Компьютер и ребенок: все за и против. Компьютер и дети
Компьютер для детей: вред и польза
Оградить ребенка от компьютера почти нереально. Но можно сделать это общение безопасным.
Каждый родитель решает сам, в каком возрасте можно ребенку осваивать компьютер, в каких масштабах и что именно ему разрешено делать, сидя перед монитором. Но, к сожалению, большинство детей не всегда выполняют родительский наказ и делают все по-своему, чересчур увлекаясь компьютерными играми и сидением в Интернете.
Многие родители находят в компьютере «отличную няню» – вроде бы ребенок дома, на виду, чем-то увлечен, а уж что он там делает совершенно неважно. То есть просто сваливают «воспитание» на бездушную машину. Если вам знакома такая ситуация, то нужно в корне это менять и сходить к психологу, потому что компьютер незаметно стал членом вашей семьи.На самом деле, чтобы ребенок проводил у компьютера время с пользой, достаточно соблюдать несколько несложных правил.
1.Самый подходящий возраст для первой работы с компьютером 8-10 лет. Можно научить ребенка рисовать, печатать, считать на калькуляторе, играть в развивающие игры, смотреть фотографии, выполнять безобидную и несложную работу. Интернет в этом возрасте не является необходимостью. В то же время можно вместе с ребенком искать информацию для докладов и рефератов, которые задают в школе. Делать все это нужно совместно, а не оставлять его наедине с компьютером.
2. Оговорите с ребенком время, которое он может проводить за компьютером. Если ему 8-10 лет, то желательно не более 30 минут в день после выполненного домашнего задания и других важных дел. Если 10-12 лет – 45 минут, 12-14 – 1 час. С 14 лет время можно увеличить до 2-х часов в день. С 16-17 лет подросток находится уже достаточно в сознательном возрасте, чтобы самостоятельно контролировать время, проведенное за компьютером, но не допускайте, чтобы общее время превышало 3-3,5 часа в день. И еще очень важный момент – ни в коем случае нельзя разрешать ребенку включать компьютер ночью, и уж тем более проводить за ним все ночи напролет, когда якобы «никто не видит».
3. Когда вы начнете «выпускать» свого ребенка в Интернет – заранее установите функцию «Родительский контроль». Этот инструмент не позволит ребенку или подростку заходить на сайты с несоответсвующей его возрасту информацией.
4. Отдельный вопрос касается компьютерных игр. Покупайте игры ребенку самостоятельно или вместе с ним. Следите за содержанием и возрастными ограничениями на упаковке! Не стоит приобретать сыну на день рождения «модную-пацанскую-игрушку», где главный герой безнаказанно «мочит» все живое на своем пути, а пиксельные мозги и грязные ругательства летят из монитора ежесекундно.
Илона Кружковская
семейный психолог
Если компьютерные игры наносят вред эмоционально-психологическое состояние ребенка, то стоит вовсе запретить в них играть. Определить, что игра плохо влияет на вашего ребенка, очень просто: сядьте рядом с ним и посмотрите, во что он играет и как ведет себя во время игры. Ребенок может грубо отвечать родителям, ругать персонажей и проявлять агрессию, потерпев неудачу. Поэтому покупайте детям хорошие игрушки. Игры могут быть гуманные и антигуманные, но любая игра не должна разрушительно воздействовать на детскую психику.
5. И последний совет. Следите за действиями ребенка в социальных сетях. Объясните ему, что среди «друзей» могут быть совершенно посторонние, опасные люди и нужно быть очень внимательным во время «френдинга». Расскажите, что нельзя указывать свои координаты: адрес, телефон, имена и фамилии родителей, другую контактную информацию. Договоритесь с ребенком, что будете проверять его страничку и оговорите условия, как и при каких обстоятельствах будет происходить «просмотр».
Компьютер должен стать вашему ребенку помощником в учебе, но никак не заменителем друзей, родителей и свободного времени.
domashniy.ru
Если раньше педагоги и родители ломали копья вокруг телевизора, жарко обсуждая его полезное и вредное воздействие на ребенка, то теперь пришел черед компьютера. И точно так же, как 40 лет назад, одни во всех бедах и проблемах детей обвиняют компьютер, а другие столь же безапелляционно утверждают, что он не несет ничего страшного для здоровья и психики подрастающего поколения. Отличить мифы от правды становится все труднее. Рассмотрим подробнее ряд наиболее часто встречающихся утверждений и постараемся разобраться, где правда. Убеждение 1: компьютер портит зрение и осанку.На самом деле: зрение из-за долгого пребывания за монитором может пострадать. Но главным виновником все-таки оказывается вовсе не компьютер. Риск испортить зрение в этом случае выше в разы у тех детей, у кого в роду прослеживается склонность к близорукости – на нашем сайте a2news.ru мы часто пишем о наследственности. Если кто-либо из родителей имеет плохое зрение, то у детей из таких семей шанс носить очки тоже велик. И компьютер может лишь ускорить наступление этой минуты, но не является основным виновником. Кстати, гораздо вреднее для глаз игры на телефоне, которые заставляют детей напрягать глаза из-за маленькой картинки, слишком яркого экрана. Осанка может страдать, если за компьютером в статичной позе проводить большую часть времени. Как правило, такая проблема грозит детям школьного и старшего школьного возраста. Для того чтобы не допустить проблем со здоровьем, стоит просто правильно регламентировать время нахождения за компьютером. Врачи рекомендуют дошкольникам проводить за компьютером 20 минут, детям от 6 до 8 лет – 40 минут, младшим школьникам – 1,5 часа. Справедливости ради скажем, что такие рекомендации выглядят крайне нереально и из-за этого невыполнимы. Можно немного пойти вразрез с рекомендациями медиков: детям-дошкольникам не принесет особого вреда пребывание за компьютером в течение часа-полутора, а детям 7-12 лет – 2-3 часов. Большее количество времени будет уже излишним и идти в ущерб развитию ребенка в целом. Ну и негативно влиять на здоровье и психику. Это самое важное, что должен знать о здоровье любой ребенок и взрослый. Утверждение 2: компьютер негативно влияет на психику.На самом деле: сам компьютер никак на психику повлиять не может – это всего лишь инструмент. Кроме тех случаев, когда речь идет о совсем маленьких детях, чей мозг только формируется и чьи психические реакции еще очень неустойчивые. Дети до 5-6 лет могут испытывать психическое утомление от пребывания за компьютером, если оно длится долго. Дело в том, что сменяющие друг друга яркие картинки и интерактивное действие держат мозг в постоянном возбуждении. И хотя со стороны кажется, что ребенок сидит совершенно спокойно, по силе воздействия на мозг компьютерные игры, даже самые безобидные развивающие «бродилки-отгадывалки», сопоставимы с бурными играми непосредственно перед сном. Мозг перевозбуждается, и процессы возбуждения начинают преобладать над процессами торможения. Результатом может быть поведение, которые взрослые склонны связывать с капризами, мифической неврологией и плохим воспитанием: ребенок становится капризным, легко раздражается, плачет по пустякам, долго не может успокоиться, у него нарушается сосредоточенность, страдает концентрация внимания, сон. Дети, играющие перед сном, долго не могут уснуть. Что тоже списывают на физиологические особенности. На самом деле когда глаза смотрят на яркий монитор, происходит обман мозга – он начинает путаться во времени и воспринимает монитор как наличие дневного света. Биохимические реакции меняются, сон нарушается. Исправить все легко – не сидеть за компьютером за 2-3 часа до сна. Утверждение 3: компьютер развивает мелкую моторику.На самом деле: это один из самых любимых мифов, в который родители предпочитают верить для оправдания самих себя. Вождение мышки, нажимание на кнопки, конечно, в какой-то степени, положительно влияет на мелкую моторику рук. Но крайне незначительно, потому как движения эти однотипны и несложны. На самом деле мелкую моторику гораздо лучше развивают завязывание шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц, вышивание, вязание, пальчиковые игры, перебирание мелких предметов, собирание конструкторов, особенно имеющих гайки и винты. Детям в возрасте до 3 лет для развития моторики гораздо полезнее «живые» игры с предметами и людьми, чем вождение пальцем по экрану планшета и нажимание на кнопки ноутбука. Утверждение 4: информация на компьютере воспринимается и усваивается лучше.На самом деле: это правда. Ребенок, как, впрочем, и взрослый, легче запоминает информацию, поданную в интерактивной форме. Если она сопровождается яркими картинками, анимацией, если необходимо что-то сделать самому, чтобы ее добыть, то такая информация запоминается гораздо лучше и помнится дольше. Поэтому развивающие компьютерные игры – это очень и очень хорошо. Кроме того, информация в этом случае усваивается незаметно, и ребенка не нужно заставлять учиться – он делает это с удовольствием сам. Утверждение 5: компьютер способствует развитию творческих способностей, логики и умению мыслить.На самом деле: это правда. Многие развивающие игры основаны на том, что ребенок должен догадаться, как решить задачу, что способствует развитию логики. Всевозможные раскрашивания картин, рисование, создание персонажей развивают творческий подход у детей, делают мышление раскрепощенным и гибким. Утверждение 6: компьютер развивает самостоятельность.На самом деле: в какой-то мере да. Интерактивная игра заставляет ребенка предпринимать самостоятельные действия, искать пути выхода, переключать внимание. Это очень полезно для развития мозга. Кроме того, компьютерная игра помогает учиться не бояться выбирать решение, так как практически всегда можно исправить ситуацию. В то же время при перекосе в той области и слишком сильном увлечении играми за компьютером самостоятельность начинает страдать ввиду того, что в реальности у ребенка навыки самообслуживания оказываются неразвитыми. Утверждение 7: компьютерные игры развивают внимательность и способность к концентрации.На самом деле: недолгое пребывание перед компьютером действительно способствует развитию умения концентрировать внимание. Но если сидеть за компьютером слишком долго, происходит обратный процесс – внимательность ухудшается и внимание рассеивается. Утверждение 8: компьютерные игры вредны для детей и приводят к компьютерной зависимости.На самом деле: есть разные компьютерные игры. Развивающие игрушки очень полезны и помогают развивать способности детей в форме игры без напряжения и нудных заучиваний. Не менее полезны игры-стратегии, которые требуют от ребенка умения искать варианты развития событий, планировать, разрабатывать стратегию и тактику поведения для того, чтобы достигнуть цели. Стратегии развивают созидательное начало и творческий потенциал. Игры, в которых надо уничтожать что-то, гораздо противоречивее. С одной стороны, они позволяют избавиться от излишней агрессии, что для ребенка может быть очень важным. С другой – здесь необходимы мера и контроль со стороны родителей, ибо любой перекос в этой области как раз и приводит к проблемам с психикой. В дошкольном возрасте вообще нельзя играть в игры по типу «ходи и убивай». Даже если речь идет о зомби, инопланетянах, плохих зверях и «бармалеях». Такие игры плохо влияют на неокрепшую психику, делают ребенка агрессивным и формируют у него привычку решать любые конфликты агрессивным путем. Кроме того, после таких игр мозг сильно перевозбуждается и ребенок не может уснуть, становится раздражительным, его могут мучить ночные кошмары. Компьютерная зависимость от игр действительно развивается очень легко в раннем возрасте. Поэтому не стоит допускать, чтобы дети, особенно в дошкольном возрасте, погружались в виртуальные игры – игры с живыми людьми и с игрушками по времени должны превосходить компьютерные в 3-5 раз. Даже если речь идет о подростке, важно ограничивать количество часов, проведенных за компьютерными играми, так как именно в этом возрасте может сформироваться игровая зависимость и стремление уйти в виртуальный мир. Лечится компьютерная зависимость так же трудно и даже труднее, чем тяга к алкоголю и сигаретам. Утверждение 9: компьютер мешает формированию умения общаться.На самом деле: и да и нет. Если личность ребенка формируется правильно и компьютер в его жизни занимает место наряду с общением с реальными людьми, хобби и увлечениями, то процесс общения в социальных сетях и на форумах расширяет его горизонты и формирует навыки общения. Но если ребенок имеет проблемы со сверстниками в реальном мире, не имеет коммуникационных навыков, отличается замкнутостью и застенчивостью, то у него высок риск ухода в виртуальную реальность. Такие дети не умеют выстраивать отношения со сверстниками и вместо того, чтобы учиться этому в реальном мире, пытаются уйти от стрессообразующего фактора и избежать дискомфорта. Они идут по пути наименьшего сопротивления и начинают заменять общение суррогатной иллюзией общения в сетях и на форумах. Отличить таких детей очень просто – они никогда не стремятся встретиться с теми, с кем общаются виртуально, лично. Такие дети очень быстро попадают в зависимость от компьютера и особенно в зависимость от социальных сетей. Именно они сидят в них часами напролет, отказываясь не только от общения в реальном мире, но и от любых иных действий, забывая про уроки, увлечения, иные занятия. На самом деле компьютер сам по себе не плох и не хорош. Это прекрасный инструмент, который способен сделать жизнь ребенка интереснее, насыщеннее, ярче и который может помочь ему освоить массу умений и найти множество друзей. Но для того, чтобы компьютер все это смог дать ребенку, он не должен становиться единственным доступным ему развлечением и единственным другом. Задача родителей – помочь ребенку выстроить правильные отношения в этой области. И ждать, что ребенок разберется сам, не стоит, ведь польза и вред компьютера в том и состоят, что он увлекает. Поэтому надо формировать у ребенка различные увлечения, что и позволит ему стать гармонично развитой личностью, которой компьютерные технологии помогают, а не порабощают. Комментарии |
www.a2news.ru
Дети и компьютер ← Статьи о психологии ← Психология человека
УДК 159.9:373
ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР
Петрова Евгения Ивановна,
кандидат химических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск, Россия [email protected]
Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хай-тек-революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях. Ученые, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.
Ключевые слова: дети; компьютер; Интернет; восприятие информации; формирование мышления; здоровье и психика ребенка; виртуальное общение; компьютерная зависимость; эволюция мозга.
CHILDREN AND COMPUTER
Petrova Evgeniya Ivanovna,
Candidate of Chemical Sciences, associate professor,
FGBOU VPO Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk, Russia [email protected]
The arguments about computer benefit and harm, or more exactly, already about the role of high-tech revolution in the adults' life not only, but children' also, are under way at all social levels. Scientists, who study the problem of thinking forming of modern children and teenagers, computer and Internet influence on their physical and psychological health, come to ambiguous exclusions.
Key words: children; computer; Internet; information perception; thinking forming; health and state of mind of a child; virtual communication; computer addiction; brain evolution
О поколении современных детей шутят, что они родились с компьютерной мышью в руке. Сегодня компьютерные классы открываются в начальной школе, в группах дошкольного развития и даже в детских садах. Широкое использование компьютерных
программ в обучении и развитии детей привело к тому, что они иначе воспринимают информацию, иначе мыслят, чем их родители, учителя.
Споры о пользе и вреде компьютера, а, точнее, уже о роли хай-тек-революции в жизни не только взрослых, но и детей, ведутся на всех социальных уровнях: проводят исследования ученые, дети спорят с родителями, родители - с учителями и т.д.
Психологи, социологи, психиатры, медики, изучая проблему формирования мышления современных детей и подростков, влияние компьютера и Интернета на их физическое и психическое здоровье, приходят к неоднозначным выводам.
Современные студенты, с которыми приходится иметь дело, преподавая в вузе, часто обнаруживают неспособность долго воспринимать (слушать или читать) текст без картинок, неумение выделить главное из текста, который «скачали» из Интернета, пересказать его своими словами. У них другой способ запоминания информации.
Целью настоящей работы было понять особенности восприятия информации современными детьми и подростками, попытаться оценить вклад компьютерных методов в обучение и развитие и влияние компьютера на здоровье ребенка с тем, чтобы понять, каким образом формируется мышление студентов, как воспринимают и усваивают информацию они, эти выросшие дети.
Представляло интерес рассмотреть разные, иногда полярные, точки зрения и попытаться сформировать собственное отношение к этой очень непростой проблеме.
Приведем типичные примеры высказываний «за» общение детей с компьютером с раннего возраста.
Так, педагог Рина Жукова [1] считает, что влияние компьютера на детей 7-8 лет очень благотворно и помогает в формировании определенных навыков. Работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. Развивающие компьютерные игры для детей - отличный способ самообразования, умение пользоваться Интернетом может
стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
С точки зрения психотерапевта Н.Н. Нарицына [2], сегодня не учить ребенка обращаться с компьютером - то же самое, что не отдавать его в школу. Он также считает, что чем раньше ребенок освоит компьютер, тем лучше. Начинать следует с компьютерных игр, а затем, когда основные приемы работы на компьютере будут освоены, можно переходить к обучающим программам. Эффект, как правило, превзойдет, по мнению Нарицына, все ожидания. Ведь программы-«обучалки» соответствуют главному правилу успешной учебы: чтобы хорошо учиться, учиться надо весело.
Однако признавая неоспоримую пользу компьютера, не следует забывать и об отрицательном влиянии этой умной машины на физическое здоровье и психику ребенка. Сайт для мам: supermams. ru [3], в частности, предупреждает, что длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику. Работа за компьютером ведет к ухудшению зрения и гиподинамии. Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате могут вызвать серьезные последствия. Но больше всего длительное нахождение за компьютером вредит детской психике.
Примерами негативных последствий влияния компьютера на ребенка могут быть:
- детская агрессивность и жестокость, возникающие в результате чрезмерного увлечения аркадными или военизированными играми - «стрелялками», «догонялками», «убивалками»;
- неправильное восприятие картины мира. Было проведено исследование под названием «Рисунок всего мира». Дети, не зависевшие от компьютера, изобразили яркий и красочный мир с солнцем, людьми, деревьями. В рисунках же детей, которые днями просиживали возле монитора, четко прослеживались признаки повышенного беспокойства, жестокости и страха. На их рисунках присутствовали оружие и даже мертвецы;
- трудности в общении с другими людьми. Если раньше ребенку, который имел определенные трудности в общении, необходимо было как-то менять себя и предпринимать какие-либо шаги для поисков сближения, то сегодня ситуация другая. Можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в Интернете и
спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется.
Специальное исследование, касающееся феномена хакерства, провела доцент кафедры психологии МГУ Ю.Д. Бабаева [4]. Было опрошено 900 человек разных возрастных групп и профессий. Многие из них считают, что хакеры обладают довольно высоким уровнем интеллектуального развития и ярко выраженными творческими способностями. Однако для подтверждения или опровержения этих «житейских» представлений пока не хватает соответствующих научных данных. В научном сообществе нет также единой точки зрения относительно конкретных причин, приводящих к возникновению феномена хакерства. Чаще всего его связывают с трудностями в общении, а также со стремлением к самоутверждению, поэтому хакерство нельзя рассматривать лишь как негативное явление. Этот неоднозначный феномен требует специального изучения.
Ученые заговорили и еще об одном явлении, связанном с цифровой революцией, - эволюции мозга [5]. «На сцену выходит новая раса - цифровые аборигены, которых хай-тек окружал с младенчества, - утверждает известный американский психиатр, профессор Лос-Анджелесского университета и директор Научного центра по проблемам старения Гэри Смолл. - Для развития мозга до его нынешнего состояния потребовалось несколько сотен тысяч лет, а для эволюции, которая происходит под влиянием современных технологий, оказалось достаточно одного поколения!» По мнению Смолла, назрел новый конфликт поколений - «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей. У младшего поколения мозг претерпевает цифровую перепрошивку с пеленок. И, благодаря пластичности незрелый мозг цифровых аборигенов учится новому необычайно быстро. А мозг людей старшего поколения, которое Смолл называет цифровыми иммигрантами, с большим трудом приспосабливается к высоким технологиям.
Правда, у цифровых иммигрантов с их постаревшими нейронными связями, есть масса своих преимуществ. Взрослый мозг остается пластичным и гибким на протяжении всей жизни. Мобилизовать и переобучить можно даже те его области, которые уже зарезервированы под конкретную задачу. Более того, после 50 лет мы начинаем упорядочивать информацию, что накопилась за дол-
гие годы жизни. К середине жизни также начинают работать оба полушария вместе, а не по отдельности, как в молодости. Это позволяет быстрее находить новые идеи. И, главное, старшее поколение умеет общаться. А у «поколения Next», которое сидит в чатах и скайпах, атрофируются нейронные механизмы, отвечающие за общение лицом к лицу. Кроме того, пока непонятно, как на мозге цифровых аборигенов, с его уникальными нервными связями, скажутся физиологические и психологические эффекты старения.
Итак, к каким же выводам приходят те, кто занимается проблемой влияния компьютера на восприятие информации и мышление детей?
Восприятие информации. «Новые дети по-другому воспринимают информацию. Они привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным, наглядным», - говорит доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» ФОМа Лариса Паутова [6]. Это дает и плюсы, и минусы. Учителя отмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Ребенок может с легкостью сделать электронную презентацию - красивую, наглядную, яркую, но по содержанию неглубокую, поверхностную. Обилие и разнообразие информации не дает возможности для детальной, скрупулезной, аналитической работы, и в этом их слабость. «Их плюс - море креатива, свобода для творчества и самореализации», - продолжает Паутова. Наступило новое время, когда индивидуальные способности ценятся больше, чем командный дух.
Виртуальное общение. Как любое новшество, виртуальное общение имеет свои плюсы и минусы. Оно хорошо в том случае, когда не ограничивает реальное. Иногда он-лайн-беседы - неплохой толчок в преодолении застенчивости. Если, скажем, в реальной жизни мальчику, которого считают «ботаником», трудно общаться с девочками, то в чате он чувствует себя раскрепощенным. «При этом не стоит забывать, что полностью заменять одно другим нельзя, - полагает кандидат психологических наук Людмила Аншакова. - Наша психика устроена так, что человек выбирает путь наименьшего сопротивления, и возвращение к более сложному варианту требует усилий».
То же касается и самовыражения. «С одной стороны, когда собеседник тебя не знает, вроде бы легче высказать свое мнение, в чате можно проверить реакцию на него. С другой, отсутствие видимых эмоций обедняет общение», - считает доцент кафедры воз-
растной психологии МГПУ Татьяна Авдулова [6].
Правильный режим работы. При несоблюдении режима работы компьютер из друга превращается во врага. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. Завороженное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, усталости глаз. И чтобы компьютер не вредил здоровью, важно строго регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса следует проявить настойчивость и последовательность. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день, а с 9-11 лет - не более часа-полутора [1].
Компьютерная зависимость. Причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков часто становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения.
Основной мерой профилактики возникновения подобной зависимости является правильное воспитание. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него нежелательно, что компьютер - это лишь часть жизни, он не заменяет всего остального.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. Если ребенок все же встретился с такой информацией, нужно в доступной форме объяснить ему, почему для него это опасно. Категорический запрет безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а, кроме того, сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком [7].
Эволюция мозга. Мнения по этой проблеме разделились. По мнению пессимистов, к числу которых относится доктор медицинских наук Виктор Черепанов [5], информационно насыщенная среда не стимулирует, а душит воображение. Дети потребляют огромное количество «готовой» информации - видео-, аудио-, говорящие игрушки, интерактивные игры. Повзрослев, они усаживаются за Facebook и Twitter, которые отупляют. Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство. Этот феномен психологи назвали «кризисом идентич-
ности». Для него характерны неадекватность самооценки, утрата чувства перспективы, беспричинный пессимизм, внешняя пассивность, бескомпромиссность, а порой, и агрессивность. Психологические эксперименты также показали, что, когда их участникам задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах как о палочках-выручалочках.
По сути, рождается поколение людей, нуждающихся в очень примитивном общении, потерявших способность к концентрации внимания и постоянно желающих обратить на себя внимание.
Оптимисты же, к которым можно отнести доктора биологических наук Юрия Щербатова, считают, что нынешние изменения
- это неплохо, это просто иначе, чем было раньше. Мир меняется, и человеческий мозг старается более эффективно приспособиться к этим изменениям. Мы иначе организовываем огромное количество необходимой информации, меняем способ запоминания. Смартфоны избавили нас от необходимости запоминать номера телефонов и списки дел, это позволяет занимать голову другими вещами. Facebook или Google не делают нас глупыми, а Twitter и SMS имеют и положительную сторону: приучают к краткости и более четкому выражению мысли.
Изучая влияние компьютера на здоровье и психику не только детей, но и уже взрослых людей, ученые отмечают плюсы и минусы этого влияния.
Положительными факторами можно считать следующее:
- благодаря электронной почте, видеоиграм, поиску информации в Интернете растет скорость реакции на зрительные сигналы, повышается внимательность;
- мозг приспосабливается к быстрой обработке ежедневных потоков информации. У многих даже появляются в мозгу особые нейронные сети, которые ухватывают нужное на лету;
- стремительно растет средний IQ человека. Новые технологии развивают ум точно так же, как его развивают головоломки или изучение новых языков;
- интернетоголики быстрее находят выход из любой сложной ситуации в повседневной жизни. Ведь каждый день, отыскивая нужную информацию в Сети, они тренируют те мозговые центры, которые связаны с принятием решений и логикой.
При этом не следует забывать и об отрицательных факторах:
- Интернет уменьшает способность концентрироваться
и созерцать, мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. В итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется;
- мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами с другими людьми. Труднее становится считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию;
- хай-тек-революция погружает человека в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь;
- при увлечении общением он-лайн появляется опасность забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом, появляются проблемы в общении лицом к лицу;
- Интернет учит многозадачности - возможности выполнять несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной;
- мозг до такой степени адаптируется к возможностям техники, что память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке в компьютере она лежит. Компьютер и Интернет становятся для человека своеобразным «протезом» памяти;
- длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. Это новая форма стресса, которую доктор Смолл [5] назвал техногенным истощением мозга.
Заключение
Общение с компьютером у современных детей начинается довольно рано, и чтобы компьютер не превратился из друга во врага, необходимы внимание и помощь родителей. Всегда следует помнить о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры могут стать не только полезными, но и вредными длядетей.
Когда отправляться в плавание по Интернету и начинать он-лайн-общение, зависит от развития ребенка. Не стоит забывать и о блокировке некоторых сайтов.
Единственным проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это заинтересовать тем, что никак не связано с компьютером, показать, что существует масса других интересных развлечений, которые позволяют не только пережить острые ощущения, но и также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. И помочь в этом может только родительская культура, самообразование в этой области.
Библиографический список
1. Жукова, Р. Дети и компьютер: вред и польза умной машины. [Электронный ресурс.] Режим доступа: ourboys.ru>computer
2. Нарицын, Н.Н. О «вреде компьютеров». [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.naritsyn.ru
3. [Электронный ресурс.] Режим доступа: supermams.ru
4. Если ребенок интересуется только компьютером.. .[Электронный ресурс.] Режим доступа: mumskids.ru>Pages.aspx?pageid=28
5. Кузина, С. //Комсомольская правда (Еженедельник). - 2011. - 29 сентября-6 октября. - С.9.
6. Евсеева, Е. Другие дети//Труд-7. - 2009. - 21 мая.- С.24.
7. Здоровье ребенка и компьютер. [Электронный ресурс.] Режим доступа: BestReferat.ru>referat-177727.htm
psibook.com
Компьютер и дети - Дом Солнца
Одна моя знакомая избавилась от компьютера сразу же, как только родила ребенка. Убрав яблоко раздора, она решила оградить малыша от возможных искушений. Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад, который она по прошествии 8 лет имеет у себя в семье. Пойдя в школу, ребенок познакомился с компьютером у приятеля. Теперь он практически живет у него в квартире, возвращаясь домой только для того, чтобы поесть и поспать. Получив доступ к запретному плоду, он наслаждается им по полной программе, игнорируя все попытки своих родителей вернуть его в реальную жизнь.
Невозможно вырвать ребенка из той среды, в которой он родился и будет жить. И если компьютеры так прочно обосновались в нашей жизни, не лучше ли научить своих детей ориентироваться в киберпространстве без вреда для здоровья и с пользой для себя? Обращая внимание только лишь на отрицательные стороны данного вопроса, вы можете не заметить огромное количество положительных моментов общения вашего малыша с компьютером:
1. Он помогает выявить и развить способности ребенка.
2. Является великолепным способом самообучения.
3. Развивает самостоятельное мышление.
4. Усиливает концентрацию внимания.
5. Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.
Список можно продолжить и дальше, но в противовес можно предложить не менее внушительный список всем известных «страшилок», встречи с которыми можно избежать, если найти правильный подход к знакомству ребенка с компьютером. Ведь от того, как пройдет их первая встреча, зависят их дальнейшие отношения.
Организуйте рабочее место
Прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы вашему малышу было комфортно и удобно сидеть за компьютерным столом. Мебель должна подходить ребенку по росту, расстояние до монитора не должно быть меньше 70 см. Не ставьте компьютерное место рядом с окном, ведь монитор не должен бликовать.
Не экономьте на компьютере
Современные компьютеры не столь опасны для здоровья, как их предшественники. Особое внимание уделите монитору. Самый безопасный вариант – это плазменный экран. И обязательно отрегулируйте цвета и контрастность, чтобы лично вашим глазам было максимально комфортно.
Не ставьте компьютер в детской
По крайней мере, до тех пор, пока ваш ребенок не достигнет 8-9 лет. К этому возрасту вы вполне сможете сформировать у него здоровое отношение к компьютеру. К тому же это будет иметь и великолепный психологический эффект. Ведь свой личный компьютер будет неким интимным пространством, так необходимым вашему ребенку в этом возрасте.
Строго определите временные рамки
Для детей до 6 лет - не более получаса, для детей постарше - от часа до полутора работы на ПК с перерывом на отдых. Чтобы малышам было легче ориентироваться во времени, поставьте для них таймер, звуковой сигнал которого подскажет, что их время истекло. Расстаться с новой интересной игрушкой на первых порах будет нелегко, так что заранее подготовьте для них какое-либо интересное занятие, на которое они могут переключиться сразу же после общения с компьютером. В любом случае, в данном вопросе ваша позиция должна быть непреклонной и достаточно твердой, ведь это поможет в будущем оградить себя и своего ребенка от возможных проблем.
Подберите игры
Здесь все зависит от возраста ребенка. Детки помладше могут раскрашивать картинки, собирать пазлы, учиться считать и писать, знакомиться с разнообразием животного и растительного мира, а также с имитацией природных явлений. Очень хорошо, если героями игры будут их любимые герои из мультфильмов и кинофильмов, а не неизвестные науке монстры из японских аниме.
Для детей постарше можно предложить стратегии. Не стоит быть столь категоричными и в отношении так называемых «стрелялок». Все зависит от темперамента вашего ребенка. Если один ребенок после игры может разнести полквартиры, то для другого это будет всего лишь способом избавления от накопившейся за день агрессии. Главное, самим ознакомиться с игрой заранее и убедиться, что она не содержит сцен жестокости и насилия.
Играйте вместе с детьми
Ваше присутствие просто необходимо малышам, особенно, когда речь идет об обучающей игре. Обязательно комментируйте все действия, предлагаемые в игре, хвалите успехи ребенка. Такое живое включение в интересы ребенка не только сблизит вас, но и продемонстрирует, что никакой компьютер не сможет заменить общение с реальным человеком. И даже в более старшем возрасте, когда ребенок пустится в самостоятельное плавание, ему так же необходимы будут ваша похвала и признание его достижений.
Покажите личный пример
Если папа целыми днями проводит за компьютером, да и мама периодически пропадает в киберпространстве по несколько часов в день, довольно сложно ожидать от своего ребенка разумного отношения к компьютеру. Вы можете долго и упорно объяснять, что вы уже взрослые и вам можно. Чадо подрастет, и уже в 8-9 лет почувствует себя «вполне взрослым» для того, чтобы ему тоже было можно. Так что, как бы вам ни было тяжело, вы должны будете ограничить и свое время пребывания за компьютером в течение дня. Исключение составляют случаи, когда вы работаете дома, но эту ситуацию легко поймет даже трехлетний карапуз.
Научите ребенка расслабляться
Любое время, проведенное за компьютером, связано с определенным напряжением. Прежде всего, от него страдают глаза. Научите ребенка нескольким несложным упражнениям для глаз. Самое простое – смотрите вдаль в течение 2-3 минут, этого будет вполне достаточно, чтобы глазные мышцы расслабились.
Застрахуйтесь от компьютерной зависимости
Делать прогнозы всегда очень сложно - угад, как говорится, не бывает богат. Но если компьютер будет всего лишь частью жизни вашего ребенка, то беспокоиться не о чем. Если он занимается спортом или творчеством, общается с друзьями, проводит много времени с родителями, то у него просто не будет ни интереса, ни времени целыми днями просиживать за компьютером.
www.sunhome.ru
Дети и компьютер
1. Современные родители переживают: раньше дети играли в футбол и резинки, сейчас – на планшете. Есть ли в этом опасность?
На этот вопрос невозможно ответить однозначно.
Если речь идет о физическом развитии, то, конечно, планшет никак не заменит футбол и резинки. Проблема современных детей – чрезмерная интеллектуализация в ущерб физическому и эмоциональному развитию. Играя на планшете можно натренировать в лучшем случае мелкую моторику. Спина и шея обычно очень напряжены, большая нагрузка на глаза и т.д. Интеллектуальное развитие ребенка при умелом руководстве родителей компьютер обеспечивает сполна, а вот эмоциональная и коммуникативные части не реализованы. Ребенок учится строить взаимоотношения со сверстниками, это возможно только в реальной жизни. Для взрослого человека виртуальная жизнь в основном это подобие реального мира. Ребенок же, еще не научившись настоящим взаимоотношениям, не сможет освоить это в режиме он-лайн. Проблема современных школьников в том, что их общение очень часто сводится к компьютерным играм. Когда детей лишают компьютеров и планшетов, они не знают чем себя занять. Реальное общение для них не интересно.
Только от родителей будет зависеть: будет компьютер помогать школьнику развиваться разносторонне или будет только мешать.
2. Во многих случаях родители сами являются «провокаторами»: игровая консоль или планшет – это гарантия того, что ребенок не будет мешать приготовить отчет или убраться по дому. Что делать в таких случаях?
Ко мне достаточно часто обращаются родители с жалобой, что детей невозможно оторвать от компьютера. Обычно, действительно мама и папа являются «провокаторами». В таком случае просто забрать компьютер не решит проблему. Если родители заинтересованы в решении этой проблемы, тогда мы совместно ищем то, чем можно заменить компьютер и главное: совместная деятельность родителей с детьми. Чем старше ребенок, тем сложнее решить эту проблему.
3. Родители школьников (как младших, так и старших классов) жалуются на отсутствие мотивации. Дети предпочитают ТВ и Интернет. Как мотивировать детей?
Мотивация, на мой взгляд, это одна из самых сложных проблем в воспитании ребенка. Если она есть – значит, все в порядке, родители просто не задумываются, как получилось, что их ребенок к чему-то стремится, чем-то увлекается.
Если же мотивации нет – работа предстоит кропотливая. Угрозы и наказания не действуют совсем, либо работают короткое время.
Если ребенок еще мал, старайтесь обучать в игровой форме, ищите в интернете упражнения, которые развивают мышление, логику, тренируют память.
С ребенком любого возраста необходимо составлять расписание, планировать время учебы и досуга. Если вы сами живете вне расписания, приучить ребенка придерживаться графика будет сложно.
Похвала за сделанную работу должна звучать часто, а вот отчитывание за плохие оценки нужно свести к минимуму. Разговор лучше построить в таком ключе: « Мне очень неприятно, что ты получил двойку, тройку и т.д., как ты думаешь, почему это случилось? Что ты можешь сделать, чтобы это не повторилось, давай выделим время на это».
4. По каким признакам можно определить, есть ли у ребенка компьютерная зависимость?
1) Ребенок очень много времени проводит за компьютером. Это уже не смена деятельности, а только один ее вид, что совершенно не полезно детям.
2) После прекращения игры усилиями родителей в доброжелательной форме ребенок тревожен, активно проявляет недовольство, кричит, не может себя ничем занять больше.
3) Компьютер полностью заменят ребенку реальное общение со сверстниками, с родственниками.
5. В некоторых семьях видим «перегиб» в другую сторону: детям запрещено пользоваться компьютером вообще или время строго лимитировано (1-2 часа в неделю). Оправдан ли такой подход?
Все зависит от возраста. На мой взгляд, ребенок до 7 лет гораздо больше получит в реальном общении со сверстниками, когда в силу его возраста преобладает игровой способ познания мира. После 6-7 лет у детей возникает потребность в учебной деятельности, вот тогда и можно подключить компьютер. Сколько ребенок может сидеть за компьютером – это сугубо индивидуально решается родителями и при необходимости окулистом и невропатологом. Самое главное, чтобы родители всегда знали, во что играет их сын или дочь на компьютере, какую информацию читает.
6. Как найти баланс между быстрым развитием общества и здоровым воспитанием детей?
На мой взгляд, современный ребенок после 8-10 лет должен уметь обращаться с компьютером. При умелом использовании интернета можно существенно себя обогащать, не изобретая велосипед. Книги не всегда в современном мире дают исчерпывающую информацию. Мир настолько быстро меняется, что книги просто не успевают издавать в соответствии с меняющимся миром. Тогда на помощь и приходит компьютер и интернет. Приучайте ребенка пользоваться компьютером для поиска информации, играйте вместе в игры, но только в тщательно отобранные и регламентированное время. И тогда компьютер, как и книга, будет для вашего ребенка другом, а не врагом.
www.all-psy.com
Влияние компьютера на ребенка. Мифы. Что можно, а что нельзя
Всё началось с финансового кризиса. А точнее, с его последствий. Меня, слава богу, он не коснулся, поскольку зарплаты у педагогов - меньше некуда, а вот родители моих воспитанников свои взгляды на жизнь пересмотрели существенно. И появляться на собраниях стали всё реже и реже, объясняя это поиском новой работы, проблемами в семье, хронической усталостью и другими малоприятными вещами. Я терпеливо выслушивала каждого, в основном по телефону, пыталась понять и войти в положение, поскольку родителей своих я знаю давно, и у некоторых воспитываю уже не первого, и даже не второго. Но вот моё руководство понимать присутствие на собрании троих из двадцати пяти отказывалось и требовало объяснительных. Да и я с высоты своего педагогического опыта понимала, что одним из важнейших условий успешного развития детей является взаимосвязь и тесное сотрудничество родителей и педагога, то есть меня.
Итак, проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что родители, живущие в постоянном цейтноте, будут посещать только те мероприятия, которые посчитают важными и нужными для своих детей. Им просто некогда слушать отчёты о распределении средств за прошедший год и обсуждать проекты капитального ремонта здания детского сада. Они хотят получать современную, полезную и доступную информацию о том, что их действительно волнует. Ну что ж, люди, доверяющие мне самое дорогое – своих детей – имеют на это право. Значит, мне просто необходимо обеспечить доступ родителей к таким сведениям, сделав наши нечастые совместные встречи интересными и познавательными. В конце концов, в этом вопрос моего педагогического престижа и компетентности.
Проведя мониторинговые исследования среди родителей (а проще говоря, побеседовав с каждым из них), я выяснила, что прежде всего моих пап и мам беспокоит вопрос здоровья и развития малышей, вынужденных проводить перед компьютерным монитором большую часть свободного времени, пока взрослые заняты решением финансовых проблем. Родители просили помощи в выборе компьютерных игр, спрашивали совета по продолжительности таких занятий, беспокоились о подмене компьютером живого общения. Исходя из этого, я разработала инновационный цикл познавательных лекций для родителей «Компьютер и детство», в котором доступным языком говорилось об огромных возможностях развития детей, которые предлагают компьютерные игры и Интернет-ресурсы. Цикл лекций был апробирован и родителями моими одобрен, было задано множество вопросов и поступило предложение о проведении совместного тематического праздника. Так появилась методическая разработка музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста «День рождения компьютерной мышки Глаши», а сам праздник впоследствии был принят детьми «на ура».
Предлагаю Вашему вниманию самое интересное и познавательное из наработанного мной материала, а заодно хочу развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.
Миф Первый «Общение с компьютером портит детское здоровье»
Мы живём в XXI веке, и раз уж нам никуда не деться от научно-технического прогресса, давайте поговорим о влиянии современной техники на здоровье человека, а особенно на организм ребёнка. Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего в стрелялки малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Отчасти это правда, и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры отныне приносили к нам в дом только положительные эмоции.
Самое главное – знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:
Нагрузка на зрение
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Психическая нагрузка
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена, поскольку современная мультимедиа-техника появилась значительно недавно. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и , наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.
Излучение
Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но должна вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.
Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не слишком ли много «но»? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!» Позволю вам напомнить, уважаемые оппоненты, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось. Ещё профессор Преображенский, герой замечательной книги Булгакова «Собачье сердце», говорил: «На человека можно воздействовать только внушением». Осваивая с ребёнком компьютер, вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.
Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером
(которые также необходимо соблюдать и взрослым):
· При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
· Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см).
· Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.
· Соблюдать правильную рабочую позу.
· Не работать на компьютере в темноте.
· Следить за содержательной стороной игр и программ.
· После занятий умыться прохладной водой.
Миф Второй «Компьютерные игры приносят только вред».
Поистине гигантское количество игр, ассортимент которых обновляется практически ежемесячно (если не еженедельно), может сбить с толку любого из нас. Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Чтобы не выглядеть полными профанами в глазах наших детей, нам не мешало бы поинтересоваться законами компьютерного игрового мира. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.
Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Тем не менее игры одного жанра имеют между собой много общего. К тому же на сегодняшний день у фирм-производителей компьютерных игр очень часто практикуется такой приём, как совмещение нескольких жанров в одной игре.
Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:
Адвентурные (приключенческие)
Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней. При выборе таких игр для своего ребёнка, необходимо знать, что немаловажное значение для занимательности адвентурных игр имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок. Если задачи окажутся слишком сложны для малыша, то он быстро потеряет интерес к игре; если слишком легки – быстро пройдёт всю игру и не испытает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.
Стратегии
Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков. Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.
Аркадные
Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.
Ролевые
В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.
3D - Action
Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «Убей их всех!». Повышенная степень виртуальности создаётся за счёт использования трёхмерной графики и спецэффектов, где, как и в реальной жизни, есть верх, низ, право, лево, впереди и позади. Это сугубо развлекательный тип игр, которые развивают только моторные функции и почти не развивают познавательные, при этом они сомнительны в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В данных играх особенно необходимо соблюдать чувство меры, причём не только детям, но и взрослым.
Логические
Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.
Симуляторы
Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.
Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры. Даже среди 3D-Action, традиционно считающихся кровавыми и жестокими, встречаются такие, которые учат добру, товариществу и взаимовыручке. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы нам с вами не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь т. н. информационную культуру и прививать её нашим детям.
Итак, итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:
· Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
· Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
· Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
· Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
· Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Миф Третий «Компьютер – только для игр и развлечений»
Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Но прежде чем мы поговорим о подготовке детей к школе с помощью компьютера, разрешите мне провести небольшой экскурс и рассказать вам о том, где впервые начали применять компьютерные технологии в дошкольном образовании.
Первыми исследователями в области применения компьютера в работе с дошкольниками были американские учёные Массачусетского технологического института. В 1971 году группа новаторов во главе с Сеймуром Пейпертом разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей. С одобрения Министерства образования США и внушительном финансировании, в 80-х годах XX века объём этих исследований значительно расширился.
В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в Советском Союзе (1986 год) связан с д/с №37 города Шауляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10 – 15 минут. Специально для них были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе: освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.
Проблема подготовки ребёнка к школе с помощью компьютера обсуждалась и на Первом Всесоюзном семинаре «Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания» (Москва, 1989 год), а также на других Всесоюзных конференциях и форумах, что позволило впоследствии перейти к широкому внедрению компьютеров в детских садах в Росси и СНГ.
Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный аспект, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.
Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Даже робкие и малообщительные малыши начинают активно делиться своими впечатлениями и достижениями в освоении компьютерного мира. Они рассказывают, обсуждают сюжеты, увиденные на мониторе, играют в сюжетно-ролевые игры, взаимосвязанные по содержанию с компьютерными играми. Дома, во дворе, в дошкольном учреждении дети с достоинством рассказывают друзьям о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.
Подводя итоги, хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.
P.S. А вот какие замечательные стихи для дошкольников можно найти на просторах Интернета:
Лучик золотистый – солнечный ребёнок,
Ласковый, игривый маленький котёнок,
Жалюзи погладит мягонькою лапкой,
Прыгнет на компьютер, пролистает папки.
По столу пробежку совершит игриво
И вернётся к маме, тёплой и красивой,
Озорно помашет лапкой на прощание…
А компьютер скажет: - Лучик, до свидания!
( Н. Скоморохова)
***
Я знаю, в компьютере каждом живёт
Живой, настоящий компьютерный кот.
Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,
Мы это отчётливо слышим.
Не знает покоя компьютерный кот,
Пытаясь добраться все дни напролёт
До вкусной компьютерной мыши.
(Л. Уланова)
В подготовке статьи использованы материалы следующих сайтов:
http://www.medicinform.net/,
http://www.materinstvo.ru/,
http://www.kykymber.ru/.
www.u-mama.ru
Влияние компьютера на ребенка – польза и вред
Без компьютеров современный мир представить невозможно, они сопровождают людей повсюду: на работе, дома, в автомобилях и магазинах. Взаимодействие с ними человека, причем не только взрослого, но и ребенка, стало привычным явлением. Компьютер – полезное, а в некоторых случаях незаменимое устройство. Вот только безобидным его назвать нельзя, особенно в отношении детей.
Полезное влияние компьютера на детей
Современные дети проводят за компьютерами немало времени, используя его не только для обучения, но и для развлечений. С их помощью они узнают много нового, общаются с разными людьми и занимаются творчеством. Работа мышкой и использование клавиатуры способствуют развитию мелкой моторики. Компьютерные игры развивают логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции и визуальное восприятие. Они совершенствуют интеллектуальные навыки, учат аналитически мыслить, обобщать и классифицировать. Но если компьютер в жизни ребенка занимает слишком много времени, помимо пользы, он может нанести и вред.
Компьютер и здоровье ребенка
Бесконтрольное пребывание ребенка за компьютером может привести к проблемам со здоровьем. В первую очередь, это касается зрения. Просмотр изображений на мониторе вызывает большую усталость глаз, чем чтение. При работе на компьютере они находятся в постоянном напряжении, это может привести к близорукости. Чтобы избежать проблемы, приучите ребенка каждые 20 минут отводить взгляд от монитора и в течение 10 секунд смотреть на удаленные предметы, например, дерево за окном. Стоит проследить, чтобы экран находился на расстоянии не менее полуметра от глаз, а помещение было освещенным.
Вред компьютера для ребенка заключается в снижении двигательной активности. Для нормального развития растущему организму необходимо движение. А долгое пребывание перед монитором в неправильном положении способно привести к проблемам с опорно-двигательным аппаратом, повышенной утомляемости и раздражительности. Ребенок должен достаточно времени проводить на свежем воздухе и двигаться. Компьютер не должен полностью заменять детские игры и занятия, например, рисование, лепку и езду на велосипеде. Время, проводимое за ним, должно быть лимитированным. Для детей дошкольного возраста оно должно составлять не более 25 минут, для младших школьников – не более 1 часа, а для старших – не более 2-х часов.
Не менее велико и влияние компьютера на психику ребенка, которое может быть и негативным:
- Компьютерная зависимость. Это явление стало распространенным, особенно от него страдают подростки. Пребывание в сети позволяет им уйти от повседневных проблем, забот и окунутся в другую реальность, которая со временем становится заменителем настоящей жизни.
- Нарушение восприятия. Чрезмерно увлеченный компьютерными играми ребенок плохо сопоставляет виртуальные и реальные события. Он может переносить в жизнь то, что видит в мониторе. Например, если его любимый герой с легкостью перепрыгивает с крыши на крышу, ребенок может попытаться это повторить.
- Отсутствие коммуникативных навыков. Общение в сети не сможет заменить реальное. Основная часть коммуникативных навыков у ребенка формируется с помощью общения и игр со сверстниками. В виртуальном мире нет необходимости ни под кого подстраиваться, здесь можно вести себя как угодно и никто не осудит за плохое поведение. Со временем такая модель поведения может перейти в реальную жизнь, вследствие чего у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы в общении с другими людьми.
- Излишняя агрессия. Многие компьютерные игры имеют жестокие сюжеты, которые внедряют в сознание детей установку, что в жизни всего можно добиться с помощью насилия.
Чтобы избежать этих проблем, постарайтесь создать для ребенка комфортную эмоциональную среду, чтобы у него не возникло желания уходить от реальности. Больше с ним общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, установите доверительные отношения и воздерживайтесь от критики. Пусть он всегда чувствует вашу любовь и поддержку.
Постарайтесь привить ребенку любовь к спорту и активным играм, эти занятия должны доставлять ему удовольствие. Можете записать его в какую-нибудь секцию, на танцы, купить ролики или велосипед. Не стоит полностью ограждать ребенка от компьютера, просто контролируйте, чем он занимается, сидя у монитора.
polzavred.ru