Как фотографировать ночью: фотографии звездного неба. Как сфотографировать звездное небо на телефон


параметры и условия для ночной съемки

Дата публикации: 25.03.2013

Когда я впервые увидел фотографии ночных пейзажей с небом, на котором видны тысячи звезд, я сразу же захотел научиться снимать так же. Взял фотоаппарат, вышел на улицу… и, естественно, у меня ничего не вышло с первого раза. Пришлось немного почитать, попрактиковаться. Но все оказалось в разы проще, чем я думал. В своей статье я дам несколько простых советов, которые помогут счастливым обладателям зеркалок разобраться в вопросе. Сразу скажу, съемка других галактик и эффектных туманностей здесь описана не будет: уж слишком сложна техника подобных съемок.

Как фотографировать ночью: фотографии звездного неба

Что понадобится?

Начнем мы, кстати, не с техники. Для меня не является самоцелью запечатлеть какой-то кусок ночного неба. Это занятие для астронома, а не фотографа. Звезды для меня — это эффектный способ украсить пейзаж. А пейзажная съемка всегда начинается с выбора места и времени. Со временем все очень просто: нужна безоблачная ночь. Лето или зима на улице — разница не так велика. Конечно, в мороз матрица на длинных выдержках меньше греется, на фотографиях меньше шума. Но фотограф замерзает при этом слишком быстро. В итоге я бы не отдал приоритет ни лету, ни зиме.

Место должно не только эффектно смотреться, но и быть как можно дальше от освещаемых фонарями поселков и городов. Они дают засветку на небе, на фоне которой звезды просто не видны. Так что лучше всего подобными съемками занимать где-нибудь на даче в пригороде, а в идеале — уезжать на сотню километров от цивилизации.

Облачность и засветки от города могут помешать съемке

Облачность и засветки от города могут помешать съемке

Лиловый отствет на небе — засветка от городского освещения.

Лиловый отствет на небе — засветка от городского освещения.

Теперь мы подходим к вопросу техники. Лучше, если у вас будет зеркалка. Но и с беззеркалкой можно добиться хороших результатов, придется лишь столкнуться с проблемами наводки на резкость в темноте. Оптика чаще всего нужна широкоугольная. Я часто использую 14-мм и 16-мм объективы на полном кадре. Но вполне годится и идущий в комплекте с вашей любительской фотокамерой китовый объектив. Вот без чего вы точно не обойдетесь, так это без штатива. Выдержки будут длинными, и камеру необходимо надежно зафиксировать. Не лишним будет и спусковой тросик. Хотя в первые разы удастся обойтись без него. Достаточно использовать задержку срабатывания затвора, чтобы вибрации камеры от прикосновения успели успокоиться к моменту открытия затвора. Не забудьте одеться по погоде, а также обзаведитесь фонариком — чем мощнее, тем лучше. Заряжаем аккумуляторы и отправляемся в ночь…

Экспопараметры

Здесь у новичков возникает больше всего вопросов. Давайте начнем с самого простого случая — съемки пейзажа в безоблачную лунную ночь. Ставим камеру на штатив, понижаем ISO до 200 единиц (чаще всего этого как раз оказывается достаточно). Диафрагму старайтесь закрывать не слишком сильно, не сильнее f/4-f/5,6. А выдержку подберите в ручном режиме экспериментальным путем, чтобы яркость фотографии соответствовала вашей творческой задумке. Внимание: выдержка может потребоваться слишком длинная! Если ваша камера не может отработать такую длинную выдержку в ручном режиме (в ряде моделей выдержка ограничена 30 с), аккуратно увеличивайте ISO.

Фокусировка

Следующая проблема — фокусировка. Ночью навести фокус на темное небо автоматически невозможно. А в видоискатель, скорее всего, вообще ничего не видно. Поступаем так: находим на горизонте далекие огоньки (они есть почти всегда и везде) и пытаемся вручную сфокусироваться на них. Можете сделать несколько контрольных кадров и в случае необходимости подкорректировать наводку на резкость. Если же в кадре появляется передний план (а что за пейзаж без переднего плана?), то фокусироваться имеет смысл именно на нем, предварительно осветив его фонариком.

Она вертится!

В потоке нескончаемых дел и житейских забот мы часто забываем о таких простых вещах, как вращение земли. Звезды на небе никогда не стоят на одном месте. Они постоянно движутся относительно земли. Хотя из каждого правила есть свои исключения. Полярная звезда все же смещается меньше всех в течение суток. И приближенно можно сказать, что она стоит на месте. А все остальные — вращаются вокруг нее. На коротких выдержках этого не видно, зато на длинных — отлично заметно! Если вы хотите получить на снимке звезды-точки, то старайтесь снимать на относительно коротких выдержках. Если хотите черточки вместо точек — увеличивайте выдержку.

Снимок сделан с 15-минутной выдержкой. На нем хорошо видна Полярная звезда в центре вращения

Снимок сделан с 15-минутной выдержкой. На нем хорошо видна Полярная звезда в центре вращения

Звезды постоянно движутся по небу

Звезды постоянно движутся по небу

“Правило шестисот”

Есть эмпирическое правило, позволяющее определить выдержку, при которой звезды в кадре из-за вращения земли начнут превращаться из точек в черточки. Оно называется “правило шестисот”. Разделите число 600 на эквивалентное фокусное расстояние вашего объектива, и вы получите длину соответствующей выдержки в секундах. Для 16-мм рыбьего глаза, например, можно применять выдержки до 37 с. А для китового объектива с широкоугольным положением 18 мм лучше не превышать значения в 20 с.

Когда совсем темно

В некоторых случаях нам удается удалиться от цивилизации на такое расстояние, что свет ее городов вообще не виден на небе. В этом случае у нас появляется шанс запечатлеть эффектный млечный путь. Смело ставьте максимально допустимую выдержку, откройте диафрагму чуть пошире и попробуйте увеличить ISO. Там, где человеческий глаз видел просто темное небо, камера видит намного больше!

Олимпийская стройка в Сочи: в горах нет засветок, и вы можете запечатлеть больше звезд

Олимпийская стройка в Сочи: в горах нет засветок, и вы можете запечатлеть больше звезд

Добавляем свет

Вы еще не забыли про фонарик? Им вы можете подсветить детали переднего плана. Можете использовать цветные фильтры, чтобы добиться разноцветной подсветки.

В роли фонарика здесь выступила проезжающая мимо машина

В роли фонарика здесь выступила проезжающая мимо машина

Звездные треки

Чуть выше я написал, что на длинной выдержке можно запечатлеть движение звезд. А если выдержку сделать очень длинной? На самом деле при этом появится множество проблем: от перегрева матрицы до необходимости сильно закрывать диафрагму. И если вы хотите снять движение звезд по небу, лучше сделать несколько десятков кадров с одного места с выдержкой порядка 15-30 секунд, а потом склеить их автоматически в один снимок при помощи простой и бесплатной программы Startrails.

Съёмка велась в течение 45 минут кадрами по 30 секунд.

Съёмка велась в течение 45 минут кадрами по 30 секунд.

Съемка велась в течение 20 минут кадрами по 30 секунд

Съемка велась в течение 20 минут кадрами по 30 секунд

prophotos.ru

Как сфотографировать звездное небо, секреты фотографирования

В этой статье расскажем и покажем, как сфотографировать звездное небо, статья будет полезна новичкам – путешественникам или профи, которые не привыкли фотографировать на отдыхе только себя и достопримечательности разных стран мира. Начинаем делать разнообразие в фотографии и начнем с вопроса как сделать фотографию звездного неба.

Для фотографии звездного неба нам потребуется ночь, которую нужно дождаться, но пока вы дожидаетесь темную ночь можно выбрать пейзаж, который будет немного попадать в кадр вместе со звездным небосводом. Сфотографировать звездное небо под силу любому простому новичку – путешественнику даже на обычную мыльницу, поэтому следуйте за советами команды путешественников сайта travel-picture.ru, но если для вас это впервые, тогда читайте статью как правильно фотографировать.

как сфотографировать звездное небо

Содержание статьи

Варианты фотографирования звездного неба

Теперь определимся с вариантом отображения звезд, можно сделать так, чтобы звезды были еле видны, а можно сделать так, что звезды будут видны как множество прожекторов отчетливо видных на темном фоне, еще один вариант фотографии звездного неба – это съемка движения звезд, при таком варианте у вас получатся целые треки звезд . Все выше описанные варианты требуют определенного момента выдержки. Первый вариант подойдет, если в настройках фотоаппарата выставить выдержку от 10 до 30 секунд. Второй вариант потребует настройки выдержки времени от 30 секунд до 1 минуты и третий вариант от 5 минут выдержки до нескольких часов.

Еще один отдельный вариант фотографирования звездного неба — это профессиональный вариант, который в среде фотографов называют Timelapse, данное направление все больше становиться популярным среди фотографии. Секрет данного варианта в том, что вы фотографируете один пейзаж очень длительное время, иногда даже несколько дней. Фотография делается с перерывом примерно в 1 секунду, потом это все склеивается в специальной программе по обработке видео, количество фотографий для видео ролика в 1 минуту составляет от 1000 штук.

Как сфотографировать звездное небо, секреты фотографирования звезд

Дадим небольшой совет, если покупайте зеркальный фотоаппарат с рук, обязательно спросите, не снимался ли timelapse на ваш будущий фотоаппарат, все дело в том, что после такого варианта съемки у многих фотоаппаратов отказывает механизм затвора, который дополнительно вам обойдется в ремонте круглой суммой.

Что нужно для фотографирования

Вернемся к вопросу – как сфотографировать звездную бездну. Следующим атрибутом для фотографии звездного небосвода нам потребуется фотоаппарат, как выбрать фотоаппарат мы уже рассказывали в прошлой статье, далее потребуется светосильный объектив, не знаете как выбрать объектив, тогда читайте нашу подробную статью про объектив, ну и последний атрибут – штатив. На счет штатива сразу стоит предупредить, если снимаете в зимнее время, установите штатив на мерзлую землю примерно минут на пять. Такой прием дает штативу остыть и ножки штатива окончательно закрепляются в земле, тем самым фотография на длинных выдержках получается не смазанной.

Итак, для открытия вопроса нам нужно: фотоаппарат, объектив, штатив, ночь, аккумулятор и желательно пульт для спуска затвора. Для тех, кто не знает что такое спусковой пульт – обычный пульт для профессиональной съемки на длительных выдержках, многие фотографы такой пульт называют – тросик.

как сфотографировать

Дадим совет про аккумулятор, так как съемка на длительных выдержках очень быстро расходует аккумулятор, то для съемки нам понадобиться либо полностью заряженный аккумулятор, либо еще один запасной. По техническим данным расход энергии на длительных выдержках в 10 раз больше чем при обычной съемке, делайте выводы, нужен ли вам запасной аккумулятор.

Итак, дождавшись наступления ночи начинаем фотографировать ночной пейзаж. Начнем с выставления правильных настроек, следуйте нашим советам и записывайте себе в шпаргалку. Обязательно нужно открыть диафрагму на максимально допустимое значение. В нашем случае использовался объектив Sigma AF 15mm f/2.8 EX, максимальное значение диафрагмы для данного объектива 2.8, можно взять объектив с еще большей светосилой.

Теперь убедитесь, что вы находитесь в полной темноте, никакого света городских фонарей и близ лежащих домов не должно быть, то есть дополнительные источники света должны быть исключены полностью, только ночь, без единого источника света. Второй момент, съемка звездного неба должна производиться только до выхода луны с горизонта, иначе дополнительный источник света не даст вам увидеть звезды и просто их засветит.

Из настроек фотокамеры мы уже рассказали про максимально открытую диафрагму, которая даст максимально точно увидеть звезды на фотографии. В фотоаппарате выставляем выдержку не менее 5 секунд и ISO не менее 640 в зависимости от объектива, все это делаем на штативе заранее основательно установленном на земле. Если нет штатива, что в нашем случае было не раз, то спасает обычная твердая неподвижная поверхность, на которую можно положить фотоаппарат объективом вверх, главное не поцарапать дисплей фотоаппарата.

как правильно сфотографировать звездное небо

Для того, чтобы съемка была качественно сделана, нужно исключить смазанность фотографии при съемке с длительной выдержкой нужно установить тросик с пультом управления у которого есть кнопка спуска затвора, на которую вы нажимаете когда готовы фотографировать. Но мы обходимся более простым вариантом, ставите задержку съемки на 10 секунд в настройках фотоаппарата и отходите, за 10 секунд фотоаппарат перестанет трястись и встанет в неподвижное состояние. Надеемся вы поняли, о какой задержке идет речь, с такой задержкой любят фотографироваться всей семьей, задержку ставят, чтобы успеть собраться всем перед объективом фотокамеры.

Выдержка при фотографировании звездного неба

Если вы ставите огромную выдержку, то звезды начинают иметь вид полосок и правильно земля же вертится, если поставить маленькую выдержку, то звезды будет плохо видно. Как же поймать тот момент? Два способа: способ проб и ошибок и второй способ – правило 600. Первый способ фотографирования звездного неба всем понятен, пока не попробуешь все варианты с настройками фотоаппарата, не поймешь что точно нужно.

как сфотографировать звездное небо

На счет второго способа поговорим подробнее, правило 600 говорит нам о делении числа 600 на фокусное расстояние объектива. В нашем случае использовался объектив Sigma AF 15mm f/2.8 EX, это значит, что 600 делим на 15мм, получаем выдержку 40 секунд. Для фотоаппаратов с кроп матрицей конечный результат нужно поделить еще на 1.6 получим выдержку 25 секунд.

Какую диафрагму выставлять при съемке

Самый оптимальный вариант фотографирования звездного неба – это максимально открытая «дырка» для вашего объектива, чем более светосильный ваш объектив, тем лучше. В нашем случае использовался объектив Sigma AF 15mm f/2.8 EX, светосила данного объектива 2.8, идеальным вариантом объективов для съемки звездного неба считается светосила 1.8 – 2.8.

Какая должна быть фокусировка?

Автоматическая фокусировка ночью навряд ли будет работать на все 100 процентов, поэтому не ломая голову как сфотографировать и не мучаясь переходим на механическую фокусировку или по-другому называется ручной фокус. Советуем ставить фокус в самое крайнее положение в бесконечность фокусировки. Совет по фокусному расстоянию, на примере фокусного расстояния 15mm мы уже вычислили выдержку 40 секунд для полного кадра и 25 секунд для кропа.

Так вот это правило действует до расстояния 50mm, далее чем больше фокусное расстояние, тем намного меньше должна быть выдержка, простым языком можно сказать так – чем больше фокусное расстояние (от 50 мм …), тем ближе к нам звезды, а значит и выдержка большая нам не нужна.

Параметры при съемке ночного неба

Примерные параметры рекомендую выставлять такие:

  • лучше всего использовать объективы 14 или 16 mm.,
  • параметры ISO выставляем на 200, далее, если ничего не будет видно, то будем повышать значение до ISO 400,
  • открываем диафрагму от f4  до f5.6,
  • выдержку рекомендую подбирать в ручном режиме, яркость должна соответствовать задумке автора. Если выдержки мало (в большинстве аппаратов она не более 30 сек.), то увеличиваем ISO до 400 или более,
  • что касается фокусировки, то ночью с этим проблема, поэтому переходим на ручной режим фокусировки.

Как снимать timelapse

Для начала поговорим о программе для склеивания огромного количества отснятого материала, на самом деле таких программ очень большое количество и почти все они бесплатные. Но для новичка в этом деле советуем простую и удобную программу Startrails Version 1.1. Скачать ее можно везде и бесплатно, так что ссылку не будем выкладывать.

Снимать таймлапс, очень кропотливая и долгая работа, которая требуется огромного количества нервов и свободного времени, у нас на такой вид фотографирования звездного неба уходило 2 ночи, за это время мы сильно выматывались, но попробовать это вид съемки вы просто обязанный, это очень большой шаг к профессиональной фотосъемке, да и очень увлекательное мероприятие вас ждет.

Примерно на 10 секунд видео ролика в режиме timelapse вам нужно будет отснять 100 фотографий. Примерные настройки фотоаппарата, которыми мы пользовались, при том что вы снимаете в полной темноте без единого мешающего вам источника света таковы: ISO 1000, фокусное расстояние 15mm, максимально открытая диафрагма 2.8, выдержка 30 секунд. Продолжительность ночной работы для 10 секундного ролика примерно 50 минут.

Теперь немного математики, для того чтобы снять 10 минутный видеоролик в режиме timelapse нам потребуется много времени. 1 секунда видео содержит 24 кадра, в минуте 60 секунд, 60 * 24 = 1440 кадров, в 10 минутном видео ролике содержится 14440 кадров (1440 кадров * 600 секунд). Снимая каждую фотографию с выдержкой 30 секунд делая паузы в 1 секунду, мы получим 31 секунду * 14440 кадров = 447640 секунд или 124 часа рабочего времени.

Именно столько уходит времени, чтобы снять качественный видео ролик, но еще больше уходит сил и средств на восстановление оборудования после такой работы. В заключении несколько советов при фотографировании. Обязательно не должно быть луны, снимайте до ее появления, иначе получатся засветы и звезд не будет видно. Снимайте подальше от городских огней, фонари также все засвечивают и ничего не буде видно.

Берите с собой тряпочку для протирки линзы объектива, ночью очень часто бывает влажно и запотевание вам обеспеченно. Далее, при длительном фотографировании матрица любого фотоаппарата начинает нагреваться, в следствие этого, на фотографии появляются шумы или светлые зернистые точки, но в некоторых камерах есть функция подавления шумов, которая вас спасет. Если такой функции нет, давайте камере небольшой перерыв в работе иначе все дело пойдет под откос.

Не забывайте экспериментировать с настройками камеры, выбирайте местность гор или лес и у вас получиться фотография с незабываемым звездным небом, которая займет первое место среди фотографий, сделанных в увлекательном путешествии вместе в командой сайта travel-picture.ru

travel-picture.ru

Как сделать на смартфоне фото с большой выдержкой

Вы наверное видели фотографии своих друзей, на которых им удалось сфотографировать звездное ночное небо.

И вы подумали, как это сделать самому, ответ — фотография с большой выдержкой. Сделать это просто, если вы знаете, какие использовать настройки и у вас правильное оборудование.

Вот что вам понадобится

Вам понадобится штатив и крепление, потому что неважно, насколько сильны ваши руки, даже самой маленькой вибрации будет достаточно, чтобы погубить фотографию.

Короче говоря, вам нужно что-то, чтобы зафиксировать свой телефон.

Что такое большая выдержка на смартфоне

Для тех, кто смотрит на фразу «длительная экспозиция» и думает, что это какой-то фотограф-жаргон, в основном это означает, что затвор открыт дольше обычного.

Это позволяет использовать эффекты, которые вы не можете получить, просто снимая что-то, и означает, что вы можете делать снимки лучше в условиях низкой освещенности.

Вы можете делать световые полосы от огней машин, эффекты холодных облаков снимая движущуюся воду,создавать свои собственные фотографии с «призраками» или просто снимать действительно великолепные фотографии ночного неба, наполненного звездами.

Длинная экспозиция на телефоне

1. Найдите режим ручной съемки

В современных Android смартфонах есть ручное управление камерой.

Зайдите в приложение камеры и просмотрите режимы камеры, ищите один из режимов «ручной» или «профессиональный» (pro).

2. Найдите настройки скорости затвора

Мы использовали LG G6, Huawei P10 и OnePlus 3T в наших тестах.

После активации ручного режима вы увидите несколько вариантов. Самое важное, что нужно — это настройки ISO и скорости затвора.

Скорость затвора обычно указывается с помощью значка затвора (круг, образованный из сегментов блокировки) или «S».

Как только вы нажмете на значок скорости затвора, вы получите список скоростей, от доли секунд до 1/3200 секунды, вплоть до 30 секунд. Излишне говорить, что чем больше вы выберете экспозицию, тем дольше на сенсор будет попадать свет.

3. Отрегулируйте ISO

Важно настроить ISO, который определяет, насколько чувствителен датчик к свету.

Если выставить слишком большой ISO вы не только рискуете чрезмерно засветить / получить слишком много света и в итоге получить яркое белое изображение без каких-либо подробностей, но и увеличить количество шума.

Для длительной экспозиции хорошо работает ISO с низкими показателями. Для большинства телефонов мы выбирали один из двух самых низких вариантов: 50 или 100.

4. Нет ручного режима? Есть специальное приложение

Если у вас нет ручного режима, то для вас есть сторонние приложения.

Manual Camera. Ручная камера для Android

Как сделать фото звездного неба на смартфон

Фотография без длительной экспозиции, обычно означает зернистую фотографию, на которой незаметно звезд.

Установите выдержку затвора на 20 или 30 секунд, настройте ISO на самые низкие настройки, а затем поражайтесь, потому что вы увидите звезды, которые вы даже не видели своими глазами.

Как создать фото с призраком

Техника создания призрачных изображений (т. е. полупрозрачных людей) такая же, как и любая другая при длительной съемки.

Единственное различие заключается в том, что вы должны попросить свою модель стоять на месте в течение нескольких секунд, а затем быстро уйти.

Для этой фотографии мы установили пятисекундную экспозицию и попросили уйти ребенка через три секунды.

Как вы можете видеть, ребенок двигался не очень быстро и это создало дополнительные эффекты в виде прозрачных шлейфов.

Как сделать световую надпись или световые следы

Используя ту же комбинацию длительной экспозиции и низкого уровня ISO, вы можете направить фонарик на камеру и использовать его, чтобы нарисовать свое имя в воздухе.

Такая же техника может быть применена на оживленных дорогах в ночное время, это даст вам красно-белые трассы с «призрачными» автомобилями.

Как сделать облачную или морозную воду на фото

Вода, будь то озера, море, водопады, реки или просто проточная вода из крана, может выглядеть жутко, если использовать длительную выдержку для фото.

Когда затвор камеры открыт на несколько секунд, движение воды создает эффект мутной или молочной воды.

Но тут нужно выставить уровень света не слишком высоко. При 2-3-секундной экспозиции вы можете засветить изображение, если делаете фото в дневное время, даже если ISO установлен в 50.

Таким образом, ваш лучший выбор времени для фото — на закате или восходе солнца, когда еще не совсем не темно и достаточно света.

[Всего голосов: 78    Средний: 2.8/5]

androidelf.com

уроки Кирилла Самурского — National Geographic Россия

Ночь — особое время: своя жизнь, свои обитатели, свои правила. И если днем картинку делает тень, то ночью все решает свет. Мобильные телефоны ночью, как правило, используются по прямому назначению — звонить. Но с хорошей камерой и следованию некоторым советам можно достичь неплохих результатов даже ночью с мобильным телефоном.

Ближе к вечеру интенсивность света становится все меньше, цвета становятся блеклыми. Функция HDR, так хорошо вытягивающая тени и цвета днем, к вечеру становится ненужной: в отсутствии солнца картинка сглаживается и получается плоской.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

Впрочем, уже через час после заката она снова обретает ценность. Совет: пользоваться HDR в контрастных изображениях, ночью — до появления звезд, иначе выступает «зерно».

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского
  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

Используйте все возможные отражающие поверхности для интересных кадров. Но лучше всего в период после захода солнца и полного «почернения» неба.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

Чтобы разнообразить картинку, можно сделать два кадра — со спокойной водой и рябью. Просто поводите рукой по поверхности воды — отражение художественно размоется.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

Полированные металлические поверхности перестают быть скучными вечером. Огни проезжающих автомобилей, светофоры, городское освещение — все это иногда красиво отражается на таких банальных вещах, как, например, строительный забор.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

В Р8 есть функция съемки ночного неба. Выдержка может быть любой, поэтому вы сможете снять как «застывшие» звезды, так и «со следом». Только имейте в виду: для лучшего результата нужно выехать за пределы города, и тогда небо будет сине-черным, а не серым. Чтобы сделать кадр глубже, поместите в него неподвижный темный объект — дом, дерево, мост. Свет в окне придаст снимку теплоту.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского
Читать далее

Для ночной съемки в городе лучше быть готовым. Заранее выбрать место и прийти на него уже с имеющимся представлением о будущем кадре. Для этого придется потратить несколько вечеров в походах по возможным точкам съемки. Но иногда картинка появляется «здесь и сейчас», поэтому важно иметь с собой маленький карманный штатив с поворотной головкой, чтобы не искать твердые поверхности, на которые можно опереться — их просто может не быть.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

Чтобы быть полностью готовым, захватите зеркальце — тогда вам не придется ложиться на землю, чтобы контролировать картинку на экране телефона при съемке с низкой точки (например, когда с уровня земли снимаете небо). Плюс, с его помощью можно создавать картинки как в калейдоскопе: достаточно поднести его к объективу и посмотреть, что получается.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

И не забудьте фонарик: он пригодится вам для подсветки переднего фона и вообще будет полезен ночью. В Р8 есть функция принудительного использования вспышки (работает как фонарик и как вспышка). Экспериментируя с ней, можно добиться разного освещения переднего плана.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

При съемке в движении удобнее использовать кнопку громкости для спуска затвора: это удобнее и картинка получается четче, так как телефон меньше шевелится.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

Но и шевеление рук можно перевести в достоинство. В некоторых сюжетах, где фигурирует скорость, «дрожащий свет» может отлично передавать ощущение движения.

  • Ночная съемка на мобильный: уроки Кирилла Самурского

Воспользуйтесь советами Кирилла и участвуйте в фотоконкурсе «Ночная жизнь» — победитель получит смартфон Huawei P8!

www.nat-geo.ru

Как фотографировать звездное небо. Инструкция для чайников

В последнее время увлекаюсь фотографией звезд и ночного неба, и поэтому часто слышу вопросы от друзей и даже совершенно незнакомых людей, как была снята та или иная фотография и как им на их фотоаппарат сделать то же самое. Я же не являюсь профессиональным фотографом, и в принципе, фотографом себя не позиционирую, чтобы учить кого-либо как фотографировать. Тем более, что считаю, что мне есть что исправлять и к чему стремиться. Но идея написать такой пост возникла не случайно. Навык очень полезен, особенно если хочется привезти побольше захватывающих фоточек с путешествия или выходных. В интернете не так много статей на тему фотографирования звезд, и в основном они трудночитаемы для простого обывателя, взявшего фотоаппарат, чтобы делать снимки на память. На то есть несколько причин. Например, профессиональные фотографы и так знают, как сделать тот или иной снимок и делиться опытом не горят желанием. Либо если им и не жалко поделиться, то излагается это языком, который сразу отпугивает всякое желания связываться с техникой и хочется взять черную коробочку с экранчиком и кнопкой "сфотать". Либо статья очень хорошая, но на английском языке. Лично для меня это не является препятствием, но к сожалению, не все владеют им на должном уровне, особенно если учесть, что такие статьи изобилуют специфичными терминами. Поэтому хочу поделиться опытом, и возможно кое-что перенять у вас, так что добро пожаловать в комменты.

На первом фото не просто звездное небо, а стартрейл. Стартрейл - это фотография, изображающая как движутся звезды на небосклоне с течением времени. Как известно, земля вертится вокруг Солнца и вокруг собственной оси, что обуславливает смену дня и ночи, времен года. Движение Солнца и Луны на небосклоне для нас видны и очевидны с детства. А вот отследить движение звезд трудней - их очень много и все они похожи на белые точки. А вот что звезды движутся по небу ребенок понимает только по узнаваемым созвездиям или Млечному пути. По слухам, дальше дети в школе на уроках астрономии изучают больше, но я то неуч, астрономию пропустила и пришлось учиться тому "где, куда, что движется, и вокруг чего все вертится" на практике. Так вот стартрейл - это фотография, съемка которой длится часами и отображает всю траекторию движения звезд на небосклоне. Выглядит очень красиво и впечатляюще. Но чтобы делать стартрейлы, нам для начала нужно научиться снимать просто звездное небо.

Кок-Жайляу в предрассветный час.

 

Что нам нужно, чтобы сфотографировать звезды?

1. Первое и самое важное - сами звезды. В городе их почти не видно из-за светового шума и грязного смога.  Но стоит выехать за город - небо просто горит звездами. В горах из-за меньшей толщины атмосферы звезд видно еще больше. Еще один важный момент - Луна. В интернете рекомендуют снимать в отсутствии Луны либо в самых темных ее фазах. У меня к Луне двоякое отношение. Она хоть и светит ярко, затмевая звезды, зато подсвечивает ландшафт. В любом случае, выбор композиции - дело вкуса каждого.

2. Фотоаппарат с возможностью ручных настроек (режим М). Подойдут зеркалки и беззеркалки со сменной оптикой. К последним я относилась с пренебрежением до тех пор, когда одна моя знакомая не сняла замечательный пейзаж со млечным путем на свой Sony NEX-6 с объективом, если я не ошибаюсь, 16-50/3,6-5,6. Очень бы хотелось потестировать другие беззеркалки, так как я люблю ходить в горы, а мой фотокомплект весит килограмма три, не считая аксессуаров, без которых снять звездное небо не возможно, например пункт 3.

3. Хороший, надежный, тяжелый штатив. Голова не должна болтаться в закрепленном положении и в состоянии удержать фотоаппарат, который, грубо говоря, будет "смотреть в небо". Если штатив будет легкий, то малейшее дуновение ветра способно испортить снимок так, что вместо звезд у вас будут белые головастики (ну или сперматозоиды).

Требования к объективу. Чем широкоугольнее - тем лучше. Во-первых, банально влезет больше звезд. Во-вторых, можно ставить выдержку побольше. Почему, расскажу ниже. Поширокоугольнее значит фокусное расстояние должно быть где-то от 10 до 25. Можно снимать фишаем, но я не пробовала. У меня объектив 14мм, а до этого был 24. Нужно учесть кроп-фактор камеры. Об этом тоже ниже. Светосила объектива тоже играет в нашу пользу. Очень хорошо, если светосила 1.4, 1.8, 2, 2.8. Хуже если больше, но тоже сносно. Не стоит переживать, что что-то будет не в фокусе на "большой дырке". Мы снимаем звезды, фокусироваться будет на бесконечность, и поэтому тут промазать сложно.

Это минимум. Очень желательно иметь пульт дистанционного управления, для минимизации сотрясания камеры. Проводной или беспроводной уже зависит от того, что именно вы хотите снимать - просто звездное небо или головокружительный стартрейл.

Хорошо иметь фонарик. Не только источник света, но и инструмент для творчества.

Продвинутые звездофотографы помимо звезд снимают так называемые флэты, дарки, блокируют зеркало на зеркалках, блокируют лепестки диафрагмы на объективе и много всего замудренного, но нам для начала это не нужно. Важно сделать первые твердые шаги.

Звездная ночь в ущелье реки Левый Талгар

 

Итак, собираем рюкзак с перечисленной фототехникой. Не забываем теплые вещи, плед, термос с горячим чаем или кофе (хотя идеальным будет портативная газовая плитка или горелка с кастрюлькой, чтобы чай себе готовить по мере надобности), стульчик или коврик и едем за город на природу. В нашем мерзко-континентальном климате ночью бывает очень холодно даже летом. В горах так вообще нужна зимняя одежда. Outdoor-туристы поймут .-)))

Находим себе точку съемки, смотрим на небо. Кто-то узнает созвездия, различит Млечный путь. Для начала я бы посоветовала снимать именно Млечный путь. Он достаточно яркий и красивый. К сожалению, в наших широтах он не самый яркий и чтобы добиться фотографий "как в интернетах", лучше поехать в Южное полушарие. Но и без этого можно сделать хороший снимок.

 

0. Ставим фотоаппарат на штатив. Компонуем кадр.

Какие настройки использовать для съемки звездного неба.

1. RAW или JPG. Я советую снимать в RAW. С каждым фотоаппаратом идет программное обеспечение для обработки RAW и конвертации его в JPG. Если у вас нет диска, то ПО можно сказать на официальном сайте производителя. Снимать в JPG тоже можно, но у вас будет меньше так называемого "запаса" для последующей обработки фото

2. Баланс белого. Ставим вручную. Я люблю синее небо и выставляю 3300К. Можете использовать это значение для начала, потом найдете свою любимую температуру в процессе экспериментов

3. Фокус. Выключаем автоматический фокус. Иначе ваша камера будет жужжать объективом и снимка никакого не сделает. Ставим ручной фокус. В темноте фокусироваться практически невозможно, поэтому ставим фокус на бесконечность (такой значок упавшей "8" на объективе). На объективе беззеркалки Sony NEX никаких насечек не было и нам потребовалось днем искать в нем бесконечность. Советую подготовиться при свете дня - найти положение, когда объектив фокусируется на самом дальнем объекте и нанести насечку перманентным маркером. Многие фотографы умудряются сфокусироваться на звездах и это не бесконечность. Советую тоже попробовать и также маркером нанести насечку. Но для начала нам хватит фокуса на бесконечность.

4. Фокусное расстояние. Некоторые называют это зум. Лучше поставить пошире. Например, если у вас объектив 16-50, то ставим 16. Больше звезд поместится. хотя если вам кадр на 45, то ставьте 45. Но нужно будет запомнить, на каком фокусном вы снимаете, чтобы рассчитать выдержку. Запоминаем это число. Некоторые пользуются фикс-объективами, то тут и думать ничего не надо. Будет то, что есть.

5. Практически во всех камерах есть несколько режимов - автоматический, портрет, пейзаж, Av, Tv, M (у меня Сanon, у других производителей Av и Tv могут маркироваться по другому, но М у всех одинаково). Нас интересует М. Это позволит вручную выставить выдержку и диафрагму.

6. Диафрагменное число. Диафрагму открываем полностью. Для этого выставляем минимальное число. В зависимости от того, какой у вас объектив. Например, если у вас 16-50/3,5-5,6 и вы выставили фокусное расстояние в пункте 4 на 16, то диафрагму надо ставить 3,5. Если что-то другое, то ставим минимально возможное число.

7. Выдержка. Вот тут-то и начинается самое интересное. Существует два правила вычисления значений выдержки - правило 600 и правило 500. Но мы воспользуемся правилом 600. Чтобы вычислить значение выдержки, воспользуемся формулой 600/((фокусное расстояние)*1,6).  ВНИМАНИЕ. Если у вас фулфрейм или беззеркалка, то 600/(фокусное расстояние) без всякого *1,6. Обычно те, у кого фулфрейм и так знают об этом. Например, в пункте 4  вы взяли значение фокусного расстояния 16, то выдержка будет для обычной зеркалки 600/(16*1,6) = 23,4. Если это была беззеркалка или ФФ, то 600/16=37,5. Если вы получили число 23,4, то значение выдержки ставим близкое этому числу: 25 или 20 секунд (ВНИМАНИЕ, именно секунд). Если вы получили 37,5, то ставьте 30 секунд. Так как это максимально возможная выдержка в режиме М. Зачем это нужно? Почему бы сразу не выставить выдержку по максимуму? Дело в том, что е

yvision.kz

Как фотографировать звездное небо

В обычном фотографировании, кажется, нет ничего сложного. Просто берем камеру, направляем на интересующий нас объект и нажимаем на спуск. Но есть категория фотосъемки, и, я надеюсь, вы согласитесь, которая требует знания основных принципов.

В этой статье мы сосредоточим свое внимание на чем-то более продвинутом. Узнаем, как фотографировать звездное небо. Этот процесс также известен под названием астрофотография.

 

Для фотографирования звезд мы копнем гораздо глубже. Узнаем, как использовать ручное управление камерой, какую выбрать диафрагму, выдержку, ISO и т. п. Кстати, для этой цели непременно выбирайте режим ночной съемки. Это даст больше возможностей при редактировании окончательного изображения. Если у вас еще остались сомнения, давайте остановимся подробнее.

kayak-under-the-starsНачнем с того, что нам потребуется:

Тренога - мы собираемся иметь дело с выдержкой в десятки секунд, поэтому такой предмет более, чем полезен. Нам ведь необходимо стабилизировать камеру.Камера с ручными настройками – мы будем вручную выставлять значение ISO и скорость затвора, что имеет серьезное значение для фотографирования звезд.Объектив с широкой диафрагмой – нам потребуется много света и подойдет диафрагма f/2.8. Кажется, зона нечеткости для астрофотографии. В сочетании с ультра-широкоугольным объективом глубина резкости не будет проблемой.

С таким набором уже можно приступать. Но конечно осталось немало вещей, которые нам предстоит обсудить.

Местоположение!

Так вот, не достаточно просто собрать все снаряжение, необходимо найти правильное место, чтобы удачно сфотографировать ночное небо. Серьезной проблемой для астрофотографии выступает световое загрязнение. Если вы проживаете в черте крупного города, придется ехать, как минимум, в течение часа, чтобы уйти от света.Как мы можем видеть на снимке ниже, даже город с численностью населения около 30 тысяч человек на расстоянии нескольких десятков километров все еще может приводить к некоторому мешающему световому загрязнению.

lightpollution

Давайте не забывать, что фотографировать мы собираемся небо, поэтому для удачного выбора местоположения на земле, ориентируемся еще и на положение звезд и созвездий на небе. Это прекрасно сказывается на визуальном восприятии фотографии. Можно использовать приложение под названием Starwalk из iPhone, чтобы отследить небесные тела. Например, фотография Млечного Пути, может дать удивительный визуальный эффект.

Основные настройки

При фотографировании этих крошечных точек света нам потребуется как можно большее освещение. Поэтому важно использовать сочетание высоких ISO, широкой апертуры и длинной выдержки.

Для фотографии с байдарками под звездами использовалось ISO в 1250 при диафрагме f/2.8 и выдержке 30 секунд. Как можно заметить, в нижней правой части фотографии есть немного светового загрязнения от города, который находится на расстоянии около 30 минут езды.

Чтобы свести к минимуму световое загрязнение, необходимо выяснить, откуда оно исходит. Для этого лучше всего предпринять несколько последовательных снимков по всему горизонту, используя самое высокое значение ISO. Просто уменьшаем время, которое затрачивается на каждый кадр. Эти снимки мы не будем использовать на заключительном этапе, но они играют важную роль, давая знать, какие части горизонта у нас под запретом.

Что касается времени выдержки, то лучше выдерживать как можно меньше. Насколько это возможно. В противном случае, учитывая вращение планеты, положение звезд переменится. Например, если внимательно присмотреться к фотографии, снятой с 30 секундной выдержкой, то можно увидеть некоторое движение в звездах.

Ниже наблюдаем несколько утрированную фотографию звездных следов.

startrailphoto

Обработка фотографий

Обработка изображений ночного неба может немного напугать. Не ждите ошеломительных результатов от первой попытки. Как мы уже отмечали, задействуйте в фотоаппарате RAW-формат, если это в нем предусмотрено, когда собираетесь снимать звездный небосклон.

BEFORE-AND-AFTER

Изображение выше специально представлено в двух вариантах, чтобы наглядно показать разницу до и после обработки. Использованы настройки инструментов LR4. Эксперимент продолжается до тех пор, пока вы не останетесь довольны результатом.

Facebook

Вконтакте

Twitter

Google+

Pinterest

Одноклассники

cameralabs.org

Съёмка звёздного неба

© 2018 Vasili-photo.com

Альтаир, Вега и Рас Альхаге

У многих людей, любующихся звёздным небом в ясную ночь, возникает желание сфотографировать увиденное зрелище. К сожалению, далеко не всегда эти попытки увенчиваются успехом, тем более что человеку, привыкшему фотографировать исключительно днём при избытке света, зачастую вообще непонятно с какой стороны подступиться к съёмке в столь, казалось бы, неблагоприятных условиях. Тем не менее, получить красивый ночной снимок с насыщенными цветами, хорошо различимыми созвездиями и белесой полосой Млечного Пути, пересекающей небосклон, проще, чем это может поначалу показаться, и в настоящей статье я постараюсь по возможности доступно осветить практическую сторону вопроса. Замечу, что речь у нас пойдёт не о высокой астрофотографии, а скорее об ординарной съёмке звёздного неба в контексте фотографии пейзажной. Для детальной съёмки объектов глубокого космоса (галактик, туманностей, квазаров и т.д.) требуются весьма специфические навыки и инструменты, в то время как украсить ночной пейзаж общим планом Млечного Пути под силу каждому.

Существует два сорта фотографий со звёздным небом. В первом случае звёзды представлены как отдельные точки, т.е. примерно так, как мы их видим в реальной жизни. Для получения подобных фотографий используются сравнительно короткие (по ночным меркам) выдержки – до 30 с. Во втором случае используются очень длинные выдержки – до нескольких часов (либо же серия коротких экспозиций сшивается в дальнейшем с помощью специальной программы), – и вследствие вращения Земли звёзды успевают прочертить в небе длинные светящиеся следы, закручивающиеся вокруг полюса мира. Такие изображения выглядят весьма необычно, но лично мне больше нравятся фотографии первого типа, как более реалистичные и вместе с тем более художественные. А поскольку они вдобавок ещё и значительно проще в техническом отношении, то именно о получении таких снимков, т.е. изображающих звёзды условно неподвижными, мы и поговорим.

Оборудование

Камера

Вам понадобится фотокамера с большой матрицей (кроп-фактор не более 2) и ручными настройками экспозиции, т.е. зеркалка, беззеркалка или, на худой конец, продвинутый компакт. Мыльница с маленьким сенсором бесполезна даже при наличии ручных настроек, поскольку любые звёзды утонут в шумах, вплоть до полной неразличимости. Мобильный же телефон на ночной фотосессии может пригодиться разве что в качестве фонарика.

Мне неприятно об этом писать, но съёмка звёздного неба – это один из тех редких случаев, когда полнокадровый фотоаппарат обладает объективным преимуществом перед кропнутыми моделями. При прочих равных условиях полнокадровая матрица даёт выигрыш по шуму примерно на одну ступень по сравнению с матрицей формата APS-C, а в условиях острого дефицита света это немало. Впрочем, как показывает практика, умеренно кропнутые аппараты также позволяют получать достаточно неплохие снимки ночного неба – просто картинка будет чуть менее чистой.

Зеркальные камеры предпочтительнее беззеркальных в связи с наличием оптического видоискателя. Электронный видоискатель некоторых беззеркалок порой слепнет в темноте, в то время как традиционный оптический видоискатель позволяет худо-бедно скомпоновать кадр даже при свете звёзд.

Объектив

Возьмите самый широкоугольный и светосильный объектив, который имеется в вашем распоряжении. Широкоугольный, чтобы вместить в кадр побольше неба и уменьшить эффект смазывания звёзд из-за вращения Земли, а светосильный потому, что света будет по-настоящему мало, и возможность открыть диафрагму на лишнюю ступень покажется вам ценной как никогда раньше.

Идеальный вариант – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием 20-24 мм (в 35-мм эквиваленте) и светосилой f/1,4 или f/1,8. Зум или фикс со светосилой f/2,8 приемлем, но далеко не так хорош. Однако даже если всё, что у вас есть, это китовый зум 18-55 мм с максимальной диафрагмой f/3,5 в широкоугольном положении, не стоит унывать: сгодится и он.

Обычно я не жалую объективы типа «рыбий глаз», но для съёмки звёздного неба они (при умении ими пользоваться) вполне уместны.

Штатив

Подойдёт любой штатив, способный выдержать вес вашей камеры.

Дистанционный спуск

Пульт или тросик дистанционного спуска удобен, но не обязателен. Мы будем использовать столь длинные выдержки, что любая вибрация, вызванная спуском затвора, займёт лишь небольшую часть от общего времени экспозиции и на резкость конечного изображения практически никак не повлияет.

Фонарик

Фонарик нужен, чтобы в кромешной темноте не свалиться в овраг и не наступить в коровью лепёшку, а также для облегчения фокусировки. Кроме того, фонарик позволяет подсветить элементы пейзажа, если того потребует художественный замысел. Чем мощнее будет фонарик, тем лучше.

Место и время для съёмки

Чем дальше от города, тем меньше засветка от уличного освещения и тем лучше видны звёзды. Световое загрязнение является главной и наиболее трудноустранимой помехой при съёмке ночного неба. Именно из-за него небо на ночных фотографиях вместо чёрного часто выглядит бурым или даже оранжевым. Словом, чем более глухое место вы выберете для съёмки, тем лучше. Желательно, чтобы до ближайшего населённого пункта, имеющего минимальное уличное освещение, было не менее пары километров, а расстояние до крупных городов должно измеряться десятками километров. При желании можно воспользоваться картой Blue Marble, чтобы оценить масштабы светового загрязнения в вашем регионе.

Кстати, лунный свет тоже неплохо засвечивает небо, и потому, если ваша основная цель именно звёзды, а не освещённый луной пейзаж (что, в общем-то, тоже по своему красиво), то снимать стоит по возможности в безлунные ночи.

Очевидно, что небо должно быть ясным, так что не лишним будет ознакомиться с прогнозом погоды, чтобы сплошная облачность не застала вас врасплох. С другой стороны, наличие в небе незначительных полупрозрачных облаков иногда может даже украсить снимок. В сущности, даже световое зарево от лежащих на некотором отдалении городов можно использовать в художественных целях, если уж убежать от него всё равно никак не получается.

Что же касается времени съёмки, то после захода солнца должно пройти не менее двух часов (справедливо для 54° северной широты, где я проживаю). Чем ближе к полуночи, тем лучше (кстати, в Беларуси астрономическая полночь наступает примерно в 1:00). Самые тёмные ночи с яркими, как самоцветы, звёздами обыкновенно случаются зимой. Жаль только, что зимой погода у нас чаще всего пасмурная и звёзд на небе не видно, а редкие безоблачные зимние ночи всегда сопровождаются сильными морозами.

Композиция

Композиция, говорите… Хорошо, если при взгляде в видоискатель вы сможете отличить небо от земли. Впрочем, иногда всё-таки можно что-то увидеть. В этом случае обычно имеет смысл расположить линию горизонта как можно ниже. Земля чаще всего слишком темна, чтобы представлять серьёзный художественный интерес, а вот звёздное небо, ради которого, собственно, всё и затевалось, хотелось бы сделать основной областью интереса. Можно, например, пустить Млечный Путь через весь кадр из угла в угол, можно найти знакомые созвездия, яркие звёзды, планеты (желающим подтянуть свои знания по астрономии рекомендую Stellarium), а если на небе присутствуют отдельные облака, использовать их в качестве структурообразующих элементов. Хорошо работают кадры с вертикальной ориентацией.

Совсем исключать землю из кадра не стоит – снимок станет слишком абстрактным. Лучше поискать объекты, обладающие выразительным силуэтом (деревья, валуны, старые здания), и разместить их внизу или по сторонам кадра. Главное, чтобы они не занимали слишком много места. Если поблизости имеется озеро – прекрасно, – у вас будет возможность показать не только звёздное небо, но и его отражение в воде.

При большом желании, можно подсветить объекты переднего плана фонариком, если вы не боитесь, что они станут отвлекать внимание зрителя от звёздного неба. Как правило, это оправдано, когда ночь не слишком тёмная (мешает засветка или лунный свет) и небо смотрится недостаточно выразительно, чтобы стать основным композиционным центром.

Здесь вам и засветка, и облака, и отсутствие переднего плана.По крайней мере, Плеяды хорошо видны.

Настройки фотоаппарата

Теперь перейдём к рекомендациям технического характера.

RAW или JPEG?

Отсылаю читателя к соответствующей статье. На мой взгляд, RAW предпочтительнее, поскольку ночные снимки практически всегда требуют достаточно интенсивной обработки, но и снимая в JPEG вы можете получить неплохие (хотя и менее контролируемые) результаты.

Фокусировка

Если вы наведёте фотоаппарат на ночное небо и попробуете воспользоваться автофокусом, ничего путного из этого, скорее всего, не выйдет. Яркость звёзд обычно недостаточна для того, чтобы датчики автофокуса могли за них зацепиться (с планетами бывает, что и срабатывает). Выполнить наводку на резкость вручную традиционным способом также вряд ли получится, поскольку при использовании широкоугольной оптики отдельные звёзды в видоискатель практически не видны. Следовательно, объектив нужно принудительно сфокусировать на фотографическую бесконечность. Как это сделать?

Старые мануальные объективы позволяли навестись на бесконечность вслепую, просто повернув фокусировочное кольцо до упора. У современных автофокусных объективов мало того что отсутствует упор, так ещё и шкала дистанции фокусировки, мягко говоря, не отличается большой точностью. В принципе, такой шкалой можно пользоваться (при наличии фонарика, естественно), но предварительно вам придётся провести своего рода калибровку, изучив, какие значения на шкале соответствуют реальной фотографической бесконечности. При свете дня позвольте автофокусу выполнить наводку на резкость по какому-нибудь максимально удалённому объекту у самого горизонта и, взглянув на шкалу, запомните или запишите нужное значение, чтобы воспользоваться им, когда автофокус окажется бессилен.

У некоторых бюджетных объективов отсутствует даже примитивная фокусировочная шкала. В таком случае придётся всё-таки прибегнуть к помощи автофокуса, даже если он не захочет фокусироваться на звёздах. Поищите вокруг любой достаточно яркий объект, находящийся на максимальном удалении от вас (чаще всего это будут далёкие огоньки какого-нибудь населённого пункта), и попробуйте сфокусироваться на нём. Если всё получилось, выключите автофокус и постарайтесь в дальнейшем не прикасаться к фокусировочному кольцу. Если подходящих источников света по близости не наблюдается (что, в общем-то, неплохо, по соображениям, описанным выше) воспользуйтесь фонариком. Положите включённый фонарик на землю, пенёк или камень, после чего отойдите как можно дальше и выполните фокусировку. Если не страдать излишней педантичностью, то, в среднем, для широкоугольных объективов всё, что находится дальше десяти метров от фотоаппарата, можно считать бесконечностью.

Экспозиция

Толку от экспонометра в темноте ещё меньше, чем от автофокуса, т.е. никакого вообще, в связи с чем камеру следует перевести в ручной режим и устанавливать экспозицию наощупь. Оценка экспозиции будет затруднена по ряду причин. Во-первых, экран фотоаппарата в темноте кажется очень ярким, и потому недодержанные снимки могут выглядеть нормальными, а нормальные – передержанными. Во-вторых, экспонировать по светам (как я обычно советую делать) в данном случае не лучшая идея, поскольку звёзды являются слишком яркими объектами и, пытаясь не допустить клиппинга в светах, вы утопите кадр во мраке. Следовательно, вам придётся смириться с тем, что и тени, и света будут лежать за пределами динамического диапазона камеры. В-третьих, длинные выдержки делают экспериментальный подбор параметров экспозиции крайне трудозатратным процессом.

Ниже я постараюсь показать, как, не мудрствуя лукаво, получить более-менее корректную экспозицию, не прибегая к помощи экспонометра и не занимаясь утомительным подбором.

Диафрагма

Диафрагму откройте до предела, т.е. установите минимальное число диафрагмы, доступное для вашего объектива. Нам сейчас дорог каждый фотон, и это как раз та ситуация, когда ради менее шумной картинки можно немного поступиться резкостью.

Выдержка

Чем дольше будет открыт затвор, тем больше света попадёт на матрицу, что, конечно же, хорошо, но и тем сильнее смажутся звёзды на снимке вследствие вращения Земли, что уже не столь отрадно.

Для таких случаев существует популярное «правило 600», согласно которому, разделив число 600 на эквивалентное фокусное расстояние объектива в миллиметрах, можно получить максимальную допустимую выдержку в секундах. Например, для объектива с фокусным расстоянием 20 мм выдержка будет равна 600 ÷ 20, т.е. 30 секунд. Для более длинного 35-мм объектива понадобилась выдержка покороче: 600 ÷ 35 = 17. Поскольку не всякий затвор отрабатывает 17 секунд, результат можно округлить до 15.

Тем не менее, мой опыт показывает, что даже при использовании выдержек в полтора раза более длинных, чем это продиктовано правилом 600 (назовите это «правилом 900», если хотите), получаются вполне приличные снимки. Да, вблизи небесного экватора при 100 % увеличении звёзды будут немного смазаны, но эффект этот будет столь незначителен, что им с лёгкостью можно пренебречь.

Тем, кто только начинает осваивать ночную фотосъёмку, я бы порекомендовал ещё более простой и либеральный подход: если вы используете широкоугольный объектив (или стандартный зум в широкоугольном положении), установите выдержку в 30 секунд и не морочьте себе голову, тем более что для многих фотоаппаратов 30 секунд – это максимальная выдержка доступная в штатных режимах, а меньшую выдержку вам ставить незачем.

ISO

Если вы, следуя моему совету, установили выдержку в 30 с и полностью открыли диафрагму, то, в зависимости от светосилы вашего объектива, вам следует установить следующее значение чувствительности ISO:

Диафрагма ISO
f/1,4 800
f/1,8 1250
f/2 1 600
f/2,8 3 200
f/3,5 5 000
f/4 6 400

Указанные в таблице значения следует воспринимать как стартовые ориентиры, от которых допустимо отступать в большую или меньшую сторону при возникновении такой необходимости.

Подавление шума

Если камера позволяет, включите подавление шума для длинных экспозиций (Long exposure noise reduction), при том, конечно же, условии, что у вас достанет терпения после каждой экспозиции ждать дополнительные полминуты, пока камера сделает контрольный снимок с закрытым затвором. Фотография, сделанная при высоких значениях ISO, всё равно получится довольно шумной – к этому нужно быть готовым, но если уж имеется возможность хоть немного улучшить качество изображения, этой возможностью не стоит пренебрегать.

***

Баланс белого, как и стиль изображения, не имеют никакого значения при съёмке в RAW, но на тот случай, если вы снимаете в JPEG, или просто хотите, чтобы ваши снимки выглядели достойно уже на экране фотоаппарата, я позволю себе дать вам ещё пару рекомендаций.

Баланс белого

Автоматический баланс белого при съёмке звёздного неба абсолютно неприемлем, если, конечно, вы не стремитесь сознательно придать небу мутный серо-буро-малиновый оттенок. Можно установить баланс белого для ламп накаливания (Tungsten или Incandescent), т.е. примерно 3000 K, но, на мой взгляд, это делает картинку чересчур холодной. Лучшие из готовых пресетов это, как правило, настройки для люминесцентных ламп, например, «Лампы белого света» (White fluorescent – 3700 K) либо «Лампы холодного белого дневного света» (Cool-white fluorescent – 4200 K). Если ваш фотоаппарат позволяет устанавливать цветовую температуру вручную, то начните с 4000 K и немного сместите Tint в сторону Magenta. Окончательные значения можно подобрать экспериментально.

Стиль изображения

Для звёздного неба наилучшим образом подходит стиль Vivid или какой-нибудь аналогичный, т.е. с максимально насыщенными цветами и высоким контрастом, причём цветовую насыщенность можно дополнительно увеличить, подкрутив параметр Saturation. В отличие от дневных пейзажей, здесь не стоит бояться получить нереалистично насыщенные цвета, поскольку сцена в любом случае будет выглядеть весьма необычно, и дополнительные краски ей никоим образом не повредят.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!

  Дата публикации: 15.02.2018

Вернуться к разделу "Специальные приёмы"

Перейти к полному списку статей

Для отображения комментариев нужно включить Javascript

vasili-photo.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики