Какими будут военные воздушные дроны в ближайшем будущем? Дрон военный


как британский военный дрон оказался не нужен

После 15 лет испытаний новейший британский стратосферный дрон«Зефир» побил все рекорды пребывания авиатехники в воздухе. Он летал без дозаправки больше 25 дней! Но зачем британским военным нужна такая машина, если она непригодна в серьёзных военных конфликтах?

Божество или пирожное?

В начале 2000-х годов НАСА и ДАРПА(DARPA — Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США) решили, что им срочно нужен стратосферный дрон. Заданная высота полёта начиналась от 21-22 километров. Для долгосрочного выполнения миссий аппарат должен был быть сверхлёгким и нести на крыльях солнечные батареи для подзарядки электромотора. Сам дрон предназначался для удалённого зондирования земли, а также в качестве станции связи для районов, пострадавших от стихийных бедствий — землетрясений и наводнений.

Ничего военного, сплошной пацифизм и научные миссии.

На испытаниях дрон«Патфайндер» от фирмы«АэроВайронмент» взял высоту в 21 километр. Следующее поколение —«Патфайндер Плюс» — взлетело ещё выше, на 24 километра. Американцы уже потирали руки, радуясь очередным успехам, но новый проект —«Гелиос», на котором как раз размещались солнечные панели, грохнулся в Тихий океан.

БПЛА«Гелиос»(фото: НАСА)

Программу прикрыли, однако британская оборонная фирма«Куинетик», которая угробила американский проект вышеупомянутым неудачным запуском, решила продолжить дело. Так родился проект«Зефир»(бог западного ветра, не путать с пирожным!).

Быстрый как ветер, лёгкий как перышко?

Высотная разведка территорий противника — дело давнее. Сейчас этим в основном занимаются со спутников, но так было не всегда. Для этих целей на вооружении американцев стоял самолёт-разведчик«Локхид» U-2. Правда, этого им показалось мало — потом они экспериментировали с дронами«Локхид» D-21 и«Райан» SPA 147. Обычно требовалось с огромной скоростью промчаться на большей высоте над интересной для военных территорией противника(во время холодной войны это обычно был СССР) — и быстро сфотографировать её.

Казалось бы, холодная война канула в лету. Однако с началом очередных глобальных войн — то с терроризмом, то с наркобизнесом — военным вновь понадобились высотные дроны-разведчики, способные часами выполнять миссии наблюдения за необходимой территорией. И, надо сказать, такой аппарат у США уже давно есть — это RQ-4«Глобал Хоук», который в 2014 году продержался в небе без дозаправок больше 32 часов.

Но ведь нет предела совершенству!

Британские военные очень хотели создать свой высотный дрон с«Юнион Джеком» и жёсткой бюджетной экономией. Фирма«Куинетик» — де-факто государственная — за разработку требовала совсем небольших денег, а сам аппарат частично уже прошёл испытания у американцев.

Но если в Лондоне хотели сэкономить время и деньги, то с первым они точно пролетели.

Запуск«Зефира», 2007(фото:«Куинетик»)

Начиная с 2003 года британцы в течение семи лет упорно и настойчиво тестировали неработающие модели. То вес был слишком большим, то электромоторы слабыми. Потом проблема упёрлась в аэродинамический профиль крыльев и хвоста.

Крылу придали форму поперечного V(приподняли его концы вверх, проще выражаясь), а хвост стал напоминать большую букву Т. Размах крыльев при этом стабильно увеличивался, и к 2010 году достиг 23 метров, а вес стал более 30 килограммов.

Но главное было в другом. К 2010 году«Зефир» побил все рекорды длительности нахождения в воздухе — 336 часов. Потолок полёта составил 21 километр.«Куинетик» радостно объявила, что дрон готов к военному использованию, но с продажами случился облом.

«Зефир» с Т-образным хвостом(фото:«Эйрбас»)

В марте 2013 года проект«Зефир» со всеми потрохами продали фирме«Эйрбас», которая продолжила разработку. Последняя, восьмая, модель«Зефира»(также известная как«Зефир S») совершила первый полёт летом 2018 года. И сразу поставила рекорд, продержавшись в воздухе 25 дней 23 часа и 57 минут подряд.

Стратосферный тихоход

Летать более 300 часов на высоте больше 20 километров — это круто. Но оказалось, что крутизна полностью нивелируется скоростью«Зефира» — не больше 55-60 километров в час. А также жёсткой зависимостью от климатических условий района действий: дрон построили из сверхлёгких материалов, а подзарядка электромоторов шла от — опять же — сверхлёгких солнечных батарей.

Почему все преимущества оказались сведены на нет в глазах покупателей? Низкая скорость не позволяла«Зефиру» покрыть большую площадь — вместо одного дрона пришлось бы посылать несколько, координировать их совместную работу… и прочий высокотехнологичный геморрой.

Запуск«Зефира»(фото:«Эйрбас»)

Но, пожалуй, самое неудачное для военного дрона — низкая живучесть. Его можно легко захватить и уничтожить ночью, когда он снижается на высоту 15-16 километров. Потенциально это могут сделать даже террористические организации и наркокартели — если обзаведутся более навороченными, чем сейчас, технологиями дроностроения.

Самое неприятное — в суровых погодных условиях дрон может отдать богу душу совершенно самостоятельно.

Чем сильнее ветер, перепады температур, ухудшение погоды в ночное время — тем быстрей садятся батареи и тем больше нагрузка на конструкцию. Кстати, последний полет«Зефира» прервался именно из-за механических поломок и проблем с батареями, хотя летал он всего лишь над аризонской пустыней.

Кому научный дрон по цене военного?

Для разведмиссий во время войны с серьёзным противником, обладающим современными средствами ПРО и ПВО, этот дрон бесполезен. Зато он неплохо показал себя во время гражданской войны в Сирии.

«Зефир» запускали с Кипра. С его помощью в 2016 году британские силы спецназначения наблюдали за действиями боевиков из запрещённого в России ИГ и координировали свои действия против них. Формально больше ни в каких военных конфликтах дрон участия не принимал.

Британское минобороны в 2016 году закупило три дрона типа«Зефир». Ходили слухи о закупке целого флота из нескольких десятков«зефиринок», но все они оказались фейком. Несмотря на желание получить собственный высотный разведчик, военные понимали: у этого дрона очень ограниченное применение.

«Зефир» в полёте(фото:«Эйрбас»)

В отличие от большинства военных дронов, типа американского«Глобал Хоук» или перспективной китайской серии«Дрэгон»,«Зефир» практически не имеет грузоподъёмности. Его полезный груз — не более пяти килограмм у самой продвинутой модификации. Он не сможет нести сложную аппаратуру — тем более военное снаряжение.

«Перспективный» дрон вырос из научной программы изучения Земли, а не из потребностей военных.

Его заказчиком было в первую очередь НАСА, а уже во вторую на нем испытывались разработки двойного назначения(например, сверхлёгкий электромотор от«Боинга», который можно было бы установить на наземных дронах-разведчиках).

Так что«Зефир» показал себя хорошим, но всё же научным аппаратом. А для военных он остаётся игрушкой. Впрочем, на рекламу всё равно не скупятся — надо же оправдывать перед общественностью потраченные на новинку десятки миллионов фунтов.

Фарид Мамедов

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

aviator.guru

Какими будут военные воздушные дроны в ближайшем будущем?

Применением разведывательных и ударных воздушных беспилотников уже никого не удивить. Вооруженные силы практически любой страны хотят видеть у себя в строю эти машины, технологически развитые страны активно разрабатывают и применяют воздушные дроны, менее развитые государства не менее активно закупают у них беспилотники и увеличивают свой флот.  

Большое внимание дроны вновь получили в последние несколько лет. Первым поводом стало применение дронов исламистами в Ираке и Сирии, когда обычные китайские коптеры были переделаны для сбрасывания боеприпасов с воздуха или для самоподрыва при контакте с целью («дроны-мины» и «дроны-камикадзе»). Второй повод – это война на Донбассе и применение дронов вооруженными силами ДНР и ЛНР на тактическом уровне для корректировки и наведения огня. Если дроны исламистов стали причиной всплеска разработок технологий борьбы с беспилотниками, то война на Донбассе заставила задуматься военное руководство США.

Американский политолог из Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона Майкл Кофман, специализирующийся на России, отмечал:

«В отличие от стран Запада, которые совершенствуют свои крупные беспилотные машины, Россия сконцентрирована на применении дешевых, одноразовых и многочисленных дронов на тактическом уровне для своих сухопутных войск. Эти дроны в первую очередь задействуются как системы наведения для разрушительных артиллерийских и ракетных ударов».

Связка «дроны — массированный артиллерийский удар» — это одна из самых обсуждаемых тем среди западных военных экспертов, которые считают, что именно такой тактический подход широко и эффективно применяется в Донбассе и что в случае военных конфликтов именно так будут действовать российские Вооруженные силы на земле.

Более того, дроны – это не просто технологическая новинка. Применение беспилотных машин может кардинально изменить все будущее боевых действий на планете. В США сегодня речь заходит о том, что уже в этом столетии в американских ВВС не останется ни одного человека-пилота и все летательные аппараты будут беспилотными, а F-35 станет последним самолетом, где будет предусмотрено место для человека-пилота.

В 2009 году после выхода прогноза о развитии беспилотных систем в виде программного документа под названием Unmanned Aircraft Systems Flight Plan 2009-2047 эксперты посчитали, что F-35 станет последним пилотируемым самолетом в ВВС США и что в разработку новых пилотируемых летательных аппаратов американцы просто не будут больше вкладывать деньги. Адмирал ВМС США Рей Мабус, выступая на конференции Sea-Air-Space еще в 2015 году, открытым текстом объявил, что самолет F-35 Lightning II, выпускаемый в рамках программы Joint Strike Fighter, «должен и почти наверняка станет последним пилотируемым истребителем-штурмовиком, который закупит или будет использовать военно-морское ведомство».

На 2019 год Пентагон запросил на 3,447 больше дронов, чем в 2018 году. Бюджет на закупку беспилотников планируется увеличить на 27%. Речь, безусловно, не идет только об ударных дронах, но и как о разведывательных беспилотниках, включая морские и подводные, так и о средствах борьбы с дронами противника. Военные хотят потратить на эти нужды 9,39 миллиарда долларов, из которых более одного миллиарда уйдет на системы и боеприпасы для поражения дронов врага. В 2013 году совокупный бюджет Пентагона на беспилотники был в два раза меньше. Эксперты отмечают небывалый спрос Пентагона на эти машины. При этом не ожидается резкого увеличения закупки крупных ударных дронов — акцент будет сделан на приобретении большего числа малоразмерных и дешевых беспилотников. Ожидается, что Пентагон получит как минимум две тысячи только одних новых квадрокоптеров. Около 40 миллионов долларов будет выделено на экспериментальное подразделение в армии, которое будет тестировать использование наземных беспилотных систем. 2019 год также станет первым годом, когда военно-морские силы США потратят больше денег на дроны, чем военно-воздушные.

Рынок

Рынок военных беспилотников показывает стремительный рост. В этом месяце аналитический ресурс Global Market Insights опубликовал свой прогноз, касающийся данной индустрии. Если на 2016 год рынок одних только военных дронов составлял около 5 миллиардов долларов, то к 2024 году он вырастет до 13 миллиардов. 65% прибыли на рынке относится к продажам «коптеров» - лопастным дронам вертикального взлета и посадки. Их дешевизна, компактность, маневренность и способность зависать над целями делает их идеальными для ведения наблюдения с воздуха. 67% рынка составляют дроны, которыми можно управлять вне зоны прямой видимости. Технический прогресс также способствует росту спроса на дроны дальнего действия и большей грузоподъемности, которые способны оперативно выполнять миссии на больших расстояниях.

Один из факторов быстрого роста рынка – это спрос со стороны таких стран как Китай и Индия, которые стараются не отставать в области применения военных дронов от стран Запада. Китай занимает 50% рынка военных дронов в Азии и стремительно развивает собственное производство беспилотников.

Сегодня среди лидеров по производству и применению военных беспилотников прочно обосновались три страны: США, Израиль и Китай. Заметна на рынке и Франция. Плотно работают над созданием своей индустрии в России, Турции, Ирана и Индии, особенно в плане вывода на рынок ударной машины.

Ранее другая американская аналитическая компания Orbis Research, которая регулярно публикует исследования по различным рынкам, включая военные, выпустила доклад «Мировой рынок военных беспилотников 2017-2027». По прогнозам Orbis Research, к концу этого года объем рынка составит 9,9 миллиарда долларов, а к 2027 году вырастет до 15,2 миллиарда долларов.

Согласно ранее опубликованному отчету нидерландской консалтинговой фирмы ASD, оборот рынка военных БПЛА к 2022 году вырастет до 13,7 миллиардов долларов. В принципе, прогнозы всех компаний близки.

Наибольший прирост даст спрос на ударные дроны — их доля на рынке составит 40,8%, доля высотных БЛА большой продолжительности полета — 25,1%, доля средневысотных БЛА большой продолжительности полета — 17,4%. С точки зрения географии, то доля Северной Америки на мировом рынке военных беспилотников составит 34,4%, азиатско-тихоокеанского региона — 31,7%, Европы — 24,1%.

В Азии будет расцветать рынок Китая, Индии и Австралии. В Европе — России и Великобритании. За десять лет мир потратит на военные БПЛА 133,3 миллиарда долларов.

Так или иначе, дальнейшее технологическое развитие дронов не остановить. Само собой, будут идти работы над их очевидными техническими характеристиками: аккумуляторами, авионикой, системами связи, дальностью полета и так далее. Не менее важный и также стремительно растущий смежный рынок – это рынок датчиков и приборов для беспилотников.

Но есть ряд направлений, которые особы выделяются и которые задают образ будущего применения беспилотных машин.

Искусственный интеллект и автономное принятие решения о нанесении удара

Тема возможного появления «роботов-убийц» сегодня очень популярна. Ученые и предприниматели, такие как Стивен Хокинг и Илон Маск, предупреждают, что автономное решение о нанесении удара роботами, в том числе и воздушными беспилотниками, может привести к непредсказуемым последствиям и выйти из-под контроля человека. Крупные технологические компании Запада заключают соглашения, что они не будут помогать военным развивать искусственный интеллект. Развитие искусственного интеллекта и создаваемые алгоритмы автоматического выбора цели, будь то человек или другой объект, позволят машине выполнять боевые задачи эффективно, но цена даже одной ошибки может быть слишком велика.

В Пентагоне уверяют, что человек всегда будет присутствовать в цепочке принятия решений и окончательный приказ о пуске ракеты будет принимать оператор. Тем не менее, все понимают, что нет никаких гарантий, что вероятный противник не ведет работы над созданием полностью автономной цепочки принятия решений. Тот, кто запустит такие машины в воздух, может иметь преимущество на поле боя будущего, где будет побеждать та система, которая принимает решения быстрее. В этом плане человек становится слабым и медленным звеном в цепочке командования — соответственно, у противника всегда будет искушение создать полностью автономную систему. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что военные негласно так или иначе ведут работы в этой области.

Все помнят и слова президента России Владимира Путина:

«Искусственный интеллект - будущее не только России, это будущее всего человечества. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира».

Бывший замминистра обороны США Боб Уорк тоже не устает предупреждать о необходимости уделять внимание новой технологии:

«Армия США знакома с автономными системами ведения боя, которые она применяла в течение последнего десятилетия в Ираке, Афганистане и других странах. Но такие виды вооружения, как управляемые воздушные и наземные аппараты с дистанционным управлением, будут в скором времени заменены преимущественно беспилотными и автономными системами во всех физических сферах действия (в воздухе, море, под водой, на суше и в космосе) и в большинстве военных операций. Еще потребуется некоторое время, чтобы новый способ ведения войны стал более очевидным, в котором беспилотные и автономные системы займут центральное место при ведении боя».

Автономность полета и способы защиты от средств РЭБ России и Китая

Российские средства РЭБ американцы уже давно рассматривают как очень серьезную угрозу на поле боя. Осенью 2016 года в армии США появилось Управление быстрого реагирования (УБР). Операционный директор УБР генерал Уолтер Пиатт тогда рассказал, что в фокусе нового управления — противодействие России именно в сфере радиоэлектронной борьбы и киберопераций. Российские средства РЭБ, по мнению военных изданий США, даже входят в тройку самых опасных технологий для американцев наряду с ядерной триадой и средствами ПВО России.

Особую тревогу вызывает способность российских средств РЭБ влиять на систему глобального позиционирования (GPS), от которой полностью зависит боеспособность американской армии. Причем влиять не на уровне нарушения работы самих спутников в космосе или программного обеспечения, а оказывать воздействие на работу с сигналами непосредственно в зоне конфликта или на поле боя. По данным армии США, около 250 000 систем в сухопутных войсках зависят от пространственно-временной и навигационной поддержки. Армейская бригада использует в среднем около 600 систем. Вывод из строя этой составляющей ведения боевых действий может стать катастрофой.

Недавние слухи о том, что в Средиземном море неизвестными силами была нарушена работа навигационных систем самолетов и постоянные слухи о сбоях GPS в Черном море, звучат тревожным звоночком для всех, кто использует беспилотники в своих вооруженных силах.

Учитывая, что в вооруженных силах мира растет применение беспилотников, неизбежно возникает вопрос, как обезопасить их от работы средств РЭБ противника.

Вариантов немного. Самый очевидный – это повышение автономности полета и выполнения миссии, когда дрону нет необходимости вообще поддерживать канал связи с операторами и постоянно уточнять свое местоположение и положение целей с помощью той же системы GPS. Такой вариант пока труднодостижим, но над ним активно работают.

Второй вариант – это попытка сделать каналы связи малоуязвимыми для противника. Здесь в ход идет все: прерывистое сообщение, связь на разных частотах, выход на связь как можно реже, шифрование данных, использование искусственного интеллекта для автоматического поиска свободных частот, пеленг средств РЭБ и автоматический выбор курса для «выхода» из зон поражения.

Третий вариант – агрессивное ответное или предварительное подавление сигналов средств РЭБ противника и уничтожение комплексов РЭБ до того, как они нарушат работу беспилотников. По этой причине в США за 10 лет заменят 14 устаревающих самолетов РЭБ EC-130H Compass Call, которые работают в Ираке и Афганистане на 10 новых, вложив в программу 2 миллиарда долларов.

Директор DARPA доктор Арати Прабхакар рассказала и о проекте по борьбе с программируемыми радарами России (упоминается "Небо-М") и Китая:

«Одна из наших программ в DARPA использует совершенно новый подход к этой проблеме, которую мы собираемся разрешить с помощью когнитивного электронного вооружения. Мы используем искусственный интеллект для изучения действий вражеского радара в режиме реального времени, а затем создаем новый метод глушения сигнала. Весь процесс восприятия, изучения и адаптации повторяется без перерыва».

Осенью 2016 года в армии США приняли решение о начале работы по созданию «Белой книги навигационной войны». В ней будут представлены рекомендации на предмет того, что делать, чтобы противник никак не мог влиять на системы навигации американских военных, а сами американцы могли бы лишить врага доступа к GPS и подобным системам на поле боя. Глава Управления быстрого реагирования армии США Дуг Уилтси заявлял, что в сухопутных войсках США запустят три большие долгосрочные программы по созданию защищенных средств связи и управления, оборонных и наступательных средств РЭБ, и что в 2018 году планируется проведение полевых испытаний альтернативных GPS навигационных систем.

Связка пилотируемого самолета и беспилотных машин

В прошлом году Lockheed Martin Skunk Works, Школа летчиков-испытателей ВВС США, Исследовательская лаборатория ВВС США и Calspan Corporation произвели показательный полет экспериментального беспилотного F-16. Участники события назвали испытания важнейшей вехой в развитии боевой авиации США.

Все это происходит в рамках американской программы Loyal Wingman, которая стартовала в 2015 году и которая призвана обеспечить пилотов в небе надежными помощниками в виде беспилотников. И не просто уже в виде привычных ударных или разведывательных дронов, а в виде полноценных беспилотных боевых самолетов. Суть программы — летчик и компьютеры его самолета управляют всей своей подчиненной воздушной братией в воздухе, а не через операторов на земле. Это экономит время и объемы передаваемой информации и позволяет оперативно реагировать на ситуацию прямо в полете, а также отправлять на опасные задания беспилотные машины в первую очередь, не рискуя жизнью летчиков.

ВВС США уже использует с 2013 года беспилотные и списанные F-16 (модификация QF-16) с программной начинкой от компании Boeing, но они служат лишь учебными мишенями в воздухе. Кстати, в марте этого года компания Boeing получила контракт от ВВС США на поставку уже 18 таких беспилотных самолетов до 2027 года. Прошедшие же в апреле испытания Lockheed Martin и Calspan Corporation позволят применять беспилотные самолеты как активных участников в реальном бою.

Работы над автономными F-16 логично ведут к будущему применению F-35 в качестве командного центра для целого ряда беспилотных машин. Над этим сегодня трудятся, например, в DARPA. Один F-35 будут в теории сопровождать в воздухе рои дронов-разведчиков и те же боевые беспилотные F-16. К испытаниям таких «связок» в воздухе планируют приступить в 2019 году.

Похожие программы существуют и для армейских вертолетов. Экипажи вертолетов Apache и Kiowa также в обозримом будущем смогут из кабины своих машин полностью контролировать «подопечные» беспилотники прямо в воздухе во время выполнения своих миссий. Дальше всего в этом направлении продвинулись Apache, где уже как минимум с 2016 года предусмотрен интерфейс для вывода видео и частичного управления дронами. Обкатка этой «связки вертолет-дроны» проходит в Афганистане.

Сверх этого озвучиваются и мысли, когда в будущем установка простого «черного ящика» с программным обеспечением на любой летательный аппарат, позволит превратить его в беспилотник в военных целях.

Палубные дроны

Китай буквально на днях объявил, что будет развивать программу палубных беспилотников и напрямую свяжет создание новых авианосцев с экипировкой их дронами. Это решение Китая – ответ на похожую программу в США. Обе страны ведут упорную борьбу за влияние и контроль над водами в Тихом океане. Разведывательные и ударные дроны на палубах авианосцев расширяют возможности военных и позволяют оперировать на дальних дистанциях. Можно ожидать, что данное направление будет получать все больше внимания и денег в США и Поднебесной.

Можно еще больше удлинить «плечо» работы беспилотников, если их дозаправлять в воздухе. Отсюда логически вытекает следующая область в развитии беспилотных технологий -  создание беспилотного танкера-дозаправщика. В США пока в этой роли выступает машина MQ-25.

Летающие базы для дронов, обеспечивающие дозаправку, ремонт, перевооружение, операционную модульность

Для функционирования ударных аппаратов необходима линейка машин поддержки, которые возьмут на себя роль обслуживающих воздушных складов.

Сегодня в США обсуждается, например, не только создание новых грузовых беспилотных машин, но и модификация транспортных самолетов C-17 и С-130, которые бы стали беспилотными воздушными базами-складами для автоматического перевооружения других беспилотников прямо в воздухе. На этих же самолетах во время полета может быть предусмотрена и 3D-печать как запчастей для беспилотников, так и сборка простых одноразовых дронов для того же ближнего боя.

В этом же русле будут разрабатываться и топливные автономные дозаправщики, которые позволят беспилотникам вообще не приземляться долгое время, заправляться или заряжаться в воздухе и выполнять одну миссию за другой без длительных остановок.

Миниатюризация дронов

Технологии позволяют делать дроны все более мелкими по размеру, при этом увеличивается время и дальность их операций. Миниатюрные дроны могут стать идеальными машинами для ведения незаметной разведки на относительно близких дистанциях, в городских условиях и внутри помещений.

Футурологи также уже видят сценарии (https://www.youtube.com/watch?v=TlO2gcs1YvM), где дроны размером с жука доставляют взрывчатку (небольшого веса и объема которой хватит, чтобы точечно разнести голову) или ядовитые вещества непосредственно в зону контакта с человеком, убивая выбранные цели.

В еще более драматическом варианте, живую силу противника или аппаратуру атакуют рои миниатюрных автономных дронов, начиненных взрывчаткой. Даже гибель большей части роя не остановит его от выполнения задачи.

Рои дронов

Идея военного применения роев набирает популярность. Коммерческие компании уже поднимают в воздух более тысячи дронов одновременно, которые совместно выполняют простейшие задачи. Усовершенствование этой технологии открывают огромные возможности для военных, начиная от постановки ложных целей, «вскрытия» систем ПВО и РЭБ противника и до массированной атаки и выполнения целого набора задач одновременно.

Военно-морские силы США хотели бы видеть «канистры с дронами» под крыльями своих самолетов EA-18G. В октябре прошлого года в ВМС также провели испытания работы пока только одного дрона Dash X в связке с самолетом и остались довольны. Одноразовый и относительно дешевый дрон, который способен находиться в воздухе до 10 часов, смог самостоятельно засечь объект и передать его координаты самолету. Ожидается, что рои подобных дронов смогут не только вести разведку, обнаруживать радары противника и «вскрывать» систему ПВО, но и «глушить» сигналы, и выступать в качестве ложных целей. Дроны смогут лететь настолько медленно и низко, что в теории не попадут на радары врага, и будут применяться в качестве барражирующих боеприпасов.

Агенство DARPA выделило 7.1 миллиона долларов на разработку роя дронов, способного оказывать содействие военнослужащим в ходе городских боев. Над задачей будут работать две команды: одна под руководством Raytheon BBN, вторая — под руководством Northrop Grumman. В теории рой может состоять из 250+ машин, как воздушных, так и наземных. Особое внимание разработчики будут уделять тому, как оператор роя сможет управлять дронами, как он и в каком виде будет получать информацию и отдавать приказы. Обдумываются системы управления через жесты, голосом, движением головы. Создаются специальные алгоритмы, которые бы автоматически заставляли рой выполнять те или иные тактические ходы: например, заход с флангов или выстраивание периметра безопасности. Оцениваются возможности оператора управлять не только всем роем, а его подгруппами. В целом исследователи отмечают, что пока у них нет технологии по управлению большим роем и что пока основные успехи связаны с работой роя в закрытом помещении. В реальной жизни все будет гораздо сложнее, а тем более в боевых условиях.

 

Дроны с лазерным оружием

Идея установки боевого лазера на беспилотник пока не реализована в полной мере, но сдерживает эту связку развитие самих лазеров, а не беспилотников. В теории лазеры на дронах могут уничтожать другие дроны противника, а также работать по незащищенным целям на земле, выводя из строя, например, радары противника. Лазер с дрона может быть использован и в точечных операциях по уничтожению отдельных людей без сопутствующих жертв, «поджаривая» одного конкретного человека в толпе.

Генерал-лейтенант Брэд Уэбб, глава Командования специальных операций ВВС США (Air Force Special Operations Command), заявил, что в США будет протестировано лазерное оружие на борту самолетов AC-130, а американская компания General Atomics планировала в 2018 году установку лазерной пушки мощностью от 50 до 300 киловатт на борту своего ударного беспилотника Predator C Avenger. Программа лазерного оружия воздушного базирования в ВВС США возрождена и снова будет финансироваться.

Грузовые дроны

Идея воздушного беспилотного грузового сообщения между США и Европой обсуждается давно. Здесь в роли беспилотников выступают обычные транспортные самолеты, с соответствующей начинкой. Создание таких самолетов обещает сэкономить миллиарды долларов. Соответственно, если ВВС США уже разрабатывают беспилотные истребители, способные к боевому маневрированию, то можно предположить, что военная беспилотная логистика тоже не за горами. Учитывая, что по признанию главы Транспортного командования США (TRANSCOM) генерала Даррена МакДью, в случае войны с той же Северной Кореей у американцев возникнут трудности с переброской войск и придется арендовать гражданские самолеты и морские суда, то воздушные грузовые дроны придутся кстати.

Не дремлет в этой сфере и Поднебесная. Китай в октябре прошлого года испытал большой грузовой беспилотник AT200, который является переделанным новозеландским самолетом P750XL. Самолет сможет нести полторы тонны полезного груза на расстояние в 2,183 км. В ходе испытаний самолету потребовалось всего 200 метров полосы для взлета. Вооруженные силы Китая планируют использовать эту машину для снабжения своих дальних баз и постов на островах в Южно-Китайском море.

Второе направление развития воздушных грузовых дронов – это применение их на тактическом уровне. В США рассматриваются варианты создания и использования трех типов дронов такого рода:

  • способные доставлять около одной тонны груза на расстояние в 100 километров,
  • способные доставлять около 200 килограммов груза и обеспечивать пехотное отделение несколько дней,
  • способные оперативно доставлять около 20 килограммов груза на передовую, например медикаменты раненому или запчасть для техники.

Дроны-помехи и дроны-завесы

Дроны могут использоваться и просто как куски железа в воздухе

Рой одноразовых дешевых и самых простых дронов может быть использован для создания помех работы радиоэлектронной аппаратуры, для обмана радаров противника в воздухе и в качестве ложных целей.

Более экзотической звучит футуристическая идея наличия личного роя дронов над каждым солдатом на поле боя. В случае обнаружения противника и начала ведения стрелкового огня по солдату, умный рой физически прикрывает его собой, в буквальном смысле выставляя перед ним на короткое время подвижную завесу. На какие-то доли секунды эта завеса сможет принять на себя первый удар пуль и дать шанс солдату на спасение.

Дроны как средства радиоэлектронной борьбы и дроны-трансляторы сигналов

Дроны могут и сами быть задействованы в РЭБ, не только выступать в качестве целей.

Летающие дроны-станции могут и сами подавлять сигналы связи более мелких коптеров противника на тактическом уровне на поле боя. Как только в ближайшем будущем в небе появятся беспилотные самолеты разведки, то они смогут выполнять задачи ведения РЭБ и по отношению к большим ударным дронам противника.

В США также работают над созданием многослойных систем связи, когда беспилотники в небе выступают в качестве ретрансляторов сигналов. Идея заключается в том, что, например, ударный беспилотник в ходе миссии поддерживает связь не через один канал напрямую со спутником, а делает это через целую сеть подвижных ретрансляторов, постоянно меняя частоты и маршрут сигнала. Это должно помочь избежать последствий работы РЭБ врага. То есть, дроны в этом случае выступают в качестве некоего подобия мобильных воздушных «вышек» связи.

Дроны, выглядящие как животные

Маскировка воздушных дронов под птиц – это уже не новость. В Афганистане, Сомали и Ираке разведывательные дроны подобного рода уже находились. Машины такого вида могут использоваться для незаметного слежения за целями, и с ходом развития технологий и роста бесшумности работы этих беспилотников быстро отличить робота-разведчика от реальной птицы или насекомого будет все трудней.

Дроны, способные оперировать в разных средах (например, и в воздухе, и под водой)

Еще одно направление, над которым работают специалисты, это создание воздушных дронов, которые могут работать и в водной среде. Такой дрон может приближаться к цели под водой и затем взмывать в воздух уже непосредственно перед выполнением миссии. Это позволит избежать угроз со стороны радаров и средств РЭБ противника.

Также перспективны и дроны, которые могут работать в связке с двигающимися платформами. То есть, такой дрон может взлететь и сесть в автоматическом режиме на двигающийся грузовик, катер, самолет, подводную лодку.

Например, Сингапур в ноябре прошлого года смог похвастаться первым разведывательным дроном вертикального взлета и посадки собственного производства. Такая машина подходит для операций в черте города. Данные технологии не являются чем-то новым и прорывным, но в Сингапуре смогли добиться того, что их новый беспилотник V15 в состоянии взлетать или садиться на движущийся беспилотный наземный автомобиль. Таким образом два беспилотника могут работать в тандеме. Такое решение и его перспективы для использования в городских боях уже вызывает более пристальное внимание со стороны коллег по цеху из США и Израиля.

Конкуренция со стороны китайских дронов

США начали зарубежное применение своих ударных беспилотников в 2001 году, открыв новую страницу в военном деле. Помимо США вне пределов своих стран ударные беспилотники применяют только Великобритания (с 2007 года) и Израиль. Китайцы вошли в игру в 2014 году, и первые зарубежные удары проведены их машинами CH-3 в 2015 году в Нигерии. Китайцы стали четвертыми в клубе. Китайские ударные дроны сегодня активно используют в ВВС Ирака для ударов по исламистам и в Багдаде очень довольны работой китайских машин.

Как отмечают в Пентагоне, в 2015 году в Китае был создан специальный Комитет по науке, технологиям и индустриальному развитию национальной обороны, а в 2016 году Центральный военный комитет Китая создал еще одну Комиссию по науке и технологиям. Эти структуры призваны обеспечить интеграцию гражданских и военных технологий и дать рост технологиям двойного назначения. В 2016 году глава Китая Си Цзиньпин заявил, что военным следует уделять особое внимание развитию стратегических передовых технологий для вооруженных сил. Китайское общество должно стать инновационно ориентированным. В 2016 году в рамках пятилетнего плана (2016-2020) были обозначены и направления, на которых следовало сосредоточить усилия военному комплексу. Они включали в себя и работу над автоматизацией, робототехникой, авиацией и искусственным интеллектом.

В 2011 году, по данным министерства обороны Тайваня и института «Проект 2049», базирующегося в Вашингтоне «мозгового центра» и занимающегося вопросами безопасности Азии и Тихоокеанского региона, только у ВВС Китая было уже 280 воздушных беспилотников. К 2012 году их количество уже как минимум удвоилось. Сейчас количество ударных беспилотников в Китае никто не берется предсказать. А 7 апреля 2015 года американское министерство обороны опубликовало свой очередной ежегодный доклад для Конгресса США о развитии вооруженных сил и безопасности в Китае. В докладе сообщалось, что с 2014 по 2023 годы в мире будет произведено 41 800 беспилотных систем и мир потратит на их закупку 10,5 млрд долларов. Китайский производитель AVIC займет нишу в 5,76 млрд долларов, а американская компания Northrop Grumman только 2,58 млрд долларов.  

На сегодняшний день Китай продает военные дроны уже как минимум 9 странам. Цена ударных машин позволяет Китаю занять нишу на тех рынках, где страны не могут себе позволить приобретать дорогие американские или израильские БПЛА или им не позволят приобрести дроны по политическим причинам. Бум использования китайских дронов ожидается и на рынке разведывательных дронов. Главную угрозу китайских БПЛА эксперты пока видят не в их военном применении против США, стран Запада, Израиля или Японии, а в бесконтрольном наполнении рынка Третьего мира бесчисленными роями дешевых китайских военных дронов для начала самого разного назначения, а потом и ударными машинами.

Интересно развиваются события и вокруг «Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ)». Согласно этому неофициальному и добровольному договору, ведущие страны ограничивают в том числе и экспорт беспилотников, способных доставить груз весом более 500 кг на расстояние более 300 км. В октябре 2017 года в Дублине прошла встреча стран-участников соглашения о РКРТ. На этой встрече США предложили пересмотреть условия и технические критерии нераспространения беспилотных систем, что позволило бы США нарастить экспорт своей военной продукции в этой области. США недовольны тем, что Китай и Израиль занимают рынок военных беспилотников, вытесняя американцев, и поэтому не хотели бы связывать себе руки старыми условиями РКРТ. Сегодня ударные дроны США продает только Великобритании и Италии. Австралия на подходе. Индия просит о продаже ударных машин, но США пока не приняли положительного решения.

Помимо Китая на рынок ударных дронов выходит Турция, Индия, Иран. Еще с десяток стран разрабатывают свои ударные машины. В ближайших планах появление ударного беспилотника и у России. В прессе последние годы то и время мелькают новости, что в воздухе могут появиться такие российские ударные машины как «Орион» компании «Кронштадт» и что Объединенное конструкторское бюро Симонова и холдинг «Сухой» ведут работы по созданию ударных дронов «Зеница» и «Охотник-У».

Глобальный рынок военных дронов становится все более насыщенным, разнообразным и перспективным. «Гонка беспилотников» только начинается.

Илья Плеханов

navoine.info

Боевые дроны Украины | Военное дело | ИноСМИ

Звук летящего беспилотника прорезает ночную тишину леса и доносится до блок-поста повстанцев, представляющего собой нагромождение из бетонных блоков и рваных маскировочных сеток. Блок-пост находится на окраине Донецка, самого крупного города на контролируемом повстанцами востоке Украины. Дорога изрыта мелкими воронками от минометных мин. Со столбов линии электропередачи сиротливо свисают провода. Мы притормаживаем, чтобы не наехать на ствол сосны, положенный поперек дороги в качестве заграждения. В этот момент из бетонного бункера выходит сепаратист и наводит на нас свой автомат Калашникова. Затем он смотрит на зависший над ним октокоптер и показывает в его сторону неприличный жест. «Они всегда наблюдают за нами, — говорит он. — А мы всегда наблюдаем за ними».

Такова была обстановка в сентябре 2014 года, спустя шесть месяцев после того, как Россия присоединила Крым. Новости о войне на Украине распространялись по всему миру, и в этот период беспилотные летательные аппараты (БПЛА) получали все большее распространение, появляясь даже в районах ведения боевых действий. Сегодня, благодаря отчасти технологическим ноу-хау советской эпохи, небо над восточной Украиной буквально гудит от беспилотной авиации 21-го века, которая летает над траншеями, напоминающими о Первой мировой войне, и над позициями артиллерии советских времен.

Когда в 2014 году началась война, украинская армия была второй в Европе по численности, но у нее не было ни одного современного БПЛА. Против украинских правительственных войск выступила находившаяся в процессе модернизации российская армия, которая поддержала силы повстанцев на востоке Украины. Кремль применил асимметричную тактику, используя самые разные инструменты, начиная с тайных операций под ложным прикрытием и кончая кибервойной. Со стороны Украины действовала армия призывников, которая очень сильно ослабла от многолетней коррупции и недостаточного финансирования.

За прошедшие четыре года конфликт стал более смертоносным. На гражданской войне, которая началась с того, что некоторые жители промышленного Донбасса взбунтовались и поддержали Россию, погибло более 10 тысяч человек, причем около 30% из них — гражданские лица. Об этом в конце 2017 года писала «Гардиан» (Guardian). Заключенное в 2015 году между Киевом и Москвой Минское соглашение должно было привести к прекращению огня и к реализации плана по реинтеграции сепаратистских регионов в состав Украины. Вслед за этим на удерживаемых повстанцами территориях должны были пройти новые выборы. Но ничего этого не случилось.

В городе Авдеевке, находящемся неподалеку от линии фронта, отделяющей контролируемые правительственными войсками территории от так называемой Донецкой Народной Республики, мирная на первый взгляд обстановка по-прежнему часто и внезапно нарушается взрывами артиллерийских снарядов. По данным Организации Объединенных Наций, от противотранспортных мин на Украине в 2016 году погибло больше людей, чем в любой другой стране мира.

Шансов на восстановление мира по-прежнему мало, но Украине удалось перейти в более высокую весовую категорию в ходе этого конфликта, обратившись к своей известной во всем мире авиационной промышленности. Уникальной особенностью этой войны стала новая группа умелых добровольцев, которые своими руками мастерят беспилотные летательные аппараты.

Деловая столица18.01.2018ИноСМИ13.09.2017ИноСМИ11.10.2017В ходе боевых действий на Украине люди продолжают погибать почти ежедневно, а боевое пространство стало намного сложнее, в силу чего доморощенные изобретатели из подвалов вынуждены придумывать все новые инновации. Они начали конструировать боевые дроны и разрабатывать тактику их применения, которая превосходит все то, что имеется в других странах.

Подполковник национальной гвардии сухопутных войск США Тай Шепард (Ty Shepard), работающий советником в украинском компьютерном центре управления войсками «Дельта», говорит, что украинцы сумели быстро приспособиться к новым условиям на поле боя. «За два года, прошедших с момента создания этой организации, они очень быстро отказались от применения дирижаблей и воздушных шаров при ведении разведки, и перешли к созданию собственных БПЛА, — отмечает он. — А начинали они с нуля».

В центре «Дельта» работает около 40 специально отобранных выпускников украинских военных училищ и академий. Их главная задача — сократить время прохождения информации, собранной дронами и камерами видеонаблюдения, до украинского Генерального штаба, а также обеспечить отслеживание обстановки на линии фронта в режиме реального времени. Часть собранных разведсведений передается американским военным атташе, которые анализируют их, чтобы лучше понять боевые возможности России.

Шепард работает в советнической группе по военному образованию, которая входит в состав отдела американского посольства по военному сотрудничеству. На него произвели большое впечатление знания и умения украинских специалистов, создающих беспилотники. «Они постоянно думают о совершенствовании различных методов работы БПЛА, — говорит подполковник. — Что касается маленьких беспилотников, то некоторые из них по своим возможностям превосходят наши дроны». Тех военнослужащих, которые работают в центре «Дельта», он называет «отрядом больших энтузиастов».

Мозги Украины

«Главная сила Украины — это наши мозги, — говорит Денис Гурак, работающий заместителем директора по иностранным инвестициям в государственной компании „Укроборонпром". — Математика, физика, машиностроение — это наш ключевой потенциал». Сам Гурак раньше работал в сфере международного менеджмента и маркетинга.

Сейчас он ратует за возрождение украинской оборонной промышленности, которая в прошлом была ключевым элементом российской экономики. До начала войны многие важные комплектующие для российской военной техники, начиная с танков и реактивных снарядов, и кончая вертолетами и ракетами, изготавливались на Украине. «Если сравнить наши возможности и возможности России, — говорит Гурак, — то мы на 100% являемся их конкурентами практически во всех технических областях, особенно в оборонной промышленности».

Жуя круассан во французском кафе в центре Киева, он заявляет, что оборонный сектор Украины огромен, напоминая государство в государстве. «Дроны — это довольно удачный пример, — говорит Гурак. — Я не знаю ни одной страны в мире, за исключением, пожалуй, США и Китая, которые смогли бы за два года начать производство собственных беспилотников».

Надо сказать, что традиционные отрасли украинской военной промышленности, такие как самолетостроение, танкостроение, производство боеприпасов, находятся в упадке, в то время как новая отрасль — изготовление БПЛА — процветает. Это объясняется такими важными сильными сторонами Украины как компьютерное программирование и инженерное дело, которые не нуждаются в тяжелом промышленном оборудовании и не требуют больших начальных затрат.

Человеческий капитал здесь в изобилии. Четыре специализированных авиакосмических вуза Украины ежегодно выпускают около 10 тысяч специалистов по информационным технологиям, однако половина из них со временем уезжает из страны в поисках работы. (В ноябре прошлого года один аналитик из украинского аналитического центра CEDOS рассказал киевскому информационному агентству УНИАН, что Министерство образования не желает следить за тем, как устраиваются на работу выпускники вузов, поскольку знает, что информация о количестве людей, уезжающих из страны, или идущих на работу, которая не требует высшего образования, поставит Украину в неловкое положение.)

Дар зрения

Весной 2014 года украинские выпускники и специалисты по информационным технологиям нашли новое занятие. В Донбассе, который является угледобывающим и промышленным центром Украины, начали возникать боевые отряды, а сердитые шахтеры стали возводить блок-посты и баррикады на дорогах. Когда в регион мощным потоком хлынули российские боеприпасы, боевая техника и войска, украинская армия начала терпеть одно поражение за другим.

Увидев, что армия по сути дела слепа, любители авиамоделизма, неопытные пилоты коммерческих дронов и доморощенные изобретатели направились в свои гаражи и стали создавать беспилотники, чтобы защитники родины обрели дар зрения.

© AP Photo, Efrem lukatskyУкраинский беспилотник во время учений

Одна из таких компаний под названием «Мэтрикс Ю-Эй-Ви» (Matrix UAV) вскоре добилась успехов, переехав из гаража в обветшалую промзону советской эпохи. Стоянка перед входом в «Мэтрикс Ю-Эй-Ви» забита машинами для доставки грузов, а двери распахнуты настежь. Из них угрожающе торчат трубы беспилотника, получившего название «Командор».

Я вхожу в помещение, где находится главный элемент воздушной войны компании, но меня никто не замечает. Из дальнего угла я слышу какие-то голоса. Та комната, куда меня направили, это настоящий рай для доморощенных умельцев. Гигантский стол захламлен миниатюрными роторами, микросхемами, плоскогубцами, фюзеляжами, проводами. А еще там стоит маленький гоночный дрон. С фотографий на стене мастерской улыбается американский инженер-электрик Рудольф Калман, который изобрел алгоритм, широко используемый в самых разных системах наведения, начиная с американских космических челноков и кончая беспилотниками.

Проектировщики и конструкторы наконец отрывают взгляды от своих паяльников и компьютерных экранов. Ко мне подходит сухопарый учредитель компании «Мэтрикс Ю-Эй-Ви» Юрий Касьянов, которые крепко жмет мне руку и заявляет, что я шпион.

Я выдавливаю из себя неловкий смех, после чего он ведет меня обратно, чтобы показать «Командор».

Из кухни с кружкой чая возвращается Андрей Пуляев. «Командор» — его детище. Остальным членам команды чуть больше 20 лет, и все они сидят в мастерской, где царит хаос. Пуляеву же 50 лет, и у него есть собственный кабинет, где все убрано и тихо. Родом он из прифронтового городка, находящегося под контролем повстанцев. Его престарелые родители до сих пор живут там. В отличие от Касьянова, который учился в советском военном авиационном училище, Пуляев служил в Красной армии срочную службу. Он мог получить образование в сибирском авиационном вузе, но не воспользовался этой возможностью. Сибирь была слишком далеко от его дома и семьи.

С самого детства Пуляев страстно любит вертолеты. В молодости он был членом клуба авиамоделирования и объехал весь Советский Союз, побеждая на состязаниях в самых разных местах, в том числе, в Восточной Германии и Прибалтике. В 19 лет он спроектировал и построил полнофункциональный вертолет. Затем распался Советский Союз, и он лишился всех возможностей. До начала войны он работал недалеко от Донецка, взламывая и ремонтируя компьютеры в «Мерседесах» городской мафиозной элиты. Сейчас он после 25-летнего перерыва вернулся к своему любимому делу. «Здесь, — говорит он, привинчивая алюминиевый кронштейн, — я могу воплотить в жизнь любую фантазию».

Ну, на любую фантазию это мало похоже. На изящном алюминиевом каркасе «Командора» закреплены направляющие для ракет, есть система навигации GPS, а еще бензиновый двигатель, приводящий в движение 10 несущих винтов, которые вместе издают такой звук, как будто мотоцикл работает на пределе своих возможностей. Пуляев хочет создать дрон еще больших размеров, способный перевозить раненых солдат, доставлять кровь на поле боя и тушить пожары. «Но Америка не хочет продавать нам мощные двигатели», — говорит Касьянов. Он указывает на два мотора с китайскими иероглифами. Умельцам из его компании приходится покупать китайские комплектующие низкого качества или изготавливать их самостоятельно.

ИноСМИ27.12.2017ИноСМИ13.11.2017

«Многие правительства западных стран — США, Германии, Франции и так далее — не хотят поставлять на Украину мощные двигатели, потому что мы ведем войну, а они не желают ссориться с Путиным», — заявляет Касьянов.

«Из-за того что Украина не может приобретать детали и комплектующие высокого качества, она не в состоянии продвигаться вперед», — говорит старший авиационный аналитик и эксперт по БПЛА из военно-аналитической фирмы «Ай-Эйч-Эс Джейн'с» (IHS Jane's) Беатрис Бернарди (Beatrice Bernardi). «Украинцы неплохо обходятся тем, что у них есть, — добавляет она, — однако их беспилотники недостаточно современны в плане вооружений. В основном они используются для разведки и наблюдения».

Касьянов непоколебим. «Нам не нужен Минск [соглашение о прекращении огня], чтобы победить в этой войне, нам нужна сотня таких машин, — говорит он, показывая рукой в сторону „Командора". — С ракетами, которые будут уничтожать российские бронированные машины. Тогда мы легко освободим свою землю. Если война по-настоящему усилится, тогда мы будем воевать с „Командором". И не с одним».

«Катана»

Но реальным вкладом «Мэтрикс» в военные усилия на сегодня является не этот грозный боевой дрон. Нет, речь о другом летательном аппарате — о беспилотнике из пенистого материала с размахом крыла полтора метра. Назвали его «Катана», что в переводе с японского означает «меч». Но «Катана» со своим белым корпусом из пенопласта не соответствует этому названию, больше напоминая мультяшную версию бомбардировщика В-2, нежели грозное оружие самураев. «Мэтрикс» наладила массовое производство «Катаны» за счет средств, полученных от канадского донора. Этот летательный аппарат может нести на борту несколько типов камер, правда, лишь по одной камере одновременно, благодаря чему его стоимость составляет около пяти тысяч долларов. «Мэтрикс» учит национальных гвардейцев использованию этого аппарата, а затем передает изготовленные дроны подразделениям Национальной гвардии, находящимся на передовой.

Все согласны с тем, что в беспилотниках, которые сегодня производятся и используются, нет ничего экзотического. Большинство умельцев и производителей берут за основу своих дронов схемы авиамоделей типа RVJET, которые производит компания любительских самолетов «РэнджВидео» (RangeVideo), работающая в Майами. Ее слоган: «Получай удовольствие, а не воюй!» Сегодня БПЛА компании «Мэтрикс» летают над полем боя, делая снимки и видеозаписи, которые сохраняются в карте памяти. Поскольку они очень маленькие и тихие, и летают на высоте 300-400 метров, наибольшую тревогу вызывает не то, что их собьют, а то, что сядут их батареи, или что их радиосигнал будет подавлен российскими средствами, а сам аппарат вместе со своей картой памяти будет утрачен.

«Катана» и ей подобные беспилотники не самые совершенные, но они очень важны. Оператор обычно находится поблизости, но за линией фронта. Дроны сами собирают и передают разведывательную информацию об огневых позициях артиллерии, танков и реактивных систем залпового огня. Новости, которые они сообщают, мрачные и страшные. С начала войны с обеих сторон погибло более 10 тысяч человек, как военных, так и гражданских, а из-за боевых действий почти 1,6 миллиона человек были вынуждены покинуть места своего проживания.

Поля сражений, над которыми летают беспилотники, напоминают Первую мировую войну. Земля изрыта огромной сетью траншей, которые защищены огневыми точками, минными полями, противотанковыми ловушками и колючей проволокой. Позиции враждующих сторон порой находятся на расстоянии всего нескольких сотен метров друг от друга. Из мелких стрелковых ячеек строчат пулеметы советской эпохи. Беспорядочные обстрелы жилых кварталов по обе стороны фронта терроризируют население и ведут к гибели людей. Сотни тысяч людей слишком бедны, больны и стары, и поэтому не могут уехать из прифронтовых районов. Иногда они несколько дней подряд прячутся от артиллерийских обстрелов в сырых неотапливаемых подвалах, где нет электричества.

И только беспилотники указывают на то, что сегодня 21-й век.

Войны дронов

Потрепанный танк советской эпохи выезжает из лесополосы, переползает через бруствер в облаке пыли и выхлопных газов, а затем направляется в сторону украинских позиций. На стене из экранов в центре «Дельта» видно, как танк резко разворачивается и безмолвно уезжает.

«Если бы мы увидели этот танк с американских позиций в какой-то другой точке мира, это был бы уже мертвый танк, — говорит американский офицер Шепард. — Его точно уничтожили бы, подберись он так близко. Но у них на той позиции ничего нет. Никакой артиллерии. Может быть, 82-миллиметровый миномет, РПГ (ручной противотанковый гранатомет) или безоткатное орудие. Они могут также позднее вызвать огонь артиллерии, и она точно обстреляет этот район, чтобы защитить позиции своих войск».

За время работы в центре «Дельта» Шепард стал свидетелем того, как эта война быстро мутирует. «С земли это похоже на окопную войну, — рассказывает он. — Мы окопались, проводятся мощные артиллерийские дуэли, стороны захватывают и потом удерживают территорию. Но с другой стороны…в воздухе идет совсем другая игра. Это радиоэлектронная борьба, РЭБ. Это почти как „Звездные войны", где постоянно осуществляется перехват, создаются помехи, идет непрестанное наблюдение, разведка, выявление целей при помощи самых разных систем».

На экранах он видел все это неоднократно. «Перестрелки между солдатами, мощнейшие артиллерийские обстрелы, танки, ведущие бои между собой, воздушные атаки беспилотников. Применяемая там тактика, она весьма экзотическая. Не один беспилотник, а целые строи летательных аппаратов, которые используют различные тактические приемы. Получается, что ты как ведомый летчик. Там применяются очень разнообразные средства. И это довольно интересно».

Для осуществления полетов дронам нужна система GPS или радиосигналы. Поэтому пророссийские повстанцы и в меньшей степени украинские военнослужащие ставят друг другу помехи, проводя своего рода гонку вооружений в войне средств связи. Шепард называет эту войну инкубатором инноваций. «С российской стороны они используют эту войну в качестве испытательного полигона, отрабатывая различные тактические приемы. Я догадываюсь, что это весьма удобно для проверки и испытаний. Они получают опыт, извлекают уроки, а потом применяют новшества в таких местах как Сирия, еще больше совершенствуя их в иных условиях», — говорит он. В то же время, Соединенные Штаты, которые оказывают тыловую и организационную поддержку, тоже наблюдают и учатся.

Но украинцы на этой войне находятся в невыгодном положении, о чем говорит старший военный аналитик компании «Стратфор» (Stratfor) Омар Ламрани (Omar Lamrani). «Я думаю, слабые места Украины, для ликвидации которых ей нужен иностранный партнер или зарубежное содействие, скажем, со стороны США, это линии передачи данных, средства связи, обеспечение безопасности полетов БПЛА, чтобы все это было защищено от средств РЭБ противника, от помех, от утраты связи. Украина стала большим откровением для рынка БПЛА, а также в других аспектах. Она очень многое показала в том плане, насколько сложным является современное поле боя. Соединенные Штаты были в некоторой степени удивлены, когда увидели, насколько преуспели русские в использовании этих маленьких боевых систем, а также в постановке им помех».

Шепард утверждает, что украинские и российские дроны способны не только вести наблюдение, иногда в глубине территории противника, но и наносить удары. «Есть такие аппараты, которые вылетают и просто ставят помехи, есть такие, которые ведут наблюдение. А есть и такие, которые сбрасывают бомбы», — говорит он.

Я переспрашиваю, действительно ли украинцы запускают ракеты и сбрасывают бомбы со своих дронов. Он улыбается и отвечает: «Я не могу давать комментарии на эту тему. Могу лишь сказать, что у них есть весьма современные тактические приемы, методы и способы ведения боевых действий, которые во многом помогают им защищать суверенитет своей страны».

Но некоторые авиаудары наносятся в глубине украинской территории, и целями для них становятся склады боеприпасов и военные базы. В сентябре взорвался военный склад в Винницкой области (причиной мог стать удар беспилотника), в результате чего было уничтожено 83 тысячи тонн боеприпасов, и пришлось эвакуировать 30 тысяч местных жителей. Украинская служба безопасности заявляет, что в марте российский дрон сбросил зажигательную мину-гранату ЗМГ-1 на военную базу в Балаклее на востоке Украины в 100 километрах от российской границы. В результате взрыва было уничтожено несколько тонн боеприпасов.

Летающая «Фурия»

Украинские производители беспилотных летательных аппаратов также создают дроны-камикадзе, которые могут находиться в районе боевого патрулирования несколько часов, после чего их направляют на цель и подрывают.

Один из учредителей фирмы «Атлон Авиа» Артем Вьюнник неодобрительно относится к этой идее. Он говорит: «Всякий раз, когда я приезжаю в Генеральный штаб, меня спрашивают: „Когда вы дадите нам камикадзе или что-то в этом роде?" Мы с самого начала не хотели этим заниматься. Мы не хотели убивать людей». Его компания создает беспилотник «Фурия», который применяется для разведки целей и корректировки огня тяжелой артиллерии.

«Атлон Авиа» размещается в двухэтажном здании, примыкающем к многоквартирному дому в одном из жилых кварталов Киева. На бежевых стенах повсюду можно увидеть рисунки граффити. Вывески никакой нет. Расположенная по соседству фирма продает южнокорейские массажные кровати.

Внутри мастерской с блестящими белыми и серыми стенами из колонок пульсирует электронная музыка. Компьютерный программист 21 года от роду возится с наземным пультом управления «Фурии», вводя код и настраивая фирменное программное обеспечение целеуказания.

Вьюнник не инженер и не техник. Он прирожденный бизнесмен, обладающий тонким деловым чутьем. Родился он в полунищем восточном городе Константиновка, который в советские времена делал стекло для красных кремлевских звезд. В 25 лет он руководил крупной компанией в Донецке, которая экспортировала костюмы в европейские магазины Zara и Marks & Spencer. В Киев он переехал, потому что ему надоела кланово-олигархическая система, господствовавшая на востоке. Между делом он получил диплом юриста. Беспилотниками Вьюнник занялся, потому что ему это интересно.

Теперь его увлечение трансформировалось в процветающую компанию. Армии, говорит он, «нужно все».

Однако Вьюннику и его партнерам было неинтересно создавать очередной ничем не выдающийся беспилотник. Вместо этого они решили, что «Атлон Авиа» станет первой компанией, специализирующейся на воздушной корректировке артиллерийского огня.

«Для артиллерийских расчетов нужно очень специфическое программное обеспечение, — объясняет Вьюнник. — Советский стандарт позволял использовать 300 снарядов для корректировки и наведения на цель. Используя свои дроны, мы делаем один выстрел, затем вносим поправки, после чего стреляют шесть пушек, и цель уничтожена. Мы просто совершенствуем старые методы ведения войны. Мы это понимаем. Но благодаря дронам мы стали эффективнее».

Но хотя программное обеспечение «Атлон Авиа» из 21-го века, фронтовые части и подразделения украинской армии как будто застряли в прошлом. Центр «Дельта» должен сопоставлять информацию, собранную «Фуриями», а затем передавать ее в боевые подразделения. Пока этого не происходит, говорит Вьюнник.

«Мы пытались сотрудничать с „Дельтой", но это невозможно, так как мы не понимаем друг друга, — говорит он. — Мы не можем понять, в чем заключаются их цели. Всякий раз, когда мы приезжаем в испытательный центр, люди из других подразделений спрашивают нас, можем ли мы передавать свои данные какой-нибудь системе типа „Дельты". Их легко можно передавать кому угодно, любой системе, но мне никто не говорит, куда их передавать, и как это делать. Дьявол скрывается в деталях».

Но если отложить детали в сторону, то можно сказать, что массовое превращение украинских самоделкиных 2014 года в профессиональных производителей БПЛА может стать предвестием революции в изготовлении боевых дронов и в тактике их применения, плодами которой смогут воспользоваться небольшие страны во всем мире.

«До 2014 года мы никогда не делали беспилотники, а теперь за два с половиной — три года на Украине появились компании, которые производят военные дроны, — говорит Гурак. — Потенциал нашей промышленности позволил Украине выстоять в этой войне. Это действительно очень большое достижение, потому что в нас никто не верил. Добровольцы давали то, что могли дать, но на одной только человеческой энергии невозможно победить в войне».

Украина показывает всему миру, что в конфликтах будущего маленькие страны, воюющие с более сильным противником, станут активно использовать армии роботов, укрепляя тем самым свои человеческие армии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Война машин: как армии используют военные дроны

10 августа 2016

Война изменилась. Сегодня преимущество в ней получают страны, на вооружении которых есть боевые дроны. О способах их применения, перспективах и связанных с ними проблемах читайте в нашей статье.

Первый грозный удар

В отличие от гражданских беспилотников, военные дроны достигают больших размеров. Это конструкции весом в несколько тонн, способные проводить в воздухе более суток. Аппараты бывают разведывательными и ударными.

Разведывательные беспилотники начали разрабатываться еще в 30-40-х гг. прошлого столетия. Пионерами стали США, Советский Союз, Великобритания и нацистская Германия. Тогда же были запущены первые разведывательные БПЛА. Широкое распространение они получили в период Холодной войны: в разгар Карибского кризиса Соединенные Штаты следили за размещением советских ракет на Кубе с помощью дистанционно управляемых самолетов.

Дебют боевых дронов состоялся намного позже – в 1999 году, во время операции по интервенции НАТО на Балканский полуостров. Тогда впервые использовали легендарные дроны Predator («Хищник») с ракетами Hellfire на борту. Эти беспилотники до сих пор активно используются армией США. Они продемонстрировали способность распознавать цели на огромном расстоянии и передавать картину боя за тысячи километров – к операторам, которые осуществляют дистанционное управление.

Достижения и жертвы

Лидером в применении боевых беспилотников сегодня является США. Основным полигоном стал Ближний Восток. Дроны помогли американскому правительству обнаружить местонахождение Усамы Бен Ладена в 2011 году. Осенью прошлого года с помощью беспилотника был ликвидирован Джихади Джон, член ИГИЛ, известный по роликам на YouTube с обезглавливанием заложников.

Точное количество ударов, нанесенных с помощью боевых дронов, неизвестно. По информации Лондонского бюро расследовательской журналистики, в прошлом году в Афганистане беспилотники убили полторы тысячи человек. В Пакистане с 2004 по 2016 годы эта программа ЦРУ унесла жизни от 2000 до 4000 человек, в том числе 965 мирных жителей. Оправданна ли эта жертва для уничтожения опасных террористов? Не пострадало ли бы больше мирных жителей при обычном ведении боя? Подобные проблемы применения военных дронов обсуждаются правительствами, но не останавливают использование беспилотников.

Стоит ли бояться использования военных дронов

Как выглядела воздушная разведка до распространения дронов? Пилот разведывательного вертолета часто узнавал об обнаружении врага, только когда по нему открывали огонь. Использование дронов изменило эту ситуацию. Преимущества атаки с их помощью также несомненны. Однако их использование связано с большим количеством моральных вопросов.

Во-первых, подобные дистанционные удары создают иллюзию вседозволенности. Мы можем эффективно и безнаказанно совершать атаки с помощью дронов, но есть ли у нас на это моральное право?

Во-вторых, огромное количество вопросов возникает из-за использования искусственного интеллекта для управления дронами. Распознавание потенциальной цели сейчас происходит с помощью обученной нейронной сети. Насколько точно она сможет определить участника военных действий – комбатанта? Сможет ли она опознать ребенка, который в бою ведет себя как комбатант? Сможет ли дрон прекратить атаку, если противник признал свое поражение и превратился в военнопленного? В реальном бою всегда возникает множество сложных и мгновенно изменяющихся аспектов, которые невозможно заложить в программу.

Еще одна проблема, которая вызывает опасения, – доступность дронов для террористов. К примеру, перед проведением Евро-2016 во Франции были проведены учения по отражению атаки дрона с химоружием на переполненный стадион. Барак Обама во время саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле упомянул о том, что мы недостаточно защищены от распыления террористами радиоактивных веществ над городами с помощью дронов. Поэтому сейчас в США, Франции, Японии, Нидерландах и других странах разрабатываются надежные способы обезвреживания и перехвата дронов.

Война будущего – война машин

В 2009 году ВВС США подготовили больше операторов дронов, чем пилотов боевых самолетов. С каждым годом в мире растет число операций с участием дронов. Пока это скорее отдельные вылазки, но ситуация должна кардинально измениться.

Конечно, армии в ближайшее время не будут расформированы, да и вряд ли люди полностью исчезнут из боевых действий. Но численность взводов и подразделений, скорее всего, существенно сократится. Вместе с этим уменьшатся и людские потери. Помимо проведения агрессивных военных действий, дроны начнут обеспечивать безопасность гражданского населения.

Россия активно включается в тенденцию использования военных БПЛА. В 2014 году армия вчетверо увеличила практику применения беспилотников. Всего в небе они провели 13,5 тысячи часов, осуществляя разведку. Российский флот собирается внедрить в свою работу роботов-подводников. Разработан первый отечественный 3D-печатный дрон, который можно собрать в полевых условиях всего за пару часов и начать разведку.

Несмотря на множество проблем, использование беспилотников приносит армии огромное технологическое преимущество. Для отечественных компаний и разработчиков это перспективное поле деятельности. Применение военных БПЛА – вопрос, требующий детального обсуждения. Сделать это можно будет уже через пару дней, на конференции «Дроны и будущее: инновационные решения и перспективы». Она пройдет 13 августа в «Сокольниках». Все подробности – здесь.

drone-expo.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики