В Рыбинске спустили на воду "Комету" на крыльях нового поколения. Видео. Комета на подводных крыльях


Россия возобновила производство судов на подводных крыльях типа "Комета"

00:1317.06.2017

(обновлено: 10:48 17.06.2017)

6739083518

ИРАКЛИОН (Крит, Греция), 17 июн — РИА Новости, Геннадий Мельник. В России возобновилось производство судов на подводных крыльях типа "Комета", она готова поставлять их за рубеж, заявил РИА Новости министр транспорта Максим Соколов. Он участвовал во встрече сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.

Черноморское побережье. Архивное фотоВдоль Черноморского побережья вновь будут курсировать пассажирские "Кометы"

На вопрос, возобновились ли продажи "Комет" Греции, которая закупала подобные судна 30 лет назад и интерес к которым есть, Соколов ответил: "Продажи ещё нет, а вот производство "Комет" возобновилось".

"Мы ее даже назвали красивым именем "Чайка", потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полёта в космос был "Чайка". Поэтому эта "Комета" получила название "Чайка". Сейчас она почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт, по-моему, ещё открыт", — сказал Соколов.

По его словам, Рыбинский завод готов производить ещё и ещё такие суда.

Президент России Владимир Путин. Архивное фотоПутину нравится идея запуска кораблей с подводным крылом между Сочи и Ялтой

Комментируя информацию, что Греция обсуждает закупки "Комет" на Алексеевском заводе, министр ответил: "Мы будем рады. И хотя судостроение — это компетенция министерства промышленности, я как министр транспорта и как сопредседатель смешанной комиссии готов поддержать любые предложения со стороны Греции".

Как стало известно РИА Новости, АО "Судоремонтный завод "Вымпел" сотрудничает с греческой компанией "Аргонавтики плоес" по вопросу строительства и передачи морских пассажирских судов на подводных крыльях "Комета 120М". В настоящее время ведутся переговоры с потенциальным греческим заказчиком по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, в котором отражены основные условия будущего договора на строительство четырех единиц судов скоростных на подводных крыльях СПК "Комета 120М". Стоимость одного судна превышает 6 миллионов евро.

ria.ru

Судно на подводных крыльях "Комета"

Судно на подводных крыльях "Комета"

Длина готовой модели: 35 см Количество листов: 12 Формат листов: A4

Описание, история

Комета — серия морских (первый в этом классе) пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на феодосийском судостроительном заводе «Море»(всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

 

КометаОсновная информацияПараметрыТехнические данные
 
 
Тип Судно на подводных крыльях
Государство СССР
Класс М
Верфь «Море»
Введено в эксплуатацию 1962 год
Длина 35,1 м
Ширина 11,0 м (наибольшая)
Высота ? м (при стоянке)7,8 м (при ходе на крыльях)
Средняя осадка 3,6 м (при стоянке)1,7 м (при ходе на крыльях)
Водоизмещение 41,2 (порожнее)58,3 (полное)
Силовая установка 2 дизельных M-401А, 1 вспомогательный дизель-генератор-компрессор-насос
Винты 2
Мощность 1100 л.с.
Скорость 60 км/ч (максимальная)55-57 км/ч или 30 узлов(эксплуатационная)
Автономность плавания 600 км
Экипаж 5 чел.
Пассажировместимость 120 человек (в зависимости от модификации)

История создания

В СССР первые Попытки создания судна на подводных крыльях (СПК) относятся к началу 30-х годов. Их авторами являются ученые ЦАГИ В.Г.Фролов и А.Н.Владимиров, которые в период 1933 - 1937 гг. проводили экспериментальные исследования подводных крыльев в гидроканале ЦАГИ. В 1934 году они разработали компоновку судна на двух подводных крыльях и построили его самоходную модель ЭГО-1 массой 300 кг. При помощи двигателя 10 кВт модель развивала скорость 32 км/час. Устойчивость хода на модели достичь не удалось. В это же время известными советскими учеными М.В.Келдышем, Н.Е.Кочиным, М.А.Лаврентьевым, Л.И.Седовым и Л.Н.Сретенским были выполнены фундаментальные теоретические исследования гидродинамики подводных крыльев, позволившие объяснить механизм и закономерность возникновения и изменения подъемной силы вблизи поверхности воды.

В 1941 году на заводе "Красное Сормово" начал работы по созданию СПК выпускник кораблестроительного факультете Горьковского индустриального института Ростислав Евгеньевич Алексеев, темой дипломного проекта которого был торпедный катер на подводных крыльях и его пассажирский вариант. Увлеченный идеей создания СПК, Алексеев при поддержке руководства завода развернул активную научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность по реализации своих дипломных разработок и идей, связанных с созданием СПК. По результатам работ, в ходе которых были созданы современная экспериментальная база скоростной гидродинамики, построены и испытаны многочисленные несамоходные и самоходные модели СПК с различными конструкциями подводных крыльев, Р.Е.Алексеев в 1944-1945 годах предложил выдающуюся идею использования в СПК малопогруженных (глубина погружения 15-30% хорды) подводных крыльев, получившую статус изобретения.

Впервые это изобретение было практически реализовано Алексеевым в 1947 году, когда по его проекту завод "Красное Сормово" поставил на подводные крылья советский серийный глиссирующий торпедный катер ТКА 123 бис. В заключении государственной комиссии по приемке этого катера с подводными крыльями отмечено, что "впервые в Советском Союзе создан совершенно новый боевой тип торпедного катера - катер на подводных крыльях, превосходящий его бескрылый вариант на 10(!) узлов по скорости (с 90 до 110 км/ч) и на 2(!) балла по мореходности (с 3-х до 5-ти баллов)".

В 1951 году за это выдающееся достижение Р.Е.Алексеев и ведущие специалисты его конструкторского коллектива - Н.А.Зайцев, И.И.Ерлыкин, Л.С.Попов - были удостоены Сталинской премии. В 1949 под руководством Р.Е.Алексеева разработал проект первого речного пассажирского СПК на малопогруженных подводных крыльях на 60 человек со скоростью 70 км/ч. Однако, по режимным соображениям разрешение на его создание Алексеев получил лишь в 1956 году.

В 1956 году, т.е. спустя семь лет после разработки первого своего проекта СПК, Р.Е.Алексеев получил разрешение и разработал свой второй проект речного пассажирского теплохода на малопогруженных подводных крыльях, названный "Ракета", на 66 пассажиров со скоростью 65 км/ч. Он был построен и сдан в эксплуатацию в 1957 году. С этого времени берет начало эра отечественных СПК, наиболее известными из которых являются: теплоход "Ракета" (1957 год), катер "Волга" (1958 г, 5 мест, скорость 60 км/ч), теплоходы "Метеор" (1958 г, 128 мест, 65 км/ч), "Комета" (1959 г, 118 мест, 65 км/ч), "Беларусь (1962 г, 40 мест, 55 км/ч), "Колхида" (1970 г, 120 мест, 60 км/ч), "Восход" (1970 г, 60 мест, 60 км/ч).

За создание и внедрение в народное хозяйство пассажирских судов на подводных крыльях группе ведущих специалистов ЦКБ по СПК: Алексееву Р.Е., Зайцеву Н.А., Маскалику А.И., Зобнину Б.А., Сушину Г.В., Шапкину И.М., Ерлыкину И.И., Попову Л.С., Васину А.И., Рябову К.Е. и капитану ВОРП Полуэктову В.Г. в 1962 году присуждена Ленинская премия.

Для СПК экономически целесообразная скорость движения ограничена величиной около 100 км/час.(в современных спк военного назначения скорость ограничена 180 км/час) Такое ограничение вызвано проблемой кавитации подводного крыла (кипение воды вследствие разрежения в зоне обтекания крыла), которая резко снижает его гидродинамические характеристики. И хотя на созданных под руководством Р.Е.Алексеева судах на малопогруженных подводных крыльях удалось достичь скоростей до 140 км/час при бескавитационном обтекании крыла, СПК оказались мало перспективными для дальнейшего повышения скорости. Это стало одной из основных причин активизации работ Р.Е.Алексеева по поиску нового принципа движения судов, свободного от отмеченных основных недостатков (волновой и кавитационный барьеры). Исключить влияние этих факторов оказалось возможным, только исключив контакт

modelik.ru

История советских судов на подводных крыльях : paradoxov

«Буревестник», «Спутник», «Комета» и «Метеор» – названия этих советских судов рождали романтические мысли о полёте. Хотя речь шла только о речной поездке. Впрочем, сложно сказать, поездка на судне на подводных крыльях – это и плавание, но в нём есть нечто от полёта. Эти суда, которые в общем виде, именовались ракетами и могли достигать скорости в 150 км/ч (перевозя до 300 пассажиров), были таким же символом СССР 60-х – 80-х годов, как и настоящие космические ракеты, которые бороздили Большой театр космические просторы.

Тяжёлый экономический кризис (если не промышленная катастрофа) 90-х привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось. Сейчас давайте вспомним краткую историю этих необычных судов.

Принцип движения этих судов был двойным. На малой скорости такое судно идёт как обычный корабль, то есть за счёт выталкивающей силы воды (привет Архимеду). Но когда развивает высокую скорость, то за счёт имеющихся у этих судов подводных крыльев возникает подъёмная сила, которая и поднимает судно над водой. То есть судно на подводных крыльях это и судно, и как бы самолёт одновременно. Только летает он «нызенько».

Возможно самым изящным высокоскоростным судном на подводных крыльях был т.н. газотурбоход «Буревестник». Он был разработан ЦКБ СПК Р.Алексеева в городе Горький и при длине в 42 метра мог достигать расчётной скорости 150 км/ч (правда данных о том, что судно когда-либо достигало такой скорости, нет).

Первое (и единственное) экспериментальное судно «Буревестник» было построено в 1964 году.

Оно эксплуатировалось в Волжском пароходстве на Волге по маршруту Куйбышев – Ульяновск – Казань – Горький.

Особую эффектность этому судну придавали два авиационных газотурбинных двигателя по бокам (такие двигатели использовались на самолёте ИЛ-18).

В таком судне путешествие и в самом деле должно было напоминать полёт.

Особым изяществом отличалась капитанская рубка, дизайн которой напоминал дизайн футуристических американских лимузинов 50-х годов (на фото внизу, правда, рубка не «Буревестника», но примерно такая же).

К сожалению, проработав до конца 70-х годов, уникальный 42-метровый «Буревестник» был списан по износу, так и оставшись в единственном экземпляре. Непосредственной причиной списания стала авария 1974 года, когда «Буревестник» столкнулся с буксиром, сильно повредив один бортов и газотурбинный двигатель. После этого восстановлен он был, что называется, «кое-как» и через какое-то время его дальнейшую эксплуатацию сочли нерентабельной.

Другой разновидностью судов на подводных крыльях был «Метеор».

«Метеоры» были поменьше «Буревестника» (34 метра в длину) и не такие скоростные (не более 100 км/ч). Метеоры производились с 1961 по 1991 года и кроме СССР поставлялись также в страны соцлагеря.

Всего было построено четыре сотни теплоходов этой серии.

В отличие от авиационных движков «Буревестника», «Метеоры» летали при помощи дизельных двигателей, приводящих в движение типичные для судов гребные винты.

Панель управления судна:

Но самым знаменитым судном на подводных крыльях следует признать, наверное, «Ракету».

Впервые «Ракета» была представлена в Москве в 1957 году на Международном фестивале молодёжи студентов.

Сам лидер СССР Никита Хрущёв тогда выразился в том духе, что, мол, хватит плавать по рекам в ржавых ваннах, пора путешествовать стильно.

Впрочем, тогда по Москве-реке ходила только первая экспериментальная «Ракета» и после фестиваля она была отправлена в опытную эксплуатацию на Волгну на линию Горький–Казань. Расстояние в 420 км судно преодолевало за 7 часов. Обычное судно шло по тому же маршруту 30 часов. В итоге опыт был признан удачным и «Ракета» пошла в серию.

(предлагаю также ознакомиться с очень интересным материалом про создание «Ракеты»)

Ещё одно из известных советских судов – «Комета».

«Комета» представляла из себя морской вариант «Метеора». На этой фотографии 1984 года две «Кометы» в морском порту Одессы:

«Комета» была разработана в 1961 году. Серийно производились с 1964 по 1981 года на Феодосийском судостроительном заводе «Море». Всего было построено 86 «Комет» (в том числе 34 на экспорт).

Одна из доживших до наших дней «Комет» в ярком оформлении:

К началу 70-х годов «Ракеты» и «Метеоры» уже считались устаревшими судами и им на смену был разработан «Восход».

Первое судно серии было построено в 1973 году. Всего было построено 150 «Восходов», часть которых пошла на экспорт (Китай, Канаду, Австрию, Венгрию, Нидерланды и др). В 90-х годах производство «Восходов» было остановлено.

«Восход» в Нидерландах:

Из других типов судов на подводных крыльях стоит вспомнить «Спутник».

Это был воистину монстр. На момент постройки первого судна «Спутник» (октябрь 1961 года) это было самое большое в мире пассажирское судно на подводных крыльях. Его длина составляла 47 метров, а пассажировместимость – 300 человек!

«Спутник» сперва эксплуатировался на линии Горький – Тольятти, но потом из-за своей низкой посадки был переведён в низовья Волги на линию Куйбышев – Казань. Но на этой линии он проходил всего три месяца. В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Сперва его хотели разрезать на металлолом, но потом решили установить на набережной Тольятти. «Спутник» был поставлен рядом с речным вокзалом, где в нем разместилось кафе с одноимённым названием, которое своим видом продолжает радовать (или пугать) жителей Автограда (пруф).

Морской вариант «Спутника» назывался «Вихрь» и предназначался для плавания при волне до 8 баллов.

Также стоит вспомнить судно «Чайка», которое было создано в единичном экземпляре и брало на борт 70 пассажиров, но зато развивало скорость до 100 км/ч

Ещё из редких нельзя не отметить «Тайфун»…

…и «Ласточку»

Рассказа о советских судах на подводных крыльях был бы неполным без рассказа о человеке, который посвятил свою жизнь созданию этих судов.

Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916–1980) – советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР.

К идее судов на подводных крыльях он пришёл во время работ в ходе войны (1942) по созданию боевых катеров. Его катера не успели принять участие в войне, но в 1951 году Алексеев за разработку и создание судов на подводных крыльях был удостоен Сталинской премии второй степени. Именно его коллектив в 50-х создал «Ракету», а затем, начиная с 1961 года, чуть ли не каждый год новый проект: «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход». В 60-х Ростислав Евгеньевич Алексеев начал работы по созданию т.н. «экранопланов» – судов для ВДВ, которые должны были парить над водой на высоте в несколько метров. В январе 1980 года при испытаниях пассажирского экранолёта, который должен был войти в строй к Олимпиаде-80, Алексеев получил тяжёлые травмы. От этих травм он скончался 9 февраля 1980 года. После его смерти к идее экранопланов больше не возвращались.

А сейчас предлагаю ещё немного фотографий этих безумно красивых судов на подводных крыльях:

Построенная в 1979 году «Комета-44» сегодня эксплуатируется в Турции:

Проект «Олимпия»

Проект «Катран»

Двухэтажный монстр «Циклон»

Кладбище судов возле Перми.

Бар «Метеор» в городе Канев (Украина)

Красный «Метеор» в Китае

Но даже сегодня эти суда проектов 60-х годов смотрятся вполне футуристично.

paradoxov.livejournal.com

Другая Комета...

На спуске судна руководством завода было сделано сообщение о предполагаемом строительстве серии из 20 таких судов и о создании компании-оператора "Морские скоростные пассажирские перевозки", которая будет организовывать перевозки на судах на подводных крыльях. После спуска на воду СПК "Комета 120М" должна отправиться в Крым для проведения испытаний на Черном море. Планируется, что СПК в 2018 году будет введено в эксплуатацию и начнет курсировать по маршруту Севастополь — Ялта.

Для того чтобы оценить масштаб этого события стоит обратиться к некоторым моментам истории создания морских пассажирских СПК подробнее. Как рассказывалось в предыдущих статьях, Р.Е. Алексеев сразу после начала серийного выпуска СПК "Ракета" перешел к проектированию судна в два раза большего, которое впоследствии получило название "Метеор". На первоначальных прорисовках "Метеор" выглядел, как большая "Ракета". Но в процессе проектирования стало ясно, что необходимо уходить от первоначальной архитектурно-компоновочной схемы. Кормовое расположение ходовой рубки при всех выгодах давало по носу обширную мертвую зону, кормовую центровку судну и ряд других негативных моментов. Поэтому при проектировании СПК "Метеор" была найдена архитектурно-компоновочная схема идеально соответствующая гидродинамической модели и впоследствии повторяющаяся из проекта в проект: расположение поста управления в первой трети корпуса, расположение машинного отделения в последней трети корпуса, авиационное деление по длине пассажирских салонов и многое другое.

Необходимо отметить, что создание морских СПК, ввиду большого количества морей вдоль границ СССР, а также внутренних водных путей разряда "М" на его территории, практически сразу стало одной из центральных задач Р.Е. Алексеева и его команды. При испытаниях СПК проекта 342Э "Метеор" в морских условиях в районе Феодосии наблюдались серьезные нарушения местной прочности корпуса, а также носового крыльевого устройства.

При ходе судна против волны с курсовым углом 45° в результате сильных ударов в носовую оконечность и мидель несколько пиллерсов и кницы у переборок, на которые опираются продольные ребра жесткости, потеряли устойчивость.

В районе носовой оконечности наблюдалась потеря устойчивости пиллерсов и раскосов, "свал" шпангоутов и продольных ребер жесткости (остаточные деформации в виде потери устойчивости плоской формы изгиба), а также потеря устойчивости книц на переборках. В месте резкого отрыва продольной связи кильсона были срезаны заклепки. Во время этих же испытаний был оторван закрылок носового крыльевого устройства.  

СПК проекта 10390 "Колхида" / Фото предоставлено Михаилом Францевым
Поэтому на базе проекта 342Э в 1962 году была разработана морская модификация этого проекта 342МС класса Регистра СССР (сейчас РМРС) Р4/1С (ПК прибреж.), получившая название "Комета". Всего построено более 125 единиц, очень много на экспорт в средиземноморские страны. Эти суда эксплуатируются в России до сих пор на Черном море и озере Байкал.

Следующим шагом Р.Е. Алексеева в области создания морских судов на подводных крыльях было проектирование и строительство в 1962 году морского экспресса СПК проекта 330 "Вихрь", который эксплуатировался до 1981 года и остался единственным опытным образцом.

Как было сказано в предыдущих статьях, в первой половине 1970-х годов прошлого века наступил второй этап создания отечественных СПК. К этому времени основные гидродинамические и прочностные модели, архитектурно-компоновочные и конструктивные схемы СПК были отработаны, шло устойчивое развитие этого типа судов. В стране было налажено производство основных комплектующих для СПК. Корпуса судов стали существенно более технологичными за счет изготовления их сваркой из прессованных панелей. На смену не слишком совершенным двигателям М50 пришли двигатели М400, М401, а потом М417, М470. Они имели меньший расход топлива и больший моторесурс. Был налажен их серийный капитальный ремонт на Тольяттинском СРМЗ.

На море в регулярную эксплуатацию выходят суда проекта 10390 "Колхида". Наиболее совершенным и крупным серийным СПК этого периода является морское СПК проекта 14600 "Олимпия".  

СПК проекта 14600 "Олимпия" / Фото предоставлено Михаилом Францевым
Рассмотрим проект 10390 (табл. 1). Пассажирское судно на подводных крыльях "Колхида" предназначено для морских скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток протяженностью до 300 миль при удалении от порта-убежища не более 50 миль (в закрытых морях 100 миль), а также перевозок по внутренним водным путям разряда "М".

Судно строилось с 1981 года по 1992 год по проекту 10390. Заводами-строителями были Судостроительный завод "Волга" (г. Горький) и Потийский судостроительный завод (г. Поти). Всего было построено более 40 единиц СПК типа "Колхида" за годы производства.

Они имеют цельнометаллический стреловидный обтекаемый корпус, объединенный с надстройкой по схеме "монокок", машинное отделение, расположенное в кормовой части корпуса, полуутопленную в надстройку ходовую рубку в носовой части, пассажирский салон, расположенный в носовой, средней и кормовой части корпуса. Носовой салон не имеет лобовых окон. Есть специальное помещение для багажа.

Суда данной серии обладали рядом усовершенствований по сравнению с СПК типа "Комета". В частности, корпус судна изготавливался из прессованных панелей с помощью аргонно-дуговой и точечной контактной сварки по клею.

Таблица 1

Технические характеристики судна на подводных крыльях "Колхида" проекта 10390 и 10391
Тип судна Судно на подводных крыльях
Год постройки головного судна 1981
Название головного судна "Колхида-1"
Место постройки Судостроительный завод "Волга"
Класс Российского морского регистра судоходства "КМ II. А3 пассажирское СПК"
Максимальное водоизмещение, т 74,0
Длина габаритная, м 34,4
Ширина габаритная, м 10,4
Высота корпуса, м 7,8
Осадка на плаву/на крыльях, м 3,2/1,4
Мощность главных двигателей полная, л.с. 2х1500 
Скорость хода в стоячей воде на подводных крыльях, км/ч 60
Максимальная скорость хода, км/ч 65
Пассажировместимость, чел. 148

Корпус СПК "Колхида" выполнен цельнометаллическим сварным, заодно с надстройкой из алюминиевого сплава АМг-61. Система набора смешанная, навесная. Шпация имеет размер 600 мм. Корпус обладает двойным дном. Он разделен десятью водонепроницаемыми переборками на девять отсеков, семь из которых являются отсеками плавучести. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух смежных отсеков.

Корпус и надстройка сварные. Фундаментные балки под главные двигатели выполнены сварными. В местах соединения с крыльевым устройством есть соответствующие подкрепления. Надстройка включена в состав эквивалентного бруса и участвует в общем изгибе.

Рубка расположена на крыше надстройки, имеет круговой обзор. В пассажирском салоне, разделенном на три части – носовую, среднюю и кормовую, – установлены ряды пассажирских сидений. В задней части средней части пассажирского салона расположен камбуз, предназначенный для разогрева пищи. Сразу за ними расположено машинное отделение. У кормовой переборки машинного отделения расположены санузлы. Из средней части пассажирского салона в кормовую ведет коридор, проходящий над машинным отделением, имеющий открытые боковые стенки и обтекаемую крышу. Этот коридор используется в качестве прогулочной палубы. Из этого же коридора имеется вход в МО.  

СПК проекта 10391 "Колхида-М" ("Катран") / Фото предоставлено Михаилом Францевым
Посадка/высадка пассажиров осуществляется с бортовых площадок, расположенных в носовом пролете, которые одновременно являются защитным ограждением носового крыльевого устройства. Здесь же располагаются швартовные устройства.

Гидродинамический комплекс судна включает обводы корпуса, крыльевое устройство и движители в виде двух гребных винтов, расположенных ниже кормового подводного крыла. Форма носа теплохода клинообразная, с сильно наклоненным форштевнем, корма транцевая, днище имеет килеватость. При сопряжении днища с корпусом образуется острая скула. На днище расположены два редана: один не доходящий до киля в носовой части корпуса, другой клиновидный в районе выхода гребных валов. В районе дейдвуда расположен поперечный редан V-образной формы.

Крыльевое устройство состоит из носового, среднего и кормового крыльевого устройств. Носовое и кормовое крылья изготовлены из нержавеющей стали Х18Н10Т. Среднее крыло сварное, из сплава АМг61. Профиль крыла плоско-выпуклый с заостренной входящей кромкой. Носовые крылья V-образные в плане. Крылья крепятся к корпусу стойками. У носового крыла по две из них расположены по бортам и одна в ДП. Для кормового крыла в дополнение к бортовым стойкам в качестве промежуточных опор использованы кронштейны гребных валов.

Таблица 2

Технические характеристики судна на подводных крыльях "Комета 120М"
Тип судна Судно на подводных крыльях
Класс Российского морского регистра судоходства "КМ II. А3 пассажирское СПК"
Водоизмещение полное, т 73,0
Водоизмещение порожнем, т 58,0
Длина габаритная, м 35,2
Ширина габаритная, м 10,3
Высота, м 11,8
Осадка на плаву/на крыльях, м 3,5/1,1
Мощность главных двигателей полная, л.с. 2х1500 
Скорость хода в стоячей воде на подводных крыльях, км/ч 60
Максимальная скорость хода, км/ч 65
Пассажировместимость, чел. 120

Стойки крыльев выполнены разъемными. Нижняя часть стоек приварена к плоскости крыла, а верхняя крепится болтами к корпусу. Соединение стоек на фланцах – болтовое. На бортовых стойках носового крыла расположены щитки-закрылки, служащие для улучшения остойчивости в момент выхода на крылья. При необходимости угол установки закрылков может быть изменен. В качестве движителей применены два многолопастных гребных винта, имеющих большое дисковое отношение.

В машинном отделении установлено два V-образных, 12-цилиндровых, двигателя М470 с номинальной частотой вращения коленчатого вала 1800 об./мин., работающих на гребные винты.

Теплоходы "Колхида" комплектовались радионавигацией и спасательными устройствами по нормам, предусмотренными Правилами Регистра СССР. Суда, работающие на внутренних водных путях, укомплектованы радионавигацией и спасательными устройствами по нормам, предусмотренными Правилами Речного Регистра. Состав экипажа — 3 человека. СПК "Колхида" отличаются высокими характеристиками обитаемости.

Более чем тридцатилетний опыт эксплуатации пассажирских СПК типа "Колхида" подтвердил те положительные качества, которые были заложены в проект судна. Практически одновременно с началом серийной постройки СПК "Колхида" поставлялись на экспорт.

Основные достоинства судов на подводных крыльях типа "Колхида", подтвержденные опытом эксплуатации, это сочетание высокой скорости, высокой мореходности, необходимой прочности конструкции, достаточной пассажировместимости и высокого комфорта. Теплоходы типа "Колхида", до настоящего времени находящиеся в эксплуатации на территории России, демонстрируют высокие характеристики долговечности.  

СПК "Бирюза-120" общий вид (проектное предложение) / Фото предоставлено Михаилом Францевым
За последние двадцать лет на вторичном рынке Греция и ряд других стран скупили на постсоветском пространстве подавляющее большинство судов на подводных крыльях, в том числе и типа "Колхида". СПК типа "Колхида" в разное время эксплуатировались в Италии, Греции, Польше, Вьетнаме, Хорватии, Танзании, Таиланде, Панаме.

Модернизацией "Колхиды" являются разработанные Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева проекты судов "Колхида-М" и "Катран". От базового проекта эти суда отличаются наличием двух дизельных двигателей MTU 12V396TC82 мощностью 1260 л.с. каждый. Всего по проекту "Катран" построено 4 судна, работающих на скоростных линиях на Черном и Адриатическом морях. Из них 2 судна "Сифлайт-1" и "Сифлайт-2" с 2008 года совершали регулярные рейсы по маршруту Анапа — Сочи (Анапа — Новороссийск — Геленджик — Сочи) и с 2009 года по маршруту Анапа — Ялта.

А теперь рассмотрим эксплуатационные характеристики вновь построенного СПК "Комета 120М" (табл. 2). При внимательном рассмотрении можно увидеть почти полное совпадение с характеристиками СПК проекта 10390 "Колхида", модернизированного двигателями MTU до проекта "Катран". В чем тут дело?  

СПК "Бирюза-120" разрез по ДП (проектное предложение) / Фото предоставлено Михаилом Францевым
Известно, что в самом начале 2000-х годов АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева" (Нижний Новгород) разработало два проектных предложения: СПК "Бирюза-120" и СПК "Бирюза-200". Если СПК "Бирюза-200" не имеет аналогов среди построенных судов, то СПК "Бирюза-120" воспроизводит СПК проекта 10391 "Колхида-М" ("Катран") очень близко.  
СПК "Бирюза-120" вид сверху (проектное предложение) / Фото предоставлено Михаилом Францевым
В рекламной брошюре СПК "Комета 120М" говорится, что это СПК создано на базе многолетнего опыта эксплуатации СПК "Комета", "Колхида" и "Катран".  
СПК "Комета 120М" вид сверху (рекламный проспект) / Фото предоставлено Михаилом Францевым
И это абсолютная правда: по своим характеристикам новое судно — это и есть СПК "Катран". Кроме одного существенного момента. СПК "Комета 120М" (СПК "Бирюза-120"?) имеет архитектурно-компоновочную схему близкую архитектурно-компоновочной схеме СПК проекта 340 "Ракета". Что делать с тем известным специалистам фактом, что сам Р.Е. Алексеев забраковал данную архитектурно-компоновочную схему для СПК размерностью, большей, чем СПК "Ракета", и никогда больше к ней впоследствии не возвращался, даже создавая суда, имеющие близкие или меньшие главные размерения (например, СПК проекта 1709 "Беларусь")?  
Архитектурно-компоновочная схема СПК проекта 340 "Ракета" / Фото предоставлено Михаилом Францевым
Что делать с тем общеизвестным фактом, что АО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева" после смерти Р.Е. Алексеева в 1980 году никогда не создавало суда, имеющие похожую архитектурно-компоновочную схему? Зачем же тогда ее применили на СПК "Бирюза-120" (СПК "Комета-120М")? За все время, которое прошло с момента, когда общественности стало известно о постройке нового СПК в Рыбинске, никем и никогда на этот вопрос не было дано удовлетворительного ответа.

Как поведет себя судно с распределением масс, кардинально отличающимся от традиционного и многократно отработанного распределения масс СПК проектов прошлых лет? Что будет с его динамической остойчивостью при ходе на крыльях и при переходных режимах на черноморской волне? Как на нем будет восприниматься качка, если про СПК проекта 340 "Ракета" известно, что ее мореходность в ряде эксплуатационных случаев оставляет желать лучшего?

Не торопятся ли новые владельцы АО СЗ "Вымпел", отправляя вновь построенное судно для испытаний на Черное море, расположенное на существенном удалении от завода?

Не выдают ли они желаемое за действительное, делая ставку на это СПК, не дожидаясь результатов опытной эксплуатации? А вдруг, как многие его предшественники, СПК "Комета 120М" останется существовать в единственном экземпляре?

Проектные характеристики и эксплуатационные особенности пассажирских судов на подводных крыльях, а также описания материалов, из которых эти суда изготовлены, почерпнуты из научно-технических отчетов по НИР, выполненной МГТУ им. Н.Э. Баумана по шифру "Сибирь" по государственному контракту № 13411.1007499.09.082 от 18.11.2013 г. с Министерством Промышленности и Торговли России по технологическому направлению № 3 "Концептуальные проекты морской техники" ("Новый облик") Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы, мероприятие № 3.3.2 "Скоростные пассажирские суда", а также по ПНИ, выполненному МГТУ им. Н.Э. Баумана по теме "Разработка конструктивных и технологических решений надстройки из полимерных композиционных материалов для скоростного пассажирского судна на подводных крыльях с повышенными технико-экономическими характеристиками" по соглашению о предоставлении субсидии № 14.577.21.0103 с Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы", которыми автор руководил.  

Михаил Францев, инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук

www.korabel.ru

В чем разница между Ракетой, Кометой и Метеором? - водный транспорт - Каталог статей

Недавно мой френд kot_or_osl писал про Ростислава Алексеева. Хороший пост, хорошие экранопланы. Но задал я тогда вопрос, ответ на который был заведомо неверный... "В чем же разница между Ракетой, Кометой и Метеором?" - Спросил я... И наступила тишина. Решил я разобраться - и вот результат поверхностного знакомства, благо времени много, а моделить все равно не получается... Итак:

1. РАКЕТА

Речной теплоход на подводных крыльях. Выпуск начался в 1957 году и продолжался до конца 70-х. Выпущено было около 400 машин. Отличительной особенностью "Ракет" стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. Более нигде такой площадки не было...

  

Конечно, разработана "ракета" была в КБ Алексеева. И, кстати, мы стали называть "ракетой" любой корабль на подводных крыльях. Да, да - получилось что-то типа ксерокса. Только советское :-) Кстати - крейсерская скорость "Ракеты" (не путать с максимальной паспортной! Об этом ниже!) составляет 70 км/ч.

2. МЕТЕОР

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 г. В отличии от «Комет» использовались они для речных круизов, а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. Крейсерскяа скорость "Метеора" - 90 км/ч, максимальная - 120 км/ч. Вообще не путаем – согласно ГОСТам максимальной скоростью теплоходов такого класса считается скорость отрыва от воды, то есть «выхода на крыло». И она колеблется от 50 до 80 км/ч, хотя крейсерская скорость значительно выше.

   

Использовались, да и до сих пор используются круизные версии этих теплоходов. Их отличает повышенная комфортность. Вот примеры таких "Метеоров":

 

Интересно, что первым капитаном СПК «Метеор» стал прославленный лётчик, Герой Советского Союза, Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

3. КОМЕТА

«Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись ленинградским заводом Звезда. 

  

4. ВОСХОД

«Восход» - название типа судов, создававшихся для замены более старых типов — «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом "Звезда" и заводом "Барнаултрансмаш". В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию. 

  

Что интересно - в Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсеном. Поездка занимает полчаса. Эта переправа интегрирована с системой междугородных автобусов (фирма Connexxion является оператором общественного транспорта, в первую очередь — автобусов), она даже имеет свой номер — маршрут № 419, однако в целях рекламы Connexxion называет эту переправу Fast Flying Ferries.

5. ПОЛЕСЬЕ

"Полесье" - тип пассажирского судна для неглубоких водоёмов, предназначенный для скоростных пассажирских перевозок в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов. Корпус выполнен из алюминиево-магниево сплава. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового крыльев. Переднее крыло имеет стреловидную в плане форму. Разработчиком судна КБ Р.Алексеева не является.

 

6. БУРЕВЕСТНИК

«Буревестник» - одно из самых красивых судов серии СПК, являющееся настоящим шедевром инженерной мысли, обладающее фантастическим обликом и скоростью. «Буревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.

  

7. СПУТНИК

«Спу́тник» — советское речное судно на подводных крыльях. Не был запущен в серию, единственный опытный экземпляр изготовлен в 1961 году, проработал около 4 лет, после чего был списан и установлен на постаменте в Тольятти. Автором проекта являлся известный советский конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Алексеев.Сначала он эксплуатировался на линии Горький — Тольятти. В 1965 году его перевели на линию Куйбышев — Казань. Объяснением для перевода стал факт глубокой осадки судна, что не позволяло эффективно использовать его в верховьях Волги. Однако эту навигацию судно уже не закончило, в Тольятти оно проходило всего три месяца. 4 двигателя потребляли очень много горючего и эксплуатация его оказалась крайне убыточной. Кроме того, от четырёх работающих дизелей исходила сильная вибрация, приводившая к частым поломкам.

  

В одном из рейсов судно столкнулось с топляком, после чего несколько лет простояло в судоремонтном заводе. Серьёзно пострадал один из двигателей, а на покупку нового средств не было. Судно оставалось на плаву, но потеряло ход и не поднималось на крыло. Предлагалось разрезать его на металлолом, но было принято другое решение. Судно установили на постаменте на набережной в Тольятти.

8. ЧАЙКА

Теплоход "Чайка" предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 400 км.

  

Вот такое получилось краткое исследование. И ведь это далеко не все, мы не затронули очень много типов.Я просто приведу тут фотографии...

ЛАСТОЧКА

 

КАТРАН

ЦИКЛОН

ТАЙФУН

И НА ЗАКУСКУ - ЗАРЯ. Я не могу не описать его, хотя крыльев там нет.

Пассажирский глиссер. Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных глиссирующих речных судов с водомётным движителем для перевозки пассажиров и их багажа по малым рекам в светлое время суток. Вместимость 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека. Скорость движения 40-45 км/ч.

logistic.clan.su

Новая "Комета" на подводных крыльях запущена в России

В Ярославской области в Рыбинске на заводе "Вымпел" торжественно спустили на воду судно "Комета 120М" на подводных крыльях проекта 23160. Это новое поколение таких судов, говорится в сообщении пресс-службы предприятия.

Судно на подводных крыльях Комета 120М. Спуск на воду

По традиции, во время церемонии спуска о борт разбили бутылку шампанского. В роли крестной матери "Кометы 120М" выступила первая в истории женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Для предприятия "Комета 120М" стала знаковой во всех отношениях: это вообще первое пассажирское судно, построенное здесь. До этого момента входящий в концерн "Калашников" завод специализировался на выпуске военных катеров, а также катеров и судов гражданского и специального назначения.

Создатели ""Кометы 120М" заявляют о высоком уровне комфорта для пассажиров. В частности, судно оборудовали современным механизмом уменьшения качки и климат-контролем. Безопасность достигается в том числе за счет новейших средств навигации и связи.

"Комета 120М" была спроектирована нижегородским "ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева". Заложили судно четыре года назад. Оно рассчитано на 120 пассажиров и предназначено для эксплуатации в акватории Черного моря. С 2018 года первая "Комета 120" должна курсировать между Севастополем и Ялтой. Согласно имеющимся планам, в ближайшее время специалисты построят пять "Комет", а в перспективе на Черное море поставят около порядка 20 единиц. К 2025 году линейка продукции гражданского назначения в портфеле заказов "Вымпела" должна возрасти до 30%.

Обозначение "Комета" хорошо знакомо специалистам судостроительной отрасли. Именно так назвали серию советских пассажирских теплоходов на подводных крыльях, которые начали эксплуатировать в 1962 году. Всего за все время построили 86 таких судов, из которых 34 СССР поставил на экспорт.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что в Рыбинске возобновлено производство теплоходов "Чайка". Судостроители готовы к заказам из-за рубежа.

Суда оснащены подводными крыльями "Комета". Как рассказал глава министерства транспорта РФ Максим Соколов, имя теплоходам подарила Валентина Терешкова, имевшая позывной "Чайка". Сейчас советский космонавт работает депутатом в Рыбинске, где и было заложено производство отечественного теплохода.

 

www.pravda.ru

Кометы на воде: Скоростное судостроение в СССР и России - История мирового судостроения - Каталог статей

"Спутник", "Комета", "Метеор", - так назывались известные многим быстроходные суда на подводных крыльях, способные скорее "лететь", чем плыть по рекам и морям. Названия кораблей не лишены доли романтизма и вызова, присущего советским конструкторам и изобретателям. Настоящие ракеты на речных просторах! Быстрые, стремительные, обтекаемой формы, словно взлетаюшие в небо чайки или ласточки, эти изящные суда, как и многое другое, стали гордостью Советского Союза в 1960 - 1980 гг.   Но потом....происходит резкий и продолжительный спад в индустрии и многих отраслях. Сегодня, в современной России эти прекрасные суда используюся все меньше и меньше. Помимо невероятно красивых снимков из золотого и славного прошлого, мы увидим несколько печальных фотографий заброшенных и разобранных "Метеоров". Все это далее в новом материале на нашем сайте.      Начнем с Золотой Эры этих скоростных ракет. Белого цвета, довольно шумные, но мощные и быстрые, а некоторые способны развивать скорость в 150 км\ч и перевозить больше 300 пассажиров на борту. Возможно, самый красивый из всех судов данного типа это "Буревестник". Корпус в футуристическом стиле с двумя самолетными турбинными двигателями по бокам не может не восхищать.Рулевая напоминает кабину автомобилей 1950 -х годов, обтекаемой формы с плавными линиями:   На этой редкой фотографии мы можем видеть Порт Одессы на Черном море, возвращаясь в 1984 год:   А здесь небольшие экспрессы в ожидании пассажиров:   "Метеор", вид с боку:   Сохранившаяся приборная панель:  

В период  с 1960  по 1980 год в Советском Союзе было построено множество таких судов - разнообразных модификаций, форм и размеров. Больше 3 000 единиц по примерным оценкам использовалось в России и Украине. Большинство из них было разработано и спроектировано Ростиславом Алексеевым - кораблестроителем, создателем судов на подводных крыльях а также экранопланов и экранолётов. В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии второй степени. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение.

Юбилейный портрет Р. Алексеева и его монумент в Нижнем Новгороде:  

"Ракета" стала первым Советским пассажирским судном на подводных крыльях. («Ракета-1» была построена на заводе «Красное Сормово».) Производство продолжалось до середины 1970 годов. Было построено около 400 теплоходов. «Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части. Кстати, только через 4 года подобное судно сделали в США. До высоких скоростей (максимальная 120 км/час) "Ракеты” дошли благодаря гибриду корабля и самолета: на них ставили двигатели от бомбардировщиков. Это был уникальный агрегат, суперлегкий, полностью состоящий из алюминия. Правда, аппетит он имел немалый: расход топлива достигал 103 кг/ч на крейсерской скорости. Несмотря на это, сам Никита Сергеевич Хрущев поразился "Ракетой”, и произнес памятные слова: "Хватит нам по рекам на волах плавать! Современному миру — современную скорость!”.  

Технические параметры "Ракет” были таковы: длина — 27 м, ширина — 5 м, осадка на плаву¬ — 1,8 м, осадка при ходе на крыльях — 1,1 м, средняя скорость — 60 км/ч, мощность — 850 л.с., количество пассажиров — 64 человек. Существовала и пожарная модификация "Ракета-П” с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты.   Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию, которые не имели аналогичных технологий. Из широкого использования они вышли сразу после развала СССР. Основной причиной тому стала невероятная энергозатратность судна. Правда, некоторые "ракеты” и по сей день используются в рейсах, и как прогулочные корабли. Например, в Москве с 2007 года началось постепенное восстановление "Ракет”, а в навигацию 2009 года уже вышло четыре судна.     Эра «Метеоров»    

«Метеоры» строились с 1961 по 1991 гг. В отличии от «Комет» использовались для речных круизов а по сравнению с «Ракетой» имели большую скорость и вместимость. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе демонтирована, заложены теплоходы нового проекта А45-1. Теплоход Метеор проекта 342Э — дюралевый, дизельный, однопалубный, двухвальный теплоход на подводных крыльях, предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Система дистанционного управления и контроля обеспечивает управление теплоходом непосредственно из ходовой рубки. Пассажиры размещаются в трёх салонах, оборудованных мягкими креслами: носовом,среднем и кормовом — на 26, 44 и 44 места соответственно. Крыльевое устройство состоит из носового и кормового несущих крыльев и двух закрылков, закрепленных на бортовых и днищевых стойках носового крыла.  

Ниже перед вами великолепная фотография теплохода и красивого пейзажа:  

  

А это раннее фото «Метеора» на Волге. Начало 1970 – х.  

  

Также «Метеоры» с успехом совершали речные круизы по Неве в Санкт-Петербурге:  

  

«Комета» - морская версия «Метеора». Проект разработан в 1961 году. Серийно производились в 1964—1981 годах на Феодосийском судостроительном заводе «Море» (всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт) и в 1962—1992 годах на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись лениградским заводом Звезда.  

Одна из «Комет» совершает круиз к Валааму. (прим: группа островов в северной части Ладожского озера в 22 км от материка.):   «Комета» могла похвастаться скоростью 60-70 км\ч:      «Восход» - еще один тип судов, создавались для замены более старых судов на подводных крыльях — «Ракет» и «Метеоров». Головное судно серии было построено в 1973 году. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лениградским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя. Кроме СССР «Восходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию.    Обновленный «Катран-М» и более крупный «Восток» (фирма Seatech):Теплоход известный как «Комета - 44» 1979 года постройки, ныне используется в Турции под названием «Ege Princess»:   «Буревестник» - одно из самых красивых судов из всей серии!   Настоящий шедевр инженерной мысли, фантастический облик и скорость. «Беревестник» словно прилетел из будущего. Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18).   Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький. В 1993 году на металлолом был разобран последний уцелевший «Буревестник». Какой позор!   «Спутник» на фото ниже, использовал похожие двигатели (4х850 л.с) и мог взять на борт 300 пассажиров:    Теплоход «Чайка» имел несколько отличительный вид, был построен только один экземпляр:   «Чайка» рассчитывалась на 30 человек, однако развивала скорость до 100 км\ч:   «Олимпия» по проекту Матвеева:   «Катран» - также по проекту Матвеева:      Журнал «Морской флот» 1973 года: капитан «Кометы», порт Сочи:    Даже сегодня, эти прекрасные суда производят впечатление своим внешним видом и характеристиками, осуществляя круизы по различным маршрутам. Некоторые преобразованы рестораны или яхты:   «Циклон» - более современный теплоход с двойной палубой. В настоящее время используется в Крыму, а выжившая «Комета» на фото ниже – в Сочи:  

Менее известен и редко вспоминается «Тайфун»:  

 

…и также не стоит забывать про «Ласточку»:  

Нынешнее состояние уцелевших экземпляров постройки 1960-1980 гг, к сожалению, не очень хорошее. За редким исключением. Теплоходы можно видеть в совершенно разных местах: некоторые рушатся в самых плохих условиях, некоторые ждут переоборудования в плавучий ресторан или яхту, а иные и забыты вовсе.

 Недалеко от Перми - ржавеющие суда-герои прошлого на фоне осени:  

Это ресторан или…….несчастный «Спутник». Самара:Бар в спальном районе небольшого городка на Украине:   Ниже другие жертвы времени, от судна-пристани до супер-яхты:  

В Китае:

В Финляндии каким то образом можно найти сразу несколько прекрасно функционирующих судов. Ощущение, что попадаешь в прошлое:

И в завершении – отличный снимок скользящего в тихой воде «Метеора»:

  

hmhsbritannic.ucoz.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики