Архив по месяцам: Март 2018. Новости науки 2018

Март 2018 — Новости науки

Деревенская ласточка (Hirundo rustica) © Malene Thyssen

Исследователи из России (Государственного Дарвиновского музея), США, Турции, Румынии и Тайваня изучили, как отличается пение деревенских ласточек (Hirundo rustica), живущих в разных регионах Евразии и … Подробнее →

Метки Биология, Зоология © Depositphotos

С каждым годом исследователи обнаруживают все больше интересных оборонительных тактик живых существ, призванных спасти их от лап и клыков хищника. Иногда такое поведение кажется нам … Подробнее →

Метки Биология, Зоология Человеческие следы возрастом 13 тысяч лет найдены в Канаде

Канадские ученые из Университета Виктории и Института Хакаи (провинция Британская Колумбия) нашли человеческие следы по крайней мере трех разных размеров в слое реликтовой почвы под … Подробнее →

Метки Археология, История Останки тираннозавра, найденные в Монтане © David Burnham/KU Lawrence

РИА Новости. Ученые впервые обнаружили останки почти новорожденного тираннозавра на севере США, их изучение поможет разрешить многовековые споры о происхождении, диете и облике «короля мезозоя», сообщает пресс-служба университета … Подробнее →

Метки Палеонтология, Эволюция Луна © NASA

РИА Новости. Уникальная «голубая Луна», второе полнолуние месяца, будет освещать Землю на этих выходных и она станет последним таким событием до октября 2020 года, сообщает онлайн-издание Space.com.

Метки Астрономические наблюдения, Астрономия Synechocystis sp. © The Japanese Fresh-water Algae

Сотрудники МГУ им. М.В. Ломоносова, нескольких российских научно-исследовательских институтов и Берлинского технического университета изучили светособирающие комплексы фотосинтезирующих бактерий, побывавших на околоземной орбите в спутнике «Фотон-М4». Ученые … Подробнее →

Метки Биология, Микробиология Изображение «нанопровода» состоящего из сферических везикул, содержащих переносчики электронов (красный и зеленый). © Университет Южной Калифорнии

Ученый М. Эль-Наггар (Университет Южной Калифорнии, США) и его группа, исследуя метаболизм бактерий вида Shewanella oneidensis, обнаружили механизм, благодаря которому они могут «питаться» электричеством.

Метки Биология, Микробиология Apteronotus albifrons © Vassil/Wikimedia Commons

Обитающие в реках Южной Америки рыбы из рода ножетелок (Apteronotidae) наделены электрическим органом в хвостовой части позвоночника, разряды которого пусть не так сильны, как у … Подробнее →

Метки Биология, Генетика, Зоология, Эволюция Staphylococcus aureus Золотистый стафилококк © National Institute of Allergy and Infectious Diseases

РИА Новости. Ученые из Брауновского университета и Гарварда разработали новый класс антибиотиков, способный уничтожать стафилококк, неуязвимый к действию метициллина и ряда других лекарств, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Метки Медицина, Микробиология, Химия Слева вверху — препарат, приготовленный с помощью стандартной процедуры (структуры соединительной ткани разрушены), внизу —замороженный препарат. Справа — трехмерная структура интерстиция ©Benias et al.

Печень, почки, селезенка и другие органы окружены рыхлой интерстициальной соединительной тканью, которая образует их основу (строму) и заполняет свободное пространство в промежутках. Новый метод конфокальной … Подробнее →

Метки Медицина, Физиология Схема действия разработанного учеными бактериального препарата при его местном применении на ране.

Ученым удалось разработать уникальный биоинженерный метод ускоренного заживления ран. Они «научили» лактобактерии Lactobacillus reuteri синтезировать хемокин CXCL12, стимулирующий деление и работу макрофагов. Обычно этот хемокин … Подробнее →

Метки Медицина, Микробиология © Pixabay

Механизм важнейшей окислительной реакции Байера–Виллигера, известной больше ста лет, раскрыт международной группой ученых. Реакция является универсальным путем получения эфиров органических кислот – базовых соединений для … Подробнее →

Метки Физика, Химия Вода и лёд

Все знают, что свойства воды отличаются от большинства жидкостей: она расширяется при замерзании (поэтому лед легче), при сжатии снижается ее вязкость и так далее. Эти, … Подробнее →

Метки Физика, Химия Останки поселений, найденных археологами в "безлюдных" лесах Амазонии © University of Exeter

РИА Новости. Археологи нашли следы пребывания примерно миллиона людей в предположительно «безлюдной» юго-западной части Амазонии, представителей своеобразного «затерянного племени» индейцев, жившего там до нашествия конкистадоров, говорится в статье, … Подробнее →

Метки Археология, История

Метки Астрономические наблюдения, Астрономия Сверхновая звезда

Сверхновой называют гравитационный коллапс массивной (в 20 и более раз тяжелее Солнца) звезды, в недрах которой закончилось водородное топливо. Это последний этап ее жизненного цикла. … Подробнее →

Метки Астрономия, Космология Тулмозеро раскрыло обстоятельства «великой кислородной революции»

Международная группа исследователей, среди которых были ученые из Института геологии Карельского научного центра РАН, изучили солевые отложения, образовавшиеся в районе карельского Тулмозера 2,3—1,6 миллиардов лет … Подробнее →

Метки География, Геология Горбатый кит © AP Photo/Reed Saxon

РИА Новости. Киты стали самыми крупными животными на Земле из-за необходимости тратить большие количества энергии на обогрев тела в холодной морской воде, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале EurekAlert!.

Метки Биология, Зоология, Эволюция

День российской науки - РИА Новости, 08.02.2018

8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, "учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук".

Российская академия наук (РАН) была учреждена по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. Воссоздана указом президента РФ от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России.

В советское время День науки отмечался в третье воскресенье апреля. Дата определялась тем, что в период между 18 и 25 апреля 1918 года Владимир Ленин составил "Набросок плана научно-технических работ".

Российская наука дала миру много великих имен и открытий. Во всем мире известны такие ученые, как Михаил Ломоносов, Иван Павлов, Дмитрий Менделеев, Константин Циолковский, Петр Капица, Лев Ландау, Игорь Курчатов, Анатолий Александров, Сергей Королев, Николай Доллежаль и многие другие. Благодаря их усилиям страна стала родиной выдающихся открытий и изобретений человеческой цивилизации.

Россия стала первым государством, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая атомная станция.

Постсоветскую эпоху принято считать временем глубокого кризиса в отечественной науке, однако и в 1990-е годы, и позже российским ученым удавалось получать научные результаты мирового уровня. Российские ученые именно в постсоветскую эпоху вырвались вперед в гонке за сверхтяжелыми элементами таблицы Менделеева. Ими или при их участии были синтезированы шесть новых, долгоживущих сверхтяжелых элементов с порядковыми номерами со 113 по 118.

Физики из российского ядерного центра в Сарове под руководством Александра Павловского в начале 1990-х годов разработали метод получения рекордно мощных магнитных полей. В эти годы в России была создана технология, которая позволяет получить самое мощное световое излучение на Земле. Российским ученым принадлежит, возможно, последнее крупное географическое открытие на Земле — обнаружение подледного озера Восток в Антарктиде. Работа сибирских археологов под руководством академика Анатолия Деревянко позволила обнаружить новый, третий по счету вид человеческих существ. Генетические исследования в последние годы позволили ученым узнать много нового о расселении и путях миграции людей на Земле. Российский математик Григорий Перельман в 2002 году доказал гипотезу Пуанкаре — одну из семи "задач тысячелетия" из списка Математического института Клэя. Это только небольшая часть открытий, но она дает представление о масштабах сделанного в постсоветской науке.

Наука — это главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики, медицины, образования, всей социальной сферы. Российские ученые развивают самые перспективные направления в науке, разрабатывают новейшие технологии, готовят учеников.

От достижений ученых напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей, поэтому правительство России уделяет приоритетное внимание поддержке науки и высшей школы, развитию конкурентоспособного сектора научных разработок, созданию комфортных условий для молодых исследователей.

В 2013 году были начаты преобразования в системе Российской академии наук, предприняты меры по укреплению исследовательской инфраструктуры, по созданию для ученых, научных коллективов современных, конкурентных условий для работы. Объединены интеллектуальные, кадровые, материальные ресурсы ведущих академий — Российской академии наук, медицинской и сельхознаук.

В 2013 году была запущена долгосрочная программа фундаментальных научных исследований в России, рассчитанная до 2020 года.

В последние годы значительно возросло число молодых ученых, занимающихся прикладными и фундаментальными исследованиями. Число исследователей в возрасте до 39 лет увеличилось на треть, а по отдельным направлениям доля таких специалистов превышает 50%. В научных изысканиях активно участвуют ведущие вузы России — Московский и Санкт-Петербургский университеты, федеральные и национальные исследовательские университеты.

В настоящее время в России более 150 сильных государственных научных институтов, центров, вузов, на которые приходится примерно 70% всех патентов, выдаваемых на территории РФ, 80% высокоцитируемых работ. В научных исследованиях и разработках в РФ участвует более 3,6 тысячи организаций, в которых работает более 700 тысяч специалистов, из них 370 тысяч — исследователи.

Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития.

В последние годы в России созданы современные центры разработки биотехнологических инновационных препаратов, одним из которых стала российская вакцина от лихорадки Эбола, которая показывает более высокую эффективность по сравнению с другими препаратами, предназначенными для борьбы с этой болезнью.

В декабре 2016 года была принята "Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года". Согласно документу, научный потенциал страны в ближайшие десятилетия будет фокусироваться на решении ряда задач, в числе которых основные риски, связанные с антропогенной нагрузкой на природу; исчерпание возможностей развития экономики вследствие экстенсивной эксплуатации ресурсов; потребности в наращивании энергетические мощности.

Среди приоритетных направлений развития отечественной науки выделены цифровые производственные технологии, создание новых материалов, развитие систем, способных обрабатывать большие объемы данных, искусственный интеллект и машинное обучение, переход к экологически чистым и ресурсосберегающим источникам энергетики, персонифицированная медицина.

Стратегия будет реализовываться при финансовой поддержке федерального бюджета и за счет различных внебюджетных источников. Затраты на исследования и научные разработки постепенно будут увеличены до 2% от ВВП страны, в том числе пропорциональный рост частных инвестиций. Объем частных вложений в науку к 2035 году должен быть не ниже государственных.

В число главных научных открытий 2017 года по версии американского журнала Optics & Photonics News попал созданный российскими учеными в стенах Университета информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге трехмерный метаматериал, который позволяет управлять распространением света и электромагнитных волн без потерь энергии. По версии редакции журнала Science главным открытием 2017 года стало обнаружение российскими и зарубежными физиками гравитационных волн, порожденных во время слияния нейтронных звезд в галактике NGC 4993 в созвездии Гидры.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Пять самых ожидаемых научных открытий в 2018 году

Ученые почти ежедневно делают открытия различного уровня: кто-то исследует способы заваривания кофе, а кто-то - гравитационные волны. И зачастую сложно предсказать эффект, который может произвести на человеческую цивилизацию то или иное, казалось бы, незначительное открытие. Мы собрали самые интересные и действительно будоражащие воображение научные сенсации, которые действительно ожидает человечество. Мы ни в коем случае не претендуем на то, что этот рейтинг закрыт и нет ничего более значимого. Но, как говорят художники, “мы так видим”. Если у вас есть другие идеи - расскажите о них в комментариях.

Итак, пять самых ожидаемых научных открытий, которые должны быть сделаны в 2018 году:

1. Искусственный интеллект сразится с Альцгеймером

В 2018 году впервые автором научного открытия может стать не человек, а искусственный интеллект. Этот революционный прорыв способен совершить алгоритм AlphaGo Zero - искусственный интеллект последнего поколения. Он является детищем британской компании DeepMind, это одно из подразделений корпорации Google.

AlphaGo Zero создан на основе AlphaGo - первой компьютерной программы, которой удалось обыграть чемпиона мира по игре в го Ли Седоля. В отличие от шахмат, здесь невозможно выиграть, просто считая ходы, участникам необходимо стратегическое мышление. В чем сила AlphaGo Zero? Ее предшественника AlphaGo учили играть, заложив в программу базу данных о тысячах партий, которые были сыграны людьми. AlphaGo Zero использует новый алгоритм, для которого опыт человека не нужен. Поэтому создатели добавили в название слово “Zero”, чтобы подчеркнуть: участие человека в работе этой версии искусственного интеллекта равно нулю. В алгоритм только заложили правила игры, дальше он совершенствовал мастерство, играя с самим собой. При этом алгоритм сам разработал новые стратегии игры и нестандартные решения задач. После 3-х дней самообучения Zero смог победить свою «материнскую» версию AlphaGo. За 4 часа алгоритм овладел искусством игры в шахматы и разгромил компьютерную программу Stockfish, которая считалась лучшим игроком в мире (28 побед, 0 поражений, 72 ничьих).

Однако AlphaGo Zero была создана не для того, чтобы отнимать короны у чемпионов мира.

- Игры закончились, - заявил Демис Хассабис, один из основателей DeepMind. - AlphaGo Zero обладает сверхчеловеческими возможностями. Искусственный интеллект займется решением глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Например, это создание новых революционных лекарств и уникальных материалов. Одна из приоритетных задач Zero - это разгадка механизма развития болезней Альцгеймера и Паркинсона. Известно, что нормальному питанию нейронов головного мозга с годами начинают мешать «неправильные» белки. Но ученые не понимают, почему они начинают вырабатываться? Есть надежда, что алгоритм избавит стареющее человечество от деменции.

2. Охота за инопланетянами

Космический телескоп TESS, разработанный специалистами Массачусетского технологического института, предназначен для поиска планет земного типа в нашем ближайшем звездном окружении. Сейчас эту миссию выполняет телескоп «Кеплер», запущенный еще в 2009 году. Однако «старичок» уже дышит на ладан, кроме того, у него небольшой сектор обзора: он наблюдает участок неба вдоль «рукава» нашей Галактики. А в поле зрения телескопа TESS смогут попасть экзопланеты, которые находятся в любом направлении на расстоянии до 200 световых лет.

Ученые прогнозируют, что с помощью нового аппарата будут открыты около 20 тысяч экзопланет! Для сравнения, «Кеплер» смог зафиксировать около 5 тысяч планет. Это значит, что наши представления об окружающей нас Вселенной станут в разы более полными. Ну, и конечно, ученые лелеют мечту отыскать планету, пригодную для жизни. Поэтому, в первую очередь, будут изучаться небесные тела, которые имеют схожие с Землей характеристики.

Ученые прогнозируют, что с помощью нового аппарата будут открыты около 20 тысяч экзопланет! Фото: Герман МАРКОВ.  Ученые прогнозируют, что с помощью нового аппарата будут открыты около 20 тысяч экзопланет! Фото: Герман МАРКОВ.

- Мы рассчитываем, что с помощью телескопа TESS в течение следующего десятилетия нам удастся обнаружить признаки существования внеземной жизни, - говорит астрофизик Сара Сиджер, один из участников проекта. TESS будет запущен на орбиту к июню 2018 года. Стоимость проекта оценивается в $378 млн.

3. Трансплантация головы: мистификация или научный прорыв?

Одна из главных интриг года состоит в том, удастся ли нейрохирургу Серджио Канаверо осуществить свой проект по пересадке головы? Он утверждал, что проведет операцию в декабре 2017 года. Однако на сегодняшний день итальянец может похвастаться только тем, что проделал эту манипуляцию на трупах. Следующий год даст ответ на вопрос: кем все-таки является доктор Канаверо - гениальным ученым или великим мистификатором?

Коллеги-нейрохирурги утверждают, что Канаверо просто торговец воздухом. Потому что все его рассказы о сверхтонком алмазном скальпеле, охлаждении пересаживаемой головы до температуры 29 градусов, склеивании спинного мозга «суперклеем» из полиэтиленгликоля - все это рассчитано на обывателя. Ученые привыкли верить публикациям в серьезных научных журналах. А их нет. Так же, как нет ни одного успешного эксперимента с лабораторными животными. Макака, на которой тренировался доктор Канаверо, была умерщвлена спустя 20 часов после пересадки головы. При этом она не пришла в сознание. Тем не менее, Канаверо выдал это за очередной успех.

Пока итальянец достигает невероятного прогресса только на коммерческом поприще. Он сумел добиться финансирования от властей Китая и получил в свое распоряжение лабораторию трансплантологии медицинского Университета в Харбине. А на днях вышла его книга “Революция в медицине и какие возможности она нам даст”. Издание попало в тройку бестселлеров интернет-магазина Аmazon. Речь там не столько о трансплантации головы, сколько о перспективах цифровой диагностики, создании интерфейса “мозг-компьютер”, генной терапии и стволовых клетках.

4. Знакомство с “убийцей Земли”

В августе 2018 года межпланетная станция OSIRIS-Rex достигнет цели своего назначения - астероида Бенну. По мнению NASA, это один из самых опасных для нашей планеты космических объектов. Вероятность его столкновения с Землей невелика и оценивается, как 1 шанс из 4000. Однако в случае прямого попадания мало никому не покажется. Диаметр астероида - примерно 560 метров. И его падение будет сопровождаться взрывом мощностью 1150 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это в 20 раз превышает мощность термоядерной Царь-бомбы - самого разрушительного оружия, которое когда-либо испытывалось в мире.

OSIRIS-Rex выполняет миссию двойного назначения. Научная цель состоит в том, чтобы взять образцы грунта с поверхности Бенну и в специальной возвращаемой капсуле доставить их обратно на Землю. Достигнув астероида, OSIRIS-Rex зависнет над ним на высоте около 5 километров и примется изучать и картографировать поверхность. А спустя 550 дней начнется медленный спуск космического аппарата. Не садясь на поверхность Бенну, OSIRIS-Rex с помощью роботизированной руки попытается засосать от 60 грамм до 2 килограмм грунта. Ученые рассчитывают получить образцы вещества, из которого образовалась наша Солнечная система. Астероиды - это своего рода капсулы времени, там в первозданном виде хранится космический материал, послуживший в качестве «кирпичиков» для строительства окружающего нас мира. Возможно, ученые найдут подтверждение гипотезе, что жизнь была занесена на Землю именно астероидами.

А вторая цель миссии стоимостью $1 млрд заключается в том, чтобы отработать технологию перехвата астероида, если выяснится, что он все же угрожает Земле. Изучив астероид, ученые придумают способ, как сбить его с опасного курса.

5. Персонализированная медицина

В наступающем году будет завершен британский проект «100 000 геномов», он откроет новую эру - эпоху персонализированной медицины. Медики утверждают, что для человечества это событие сопоставимо по масштабам с изобретением антибиотиков или вакцины от оспы. В чем суть? В рамках проекта «100 000 геномов» медики собираются проанализировать генетический код десятков тысяч человек. Это поможет определить, какой именно участок ДНК связан с тем или иным заболеванием. В результате можно будет диагностировать рак или множество других тяжелых недугов так же легко, как выявить ошибку в диктанте ученика. Генетики прочитают геном человека и увидят, где записана неправильная «буква» в последовательности ДНК. И дело не только в математически точном диагнозе. Врачи будут понимать, какую именно «мишень» и каким лекарственным средством надо «обстреливать» в каждом конкретном случае. Результативность лечения вырастет многократно.

Источник:  kp.ru