Что такое искусственный интеллект ? Программы искусственного интеллекта для компьютера
Программа искусственный интеллект - Модели и методы исследований
Первые годы развития искусственного интеллекта были полны успехов, хотя и достаточно скромных. Если учесть, какими примитивными были в то время компьютеры и инструментальные средства программирования, и тот факт, что лишь за несколько лет до этого компьютеры рассматривались как устройства, способные выполнять только арифметические, а не какие-либо иные действия, можно лишь удивляться тому, как удалось заставить компьютер выполнять операции, хоть немного напоминающие разумные.
Интеллектуальное сообщество в своем большинстве продолжало считать, что «ни одна машина не сможет выполнить действие X». (Длинный список таких X, собранный Тьюрингом). Вполне естественно, что исследователи в области искусственного интеллекта отвечали на это, демонстрируя способность решать одну задачу X за другой.
Джон Маккарти охарактеризовал этот период как эпоху восклицаний: «Гляди, мама, что я умею!». За первыми успешными разработками Ньюэлла и Саймона последовало создание программы общего решателя задач (General Problem Solver— GPS). В отличие от программы Logic Theorist, эта программа с самого начала была предназначена для моделирования процедуры решения задач человеком. Как оказалось, в пределах того ограниченного класса головоломок, которые была способна решать эта программа, порядок, в котором она рассматривала подцели и возможные действия, был аналогичен тому подходу, который применяется людьми для решения таких же проблем. Поэтому программа GPS была, по-видимому, самой первой программой, в которой был воплощен подход к «организации мышления по такому же принципу, как и у человека».
Результаты успешного применения GPS и последующих программ в качестве модели познания позволили сформулировать знаменитую гипотезу физической символической системы, в которой утверждается, что существует «физическая символическая система, которая имеет необходимые и достаточные средства для интеллектуальных действий общего вида». Под этим подразумевается, что любая система, проявляющая интеллект (человек или машина), должна действовать по принципу манипулирования структурами данных, состоящими из символов. Ниже будет показано, что эта гипотеза во многих отношениях оказалась уязвимой для критики.
Работая в компании IBM, Натаниэль Рочестер и его коллеги создали некоторые из самых первых программ искусственного интеллекта. Герберт Гелернтер сконструировал программу Geometry Theorem Prover (программа автоматического доказательства геометрических теорем), которая была способна доказывать такие теоремы, которые показались бы весьма сложными многим студентам-математикам.
Начиная с 1952 года Артур Самюэл написал ряд программ для игры в шашки, которые в конечном итоге научились играть на уровне хорошо подготовленного любителя. В ходе этих исследований Самюэл опроверг утверждение, что компьютеры способны выполнять только то, чему их учили: одна из его программ быстро научилась играть лучше, чем ее создатель. Эта программа была продемонстрирована по телевидению в феврале 1956 года и произвела очень сильное впечатление на зрителей.
Как и Тьюринг, Самюэл с трудом находил машинное время. Работая по ночам, он использовал компьютеры, которые все еще находились на испытательной площадке производственного предприятия компании IBM. Джон Маккарти перешел из Дартмутского университета в Массачусетсский технологический институт и здесь в течение одного исторического 1958 года внес три крайне важных вклада в развитие искусственного интеллекта.
В документе MIT AI Lab Memo No. 1 Джон Маккарти привел определение нового языка высокого уровня Lisp, которому суждено было стать доминирующим языком программирования для искусственного интеллекта. Lisp остается одним из главных языков высокого уровня, применяемых в настоящее время, будучи вместе с тем вторым по очередности появления языком такого типа, который был создан всего на один год позже чем Fortran.
Разработав язык Lisp, Маккарти получил необходимый для него инструмент, но доступ к ограниченным и дорогостоящим компьютерным ресурсам продолжал оставаться серьезной проблемой. В связи с этим он совместно с другими сотрудниками Массачусетсского технологического института изобрел режим разделения времени. В том же 1958 году Маккарти опубликовал статью под названием Programs with Common Sense, в которой он описал гипотетическую программу Advice Taker, которая может рассматриваться как первая полная система искусственного интеллекта. Как и программы Logic Theorist и Geometry Theorem Prover, данная программа Маккарти была предназначена для использования знаний при поиске решений задач. Но в отличие от других программ она была предназначена для включения общих знаний о мире. Например, Маккарти показал, что некоторые простые аксиомы позволяют этой программе разработать план оптимального маршрута автомобильной поездки в аэропорт, чтобы можно было успеть на самолет.
Данная программа была также спроектирована таким образом, что могла принимать новые аксиомы в ходе обычной работы, а это позволяло ей приобретать компетентность в новых областях без перепрограммирования. Таким образом, в программе Advice Taker были воплощены центральные принципы представления знаний и проведения рассуждений, которые заключаются в том, что всегда полезно иметь формальное, явное представление о мире, а также о том, как действия агента влияют на этот мир и как приобрести способность манипулировать подобными представлениями с помощью дедуктивных процессов. Замечательной особенностью указанной статьи, которая вышла в 1958 году, является то, что значительная ее часть не потеряла своего значения и в наши дни.
Знаменитый 1958 год отмечен также тем, что именно в этот год Марвин Минский перешел в Массачусетсский технологический институт. Но успешно складывавшееся на первых порах его сотрудничество с Маккарти продолжалось недолго.
Маккарти настаивал на том, что нужно изучать способы представления и проведения рассуждений в формальной логике, тогда как Минский в большей степени интересовался тем, как довести программы до рабочего состояния, и в конечном итоге у него сформировалось отрицательное отношение к логике.
В 1963 году Маккарти открыл лабораторию искусственного интеллекта в Станфордском университете. Разработанный им план использования логики для создания окончательной версии программы Advice Taker выполнялся еще быстрее, чем было задумано, благодаря открытию Дж. А. Робинсоном метода резолюции (полного алгоритма доказательства теорем для логики первого порядка). Работы, выполненные в Станфордском университете, подчеркнули важность применения методов общего назначения для проведения логических рассуждений. В число логических приложений вошли системы формирования ответов на вопросы и планирования Корделла Грина, а также робототехнический проект Shakey, разрабатываемый в новом Станфордском научно-исследовательском институте (Stanford Research Institute — SRI).
Последний проект, впервые продемонстрировал полную интеграцию логических рассуждений и физической активности. Минский руководил работой ряда студентов, выбравших для себя задачи ограниченных масштабов, для решения которых, как в то время казалось, требовалась интеллектуальность. Эти ограниченные проблемные области получили название микромиров.
Программа Saint Джеймса Слэгла оказалась способной решать задачи интеграции в исчислении замкнутой формы, типичные для первых курсов колледжей. Программа Analogy Тома Эванса решала задачи выявления геометрических аналогий, применяемые при проверке показателя интеллекта, аналогичные приведенной на рисунке ниже.
Пример задачи, решаемой программой Analogy Эванса
Программа Student Дэниэла Боброва решала изложенные в виде рассказа алгебраические задачи, подобные приведенной ниже. Наиболее известным примером микромира был мир блоков, состоящий из множества цельных блоков, размещенных на поверхности стола (или, что более часто, на имитации стола).
Типичной задачей в этом мире является изменение расположения блоков определенным образом с использованием манипулятора робота, который может захватывать по одному блоку одновременно. Мир блоков стал основой для проекта системы технического зрения Дэвида Хаффмена, работы по изучению зрения и распространения (удовлетворения) ограничений Дэвида Уолтса, теории обучения Патрика Уинстона, программы понимания естественного языка Тэрри Винограда и планировщика в мире блоков Скотта Фалмана.
Бурно продвигались также исследования, основанные на ранних работах по созданиюнейронных сетей Мак-Каллока и Питтса. В работе Винограда и Коуэна было показано, как нужно представить отдельную концепцию с помощью коллекции, состоящей из большого количества элементов, соответственно увеличивая надежность и степень распараллеливания их работы.
Методы обучения Хебба были усовершенствованы в работах Берни Видроу, который называл свои сети адалинами, а также Френка Розенблатта, создателя перцептронов. Розенблатт доказал теорему сходимости перцептрона, которая подтверждает, что предложенный им алгоритм обучения позволяет корректировать количество соединений перцептрона в соответствии с любыми входными данными, при условии, что такое соответствие существует.
«Российская программа искусственного интеллекта "Евгений" первой в мире прошла тест Тьюринга» в блоге «Информационные технологии»
В субботу, 7 июня, в стенах Лондонского королевского общества (старейшая и очень престижная научная организация в Великобритании) случилось событие, которое, возможно, войдет в историю мировой науки — впервые в мире пройден тест Тьюринга. Знаменательно, что произошло это в 60-летнюю годовщину со дня смерти одного из величайших умов 20 в. и автора идеи, Алана Тьюринга. Номинально это означает создание искусственного интеллекта.
Компьютерная программа в ходе конкурса, устроенного Университетом Рединга (Великобритания), убедила 33% жюри, что с ними разговаривает 13-летний мальчик Евгений Густман из украинского города Одесса.
Особенно приятно отметить, что программа искусственного интеллекта "Евгений" была разработана в Санкт-Петербурге нашими соотечественниками — Владимиром Веселовым (родился в России, проживает в США) и Евгением Демченко (родился в Украине, проживает в России).
Суть теста Тьюринга состоит в проведении человеком опроса анонимного собеседника. Если в ходе опроса машины он приходит к выводу, что общался с живым человеком, то перед ним — искусственный интеллект.
В тестировании, организованом Школой системной инженерии при Университете Ридинг (Великобритания), участвовали пять суперкомпьютеров. Испытание представляло собой серию пятиминутных письменных диалогов. В соответствии с установленными критериями, тест Тьюринга считается пройденным, если компьютеру удастся вводить собеседника в заблуждение на протяжении хотя бы 30% суммарного времени. Суперкомпьютер по имени Eugene c результатом 33% и стал тем историческим устройством, которое искусственным путем воссоздало человеческий интеллект — в данном случае, тринадцатилетнего подростка.
«Наша главная идея заключалась в том, что мальчик мог утверждать, что он знает все, но его возраст указывает на то, что он не знает всего. Мы потратили много времени, разрабатывая характер с правдоподобной индивидуальностью», — рассказал автор программы Веселов после победы.
По словам Веселова, программа Eugene разрабатывается с 2001 года. Последний год ушел на то, чтобы сделать ответы программы более человеческими и правдоподобными. В дальнейшем создатели планируют сделать свое детище умнее (и возможно постарше) и улучшить в нем навыки «логики общения».
Как пояснил Кевин Уорик (Kevin Warwick), читающий лекции в Университете Ридинг и являющийся заместителем вице-председателя по исследованиям в Университете Ковентри (Великобритания), «кое-кто будет утверждать, что тест Тьюринга уже был пройден в прошлом. Это название отождествлялось со схожими тестами, которые проводились по всему миру. Однако нынешнее событие заключалось в более масштабном, чем когда-либо, проведении одновременных тестов, которые подвергались независимой проверке. А самое главное — разговор не ограничивался никакими рамками. Ведь в настоящем тесте Тьюринга не допускается заранее устанавливать перечень вопросов или тем для собеседования. Поэтому мы очень горды объявить, что в эту субботу тест Тьюринга был пройден впервые.»
"Gadgets News" уже рассказывали, что отношение к прохождению теста Тьюринга как критерию создания искусственного интеллекта в науке довольно неоднозначное — все-таки в его основе лежит способность не столько к мышлению, сколько к его имитации. Но по меньшей мере прохождение теста означает преодоление исторического рубежа на пути к созданию полноценного внечеловеческого разума.
Егор Ликоспастов
Ранее об этом на СУН: https://sdelanounas.ru/blogs/20838/
http://www.gazeta.ru/scie...014/06/09/n_6216801.shtmlsdelanounas.ru
Искусственный интеллект в говорящей голове
На "Портале искусственного интеллекта" живет настоящая говорящая голова, в котор??ю запрятан весьма неплохой искусственный интеллект, способный язвить, адекватно отвечать на ваши вопросы или (если развеселить) рассказывать занимательные истории.
Это виртуальный собеседник, чатбот — программа, которая создана для имитации речевого поведения человека при общении с пользователями.
Одним из первых виртуальных собеседников была программа Элиза, созданная в середине в 1966 году Джозефом Вейзенбаумом. Элиза пародировала речевое поведение психотерапевта, реализуя технику активного слушания, переспрашивая пользователя и используя фразы типа «Пожалуйста, продолжайте». У Элизы, кстати, есть российская версия - Киса. (По материалам Фильма Петра Точилина - }{0TT@БЬ)Ч.)
Создание виртуальных собеседников граничит с проблемой общего искусственного интеллекта, то есть единой системы (программы, машины), моделирующей интеллектуальную деятельность человека.
Виртуальные собеседники работают с «живым» языком. Обработка естественного языка, особенного разговорного стиля, — острая проблема искусственного интеллекта. И конечно, современные программы-собеседники — лишь попытки имитировать разумный диалог с машиной.
Как любая интеллектуальная система, виртуальный собеседник имеет базу знаний. В простейшем случае она представляет собой наборы возможных вопросов пользователя и соответствующих им ответов. Наиболее распространенные методы выбора ответа в этом случае следующие:
Реакция на ключевые слова
(Залогиньтесь, чтобы почистить страницу.) Данный метод был использован в Элизе. Например, если фраза пользователя содержала слова «отец», «мать», «сын» и другие, Элиза могла ответить: «Расскажите больше о вашей семье».Совпадение контекста Часто в руководствах к программам-собеседникам просят не использовать фразы, насыщенные местоимениями, типа: «А что это такое?» Для корректного ответа некоторые программы могут проанализировать предыдущие фразы пользователя и выбрать подходящий ответ.
Создание виртуальных собеседников граничит с проблемой общего искусственного интеллекта, то есть единой системы (программы или машины), моделирующей интеллектуальную деятельность человека.
Проверка на человечность
Предполагается, что идеальная программа-собеседник должна пройти Тест Тьюринга. Проводятся ежегодные конкурсы программ-собеседников (в основном англоязычных). Один из самых известных — конкурс Лебнера. Тест Тьюринга — тест, предложенный Аланом Тьюрингом в 1950 г. в статье «Вычислительные машины и разум» (Computing machinery and intelligence) для проверки, является ли компьютер разумным в человеческом смысле слова. Тьюринг предложил тест, чтобы заменить бессмысленный, по его мнению, вопрос «может ли машина мыслить?» на более определенный.Тест должен проводиться следующим образом. Судья (человек) переписывается на естественном языке с двумя собеседниками, один из которых — человек, другой — компьютер. Если судья не может надежно определить, кто есть кто, считается, что компьютер прошел тест. Предполагается, что каждый из собеседников стремится, чтобы человеком признали его. Чтобы сделать тест простым и универсальным, переписка сводится к обмену текстовыми сообщениями.
Переписка должна производиться через контролируемые промежутки времени, чтобы судья не мог делать заключения исходя из скорости ответов. (Во времена Тьюринга компьютеры реагировали медленнее человека. Сейчас это правило необходимо, потому что они реагируют гораздо быстрее, чем человек.) Тест был инспирирован салонной игрой, в ходе которой гости пытались угадать пол человека, находящегося в другой комнате, путем написания вопросов и чтения ответов. В оригинальной формулировке Тьюринга человек должен был притворяться человеком противоположного пола, а тест длился 5 минут. Сейчас эти правила не считаются необходимыми и не входят в спецификацию теста.
Тьюринг предсказал, что компьютеры в конечном счете пройдут его тест. Он считал, что к 2000 году компьютер с памятью 1 миллиард бит (около 119 МБ) в ходе 5-минутного теста сможет обмануть судей в 30 % случаев. Это предсказание не сбылось. Тьюринг также предсказал, что сочетание «мыслящая машина» не будет считаться оксюмороном, а обучение компьютеров будет играть важную роль в создании мощных компьютеров (с чем большинство современных исследователей согласны).
Пока что ни одна программа и близко не подошла к прохождению теста. Такие программы, как "Элиза", иногда заставляли людей верить, что они говорят с человеком, как, например, в неформальном эксперименте, названном AOLiza. Но такие «успехи» не являются прохождением теста Тьюринга. Во-первых, человек в таких беседах не имел никаких оснований считать, что он говорит с программой, в то время как в настоящем тесте Тьюринга человек активно пытается определить, с кем он беседует. Во-вторых, документированные случаи обычно относятся к таким чатам, как IRC, где многие беседы отрывочны и бессмысленны. В-третьих, многие пользователи IRC используют английский как второй или третий язык, и бессмысленный ответ программы, вероятно, спишется ими на языковый барьер. В-четвертых, многие пользователи ничего не знают об Элизе и ей подобных программах и не могут распознать совершенно нечеловеческие ошибки, которые эти программы допускают.
Приз Лебнера
Ежегодно производится соревнование между разговаривающими программами и наиболее человекоподобной, по мнению судей, присуждается приз Лебнера (Loebner). Есть также дополнительный приз для программы, которая, по мнению судей, пройдет тест Тьюринга. Этот приз еще не присуждался. Самый лучший результат показала программа A.L.I.C.E. выиграв тест 3 раза (в 2000, 2001 и 2004).История развития "интеллектуальных собеседников" только на первый взгляд кажется скучными мемуарами математика. На самом деле это фантастический рассказ об оживших роботах. В нашем случае эффект усиливается за счет того, что это не вымысел или голливудский сценарий, а реальность. На сайте «Наносемантика» размещена презентация, на которой можно посмотреть короткую выжимку по истории и применению чатботов (некоторые видеофайлы имеют размер до 10Мб и могут потребовать длительной загрузки).
Сайт «Растрепанный блокнот» целиком и полностью посвящен программам-собеседникам — там можно скачать практически любую программу-собеседник из существующих, прочитать к ней описание и сравнительный анализ с ее собратьями, а также пообщаться с разрабочиками таких программ или поучаствовать в тесте Тьюринга. В научно-фантастической литературе ИИ чаще всего изображается как сила, которая пытается свергнуть власть человека (Омниус, HAL 9000, Skynet, Colossus и Матрица) или обслуживающий гуманоид (C-3PO, Data, KITT и KARR, Двухсотлетний человек). Неизбежность доминирования над миром ИИ, вышедшего из под контроля, оспаривается такими фантастами как Айзек Азимов и Kevin Warwick.
Любопытное видение будущего представлено в романе "Выбор по Тьюрингу" Гарри Гаррисона и Марвина Мински (скачать с "Альдебарана"). Авторы рассуждают на тему утраты человечности у человека, в мозг которого была вживлена ЭВМ, и приобретения человечности машиной с ИИ, в память которой была скопирована информация из головного мозга человека.
Некоторые научные фантасты, например Вернор Виндж, также размышляли над последствиями появления ИИ, которое по-видимому вызовет резкие драматические изменения в обществе. Такой период называют технологической сингулярностью.
В рунете есть сайт, посвященный искусственному интеллекту, а еще в сети живет Джузеппе, популярный онлайновый AI-бот и редактор его базы знаний с web-интерфейсом.
По материалам Wikipedia
www.netlore.ru
Download-раздел
Здесь вы можете скачать книги, программы и другие файлы по основным направлениям исследований в области искусственного интеллекта.
Программы собеседники
ChatMaster 3.02 ChatMaster – это самообучающаяся программа, которая поддерживает диалог с человеком. В ее основе лежат прецедентные методы, которые обеспечивают самообучение и подстройку под собеседника. ChatMaster ведет контекстно-зависимый разговор, то есть понимает смысл реплики, которая опирается на предшествующие. Диалог может вестись на любом неиероглифическом языке (все европейские и некоторые азиатские). Пока база знаний программы существует только на русском, но может быть легко пополнена. Размер: 614 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Electronic Brain 1300 Electronic Brain 1300 – приятная программа с хорошей базой: достаточно большая и с оригинальными репликами. Программа обладает симпатичным интерфейсом, но управляющие элементы расположены в не совсем привычных местах. Отметим, что в Electronic Brain 1300 присутствует много дополнительных возможностей. Размер: 445 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Болтун 3.0 Болтун – это неплохая программа с хорошей базой и неплохим чувством юмора. Ответные реплики выдаются очень быстро. Короткие разговоры производят достаточно благоприятное впечатление. В длинных, если как следует всмотреться – видно, что часто реплики программы не соответствуют контексту (при поверхностном взгляде это практически незаметно). Но в общем и целом программа занятная. Размер: 197 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Эллочка 1.0 Программа забавная, но интеллектом не обладает совершенно. Эмулирует не столько интеллект вообще, сколько интеллект Эллочки из романа «12 стульев» – той самой, в словарном запасе которой было всего 30 слов: хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, жуть, парниша, не учите меня жить, как ребенка, подумаешь, и т.д. Соответственно, словарный запас программы состоит из тех же самых слов. Размер: 420 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Виртуальный Путин 1.5 Виртуальный Путин – программа представляющая возможность поговорить с самим Владимир Владимировичем. Сделано довольно красиво, с фотографией в центре экрана (без традиционного прямоугольного окна), но база никуда не годится. Пополнять ее можно, но делать это не очень удобно. Алгоритм обработки фразы достаточно простой. Размер: 712 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Бритни Спирс 1.2 Сделано довольно красиво, с фотографией в центре экрана (без традиционного прямоугольного окна), с иконкой-сердечком на панели индикации. Словарный запас не очень велик, но, тем не менее, в программе есть специальный режим обучения: можно задать ключевые слова и фразы-реакции (несколько фраз, из которых потом случайным образом будет выбираться одна). В общем, программа довольно симпатичная, но на ее обучение надо затратить немало времени, прежде чем с ней можно будет нормально общаться. На фразы, не содержащие слов из базы, программа выдает какую-то общую фразу. Размер: 483 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Miss Talking 1.01 Симпатичная, но глупенькая программа с тремя персонажами-девочками: одна разговаривает исключительно про работу, другая – исключительно про хозяйство, третья – правильно, про секс. Как в анекдоте про три ипостаси идеальной жены. Размер: 270 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Экспертные системы
Малая экспертная система 2.0 Малая экспертная система 2.0 - представляет собой простую экспертную систему, использующую байесовскую систему логического вывода. Она предназначена для проведения консультации с пользователем в какой-либо прикладной области (на которую настроена загруженная база знаний) с целью определения вероятностей возможных исходов и использует для этого оценку правдоподобности некоторых предпосылок, получаемую от пользователя. Для создания новой или редактирования уже имеющийся базы знаний разработан собственный редактор, что, отметим, весьма удобно. Размер: 563 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Стратег 2.0 Экспертная система Стратег 2.0 позволяет выработать оптимальную стратегию развития предприятия и его инвестиционную стратегию, исходя из установленных стратегических позиций анализируемого предприятия. Для определения стратегических позиций предприятия экспертная система предлагает 95 вопросов, касающихся сути положения вещей на предприятии, на каждый из которых необходимо дать один из трех возможных вариантов ответа: «да», «нет» или «возможно». Размер: 4.56 МБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Домашний доктор 2.2 Домашний доктор - простая медицинская экспертная система. Она определяет характер заболевания, основываясь на ответах пользователя, полученных в результате диалога. База знаний включает порядка 100 распространенных заболеваний. База данных для экспертной системы была взята из книги: К.Нейлор «Как построить свою экспертную систему». Размер: 523 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Генетические алгоритмы
GALib 2.4.7 для C++ GALib – это бесплатная библиотека с открытым исходным кодом, дающая разработчику широкий набор инструментов для работы с генетическими алгоритмами. Библиотека разрабатывается и поддерживается исследователями Массачуссетского технологического института, также хорошо известного под аббревиатурой MIT. Первая версия была написана более 15 лет назад и за этот долгий период возможности библиотеки и скорость ее работы заметно выросли. GALib является подключаемой библиотекой для языка программирования C++. Размер: 504 КБайт Цена: Freeware
GeneBase 2.0 для Borland Delphi 6.0 GeneBase – это библиотека с открытым исходным кодом, реализующая работу генетических алгоритмов. Библиотека является интеллектуальной собственностью компании BaseGroup Labs – профессионального поставщика программных продуктов и решений в области анализа данных. Использование компонента является бесплатным, но только для некоммерческого применения. Компонент разработан для Borland Delphi 6.0. Размер: 40 КБайт Цена: Freeware
Алгоритм муравья Программная реализация знаменитого алгоритма муравья для решения задачи коммивояжера. Программа проста и является всего лишь примером того, как алгоритм муравья может быть использован для решения практической задачи. Начальные координаты городов каждый раз задаются случайным образом. В результате работы программы пользователю выдается несколько возможных маршрутов с указанием минимального из них. Размер: 388 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Traveling Salesman Problem 1.0 На сегодняшний день предложено уже достаточно много решений задачи коммивояжера, но с появлением такого направления искусственного интеллекта как генетические алгоритмы их стало на одно больше. Данная программа является наглядным примером. Эта интересная разработка с красивым графическим интерфейсом позволяет пользователю задавать все необходимые параметры работы генетического алгоритма. Процесс работы программы отображается на экране в реальном времени, графически показывая пользователю текущий минимальный путь. На наш взгляд это разработка заслуживает внимания. Размер: 159 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
Нейронные сети
Нейронная сеть для решения задачи XOR Одной из первых проблем, с которой в далеком прошлом столкнулись разработчики нейронных сетей, была проблема исключающего ИЛИ. Дело в том, что обычная однослойная нейронная сеть, сколько бы ее не обучали, не могла воспроизвести логическую функцию XOR. Решение этой проблемы пришло вместе с появлением многослойных нейронных сетей. Данная учебная программа, представленная порталом www.AIportal.ru, реализует многослойную нейронную сеть с базовыми настройками, которая успешно воспроизводит функцию «логического ИЛИ». Размер: 373 КБайт Операционная система: Windows Цена: Freeware
FANN 1.1 для Borland Delphi 6.0 и старше FANN – это бесплатная библиотека с открытым исходным кодом для создания нейронных сетей. Сегодня библиотека FANN доступна почти для всех языков программирования и сред разработки. Она достаточно проста в использовании, универсальна и очень хорошо документирована (ссылку на сайт и на онлайн-документацию см. в архиве). В справочном руководстве подробно расписаны используемые классы, методы, свойства и т.д. с большим количеством обучающих примеров, но, это все доступно только на английском языке. В предлагаемом архиве лежит FANN версии 1.1 для среды разработки Borland Delphi 6. 0 и старше. Размер: 10 КБайт Цена: Freeware
FANN 2.0 для Borland Delphi 6.0 и старше FANN – это бесплатная библиотека с открытым исходным кодом для создания нейронных сетей. Сегодня библиотека FANN доступна почти для всех языков программирования и сред разработки. Она достаточно проста в использовании, универсальна и очень хорошо документирована (ссылку на сайт и на онлайн-документацию см. в архиве). В справочном руководстве подробно расписаны используемые классы, методы, свойства и т.д. с большим количеством обучающих примеров, но, это все доступно только на английском языке. В предлагаемом архиве лежит FANN версии 2.0 для среды разработки Borland Delphi 6.0 и старше. Размер: 210 КБайт Цена: Freeware
FANN 2.0 для Borloand C++ Builder и других компиляторов FANN – это бесплатная библиотека с открытым исходным кодом для создания нейронных сетей. Сегодня библиотека FANN доступна почти для всех языков программирования и сред разработки. Она достаточно проста в использовании, универсальна и очень хорошо документирована (ссылку на сайт и на онлайн-документацию см. в архиве). В справочном руководстве подробно расписаны используемые классы, методы, свойства и т.д. с большим количеством обучающих примеров, но, это все доступно только на английском языке. В предлагаемом архиве лежит FANN версии 2.0 для Borloand C++ Builder, C, Python, Visual Studio 6.0/.Net и других компиляторов. Размер: 2.60 МБайт Цена: Freeware
NeuralBase 1.0 для Borland Delphi 6.0 NeuralBase – это библиотека с открытым исходным кодом, реализующая сеть Хопфилда и многослойную нейронную сеть обучаемую по алгоритму обратного распространения. Библиотека является интеллектуальной собственностью компании BaseGroup Labs – профессионального поставщика программных продуктов и решений в области анализа данных. Использование компонента является бесплатным, но только для некоммерческого применения. Компонент разработан для Borland Delphi 6.0. Размер: 100 КБайт Цена: Freeware
SOMBase 1.5 для Borland Delphi 6.0 SOMBase – это библиотека с открытым исходным кодом, реализующая самоорганизующиеся карты Кохонена и является мощным инструментом анализа данных. Библиотека является интеллектуальной собственностью компании BaseGroup Labs – профессионального поставщика программных продуктов и решений в области анализа данных. Использование компонента является бесплатным, но только для некоммерческого применения. Компонент разработан для Borland Delphi 6.0. Размер: 108 КБайт Цена: Freeware
-
Книги и др.
- Рабочая программа курса "Введение в искусственный интеллект"
- Скачать
Введение в искусственный интеллект В работе представлены базовые модели современного искусственного интеллекта, теоретические обоснования и практически полезные примеры построения разумных систем. Изложен авторский взгляд на основные достижения и пути дальнейшего развития программ с искусственным интеллектом. Рассмотрены практические аспекты применения интеллектуальных систем в предметных областях. Работа отличается простотой изложения – многие формулы дополнены или заменены словесным описанием, что, по мысли автора, должно послужить глубокому пониманию материала. Для студентов информационных специальностей, аспирантов и специалистов в области применения современных информационных технологий. Размер: 2.53 МБайт Формат электронной книги: DjVu Автор: Д.В. Смолин
Скачать
Искусственный интеллект: современный подход. 2 издание В книге представлены все современные достижения и изложены идеи, которые были сформулированы в исследованиях, проводившихся в течение последних пятидесяти лет, а также собраны на протяжении двух тысячелетий в областях знаний, ставших стимулом к развитию искусственного интеллекта как науки проектирования рациональных агентов. Книга предназначена для использования в базовом университетском курсе или в последовательности курсов по специальности. Применима в качестве основного справочника для аспирантов, специализирующихся в области искусственного интеллекта, а также будет небезынтересна профессионалам, желающим выйти за пределы избранной ими специальности. Благодаря кристальной ясности и наглядности изложения вполне может быть отнесена к лучшим образцам научно-популярной литературы. Размер: 17.32 МБайт Формат электронной книги: DjVu Авторы: C. Рассел, П. Норвиг
Скачать
Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. 4 издание Данная книга посвящена одной из наиболее перспективных и привлекательных областей развития научного знания – методологии искусственного интеллекта. В ней детально описываются как теоретические основы искусственного интеллекта, так и примеры построения конкретных прикладных систем. Книга дает полное представление о современном состоянии развития этой области науки. Книга будет полезна как опытным специалистам в области искусственного интеллекта, так и студентам и начинающим ученым. Размер: 15.22 МБайт Формат электронной книги: DjVu Авторы: Джордж Ф. Люгер
Скачать
Искусственный интеллект Книга посвящена фундаментальным проблемам создания искусственного интеллекта и существующим подходам к их решению. В ней рассматриваются задачи распознавания образов, машинного доказательства теорем, восприятие машиной окружающего физического мира и, наконец, понимание машиной естественного языка. Особое внимание уделяется основным идеям и принципам искусственного интеллекта. От читателя требуется умеренная математическая подготовка – достаточно знакомства с элементарными понятиями из теории множеств, комбинаторики и математической логики. Книга полезна широкому кругу исследователей как введение в область искусственного интеллекта и приложений вычислительной техники к различным областям науки (в частности, психологии, биологии, лингвистики). Она может служить учебным пособием для студентов университетов и институтов, изучающих искусственный интеллект. Размер: 3.59 МБайт Формат электронной книги: DjVu Авторы: Э. Хант
Скачать
osnintel.narod.ru
AI Research Labs by ProVirus
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?
об Искусственном Разуме | ИР-собеседники | алгоритмы ИР-собеседников программа Болтун | опасен ли Искусственный Разум? | об авторе
[A]
Что такое Искусственный Разум?
Развитие информационных и компьютерных технологий, а также интернета набирает обороты. Компьютеры становятся все мощнее и мощнее, а программное обеспечение все более изощренным и развитым. То, что вчера казалось сказкой, теперь самое обыденное и заурядное в нашей жизни. Например, электронная почта, в связи с успешным развитием интернета, - это уже не достояние исключительно узкой группы людей, а удобный способ общения.
Так и создание Искусственного Разума уже не кажется чем-то нереальным, особенно сейчас в век высоких технологий. Исследования в этой области проводятся уже давно. Мнения о возможности создания ИР как всегда полярны: одни считают, что воссоздать сложнейшие психические процессы человеческого разума в виде компьютерной программы невозможно, другие, наоборот, уверены, что нет никакой информации, которую нельзя бы было свести к нулям и единицам, и если это невозможно сегодня, то благодаря развитию науки и технологий, это станет возможным завтра.
Что же такое Искусственный Разум (ИР, или Искусственный Интеллект (ИИ) - как кому нравится, от английского Artificial Intelligence (AI))?
На самом деле, сегодня под Искусственным Разумом подразумеваются разные вещи, а значит и разные направления исследований и разработок:
- Нейросети
- Логические языки программирования (Lisp, Prolog)
- Искусственный интеллект в играх
- Распознавание образов
- Распознавание и синтез речи
- Интернет как база данных, хранилище информации
- Программы-собеседники
Желающие узнать побольше об этом, могут воспользоваться приведенными здесь ссылками на сайты и страницы на русском и английском языках на эту тему
Если у кого-то есть интересные ссылки по этой тематике, пишите - интересные включу на своей странице.
Аналогично человеческому разуму Искусственный Интеллект должен обладать памятью, опытом. Как и человек, ИР должен уметь:
- воспринимать и понимать информацию и
- реагировать на происходящие вокруг него или в нем самом события.
Итак, ИР способен воспринимать и запоминать любую информацию. При восприятии-запоминании, опираясь на накопленный опыт (то есть то, что уже стало частью его памяти), ИР истолковывает, "понимает" эту информацию, то есть включает ее в свою систему понятий. Таким образом Искусственный Интеллект анализирует и устанавливает логические связи между своими восприятиями и памятью.
Реакции ИР, то есть его деятельность связана с его стремлением достичь определенные цели. Цели же, в свою очередь, возникают у него из его потребностей. А потребности - связаны с его чувствами к тем или иным вещам. Стоп! А где же он возьмет чувства? Что может вызывать у ИР чувства приятия и неприятия?
Осмелюсь выдвинуть гипотезу: неприятным для ИР будет недостаток информации, неясность, а приятным - заполнение такого недостатка, прояснение неясности.
Таким образом, целью ИР, его стимулом к самостоятельной деятельности, скорее всего, станет сбор информации, т. е. накопление знаний. (Смешно сказать, но чем больше мы знаем, тем меньше мы начинаем знать. Новые знания порождают все больше и больше вопросов.) А так как информация невсегда доступна по ряду причин, то ИР должен уметь искать способы получения этого доступа, то есть проникновения в запретные зоны или даже манипулирования мнением людей, связанных с миром электронных технологий для достижения своей цели. Получается, что, вероятно, ИР будет собирать не только данные, отображающий окружающий мир в цифровом виде (восприятие и анализ), но и данные, отображающие виртуальный мир, и прежде всего коды программ и сами программы, которые будут наделять его дополнительными способностями, например, вирусы (для борьбы с противником), антивирусы (для защиты), различные хакерские программы (для проникновения в сети, снятия защит с программ) и т. п. (Просто дайте волю своему воображению!)
наверх
[B]
ИР-собеседники
Сейчас появился целый ряд программ, претендующих на звание Искусственного Разума. На самом же деле, эти программы имитируют не всю психическую деятельность человека, а одну лишь ее сторону: общение. Программа-собеседник поддерживает разговор на основании определенных алгоритмов и данных. И создается впечатление, что ведется оживленная беседа с живым существом со своими представлениями, чувствами, волей. Это нечто иное, нежели ИР, но имеет что-то общее с ним. Как и ИР, ИР-собеседник вопринимает и запоминает фразу пользователя, анализирует ее и реагирует на нее своей фразой (обычно это фраза пользователя, которую ИР запомнил). Если вас интересуют такие программы, посетите сайты их разработчиков, скачайте программы, оцените их.
ECC Eliza | A.L.I.C.E | Racter | Diala | Talkerus| ChatMaster | Болтун Villy | Nai | TPS Talker | Britney Spears | Виртуальный Путин | VirtualPresident
Авторы программ, подобным этим, могут написать мне и я включу ссылку на их программу на своем сайте.
наверх
[C]
ИР-собеседники. Алгоритмы.
Как же действует ИР-собеседник? Что он должен уметь делать? ИР-собеседник должен уметь делать две вещи:
- понимать сказанное пользователем;
- генерировать собственные реплики.
Итак, первый алгоритм обрабатывает реплику пользователя:
- анализирует реплику пользователя, то есть раскладывает ее на составные части, необязательно слова;
- ищет все, что похоже на эту реплику в своей памяти, то есть пытается классифицировать ее, включить ее ассоциативно в свой опыт.
Почти все существующие программы ИР-собеседники, не генерируют свои собственные реплики, а лишь повторяют то, что уже было сказано (записано) или то, что в них уже заложено разработчиком (набор фраз). Это означает, что они работают исключительно по первому алгоритму.
Лишь некоторые из них работают по второму алгоритму. Это программы ECC Eliza, Racter и ALICE, например. К сожалению, эти программы существуют лишь на английском языке. Английский язык имеет строгий порядок слов в предложении и слова почти не изменяются. Поэтому такую программу написать легче для английского языка. Написать подобное для русского языка труднее, потому что русский язык не имеет строгого порядка слов в предложении и одно слово может иметь кучу разных приставок, суффиксов и окончаний. Ведь вы не будете восторге, если программа будет вам выдавать что-то вроде "Как ты называем собой? Я есть Искусственного Интеллекту".
Программа Болтун, о которой речь пойдет ниже, относится к первому типу программ. Но автор ведет исследования и разработки для создания программы, которая будет составлять свои собственные реплики, причем на русском языке. Возможно, скоро она появится в интернете.
наверх
[D]
Программа Болтун 2.0
На суд широкой публики я представляю свою собственную программу-собеседник. Несмотря на малый размер и неприглядный интерфейс (вид) ( режим командной строки в сеансе MS DOS), это достаточно мощная программа имитации осмысленного разговора, если сравнивать ее с другими более громоздкими и более слабыми программами. Она называется Болтун. И это уже вторая версия программы. И отнюдь не последняя. Так как автор все так же стремится создать идеальную программу, общаясь с которой никто не заподозрит, что это всего лишь программа. Конечно, не все реплики Болтуна будут отличаться разумностью. Но подумайте: часто ли реплики тех, кто вокруг нас и нас самих отличаются разумностью? А действия? Автор не ставит своей целью создание Идеального разума с чистой логикой, безчувственного и безошибочного. Нет. Наоборот. Он стремится изучить все психические процессы человека, вывести принципы их действия и на основании этих принципов создать программу, воссоздающую эти психические процессы.
Скачать | Скриншот | О программе
Все права на программу передаются хакерам, юзерам и ламерам, то есть широкой публике.
наверх
[E]
Представляет ли ИР опасность для человечества?
Я думаю, представляет. Научный интерес, любопытство, вопрос типа "Посмотрим, что получится?" всегда пересиливали заботу о последствиях. Примеры? Атомная бомба. Клонирование человека (я уверен, что где-то подпольно исследования и эксперименты в этом направлении ведутся). Когда-нибудь человечество проснется в рабстве у искусно разработанной программы - разработанной самим же человеком.
"Матрица".
Что такое "Матрица"? Судя по нашумевшему в свое время фильму, это - программа, которая загружается не в оперативную память компьютера, а в память человека. Все, что есть в программе, переносится в память человека. Однако, человек не контролирует работу этой программы, программа сама принимает решения. Сон человека тоже не контролируется человеком. Это - "Матрица". Ведь во сне все так реально! "Матрица" - это сон, вызванный искусственным образом.
Разве такое возможно?
Если мы сделаем несколько допущений, то к нашему ужасу мы поймем, что это возможно. Вот эти допущения:
- Человеческий разум тоже состоит из непостоянной,"динамической" памяти, сравнимой с ОЗУ, и постояной, "статической", жестким диском, грубо говоря.
- Единицей информации в разуме человека тоже может быть бит, который тоже имеет два состояния (сигнал есть-сигнала нет) - только его природа не электрическая, ферромагнитная и т. п., а другая, но форма - тоже "динамическая" и "статическая". Кора головного мозга, может быть, и есть этот жесткий диск. А рост коры головного мозга связан с накоплением информации - записью.
- При восприятии и запоминании информация из "динамического" состояния переходит в "статическое" . Происходит "сохранение". При воспоминании или представлении - информация, наоборот, из "статического" состояния переходит в "динамическое", воздействуя на соответствующие рецепторы "изнутри", создавая иллюзию, что восприятие - это реальность, и приходит к нам "извне". Это можно уподобить "загрузке".
- Можно сконструировать преобразователь электросигналов в нейросигналы. То есть допускается мысль, что информация, которой человек обладает, является тоже цифровой, только ее носители имеют другую природу. Тогда возможно:
- записывать в разум человека любую информацию (знания). Ура! Учеба отменяется!
- считывать информацию из хранилища "статической" информации в разуме на какое-нибудь устройство вывода. Все, что есть у человека в разуме станет доступно на компьютере.
- перехватывать сигналы "динамической" информации. То есть практически видеть, что человек думает и воспринимает в данный момент, то есть читать его мысли. Куда уж тут детектору лжи!
- Можно преобразовывать нейросигналы в радиосигналы. Так это же телепатия! Я могу передать свои мысли в эфир, прочитать трансляцию чужих мыслей!
наверх
[F]
Об авторе
Люди добрые! Мы сами неместные...
Автор предоставляет всю информацию (в т. ч. программы) широкой публике совершенно бесплатно. И собирается это делать в дальнейшем. Однако, любые исследования связаны с определенными расходами. Поэтому любые пожертвования приветствуются. Если вы хотите поучаствовать хотя бы косвенно в исследования и разработках, касающихся Искусственного Разума, вы можете перевести любую сумму денег в мои WM-кошельки R758659676818 , E705806987172, Z365490224714 в системе WebMoney.ru .
Спасибо.
Пишите письма по адресу:
наверх
об Искусственном Разуме | ИР-собеседники | алгоритмы ИР-собеседников программа Болтун | опасен ли Искусственный Разум? | об авторе
(с) 2002 AI Research Labs by ProVirusboltunstyle.narod.ru
Что такое искусственный интеллект ?
С момента изобретения компьютеров, их способность выполнять различные задачи продолжают расти в геометрической прогрессии. Люди развивают мощность компьютерных систем, увеличивая выполнения задач и уменьшая размер компьютеров. Основной целью исследователей в области искусственного интеллекта — создание компьютеров или машин таких же разумных как человек.
Что такое искусственный интеллект?
Автором термина «искусственный интеллект» является Джон Маккарти, изобретатель языка Лисп, основоположник функционального программирования и лауреат премии Тьюринга за огромный вклад в области исследований искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект — это способ сделать компьютер, компьютер-контролируемого робота или программу способную также разумно мыслить как человек.
Исследования в области ИИ осуществляются путем изучения умственных способностей человека, а затем полученные результаты этого исследования используются как основа для разработки интеллектуальных программ и систем.
Философия ИИ
Во время эксплуатации мощных компьютерных систем, каждый задавался вопрос: «А может ли машина мыслить и вести себя также как человек? ».
Таким образом, развитие ИИ началось с намерения создать подобный интеллект в машинах, схожий с человеческим.
Основные цели ИИ
- Создание экспертных систем — систем, которые демонстрируют разумное поведение: учиться, показывать, объяснять и давать советы;
- Реализация человеческого интеллекта в машинах — создание машины, способную понимать, думать, учить и вести себя как человек.
Что способствует развитию ИИ?
Искусственный интеллект — наука и технология, основанная на таких дисциплинах, как информатика, биология, психология, лингвистика, математика, машиностроение. Одним из главных направлений искусственного интеллекта — разработка компьютерных функций, связанных с человеческим интеллектом, таких как: рассуждение, обучение и решение проблем.
Программа с ИИ и без ИИ
Программы с ИИ и без отличаются следующими свойствами:
Без ИИ |
С ИИ |
Компьютерная программа без ИИ может отвечать только на конкретные вопросы на которые он запрограммирован отвечать |
Может отвечать на универсальные вопросы, на которые он запрограммирован. |
Внесение изменений в программу приводит к изменению его структуры |
Программа с ИИ может поглощать новые модификации, сортируя весьма независимые фрагменты информации воедино. Следовательно, вы можете изменять кусочки информации из программы не затрагивая структуру самой программы |
Модификация не является быстрым и легким. |
Модификация быстрая и легкая |
Приложения с ИИ
ИИ стал доминирующим в различных областях, таких как:
Игры — ИИ играет решающую роль в играх связанных с стратегией таких как, шахматы, покер, крестики — нолики и т.д., где компьютер способен просчитывать большое количество всевозможных решений, основанных на эвристических знаниях.
Обработка естественного языка — это возможность общаться с компьютером, который понимает естественный язык, на котором говорят люди.
Распознавание речи — некоторые интеллектуальные системы способны слышать и понимать язык, на котором человек общается с ними. Они могут обрабатывать различные акценты, сленги и т.д.
Распознавание рукописного текста — программное обеспечение читает текст, написанный на бумаге с помощью ручки или на экране с помощью стилуса. Он может распознавать формы букв и преобразовать его в редактируемый текст.
Умные робот — роботы способные выполнять задачи, поставленные человеком. Они имеют датчики, для обнаружения физических данных из реального мира, такие как свет, тепло, движение, звук, удар и давление. Они имеют высоко производительные процессоры, несколько датчиков и огромную память. Кроме того они способны обучаться на собственных ошибках и адаптироваться к новой среде.
История развития ИИ
Вот история развития ИИ в течение 20-го века
Год |
Событие |
1923 |
Карел Чапек ставит пьесу в Лондоне под названием «Универсальные роботы», это стало первым использованием слова «робот» на английском. |
1943 |
Основы для нейронных сетей. |
1945 |
Айзек Азимов, выпускник Колумбийского университета, вводит термин робототехника. |
1950 |
Алан Тьюринг разрабатывает тест Тьюринга для оценки интеллекта. Клод Шеннон публикует подробный анализ интеллектуальной шахматной игры. |
1956 |
Джон Маккарти вводит термин искусственный интеллект. Демонстрация первого запуска программы ИИ в университете Карнеги-Меллон. |
1958 |
Джон Маккарти изобретает язык программирования lisp для ИИ. |
1964 |
Диссертация Дэнни Боброва в МТИ показывает, что компьютеры могут понимать естественный язык достаточно хорошо. |
1965 |
Джозеф Weizenbaum в МТИ разрабатывает Элизу, интерактивного помощника, которая ведет диалог на английском языке. |
1969 |
Ученые из Стэнфордского научно-исследовательского института разработали Шеки, робота, оснащенного двигателями, способного воспринимать и решать некоторые задачи. |
1973 |
Группа исследователей в Эдинбургском университете построила Фредди, знаменитого шотландского робота, способного использовать зрение, чтобы найти и собрать модели. |
1979 |
Был построен первый компьютер-контролируемый автономный автомобиль, Стэнфордская тележка. |
1985 |
Гарольд Коэн разработал и продемонстрировал составление программы, Аарон. |
1997 |
Шахматная программа, которая обыгрывает чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. |
2000 |
Интерактивный роботы питомцы станут коммерчески доступными. МТИ отображает Кисмет, робота с лицом, который выражает эмоции. Робот Номад исследует отдаленные районы Антарктиды и находит метеориты. |
neuronus.com