Призрак "Каспийского монстра": Россия возрождает тяжелые экранопланы. Экранопланы на вооружении россии


Россия возрождает тяжелые экранопланы

Рев мощных авиационных двигателей, стена брызг и многотонная машина, скользящая над водой с невероятной скоростью до 500 километров в час: в России возрождается производство многоцелевых экранопланов. Над проектами уже работают отраслевые КБ, причем создаются как легкие, так и тяжелые многоцелевые машины. Высокая грузоподъемность, экономичность и способность за считанные часы покрывать огромные расстояния делают экранопланы незаменимыми для решения широкого спектра задач, в том числе боевых.

О том, почему эта техника так интересна военным и на что способны перспективные экранопланы — в материале РИА Новости.

Летящие по волнам

По своим возможностями экраноплан находится между кораблями и самолетами, сочетая в себе их лучшие качества. «Экранный эффект» заключается в создании «воздушной подушки» между корпусом/крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, аппарат приобретает устойчивость и способность «скользить» с минимальным расходом топлива. При этом вместо моря внизу может быть любая другая ровная поверхность — ледяное поле, снег или степь.

© АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» Перспективный тяжелый экраноплан А-050 «Чайка-2»

По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости — у судов на подводных крыльях.

С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, одновременно отсутствие контакта с водой исключает обнаружение гидролокаторами и вероятность напороться на мину.

Основным разработчиком подобной техники в России традиционно является нижегородское Центральное конструкторское бюро имени Алексеева — ведущее советское и российское предприятие по проектированию экранопланов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной каверне, судов на воздушной подушке, катеров.

Бюро занимается целой линейкой «крылатых кораблей», среди которых есть тяжелый океанский А-050 «Чайка-2», способный развивать скорость до 450 километров в час и преодолевать расстояние до пяти тысяч километров.Взлетная масса аппарата составит 54 тонны, а грузоподъемность — девять тонн, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев.

В качестве стартовых двигателей, предположительно, будут использоваться Р-195 (как на штурмовике Су-25), а маршевых — ТВ-7-117 (как на Ил-114). По данным разработчиков, «Чайка-2» взлетит уже к 2022 году — эскизный проект успешно завершен и сейчас идет работа над техническим обликом.

© АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» Перспективный экраноплан А-080 «Чайка-3»

Машину оснастят российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, она сможет самостоятельно выходить на необорудованное побережье с уклоном в пять градусов, базироваться на воде и аэродромах. По заявленным характеристикам экраноплан идеально подходит для Федеральной погранслужбы, МЧС, ФСО, патрулирования ближней прибрежной зоны в составе ВМФ России.

Кроме того, КБ имени Алексеева работает над созданием еще более тяжелой машины — многоцелевого транспортного экраноплана А-080 «Чайка-3» со взлетной массой в 100 тонн.

К службе годен

Несмотря на то что двойное назначение подобной техники не афишируется, очевидно, что Минобороны не оставит ее без внимания. В частности, начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников проговорился на одной из выставок, что пункт «Развитие экранопланов» будет включен в программу кораблестроения до 2050 года.

© РИА Новости Российский экраноплан типа «Орленок»

Неоднократно звучали заявления руководства концерна «Моринформсистема-Агат» о проведении целого комплекса научно-исследовательских работ с целью «вписать» экранопланы в систему управления флотом будущего. В частности, «Чайку-2» назвали весьма «перспективной для Минобороны» и предложили вооружить крылатыми противокорабельными ракетами «БраМос», превратив тем самым в скоростной ударный боевой комплекс. Любопытно, что «Чайками» заинтересовался Китай, который в 2015 году даже инициировал переговоры с Россией о приобретении нескольких машин для Народно-освободительной армии.

Летучий эсминец

Известно, что в СССР экранопланы уже приспосабливали для доставки десантников и ракет, причем весьма успешно. Пожалуй, самыми яркими страницами в истории боевого отечественного экранопланостроения стали проекты 903 «Лунь» и 904 «Орленок». Судьбы десантного «Орленка» и ударного «Луня» («Каспийский монстр») одинаково трагичны — распад СССР и нехватка денег практически уничтожили этот вид оружия без боя.

Гигантский «Лунь» вызвал трепет на Западе сразу как только секретную машину со странными «неземными» очертаниями сфотографировали американские спутники-шпионы.

Полусамолет-полукорабль обладал невероятными габаритами (длина 73 метра, высота 19 метров), фантастической скоростью 500 км/ч и нес на себе шесть пусковых контейнеров с тяжелыми противокорабельными ракетами ЗМ-80 «Москит».

«Лунь» мог одним залпом уничтожить авианосную группировку США и по ударной мощи был сопоставим с полноценным ракетным крейсером, только передвигался раз в десять быстрее. Первый полет экраноплан совершил в 1985 году на Каспийском море.

«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, — ранее заявлял телеканалу „Звезда“ бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны „Каспийские монстры“. — Самая главная их проблема — в надежности. Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективность и целесообразность, что и определило в дальнейшем судьбу кораблей».

Десантный «Орленок» был поменьше размером, имел откидываемую набок носовую часть и предназначался для быстрой перевозки войск и техники — мог вместить до 150 бойцов или две БМП. Его начали создавать еще задолго до «Луня», в конце 60-х годов. Для войсковых испытаний были построены три «Орленка», которые с 1979 года зачислили в состав ВМФ.

© Фото: Fred Schaerli Советский экраноплан «Лунь» в Каспийске, 2010 год

Андрей Станавов

Подпишитесь на нас Вконтакте, Google plus, Одноклассники

pravdoryb.info

Призрак "Каспийского монстра": Россия возрождает тяжелые экранопланы

20:0618.09.2017

(обновлено: 20:07 18.09.2017)

18443182326

МОСКВА. 18 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Рев мощных авиационных двигателей, стена брызг и многотонная машина, скользящая над водой с невероятной скоростью до 500 километров в час: в России возрождается производство многоцелевых экранопланов. Над проектами  уже работают отраслевые КБ, причем создаются как легкие, так и тяжелые многоцелевые машины. Высокая грузоподъемность, экономичность и способность за считанные часы покрывать огромные расстояния делают экранопланы незаменимыми для решения широкого спектра задач, в том числе боевых. О том, почему эта техника так интересна военным и на что способны перспективные экранопланы — в материале РИА Новости.

Экраноплан компании Небо+мореВ России в 2019 году может появиться экраноплан на 100 мест

Летящие по волнам

По своим возможностями экраноплан находится между кораблями и самолетами, сочетая в себе их лучшие качества. "Экранный эффект" заключается в создании "воздушной подушки" между корпусом/крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока. Приподнимаясь над морем, аппарат приобретает устойчивость и способность "скользить" с минимальным расходом топлива. При этом вместо моря внизу может быть любая другая ровная поверхность — ледяное поле, снег или степь.

Перспективный тяжелый экраноплан А-050 "Чайка-2"

По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости — у судов на подводных крыльях. С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, одновременно отсутствие контакта с водой исключает обнаружение гидролокаторами и вероятность напороться на мину.

Экраноплан типа ЧайкаНовейший российский экраноплан "Чайка" планируют поставлять за рубежОсновным разработчиком подобной техники в России традиционно является нижегородское Центральное конструкторское бюро имени Алексеева — ведущее советское и российское предприятие по проектированию экранопланов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной каверне, судов на воздушной подушке, катеров. Бюро занимается целой линейкой "крылатых кораблей", среди которых есть тяжелый океанский А-050 "Чайка-2", способный развивать скорость до 450 километров в час и преодолевать расстояние до пяти тысяч километров.

Взлетная масса аппарата составит 54 тонны, а грузоподъемность — девять тонн, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев.  В качестве стартовых двигателей, предположительно, будут использоваться Р-195 (как на штурмовике Су-25), а маршевых —  ТВ-7-117 (как на Ил-114). По данным разработчиков, "Чайка-2" взлетит уже к 2022 году — эскизный проект успешно завершен и сейчас идет работа над техническим обликом.  

Перспективный экраноплан А-080 "Чайка-3"

Машину оснастят российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, она сможет самостоятельно выходить на необорудованное побережье с уклоном в пять градусов, базироваться на воде и аэродромах. По заявленным характеристикам экраноплан идеально подходит для Федеральной погранслужбы, МЧС, ФСО, патрулирования ближней прибрежной зоны в составе ВМФ России.

Кроме того, КБ имени Алексеева работает над созданием еще более тяжелой машины — многоцелевого транспортного экраноплана А-080 "Чайка-3" со взлетной массой в 100 тонн.

К службе годен

Несмотря на то что двойное назначение подобной техники не афишируется, очевидно, что Минобороны не оставит ее без внимания. В частности, начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников проговорился на одной из выставок, что пункт "Развитие экранопланов" будет включен в программу кораблестроения до 2050 года.

Российский экраноплан типа "Орленок"

Неоднократно звучали заявления руководства концерна "Моринформсистема-Агат" о проведении целого комплекса научно-исследовательских работ с целью "вписать" экранопланы в систему управления флотом будущего. В частности, "Чайку-2" назвали весьма "перспективной для Минобороны" и предложили  вооружить крылатыми противокорабельными ракетами "БраМос", превратив тем самым в скоростной ударный боевой комплекс.  Любопытно, что "Чайками" заинтересовался Китай, который в 2015 году даже инициировал переговоры с Россией о приобретении нескольких машин для Народно-освободительной армии.

Летучий эсминец

Известно, что в СССР экранопланы уже приспосабливали для доставки десантников и ракет, причем весьма успешно. Пожалуй, самыми яркими страницами в истории боевого отечественного экранопланостроения стали проекты 903 "Лунь" и 904 "Орленок". Судьбы десантного "Орленка" и ударного "Луня" ("Каспийский монстр") одинаково трагичны — распад СССР и нехватка денег практически уничтожили этот вид оружия без боя.

Экраноплан типа Чайка. Архивное фотоВ России к 2020 году создадут новейший экраноплан "Чайка"Гигантский "Лунь" вызвал трепет на Западе сразу как только секретную машину со странными "неземными" очертаниями сфотографировали американские спутники-шпионы. Полусамолет-полукорабль обладал невероятными габаритами (длина 73 метра, высота 19 метров), фантастической скоростью 500 км/ч  и нес на себе шесть  пусковых  контейнеров  с тяжелыми противокорабельными  ракетами  ЗМ-80 "Москит". "Лунь" мог одним залпом уничтожить авианосную группировку США и по ударной мощи был сопоставим с полноценным ракетным крейсером, только передвигался раз в десять быстрее. Первый полет экраноплан совершил в 1985  году на Каспийском  море.

"Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, — ранее заявлял телеканалу "Звезда" бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны "Каспийские монстры". — Самая главная их проблема — в надежности. Кроме того, не удалось совместить понятие стоимости проекта, его эффективность и целесообразность, что и определило в дальнейшем судьбу кораблей".

Десантный "Орленок" был поменьше размером, имел откидываемую набок носовую часть и  предназначался для быстрой перевозки  войск и  техники — мог вместить до 150 бойцов или две БМП. Его начали создавать еще задолго до "Луня", в  конце  60-х  годов. Для  войсковых  испытаний  были построены  три  "Орленка", которые с  1979 года зачислили в состав ВМФ.  

Советский экраноплан "Лунь" в Каспийске, 2010 год

ria.ru

зачем Российской армии ударный экраноплан — РТ на русском

К 2027 году ВМФ России получит опытный образец экраноплана «Орлан». Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов. Отличительной особенностью летательного аппарата станет наличие ракетного вооружения. Экраноплан будет использоваться для охраны Северного морского пути и патрулирования Чёрного и Каспийского морей. По мнению экспертов, «Орлан» станет эффективным современным оружием, невидимым для радаров противника.

Вице-премьер России Юрий Борисов сообщил журналистам, что Госпрограмма вооружения на 2018—2027 годы предусматривает разработку опытного образца экраноплана «Орлан». По его словам, новейший летательный аппарат сможет нести ракетное вооружение.

Как рассказал  Борисов, «Орланы» будут использоваться для охраны Северного морского пути (СМП) и «внутренних морей» РФ. Также летательный аппарат будет участвовать в поисково-спасательных операциях. 

«Основной функционал у него — Севморпуть, где у нас инфраструктура не очень развита, он может барражировать, закрывать эти районы. Внутренние моря тоже: Каспий, Чёрное море», — заявил вице-премьер.

«Экранный эффект»

 

Экраноплан — многоцелевое судно на динамической воздушной подушке. Как правило, аппарат летит на высоте около метра от водной поверхности со скоростью до 500 км/ч. Такой режим создаёт «экранный эффект», при котором сжатие воздуха увеличивает подъёмную силу.

Используя энергию набегающего потока, экраноплан способен преодолевать расстояния без существенных затрат топлива, оказываясь более экономичным средством передвижения, чем самолёт и вертолёт. Кроме того, полёт на столь малой высоте делает судно практически незаметным для радиолокационной аппаратуры противника.

Также по теме

Новейший БПЛА «Корсар» «Усилят возможности ВКС»: какие новейшие беспилотники поступят на вооружение Российской армии в ближайшие годы

Российская армия достигла серьёзных успехов в развитии беспилотной авиации. Об этом заявил начальник управления строительства и...

«Экраноплан — это нечто среднее между самолётом и кораблём. Аппарат передвигается намного быстрее любого судна, максимальная скорость которого редко превышает 30 узлов (55 км/ч). При этом он даже визуально менее заметен, чем самый современный самолёт», — отметил в беседе с  RT обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

Как пояснил эксперт, в ВМФ экраноплан может использоваться для нанесения неожиданных ударов по авианосным группировкам или для доставки десанта. Возможности судна позволяют ему скрытно подобраться к противнику и после пуска боеприпасов намного быстрее корабля покинуть огневую позицию и зону поражения.

К недостаткам экранопланов относят ограничения, связанные с волнением на море, и недостаточную манёвренность. Распространённой проблемой экранопланов является продольная неустойчивость. Она выражается в том, что при смене высоты центр приложения подъёмной силы смещается. Нос судна ведёт себя нестабильно и может задеть водную поверхность или, наоборот, слишком резко подняться вверх. 

  • Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»
  • © belayaistoriya.ru

«Экраноплан имеет ограничения по массе вооружения, которое он может взять на борт. Очевидно, что на подобный аппарат невозможно разместить, например, комплекс «Калибр». Однако современная промышленность в состоянии создать для него лёгкое и достаточно мощное оружие», — рассказал Дрозденко.

«Орлёнок» и «Лунь»

 

Работы над экранопланами начались в Советском Союзе в 1950-е годы. Флагманом конструкторской мысли было ЦКБ им. Алексеева (Нижний Новгород). Более 65 лет предприятие создаёт суда на воздушных подушках и подводных крыльях.

В 1979 году на вооружение ВМФ был принят десантный корабль-экраноплан проекта 904 «Орлёнок». В общей сложности было построено четыре судна. Минобороны СССР рассчитывал вооружить флот 120 «Орлятами», но позже эти планы были пересмотрены.

16 июля 1986 года был спущен на воду опытный образец ракетного корабля-экраноплана проекта 903 «Лунь». Судно проходило испытания в Каспийском море. Восьмимоторный аппарат мог разгоняться до 500 км/ч и действовать в шестибалльный шторм.

Также по теме

Виктор Бондарев наблюдает за полетами пилотажных групп во время посещения МАКС-2017. Беспилотное будущее: в России разрабатываются конвертоплан и тяжёлый БПЛА

В России для нужд военных разрабатываются конвертопланы и тяжёлые беспилотные летательные аппараты. Об этом на авиакосмическом салоне...

«Лунь» был совершенно не похож ни на один из видов воздушной и морской техники. Судно поражало причудливыми очертаниями и размерами (длина — 73 м, высота — 19 м). Для нанесения ударов по противнику экраноплан оснащался управляемыми противокорабельными  ракетами ЗМ-80 «Москит» дальностью 120—250 км.

В 1990 году ВМФ начал опытную эксплуатацию «Луня», однако пополнить состав флота уникальными самолётами-кораблями не удалось. Необычная машина, как и любая новейшая техника, нуждалась в устранении «детских болезней» (военные жаловались на слабую надёжность) и в дополнительных испытаниях.

«После распада СССР Военно-морской флот вступил в полосу сокращения. Россия отказывалась от крупных надводных кораблей, и средств на доработку ударного экраноплана, естественно, не было. Однако «Лунь» мог принести пользу обороноспособности страны. В США не скрывали радости от закрытия проекта «Каспийского монстра», — констатировал Дрозденко.

На страже Арктики

 

Дискуссии о возрождении в составе ВМФ экраноплана продолжаются последние четыре года. Одним из первых о необходимости восстановить его производство для военных нужд заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев в августе 2014 года.

В июле 2017-го вице-президент Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) по военному кораблестроению Игорь Пономарёв сообщил о готовности отечественной промышленности начать разработку экраноплана для ВМФ.

С 1990-х годов российские предприятия производят только гражданские суда. Одним из прорывных проектов считается экраноплан нового поколения «Чайка» А-050 водоизмещением 54 т и полезной нагрузкой 15 т.

  • Экраноплан A-90 «Орлёнок»
  • © Wikimedia

Предполагается, что первая машина будет собрана в 2019—2020 годах. Экраноплан может использоваться в том числе силовыми ведомствами РФ для доставки грузов и перевозки личного состава.

Как полагает Дрозденко, ЦКБ им. Алексеева сохранило научный и технологический потенциал для создания ударного экраноплана. По его словам, нижегородским инженерам под силу удовлетворить требования Минобороны к проекту оснащённого ракетным вооружением «Орлана».

«С учётом современных технологических возможностей рискну предположить, что российский экраноплан по габаритам будет уступать советскому собрату и однозначно превосходить его по боевой мощи. На вооружении «Орлана» могут быть гиперзвуковые ракеты «Циркон». Судно станет грозой американских ВМС и послужит России прежде всего в деле  защиты арктических пространств», — отметил Дрозденко.

russian.rt.com

Россия восстановит флот экранопланов / Воины и Армии / Независимая газета

На смену "Каспийскому монстру" придет "Арктический"

флот, экраноплан, характеристики Кадр из фильма "Крылья России - Экранопланы"

Экранопланы привлекают к себе внимание не первый десяток лет. В текущем месяце информационные сайты вновь сообщили, что «Каспийский монстр», так назвали гениальную русскую разработку американцы, возвращается. «НВО» и «Независимая газета» пристально следят за событиями вокруг когда-то воплощенной в реальность мечты 60-х годов прошлого века и напугавшей НАТО, но практически замороженной после распада СССР. В публикациях разных лет описывались история возникновения этого технического чуда и проблемы, связанные с созданием экранопланов.

Транспортно-боевое средство, которое можно считать летающим кораблем или плавающим самолетом, способно лететь на минимальной высоте от поверхности воды 0,05–0,2 доли ширины крыла или от 3 до 12 м, а также над ровными участками суши, ледяным полем, снежными равнинами или над степью. Такая возможность перемещения на огромной скорости до 450 км/час возникает в результате «экранного эффекта», суть которого заключается в создании воздушной подушки между корпусом, крыльями машины и поверхностью воды за счет набегающего потока, в результате чего аппарат приподнимается над поверхностью, приобретает устойчивость и может «скользить» с минимальным расходом топлива. По экономичности и грузоподъемности экранопланы выигрывают у самолетов и вертолетов, а по скорости – у судов на подводных крыльях.

Режим эксплуатации в непосредственной близости к поверхности с использованием «экранного эффекта» является основным для этого вида транспорта и по условиям близок к водным средствам передвижения. По классификации Международной морской организации и Международной организации гражданской авиации экраноплан рассматривается как судно, способное летать, а не как самолет, который может плавать, и регламентируется Международными правилами предупреждения столкновений судов на море. Плавсредству разрешено «летать» на высоте до 150 м, но если оно сертифицировано для эксплуатации вне зоны действия «экранного эффекта» выше 150 м и используется в самолетном режиме, то подчиняется авиационным международным требованиям и называется экранолетом.

Существует мнение, что современные экранопланы безопаснее обычных самолетов, так как при необходимости могут сесть на воду даже во время шторма. Они также имеют в стартовой и маршевой группах несколько двигателей, которые в случае возникновения неисправности могут взаимозаменяться. С военной точки зрения эти машины хороши своей незаметностью для радаров. Летящий на малой высоте аппарат невидим для радиолокаторов противника, при этом отсутствие контакта с водой исключает обнаружение его гидролокаторами и вероятность столкновения с миной. Для взлета и посадки не требуется специально подготовленная взлетная полоса.

Первый экраноплан поднялся над водной гладью 22 июля 1961 года. После чего в течение 20 лет действовала госпрограмма по созданию боевых летающих кораблей для ВМФ и других родов войск. В ее рамках был создан полноразмерный экспериментальный экраноплан длиной 92 м, высотой 22 м и с размахом крыла 37,6 м, получивший в Пентагоне название «Каспийский монстр». Название было точным – «КМ» имел гигантские габариты и смог подняться с рекордной взлетной массой 544 т. Затем появились проекты «Орленок» и «Спасатель» (конверсионный «Лунь»), основным предназначением которых являлась доставка десантников и ракет. Начиная с 1957 года СССР было построено более 30 единиц летно-плавающей техники, большая часть которой была утилизирована в нулевые годы.

С тех пор дело не идет дальше экспериментов на моделях и эксплуатации аппаратов небольших размеров, а в гособоронзаказе на 2011–2020 годы строительство экранопланов вообще не предусматривалось.

В государственную программу вооружений на 2018–2025 годы включены работы по созданию опытного образца 600-тонного экраноплана. Аппарат планируется использовать в Арктике и на Тихом океане для спасательных операций, а также для снабжения отдаленных гарнизонов. По своим габаритам машина будет сопоставима с «Каспийским монстром», ее рабочее название «Спасатель», хотя появилось еще одно – «Арктический монстр». Масса воздушного судна составит порядка 600 т при длине 93 м и размахе крыла 71 м. Решение в пользу крупногабаритного варианта было принято потому, что такие аппараты могут летать при волнении моря в 5–6 баллов и планируется их применение для доставки десанта. Скорость их будет намного выше, чем у кораблей и катеров, они станут неуязвимы для мин и торпед, невидимы для радаров. Поднимется «Спасатель» в воздух в 2022–2023 годах, завершение испытаний – в 2025 году.

Военными разработками в этой отрасли занимается ЦКБ, которое носит имя выдающегося русского конструктора Ростислава Алексеева, создателя гигантов первого поколения – «КМ», «Лунь-Спасатель», «Орленок». Центральное конструкторское бюро имени Алексеева – ведущее советское и российское предприятие по проектированию экранопланов, судов на подводных крыльях, судов на воздушной каверне, судов на воздушной подушке, катеров.

Перспективной темой для Минобороны также является «Чайка-2», которую предполагается вооружить противокорабельными крылатыми ракетами «БраМос». Тяжелый океанский крылатый корабль А-050 «Чайка-2» способен развивать скорость до 450 км в час и преодолевать расстояние до 5000 км. Взлетная масса аппарата составит 54 т, а грузоподъемность – 9 т, или 100 пассажиров, которых при необходимости всегда можно заменить на морских пехотинцев или спецназовцев. В качестве стартовых двигателей предположительно будут использоваться Р-195, как на штурмовике Су-25, а маршевых – ТВ-7-117, как на Ил-114. По данным разработчиков, «Чайка-2» может подняться в воздух в 2022 году – эскизный проект успешно завершен,и сейчас идет работа над техническим обликом.

www.ng.ru

В России снова строят экранопланы » Военное обозрение

Уникальность таких аппаратов, как экраноплан, связана с их технической особенностью объединять в себе свойства воздушного и морского судна. В большей степени он относится к типу морских судов, поскольку имеет возможность передвигаться в непосредственной близости с поверхностью – два-три десятка метров. Экраноплан способен скользить над земной или водной поверхностью при помощи экранного эффекта, при котором необходимая подъемная сила обеспечивается потоком набегаемого воздуха, нагнетающим высокое давление под кораблем. Более всего экранопланы, как правило, используются над морской поверхностью, это связано с ее более равномерной площадью по высоте, в отличие от рельефной земной.

Экранопланы выгодно выделяются на фоне обычных кораблей тем, что обладают способностью развивать скорость до 460 километров в час, а территория их перемещения практически не ограничена – моря, реки, льды, снега и болотистая местность способны служить для образования «экрана». В отличие от обычных самолетов, экранопланы обладают высокой степенью живучести, а также они более экономичны и способны принимать на борт грузы с огромной массой. При этом подобные аппараты не требуют наличия береговой инфраструктуры – для посадки им вполне достаточно иметь только подходящую по размерам водную акваторию или ровный участок суши.

В Советском Союзе производство экранопланов берет свое начало с 1957 года и было практически полностью прекращено в начале 90-х годов. За период чуть менее 40 лет было построено примерно 30 подобных аппаратов, которые применялись в интересах Министерства обороны. Самыми известными судами этого класса являются экранолеты «Орленок» и боевой ударный ракетоносец «Лунь». Последний, кстати был построен в одном экземпляре и зачислен в боевой состав Черноморского флота. В середине 90-х годов экранолет «Лунь» был списан как морально устаревшее оборудование.

Начиная с 2010 года в России проводятся работы по возобновлению производства экранопланов, это, прежде всего, обусловлено попыткой не отстать от других государств, например США, Италии и Франции, где производство подобных аппаратов прекрасно налажено и востребовано не только военными, но и различными гражданскими компаниями. В нашей стране разработками новых аппаратов занимается Центральное конструкторское бюро им. Алексеева, известное как главный разработчик «Каспийского монстра» и которое возобновило опытно-конструкторские и проектные работы по созданию экранопланов. Об этом заявил Евгений Мелешко, начальник отдела качества ЦКБ им. Алексеева. По его словам, ЦКБ получило правительственную заявку на возобновление работ по созданию аппаратов подобного класса для обеспечения силовых ведомств РФ.

Начина с 2010 года и по настоящее время проводятся проектные работы, а основные опытно-конструкторские работы по созданию крупного экраноплана начнутся в 2012 году. «Для нашего предприятия это огромный объем работ, большая часть специалистов предприятия будут задействованы по этой теме», - заявил в одном из интервью Е.Мелешко.

Но если по государственному заказу работы по созданию экраноплана находятся на стадии проектирования, то в коммерческой нише подобный аппарат уже создан. На судостроительном заводе «Волга», расположенном в Нижнем Новгороде, закончено строительство нового отечественного экраноплана «Орион-20», и до конца текущего года будут проведены его испытания. Об этом сообщил Юрий Варакосов, директор Ассоциации производителей, разработчиков и потребителей экранопланов - «Экраноплан».

«В планах группы формирование модельного ряда новых экранопланов различной размерности под маркой «Орион» (20, 27, 40) и большей вместимости (цифры количество пассажирских мест), – отмечает Варакосов. – Все эти аппараты имеют двоякое назначение и могут с успехом применяться в силовых структурах. По завершении испытаний первый из модельного ряда «Орион-20» будет предложен на коммерческой основе всем заинтересованным ведомствам, организациям и различным структурам».

В состав Ассоциации «Экраноплан» также вошла компания АвиаПорт - ЗАО «Авиасистемы», которая занимается разработкой и постройкой легких многоцелевых самолетов и экранопланов. Об этом сообщил Александр Макиенко, генеральный директор компании. Это, несомненно, станет положительном фактором в производстве российских уникальных аппаратов. В частности, А.Макиенко по данному вопросу заявил следующее: «В связи с совместными интересами ассоциация «Экраноплан» вышла с предложением к ЗАО «Авиасистемы» включиться в состав. Это, несомненно, интересное предложение получило положительный отзыв. В настоящее время сконцентрированы, оформлены и поданы в соответственные инстанции все нужные документы. Пока довольно сложно говорить о перспективах работы в составе ассоциации, но уже сегодня наши специалисты принимают активное участие в работе над созданием экраноплана «Орион-20».

В настоящее время ЗАО «Авиасистемы» имеет два собственных основных перспективных проекта: создание экранолета «Одиссей» и легкого многоцелевого самолета AMS-200. В настоящее время проводятся интенсивные переговоры с инвесторами на тему этих разработок, сообщил гендиректор.

Человек создал немало машин. Давно перестал казаться чудом самолёт, освоивший стихию воздуха. Значительно раньше корабли покорили стихию воды. А неугомонный человеческий разум всё не знал покоя. И вот появляется аппарат, взлетающий с воды, чуть поднимающийся, но не уходящий от поверхности. Что это? Умеющий плавать самолёт? Или умеющий летать корабль? Что это за чудо технической мысли, существующее на грани двух стихий?

В фильме рассказывается о самолётах: СМ-1, СМ-2, Бе-1, ВВА-14, «Скат», «Кальмар», «Омар», «Джейран», «Зубр», КМ («Каспийский монстр»), СМ-5, СМ-8, СМ-6, «Орленок», «Лунь», «Волга-2», «Стриж», «Иволга», «Акваглайд».

topwar.ru

Океанский экраноплан разрабатывается в России

Мобильные экранопланы нового поколения серии “Орион” 

Основные преимущества: 

Экранопланы "Орион" представляют собой всесезонное высокоэкономичное многофункциональное транспортное средство, предназначенное для грузовых и пассажирских перевозок в прибрежных акваториях и на внутренних водоемах, в том числе покрытых льдом, а также на суше в условиях бездорожья и снежного покрова, что является актуальным для высокоширотных территорий РФ, Сибири и Дальнего Востока. 

В настоящее время в организациях, представляющих инновационный проект в рамках ассоциации разработчиков, производителей и потребителей экранопланов “Экраноплан”, развернуты и ведутся широкомасштабные работы по созданию модельного ряда экранопланов "Орион".

Технические характеристики "Орион-20"

Экипаж / пассажиры, чел.2 / 21
Полезная нагрузка, кг 3000
Дальность полета на одной заправке, км 1600
Скорость полета крейс.,км/час до 250
Двигатели тип / кол-во х мощность, л.с.  М-601 / 2х650
Марка топлива:ТС-1
Мореходность (баллы) / высота волны, м2-2,5 / 1-1,20
Возможные режимы движения: Полет, глиссирование, плаванье, скольжение по льду и снегу 

Широкая линейка модификаций этих экранопланов, являющихся всесезонными высокоэкономичными многофункциональными транспортными средствами, предназначенными для грузовых и пассажирских перевозок в прибрежных акваториях и на внутренних водоемах, в том числе покрытых льдом, а также на суше в условиях бездорожья и снежного покрова, демонстрирует потенциальную возможность решения оперативно-тактических и стратегических транспортных задач различного назначения: гражданского, военного, административного и т.п. 

Как показала практика испытания опытных образцов машин в условиях Центральной России, Сибири, Пограничной службы ФСБ РФ наряду с технической и эксплуатационной устойчивостью использования экранопланов вполне возможна стабилизация и экономических показателей их производства, несмотря на повышение себестоимости и цены машин.

www.arms-expo.ru

Российские экранопланы: при славном прошлом есть ли у них будущее?..

0:07 / 17.03.12

История с экранопланами – это еще один и, увы, не последний пример того, как завоеванные самоотверженным трудом наших талантливых соотечественников позиции по различным причинам сдаются «без боя». Взяться за «перо» и сказать такое (кстати, в этом я далеко не одинок), заставил главный конструктор ударного экраноплана «Лунь» Владимир Кирилловых.

 

Совсем недавно в одном из своих выступлений он заявил, что Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева (ЦКБ по СПК, г. Нижний Новгород) готово возродить строительство экранопланов в России. Именно оно сегодня является единственной российской организацией, обладающей необходимым опытом проектирования, испытания и практического строительства экранопланов. Для этого, как считает конструктор, необходимо получить государственный заказ на производство экранопланов или дать возможность предприятию производить их на экспорт.

 

 

Первое и необходимое для этого условие – научно-производственная база на предприятии пока еще сохранилась. Известно, что именно в нижегородском ЦКБ в 50-е годы были испытаны все созданные экранопланы, в т.ч. ударный «Лунь», транспортно-десантный «Орленок» и экспериментальный «КМ».

 

«Созданная… на предприятии опытно-экспериментальная база позволяет проводить любые испытания, необходимые при разработке новых моделей экранопланов и подтверждения их технических характеристик», - заявил конструктор. По его словам, в ЦКБ за прошедшее время «наработана уникальная статистика, дополняющая теоретические расчеты». Можно предположить, что такое заявление, скорее всего, вызвано наметившимся интересом к строительству таких аппаратов.

 

Как считает конструктор, при принятии решения на производство экранопланов в рамках госзаказа нижегородское ЦКБ по СПК должно иметь приоритет, так как, подчеркнул с сожалением конструктор, сегодня ряд компаний-разработчиков экранопланов без проведения глубоких испытаний зачастую просто декларируют возможности своих изделий, завышая их.

 

«Полученные таким образом суда с высокими заявленными характеристиками зачастую не могут эксплуатироваться даже на реках», заметил Кирилловых. Он считает экранопланы сложным техническим изделием, которое «без серьезного цикла опытно-экспериментальной отработки» создано быть не может.

 

 

Конструктор убежден, что развитию российского экранопланостроения будет способствовать и предоставление возможности экспорта части своей продукции. Именно экспорт в свое время помог многим российским оборонным предприятиям не только выстоять в сложной экономической ситуации, но и укрепить свои позиции на мировом и внутреннем рынках.

 

По словам Кирилловых, сегодня в России внешний рынок для экранопланов закрыт, что «самым непосредственным образом сказывается и на производстве этого класса судов для внутреннего рынка». Но, несмотря на то, что еще 5 лет назад Морская коллегия предложила рассмотреть вопрос о возможности создания варианта экспортного экраноплана массой до 50 т, «продвижение российских малоразмерных экранопланов на мировой рынок до сих пор остается под запретом».

 

 

 

 

А что по этому поводу можно сказать сегодня?

 

Как заявил тот же Кирилловых, нет заказов на экранопланы от российских ведомств и нет разрешения по продвижению имеющихся проектов на мировой рынок. Даже непрофессионалу понятно, что в данном случае положительное решение даст значительный многоплановый эффект: позволит получить средства для развития современного российского экранопланостроения, оживит внутренний рынок, поднимет на новый уровень технологию производства этих аппаратов и, в конечном счете - сохранить лидерство в создании перспективного вида транспорта двойного назначения.

 

 

Ранее, как отметил конструктор, разработанная в ЦКБ по СПК технология обеспечила успешное создание и серийное строительство экранопланов, позволила России на десятилетия вперед вырваться в этой высокотехнологичной области. «Если не использовать это преимущество, то можно навсегда ее (технологию – ред.) потерять и стать зависимыми от иностранных производителей», - заявил Кирилловых, один из ближайших соратников основателя этого направления, гениального конструктора Ростислава Алексеева.

 

В связи с очередной активизацией темы о более активном производстве экранопланов в России, что же представляет собой этот аппарат, или, как еще его называют, судно, и почему именно судно? Для тех, кто хочет получить более широкие познания в этой области, следует обратиться к всемирной паутине, а вкратце об экраноплане можно сказать следующее.

 

 

Экраноплан (судно на динамической воздушной подушке) - высокоскоростное транспортное средство, способное на различной высоте лететь над поверхностью воды, земли, снега или льда. При равных с самолетом массе и скорости полета, экраноплан имеет значительно меньшую площадь крыла. По международной классификации (ИМО) этот аппарат относится к морским судам, способным в основном рабочем режиме лететь за счет использования «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью без постоянного контакта с ней.

 

 

Иначе говоря, экраноплан – аппарат, объединяющий в себе лучшие качества морского (речного) судна и самолета. Достоинства экранопланов - высокие живучесть, скорость и экономичность по сравнению с самолетами и кораблями на воздушной подушке и подводных крыльях, малозаметность и противоминная устойчивость, способность перемещаться над поверхностью по «прямым» маршрутам, не требовательность к наземной инфраструктуре, высокая эксплуатационная безопасность для пассажиров и грузов. В числе недостатков экранопланов – необходимость специальной подготовки экипажа для управления аппаратом, достаточно ровной поверхности (не относится к экранолету), повышенной тяговооруженности для производства взлета и низкая маневренность.

 

По классификации ИМО, экранопланы делятся на три типа: А – высота полета не более размера хорды крыла, В - способные кратковременно и ограниченно увеличивать высоту полета над экраном и С - способные длительное время осуществлять полет на неограниченной высоте полета (экранолеты). Все экранопланы подчиняются «Международным правилам предупреждения столкновений судов на море» и рассматриваются не как самолёт, способный плавать, а как судно, способное летать.

 

 

Впервые экранный эффект был открыт в середине 1920-х годов в виде увеличения подъемной силы крыла при полете вблизи земли, что иногда становилось причиной аварий при посадке самолета. В СССР созданием экранопланов занимались специалисты ЦКБ по СПК, КБ им. Г.М. Бериева и ряд других КБ. Последние создавали, в основном, небольшие аппараты.

 

Так, в СКБ по СПК, руководимого Р. Алексеевым, были созданы экраноплан «КМ» для ВМФ, прозванный «Каспийским монстром» за рубежом, пять военных экранолетов типа «Орленок» (для переброски морских десантов на дальность до 1500 км), ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» с шестью противокорабельными ракетами «Москит». По проекту Роберта Бартини был создан противолодочный экраноплан ВВА-14. Общая судьба их незавидна и в настоящее время они не используются.

 

 

Интересна судьба экранолета ЭКИП (от слов «экология и прогресс») Льва Щукина в виде бескрылого дисковидного аппарата. Он имел высокую расчетную грузоподъемность, был оснащен уникальными многотопливными двигателями, обеспечивающими полет на высотах 3-10000 м, отличался малозаметностью в радио-, акустическом и тепловом диапазонах.

 

Однако, несмотря на поддержку Минобороны и министерства лесного хозяйства, выделенные деньги до изготовителя не дошли, а Л. Щукин умер от сердечного приступа. После обнародования его оригинальной идеи был объявлен общеевропейский грант, который выиграли несколько европейских университетов, и создана совместная европейская программа «Вихревая ячейка-2050» (Vortex Cell 2050) с перспективой на десятилетия.

 

 

Какова же ситуация в этой области сегодня в России и других странах?

 

Вопрос правомочен потому, что ряд признаков указывает на рост интереса к этим машинам в настоящее время и в ближайшем будущем. Неоспоримые преимущества экранопланов и экранолетов перед традиционными летательными аппаратами и морскими судами могут сделать их важной составной частью мировой транспортной системы, в т.ч. и вооруженных сил целого ряда стран.

 

Эти аппараты сегодня могут использоваться для проведения спасательных операций на море, так как могут приводняться и иметь на борту медицинский центр для оказания помощи терпящим бедствие. Большие перспективы имеют экранопланы для осуществления пассажирских и грузовых перевозок на международных и внутренних рейсах, в т.ч. в Арктике и Антарктиде.

 

Весьма широк диапазон применения экранопланов и экранолетов в военных целях. Существовали проекты использования экранопланов в космической сфере для запуска и приема из космоса многоразовых космических аппаратов типа «Буран», а также в качестве спускаемых аппаратов для исследования планет.

 

 

США работы по созданию экранопланов активизировали в 1990 годах после того, как американский конгресс пришел к выводу о перспективности этого вида техники, и создания специальной комиссии. По инициативе последней, американская сторона обратилась за помощью к российским специалистам ЦКБ по СПК. После соответствующих разрешений от Госкомоборонпрома и Минобороны американские исследователи посетили базу в Каспийске и за 200 тыс. долл. без ограничений детально отсняли на фото- и видеопленку специально подготовленный «Орленок».

 

Это стало основой для дальнейшей разработке собственных экранолетов. Так, компания «Боинг» предложила концепцию создания военного экранолета Pelican для переброски войск и техники в назначенные районы. По проекту, аппарат (длина 152 м, размах крыльев 106 м) в полете на высоте 6 м над поверхностью океана способен перевезти до 1400 т груза на дальность до 16000 км. По информации разработчиков, экранолет способен взять на борт около 17 танков М1 Abrams и осуществлять полет на высотах до 6000 м. После 2003 года открытой информации о проведении работ по этому проекту не имеется.

 

 

Южная Корея также активно создает экранопланы. По сообщениям СМИ, в сентябре 2007 года южнокорейское правительство объявило о планах строительства к 2012 году крупного аппарата для решения коммерческих задач. Известно, что экраноплан, при массе 300 т, длине и ширине 77 м и 65 м соответственно, будет способен перевозить до 100 т грузов со скоростью 250-300 км/час. На создание экраноплана в течение пяти лет будет выделено 91,7 млн. долл. По сообщениям прессы, работы над созданием такого аппарата ведутся с 1995 года.

 

Китай - еще одна из стран, которая сегодня активно ведет работы по созданию экранопланов различного назначения. По данным китайского Инженерно-строительного университета (г. Шанхай) известно, что здесь на завершающей стадии находятся разработки нескольких моделей экранопланов. Уже до конца текущего десятилетия планируется начать опытное производство аппаратов грузоподъемностью 10-200 т.

 

По тем же данным, к 2017 году планируется практическое использование для выполнения регулярных транспортных перевозок свыше 200 экранопланов, способных перевозить грузы массой более 400 т в рамках скоростного пассажирского и грузового сообщения между островами Юго-Восточной Азии. Следует отметить, что и здесь основой для развития экранопланостроения в Китае стал контракт ЦКБ по СПК, по которому его специалисты создали модернизированный вариант экраноплана «Волга-2» и передали китайской стороне.

 

 

А что же происходит в России, первой начавшей создание подобных аппаратов и добившихся значительных успехов в этой области?

 

Начиная с 1993 года активные работы по разработке и строительству экранопланов в России вели несколько организаций. Так, компания «Технологии и Транспорт» (в последующем «Амфибийные Транспортные Технологии») выпустила 12 малых экранопланов «Амфистар», а совместно с ЗАО «АТТК» - 20 модернизированных аналогов под названием «Акваглайд».

 

В современной России проектированием, серийным производством и продвижением экранопланов на рынок занимаются конструкторские бюро и предприятия, объединенные в финансово-промышленную группу «Скоростной флот», а также ряд других организаций.

 

 

В ходе гидроавиасалона «Геленджик-2000» обратил на себя внимание экранолет С-90, предназначенный для пассажирских и грузовых перевозок, который мог использоваться как самолет, экраноплан и судно на воздушной подушке. При массе 7900 кг, 9500 кг и 10500 кг, в соответствии с этими вариантами, аппарат может перевозить нагрузку в 2500 кг, 3100 кг и 4500 кг соответственно на высотах 0,5-4000 м на дальность свыше 3000 км.

 

На международных авиационно-космическом салоне МАКС-2007 и выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2008» демонстрировался экраноплан ЭК-12П «Иволга», предназначенный для пограничников. Ведут работы и др. организации и фирмы.

 

 

Ведутся определенные работы в этом направлении другими фирмами и организациями. Так, в Военном инженерно-космическом университете им. А.Ф. Можайского разработан проект тяжелого экраноплана для возвращаемых воздушно-космических самолетов. В ТАНТК им. Г. Бериева создается грузопассажирский экраноплан Бе-2500.

 

Малые и средние экранопланы планируют строить и строят в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Москве, Нижнем Новгороде, Чкаловске. Однако это не те результаты, которые можно было бы отметить и сравнивать с достижениями того же СКБ по СПК в прошлом. В целом же российское экранопланостроение сейчас развивается очень медленно и, главное, ограничивается выпуском аппаратов малых размеров в небольшом количестве.

 

 

С учетом вышесказанного, вопрос о возможности строительства в России экранопланов и экранолетов звучит далеко не праздно. Ведущиеся сегодня отечественные разработки по этой тематике вселяют некий оптимизм, но не более того. Как и в других случаях, пока можно констатировать, что в темпах работ по сравнению с западными конкурентами мы значительно отстаем.

 

Поэтому без быстрого принятия необходимых мер исправить положение в этом, весьма перспективном с различных точек зрения направлении, будет невозможно. Одним из путей решения этой проблемы может быть государственный заказ на разработку и производство этих уникальных машин.

 

В противном случае мы отметим утрату приоритета России там, где имели и в очередной раз разведем руки!..

 

www.arms-expo.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики