13 стандартов для школы будущего. Какая будет в будущем школа


Какой будет школа будущего - 2035

Школа определяет наше будущее. Какой спустя годы она будет? В одной публикации мы собрали мнения экспертов, педагогов и футуристов

Немного статистики

В 2017 году в России за школьные парты сядут 15,5 миллионов школьников, что на 1 миллион человек больше, чем в 2016 году. Какую школу им предстоит заканчивать?

На форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес», который прошел в МГУ им. Ломоносова минувшей зимой, ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром» обсудили какой должна быть школа будущего.

Каждой из этих компаний нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Так как же получить суперспециалиста будущего? Универсального рецепта пока нет ни у кого, но эксперты готовы делиться идеями.

Организация учебного пространства

Александр Демахин

Драматург и режиссер Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России – 2012» в своем эссе на сайте “Дискурс” размышляет о школе будущего в первую очередь через призму организации учебного пространства. “Почему парты в рядах, а, например, не большой-пребольшой круглый стол, или не перекатывающиеся в любое место маленькие столики разных форм, или не абсолютно пустая комната вообще без мебели?.., — задается вопросом Александр Демахин. — Почему помещение класса, а не беседка на открытом воздухе, не автобус, колесящий по окрестностям, или не лодка, плывущая по реке?”.. (Кстати, такие школы на лодках существуют в Бангладеш – стране, где сильные наводнения делают бессмысленным строительство школьных зданий: лодка-школа приплывает за детьми в деревню, забирает их, а после уроков привозит обратно).

Как пишет портал NewToNew, бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал [email protected] В одной из публикаций он попытался заглянуть в 2024 год и понять, какой станет школа будущего.

Терри Хик (facebook)

В том, что касается организации учебного процесса, мысли Хика близки к идеям Демахина. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать, пишет Хик. Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Организация пространства важна, потому что задает организацию мышления и действий в социуме. По наблюдениям Марка Сартана, руководителя проекта «Умная школа», классическое школьное здание узнаваемо и представляет собой модель фабрики: одинаковые ряды окон по фасаду и отсеки-кабинеты внутри, соединенные коридором. Изменение процесса производства стало приводить к изменениям в организации школьного пространства. В 1970-х годов в Европе появляется первая «школа-город» с разнообразным зонированием внутри здания, классами свободной планировки, несколькими входами и т.д.

Понятно, что изменение пространства влечет за собой и изменение содержания образования. Терри Хик уверен — скоро каждый класс будет присутствовать на каких-либо социальных платформах,. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

Плавучая школа в Бангладеш

Организация учебной информации

Участники форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» отметили, что для того, чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится тотальное проектное обучение. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение… По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.

Александр Демахин говорит, что новые метапредметные стандарты предлагают обращать внимание не только и не столько на предметное содержание урока, сколько на те познавательные (умение работать с информацией), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), коммуникативные (умение взаимодействовать) и личностные (умение осознанно развивать себя) результаты, которых можно достичь на уроке. “Уже на стадии планирования педагог может мыслить курс биологии в 6-м классе не как изучение пестиков и тычинок, а как курс развития определенных коммуникативных навыков посредством тех же самых пестиков и тычинок. Причем учителю предоставляется полная свобода в том, какие именно метапредметные задачи ставить на своем занятии – главное, чтобы они были”.

Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, — чтобы студенты смогли «взорвать» рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе бить «по всем фронтам». Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, — вот точки роста юных инноваторов, — приводит мнения участников форсайт-сессии информационный партнер конгресса — “Российская газета”.

Организация учебного времени

Сегодня на уроке дают некоторое количество новой информации, а в качестве домашнего задания ученик получает практическую проработку этих знаний в тех или иных заданиях. Но одновременно все большую популярность набирает концепция «перевернутого класса» – информацию ученики добывают сами дома, а на уроке в самых разных формах практически применяют эти знания, пишет Александр Демахин.

Звонки через 45 минут (та же фабрика) – и класс отрывается от занятия, в какой бы стадии оно сейчас ни находилось, и бежит по коридору дальше: но проектные и исследовательские задачи, психологические тренинги, занятия искусством или спортом были бы более эффективны при иной организации времени.

Все тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

“Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.

Педагог будущего

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера, считает Демахин. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

Педагог из Финляндии, страны, качество среднего образования в которой признано одним из лучших в мире, а конкурс на место школьного учителя составляет более 10 человек на место, сформулировала это так: “Я эксперт интерпретации, абсолютно свободный внутри классной комнаты». Понятно, что, если мы говорим о том, что школа может и должна предлагать ученику те позитивные модели социального взаимодействия, которые он потом будет реализовывать в жизни, то учителю невозможно ограничиться только ролями источника информации и контролера: ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником”.

Искусственный разум уже сегодня достиг той точки развития, которая позволяет говорить о перспективах его использования в процессе обучения. Искусственный интеллект станет основой педагогики, уверен Терри Хик. Это будет инструмент, который школьник станет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры.

Смешанные классы

В качестве одной из перспективных идей рассматривается совместное обучение детей разных возрастов в одних группах. Эта идея совсем не нова — еще в XIX веке практиковалось обучение старшими детьми младших. Но, например, премию мирового форума WISE, «Нобелевскую премию в образовании», не так давно получила Вики Кольбер, которая разработала систему одновременного обучения детей разного возраста и с разным опытом, активно применяющуюся сейчас в странах Латинской Америки. Одно из ее ключевых положений — отход от фронтального образования. Классы, объединяющие детей разного возраста и уровня, работают по-новому: дети садятся в круг вместе с учителем, происходит постоянный обмен информацией, коллективная работа сменяется индивидуальной, а игровой элемент становится важным элементом обучающего процесса.

Выпускники

По мнению Терри Хика, электронные портфолио станут актуальным образцом работы. Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение. С одной стороны, это повысит ответственность школы за результаты ее учеников, а с другой сами ученики будут вкладывать больше сил в повышение собственной результативности.

Рекомендуем

2035.media

Моя школа в будущем | Социальная сеть работников образования

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Я учусь в четвёртом классе начальной школы «Радуга». В этом году ей исполняется десять лет. Школа мой второй дом. В ней очень уютно и светло. Я очень люблю учиться. Люблю занятия по физкультуре. Надеюсь, что в будущем в нашей школе будет современный спортивный зал, а может быть и своё футбольное поле.

 После уроков ребята смогут найти себе занятие в кружках по интересам. Ведь их будет очень много?! Учиться будет не только интересно, но и весело. На переменах ребята будут петь в караоке любимые песни, листать интересные журналы в библиотеке, играть в мини футбол, навещать своих питомцев в живом уголке, совершать экскурсии в ботанический сад.

Дети в такой школе научатся ценить дружбу, станут добрыми и отзывчивыми. И каждый будет рад учиться в ней.

ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Школа – это место, где дети получают знания. Там учат читать, писать и считать…

В будущем моя школа будет похожа на дворец, где вместо парт и стульев, будут удобные кресла и столы. На перемене дети будут играть в компьютер, который стоит у каждого на столе. На подоконниках много цветов, в коридоре как в ботаническом саду, много деревьев и необычно красивых цветов. Там летают бабочки, поют птицы и прыгают рыжие белки. В музыкальном зале – большой аквариум, в котором плавают морские рыбки. В буфете раздают разноцветное мороженое и вкусные булочки.

Мне кажется, что в этой школе интересно будет не только детям, но и нашим учителям.

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

        Я представляю нашу школу в будущем так. В школе будут большие, светлые, уютные классы. В центре школы расположена большая игровая комната. В ней на перемене можно поиграть в настольный теннис, покувыркаться на кольцах, полазать по канату. В школе будет большая библиотека, в которой много интересных книг и работать в ней смогут сами дети.

В самом светлом уголочке школы – расположен живой уголок. В нём живут попугаи, рыбки, ёжики, белочки, хомячки, кошечки, черепашки. На первом этаже школы расположен ботанический сад. В нём растут экзотические деревья, кустарники и растения, весело щебечут птицы.  

Вместо уборщиц ходит робот – полотёр, который моет и натирает до блеска  полы. Вокруг школы раскинулся фруктовый сад, на территории которого расположен большой теннисный корт.

В школе будущего настолько всё хорошо, что дети не хотят уходить домой.

Было бы так!

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

        Школа будущего в моём представлении выглядит немного иначе, чем сейчас. В ней интересно будет проводить время в течение всего дня.

К школе пристроят бассейн. У нас будет новый спортивный зал с тренажёрами, в котором будут проводиться соревнования по разным видам спорта: гонки на велосипедах, роликовых коньках. А ещё в школе организуют живой уголок. В нём будет террариум, аквариум, клетки с птицами и мелкими животными. Ребята смогут ухаживать за своими любимцами.

На школьной крыше выстроят стеклянный купол, где будут установлены телескопы. На уроках окружающего мира в вечернее время ребята смогут наблюдать за звёздами и другими небесными телами.

А во время летних каникул ребята вместе с учителями смогут отдохнуть в разных уголках нашей необъятной родины, узнать много нового, познакомиться и подружиться со своими сверстниками.

Я хотел бы учиться в такой школе.

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

        Для меня школа будущего – это большая школа с просторными, светлыми классами. У каждого ученика отдельная парта с персональным компьютером, а вместо доски – большой телевизионный экран, с помощью которого учитель демонстрирует детям учебные программы.

Я думаю, что в школе будущего обязательно откроют класс хореографии. Девочки будут учиться танцу. А мальчишки будут играть в школьной футбольной команде. Для этого построят большой спортивный зал, оборудованный современными тренажёрами и футбольное поле.

В кабинете музыки – много музыкальных инструментов и большой плазменный телевизор для просмотра концертов и прослушивания музыкальных композиций.

В такой школе ученикам будет легко и интересно учиться.

ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Год 2187. Утро. Лечу я на своём планеромобиле. Впереди высится двенадцатиэтажное здание из стекла и бетона. Я припарковываю свой планер на стоянке и захожу в здание. Двери на фотоэлементах бесшумно открываются передо мною, вокруг снуют роботы уборщики. По коридору из столовой доносится запах свежей выпечки. Это моя школа!

Помещение школы просторное и светлое. Уютные классы, оснащённые компьютерами по последнему слову техники. Дети изучают четыре иностранных языка, но это совсем не сложно, новейшие технологии успешно этому способствуют. Ещё в школе есть бассейн, два спортзала и стадион, накрытый защитным полем, чтобы можно было заниматься даже в непогоду. Для тех, кто увлекается биологией, химией и физикой имеются прекрасные лаборатории со всем необходимым оборудованием. На последнем этаже находится школьная обсерватория для любителей астрономии.

Но самое интересное начинается после уроков. В концертном зале на три тысячи посадочных мест каждый день проводятся разнообразные мероприятия. Ученики занимаются в хореографической, художественной и музыкальной студиях. А по выходным летают на экскурсии в разные страны.

В процессе обучения дети получают прекрасное образование, становятся всесторонне развитыми и в итоге получают аттестат мирового образца.

Да это моя школа! И я в ней директор!

КАК Я ПРЕДСТАВЛЯЮ НАШУ ШКОЛУ В БУДУЩЕМ.

Я представляю школу радужной (раскрашенной полосками как у радуги), окна круглые, двери звёздочкой, на каждой двери класса висит фото учителя, который учит учеников своего класса,  в каждом классе две доски, на которых можно порисовать. И семь мелков: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

У каждого класса свой цвет. Я будут любить такую школу.

МОЯ ШКОЛА В БУДУЩЕМ.

Я мечтаю, чтобы в будущем моя школа была самая лучшая. Я представляю свою школу такой: она станет более просторнее и красивее. Около школы будет очень уютно. Там будет большая спортивная площадка с разными аттракционами, бассейном и зимним катком. Будет много цветов и маленьких фонтанчиков. Ещё я мечтаю, чтобы в школе был живой уголок, в котором были бы щенки и котята, с которыми можно поиграть на перемене. Я хочу, чтобы было больше праздников и конкурсов, а особенно викторин по чтению.

В школе будет много разных кружков и спортивных секций. Я хочу, чтобы к нам приезжали дети из других стран, чтобы все дружили, а учителя оставались добрыми, как сейчас и чтобы эта школа никогда не закрывалась!

ШКОЛА БУДУЩЕГО.

        Я представляю свою школу одиннадцатиэтажной. На первом этаже учатся первоклассники, на втором – второклассники, на последнем этаже – институт. Ученики не опаздывают на уроки, они поднимаются в класс на лифте.

        В столовой на завтраки дают вкусный торт, а на обед – конфеты. К каждому дому подъезжает автобус и забирает детей в школу. В этой школе задают самые лёгкие задания, и все справляются с ними. Ученики воспитанные, в школе можно найти много хороших друзей. Каждый день было бы четыре урока, на пятых уроках проводились бы соревнования, эстафеты и различные игры. Вот какой я хочу видеть свою школу.

выпуск 2004 г.

nsportal.ru

Какой должна быть школа будущего

Школьное образование — это не просто передача знаний от учителя к ученику. С первого класса и до вручения аттестата ребенок должен не только осваивать краткий курс различных наук, но и учиться работать в команде, социализироваться и развиваться как личность. Мир меняется, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? За ответами на эти вопросы «О!» обратился к Марку Сартану, генеральному директору Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Марк Сартан, генеральный директор Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Школа начинается со здания

В советское время возводились типовые здания школ, соответствовавшие задачам советского образования: научить всех детей одному и тому же. Похожие классы по всему этажу, на каждом этаже одинаковая планировка, одни и те же здания на всем пространстве нашей необъятной родины. Нуждам современного образования такие строения больше не отвечают. К сожалению, новые здания российских школ чаще всего повторяют старые модели.

Школьная архитектура должна помогать в достижении образовательных целей и разрабатываться в соответствии с ними. Если мы хотим, чтобы школьное образование не сводилось к преподаванию различных предметов, а формировало личность и ее компетенции, то в здании должны быть универсальные кабинеты, а не только классы физики, географии и так далее. Классы должны быть не столько для изучения отдельных предметов, сколько для разных форм работы: групповой, индивидуальной, фронтальной.

В поездках по разным странам я видел такие школьные здания, которые соответствовали современным образовательным целям. Например, это «Айб» в Армении, школы в Финляндии.

Но главное в образовательном процессе, безусловно, не строения, а то, что происходит в их станах.

Школа — это не только классы

Идеальная школа не обособлена от мира, а наоборот, открыта ему. Именно поэтому в ней должны быть не только классы. Я считаю, что в школьном комплексе нужно в образовательных целях организовывать производство продукции, которая пользуется спросом. Это может быть теплица, мастерская — мебельная, художественная, какая угодно, в зависимости от образовательной программы. В школе должна быть возможность для художественного творчества, ведь это одна из линий развития ребенка.

Проектировщики современных школ задвигают библиотеки в подвалы, на верхние этажи, считая, что бумажные книги устарели. В каком-то смысле они правы. Но если смотреть на библиотеку как на центр обеспечения информации, а не как на просто книгохранилище, то она сразу оказывается в самом центре школы. Именно там все участники образовательных отношений — дети, родители, учителя — смогут черпать информацию для своей работы.

Сидеть за партами можно по-разному

Большую часть работы в школе дети выполняют сидя, но это не значит, что парты в три ряда с рассадкой по двое — единственный вариант. Он подходит, когда в классе ведется фронтальная работа: учитель говорит, а ученики слушают и записывают. Если предполагается дискуссия или групповая работа, у детей должна быть возможность сидеть, стоять, ходить по классу. Более того, класс должен быть приспособлен для одновременного решения разных задач: одни дети выполняют индивидуальные задания, у других групповой проект, третьи в этот момент отдыхают. Без мобильной мебели и соответствующего зонирования здесь не обойтись

Чему должна учить школа

Образование не может ориентироваться только на предметы. Ученик должен состояться как личность, уметь многое, что не укладывается в рамки одного предмета, и обладать знаниями из разных отраслей. Задача идеальной школы не просто передача знаний. Хотя бы потому, что знания устаревают, и либо их через 5−10 лет уже не хватит, либо они будут невостребованы. Сегодня многие умные люди говорят, что школа должна научить учиться.

Реальной школе не хватает полноты образовательного результата. Не хватает акцентов на том, что находится за пределами учебных дисциплин. Например, я считаю, что школа уделяет недостаточно внимания образно-художественному восприятию мира. Эта функция возложена на литературу, но ее уроки все чаще походят на литературоведение. Мировая художественная культура преподается не везде, а там, где ее изучают, она часто сводится к истории искусств. То есть опять художественная, образная составляющая вымывается. В образовательном процессе есть серьезный перекос в естественно-научную область.

Иностранные языки у нас преподаются по большей части как лингвистические дисциплины. Учат много лет, а потом не могут ни читать, ни разговаривать. А ведь язык — это средство коммуникации. Именно на этом стоит сделать акцент.

Я бы также отметил, что современной школе не хватает командных видов спорта. Физкультура больше нацелена на индивидуальное развитие, а могла бы учить работе в группе.

Задачи школы будущего

Сегодня неопределенность будущего гораздо острее, чем полвека назад. Планировать на многие годы вперед стало трудно, потому что вымирают целые профессии, очень быстро появляются новые. С каким багажом должен выходить из школы выпускник?

Мы попытались найти ответ на этот вопрос. С российским бизнесменом и благотоворителем Альбертом Авдоляном, который финансирует проект, мы определили главный образовательный результат «Умной школы»: нужно научить детей ответственно распоряжаться собственной жизнью. Потому что это позволит им принимать серьезные решения, как бы их жизнь ни сложилась и каким бы ни было будущее. Задача школы — воспитывать созидателей, которые осознают полноту своей ответственности, умеют развиваться и взаимодействовать с другими.

Отцы и дети

Современные родители, которые привыкли помогать детям с домашними заданиями, нередко жалуются, что не справляются с такой задачей. Но это мало о чем говорит: родители учились в другое время и по другим программам. Да и неправильно брать на себя функции своих детей и учиться вместо них. Другое дело, если с домашней работой не может справиться и ребенок: тогда это проблема подбора нагрузки и необходимость коррекции учебного плана, что в компетенции школы

Чтобы ребенок действительно учился, а не просто присутствовал на занятиях, школа и родители должны сотрудничать. Семья — заказчик образования, и она имеет право знать, что происходит в школе, требовать соблюдения образовательных стандартов. А вот непосредственно вмешиваться в учебный процесс родители не должны.

Школа и воспитание

Сегодня образование — это обучение плюс воспитание. Этот факт никем не оспаривается, он записан во всех нормативных документах и законе об образовании. Нельзя сказать, что современная школа не воспитывает. Она без этого жить не может, и не должна. Но часто воспитание сводится к поучению. Это не работает, и тому яркий пример как советская система образования, так и дореволюционная гимназия. В 1920-х церкви по всему СССР были разрушены комсомольцами, которые еще в царской России изучали закон Божий. А в конце ХХ века капитализм с его дикими вариациями построили выпускники советских ВУЗов, которые все сдали научный коммунизм.

Воспитывает не слово, а образ жизни. Если мы в школе говорим: «Будь честным и верным коллективу», а жизнь показывает, как нечестные побеждают, как индивидуализм важнее коллективизма, какое же тут воспитание?

Как воспитывать человека, которому в школе говорят одно, в семье он видит другое, а в жизни вообще третье? Только собственным образом жизни родителей и учителей.

Каким должен быть педагог

От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя.

От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты.

Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Современная образовательная система пока не очень справляется с подготовкой новых специалистов, но ситуация меняется. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений.

Читайте также:

Что такое дислексия и как с ней справляться

Личный опыт: мои дети учатся в Голландии

Личный опыт: мой сын — на домашнем обучении

Беседовала: Оксана Дьяченко

Фото: Pressmaster/Vasilyev Alexandr/Ruslan Guzov/Shutterstock.com

www.kanal-o.ru

Эссе «Моя школа будущего»

Сегодня сюжеты фантастических фильмов прошлых лет уже не кажутся такими уж не реальными. Каждый день технологии все больше развиваются и применяются повсеместно. Мы уже не можем представить себе жизнь без современных научных достижений. В будущем, я думаю, прогресс не будет стоять на месте, и школа не исключение.

Интересно размышлять о том, какой будет школа в будущем. Не могу сказать, что современная мне совсем не нравится. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, учеба в школе изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о том, какой будет школа, когда человек откроет для себя  неведомые сегодня секреты науки.

Школа будущего - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные, физические, психологические, физиологические особенности школьников, по-новому организовано обучение на различных ступенях обучения.

Однако, мне бы не хотелось, чтобы школа изменилась полностью. Высокий уровень автоматизации, не должен повлиять на любовь человека к искусству, поэтому рисованию, музыке, ручному труду по прежнему будет уделяться внимание. Я думаю, что так же как и сегодня, классы будут украшены цветами и портретами выдающихся людей. На переменах, ученики не перестанут общаться друг с другом, переключившись на планшеты и айфоны. А самое главное, без чего невозможно представить себе школу будущего – это, конечно, учителя.

Новые учителя, это учителя открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому.

Никакой, даже самый прогрессивный компьютер, не заменит творческого, умного, профессионального коллектива учителей. Никакой андроид не даст ученикам живого общения и понимания, участливого внимания к жизни детского коллектива. В такой школе, мне кажется, захочется учиться любому, поэтому каждый ученик будет успевающим и ответственным в учебе.

Оценочная система в школе будущего отменится. Учеников станут побуждать не к простому заучиванию материала, а к достижениям. Задания школьникам будут даваться научно-исследовательские и творческие. Ученикам за успешную учебу в школе будут платить неплохие стипендии. Критерии успешной учебы довольно сложны, в основном они зависят от количества изобретений, внедренных рационализаторских предложений, изданных книг, установленных рекордов в спорте и побед на турнирах. 

 

И еще, в школе будущего можно будет с пятого класса выбрать себе направление обучения. Если тебе даются языки, литература, то идешь по гуманитарному направлению, разбираешься в математике и физике – по математическому и так далее. Это поможет школьникам узнать свои склонности и выбрать подходящую будущую профессию.

Думаю, оценок в школе будущего не будет. Потому что школьники будут не просто заучивать материал и решать одни и те же задачи, а выполнять научные и творческие задания, а потом на специальных конференциях делиться результатами с остальными. Учителя будут им помогать в этом, будет много индивидуальных занятий.

Школа будущего - это центр взаимодействия как с родителями, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

XX век уничтожил традиционную семью, уничтожил целые сословия в нашей стране – дворянство, купечество, да и крестьянство. А ведь сохранить своё лицо, не копируя Запад, мы можем, только восстановив и собрав по крупицам наши русские традиции. Этим и должны заниматься и семья, и школа. Воспитание – непрерывный процесс, поэтому нельзя "свалить" воспитание своего ребенка только на школу. Семья обязательно должна принимать непосредственное участие в этом процессе. Уважаемые бабушки и дедушки, дорогие мамы и папы, давайте сегодня, сейчас начинать с азов, с фундамента. Давайте перед сном читать малышу традиционные русские сказки и предания. Русский школьник должен быть знаком с именами славянских и русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена или Человека-паука, должен знать мировоззрение своих кровных предков, должен постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными жаргонизмами. Только в содружестве «школа-родители» мы сможем воспитать гражданина, патриота своей великой страны. 

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Что касается ученической мебели, то она станет более комфортная и функциональная. Удобная мебель появится и в коридорах школы, чтобы ученики могли отдохнуть и подготовиться к занятиям. Кроме спортивных залов, в каждой школе появятся бассейны и тренажерные залы. В школе будущего непременно должны быть мастерские и лаборатории, где ученики смогут применять на практике, получаемые на уроках знания и знакомиться с новыми научными разработками. Школьные экскурсии в будущем, благодаря сверхскоростному транспорту, смогут проходить в любом уголке земного шара.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Возвращаясь к образу школы будущего, хочу сказать, что не современное оборудование должно стать ее главным показателем. Оно должно быть лишь необходимым условием ее существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры – вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди – вчерашние выпускники школ – значит, и школа должна стать современной. И это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и школу и ребенка в школе.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Какой должна быть школа будущего?

«Умная школа» — уникальный образовательный проект, масштабный учебный комплекс, который будет построен на берегу реки Ангары у границы Иркутска. Школа будет создана по индивидуальному дизайну, в котором сочетаются исследовательский дух и чувство безопасности и комфорта.

person_image

Марк Сартан

руководитель проекта «Умная школа»

Если вас спросят, как выглядит школьное здание в России, то представить и описать его у вас не составит труда.

Подобные здания узнаются всегда и сразу, даже если мы видим их мельком. Ну да, иногда можно его с чем-то спутать. Например, со зданием какого-нибудь завода. Или казармой. Или поликлиникой.

Представления о классическом школьном здании у нас остаются такие же, как во времена СССР:

Эти архитектурные решения ясно дают понять: в традиционном представлении школа — это завод по производству человеческого материала.

Школа индустриальной эпохи предполагает соответствующее содержание образования — унифицированные программы и фронтальный метод обучения. У всех детей одинаковая учебная программа, которую они осваивают одновременно, делая практически одно и то же, лишь с разной степенью эффективности. И судят об их успехах, сверяясь с одним общим списком требований.

Фабричная метафора школы неоднократно использовалась в культуре. Вспомните, например, знаменитую песню Pink Floyd — Another Brick In The Wall. 

Использовалось это сравнение и в книгах. Например, Майкл Гриндер свою книгу об использовании техник нейролингвистического программирования в педагогике назвал так — «Исправление школьного конвейера». 

Педагог Джон Тэйлор Гатто свою знаменитую книгу, в которой он подверг критике базовые постулаты государственного образования, назвал «Фабрика марионеток».

Название «Школа — это фабрика» дал одному из своих главных эссе теоретик фотографии Алан Секула. 

Но вернёмся к школьному зданию и его устройству. Ровное, симметричное, неуникальное, оно фактически вынуждает ребёнка чувствовать себя не полноценным человеком, а фабричной заготовкой, которую взрослые будут обрабатывать. 

Ребёнок в такой школе ощущает себя ничем не выдающимся, не отличающимся от других. Поэтому у многих конвейерно-групповой метод обучения не вызывает никакого протеста. Но это не значит, что именно он нужен ребёнку.

image_image

Это идеальное групповое фото с точки зрения советского образования, но не с точки зрения современного

(источник: xn--80auud2a.xn--p1ai)

Хотя не все это заметили, но индустриальная эпоха осталась позади. Современное образование вместе со всем миром уходит от унификации в сторону индивидуализации. 

Мы видим в учениках не заготовки, а полноценных и равноправных участников образовательного процесса.

В новую информационную эпоху к школьному зданию предъявляются совсем другие требования. Чтобы отвечать потребностям современного ребёнка, оно должно не застревать в прошлом, а радикально измениться. Мы ждём от современного школьного здания:

Таким образом, современная школа должна быть многообразной, а не представлять из себя унылое архитектурное единство. Такая школа похожа не на завод или бараки, а на современный город — яркий, разный, предоставляющий огромное разнообразие возможностей для своих обитателей.

image_image

Территория датской Hellerup Skole — пример современной школьной архитектуры

(источник: newtonew.com)

За логикой архитектуры следует и логика образовательных программ. Современные школы предоставляют детям:

В такой школе ребёнку должно быть интересно и приятно находиться, он должен чувствовать, что обучение — это не только его обязанность, но и право, которым ребёнку нужно воспользоваться, чтобы достичь в жизни счастья и успеха.  

Да, безусловно, учеников ни в коем случае нельзя рассматривать в качестве заготовок для промышленной обработки. Но и концепции школы-города, в которой они рассматриваются просто как граждане со своими правами, тоже недостаточно.

В «Умной школе» мы идём дальше, поскольку понимаем, что главная задача школы будущего — научить ребёнка ответственно распоряжаться собственной жизнью. 

Для этого ученики должны научиться распоряжаться пространством школьного здания, подчинить его собственным интересам. Мы хотим, чтобы ученики были прежде всего авторами (или как минимум активными соавторами) собственного образования и — смотрим шире — собственной жизни.

Каковы особенности образовательного процесса в школе будущего?

Архитектура «Умной школы» должна стать принципиально новым образовательным инструментом: она будет учить выбирать маршруты в сложно организованном пространстве аналогично тому, как ребенок выбирает свой содержательный маршрут в образовательном пространстве. Пространство «Умной школы» будет отзывчивым, то есть будет откликаться на потребности и трансформироваться в соответствии с ними.

Для этого особое внимание в проекте уделяется ландшафтному дизайну и принципам природного урбанизма. Наша задача — построить инновационную школу, которая объединит в себе технологические и рукотворные пространства с одной стороны и природные — с другой. 

Это будет естественно устроенное пространство, открывающее новые возможности для учеников. Они смогут свободно передвигаться по нему и пользоваться им для реализации своих проектов.

Так чему же должно учить школьное здание? Тому, что ты ни в коем случае не заготовка под человека, что ты не только гражданин и член общества, но ты ещё и автор своего образования и своей жизни!

8 сентября 2017, 19:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Скопировать ссылку

АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Умная школа

Центр разработки образовательных систем «Умная школа» открывает этот блог для учителей, родителей, директоров школ, представителей сообщества приемных семей и органов опеки – для всех, кто интересуется настоящим, будущим школьного образования и просто любит российскую школу.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

13 стандартов для школы будущего / Newtonew: новости сетевого образования

Бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик не раз высказывал необычные идеи. Он отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал [email protected]

Люди 2014 года, пишет Хик, настороженно относятся к классам, в которых используются новые технологии и персонализированное обучение. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать. Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.

Обучение, образование, учебные планы – в том виде, в котором они будут нам нужны – не смогут удержаться на плечах одного учителя. Или двух. Или даже десяти. Я надеюсь, что к 2024 году у нас будет что-то очень человечное и абсурдно прекрасное – то, о чем мы сейчас даже не можем подумать.

Используя свои знания о состоянии системы образования и идеи о том, как её улучшить, Хик обозначил 13 пунктов, которые, по его мнению, будут минимальным стандартом для школ через десять лет:

*ИИ - искусственный интеллект

Источник: [email protected]

1. Каждый класс будет «опубликован»

Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников - будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

2. Ученики перестанут быть анонимными

С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании – учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.

3. У каждого ученика будет своя социальная сеть

Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.

Источник: Wikipedia.

4. Все тексты будут адаптированы

Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

5. В каждой школе будет хороший интернет

В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.

6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы

Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.

7. Поисковики умрут, исследования возродятся

Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.

Источник: Jisc.

8. Учителями будут восхищаться

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

9. Репутация школы будет значить меньше

Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.

10. Искусственный интеллект (как Siri, только умнее) станет основой педагогики

Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.

Источник: Flickr.

11. Обычное и электронное обучение будут едины

Обычное и электронное обучение будут настолько переплетены друг с другом, что их невозможно будет разделить.

12. Электронные портфолио станут актуальным образцом работы

Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение.

13. Студенты будут иметь неограниченный выбор

Они смогут выбирать из различных учебных моделей, учебных планов и возможностей совместной работы то, что будет им нужно. Этот выбор обусловит соревновательный элемент, вовлечение учеников и развитие их индивидуальных качеств, что, в свою очередь, приведёт к дальнейшим инновациям в образовании.

Хотя идеи Хика довольны интересны, они кажутся неосуществимыми. По крайней мере, в такие короткие сроки. Как ни крути, сфера образования довольно консервативна, а изменения, которые предсказывает Терри Хик – слишком существенны. Использование искусственного интеллекта в образовании и взаимопроникновение обычных и электронных классов, возможно, будет осуществлено в ближайшее десятилетие. Но, скажем, электронные портфолио и отказ от системы один учитель - один класс? Это кажется довольно невероятным. 

К тому же тот факт, что практически за каждым шагом ученика будет следить, в перспективе, любой человек, немного пугает. С одной стороны, автоматически составляющееся электронное портфолио экономит время и бумагу. С другой – школьники могут потерять право на ошибку. Сейчас их пугают тем, что если они не сдадут ЕГЭ, они не смогут поступить в университет, и у них не будет никаких перспектив. Если верить идеям Хика, через десять лет всё будет ещё хуже.

А вот перспективы выбирать свой собственный учебный план и даже учителя кажутся интересными. Не знаю, насколько это осуществимо в наших условиях, но если такая система действительно будет работать, насколько это облегчит жизнь провинциальным школьникам.

В целом, идеи Хика, как всегда, революционны. Осталось подождать десять лет и узнать, что из этого действительно сбудется.

Если вам показались интересными идеи Хика, вы можете также прочесть его 26 вопросов, которые нужно задать ученикам в первую неделю обучения.

По материалам [email protected]

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Какой Вы видите школу будущего?

Рейтинг Подробности Автор: Фисанов Владимир Сергеевич

Известно, что школы существовали на Руси еще в древности. Так, в "Повести временных лет" впервые упоминается о школе в Киеве, основанной Владимиром, крестившим Русь в 988 году. "Владимир же был рад, что познал бога... И поставил церковь во имя святого Василия на холме" Когда отданы были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: "В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых". Школы в те времена существовали только в стенах церквей, а учителями были священники. Многое изменилось с тех пор: появились техника, развиваются технологии, человечество взошло на новую ступень развития с новыми ценностями, новой культурой. Всё это стало возможным лишь благодаря накоплению знаний и умений, которые передавались из поколения в поколения, от отца к сыну, от учителя к ученику. В современном мире знания и грамотность возымели совершенно другое значение, именно поэтому школы существуют по сегодняшний день, совершенствуясь и неся все новые и глубокие познания. Современная школа - место, где люди не только получают знания, но и непрерывно общаются, учатся слушать и понимать друг друга, учатся решать проблемы и принимать важные решения. Войдя в школу шестилетним малышом, не знающим ничего о жизни и мире, окружающем его, о процессах, происходящих ежесекундно и веками, человек выходит из её стен взрослым, осознающим свое место и предназначение и готовым принять новую, взрослую жизнь. Поэтому с уверенностью можно сказать, что школа - это дом, в котором человек познает себя, свои возможности, совершенствуется в разных областях и приобретает бесценные навыки и умения. Школа - это место, где люди находят верных спутников жизни - друзей, где совершаются первые глупости и принимаются первые серьёзные решения. Какой же я вижу школу будущего? Что в ней должно быть, а чего нет… ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО ШКОЛЫ Без сомнения это тема, на которую легче всего фантазировать. Единственное на чем хотел бы остановиться, это на следующей мысли, каких учеников мы с вами хотим взрастить в школе, такова должна быть и архитектура здания, и планировка территории, и дизайн классов. ШКОЛА ДЛЯ РАДОСТИ К сожалению, наша образовательная система слишком сильно увлеклась результатами: выдачей дипломов, подготовкой к вузу, направленностью на выбор профессии, специальности, на развитие конкурентоспособности чуть ли не с начальной школы. При этом мы совершенно забыли, что в педагогике нельзя все мерить результатами — процесс часто важнее. Из школы ушло творчество — его вытеснили в разряд дополнительного образования, заменив развитие личности натаскиванием ребенка на результат. Я думаю, учиться нужно, не для того чтобы поступить в вуз и потом получить престижную работу, а просто так, ради удовольствия. Буквально: школа нужна для радости детям. По-моему, стоит предусмотреть разбиение предметов на уровни, и выставлять оценки за пройденные уровни. Если человек из всей математики прошел только элементарную арифметику и собирается поступать в консерваторию, его знаний по математике хватит. Главное — что оценки должны стоять честные. ГОТОВИТЬ К ЖИЗНИ По моему мнению, какая бы школа ни была, в будущем в ней должны быть совершенно иные стимулы к получению знаний — минимальная роль оценки, гибкая система преподавания. В школе должна сложиться безотметочная система оценивания на содержательной основе, то есть без условных сигналов, угроз, штрафов, стендов успеваемости и прочего. Классное руководство, ведение документации, работа с родителями, организаторские обязанности и многое другое — все это делает из учителя многостаночника, мешает ему совершенствоваться как учителю-профессионалу. Необходимо строгое разделение функционала. Думается, выражу общее мнение: учитель давно перестал быть уникальным источником знаний — дело здесь даже не столько в престижности профессии, сколько в быстро меняющемся обществе. Поэтому детей нужно учить самостоятельности — и в отношении работы с информацией, и умению быстро ориентироваться, и в смысле поиска своего места в жизни. Миссия „школы будущего“ должна заключаться не в том, чтобы напичкать детей информацией или дать базовые знания, а в том, чтобы подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать социальной мобильности своих выпускников, адекватности их возможностей требованиям времени. БИБЛИОТЕКА В МОРЕ ИНФОРМАЦИИ Зачем вообще сегодня в школе учебник у каждого ученика? К сожалению, многие учителя ориентируют учеников не на предмет, а на учебник. Типа: «Прочитайте в учебнике определение ХХХ. Теперь вы знаете, что такое ХХХ». Учебник становится костылями для учителя, облегчающими ему жизнь и скрывающими неспособность передвигаться самостоятельно. А что если в будущем единый учебник заменить раздаточным материалом, который педагог должен готовить к каждому занятию. Это позволит школе сэкономить массу денег, а учителям — обеспечить „индивидуальную траекторию учебного процесса“, о необходимости которой сейчас так много говорят. Сейчас повсюду говорят о несовершенстве школьных библиотек, о необходимости переходить на новые формы работы. Выходом из ситуации может стать появление квалифицированных библиотекарей — не тех, кто просто выдает книжки, а библиотекарей-педагогов, библиотекарей-психологов, которые помогут ребенку выбрать то, что ему будет полезнее, что будет его развивать, а не развлекать. ВОПРОС ТЕХНИКИ Конечно, одним из важных условий создания „школы будущего“ станет использование информационных технологий, отвечающих веяниям времени. Возможно в будущем, единая информационная среда среднего образования поможет реализовать многие идеи, которые раньше считались утопическими. Например, идею межпредметного сотрудничества. Ученик написал сочинение по истории, и если оно будет вывешено на сайте, его прочтут, и будут комментировать все учителя, а не только один-единственный историк. Хорошо оборудованный лекционный зал — с мультимедиа-проектором, большим экраном, выходом в интернет — есть далеко не в каждой школе. Но там, где он есть, перед учителями и школьниками открываются широчайшие возможности. Можно пользоваться материалами средств массовой коммуникации (видео, радио, телевидение, интернет, пресса), можно проводить дистанционные занятия, телемосты, интерактивные конференции. Профессия учителя всегда она была достойна уважения и почета. И я верю, что в школе будущего обучающая техника не заменит живого контакта с учителем. Никакой самый совершенный робот не добьется взаимопонимания с учеником. Он останется только накопителем информации, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ Я думаю, что роль учителя при увеличении доступа к информации не падает, а, наоборот, возрастает. Я верю, что в школе будущего будет востребован УЧИТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА, который в каждой определенной образовательной области будет заниматься не рутинным научением — его там заменит компьютер, а ТВОРЧЕСТВОМ, движением в неизвестное, что неподвластно искусственному интеллекту. Преподавание в школе должно строиться, прежде всего, через выстраивание отношений с детьми, смену модели обучения на более свободную, где упор делается на развитие навыков самостоятельного мышления, на всестороннее развитие личности. Диалог с современным ребенком должен строиться как с равным, с собеседником, с партнером. И в заключение, если попытаться вывести четкую математическую формулу школы своей мечты, то, по моему мнению, она была бы следующей — «Идеальная средняя школа = дети + (здание + оборудованные учебные кабинеты + средства обучения) + кадры х (квалификация + стремление) + мудрое руководство + атмосфера единства всех участников образовательного процесса. «Школа моей мечты — это школа, в которой ученики и учителя объединены общим процессом — саморазвития!»

  • < Назад
  • Вперёд >

teacher2010.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики