Истребитель, обгоняющий ракеты: каким будет МиГ-41. Миг 41 фото и характеристики


близится премьера » Военное обозрение

Важным элементом российской системы противовоздушной обороны являются дальние перехватчики МиГ-31. Эта техника время от времени проходит модернизацию, однако в отдаленной перспективе будет нуждаться в замене. Для этого уже сейчас ведутся работы по созданию перспективного перехватчика, способного повторить возможности МиГ-31, а также превзойти его по некоторым параметрам. На днях появились новые сведения о ходе этого проекта.

По аналогии с другими новыми проектами техники для воздушно-космических сил, очередной образец обозначен как «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Кроме того, с определенного времени в открытых источниках фигурирует название МиГ-41 – оно напоминает о существующем перехватчике, но при этом указывает на новизну проекта. Несколько дней назад проект ПАК ДП / МиГ-41 вновь стал темой заявлений официальных лиц.

17 августа информагентство «Интерфакс» опубликовало выдержки из беседы с генеральным директором Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко. Он в очередной раз подтвердил факт существования проекта ПАК ДП, а также огласил некоторые подробности организационного характера.

И. Тарасенко отметил, что проект МиГ-41 не является мифическим. РСК «МиГ» достаточно давно занимается им. При этом корпорация является основоположником программы, которая получает развитие. Сейчас разработка нового перехватчика осуществляется под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации. Работы ведутся с достаточной интенсивностью, и вскоре ожидаются определенные результаты.

Гендиректор «МиГ» рассказал, что проект ПАК ДП находится в стадии «опытно-научных работ». После завершения текущих работ проектная организация сможет представить общественности определенную информацию о новом самолете. Впрочем, руководитель предприятия не уточнил сроки публикации данных.

Тема технических особенностей и характеристик будущего самолета-перехватчика в этот раз не поднималась. Подробные сведения о предназначении самолета и предполагаемых его задачах так же не стали предметом разговора. Руководитль предприятия ограничился только сведениями о происхождении проекта, текущем его состоянии и планах на обозримое будущее. Остается надеяться, что заявления соответствуют действительности, и РСК «МиГ» действительно сможет в скором времени раскрыть некоторые сведения о своем МиГ-41 / ПАК ДП.

***

Дальний перехватчик МиГ-31, в настоящее время являющийся основным самолетом своего типа в ВКС России, был принят на вооружение еще в начале восьмидесятых годов. В дальнейшем техника прошла несколько модернизаций, причем один из проектов обновления реализуется в настоящее время. Тем не менее, жизненный цикл имеющихся МиГ-31 приближается к своему завершению. Летом прошлого года гендиректор РСК «МиГ» говорил, что в течение следующих 10 лет эти самолеты придется списать и заменить новыми машинами аналогичного назначения.

Первые сообщения о планах по созданию замены для МиГ-31 относятся к 2013 году. Инициативное предложение было высказано командованием ВВС и Генеральным штабом. На тот момент речь шла о возможной глубокой модернизации имеющегося самолета либо о создании нового образца на его базе. Насколько известно, это предложение пока не было реализовано в металле, но работы продолжаются и уже имеют определенные результаты. РСК «МиГ» и смежные предприятия провели ряд научно-исследовательских работ и могут использовать полученные данные при создании перспективного самолета.

Чуть более года назад, в июле 2017-го, руководитель РСК «МиГ» утверждал, что на тот момент предприятие осуществляло разработку концепт-проекта перспективного дальнего перехватчика. Работы велись в инициативном порядке и без прямого заказа от министерства обороны. Впрочем, в ближайшее время проект планировалось представить военному ведомству. Получив одобрение и государственную поддержку, можно было бы перейти к стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Год назад предполагалось, что сразу после получения заказа от Минобороны корпорация «МиГ» запустит необходимые работы. В таком случае на дальнейшее проектирование и прочие стадии проекта ушло бы несколько лет. Поставку новых МиГ-41 можно было бы начать в середине следующего десятилетия.

В прошлом году во время международного военно-технического форума «Армия-2017», И. Тарасенко раскрыл некоторые новые подробности проекта ПАК ДП / МиГ-41. Он отметил, что новый проект представляет собой естественное развитие существующего самолета. При этом он будет отличаться от предшественника с технологической точки зрения. В проекте будут реализованы все современные наработки, в результате чего самолет получит новые возможности. Планируется увеличить скорость и высоту полета. Так, максимальная скорость полета будет превышать М=4. Кроме того, за счет ряда нововведений, МиГ-41 сможет поражать цели не только в атмосфере, но и за ее пределами.

В декабре прошлого года свою оценку проекта ПАК ДП высказал глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности бывший главком ВКС Виктор Бондарев. Вероятно, эта оценка основывалась на доступной ему информации. В. Бондарев предположил, что перехватчик МиГ-41 будет самым быстрым в мире, а его заметность для радиолокационных средств обнаружения будет сокращена до возможного минимума. Радиус действия комплекса перехвата будет находиться в пределах от 700 до 1500 км.

В номенклатуру вооружений ПАК ДП будут включены несколько изделий. Прежде всего, это существующая ракета «воздух-воздух» большой дальности Р-37. Также самолет могут вооружить перспективными ракетами того же класса, имеющими более высокие характеристики. С помощью такого оружия новый МиГ-41, как считает В. Бондарев, сможет бороться со стандартными маломаневренными угрозами, такими как бомбардировщики, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты. Кроме того, стоит ожидать, что самолет сможет уничтожать и гиперзвуковые ракеты.

Насколько эти предположения соответствуют действительности – неизвестно. Официальные лица, имеющие прямое отношение к проекту ПАК ДП / МиГ-41, пока не стремятся раскрывать все самые интересные подробности, и потому основная информация о будущем самолете остается неизвестной. Среди прочего, это стимулирует появление новых оценок и предположений, порой самых смелых.

К примеру, начиная с весны прошлого года, в зарубежной профильной прессе регулярно фигурирует любопытная оценка, касающаяся классификации перспективного российского самолета. МиГ-41 смело относят к поколению истребителей 5+ или даже к пока не существующему шестому поколению. В основе таких предположений лежит информация о резком росте характеристик и расширении боевых возможностей в сравнении с существующей машиной. Специалисты предполагают, что на смену истребителю МиГ-31 четвертого поколения должна прийти машина, как минимум, пятого. При этом известны и более смелые оценки, предлагающие «перескочить» через очередное поколение.

Пока официальные лица не спешат раскрывать технические подробности проекта и характеристики будущего самолета. Фактически руководство РСК «МиГ» рассказало только о максимальной скорости полета, которая, как минимум, в четыре раза будет превышать скорость звука. Также упоминалась возможность полета на больших высотах, которая в сочетании с новым оружием обеспечит перехват целей в верхних слоях атмосферы и ближнем космосе.

Доступные данные позволяют предположить, что в проекте ПАК ДП / МиГ-41 не удастся обойтись простой модернизацией существующего самолета МиГ-31. Резкий рост летно-технических характеристик требует, как минимум, серьезно переработать имеющуюся конструкцию либо создать совершенно новую. Удастся ли при этом сохранить облик МиГ-31 или необходимо разработать совершенно новую конструкцию – пока не уточнялось. В то же время, неоднократно говорилось о некоторой преемственности с предыдущим проектом, хотя ее подробности не оглашались.

***

Согласно последним сообщениям, Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» в настоящее время ведет активные работы по новой теме и уже получила некоторые результаты. Вскоре предполагается огласить некоторые подробности проекта. Что именно планируется рассказать – еще не уточнялось, но, можно ожидать, что общественности продемонстрируют внешний вид будущего самолета, а также огласят некоторые расчетные характеристики. Также в новых сообщениях может присутствовать информация о комплексе вооружения и боевых возможностей, которые удастся получить за счет его применения.

На этой неделе в подмосковной Кубинке проходит международный военно-технический форум «Армия-2018». Эта выставка уже стала традиционным местом демонстрации новейших отечественных разработок в разных сферах. Вполне возможно, что «премьерный показ» перехватчика МиГ-41 – пока только в виде рекламных материалов и макета – состоится именно на ближайшей выставке. Впрочем, в запасе у РСК «МиГ» есть другие интересные проекты, позволяющие составить крупную интересную экспозицию и без ПАК ДА.

Замена имеющихся самолетов-перехватчиков МиГ-31 является одной из важнейших задач на среднюю перспективу, и работать над ее решением нужно уже сейчас. К счастью, российская авиационная промышленность понимает это, и достаточно давно начала необходимые исследовательские и конструкторские работы. Появление полноценного самолета ПАК ДП / МиГ-41 пока относят только к середине следующего десятилетия, но, если учесть сложность проекта, это выглядит оправданным. А кроме того, это показывает, что к моменту завершения жизненного цикла строевых самолетов МиГ-31 авиастроители смогут предложить ВКС совершенно новую машину.

По материалам сайтов:http://interfax.ru/http://tass.ru/http://tvzvezda.ru/https://rg.ru/https://svpressa.ru/

topwar.ru

Работы по созданию МиГ-41 продолжаются » Военное обозрение

Как ранее сообщалось, что в России может быть создан высотный истребитель-перехватчик МиГ-41, который придет на смену МиГ-31.Работы по созданию высотных перехватчиков нового поколения, которые в перспективе придут на смену самолетам МиГ-31, продолжаются и не только в РСК «МиГ», сказал генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Сергей Коротков. Об этом сегодня сообщает информационное агентство "RNS"

Конструкторы над этой темой работают

— сказал Коротков, отвечая на вопрос о перспективах создания новых высотных перехватчиков.

Он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении, ссылаясь на закрытость темы.По его словам, «министерство обороны говорит, что такой самолет нужен».

фото: Один из предполагаемых видов МиГ-41

Коротков отметил, что в данной работе задействована не только корпорация «МиГ», которая в свое время создала первый советский самолет 4-го поколения — МиГ-31, но и другие конструкторы ОАК.

Каждое конструкторское бюро не останавливается в своем развитии, тем более в тех направлениях, в которых оно имеет наивысшие компетенции

— добавил генконструктор.

Самолет МиГ-31 — советский и российский двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, является первым советским истребителем четвертого поколения.

Был разработан в СССР в первой половине 1970-х годов. Самолет способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус составляет 720 километров. Самолет вооружен шестиствольной пушкой калибра 23 миллиметра с боекомплектом на 260 выстрелов, а также оснащен шестью точками подвески для ракет класса «воздух-воздух» разных типов. В настоящее время идет модернизация самолетаМодернизированные МиГ-31БМ способны обнаруживать цели на дальности до 320 километров и поражать их на расстоянии 280 километров. Группа из четырех МиГ-31 в зависимости от версии может контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 900-1200 километров.

МиГ-31 эксплуатируется с 1981 года, всего произведено 519 единиц

topwar.ru

Ящик пандоры – Перехватчик МиГ-41, на смену МиГ-31. Лучшие в мире.

Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31.

Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.

По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ. То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.

Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.

Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».

А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.

Истребитель-перехватчик МиГ-31Истребитель-перехватчик МиГ-31

МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2 М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.

Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.

При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 — 160 км.

Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 — сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.

Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.

До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.

Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g. У F-14 в полтора раза выше — 7,5g.

Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.

Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная — 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.

В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.

Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО. США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители — на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.

Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5 М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.

В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.

Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.

В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.

Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.

В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.

 

http://army-news.ru/2017/03/perexvatchik-mig-41-rsk-vrubaet-forsazh/

pandoraopen.ru

Военное обозрение: МиГ-41: РСК врубает форсаж - Свободная Пресса

Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.

По свидетельству Короткова, который прежде занимал пост генерального директора и генерального конструктора РСК «МиГ», в получении нового перехватчика заинтересовано Министерство обороны РФ. То есть эти работы не инициативного характера. В связи с закрытостью темы он не стал говорить о характеристиках будущих высотных истребителей и их вооружении.

Вполне понятно, что МиГ-41 по параметрам должен превосходить МиГ-31. И это будет очень мощное оружие, поскольку МиГ-31, принятый на вооружение в 1981 году, и поныне является самым скоростным (3000 км/ч) и самым высотным (20000 м) в мире.

Читайте также

Израиль бьет из пушки по сирийским воробьям Израиль бьет из пушки по сирийским воробьям

Новейший противоракетный комплекс уничтожил советскую зенитную ракету образца 1976 года

Этот самолет опередил свое время. До 2000 года был единственным в мире истребителем с РЛС с фазированной антенной решеткой. Он, как и американский перехватчик F-14, вооружен ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Но «американец» уже 11 лет находится «на заслуженном отдыхе».

А «россиянин» продолжает не только служить, но и устанавливать мировые рекорды.

МиГ-31 стал ответом на угрозы, появившиеся во второй половине 60-х годов. Старый советский перехватчик Ту-128 был неэффективен против американского стратегического бомбардировщика FB-111 с ракетами с ядерной боеголовкой, способного на сверхзвуковой скорости совершать низковысотный полет с огибанием рельефа местности. Еще хуже обстояли дела при попытке перехвата разработанного по заказу ЦРУ разведчика SR-71, который был назван «Черным дроздом». «Дрозд» развивал феноменальную скорость в 3,2 М и имел практический потолок в 26000 м. Ту-128 имел вдвое меньшую скорость и меньший на 10000 м потолок.

Правда, в войска начинал внедряться МиГ-25, который по скоростным и высотным показателям несущественно проигрывал «Черному дрозду». Но на SR-71 использовалась более совершенная авионика четвертого поколения. А МиГ-25 относился к поколению 3++. Поэтому МиГу было непросто с ним справиться. Ситуация усугублялась и тем, что «Дрозд» был первым самолетом, при строительстве которого применялись стелс-технологии, в связи с чем советскому перехватчику было непросто разглядеть его в небе.

При разработке МиГ-31, первого советского самолета четвертого поколения, значительные усилия были направлены на создание эффективной РЛС с фазированной антенной решеткой. Для испытания перехватчика с полной приборной комплектацией пришлось переоборудовать полигон в Ахтубинске. Впервые в истории отечественной авиации испытания проводились с разнесением перехватчика и цели более чем на 200 км. Именно на таком удалении РЛС «Заслон» обнаруживала бомбардировщик FB-111. Истребитель засекался на расстоянии 170 км. Чуть меньшую дальность пуска имели специально созданные для МиГ-31 ракеты Р-33 — 160 км.

Использование принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 — сопровождаемых. Таким образом, дальность обнаружения, сопровождения и ракетного обстрела у нового перехватчика существенно возросли. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км.

Помимо ракет большой дальности, МиГ-31 использует ракеты средней и малой дальности. Также самолет вооружен шестиствольной 23-мм пушкой.

До 2006 года, когда был снят с вооружения F-14, конструкторы ОКБ Микояна и Гуревича заочно участвовали в споре с конструкторами компании «Грумман», которые подтягивали свой самолет за счет ряда модернизаций к уровню МиГ-31. Однако сравняться так и не смогли.

Хотя, конечно, перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

В значительной степени именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g. У F-14 в полтора раза выше — 7,5g.

Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.

Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная — 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.

В 2006 году США отказались от самолетов-перехватчиков, заменив F-14 на палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F Super Hornet. При примерно равных со списанным самолетом летных характеристиках он вооружен ракетой, имеющей дальность 40 км. Таким образом, вся противовоздушная оборона авианосных групп была возложена на ракетное вооружение.

Разумеется, в этом есть резон. Поскольку держать на палубе ограниченной площади самолеты двойного назначения нерационально, это приводит к снижению ударного потенциала АУГ. А ведь это их основная задача. Российская же структура ПВО без самолетов-перехватчиков обходиться не может в силу громадной площади защищаемой территории, окруженной с запада, востока и юга многочисленными военными базами сопредельных государств, где бал правит НАТО. США же окружены громадными водными пространствами, а также латиноамериканскими странами с невысоким военным потенциалом.

А в это время МиГ-31 ушел еще дальше вперед. С 2008 года проводится его модернизация до модификации МиГ-31БМ. В самолете меняется почти вся электроника. Появилась новая ракета Р-37 с дальностью 300 км. Вооружение было дополнено ракетами «воздух-поверхность». Новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении в 400 км, а истребители — на 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели и атакуются 8.

Обновленный перехватчик получил возможность уничтожать аэродинамические цели, имеющими скорость 5 М, а также спутники на низких, до 150 км, орбитах.

В отношении МиГ-41 известно лишь, что он продолжит линию успешных перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31. Надо сказать, что этот самолет мог бы появиться еще в прошлом столетии, если бы не разруха 90-х годов. Дело в том, что к концу 80-х годов ОКБ изготовило и начало испытание пяти прототипов МиГ-31М, которые стали глубокой модернизацией исходной модификации. У них была увеличена максимальная взлетная масса на 5 тонн, частично скорректирован планер. Но работу остановили по известным причинам.

Читайте также

Китай готовится к войне на море Китай готовится к войне на море

Пекин в ходе реформы резко нарастит численность ВМС и морской пехоты

Что-то сейчас использовано в МиГ-31БМ. Например, РЛС «Заслон-М», новая ракета. В МиГ-31М появился новый двигатель с повышенной тягой Д-30Ф6М — 16500 л.с. на форсаже вместо 15500 л.с. Была установлена двухканальная оптико-локационная система. А пушку убрали по причине ее полной бессмысленности для самолета, который не предназначен для участия в ближних боях.

В результате испытаний боевых возможностей самолета на полигоне Ахтюбинска в 1992 году МиГ-31М поразил мишень, находившуюся на расстоянии 228 км, что было невозможно ни для одного самолета мира.

Можно предположить, что новый самолет в значительной степени использует эту разработку. Но при этом, разумеется, при создании бортовой аппаратуры будут использованы последние научно-технические достижения.

В заключение необходимо добавить, что РСК «МиГ» начинает проявлять деловую активность. Совсем недавно прошла презентация МиГ-35. Сейчас компания обещает улучшить самый лучший в мире перехватчик.

svpressa.ru

Истребитель, обгоняющий ракеты: каким будет МиГ-41

Этот самолет — сверхскоростной истребитель-перехватчик пока не существует в природе, но слухами о нем, как говорится, земля полнится. Даже сама модификация — МиГ-41 - свидетельствует лишь о том, что это будет разработка ОКБ им. Микояна, а сам самолет станет дальнейшим развитием ныне существующего и успешно эксплуатируемого в российских ВКС знаменитого истребителя МиГ-31.

Подтверждением зарождения нового самолета могут служить слова главкома ВКС генерал-полковника Виктора Бондарева, который еще год назад заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017 года планируется начать ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. И до 2025 года этот самолет должен начать поступать на вооружение авиационных полков.

Косвенно подтвердил эти слова и генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков, который сделал знаковое заявление о том, что работы над созданием новейшего истребителя-перехватчика уже ведутся и с 2026 года он будет поступать в ВКС. И хотя никто из них не говорил о каком-то конкретном самолете, но совершенно очевидно, что речь идет именно о перехватчике МиГ-41, который станет наследником лучших традиций истребителя МиГ-31.

Известно, что проект дальнего истребителя-перехватчика (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата — ПАК ДП) разрабатываемого на базе МиГ-31 ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода «Сокол». Разработка была начата еще в 2013 году — вначале с подачи Главкома ВКС (тогда еще ВВС), а позднее и по распоряжению начальника Генштаба ВС России.

Самолет планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 года и заменить им парк МиГ-31, которых сегодня на вооружении ВКС 120 машин (75 уже модернизированы, остальные будут доведены до уровня БМ в ближайшие 2-3 года). При всех достоинствах «тридцать первого» (ему нет равных в мире не только по скорости), срок эксплуатации этих машин заканчивается в 2028 году и замена им просто необходима.

Если сделать небольшой экскурс в историю современных отечественных перехватчиков, то нельзя не вспомнить истребитель МиГ-25, который был «папой» нынешнего МиГ-31 и, соответственно, станет «дедушкой» МиГ-41. Так вот, «дедушка» впервые громко о себе заявил в боевых условиях в Египте во время очередной израильско-арабской войны. Его появление в небе над Израилем парализовало авиацию Тель-Авива. Во-первых, из-за необычной по тем временам скорости, во-вторых, из-за сверхсекретной станции РЭБ «Смальта», которая делала истребитель невидимым для американских РЛС, стоящих на вооружении Израиля.

Рассказывают такую вот байку про скоростные возможности МиГ-25. Один молодой советский летчик, обнаружив на экране радара пущенную ему вслед ракету, от испуга «нажал на полный газ». Истребитель набрал такую скорость, что ушел от ракеты, но пилот от возросших перегрузок потерял сознание. В себя он пришел уже над Крымским полуостровом, где и совершил посадку на военном аэродроме «Бельбек». Обшивка истребителя оплавилась от скорости, но летных качеств он не потерял.

Максимальная скорость МиГ-25 никогда не измерялась. Известно, что летчик-космонавт Светлана Савицкая на этом истребителе достигла скорости 2,7 тысяч километров в час. Скоростью, ограниченной правилами безопасности для всех типов МиГ-25, является М2.8, то есть 3 тысячи километров в час. Без подвесного вооружения, «съедающего» почти 15 процентов скорости, самолет, по мнению авиационных специалистов, способен и на 3,5 тысячи км/ч.

Ракеты американского ЗРК MIM104 Пэтриот способны сбивать воздушные цели на скорости от 1800 км/ч до 5 Маха (последняя не подтверждена практически) и, соответственно, не каждая из них может догнать российский истребитель.

МиГ-31 по скоростным характеристикам может не сильно превосходит «двадцатьпятку», но этот истребитель настолько обогнал по своим показателем время, что до сих пор не знает себе равных. И в ближайшие 10-15 лет вряд ли в какой-либо стране мира появится нечто подобное.

Предназначение МиГ-31 - обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от низко летящих беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками. Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, которые способен обнаружить на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире.

Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания. При этом МиГ-31 может являться летающим командным пунктом.

Но, не смотря на столь выдающиеся характеристики и существование различных модификаций самолета, его срок службы (как уже упоминалось) специалисты ограничивают 2025-2026 годами. К этому моменту и должен появиться в ВКС истребитель-перехватчик нового поколения МиГ-41. И главной особенностью нового перехватчика должна стать скорость - 4500 км/ч.

Этот гиперзвуковой самолет будет нести на борту и гиперзвуковые ракеты. Сможет новейший истребитель выводить на околоземную орбиту и малые спутники, что по силам сейчас и некоторым модификациям Миг-31, однако у МиГ-41 будут значительно большие возможности.

«Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром «проект 701», - рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. - Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к «оборонке»» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новый перехватчик, скорее всего будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у будущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас американцами гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500».

МиГ-41 еще не появился на свет, не до конца известны и его основные характеристики и вооружение, но этот истребитель-перехватчик уже заставляет изрядно волноваться нашего потенциального противника. Еще бы, самолет обгоняющий ракеты - весомый аргумент в сдерживании агрессии. И через 10 лет он будет так же спокойно и безбоязненно летать над территорией Америки, как это делал 45 лет назад его «внучек» - МиГ-25. Наследственность, ничего не попишешь.

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Минобороны РФ

tvzvezda.ru

Военное обозрение: Россия разрывается между перехватчиками МиГ-31 и МиГ-41 - Свободная Пресса

Запланированный к разработке перспективный российский перехватчик будет способен бороться с гиперзвуковыми ракетами и станет самым скоростным в мире самолетом данного класса. Об этом сообщил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, бывший главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев. Предполагается, что боевой радиус перехватчика будет находиться в пределах от 700 до 1500 километров. Он должен быть вооружен принципиально новыми ракетами класса «воздух-воздух», а также самой дальней в мире ракетой Р-73, улетающей на 300 км. В то же время на подходе и ракета КС-172, имеющая дальность 400 км.

Предполагается, что разработка перехватчика начнется в 2018 году. А в строевые части он может начать поступать в 2025 году — за три года до того, как будет исчерпан технический ресурс нынешнего перехватчика МиГ-31.

Об этом самолете начали говорить два года назад. Его называют МиГ-41, правда, это не вполне корректно, поскольку в настоящий момент завершается лишь стадия эскизного проектирования. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОСК) проект получил название Перспективный авиационный комплекс Дальнего перехвата — ПАК ДП. Основную работу по его созданию предстоит выполнить Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ». Однако к разработке предполагается привлечь и другие компании, входящие в ОСК. Несомненно, без ОКБ Сухого дело не обойдется.

Планы амбициозные. И сроки очень ограниченные. Разумеется, и денег будет потрачено немало. Но при этом возникает вопрос — а нужен ли ВКС новый перехватчик? Дело в том, что последняя модификация эксплуатирующегося перехватчика — МиГ-31БМ — является лучшим самолетом данного класса в мире. Более того, он имеет огромное превосходство. Обладает самой высокой скоростью, равной 3000 км/ч. Выше него никто не поднимается - практический потолок равен 20600 метров, а динамический — 30000 метров. Имеет самую дальнюю в мире ракету «воздух-воздух» Р-73. А вскоре дальность стрельбы возрастет до 400 километров.

Читайте также

F-22 увидит ракету РВВ-МД, выпущенную Су-57, только в момент гибели F-22 увидит ракету РВВ-МД, выпущенную Су-57, только в момент гибели

Еще страшнее для американца «изделие 30»

Принятый на вооружение в 1981 году МиГ-31 на несколько десятилетий опередил время. На нем впервые в истории авиации была установлена РЛС с фазированной антенной решеткой, что позволило отклонять луч не механическим поворотом антенны, а электронным способом, то есть практически мгновенно. Высочайшего качества и другая авионика.

Этот технологический прорыв был необходим в связи с появлением в США разведчика SR-71 «Черный дрозд», который обладал феноменальными характеристиками. Максимальная скорость — 3200 км/ч, практический потолок — 24000 м, динамический — 29000 м. Эксплуатировавшийся в то время в войсках ПВО СССР перехватчик МиГ-25 не мог реально препятствовать разведывательным полетам «Дрозда» над северной частью территории страны. Хоть летные характеристики у МиГ-25 были и вполне достойными, но авионика третьего поколения не справлялась с охотой на «Дрозда».

Поставил на место американского разведчика именно МиГ-31, с появлением которого полеты «Черного дрозда» были перенаправлены в воздушное пространство других стран.

Использование в МиГ-31 принципиально новой бортовой РЛС позволило увеличить число обнаруживаемых целей до 24 и до 4 — сопровождаемых. Возросла дальность обнаружения — до 250 км для бомбардировщиков и 170 км для истребителей. Появилась новая ракета с дальностью в 170 км. Для поиска целей в пассивном режиме, то есть без включения РЛС, используется тепловой пеленгатор 8ТК. Он обнаруживает самолет по излучению работающего двигателя на расстоянии в 56 км. Для начала 80-х годов это были прекрасные результаты.

Что же касается соперничества с самолетами такого де класса, то лучшим американским перехватчиком был палубный самолет с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat. Он эксплуатировался в составе авианесущих групп до 2006 года. Авиаконструкторы компании «Грумман» при помощи ряда модернизаций пытались подтянуть его до уровня МиГ-31, но сделать этого так и не смогли.

Но при этом, конечно, следует учитывать, что перед этими двумя самолетами были поставлены не идентичные задачи. «Американец», будучи палубным самолетом, должен отражать воздушные атаки на авианосец, что предполагает не только патрулирование, но и участие в воздушных боях с неприятелем. «Россиянин» контролирует большие территории и не должен завоевывать господство в воздухе.

Именно поэтому у F-14 ниже скорость и потолок, но выше маневренность. От МиГ-31 требуется догнать противника на любой высоте и выпустить по нему ракеты. Именно поэтому в него заложена низкая для класса истребителей максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g. У F-14 в полтора раза выше — 7,5g. Однако, и 7,5g — это, как говорится, не два и не полтора, поскольку у истребителей перегрузочная способность достигает 9g.

Качество перехватчика определяет такая характеристика как «предельный рубеж перехвата» — это удаление цели, при котором перехватчик, стартовав, способен догнать и уничтожить ее. При скорости цели 2,35 М для МиГ-31 этот параметр равен 720 километрам. Для F-14 цель, летящая со скоростью всего лишь 1,5 М, досягаема с расстояния, не превышающего 250 км. При скорости цели 0,8 М рубежи такие: 1250 и 800 км.

Но ракета для F-14, AIM-54, была более дальнобойная — 185 км против 160 км у МиГ-31. К тому же она обладала лучшими перегрузочными способностями, и более высокой скоростью — 5 М против 4,5 М.

В настоящий момент конкуренция нашему перехватчику еще больше снизилась. F-14 заменил палубный многоцелевой самолет F/A-18E/F Super Hornet. Он обладает еще большей универсальностью — буква «А» в индексе означает, что он еще и штурмовик. Вооружен ракетой, дальность которой составляет лишь 40 км. Такое урезание возможностей авиационного перехвата вполне понятно, потому что противовоздушная оборона авианесущих групп возложена на ракетное вооружение.

Ну а российский перехватчик к настоящему моменту существенно повысил свои боевые возможности в связи с появлением модификации МиГ-31БМ. На нем заменена практически вся авионика. Так, новая РЛС «Заслон-М» способна обнаруживать бомбардировщики, находящиеся на удалении до 400 км, а истребители — до 320 км. Одновременно сопровождаются 24 цели, а обстреливаются 8.

Есть перехватчики и в других странах. Но они не совсем «чистые». То есть какой-либо серийно выпускающийся истребитель дополнительно оснащается специальным оборудованием и становится таким образом перехватчиком.

Во Франции это Mirage 2000С, эксплуатирующийся с 1984 года. Его максимальная скорость — 2500 км/ч, потолок — 16500 м. Самая дальняя ракета «воздух-воздух» — Super R 530, развивающая скорость до 5 М и улетающая на 40 км. Боевой радиус самолета — 700 км.

Читайте также

«Соколы» Порошенко  спешат на войну с Россией «Соколы» Порошенко спешат на войну с Россией

ВСУ лихорадочно готовят свою военную инфраструктуру к схватке с Москвой уже в ближайшие годы

Британский перехватчик Tornado ADV (1985 год) имеет солидный боевой радиус в 1400 км. Но максимальная скорость и потолок невелики — 2340 км/ч и 15000 м. Американская ракета AIM-120 в зависимости от модификации имеет дальность 120 км или 180 км. РЛС обнаруживает бомбардировщики на расстоянии до 185 км, истребители — до 80 км. Одновременно сопровождает до 12 целей.

Не достигают российского уровня и китайские машины. Правда, впечатляет не их качество, а количество. В ВВС КНР эксплуатируется триста J-8 Finback, которые во многом позаимствовали конструкцию нашего МиГ-21. Есть и более свежие самолеты — Shenyang J-11. Их «срисовали» с Су-27. Это универсальный истребитель, который среди всех прочих боевых задач может и перехватывать самолеты противника.

Так что с нашим существующим на данный момент перехватчиком нам как будто бы опасаться нечего. Однако время не стоит на месте. ПАК ДП замыслен, как и МиГ-31, с расчетом лет на 40 или даже больше. За это время у США вполне могут появиться гиперзвуковые летающие платформы с ракетным оружием. Вот их-то и предстоит перехватывать.

О технических характеристиках ПАК ДП говорить пока рано. Тут высказываются самые разнообразные фантазии, которые в принципе реализуемы. Тут и скорость до 5 М, о которой говорят руководители РСК «МиГ», и беспилотные модификации, и гиперзвуковое вооружение. Поживем — увидим. Правда, думается, что появятся новые самолеты в ВКС все же позже 2025 года.

svpressa.ru

Истребитель-перехватчик МиГ-41 и его перспективы

 

 Начиная с семидесятых годов прошлого века, соответствующих программ было с десяток, но лишь одна дошла до некого этапа практической реализации в металле. На базе серийного перехватчика был создан вариант МиГ-31Д с центральным выдвижным пилоном для большой противо-спутниковой ракеты разработки конструкторского бюро «Вымпел».

 Для лучшей боковой устойчивости в полете со столь деликатным грузом, законцовки крыльев были выполнены в виде «ластов» (нечто подобное применялось на прототипах МиГ-25). Различного рода летные эксперименты в рамках данной темы провели на нескольких опытных самолетах, включая борта 071 и 072. Летные испытания продолжались и после распада Советского Союза, в том числе с казахстанских аэродромов. Правда, МиГ-31Д на вооружение не поступил — наступила «разрядка мировой напряженности», и Москва договорилась с Вашингтоном закрыть программы «звездных войн».

«Спутник-убийца воздушного запуска»

 Американцы настолько опасались возможностей перспективной системы русских, что в обмен на прекращение работ по МиГ-31Д сняли с вооружения собственную похожую систему — ASM-135 Air Launched Anti Satellite (ASAT, «спутник-убийца воздушного запуска»).

 Коль скоро тема МиГ-31Д была засекреченной и данных по ней мало, опишем принцип ее действия на примере американского аналога. Там в качестве платформы использовали тяжелые тактические истребители F-15A Eagle, прошедшие соответствующее переоборудование в носитель двухступенчатой противоспутниковой ракеты ASAT Missile (причем вторая ступень имела собственное имя Altair 3) весом 1,2 тонны и длиной чуть более шести метров. Двигатели для ступеней заимствованы с ударной ракеты AGM-69 SRAM и ракеты-носителя Scout.

 В качестве полезной нагрузки ASAT Missile использовался Miniature Homing Intercept Vehicle – «миниатюрное самонаводящееся средство перехвата». Оно оснащалось инфракрасной головкой наведения (ИК ГСН), и уничтожала спутник-мишень путем прямого попадания. Для расправы над жертвой собственной кинетической энергии у MHIV было более, чем достаточно, а посему «убийца» весом 15-16 кг не нес ни грамма взрывчатки.

Основная сложность практической реализации проектов типа ASAT заключалась в точном расчете траекторий движения самолета-носителя и его ракеты с учетом прогноза перемещений спутника-цели. Он проводился средствами наземного центра с использованием информации от радиолокационных станций обзора космического пространства. На основании расчетного анализа строилась траектория полета F-15A с выбором точки сброса ASAT Missile, программирование включения двигателей первой и второй ступеней, отделения MHIV и так далее.

По командам с наземного центра, летчик набирал высоту 15-21 км, выходил на сверхзвук и осуществлял пуск ракеты с режима прямолинейного горизонтального полета или при выполнении маневра «горка». Первые испытания системы датируются 1984 годом, а следующим летом ASAT Missile уничтожила спутник Solwind P78-1 на орбите высотой 450 км. Впоследствии американцы выполнили еще несколько пусков для отработки технологий и проверки правильности принятых технических решений, но при этом жертв не было. Вместо спутников, «красный глаз» MHIV нацеливали на яркие звезды, которых «убийца» не мог достигнуть в принципе. А если бы и долетел, его кинетики не хватало для уничтожения такой «мишени».

С военной службы в коммерцию

 Особых отличий в принципе работы зарубежной и отечественной систем уничтожения спутников скорее всего не было. А вот практические возможности у нашей оказались лучше благодаря заметному преимуществу МиГа над F-15 в высотно-скоростных характеристиках. Предельное число Маха полета советской машины М=2,83 против M=2,5 у американской, практический потолок (у разведывательной модификации МиГ-25Р) — 23 км против 20 км.

Конструкторы проработали вариант использования МиГ-25 в качестве носителя тяжелых ракет массой 6-7 тонн, и одной ракеты весом 8-9 тонн. На основе этой машины был создан более совершенный МиГ-31, который имел лучшие возможности как носитель. Предельная взлетная масса выросла с 41 до 47 тонн, у отдельных вариантов – до 50 тонн. Максимальная скорость не изменилась и составляла 3000 км/ч, практический потолок — 20600 метров.

Вскоре после победы «Перестройки» ранее секретный МиГ-31 стали активно продвигать на экспорт, для чего самолет неоднократно показывали на различных выставках. Впервые на Западе русский стальной истребитель демонстрировался летом 1991 года — на аэрокосмическом салоне Le Bourget под Парижем. Была разработана специальная экспортная модификация МиГ-31ФЭ, которая нашла покупателя в лице Сирийской Арабской Республики, но на практике по ряду причин самолеты в эту страну не поставлялись.

В рекламных буклетах по МиГ-31ФЭ говорилось, что он предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на малых и больших высотах в свободном пространстве и на фоне земной поверхности. На самолете установлен радиолокационный комплекс РП-31Э, обеспечивающий одновременное обнаружение до десяти целей и одновременный обстрел четырех из них. Вооружение — ракеты Р-33Э, Р-40ТД-1 и Р-60МК на внешней подвеске плюс встроенная пушка 9А768 калибра 23мм.

Единственным зарубежным пользователем МиГ-31 выступает Республика Казахстан. Дополнительно к самолетам, доставшимся при распаде СССР, в новом веке были приобретены еще несколько машин, в результате чего общая численность парка превысила тридцать единиц.

Начиная с аэрокосмического салона в Сингапуре 2006 года, на международных выставках государственные структуры Казахстана выставляли масштабные модели воздушно-космической системы. В ней МиГ-31И выступал в качестве платформы для ракеты-носителя «Ишим». Скорее всего, последняя имела внешние формы и массово-габаритные показатели схожие с таковыми «ракеты-убийцы» типа «Контакт». При этом заявлялось, что самолет-носитель представляет доработанный истребитель, и предназначается для вывода на космические орбиты высотой 300-600 км небольших космических аппаратов массой 120-160 кг.

Предложение фирмы-разработчика

 Близкие по характеру воздушно-космические системы представлял на выставках и разработчик самолета. РСК «МиГ» неоднократно предлагал потенциальным зарубежным партнерам вместе создать коммерческую систему для вывода на орбиту малых спутников. В качестве вклада в совместную работу Корпорация предлагала имевшиеся в распоряжении ее летной службы опытные прототипы МиГ-31.

Согласно цифрам рекламного буклета, распространенного на авиасалоне в Берлине, система способна вывести на круговую полярную орбиту (Circular Polar orbit) высотой 700-1000 км спутник весом 50 кг. При удвоении массы целевой нагрузки высота орбиты уменьшается до 200км. В случае вывода спутника массой 100 кг на экваториальную орбиту высота ее составит 700-1000км.

Судя по схематичным рисункам, экипаж самолета выполняет взлет с набором высоты 16-17 км и последующим разгоном в горизонтальном полете до скорости 750 м/сек (M=2,54). Затем летчики выполняют маневр «горка» так, чтобы отсоединение ракеты-носителя произошло, когда наклон траектории составляет 20-30 градусов к горизонту. При этом истинная скорость падает до 630-650 м/с (М=2,13-2,2).

 Среди многообразия возможных практических применений воздушно-космической системы выделялся вариант с целевой нагрузкой в виде многоразового возвращаемого аппарата с интригующим названием «Аэрокосмическое ралли», которое чудесным образом сокращали до аббревиатуры «АРС». МиГ-31 поднимался на высоту 20 км и набирал скорость 2500 км/ч (694 м/с, М=2,35). Отстрел ракетоплана летчики выполняли в ходе выполнения маневра «горка». Шестиметровый космический аппарат мог брать в полет полезную нагрузку до 350 кг.

 Расчетный вес АРС составлял 1,7 тонн, что почти в полтора раза превосходит соответствующую цифру для ASAT Missile, диаметр корпуса — один метр против 500 мм. Вместо АРС могла использоваться одноразовая ракета-носитель «Микрон» длиной 7,25 метра и весом 7 тонн, т.е. с массово-габаритными параметрами заметно превосходящими «американский аналог». Как следствие, она могла вывести полезную нагрузку на более высокую орбиту, что очень важно.

Перспективы МиГ-41

 Последние пару-тройку лет высокопоставленные источники в промышленности и правительственных структурах говорят о некоем новом скоростном перехватчике под названием МиГ-41. Среди первых самолет с таким названием упомянул Сергей Сергеевич Коротков, который тогда занимал должность Генерального директора — Генерального Конструктора РСК «МиГ». Сегодня он служит Генеральным конструктором – вице-президентом по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

 Официальной информации о технических характеристиках самолета нет. Сообщается лишь, что МиГ-41 продолжит линию МиГ-25 и МиГ-31, серийное производство которых велось на Нижегородским авиационном заводе «Сокол». Всего предприятием было изготовлено порядка 1700 «стальных» самолетов марки «МиГ». Среди них — восемь опытных прототипов, собранных в рамках программы создания усовершенствованного перехватчика МиГ-31М.

Машина представляла глубокую модернизацию базового МиГ-31 с максимальным взлетным весом 52 тонны, двигателями повышенной тяги Д-30Ф6М, БРЛС «Заслон-М» и новыми ракетами РВВ-БД и РВВ-АЕ. Прототипы и небольшая установочная партия были изготовлены в период с середины восьмидесятых по начало девяностых годов прошлого века. Опытные машины демонстрировались на аэрокосмических салонах в Жуковском 1995 и 1997гг.

 Для участия в государственных совместных испытаниях в ГЛИЦ МО РФ (г. Ахтубинск) направляли опытные МиГ-31М с бортовыми номерами «053», «054», «055», «056» и «057». Весной 1994 года ГСИ завершились успешным пуском дальней ракеты «воздух-воздух», поразившей мишень на дальности 300 км. «В испытаниях был пройден рубеж соответствия самолета требованиям Технического Задания, однако из-за отсутствия финансирования работы во второй половине 90-х годов были приостановлены и самолет в серию так и не пошел», — отмечается в материалах РСК «МиГ».

Словом, проект признавался технически успешным, но резкое сокращение государственного бюджета не позволило нашим Вооруженным Силам заказать партию товарных экземпляров.

Сохранившиеся машины доживают свой век «на краю аэродрома», но их летную годность можно восстановить.

Самым продвинутым из установочной партии считается восьмой по счету самолет («борт 057″) с доработками по результатам облета предыдущих машин. Внешне, он выделялся законцовками крыла с контейнерами для аппаратуры, на которых смонтированы характерные вертикальные плоскости («ласты») для улучшения путевой устойчивости.

 Логично предположить, что в основу нового «МиГа» будут положены работы по МиГ-31М. Возможно даже, что модель с индексом «41» на деле окажется обновленной версией «31М», некой его производной с внедрением научно-технических достижений последнего времени.

Что же касается задачи уничтожения спутников, то здесь дело главным образом не в разработчиках самолета, а противоспутниковой ракеты. Ее создание — самая сложная задача, а заодно и тема для приложения сил и талантов не переводящихся великих комбинаторов авиации с космонавтикой. Вариант «сбить звезду», как то было в случае с американским ASAT, не проходит — в новой геополитической обстановке Вооруженным Силам РФ требуется в первую очередь обеспечить безопасность страны, в том числе и от космических угроз.

Владимир Карнозов, телеканал «Звезда».

 

http://vpk-news.ru/news/35661

topnewsrussia.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики