Доклад: Как изобретали планетарий. Сообщение о планетарии
Самый крупный планетарий Москвы: краткий обзор
Астрономией в настоящее время интересуются многие дети и взрослые. Эта загадочная наука с каждым годом привлекает к себе все больше людей.
Именно поэтому практически в каждом городе сегодня открыты разнообразные планетарии. Больше всего подобных залов, выставок и мероприятий можно найти, конечно же, в столице. Самый крупный планетарий Москвы сегодня является еще и российским центром популяризации естественно-научных знаний.
Посетить столичный планетарий может каждый желающий. Всевозможные тематические выставки и мероприятия в нем проходят регулярно. После недавнего ремонта в данном планетарии стало еще красивее и интереснее. Экскурсии в нем проводятся как для взрослых, так и для самых маленьких посетителей.
Что можно здесь увидеть и услышать
Посетители на экскурсиях будут иметь возможность узнать много интересной и необычной информации из мира космоса, звезд и планет, а также об истории науки и ее современных достижениях. В новом интерактивном музее под названием «Лунариум» гости получают возможность также самостоятельно поучаствовать в разнообразных научных экспериментах. А, помимо этого, можно зайти в «Музей Урании» и узнать, как выглядят древнейшие приборы для изучения астрономии, и даже прикоснуться рукой до самых настоящих метеоритов, которые были собраны после их падения на землю.
Есть в планетарии также Звездный зал, с установленными в нем динамическими креслами, а также 4D кинотеатр с соответствующими фильмами и мультиками. Главной достопримечательностью данного места является «Небо». Это самый масштабный экран-звездное небо во всей Европе на сегодняшний день. С его помощью посетители смогу полюбоваться красивейшим и очень реалистичным небом с огромным количеством звезд.
Как попасть
Посетить данный московский планетарий может каждый желающий. На его официальном сайте ежедневно публикуется расписание мероприятий, их содержание и даже стоимость билетов. Через Интернет можно узнать не только всю интересующую информацию об проходящих экскурсиях, но также приобрести билет или же заказать отдельную собственную экскурсию для своей группы.
Основан данный астрономический музей был еще в 1929 году. С тех пор он неоднократно реконструировался и ремонтировался. И сейчас снова готов принимать своих посетителей в усовершенствованном обновленном виде.
comments powered by HyperComments
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Просмотров записи: 2309
spacegid.com
Реферат Планетарий
Реферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Цифровые планетарии Примечания
Введение
Московский планетарий
Планетарий — научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного шара. Демонстрация выполняется с помощью специального прибора «Планетарий». Обычно демонстрация сопровождается лекциями по астрономии, космонавтике и наукам о Земле.
Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене в 1925, в Западном полушарии (Adler Planetarium and Astronomy Museum, Чикаго, США) — в 1930 году. В СССР первый планетарий был открыт в Москве 5 ноября 1929.
Проектор и звёздный купол в планетарии г.Санкт-Петербурга
В данный момент в мире порядка 4 тысяч планетариев, из них почти половина — синтезированные системы, состоящие из оптико-механического прибора "планетарий" и цифровой проекционной системы.
1. Цифровые планетарии
Так называемые «цифровые планетарии», оборудование которых состоит исключительно из системы проекторов (от 2 до 12 шт.), сравнительно недавно получили массовое распространение за счёт своей зрелищности и низкой цены. Однако Планетариями такие учреждения называть некорректно, во-первых, из-за отсутствия в них собственно прибора «планетарий», во-вторых, из-за того, что они являются, по сути, кинотеатрами с экраном-полусферой. Во всем мире такие учреждения называются «цифровой театр».
Ни одна существующая в настоящее время проекторная система не может достичь сопоставимого с оптико-механическим прибором «планетарий» качества изображения звездного неба. Системы проекторов в сравнении с прибором «планетарий» менее надежны: выход из строя хотя бы одного из проекторов парализует работу всего учреждения.
В Трубчевск, на свою родину, передал аппарат-планетарий Константин Алексеевич Порцевский (1922-2011) - последний директор Московского Планетария.
Примечания
wreferat.baza-referat.ru
Доклад - Как изобретали планетарий
Об имитации звёздного неба в закрытом помещении мечтали многие с древних времён. Вспомним, например, Архимеда, который якобы построил прибор, имитирующий звёздное небо с планетами и даже описал его в сочинении «Об изготовлении небесной сферы». Ни прибор, ни сочинение до нас не дошли...
Московский планетарий
Но вот в книге Вольтера «Вавилонская принцесса» (1768) описывается овальный павильон диаметром 300 футов, «синеватый свод которого, усеянный золотыми звёздами, представлял созвездия с планетами, каждое в своём реальном месте; и этот свод вращался так, как настоящее небо, с помощью невидимых машин...» (Здесь и далее — перевод автора).
Изобретение телескопа (ок. 1609 г.) и связанное с ним бурное развитие астрономии стало стимулом для строительства механических моделей астрономического видения мира. Прежде всего, начали строить механические модели гелиоцентрической системы — с целью популяризации ещё оспариваемой теории Коперника. Т.к. все планеты движутся вокруг Солнца в одну сторону и почти в одной плоскости, то с помощью набора валов и зубчатых передач изготавливали устройства, где шарики-планеты двигались вокруг центрального шара-Солнца с соблюдением тех же относительных скоростей и расстояний, как на небе. Эти модели называли коперниковскими планетариями. (рис. 1).
Традиционный коперниковский планетарий,
в данном случае — с шестью планетами.
Такие механические модели Солнечной системы получили названия «орарий», по имени Ч. Бойли, графа Оррери, для которого около 1712 г. был изготовлен один из экземпляров
Но были иные подходы к моделированию. В частности, строили большие сферы (диаметром три метра и более), внутри которых на неподвижной платформе со скамьёй сидели зрители (до 10-12), наблюдавшие нарисованные на внутренней поверхности звёзды и фигуры созвездий. Сфера поворачивалась вокруг своей оси, параллельной земной, со скоростью суточного вращения реального неба; иногда добавлялась моделька Солнца — золочёный шарик, который двигался вдоль нарисованной эклиптики в темпе годового движения нашего светила. Эти сферы-глобусы (ибо их внешняя поверхность разрисовывалась, как глобус Земли) тоже именовали планетарием, или птолемеевским планетарием. Первым из них был Большой Готторпский глобус, подаренный Петру I и находящийся ныне в Санкт- Петербурге, в Кунсткамере.
История планетариев решительным образом изменила свой ход в ХХ в., и связано это с основанием в 1903 г. Немецкого музея в Мюнхене. Это был музей нового типа, где артефакты не просто экспонируются, но являются действующими моделями научно-технических изобретений. С подсказки астронома Макса Вольфа, директора астрономической обсерватории в Гейдельберге, Немецкий музей захотел получить действующие модели планетариев — по типу исторических, но усовершенствованные.
Как развивались события в связи с этим, лучше рассказать словами главных участников. А это: Вальтер Бауэрсфельд — берлинец по месту рождения, инженер-механик по образованию, защитивший в 26 лет степень д.т.н. (Dr.-Ing) и в 1905 г. переехавший в Йену, чтобы на 40 лет стать ведущим инженером фирмы «Цейс»; д-р Вальтер Виллигер(1872-1938) — профессиональный астроном, попавший в Йену в 1902 г.и с 1913 г. проработавший 25 лет научным руководителем цеха астрономических приборов; Франц А. Майер (1868-1933) — первый дипломированный инженер-механик завода Цейса с 1903 г.
Вот как Майер описал ход событий в «Журнале Союза немецких инженеров» в 1925 г. «Когда в 1911-1912 гг. появилась идея открыть астрономическую выставку в Немецком музее с помощью усовершенствованных и крупногабаритных планетариев, в Германии не нашлось фирмы, пожелавшей принять заказ на их конструирование и постройку. Фирма «Цейс» в Йене сначала также отклонила это предложение, т.к. трудности требований, предъявленных руководством Музея, казались непреодолимыми. Только осенью 1913 г. фирма «Цейс» выказала готовность взяться за эту работу, после того как предварительные разработки и эскизы убедили в её осуществимости. Запланировано было сделать два планетария: один должен был показывать звёзды и планеты так, как они видны с Земли; второй, напротив, должен был стать моделью реальной картины, где Земля и другие планеты кружатся вокруг Солнца. Чтобы их различать, первый назвали Птолемеевским, а второй Коперниковским планетарием...»
Первая мировая война прервала реализацию этих планов, но с 1918 г. работы возобновились. Коперниковский (или механический) планетарий сконструировала и построила группа под руководством Ф. Майера. Отличие их конструкции от типичных исторических моделей в том, что если последние дают вид Солнечной системы сверху, то конструкция группы Майера — вид снизу: в цилиндрическом помещении диаметром 12 м и высотой 2,8 м зритель, стоящий на полу, видит планеты подвешенными к приводному механизму под потолком (рис. 2).
Конструкция группы Майера — вид снизу: в цилиндрическом помещении диаметром 12м и высотой 2,8м зритель, стоящий на полу, видит планеты подвешенными к приводному механизму под потолком
Другая группа под руководством В. Бауэрсфельда работала над моделью по образцу Готторптского глобуса. Вот что писал об этом сам В. Бауэрсфельд. «Незадолго до войны Председатель Немецкого музея д-р Оскар фон Миллер обратился к фирме «Цейс» с предложением построить планетарий, в котором зритель мог бы наблюдать движение небесных светил внутри полусферической полости точно так же, как звёзды наблюдаются с Земли. При этом сначала предполагали, что неподвижные звёзды будут изображаться маленькими лампочками, размещёнными по сферической оболочке из жести. В целом эта оболочка должна вращаться вокруг оси, параллельной земной оси. Солнце, Луна и планеты должны изображаться светящимися дисками, которые с помощью соответствующего механизма должны двигаться по внутренней стороне сферической оболочки так, чтобы получились известные эпициклические траектории небесных тел. Это движение должно осуществляться с такой быстротой, чтобы события одного года проходили бы за несколько минут. Уже первые разработки показали, что здесь мы сталкиваемсяс задачей, механически почти неразрешимой...» («Журнал Союза немецких инженеров», 1924 г.).
Об этих же трудностях рассказывает В. Виллигер в своей книге «Das Zeiss Planetarium» /Jena, 1927/. «… Предложение фон Миллера после многих попыток не нашло удовлетворительного решения. И это понятно, т.к. получить точную модель природы невозможно, если стремиться достичь цели с помощью неповоротливого механизма, т.е. с помощью устройства, которое никогда не будет в состоянии скопировать таинственный бесшумный мировой ход Природы...». И вдруг в марте 1919 г.В. Бауэрсфельд неожиданно для всех предложил иной подход к задаче. Его слова сохранил нам В. Виллигер. «… Какой же счастливой была мысль доктора Бауэрсфельда, сделавшего следующее предложение: «Большая сфера должна быть неподвижна, а её внутренняя белая поверхность должна стать экраном для многих малых проекторов, размещённых в центре сферы. Взаимное положение и движение маленьких проекторов должно управляться подходящим механизмом так, чтобы создаваемая на экране картина небесных тел и видимых невооружённым глазом созвездий по положению и движению была такой, которую мы привыкли видеть в природе вне помещения»… Приведя эти исторические слова изобретателя проекционного, или оптико-механического, планетария, В. Виллигер добавил тут же: «С Птолемеевским планетарием это устройство ничего общего не имеет, ибо [проекционный] аппарат должен давать нам точное изображение природы, искусственный небосвод, и мы увидим, что для осуществления этого в конструктивном исполнении применены основы нашего сегодняшнего мировоззрения, доктрины Коперника». Отметим: этот подход В. Бауэрсфельда был настоящим разрывом с зацикленностью конструкторов на чисто механических моделях предыдущих веков. Это был идейный прорыв в духе техническогопрогресса начала XX в. — эпохи зарождения фото- и киноиндустрии и разработки первых проекционных аппаратов.
Конструкторы цеха оптических инструментов, где докладывал В. Бауэрсфельд, с энтузиазмом приняли его идеи. Началась техническая разработка первого в мире оптико-механического проекционного Аппарата Планетарий (далее: АП). И уже через три с половиной года, в октябре 1922 г., фирма «Карл Цейс» получила государственный патент № 391031, кл. 42 h, группа 23 на «Механизм для проецирования созвездий на сферический экран». Через год был построен сам АП — позже его назовут «Цейc I» (рис. 3) — и начато строительство куполообразного здания диаметром 16 м на плоской крыше одного из заводских корпусов фирмы. В августе 1924 г. первый в мире планетарий принял зрителей (рис. 4).
Проекционный Аппарат Планетарий «Цейс I».
Иллюстрация из книги: Heinz Letsch, «Das Zeiss-Planetarium», издание 4-е, Йена, 1955
Опять слово В. Виллигеру: «Пять лет напряжённой работы потребовалось для всех участников, чтобы осуществить идею д-ра Бауэрсфельда и создать искусственное небо, которое превзошло все ожидания. В течение этих пяти лет не было недостатка в скептиках, борьба вокруг искусственного неба переживалась очень близко, и было неверие в успех. Однако всё это отступило перед реальностью, когда модель была сконструирована: ошеломляющее, сбивающее с толку искусственное небо глубоко переживалось в первые памятные часы. Никакое описание не в состоянии передать глубокое впечатление, которое получаешь от этой небесной модели.
Первый в мире планетарий современного типа на крыше фабричного цеха.
Из журнала «Popular Astronomy», 1925, v.33, №7, p.447
Прошло более года с тех пор, как в этом своеобразно сконструированном тонкой работы куполе — также построенном по новой технологии, предложенной В. Бауэрсфельдом — на крыше завода «Цейс» впервые засветилось искусственное небо. С тех первых августовских дней 1924 г., когда предназначенный для Немецкого музея инструмент впервые был продемонстрирован публике, до конца [января] 1926 г. около 80000 людей посетило искусственное небо на заводской крыше. Возложенные на инструмент ожидания полностью исполнились...».
В печати всего мира появились сообщения об этом чуде. Планетарий получил всемирную известность, а фирма «Карл Цейс» — десятки заказов на АП. Первый экземпляр «Цейс I» в 1925 г. был передан в Немецкий музей, где для него построили здание с 10-метровым куполом. А второй (и последний!) «Цейс I» занял его место в заводском планетарии.
Почему же модель «Цейс I» перестали делать? Дело в том, что она могла демонстрировать звёздное небо только одной широты, 510, широты города Йена (и почти Мюнхена). Конечно, можно было бы делать«Цейс I» и для других широт. Но конструкторы решили создать универсальную модель («Цейс II»), такую, чтобы, сидя в зале, скажем, в Берлине, можно было увидеть звёздное небо, например, на широте Сиднея (Австралия). Разработка «Цейс II», начатая в 1923 г., была завершена в 1925 г., а первый его экземпляр, построенный в 1926 г., стал работать в Берлинском планетарии.
Конструктивно две первые модели АП различаются, говоря кратко, так. «Цейс I» состоит из одного шара, несущего проекторы звёзд, видимых только в северном полушарии Земли, и цилиндрической фермы с приводами и проекторами Солнца, Луны и планет. «Цейс II» имеет уже два шара с проекторами всех звёзд (один шар для звёзд северного полушария Земли, другой — для южного) плюс двухсекционную ферму между шарами с проекторами Солнца, Луны и планет (рис. 5).
Аппарат Планетарий модели «Цейс II»
Став широко известным в мире, АП модели «Цейс II» c 1927 г. производится серийно по заказам, несмотря на солидную стоимость: более 100 000 долл., что для нашего времени эквивалентно 1 000 000. В 1928 г. планетарий с «Цейс II» появился в Риме, в 1929 г. — в Москве, в 1930-м — в Чикаго, в 1933-м — в Филадельфии и далее до 1940 г. ещё в 11 городах планеты. Эти заграничные заказы выполнялись параллельно с заказами для 12 немецких городов, так что Германия к концу 1930-х гг. стала самой «планетаризированной» страной мира.
С началом Второй мировой войны производство АП прекратилось, заводы были разбомблены. В 1945 г. фирма «Карл Цейс» распалась на две части: восточную, в Йене, и западную, в Оберкохене. Производство АП было возобновлено в 1950-е гг. В 1960-е гг. в Йене начали выпуск малых АП, более дешёвых, которые и теперь работают в ряде городов РФ: так, один из них с 1948 г. успешно проработал почти 60 лет в планетарии Нижнего Новгорода.
К этому времени появились и новые производители АП в США — фирма Spitz, в Японии — фирма Goto и фирма Minalto, и т.д. — все они начали с производства малых и средних АП собственного дизайна, но на базе исходных принципов АП Вальтера Бауэрсфельда.
Статистические исследования распространения планетариев в мире до 1987 г. проделал немецкий историк астрономии д-р Диттер Б. Херрманн. Его статью можно прочесть в чудесном сборнике «Планетарий. Вызов педагогам», выпущенном ООН в 1992 г. в рамках мероприятий по случаю Всемирного Года Космоса. В статье читаем: «Число планетариев в мире, выведенное из всей доступной информации, на 1987 г. равно 1600, не учитывая планетариев с диаметром купола менее 5 метров». Далее узнаём, что число планетариев стало быстро расти с начала космической эры (4 октября 1957 г.), а после полётов на Луну в 1968-1972 гг. этот рост стал экспоненциальным.
В 1971 г. было основано International Planetarium Society (IPS), которое ежеквартально издаёт журнал «The Planetarian» («Работник планетария») плюс публикации на специальные темы, и раз в два года собирает своих членов на конференции, издавая затем их «Труды». Так, в «Трудах» 10-й конференции IPS’90 найдём статью того же Херрманна, где он рассказывает об эволюции сеансов в планетарии от чисто учебных занятий до театрализованных шоу. Добавим, что эволюционируют сами АП, и здания планетариев: взамен классических сооружений с вертикальным куполом и круговым размещением кресел для зрителей в 1980-е гг. появились здания, где все кресла однонаправленные, а купол-экран наклонён до 300 от зрителей. Эти изменения обусловили новые поколения АП: с 1967 г. в Йене выпускают модель АП «Spacemaster», где впервые к трём прежним осям вращений (рис. 5) добавлена четвёртая, вертикальная ось, вокруг которой АП вращается в целом. Это новое вращение картины по азимуту плюс наклон купола-экрана делают демонстрации космических полётов вокруг Земли, к Луне и т.д. реалистичными, превращая зрителей в участников этих полётов. Фантастика? Убедитесь сами, посетив такой планетарий, который заработал в октябре 2007 г. (к 50-летию начала космической эры!) в Нижнем Новгороде, — первый в РФ, построенный по инициативе энтузиастов, которые воспитывались на малом АП, выпущенном до 1945 г.
В заключение вспомним о зародившемся в 1930 г. обычае строить именные и мемориальные планетарии, носящие имя либо какой-нибудь знаменитости, либо дарителя денег на постройку. Сегодня в мире их десятки; но, увы, нет ещё планетария имени его изобретателя (и АП, и метода строительства купола). В связи с этим выразим пожелание, чтобы к 100- летию изобретения АП (в 2019 г.) планетарий в Берлине — на родине изобретателя — назвали именем Вальтера Бауэрсфельда.
Список литературы
www.technicamolodezhi.ru
www.ronl.ru
Международный день планетариев - 17 марта 2019 года
Человечество издавна манит к себе звёздное небо. Находятся среди нас и такие, кому мало одного созерцания бесконечно далеких светящихся холодных гигантов – хочется узнать о планетах и звездах как можно больше и даже увидеть их воочию. Такую возможность интересующемуся субъекту предоставляют планетарии. Данные учреждения, оснащенные всей необходимой техникой, специально были созданы для того, чтобы расширять кругозор человека в области знаний о космосе и устройстве, а также истории Вселенной. Они играют важную роль в просвещении человечества, поэтому им даже отдельный праздник посвятили: Международный день планетариев. В 2019 году мы будем отмечать его 17 марта.
Содержание статьи:
Общая информация о дате и планетариях
Указанное торжество впервые появилось в Европе. В 1990 году его провели в Италии в рамках реализации соответствующей идеи Ассоциацией итальянских планетариев. Спустя 4 года праздник получил поддержку французов. Это событие послужило причиной признания новой торжественной даты праздником с международным статусом. Буквально через год поле указанных событий инициативу проведения Международного дня планетариев подхватили и воплотили в жизнь и в других европейских странах, а также в странах СНГ: Польше, Бельгии, Словакии, Чехии, России, Украине.
Какова цель ежегодного проведения столь специфичного и одновременно с этим интересного праздника? В сущности, она лежит на поверхности и может быть охарактеризована следующим образом: знакомство социума с деятельностью научно-просветительских учреждений, коими являются планетарии. Второй, не менее, а вероятно и более важной задачей последних является пропаганда среди представителей человечества астрономических знаний.
Праздник проводят, разумеется, в городских планетариях. Таковые, надо заметить, имеются на сегодняшний день в каждом, даже самом маленьком, провинциальном городке, не говоря уже о мегаполисах. В этот день в указанных учреждениях сотрудники показывают новые программы, фильмы на космическую тему, организовывают лекции, семинары, встречи с интересными личностями, имеющими прямое отношение к астрономии. Кроме того, в Международный день планетариев проводятся всевозможные тематические викторины и конкурсы, нередко с призами.
История планетариев
Что представляет собой планетарий? Это научно-просветительское учреждение, где производится демонстрация посетителям небесной сферы с планетами, спутниками, метеорами, кометами и само собой, звездами. В планетарии можно увидеть также солнечные и лунные затмения, панорамы ближайших к Земле планет (Венеры и Марса), и земного спутника Луны. Реализация этой удачной задумки осуществляется посредством применения специального прибора под названием «Планетарий». Созерцание космических красот проходит обычно не в полной тишине, а сопровождается доходчивыми объяснениями сотрудников учреждения, лекциями по астрономии и космонавтике.
Историю планетариев следует связывать не с открытием первого такого научно-просветительского учреждения, а с событием, позволившим возникновение такового, - с изобретением телескопа, активно использующемся в «звёздных музеях» и поныне. Сие имело место быть примерно в 1609 году. Именно это событие послужило началом к строительству механических моделей гелиоцентрической системы. Цель тогда преследовалась довольно прозрачная: популяризация осваиваемой теории Коперника. Другое название указанных моделей - коперниковские планетарии.
Существовал и иной метод моделирования. В его рамках строили большие сферы, имеющие диаметр не менее трех метров. Внутри каждого такого «шара» на скамье, помещающейся в свою очередь на неподвижной платформе, сидели зрители в количестве 10-12 человек. Они рассматривали звезды и очертания созвездий, нарисованные на внутренней поверхности сферы. Последняя при этом совершала вращение вокруг собственной оси, параллельной земной. Иногда постоянство картины «разбавляла» модель Солнца, представлявшая собой золоченый шарик, двигающийся вдоль эклиптики, также нарисованной. Такой вид сферических планетариев получил название птолемеевского планетария или собственно планетария. Одним из первых владельцев подобного чуда стал Петр I, получивший Большой Готторптский глобус в подарок. Сегодня его можно увидеть в Кунсткамере Санкт-Петербурга.
В начале XX века, в 1903 году в Мюнхене был основан Немецкий музей. Он представлял собой музей нового типа с артефактами-экспонатами, являющимися действующими моделями. После научные работники учреждения захотели усовершенствовать Мюнхенский планетарий, оснастив его еще более «продвинутыми» моделями. Однако этим планам помешала воплотиться в жизнь Первая мировая война. Впрочем, работа в указанном направлении возобновилась уже в 1910 году. Одной группой под руководством Ф. Майера был сконструирован и создан механический Коперниковский планетарий - с видом внизу в отличие от исторических моделей. Вторая группа ученых под руководством В. Бауэрсфельда построила сферический планетарий по типу Готторптского глобуса. Позже началась разработка первого в мире оптико-механического проекционного Аппарата Планетарий. В последствии он был построен и получил название «Цейc I». Этот прибор установили на заводской крыше и впервые продемонстрировали его работу публике в августе 1924 года. За два последующих года искусственное звездное небо увидели около 80000 людей. О чуде техники и науки писали все газеты мира. В итоге фирма «Карл Цейс», изготовившая Аппарат Планетарий, получила множество заказов на свое детище.
Потом появился «Цейс II», имевший вместо одного два шара и проекторы всех звезд, а не только небесных тел одной широты, как его предшественник. Серийное производство данного прибора было запущено в 1927 году. Кстати, Московский планетарий обзавелся этим аппаратом в 1929-м. Из-за Великой Отечественной войны производство приборов прекратилось, так как заводы стали жертвами бомбежек. В 1945 году фирма «Карл Цейс» распалась на две части: восточная располагалась в Йене, западная – в Оберкохене. В 60-е гг. XX-го века первая начала выпускать дешевые малые Аппараты, которые работают кое-где и сегодня. Тогда же в процесс производства включились Япония и США. Их приборы имели собственный дизайн, но работали по принципу исходника.
Сравнительно недавно распространение по всему миру получили так называемые цифровые планетарии. Их еще называют «звездными театрами». Цена посещения такого «театра» вполне приемлема, но по зрелищности он значительно превзошел планетарий обычный. В цифровом планетарии производится демонстрация цифрового видеоизображения, а в иных можно увидеть и вовсе интерактивную компьютерную графику. Все это стало возможным, благодаря использованию астрономического симулятора. Он представляет собой суперкомпьютер со специализированным программным обеспечением. Одним из первых в СНГ «звездным театром» обзавелась Украина: в 2008 году это чудо открыли в городе Донецк.
20 марта 2016 года, в Международный день планетариев сходите в научно-просветительское учреждение подобного толка своего или близлежащего города. Вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие, созерцая пусть и искусственно воссозданные звездные дали!
Автор: Пономаренко Надежда Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: Международный день планетариев
Главная Праздники Праздники мартаwww.inmoment.ru
Польза посещения планетария для ребенка
Уважаемые родители, вспомните, когда вы последний раз смотрели на звезды, любовались ночным небом. Большинство устало отмахнутся, мол, некогда, других дел предостаточно. А ведь почти каждый в детстве мечтал стать великим космонавтом, посетить другие планеты, исследовать солнечную систему и дальний космос. Что же случилось с нами? Исчезла романтика, угас юношеский задор.
А наши дети, они тоже не смотрят в небо. Уроки, компьютер, космос только виртуальный, игры да стрелялки. Мы даже не пытаемся увлечь их, не стремимся показать им красоту космического пространства. Как? Очень просто, потратьте часть выходного дня, и сходите с детьми в планетарий. Такое времяпровождение, да еще вместе с родителями, запомнится им надолго. Конечно, планетарий есть не в каждом городе. Но в последние годы по стране колесят выездные, посещение которых не оставит вас равнодушными.
Планетарии получили свое название от аппарата, проецирующего космические картины и небесные явления. Над головой создается полная иллюзия звездного неба и можно увлекательно и познавательно изучать созвездия, планеты солнечной системы, кометы… Ведущий просмотра подробно расскажет о возможностях современной астрономии, о давно сделанных и последних открытиях в этой области.
Дети почерпнут много разнообразной информации о строении и происхождении звездных систем, о законах движения космических тел и многое другое. А где, как не в планетарии можно увидеть настоящий большой телескоп, и если повезет — посмотреть на луну, в надежде поближе рассмотреть ее поверхность. Всё будет продемонстрировано и преподнесено в интересной и доступной форме, а если какая-то тема заинтересует, то может стать стимулом к самостоятельному изучению. Почерпнутые знания не окажутся лишними, они еще пригодятся.
В знаниях все взаимосвязано. Увлекшись астрономией, ребенок более ответственно отнесется к математике и физике, станет больше читать, меньше останется времени для малополезных компьютерных игр. Кстати, в Интернете есть множество сайтов, посвященных астрономическим наблюдениям, где можно как в телескоп рассмотреть любой уголок изученной вселенной, поближе познакомиться с нашей солнечной системой, найти информацию о звездах и черных дырах и т.д.
Главное, заинтересуйте детей и может быть через десяток лет они передадут вам привет из космоса, пролетая над Землей…
liveposts.ru
ПЛАНЕТАРИЙ - это... Что такое ПЛАНЕТАРИЙ?
Планетарий — Планетарий научно просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; также солнечные и лунные затмения, панорамы Луны, Марса, Венеры и климатических поясов земного … Википедия
ПЛАНЕТАРИЙ — (ново лат., от planeta планета). Прибор, наглядно представляющий движение планет вокруг солнца. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЛАНЕТАРИЙ модель, наглядно представляющая положение планет… … Словарь иностранных слов русского языка
Планетарий — (Парк Ленина, 4), открыт в 1959. Организует и проводит популярные лекции и выставки по пропаганде знаний в области астрономии, физики, географии, истории естествознания, космонавтики и др., оказывает систематическую методическую помощь средним… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
ПЛАНЕТАРИЙ — (новолат. planetarium) 1) аппарат для проецирования изображения звездного неба, Солнца, Луны и планет на полусферический экран купол.2) Научно просветительное учреждение, в котором читаются популярные лекции по астрономии, космонавтике и наукам о … Большой Энциклопедический словарь
ПЛАНЕТАРИЙ — ПЛАНЕТАРИЙ, устройство для проецирования изображения звездного неба, Солнца, Луны и планет на полусферический экран купол, так, чтобы зрители, сидящие внизу могли его видеть. Используется для демонстрации положения и движений небесных тел. Такой… … Научно-технический энциклопедический словарь
ПЛАНЕТАРИЙ — ПЛАНЕТАРИЙ, планетария, муж. 1. Прибор в виде модели для демонстрирования движения планет и прочих небесных тел. 2. Сложенный прибор, наглядно представляющий движение планет, состоящий из системы движущихся проекционных фонарей, проицирующих… … Толковый словарь Ушакова
планетарий — окно во вселенную Словарь русских синонимов. планетарий сущ., кол во синонимов: 1 • окно во вселенную (1) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
Планетарий — Планетарий. Москва. Планетарий (, 5). Первый в стране «научный театр» построен в 1928 по проекту архитекторов и М.И. Синявского, победивших на конкурсе 1927. Открыт в 1929. Лаконичная форма как бы восприняла характер машинерии, обеспечивающей… … Москва (энциклопедия)
ПЛАНЕТАРИЙ — ПЛАНЕТАРИЙ, я, муж. 1. Устройство, показывающее движение планет и других светил на полусферическом экране куполе. 2. Зрелищное и научно просветительное учреждение, где при помощи такого устройства показывается искусственное звёздное небо.… … Толковый словарь Ожегова
Планетарий — (Парк Ленина, 4), открыт в 1959. Организует и проводит популярные лекции и выставки по пропаганде знаний в области астрономии, физики, географии, истории естествознания, космонавтики и др., оказывает систематическую методическую помощь… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Планетарий — (новолат. planetarium, от позднелат. planeta планета) 1) аппарат для проецирования изображений звёздного неба, Солнца, Луны и планет на полусферический купол экран. Первый оптический П. был сконструирован немецким инженером В.… … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
Планетарий — WiKi
Общая информация
Демонстрация в планетариях выполняется с помощью специального прибора «Планетарий». Обычно демонстрация сопровождается лекциями по астрономии, космонавтике и наукам о Земле.
Создать планетарий впервые предложил основатель Немецкого музея в Мюнхене О. Миллер в 1919 году. К 1923 году первый проекционный аппарат был создан на заводе Цейсса в Йене, в октябре показан на годичном собрании Немецкого музея, а в конце декабря установлен для публики. В мае 1925 года в том же Немецком музее был открыт планетарий. Второй аппарат установили в Йене в том же году. Первые проекционные аппараты были рассчитаны на определённую географическую широту. Демонстрация звёздного неба над точкой с любой широтой стала возможна после создания в 1925 году В. Бауерсфельдом большого аппарата Цейсса, получившего мировую известность. Датский профессор Стрёмгрен писал о планетарии[2]:
Никогда раньше не создавали такого наглядного пособия, которое было бы столь поучительным, как это, столь волшебным, одинаково действующим на всех. Это — школа, театр и кино одновременно, школьный класс под небесным сводом и спектакль, в котором актерами являются небесные тела. |
Первый планетарий в Западном полушарии (Adler Planetarium and Astronomy Museum, Чикаго, США) появился в 1930 году. В СССР первый планетарий был открыт в Москве 5 ноября 1929 года.
В данный момент в мире существует несколько тысяч планетариев, из них почти половина — синтезированные системы, состоящие из оптико-механического прибора «планетарий» и цифровой проекционной системы.
Российские планетарии объединены в «Ассоциацию планетариев России»[3] и Евразийскую ассоциацию планетариев.
Цифровые проекторы
Все большее число планетариев используют цифровые технологии, чтобы заменить систему взаимосвязанных проекторов, традиционно используемых с небесной сферой, для преодоления некоторых их ограничений. Производители цифровых проекторов декларируют снижение эксплуатационных расходов и повышение надежности таких систем по сравнению с традиционной небесной сферой на том основании, что они используют меньше движущихся частей, и как правило, не требует синхронизации перемещения по сфере нескольких отдельных систем. Некоторые планетарии используют традиционные оптико-механические проекторы совместно с цифровыми на одной сфере[4].
Инновационные инженерные технологии совершенствуют цифровые планетарии. Теперь качество изображения на куполе ничем не уступает современным кинотеатрам, поэтому все чаще можно встретить понятие «полнокупольный кинотеатр». Благодаря революционному программному обеспечению появилась возможность использовать до 64 проекторов, управляя ими с одного сервера[5]. Изображение калибруется автоматически, позволяя использовать даже бытовые проекторы, получая при этом наилучшее качество картинки.
Купола
- Стационарные купола. Используют металлоконструкцию для крепления перфорированных листов, образующих сферу. Перфорированные листы используются для вентиляционных нужд, а также для возможности расположения звуковых колонок за пределами купола
- Вакуумно-каркасные купола. C помощью нагнетателей между двумя оболочками купола — внутренней (экраном) и внешней, создается вакуум, за счет этого экран принимает идеальную сферическую форму.
- Надувные купола. Технология надувных куполов. Особенность технологии в том, что воздух нагнетается во внутрь герметичной конструкции купола, который принимает нужную форму за счет большего давления внутри купола чем атмосферное. Купол выдерживает ветровые нагрузки лучше, чем легкие конструкции с каркасом, что позволяет эффективно использовать купол на улице непродолжительное время (до 2-х недель на одном месте).
В филателии
Планетариям было посвящено несколько почтовых выпусков. Пекинскому планетарию, как первому китайскому планетарию, посвящены две марки КНР 1958 года (Sc #358-359), одна — с изображением здания планетария, другая — с изображением прибора «Планетарий». В 1961 году Московский планетарий, наряду с МГУ и монументом «Покорителям космоса» появился на марке СССР, выпущенной к XXII съезду КПСС (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 2620). Открытию планетария в Афинах посвящена марка Греции 1965 года (Sc #835) с изображением Гиппарха и его астролябии. В том же году выпущена марка Западного Берлина с изображением планетария и обсерватории имени Вильгельма Фёрстера[de] (Sc #9N232). Силезский планетарий[pl] изображен на марке Польши 1966 года (Sc #1446). 10-летию городского планетария Монтевидео[es] были посвящены две марки Уругвая 1967 года: с изображением здания планетария (Sc #740) и с изображением прибора «Планетарий» (Sc #C301). В 1969 году, в честь открытия первого швейцарского планетария при швейцарском музее транспорта в Люцерне, вышла почтовая марка Швейцарии с изображением созвездия Пегас (Sc #496). На марке Аргентины 1970 года (Sc #C132) изображено здание планетария Буэнос-Айреса[es], а также прибор «Планетарий». Планетарию Гумбольдта[es] посвящена серия марок Венесуэлы 1973 года (Sc #1016-1030), выпущенная к 10-летию этого планетария, с изображением Солнца, 9 планет Солнечной системы, астероидов, Луны.
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
ru-wiki.org