Русский астроном нашел девятую планету Солнечной системы. 9 планета солнечной системы 2018

Кто деформировал внешнюю Солнечную систему: звезда-вторженец или «девятая планета»?

В дальних уголках нашей Солнечной системы таится загадка. Долгое время астрономы считали, что восемь планет вращаются на почти идеальных круговых орбитах, потому что однажды сформировались в закрученном диске пыли и газа, окружающем молодое солнце. Но в 2003 году ученые обнаружили нечто странное: карликовая планета Седна обладает странной орбитой, меняя положение от двух расстояний до Плутона до более чем двадцати расстояний до Солнца. И она не одна такая. За годы после этого астрономы обнаружили почти два десятка далеких ледяных объектов, орбиты которых продолговаты и странно наклонены по сравнению с плоскостью Солнечной системы.

Чтобы объяснить такие странности, ученые предположили, что, возможно, эти миры — шрамы жестокого прошлого. Возможно, однажды в юности Солнечной системы рядом прошла звезда и сбила с курса эти миры. Или далекая девятая планета своей гравитацией нарушила порядок в нашей системе.

Последняя гипотеза набрала вес за последние несколько лет, заставив первую нюхать пыль, говорит Сюзанна Пфальцнер, астроном из Института радиоастрономии им. Макса Планка в Германии. Аномалии на орбитах нескольких небольших объектов внешней Солнечной системы накопили доказательства того, что «девятая планета» примерно в 10 раз больше Земли по массе. Между тем, звездный вторженец считался слишком маловероятным — до сих пор. Пфальцнер и ее коллеги недавно опубликовали работу на сервере препринта arXiv, которая была принята The Astrophysical Journal, в которой показали, что звезды могут пролетать рядом с нашей Солнечной системой намного чаще, чем думали. Эти результаты не только придают веса теории звездного пролета, но также могут объяснить, как «девятая планета» вообще оказалась на своей странной орбите.

Странная орбита Седны

Астрономы знают, что Солнце не всегда было таким одиноким. Оно родилось в скоплении сотен или десятков тысяч звезд, которые рассыпались по галактике всего через 10 миллионов лет. Поэтому, пока наше Солнце находилось внутри этого скопления, звезды сновали туда и сюда в головокружительном танце, который легко мог привести к залету в нашу зарождающуюся солнечную систему. Но после разрыва скопления на части вероятность такого вторжения упала почти до нуля. Во всяком случае, так полагали. Но Пфальцнер и ее коллеги теперь утверждают, что шансы на вторжение оставались относительно высокими после того, как скопление начало рассыпаться. После множества длительных компьютерных моделирований они обнаружили, что звезда массой с наше Солнце с вероятностью 20-30% могла пролететь в 50 — 150 а.е. от Плутона (1 а.е. — это расстояние от Земли до Солнца, примерно 150 миллионов километров). Безусловно, такой близкой подход встряхнул бы нашу юную Солнечную систему.

Хотя большие планеты остались бы нетронутыми (Солнце, например, почти не ощущает слабой гравитации восьми планет), вторжение могло бы растолкать небольшие объекты, поместив их на странные орбиты на пределах Солнечной системы. Более того: моделирование также воссоздало вторую тенденцию, которую астрономы наблюдали в Солнечной системе, — склонность внешних объектов группироваться. Они двигаются вместе в тесных группах. Простыми словами, звезда-вторженец прекрасно вписывается в модели, созданные на основе наблюдений.

«Но продержатся ли они на протяжении 4,5 миллиарда лет», то есть пока существует Солнечная система, «это вопрос на миллион долларов», говорит Скотт Кеньон, астроном Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, не принимавший участия в исследовании. И Пфальцнер с ним согласна. Она хотела бы смоделировать долговременное поведение, чтобы понять, сохранятся ли изменения, вызванные звездным вторжением, на протяжении всего срока существования нашей системы.

Ученые жадно ищут новые данные с помощью ряда различных наблюдательных кампаний. Несколько команд, например, уже прочесывают большие куски небес в поисках странностей во внешней Солнечной системе. Скотт Шеппард, астроном из Научного института Карнеги, который не участвовал в исследовании, не может сдержать своего волнения накануне запуска Большого синоптического телескопа — 8,4-метровой тарелки, которая откроет сотни новых солнечных систем.

Кеньон, тем временем, надеется, что космический аппарат Gaia, который находится в процессе уточнения положения миллиарда звезд с беспрецедентной точностью, поможет найти братьев и сестер нашей звезды. Это позволит ученым лучше понять звездное скопление, в котором сформировалась наша юная Солнечная система, а также вероятность того, что другая звезда подойдет слишком близко. «Гайя» — наш новый спаситель», говорит он. Недавнее исследование Gaia позволило отследить пути близлежащих звезд в прошлом и спроецировать их в будущее, только чтобы обнаружить, что 25 звезд могут подойти опасно близко к нашему дому в течение 10 миллионов лет. И, конечно, все хотят найти «девятую планету».

Но Пфальцнер утверждает, что открытие очередного крупного члена Солнечной системы не исключает звездного пролета. «Это не сценарий или/или», говорит она. «Если девятая планета существует, она не исключает модель пролета, скорее говорит в ее пользу». Прогнозируемая орбита девятой планеты, эксцентричная и наклоненная (относительно плоскости Солнечной системы) также могла сформироваться под действием звездного пролета. Открытие девятой планеты расставит много точек над i.

hi-news.ru

Предложено новое подтверждение существования девятой планеты в Солнечной системе

Астрономы продолжают поиск таинственной «Девятой планеты», которая, по их мнению, может существовать практически на самой внешней границе нашей Солнечной системы. И хотя ученые до сих пор не обнаружили прямых доказательств ее наличия, копилка косвенных признаков, указывающих на возможность ее существования, снова пополнилась, сообщает Popular Mechanics.

О том, что на внешних границах нашей системы может «прятаться» еще одна планета или как минимум объект размером с планету, ученые стали подозревать в 2016 году. Американские астрономы Майк Браун и Константин Батыгин вели наблюдение за несколькими самыми удаленными объектами (астероидами и кометами) в Солнечной системе и обнаружили, что все они ведут себя очень странно.

Большая международная группа астрономов использовала данные наблюдений эксперимента Dark Energy Survey, обнаружив новый транснептуновый объект 2015 BP519. По оценкам ученых, этот объект имеет чрезвычайно вытянутую орбиту с малым и большим радиусами, достигающими 35 и 862 астрономических единиц соответственно (1 а.е. = расстояние от Земли до Солнца). Кроме того, как отмечают исследователи, орбита 2015 BP519 наклонена относительно плоскости орбит планет Солнечной системы — на целых 54 градуса.

Если объект не был захвачен во время межзвездного путешествия притяжением Солнца, то он, как и подавляющее большинство других транснептуновых объектов, сформировался вместе с Солнечной системой, а орбита его должна проходить в общей плоскости.

Астрономы несколько лет проводили компьютерное моделирование, но ни одно из них не смогло объяснить эволюцию орбиты тела. Расчеты показывают, что придать ему такой резкий наклон не могла гравитация ни одной из известных планет Солнечной системы — и, возможно, он объясняется влиянием таинственной «Девятой планеты».

Если «Девятая планета» действительно существует, то найти ее будет весьма непросто. По предположениям ученых, ее орбита пролегает в несколько раз дальше, чем орбита Плутона (и может выходить за пределы Солнечной системы), а значит объект толком не могут увидеть земные телескопы. Кроме того, пока ученые не понимают, куда точно нужно смотреть.

hi-news.ru

Русский астроном нашел девятую планету Солнечной системы

Об этом открытии заявили ученые из Калифорнийского технологического института в Пасадене Константин Батыгин и Майк Браун. Название для планеты пока не придумано и астрономы окрестили ее просто - Планета Х. Впрочем, ее еще никто не видел, в том числе и крестные отцы.

Планета Х была открыта с помощью математического анализа гравитационных эффектов, которые испытывают объекты пояса Койпера. Это удаленная от Солнца область, где в большом количестве вращаются мелкие и крупные астероиды и карликовые планеты. Эти небесные тела остались здесь в качестве строительного мусора после формирования Солнечной системы.

- Изучая орбиты этих небесных тел мы пришли к выводу, что на их траекторию явное воздействие оказывает какой-то скрытый гигант, - заявил Браун.- Составив компьютерную модель, мы вычислили параметры планеты-невидимки.

Девятая планета Солнечной системы в представлении художника Фото: R. Hurt / Infrared Processing and Analysis Center / Courtesy of California Institute of Technology

В принципе, в астрономии это обычное дело. Примерно таким же образом ученые предсказали существование Урана и Плутона задолго до их визуального обнаружения.

Оказалось, что масса Планеты Х в 10 раз больше массы Земли. А вращается она вокруг Солнца по очень вытянутой орбите. В момент наибольшего сближения с нашим светилом планету-невидимку и звезду разделяет 200 астрономических единиц (астрономической единицей называется расстояние от Солнца до Земли - ред.). В этот момент Планета Х находится в 7 раз дальше от центра Солнечной Системы, чем Нептун. А самая дальняя точка орбиты находится в 1200 а.е. от Солнца. Именно из-за большой удаленности астрономы никогда не наблюдали Планету Х в телескоп. Полный оборот вокруг Солнца 9-я планета совершает один раз в 15 тысяч лет.

Орбита новой планеты, которую ученые пытаются обнаружить при помощи новейших телескопов. Фото: Рушан КАЮМОВ

Орбита новой планеты, которую ученые пытаются обнаружить при помощи новейших телескопов.Фото: Рушан КАЮМОВ

УБИЙЦА ПЛУТОНА

Любопытно, что один из авторов открытия 9-й планеты Майк Брайн по иронии судьбы раньше носил прозвище... «убийца 9-й планеты». Дело в том, что до 2006 года девятой планетой Солнечной системы считался Плутон. Однако в 2005 году Майк Браун открыл Эриду - планету, которая немного превосходила Плутон по размерам. А вскоре выяснилось, что в поясе Койпера таких небесных тел несколько. В итоге Международный астрономический союз решил ввести в определение понятия «планета» третий критерий: планета должна расчистить свою орбиту от других небесных тел, сопоставимых по масштабу. В итоге Плутон был разжалован в карликовые планеты, а число планет Солнечной системы сократилось до восьми. Что же касается Брауна, то он выпустил научно-популярную книгу под красноречивым заголовком «Как я убил Плутон».

- Самое интересное, что уже тогда я был убежден: Планета Х обязана существовать на окраине Солнечной системы, - вспоминает Браун. - В 2003 году наша группа открыла малую планету Седна. Она по размерам немного уступает Плутону и Эриде, но ее орбита лежит далеко за пределами пояса Койпера и не подвержена гравитационному влиянию Нептуна. Седна на тот момент была самым дальним из известных крупных тел Солнечной системы. Возникал вопрос, какая сила заставила ее выйти на такую нестандартную орбиту? Ответ очевиден: вытащить Седну на такую далекую траекторию могла только массивная планета размером с Нептун.

КТО ТАКОЙ КОНСТАНТИН БАТЫГИН?

С Майком Брауном все понятно. Это авторитетный ученый с большим стажем и блестящим послужным списком. А кто такой Константин Батыгин? В возрасте 13 лет он вместе с родителями переехал из России в США. С блеском окончил Гарвардский университет. Константину еще нет 30 лет, но он уже является профессором Калифорнийского института технологий! О нем говорят, как о математическом и компьютерном гении. В их тандеме с Майком Брауном расчеты и компьютерное моделирование - это зона ответственности Константина.

Впрочем, официально говорить об открытии 9-й планеты еще рано. Надо ее увидеть и зафиксировать. Теперь среди астрономов развернулось соревнование на титул первого ученого, который поймает Планету Х в телескоп. Константин Батыгин и Майк Браун намерены и здесь удержать первенство, в их распоряжении находится большой телескоп в обсерватории Джемени на Гавайях. Но у них теперь много конкурентов по всему миру.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему ее не замечали раньше?

И действительно странно: ведь астрономы способны обнаруживать планеты в других галактиках на расстоянии в тысячи световых лет. Почему же они проморгали планету, которая находится, можно сказать, под носом - в пределах нашей Солнечной системы?

Дело в том, что с помощью прямого наблюдения обнаружить Планету Х было практически невозможно - она слишком далеко. И она должна была бы иметь «калибр», превышающий размеры Юпитера, а также обладать высокой температурой - лишь в этом случае ее можно запеленговать по инфракрасному излучению (а наш найденыш - холодная планета).

Подавляющее количество планет, обнаруженных в дальних мирах, найдены с помощью косвенных методов. Но здесь они тоже не работают. Например, с помощью транзитного метода можно засечь планету, когда она проходит по диску собственной звезды. В нашем случае этот метод неприменим, поскольку мы находимся внутри системы...

Космические станции вроде «Вояджера», которые были отправлены исследовать дальние околицы Солнечной системы, не обладали достаточной мощностью и оборудованием, чтобы обнаружить Планету Х.

Почему же с помощью математического анализа не открыли Планету Х раньше? Это объясняется просто: те небесные тела, чье нелогичное поведение заставило думать о том, что на них влияет далекая планета-гигант, были открыты только несколько лет назад.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Стивен Хокинг: «С Земли пора бежать»

Профессор Стивен Хокинг - один из самых авторитетных ученых в мире, к высказываниям которого человечество с интересом прислушивается, дал интервью британскому радио Radio Times. И снова его - человечество - напугал, выразив сомнение, что мы переживем ближайшие 100 лет. Потому что можем сами себя уничтожить, развивая науку и технологии. Более всего, по мнению профессора, сейчас страшны ядерное оружие и генетически модифицированные вирусы (подробности)

www.yar.kp.ru

9 ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ – МИФ ИЛИ ПРАВДА?

9 планета Солнечной системы – это гипотетическая планета, на су­щест­во­ва­ние которой указывают орбиты транс­неп­ту­но­вых тел [1]. 9 планета Солнечной системы не имеет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Плутону. Плутон является кар­ли­ко­вой планетой, наряду с Ма­ке­ма­ке, Эри­дой и Хау­меей [2]. И в том, что планеты пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­ва­ли, нет ничего осо­бен­но­го! История изучения Сол­неч­ной сис­те­мы и яв­ля­ет­ся историей уточ­не­ния знаний об ок­ру­жа­ю­щей нас пла­не­тар­ной системе. Соб­ст­вен­но, как и наука вообще является пос­то­ян­ным про­цес­сом уточ­не­ния знаний в той или иной области изучения. Вот этим и пытаются за­ни­мать­ся учёные, изучающие гипотезу су­щест­во­ва­ния 9 планеты Солнечной системы.

НОВАЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Итак, поскольку 9 планета Солнечной системы является всего-навсего теорией гипотезой, у неё, со­от­вет­с­т­вен­но, есть сто­рон­ни­ки и про­тив­ни­ки. Одни учёные стараются доказать, что она су­щест­ву­ет, а другие пытаются доказать, что «эти учёные ничего не по­ни­ма­ют и потому пред­ла­га­ют такие эк­зо­ти­чес­кие гипотезы». Но пред­ла­гать их приходится, поскольку влияние на орбиты транс­неп­ту­но­вых тел наб­лю­да­ет­ся [3], а 9 планета Солнечной системы яв­ля­ет­ся самым простым объяс­не­ни­ем этого факта. Тем не менее, есть и другие гипотезы! В част­нос­ти, влияние на орбиты пред­ла­га­ют объяснять не с помощью гра­ви­та­ции, а с помощью фи­зи­чес­ко­го воз­дейст­вия [4]. Может быть, кос­ми­чес­кие объекты меняют орбиты, стал­ки­ва­ясь друг с другом.

Есть и компромиссное объяснение! Оно зак­лю­ча­ет­ся в том, что «9 планета Солнечной системы» яв­ля­ет­ся вовсе не планетой, а со­во­куп­нос­тью малых тел [3], [4]. И это было бы дейст­ви­тель­но очень хорошим объяс­не­ни­ем! Оно решило бы много про­ти­во­ре­чий и загадок. Вот только оно отвечает не на все вопросы! Именно поэтому кон­цеп­ция 9 планеты Солнечной системы, при всей своей эк­зо­тич­нос­ти, является самой кон­сер­ва­тив­ной гипотезой. И хотя ос­та­ёт­ся ещё много загадок, точно так же, как в случае с чер­ны­ми дырами, нелепо было бы скеп­ти­чес­ки от­ма­хи­вать­ся от стройной гипотезы, просто потому, что она пока не доказана окон­ча­тель­но. Так что остаётся только про­дол­жать вгля­ды­вать­ся в те­ле­скоп или слетать и потыкать палкой!

9 планета Солнечной системы

9 ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Источники

[1] arxiv.org/abs/1805.05355

[2] arxiv.org/abs/1709.05427

[3] solarsystem.nasa.gov/planets/hypothetical-planet-x/in-depth/

[4] colorado.edu/today/2018/06/04/collective-gravity

[свернуть]

Загрузка...

pop-science.ru

Топ заблуждений об астрономии. 3. В Солнечной системе 9 планет

Сейчас многие скажут: «да, да, мы в курсе, что какие-то негодяи-астрономы разжаловали Плутон, поэтому теперь у нас в Солнечной системе восемь планет».

Однако дело в том, что «в Солнечной системе восемь планет», это тоже не верно.

И если бы дело состояло лишь в том, что люди не следят за последними астрономическими новостями, то в такой ошибке не было бы ничего особо страшного. Да только вот подобные ошибочные суждения напрямую завязаны не на игнорирование новостей, а на превратные представления о Солнечной системе в целом.

Мои ровесники заучивали в школе (а особые любители ещё до школы) перечень из девяти планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Это выглядело очень понятной системой. Вроде как у нас тут налицо некая очевидная иерархия: вокруг Солнца вращаются девять планет, вокруг некоторых планет — их спутники. Ещё случаются какие-то там кометы и астероиды, но это ведь так, мелочишка.

И тут нет ничего удивительного: на каждом этапе своего развития человечество выстраивало для себя некий относительно простой вариант устройства небес. Во-первых, потому, что на каждом этапе было ещё много чего неизвестно, а во-вторых, потому, что так проще всё это дело воспринимать.

Но если мы взглянем на количество планет в тот или иной момент времени, то закономерность многим покажется весьма неожиданной.

Год Количество планет
1000 7
1700 6
1790 7
1820 11
1860 8
1930 9

Дело ясное, что дело тёмное. Логично было бы ожидать роста количества планет со временем, мы же вместо этого наблюдаем очень странные колебания.

А происходило вот что. С античности до Возрождения люди считали планетами те тела, которые движутся по небу. Поэтому в число планет включались Солнце и Луна. Земля же, как центр мироздания, планетой не считалась: она ведь такая большая и плоская, в отличие от этой круглой мелочи у нас над головами.

Звёзды, правда, тоже движутся, но это тяжелее заметить. Но если последить подольше, то их движение, хоть и не столь стремительно, сколь у планет, но всё равно может быть весьма ощутимым, и в целом расклады звёзд на небе меняются вовсе даже не за миллионы лет, а существенно быстрее.

Однако по мере утверждения гелиоцентрической системы и вообще смены представлений о небе, как о совокупности окружающих Землю сфер, на более-менее близкие к современным различия между Солнцем, Луной, Землёй и всем остальным стали слишком очевидными, чтобы их игнорировать, поэтому Солнце с Луной из числа планет исключили, а Землю, наоборот, добавили.

Потом в 1781 году Уильям Гершель открыл Уран, который тоже был включён в число планет.

Чуть позже — в 1801-м — Джузеппе Пиацци открыл Цереру, о которой, впрочем, вы, весьма вероятно, не знаете.

Церера — это относительно крупный космический объект, расположенный между Марсом и Юпитером в так называемом «поясе астероидов». Однако о существовании пояса астероидов тогда никто не знал, поэтому в число планет — по аналогии с Ураном — была добавлена и она.

За следующие несколько лет были открыты Паллада, Веста и Юнона — другие объекты из, как мы сейчас знаем, пояса астероидов. Первые две были сравнимы по размерам с Церерой (хотя и поменьше), поэтому и их тоже добавили в список.

В 1846-м году был открыт Нептун. С его открытием была связана целая куча интриг, поэтому, кого считать первооткрывателем, не совсем ясно. Сейчас ими считаются Урбен Леверье, Иоганн Галле и Генрих д’Арре, но вы можете увидеть и другие версии — особенно в книгах, написанных до двадцать первого века.

Одновременно с тем продолжались поиски объектов в поясе астероидов и их уже было открыто более сотни. Что подводило астрономов к мысли: Церера, Паллада, Веста и Юнона не просто так находятся на столь близких орбитах. Там, видимо, вообще много таких объектов — астероидов. Они как бы все заодно, а не сами по себе, как остальные планеты.

Поэтому Нептун был добавлен, а четыре астероида разжалованы — иначе бы счёт «планет Солнечной системы» очень скоро пошёл на тысячи. И в результате вскорости открытая Гигея, близкая по своим параметрам к Палладе, побыть планетой уже не успела.

В 1930-м Клайд Томбо открыл Плутон, который в дальнейшем блестяще повторил судьбу Цереры.

Мои сверстники ведь не просто так заучивали перечень из девяти планет: до 1992-го года просто никто не знал, что и Плутон, подобно Церере, находится в поясе астероидов. Более того, многие астрономы считали, что такой пояс вообще не мог сохраниться до наших дней, а присутствовал лишь на ранних этапах формирования Солнечной системы.

Кстати, в честь одного из таких астрономов — Койпера — этот пояс и назвали. Знатный троллинг получился.

Но, несмотря на суровый скепсис и проблемы с финансированием, два астронома — Дэвид Джуитт и Джейн Лу, обманом получая гранты под другие исследования, продолжали искать другие объекты за Нептуном, кроме Плутона. И в 1992-м году всё таки нашли такой объект, которому дали звучное и романтическое название «1992 QB1».

Этот объект, впрочем, был довольно мелким, однако в двухтысячных обнаружились объекты и покрупнее. В частности, Эрида, которая размером с Плутон, но тяжелее. А также Макемаке, Хаумеа, Седна и многие другие. В общем, всё, как и в прошлый раз: к «планете» прилагался цельный пояс астероидов.

И тут снова настал повтор момента: либо добавить их всех к планетам (как минимум, Эриду, Макемаке и Хаумею), либо выпилить из списка Плутон, как «одного из многих».

Причём наличием «конкурентов» Плутона из пояса Койпера дело не кончалось. Поскольку в числе крупнейших объектов пояса Койпера, кроме Плутона, Эриды, Макемаке и Хаумеи, оказался ещё и Харон…

И тут мы переходим ко второй грани нетривиальности Солнечной системы, после количества объектов в ней. К грани, ещё более превратно представляемой большинством людей.

Давайте, пожалуй, взглянем на Плутон.

«А почему их двое?», — возможно, спросите вы.

Ну, потому что их правда двое — Плутон и Харон. И они близко друг от друга (рисунок с соблюдением всех пропорций). А от Земли — далеко. Поэтому почти пятьдесят лет после открытия эту пару принимали за одну планету. И только в 1978-м году Джеймс Кристи разглядел на фотографии некую «пучность», отсутствовавшую на предыдущих фотографиях. Радикальное изменение формы планеты было маловероятно, поэтому пучность трактовали, как крупный спутник Плутона, находящийся совсем близко к нему, что потом подтвердилось более чёткими снимками.

И он ведь реально, совсем близко. И реально крупный. Настолько крупный, что центр масс этой пары лежит вне поверхности Плутона, по коей причине их вообще следовало бы считать двойной планетой.

Вообще представление о размерах космических объектах — это и есть та самая «вторая грань превратности нетривиального».

В частности, людям кажется, будто «планета» — это обязательно что-то такое большое, а «спутник планеты» — обязательно что-то маленькое.

Ну так вот Харон, всего вдвое меньший по радиусу, чем Плутон, ехидно над этим посмеивается.

Но наверно ещё смешнее Луне, которая в полтора раза больше Плутона. А вместе с ней — Каллисто, Ио, Европе и Тритону, которые тоже больше Плутона.

Или спутнику Сатурна — Титану и спутнику Юпитера — Ганимеду, которые больше не только Плутона, а и даже Меркурия. И лишь на треть меньше Марса

Иными словами, если бы мы судили только по размерам и массе, то Марс, Меркурий и особенно Плутон в Солнечной системе имели бы целую кучу конкурентов. Даже Земля и Венера чувствовали бы себя не так уверенно.

Кстати, будь Луна совсем немного тяжелее, Землю и Луну тоже следовало бы считать двойной планетой, поскольку их центр масс был бы за поверхностью Земли. Ведь он уже сейчас вдвое ближе к поверхности Земли, чем к её центру.

При этом сами Венера с Землёй кажутся карликами на фоне четырёх реально больших планет.

В общем, то, что при сильно упрощённых представлениях кажется очевидным — кого считать планетой, а кого нет, — при более детальных представлениях всю свою очевидность сразу же теряет.

Ну да ладно. Так сколько же тогда планет в Солнечной системе?

Правильный ответ: а хрен его знает. Смотря что мы решим называть «планетой».

И одновременно с тем, как бы мы ни решили, грань будет очень тонка, а определение — весьма условным.

Сейчас, например, «планетой Солнечной системы» решено было называть нечто, удовлетворяющее следующим критериям. Оно…

1. …вращается вокруг Солнца.
  2. …имеет достаточную массу, чтобы своей гравитацией привести себя к гидростатическому равновесию (упрощённо это можно воспринимать, как способность принять относительно ровную форму, близкую к приплюснутому шару).
  3. …способно расчистить свою орбиту от других объектов.

Таким образом, довольно крупные Ганимед, Титан и Луна отсеиваются на первом пункте, множество мелких объектов, вращающихся вокруг Солнца — на втором, а Плутон и ему подобные на третьем.

Правда, те, кто отсеивается по третьему пункту, как бы отсеивается не совсем: для таких введён специальный термин «карликовая планета», коим сейчас названы пять объектов: Плутон, Эрида, Хаумеа, Макемаке и Церера. Про трёх соседей Цереры — Весту, Палладу и Гигею — пока неизвестно, имеется ли у них гидростатическое равновесие, поэтому их статус под вопросом. Как и статус ещё пары–тройки десятков всевозможных объектов Солнечной системы. Так что с карликовыми планетами всё ещё более не ясно, чем с «классическими».

Из-за всех этих неясностей проще воспринимать термин «планета», как некое условное название определённого подмножества объектов, а не указание на некие сильно отличающиеся от всех остальных объектов качества. У крупных планет, да, много своего оригинального, но как только мы доходим до планет помельче, то тут переход к карликовым планетам или к не планетам вообще оказывается слишком плавным, чтобы воспринимать их как некие совершенно разные множества.

По этой причине текущая классификация, вообще говоря, принята не «наукой» или «астрономами», а конкретно Ассамблеей Международного Космического Союза, да и там далеко не все участники согласились с осмысленностью текущего определения.

Которое, вдобавок, касается только Солнечной системы, а как быть с системами других звёзд, по-прежнему неясно.

Поэтому «на самом деле» к количеству планет явно не относится. Сколько их в Солнечной системе «на самом деле» сказать в принципе невозможно. Можно только утвердить сие чьим-то произволом.

Но зато вполне возможно сказать: в Солнечной системе есть четыре «газовых гиганта» (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), из которых два — ещё и ледяные (Уран и Нептун), четыре «планеты земной группы» (Меркурий, Венера, Земля, Марс), а также десятки миллионов других объектов, вращающихся, как вокруг Солнца, так и вокруг других крупных объектов, причём некоторые из них могут поконкурировать в габаритах не только с Меркурием, но и даже с Марсом.

Причём нет никаких гарантий, что в Солнечной системе больше нет никаких иных крупных объектов — сравнимых по размерам не просто с Землёй, а даже с газовыми гигантами. Сейчас, в частности, существует довольно уверенное предположение, основанное на анализе траекторий движения объектов из пояса Койпера, что как минимум одна такая планета всё-таки есть. Но вращается она по столь далёкой от Солнца орбите, что обнаружить её пока не удалось.

Эта статья на сайте «XX2 век»doc-файл

lex-kravetski.livejournal.com

Девятая планета в Солнечной системе: новые подтверждения существования

Анастасия Сухинина,

24 мая 11:30 / Наука и техника

Девятая планета в Солнечной системе

Многие астрономы уверены, что на границе Солнечной системы существует, так называемая, «Девятая планета». Прямых доказательств того, что она есть – пока что не обнаружено. Однако, исследователи не сдаются.