Достойный представитель поколения 4++ истребитель Су 35. Су 35 двигатель
Истребитель СУ-35 (СУ-27М) на вооружении ВВС России
Су-35 – самый грозный истребитель ВВС России, который в настоящее время стоит на вооружении. Это мощный истребитель, имеющий два современных двигателя, представляет основательно модернизированный истребитель Су-27, которой производился еще в советское время. Новый самолет Су-35 способен демонстрировать огромную скорость, подниматься на огромную высоту, совершать высший пилотаж, нести при этом огромную полезную нагрузку. Все данные технические характеристики в купе с передовым радиоэлектронным оборудованием и вооружением превращают истребитель Су-35 в чрезвычайно опасного противника для любого иностранного истребителя. Именно поэтому ВВС Народно-освободительной армии Китая так желают заполучить новый российский истребитель.
История создания истребителя СУ-35
Изготовление установочной партии Су-35 началось в 2006 году. Начало летных испытаний образца было намечено на 2007 год, однако сроки испытаний перенесли на 2008. Сборка первого опытного образца Су-35 была завершена на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина» к лету 2007 года, после чего российский истребитель су 35 был представлен на МАКС-2007.
Первый полет опытного истребителя Су-35 состоялся в ЛИИ имени Громова 19 февраля 2008 года. Новый самолет пилотировал Сергей Богдан, летчик-испытатель РФ, который продемонстрировал высший пилотаж. 20 февраля 2008 года истребитель су 35 был представлен Федерации В. В. Путину, президенту Российской Федерации, при посещении города Жуковский.
В июле 2008 года истребитель выполнил первый демонстрационный полет, который состоялся в Жуковском. 2 октября того же года с аэродрома КнААПО Комсомольска-на-Амуре поднялся в небо второй образец, который совершил 20 полетов. На март 2009 года уже совершено 100 полетов.
В рамках МАКС-2009 в подмосковном Жуковском в России заключена крупнейшая сделка за последние десятилетия по закупке истребителей. Договоренность предусматривает поставку 48 многофункциональных истребителей Су-35C, начиная c 2012-го по 2018 год. Подобный контракт должен быть заключен на период с 2018 и по 2020 годы. В 2010 году Компания «Сухой» завершила предварительные испытания Су-35. Он продемонстрировал отличные технические характеристики. 3 мая 2011 года совершил первый полет новый серийный Су-35С. 2 декабря того же года поднялся в воздух второй серийный Су-35С. Приставка С означает серийный.
Минобороны России 25 декабря 2012 года получило шесть истребителей Су-35. В 2013 году ВВС получили еще 12 истребителей Су-35. С учетом поставленной партии авиапарк России составил 22 единицы.
В феврале 2014 году боевой состав ВВС России пополнился 12 истребителями. До конца 2018 года Минобороны должно получить еще 50-60 таких самолетов. Министр обороны РФ подчеркнул, что на вооружение в 2018 году будет принят глубоко модернизированный истребитель поколения «4++» Су-35С.
Предназначение самолета СУ-35
- Наносить упреждающий удар по воздушному противнику, в том числе малозаметному.
- Атаковать наземные либо морские цели без захода в зону ПВО.
- Применять оружие по наземным (морским) и воздушным по радиолокационной информации.
- Участвовать в групповых действиях по наземным и воздушным целям.
- Выполнять полет на малых высотах, облетая и обходя препятствия.
- Выполнять боевые задачи в условиях преднамеренных помех.
- Обнаруживать типовые наземные и воздушные цели на дистанции до 200 км, большие воздушные цели с ЭОП – на расстоянии до 400 км.
Технические характеристики ТТХ СУ-35
Су-35 продемонстрировал уникальные технические характеристики:
- Длина — 21,9 м.
- Высота -5,9 м.
- Размах крыла — 15,3 м.
- Масса пустого Су-35 составляет 19000 кг.
- Взлетная нормальная масса составляет 25300 кг.
- Взлетная максимальная масса составляет 34500 кг.
- Запас топлива в баках — 11500 кг.
- Вес боевой нагрузки составляет 8000 кг.
- Тип двигателя – ТРДДФ.
- Двигатели — 2х117С.
- Тяга двигателя составляет 14500 кгс.
- Максимальная скороподъемность — более 280 м/с.
- Максимальная скорость на высоте 11000 м составляет 2250 км/ч.
- Максимальная скорость составляет 1400 км/ч на высоте 200 м.
- Практический потолок составляет 18000 м.
- Дальность полета при полной заправке у земли со скоростью М=0,7 составляет 1580 км.
- Дальность полета при полной заправке на большой высоте с крейсерской скоростью составляет 3600 км.
- Перегоночная дальность с применением 2хПТБ-2000 составляет 4500 км.
- Максимальная эксплуатационная перегрузка составляет 9 g.
- Длина разбега на полном форсаже при нормальной взлетной массе составляет 400-450 м.
- Длина пробега во время посадки на бетонную полосу с применением колесных тормозов и тормозного парашюта и нормальной посадочной массой составляет 650 м.
- Экипаж — 1 человек.
Вооружение самолета СУ-35
- Авиационная пушка ГШ-30-1.
- Боевая нагрузка составляет 8000 кг.
- 12 узлов подвески вооружения.
- Ракеты воздух-воздух: РВВ-БД, Р-27Т, Р-27П, 6×Р-27ЭР, 10×РВВ-АЕ, 4×Р-73.
- Ракеты воздух-земля: 6×Х-31, 2×Х-59М.
- Высокоточные боеприпасы: Х-25, 6×Х-29, 6×КАБ-500, С-25ЛД, КАБ-1500.
- Неуправляемые боеприпасы: С-8, С-25 (НАР), бомбы различного калибра и назначения до 1500 кг.
Авионика СУ-35
- Применяется Н035 Ирбис, радиолокационная станция с встроенной пассивной фазированной антенной решеткой.
- Дальность обнаружения целей на догонных курсах составляет 150 км.
- Дальность обнаружения целей на встречных курсах составляет 350—400 км.
- Обнаружение и целеуказание: 30 воздушных или 4 наземные.
- Одновременный обстрел: не более 8 ракет с активной головкой самонаведения, не более 2 ракет с полуактивной головкой самонаведения.
- На дистанции до 80 км ОЛС может сопровождать 4 воздушные цели.
- Датчики ИК-диапазона — предупреждение о ракетной атаке.
- Вооружение позволяет использовать подвесные контейнеры РЭБ.
Особенности конструкции истребителя СУ-35
- Истребитель Су-35 создан по схеме «триплан» с применением поворотного ПГО и имеет аэродинамическую интегральную компоновку. На Су-35 использованы аэродинамические усовершенствования, которые были разработаны для палубного варианта Су-27К. Корпус самолета выполнен с применением алюминиево-литиевых сплавов и КМ. Су-35 по сравнению с Су-27 имеет усиленные стойки шасси, добавлены узлы внешней подвески под крылом. Кабина оснащена катапультным креслом К-36, которое установлено с увеличенным наклоном спинки.
- Для размещения усиленной передней опоры, нового БРЭО, системы дозаправки топливом инженеры разработали новую головной фюзеляж с боковыми люками доступа к аппаратуре и увеличенным радиопрозрачным обтекателем РЛС. Новая «голова» истребителя для сохранения управляемости и устойчивости в путевом канале потребовала увеличения площади рулей направления и вертикального оперения. Для монтажа нового оборудования увеличили диаметр и длину хвостового обтекателя, а тормозной парашют был перенесен на верхнюю поверхность фюзеляжа хвостовой части перед топливным баком.
- Су-35 имеет специальное токопроводящее напыление кромки планера и фонаря кабины, применяются специальные материалы для снижения ЭПР.
- Двигатели с УВТ. На истребителе Су-35 используются два «АЛ-41Ф1С», двухконтурных турбореактивных двигателей со специальным управляемым вектором тяги в одной плоскости и форсажной камерой, что позволяет демонстрировать высокие ттх. Эти двигатели — «упрощённый» вариант двигателя «АЛ-41Ф1» для самолета пятого поколения. АЛ-41Ф1С отличается сниженной бесфорсажной и форсажной тягой и использованием электронно-механической системы управления. Характеристики форсажной тяги составляют 14500 кгс, в бесфорсажном режиме тяга составляет 8800 кгс. Межремонтный ресурс двигателей — 1000 часов, ресурс 4000 часов. Двигатели позволяют достигать сверхзвуковой скорости без применения форсажа.
- Су-35 использует РЛС Н035 Ирбис, который с ЭПР 3 м² имеет дальность обнаружения целей до 400 км. Дополнительно применяется ОЭИС и оптико-локационная станция. Истребитель имеет средства радиоэлектронной борьбы, к тому же его можно оснастить станциями групповой радиоэлектронной защиты.
- Кабина пилота оснащена голографическим индикатором на лобовом стекле, в том числе двумя жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими работать в многоэкранном режиме.
- Су-35 оснащен новейшей системой управления вооружением, которая включает оптоэлектронную систему, многофункциональную РЛС, ЭВМ управления оружием. Многорежимная помехозащищенная РЛС включает режим атаки наземных целей, картографирования земной поверхности, позволяет находить воздушные цели на дистанции до 400 км, а также наземные – до 200 км.
- Вооружение Су-35 на сегодняшний день не имеет иных аналогов по широте используемого ассортимента вооружения для действий по морским, наземным и воздушным целям. На внешних узлах Су-35 способен нести до 14 ракет. Ракетное вооружение устанавливается на восьми крыльевых точках подвески, под фюзеляжем и под мотогондолами.
Экспортные поставки
На сегодня Су-35 еще не продавался за рубеж. Однако к нему активно приценивается КНР, который остро интересуется двигателями и бортовой радиоэлектроникой истребителя. Китайское двигателестроение сильно продвинулось, однако по-прежнему не может в полном объеме удовлетворять текущие запросы ВВС по созданию копий советского двигателя АЛ-31Ф, попавшего в руки китайских инженеров 20 лет назад.
Основные риски продаж в Китай сводятся к несанкционированному копированию, а также воспроизводству систем и узлов самолета.
Видео: СУ-35
militaryarms.ru
технические характеристики. Истребитель ВВС России
Самолет СУ-35 известен как многоцелевой истребитель, имеющий возможность проявить лучшие свои качества в противостоянии с воздушным противником. Он также может наносить мощные удары высокой точности с дальних расстояний по целям на земле, на море и в воздухе.
Истребитель СУ-35 (по натовской версии Flanker-E+) - воздушный корабль, обладающий сверхманевренностью. Он создан на основе платформы Т-10С ОКБ Сухого. МИГ-35 и СУ-35 - самолеты поколения 4++. Это не последнее слово военной техники, но близко к тому.
Термин «Поколение 4++» показывает, что ТТХ СУ-35 почти соответствуют уровню пятого поколения. Причислить самолет к пятому поколению не дало отсутствие стелс-характеристик и фазированной активной решетки.
Самолет СУ-35 появился в итоге глубокой модернизации СУ-27 - машины с превосходными летными параметрами. Многосторонняя модернизация привела к созданию нового истребителя. Новации коснулись конструкции, оборудования, возможностей и целей.
Начало пути
Прототип СУ-35 "Россия" осуществил свой первый взлет весной 1985 года. Новый самолет сохранил внешнее сходство с СУ-27, однако существенно поменял аэродинамические характеристики.
Описывать вооружения самолета можно только в превосходных степенях. Это и рекордное для истребителей количество ракет - 14. Общая же боевая нагрузка машины составляет 8 тонн.
История
2006 год стал годом выпуска установочной партии машин. Премьерный опытный образец был выпущен уже в 2007 году. Через год начались первые полеты. К марту 2009 года новинка произвела уже сто полетов.
На авиафоруме МАКС-2009 ВВС заключили с производителем контракт на 48 машин до 2015 года. По результатам выполнения контракта военное ведомство страны планирует заключить аналогичный контракт до 2020 года.
В 2010 году появилась информация об итогах предварительных испытаний, которые доказали соответствие машины требуемым параметрам по сверхманевренности и наличию бортового оснащения.
Первые шесть СУ-35С в рамках серийного выпуска Минобороны получило в 2012 году. Спустя 2 месяца стартовали его государственные испытания.
Дальнейшие поступления новинки выглядят так:
- 2013 год - 12 шт.;
- 2014 год – 12 шт..
Особенности
Как уже говорилось, истребитель СУ-35 - это подвергнутый модернизации Су-27. Торможение самолета при посадке производится посредством отклонения в стороны рулей направления.
Самолет СУ-35С имеет двигатели АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Разработала двигатель научно-производственная компания «Сатурн». Двигатели соответствуют условиям, которые должны выполняться для самых современных истребителей. Хотя самолет имеет старую систему управления, она позволяет ему двигаться без форсажа со скоростью выше скорости звука.
Ресурс самолета составляет тридцать лет или 6000 летных часов.
Планер
СУ-35, технические характеристики планера у которого аналогичны по устройству с его предшественником СУ-27, по праву гордится своими летными характеристиками.
Его отличие от предшественника состоит в том, что кромка его подвергнута обработке специальными материалами. Кроме того, фонарь кабины имеет особое токопроводящее напыление. При этом нет щитка торможения и горизонтального оперения.
Двигатели
Как и другие блоки, силовая установка претерпела изменения в СУ-35. Технические характеристики двигателей соответствуют требованиям к пятому поколению самолетов.
Помимо основных реактивных двигателей самолета АЛ-41Ф1С, которых у него два, СУ-35 оборудован дополнительным газотурбинным двигателем, имеющим мощностью 105 киловатт, ТА14-130-35. Он предназначен для применения в дополнительной силовой установке, позволяющей запитывать переменным током 200В и 115В потребителей мощностью до 30 кВА и кондиционировать кабину и отсеки.
Технические параметры
- Экипаж составляет 1 человек.
- Площадь крыльев достигает 62 м².
- Угол стреловидности крыльев - 42°.
- Длина, м - 21,90.
- Высота, м - 5,90.
- Размах крыльев составляет 14,75 м.
- Пустой самолет имеет массу 19 т, рабочая взлётная масса – 25 т, максимальная масса – 34 т, загрузка топлива – 11 т.
- Двигатели: турбореактивные массой 1520 кг, имеющие форсажную камеру и управляемый вектор тяги, АЛ-41Ф1С. Тяга: 2 × 8800 кгс; на форсаже: 2 × 14 500 кгс.
Лётные параметры
Конструкторы обеспечили сверхманевренность СУ-35. Технические характеристики самолета и его летные параметры приведены ниже:
- Max скорость на малых высотах - 1400 км/ч.
- Скорость на больших высотах — 2500 км/ч.
- Дальность полёта: на высоте 3,6 км – 4500 км, на высоте 200 м – 1580 км.
- Длина пробега: с парашютом для торможения, нормальной взлетной массой, применением тормозов – 650 м, разбега при полном форсаже — 450 м.
- Потолок - 20 километров.
- Скороподъемность - 280 м/с.
- Нагрузка на крыло: максимальная взлётная масса – 611 кг/м², нормальная – 410 кг/м².
Как мы видим, скорость СУ-35 очень приличная.
Вооружение
- Боевая нагрузка - 8 тонн.
- 12 мест подвески вооружения.
Самолет имеет несколько разновидностей вооружения:
- стрелково-пушечное;
- ракеты «воздух-воздух» управляемые;
- неуправляемые ракеты и бомбы;
- ракеты «воздух-поверхность» управляемые.
Из стрелково-пушечного вооружения на самолете установлена встроенная автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 калибра 30 мм повышенной скорострельности. Пушка размещена на правой половине крыла и имеет боекомплект из 150 патронов.
Ракетно-бомбовое вооружение СУ-35 расположено на пусковых устройствах, катапультных устройствах и балочных держателях.
Места для подвески вооружений:
- консоли крыльев – 6 шт.;
- законцовки крыльев – 2 шт.;
- двигатели – 2 шт.;
- центроплан – 2 шт..
Из вооружения «воздух-воздух» самолет может нести 8 ракет средней дальности Р-27, имеющих радиолокационные или тепловые головки самонаведения. Еще можно использовать до 10 самонаводящихся ракет РВВ-АЕ с радиолокационными головками или до 6 ракет ближней дальности Р-73, имеющих тепловые головки самонаведения.
В вооружение «воздух-поверхность» может входить 6 самонаводящихся ракет Х-29Т, Х-29Л и С-25ЛД с лазерными головками. Кроме ракет, самолет может быть вооружен корректируемыми бомбами. Для борьбы с кораблями противника используются противокорабельные ракеты Х-31А.
Неуправляемое вооружение «воздух-поверхность» может достигать 8 тонн. Число бомб может достигать 16 шт.
Авионика
СУ-35, технические характеристики РЛС которого обеспечивают ему господство в воздухе, способен обнаруживать цели даже на большой дальности.
Параметры радиолокационной станции:
- Диаметр фазовой антенной решетки, см - 0,9.
- Работает в диапазоне частот - 8-12 ГГц.
- Угол обзора - 240°.
- Число приемо-передатчиков - 1772.
- Рабочая мощность - 5000 Вт.
- Максимальная мощность - 20000 Вт.
- Цели обнаруживаются для встречных курсов при площадях рассеяния 3 м² на расстоянии 350-400 км, при эффективной площади рассеяния 0,01 м² — расстояние 90 км.
- Одновременно обстреливаются 8 целей.
- Одновременно ведется целеуказание и обнаружение 30 целей в воздухе или 4 на земле.
РЛС Н035 "Ирбис" способна обнаруживать цели, обладающие площадью рассеяния 3 м² на расстоянии до 400 км. Радиолокационная станция усилена оптико-электронной интегрированной системой и оптико-локационной станцией.
Помимо уже имеющихся на СУ-35 средств радиоэлектронного противодействия могут быть задействованы станции групповой радиоэлектронной защиты.
В пилотской кабине установлен голографический индикатор, который находится на лобовом ее стекле, и два дисплея, работающих в режиме многоэкранности.
Кроме того, имеется комплекс Л-150-35, предупреждающий об облучении.
Станция оптической локации позволяет сопровождать 4 воздушные цели на расстоянии до 80 километров. Инфракрасные датчики выполняют предупреждение о ракетном нападении.
Для целей РЭБ истребитель оборудуется контейнерами.
Боевое оснащение
СУ-35 имеет на вооружении управляемые ракеты "воздух-воздух". Они могут быть разных видов по дальности и методу наведения. Наземные и надводные цели пилот может поразить ракетами, имеющими телевизионное наведение, авиабомбами управляемого и неуправляемого типа.
Особенно впечатляет помехозащищенная РЛС самолета. Она дает возможность находить воздушные цепи на расстоянии 400 км. Дальность наземного обнаружения - 200 километров.
Сравнение с F-35
Производитель определяет СУ-35 как машину 4++, то есть обладающую рядом свойств, присущих пятому поколению. Возможность сбивать самолеты-стелс дает истребителю его сверхманевренность. У СУ-35 технические характеристики несколько иные.
Двигательная установка самолета дает возможность делать сложнейшие маневры. Пилотаж СУ-35 дает возможность выполнять и «кобру Пугачева», и «чакру Фролова».
Европейские эксперты с некоторой долей скепсиса относятся к сверхманевренности, считая, что в реальном бою малая заметность намного более важна, чем повышенная маневренность. Стелс – характеристика, которой истребитель обладает изначально. Многие эксперты считают, что соответствие требованиям малозаметности было главным требованием заказчиков F-35. Раз он обладает малой заметностью, ему не нужна высокая маневренность.
Однако, с другой стороны, несмотря на большое значение стелс-технологий для истребителя, она не является плащом-невидимкой. Знания о ведении воздушных боев постоянно обновляются. Военные и послевоенные самолеты первых поколений в качестве приоритетных задач использовали высоту, высокую скорость, маневренность и боевую мощь. У следующих поколений требования несколько изменились: главной стала скорость СУ-35, далее - маневренность.
Эксперты очень высоко оценили маневры, выполнявшиеся истребителем СУ-35 на авиасалоне в Париже. Однозначной победы в воздухе они, конечно, не означают, но траектория полета, которую невозможно предсказать, способна вызвать сбои программ наведения ракет неприятеля. При этом сам СУ-35 способен выпустить ракеты небольшой дальности с максимальной вероятностью поражения самолета неприятеля.
F-35 в максимальной степени является зависимым от своей малой заметности и старается избегать столкновений в ближнем воздушном бою («поножовщина» ему противопоказана). Ближний бой дает существенные преимущества СУ-35. Российская машина имеет большой арсенал вооружений, высокую дальность полета. Но главный конек СУ-35 - его сверхманевренность, о которой слагают легенды. Данная характеристика превратилась в визитную карточку этих самолетов. Стоимость СУ-35 для российских Вооруженных сил – примерно 40 млн долларов.
Покупатели СУ-35
В скором времени возможен заказ от Минобороны на эти истребители. Помимо этого, самолетами интересуются еще четыре зарубежных заказчика.
Самолеты могут быть поставлены в Китай, Вьетнам, Венесуэлу и Индонезию. В Китай могут быть поставлены 24 единицы. Еще 60 самолетов ожидают остальные страны.
До 2020 года количество выпущенных машин может быть доведено до 96 единиц. В настоящее время заканчивается выполнение контракта на 48 истребителей для российских ВВС. В прессе сообщалось, что планируется заказ добавочной партии машин.
Выводы
Таким образом, можно заключить, что СУ-35 - необычайно эффективная машина. Возможно, лучшая из созданных в России. При этом оценить перспективы СУ-35 в борьбе с Raptor без их столкновения в реальном бою очень сложно, поскольку неизвестно, что перевесит, стелс и электронная начинка или сверхманевренность.
fb.ru
Су-35 — Википедия
Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-Е+[4]) — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого. Серийный истребитель для ВКС России носит название Су-35С. Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.
«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения[5].
История
Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация)[6].
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
К 2016 году изготовлено 48 истребителей[4]
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35. В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.
Видео по теме
Конструкция
Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полётеИстребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от старого Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения (ПГО) и тормозного щитка (торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны).
Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.
Планер
См. планер Су-27Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения эффективной площади рассеяния.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14 500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[7].
ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей[8].
Авионика
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Тактико-технические характеристики
Источники[9][10][11][12][13]
Су-35С на праздновании столетия ВВС России.Технические характеристики
Лётные характеристики
Источник: КнААЗ[15]
- Максимальная скорость:
- у земли: 1400 км/ч
- на высоте: М=2.25, H=11 000 метров
- бесфорсажная: 1,1 Маха[16]
Время разгона на высоте 1000 м, при остатке топлива 50% от нормальной заправки, секунд
от 1100 км/ч до 1300 км/ч | 8 |
- Дальность полёта:
- у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км
- на высоте:
- без ПТБ: 3600 км
- с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км
- Практический потолок: 20 000 м
- Скороподъемность: 280 м/с
- Длина:
- разбега (полный форсаж): 450 м
- пробега (с нормальной взлётной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м
- Тяговооружённость (у земли, при н. у.):
- при нормальной взлётной массе: 1,1
- при максимальной взлётной массе: 0,811
- Нагрузка на крыло:
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
Вооружение
источник[17][18]
Авионика
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
- Диапазон частот: X (8—12 ГГц)
- Диаметр ФАР: 900 мм
- Углы обзора: ±60° (электронное), ±120° (с гидроприводом)
- Средняя мощность: 5000 Вт
- Пиковая мощность: 20 000 Вт
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м²:
- на встречных курсах: 350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)
- на догонных: 150 км[19]
- с ЭПР 0,01м²: до 90 км[20]
- с ЭПР 3 м²:
- Цели:
- Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
- Одновременный обстрел: ракетами с полуактивной головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8.
- ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики ИК-диапазона).
- В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.
Производство
В 2009 году «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.
В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку в ВКС РФ 50 единиц, до 2020 года[21]
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. |
Экспорт
В ноябре 2015 подписан контракт на поставку 24 истребителей Су-35 в Китай[22][23]; стоимость контракта - около 2,5 млрд долл.[24]. По состоянию на декабрь 2017 года заказчику поставлены 14 машин[25].
В феврале 2018 года подписан контракт на поставку 11 истребителей Су-35 в Индонезию; стоимость контракта — 1,1 млрд долл.[26]
Индия и Малайзия также могут приобрести самолёты Су-35, потенциальные заказчики активизировались после успешного применения этой техники Воздушно-космическими силами России в Сирии[источник не указан 241 день].
На вооружении
- ВВС НОАК — 14 единиц, по состоянию на начало 2018 года. Выполняется контракт на поставку 24 единиц.[32][33][34].
Аварии и происшествия
- 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дзёмги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, вследствие чего не был отключён форсаж. Лётчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться[35][36][37].
Боевое применение
1 февраля 2016 было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии четыре истребителя Су-35С[38]. Они несли боевое дежурство, прикрывая ударные самолёты, чтобы избежать повторения ситуации, когда российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем.
Галерея
- Су-35С на праздновании столетия ВВС России
Оценка истребителя
Журнал National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, так как по мнению экспертов издания Су-35 «экстремально опасный» для любого самолёта НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Эксперты указывают на то, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманёвренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.[39]
См. также
Литература
- Ильин В. Крайний в IV поколении (рус.) // Арсенал : журнал. — 2012. — Т. 32, № 02. — С. 36—41.
Ссылки
Примечания
wikipedia.green
Су-35С — многофункциональный истребитель | Авиация России
В истории нашей авиации было два самолёта Су-35. В начале 90-х годов прошлого века на международных авиасалонах демонстрировался самолёт Су-27М, заводской индекс Т-10М, который представлял собой проделанную в 80-х годах коренную модернизацию базового Су-27. Это была первая попытка сделать из перехватчика многофункциональный истребитель.
Самолёт оборудовали новой БРЛС, которая обеспечила модернизированному Су-27 расширенные возможности применения управляемого оружия, была изменена система управления вооружением, для улучшения манёвренности конструкторы установили переднее горизонтальное оперение (ПГО).
В 90-х годах с распадом СССР и последовавшим за ним экономическим кризисом, финансирование программы практически было остановлено, а производство этих самолётов прекращено.
В начале нулевых годов, после смены политического руководства страны, были определены потребности отечественных ВВС в новых видах техники и спрогнозированы тенденции развития мировой боевой авиации, которые обозначили острую необходимость проведения радикальной модернизации тяжёлого Су-27 по сравнению с тем, что была сделана полтора десятилетия назад. Чтобы конкурировать с современными и перспективными американскими и европейскими истребителями, требовалось существенно модернизировать всю авионику самолёта и его вооружение, усовершенствовать конструкцию планера и заменить силовую установку на более мощную.
В 2005 году, когда была сформулирована концепция современного многофункционального истребителя, вернулись к индексу «35», который присвоили глубоко модернизированному Су-27. Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ - большая модернизация, потом название упростили до Су-35 с расчётом на зарубежных покупателей. Заинтересованность ВВС России, проявленная к этой машине, дала толчок к разработке варианта Су-35С - буква «С» традиционно обозначает варианты техники для поставок российской армии.
В ходе проектирования новой машины были применены конструктивные решения, которые в середине 1980-х годов отрабатывались на летающих лабораториях Су-27 и Су-27УБ.
Экспериментальный Т-10-24 с ПГОВ-первую очередь, необходимо было определиться с передним горизонтальным оперением (ПГО), испытанным на Т-10-24, с модифицированной системой дистанционного управления и системой дозаправки топливом в полёте.
В качестве силовой установки было решено установить модифицированные двигателей АЛ-31Ф с увеличенной до 13000 кгс тягой, а для увеличения дальности полёта использовать ПТБ ёмкостью по 2000 л. Также было решено отказаться от тормозного щитка, а его функции передать дифференциально отклоняемым рулям направления.
Специально для Су-35С в НПО «Сатурн» был создан двигатель поколения «4++» АЛ-41Ф-1C «изделие 117С» с форсажной камерой и всеракурсным управляемым вектором тяги (УВТ). В январе 2008 года были успешно завершены испытания всех пяти двигателей опытной партии, а к середине февраля завершилась наземная отработка бортовых систем самолёта. Установка нового двигателя, который существенно улучшил манёвренность самолёта, позволила отказаться от переднего горизонтального оперения, т.к. управляемый вектор тяги обеспечивал самолёту устойчивость и управляемость на больших углах атаки и на околонулевых скоростях.
Сверхманёвренный многофункциональный истребитель Су-35С (Flanker-E+ по классификации НАТО) относится к поколению истребителей «4++» и предназначен для перехвата и уничтожения в дальних и ближних воздушных боях всех классов воздушных целей, борьбы за господство в воздухе, а также для поражения наземных и надводных объектов, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительном удалении от аэродрома базирования. В Су-35С использованы технологии истребителей пятого поколения. Он может летать и воевать в условиях, когда «классические» истребители поколения «4» и «4+» не могут эффективно вести боевые действия. Поколение «4++» является условным и указывает только на то, что по своим характеристикам эта машина вплотную приближена к истребителю пятого поколения.
Планер Су-35С позволяет творить в небе уникальные фигуры. Лётчикам НАТО и США, при выполнении воздушных манёвров и фигур высшего пилотажа, приходится думать и постоянно держать у себя в голове цифры по углам атаки, чтобы не свалиться в штопор. Российский же самолёт позволяет об этом забыть, его можно вывести из любого положения, не прилагая особых усилий.
Главная цель, которую ставило Минобороны перед конструкторами КБ Сухого - создать самолёт переходного периода от поколения «4+» к пятому. Было необходимо закрыть пробел между устаревающими и постепенно выводящимися из состава ВВС истребителями Су-27 и авиакомплексом ПАК ФА Т-50, который только ещё должен поступить на вооружение ВКС России, предположительно в 2018 году. Для этого Су-35С имеет достаточно высокие ТТХ, а по своим возможностям он превосходит все истребители поколения «4+», такие, как «Супер Хорнет», «Рафаль» и «Тайфун» и способен противостоять единственному на сегодня серийному истребителю пятого поколения F-22, будучи при этом значительно дешевле «Раптора».
Первый лётный образец Су-35С был собран на КнААПО к августу 2007 года. Транспортным самолётом Ан-124 «Руслан» он был доставлен в подмосковный Жуковский, где демонстрировался на статической стоянке авиасалона МАКС 2007. По окончании авиасалона и перед началом лётных испытаний была продолжена наземная отработка систем и агрегатов самолёта.
Первый полёт опытного экземпляра нового российского истребителя состоялся 19 февраля 2008 года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском. Пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Сергей Богдан. 2 октября того же года на Лётно-испытательной станции КнААПО к испытаниям был подключён второй опытный самолёт. Таким образом, лётные испытания Су-35С проводились одновременно и в Жуковском, и в Комсомольске-на-Амуре.26 апреля 2009 года произошёл инцидент, который по счастливому стечению обстоятельств обошёлся без жертв.
"На аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре при рулёжке и скоростной пробежке в результате схода со взлётно-посадочной полосы произошла авария третьего лётного образца истребителя Су-35. Лётчик-испытатель первого класса Евгений Фролов штатно катапультировался и не пострадал", - так было заявлено в официальном сообщении компании Сухой.
Свидетели дают более подробную картину происшествия: "Выполнялась нескоростная рулёжка. Двигатели пилот вывел на форсаж, сбрасывать обороты обратно они не захотели. Последовательность происходившего далее: пожарные краны, аварийное торможение, тормозной парашют, отказ тормозов из-за перегрева, выезд за пределы ВПП, катапультирование. У самолёта сложились стойки и он загорелся, взрыва не было. Горящий, он остановился в 30 метрах от будки ВОХР. Охранницу увезли на скорой в шоковом состоянии от испуга. Пилот отделался ударом попы..."
"Сгорел Су35-4. Он делал пробежку, по программе врубил максимал тяги, в конце полосы у левого движка тяга не сбрасывается, а остаётся на max. Пилот Евгений Фролов изловчился развернуться (выпустив тормозной парашют и спалив тормоза), но газ он сбросить не смог и проехав всю полосу, катапультировался. Самолёт перескочил трубы теплотрассы сломал шасси и загорелся в 30 метрах от поста охраны (у бедной тётки говорят был нервный срыв). Причина оказалась банальна: не было зазора между тягой движка и ребром жёсткости съёмного люка, который на гонке двигателей был снят, и "косяк" не вылез."
В официальном заявлении ОКБ "Сухой" по поводу этого инцидента было также сказано: "Третий образец самолёта Су-35 планировалось подключить дополнительно к уже находящимся на испытаниях двум образцам, которые к настоящему времени совершили более ста полётов. С учётом успешных испытаний имеющихся двух лётных образцов, сроки реализации программы Су-35 останутся неизменными."
Основные технические характеристики | |
Взлётный вес, кг: | |
нормальный (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э) | 25300 |
максимальный | 34500 |
Двигатель турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и всеракурсным УВТ, модель АЛ-41Ф-1C | |
количество, шт | 2 |
тяга, кг | 14500 |
Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг | 11500 |
Максимальный вес боевой нагрузки, кг | 8000 |
Практический потолок, км | 18 |
Дальность полёта с максимальной заправкой топлива, км: | |
Н=0, М=0,7 | 1580 |
Нкр, Мкр | 3600 |
Перегоночная дальность с 2 х ПТБ-2000, км | 4500 |
Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправки, сек: | |
от 600 км/ч до 1100 км/ч | 13,8 |
от 1100 км/ч до 1300 км/ч | 8,0 |
Максимальная скороподъёмность (Н=1000 м), м/с | >280 |
Максимальная скорость полёта: | |
H=200 м, км/ч | 1400 |
H=11000 м, число Маха | 2,25 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g | 9 |
Длина разбега при нормальной взлётной массе на полном форсаже, м | 400-450 |
Длина пробега при посадке на бетонную полосу с использованием тормозного парашюта и колесных тормозов с нормальной посадочной массой, м | 650-700 |
Длина, м | 21,9 |
Высота, м | 5,9 |
Размах крыла, м | 14,7 |
Авиасалон МАКС 2009 не предусматривал в своей лётной программе показательные полёты Су-35С, но запомнился тем, что на нём была заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке в 2012-2015 годах 48 новейших многофункциональных истребителей.
В июле 2010 года компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35С, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманёвренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с лётчиками ВВС России.
Приёмо-сдаточные испытания Су-35С-1 на аэродроме КнААПО, включавшие семь полётов, были успешно завершены к середине мая 2011 года, после чего самолёт был подготовлен к передаче Министерству обороны России для участия в программе государственных совместных испытаний. Самолёт был окрашен в серо-голубой камуфляж и получил бортовой № 01 с надписью «ВВС России». 28 мая 2011 года головной образец нового многофункционального истребителя Су-35С прибыл в Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны в Ахтубинске. Из Комсомольска-на-Амуре в Ахтубинск самолёт вылетел 27 мая под пилотированием полковника Алексея Пестрикова. Промежуточная посадка для дозаправки и отдыха была проведена в Челябинске. На следующий день, 28 мая, машина прибыла на аэродром ГЛИЦ.
Через полтора года, 25 декабря 2012 года Минобороны получило первые шесть серийных истребителей Су-35С. К концу 2015 года на вооружении ВКС России находилось 40 Су-35С, а на авиасалоне МАКС-2015 было подписано соглашение на поставку ещё 48 самолётов до 2020 года.
Вооружение
- Пушечное: 1 × 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Точки подвески: 12
- Вооружение, размещаемое на подвесках:
- 8 УРВВ - Р-27РЭ,
- Р-27ТЭ,
- Р-77,
- 6 УРВП С-25ЛД,
- Х-29,
- Х-59М,
- Х-31А и П,
- КАБ-500Кр,
- ФАБ-500, -250,
- ОФАБ-100,
- НАР С-8, С-13, С-25.
Внешне Су-35С очень похож на Су-27. От первоначального Т-10М он отличается тем, что у него отсутствует ПГО, короче хвостовая балка, нет верхнего тормозного щитка, а его функции выполняют дифференциально отклоняемые рули направления. Из-за увеличения взлётного веса до 34 500 кг, усилено шасси, а передняя опора выполнена двухколёсной.
Крыло самолёта свободнонесущее, консоли имеют угол стреловидности по передней кромке 42o, механизация крыла состоит из отклоняемых флаперонов и предкрылков (носков). Флапероны площадью 4,9 м2 выполняют функции и закрылков, и элеронов, углы отклонения +35o...-20o. Двухсекционные поворотные предкрылки площадью 4,6 м2 отклоняются на 30o. Выпуск флаперонов и отклонение предкрылков производится на взлётно-посадочных режимах, а также при маневрировании с приборными скоростями до 860 км/ч.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Су-35С интегрирован в информационно-управляющую систему (ИУС) и обеспечивает интеллектуальную поддержку пилота во время применения вооружения самолёта в сложной боевой обстановке. В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».
В кабине Су-35С установлены два цветных многофункциональных ЖК-индикатора типа МФИ-35 со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла и ручка управления самолётом. 15-дюймовые (диагональ 37,5 см) дисплеи имеют разрешение 1400х1050 пикс.
Ручка управления самолётом.1 – Кнопка отключения системы автоматического управления (САУ). Также под мизинцем пилота располагается рычаг временного отключения САУ: двигаясь на автопилоте, лётчик нажимает на рычаг и вручную выполняет манёвр, после чего САУ продолжает вести самолёт по новому курсу.2 – Четырёхпозиционный переключатель режимов КБО для выбора боевых и навигационных режимов комплекса бортового оборудования.3 – Кнопка приведения к горизонту. В случае потери ориентации в пространстве, в том числе при плохом самочувствии после перегрузок, пилот может нажать эту кнопку чтобы самолёт автоматически вернулся к прямолинейному движению с нулевым креном и тангажом.4 – Кнопка стрельбы для пушечного вооружения. Ракеты запускаются гашеткой.5 – Переключатель «Манёвр-траекторное управление» переводит самолёт в режим сверхманёвренности.6 – Кнюппель (джойстик) управления маркером отвечает за положение курсора на экране.(c) Марина Лысцева, http://fotografersha.livejournal.com/465322.htmlКонцерном "Радиоэлектронные технологии" была разработана новая бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП2. Система определяет местоположение самолёта автономно без спутниковой навигации и связи с наземными службами. Эта же навигационная система устанавливается на истребитель 5-го поколения ПАК ФА Т-50.
Радиолокационная система Су-35С в пределах зоны обзора 100о может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них. Такие возможности истребителю обеспечивает новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э».
В более широкой зоне обзора - 300о аналогичные цели гарантированно обнаруживаются на дальности до 200 км в передней полусфере (на фоне земли – до 170 км) и до 80 км в задней полусфере (до 50 км на фоне земли). “Сверхмалозаметные” цели с ЭОП 0.01 м2 обнаруживаются “Ирбисом” на дальностях до 90 км. Дальность обнаружения наземных (надводных) целей составляет: для цели типа “авианосец” (ЭОП 50 000 м2) – 400 км, “железнодорожный мост” (1000 м2)- 150-200 км, “катер” (200 м2)- 100-120 км, “установка оперативно-тактических ракет” и “группа танков” (30 м2) – 60-70 км.
Для сравнения, у АФАР AN/APG-77 истребителя 5-го поколения F-22 Raptor дальность обнаружения цели c ЭПР=1 м² — 225 км в режиме азимут-скорость и 193 км в режиме LPI (частота меняется более 1000 раз в сек.), крылатая ракета (0,1 м²) — 125—110 км. Инструментальная дальность БРЛС — 525 км.
Ещё одна подсистема управления вооружением самолёта - оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая в себе тепло-пеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал. Применение современной элементной базы, новых алгоритмов и программного обеспечения дают превосходство ОЛС-35 над ОЛС других самолётов семейства Су-27 и Су-30 по дальности и точности действия, а также надёжности. Зона обзора, обнаружения и автоматического сопровождения цели оптико-локационной станцией составляет 90о по азимуту и +60о...-15о по углу места. Дальность обнаружения воздушной цели теплопеленгатором в передней полусфере составляет не менее 50 км, в задней – не менее 90 км. Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до 20 км, а до наземной – до 30 км. с точностью измерения 5 м.
Кроме того, для обеспечения эффективного боевого применения в режиме “воздух-поверхность” самолёт может комплектоваться лазерно-телевизионной прицельной станцией, устанавливаемой в контейнере на одной из точек подвески вооружения. Станция обеспечивает обнаружение, сопровождение, определение дальности и лазерный подсвет наземных целей. С её помощью могут применяться корректируемые авиабомбы с лазерным наведением.
Управление бортовым оборудованием, системами и вооружением в кабине Су-35С обеспечивается кнопками и переключателями на ручке управления самолётом (см. выше) и рычагах управления двигателями, а также кнопочным обрамлением многофункциональных индикаторов. Таким образом, на самолёте реализуется концепция HOTAS - джойстик. Разработку индикаторов и ряда других систем БРЭО самолёта Су-35С обеспечивает Раменское КБ приборостроения и другие предприятия НПЦ "Технокомплекс".
На сегодняшний день (2015-2017 гг.) Су-35С является самым современным российским истребителем, конкурировать с которым по своим боевым возможностям способен только F-22 Raptor, а по характеристикам сверхманёвренности равных ему нет.
Дополнено (февраль 2016):30 января 2016 г., в связи с обострением отношений между Россией и Турцией, в Сирию на авиабазу ВКС РФ Хмеймим, были переброшены четыре истребителя Су-35С. Подробности здесь:
МАКС-2015, чакра Фролова, замедлено х2 МАКС-2017, Су-35С - летает как НЛО
Загрузка...aviation21.ru
Достойный представитель поколения 4++ истребитель Су 35
Многофункциональный истребитель Су 35, впервые поднявшийся в воздух в 2008 году, сегодня становится лицом российской авиации. Эта машина четвёртого поколения, оснащённая двигателями с управляемым вектором тяги, новейшим бортовым оборудованием и мощным вооружением стала в строй на страже нашего неба.
История создания истребителя Су 35
Су 35 для китаяНачинали новую машину в 2006 году, опытный образец изготовлен в 2007 году в Комсомольске на Амуре. Прототипом стал Су-27М, поэтому изготовление и дальнейшие испытания не представляли особых трудностей. В январе 2008 года состоялся первый полёт, следующий полёт – демонстрационным. Второй собранный экземпляр Су-35 поднялся в воздух осенью этого же года, а в марте 2009 количество полётов перевалило за сотню.
Проявившийся интерес ВВС РФ к новой машине закреплён подписанным контрактом на авиационной выставке МАКС-2009. По этому контракту военно-воздушные силы получили к концу 2015 года 48 самолётов Су-35.
Уже в середине 2010 года самолёт закончил предварительные испытания, по результатам которых был сделан следующий вывод: машина по комплексу бортового оборудования и лётным характеристикам в области сверхманевренности соответствует поколению 4++ и готова к государственным испытаниям.
В декабре 2012 года первые машины пошли в серию и поступили в Вооружённые Силы, в феврале начались их испытания. В следующем году поставки продолжились, изготовлены ещё 12 самолётов Су-35С, а уже в 2014 году в войсковые части было передано следующих 12 машин.
Описание самолёта Су 35
Истребитель Су 35Аэродинамическая компоновка самолёта аналогична Су-27М – это средне расположенное крыло, двухкилевое вертикальное оперение и под крылом по обе стороны фюзеляжа силовые установки с изменяемым вектором тяги.
Особенность планера заключается в обработке кромки специальными материалами для уменьшения эффективной площади рассеяния. На фонарь кабины пилотов нанесли токопроводящий слой. У Су-35 горизонтальное оперение расположено спереди, а рули поворота при посадке выполняют функцию воздушного тормоза становясь поперёк направления полёта.
На Су-35С установлены модернизированные двигатели АЛ-41Ф1С, оснащённые всеракурсным вектором тяги и плазменным зажиганием. Эти силовые установки разрешают достигать скорости звука без применения форсажного режима. Новая вспомогательная установка вырабатывает переменный ток для бортовых потребителей и осуществляет наддув отсеков и кабины пилотов.
На смену гидродинамическому управлению двигателями пришло электрическое, что в практике означает взятие под контроль компьютера режимы пилотирования сложные для пилота.
Кабина пилотов новой машины оснащена как у самолётов пятого поколения. Информация о полёте отображается на двух ЖК-экранах в режиме «картинка в картинке». На переднем стекле кабины лётчиков разворачивается изображение параметров полёта при помощи индикационного коллиматора.
Радиолокационная станция «Ирбис» с пассивной фазированной решёткой антенны обнаруживает цели на удалении 400 км, сопровождает 30 целей в воздухе и атакует одновременно восемь из них..
На удалении 80 км захват целей и дальнейшее сопровождение обеспечивается оптико-локационной станцией. Благодаря датчикам, работающим в инфракрасном диапазоне, пилот получает предупреждение о возможной ракетной атаке.
Су-35 способен нести вооружение общей массой 8 тонн на 12 точках подвески. Восемь из них расположены под крылом и четыре под фюзеляжем. Только управляемых ракет «воздух-воздух» можно разместить на самолёте тонну, среди остальных это и противокорабельные, противолокационные, три ракеты большой дальности «Калибр-А», большой набор ракет «воздух-поверхность».
Истребитель Су 35 над землёйЛётно-технические характеристики самолёта Су 35
- Площадь крыла – 62,2 м2.
- Общая длина самолёта – 21,95 м.
- Высота самолёта – 5,92 м.
- Вес пустого самолёта – 19 т.
- Максимальный взлётный вес – 34,5 т.
- Вес топлива – 11,5 т.
- Вес топлива в двух подвесных баках – 2,8 т.
- Силовая установка – 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С.
- Тяговооруженость на форсаже – 2 х 14500 кгс.
- Максимальная тяговооруженность – 2 х 8800 кгс.
- Максимальная скорость у земли – 1400 км/час.
- Максимальная скорость на большой высоте – 2500 км/час.
- Перегоночная дальность с ПТБ – 4500 км.
- Практическая дальность без ПТБ – 3600 км.
- Потолок – 18 тыс м.
- Скороподъёмность – 16800 м/мин.
- Максимальная перегрузка – 9 G.
Вооружение Су 35
- 30-мм пушкаГШ-301.
- Ракеты «воздух-поверхность» — 2 Х-59М, 6 Х-31, 1 «Калибр-А».
- Высокоточные – 6 КАБ-500, КАБ-1500,С-25ЛД, Х-25, 6 Х-219.
- НУР, бомбы различного назначения – 1,5 т.
- Ракеты «воздух – воздух» — малой дальности 4 Р-73, средней дальности – 6 Р-27, 10 РВВ-АЭ, большой дальности – 1 РВВ-БД.
Интересные факты о истребителе Су 35
В начале 90-х обозначение Су-35 присвоили Су-27М для показа на различных авиационных выставках , но самолёт не пошёл, и к своему названию «тридцать пятый» вернулся, когда его поднял в воздух в 2008 году лётчик-испытатель С. Богдан.
Благодаря РЛСО «Ирбис» Су-35 обнаруживает противника на удалении 400 км, при этом он ведёт 30 целей и может атаковать сразу восемь из них.
На четырёх подфюзеляжных точках крепления и восьми под крылом новый истребитель несёт вооружения до 8 тысяч килограмм.
Су-35 выполняет редкую фигуру высшего пилотажа – медленное вращение в горизонтальной плоскости без потери высоты, так называемый блинчик. Эта фигура вызвала неописуемый восторг и удивление на авиационном салоне во Франции. Фигуру такой сложности до сих пор не мог повторить ни один самолёт.
Видео: «Блинчики» исполняемые на Су-35 поразили зрителей авиасалона. 2013
The following two tabs change content below.
Рекомендуем к просмотру
comments powered by HyperCommentsaviarf.ru
Как производят истребители Су-35 » Nibler.ru
Длина, м 21,9Высота, м 5,9Размах крыла, м 14,7
Взлетный вес, кг:нормальный (2 x РВВ-АЕ + 2 x Р-73Э) - 25300максимальный - 34500
Двигатель ТРДД Ф 2 шт, тяга, кг 14500
Максимальный запас топлива во внутренних баках, кг 11500Максимальный вес боевой нагрузки, кг 8000Практический потолок, км 18Дальность полета с максимальной заправкой топлива, км:Н=0, М=0,7 - 1580Нкр, Мкр - 3600
Перегоночная дальность с 2 х ПТБ-2000, км - 4500Время разгона на высоте 1000 м при остатке топлива 50% от нормальной заправки, сек:от 600 км/ч до 1100 км/ч - 13,8от 1100 км/ч до 1300 км/ч - 8,0
Максимальная скороподъемность (Н=1000 м), м/с >280Максимальная скорость полета:H=200 м, км/ч - 1400H=11000 м , число М - 2,25
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g 9Длина разбега при нормальной взлетной массе на полном форсаже, м 400-450Длина пробега при посадке на бетонную полосу с использованием тормозного парашюта и колесных тормозов с нормальной посадочной массой, м 650-700 Силовая установка самолёта Су-35 состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей "117С" с агрегатами, обеспечивающими энергоснабжение самолётных потребителей. Работу силовой установки обеспечивают системы управления и контроля, охлаждения, пожаротушения, управления механизацией воздухозаборников.Тяга, кгс на режиме "полный форсаж" - 14500, на режиме "максимал" - 8 800.Двигатель "117C" - дальнейшее развитие двигателя АЛ-31Ф самолета Су-27. Имеет измененную конструкцию компрессора низкого давления, всеракурсное управляемое сопло, новую цифровую систему управления двигателем и воздухозаборником.Марина Лысцева
nibler.ru
35 - это... Что такое Су-35?
Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-E+[4]) — российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С.
Первоначально самолёт назывался Су-35БМ (Большая Модернизация), во избежание путаницы с Су-27М, который на международных авиасалонах экспонировался под индексом «Су-35», однако сейчас официальное название — Су-35 (без каких-либо буквенных индексов)[5][6]. Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.
"Поколение 4++", к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как, за исключением стелс-технологии, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолетам 5-го поколения.[7]
История
В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года,[8] однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт был представлен премьер-министру В. В. Путину и первому вице-премьеру В.И.Зубкову во время их посещения города Жуковский.
7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском.[9]2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец. Совершено 20 полетов[10]
3 октября 2008 года совершено 40 полетов[11]
На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полетов.[12]
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012[1] по 2015 год включительно.[13] Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.[14]
В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.[15]
3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С[16]
Су-35 на авиасалоне МАКС-2011.По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полетов. Передан на ГСИ.[17]
2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.
На 4 апреля 2012 года совершено 500 испытательных полетов.
На 8 августа 2012 года совершено 650 испытательных полетов.[18]
Особенности
Российские Су-35 (внизу) и ПАК ФА, истребитель 5-го поколения в полёте.Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27, имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка, торможение осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны.
Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, отличаясь лишь использованием старой электронно-механической системы управления.
Заметность самолета относительно истребителей четвёртого поколения была снижена благодаря применению композитных материалов и радиопоглощающих покрытий, также возможна установка радар-блокеров в воздухозаборники двигателей.
Согласно заявлению КБ «Сухой», срок жизни Су-35 6000 летных часов; жизненный цикл около 30 лет. Заявленный срок службы двигателей 117С – 4000 часов.
Конструкция
Планер
См. планер Су-27
Планер Су-35 был перекомпонован по сравнению с базовым вариантом (см. особенности) и покрывается специальными материалами для снижения ЭПР.
Двигатели
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности, оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя для истребителя пятого поколения «АЛ-41Ф1», от него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
- Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[19]
ВГТД ТА14-130-35 - современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.[20]
Авионика
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей более чем 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Интерфейс кабины пилота основан на двух жидкокристаллических дисплеях с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолет оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).
Модификации
Производство
Серийные Су-35С производятся с 2011 года. План по выпуску[21]:
На вооружении
- Россия
- ВВС России — 3 опытных и 9 серийных Су-35 проходят государственные испытания, по состоянию на август 2012 года. Заказано 48 Су-35 с поставкой до 2015 года.[22] Всего до 2020 года будет поставлено около 90 Су-35.[23] Су-35 станет основным истребителем ВВС России.[24]
Тактико-технические характеристики
Источники[15][25][26][27][28][29]
Технические характеристики
- Экипаж: 1 человек
- Длина: 21,95 м
- Размах крыла: 14,75 м
- Высота: 5,92 м
- Площадь крыла: 62,00 м²
- Угол стреловидности по передней кромке: 42°
- Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающееся
- Масса:
- пустого: 19000 кг
- нормальная взлётная масса: 48048 т.
- максимальная взлетная масса: 48049 т.
- масса топлива: 11500 кг
- Двигатель:
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 155,043 км/ч - 136,523 км/ч [17]
- у земли: 155,043 км/ч - 136,523 км/ч (1,17 М)
- Максимальная бесфорсажная скорость: > 155,043 км/ч (>1,1 М) (на первом прототипе, при ускорении без использования форсажа — 1,1 М)[источник не указан 408 дней]
- Дальность полета:
- на высоте: 3600 км (без ПТБ, 4500 с ПТБ)
- у земли: 1580 км
- Практический потолок: 18000 м[17]
- Длина разбега/пробега: 400/650 м
- ЭПР: 0,5—2 м²[29]
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²
- Тяговооружённость:
- при максимальной взлётной массе: 0,76
- при нормальной взлётной массе: 1,14
Вооружение
источник[30]
- Пушечное 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Точки подвески: 12
- Вооружение:
- Воздух-воздух:
- Ракета большой дальности
- средней дальности:
- малой дальности:
- Воздух-земля:
- Противокорабельные ракеты:
- Х-31 Х-59МК
- Ракета воздух-земля большой дальности
- Высокоточные боеприпасы:
- Неуправляемые боеприпасы:
- С-25 (НАР)
- С-8
- бомбы различного назначения и калибра до 1500 кг
- Противокорабельные ракеты:
- Воздух-воздух:
Авионика
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
- Диапазон частот: X (8—12 GHz)
- Диаметр ФАР: 900 мм
- Количество ППМ: 1772
- Цели:
- Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных
- Одновременный обстрел: 2 (подсвет для ракет Р-27)
- Дальность обнаружения целей:
- с ЭПР 3 м² на встречных ракурсах 350-400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба),на догонных 150 км[31]
- с ЭПР 0,01м² до 90 км[32]
- Углы обзора: 240° (±120°)
- Средняя мощность: 5000 Вт
- Пиковая мощность: 20000 Вт
Аварии и происшествия
- 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дземги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, в результате чего не был отключен форсаж. Летчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться.[33][34][35]
Смотрите также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru