F-35 Lightning II: впечатляющий прорыв или эпичный «фэйл» американского ВПК. Характеристики f 35


Самолет F-35 США, Технические Характеристики, Сколько Стоит

12 декабря 2018 года в Израиль прибыли два многоцелевых истребителя F-35 Lightning II, и страна стала первым из американских союзников, который получил на вооружение эти новейшие самолеты. Ранее военное руководство Израиля не раз выражало восхищение оперативными возможностями этого истребителя последнего – пятого – поколения. Главнокомандующий ВВС Израиля генерал Эшель назвал появление самолета F-35 «настоящей революцией», которая поможет его стране сохранить воздушное превосходство в регионе в ближайшее десятилетие, а также нивелировать угрозу, которую несут российские комплексы ПВО С-400, развернутые в Сирии. Всего Израиль планирует закупить 50 новых истребителей.

В то же время, мало какая военная программа вызывала столько споров и критики, как F-35 Joint Strike Fighter. Некоторые эксперты оценивают ее окончательную стоимость в 1 трлн (!!!) долларов. Ее разработка началась еще в конце 80-х, но и сегодня готовность истребителя вызывает большие вопросы. Новоизбранный президент США Дональд Трамп уже пообещал вынудить разработчиков уменьшить стоимость истребителя. Для отечественных «диванных» патриотов F-35 уже давно превратился в излюбленную мишень для насмешек, примером того, что не только российский ВПК умеет лихо пилить бюджеты. Хотя, следует отметить, что больше всего F-35 критикуют как раз на Западе.

Так что же такое F-35? Самолет, который станет настоящим прорывом, или же провал, весьма дорого стоивший американскому налогоплательщику? Если самолет настолько плох, то почему евреи комплектуют этой машиной свои ВВС и радуются этому? И зачем американцам вообще понадобился второй дорогущий проект по созданию истребителя пятого поколения?

F-35 – это семейство малозаметных многофункциональных боевых самолетов пятого поколения, которые были созданы в рамках самой амбициозной программы в истории авиации – JSF (Joint Strike Fighter, что означает единый ударный самолет). Основным разработчиком и производителем истребителя стал американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin, в проекте также принимают участие и другие, не менее именитые компании: Pratt & Whitney, Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace.

Первый полет истребителя состоялся в октябре 2000 года, а в 2012 году началась его эксплуатация. Сегодня F-35 уже находится в серийном производстве (правда, в мелкосерийном). Масштабно выпускать самолет планируют в 2019 году. На середину 2018 года было выпущено 194 самолета.

F-35 имеет три «ипостаси»: наземный истребитель, который разрабатывался для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для американского КМП и британских военно-морских сил и палубный истребитель для американского флота. В будущем американцы планируют заменить F-35 целый ряд самолетов, которые находятся на вооружении сегодня: штурмовик A-10, F-16, F/A-18 и AV-8B. Британцы думают использовать F-35 вместо своего знаменитого СВВП Sea Harrier.

Чаще всего спрашивают, сколько же стоит один «тридцатьпятый»? Программа разработки самолета обошлась американскому бюджету в 55 млрд долларов, каждый истребитель после начала серийного производства (в зависимости от его модификации) будет стоить от 83 до 108 млн долларов. Один час полета F-35 обходится в 30,7 тыс. долларов, что сопоставимо с затратами основного истребителя F-16.

В настоящее время F-35 уже находится на эксплуатации американской армии (более 130 самолетов разных модификаций на 2018 год), первые машины начали получать и союзники США: Нидерланды, Япония, Австралия, Италия, Израиль и Великобритания.

История создания

F-35 Lightning II – это результат амбициозной программы JSF, практическая часть которой началась в середине 90-х годов. Целью этой программы было создание универсального самолета (истребителя-бомбардировщика), который подошел бы для вооружения ВВС, военно-морских сил, а также авиации КМП США.

Говоря другими словами, разработчики хотели создать самолет с маневренностью и скоростью истребителя, значительной боевой нагрузкой, а также с возможностью садиться и взлетать с палубы авианосца. Кроме того, модификация машины, предназначенная для морской пехоты, должна была иметь укороченный (вертикальный) взлет и посадку. Если же к этому добавить критерии истребителя пятого поколения, которым должен был соответствовать самолет, становится понятным вся сложность данного проекта.

Также военные настаивали, чтобы новый истребитель отличался низкой закупочной и эксплуатационной стоимостью. Следует отметить, что экономические факторы находились на первом месте во время реализации программы JSF: военные хотели получить недорогую универсальную боевую платформу, которая бы идеально подходила для использования нового высокоточного оружия. Большое внимание уделялось стоимости обслуживания, ремонта и проведения различных профилактик, потому что именно эти статьи расходов составляют более 60% стоимости жизненного цикла любого современного боевого самолета.

Согласно спецификации, разработанной на предварительном этапе проекта, новый самолет должен был обладать умеренной сверхзвуковой скоростью (примерно полтора Маха) и маневренностью на уровне истребителей F-16 и F/A-18. Вопрос о крейсерском сверхзвуке изначально не поднимался. Новый самолет скорее был сориентирован на решение ударных задач, также он должен был дополнять F-22A на этапе завоевания господства в воздухе. Кроме того, новый истребитель планировалось использовать для обеспечения ПВО авианосных соединений.

Разработки в направлении создания нового ударного самолета начались еще в середине 80-х годов, изыскания в рамках программы ASTOVL совместно проводили специалисты НАСА и Британского лётно-исследовательского центра. Их целью было создание ударного самолета вертикального взлета и посадки для замены морально устаревшего «Харриера».

Однако Холодная война уже подходила к завершению, военные бюджеты безжалостно резали, поэтому в начале 90-х годов программа была закрыта. Примерно в это же время Министерство обороны США выступило с предложением создать единый самолет, который в будущем смог бы заменить несколько боевых машин, созданных в 70-80-е годы: F-14, F-15E, F-16, F-111 и F-117.

Этап исследований этой многообещающей концепции был завершен в 1994 году, а через год МО США подготовило спецификацию для участников конкурса. В нем принимали участие компании Boeing и Lockheed Martin, которые занялись разработкой двух самолетов-демонстраторов, Х-32 и Х-35 соответственно.

Финальные испытания начались в 2001 году. Они показали, что самолет, созданный «Локхидом», на голову превосходит своего конкурента. Х-35 взлетел с площадки длиной 150 метров, во время полета продемонстрировал сверхзвуковую скорость, смог приземлиться вертикально. Во время разработки прототипа конструкторы «Локхида» сотрудничали со специалистами российского ОКБ им. Яковлева, поэтому конструкция системы вертикальной посадки во многом напоминает советский СВВП Як-141. На Х-35 был установлен отдельный вентилятор, а не поворотные сопла, которые создавали многочисленные проблемы с попаданием выхлопных газов в воздухозаборники.

Дальнейшее финансирование программы JSF осуществлялось не только правительством США, но и целым рядом их союзников по блоку НАТО: Великобританией, Италией, Данией, Голландией, Канадой и Турцией. Заинтересовались новой машиной и израильские военные. Даже изначально стоимость программы была впечатляющей: на разработку истребителя и его закупку планировали потратить более 230 млрд долларов. Однако бюджет был значительно превышен, сегодня ряд экспертов считает, что общая сумма – включая эксплуатационные расходы – будет больше 1 трлн долларов.

Разработка самолета шла сложно. В 2002 году инженеры выявили значительное утяжеление его конструкции. Была создана специальная группа, которая занималась уменьшением массы истребителя.

В 2008 году компания Lockheed Martin озвучила летно-технические характеристики новой машины, а также продемонстрировала экспериментальный образец самолета.

Программа создания истребителя F-35 пережила целый ряд бюджетных подорожаний и переносов сроков начала серийного производства. Большое количество переделок узлов и систем самолета постоянно увеличивало смету проекта, вызывая понятное раздражение у государств, участвующих в нем. Даже небольшие изменения в конструкции машины приводили к замене целых производственных линий, значительно увеличивая затраты.

В марте 2010 года закупочная стоимость одного истребителя выросла до 113 млн долларов, после чего в Пентагоне заявили, что стоимость программы увеличиться на 50%. В это же время появилось предложение в целях экономии отказаться от разработки модификации F-35В, что вызвало негодование представителей Корпуса морской пехоты США.

В 2010 году из программы вышла Дания, однако позже это решение было частично пересмотрено, а год спустя об отказе от закупки истребителей заявила Австралия, аргументировав свое решение почти двухкратным увеличением стоимости самолета и задержкой начала поставок на семь лет. Канада и Япония заявили, что могут отказаться от закупок F-35, если его цена будет увеличиваться и дальше.

В мае 2011 года уже Пентагон выступил с резким заявлением о том, что цена в 133 млн долларов недопустима.

В 2010 году были достигнуты договоренности между США и Израилем о покупке последним двадцати самолетов, израильтянам было позволено установить на F-35 значительное количество систем собственного производства, прежде всего речь шла об электронике.

25 февраля 2011 года в воздух поднялся первый серийный F-35В, а еще через несколько месяцев первый самолет был передан ВВС США и принят на вооружение. В 2013 году на авиационной выставке в Париже вице-президент компании Lockheed Martin заявил, что Израиль будет первой страной после США, которая получит на вооружение F-35. В ноябре 2014 года МО США заключило контракт на поставку самолетов, его сумма составила 4,7 млрд долларов.

В 2018 году началось серийное производство самолетов в Италии. В 2018 году новоизбранный президент США Трамп подверг жесткой критике проект F-35 из-за его непомерной стоимости. В ответ разработчики пообещали снизить цену до 85 млн долларов за штуку к 2019 году.

Описание

F-35 относится к истребителям пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный при создании F-22 Raptor. Следует отметить, что F-35 оснащен даже более продвинутой авионикой, чем «Раптор». БРЭО истребителя, несомненно, является наиболее сильной стороной этой боевой платформы. В состав радиоэлектронного комплекса F-35 входят:

  • Многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решёткой второго поколения AN/APG-81, которая одинаково эффективно может обнаруживать цели как на земле, так и в воздухе.
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37, в состав которой входит шесть инфракрасных сенсоров, расположенных на разных сторонах фюзеляжа. Она позволяет определять пуски баллистических ракет на расстоянии в 1300 км, обеспечивает навигацию при пилотировании как в дневное, так и в ночное время, предупреждает пилота о ракетной атаке, определяет месторасположение зенитных орудий, находит воздушные цели и сопровождает их.
  • Пассивная разнонаправленная инфракрасная камера CCD-TV с высоким разрешением, которая может проводить целеуказание на значительных дистанциях, находить вражеские объекты на земле и в воздухе. Она же предупреждает летчика об облучении самолета лучом лазера.
  • Система установки индивидуальных помех AN/ASQ-239.
  • Система целеуказания и индикации, которая интегрирована в шлем пилота и позволяет ему управлять машиной с помощью движения головы и глаз. Шлем летчика F-35 вообще можно назвать уникальным: он позволяет пилоту видеть буквально сквозь кабину. Такая способность обеспечивается большим количеством видеодатчиков, расположенных на фюзеляже машины. Также в шлем вмонтированы системы, которые с помощью выведения изображений и звука информируют пилота об условиях полета.
  • В кабине установлен широкоформатный сенсорный дисплей PCD, на котором отображается информация, связанная с полетом и функционированием систем истребителя. Также на него выводятся места дислокации вражеских систем ПВО и возможные маршруты их обхода.
  • Система голосового распознания, с помощью которой летчик может управлять некоторыми системами F-35.
  • Истребитель оснащен целым рядом передовых систем прицеливания и связи. В их число входит комплекс обмена данными Link 16, который часто именуется «небесным интернетом».

В конструкции самолета широко использованы композитные материалы и новейшие технологии. F-35 выполнен по технологии «стелс», разработчики не раз заявляли, что его заметность на экранах радаров даже меньше, чем у F-22. Для уменьшения ЭПР вооружение самолета находится во внутренних отсеках, хотя оно может быть размещено и на внешних узлах подвески. Форма истребителя также способствует уменьшению его заметности на экранах радаров.

Следует отметить, что грузовой отсек модификации F-35В меньше, чем на F-35А и F-35С из-за размещения вентиляторной установки.

Модификации истребителя А и С оснащены двигателями Pratt & Whitney F135, который можно назвать дальнейшим развитием F119, установленным на «Рапторе». На модификации с укороченным взлетом стоит F-35B, в разработке которого принимала участие британская компания Rolls-Royce Defence. Изначально перед разработчиками истребителя не ставилась задача обеспечить возможность сверхзвукового крейсерского полета, однако руководство Lockheed Martin утверждает, что F-35 способен лететь на скорости 1,2 Маха примерно 240 км.

Интересна конструкция силовой установки модификации F-35В. За кабиной пилота у нее установлен вентилятор, который связан жесткой передачей с двигателем, сверху и снизу закрыт створками. Во время зависания вентилятор начинает работать, а сопло двигателя отклоняется вниз почти под прямым углом (95°). Управление истребителем по рысканию и крену осуществляется с помощью дополнительных сопел. Взлет и посадка полностью контролируется бортовым компьютером, что здорово упрощает жизнь летчику.

Следует отметить, что F-35B может взлетать и вертикально, правда при небольшой боевой нагрузке и неполных баках.

На F-35 использовано электрогидростатические приводы рулевых поверхностей, что позволило полностью отказаться от общесамолетной гидравлической системы и значительно уменьшить массу истребителя.

F-35 может использовать широкую номенклатуру вооружения. Все три модификации самолета вооружены автоматической 25-мм пушкой GAU-22/A, которая расположена над левым воздухозаборником. Ее боекомплект составляет 180 снарядов.

Модификации

Истребитель F-35 имеет следующие модификации:

  • F-35A. Наиболее простая и самая массовая модификация самолета, предназначенная для ВВС США и их союзников. Этот истребитель будет использовать обычные взлетно-посадочные полосы наземных аэродромов.
  • F-35I. Самолет, разработанный для ВВС Израиля. По сути, это обычная «сухопутная» версия машины (F-35A), на которую установлена часть израильского оборудования: БРЭО, в том числе система РЭБ и СУО, а также оборудование кабины.
  • CF-35. Вариант самолета F-35A для ВВС Канады. От стандартной модели отличается только наличием тормозного парашюта (из-за обледенелых ВПП) и изменение в системе дозаправки в воздухе.
  • F-35B. Модификация с укороченным (вертикальным) взлетом и вертикальной посадкой, разработанная для американского КМП. Этот самолет планируют сделать основой ударной мощи новых десантных кораблей типа «Америка», которые, по сути, являются легкими авианосцами. Пока закупать истребители этой модификации планирует только Италия, Великобритания уже официально отказалась от него.
  • F-35C. Модификация самолета, разработанная для военно-морских сил США и Великобритании. Она предназначена для взлета с палубы авианосца с помощью катапульты и приземление на нее с использованием финишера (у самолета есть посадочный крюк). Этот вариант истребителя отличается увеличенным крылом и хвостовым оперением, что позволяет ему более уверенно маневрировать на небольших скоростях и увеличивает полезную нагрузку. F-35C имеет вдвое большие радиус действия по сравнению с F/A-18C.

Все модификации истребителя F-35 унифицированы на 70-90 %.

Оценка проекта

Программа создания истребителя F-35 является самым дорогим военным проектом в истории человечества. Даже один этот факт уже является прекрасным поводом для критики самолета, однако, несмотря на потраченные миллиарды долл

militaryarms.ru

технические характеристики истребителя, стоимость, фото, видео вертикального взлета F-35

Истребитель F-35 еще называют “Молния II”. Это разработанный компанией “Локхид-Мартин” самолет из семейства истребителей-бомбардировщиков 5 поколения. У него есть три основные модификации, которые сейчас уже поступили в распоряжение военно-воздушных сил Соединенных штатов и Англии.

На проектирование этой модели было выделено около 400 млрд. долларов. Средняя стоимость самолета F-35 превышает 150 млн. долларов. Эта цена еще без вооружения и обслуживания. В техническом плане он во многом повторяет истребитель F-22 “Раптор”. При его разработке использовались также данные, полученные при работе над Як -141.

Краткий обзор создания

После окончания Холодной войны компания “Локхид-Мартин” начала сотрудничать с конструкторским бюро имени Яковлева. Это и стало причиной того, что первая демо-версия самолета очень походила на Як-141. Разница заключалась в том, что у Як-141 было установлено два дополнительных двигателя, а у Х-35В (так называлась первая модель) он был один.

В начале 2000х была выбрана единая конструкция для истребителей армий НАТО. Для этого был проведен специальный конкурс, в котором участвовали модели Boeing и Lockheed Martin. Их испытания показали, что Х-35 — вариант Lockheed Martin — имеет явное преимущество.

Видео об американском самолете Ф-35 даст вам максимальное представление о мощности и способностях этого авианосца.

Характеристики самолета F-35

Истребитель Ф-35.

Некоторые из стран, собирающиеся ранее приобретать большие партии этой новой модели, позднее решили намного сократить свои заказы. Это связано с тем, что разработки модификаций Ф-35 затянулись на больший период времени, чем планировалось. Вторая причина в том, что стоимость одной модели возросла многократно.

В 2011 году началось серийное производство истребителей для военно-воздушных сил США и всех прочих стран. В техническую эксплуатацию истребитель Ф-35 планируется ввести в 2019 году. Проблемы с разработкой специального ПО и оружием задерживают ее.

О сравнении ВВС США и России можно прочитать тут.

Технические характеристики и особенности

По фото самолета F-35 можно составить мнение о его внешних особенностях. Что касается технических характеристик самолета Ф-35, то они немного отличаются у каждой из модификаций. Есть три модели этого семейства:

  • F-35A — типовой истребитель;
  • F-35B — с вертикальной посадкой и быстрым взлетом;
  • F-35C — взлет с помощью катапульты с авианосца.

Ф-35А

С технологической точки зрения самая простая модель — первая из них — 35А. Это облегченная и недорогая модель, которая и станет основной для экспортирования. Длина самолета — 15,57 м, а высота — 4,38 м. Ширина размаха крыльев составляет 10,67 м, а площадь крыла — 42,7 м².

Характеристики самолета F-35

Ф-35А.

Масса пустого Ф-35А — 13 290 кг, а максимальный взлетный вес достигает 29 100 кг. Он развивает скорость до 1930 км/ч. Дальность полета — 2 200 км. Самолет может находиться в полете 2 часа 36 минут. Эта характеристика будет одинаковой для всех модификаций.

Ф-35В

Ф-35В представляет собой модель, которую разработали специально для морской пехоты Соединенных штатов и английского флота. Он отличается тем, что взлетает быстро, а садиться может по вертикальной траектории. Это легкий авианосец, который должен будет выполнять одну функцию: доставку десанта.

Характеристики самолета F-35

Ф-35В.

Его габариты совпадают с теми же, как у Ф-35А. Вес пустого истребителя — 14 650 кг, а максимальная — 27 215 кг. Максимальная скорость — 1930 км/ч. 35В может летать на расстояния до 1670 км.

Какой самый быстрый самолет в мире? Читайте об этом здесь.

Ф-35С

Ф-35С имеет больший потенциал, если сравнивать его с двумя предыдущими. У F-35C вертикальный взлет возможен, благодаря использованию катапульты. Другие конструкции крыла и хвостового оперения позволяют ему совершать маневры на малых скоростях. По габаритам он чуть больше, чем Ф-35А и Ф-35В.

Характеристики самолета F-35

Ф-35С.

По массе он насчитывает 15 785 кг, когда он пустой. Максимальный вес достигает 30 320 кг. Скорость он развивает такую же, как и другие модификации. А вот дальность полета у него значительно больше — 2520 км.

Заключение

F-35 “Молния” — это бомбардировщик-истребитель 5 поколения производства “Локхид Мартин”. Он был разработан для военно-воздушных сил США и стран НАТО. Его производство уже обошлось почти в 500 млрд. долларов.

Средняя цена авианосца — от 150 млн. долларов. Это снижает его конкурентоспособность по сравнению с российскими или китайскими истребителями. Имеет три модификации — 35А, 35В и 35С. У каждой из них свои технические особенности.

Похожие публикации

nasamoletah.ru

Самолет F-35: характеристики, стоимость, фото

F-35 (на фото ниже) – истребители пятого поколения. Производит такие летательные аппараты фирма LockheedMartin. Целью создания этих истребителей было использование их в качестве штурмовиков, разведчиков, перехватчиков. Какие у самолета F-35 характеристики, сказать однозначно нельзя, поскольку существует несколько модификаций таких авиалайнеров, и все они имеют различия. Различают три модификации истребителей 5 поколения:

  1. Истребитель F-35 А – модель, предполагающая обычный взлет и посадку.
  2. F-35 В – модель с укороченным вертикальным взлетом и посадкой.
  3. F-35 С – палубная модель.
самолет F-35 характеристики

Истребитель F-35

У каждого из них есть свои особенности и отличия в технических характеристиках, а также в конструкции. Модель «С» отличается от «А» и «В» увеличенной площадью крыла и усиленным шасси. Эти конструктивные особенности обеспечивают лучшую управляемость летательным аппаратом, что очень важно и крайне необходимо, если взлет и посадка осуществляются в трудных условиях. Такая конструкция разработана специально, чтобы истребитель мог взлетать и совершать посадку с палубы на палубу. Такой истребитель был создан для ВМС Америки.

Модель «А» оснащена 52-мм пушкой. Этот авиалайнер самый простой по конструкции из всей группы истребителей пятого поколения. Создан он был специально для ВВС США. Предположительно, именно эта модификация станет лидером продаж в странах-партнерах. Модификация «В» отличается возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки. Такой авиалайнер разработан специально для американского Корпуса морской пехоты. Сейчас все эти авиалайнеры используют в качестве замены устаревшим моделям самолетов.

Основные характеристики

Перечисляя технические характеристики самолета Ф-35, придется называть их для каждой модификации, так как у этих самолетов разные показатели. Но есть и общие сходства. В частности, все они рассчитаны только на 1 человека. Длина самолета Ф-35 «А» и «В» составляет 15,57 м. Длина корпуса модификации «С» равна 15,67 м. Высота истребителя «А» – 4,38 м, «В» – 4,36 м, «С» – 4,48 м.

Размах крыльев у первых двух воздушных судов равен 10,67 м, а у самолета Ф-35 С – 13,11 м. Площадь одного крыла у первого лайнера и второго (А и В) составляет 42,7 м2, а у третьего (С) – 58,3 м2. Что касается массы, она тоже разная. Пустой истребитель «А» весит 13 290 кг, «В» – 14 650 кг, «С» – 15 785 кг. Величина нормальной взлетной массы составляет:

  • модификации «А» – 24 350 кг;
  • «В» – 22240 кг;
  • «С» – 25 896 кг.

Максимально допустимая взлетная масса составляет для «А» – 29100 кг, для «В» – 27 215 кг, для «С» – 30 320 кг.

истребитель F-35

Истребитель F-35 на взлетной полосе

У всех этих авиалайнеров практически одинаковые двигатели. Тип двигателя турбореактивный 2-контурный, оснащенный форсажной камерой. Максимальная тяга 1 × 13000 кгс. Различаются лишь модели двигателей. У всех установлены такие агрегаты Pratt&Whitney. Самолет Ф-35 А оснащен двигателем 100 (модель). Модель двигателя истребителя «В» – 400, «С» – 600.

Крейсерская скорость равна 850 км/ч. Максимальная скорость F-35 составляет 1930 км/ч. Дальность полета модели «А» – 2200 км, самолет «В» способен пролетать 1670 км, а максимальная дальность полета модификации «С» равна 2520 км. Боевой радиус действия без дозаправки равен: у «А» – 1080 км, у «В» – 865 км, у «С» – 1140 км. Максимальная продолжительность полета составляет 2,6 ч. Максимальная высота, на которую способен взлетать этот истребитель, составляет 18 200 м.

Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка у модели «А» равна +9 G, у «В» +7 G, у «С» +7,5 G. При нормальной взлетной массе допускается нагрузка на крыло:

  • «А»: 569 кг/м²;
  • «В»: 520 кг/м²;
  • «С»: 606 кг/м².

При нормальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,8 (у модификации Ф-35 А), 0,88 (у «В»), 0,75 (у «С»). При максимальной взлетной массе тяговооруженность равна 0,67; 0,72; 0,64 соответственно. Самолет Ф-35 А оснащен встроенной 4-ствольной пушкой со 180 снарядами. Модель «В» оснащена авиационной пушкой с 220 снарядами. Самолет модификации «С» имеет такую же пушку, как Ф-35 В.

Стоимость

Эксперты прогнозировали, что истребители пятого поколения станут для США чем-то вроде золота. Они имели в виду, что эти самолеты удастся очень выгодно продать. Это самое дорогое оружие за всю историю человечества. Примерная стоимость F-35 – 180 млн долларов. Предположительно, цена будет снижена до 80 млн долларов. Но это произойдет только при условии, что производителю будет обеспечено увеличение количества заказов.

Многие эксперты считают нецелесообразным и нерациональным тратить такие крупные суммы на производство и покупку истребителей. В СМИ давно появляются сообщения от разных экспертов, которые высказывают идеи о том, куда лучше потратить эти средства. В случае крушения одного такого истребителя, в финансовом плане армия США потеряет больше, чем при крушении сразу десяти беспилотников.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

фото F-35 — самолёта истребителя пятого поколения.

F-35 — это семейство истребителей пятого поколения. F-35 создала компания Lockheed Martin в консорциуме с Northrop Grumman Corporation, Rolls-Royce, Pratt & Whitney, British Aerospace и Allison.

F-35 Lockheed Martin (F-35B Lightning II)F-35

F-35 создан в трёх вариантах:

  1. F-35A (CTOL) — наземный истребитель, вариант для нужд ВВС США;
  2. F-35B (STOVL) — истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании.
  3. F-35C (CV) — палубный истребитель для нужд ВМС США.

Программа создания F-35 предусматривала разработку единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки. Новый самолёт должен заменить целый ряд истребителей состоящих на вооружении, а именно: F-16, штурмовика A-10, F/A-18, AV-8B. Великобритания планирует заменить свой палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки Sea Harrier.

F-35 Lockheed Martin (F-35B Lightning II)F-35

При разработке F-35 компания Lockheed Martin сотрудничала с российским КБ Яковлева. Об этом было официально объявлено в 1995 году. Американцы купили знания и опыт советских авиаконстукторов, полученный в процессе разработки истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141. F-35 имеет некоторые внешние сходства с Як-141.

F-35F-35

Программу по созданию F-35 финансирует ряд стран НАТО, которые в дальнейшем планируют принимать этот самолёт на вооружение. К этим странам относятся США, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Турция, Норвегия и Дания. Также закупать F-35 планируют Южная Корея, Япония и Израиль.

F-35F-35

На разработку F-35 на начало 2011 года было затрачено свыше 56 миллиардов долларов.

F-35F-35

На истребителе F-35 использованы многие технологические решения, которые ранее были внедрены на первом серийном истребителе пятого поколения F-22. При этом ряд экспертов утверждает, что F-35 нельзя назвать истреьителем пятого поколения, а лишь 4++.

F-35F-35 F-35F-35

F-35A и F-35C оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135. Этот силовой агрегат является развитием двигателя F119, используемого на F-22. Силовая установка для F-35B разрабатывалась с участием компании из Великобритании Rolls-Royce Defence.

Самолёт F-35F-35 Истребитель F-35F-35

Отличительными особенностями модификации F-35C, по сравнению с другими вариантами семейства F-35 является то, что F-35C осуществляет взлёт с палубы авианосца при помощи авиационной катапульты, а посадку — с использованием аэрофинишеров, позволяющих рассеить кинетическую энергию садящегося самолёта.

Lockheed Martin F-35C Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35C Lightning IIF-35

К 2017 году самолёты F-35 планируется сделать носителями ядерного оружия. Они смогут наносить удары тактическими ядерными бомбами B61, которая являющаяся основным термоядерным оружием США и стоит на вооружении с 1960-х годов пройдя более 11 модификаций.

Lockheed Martin F-35C Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 Lockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 F-35 и F-18F-35

Аналитическая группа при Министерстве Обороны США подсчитала, что час полёта F-35 обойдется примерно в 30 тысяч долларов, что сопоставимо с аналогичным показателем истребителя F-15 который в настоящее время стоит на вооружении ВВС США.

Также смотрите фото F-22 Raptor — другого американского истребителя пятого поколения. Также есть фото японского перспективного истребителя пятого поколения Mitsubishi X-2.

komotoz.ru

Что представляет собой истребитель F-35A, сгоревший в США? | Справка | Вопрос-Ответ

В воскресенье, 24 сентября, на американской авиабазе Mountain Home в штате Айдахо во время учений загорелся новейший истребитель F-35A.

По предварительным данным, возгорание произошло в хвосте самолета. Пожарным удалось оперативно ликвидировать возгорание. В результате никто не пострадал. Пилот и три авиаинженера, находившиеся на борту, доставлены в больницу для осмотра.

Напомним, что неделю назад военно-воздушные силы США временно приостановили эксплуатацию десяти истребителей пятого поколения F-35. Причиной стали механические дефекты в изоляции системы охлаждения топливных баков. Недостатки были выявлены в 57 истребителях, 15 из них уже были сняты с конвейера и поставлены на вооружение. F-35 отозвали спустя месяц после того как было объявлено об их боеготовности.

Lockheed Martin F-35 Lightning II  («Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния II») — малозаметный истребитель-бомбардировщик, обладающий характерными признаками самолётов пятого поколения: пониженной радиолокационной заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункциональностью, полным набором бортовых сенсоров, работающих на разных физических принципах. Первый F-35 Lightning II поднялся в воздух в октябре 2010 года.

Разработан американской фирмой «Lockheed Martin». Финансированием проекта занимаются не только США, но и Великобритания, Италия, Нидерланды, Австралия, Канада, Турция, Норвегия и Дания. В разработке самолета также принимали участие российские авиаконструкторы, ранее работавшие над ЯК-141.

Вариации

При разработке ставилась цель создать тактическую машину, которая смогла бы одинаково успешно вести бой в воздухе и наносить удары по наземным целям. Однако вместо одного самолета спроектировали три варианта истребителя.

F-35A Lightning II — наземный истребитель с обычными взлётом и посадкой для нужд ВВС США. F-35B Lightning II — машина с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании. Самолёт предназначен для действий с небольших авианесущих кораблей и с полевых площадок непосредственно у линии фронта. F-35C Lightning II — палубный вариант с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер, разработанный для нужд ВВС США.

Конструктивные особенности

Истребитель F-35 оснащен двигателем «Pratt & Whitney F135», разработанным при участии «Rolls-Royce Defence». Эта установка позволяет производить манёвры при полном вооружении с заполненными топливными баками с перегрузкой в 9 единиц.

На истребителе установлены шесть инфракрасных датчиков, расположенных на фюзеляже. Эта электронно-оптическая система (ЭОС) позволяет выявлять групповые пуски баллистических ракет на дальности до 1300 км, обнаруживать точки пуска ракеты, предупреждать о ракетной атаке самолёта, осуществлять навигацию при полёте.

Для широкого обзора и целеуказания используется всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения. Она обеспечивает захват и сопровождение любых наземных, надводных и воздушных целей.

Руководство компании Lockheed Martin заявляют, что истребитель способен совершать полёт со скоростью в 1,2 раза превышающей скорость звука на протяжении 240 км без включения системы форсажа. Для F-35 Lightning II был специально разработан шлем пилота. Изображение передается непосредственно на визоры, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Он позволяет видеть ночью, автоматически переключаться между видеорежимами.

F-35А ВВС США. Фото: Public Domain

Вооружение

На F-35  установлена авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25 мм, боекомплект составляет от 180 до 220 снарядов в зависимости от модификации.

В основу вооружения F-35 входят ракеты класса воздух-воздух, крылатые ракеты, корректируемые бомбы весом до 910 кг, управляемые авиационные бомбы и противотанковые ракеты. Истребитель может запускать ракеты и бомбы из внутренних отсеков на своих максимальных сверхзвуковых скоростях. К 2017 году производители планируют дополнить вооружение самолета тактической ядерной бомбой.

Тактико-технические характеристики Lockheed F-35 Lightning II

Экипаж: 1 человек

Длина: F-35A: 15,7 м F-35B: 15,7 м F-35C: 15,6 м

Размах крыла: F-35A: 10,7 м F-35B: 10,7 м F-35C: 13,1 м

Высота: F-35A: 4,33 м F-35B: 4,33 м F-35C: 4,54 м

Площадь крыла: F-35A: 42,7 м F-35B: 42,7 м F-35C: 62,1 м

Масса:

пустого: F-35A: 14200 кг F-35B: 15800 кг F-35C: 17200 кг

нормальная взлётная масса: F-35A: 24350 кг F-35B: 22240 кг F-35C: 25896 кг

максимальная взлетная масса: F-35A: 31800 кг F-35B: 27000 кг F-35C: 31800 кг

масса топлива: F-35A: 8382 кг F-35B: 6352 кг F-35C: 9110 кг

Двигатель:

тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)

тяга: максимальная: 1 x 12460 кгс на форсаже: 1 x 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)

Максимальная скорость: 1700 км/ч (1,6 М)

Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)

Дальность полета:

F-35A: 2200 км F-35B: 1670 км F-35C: 2520 км

Продолжительность полёта: 2,6 ч

Практический потолок: 18200 м

Скороподъемность 12000 м/мин

Максимальная эксплуатационная перегрузка: F-35A: +9 G F-35B: +7,5 G F-35C: +7,5 G

Вооружение

Пушечное: F-35A: 1 x 20-мм авиационная пушка M61 Vulcan F-35B: 1 x 25-мм авиационная пушка GAU-22 в подвесном контейнере

Боевая нагрузка: 8100 кг

Точки подвески:

внутренних: 4внешних: 6

Ракетное вооружение:

УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM.

www.aif.ru

Lockheed Martin F-35 Lightning II

08 июня 2011

Оглавление:1. Lockheed Martin F-35 Lightning II2. Программа JSF3. Конструкция4. Модификации5. Эксплуатация6. Тактико-технические характеристики F-357. Критика проекта F-358. F-35 Lightning II в культуре9. Интересные факты

Три вида F-35

Источники

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина:
    • F-35A: 15,7 м
    • F-35B: 15,6 м
    • F-35C: 15,7 м
  • Размах крыла:
    • F-35A: 10,7 м
    • F-35B: 10,7 м
    • F-35C: 13,1 м
  • Высота:
    • F-35A: 4,38 м
    • F-35B: 4,36 м
    • F-35C: 4,48 м
  • Площадь крыла:
    • F-35A: 42,7 м²
    • F-35B: 42,7 м²
    • F-35C: 62,1 м²
  • Масса:
    • пустого:
      • F-35A: 13290 кг
      • F-35B: 14650 кг
      • F-35C: 15785 кг
    • нормальная взлётная масса:
      • F-35A: 24350 кг
      • F-35B: 22240 кг
      • F-35C: 25896 кг
    • максимальная взлетная масса:
      • F-35A: около 31750 кг
      • F-35B: около 27215 кг
      • F-35C: около 31750 кг
    • масса топлива:
      • F-35A: 8278 кг
      • F-35B: 6125 кг
      • F-35C: 8960 кг
  • Двигатель:
    • тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
    • модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600»
    • тяга:
      • максимальная: 1 × 12460 кгс
      • на форсаже: 1 × 18100 кгс

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: около 1900 км/ч
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч
  • Дальность полета:
    • максимальная:
      • F-35A: 2200 км
      • F-35B: 1670 км
      • F-35C: 2520 км
  • Боевой радиус действия без дозаправки в воздухе
      • F-35A: 1080 км
      • F-35B: 865 км
      • F-35C: 1140 км
  • Продолжительность полёта: 2,6 ч
  • Практический потолок: 18200 м
  • Скороподъёмность 12000 м/мин
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:
    • F-35A: +9 G
    • F-35B: +7 G
    • F-35C: +7,5 G
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе:
      • F-35A: 569 кг/м²
      • F-35B: 520 кг/м²
      • F-35C: 606 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе:
      • F-35A: 744 кг/м²
      • F-35B: 632 кг/м²
      • F-35C: 744 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе:
      • F-35A: 0,74
      • F-35B: 0,81
      • F-35C: 0,70
    • при максимальной взлётной массе:
      • F-35A: 0,57
      • F-35B: 0,67
      • F-35C: 0,57

Вооружение

  • Пушечное:
    • F-35A: 1 × 25-мм встроенная авиационная четырехствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами
    • F-35B: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
    • F-35C: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами
  • Боевая нагрузка:
    • F-35A: 8150 кг
    • F-35B: 6800 кг
    • F-35C: 8150 кг
  • Точки подвески:
    • внутренних: 4
    • внешних: 6
  • Ракетное вооружение:
    • УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
    • УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM

Авионика

  • Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
  • AAQ-37- Оптическая система позволяет:
    • Обнаруживать цели: наземные, воздушные, с выводом изображения на дисплей
    • Навигация при полете днем/ночью
    • Предупреждение о ракетной атаке самолёта
    • Обнаружение точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии
    • Произвести пуск ракеты воздух-воздух по цели летящей за самолётом

Состоит из 6 ИК датчиков расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов и дальностью до 1300 км,количество обнаруживаемых целей не ограничено

  • всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.
  • AN/ASQ-239 — станция индивидуальных помех
  • HMDS — Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
  • PCD — panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации, так же возможно управление голосом

Различия модификаций F-35

Три варианта истребителя F-35

F-35 строится в трёх основных ввариантах, предназначенных для выполнения различных боевых задач. Четвёртый вариант - F-35I, является экспортной версией F-35 и предназначен для ВВC Израиля.

F-35ACTOL F-35BVSTOL F-35CCV
Длина 15,7 м 15,6 м 15,7 м
Размах крыла 10,7 м 10,7 м 13,1 м
Площадь крыла 42,7 м² 42,7 м² 62,1 м²
Масса пустого 13290 кг 14650 кг 15785 кг
Нормальная взлетная масса 24350 кг 22240 кг 25896 кг
Максимальная взлетная масса около 31750 кг около 27215 кг около 31750 кг
Дальность полета 2220 км 1670 км 2520 км
Тяговооруженность 0,74 0,81 0,70
Нагрузка на крыло 569 606 520

CF-35

Канадский CF-35 будет отличаться от американского F-35A наличием тормозного парашюта и топливо-заправочной системы аналогичной той, которая установлена на F-35B/C. На самолетах поставляемых в Норвегию может быть также использован тормозной парашют, поскольку в Норвегии как и в Канаде большинство взлётно-посадочных полос подвержены обледенению.

Просмотров: 6524

www.vonovke.ru

F-35 Lightning II: впечатляющий прорыв или эпичный «фэйл» американского ВПК

F-35 Lightning II

В наши дни основу истребительной авиации составляют машины четвертого поколения. А некоторые страны победнее и «попроще» до сих пор пользуются самолетами третьего поколения. И только США имеют на вооружении истребители последнего пятого поколения – F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Россия, Китай, Япония в этой области находятся «в погоне за лидером», их аналоги пребывают сейчас на стадии разработки или испытаний.

Американский «Раптор» был принят в эксплуатацию в 2005 году и сегодня спокойно несет военную службу, хотя серийное производство этой машины давно закончено. А вот его «собрат» по пятому поколению F-35 Lightning II до сих пор не может окончательно «встать на крыло», хотя первый полет эта машина совершила еще в начале прошлого десятилетия.

Истребители 5-го поколения

Американцам не привыкать к громким скандалам вокруг деятельности военного ведомства и ВПК, но даже для них ситуация вокруг F-35 кажется явным перебором. Общую стоимость этой программы некоторые эксперты оценивают на уровне 1 трлн (!!!) долларов. И при таких затратах результат получается, мягко говоря, не совсем однозначный. В прошлом году в Пентагоне заявили, что истребитель исчерпал всё время и средства, которые были отпущены на его разработку…

Дональд Трамп, будучи еще кандидатом в президенты, неистово критиковал Joint Strike Fighter (так называется программа создания F-35). А оказавшись в Белом доме, он пообещал американцам заставить воротил ВПК умерить свои аппетиты…

В России F-35 получил обидную для боевого самолета кличку «пингвин». Для наших «диванных» патриотов он уже давно стал излюбленной темой для насмешек и доказательством тому, что военные бюджеты умеют лихо «пилить» не только в России. Да и как здесь не злорадствовать, если сами американцы регулярно находят в конструкции F-35 все новые и новые «баги».

С другой стороны, в прошлом году было заявлено о базовой готовности модификации «А» самолета, две другие обещают подтянуть уже к следующему году. F-35 потихоньку начинают разбирать партнеры по программе: счастливыми обладателями этой «чудо-машины» стали англичане, евреи, австралийцы, японцы и голландцы. Израиль уже успел применить F-35 в Сирии и помешать ему не смогли ни ВВС Асада, ни хваленные российские С-400. Командующий израильских ВВС назвал этот самолет «настоящим прорывом»…

Презентация F-35

Эксплуатация машины официально началась в 2012 года, и за это время не произошло ни одного серьезного инцидента, который бы привел к потере летчика или самолета. И это притом, что F-35 успели налетать гораздо больше 50 тыс. часов. А в учебных боях с лучшими истребителями четвертого поколение «Лайтинги» выносили их просто «в одни ворота».

Так что же такое F-35? Настоящий прорыв или эпичный «фэйл» американского авиапрома? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться с концепцией этой машины, ибо она действительно революционна и крайне амбициозна.

И швец, и жнец, и на дуде игрец…

F-35 – это целое семейство многоцелевых самолетов пятого поколения, созданное в ходе реализации программы Joint Strike Fighter (JSF), что переводится на русский язык, как «единый ударный самолет». Главными «фишками» F-35 является его малозаметность и очень продвинутая авионика, которая обеспечивает пилоту значительные преимущества в бою.

Головным разработчиком машины и ее изготовителем является американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin. К реализации программы также привлечены и другие известные компании, причем как американские, так и европейские: Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison, Pratt & Whitney и British Aerospace.

F-35 в небе

Самолет впервые поднялся в небо в 2000 году, а в 2012 – началась его ограниченная эксплуатация. О F-35 обычно пишут, что он находится в мелкосерийном производстве, хотя уже выпущено более 260 самолетов (декабрь 2017 года). Для сравнения можно сказать, что «Рапторов» за все время производства изготовлено менее 200 штук.

Существует три модификации самолета: наземный истребитель F-35A, который создавался для ВВС США, F-35B – самолет укороченного взлета и вертикальной посадки для американских морских пехотинцев и британского ВМФ, а также палубный истребитель F-35C для ВМС США.

Программа JSF была инициирована в середине 90-х годов. Ее целью было создание универсального самолета пятого поколения, способного заменить сразу несколько машин разных классов. Говоря другими словами, новый самолет должен был соединить в себе скорость и маневренность истребителя, боевую нагрузку штурмовика или бомбардировщика и при этом еще уметь садиться на корабельную палубу. А если добавить к этим требованиям еще и критерии пятого поколения, которым должна была соответствовать новая машина, то можно понять, насколько сложную задачу предстояло решить конструкторам. Плюс к этому вертикальная посадка и укороченный взлет…

Взлет F-35

Практически все современные истребители относятся к четвертому поколению: российские Су-27 и МиГ-29, американские F-14 и F-15, европейские Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Критериями пятого поколения является малозаметность (технологии «стелс»), совершенная авионика, способность летать на сверхзвуке без форсажа, многофункциональность, всеракурсный обстрел целей. В советской и российской концепции присутствует еще и сверхманевренность, американцы от этого критерия отказались, посчитав его второстепенным.

Сегодня главная претензия к JSF – ее непомерная стоимость. Это особенно забавно, ибо задумывался F-35, чтобы сэкономить деньги. Военным нужна была недорогая универсальная платформа-носитель для высокоточного оружия. Самолет, так сказать, на все случаи жизни… F-35 должен был заменить целую группу ЛА: F-16, А-10, F/A-18 и AV-8B, что по замыслу разработчиков должно было резко снизить эксплуатационные расходы. Но, как говорится, гладко было на бумаге…

История создания

Работы по новому ударному самолету начались еще в середине 80-х годов, программа его создания носила название ASTOVL. Над ней совместно трудились специалисты НАСА и британского летно-исследовательского центра. Их целью было создание новой машины вертикального взлета и посадки, которая бы смогла заменить легендарный, но к тому моменту уже устаревший СВВП «Харриер».

F-35 с пилотом

Однако разработчикам программы не повезло. Холодная война подходила к концу, и военные бюджеты резали безжалостно. Поэтому в начале 90-х годов ASTOVL был закрыт.

Примерно в это же время Министерство обороны США выдвинуло идею создания единого универсального самолета, способного заменить целый ряд боевых машин, разработанных в 70-е и 80-е годы. Подобная концепция показалась весьма привлекательной, особенно заманчиво она выглядела с финансовой точки зрения. Особый акцент военные делали на уменьшении стоимости обслуживания, ремонта и проведения различных профилактических работ, что составляет около 60% цены жизненного цикла любого современного боевого самолета.

В 1995 году была подготовлена спецификация для изготовителей, в конкурсе приняли участие две компании: Lockheed Martin и Boeing. На первом этапе они должны были создать самолеты-демонстраторы.

Их испытания начались в 2001 году, и очень быстро выяснилось, что Х-35 – прототип, созданный «Локхидом», – наголову превосходит своего конкурента. На отечественных ресурсах часто пишут, что в начале 90-х специалисты «Локхида» сотрудничали с КБ Яковлева, где они и позаимствовали схему, разработанную советскими конструкторами для СВВП Як-141.

X-35B

Так или иначе, Lockheed Martin был признан победителем, и дальнейшее финансирование программы взял на себя целый консорциум, в который, кроме США, вошли еще Британия, Канада, Дания, Турция, Голландия, Италия. В тот период ее стоимость оценивалась в 230 млрд долларов, но очень скоро этот бюджет был превышен. Сегодня эксперты, говоря о JSF, называют совсем другие суммы…

Перед конструкторами стояла весьма нетривиальная задача, поэтому продвижение проекта шло сложно. Уже в 2002 году было выявлено значительное (до 30%) перетяжеление конструкции самолета. В ответ на это появился специальный отдел, который занимался уменьшением массы машины. Решить проблему удалось только к 2004 году, причем для этого инженерам пришлось изрядно попотеть.

Заказчики еще более усложняли «жизнь» конструкторам, регулярно внося изменения в проект. Еще на его начальных этапах ВМС США несколько раз корректировали свои желания относительно летно-технических характеристик палубного истребителя. При этом из-за специфики программы любые изменения одной модификации сразу же приводили к переделкам других вариантов самолета, что немедленно удорожало проект.

F-35B Joint Strike Fighter

Сложнее всего продвигались работы над F-35B – самолетом с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП). Если для силовой установки палубной и сухопутной модификации истребителя можно было взять проверенный на «Рапторе» двигатель F119, то для СКВВП пришлось создавать новую силовую установку с подъемным-маршевым двигателем. При этом по весу и габаритам ее необходимо было вписать в конструкцию унифицированного самолета, что совсем непросто сделать технологически.

В итоге пришли к схеме с поворотным соплом и дополнительным вентилятором. Ее значительным минусом является лишний вес – общая масса подъемного двигателя составляет примерно 1800 кг – который постоянно вынужден «возить» истребитель, уменьшая таким образом полезную нагрузку. Однако, тщательно проработав все другие варианты, конструкторы признали подобную схему наиболее оптимальной.

F-35B - самолет с вертикальной посадкой

Не без сложностей продвигалась работа и над палубной модификацией F-35С. Первоначально самолет хотели оснастить двигателем с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем, повысив тем самым взлетно-посадочные характеристики машины. Однако позже от подобных элементов конструкции решено было отказаться. Палубная версия впервые поднялась в небо в 2009 году, а в 2012 году разразился скандал – в прессу попал отчет о ее испытаниях. F-35С провалил все девять попыток посадки на имитатор палубы авианосца. Причиной была неудачная конструкция тормозного гака истребителя. Более того, в статье утверждалось, что «F-35C никогда не сможет сесть на авианосец». Практически сразу представители разработчика опровергли эту информацию, заверив общественность, что над проблемой уже работают, и вскоре она будет решена. Судя по тому, что в 2014 году F-35C уже успешно садились на палубу авианосца, эта недоработка действительно была исправлена.

Сложности, которые возникли в процессе реализации программы JSF, привели к ее значительному удорожанию и неоднократному переносу сроков начала эксплуатации самолета. В 2010 году в военном ведомстве США заявили об увеличении стоимости программы на 50%, а одного истребителя – до 113 млн долларов. Возникла даже идея отказаться от модификации F-35В, которая вызвала настоящий взрыв негодования у морпехов. Все это, конечно, не могло не вызывать раздражения у участников программы.

Первым терпение лопнуло у обычно флегматичных скандинавов — в 2010 году о своем выходе из проекта объявила Дания. В 2012 году об аналогичном решении сообщила Австралия. Представителей этой страны вообще можно назвать самыми последовательными критиками программы JSF. На протяжении нескольких лет они вели с американцами переговоры о закупке F-22, но в этом вопросе позиция США всегда была неизменна – «Раптор» иностранным государствам не продается.

Истребители F-35

Рассматривала возможность выхода из программы и Канада. Правда, только в том случае, если стоимость истребителя и дальше будет расти, а сроки начала его эксплуатации переноситься.

В 2010 году контракт на покупку 20 F-35 заключил Израиль. Согласно ему, израильской стороне было позволено укомплектовать истребитель значительным количеством систем собственного производства. К 2020 году ВВС Израиля планируют закупить 40 самолетов.

В начале 2011 года первый серийный F-35 поднялся в воздух, а через несколько месяцев он был передан в эксплуатацию ВВС США.

13 апреля 2012 года была изготовлена первая машина для Великобритании. В марте 2015 года заработала сборочная линия «Лайтингов» в Италии. В этой стране будут собирать машины для собственных ВВС, так и самолеты для вооруженных сил Нидерландов.

Создание F-35

В том же году было объявлено о переносе сроков начала эксплуатации на 2019 года из-за проблем с системами вооружения и программным обеспечением самолета.

В настоящее время на вооружении армии США находятся чуть более сотни F-35 различных модификаций. Великобритания располагает 10 машинами модификации F-35В. Девять самолетов находится в эксплуатации в ВВС Израиля (у них своя модификация F-35I с большим количеством собственной электроники). По два самолета используют вооруженные силы Австралии и Голландии, три – ВВС Италии. В прошлом году один самолет F-35А получила Япония.

Описание истребителя F-35 Lightning II

F-35 – это многофункциональный самолет пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный в ходе реализации проекта F-22 Raptor. Но при этом следует отметить, что F-35 имеет более совершенный комплекс авионики, чем «Раптор». Вообще же по своей электронной «начинке» «тридцатьпятый» можно назвать самым совершенным боевым самолетом в мире.

Разновидности F-35

В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы и технологии снижения радиолокационной заметности. По словам разработчиков, ЭПР F-35 меньше, чем у F-22 Raptor. Для уменьшения заметности для вражеских РЛС вооружение самолета размещается во внутренних отсеках фюзеляжа, хотя оно может быть установлено и на внешних подвесках.

Модификации истребителя А и С оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135, который, по сути, является модернизацией F119, использованного ранее на «Рапторе». Модификация F-35B имеет двигательную установку, в состав которой входит подъемный вентилятор. Сопло двигателя может поворачиваться вниз на 95 градусов. Управление по крену при вертикальной посадке осуществляется с помощью дополнительных сопел. Общее управление машиной во время этого маневра контролируется компьютером, что значительно упрощает работу пилота.

Производители элементов F-35

Изначально перед разработчиками F-35 не стояла задача добиться возможности безфорсажного сверхзвукового полета. Однако разработчики уже заявили, что истребитель может преодолеть 240 км на скорости 1,2 Маха, не задействовав при этом форсажную камеру.

Комплекс бортовой электроники F-35 обеспечивает пилоту высочайший уровень осведомленности о текущей ситуации. В его состав входит:

  • Многофункциональная РЛС AN/APG-81. Она имеет активную фазированную решетку последнего поколения и может с одинаковым успехом обнаруживать как наземные, так и воздушные цели;
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37. Она состоит из шести ИК-сенсоров, которые размещены на разных сторонах самолета. Данная система позволяет обнаруживать наземные и воздушные цели, предупреждать пилота об опасности ракетной атаки, сопровождать воздушные цели, обнаруживать старт баллистической ракеты на расстоянии в 1300 км, осуществлять навигацию;
  • ИК-камера высокого разрешения CCD-TV. Она способна находить цели как на земле, так и в воздухе на значительном расстоянии, а также сообщать пилоту об облучении истребителя лазером;
  • Система индикации и целеуказания, интегрированная в шлем летчика. Шлем пилота F-35 вообще является уникальным, он позволяет управлять машиной буквально с помощью поворота головы, а также видеть сквозь корпус самолета. Работа этой системы обеспечивается множеством видеодатчиков, разбросанных по корпусу истребителя;
  • Система постановки помех AN/ASQ-239;
  • F-35 оснащен системой обмена данных Link 16, которую еще называют «небесным интернетом».

В кабине истребителя установлен сенсорный дисплей PCD. На него выводится информация о функционировании систем самолета, параметрах полета и местах дислокации систем ПВО неприятеля, а также предлагаются возможные варианты их обхода.

Шлем пилота F-35

Шлем пилота F-35 можно назвать одной из самых «прорывных» технологий, которые были созданы при реализации программы JSF. Он стоит 770 тыс. долларов и подбирается для каждого пилота индивидуально. Шлем показывает летчику информацию о наземной обстановке и воздушной ситуацию вокруг самолета. Он отслеживает положение глаз и головы человека и показывает данные о той области, куда направлен его взгляд.

F-35 способен использовать широкую номенклатуру вооружения. Разработчики утверждают, что истребитель может осуществлять пуски ракет и корректируемых бомб из внутренних отсеков на максимальной сверхзвуковой скорости. В будущем F-35 сможет нести тактическое ядерное оружие. На все три модификации машины установлена автоматическая пушка GAU-22/A.

Виды вооружения F-35

Сколько стоит?

Самый популярный вопрос относительно программы JSF звучит примерно так: сколько стоит один истребитель F-35? Разработка программы обошлась ее участникам (это ведь не только США) в 55,1 млрд долларов, кроме того, планируется, что при масштабном производстве каждый самолет будет стоить от 83 до 108 млн долларов, в зависимости от модификации.

Дональд Трамп, уже будучи на посту президента он заявил, что цена программы является «неконтролируемой» и предложил военному ведомству обратить внимание на палубный истребитель F/A-18E/F Super Hornet. Этот спич мгновенно обвалил акции Lockheed Martin и ряда других компаний, участвующих в проекте.

После нескольких личных встреч с Трампом и министром обороны Мэттисом руководство Lockheed Martin – сюрпрайз, сюрпрайз – объявило о серьезном снижении цены на истребители. Так, например, F-35А будет стоить 83,4, F-35В – 108,1, а F-35С – 93,3 млн долларов. Но это произойдет только после начала крупносерийного производства, которое планируется на 2019 год. Военные со своей стороны пообещали увеличить количество заказанных машин.

Полет F-35

Говоря о стоимости программы в 1 трлн долларов, следует понимать, что эта сумма всех затрат от начала программы и на тридцать лет вперед. При этом подразумевается, что каждый «пингвин» налетает 8 тыс. часов. Кстати, один час его полета стоит чуть больше 30 тыс. долларов, что сравнимо с аналогичными тратами на истребители четвертого поколения.

Оценка проекта: его плюсы и минусы

Несмотря на громкую критику F-35, эту программу, безусловно, «доведут до ума». В нее уже вложено столько труда, денег и времени, что бросать этот проект очевидно бессмысленно. Кроме того, истребительный авиапарк большинства западных стран действительно нуждается в обновлении. Поэтому нет особого смысла обсуждать неполадки в программном обеспечении истребителя или же в системе обеспечения жизнедеятельности пилота. Понятно, что никто не примет в эксплуатацию самолет, стоящий 100 млн долларов, в котором летчики теряют сознание.

Хотя, конечно, то количество недоработок, которое имеется в конструкции истребителя сегодня, потребует для исправления значительного времени. В отчете Пентагона указывается на 91 обнаруженный дефект, и их вряд ли успеют исправить до 2019 года. Более вероятной датой начала полноценной эксплуатации F-35 кажется 2021 или 2022 год.

F-35 на выставке

Лучше сказать несколько слов о летно-технических характеристиках машины, которые исправить уже вряд ли удастся. Чаще всего нарекают на тихоходность F-35, высокий уровень ЭПР, низкую маневренность истребителя. Да, максимальная скорость (1930 км/ч) у этого самолета ниже, чем у F-22 (2410 км/ч) или Су-35 (2778 км/ч), то же самое можно сказать и о тяговооруженности. Но F-35 это, все-таки, больше ударный самолет, чем истребитель. Он изначально задумывался в качестве дополнения к «Раптору», который имеет значительные преимущества в воздушном бою.

Трудно дать оценку уровню ЭПР у истребителя. Часть экспертов нарекает на недостаточную «невидимость» F-35, но разработчики заявляют, что его ЭПР ниже, чем у F-22. Значительная удельная нагрузка на крыло действительно делает F-35 не слишком маневренным, но как уже было сказано выше, американцы не придают этому критерию не слишком большого значения.

F-35 уже был протестирован в учебных боях, и, надо сказать, что результаты оказались весьма впечатляющими. Он просто «раскатал» новейшие европейские Rafale (18:0) и Eurofighter Typhoon (19:0). С F-15E «тридцатьпятый» разошелся со счетом 16:1. Причем большинство противников было уничтожено еще до визуального контакта самолетов. В феврале нынешнего года F-35 «схлестнулся» с F-16 – одним из лучших истребителей четвертого поколения. И опять безоговорочная победа – 15:1. Совсем неплохо для неуклюжего «пингвина»!

Кабина пилота F-35

Очень высокого мнения о F-35 американские и израильские пилоты. Командующий ВВС Израиля Эшель прилюдно восхищался потенциалом машины и заявил, что она поможет летчикам его страны сохранять превосходство в воздухе в последующие десятилетия.

Много вопросов вызывает сама концепция «самолета на все случаи жизни». Но даже ее американские авиастроители практически сумели воплотить жизнь, причем в облике самолета пятого поколения. Ну а всем злопыхателям можно указать на российский ПАК-ФА, который уже который год находится в хронической стадии опытно-конструкторских работ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики