Космос

Обнаружена самая легкая черная дыра IGR J17091

14.12.2011
Обнаружена самая легкая черная дыра IGR J17091Американское космическое агентство, воспользовавшись телескопом RXTE, получило данные о частоте импульсов черной дыры, расположенной в созвездии Скорпиона. Интересно, что ее масса почти равна предельно малому значению для черных дыр.

Открытая система (IGR J17091-3624) имеет, помимо черной дыры, обычную звезду, которая постоянно теряет газ.

Интерес астрономов вызвала яркая рентгеновская вспышка в системе, путем наблюдений удалось установить, что они происходят с некоторой периодичностью, последняя не прекращается уже в течение 10 месяцев.

В процессе перетягивания черной дырой газа, содержащегося в звезде, вокруг первой образуется аккреционный диск, внутри которого происходит нагревание газа до нескольких миллионов градусов, что вызывает излучение в рентгеновском диапазоне.

В момент максимальных показаний импульсов происходит появление джетов, выбрасываемых сильным магнитным полем в разные стороны от аккреционного диска.

Масса черной дыры GRS 1915 составляет четырнадцать масс Солнца. Это делает ее самой тяжелой из себе подобных. А масса IGR J17091, напротив, является очень легкой (3 массы Солнца).