Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера? Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера


Авианосец "Шторм": основные характеристики, вооружение

Пожалуй, вы не сможете отыскать ни одного любителя военной техники и оружия, который бы не имел собственного мнения о том, нужен ли России авианесущий флот. Порой дебаты в таких обсуждениях плавно перетекают на личности… а ответа все так и нет. Вот, например, наш будущий авианосец «Шторм». Насколько он востребован, каково его гипотетическое назначение, и насколько вообще реален этот проект? Попробует ответить на все эти вопросы.

А для чего нам вообще новые авианосцы?

авианосец штормЭто наиболее важный аспект. Когда был предложен авианосец «Шторм», вопрос этот задавался многократно и в различных вариациях. На самом деле, для чего нашей стране столь дорогостоящая «игрушка», коей по определению является любой авианесущий крейсер в нынешних условиях?

Во-первых, это важный элемент престижа для страны с такими размерами. Во-вторых, текущая геополитическая ситуация такова, что хотя два-три авианосца нам точно не помешают. Наличие у берегов той же Сирии подобного судна с обученными летчиками авиакрыла – сильный аргумент в спорах с многими противниками. Доказано американцами. Многие отчего-то продолжают считать, что авианосец имеет на борту 20-30 самолетов… Те времена давно прошли.

Тяжелый крейсер того класса, к которому принадлежит будущий авианосец «Шторм», имеет не менее 70 ударных самолетов. Согласитесь, аргумент весомый. Тем более что у нас в Сирии общая численность авиационной группировки и того меньше, но задачи она способна решать весьма серьезные.

Кроме того, авианесущее судно значительно менее уязвимо в отношении атак, нежели чем сухопутная база. Конечно, это справедливо только в отношении борьбы с различными нелегальными группировками, но ведь большего от авианосцев и требовать глупо! Если речь идет о глобальной войне, куда полезнее подводный флот, а для решения более глобальных задач без сухопутного базирования все равно не обойтись…

Основные постулаты современной стратегии ВМФ

самый большой авианосецВездесущие американцы, у которых со времен ВОВ имеется огромный опыт в вопросе использования авианосцев, уже давно выявили два их ключевых преимущества – мобильность и независимость. В отличие от сухопутной базы, которую нужно организовать и перебросить туда всю необходимую технику и снаряжение, авианосец полностью самодостаточен. Его в краткие сроки можно перебросить туда, где он необходим, а затем, по мере решения проблем, столь же быстро убрать. С помощью авиагруппы можно быстро нарастить свое присутствие в конкретном регионе. Наконец, это опять-таки вопрос престижа: способность «поиграть мышцами» - важный козырь при переговорах.

Конечно, армия дает такую возможность, но переброска необходимо числа войск – дело очень сложное и чертовски дорогое, сопряженное с многочисленными и далеко не всегда благожелательными переговорами с правительствами тех стран, по территории которых будет пролегать маршрут. Авианосцы позволяют игнорировать практически все эти проблемы.

В руководстве отечественного ВМФ на проблему тяжелых авианесущих кораблей есть две диаметрально противоположных точки зрения: «Да, еще как нужны!», и «Нет, для чего нам эти пожиратели денег?». Словом, до единства мнений нам пока что очень далеко, но все же проект 23000 «Шторм» уже существует. Кроме того, на фоне истории со злосчастными «Мистралями», когда первые лица оборонного ведомства во всеуслышание заявляли о «создании новых авианосцев взамен французских судов», это уже вопрос престижа.

Как с этим дела обстояли в СССР?

Увы, но так же. То есть неважно. Проблемам тяжелых кораблей с авиационной группой правительство Союза практически не занималось. Во многом объясняется это подковерными интригами. После Великой Отечественной о героических подвигах подводников и моряков Севморфлота практически забыли. «На коне» оказались генералы, практически полностью оттянувшие на себя все государственное финансирование. Опять-таки, свою роль сыграл вездесущий Никита Сергеевич Хрущев.

Едва не убив всю отечественную ствольную артиллерию в угоду ракетам, он практически «утопил» всю программу перевооружения флота. Более того, даже сами разговоры о строительстве авианосцев он воспринимал в штыки, так как считал их «оружием мирового империализма».

вмф рфКогда же необходимость в кораблях такого класса стала очевидной (а произошло это в конце 70-х годов), то экономическая ситуация уже была не в пользу Советского Союза. Кроме того, было упущено драгоценное время, и никакого опыта в строительстве авианесущих крейсеров у страны не было. Но как же не раз нами упомянутый «Кузнецов»? Нельзя ли наладить постройку новых кораблей на базе того же проекта?

Увы, но нет. Опыт эксплуатации этого судна однозначно свидетельствует, что у него слишком много недостатков. Более того, «Кузнецов» точно не подходит на роль авианосца, так как физически им не является. Это тяжелый авианесущий крейсер. Сегодня ВМФ РФ нуждается, скорее, в плавучих аэродромах, с помощью которых можно быстро перебрасывать авиакрыло в требуемую точку.

Почему дальше не развивается концепция «Кузнецова»?

Во-первых, дело не столько в самом корабле, сколько в полном отсутствии необходимой для него инфраструктуры. Так, международный опыт однозначно показывает, что авианосец в море – одна огромная мишень для подлодок и надводных кораблей противника. Чтобы не потерять столь ценное судно в первом же походе, его отправляют действовать не в одиночку, а в составе АУГ, то есть авианосной ударной группировки.

Вот в этом-то и загвоздка… У нас есть корабли для формирования такого рода команды, но за всю историю единственного отечественного авианосца учений по их боевому взаимодействию в составе единой группы не проводилось ни разу. Так что реального опыта использования АУГ у нас просто нет, а потому российский авианосец «Шторм» должен в этом плане стать настоящим «первопроходцем», на котором все эти идеи будут проверяться на практике.

Во-вторых, есть большая проблема со специализированными самолетами ДРЛО и РЭБ. Когда они появятся (и появятся ли) и в каком количестве, неизвестно. Также специалисты предупреждают, что нашему флоту срочно требуются самолеты противолодочной обороны. Да, у нас есть легендарные вертолеты Ка-29/32, но для некоторых задач эффективнее все же самолеты.

Силовая установка

Наконец, главным недостатком пока что единственного отечественного авианосца является его котлотурбинная энергетическая установка. Точнее говоря, огромным недостатком. Подобные движки сильно устарели еще к 80-м годам прошлого века. Традиционно считалось, что корабль с атомным реактором слишком дорого обходится… но ТАКР «Петр Великий» постоянно бороздит моря в ходе очередного похода, в то время как «Кузнецов» примерно 70% времени проводит в доках судоремонтного завода.

 авианосцы проекта 23000эПроще говоря, новый авианосец «Шторм» в обязательном порядке должен быть оборудован именно атомной силовой установкой, иначе печальная история с постоянными ремонтами повторится. И еще. Как это ни прискорбно, но СССР, выделяя колоссальные средства на постройку АПЛ и ТАКР, до обидного мало уделял внимания возведению соответствующей береговой инфраструктуры. Так что при постройке следующего корабля этого класса должны быть соблюдены сразу несколько условий:

  • Это должен быть атомный авианосец.
  • В его авиационную группировку должны входить специализированные самолеты ДРЛО и РЭБ.
  • Желательно, чтобы на борту имелся противолодочный корабль.
  • Иметь не менее 70-75 самолетов в составе основного авиационного крыла.
  • Для него обязательно должна быть предусмотрена вся необходимая инфраструктура в порту приписки.

Каким должен быть новый авианесущий крейсер?

В общем-то, теми же самыми соображениями руководствовались и те специалисты, которые впервые выдвинули проект «Шторма». Во-первых, это должен быть самый большой авианосец в истории советского и российского флота. Водоизмещение – не менее 100 000 тонн, общая длина – в пределах 350 метров. Сообщается, что максимальная скорость должна достигать 30 узлов, но…

В этой связи между конструкторами и специалистами из ВМФ опять начались трения по поводу используемой силовой установки. Кто-то продолжает настаивать на котлотурбинном варианте, в то время как прочие судостроители говорят о крайней необходимости монтажа атомного реактора.

Впрочем, есть и вполне адекватный компромиссный вариант: основной двигатель – атомный реактор, дизель – на роли вспомогательного движка, при помощи которого корабль сможет дотянуть до ближайшего порта при возникновении каких-то проблем.

атомный авианосецЕсли посмотреть на самый большой авианосец в виде макета, то можно увидеть практически «голую» палубу. Вместо огромной островной настройки – сравнительно компактные вышки управления. Такой подход не только упрощает посадку и экономит место на корабле, но и делает его менее заметным. Кроме того, на сей раз адмиралы ВМФ РФ решили, что одного трамплина мало: отныне их два (второй – меньших размеров, с другим направлением взлета).

Новые самолеты

Кроме того, на макете нового авианосца видны сразу несколько типов самолетов и вертолетов. Их намного больше, чем есть на нашем «Кузнецове» или его индийском аналоге. Именно об этом мы и говорили выше.

Какие именно машины будет иметь новый авианосец «Шторм»? Основу составляют палубные версии истребителей Т-50, Миг-29К/КУБ, самолеты ДРЛО (!) и противолодочные вертолеты Ка-32. Таким образом, на борту предполагается разместить не менее 100 машин. Есть информация, что гидродинамические характеристики корпуса удалось изменить так, что расчеты показывают 20% снижение его сопротивляемости на ходу. А это – увеличенная автономность плавания и повышенная экономичность топлива (если все же предпочтут котлотурбинный вариант).

Так каким он будет: крейсером или плавучим аэродромом?

И снова возвращаясь к теме многострадального «Кузнецова». Он, по сути, представляет собой именно концепцию авианесущего крейсера, но никак не авианосца в классическом понимании этого термина. Судите сами: мощное зенитное, ракетное и противолодочное вооружение, авиакрыло и противолодочные вертолеты… Создается обманчивое впечатление, что этот монстр может действовать как отдельная боевая единица, но это не так.

тяжелый авианосец штормВо-первых, используемые самолеты Су-33 – чистой воды перехватчики. Во-вторых, полное отсутствие ДРЛО. В-третьих, малая численность авиационной группировки. В-третьих, приходится иметь на борту огромное количество технического состава, вообще никак не относящегося к самолетам. Отразить атаку подлодок противника в одиночку такой корабль все равно не сможет, а количество самолетов на нем в современных условиях как-то не впечатляет.

Проще говоря, авианосцы проекта 23000э (к ним относится и «Шторм») должны быть именно мобильными плавучими аэродромами, за оборону которых отвечают специализированные корабли. Примечательно, что в СССР это понимали, и защищать авианосцы должны были ТАКР. Но затем, из-за провальной экономической ситуации, полноценные АУГ так и не были созданы.

Конечно, никто не говорит, что судно будет вообще лишено средств защиты, но делать из него аналог «авианесущего ударного крейсера» все же не стоит, так как назначение у корабля абсолютно другое.

Прочие характеристики

Предполагается, тяжелый авианосец «Шторм» будет иметь сразу четыре стартовых позиции: по два самолета будут взлетать с уже ставшего традиционно трамплина, еще два борта – при помощи катапульты. Скорее всего, такой способ запуска необходим для перспективных палубных истребителей, разработанных на основе (ПАК ФА) Т-50. Как и на всех авианосцах мира, за посадку будет отвечать аэрофинишер. Грубо говоря, это такое устройство на основе протянутого поперек палубы троса. За него самолеты зацепляются крюком (гаком), гася посадочную скорость.

Вооружение

Проект «Шторм» (авианосец) предполагает наличие двух командных надстроек над палубой. Они сравнительно невелики, экономят полезное пространство корабля. За противовоздушную оборону корабля от возможных авианалетов противника будут отвечать сразу четыре зенитных модуля. Есть мнение, что для этой цели хотят использовать новейшие корабельные С-500. Такой комплекс (согласно предварительным характеристикам) может поражать практически все воздушные цели, движущиеся со скоростью до 7 тысяч м/сек.

Вообще о наборе собственного вооружения «Шторма» пока говорить еще очень рано, так как этот вопрос толком не проработан. Есть сведения, что корабль в обязательном порядке будет вооружен средствами противоторпедной защиты. Будет установлена новая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, усовершенствованные средства связи и РЭБ.

проект шторм авианосецСколько будет стоить авианосец нового поколения «Шторм» пока что неизвестно. Для сравнения, среднестатистический американский «Нимиц» стоит приблизительно пять миллиардов долларов. Индийский собрат «Кузнецова» в свое время обошелся Индии в два миллиарда, но здесь есть два обстоятельства: во-первых, корабль не строился, а лишь достраивался. Во-вторых, стоимость доллара с тех пор сильно снизилась.

fb.ru

Лёгкий авианосец - это... Что такое Лёгкий авианосец?

Лёгкий авианосец «Индепенденс» — родоначальник подкласса. Лёгкий авианосец «Джузеппе Гарибальди» — представитель современных лёгких авианосцев.

Лёгкий авианосец (англ. Light aircraft carrier) — подкласс авианосцев, отличающихся от многоцелевых авианосцев уменьшенными размерами и ограниченными боевыми возможностями.

Появились в годы Второй мировой войны как следствие стремления воюющих государств быстро ввести в строй максимальное количество авианесущих кораблей с умеренными затратами. При этом новый класс должен был оперировать в составе ударных соединений флота и соответственно иметь высокую скорость и солидную систему ПВО, что отличало лёгкие авианосцы от появившихся в то же время эскортных авианосцев[1]. Первыми лёгкими авианосцами стали корабли типа «Индепенденс», вступившие в строй в 1943 году.

После окончания Второй мировой войны интерес к лёгким авианосцам резко снизился, вследствие появления реактивных самолётов, которым требовались для базирования крупные корабли, причём эти требования постоянно возрастали. В сложившейся ситуации США и Великобритания ограничились достройкой некоторых, заложенных ещё в годы войны, лёгких авианосцев. Большая часть кораблей этого подкласса была либо переоборудована в противолодочные авианосцы, десантные вертолётоносцы, продана второстепенным морским державам или списана.

Возрождение интереса к лёгким авианосцам в конце 1960-х — начале 1970-х годов было связано с появлением самолётов вертикального взлёта и посадки, не требовавших для эксплуатации с палубы катапульт и аэрофинишеров и следовательно способных базироваться на носителях умеренного водоизмещения. Колоссальная стоимость «классических» авианосцев вызвало желание строить умеренные по цене корабли, хотя бы и не обладающие возможностями полноценных авианосцев. Кроме того, определённую роль играл также и фактор престижа — во второй половине XX века авианосец стал «статусным» кораблем, унаследовав эту роль от линкора[2].

К началу XXI века к подклассу лёгких авианосцев специалистами относились корабли водоизмещением от 12 000 до 25 000 тонн. Их главной отличительной особенностью считается отсутствие устройств принудительного взлёта и посадки летательных аппаратов и применение в качестве основы авиагруппы СВВП. В начале XXI века таковым являлся британско-американские боевые самолёты семейства «Харриер» различных моделей[3]. В перспективе ожидается поступление на вооружение лёгких авианосцев американских истребителей укороченного взлёта и вертикальной посадки F-35B.

Лёгкие авианосцы США времен Второй мировой войны

Лёгкий авианосец «Сайпан».

Возможность перестройки лёгких крейсеров в авианосцы впервые обсуждалась в США ещё в 1920-х годах, но была отклонена Генеральным советом флота. В конце 1939 года командир авианосца «Рейнджер» Д. Маккейн предлагал построить на базе лёгких крейсеров как минимум 8 «карманных» авианосцев с высокой скоростью хода и авиагруппой из 24—30 самолётов для совместных действий с линкорами. Однако и эта идея была отвергнута[4].

Пожар на авианосце «Принстон» типа «Индепенденс». 24 сентября 1944 г.

Пересмотр взглядов военно-морского командования США произошел в начале 1942 года. Война на Тихом океане, начавшаяся 7 декабря 1941 года, быстро выявила решающую роль авианосцев в морских операциях[5]. Однако на тот момент японский флот обладал значительным преимуществом в авианосцах. Хотя американским флотом было заказано 13 тяжёлых авианосцев типа «Эссекс», их вступление в строй ожидалось нескоро и было принято решение прибегнуть к паллиативным мерам[4]. На верфях США находилось значительное количество лёгких крейсеров типа «Кливленд» в различных стадиях постройки. При активной поддержке президента США Ф. Рузвельта[6], было приказано достроить часть их них в качестве лёгких авианосцев[5]. Генеральный совет флота возражал против этого проекта, указывая, что флот получит малоэффективные корабли и это произойдет лишь немногим ранее получения первых авианосцев типа «Эссекс», но к его возражениям не прислушались[7]. Уже 11 января 1942 года крейсер «Амстердам» был перезаказан как авианосец и затем переименован, став головным авианосцем типа «Индепенденс»[4]. Всего было перезаказано 9 кораблей серии, вступавших в строй с января по декабрь 1943 года[8]. Первоначально они классифицировались как эскадренные авианосцы (англ. CV), а с 15 июля 1943 года как лёгкие авианосцы (англ. CVL)[9].

Внутренняя начинка крейсерских корпусов осталась неизменной, хотя пришлось пересмотреть схему броневой защиты, причём два первых корабля типа «Индепенденс» не имели бронирования борта вообще. Для сохранения остойчивости при высоко расположенной полётной палубе установили були.[9] Поскольку корабли изначально имели узкий «крейсерский» нос, полётную палубу пришлось разместить не доходя до него[10]. Ангар был открытым и по размерам уступал таковым даже на эскортных авианосцах. Поэтому стандартный состав авиагруппы ограничивался 30 самолётами, хотя хотя на практике корабли часто несли по 34, а иногда по 42[9]. Авианосцы типа «Индепенденс» считались неплохими, но их корпус оказался слишком узким, а живучесть невысокой[6]. Оценивая «индепенденсы», Тихоокеанский совет флота отмечал в 1945 году, что полезность этих кораблей сводилась в основном к тому, что будучи достроенными в качестве крейсеров, они вероятно нанесли бы противнику меньший урон, чем как авианосцы. Вместе с тем, совет подчеркивал нежелательность развития этого опыта в мирное время, поскольку малый состав авиагруппы, уязвимость от бомб и торпед, неудовлетворительная обитаемость, ограничения по взлетно-посадочным операциям, особенно на волнении — всё это делало авианосцы типа «Индепенденс» слабым оружием[11].

Самым же главным недостатком оказалось время постройки. Хотя её нельзя было назвать медленной, авианосцы типа «Эссекс» строились гораздо быстрее, чем ожидалось и головной из них вступил в строй раньше «Индепенденса», а ведь они превосходили «индепенденсы» по всем показателям[9].

Сравнительные ТТХ американских лёгких авианосцев Основные элементы «Индепенденс»[9] «Сайпан»[12] Водоизмещение, стандартное/полное, т Энергетическая установка, л.с. Максимальная скорость, узлов Дальность плавания, миль на скорости, узлов Артиллерийское вооружение Авиагруппа Бронирование, мм Экипаж, чел.
10 662—14 751/11 900—15 200 15 118/18 750
100 000 120 000
31,6 32
13 000 (15) 11 700 (14)
2×4 и 8×2 — 40-мм/5622×1 — 20-мм/70 5×4 и 11×2 — 40-мм/5616×2 — 20-мм/70
30 самолётов 48 самолётов
Борт — 127траверзы — 127палуба — 51 Борт — 64-102траверзы — 102палуба — 64
1569 1821

Лёгкие авианосцы Великобритании времен Второй мировой войны

Лёгкий авианосец «Тезеус» типа «Колоссус».

Несмотря на успехи палубной авиации Королевского флота в начале Второй мировой войны, Адмиралтейство долгое время скептически относилось к возможностям авианосцев, предпочитая им строительство линкоров. Считалось, что крупные артиллерийские корабли могут действовать в любую погоду и любое время суток, в то время как палубная авиация британского флота была весьма ограничена в своих возможностях. В результате, с начала войны и до весны 1942 года не было заложено ни одного нового авианосца. Лишь впечатление от успехов японских авианосцев на Тихом океане изменило положение дел. Кораблестроительной программой 1942 года было заказано 52 авианосца, в том числе 4 больших эскадренных, 10 лёгких эскадренных, 6 лёгких и 32 эскортных авианосца. Поскольку постройку эскортных авианосцев для британского флота взяли на себя США, кораблестроители Великобритании сосредоточились на лёгких авианосцах[13].

В 1942 году было заложено восемь лёгких авианосцев типа «Колоссус», а в в январе 1943 года ещё два[14]. Проект был разработан специально для крупносерийного и быстрого строительства. Сконструированный по гражданским нормам он не имел броневой защиты и противоторпедной защиты, зато его полётная палуба была немногим меньше, чем у авианосцев типа «Илластриес»[15]. При полном водоизмещении более 18 000 тонн его двухвальная паротурбинная установка обеспечивала скорость 25 узлов, вооружение составляли лишь зенитные автоматы — «пом-помы» и «эрликоны». Зато авианосцы типа «Колоссус» могли нести по проекту 37 самолётов, фактически их могло быть и больше[16]. Головной авианосец вошел в строй в декабре 1944 года, ещё семь успели пополнить флот до окончания военных действий, хотя в боях поучаствовали не все. Два корабля серии были достроены уже после войны[14].

Сравнительные ТТХ ,британских лёгких авианосцев Основные элементы «Колоссус»[17] «Маджестик»[18] «Центавр»[19] Водоизмещение, стандартное/полное, т Энергетическая установка, л.с. Максимальная скорость, узлов Дальность плавания, миль на скорости, узлов Артиллерийское вооружение Авиагруппа Бронирование, мм Экипаж, чел.
13 190/18 040  ?/17 780  ?/24 000
40 000 40 000 76 000
25 25 29,5
 ?  ? 6000 (20)
6×4 — 40-мм/4011×1 и 10×1 — 20-мм/70 6×4 — 40-мм/4019×1 — 40-мм/56 4×2 — 114-мм/452×6 и 11×2 — 40-мм/56
37 самолётов 37 самолётов 42 самолёта
Погреба — 10 Погреба — 10 Палуба, погреба, машины — 25—51
1300 1300 1390

Проекты лёгких авианосцев других стран 1930—1940-х годов

Проекты лёгких авианосцев Германии

Проекты лёгких авианосцев СССР

Лёгкие авианосцы в послевоенный период

Возрождение идеи лёгкого авианосца

«Харриер I» — появление этого самолёта возродило интерес к лёгким авианосцам.

Возрождение интереса морских держав к лёгким авианосцам был связан с двумя обстоятельствами. Во-первых, стоимость «полноразмерных» авианосцев достигла огромных цифр и их постройка вызывала сомнения даже в Конгрессе США. Великобритания по финансовых соображениям отказалась от строительства авианосцев CVA-01 средней размерности. Прочие страны даже не планировали постройки полноценных авианосцев. Во-вторых, в конце 1960-х — начале 1970-х годов существовало мнение, что появившиеся в 1960-х годах самолёты вертикального или укороченного взлёта и посадки имеют огромные перспективы и в недалёком будущем заменят традиционные самолёты[20].

Проектирование лёгких авианосцев в США

В 1971 году американский флот начал работы по проектированию авианосца англ. Sea Control Ship)[21]. С самого начала речь шла о создании эскортного корабля с преимущественно противолодочной направленностью. Они предназначались для прикрытия важнейших конвоев, так как считалось, что большие авианосцы будут использоваться для других целей. Таким образом, фактически проектировался эскортный авианосец на новом техническом уровне. Основой авиагруппы должны были стать противолодочные вертолёты, которые должны были бороться с главной угрозам конвоям — советскими атомными подводными лодками. Угроза с воздуха предполагалась в виде одиночных бомбардировщиков-ракетоносцев типа Ту-16 и разведчиков Ту-95РЦ, для нейтрализации которой авиагруппу SCS предполагалось дополнить вертолётами ДРЛО и незначительным количеством самолётов «Харриер» в истребительной версии[20]. Были подготовлены варианты авианосца водоизмещением от 8400 до 21 480 тонн, с авиагруппами от 10 до 29 летательных аппаратов. Ограничение по стоимости вынудили выбрать для дальнейшей разработки вариант с водоизмещением 9773 тонны. Предполагалось иметь на борту 14 вертолётов, включая три машины ДРЛО и три истребителя «Харриер». Собственное вооружение корабля ограничивалась двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Вулкан-Фаланкс», скорость предполагалась умеренной — 26 узлов[21]. Командование флота хотело получить восемь SCS по цене одного авианосца типа «Нимиц»[20].

В 1972—1974 годах жизнеспособность концепции нового конвойного авианосца была проверена в ходе испытаний на борту десантного вертолётоносца «Гуам», которые получили положительную оценку[20]. Однако в ходе разработки SCS в военно-морских кругах США началась борьба, вызванная опасениями, что проекты малых авианосцев могут поставить под удар строительство полноразмерных авианесущих кораблей. Было высказано мнение о крайне слабой защищенности лёгких авианосцев от торпед и противокорабельных ракет[20]. Это противодействие, а также нехватка средств привела к остановке проекта SCS в 1979 году[22]. Техническая документация была впоследствии продана Испании, где реализовали проект SCS как лёгкий авианосец «Принсипе де Астуриас»[20].

Примечания

  1. ↑ Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — С. 9. — ISBN 5-699-17428-1
  2. ↑ Александров Ю. И., Апальков Ю. В. боевые корабли мира на рубеже XX—XXI веков. Т. II. Часть I. Авианосцы и крейсера. — СПб: Галея-Принт, 2005. — С. 12. — ISBN 5-8172-0105-4
  3. ↑ Александров Ю. И., Апальков Ю. В. боевые корабли мира на рубеже XX—XXI веков. Т. II. Часть I. Авианосцы и крейсера. — С. 11.
  4. ↑ 1 2 3 Полмар Н. Авианосцы. Т. I. — М: АСТ, 2001. — С. 186. — ISBN 5-17-010481-2
  5. ↑ 1 2 Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 135.
  6. ↑ 1 2 Fontenoy P. Aircraft Carriers. An illustrated history of their impact. — Santa Barbara, USA: ABC-CLIO, 2006. — P. 85. — ISBN 1-85109-573-X
  7. ↑ Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1983. — P. 181-182. — ISBN 0-87021-739-9
  8. ↑ Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — P. 105. — ISBN 0-85177-146-7
  9. ↑ 1 2 3 4 5 Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 136.
  10. ↑ Каторин Ю. Ф. Авианосцы. — СпБ: Галея-Принт, 2010. — ISBN 978-5-8172-0144-4
  11. ↑ Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 191.
  12. ↑ Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 147.
  13. ↑ Полмар Н. Авианосцы. Т. I. — С. 229.
  14. ↑ 1 2 Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — P. 22.
  15. ↑ Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 59.
  16. ↑ Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 60.
  17. ↑ Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 58.
  18. ↑ Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 63.
  19. ↑ Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — С. 66.
  20. ↑ 1 2 3 4 5 6 Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 354.
  21. ↑ 1 2 Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 353.
  22. ↑ Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — P. 357.

Литература

  • Александров Ю. И., Апальков Ю. В. боевые корабли мира на рубеже XX—XXI веков. Т. II. Часть I. Авианосцы и крейсера. — СПб: Галея-Принт, 2005. — С. 131. — ISBN 5-8172-0105-4
  • Балакин С.А., Дашьян А.В., Морозов М.Э. Авианосцы Второй мировой. — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — ISBN 5-699-17428-1
  • Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев. — Мн—М: Харвест—АСТ, 2001. — ISBN 5-17-012485-6
  • Доценко В. Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. — М, СпБ: АСТ, Terra Fantastica, 2001. — ISBN 5-17-005627-3
  • Каторин Ю. Ф. Авианосцы. — СпБ: Галея-Принт, 2010. — ISBN 978-5-8172-0144-4
  • Полмар Н. Авианосцы. Т. I. — М: АСТ, 2001. — ISBN 5-17-010481-2
  • Полмар Н. Авианосцы. Т. II. — М: АСТ, 2001. — ISBN 5-17-010943-1
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-146-7
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 978-155-75013-25
  • Fontenoy P. Aircraft Carriers. An illustrated history of their impact. — Santa Barbara, USA: ABC-CLIO, 2006. — ISBN 1-85109-573-X
  • Friedman N. U. S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1983. — ISBN 0-87021-739-9
  • Jane's Fighting Ships, 2004—2005. — London: Jane's Information Group, 2004. — ISBN 0-7106-2623-1

См. также

dic.academic.ru

Чем отличается авианосец от авианесущего крейсера? — Superfb

Пожалуй, не существует более удивительных военных кораблей, чем авианосцы. На сегодняшний день авианосцы стали настоящими плавучими городами, вмещающими тысячи военнослужащих. В этой статье речь пойдет об авианосцах мощнейших (с военной точки зрения) мировых держав – России и США.

Пожалуй, не существует более удивительных военных кораблей, чем авианосцы. На сегодняшний день авианосцы стали настоящими плавучими городами, вмещающими тысячи военнослужащих. В этой статье речь пойдет об авианосцах мощнейших (с военной точки зрения) мировых держав – России и США.

ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Сейчас у России есть лишь один действующий авианосец – корабль проекта 1143, ТАКР (тяжелый авианесущий крейсер) «Адмирал Кузнецов». Этот корабль был спущен на воду в 1985 году. Строго говоря, суда этого типа не являются авианосцами, в привычном понимании. Дело в том, что корабли проекта 1143 несут на борту не только авиационную группировку, но и противокорабельные крылатые ракеты большой дальности.

ТАКР «Адмирал Кузнецов» имеет 12 пусковых установок с противокорабельными ракетами «Гранит». Максимальная дальность этих ракет составляет 625 км. На борту «Адмирала Кузнецова» могут располагаться 50 самолетов и вертолетов. Общее число истребителей может достигать 26 машин. Сейчас в качестве палубных истребителей используются Су-33, но очень скоро их место займут новенькие МиГ-29К. Кроме всего этого, российский авианосец имеет мощное противолодочное и зенитное вооружение. Экипаж судна составляет 1980 человек.

Авианосцы типа «Нимиц»

Для нужд американского флота было построено 10 авианосцев класса «Нимиц» (это без учета универсальных десантных кораблей США, которые тоже могут нести самолеты). Первый такой авианосец был спущен на воду в далеком 1972 году, а последний встал в строй в 2009. По своим размерам, авианосцы этого типа больше российского авианесущего крейсера. Авианосцы «Нимиц» вообще являются самыми большими в мире военными кораблями. Их длина превышает 330 метров, а водоизмещение достигает 106 тыс. тонн.

На борту каждого из кораблей класса «Нимиц» размещаются более 5 тыс. человек. В отличие от «Адмирала Кузнецова», авианосцы типа «Нимиц» не несут тяжелого противокорабельного вооружения. Из бортового вооружения на этих судах есть только зенитные системы. Мощь американских авианосцев строится вокруг многоцелевых истребителей F/A-18 «Hornet» различных модификаций. Всего на борту каждого из таких кораблей могут располагаться 48 истребителей. Кроме этого, на корабле находятся самолеты радиоэлектронной борьбы, транспортные самолеты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и противолодочные вертолеты. Общее количество самолетов и вертолетов на борту авианосца класса «Нимиц» может достигать 90 единиц.

Что мы имеем в итоге?

Как мы видим, каждый из кораблей класса «Нимиц» может нести больше летательных аппаратов, чем ТАКР «Адмирал Кузнецов». Нужно также учесть, что американские истребители F/A-18 более многофункциональны (особенно это касается модификации F/A-18Е/F «Super Hornet»), чем отечественные палубные Су-33 и могут применять мощное управляемое вооружение класса «воздух-поверхность». Но ТАКР «Адмирал Кузнецов» станет куда более опасным противником, когда на нем будут размещаться новейшие истребители МиГ-29К. Последние имеют в своем арсенале управляемые противокорабельные ракеты.

Авианосцы типа «Нимиц» имеют более высокий боевой потенциал, чем российский авианесущий крейсер. Ведь дальность действия F/A-18 с управляемым вооружением гораздо больше дальности полета крылатых ракет «Гранит», составляющих основу бортового вооружения отечественного авианосца. Вообще же, как это повелось еще со времен Второй мировой войны, мощь того или иного авианосца определяется качеством и количеством базирующихся на нем боевых самолетов.

С другой стороны, говорить о превосходстве авианосцев типа «Нимиц» над кораблями проекта 1143 можно лишь в том случае, если специально задастся целью сравнить их боевые возможности. Ведь не стоит забывать, что это корабли несколько разных классов. К тому же Россия, в отличие от США, не имеет ярко выраженных заокеанских интересов, для отстаивания которых ей могли бы пригодиться авианосцы.

Авианосцы по изначальному замыслу представляют собой плавучие авиабазы. Их массовое строительство началось в двадцатые годы XX века. Обеспечить воздушную поддержку сухопутным силам, высадившимся на чужих берегах, защитить их от бомбовых ударов – вот главное назначение этого класса кораблей.

Когда и при каких обстоятельствах в Российском флоте появился авианосец «Адмирал Кузнецов», фото которого зарубежные информагентства регулярно публикуют как иллюстрацию нашей растущей военной мощи?

Страны, обладавшие колониями или проводящие внешнюю политику, требующую силовой аргументации, стали первыми обладателями этих дорогостоящих тяжелых судов. Советский Союз, в силу своих географических особенностей, не нуждался в мобильных аэродромах. Для защиты своей территории дешевле и проще было построить достаточное количество обычных, наземных.

Авианесущие крейсера в СССР строились в 70-е годы. БПК (большие противолодочные корабли) «Москва» и «Ленинград», затем «Киев» существенно отличались от «Нимица» или «Энтерпрайза» и по водоизмещению, и по длине, и по конструкции. Разница с обычным крейсером состояла в кормовой части, она была выровнена под полетную палубу, на которой базировались вертолеты или истребители с вертикальным взлетом и посадкой. Главная функция авиакрыла состояла в обнаружении подводных лодок противника и борьбе с ними.

Сегодня в составе ВМФ России есть корабль «Адмирал Кузнецов». Авианосец ли это, и почему его в официальных документах упорно называют авианесущим крейсером? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно мысленно перенестись в украинский город Николаев осени 1982 года. Здесь, на родине русских корабелов, происходит торжественная закладка нового огромного российского военного судна, которое собирались назвать ТАНК (тяжелый авианесущий крейсер) «Рига». Потом умер Л.И. Брежнев, и его память почтили переименованием корабля. Затем началась перестройка, и называть крейсер в честь лидера эпохи застоя сочли неуместным, так он стал «Тбилиси». Было это в 1985-м, а через четыре года корабль получил нынешнее имя — «Адмирал Кузнецов».

Авианосец, согласно договору 1936 года, заключенному в Монтре и подписанному советской делегацией, не имеет права пересекать Босфорский и Дарданелльский проливы. Ничего, у нас крейсер, ему можно.

Кораблями такого класса обладают всего девять стран. Полсотни летательных аппаратов могут решать самые сложные и разнообразные боевые задачи: от противолодочной обороны до нанесения штурмовых ударов. Для этой цели на борту есть и вертолеты, и самолеты, причем, не какие-то специализированные палубные, с усеченными летными характеристиками, а МиГ-29 и СУ-27, правда, со специальным морским оборудованием.

В крымском городке Саки была построена база для тренировки летчиков, которым предстояло поднимать свои машины с палубы крейсера «Адмирал Кузнецов». Авианосец стал кузницей кадров морской авиации. Сегодня для российских пилотов такие полеты стали рутиной, тогда же опыта не хватало, все было новым.

Военные корабли строятся не просто так, они олицетворяют определенную военную доктрину. В современном мире Российский флот осуществляет защиту интересов страны во всех зонах мирового океана. Для поддержания высокой степени защиты морских соединений, состоящих из кораблей различного назначения и класса, требуется устойчивая воздушная поддержка. Именно эту задачу решает «Адмирал Кузнецов». Авианосец обладает системами противокорабельных, противолодочных и противовоздушных вооружений, а его авиакрыло может прикрывать действия целой эскадры.

Что же касается предположений об агрессивности российской внешней политики, то они беспочвенны. Если оценивать «имперские устремления» по количеству кораблей этого класса, то достаточно сравнить число атомных ударных авианосцев США (11) с цифрой «один», и все сразу станет ясно. Угрозы миру российский авианосец «Адмирал Кузнецов» не представляет, но свою страну, в случае надобности, защитит.

superfb.site

Чем отличались американские авианосцы от советских

«Адмирал Кузнецов» vs «Джордж Вашингтон»

Анализируя свои недоработки, в СССР решили остановиться на классическом авианосце, при этом не отказываясь от мощных противокорабельных ракетных комплексов. Первенцем среди нового поколения авианосцев стал «Адмирал Кузнецов», спущенный на воду в 1987 году. Изначально корабль задумывался как аналог американского атомного авианосца Enterprise, однако вследствие урезанного финансирования на него установили не атомные, а обычные двигатели.

Вместо паровых катапульт на судне появился трамплин – приподнятая носовая часть палубы. Этого хватало для самостоятельных взлетов истребителей класса МиГ-29к и Су-33, которые по летным и боевым характеристикам превосходили американские аналоги.

Длина «Кузнецова» составила 306 метров при водоизмещении в 61 тыс. тонн, мощности в 50 тыс. л.с. Судно развивало скорость до 29 узлов. Экипаж гиганта насчитывал почти 2 тыс. человек, авиационная группа на корабле могла достигать 50 самолетов и вертолетов.

Размеры «Адмирала Кузнецова» поражали очевидцев. Он был высотой с 20-этажный дом, а его коридоры протянулись в общей сложности на 20 км. Внутренне пространство корабля было настолько большим, что некоторые из рядовых членов экипажа могли ни разу не встретиться друг с другом в течение своей срочной службы.

Интересно сравнить "Адмирала Кузнецова" с подобным ему по классу американским авианосцем типа «Нимиц» «Джордж Вашингтон», который был спущен на воду в 1990 году. Длина корабля составляет 332 метра, водоизмещение - 97 тыс. тонн, мощность - 260 тыс. л.с., скорость - 30 узлов. Технические возможности судна позволяют ему нести до 90 единиц авиатехники, экипаж корабля насчитывает около 3 200 человек.

По всем параметрам американский корабль превосходит советский, кроме одной важнейшей детали, которая отличала советские авианосцы. Если на «Джордже Вашингтоне» было только 3 пусковые ракетные установки, то на «Адмирале Кузнецове» их число доходило до 44-х. По мнению специалистов, советские ракеты имели радиус действия до 500 км и могли нести ядерные заряды.

В другом важнейшем компоненте – возможности длительно находиться вдали от базы – советский авианосец уступал американскому, так как у последнего было большое количество ремонтных подразделений и мастерских, напоминавших небольшие ремонтные заводы. Но этот минус оборачивался плюсом, когда речь заходила о цене строительства, стоимость советского судна была заметно ниже.

app.russian7.ru

Ляонин (авианосец) — WiKi

У этого термина существуют и другие значения, см. Ляонин и Варяг

«Ляони́н» (кит. 辽宁 также известен под бортовым номером 16 и ранее — под неофициальным именем кит. 施琅 «Ши Лан» в честь китайского полководца XVII века) — авианесущий крейсер Военно-морских сил КНР. Был заложен в 1985 году на верфи в Николаеве для ВМФ СССР под названием «Рига», как второй авианесущий крейсер проекта 1143.6. 19 июня 1990 года был переименован в «Варяг».

После распада СССР корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1992 году. В 1998 году куплен Китаем за 25 миллионов $, официально — с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК. По состоянию на 2017 год один из двух существующих авианосцев Китая.

Строительство

Конструкция

Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах боевого и радиоэлектронного вооружения. По имеющимся данным, пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты для них — заделаны, чтобы освободить место для размещения запасных частей к самолётам и вертолётам корабельной авиагруппы.

Вместо 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Каштан», достроенный в Китайской Народной Республике авианосец несёт три 11-ствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса Type 1130, являющегося своеобразным гибридом систем Goalkeeper и Meroka. Зенитно-ракетное вооружение состоит из трёх 18-зарядных пусковых установок зенитных управляемых ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащённых инфракрасными головками самонаведения и имеющих дальность стрельбы до 6 километров.

В целом, ракетно-артиллерийское вооружение «Ляонина» является сильно ослабленным по сравнению с первоначальным советским проектом и теперь ориентировано исключительно на ближнюю противовоздушную оборону авианосца, но и в этом качестве существенно уступает базовому проекту (например, боекомплект зенитных управляемых ракет на борту сократился почти в пять раз — с 256 до 54 единиц, а количество 30-мм артиллерийских стволов уменьшилось втрое — с 96 до 33). Впрочем, возможно, за счёт данного решения был увеличен запас авиационных горюче-смазочных материалов и/или авиационных боеприпасов на корабле.

Предыстория

В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся ТАВКР «Варяг» отошёл Украине. Ещё до раздела Черноморского флота СССР, в начале 1992 года[3], в Китайскую Народную Республику поступили предложения от Украины о продаже авианосца. Для оценки возможностей на Украину была послана специальная комиссия от ВМФ НОАК.

В апреле 1998 года авианосец был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd[4] за 20 млн долл., как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино подобно плавучим развлекательным центрам, переделанным из «Киева» и «Минска». Сюй Цзинпин утверждал, что общие его расходы на сделку были гораздо выше, и он потратил в 1996—1999 годах не менее 120 млн долл. своих и взятых взаймы средств. Несмотря на его продолжительные переговоры с Госсоветом КНР, китайское правительство было согласно вернуть бизнесмену только 20 млн долл., заплаченных на аукционе, а также прочие документально оформленные расходы[5].

  Буксировка авианосца, ноябрь 2001 года

В 2000 году буксир Suhaili прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Но Турция под давлением США отказывалась пропустить его через Босфор в течение 16 месяцев, по официальной версии — прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжёлые навигационные последствия[6]. На протяжении всего этого времени, пока шли переговоры, корабль циркулировал в Чёрном море. 2 ноября 2001 года турецкие власти наконец дали разрешение на проход, и авианосец под буксировкой Haliva Champion и «Николай Чикер» через пролив перешёл в Средиземное море, что заняло почти 6 часов.

3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошёл обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолётом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира Haliva Champion. Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.

Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира, «Николай Чикер» и Sandy Cape, буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов. Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года и сразу был поставлен на верфь в Даляне.

Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.

Модернизация

В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены[7].

В начале 2008 года корабль получил неофициальное имя «施琅» («Ши Лан»), что позднее было опровергнуто Министерством обороны КНР[8], и бортовой номер «83». Корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухой док военно-морской базы Далянь. Планы ВМФ НОАК в отношении авианосца были неопределёнными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок[9]. В сухом доке была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит».

В мае 2010 года появились первые фотографии истребителя Shenyang J-15, основанного на прототипе Су-33 (опытный советский самолёт Т10К был куплен Китаем у Украины), предназначенного для этого и других авианесущих кораблей китайского флота[10].

  «Варяг» на верфи в Даляне, 2011 год

В апреле 2011 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей ТАВКР «Варяг» Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы, ведущиеся с самим кораблем, также свидетельствуют о намерении ввести его в строй ВМС, а не, как было обещано, в качестве плавучего развлекательного центра с казино. Это косвенно подтверждалось тем, что Китай построил полигон для подготовки лётчиков палубной авиации, аналогичный комплексу «НИТКА» в Крыму[11]. К началу лета выяснилось, что достройка и модернизация авианосца на верфи в Даляне практически завершена[12].

8 июня 2011 года начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец[13], одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания[14], продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.

  Сравнение полётных палуб Авианосцев разных стран

В конце ноября — начале декабря 2011 года авианосец прошёл вторую серию ходовых испытаний, которая продолжалась 12 дней. 8 декабря авианосец был сфотографирован в Жёлтом море (примерно в ста километрах к юго-востоку от китайского порта Далянь) американским разведывательным спутником. Власти Китая не раскрывали деталей задания, которое было поставлено перед кораблем, ограничившись комментарием, что авианосец выведен в море для «соответствующих научных исследований и экспериментов»[15]. К маю 2012 года авианосец выполнил шесть ходовых испытаний.

Ранее сообщалось, что по завершении полной программы испытаний авианосец будет передан Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным судном. И будет использоваться в качестве тренажёра пилотов и палубных самолётов до ввода в строй авианосцев собственного проекта CV17[16][17]. При этом, «Ляонин» также будет включён в боевой строй, поскольку Китай, по разным данным, готовится иметь к середине 2020-х годов от четырёх до шести авианосных ударных групп, которые будут развёрнуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях[18][19].

Служба в составе флота НОАК

25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась торжественная церемония принятия в состав Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая авианосца «Ляонин» (кит. 遼寧 — в честь провинции на северо-востоке Китая) с бортовым номером 16. В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао[1].

Тем не менее к этому моменту корабль ещё ни разу не запускал и не принимал на палубу самолёты[20]. Только 4 ноября 2012 года официальный источник НОАК PLA Daily заявил, что истребитель J-15 произвёл касание палубы и пробежку по ней с последующим взлётом[21], а 24 ноября и в газете South China Morning Post появилось сообщение об успешной посадке истребителя J-15 на палубу авианосца — самолётом управлял лётчик-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, КНР официально стала новой державой, имеющей морскую палубную авиацию с горизонтальным взлётом и посадкой[22]. 25 ноября было официально объявлено уже о пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15[23].

  Ляонин в Даляне, 23 июля 2014 года

7 апреля 2014 года министр обороны США Чак Хэйгел во время своего визита в Китай посетил «Ляонин», тем самым став первым иностранным высокопоставленным чиновником, посетившим авианосец[24]. 22 апреля 2014 было объявлено, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будет отремонтирована силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы[25].

В декабре 2016 года «Ляонин» вышел в Жёлтое море для отработки действий авиационной группы самолетов-истребителей J-15 по отражению воздушной атаки на авианосец[26][27]. 25 декабря представители министерства самообороны Японии заявили, что «Ляонин» появился в центральных водах Восточно-Китайского моря, а в 10 часов утра прошёл проливом Мияко и вышел в западную часть Тихого океана[28]. В начале января 2017 года авиационная группа с «Ляонина» провела ночную тренировку взлёта и посадки в Южно-Китайском море[29][30]. 12 января 2017 года «Ляонин» прошёл Тайваньским проливом и отправился на базу[31][32]. Данный поход вызвал широкий резонанс на Тайване[33][34][35]

25 июня 2017 года «Ляонин» и эсминцы «Цзинань», «Иньчуань» и эсминец УРО «Янтай» вышли из Циндао для проведения учений.

6 июля 2017 «Ляонин» прибыл в Гонконг для празднования 20-й годовщины возвращения Гонконга в Китай. С 7 июля в течение 5 дней авианосец был открыт для свободного посещения, однако в некоторых помещениях была запрещена фото- и видеосъёмка, а часть помещений осталась закрытой[36].

2018 год: в Китае рассматривают возможность замены и списания авианосца "Ляонин".[37][38]

22 апреля 2018 г. китайский авианосец «Ляонин», в составе кораблей ВМФ Китая, отработал учебные боевые действия против подводных лодок и кораблей "предполагаемого противника" в Восточно-Китайском море.

Примечания

  1. ↑ 1 2 Китай принял на вооружение первый авианосец
  2. ↑ Lineup of 40 aircraft on China's Liaoning carrier revealed // Want China Times, 28.08.2014
  3. ↑ Минни Чан (Minnie Chan) Миссия невыполнима: как один человек купил для Китая его первый авианосец // «South China Morning Post», Гонконг — на сайте ИноСМИ
  4. ↑ Не существует данных о какой-либо деятельности компании, исключая данную сделку
  5. ↑ Minnie Chan. Mission impossible II: the battle to get China's aircraft carrier home (англ.). South China Morning Post (20 января 2015). Архивировано 25 января 2015 года.
  6. ↑ Гордый «Варяг» застрял в Босфоре // Lenta.ru, 12.04.2000.
  7. ↑ Jane’s Fighting Ships Vol. 110, 2007—2008. / ed. by Stephen Saunders.— Coulsdon: Jane’s Information Group, 2007.— p. 122.
  8. ↑ Тайвань срочно переименовал свою ракету после испытаний авианосца КНР // РИА
  9. ↑ The Mystery of the Hapless Varyag — VaryagWorld.com
  10. ↑ Китайские самолеты «Клоны»
  11. ↑ Украина выковала авианосную мощь Китая
  12. ↑ New York Times: Китай практически завершил модернизацию купленного у Украины авианосца «Варяг»
  13. ↑ China aircraft carrier confirmed by general // BBC News, 8.06.2011
  14. ↑ Китай начал ходовые испытания своего первого авианосца // Рамблер-Новости
  15. ↑ Китайский авианосец сфотографировали со спутника
  16. ↑ Всё идёт по плану: Китай достраивает первый собственный авианосец, 30.10.2016.
  17. ↑ Китай построил корпус первого авианосца собственной разработки, 28 октября 2016.
  18. ↑ Китайская военная машина—2010 — ВПК.name
  19. ↑ Япония попросила Китай объяснить потребность в авианосцах // Лента.ру
  20. ↑ Ряд экспертов считает, что поспешное принятие корабля на вооружение было политическим решением, в перспективе конфликта с Японией из-за островов Сенкаку
  21. ↑ 中国军网_数字报Архивировано 7 ноября 2012 года.
  22. ↑ China’s Celebrating The First Successful Fighter Landings Aboard Its New Aircraft Carrier — Business Insider
  23. ↑ J-15 successfully landed on China’s carrier Liaoning: Navy // SINA English, 25.11.2012.
  24. ↑ 美国国防部长查克·哈格尔抵京访问 (сербохорв.). 中国日报网 (8 апреля 2014).
  25. ↑ Авианосец ВМС Китая «Ляонин» пройдет плановый ремонт. 22.4.2014
  26. ↑ 我航母编队执行跨海区训练和试验任务 (сербохорв.). 新华网 (23 декабря 2016).
  27. ↑ 海军航母编队在东海开展全要素训练和试验任务 (сербохорв.). 央视网 (24 декабря 2016).
  28. ↑ 深度:解放军圣诞获大礼 辽宁舰与苏35轮番祝贺. 新浪 (25 декабря 2016).
  29. ↑ 专家:歼-15在南海重点训练夜间起降 提升作战能力 (кит.). 人民网 (10 января 2017).
  30. ↑ 中国海军航母编队在南海进行舰载机起降训练 (кит.). 人民网 (3 января 2017).
  31. ↑ 中国海军辽宁舰编队通过台湾海峡 (кит.). 新华网 (12 января 2017).
  32. ↑ 辽宁号航母编队1月12日凌晨通过台湾海峡 (кит.). 腾讯 (12 января 2017).
  33. ↑ 華志豪. 遼寧號巡航 關鍵在演練什麼?. 聯合報 (12 января 2017).
  34. ↑ 鍾堅. 誰與爭鋒 航母作戰靠經驗. 聯合報 (12 января 2017).
  35. ↑ 遼寧艦若犯 國防部將領有「殲滅」策略 (кит.). TVBS (8 января 2017).
  36. ↑ 【遼寧號訪港】解放軍從善如流? 准手機拍攝「打卡」有望 (кит.). 陳宇軒,《香港01》 (6 ноября 2017).
  37. ↑ В КНР назвали "дефектным" купленный у Украины авианосец // РГ, 18.04.2018
  38. ↑ Слухи о том, что китайцы признали дефектным свой первый авианосец «Ляонин», оказались сильно преувеличенными. // Взгляд, 19 апреля 2018

Ссылки

ru-wiki.org


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики