6 профессий, представителей которых никогда не заменят роботами. Компьютеры заменят учителей в будущем
Заменят ли роботы учителей: все за и против — Рамблер/новости
Чтобы пожилые люди не теряли воображения и творческих способностей и не стали обузой для постоянно уменьшающегося числа активных молодых людей, я часто выступал с предложениями модифицировать нашу систему образования таким образом, чтобы человек продолжал учиться до конца жизни. Но как это сделать? Откуда взять столько учителей, размышлял Азимов.
Спустя почти 40 лет этот вопрос остается актуальным. Сейчас мы живем в век инновационных технологий, и с каждым годом появляются новые изобретения, которые вытесняют когда-то незаменимые кнопочные телефоны, деревянные неуклюжие автомобили и перьевые ручки.
Но должно же остаться что-то незаменимое, проверенное временем и опытом, например, образование, — с этих слов началась конференция, организованная корпорацией Российский учебник на Международном московском салоне образования.
Во многих отраслях происходит вторжение искусственного интеллекта в деятельность человека. Не избежала этого и школа, в которой ИИ хочет встать на место учителя. Но значит ли это, что в будущем профессии преподавателя уже не будет, а детей станут обучать компьютеры и роботы?
Кто победит: искусственный или естественный интеллект — вопрос интересный, так как сейчас между ними присутствует некое противостояние. Наши дети все чаще предпочитают проводить выходной с планшетом, чем с родителями на природе, и тут явная победа ИИ. Но если ребенок упал и разбил коленку, он вряд ли побежит к планшету, верно? Так что естественный интеллект не сдает позиций, рассказал «Ридусу» вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию Корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.Это напрямую связано и с противостоянием преподавателя и робота: никто не заметит учительской чуткости, личного примера, эмоциональной связи учитель-ученик. Учитель — не аудиокнига, тут важны личностные качества.
Вместо или вместе?
Но не все с этим полностью согласны. Например, директор по бизнес-развитию SkyEng Ларьяновский Александр уверен, что учителя можно частично заменить искусственным интеллектом. Конечно, до выражения эмоций роботам еще далеко, но помочь разобраться с рутинной работой и систематизировать данные ему точно под силу.Учителям бывает непросто держать под контролем целый класс, заметить у каждого слабое место. Машина это сделает за несколько секунд: проанализирует работу ученика, его ответы, чтобы потом выдать учителю всю информацию «по полочкам». В таком формате ИИ выступает не вместо учителя, а вместе, пояснил «Ридусу» Александр Ларьяновский.
Если роботы будут сотрудничать вместе с учителями, которые несколько лет обучались в университетах, стажировались и имеют немалый опыт за плечами, то кто будет учить самих роботов?
Чтобы обеспечить качественную связь ученик-робот-учитель, нужен надзорный орган, который будет контролировать все процессы: исправна ли система ИИ, правильно ли педагог понимает послания компьютера, а главное, нравится ли такой подход к образованию ребенку.
Новичок в классе
Представителям системы образования стоит рассматривать роботов как новых учеников, которым тоже необходимо создать условия для работы.
Раньше существовала замечательная система парного обучения, когда один ученик помогает другому в учебе. Сейчас для нас роботы или искусственный интеллект — это и есть тот слабый ученик, которому нужно помочь. Причем помочь как ученикам, так и учителям, считает Адамский.
Если грамотно подойти к этому вопросу, ИИ действительно облегчит и усовершенствует работу учителей. Роботы могут стать своеобразным министерством образования, в котором будет обрабатываться большой поток данных.
Например, искусственный интеллект сможет дистанционно собирать все данные о ребенке: его успехи в учебе, участие в олимпиадах, оценки, рекомендации учителей, — огромный пласт информации будет доступен для родителей и учителей.
Учитель с душой
Рядом со мной на конференции сидела женщина лет 60−65, которая всю лекцию что-то динамично записывала в блокноте. В ее глазах было то полное несогласие со спикерами, то какое-то смирение. Очевидно, тема образования ее очень волновала, и женщина хотела задать вопросы экспертам, но из-за ограниченного времени микрофон ей так и не достался.
Как оказалось, Инна Ивановна — учительница истории в одной из московских школ. Большую часть жизни она проработала в школе, и как никто другой знакома со старой системой образования, в которой учитель был не просто лектором, а другом и примером для ребенка.
На конференцию женщина пришла не сама, «направили весь учительский коллектив, деваться некуда» — рассказывает учительница. С новыми технологиями Инне Ивановне приходится сталкиваться постоянно: электронные дневники, интерактивные доски, презентации для урока — ко всему уже привыкли.
Но понимание того, что скоро место учителя займет робот, пугает старшее поколение.
Я не против современных технологий, это замечательно. Как когда-то печатный станок создал новую эпоху, сейчас эту эпоху создает робот. Но уместно ли это для школы? Школа — это не контора по предоставлению услуг, это нечто больше. Сможет ли робот обучить ребенка ценностям, дружбе, взаимопомощи, рассказала учительница.
Инна Ивановна задала хорошие вопросы, на которые сейчас, наверное, ответить невозможно. Для этого должно пройти несколько десятков лет, чтобы дети, выращенные роботами, вышли в социум.
Уже сейчас есть сотни онлайн-сервисов по изучению языков, подготовке к ЕГЭ и тренировки решения логарифмов, но мне еще не попадались программы по обучению ребенка нравственности и честности. И такие программы вряд ли появятся, так как объяснить это на схеме невозможно. Нужен личный пример.
А как вы относитесь к новой экосистеме образования? Нужен ли робот в классе?
news.rambler.ru
8 технологий, которые изменят будущее образование
Какое будущее ждет обучение? Как будут выглядеть классы будущего? Новые технологии, вроде облачных вычислений, дополненной реальности и 3D-печати, прокладывают такое будущее для системы образования, которое мы можем только представить. Во всяком случае, нам есть от чего отталкиваться. Давайте представим.
Стоит отметить, что мы не можем быть уверены на все 100%.
1. Дополненная реальность
Мы все еще ждем, что дополненная реальность штормом пройдется по нашему миру. На подходе Google Glass, Oculus Rift и другие любопытные вещи, которые привнесут в нашу реальность вкус дополненной и виртуальной реальностей.
Ожидается, что устройства, подобные тем, которые мы перечислили, будут удивлять публику своими возможностями, позволяя пользователям наслаивать информацию на то, что они видят, посредством контактных линз или очков. В настоящее время доступ к технологиям дополненной реальности в образовательных целях ограничен по большей части приложениями для смартфонов.
К примеру, приложение Sky Map позволяет изучать ночное небо в поисках созвездий, однако до интеграции таких приложений в школы пройдет еще много времени. Не хватает только цельной системы. Дополненная реальность должна затягивать и обладать подсказками для всех случаев обращения к реальным объектам.
С помощью Google Glass и других подобных устройств, которые вот-вот появятся в свободном доступе, студенты смогут исследовать мир без необходимости отвлекаться.
Новый способ обучения
Кроме того, открываются гигантские возможности для удаленного обучения. Посмотрите на эту экскурсию на Большой адронный коллайдер, например. Учитель физики, Эндрю Ванден Хьювел из Швейцарии, транслировал все происходящее внутри БАК через Google Glass для своих учеников за тысячи километров. Они видели все так, как видел он. Функция Hangout здесь особенно полезна для командного сотрудничества при выполнении проектов и заданий.
В других случаях студенты могут видеть дополнительную интерактивную информацию, например, об исторических артефактах, чтобы узнать больше об их истории. Также может преобразиться реклама, если очки будут распознавать изображения в реальном мире и взаимодействовать с ними.
2. 3D-принтер
Что может быть лучшим подарком для вашего 10-летнего сына, чем набор LEGO? Например, детский 3D-принтер. Такая вещица должна быть в каждом классе. Ученики будущего смогут распечатать любую нужную 3D-модель для самых разных задач.
Юные инженеры и их учителя — лучший пример людей, нуждающихся в 3D-печати при обучении. В Миннеаполисе одна из школ уже обзавелась принтером Dimension BST, с помощью которого ученики создают дизайнерские прототипы.
3D-принтер позволяет создать рабочую мини-модель (и совсем не обязательно выпиливать ее лобзиком из фанеры), чтобы проверить инженерную конструкцию, поэтому студенты могут отточить свои навыки до мелочей. Сегодня, обладая программами CAD, любой студент может сэкономить массу времени и денег, если дополнит свое оборудование 3D-принтером.
Не будем забывать и о том, что 3D-принтеры постоянно падают в цене, а значит совсем скоро они станут доступны всем и каждому. Кроме того, физические модели развивают абстрактное мышление (у всех в химическом классе были наглядные молекулы?), а значит, если распечатать физическую версию структуры, школьники смогут лучше понять, с чем имеют дело.
3. Облачные вычисления
Отмазка в стиле «мой пес съел мою домашнюю работу» не прокатит с учителями ближайшего будущего. Облачные технологии развиваются, и очень скоро все без исключения аспекты нашей жизни, в том числе и образование, будут подвержены изменениям. В классах будущего школьникам просто понадобится электронное устройство, которое предоставит доступ к домашней работе и другим учебным ресурсам в облаке. Никаких тяжелых учебников, никаких «забыл дневник», все материалы будут доступны до тех пор, пока есть соединение с Интернетом.
Такое удобство предоставит студентам определенную свободу, ведь можно работать над проектами как дома, так и в любом другом месте. «Домашняя» работа не будет такой домашней. Цифровая библиотека будет доступна даже в отсутствии настоящей библиотеки.
Облачные вычисления стремятся виртуализировать классную комнату. Школы могут использовать облачные технологии и создавать онлайн-платформы для обучения студентов. Достаточно просто войти в систему и посещать занятия в виртуальной среде.
Возьмем, к примеру, концепт облачной виртуальной среды обучения (VLE), которая позволяет студентам получить доступ к обучающему контенту и принимать участие в обсуждениях на форумах. Задания или тесты легко можно распространять по всему классу, сводя к минимуму необходимость физически присутствовать студентам, но поощряя взаимодействие и обсуждение; учителям будет отведен другой канал.
4. Социальные сети онлайн
Многочисленные университеты уже зарегистрировались в виртуальном мире Second Life, чтобы предоставить студентам онлайн-платформу для общения друг с другом. Будучи большой частью облачной платформы, такие социальные сети позволяют студентам сосредоточиться на учебе и свободно обсуждать идеи, в то время как учителя будут выступать в роли модераторов.
Важная роль во всем этом отводится учителям, преподавателям и профессорам, которые могут выступать в роли руководства, помогая с ответами и задавая вопросы, моментально загружая информацию в облачную среду. Еще одно преимущество в том, что она служит отличным инструментом обратной связи. Социально-ориентированный подход в обучении в будущем может стать основой.
5. Гибкие дисплеи
Ведение конспектов все еще работает, особенно во время лекций, однако смещается от бумаги к ноутбукам, нетбукам и планшетам. По мере того, как образование становится все более оцифровано, можно с уверенностью говорить, что в будущем бумага отойдет на второй план. Как же сохранить ее удобство?
Ответом могут быть гибкие OLED-дисплеи. Похожие на обычную бумагу, эти дисплеи будут легкие, гибкие и невероятно тонкие. Их можно будет свернуть в трубочку или хранить стопкой.
В отличие от обычной бумаги, эти пластиковые электронные документы не только долговечны (их просто нельзя порвать), но и интерактивны. Свайпы, тапы и щипки помогут раскрыть все удобства такой бумаги.
Вот, к примеру, цифровая бумага от Sony, которая весит всего 63 грамма. Ноутбуки и смартфоны даже в подметки не годятся такой мобильности.
6. Биометрия: отслеживание глаз
Еще одна технология, которая быстро завоевывает признание — это биометрия. Условно биометрию обычно связывают со сферой безопасности, поскольку она использует то, что уникально для каждого из нас: отпечатки пальцев, распознавание лиц, голоса, сетчатки глаза. С точки зрения образования, учреждение могло бы использовать отпечатки пальцев для предотвращения прогулов и при выдаче книг из школьной библиотеки.
Тем не менее, отслеживание глаз также может быть полезно, например, тем, что предоставляет бесценную информацию для учителей. Это же наглядное изображение того, как студент поглощают информацию и понимают содержание. В рекламе эти же исследования помогают определить, как пользователи реагируют на объявление и что конкретно завладевает их вниманием.
Аналогичным образом эта форма анализа может использоваться для выяснения эффективности курса или стиля обучения. Mirametrix, к примеру, использует свой S2 Eye Tracker, чтобы оценить качество обучения студентов за счет того, куда они смотрят во время занятий.
Недорогие альтернативы воплощаются в форме Eye Tribe для Windows и Android, поэтому остается только вопрос времени, прежде чем этими данными будут пользоваться педагоги.
Данные могут быть организованы таким образом, чтобы каждому из учащихся было удобно, то есть в соответствии с его стилем обучения. С другой стороны, модели движения глаз также могут определять поставку контента и выявлять проблемы до того, как они возникнут. Например, в неправильной подаче материала.
7. Мультитач-дисплеи
За последние несколько десятилетий многие увидели появление видеопроекторов в школах, а также переход от обычной меловой доски к белой доске. Вполне возможно, следующим шагом будет нечто, связанное со смартфонами и планшетами. Например, следующая «доска» вполне может стать гигантским сенсорным ЖК-экраном, позволяющим большую интерактивность. Основное различие между нашими нынешними сенсорными устройствами и такой доской будет в том, что она позволит ввод данных сразу от нескольких учеников.
И вместо традиционной доски в классе вполне может быть аналог Samsung SUR40 для Microsoft Surface, гигантский планшет в форме стола. Студенты или ученики могут сидеть вокруг такого стола-планшета, работать с содержимым и перетаскивать изображения так же просто, как делать заметки с помощью виртуальной клавиатуры.
8. Учимся играя
Сегодня дети, растущие в мире, подключенном к Интернету, страдают нехваткой концентрации внимания. Это неудивительно, поскольку уже с детства YouTube, ВКонтакте и смартфоны загружают их обновлениями 24/7, а также предоставляют все ответы по запросу в «гугле» или Википедии.
Чтобы удовлетворить быстроразвивающееся поколение, школам в конечном счете придется отказаться от традиционных методов зубрежки. Сейчас важно не знать массивы информации, а знать, где ее можно достать — и в этом есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, есть один способ, позволяющий совместить приятное с полезным: видеоигры.
KinectEDucation, к примеру, представляет единое интернет-сообщество для заинтересованных педагогов и студентов, которые хотят использовать Kinect в учебных целях. Из лучших примеров — изучение языка жестов и игры на гитаре при помощи аппаратного обеспечения от Microsoft.
Другой пример. Профессор из Вашингтонского университета учит математике свой класс, используя Kinect, Wii Remote и PlayStation Move. Хороший уровень интерактивности увлекает студентов и учеников, а информация, тем самым, лучше усваивается.
Другой подход, используемый педагогами, направлен не на геймплей или интерактивность; он подчеркивает то, как студенты могут обучаться в процессе изучения создания игр. Основная идея в Gamestar Mechanic — обучить студентов базовым навыкам создания игр (без сложностей программирования), чтобы те могли создать собственные игры, и тем самым научить их языку, системному мышлению, решению проблем, написанию сценариев, искусству и прочему.
Школьники обучаются проектированию, играя в игру, где они же сами выступают в роли молодых начинающих дизайнеров, проходя квесты, миссии и т.д. ради определенных вознаграждений (зон, в которых можно создать собственные игры). Почти ничем не отличается от ролевых игр современности.
Это показывает, насколько педагоги могут отойти от традиционного преподавания, а студенты — получать удовольствие от обучения. Вполне возможно, что в недалеком будущем дети будут считать обучение увлекательным и захватывающим. Было бы неплохо.
Образование за пределами класса
В будущем образование, возможно, больше не будет ограничиваться формальными институтами, вроде школ и курсов. Дополненная реальность, облачные вычисления, социальные сети и адаптивные системы обучения, использующие технологию отслеживания глаз позволят проводить уроки за пределами стен школы.
Эксперименты и ошибки также будут поощряться, благодаря 3D-печати и игровому подходу, поскольку никаких реальных последствий или бюджетных расходов не будет. Школьники будут относиться к учебе как к отрадной части их жизни, которая требует активного участия, а не как к рутине, скучной и нудной. Впрочем, все мы были детьми.
hi-news.ru
6 профессий, представителей которых никогда не заменят роботами
Известно, что на сегодняшний день компьютерные системы уже могут управлять автомобилями. Что же это сулит нам как обществу? Высокие технологии и компьютеры научились выполнять многие задачи даже лучше, чем люди, их создатели, так скольким же из нас удастся приспособиться к новым реалиям? Есть ли гарантия того, что мы не потеряем свои рабочие места?
На самом деле угроза касается далекого будущего, поэтому не стоит паниковать уже сейчас. Но чем вы младше, тем больше вам стоит над этим задуматься. Какой карьерный путь стоит избрать, чтобы не потерять работу из-за автоматизации?
Творческие профессии
Одно дело, когда технологии дают больше возможностей для творчества. Сложно переоценить важность цифровых художественных инструментов, таких как Photoshop и Illustrator, для изобразительного искусства. Благодаря усовершенствованию камер цифровая фотография стала дешевле и доступнее, чем когда-либо. А скольких возможностей были бы лишены музыканты, если бы не существовало программ для создания музыки вроде FL Studio и GarageBand?
Даже несмотря на это, компьютерные технологии никогда не станут главными в творческом процессе. Искусство существует благодаря креативности, воображению и умению человека импровизировать – все это никогда не будет под силу искусственному интеллекту.
Читайте также "Искусственный интеллект понимает тексты лучше людей"
Никого не удивит, если ребенок вдруг скажет что-то вроде «Я – собака» и начнет вести себя соответствующе. Компьютер сразу же попытается разобраться в том, в чем же суть слова «Я» и в чем суть слова «собака». Тем не менее, вряд ли он сможет правильно найти взаимосвязь между чертами, присущими этому животному, и исключительно человеческими качествами. Следовательно, компьютер так и не сможет понять, что именно имел в виду ребенок.
Тем не менее, речь идет о важнейшем для человека навыке: саму по себе креативность можно считать умением уловить сущность двух разных вещей, которые, казалось бы, не имеют ничего общего, а потом обнаружить скрытую взаимосвязь, которой они все же обладают.
Дэвид Брукс, «Чего не умеют машины»
Профессиональный спорт
В мире сотни миллионов любителей спорта. Нашему виду свойственна любовь к различным играм. Нам также интересно наблюдать, как играют другие люди, так что спорт – это и есть выражение игры. Так будет ли стадион с роботами, играющими в футбол, таким уж занимательным зрелищем? Возможно, ненадолго, но лишь из-за своей новизны.
Иными словами, мы так любим спорт только благодаря человеческому фактору, который является неотъемлемой его частью. При этом нам не так уж важен спорт сам по себе, как те люди, которые им занимаются. История, соперничество, атлетичность, ставки – это именно то, что нас так увлекает, и ни один компьютер не сможет заменить это уникальное ощущение спортивного возбуждения.
Смотрите также "В Японии создали робота-баскетболиста"
Здравоохранение и медицина
С одной стороны, те аспекты медицинской деятельности, работа с которыми предполагает необходимость проведения технических экспертиз, а также анализа и обработки информации, действительно стоит полностью автоматизировать. Тем не менее, в сфере здравоохранения есть некоторые задачи, с которыми компьютеры просто не смогут справиться: умение обращаться с больным, способность принимать трудные решения, не имея при этом полной информации о пациенте, знание человеческой психологии и так далее.
В конце концов, появится масса юридических вопросов, если жизнь пациента полностью доверить роботу, который может принять неправильное решение из-за непредвиденного сбоя в системе. Одно лишь существование этой угрозы является гарантией того, что роботы никогда не заменят людей в сфере медицины.
Образование
Технологические достижения будущего могут сильно изменить привычную систему образования, но они никогда не сделают труд учителя невостребованным. Это правда, что курсы дистанционного обучения становятся все более популярными, но не стоит забывать, что их содержание не появляется из ниоткуда. Кто-то должен позаботиться о нем.
А как насчет методик преподавания предметов, которые не столь объективны, как физика или математика, или же просто не основаны на знаниях как таковых? Сможет ли компьютер разобраться в нюансах музыки, изобразительного искусства и литературы, а потом в доступной форме изложить необходимую информацию учащимся? Это кажется довольно сомнительным, а если даже однажды и появится такая возможность, то точно не в ближайшем будущем.
Подобно тому, как в прошлом повсеместная механизация дала шанс рабочему населению (или, возможно, заставила его) применять больше фантазии и креативности в своих профессиях, так и в наши дни прыжок в передовых технологиях даст людям возможность работать в рамках тех видов деятельности, эмоциональная составляющая для которых является ключевой. Так, нельзя представить компьютер в роли психотерапевта, художника, консультанта по любовным вопросам или инструктора по йоге.
В связи с этим виды деятельности, центральными для которых являются эмоции и человеческие отношения, могут оказаться критически важными для нашего будущего - подобно первым попыткам металлообработки, значение которых неоценимо для нашего настоящего. И совершенно не важно при этом, что поначалу подобная деятельность может показаться совсем несолидной.
Газета The Economist, “Будущее профессий: наступающая волна”
Помимо всего прочего, всегда будет спрос на частные уроки. Даже если учебный процесс без участия учителей и станет возможным в образовательных учреждениях, компьютеры никогда не смогут дать ученику столько знаний, сколько персональный репетитор, так как залогом успеха эффективного обучения являются именно живые человеческие взаимоотношения.
Контроль качества
Начиная с того момента, когда различные автоматизированные системы стали неотъемлемой частью нашей экономики, они периодически дают сбой. Машины ломаются. Металл ржавеет. Шестерни изнашиваются, а материнские платы сгорают. В идеальном мире не нужно было бы контролировать качество. Но в условиях реальности никто, кроме опытного специалиста, не сможет обнаружить и устранить ошибку, из-за которой не работает вся система.
Почему же тогда нельзя разработать специальные машины, которые контролировали бы качество и находили ошибки? Потому что мы вернемся к тому, с чего начали. Что произойдет, когда одна из таких машин сломается? Понадобится вторая машина, чтобы отремонтировать первую? На определенном этапе все же понадобится опытный техник.
Политика и юриспруденция
В зависимости от того, насколько циничным является ваше отношение к политике, вы могли бы предположить, что ее деятелей уже давно можно было заменить роботами. Если же подойти к вопросу серьезно, самым разумным окажется предположение о том, что компьютеры все же никогда не станут одним из основных политических инструментов.
Ни один компьютер нельзя назначить ответственным за судьбу небольшого города, огромного мегаполиса, штата или целой страны. Компьютеры не будут создавать новые законы. Они не смогут принимать судебные решения. Чтобы занимать должность губернатора, парламентария, судьи или члена суда присяжных, нужно обладать определенной интуицией, свойственной лишь людям. Компьютеры никогда не будут на это способны.
Читайте также "ИИ вместо HR: хайп или новые возможности рекрутинга?"
Выводы
Таким образом, ответ на вопрос «Специалистов каких профессий не заменят компьютерами?» достаточно прост. Следует избегать сфер занятости, в которых компьютерные технологии играют ключевую роль. Вместо этого внимание стоит обратить на определенные человеческие качества, которыми не владеет ни одна машина: интуицию, креативность, новаторство, сострадательность, воображение и так далее. Те люди, которым эти качества необходимы для профессиональной деятельности, могут не волноваться за свои рабочие места.
Но что же произойдет, когда компьютеры научатся и этому? В таком случае разница между человеком и машиной практически исчезнет, а сам по себе вопрос утратит актуальность.
robo-hunter.com
Компьютер заменит учителя — Рамблер/новости
Американский футуролог Томас Фрей из Института Да Винчи на конференции TEDx в Стамбуле озвучил прогноз, в котором предположил, что около 2 млрд вакансий исчезнут к 2030 году за ненадобностью.
Краткий обзор пяти отраслей, сделанный Фреем, призван показать, что более 50% всех существующих сегодня профессиональных позиций до указанного срока не будут востребованы в связи со стремительно развивающимися технологиями.
ЭНЕРГЕТИКА
Фрей отмечает, что ознакомился с технологиями двух компаний, которые научились вырабатывать чистую энергию при низких финансовых затратах. На их фоне современная добыча электроэнергии выглядит дорогой, неэффективной и к тому же наносит сильный вред окружающей среде.
К 2030 году энергия для нужд отдельного населенного пункта, по его прогнозу, будет производиться децентрализованно, каждое здание сможет самостоятельно получать электричество от солнца или ветра. В результате исчезнет угольная промышленность, а коммунальным службам придется радикально перестроить свою работу. На смену сотрудникам, в чьих рабочих руках отпадет необходимость, придет новое поколение инженеров и менеджеров, от которых потребуется управлять локальными микроэлектростанциями.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Помимо того что автомобильные аварии убивают и калечат более 50 млн человек в год, вождение отнимает много времени, энергии и денег. Поэтому уже в течение ближайшего десятилетия на улицах появится первое поколение персональных автоматических транспортных средств. Этот вид «беспилотного» городского транспорта будет перевозить пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей. Когда каждый город перейдет на автономную транспортную инфраструктуру, профессия водителя, по мнению футуролога, перестанет быть востребованной. К слову, с переходом на электрический автотранспорт больше не понадобятся и работники, обслуживающие АЗС.
ОБРАЗОВАНИЕ
Движение OpenCourseware («Открытые учебные курсы») было образовано в 2001 году, когда Массачусетский технологический институт начал записывать все свои курсы на видео и выкладывать их в свободном доступе в Интернете. В настоящее время институт записал 2080 обучающих курсов, которые были загружены более 130 млн раз. В итоге трата денег и времени для получения высшего образования становится абсолютно бессмысленной. Те же вещи можно узнать совершенно бесплатно и не выходя из дома.
Сегодня система образования основана на том, что преподаватель из года в год выдает перед разными слушателями один и тот же материал. Вместо этого в будущем педагогу предлагается единожды записать свою лекцию, а в остальное время заниматься другими полезными вещами. Кроме того, такой курс видеозаписей позволил бы увеличить количество обучаемых людей, в то время как сегодня их число ограничено вместительностью аудитории.
Впрочем, предполагаемое бурное распространение удаленного обучения и его эффективность находятся под вопросом. «Профессия педагога исчезнуть не может, иначе процесс обучения перестанет быть человечным. Учителя постоянно взаимодействуют с учениками и реагируют на малейшие изменения в их поведении. Чтобы заменить учителя, потребуется создать искусственный интеллект», — считает старший научный сотрудник лаборатории психологии профессий и конфликта психологического факультета МГУ Владимир Фокин.
ПРОИЗВОДСТВО
3D-принтеры развиваются настолько быстро, что в ближайшем будущем они смогут выполнять задачи по изготовлению полезных предметов быта и одежды. А если мы сможем печатать собственную одежду, то дизайнеры и технологи легкой промышленности быстро уступят место инженерам, техникам 3D-принтеров и продавцам картриджей для них.
РОБОТОТЕХНИКА
По мнению американского футуролога, не останется практически ни одной физической задачи, которую до 2030 года не смог бы выполнить робот. Автоматизация производства произойдет в таких сферах, как рыболовство, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и многих других.
Томас Фрей отмечает, что пока люди недостаточно образованны, для того чтобы полностью полагаться на технологии. Поэтому, чтобы прогресс не превратил человека в ленивое, толстое существо, он предлагает переквалифицировать представителей некоторых профессий, чтобы они смогли успешно реализоваться в грядущую эпоху.
«Конечно, машины могут взять на себя часть функций, которые сейчас выполняют живые люди. Робот может вырезать человеку аппендикс, но сказать доброе слово после операции, от которого пациент пойдет на поправку, под силу только человеку», — убежден Владимир Фокин.
Президент компании HeandHunter Юрий Вировец также считает, что прогноз футуролога спорен: «Заменить людей роботами совсем не сложно. Все дело в том, что это никому не нужно. Если роботы займут все рабочие места, люди просто не будут знать, чем им заняться. Со временем исчезли такие профессии, как трубочист или чертежник, но сказать, какая сфера деятельности перестанет быть востребованной в ближайшие десятилетия, очень сложно».
news.rambler.ru
Чи здатні комп’ютери замінити вчителя?
Такая подмена должна снизить бдительность родителей, которые хотят, чтобы детей учили люди, а не компьютеры. Ведь здесь речь идет не о качестве обучения, а о воспитании: школьники сами могут стать «стандартизированными», некреативными, малоэмоциональными.
Еще одна угроза — конфиденциальность школьников, которых учит искусственный интеллект. Ведь каждый раз, когда они онлайн, технические компании собирают огромный массив данных. И все это может попасть к киберпреступникам или будет использовано маркетологами.
К слову, американская компания inBloom для персонализированного обучения планировала собрать информацию о миллионах школьников из девяти штатов США, но закрылась из-за сопротивления родителей.
Многие педагоги и ученые убеждены, что искусственный интеллект придет в школы, хотим мы этого или нет. Когда сто педагогов из разных стран, читателей портала HundrED, опросили относительно будущего образования, почти все отмечали именно искусственный интеллект, а еще технологии дополненной реальности.
Руководитель сектора образования из Новой Зеландии Каролин Стюарт даже убеждена, что знания будут врожденными (загружены в кору головного мозга или получены благодаря генным модификациям). А учителя будут учить лишь пользоваться этими знаниями. И только более активное взаимодействие между людьми убережет нас от превращения в технически зависимых киборгов.
osvitoria.media
Разгадать код образования будущего. Советы от футуролога Томаса Фрея | Futurist
Каким будет школьное образование будущего? Заменят ли роботы учителей и каким будет процент индивидуального обучения? Свой прогноз дает американский футуролог Томас Фрай.
Для тех, кто всерьез опечален тем, как сейчас в школах преподают математику, русский, английский и другие предметы, у нас есть две новости. Хорошая: в будущем на учебу будет тратиться в разы меньше времени, поскольку метод обучения будет максимально зависеть от индивидуальных способностей обучающегося. Вторая: у репетиторов, а затем и у школьных учителей, появятся конкуренты – боты, которые объяснят ребенку алгебру, не заставляя краснеть у доски. Пусть даже мультимедийной.
Учиться без учителей
Томас Фрей, ученый, известный американский футуролог, уверен: через 12-15 лет учить нас будут не учителя, а роботы. И не в школах, а по интернету. Кроме того, к 2030 году за ненадобностью исчезнет приблизительно 2 миллиарда рабочих мест.
Гипотеза Фрея созвучна с рядом исследований искусственного интеллекта. DeepMind, актив Google, разрабатывает специализированное ПО для машинного обучения (напомним, что известность пришла к компании после того, как DeepMind создала нейронную сеть, способную играть в видеоигры на уровне человека и даже выигрывать). В IBM работают над роботами, в основе которых – суперкомпьютер IBM Watson. Широко известен эксперимент, когда студентам Технологического института Джорджии около полугода помогала Джилл Уотсон, оказавшаяся в итоге роботом. Студенты не заметили намека в фамилии и долго не верили в то, что любимого преподавателя нельзя встретить в столовой или библиотеке.
Но это в будущем, а пока… «Пока никто до конца не разгадал код для будущего образования», – утверждает Томас Фрей, основатель американского Института Да Винчи.
В чем прогноз?
Прогноз Фрея на 2030 год включает в себя колоссально улучшенный вариант доступных сегодня онлайн-курсов: Coursera, Khan Academy или MIT OpenCourseWare. Гарантированное новшество – по ту сторону монитора будет не человек, с его особенностями речи, поведения перед камерой, а бот. Он будет настолько умен, что сможет персонализировать план урока под каждого конкретного ученика.
Фрей также предполагает, что КПД занятий повысится, если студенту больше не нужно будет конкурировать с еще 19 обучающимися за внимание преподавателя. Студенты будут справляться с материалом в 10 раз быстрее. Исследования свидетельствуют, что персонализированный метод – один из самых эффективных способов повысить общий уровень успеваемости ученика.
Только представьте – высшее образование можно будет получить, скажем, за полгода. А все потому, что учитель-бот с помощью ИИ узнает ваши интересы, потребности, сильные и слабые стороны, которые и станут ключом к быстрому обучению, наращиванию скорости обучения день за днем. В пример футуролог приводит успех DeepMind в обучении компьютера видеоиграм, разработке системы AlphaGo, победившей профессионального игрока в го. Быстро понять правила, а уже в течение получаса найти алгоритм, позволяющий достичь небывалых результатов – и все это с минимальным вкладом человека в процесс. Вот на что сегодня способны машины.
Боты не заменят традиционную школу (вот так сразу – точно)
Фрей не загадывает о далеком времени, когда боты-образователи заменят (и заменят ли?) традиционный тип обучения в группе, в школьном классе. Ученый видит бота-преподавателя, скорее, еще одним помощником ученика, в дополнение к школьному педагогу, персональным наставником. Например, в выходные бот вполне сможет подтянуть ребенка по математике, оказать помощь при выполнении домашних заданий и т.п.
Даже искусственному интеллекту нужно учиться
Многое в прогнозах о будущем образования зависит от того, сможет ли за 14 лет ИИ обучиться искусству понимать мысль человека, и сможет ли суперкомпьютер владеть языком на уровне носителя, учитывать все тонкости и экстралингвистические факторы. Это остается открытым вопросом. На сегодняшний день большинство ИИ-систем менее способны (в когнитивном плане), чем шестилетний ребенок.
В то же время, следует учитывать и то, как быстро развиваются технологические инновации, опираясь на самих себя. Вспомним, что 14 лет назад интернет только начинал входить в массовое потребление, но уже в 2007 люди смогли выйти в сеть с мобильных устройств. Сегодня интернет доступен везде. И по мнению Томаса Фрея, искусственный интеллект ждет похожая траектория в сфере образования.
Оригинал статьи
Понравилась статья?
Поделись с друзьями!
Поделиться 0 Поделиться 0 Твитнуть 0Подпишись на еженедельную рассылку
futurist.ru
Чему научат в школе будущего
Никто точно не знает, чему учить детей, чтобы в жизни они были успешны. Нужна ли им будет математика, или биология, или психология, или ораторское мастерство? Какие профессии искусственный интеллект оставит на нашу долю? Поэтому лучшее, что сегодня можно сделать, — научить детей учиться, критически мыслить, делать выбор, чтобы, когда пришло время, они сами смогли заполнить все пробелы.
Вопрос о том, чему и как учить подрастающее поколение, что им пригодится в будущем, про которое толком никто ничего не знает, стал центральной темой Московского международного салона образования-2018. Многим уже очевидно, что «вчерашняя» система образования не подготовит детей к завтрашнему дню. В мире, где правят компьютеры, одних только знаний может оказаться недостаточно.
«Дети, которые в 2018 году поступят в школу, будут работать в отраслях, которых сегодня еще не существует. Нужно понять, какой человек нам необходим, подумать о том, как должна выглядеть школа для нового поколения», — заявил руководитель отдела по ИКТ в образовании Института образования ЮНЕСКО Миао Фенгчунь.
По словам преподавателя Британской высшей школы дизайна Майкла Гибсона, по профессиям, у которых еще нет названия, будут работать примерно 65% детей «поколения Z».
Профессиональное сообщество всего мира ломает голову над новой парадигмой образования. Как рассказала руководитель проектов Edutainme Айгуль Ашрафуллина, в своих представлениях о том, какие навыки будут нужны новым поколениям, все страны похожи.
Наша война и секретная школа Маска
Во всех образовательных моделях сегодня делается акцент на умении общаться, работать в команде, критически мыслить, программировать, учиться.
Страны, которые сейчас занимают ведущие позиции в престижных мировых рейтингах (PISA, TIMSS, ICILS), в течение последних 20 лет внесли кардинальные изменения в свою систему образования. Среди них не только Сингапур и Гонконг, но, например, Эстония. После распада Советского Союза первое, что сделали эстонцы в образовании — закупили компьютеры для всех школ, вне зависимости от удаленности от центра страны, и стали обучать детей программированию, начиная с первого класса.
Программирование становится базовым навыком XXI века. Образованию придется с этим считаться. «Конечно, никто не говорит о том, что нужно перестать учить историю или математику. Прогресс вовсе не отменяет необходимости усвоения знаний, умений и навыков. Это хлеб для образования, который будет всегда. Но в ситуации неопределенности, растущей сложности мира главное — научить детей учиться», — подчеркнул директор российского Федерального института развития образования Александр Асмолов.
И здесь, по словам эксперта, на первый план выходит вопрос мотивации. «Ленин когда-то сказал: „Учиться, учиться и еще раз учиться!“ Мы сегодня говорим: „Мотивировать, мотивировать, и еще раз мотивировать!“ Как заинтересовать ребенка в том, чтобы он сам тянулся за знаниями, и чтобы эта тяга осталась с ним на всю жизнь? Этот момент должен стать ключевым в нашем образовании», — отметил Асмолов.
Важно научить ребенка делать выбор, считает по этому поводу руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. «Сегодня мы видим, что набор возможностей выше компетенции выбора, и это проблема. Мы можем создать для детей максимум возможностей. Но если не сформируем способность выбирать, все эти возможности все равно сведутся в одну точку», — пояснил он.
Вернуть нельзя оставить
Один из самых сложных вопросов — как трансформируется роль учителя, какие специалисты будут работать в образовании будущего, отметил Асмолов. «Что это будут за специальности, как они будут называться — никто вам сейчас не скажет. Но это совершенно точно будут люди с ключевой установкой — готовность к изменениям», — полагает он.
По словам Асмолова, главными качествами педагога будущего станут способности к коммуникации, навигации, и умение мотивировать детей. Уже сегодня ясно, что учителям придется делить обязанности с компьютерными программами. Вместо того чтобы пытаться с ними конкурировать, придется научиться в них ориентироваться и использовать в работе.
«Машины уже очень много чего умеют. В прошлом году вице-канцлер Университета Букингема сэр Энтони Селдон сделал провокационное заявление о том, что через десять лет роботы заменят учителей. Возникла дискуссия, появились сторонники и противники этой точки зрения. Но, так или иначе, его статья показала, что проблема есть», — заметил старший научный сотрудник Института общей физики им. А.М.Прохорова Валерий Платонов.
По мнению Селдона, искусственный интеллект сможет адаптироваться к разным стилям и темпам освоения программы у разных детей, что сделает традиционное академическое обучение избыточным. Каждый будет учиться в своем темпе по своей персональной программе, поэтому единые для всех временные рамки обучения станут не нужны. Учителя в этой схеме будут играть роль надзирателей, чтобы не допустить «инфантилизации» учеников. Также на их плечи ляжет внеклассная работа.
«Педагогам не нужно конкурировать с машинами, и пытаться их обогнать. Их должно отличать умение генерировать идеи, рассказывать истории, и привычка совершенствоваться», — резюмировал Платонов.
Анна Семенец
www.rosbalt.ru