Конспект урока по географии 5 класс "Планеты Солнечной системы". Что такое планета определение 5 класс
дайте определение небесные тела география 5 класс
Небесное тело-(астрономический объект) — материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве. К небесным телам можно отнести кометы, планеты, метеориты, астероиды, звёзды и прочее. Небесные тела изучает астрономия.
Небесное тело-(астрономический объект) — материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве. К небесным телам можно отнести кометы, планеты, метеориты, астероиды, звёзды и прочее. Небесные тела изучает астрономия.
Астероиды. Астероиды, как и планеты, движутся по собственным орбитам вокруг Солнца Сегодня известно около сотни тысяч астероидов. им предоставлены порядковые номера, а также имена писателей, художников, актеров, известных деятелей. Подавляющее количество астероидов находится в кольце, расположенном вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера. Это кольцо еще называют поясом астероидов. Возможно, что астероиды были когда-то единственной планетой или остатками «строительного материала», из которого образовалась наша Солнечная система. Астероиды, как и планеты, не излучают света и тепла. До 2006 г. в состав Солнечной системы относили девять планет. Девятой считалась маленькая планета Солнечной системы Плутон (рис. 65). Она в 4 раза меньше Земли. Современные ученые отнесли ее к астероидам. За Плутоном обнаружено большое количество небесных тел, которые, как и Плутон, более подобные астероидов. Кометы. Это небесные тела, которые движутся вокруг Солнца очень вытянутыми орбитами, то приближаясь, то удаляясь от него (рис. 66). Они состоят преимущественно из водяного льда, замерзших газов и мелких обломков. Приближаясь к Солнцу, кометы начинают таять, и из испарений в них образуется хвост. Длина этого хвоста может достигать миллионов километров. Хвост кометы всегда направлен в сторону от Солнца. С удалением кометы от Солнца он становится меньше. Наиболее исследованной кометой является комета Галлея. Это одна из немногих комет, которую можно увидеть невооруженным глазом. Один полный оборот вокруг Солнца он делает за 76 лет. Поэтому раз в 76 лет люди имеют редкую возможность наблюдать за появлением кометы Галлея на небе. Последний раз ее видели в 1986 p., Следующий раз люди увидят комету Галлея на небе в 2061 Метеороид. Небесные тела, размеры которых меньше 1 км, ученые назвали метеороид. Если такое небесное тело приближается к планете, то зоно попадает под ее влияние, притягиваются, а иногда падает на поверхность планеты, образуя кратер. Космические тела, которые, падая на Землю, полностью не сгорают в атмосфере и посягают ее поверхности, называются метеоритов. Самый крупный метеорит Гоба имеет массу 66 т. Этот железный метеорит найден на территории современной Намибии в Африке. Метеорит упал на Землю около 80 тысяч лет назад и был обнаружен случайно, потому что уже не осталось ни кратера, ни других следов его падения. Всего в течение года на Землю падает около двух тысяч метеоритов. Но крупные метеориты встречаются редко. их тщательно изучают. Это позволяет ученым сделать вывод о составе небесных тел и процессы, происходящие за пределами Земли. Значительно больше метеороидов сгорает в атмосфере Земли, не долетев до ее поверхности. Такое сгорания метеороидов сопровождается световым явлением. Кратковременный вспышка света на звездном небе астрономы называют метеором. Происходит он на высоте 80-100 километров над Землей. Когда людям удается видеть метеоры, они говорят, что это падают звезды или покатилась звезда (рис. 67). В 1801 г. итальянский астроном Джузеппе Пиацци заметил на небосклоне небесное тело, очень похожее на звезды. Тело назвали «астероидом», что означает «подобный звезды». Орбита его оказалась между орбитами Марса и Юпитера. Пиацци назвал астероид Церерой в честь богини плодородия и земледелия — покровительницы Сицилии.
спсспспспспспспспспсппспспсппспспсппспспспсппспспсппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппмпппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп
Небесное тело-(астрономический объект) — материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве. К небесным телам можно отнести кометы, планеты, метеориты, астероиды, звезды и прочее. Небесные тела изучает астрономия. Мне за это 5 поставили!
Небесное тело-(астрономический объект) — материальный объект, естественным образом сформировавшийся в космическом пространстве. К небесным телам можно отнести кометы, планеты, метеориты, астероиды, звёзды и прочее. Небесные тела изучает астрономия.
touch.otvet.mail.ru
Современное понятие о Вселенной — урок. География, 5 класс.
Галактика — система из звёзд и звёздных скоплений, газа, пыли и тёмной материи.
Все объекты в составе галактики участвуют в движении вокруг общего центра.
Космос — это звёзды и планеты, кометы и астероиды, вся совокупность небесных тел и межзвёздного пространства.
Примером галактики может служить Млечный путь. В галактике Млечный путь находится наша планета — Земля.
Вселенная — это космическое пространство и всё, что его заполняет: космические тела, газ, пыль.
Во вселенной существует множество галактик, но рассмотреть на небе можно только \(3\) из них, например, туманность Андромеды.
Ближайшие к нам галактики: туманность Андромеды и Большое и Малое Магеллановы Облака
Небесные тела отличаются размерами. Самые большие из них — звёзды, самые маленькие — частички космической пыли.
Расстояния между небесными телами во Вселенной очень велики, поэтому их обычно измеряют в световых годах.
Световой год — расстояние, которое свет проходит за один земной год.
Расстояния до галактик таковы, что свет от них идёт к нам миллионы лет!
Современная наука предполагает такую модель Вселенной. Планета Земля входит в состав Солнечной системы, которая является частью галактики Млечный путь. Наша и другие галактики образуют скопления галактик, а они — сверхскопления. Мир Вселенной очень разнообразен и содержит бесчисленное количество небесных тел и их систем.
www.yaklass.ru
Конспект урока 'Земля - планета Солнечной системы' 5 класс ФГОС
Тема урока «Земля — планета Солнечной системы», 5 класс
Цель: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы; выделить отличительные признаки планеты Земля от других планет.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям Солнечная система, Млечный Путь, Галактика, Вселенная; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: учитывать позиции других людей, уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблемы.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
Тип урока: урок открытия нового знания
Вид урока: урок усвоения нового материала, практикум.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал для практического задания, плакат «Планеты Солнечной системы», тетрадь-тренажёр, электронный учебник, презентация.
Технологическая карта урока
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Вот звенит для нас звонок — начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?
Давайте определим, что мы должны узнать сегодня на уроке, решим кроссворд
Формулировка темы и целей урока.
В прошлом году вы изучали разные планеты Солнечной системы и многое узнали и о нашей планете.
Установление причинно- следственных связей Просмотр слайдов, ответы на вопросы
Принятие учебной задачи Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью
Нахождение общего решения в совместной деятельности Формулирование своего мнения.
3. Введение в тему. Постановка цели и задач урока.
. Мы знаем, что Земля — одна из планет Солнечной системы.
Что такое Солнечная система? (при затруднении- определение из электронного учебника)
Солнечная система вместе со всеми звездами образует Галактику (определение на диске).
Наша Галактика носит имя Млечный Путь (рисунок на экране), а скопление разных Галактик
образует Вселенную (показ разных галактик).
Давайте попытаемся написать точный «космический» адрес Земли, используя тетрадь-тренажёр на стр.36 «Работаем с текстом», №1.
Проверка через документ камеру
Умение сформулировать тему урока, умение формулировать проблему, цель Анализ, сравнение, установление причинно- следственных связей
Принятие учебной задачи Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью
Нахождение общего решения в совместной деятельности Формулирование ответа на поставленный вопрос
Таким образом, Земля — часть Вселенной и часть Солнечной системы.
2. Работа с атласом стр. 14-15
Согласно современным представлениям, наше Солнце миллиарды лет назад окружало огромное холодное облако, состоявшее из газов и пыли. Именно из него, с течением большого количества времени сформировались планеты Солнечной системы. (Вопросы (Приложения №2)
Демонстрирует схему на доске — Планеты Солнечной системы.
Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы:
Анализ, сравнение, установление причинно- следственных связей Ответы на вопросы
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.
Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств. Понимание возможности различных позиций других людей и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
5. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы
Организация беседы для выявления отличительных признаков планеты Земля, создание проблемной ситуации.
Организация работы групп, разработка формы схемы, таблицы, коррекция результатов работы.
Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу. У каждого из вас есть таблица (Приложение №3), в которую вы должны будете внести сведения. Для того, чтобы сократить время работы, вы будете работать в парах. Каждая пара должна ответить на один вопрос и занести этот ответ себе в таблицу ответов. В дальнейшем, когда будем проверять, вы внесёте и другие ответы. Вопрос, на который должна найти ответ ваша пара выделен. Ответы должны быть краткими. На работу вам даётся 5 минут. (Приложение №4)
Выделение отличительных признаков планеты Земля. Умение находить в тексте сведения и факты, данные в явном виде, выделять главное, осуществлять анализ, сравнение, классификацию, формулировать выводы. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика планет» по изученному материалу с выделением особенностей объектов изучения.
Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. Обмен информацией в группе
Контролирование правильности и полноты проведённого анализа содержания учебного материала в ходе заслушивания ответов членов группы.
Осознанное построение речевого высказывания. Владение элементами коммуникативной рефлексии.
6.Сравнение полученного результата с эталоном (контроль)
Проверяет полученный результат
Проверка выполнения практической работы и заполнение таблицы всеми учащимися. (с использованием презентации-
В практической работе мы указали планеты, у которых отсутствуют спутники, а есть ли спутники у Земли?
Полетели на Луну — Руку в сторону одну. А вторую вверх подняли, Словно крылья замахали. Подскочили высоко — Вот Луна, недалеко! Потянулись — вот она На ладонях вся ЛУНА!
Сравнение выделенных отличительных признаков планеты Земля с эталоном, предложенным учителем Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Внесение необходимых корректив в полученный результат. Самостоятельное оценивание правильности выполненной работы
8. Включение полученных знаний в систему знаний
Познавательные вопросы различной сложности
Опережающее задание — сообщение о Луне.
А сейчас я расскажу вам сербскую сказку «Почему у Месяца нет платья?» (Приложение №6)
Давайте узнаем, почему внешний вид Луны изменяется (учебник, стр.57, и показ слайд-шоу «фазы Луны»)
— Как узнать, глядя на небо фазу Луны?
— Почему на Луне нет жизни?
Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме
Т.т. с.34 №1-5 (взаимопроверка через документ камеру)
Всё верно -«5», 4 верных ответа- «4», 3 верных ответа «3» и т.д.
— Поднимите руки кто получил «5», «4», «3», «2». Теперь вы сами видите, над чем надо поработать дома.
Выбор задания посильной трудности. Ответы на вопросы. Анализ, сравнение, установление причинно — следственных связей
Выполнение заданий Различение способа и результата действия
Ответы на предложенные вопросы Построение монологического высказывания
Учитель консультирует, помогает
Метод незаконченных предложений
Сегодня на уроке я узнал о…
Мне было интересно, потому что…
Больше всего мне понравилось…
Этот урок дал мне для жизни…
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длиннымЗа урок я не устал / усталМое настроение стало лучше / стало хужеМатериал урока мне был понятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5
Самостоятельное оценивание результатов своего труда
Предлагает несколько заданий на выбор
Модель Солнечной системы,
Рисунок, сообщение на тему: «Земля-уникальная планета Солнечной системы»
Выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей Адекватно оценивать свои возможности
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Приложение № 3.
Сравнительная характеристика планет солнечной системы.
Приложение №4
1. Самая большая планета. Во сколько раз её масса больше массы Земли?
2. Самая маленькая планета. Во сколько раз её масса меньше массы Земли?
3. Самая холодная планета. Как отличается её температура от температуры Земли?
4. Самая горячая планета. Как отличается её температура от температуры Земли?
5. Самая далекая планета. На каком расстоянии она находится от Земли?
6. У какой планеты скорость движения по орбите:
А) самая большая?
Б) самая маленькая?
7. Ближайшая к Земле планета. На каком расстоянии она находится от Земли?
8. У какой планеты самый большой радиус. На сколько он больше земного радиуса?
9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца? Во сколько раз она больше скорости Земли?
10. У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной? (почти одинаковые скорости)
11. Какие планеты имеют близкий к земному угол наклона оси к плоскости орбиты.?
12. У каких планет отсутствуют спутники?
Используя дополнительный (статистический) материал ответьте на вопросы и запишите ответы в таблицу.
1. Самая большая планета. Во сколько раз её масса больше массы Земли.
Юпитер . её масса в 318 раз больше земной
2. Самая маленькая планета. Во сколько раз её масса меньше массы Земли
3. Самая холодная планета. Как отличается её температура от температуры Земли
Нептун, она холоднее Земли на 202 градуса
4. Самая горячая планета. Как отличается её температура от температуры Земли
Венера, она теплее Земли на 452 градуса
5. Самая далекая планета. На каком расстоянии она находится от Земли?
Нептун, она удалена от Земли на 4348,1 млн.км
6. У какой планеты скорость движения по орбите:
7. Ближайшая к Земле планета. На каком расстоянии она находится от Земли?
Венера, она находится на расстоянии 41,4 млн.км от Земли
8. У какой планеты самый большой радиус. На сколько он больше земного радиуса.
Юпитер, он больше земного радиуса на 63549 км
9. У какой планеты самая большая скорость вращения вокруг Солнца? Во сколько раз она больше скорости Земли?
Меркурий, его скорость больше земной в 5 раз
10. У какой планеты скорость вращения вокруг своей оси сравнима с земной? (почти одинаковые скорости)
11. Какие планеты имеют близкий к земному угол наклона оси к плоскости орбиты.?
12. У каких планет отсутствуют спутники
Сообщение о Луне
Предполагают, что когда-то Луна была самостоятельной планетой, но гигантский метеорит столкнул её со своей орбиты и она попала в поле притяжения Земли. Луна оказывает огромное влияние на процессы, происходящие на Земле. Шарообразная форма Луны и её большие размеры позволяют рассматривать Землю и Луну как двойную планетную систему с общим центром вращения вблизи земной поверхности. Сила притяжения Луны, и сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны приводят к образованию приливов и отливов на Земле.
Почему у Месяца нет платья? (Сербская сказка) Приложение № 6.
Решил Месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел.
Так и остался Месяц без платья.
Исаак Ньютон (1643-1727), английский физик, математик и астроном, предположил, что ряд явлений вызваны одной причиной — силами тяготения. Проведя многочисленные расчеты, ученый пришел к выводу, что все тела в природе притягиваются друг к другу.
В. Учебник: с. 44. Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы.
Учитель: Единственный достаточно тяжелый предмет поблизости — это наша планета. Поэтому в повседневной жизни мы ощущаем только земное притяжение. Все живые существа на земле чувствуют притяжение Земли. Кузнечик, подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Деревья, как и остальные растения, также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду озер, рек, морей, океанов, дома, самолеты, спутники и т.д. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести. (Далее — рассказы подготовленных детей).
Г. 1-й ученик:«Мы постоянно видим влияние силы тяжести на все окружающее нас. Это она ориентирует по вертикали и деревья, и цветы, и отвес, и самих нас — людей, управляет движением капель дождя, стоком речной воды и образованием различных осадков, удерживает на Земле атмосферу и воду, не дает нам улететь в пространство под влиянием центробежной силы, связанной с вращением Земли».
2-й ученик: «Это сила тяжести создает опасные лавины, камнепады, управляет движением грозных селевых потоков, мешает спортсменам делать невиданные прыжки, мешает взлету самолетов и ракет и отнимает у человечества огромные энергоресурсы на преодоление сил притяжения Земли. Все эти лифты, лебедки, подъемные краны и многие другие механизмы работают для преодоления силы тяжести. В то же время она частично и восполняет нам энергию; ведь без нее вода не вращала бы турбины гидроэлектростанций».— Попытайтесь самостоятельно привести примеры действия силы тяжести на тела. (Тетрадь: с.14, задание 1 в помощь)
Источник: botan.cc
teora-holding.ru
Конспект урока по географии 5 класс "Планеты Солнечной системы" страница 3
Время выполнения задания 4 мин. Приступаем!
- А теперь запишите домашнее задание, которое вы видите на доске. Составить синквейн:
1 строка - одно слово или словосочетание - название синквейна, тема, обычно существительное;
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;
4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;
5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.
- Мы подошли к концу нашего путешествия. Теперь мы все возвращаемся домой. Давайте вместе подведем итоги проделанной работы. У вас на партах наклеены цветные стикеры двух цветом, сейчас вам буквально 1 минута времени чтобы их заполнить. На стикерах зеленого цвета вы пишите, что вы узнали нового в ходе урока, а на оранжевых пишете ваши пожелания и эмоции по пройденному уроку, затем выходим к доске и клеем их, на правую половину зеленые, на левую – оранжевые.
Спасибо за урок, до новых путешествий!
3 команда – «Планеты-карлики»
Карликовые планеты вращаются вокруг Солнца, как и восемь больших планет. Но в отличие от планет, карликовые планеты не в состоянии очистить свой орбитальный путь. Карликовая планета намного меньше, чем планеты (меньше, чем даже спутник Земли Луна). Наиболее известной из карликовых планет является Плутон. Главное различие между карликовой планетой и планетой заключается в том, что планеты, расчищают свой путь вокруг Солнца, в то время как карликовые планеты, как правило, имеют орбиты, пересекающие зоны других подобных объектов, таких как Пояс астероидов и Пояс Койпера. Первые пять признанных карликовых планет являются Церера, Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа. Ученые считают, что могут быть десятки или даже более 100 карликовых планет, ожидающих открытия.
Учащиеся выполняют задание, после- фикультминутку.
Класс снова делится на 3 команды:
1 команда: рисунки с историей Марса.
2 команда: рисунки с историей Сатурна
3 команда: рисунки с историей Плутона
После выполнения задания команды представляют свои проекты.
Записывают домашнее задание.
Обучающиеся пишут, что нового узнали на уроке, пожелания, затем приклеивают на доску.
infourok.ru