения целей и прицеливания, эффективными образцами управляемого и корректируемого вооружения класса «воздух-поверхность», эти машины вполне отвечали требованиям 70-х годов к авиационным боевым комплексам такого класса. Спустя несколько лет, однако, ситуация потребовала создание более совершенной и конкурентноспособной конструкции. К решению этой задачи в начале 80-х годов приступил коллектив конструкторского бюро Машиностроительного завода им. П.О.Сухого (ныне – АООТ «ОКБ Сухого»), незадолго до этого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместный истребитель-перехватчик Су-27.

Работы по созданию двухместного истребителя-бомбардировщика, первоначально получившего обозначение Су-27ИБ (заводской шифр самолета – Т-10Б), возглавил Генеральный конструктор М.П.Симонов, главным конструктором машины был назначен Р.Г.Мартиросов. В начале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификация серийного самолета Су-27 (точнее его двухместного учебно-боевого варианта Су-27УБ), которая должна была сохранить практически без изменения конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые возможности прототипа в режиме «воздух-воздух». Для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика – летчика и штурмана-оператора – рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы «тандем». Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемые эргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полета. Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. (Аналогичная система с выпускаемой штангой-топливоприемником применяется и на других модификациях Су-27 - самолетах Су-27К, Су-27М и Су-30.) Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.

Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Тогда же была произведена доработка одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10Б-1. Эта машина, получившая бортовой номер 42, представляет собой серийную «спарку», у которой штатная головная часть фюзеляжа заменена на новую с двухместной кабиной с расположением мест экипажа рядом и входом через нишу передней опоры шасси, новыми наплывами крыла, с ПГО и другими изменениями согласно проекту истребителя-бомбардировщика. В остальном Т-10Б-1 практически полностью повторял учебно-боевой истребитель. Первый вылет опытной машины Т-10Б-1 состоялся 13 апреля 1990 года на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.А.Иванов. В ходе последующих полетов производились всесторонние испытания с целью выявления особенностей самолета с новой головной частью фюзеляжа, отработка дозаправки топливом в воздухе и другие исследования.

Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на НАПО им. В.П.Чкалова. Это предприятие имело давние тесные связи с ОКБ П.О.Сухого: известное ранее как завод №153 и Новосибирский авиационный завод (НАЗ), оно с конца 50-х годов осуществляло серийный выпуск самолетов этого конструкторского коллектива – истребителей-перехватчиков Су-9, Су-11 и Су-15, а с 1972 года до последнего времени – фронтового бомбардировщика Су-24 и его модификаций. Работы по освоению серийного выпуска Су-34 велись под непосредственным руководством главного конструктора Новосибирского филиала АООТ «ОКБ Сухого» О.П.Соболева и директора НАЗ А.П.Бобрышева. Постройка первого самолета серийным заводом (по сути, он являлся вторым опытным образцом истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ и получил поэтому шифр Т-10Б-2 и бортовой номер 43) была завершена в конце осени 1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели И.В.Вотинцев и Е.Г.Ревунов подняли его в первый полет. Новую машину сопровождал в первом вылете бомбардировщик Су-24, управляемый экипажем в составе летчиков-испытателей Е.Н.Рудакаса и А.И.Гайворонского. Событие освещалось по телевидению, а 6 января 1994 года в газете «Известия» появилась первая статья, рассказывающая о новом самолете, представленном как «фронтовой бомбардировщик Су-34″.

Весной 1995 года было принято решение показать Су-34 на традиционном международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция). Для демонстрации был выбран серийный самолет, получивший после окраски в апреле 1995 года бортовой номер 45. В начале мая самолет перелетел на аэродром ЛИИ в Жуковском, где была проведена подготовка к зарубежной презентации. В Париже Су-34 выставлялся под названием Su-32FN, то есть Fighter Navy – морской истребитель. Это было уже третье «имя» фактически одного и того же самолета, не считая внутризаводских обозначений ОКБ и серийного завода (военный заказчик по-прежнему предпочитает первоначальное название Су-27ИБ, фирма-разработчик представляет самолет в средствах массовой информации как Су-34, за рубежом – как Су-32, а сама использует для него шифр Т-10Б или просто «10Б»), что привело к немалой путанице у специалистов и любителей авиации.

Су-34 в общих чертах сохранил особенности аэродинамической компоновки и взаимного расположения основных агрегатов конструкции, свойственные семейству самолетов Су-27. Практически не изменились форма в плане и обводы крыла и оперения, в остальном, однако, конструкция его совершенно другая. Су-34 имеет новую головную часть фюзеляжа, усиленное крыло, вертикальное оперение, как на Су-27, но без подбалочных гребней, переднее горизонтальное оперение (аналогичное применяемому на самолетах Су-27К и Су-35), новое шасси. В отличие от серийного истребителя Су-27 самолет Су-34 оснащается нерегулируемыми воздухозаборниками, несколько ограничившими его летно-технические характеристики (главным образом, максимальное число М полета), но позволившими упростить и облегчить конструкцию и обеспечить уборку двухколесных тележек основных опор шасси. Основные опоры шасси убираются вперед по полету в ниши центроплана с разворотом тележек, передняя убирается назад в отсек под кабиной экипажа.

В головной части фюзеляжа, начинающейся радиопрозрачным обтекателем бортовой РЛС, имеющим эллиптическую форму и острые боковые кромки, оборудована кабина экипажа и ниша уборки передней опоры шасси. В носовой части обтекателя РЛС имеется штанга основного ПВД с антеннами радионавигационного оборудования (на опытных экземплярах на ней установлены также дополнительные датчики углов атаки и сноса). Бронированная двухместная кабина экипажа обеспечивает размещение летчика и штурмана-оператора рядом. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Достаточно просторная кабина позволяет летчику или штурману встать в полный рост, выполнить физические упражнения для восстановления работоспособности. Кабина оборудована термосом, прибором подогрева пищи, аптечкой, ассенизационным устройством. Для надежной защиты экипажа от попадания пуль и снарядов кабина выполнена в виде единой бронекапсулы (впервые такая конструкция была применена на самолете-штурмовике Су-25). Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором на стеллажах и этажерках размещен основной объем радиоэлектронного оборудования (доступ к нему осуществляется через нишу передней опоры шасси), а также патронный ящик с боекомплектом пушки. Под фюзеляжем по оси симметрии между мотогондолами по схеме тандем установлено два узла подвески вооружения. Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух мотоотсеков двигателей, хвостовых балок и центральной балки. Центральная балка, завершающаяся выступающим назад радиопрозрачным обтекателем большого диаметра, включает в себя задний топливный бак, отсек контейнера тормозных парашютов и отсек радиоэлектронного оборудования.

На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП. В центроплане имеются ниши для уборки основных опор шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-мм одноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальные щели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газов при стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.

Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех – в фюзеляже и центроплане и одного – в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. На самолете имеется система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в головной части фюзеляжа перед кабиной и двумя фарами ночной заправки. Дозаправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 и Су-24, оборудованных УПАЗ.

Средства аварийного покидания самолета и снаряжение экипажа. На самолете установлены унифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покидание терпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая режимы движения самолета по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверх через проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В распоряжении каждого члена экипажа имеется НАЗ с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом, продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации и медикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплекта кислородного оборудования.

Основное назначение Су-34 – мощные и точные ракетно-бомбовые удары по наземным целям противника в оперативно-тактической глубине. В то же время совершенное радиоэлектронное оборудование и управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» в сочетании с унаследованными от предшественника – истребителя-перехватчика Су-27 – высокими летными и маневренными характеристиками позволяют весьма эффективно использовать Су-34 и в воздушном бою. Поэтому его можно по праву относить к самолетам многоцелевого назначения. С этой точки зрения, пожалуй, единственным зарубежным аналогом Су-34 является американский тактический истребитель F-15E, поступивший в 1988 году на вооружение ВВС США.

Согласно газете «Сегодня» от 12 января 1995 года, всего до 1998 года предполагалось построить 12-13 подобных машин, на которых должен быть произведен полный объем летно-конструкторских и государственных испытаний, после чего самолет будет запущен в крупносерийное производство и начнет поступать в войска. Автор статьи считает, что к 2005 году Су-34 заменит в бомбардировочных авиаполках фронтовой авиации ВВС России самолеты 3-го поколения Су-24, и как и предшественник, Су-34 станет базовым самолетом для разработки в дальнейшем ряда специальных вариантов – фронтовых авиационных комплексов воздушной разведки и радиоэлектронного противодействия – и составит, наряду с самолетами 4-го поколения МиГ-29, Су-27 и их модификациями, основу отечественных военно-воздушных сил в начале следующего тысячелетия.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ Су-34

Год принятия на вооружение1993
Размах крыла, м14,7
Длина самолета, м22
Высота самолета, м5,93
Взлетная масса, кг – нормальная39000
Взлетная масса, кг – максимальная44360
Тип двигателя2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф)
Тяга нефорсированная, кгс2 х 14000
Максимальная скорость, км/ч – на высоте 11000 м1900
Максимальная скорость, км/ч – на уровне моря1400
Практическая дальность, км4500
Боевой радиус действия, км600-1130
Практический потолок, м17000
Максимальная эксплуатационная перегрузка7
Экипаж, чел2
 

ФОТОГРАФИИ

 

Читайте также:

Продолжая работы по совершенствованию реактивного фронтового бомбардировщика в направлении повышения его скоростных характеристик и ударной мощи, конструкторский коллектив С.В.Ильюшина в конце 1952 г. приступил к созданию околозвукового реактивного ...

ДАЛЕЕ

Осенью 1949 г. все усилия немногочисленного тогда коллектива ОКБ были переключены на работы, связанные с внедрением в серию бомбардировщика Ил-28 с двигателями ВК-1 и созданием других различных вариантов ...

ДАЛЕЕ

В 1956 г., после завершения работ по самолету 3М, мясищевцы приступили к созданию сверхзвукового бомбардировщика, названного М-50. Его назначением также должно было стать нанесение ударов по стратегически важным объектам ...

ДАЛЕЕ

F-111 — первый в мире серийный боевой самолет с крылом изменяемой стреловидности, двухконтурными турбореактивными двигателями и автоматической системой следования рельефу местности. Начало его истории относится к 27 марта 1958 ...

ДАЛЕЕ

К концу 40-х годов с появлением ядерного оружия возникла необходимость в средствах его доставки. В. Мясищев, будучи профессором в МАИ, подал в правительство научно-обоснованное предложение о создании стратегического ...

ДАЛЕЕ

Фронтовой бомбардировщик Ил-54

Фронтовой бомбардировщик Ил-46

Стратегический бомбардировщик М-50

Фронтовой истребитель-бомбардировщик F-111 Aardvark

Стратегический бомбардировщик 3М

worldweapon.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики