10.6. Функции науки в современном обществе. 10 наук
Топ-10 ученых и конструкторов СССР
У кого из советских ученых больше всех наград и званий?
Из 16 человек, трижды удостоенных звания Героя Социалистического труда, 10 были учеными и конструкторами. Не все имена лауреатов были известны широкой публике. Но результатами их работ гордилась вся страна.Сравнивать крифеев науки и техники по числу наград — неблагодарное занятие: и три звания Героя, и Ленинская премия есть у всех. Есть и высшие награды СССР — ордена Ленина. Если учитывать их количество, картина получится такая.
10. Яков Борисович Зельдович – академик, физик и физико-химик. Один из создателей советских атомной и водородной бомб. Вместе с Юлием Харитоном впервые осуществил расчет цепной реакции деления урана. Лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий. Лауреат отечественных, иностранных и международных научных наград.
9. Кирилл Иванович Щёлкин – член-корреспондент АН СССР, специалист в области горения и детонации (в научной литературе известен термин «зона турбулентного пламени по Щёлкину»).Руководитель ядерного центра «Челябинск-70» (Снежинск). Четыре ордена Ленина, другие ордена, лауреат Ленинской и Сталинской (трижды) премий.
8. Николай Леонидович Духов – член-корреспондент АН СССР, конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, генерал-лейтенант. Конструктор танков, тракторов, атомной и водородной бомб. Создатель современного ВНИИ автоматики – учреждения из системы «Росатома». Лауреат Ленинской и пяти Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина, другими орденами и медалями.
7. Андрей Дмитриевич Сахаров – академик, физик, один из создателей водородной бомбы. Лауреат Ленинской и Сталинской премий. Кроме трех орденов Ленина, полагающихся Герою соцтруда, награжден еще одним. Но всех этих наград, как и звания героя, был лишен в 1980 году. Но к этому времени Сахаров уже был Лауреатом Нобелевской премии мира (1975). Наверное, самый известный диссидент и правозащитник в СССР.
6. Юлий Борисович Харитон – академик, физик и физико-химик, один из руководителей советского проекта атомной бомбы. Главный конструктор и научный руководитель КБ-11, впоследствии Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. Лауреат Ленинской и трех Сталинских премий, пятикратный кавалер ордена Ленина, других орденов. Награжден Большой золотой медалью имени Ломоносова Академии наук, Золотой медалью имени Курчатова.
5. Игорь Васильевич Курчатов – академик, физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель Института атомной энергии, основоположник использования ядерной энергии в мирных целях. Лауреат Ленинской и четырех Сталинских премий, награжден пятью орденами Ленина и множеством других орденов и медалей, среди которых «За оборону Севастополя». Один из двух обладателей звания «Почетный гражданин СССР». Удостоен Большой золотой медали имени Ломоносова АН, Золотой медали имени Эйлера и Серебряной медали Мира имени Жоли-Кюри.
4. Мстислав Всеволодович Келдыш – академик, математик и механик. Работы Келдыша позволили СССР создать «ракетно-ядерный щит», именно его скрывали за псевдонимом «Теоретик космонавтики» в газетных публикациях. 14 лет возглавлял Академию наук СССР. Ленинская и две Сталинских премии, 7 орденов Ленина и 3 ордена Трудового Красного знамени. Научные награды: Большая Золотая медаль имени Ломоносова и Золотая медаль имени Циолковского Академии наук.
3. Сергей Владимирович Ильюшин – академик, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер. Знаменитый авиаконструктор, создатель легендарного штурмовика Ил-2 и множества других военных и гражданских самолетов. Лауреат Ленинской премии, Сталинской премией награждался больше всех – 7 раз. Восемь орденов Ленина, другие военные и гражданские ордена.
2. Андрей Николаевич Туполев – академик, авиаконструктор, генерал-полковник-инженер. Под его руководством разработано более 100 моделей самолетов, 70 из которых выпускались серийно. Признанный глава школы отечественных авиаконструкторов. Лауреат Ленинской, четырех Сталинских и Государственной премии СССР. Восемь орденов Ленина, других отечественных и иностранных орденов и медалей. Обладатель звания «Герой труда», которое присваивалось до введения звания «Герой Социалистического труда». Почетный гражданин Парижа и города Жуковский.
1. Анатолий Петрович Александров – академик, физик, один из основателей ядерной энергетики. Основные труды в области ядерной физики, физики твердого тела, физики полимеров. Больше десяти лет возглавлял Академию наук СССР. Лауреат Ленинской и 4-х Сталинских премий. 9 раз награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями, в том числе «За оборону Севастополя» и «За оборону Сталинграда». Среди научных наград – Большая Золотая медаль имени Ломоносова, Золотая медаль имени Курчатова и Золотая медаль имени Сергея Вавилова.
scientificrussia.ru
10. Античная наука, ее методология
Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского.
И.Д.Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.
Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.
Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.
Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.
Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.
11. Античная астрономия. Птоломей
Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Думали, что существует “твердь небесная” , к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.
Во 2 веке н.э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою “систему мира” . Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет.
Считая Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд, Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической.
Вокруг земли по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта в свою очередь движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка около Земли, - деферентом.
Система мира Аристотеля-Птолемея казалась современникам правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время - это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Эту ложную систему признавали почти полторы тысячи лет.
Таблицы, составленные Птолемеем, позволяли определить заранее положение планет на небе. Но с течением времени астрономы обнаружили расхождение наблюдаемых положений планет с предвычисленными. На протяжении веков думали, что система мира Птолемея просто недостаточно совершенна и пытаясь усовершенствовать ее, вводили для каждой планеты новые и новые комбинации круговых движений.
studfiles.net
Глава 10 Наука
• Наука в современном мире
• Научное познание и его специфические признаки
• Строение и динамика научного знания
• Философия и развитие науки
• Логика, методология и методы научного познания
• Этика науки
1. Наука в современном мире
Основная форма человеческого познания - наука - в наши дни оказывает все более значимое и существенное влияние на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.
У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которое приходится осмысливать сегодня. И такое осмысление целесообразно начать с рассмотрения социальных функций науки.
Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, представляя собой важную сторону развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции культурно-мировоззренческие, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы и, в-третьих, ее функции как социальной силы, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества.
Порядок, в котором перечислены эти группы функций, в сущности отражает исторический процесс формирования и расширения социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.
Дело в том, что в предшествовавшую эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховной инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о смысле и высших ценностях жизни и т. п. В сфере же зарождающейся науки оставались проблемы более частного и "земного" порядка.
Великое значение коперниковского переворота, начавшегося четыре с половиной столетия назад, состоит в том, что наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов, утверждаемых теологией, но и согласиться с представлениями, которые резко противоречили обыденному мировосприятию.
Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие драматические эпизоды, как сожжение Дж. Бруно, отречение Г. Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч. Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки само занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной сферой человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как социального института в структуре общества.
Что касается функций науки как непосредственной производительной силы, то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека.
В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало что давала практической деятельности - промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но прежде всего в том, что практическая деятельность, как правило, не умела, да и не испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда результаты научных исследований находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших возможностей, которые сулило их практическое использование.
Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая основа практической деятельности слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь, как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.
Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и другие. Причем вслед за промышленностью такие каналы возникают и в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все это повлекло за собой значительные последствия и для науки, и для практики.
Если говорить о науке, то она прежде всего получила новый мощный импульс для своего развития. Со своей стороны практика все более явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой. Для современного производства, да и не только для него, все более широкое применение научного знания выступает как обязательное условие самого существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций - она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности, политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.
Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения, первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения, выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения - все это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях ускоренного научно-технического прогресса, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.
studfiles.net
10 ученых, которые изменили мир
Стремление к знаниям давно движет людьми. Человечество постоянно старается объяснить загадки окружающего нас мира и звезд, освещающих планету. Попросите людей назвать самых значимых ученых в истории и наверняка услышите об Эйнштейне, Ньютоне, Галилее, Дарвине и других.
На самом деле есть множество других ученых, чьи открытия преобразили мир. Это не теоретики, а практики, которые активно воздействовали на окружающую действительность.
Знаете ли вы, чьи изобретения и находки действительно имели значимость? Если нет, познакомьтесь с этим списком!
Ибн аль-Хайсам
Этот ученый, живший в одиннадцатом веке, был выдающимся мыслителем для своего времени. Его так интересовала наука, что он сделал вклад и в математику, и в анатомию, и в астрономию, и в медицину, он занимался философией и физикой, а также предложил методологию экспериментов и наблюдений.
Наиболее важной стала его работа, посвященная оптике. Считается, что его книга по этому предмету стала причиной настоящей революции в изучении визуального восприятия. Именно он первым описал камеру обскура и заложил основания для изобретения микроскопа, телескопа и оптических принципов искусства Ренессанса. Микроскоп оказал огромное воздействие на развитие медицины, микробиологии и химии в современном мире.
Тим Бернерс-Ли
Если бы не этот человек (на главном фото), вы не могли бы читать эту статью. Он был одним из создателей интернета, разработал данный способ коммуникации, но отказался от патента – он подарил технологию миру. Интернет преобразил общение людей, их способность получать информацию и ускорил работу мировой коммерции. Это изобретение стало настоящей революцией в сфере коммуникационных технологий, которое оказалось влиятельнее изобретателей Маркони и Александра Грэма-Белла.
Авиценна
Это один из наиболее влиятельных среди всех исламских ученых. Авиценна, как и многие его современники, занимался разными аспектами науки, включая медицину, математику, логику и геологию. Он написал почти четыреста пятьдесят текстов на разные темы, наиболее популярные посвящены медицине. Их использовали как университетские учебники в Европе на протяжении сотен лет. Впрочем, стоит отметить, что его воздействие на науку было куда более широким. Именно Авиценна предложил использовать карантин для того, чтобы остановить распространение инфекций. Воздействие этого ученого на медицину очевидно и сейчас.
Томас Миджли
Томас Миджли это человек, сильно повлиявший на жизнь современных людей. К сожалению, его влияние нельзя назвать положительным. Он придумал добавлять свинец в бензин, чтобы повысить производительность автомобильного двигателя, что привело к огромным последствиям для здоровья многих людей. Кроме того, он поспособствовал изобретению фреонов, наиболее разрушительных компонентов атмосферы, вызывающих парниковый эффект. Деятельность этого ученого стала причиной глобального потепления, угрожающего экологии всей планеты. Можно сказать, что Миджли повлиял на атмосферу больше, чем все прочие организмы за всю историю человечества. Жизнь Миджли закончилась полиомиелитом, из-за которого он придумал для себя сложную систему подвесок для подъема из кровати, на которых и задохнулся.
Фриц Габер
Фриц Габер - это немецкий химик, работа которого демонстрирует чудеса и ужасы, одновременно скрывающиеся в науке. Габер стал изобретателем процесса промышленного синтеза аммиака, важного компонента в удобрениях, используемых современным сельским хозяйством. Это помогло интенсивному производству пищи, что, в свою очередь, привело к росту населения планеты в двадцатом веке. Кроме того, Габер вплотную занимался изобретением химического оружия, к примеру, он разработал хлорин, которым немецкие солдаты пользовались во время Первой мировой. Его считают отцом химического оружия. Кроме того, научные изобретения Габера помогли созданию цианида, которым впоследствии пользовались нацисты.
Лео Шилард
Это один из наименее известных ученых, работавших над проектом «Манхеттан». Именно Шилард пришел к идее использования ядерной реакции, что и позволило создать атомную бомбу. Он писал президенту Рузвельту, советуя ему активнее заниматься развитием такого оружия, так как был уверен, что в Германии заняты такими же экспериментами. Ему не хотелось продвигать жестокость, но именно его работа так драматично изменила мир и привела к катастрофическим событиям в двадцатом веке.
Джеймс Клерк Максвелл
Некоторые называют его отцом современной физики. Джеймс Клерк Максвелл оказал огромное влияние на такие сферы, как электричество, термодинамика, фотография, ядерная энергия и другие. Его открытие, связанное с электромагнитным спектром, привело к развитию телевидения, радио, микроволновых печей, а также помогло производству инфракрасных телескопов. Его уравнения, посвященные электромагнитному полю, стали основанием для открытия теории относительности. Кроме того, Максвелл первым сделал цветную фотографию – на ней было изображение клетчатой ленты. Он был не менее выдающимся ученым, чем Исаак Ньютон, и помог развитию современной науки. Воздействие его открытий заметно и по сей день.
Карл Ландштейнер
Австрийский врач сыграл огромную роль для определения разных групп крови. Он продемонстрировал катастрофические результаты переливания неправильного типа крови, объяснил, как группа крови передается по наследству, – этот метод даже использовался впоследствии как способ демонстрации отцовства. Кроме того, он частично ответственен за идентификацию вируса полиомиелита, он сделал огромный вклад в развитие иммунологии, гистологии и анатомии. Его величайшим достижением стала именно работа с группами крови, так как его исследования значительно подняли число выживших после хирургического вмешательства пациентов. При этом известности ученому это не принесло, и о его достижениях практически никто не слышал.
Джон Бардин
Джон Бардин является одним из немногих людей с двумя Нобелевскими премиями. В 1956 г. он вместе со своими двумя коллегами разработал электрический транзистор – это изобретение привело к созданию буквально всех современных электрических устройств. В 1972 он обнаружил суперпроводники. Его работы помогли созданию магнитно-резонансных томографов. Несмотря на революционные достижения в науке, Бардин остается практически неизвестным широкому кругу публики. Его достижения преобразили весь мир, эффект его работы ежедневно может заметить любой человек.
Джозеф Листер
Этот ученый работал хирургом в Глазго. Во время своей работы он старался решить проблему инфекций в ранах. Эти инфекции приводили к высочайшим процентам смертности после ампутации. Он изучал работы Луи Пастера и читал об использовании карболовой кислоты. Листер решил попробовать использовать карболовую кислоту для лечения пациентов. Он принуждал коллег тщательно мыть руки до и после операции, используя раствор карболовой кислоты. Тем же средством он предложил обрабатывать и хирургическое оборудование. Это стало настоящей революцией в гигиене, доступной медикам. Листер считается отцом антисептиков. Его работа спасла бесчисленное количество жизней по всей планете и стала серьезнейшим прорывом в истории медицины. Удивительно, что никто практически не слышал о достижениях этого выдающегося ученого.
fb.ru
10.6. Функции науки в современном обществе
Особенности современной постнеклассической науки существенно повлияли на динамику ее функций в обществе и культуре.
Характеристика выполняемых наукой в обществе функций, с одной стороны, дополняет интегративное представление о ней, с другой, дает возможность определить более четкие критерии ее отличия от других форм духовного освоения реальности. К основным из них, выполняемым в обществах, принадлежащих к техногенной цивилизации, относят три: 1) культурно-мировоззренческую; 2) функцию непосредственной производительной силы; 3) функцию социальной силы.
В рамках культурно-мировоззренческой функции наука является одним из основных средств создания и трансляции в общественное сознание мировоззренческих представлений и норм. Она во многом определяет характер предметных представлений о мире и месте в нем человека, выделяет человека как активное существо, находящееся в деятельностном отношении к миру. Особое значение в этом плане имеют данные фундаментальных и гуманитарных (особенно антропологического цикла) наук.
Наука в наибольшей степени способствовала становлению и укоренению в массовое сознание установки, согласно которой природа представляет собой упорядоченное образование, где разумное существо (человек), познав его законы, способен посредством техники контролировать и направлять в необходимое русло происходящие в нем процессы, удовлетворяя тем самым свои растущие потребности. В этой мировоззренческой посылке, где наука представляется как одна из важнейших составляющих производительных сил и фактор их развития и состоит основной смысл квалификации науки, как непосредственной производительной силы, хотя в таковую наука превратилась далеко не сразу. В полной мере эту функцию реализовала лишь постнеклассическая наука.
Аналогично мыслились основанные на научном знании возможности человека в познании и преобразовании социальной жизни, что соответствует содержанию третьей функции науки — как социальной силы. Наука как социальная сила – это средство достижения социальной справедливости и разумного общественного устройства. Однако здесь потнеклассическая наука пока не вернула былого влияния на социальную динамику общества, которым она обладала в своей классический период.
Разумеется, это очень общее и в определенной мере идеализированное представление о функциях науки в обществе, не учитывающее ее сложного взаимодействия с другими культурными реалиями и социальными институтами, характерное для сайентистских концепций. Учет же этого обстоятельства показывает, что науке, являющейся в рамках современной техногенной цивилизации одним из главных средств решения ее проблем, в любом из обществ этой цивилизации достаточно четко определены пределы ее автономии. Прежде всего возможности развития науки ограничены приемлемыми для социума размерами ее финансирования. Ныне в развитых странах на науку затрачивается 2—3% валового национального продукта.
Ученые далеко не всегда свободны в выборе направлений и проблем исследовательской работы. Они в настоящее время довольно жестко определяются характером государственной научно-технической политики. Наука также испытывает давление социума при выборе методов исследования и оценки полученных результатов. И все это при его ожидании и настоятельном требовании от науки своевременного решения встающих перед ним проблем в самых разнообразных областях жизнедеятельности.
Научные силы по-прежнему в определенной мере отвлекаются на противостояние крайностям обыденного и других форм общественного сознания, а также внутринаучным и околонаучным процессам, именуемым квази-(пара-, лже-, анти-) наука.
studfiles.net
10. Становление социальных и гуманитарных наук.
Социально-гуманитарные науки начинают развиваться в начале XIX в. Так, К. Марксом (1818-1883) создается экономическая теория, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858-1918) формулирует философию денег, изложенную в одноименной работе. "Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух." Конт ввёл в свою иерархию наук социологию и стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Он был убежден, что социология должна иметь свои собственные методы, несводимые ни к каким другим как "недостаточным" для нее.
Характерное для классического этапа стремление к абсолютизации методов естествознания, выразившееся в попытках применения их в социально-гуманитарном познании, все больше и больше выявляло свою ограниченность и односторонность. Наметилась тенденция формирования новой исследовательской парадигмы, в основании которой лежит представление об особом статусе социально-гуманитарных наук.
Как реакция на кризис механистического естествознания и как оппозиция классическому рационализму в конце XIX в. возникает направление, представленное В. Дильтеем, Ф. Ницше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др., - "философия жизни". Здесь жизнь понимается как первичная реальность, целостный органический процесс, для познания которой неприемлемы методы научного познания, а возможны лишь внерациональные способы - интуиция, понимание, вживание, вчувствование и др.
Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) считали, что "науки о духе" и естественные науки прежде всего различаются по методу. Первые (идиографические науки) описывают неповторимые, индивидуальные события, процессы, ситуации; вторые (номотетические), абстрагируясь от несущественного, индивидуального, выявляют общее, регулярное, закономерное в изучаемых явлениях (об этом мы уже писали в гл. I, § 6. Добавим следующее).
Испытавший на себе сильное влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920) не разделяет резко естественные и социальные науки, а подчеркивает их единство и некоторые общие черты. Существенная среди них та, что они требуют "ясных понятий", знания законов и принципов мышления, крайне необходимых в любых науках. Социология вообще для него наука "номотетическая", строящая свою систему понятий на тех же основаниях, что и естественные науки - для установления общих законов социальной жизни, но с учетом ее своеобразия.
Предметом социального познания для Вебера является "культурно-значимая индивидуальная действительность". Социальные науки стремятся понять ее генетически, конкретно-исторически, не только какова она сегодня, но и почему она сложилась такой, а не иной. В этих науках выявляются закономерно повторяемые причинные связи, но с акцентом на индивидуальное, единичное, культурно-значимое. В них преобладает качественный аспект исследования над количественным, устанавливаются вероятностные законы, исходя из которых объясняются индивидуальные события. Цель социальных наук - познание жизненных явлений в их культурном значении. Система ценностей ученого имеет регулятивный характер, определяя выбор им предмета исследования, применяемых методов, способов образования понятий.
Вебер отдает предпочтение причинному объяснению по сравнению с законом. Для него знание законов не цель, а средство исследования, которое облегчает сведение культурных явлений к их конкретным причинам, поэтому законы применимы настолько, насколько они способствуют познанию индивидуальных связей. Особое значение для него имеет понимание как своеобразный способ постижения социальных явлений и процессов. Понимание отличается от объяснения в естественных науках, основным содержанием которого является подведение единичного под всеобщее. Но результат понимания не есть окончательный результат исследования, это лишь высокой степени вероятности гипотеза, которая для того, чтобы стать научным положением, должна быть верифицирована объективными научными методами.
В качестве своеобразного инструмента познания и как критерий зрелости науки Вебер рассматривает овладение идеальным типом. Идеальный тип - это рациональная теоретическая схема, которая не выводится из эмпирической реальности непосредственно, а мысленно конструируется, чтобы облегчить объяснение "необозримого многообразия" социальных явлений. Мыслитель разграничивает социологический и исторический идеальные типы. С помощью первых ученый "ищет общие правила событий", с помощью вторых - стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, пытается найти генетические связи. Вебер выступает за строгую объективность в социальном познании, так как вносить личные мотивы в проводимое исследование противоречит сущности науки. В этой связи можно вскрыть противоречие: с одной стороны, по Веберу, ученый, политик не может не учитывать свои субъективные интересы и пристрастия, с другой стороны, их надо полностью отвергать для чистоты исследования.
Начиная с Вебера намечается тенденция на сближение естественных и гуманитарных наук, что является характерной чертой постнеклассического развития науки.
Формирование социально-гуманитарных наук:
- XVI – н.XVII – познавательный идеал научности как дедуктивно построенная математическая система. Эталон, образец теории – геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гуманитарное познание.
- до к.XIX – эталон научности – классическая механика→разделение всех знаний на теоретический и эмпирический уровень (познавательный идеал – «метод принципов» Ньютона).
- на основе законов механики познать все явления и принципы действительности, в том числе социальные, даже построить философию.
- естествознание, математические и механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали в социальные науки.
- функционирование механической картины мира→общенаучная исследовательская программа→изучение различных процессов природы, человека и общества (рассмотрение социальных объектов в качестве простых механических систем).
- до н.XIX в. – господствовала тенденция в методологии гуманитарных наук – натурализм – универсализация принципов и методов естественных наук при решении проблем социального познания.
- ничего за пределами наук естественных не может считатся объективным→развитие общества объяснялось либо механическими, либо различными природными факторами.
- натурализм в методологии социальных наук связан с развитием всех разновидностей позитивизма, а также ее структурно-функциональным подходам.
- к.XIX – н.XX в. – кризис натуралистического подхода→осознание различий природы и культуры.
- культурно-центрическая парадигма→особый статус социально-гуманитарных наук.
- к.XIX – н.XX в. – очевидно, что науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент (базисная школа неокантианства, философия жизни).
→культура как духовное формообразование не может быть подчинена исключительно господству исторических наук.
→в явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное.
→явления культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, которые заметны в них изначально.
→исследование культурного пространства является научным, когда не ограничивается описанием единичного, а подводит особое под общее, используя культурные понятия, руководствуется определенными ценностями.
→важная задача науки – с помощью индивидуализации метода и исторических понятий представить исторические явления как нечто неизменное, раз навсегда данное.
→субъективность.
→философия истории – всеобщее концептуально- методологическое основание всех наук о культуре.
- н.XX в. →методология социальных наук→социологическое познание (предмет – культурно значимая индивидуальная действительность) →роль духовного пространства, ценностных компонентов, понимание и объяснение.
- философская герменевтика→познание истины, понимание, интерпретация.
- современное социально-гуманитарное познание (предмет – сфера человеческой деятельности; ориентирование на пространство, развитие; акцент на индивидуальную уникальность; включение человека в предмет познания; ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия; понимание; текстовая природа; семиотическая проблематика; сочетание эмпирических и теоретических компонентов познания.
studfiles.net
§ 10. Наука и искусство Древнего Египта
§ 10. Наука и искусство Древнего Египта
Письменность Древнего Египта
В те времена, когда люди еще не знали письменности, они передавали свои знания изустно. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком – солнце, изображением ног – слово «идти» и так далее. Так у египтян зародилась письменность, одна из древнейших на Земле. Позднее жители Египта научились обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги. Подобные знаки-рисунки называют иероглифами. В египетской письменности их насчитывалось более 700!
Иероглифическая надпись
Писали египтяне заостренными палочками, обмакивая их в черную или красную краску. Бумаги люди тогда еще не знали, но у египтян был материал, очень на нее похожий, – папирус. Его изготавливали из болотного тростника. Стебли этого растения вначале разрезали на тонкие полоски, а затем склеивали друг с другом. Получалась длинная лента, которую и использовали для письма. Исписанную ленту сворачивали в свиток. Такие книги-свитки хранили в деревянных футлярах.
Научные знания египтян
Главными хранителями научных знаний, самыми грамотными, образованными людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хранили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны. Жрецы и сами занимались научными исследованиями. Они следили за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.
Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, например, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус. Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней. Так египтяне сумели определить продолжительность года. Восход Сириуса стал считаться в Египте началом нового года. Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каждом, а неучтенные 5 дней считались праздничными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предсказать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюдений за небесными телами зародилась одна из древнейших наук – астрономия.
Египетский астрономический календарь
Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением математики. Им удалось открыть многие ее законы. Это позволяло древнеегипетским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.
Как вы думаете, какие математические расчеты необходимо было произвести при строительстве пирамид и храмов?В Египте зародилась и наука об изучении земли – география. Но сведения древних египтян о Земле были еще очень неточными. Они, например, представляли ее себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями – горами, который был окружен бесконечным океаном.
Древние египтяне обладали обширными познаниями в области медицины. Они умели определять заболевание по пульсу человека и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготовляли сложные лекарства, составленные из трав и различных целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.
Чему и как учили в египетских школах
Для управления огромным Египетским государством требовалось множество образованных людей. Их готовили жрецы в школах при храмах. Учились в храмовых школах, как правило, сыновья жрецов и богатых египтян. Здесь их в первую очередь обучали чтению, письму и устному счету. Порядки в египетских школах были очень строгими. За лень и непослушание учащихся секли.
Писец. Древнеегипетская скульптура
После того как ученики овладевали грамотой и счетом, они приступали к изучению истории, географии, математики, астрономии, строительного дела и медицины. После окончания обучения сдавали экзамены. Лишь тот, кто их выдерживал, мог продолжить образование дальше. Но теперь ученик мог избрать по своему желанию один или два самых любимых предмета, которые хотел бы сделать своей будущей профессией. Большинство юношей по окончании школы становились писцами. Это была одна из наиболее уважаемых и хорошо оплачиваемых профессий в Древнем Египте.
Какую роль играли писцы в Древнеегипетском государстве?Древнеегипетское искусство
Египтяне были замечательными художниками. Об этом свидетельствуют многочисленные настенные росписи и рельефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развлечения вельмож и сцены из жизни простых людей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с необыкновенной точностью и достоверностью.
При рассмотрении росписей можно заметить интересную деталь: все люди нарисованы по определенному образцу. Их ноги и голова видны как бы сбоку, а плечи и один глаз – спереди. Египтяне рисовали их так, потому что верили, будто изображения людей могут «оживать» в загробном мире, если жрецы произнесут над ними особые заклинания. Но способностью оживать обладают только те изображения, что нарисованы по правилам.
Древние египтяне были прекрасными скульпторами. Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими размерами. Так, фигура Большого сфинкса, грозного стража пирамид, была высечена из целой скалы. Сфинкс изображен в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса). К этой скульптуре египтяне относились с особым уважением. Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неведомо больше никому.
Большой сфинкс
Подведем итоги
В Древнем Египте появилась письменность. Египтяне добились успехов в изучении математики и географии. Среди них были талантливые художники и скульпторы.
Вопросы и задания
1. Расскажите о письменности древних египтян. Чем и как писали в Древнем Египте?
2. Расскажите о научных знаниях древних египтян.
3. Кто учился в египетских школах? Чему и как их учили?
4. Какие научные достижения древних египтян используются до сих пор?
5. Какие правила изображения людей и почему существовали в Древнем Египте?
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru