Космическая программа Китая. Космос китайский


Космонавтика Китая Википедия

Ракета «Дунфэн-1» в военном музее Китайской Народной Революции

Космическая программа Китайской Народной Республики (КНР) начата в 1956 году. Первый спутник в рамках программы был запущен в 1970 году.

Хотя исторически Китай был пятой космической державой (запускающей спутники самостоятельно), к началу XXI века он стал третьей такой державой по потенциалу. Китай располагает разнообразными ракетами-носителями вплоть до тяжёлых, имеет обширный набор прикладных спутников практически всех видов, включая геостационарные, запускает межпланетные станции (АМС) к Луне и имеет программы АМС к Марсу. За 40 лет было запущено более ста спутников.

Запуск Венесуэльского спутника VRSS-1 / Mirandaс помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-2D»

Уже в 1976 году Китай третьим в мире создал технологию возвращения спутников. В 2003 году Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой, имеющей собственную пилотируемую космонавтику. В 2007 году Китай третьим в мире продемонстрировал обладание технологией противоспутниковых ракет (перехвата ИСЗ)[1][2]. В 2007, 2013 и 2014 гг. соответственно Китай стал третьей страной с лунно-орбитальной АМС, лунно-посадочной АМС с луноходом и АМС с возвращаемым аппаратом с лунной орбиты, а в 2012 году четвёртым в мире произвёл изучение с помощью АМС астероида. В 2011 году Китай запустил свою первую орбитальную станцию и произвёл первую стыковку, а также стал второй страной по количеству выполненных космических запусков, превзойдя США и уступив только России. В 2012 году в Китае состоялся первый пилотируемый полёт на национальную орбитальную станцию.

Китай является одним из крупнейших игроков рынка по предоставлению пусковых услуг для других стран и организаций, а также является разработчиком и изготовителем спутников по их заказам (например, для Нигерии) и участвует в совместных программах (например, с Бразилией). В связи с развитием независимой программы национальных космических станций Китай в Международной космической станции (МКС) не участвует. В то же время он планирует предоставлять на собственных кораблях и космических станциях возможность полётов иностранных космонавтов (Нигерии, Шри-Ланки и т. д.) — подобно тому, как это ранее было начато СССР/Россией и США[3][4][5][6][7][8]

Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную глобальную систему спутниковой навигации — «Бэйдоу». Китай объявил об обширной перспективной космической программе, включающей в ближайшем будущем создание собственной многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции и в отдалённом будущем — многоразовые транспортные космические системы и пилотируемые полёты к Луне.

Цели и задачи

Мы будем непоколебимо продвигаться вперед к установленной цели и внесем должный вклад в освоение и использование человеком космоса.

Согласно официальному плану 2006 года, китайская космическая программа имеет следующие цели и задачи[10]:

  • разведка космического пространства;
  • повышение понимания и знания Земли и космоса;
  • использование космоса в мирных целях;
  • поощрение цивилизации и общественного развития на благо всего человечества;
  • решение вопросов экономического устройства, научного и технологического развития, безопасности страны и общественного развития;
  • повышение научной просвещённости китайских граждан;
  • охрана национальных интересов и прав Китая;
  • наращивание национальной мощи.

Инфраструктура

Китай имеет несколько десятков научных и производственных предприятий космической отрасли.

Китай имеет четыре космодрома:

Китай имеет третий в мире флот морских кораблей космического слежения и сеть наземных радарных станций слежения, в том числе за пределами своей территории (в Намибии, Кирибати и т. д.).

История

Основателем космической программы в Китае считают Цянь Сюэсэня, долгие годы (с августа 1935) жившего в США и участвовавшего во многих американских аэрокосмических разработках. После обвинений ФБР Цяня Сюэсэня в «пособничестве коммунистам» он вернулся в Китай (1955) и возглавил работы по ядерной и ракетно-космической программам Китая.

Началом космической программы Китая можно считать 8 октября 1956 года, когда в КНР была создана 5-я академия Министерства обороны, проводившая разработки, связанные с ракетной тематикой, ещё с советской помощью. В ходе исследовательских полётов геофизических ракет в 1966 году в стратосферу была запущена ракета с двумя мышами на борту[11], а 14 и 28 июля в ходе двух запусков ракеты T-7A — собаки.

24 апреля 1970 года Китай провёл успешный запуск своего первого спутника «Дунфан Хун-1» (кит. 东方红) (после одной неудачной попытки 16 ноября 1969 года). Благодаря данному запуску Китай стал 11-й страной с собственным спутником, но 5-й в мире и 2-й в Азии (отстав от Японии всего на несколько недель) космической державой.

Китайский научный корабль «Юаньван-2» предназначенный для космических коммуникаций, гавань Вайтемата, Окленд, Новая Зеландия

Китай имел три программы создания пилотируемых космических кораблей. В случае реализации начатой в конце 1960-х гг первой программы «Шугуан» в планировавшийся срок (1973 год) Китай всего через 3 года после запуска своего первого спутника Дунфан Хун-1 и всего через 12 лет после СССР и США стал бы в мире третьей космической державой, однако программа была прекращена в 1972 году, до достижения результата, по экономическим и политическим причинам.[12].

В конце 1970-х — начале 1980-х на базе спутников FSW существовала вторая китайская пилотируемая программа, которая была частично рассекречена и официально также прекращена без результата (хотя есть утверждения, что она была остановлена после неудачного запуска первого тайконавта в декабре 1978 или январе 1979).[13][14]

В 1990-е годы специалисты украинского ВПК сыграли значительную роль в ракетной программе Китая, который в качестве двигателя для своих космических программ использовал советский РД-120. Тогда «Южмаш» и его сотрудники помогли наладить его массовое производство в Поднебесной и дали старт китайскому ракетостроению.[15]

Реально космической сверхдержавой с пилотируемой космонавтикой Китай стал в 2003 году, по третьей пилотируемой программе «Шэньчжоу» — Проекту-921, преобразованному в 1992 году из Проекта-863 1986 года.

С 1993 года космическую программу координирует Национальное управление по исследованию космического пространства Китая, состоящее из департаментов генерального планирования, науки, технологий и контроля качеств, системных разработок, международного сотрудничества.

Проекты

Пилотируемая программа Проект-921

Пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу»

С 1992 года в Китае реализовывается трёхэтапная программа пилотируемой космонавтики Проект-921. Проект состоит из следующих стадий: 921-1 — создание пилотируемого космического корабля; 921-2 — создание посещаемых пилотируемых орбитальных станций-лабораторий с освоением технологии стыковки; 921-3 — создание постоянно пилотируемой долговременной многомодульной орбитальной станции-комплекса.

921-1
Экипаж космического корабля Shenzhou 9

Проект 921-1 создания пилотируемых кораблей «Шэньчжоу» (кит. 神舟), получил утверждение и финансирование в 1992 году для четырёх пробных беспилотных испытательных полётов и последующих пилотируемых миссий. После беспилотных полётов с 1999 года корабль «Шэньчжоу-5» вывел первого тайконавта Ян Ливэя (кит. 杨利伟) на орбиту 15 октября 2003 года. «Шэньчжоу-6» в 2005 году стал первым многоместным китайским кораблём[16]. В миссии «Шэньчжоу-7» 2008 года тайконавты Чжай Чжиган (кит. 翟志刚) и Лю Бомин (кит. 刘伯明) выполнили первый выход в открытый космос. На корабле «Шэньчжоу-9» в 2012 году впервые была запущена женщина-тайконавт, а другой тайконавт отправился во 2-й полёт.

921-2

В 2011 году запущен «Тяньгун-1» (кит. 天宫一号) — 8-тонная орбитальная лаборатория (целевой модуль), являющаяся первым этапом создания китайских пилотируемых орбитальных станций. К ней было осуществлено 3 экспедиции — «Шэньчжоу-8» (беспилотный), «Шэньчжоу-9», «Шэньчжоу-10» (пилотируемые). В дальнейшем намечен запуск ещё двух посещаемых экипажами (из 2 тайконавтов) станций данной серии увеличенного размера — космической лаборатории «Тяньгун-2» в 2016 году и космической станции «Тяньгун-3» позднее 2017 года.

921-3

Далее около 2020 года на базе «Тяньгун-3» будет начато строительство третьей в мире (после советского комплекса станции «Мир» и МКС) многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции со сроком службы 10 лет, включающей центральный жилой модуль и два модуля-лаборатории. Через два года она начнёт функционировать. Масса станции, не включая корабли, составит 60 тонн, экипаж — три или более тайконавтов, каждая группа космонавтов будет работать на станции посменно в течение трех-шести месяцев[17].

Наклонение орбиты — 42-43 градуса, высота орбиты — 340—450 километров. Будет создан также автоматический грузовой корабль для снабжения станции. В дальнейшем к 2025 году станция будет наращена ещё несколькими модулями и платформами[18].

Многоразовые транспортные космические системы

Китай ведёт разработку перспективных многоразовых транспортных космических систем следующего поколения. Создан и проходит атмосферные испытания прототип космоплана «Шэньлун».

Освоение Луны

Китай, при благоприятном стечении обстоятельств, является претендентом на выигрыш в «лунной гонке за второе место» (за то, чтобы стать второй страной, обеспечившей высадку человека на Луну) в случае невозобновления аналогичных планов США и нереализации или затягивания планов России, Европы, Японии, Индии. Китай планирует пилотируемые полёты к Луне около 2020 года[19] и строительство лунной базы к 2050 году. Для этого будет создана сверхтяжёлая ракета-носитель «Чанчжэн-9».

На пути к этой перспективной цели в настоящее время в Китае идёт осуществление программы исследования Луны автоматическими средствами.

В октябре 2007 года был запущен «Чанъэ-1» — первый китайский искусственный спутник Луны. С этой АМС Китай стал третьей (после СССР и США) страной, начавшей независимое исследование Луны.

Затем была запущена станция «Чанъэ-2», а 14 декабря 2013 года произведена первая посадка на Луну китайской станции «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту».

23 октября 2014 года был запущен «Чанъэ-5Т1» для эксперимента с возвращением на Землю с лунной орбиты. Спутник совершил облёт Луны. Спускаемый аппарат вошёл в атмосферу и приземлился 31 октября 2014 года. КНР стала третьей (после СССР и США) страной с технологией спускаемых аппаратов после полёта к Луне.

Следующие этапы включают запуск в конце 2014 года комплексной орбитально-посадочной лунной АМС «Чанъэ-4» и создание к 2017 году АМС «Чанъэ-5», возвращающей лунный грунт[20], а после 2020 года — отправку на Луну человека[19].

Прочие межпланетные проекты

Станция «Чанъэ-2» после Луны провела в 2012 году изучение с пролётной траектории астероида Таутатис.

Китай вслед за СССР/Россией, США, Японией, Индией и Евросоюзом начинает исследования Марса. Его первая марсианская межпланетная станция «Инхо-1», которая должна была стать искусственным спутником Марса, была запущена и затем упала в океан вместе с российской АМС «Фобос-Грунт» в 2011 г.

В дальнейшем Китай планирует запускать другие собственные марсианские и прочие АМС, а также участвовать в российской АМС «Марс-Грунт», возвращающей марсианский грунт.

Китайская орбитальная группировка

По состоянию на февраль 2015 года, орбитальная группировка КНР включала в себя 131 космический аппарат (столько же, сколько у России)[21]. Китайская группировка на орбите наиболее динамично формировалась в 2000-е годы. Если в предыдущее десятилетие (90-е годы) КНР было было осуществлено чуть больше 30 запусков, то с начала 2000-х годов КНР запустило больше 100 спутников — из 147 китайских спутников, выведенных на орбиту в 1970—2014 годах, 87 были запущены в первое десятилетие XXI века[22].

Диаграмма орбитальных запусков КНР с 1970 по 2012

Первое успешное испытание противоспутникового оружия было проведено 11 января 2007 г., когда прямым попаданием ракеты был сбит старый метеоспутник на полярной орбите на высоте 865 км.

В 2013 году СМИ США сообщили, что Китай провёл испытания трёх небольших спутников, запущенных 20 июля того же года. Предполагается, что эти спутники являются частью секретной программы разработки противоспутниковой системы: один из них был оснащён манипулятором, и во время полёта изменил орбиту на 150 км, сблизившись с другим на небольшое расстояние. Этот манипулятор может использоваться для захватывания или сбивания других спутников.[23].

30 октября 2015 года было проведено успешное испытания противоспутниковой ракеты Dong Neng-3, запущенной с (военной базы) Korla Missile Test Complex. Это третья противоспутниковая ракета, разработанная в КНР.[24]

Значения названий

См. также

Ссылки

  • д/ф «Великий поход Китая в космос» от Discovery Science

Примечания

wikiredia.ru

Рвущийся в космос китай | Журнал Популярная Механика

Человечество вплотную подошло к рубежу, за которым начинаются пилотируемые полеты на другие планеты, причем значительная часть их обеспечения создается прямо на наших глазах — это орбитальные космические станции, «перевалочные пункты» и базы для кораблей будущего. Вот и Китай недавно объявил о том, что собирается строить на орбите многомодульную станцию. И сделал к этому первый шаг.

Артём Платонов

19 ноября 2012 00:00

Китайцы умеют хранить тайны. Если про МКС известно практически все, то китайский орбитальный проект под кодовым названием 921−2 постепенно обрастает самыми разными слухами, лишенными всякой конкретики. Впрочем, если китайцы действительно сумеют к 2020 году организовать работу многомодульной орбитальной станции, она составит постепенно стареющей МКС серьезную конкуренцию. Собственно, первый шаг уже сделан: целевой модуль «Тяньгун-1» запущен 29 сентября 2011 года, к нему произведено три успешных полета. Что же представляет собой китайская орбитальная программа?

Через тернии к звездам

Теоретическая основа существования космических орбитальных станций была заложена Циолковским еще в начале ХХ века. «Решим сначала легчайшую задачу: устроить эфирное поселение поблизости от Земли в качестве ее спутника на расстоянии 1−2 тысяч километров от ее поверхности, — писал он. — Движение вокруг Земли снарядов со всеми приспособлениями для существования разумных существ может служить базой для дальнейшего распространения человечества». Чуть позже, в 1923 году, немецкий пионер космонавтики и ракетостроения Герман Оберт представил концепт орбитальной станции с искусственной гравитацией, предназначенной для геофизических и астрономических наблюдений, а также для военной разведки.

Ракета-носитель «Великий поход 2F» (CZ-2F)

«Великий поход 2F» (CZ-2F) - основная современная ракета-носитель КНР, созданная специально для пилотируемых кораблей серии «Шэньчжоу». На данный момент все 10 запусков прошли успешно (4 пилотируемых, 5 беспилотных с «Шэньчжоу» и 1 беспилотный со станцией «Тяньгун»). Количество ступеней: 2 // Длина: 62 м // Диаметр: 3,35 м // Стартовая масса: 464 000 кг // Полезная нагрузка: 8400 кг // Первый полет: 19 ноября 1999 г. // Всего запусков: 10.

20 февраля 1986 года в космосе появилась новая советская орбитальная станция — «Мир», сконструированная по модульному принципу, что позволило «собирать» ее постепенно. После долгих лет эксплуатации станция была выведена с орбиты и затоплена в Тихом океане. Наконец, 20 ноября 1998 года был запущен функционально-грузовой блок «Заря», ставший первым модулем Международной космической станции (МКС). По состоянию на 2012 год станция включает 35 компонентов, собранных по модульному принципу. В принципе, датой появления первой экспериментальной орбитальной станции можно считать 16 января 1969 года, когда впервые в истории состыковались два пилотируемых корабля — «Союз-4» и «Союз-5». Официально же первая в мире орбитальная станция была выведена на орбиту 19 апреля 1971 года — это был советский «Салют-1». Чуть позже, 6 июня, после стыковки космического корабля «Союз-11» с «Салютом» была образована первая в мире обитаемая станция.

По заветам Мао

В последнее время рвущийся в космос Китай стремительно догоняет США, Россию и Европу. С 2001 года китайцы вывели на орбиту 105 собственных искусственных спутников Земли, развернули навигационные, метеорологические, оптические, телекоммуникационные сети. Еще более важно, что с 1996 года собственная ракета-носитель серии CZ (Ch?ngzh?ng, «Великий поход») подвела только один раз (18 августа 2011-го, запуск спутника «Шицзянь-11−04») — из 125 запусков на середину текущего года! Ведутся работы по созданию двигателей с тягой 50 т (на водородно-кислородном топливе) и 120 т (на водородно-керосиновом). Модернизируются космодромы Цзюцюань, Сичан и Тайюань, улучшается система слежения и управления полетами. Наконец, Китай произвел успешные запуски и возвращение на Землю беспилотных и пилотируемых космических аппаратов.

Ракеты-носители «Великий поход 2F» собираются непосредственно в монтажно-испытательном корпусе космодрома Цзюцюань — это первое в истории китайской космонавтики применение технологии вертикальной сборки. К месту старта 460-тонный носитель перемещается посредством специального транспортера — так же, вертикально. Подобная методика существенно снижает затраты на логистику.

Неудивительно, что осенью прошлого года Китай успешно вывел на орбиту экспериментальную космическую станцию «Тяньгун-1», ставшую прототипом своей многомодульной сестры «Тяньгун-3». Первый модуль третьей «Тяньгун» будет запущен в 2015 году, а еще через пять лет станцию соберут целиком. И если, с одной стороны, она будет достаточно компактной для многомодульной системы (всего 60 т против 173 т «Мира» и 419 т МКС), то с другой — будет классифицироваться именно как полноценная станция со значительно более сложной структурой, нежели у сольного орбитального модуля.

Собственно, задача постройки и запуска «космического дворца» в Китае была определена стратегией космических полетов («Проект 921−2»), сформированной в далеком 1992 году. Минуло почти двадцать лет — и программа показала себя в действии, в первую очередь благодаря росту финансирования. По словам главного конструктора китайских пилотируемых космических аппаратов Чжоу Цзяньпина, на строительство и запуск целевого модуля «Тяньгун-1» и полет к станции трех космических кораблей («Шэньчжоу-8», «Шэньчжоу-9» и «Шэньчжоу-10») правительством было выделено 15 млрд юаней, то есть примерно $2,35 млрд. То есть в три раза меньше, чем на легендарную российскую дорогу Адлер — Сочи длиной 48 км. И денег почему-то хватило.

Официальное название «Тяньгун», то есть «Небесный дворец» (как по‑китайски это звучит!), станция получила в 2006 году, на стадии конструирования и постройки прототипа. В сентябре 2008 года в прессу попала информация о планирующемся запуске модуля, а впервые модель «Дворца» была показана по китайскому телевидению в день празднования китайского Нового года — 26 января 2009-го. Был, правда, еще макет на выставке World Expo 2000 в Ганновере, но там станция имела дизайн, далекий от итогового.

Темпы строительства станции оказались поистине стахановскими: уже к лету 2010 года сборка модуля была почти завершена, а в марте 2011-го объявили о его грядущем запуске на орбиту. 29 сентября пуск прошел в штатном режиме, и днем позже в 1 час 58 минут по Гринвичу «Тяньгун-1» заняла орбиту с высотой апогея от 346 до 355 км и высотой перигея от 200 до 362 км — все без неполадок, все по графику. На сегодняшний день станция совершает один оборот вокруг Земли за 90 минут и, поскольку «Тяньгун-1» имеет наклон орбиты в 42 градуса, может наблюдаться невооруженным глазом на низких широтах.

18 июня 2012 года произошло следующее значимое событие китайской космической индустрии: корабль «Шэньчжоу-9» на высоте 370 км совершил стыковку с модулем. Собственно, основная цель постройки «Тяньгун-1» — это отработка стыковок, сближений, систем энергоснабжения и т. д., необходимых для работы многомодульной станции. Кроме того, впервые в истории тайконавтики в составе экипажа была женщина — майор Лю Ян, заместитель командира транспортного авиаполка (и конечно, член Партии с 2011 года), — на ее плечах лежала научная часть программы. Командиром экспедиции стал уже бывавший в космосе Цзин Хайпэн, а третьим членом экипажа — Лю Ван, отвечавший за стыковку космического корабля со станцией.

Несмотря на внешнее сходство с советскими «Салютами», китайская «Тяньгун-1» обладает более чем вдвое меньшей массой (8,5 т) и более скромными размерами. В первую очередь это связано с тем, что у Китая пока нет тяжелых ракетоносителей, позволяющих выводить на орбиту более массивные модули. Запланированная «Тяньгун-3» тоже будет собираться из элементов, уступающих размерами модулям «Мира» и МКС.

Помимо основной цели модуля по отработке стыковки, он будет выполнять ряд вспомогательных функций, в том числе лабораторного плана: селекция растений в невесомости, работы над созданием сверхпроводников и специальных материалов (сплавы в условиях микрогравитации), астрономические наблюдения и мониторинг Земли. Тестируется и новая система жизнеобеспечения в космосе, которую китайцы хотят довести до полностью замкнутого цикла.

www.popmech.ru

Космос: Наука и техника: Lenta.ru

Китай обнародовал планы по исследованию Солнечной системы в ближайшие двадцать лет, которые, кроме миссий на Луну и Марс, включают полеты к околоземному астероиду и Ганимеду — крупнейшему спутнику Юпитера. О космической программе Поднебесной рассказывает «Лента.ру».

В ноябре 2017 года страна планирует запуск миссии Chang’e-5. В ходе нее Китай собирается доставить на Землю до двух килограммов лунного грунта и образцов горных пород. Запускаемый с Земли аппарат будет состоять из четырех частей — орбитального, посадочного, взлетного и возвращаемого модулей. Ключевые моменты миссии — бурение поверхности Луны и забор механической рукой образцов, а также мягкая посадка и взлет. Китай образцы со спутника сначала направит к орбитальному аппарату и лишь затем — на Землю. СССР отправлял образцы иначе: напрямую с Луны на Землю.

Посадочная площадка для Chang’e-5 — пик Рюмкера в пределах Океана Бурь, относительно молодой вулканический участок — была названа в ходе Конференции по глобальному исследованию космоса, состоявшейся в начале июня 2017 года в Пекине. Китайские ученые надеются выяснить, как развивались эрозионные процессы в данном регионе и как они связаны с постепенным остыванием Луны.

Миссию планируют запустить на тяжелой ракете Long March 5, грузоподъемность которой уступает только американской Delta IV Heavy. Носитель запускался всего два раза, последний старт оказался неудачным. Велика вероятность того, что Поднебесная к осени решит проблемы с Long March 5, и миссия Chang’e-5 будет запущена в срок. В этом случае она может стать первой за последние 40 с лишним лет, в ходе которой со спутника на планету будут доставлены лунные образцы.

Миссии Chang’e-5 предшествовали четыре лунные программы. Первые две были орбитальными, в ходе третьей Поднебесная совершила мягкую посадку на спутник. В рамках экспериментальной Chang’e 5-T1 китайцы отработали ключевые технологии для пятой программы. Запуск миссии Chang’e 4, включающей посадочный аппарат и ровер, запланирован на 2018 год.

Ровер миссии Chang'e-3

Ровер миссии Chang'e-3

Фото: Xinhua / AP

Тем не менее именно Chang’e-5 должна стать самой сложной лунной автоматической миссией Китая. Ее успешное завершение будет означать готовность Поднебесной к пилотируемому полету на спутник Земли. В ходе Конференции по глобальному исследованию космоса стало известно, что китайская миссия по доставке человека на Луну будет состоять из пилотируемого космического корабля, буксира и лунного посадочного устройства, запуск которых обеспечат два старта ракет-носителей.

Научный сотрудник Пол Спудис из Лунного и планетарного института в Хьюстоне (США) полагает, что лунная программа Китая в первую очередь преследует не научные, а стратегические задачи: КНР необходимо убедиться в возможности самостоятельно обеспечить присутствие в окололунном пространстве — так, как ранее это продемонстрировали США и СССР.

Эксперт полагает, что подготовиться к пилотируемой миссии на Луну Китай сможет в ближайшие пять лет, тогда как в самой Поднебесной точных сроков не называют. После этого планы Китая перестают быть четкими — в частности, страна не исключает сотрудничество с ЕС по строительству совместной окололунной станции; вероятно, участие в проекте могли бы принять Россия и США.

В намерения Китая входит окончательно закрепиться в околоземном пространстве. В период с 2019-го по 2022 годы страна планирует завершить строительство национальной орбитальной станции, которая будет состоять как минимум из трех модулей. Для доставки грузов к станции планируется использовать три типа грузовиков — с полностью герметичным отсеком, частично герметичным и открытого типа. Это позволит доставлять на орбиту различные грузы, в зависимости от требований к условиям их хранения и транспортировки. В КНР рассчитывают, что после 2022 года на национальной орбитальной станции будут постоянно находиться тайконавты, а до этого времени — лишь эпизодически.

Материалы по теме

00:02 — 4 июля 2017

Скорее всего, свою станцию Китай будет строить без партнеров. КНР предлагал России сотрудничество, но условия нашу страну не устраивают. «Мы обмениваемся предложениями об участии в проектах, но у них другое наклонение орбиты. Пока каких-то конкретных договоренностей и планов нет», — сообщил на «Ле-Бурже-2017» глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров (угол наклона МКС к плоскости экватора Земли — 51,6 градуса, как было у станции «Мир»; у китайской станции угол будет 43 градуса).

Закрепление на околоземной орбите предполагает не только создание национальной орбитальной станции и реализацию пилотируемой программы, но и расширение парка ракет, в том числе для коммерческих пусков. КНР решил построить собственный «Морской старт». В Китае также не исключают многоразовое использование первых ступеней ракет — для этого, в отличие от SpaceX, предлагается использовать консервативный метод спасения: при помощи парашютов.

В 2020 году Китай запланировал отправку на Марс миссии, включающей посадочную платформу и ровер. После этого страна планирует исследовать околоземный астероид (конкретное небесное тело еще не выбрано) при помощи роботизированной миссии. Около 2030 года Поднебесная надеется доставить с Марса на Землю образцы грунта — успех миссии зависит от создания КНР сверхтяжелой ракеты. Планы Китая не ограничиваются околоземным пространством, Луной, астероидами и Марсом: до 2030 года Китай намерен послать миссию к Ганимеду — крупнейшему спутнику Юпитера и в Солнечной системе.

Ганимед

Ганимед

Изображение: NASA / JPL

Ганимед имеет скрытый под поверхностным слоем льда океан. Как считают астробиологи, такое строение спутника может поддерживать условия для существования в его недрах примитивных форм жизни. Исследовать Ганимед легче, чем Европу — другой спутник Юпитера, также имеющий подповерхностный океан, прежде всего из-за относительно слабой радиации в его окрестностях. С другой стороны, именно этим Ганимед может быть интересен, поскольку он является одним из немногих небесных тел Солнечной системы, имеющим собственную, как Земля, а не наведенную магнитосферу. Миссии на Луну, Марс и к Ганимеду уже утверждены в КНР. Кроме того, в настоящее время проходит согласование еще одна программа: отправка зонда к Урану, которая, в случае одобрения, будет проведена в 2030 годах.

Материалы по теме

00:12 — 26 июня 2017

Лунный корабль Л3 (в головной части) на пути к спутнику Земли (в представлении художника)

Не секрет, что большинство китайских космических технологий родом из СССР. Пилотируемая космонавтика фактически скопирована с советской: корабли Shenzhou похожи на «Союз», а скафандры тайконавтов — на русские «Соколы». Россия в 1990-х годах продала Китаю пакет советских космических технологий и обучала первых тайконавтов, в результате чего КНР создала более просторный по сравнению с «Союзом» корабль и сэкономила на исследованиях и испытаниях многие годы и миллиарды долларов.

В космической области Китай сотрудничает и с Украиной. В частности, западный сосед России принял участие в разработке двигателей для китайских ракет семейства Long March, силовые агрегаты которого основаны на производимом на «Южмаше» кислородно-керосиновым РД-120, устанавливаемом на вторую ступень «Зенитов». Об этом свидетельствуют данные WikiLeaks, официальный Киев информацию не подтверждает. Украинские КБ «Южное» и «Южмаш» не подтверждают и сотрудничество с КНР по лунной программе — впрочем, в ближайшее время официального подтверждения партнерства, если оно действительно имеет место, как и в случае с РД-120, ждать не стоит.

Ракета Long March-7 с кораблем Tianzhou-1 (17 апреля 2017 года)

Ракета Long March-7 с кораблем Tianzhou-1 (17 апреля 2017 года)

Фото: Globallookpress.com

Сотрудничество США и Китая в космической отрасли приостановлено, поскольку Вашингтон обвиняет Пекин в шпионаже. Формально Китай не имеет права участвовать в программе МКС. Тем не менее, как отмечает издание Space News, в 2017 году КНР впервые проведет эксперимент на американском сегменте МКС. Партнером Пекинского университета (Китай) выступила компания NanoRacks, по заказу которой на станции отследят развитие аномалий ДНК, находящейся в условиях радиации и микрогравитации. Американские и китайские ученые и бизнесмены давно готовы к сотрудничеству в космической сфере, мешают только политические факторы.

Выполнит ли Поднебесная заявленную космическую программу в срок? Вспомним 2011 год: тогда КНР обещала, что в 2013 году Марс будет исследовать орбитальная станция, в 2020 году будет развернута национальная навигационная система BeiDou, а в 2013 году запущена миссия Chang'e-3. Сегодня можно утверждать, что два из трех обещаний выполнены, к тому же успешно реализуется пилотируемая программа.

Задержка марсианской программы и успех пилотируемых проектов можно объяснить эффектом низкого старта и активным копированием советских технологий. Марсианская программа СССР была неудачной, поэтому при исследовании Красной планеты КНР придется полагаться только на себя. В полной мере КНР не сможет воспользоваться и советским опытом по лунной программе: наших космонавтов на спутнике Земли не было. Если тайконавт окажется на Луне в ближайшие 10-15 лет, можно считать, что на планете появилась вторая космическая сверхдержава.

lenta.ru

Как Китай стал одним из лидеров мировой космонавтики — Российская газета

Китай наступает на пятки лидерам космонавтики, успешно продвигая свою космическую программу.

17 октября Китай запустил на орбиту пилотируемый корабль "Шэньчжоу-11" с двумя космонавтами на борту, которые должны провести на орбите около месяца. Этот полет - важный этап в амбициозной программе Китая по освоению космоса.

На борту "Шэньчжоу-11" - 50-летний Цзин Хайпэн и 37-летний Чэнь Дун. Для Хайпэна это уже третий полет в космос. В первый раз он отправился в космос 25 сентября 2008 года в составе экипажа корабля "Шэньчжоу-7", второй раз - 16 июня 2012 года в составе экипажа "Шэньчжоу-9". Для Чэнь Дуна это первый полет в космос.

В течение двух дней после запуска "Шэньчжоу-11" должен состыковаться на высоте в 393 километра с космической лабораторией "Тяньгун-2" ("Небесный дворец-2"), запущенной 15 сентября. Всего экипаж пробудет на орбите 33 дня, из которых 30 - на борту "Тяньгун-2". В рабочем расписании тайконавтов медицинские, научные и другие эксперименты. После завершения своей миссии на корабле "Шэньчжоу-11" они отстыкуются от лаборатории и в течение суток вернутся на Землю.

Как сообщают разные источники, всего в космической лаборатории "Тяньгун-2" установлено 14 разных видов научного оборудования, включая самый крупный в мире высокочувствительный детектор гамма-излучения, разработанный совместно инженерами КНР и Европейского космического агентства. Программа экспериментов очень разнообразна: планируется, к примеру, даже понаблюдать за развитием растений в условиях микрогравитации. Объектом исследования станет и сам экипаж - при поддержке французских экспертов китайцы изучат влияние невесомости на сердечно-сосудистую систему.

Ожидается, что после возвращения тайконавтов на Землю орбитальный модуль продолжит сбор научных данных в автоматическом режиме. Расчетный срок его работы - два года.

Напомним: пять лет назад Китай запустил свою первую орбитальную станцию и произвел первую стыковку. В 2012 году состоялся первый пилотируемый полет на национальную орбитальную станцию. Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную глобальную спутниковую систему навигации ("Бэйдоу").

Китай объявил об обширной перспективной космической программе, включающей в ближайшем будущем создание собственной многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции и в отдаленном будущем - многоразовые транспортные космические системы и пилотируемые полеты к Луне. СМИ пишут, что в 2021 году Китай планирует посадить зонд на Марс, а на 2024 год запланирована высадка на Луну. В планах и строительство лунной базы к 2050 году. Для этого будет создана сверхтяжелая ракета-носитель "Чанчжэн-9".

Вот только один сюжет. В 2013 году в космосе побывал "Шэньчжоу-10" - пятый пилотируемый космический корабль КНР серии "Шэньчжоу". Этот полет стал самой продолжительной пилотируемой миссией в истории космонавтики Китая. Экипаж состоял из трех человек, и во второй раз в китайской космонавтике в полете участвовала женщина (первая слетала на орбиту годом раньше).

На Земле тайконавтов Не Хайшэна, Чжана Сяогуана и вторую женщину-космонавта Китая Ван Япин встречали овациями и цветами. "На орбите я осуществила ряд экспериментов и провела урок. Не знаю, понравился ли он", - отчиталась Ван Япин. Об этой мужественной женщине хочется сказать особо. После строгого отбора она вошла в одну из первых партий тайконавток Китая. Кстати, обязательными условиями для дам было такое: замужем и есть дети. Причем Ван Япин не просто летчик военно-транспортной авиации, но даже была заместителем командира авиационной эскадрильи.

Главной задачей той звездной экспедиции китайцев была отработка технологии стыковки с модулем "Тяньгун-1" ("Небесный дворец-1"), который к тому времени летал на орбите уже более 630 дней. Он по сути стал прообразом будущей китайской орбитальной станции. Впрочем, 21 марта этого года в китайских СМИ появилась заметка о том, что связь со станцией Тяньгун-1 прекращена. По некоторым неофициальным данным, просочившимся в интернет, "Тяньгун-1" войдет в плотные слои земной атмосферы в конце второй половины 2017 года.

Как говорят эксперты, с которыми беседовал корреспондент "РГ", по темпам развития китайская космонавтика сегодня, безусловно, в лидерах. К третьему десятилетию 21-го века Китай полностью пройдет по уже протоптанной дороге, за исключением, быть может, высадки на Луну. А дальше начнется самое интересное. Скорее всего, Китай не будет ждать, пока новые цели поставят Соединенные Штаты и Россия. Он вполне может оказаться в числе самых-самых первых.

Сколько человек сегодня в отряде китайских тайконавтов? По открытым источникам, число тех, кто прошел подготовку в Китайском национальном космическом управлении и участвовал в космических полетах, как минимум, десять человек. Но понятно, что отряд по численности куда больше.

Справка "РГ"

15 октября 2003 года с космодрома Цзюцюань в КНР был осуществлен первый полет человека в космос. Первым "тайконавтом" Китая стал 38-летний подполковник Ян Ливэй из эскадрильи летчиков-космонавтов Народно-освободительной армии Китая. Совершив на корабле "Шэньчжоу-5" за 21 час 23 минуты 14 витков вокруг Земли, Ян Ливэй успешно приземлился. Китай стал третьей страной мира, самостоятельно осуществившей пилотируемый полет (правда, более чем через 40 лет после СССР и США).

rg.ru

Космическая программа Китая - РИА Новости, 11.06.2013

11 июня 2013 года с космодрома Цзюцюань в северо-западной провинции Ганьсу был запущен китайский космический корабль "Шэньчжоу-10" с экипажем из трех человек. Программа полета рассчитана на 15 дней.

Программа Китая по освоению космоса стартовала 8 октября 1956 года, когда в КНР была создана пятая академия Минобороны, занимавшаяся ракетными разработками.

Первый китайский космодром Цзюцюань был открыт 20 октября 1958 года на краю Бадань-Цзилиньской пустыни в низовьях реки Хэйхэ. В сентябре 1960 года отсюда была успешно запущена первая ракета ближнего действия советского производства, а в ноябре 1960 года состоялся успешный пуск первой ракеты, произведенной в КНР.

В 1964 году Китай отправил в космос ракету с двумя мышами на борту.

В октябре 1966 года впервые был успешно проведен испытательный запуск ракеты, несущей ядерную боеголовку.

24 апреля 1970 года с полигона Цзюцюань стартовала ракета "Чанчжэн-1" (Chang Zheng-1, CZ-1) с первым китайским спутником "Дунфанхун-1" (Dongfanghong 1).

В ноябре 1975 года был успешно запущен первый спутник многоразового использования для ведения фоторазведки. В мае 1980 года стартовала первая ракета-носитель дальнего действия.

В сентябре 1981 года впервые с помощью одной ракеты были успешно выведены на орбиту три искусственных спутника Земли.

В августе 1987 года с космодрома Цзюцюань был осуществлен первый коммерческий запуск зарубежного спутника.

20 ноября 1999 года был впервые успешно запущен непилотируемый космический корабль "Шэньчжоу".

Всего до октября 2003 года с космодрома Цзюцюань были успешно запущены 33 спутника и четыре беспилотных космических корабля, а также проведено более тысячи экспериментальных запусков других ракет разного типа.

Помимо космодрома Цзюцюань в КНР были построены полигоны Сичан (Xichang) недалеко от города и Сичан Тайюань (Taiyuan) в провинции Шаньси.Строительство космодрома Сичан началось, после того, как в 1967 году руководство КНР приняло решение начать разработку пилотируемой космической программы Китая. Первый китайский космический корабль "Шугуан-1" (проект 714) должен был отправить на орбиту двух космонавтов в 1973 году. После того как в 1972 году финансирование проекта было сокращено, проект 714 был закрыт. Строительство космодрома возобновилось спустя десятилетие, закончившись в 1984 году. Космодром с двумя стартовыми комплексами используется для запуска спутников, в том числе коммерческих и иностранных, на геостационарную орбиту с помощью РН "Чанчжэн-3" (CZ-3), CZ-2E, CZ-3A, CZ-3B. В 2007 году с космодрома была запущена первая китайская противоспутниковая ракета.

Строительство полигона Тайюань началось на северо-западе китайской провинции Шаньси в 1966 году. С 1968 года он используется для испытаний баллистических ракет средней дальности. В сентябре 1988 года с Тайюаня с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-4" был запущен первый китайский полярный метеоспутник, после чего полигон стал активно использоваться для вывода спутников на солнечно-синхронные и приполярные орбиты. Орбитальные запуски осуществляются с двух пусковых комплексов с помощью различных модификаций ракеты-носителя "Чанчжэн".

Запуски пилотируемых космических кораблей

15 октября 2003 года с космодрома Цзюцюань в КНР был осуществлен первый полет человека в космос. Первым "тайконавтом" Китая стал 38-летний подполковник Ян Ливэй из эскадрильи летчиков-космонавтов Народно-освободительной армии Китая. Совершив на корабле "Шэньчжоу-5" за 21 час 23 минуты 14 витков вокруг Земли, Ян Ливэй успешно приземлился. Китай стал третьей страной мира, самостоятельно осуществившей пилотируемый полет (правда, более чем через 40 лет после СССР и США).

Полет китайского космонавта в космос — это первый этап государственного стратегического плана развития пилотируемой космонавтики в КНР. План, включающий три этапа развития, был обнародован 16 октября 2003 года.Задачи второго этапа — освоение техники стыковки космических кораблей с другими космическими аппаратами, создание в космосе лабораторий для кратковременных исследований посещающими их экипажами, отработка технологии проведения научных экспериментов, дальнейшее изучение вопросов жизни и работы космонавтов в космосе. В программу создания космических лабораторий также включен проект длительного пребывания космонавтов в космосе и их выхода в открытый космос.Цель третьего этапа — ввод в строй более экономных и более надежных средств космического транспорта, создание космической станции, приспособленной для постоянного проживания и работы космонавтов, решение проблем масштабных научных экспериментов в космосе и прикладных технологий. Третий этап предполагает сформировать китайскую околоземную орбитальную инфраструктуру космического сервиса, интегрировать прикладные спутники на разных орбитах с космической станцией, что максимально поднимет их эффективность. Будет заложена техническая база для разведки космических далей и создана передвигающая космическая платформа.

11 октября 2005 года Фэй Цзюньлун и Не Хайшэн осуществили второй в истории Китая полет на околоземной орбите на пилотируемом космическом корабле "Шэньчжоу-6". Продолжительность полета составила 115,5 часов.

25 сентября 2008 года был запущен "Шэньчжоу-7" с экипажем из трех человек — Чжай Чжиган, Лю Бомин, Цзин Хайпэн. Полет длился около 70 часов. 27 сентября Чжай Чжиган, одетый в скафандр китайского производства "Фэйтянь", совершил первый в истории КНР выход в открытый космос, который длился около 20 минут.

1 ноября 2011 года с космодрома Цзюцюань стартовал "Шэньчжоу-8" и через два дня произвел первую в истории КНР автоматическую орбитальную стыковку с запущенным 29 сентября 2011 года аппаратом "Тяньгун-1", который является прообразом модуля будущей китайской космической станции. Орбитальный модуль "Тяньгун-1" имеет один стыковочный узел, а также оборудование для жизни и работы группы космонавтов в течение 20 суток, срок жизни модуля на орбите — два года.14 ноября "Шэньчжоу-8" отстыковался от модуля и провел повторную стыковку с ним.Китай стал третьей после России и США страной, осуществившей автоматическую орбитальную стыковку двух космических аппаратов.

16 июня 2012 года Китай осуществил запуск пилотируемого космического корабля "Шэньчжоу-9" с космодрома "Цзюцюань" при помощи ракетоносителя Changzheng-2F с тремя членами экипажа на борту. Впервые в состав экипажа вошла женщина — 33-летняя майор китайских ВВС Лю Ян. Помимо нее на борту находились уже летавший в космос Цзин Хайпэн — командир корабля, и Лю Ван, ответственный за стыковку "Шэньчжоу" с находящимся на орбите орбитальным 

Во время космической экспедиции члены экипажа провели первую в истории КНР ручную стыковку двух орбитальных объектов: корабля и орбитального модуля "Тяньгун-1". Помимо этого экипаж вел на орбите различные научные эксперименты. 29 июня космический корабль "Шэньчжоу-9" благополучно вернулся на Землю.

11 июня 2013 года с космодрома Цзюцюань в северо-западной провинции Ганьсу был запущен китайский космический корабль "Шэньчжоу-10" с экипажем из трех человек — двух мужчин (Не Хайшэн и Чжан Сяогуан) и женщины (Ван Япин). Программа полета рассчитана на 15 дней. За это время космическому кораблю предстоит выполнить две стыковки с орбитальным модулем "Тяньгун-1" — одну в автоматическом режиме и одну в ручном. Кроме дальнейшего тестирования технологий стыковки "тайконавты" проведут испытания технологий, связанных со строительством орбитальной космической станции.

В планах Китая — в 2020 году начать строительство собственной орбитальной станции. Для этого до 2015 года планируется вывести на орбиту две-три космических лаборатории, а к 2020 году — основной модуль орбитальной станции.

В 2030 году, по сообщениям китайских СМИ, планируется высадить человека на Луну, а после приступить к созданию лунной базы, с которой в 2050 году человек сможет отправиться к таким отдаленным планетам, как Марс.

Для изучения Марса Китай в 2011 году построил микроспутник "Инхо-1", который должна была вывести на орбиту Марса российская автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт", стартовавшая 9 ноября 2011 года.

Однако маршевая двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите, и 15 января обломки зонда вместе с "Инхо-1" упали на Землю в Тихом океане.

В планах КНР к 2050 году разработать и запустить зонд, который отправится исследовать космические тела за пределами солнечной системы. Чтобы поддерживать связь с этим аппаратом, будет разработана технология сверхскоростной лазерной связи.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Максим Руссо: Китайский космос - ПОЛИТ.РУ

15 сентябре в Китае успешно была запущена в космос орбитальная станция «Тяньгун-2». За стартом можно было наблюдать в прямом эфире на сайте Центрального телевидения Китая. Запуск станции, которую ее создатели называют космической лабораторией, свидетельствует, что Китай продолжает следовать намеченной программе освоения космоса.

Станция «Тяньгун-2» и ее предшественница «Тяньгун-1», выведенная на орбиту в 2011 году, больше всего напоминают советские орбитальные станции серии «Салют». Основные параметры «Тяньгун-2» таковы: длина 14,4 м, максимальный диаметр 4,2 м (без учета солнечных батарей). Станция состоит из двух основных отсеков, приборно-агрегатного и лабораторного. К ней могут пристыковаться два космических корабля. Она рассчитана на пребывание экспедиции из двух космонавтов в течение 30 дней. Экипаж отправится на «Тяньгун-2» уже в октябре. Его доставит космический корабль «Шэньчжоу-11». По словам генерального конструктора «Тяньгун-2» Чжу Цунпэна на станции будут проведены 14 научных и прикладных экспериментов.

Но главная цель «Тяньгун-2» – отработка технологий, обеспечивающих длительное пребывание людей в космосе и дозаправку топливом станционных двигателей. Все это – необходимая репетиция, прежде чем Китайское национальное космическое управление отправит на орбиту станцию «Тяньгун-3». Запланировано это на 2022 год. Третья станция действительно должна стать настоящим «Небесным дворцом» (буквальный перевод названия «Тяньгун»). Помимо того, что размеры третьей станции будут превосходить параметры «Тяньгун-2», к ней еще будут пристыкованы два дополнительных модуля «Вэньтянь» («Вопрошание к небу») и «Мэнтянь» («Небо мечты»). Отдельно от станции будет располагаться модуль «Сюньтянь» («Небесный часовой»), на котором установят космический телескоп. Находясь на одной орбите с «Тяньгун-3», «Сюньтянь» будет периодически стыковаться с ней, чтобы экипаж мог проводить необходимые работы с установленными на нем приборами. В итоге Китай создаст большую многомодульную орбитальную станцию, рассчитанную на длительный срок службы. Даже если к ней не будут присоединены дополнительные модули, она будет уступать только «Миру» и МКС.

Помимо создания постоянной пилотируемой орбитальной станции Китай наметил ряд других весьма амбициозных целей в космосе. Они включают подготовку пилотируемого полета к Луне с возможным созданием на ней обитаемой станции, полет автоматического космического аппарата к Марсу и разработку системы спутников, снабженных солнечными батареями, которые могли бы передавать вырабатываемую энергию на Землю.

Недавним успехом в китайской лунной программе стал полет космического аппарата «Чанъэ-3», в ходе которой в декабре 2013 года на Луну был успешно доставлен луноход «Юйту». Китай стал тогда третьей страной в мире, сумевшей осуществить мягкую посадку на поверхность Луны. Правда, уже к концу января 2014 года «Юйту» вышел из строя и мог только собирать и передавать информацию, оставаясь на одном месте.

На 2015 год был запланирован запуск «Чанъэ-4», но позже он был перенесен на 2018 год. Авторы проекта рассчитывают, что он будет работать на невидимом с Земли полушарии Луны, поэтому за полгода до его старта в космос будет запущен специальный спутник связи, который расположится в одной из точек Лагранжа системы Земля – Луна.

Еще до полета «Чанъэ-4» к Луне уже слетал аппарат «Чанъэ-5Т1». Его полет можно назвать репетиционным. Он должен был отработать сценарий возвращения на Землю лунного спускаемого аппарата, но посадка на Луну в данном случае не производилась. «Чанъэ-5Т1» стартовал с Земли 23 октября 2014 года, достиг окололунной орбиты, облетел Луну и отправился в обратный путь. 31 октября его спускаемый аппарат успешно приземлился на территории Китая. Весь этот полет был призван подготовить экспедицию «Чанъэ-5», намеченную на 2017 год. Тогда аппарат должен будет опуститься на Луну, собрать пробы грунта, стартовать с лунной поверхности и доставить свой груз на Землю. Ожидается, что «Чанъэ-5» привезет не менее двух килограммов лунного грунта. А на 2020 год уже намечен полет следующей автоматической лунной станции – «Чанъэ-6».

Что касается пилотируемого полете к Луне, детали этого плана пока не раскрываются. Лишь в 2010 году было объявлено, что китайские космонавты смогут отправиться туда к 2025 году.

Полет беспилотного аппарата к Марсу китайцы рассчитывают осуществить до 2033 года. А на 2040 – 2060 годы не исключают и пилотируемую экспедицию. Генеральный конструктор космических кораблей «Шэньчжоу», академик Академии наук Китая Ци Фажэнь уже в 2006 году говорил: «Космическая программа не ставит своей целью просто отправку людей в космос. Ее цель – создание условий для работы людей в космосе и подготовка к будущему исследованию Марса, Сатурна и далее».

Хотя до запланированного полета людей к Марсу еще пройдут десятилетия, первые этапы подготовки к нему уже идут. Например, в российской программе «Марс 500» по имитации пилотируемого полета на Марс принял участие и китайский специалист Ван Юэ. А в 2014 году на 16-й Международной промышленной выставке в Шанхае Китайская аэрокосмическая корпорация (CASC) продемонстрировала прототип своего первого марсохода.

Ранней стадией знакомства с Марсом должен был стать аппарат «Инхо-1». Планировалось, что он будет в течение двух лет летать по орбите вокруг Марса, исследуя его ионосферу и магнитное поле. Но этот проект закончился неудачно. 9 ноября 2011 года «Инхо-1» был запущен в космос вместе российским аппаратом «Фобос-Грунт», но маршевый двигатель аппарата не сработал, в результате «Фобос-Грунт» и «Инхо-1» остались на низкой околоземной орбите и в январе 2012 года сгорели в атмосфере.

Проект солнечной электростанции в космосе возник у китайских ученых еще в середине 1990-х годов. В 2011 году профессор Ван Сицзи, предлагая сделать космическую энергетику национальной программой, писал, что Китай построил прочную промышленную основу, развил достаточную технологию и имеет достаточно средств, чтобы воплотить амбициозный проект – космическую электростанцию мощностью 100 МВт и площадью солнечных батарей не менее квадратного километра. Также он предупреждал, что в случае промедления инициативу перехватят Япония и США (в 2008 году японское космическое агентство действительно назвало подобный проект одной из своих главных целей).

В 2013 году в Китае была принята «дорожная карта» космической энергетики. Следуя ей, к 2020 году должны быть закончены промышленные испытания орбитального оборудования и системы беспроводной передачи энергии. В 2025 году планируется создать первую электростанцию мощностью 100 кВт на низкой околоземной орбите. А в 2050 году должна быть сооружена уже электростанция полной мощности на геостационарной орбите. В 2015 году команда Китайской академии космической технологии выиграла международный конкурс International SunSat Design Competition, представив проект космической солнечной электростанции. Он был опубликован в электронном журнале Online Journal of Space Communication.

polit.ru

КИТАЙСКИЙ КОСМОС - РУССКИЙ ПЕРЕВОД

В сообществе DOUBAN появилась подборка китайских плакатов (автор поста Kresloka4alka), посвященных освоению космоса Китаем. Очень интересно, и показательно для нас, этот космос успешно просравших во имя непонятного международного сотрудничества на МКС. А Китай, который сегодня успешно развивает свою НАЦИОНАЛЬНУЮ космическую программу, как всегда показывает свою прагматичность во всем. Знаете, а я буду рад, если наш Буран когда-нибудь да и взлетит с китайского космодрома. Хотя бы память о нашем когда-то великом да и сохранится.Оригинал поста тут, - http://sadpanda.cn/archives/9043

Путешествуем по космосу на ракетеКосмическая программа Китая берет свое начало в 60-х годах XX века.

В 1970 Китая впервые запустил в космос спутник, транслирующий популярную в то время мелодию Dongfang hong (东方红, Восток красный), превозносящую Мао Цзэдуна.

Маленькие гости в лунном дворце, начало 70-х

Отцом китайской космической и ракетной программ принято считать Цянь Сюэсэня (1911-2009).

Следующим этапом стал запуск 15 октября 2003 года космического корабля Шэньчжоу-5 с тайконавтом Ян Ливэем (杨利伟).

Сад в космосе, 1985"Наше прошлое, настоящее и будущее, 1987"

Человек становится старше, 1989

12 октября 2005 года Китая во второй раз запустил космический корабль Шэньчжоу-6 с Фэй Цзюньлуном и Не Хайшеном.

Мы в процессе создания, 1994

Со своими друзьями к звездам

Поддержим науку, искореним предрассудки, 1999

С 2006 года Китай стал отбирать в астронавты женщин.

Продолжим бороться за реализацию основной стратегии и исторического долга Партии, 2002

gruzdov.livejournal.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики