Легкие опыты с крахмалом в домашних условиях. Опыты с йодом в домашних условиях


Опыты с йодом в домашних условиях

Всем привет!

Как вам прошлая статья про расщепление крахмала амилазой слюны? Если помните, то в этом опыте также принимал участие йод, «сериал» про который я недавно начала, рассказав про спиртовой раствор йода и про то, как же все-таки правильно – йод или иод.

Сегодня предлагаю простые опыты с йодом, которые можно легко сделать в домашних условиях, как сейчас модно говорить, на кухне. Все эти опыты я уже делала и рассказывала о них в рубрике «Похимичим» в разных статьях, а сейчас соберу все воедино.

Итак, помимо опыта с расщеплением крахмала, есть еще и другие домашние эксперименты с йодом и крахмалом.

Например, вы можете приготовить крахмальный клейстер и капнуть каплю раствора йода. Появится ярко-синее окрашивание.

крахмал синеет с йодом

Эта реакция является качественной на крахмал. Точно также вы можете проверить наличие крахмала в картошке, яблоке, банане, хлебе, сметане (его иногда добавляют в качестве загустителя) и многом-многом другом.

Следующий опыт – как обесцветить йод. Он пригодится, когда вам нужно отстирать йод от одежды, если вы вдруг испачкались. Ну и руки тоже можно отмыть этим же способом.

Для этого вам понадобится тиосульфат натрия – лекарство в ампулах, которые продаются в аптеке без рецепта и стоят недорого. Можно даже купить поштучно, если ваши аптеки позволяют так делать.

На испачканную одежду капаете немного тиосульфата – и коричневое пятно йода мгновенно исчезает. Можно нанести тиосульфат на ватный тампон и протереть им руки – для рук не будет никакого вреда.

как отстирать йод

Еще пара опытов не связана непосредственно с самим йодом, но с его соединениями.

Можно с помощью несложных химических реакций определить наличие йода в йодированной соли.

определение йода в соли

Также можно сделать красивый, яркий опыт с люголем – раствором йодистого калия в глицерине. При наличии реактивов делается буквально за минуту – просто смешать два раствора и получить яркое «солнышко»:

опыт с люголем

И еще один опыт, про который я совсем забыла, спасибо за напоминание Наталье Литвишко.  Конечно же, можно провести еще один легкий опыт — йод с аскорбинкой. Для этого понадобится спиртовой раствор йода, немного воды, в которую нужно капнуть несколько капель йода, и обычная аптечная аскорбиновая кислота.

обесцвечивание йода аскорбинкой

Для проведения опыта я купила аскорбинку с глюкозой, причем, если верить этикетке, масса всей таблетки 3 г, а аскорбиновой кислоты в ней всего 0,24 г. Остальное — глюкоза, крахмал и прочие наполнители.

аскорбинка с глюкозой

Раздавила в ложке две таблетки и высыпала в банку с коричневым раствором йода. Он практически мгновенно обесцветился, несмотря на то, таблетки были раздавлены не в совсем мелкий порошок, а абы как и даже не полностью растворились. Думаю, и одной штуки хватило бы. Радует, что раствор не посинел от взаимодействия крахмала с йодом. Значит, крахмала здесь все-таки гораздо меньше, чем аскорбинки, что не может не радовать :-)

йод с аскорбинкой

На этом на сегодня все. Напоминаю, что у меня есть две бесплатные книги, которые вы можете легко скачать и спокойно похимичить в свое удовольствие :-)

Всем хорошего настроения и до встречи в следующей статье, а также группе «Занимательная химия», ссылки на которую вы видите под статьей.

Наталья Брянцева

KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook, Twitter

kidschemistry.ru

Занимательный химический опыт с йодом и крахмалом

опыт с йодом и крахмалом

Предлагаем вашему вниманию очередной волшебный химический опыт с йодом и крахмалом, в котором прозрачная жидкость в считанные мгновения становится синей! Все ингредиенты для этого простого эксперимента обычно уже есть в домашнем хозяйстве, но даже если чего то и нет ознакомьтесь с нашей статьей «Где взять реактивы для опытов» и вопросы отпадут сами собой.

Проводим опыт с йодом и крахмалом

Для проведения опыта с йодом и крахмалом нам понадобятся:

  • Йод, а лучше спиртовой раствор йода 5%,
  • Перекись водорода 3%,
  • 1 витаминка С (1000 мг), можно сразу в порошке,
  • крахмал,
  • 3 стеклянных стакана.

Алгоритм опыта с йодом и крахмалом

Подготовительные работы к химическому опыту с йодом и крахмалом:

  1. Готовим раствор №1. Для начала растираем витаминку в порошок и , перемешивая в течении минуты, растворяем его в 3-х столовых ложках тёплой воды.
  2. Готовим раствор №2. 1 чайную ложку Раствора №1 переливаем в стакан, добавляем туда чайную ложку спиртового раствора йода и 3 столовые ложки тёплой воды. На этом этапе мы увидим, что коричневый йод обесцветился.
  3. Готовим раствор №3. В третьем стакане смешиваем одну столовую ложку перекиси водорода, пол чайной ложки крахмала и 3 столовые ложки воды.

Приготовления закончены, можно звать зрителей и демонстрировать занимательный химический опыт с йодом и крахмалом. Для этого переливаем раствор №2 в стакан с раствором №3 и обратно несколько раз…. И жидкость из прозрачной превратится в темно-синюю!

Как объясняется опыт с йодом и крахмалом

Витамин С обесцвечивает йод. Крахмал же, вступив в реакцию с йодом, окрашивается в синий цвет. Сливая вместе жидкости №2 и №3 мы запускаем одновременно эти две химические реакции. После непродолжительной борьбы крахмал побеждает и жидкость в итоге становится синей.

 

 

 

www.alto-lab.ru

Домашние химические опыты для детей

Домашние химические опыты для детей (11 голосов: 4 из 5)

Мой личный опыт преподавания химии показал, что такую науку, как химию, очень тяжело изучать без каких-либо первоначальных сведений и практики. Школьники очень часто запускают этот предмет. Лично наблюдала, как ученик 8 класса при слове «химия» начинал морщиться, словно съел лимон.

Позже выяснилось, что из-за нелюбви и непонимания предмета, школу он прогуливал втайне от родителей. Конечно, школьная программа составлена таким образом, что учитель должен дать на первых уроках химии много теории. Практика как бы отходит на второй план именно в тот момент, когда школьник еще не может самостоятельно осознать, нужен ли это предмет ему в дальнейшем. В первую очередь это связано с лабораторным оснащением школ. В больших городах в настоящее время с реактивами и приборами дело обстоит лучше. Что касается провинции, то, как и 10 лет назад, так и в настоящее время, во многих школах нет возможности проводить лабораторные занятия. А ведь процесс изучения и увлечения химией, также как и другими естественными науками, обычно начинается с опытов. И это неслучайно. Многие знаменитые химики, такие как Ломоносов, Менделеев, Парацельс, Роберт Бойль, Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри (всех этих исследователей школьники изучают также и на уроках физики) уже с детства начинали экспериментировать. Великие открытия этих великих людей были сделаны именно в домашних химических лабораториях, поскольку занятия химией в институтах было доступно только людям с достатком.

И, конечно, самое главное — это заинтересовать ребенка и донести ему, что химия окружает нас повсюду, поэтому процесс ее изучения может быть очень увлекательным. Здесь на помощь придут домашние химические опыты. Наблюдая такие эксперименты, можно в дальнейшем искать объяснение, почему происходит так, а не иначе. А, когда на школьных уроках юный исследователь столкнется с подобными понятиями, объяснения учителя ему будут более понятны, так как у него уже будет свой собственный опыт проведения домашних химических экспериментов и полученные знания.

Очень важно начинать изучение естественных наук с обычных наблюдений и примеров из жизни, которые, как вы считаете, будут наиболее удачными для вашего ребенка. Вот некоторые из них. Вода-это химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Речной песок – это не что иное, как оксид кремния, а также основное сырье для производства стекла.

Человек сам того не подозревает и осуществляет химические реакции каждую секунду. Воздух, который мы вдыхаем, это смесь газов — химических веществ. В процессе выдыхания выделяется еще одно сложное вещество — диоксид углерода. Можно сказать, что мы сами это химическая лаборатория. Можно объяснить ребенку, что мытье рук мылом это тоже химический процесс воды с мылом.

Ребёнку постарше, который, например, уже начал изучать химию в школе можно объяснить, что в организме человека можно обнаружить практически все элементы периодической системы Д. И. Менделеева. В живом организме не только присутствуют все химические элементы, но каждый из них выполняет какую-то биологическую функцию.

Химия-это и лекарства, без которых в настоящее время многие люди не могут прожить и дня.

Растения тоже содержат химическое вещество хлорофилл, которое придает листочку зеленый цвет.

Приготовление пищи — это сложные химические процессы. Здесь можно привести пример того, как поднимается тесто при добавлении дрожжей.

Один из вариантов, как заинтересовать ребенка химией — это взять отдельного выдающегося исследователя и прочитать историю его жизни или посмотреть обучающий фильм про него (сейчас доступны такие фильмы про Д. И. Менделеева, Парацельса, М.В. Ломоносова, Бутлерова).

Многие полагают, что настоящая химия это вредные вещества, экспериментировать с ними опасно, тем более в домашних условиях. Есть много очень увлекательных опытов, которые вы сможете провести со своим ребёнком, не навредив здоровью. И эти домашние химические опыты будут не менее увлекательные и поучительные, чем те, которые идут с взрывами, едкими запахами и клубами дыма.

Некоторые родители опасаются также проводить дома химические опыты из-за их сложности или отсутствия необходимого оборудования и реактивов. Оказывается, что можно обойтись подручными средствами и теми веществами, которые есть у каждой хозяйки на кухне. Их можно купить в ближайшем бытовом магазине или аптеке. Пробирки для проведения домашних химических опытов можно заменить флакончиками от таблеток. Для хранения реактивов можно пользоваться стеклянными банками, например, от детского питания или майонеза.

Стоит помнить, что посуда с реактивами должна иметь этикетку с надписью и быть плотно закрыта. Иногда пробирки нужно нагреть. Чтобы не держать ее в руках при нагревании и не обжечься, можно соорудить такое устройство с помощью бельевой прищепки или куска проволоки.

р1

Также необходимо выделить несколько стальных и деревянных ложечек для перемешивания.

Штатив для держания пробирок можно сделать самим, просверлив в бруске сквозные отверстия.

h3

Для фильтрования полученных веществ вам понадобиться бумажный фильтр. Сделать его очень легко согласно приведенной здесь схеме.

h4

Для детишек, которые еще не ходят в школу или обучаются в младших классах, постановка домашних химических опытов с родителями будет своеобразной игрой. Скорее всего, объяснить какие-то отдельные законы и реакции еще не удастся такому юному исследователю. Однако, возможно, именно такой эмпирический способ открытия окружающего мира, природы, человека, растения через опыты заложит фундамент для изучения естественных наук в дальнейшем. Можно даже устраивать своеобразные конкурсы в семье — у кого опыт получится более удачным и затем демонстрировать их на семейных праздниках.

Независимо от возраста ребенка и его способности читать и писать, советую завести лабораторный журнал, в который можно записывать эксперименты или зарисовывать. Настоящий химик обязательно записывает план работы, список реактивов, зарисовывает приборы и описывает ход работы.

Когда вы вместе с ребенком только начнете изучать эту науку о веществах и проводить домашние химические опыты, первое, что нужно помнить это безопасность.

Для этого нужно следовать следующим правилам безопасности:

1. Настоятельно рекомендую, чтобы все домашние химические опыты проводились только под присмотром взрослых.

2. Лучше выделить отдельный стол для проведения химических опытов в домашних условиях. Если у вас дома не найдется отдельного стола, то опыты лучше проводить на стальном или железном подносе или поддоне.

3. Необходимо обзавестись тонкими и толстыми перчатками (их продают в аптеке или в хозяйственно магазине).

4. Для проведения химических экспериментов лучше всего купить лабораторный халат, но также можно вместо халата использовать плотный фартук.

5. Лабораторная посуда не должна в дальнейшем использоваться для еды.

6. В домашних химических опытах не должно быть жестокого отношения с животными и нарушения экологической системы. Кислотные химические отходы нужно нейтрализовать содой, а щелочные — уксусной кислотой.

7. Если хочешь проверить запах газа, жидкости или реактива, никогда не подноси сосуд прямо к лицу, а, удерживая его на некотором расстоянии, направь, помахивая рукой, воздух над сосудом по направлению к себе и одновременно нюхай воздух.

8. Всегда используй в домашних опытах реактивы в небольшом количестве. Избегай оставлять реактивы в посуде без соответствующей надписи (этикетки) на склянке, из которой должно быть ясно, что находится в склянке.

Начинать изучение химии следует с простых химических экспериментов в домашних условиях, позволяющих ребенку освоить основные понятия. Серия опытов 1-3 позволяют ознакомиться с основными агрегатными состояниями веществ и свойствами воды. Для начала ребенку-дошкольнику вы можете показать, как растворяется в воде сахар и соль, сопроводив это объяснением, что вода универсальный растворитель и является жидкостью. Сахар или соль — твердые вещества, растворяющиеся в жидкости.

Опыт № 1 «Потому что — без воды и ни туды и ни сюды»

Вода-это жидкое химическое вещество, состоящее из двух элементов, а также газов, растворенных в ней. Человек тоже содержит воду. Известно, что там, где нет воды, нет и жизни. Без пищи человек может прожить около месяца, а без воды — всего лишь несколько суток.

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, сода, лимонная кислота, вода

Эксперимент: Взять две пробирки. Насыпать в них в равных количествах соду и лимонную кислоту. Затем в одну из пробирок налить воды, а в другую нет. В пробирке, в которой вода была налита вода стал выделяться углекислый газ. В пробирке без воды — ничего не изменилось

Обсуждение: Данный эксперимент объясняет тот факт, что без воды невозможны многие реакции и процессы в живых организмах, а также вода ускоряет многие химические реакции. Школьникам можно объяснить, что произошла обменная реакция, в результате которой выделился углекислый газ.

Опыт № 2 «Что растворено в водопроводной воде»

Реактивы и оборудование: прозрачный стакан, водопроводная вода

Эксперимент: Налить в прозрачный стакан водопроводную воду и поставить ее в теплое место на час. Через час вы увидите на стенках стакана осевшие пузырьки.

Обсуждение: Пузырьки – это не что иное как газы, растворенные в воде. В холодной воде газы растворяются лучше. Как только вода становится теплой, газы перестают растворяться и оседают на стенки. Подобный домашний химический опыт позволяет также познакомить ребенка с газообразным состояние вещества.

Опыт № 3 «Что растворено в минеральной воде или вода — универсальный растворитель»

Реактивы и оборудование: пробирка, минеральная вода, свеча, лупа

Эксперимент: Налить в пробирку минеральную воду и медленно выпаривать ее над пламенем свечи (опыт можно делать на плите в кастрюле, но кристаллы будут хуже видны). По мере испарения воды на стенках пробирка останутся мелкие кристаллы, все они разной формы.

Обсуждение: Кристаллы – это соли, растворенные в минеральной воде. У них разная форма и размер, так как каждый кристаллик носит свою химическую формулу. С ребенком, который уже начал изучать химию в школе, можно почитать этикетку на минеральной воде, где указан ее состав и написать формулы соединений, содержащихся в минеральной воде.

Опыт № 4 «Фильтрование воды, смешанной с песком»

Реактивы и оборудование: 2 пробирки, воронка, бумажный фильтр, вода, речной песок

Эксперимент: Налить в пробирку воду и опустить туда немного речного песка, перемешать. Затем по схеме описанной выше сделать фильтр из бумаги. Вставить сухую чистую пробирку в штатив. Медленно выливать смесь песка с водой через воронку с бумажным фильтром. Речной песок останется на фильтре, а в штативной пробирке вы получите чистую воду.

Обсуждение: Химический опыт позволяет показать, что существуют вещества, не растворяющееся в воде, например, речной песок. Также опыт знакомит с одним из метод очистки смесей веществ от примесей. Здесь можно внести понятия чистые вещества и смеси, которые даются в учебнике химия 8 класса. В данном случае смесью является песок с водой, чистым веществом — фильтрат, речной песок – это осадок.

Процесс фильтрования (описывается в 8 классе) применяют здесь для разделения смеси воды с песком. Чтобы разнообразить изучение данного процесса, можно немного углубиться в историю очистки питьевой воды.

Процессы фильтрования применялись еще в 8-7 веках до н.э. в государстве Урарту (ныне это территории Армении) для очистки питьевой воды. Её жители осуществили постройку водопроводной системы с применением фильтров. В качестве фильтров использовали плотную ткань и древесный уголь. Подобные системы из переплетённых водосточных труб, глиняных каналов, снабженные фильтрами были и на территории древнего Нила у древних египтян, греков и римлян. Воду пропускали через такой фильтр нескскали через такой фильтр несколько раз, в конечном итоге доболько раз, в конечном итоге добиваясь наилучшего качества воды.

h5h5

Одним из самых интересных опытов является выращивание кристаллов. Опыт очень нагляден и дает представление о многих химических и физических понятиях.

h6

Опыт № 5 «Выращиваем кристаллы сахара»

Реактивы и оборудование: два стакана воды; сахар — пять стаканов; деревянные шпажки; тонкая бумага; кастрюля; прозрачные стаканчики; пищевой краситель (пропорции сахара и воды можно уменьшить).

Эксперимент: Опыт следует начинать с приготовления сахарного сиропа. Берем кастрюлю, выливаем в нее 2 стакана воды и 2,5 стакана сахара. Ставим на средний огонь и, помешивая, растворяем весь сахар. В получившийся сироп высыпаем оставшиеся 2,5 стакана сахара и варим до полного растворения.

Теперь приготовим зародыши кристаллов – палочки. Небольшое количество сахара рассыпаем на бумажке, затем обмакнем палочку в получившейся сироп, и обваляем ее в сахаре.

Берем бумажки и протыкаем шпажкой дырочку посередине таким образом, чтобы бумажка плотно прилегала к шпажке.

Затем разливаем горячий сироп по прозрачным стаканам (важно, чтобы стаканы были прозрачными — так процесс созревания кристаллов будет более увлекателен и нагляден). Сироп должен быть горячим, иначе кристаллы не будут расти.

h7

h8

Можно сделать цветные сахарные кристаллы. Для этого в получившейся горячий сироп добавляют немного пищевого красителя и размешивают его.

Кристаллы будут расти по-разному, некоторые быстро, а некоторым может понадобиться больше времени. По окончании опыта получившиеся леденцы ребенок может съесть, если у него нет аллергии на сладкое.

Если у вас нет деревянных шпажек, то опыт можно повести с обычными нитками.

z9

Обсуждение: Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Кристаллическими считаются вещества, атомы которых расположены регулярно, так что образуют правильную трёхмерную решётку, называемую кристаллической. Кристаллам ряда химических элементов и их соединений присущи замечательные механические, электрические, магнитные и оптические свойства. Например, алмаз – природный кристалл и самый твердый и редкий минерал. Благодаря своей исключительной твердости алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни. Существует три способа образования кристаллов: кристаллизация из расплава, из раствора и из газовой фазы. Примером кристаллизации из расплава может служить образование льда из воды (ведь вода – это расплавленный лёд). Пример кристаллизации из раствора в природе – выпадение сотен миллионов тонн соли из морской воды. В данном случае, при выращивании кристаллов в домашних условиях мы имеем дело с наиболее распространённым способам искусственного выращивания — кристаллизация из раствора. Кристаллы сахара растут из насыщенного раствора при медленном испарении растворителя – воды или при медленном понижении температуры.

Следующий опыт позволяет получить в домашних условиях один из самых полезных для человека кристаллических продуктов — кристаллический йод. Перед проведением опыта советую посмотреть вместе с ребенком небольшой фильм «Жизнь замечательных идей. Умный йод». Фильм дает представление о пользе йода и необычной истории его открытия, которая надолго запомниться юному исследователю. А интересна она тем, что первооткрывателем йода была обыкновенная кошка.

z10z11

Французский ученый Бернар Куртуа в годы наполеоновских войн заметил, что в продуктах, получаемых из золы морских водорослей, которые выбрасывались на берег Франции, находится какое-то вещество, которое разъедает железные и медные сосуды. Но ни сам Куртуа, ни его помощники не знали, как выделить это вещество из золы водорослей. Ускорению открытия помог случай.

На своем небольшом заводе по производству селитры в г. Дижоне Куртуа собирался провести несколько опытов. На столе стояли сосуды, в одном из которых была настойка морских водорослей на спирту, а в другом — смесь серной кислоты с железом. На плечах у ученого сидела его любимая кошка.

В дверь постучали, и напуганная кошка спрыгнула и убежала, хвостом смахнув колбы на столе. Сосуды разбились, содержимое смешалось, и внезапно началась бурная химическая реакция. Когда небольшое облачко из паров и газов осело, удивленный ученый увидел на предметах и обломках какой-то кристаллический налет. Куртуа начал его исследовать. Кристаллы никому до этого неизвестного вещества получили название «йод».

Так был открыт новый элемент, а домашняя кошка Бернара Куртуа вошла в историю.

Опыт № 6 «Получение кристаллов йода»

Реактивы и оборудование: настойкой аптечного йода, вода, стакан или цилиндр, салфетка.

Эксперимент: Смешиваем воду с настойкой йода в пропорции:10мл йода и 10мл воды. И ставим всё в холодильник на 3 часа. В процессе охлаждения йод выпадет в осадок на дне стакана. Сливаем жидкость, вынимаем осадок йода и кладем на салфетку. Выжимаем салфетками до тех пор, пока йод не станет рассыпаться.

Обсуждение: Данный химический эксперимент называется экстрагированием или извлечением одного компонента из другого. В данном случае вода экстрагирует йод из раствора спиртовки. Таким образом, юный исследователь повторит опыт кота Куртуа без дыма и биения посуды.

О пользе йода для дезинфекции ран ваш ребенок уже узнает из фильма. Таким образом, вы покажите, что между химией и медициной есть неразрывная связь. Однако, оказывается, что йод можно применять в качестве индикатора или анализатора содержания другого полезного вещества – крахмала. Следующий опыт познакомит юного экспериментатора с отдельной очень полезной химией – аналитической.

Опыт № 7 «Йод-индикатор содержания крахмала»

z12z13

Реактивы и оборудование: свежая картошка, кусочки банана, яблока, хлеба, стакан с разведенным крахмалом, стакан с разведённым йодом, пипетка.

Эксперимент: Разрезаем картофель на две части и капаем на него разведенный йод – картошка синеет. Затем капаем несколько капель йода в стакан с разведенным крахмалом. Жидкость тоже синеет.

Капаем с помощью пипетки растворенный в воде йод на яблоко, банан, хлеб, по очереди.

Наблюдаем:

Яблоко — не посинело вообще. Банан – слегка посинел. Хлеб – посинел очень сильно. Эта часть опыта показывает наличие крахмала в различных продуктах.

Обсуждение: Крахмал, вступая в реакцию с йодом, дает синюю окраску. Это свойство дает нам возможность выявить наличие крахмала в различных продуктах. Таким образом, йод является как бы индикатором или анализатором содержания крахмала.

Как известно, крахмал может преобразовываться в сахар, если взять неспелое яблоко и капнуть йода, то оно посинеет, так как яблоко еще не созрело. Как только яблоко созреет весь содержащийся крахмал перейдет в сахар и яблоко при обработке йодом не синеет вообще.

Следующий опыт будет полезен ребятам, которые уже начали изучение химии в школе. Оно знакомит с такими понятиями, как химическая реакция, реакция соединения и качественная реакция.

Опыт № 8 «Окрашивание пламени или реакция соединения»

Реактивы и оборудование: пинцет, поваренная пищевая соль, спиртовка

Эксперимент: Возьмем пинцетом несколько кристалликов крупной поваренной соли поваренной соли. Подержим их над пламенем горелки. Пламя окрасится в желтый цвет.

Обсуждение: Данный эксперимент позволяет провести химическую реакцию горения, которая является примером реакции соединения. Благодаря наличию натрия в составе поваренной соли, при горении происходит его реакция с кислородом. В результате образуется новое вещество – оксид натрия. Появление желтого пламени свидетельствует о том, что реакция прошла. Подобные реакции является качественными реакциями на соединения, содержащие натрий, то есть по ней можно определить содержится натрий в веществе или нет.

4Na+O2=2Na2O

h24

Автор: Плетнева Мария, кандидат химических наук

azbyka.ru

Цветные опыты по химии :: Это интересно!

Давно мы что-то с Катей не химичили :) Захотелось каких-то простых, но зрелищных опытов. А что может быть проще, чем получение разноцветных жидкостей? Главное выбрать такие реакции, чтобы все необходимые ингредиенты для них можно было бы найти дома. И их не так уж мало! А что еще хорошо при работе с жидкостями, так это то, что если не брать уж совсем какие-то едкие кислоты, проведение таких опытов можно доверить самому ребенку. Под присмотром, конечно. Но, по крайней мере, смешивать, капать и переливать он сможет сам. Например, в прошлый раз мы делали цветной огонь - там все манипуляции проводила я сама, Катя лишь наблюдала. А в это раз Катя сама "колдовала" - и восторга было в сто раз больше! :)

Итак, нам понадобятся: крахмал, соль, молоко, уксус (все это есть на кухне), марганцовка, йод, перекись водорода, раствор аммиака, более известный как нашатырный спирт (все это покупается в аптеке) и медный купорос (последний можно купить в садоводческих магазинах - он продается как удобрение).

Начинаем опыты с того, что подготавливаем нужные вещества. Так потом будет удобнее экспериментировать - не придется по сто раз замешивать нужные жидкости. В отдельных емкостях (например, в стеклянных стаканах) делаем растворы, тщательно перемешивая их:
  • медного купороса  (1 ч.л. на 150 г воды)
  • насыщенный солевой (6 ч.л. соли на 150 г воды)
  • марганцовки (буквально несколько крупинок перманганата калия на 150 г воды: так, чтобы получился  ярко-малиновый цвет)
  • йода (капаем 3-5 капель йода в 100 г воды)
  • крахмала (1ч.л. на 100 г воды)

ОПЫТ ЗЕЛЕНЫЙ. Соль и медный купорос.

Понадобится: насыщенный солевой раствор, раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость (например, стакан).

соль и медный купорос

Ход работы:

В пустой стакан наливаем около 50 г солевого раствора (прозрачная жидкость), добавляем тоже около 50 г раствора медного купороса (голубая жидкость) и смотрим, как в результате реакции жидкость становится зеленой!

голубой + прозрачный = зеленый

ОПЫТ СИНИЙ. Медный купорос и аммиак

Понадобится: нашатырный спирт, раствор медного купороса, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

медный купорос и нашатырный спирт

Ход работы:

Перед тем, как проводить опыт, я еще раз рассказала и показала Кате, как надо нюхать вещества при проведении химических опытов. И только после этого открыла пузырек с нашатырем. Теперь Катя на себе поняла, почему не стоит сразу совать свой нос в банку и нюхать))))

А дальше сам опыт.

В пустой стакан наливаем 50 г раствора медного купороса (голубой цвет) и капаем буквально пару капель прозрачного нашатырного спирта. Голубая жидкость тут же превращается в синюю!

Прозрачный + голубой = синий

ОПЫТ ФИОЛЕТОВЫЙ. Йод и крахмал

Общеизвестную йодную реакцию на крахмал мы уже делали  с Катей, когда изучали клубни картофеля при наших опытах с растениями. Но в таком виде реакция происходит гораздо зрелищнее.

Понадобится: раствор йода, раствор крахмала, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

йод и крахмал

Ход работы:

Взбалтываем раствор крахмала (непрозрачный, белого цвета) и наливаем грамм 50 в пустой стакан. Добавляем туда 50 грамм раствора йода (золотисто-желтого цвета). В результате у нас в стакане получается жидкость темно-фиолетового цвета! 

Желтый + белый = фиолетовый

ОПЫТ БЕЖЕВЫЙ. Марганцовка и молоко

Понадобится: раствор марганцовки, молоко, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

марганцовка и молоко

Ход работы:

Наливаем грамм 50 молока в пустой стакан. Получаем жидкость белого цвета. Добавляем туда столовую ложку раствора марганцовки (малинового цвета). В результате молоко темнеет и становиться бледно-коричневым!

Малиновый + белый = коричневый

И напоследок самый эффектный опыт!

ОПЫТ ПО ОБЕСЦВЕЧИВАНИЮ. Марганцовка, уксус и перекись

Понадобится: раствор марганцовки,  столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

Марганцовка, уксус, перекись водорода

Ход работы:

Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет). 

Просто марганцовка

Добавляем в него 1 ч.л. уксуса (прозрачный цвет). Жидкость окраски не поменяла - все такая же ярко-малиновая. 

А теперь добавьте в нее пол чайной ложки перекиси. Прямо у вас на глазах жидкость начнет светлеть! И уже буквально через минуту в стакане будет кристально-прозрачная вода!

В марганцовку с уксусом добавляем перекись
Жидкость обесцвечивается!

Это так неожиданно и так интересно, что потом мы еще несколько раз проделывали этот опыт в разных вариантах.

Например, если к марганцовке сначала добавить перекись, то жидкость станет коричневой и начнет активно выделять пузырьки газа. Но тоже обесцвечивается, если к ней добавить чайную ложку уксуса.

Слева - марганцовка, справа - результат ее смешения с перекисью водорода

ОПЫТ ПЕНИСТЫЙ. Мыло и жидкость из прошлого опыта.

Понадобится: жидкое мыло, разведенное водой.

Марганцовка, перекись и жидкое мыло

Ход работы:

Если вместо уксуса в ту жидкость, которая получилась после соединения марганцовки и перекиси в прошлом опыте, добавить жидкое мыло, то жидкость станет сильно пениться. Чтобы реакция шла быстрее, жидкость можно помешать. Через некоторое время она начнет по виду напоминать пенистое пиво :)

Пенистая жидкость

Вот такие разноцветные химические опыты у нас были в этот раз. 

Разноцветные жидкости из наших опытов

www.tavika.ru

неньютоновская жидкость из крахмала и воды

Крахмал, картошка и йод годятся не только для киселей и соусов. При желании с помощью различных опытов можно целый вечер развлекать любознательного малыша дома или в детском саду.

Затрат – минимум, удовольствия и развития – максимум. Попробуйте повторить что-нибудь из списка ниже, и киселей вам больше не видать – всё будет уходить на фокусы.

Крахмал, мы найдем тебя! Опыт с йодом.

Что нужно? Крахмал, йод, пипетка, любые пищевые продукты.

Крахмал – белое порошкообразное вещество, которое можно найти на кухне практически каждой хозяйки. Кроме того, он содержится во многих продуктах, употребляемых нами ежедневно. А поможет определить его нахождение обычная настойка йода. Для эксперимента возьмём крахмал, хлеб, сыр, лимон, печенье, картофель.

Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода – жидкость станет синей.

Объясните ребёнку, что если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит.

Йод изменит свой цвет на хлебе, печенье, картофеле. А вот на сыре и лимоне – нет. Есть фрукты и овощи, в которых содержание крахмала зависит от степени их созревания и сорта. Так, например, больше крахмала вы сможете определить в зелёном банане, чем в спелом, также в яблоках с кислинкой его будет значительно больше, чем в сладких.

Неньютоновская жидкость - опыт из крахмала и воды

Что нужно? 1 стакан крахмала, полстакана воды.

Как мы знаем, неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.

Получить неньютоновскую жидкость в домашних условиях очень просто, достаточно смешать воду и крахмал в нужной пропорции. Чтобы сразу почувствовать, как происходят изменения, вместе с ребенком перемещайте руками крахмал с водой. С самого начала вы поймете, что это сделать не так легко.

Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже.

Интересно попробовать переливать жидкость – если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать. Можно предложить ребенку поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если ребёнок попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положит на нее ручку, то она погрузится в жидкость.

Крахмал танцует

Что нужно? Неньютоновская жидкость, краситель, сабвуфер.

Для этого эксперимента придется раздобыть сабвуфер, но это того стоит. Подкрасьте крахмальную смесь и выложите в неглубокий поддон. Поставьте поднос на сабвуфера и включите музыку (частота должна быть 40–60 Гц). Придерживайте поддон руками. На ваших глазах смесь начнет подпрыгивать и отрываться от поверхности, изгибаясь. Необыкновенное зрелище.

Очень эффектно будут смотреться опыт с неньютоновской жидкостью на детском празднике, например, на дне рождения. Дети получат массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений, а самое главное – смогут стать участниками удивительных экспериментов.

«Лизун» из крахмала

Что нужно? Стакан крахмала, полстакана воды, 100 грамм клея ПВА, пара капель гуаши, полиэтиленовый пакет.

Смешайте воду, крахмал и краситель, влейте клей и мешайте палочкой или ложкой. Перелейте массу в пакет и вымешивайте до тех пор, пока не получится плотная, вязкая и тягучая субстанция. Кстати, игра с ней развивает мелкую моторику.

Игрушка-«антистресс»

Что нужно? Воздушный шарик, крахмал, воронка.

С помощью воронки наполните шарик крахмалом – так, чтобы шар слегка растянулся. Кончик перевяжите ниткой, привяжите ленточки или шерстяные ниточки. Маркером нарисуйте лицо. Антистрессовому человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и успокаиваясь.

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

Опыты с крахмалом в домашних условиях

Всем привет!

Помните, я писала про краски, приготовленные из крахмала? Предлагаю сегодня провести еще несколько опытов с крахмалом и изучить его свойства.

Самое первое свойство крахмала и самое широко применяемое — это его способность образовывать с водой вязкую массу, которая может служить довольно неплохим клеем для бумаги. Так что, если вдруг ваш ребенок внезапно решил сделать аппликацию, а клея в доме нет (хотя это маловероятно, но все же), смешайте 3 чайные ложки крахмала в 4 столовые ложки холодной воды.

Получится густой клейстер. Его плюс в том, что он абсолютно безопасен в использовании — вы можете не бояться, что ваш малыш вдруг потянет его в рот. Так что, такой клей можно наносить на бумагу даже руками. Кстати, если втереть его в кожу рук и оставить на несколько минут, кожа станет очень мягкой.

А кто не помнит самодельный кисель? Это тоже, прежде всего, крахмал. Сейчас продается очень много магазинного киселя в брикетах, но, на мой взгляд, с домашним киселем мало что сравнится. Не даром говорит русская пословица «Киселю да царю — всегда место есть».

А теперь давайте посмотрим на химические свойства крахмала и узнаем, какие опыты с крахмалом можно сделать самостоятельно.

Думаю, всем хорошо известна еще со школы реакция крахмала и йода. Если вы капнете в водный раствор крахмала каплю обычного аптечного йода, то раствор мгновенно посинеет. Это качественная реакция на крахмал.

свойства крахмала

Этот опыт можно упростить. Разрежьте сырую картофелину и капните на срез каплю йода. Появляется синяя окраска. В картофеле содержится очень много крахмала — чем больше, тем интенсивнее будет окраска.

опыты с йодом

Можно также натереть картофель на терке и отжать полученную массу через марлю. А уже затем капнуть в нее йод. Будет та же самая синяя окраска.

Вот вы и узнали еще одну цветную реакцию в дополнение к тем, что мы уже когда-то делали.

При желании вы можете поэкспериментировать и провести такие опыты с йодом — проверить, сколько крахмала содержится в разных овощах и фруктах.

Удачи вам в ваших экспериментах!

Наталья Брянцева

И не забывайте, что турнир кроссвордов продолжается! Через два дня я опубликую второй кроссворд и объявлю победителя первого тура!

потеря данных_Попов на блог

KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook, Twitter

kidschemistry.ru

Как обесцветить йод в домашних условиях

Всем привет!

Ну как вам опыты с жесткой водой? Заметили, как стирают порошок и мыло в жесткой воде? Совсем скоро я планирую показать еще несколько опытов про стиральный порошок, нашла просто отпадный материал, в том числе и видео. Так что, не пропустите выход этой статьи!

А сегодня предлагаю заняться выведением пятен, а именно пятен от йода. Мы проведем несложные опыты с йодом, тиосульфатом натрия и узнаем, чем обесцветить йод.

В этом нам поможет волшебный тиосульфат натрия, который можно легко купить в аптеке и с его помощью обесцветить йод. Это вещество используется при различных отравлениях, например, соединениями мышьяка, ртути, свинца, солями йода и брома. Он недорогой и хватит его надолго. Вот сегодня мы и посмотрим, как тиосульфат вступает в реакцию с йодом.

Давайте начнем.

Опыт 1.

Нам понадобится:

  • аптечная спиртовая настойка йода
  • картофельный крахмал
  • вода
  • аптечный раствор тиосульфата натрия, например, вот такой:

тиосульфат натрия

Что делаем:

Готовим раствор крахмала. Для этого треть чайной ложки крахмала растворяем в небольшом количестве холодной воды и хорошенько размешиваем:

опыты с тиосульфатом натрия

Готовим светло-коричневый раствор йода. Для этого к небольшому количеству воды добавляем 1-2 капли аптечного йода:

опыты с йодом

Теперь добавляем немного полученного йодного раствора к раствору крахмала – появляется синее окрашивание. С таким мы уже сталкивались в опытах с крахмалом.

йод с тиосульфатом натрия

Ну а теперь – самое интересное. К синему раствору приливаем содержимое одной ампулы с тиосульфатом натрия. Синяя окраска мгновенно исчезает.

как обесцветить йод

Объяснение происходящего очень простое.

При взаимодействии йода и крахмала всегда появляется синяя окраска. Это качественная реакция на йод. Но йод взаимодействует и с тиосульфатом натрия. Поэтому когда мы приливаем тиосульфат к синему раствору крахмала, весь йод вступает в реакцию с тиосульфатом, следовательно, крахмал, освобожденный от влияния йода, снова становится бесцветным.

Для подтверждения этого можете прилить тиосульфат к оставшемуся раствору йода. Видите, он мгновенно обесцвечивается:

обесцвечиваем йод

Опыт 2.

Нам понадобится:

  • аптечная спиртовая настойка йода
  • небольшой кусочек ткани, лучше белой или хотя бы светлой
  • кусочек ваты
  • аптечный раствор тиосульфата натрия

выведение пятен от йода

Что делаем:

Пипеткой капнем каплю йода на ткань. Образуется яркое коричневое пятно:

пятно от йода

Теперь смочим ватку в растворе тиосульфата и протрем это пятно. Оно мгновенно исчезает:

как убрать пятно от йода

Так что, теперь, если вы вдруг испачкаете свою одежду йодом, вы знаете, как можно избавиться от пятна.

Кстати, помните, когда-то я писала про самодельные краски из крахмала? Я уже, честно говоря, и забыла про них, а вот мой ребенок периодически вспоминает и требует, чтобы мама достала «Мишку» порисовать. И с удовольствием рисует. Может, кто-нибудь подскажет, где еще можно купить вот такие банки необычной формы? Я бы еще красок наделала, раз уж ребенку так нравится.

самодельные краски из крахмала

Наталья Брянцева

KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! Google+, В контакте, Одноклассники , Facebook

kidschemistry.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики