Попытаемся заглянуть в мир будущего: машина, оснащённая автопилотом. Автомобили с автопилотом
Виды автопилота в авто: 5 уровней лени |
С каждым годом мы (пишем) и вы (читаете) о новинках автомобилей, всё более интересных и навороченных системах безопасности и, как венец эволюции этих систем, попытках автопроизводителей максимально автоматизировать процесс вождения, чтобы наконец уйти от назойливого «человеческого фактора». Об этом мы и поговорим в статье ниже — об автопилотах, главных (и не очень) различиях в них. И, пусть косвенно, о эволюции человеческой лени, когда понятие «личный автомобиль» неожиданно может превратиться пусть в комфортабельное, пусть личное — но такси. С немногословным водителем и подборкой любимой музыки.
Как-то исторически сложилось, что уровни «умности» автомобильного автопилота разделили на 6 рангов — от полного отсутствия любой автоматизации до полного же отсутствия ручного управления. Вот по повышению и пойдем.
Содержание статьи:
Уровень автопилота 0: педали
Нулевой «левел» и в играх, и в жизни — это скучно. Строго говоря, подавляющее большинство не только старых (более 20 лет), но и вполне современных автомобилей не оснащаются вообще никакими системами, которые бы могли автоматизировать или упростить движение. В таком случае только водитель на 100% отвечает не только за «продольное» движение (т.е. собственно вперед и назад), а и «боковое» перемещение (повороты).
У части новых автомобилей есть только зачатки автопилота в форме разнообразных датчиков и сенсоров. Но их роль сводится к системе же предупреждений: например, контроль рядности движения с звуковым «сопровождением» при незапланированном съезде без включения поворотников. При этом часть современных систем безопасности хоть и может вмешиваться в процесс движения — но делает это только в крайних случаях (системы превентивного торможения и пр.), что также не даёт возможности их включения к системам автопилотирования хотя бы первого уровня.
Уровень автопилота 1: ассистенты
Если нулевой «левел» был у в сущности всех достаточно дешевых автомобилей, то первый (ассистенты, они же помощники движению) уже стал приятным бонусом для автомобилей классом повыше. При этом водитель по-прежнему полностью контролирует все перемещения машины, допуская «автоматику» только для движения по трассе или магистрали. В последних случаях речь идет об адаптивном круиз-контроле, когда радар «цепляется» за впереди едущий автомобиль и корректирует скорость в зависимости от ведущего.
При этом, увы, «простой» круиз-контроль (удержание выбранной скорости и набор её в случае торможения (последнее — усилиями водителя)) к автоматике и автопилоту отношения не имеет. И да, даже самый умный адаптивный «круиз» может только разгоняться и тормозить — без перестроения по полосам.
Уровень автопилота 2: разнополосное движение
Второй «левел» уже интереснее: на еще более дорогих и премиальных авто можно доверить автопилоту движение всё по той же трассе или магистрали — но имея в рукаве не одну полосу движения, а все доступные. Количество радаров и дальних сонаров при этом увеличивается многократно: передние, задние, боковые, диагональные…
То есть чисто теоретически речь уже идет о частичной автоматизации. Почему же только частичной? Просто потому, что почти никто из автопроизводителей не хочет избавляться от хотя бы косвенного, но участия водителя в процессе собственно вождения. Говоря еще проще, руки придется постоянно держать на руле, а если нет — то электроника звуком и вибрацией напомнит, что в машине главное — это всё же тот самый кусок мяса и костей в кожаном мешке.
При этом городские условия для даже самых современных машин всё еще очень сложны, все возможные варианты развития событий и выбегающих к троллейбусу бабушек не способны предвидеть ни Тесла, ни Гугл. Но они искренне пытаются.
Уровень автопилота 3: терминатор Т-800
У третьего уровня автопилота две основные проблемы: во-первых (как и Терминатор) это вопрос пока еще будущего. А во вторых… законы. Вернее, Венская конвенция о дорожном движении далёкого прошлого 1968-го, согласно которой водитель обязан постоянно контролировать автомобиль в движении. Так что прежде чем вводить в повседневную жизнь новый уровень автопилота — придется поменять законы.
Хотя речь тут идет еще не об полноценном автоматическом пилотировании, однако об уже условной автоматизации. Датчики уже не требуют постоянного контроля со стороны водителя, позволяя полностью насладиться общением друг с другом. НО — только в определенных условиях движения (те же трассы, автобаны, пр.). В случае же, если автоматика считает необходимым передать власть обратно человеку (читай — в данной ситуации достигла своих пределов) — водитель принимает обратно свою работу. Пределы же часто вызываются внешними факторами, а не внутренними конфликтами морали. О последних речь еще вообще не идет.
Уровень автопилота 4: терминатор Т-1000
Увы, четвертый уровень пока еще более фантастичен, чем третий, ведь речь тут идет о вмешательстве человека только в наиболее сложных условиях движения. Например, плохая видимость, отсутствие собственно дороги и прочее. И если со вторым еще можно согласиться (где наша не проезжала?), то сложно конкурировать простому человеческому зрению с ультра-современными радарами, лидарами (лазерная версия радара), инфракрасными датчиками и прочее, и прочее. Особенно ночью в тумане.
Так или иначе, а уровень 4 подразумевает именно это — полный автопилот «за исключением» наиболее сложных для машины условий. А во всех остальных случаях не факт, что руль и педали вообще будут доступны.
Впрочем, не на 100% этот «левел» чистая фантастика: возможность машины самостоятельно припарковаться вообще без участия водителя (а сейчас и вовсе без людей в салоне) вполне укладывается в один из сценариев полностью автопилота.
Уровень автопилота 5: Future is coming
Руль, педали…. пф, прошлый век! Только автоматика и полное исключение водителя в вождение. Наиболее скучный вариант, если подумать — сидеть в кресле из точки А к точке Б можно и в такси.
Но работы в этом направлении уже ведутся: на подходе немало прототипов от разных производителей, всё управление которыми сводится к голосовым командам. Остаётся только расслабиться и получать удовольствие.
Ну а если хочется увидеть всю разницу между уровнями быстро и наглядно (или просто наконец дочитали эту статью) — вот фото:
krossovery.info
Полный автопилот: машины, которые ездят сами
В книге Николая Носова «Незнайка в солнечном городе» малыши из этого самого фантастмагорийного города передвигались на машинах с автопилотом. Ещё в начале прошлого века футуристы грезили о самоходных бричках, и только в недавнем времени у человечества что-то начало получаться. Теперь все, даже Tesla, угрожают массовым производством самоходных карет. Мы рассмотрим 5 самых ярких вспышек беспилотных авто, которые замахнулись на святое – на авторынок.
Беспилотник Google
Google не производит сами машины. Google поступает хитрее: он оснащает «Форды», «Лексусы» и «Ауди» видеокамерами, датчиками LIDAR, установленными на крыше, радарами в передней части авто и датчиками, подключенными к одному из задних колёс, которые помогают определить позицию автомобиля на карте. В 2010 году Google протестировал несколько автомобилей, оборудованных такой системой. В реальных условиях без участия человека автомобиль проехал около 1600 км полностью автономно и ещё 225 308 км с частичным участием человека.
У системы полно недостатков: в дождь и снег она непригодна, а во время тестирования автомобили периодически врезались друг в друга на светофоре. К тому же, «Гугл» очень долго с ними возится. Они и сами пытались создать нечто волшебное и самоходное, но все их прототипы больше напоминали макеты. Но «Гугл» работает, ребята реально пашут, копаются в нюансах, и если дать им больше времени, то получится вещь гораздо более качественная, чем Google Glass.
Hitachi Ropits
Пока вся Америка спорит насчет того, можно ли выпускать на улицы городов автомобили с автопилотом, заменяющим живого водителя, японские кудесники электричества из Hitachi создали собственный вариант подобного транспортного средства, предназначенного, правда, совершенно для других целей.
Изначально электромобиль создавался для того, чтобы сделать жизнь пенсионеров гораздо проще. Сел в кабинку, задал маршрут – и катайся по городу, балуя старые кости. Но потом японцы посмотрели на своё детище, почитали лестные отзывы от лиц, которые значительно моложе заявленной целевой аудитории, и решили внедрить «малыша» в различные сферы, то есть не только для катания, но и для доставки товаров.
Hitachi Ropits имеет не так уж и много общего с классическим автомобилем. Взять хотя бы его максимальную скорость, составляющую всего 6 километров в час, что равно скорости ходьбы здорового взрослого человека. Кроме того, Hitachi Ropits рассчитан всего на одного пассажира, и вход внутрь этого транспортного средства осуществляется через его откидывающуюся вверх переднюю часть. Короче говоря, это не столько альтернатива автомобилям, сколько пешим прогулкам.
Для безопасного передвижения аппарат использует картографические данные и набор различных сенсоров, а для определения местоположения – модуль GPS и лазерный дальномер, установленные на крыше. Препятствия на пути, неровности и выбоины на дороге, а также случайные пешеходы определяются двумя камерами и трехмерным лазерным дальномером, которые установлены в передней части электромобиля. А ещё у этого малыша есть активная подвеска, которая делает его устойчивым. Впрочем, при желании можно отключить автопилот, схватить джойстик и управлять будкой на колёсах самостоятельно.
Mercedes-Benz F 015 Luxury
Вдохновившись идеями Google, славный немецкий концерн склепал свою самоуправляемую карету, показав свой чрезмерно серьезный настрой на развитие самоуправляемых автомобилей. Совсем недавно на выставке CES немцы показали свой концепт автомобиля автопилотируемой кареты.
Mercedes-Benz F 015 Luxury выглядит действительно очень стильно и футуристично и напоминает гладкую капсулу с огромным салоном внутри. В автомобиле установлены четыре сиденья, которые благодаря электроприводам могут вращаться и менять свое расположение.
По сути своей, мерседесовцы сделали совершенно бесполезную машину, удобную, комфортную, но с яркими огоньками, светодиодными панелями, которые меняют свой цвет в зависимости от того, в каком режиме передвигается водитель: на автопилоте (в хорошем смысле этого слова) или вручную. Автомобиль практически целиком и полностью сделан из углеродного материала, даже бак у него из этой срани. Но когда при создании таких машин задумываются о снижении веса (а ведь это не спортивная модель), о светодиодах, значит, про лошадиные силы, двигатель и проходимость никто не думал. В нём можно жить, спать, вести свой бизнес, для чего автомобиль под завязку напихали всякими сенсорами и экранами, но не ездить. Он будет внутри отслеживать движения твоих глаз, жестов, а не радовать роскошным автопилотом. А ещё он на водороде. Ну, это такая модная нынче фишка – ваять автомобили на водороде. Собственно, судя по презентации, водород – основная его особенность, и потому на разгон до сотни за 6,7 секунд смотришь несколько иначе.
Собственно, на выставку повезли прототип этой бесполезной и удобной кареты. Поэтому дадим «Мэрсу» время и скрестим пальцы в надежде, что они сделают не только обёртку яркой, но и нутро гениально качественным.
WEpod
Пока одни несколько лет обещают изменить привычное понимание мира своими уникальными беспилотными авто, другие выпускают на дорогу эти самые авто. Знакомься, это первый в мире микроавтобус на автопилоте. Даже не так. Это первый действующий микроавтобус на автопилоте. Первый автомобиль без руля, который получил номер.
Это бодрая бричка, плетущаяся со скоростью 8 км/ч, рассчитана на шесть пассажиров, и ей не нужны ни провода, ни выделенные полосы. Она едет непосредственно в потоке транспорта, управляется сложным набором систем, включая мозг на базе решений NVIDIA. Например, уже вторую неделю чудо техники курсирует между нидерландскими городами Вагенинген и Ид. Чтобы вызвать WEpod, пассажирам нужно всего-то воспользоваться приложением в смартфоне.
Пока дальность маршрута – около 200 метров (в тестовом режиме). Как сообщает NVIDIA, технологии глубокого обучения позволяют компьютерам в ряде задач превосходить возможности человека. WEpod способен создавать полноценную картину происходящего вокруг себя непосредственно по мере продвижения в потоке транспорта и оценивать ситуацию быстрее и объективнее.
Inspiration
Огромные грузовики, которые способны без вмешательства водителя нестись по ночному шоссе, – зрелище очень необычное. Собственно, на это покусилась компания Freightliner, принадлежащая Daimler AG. Меньше года назад они продемонстрировали всему миру свою новую разработку – частично автономный грузовик Inspiration.
Создатели Inspiration утверждают, что система автопилота, которая интегрирована в их грузовик, способна снизить напряжение и усталость водителя в дороге, а также на 5% уменьшить вредные выбросы. И волки сыты, и овцы целы, и работающим сверх графика дальнобойщикам проще, и борцам за экологию приятно. Одно «но»: грузовик не предназначен для того, чтобы путешествовать по дорогам совсем без водителя. Не дошли ещё до такого. Скорее, здесь речь идёт о некоем партнёрстве: водитель и грузовик постоянно помогают друг другу. Частичный автопилот присутствует. Но напомним, это первый в мире грузовик, где есть хоть доля автопилота. Это как чай с сахаром и без него – большая разница.
Для того чтобы понять, насколько этот автомобиль необходим, посмотри на сухую статистику. 90% аварий грузовиков происходят в результате ошибки водителя. Именно здесь Inspiration и его интеллектуальная система автопилота Highway Pilot придут на помощь уставшему или даже уснувшему за рулём человеку. Пока водитель отдыхает, грузовик возьмёт управление на себя, тем самым уменьшая риск дорожно-транспортного происшествия. Это в прямом смысле слова самолёт на колёсах. Автопилот с помощью множества камер и сенсоров следит за дорожной разметкой, придерживается оптимальной скорости, старается выдерживать безопасную дистанцию до впереди идущих автомобилей и останавливает грузовик при невозможности продолжить движение.
Во время «обкатки» грузовик показал себя с лучшей стороны. Он мягкий, плавный и действительно надёжный. Пока собрано только 3 таких грузовика.
Кстати, чуть ранее другое подразделение концерна Daimler–Mersedes также показывало миру свой беспилотный грузовик Future Truck 2025. Но у них возникли проблемы с законодательством, и дальше одного прототипа дело не тронулось. Но то ли ещё будет.
brodude.ru
Новые машины с автопилотом
Наш мир — мир больших скоростей. Расстояния, которые раньше преодолевались днями и неделями, теперь проезжаешь за часы. Но всё имеет свою цену. И теперь человек, проводящий за рулём по несколько часов в день, не вызывает удивления. А ведь эти часы считай вычеркнуты из жизни. Ведь водитель обязан внимательно, ни на что не отвлекаясь, следить за дорогой. Иначе и до беды недалеко. Сколько времени и сил тратится зря. Можно ли минимизировать эти потери? Да, если создать машину с автопилотом.
Внедрение автопилота изменит представление о вождении автомобиля
Многие скажут, что это фантастика, что до этого ещё очень далеко. Ну как сказать. Конечно, до массового внедрения дело ещё не дошло. Но подвижки и довольно значительные уже есть. Сразу несколько крупнейших компаний мира представили в этом году свои оригинальные разработки.
Автопилот от Google
Компания Google славится своими прорывными цифровыми технологиями. И её система автоматического управления автомобилем показала весьма и весьма достойные результаты. Правда, по дорогам общего пользования автомобиль без водителя ездить не может, но это только пока не будут приняты дополнительные законодательные акты. Кое-где это уже происходит. Например, в Калифорнии уже с 2013 года можно тестировать подобные системы на обычных дорогах. И машина с автопилотом Google уже отъедила пару сотен тысяч километров без единой аварии. Конечно, гигант цифровой индустрии не будет сам выпускать средства передвижения. Автопилот будет устанавливаться на авто партнёров, в число которых вошли ведущие мировые автопроизводители.
Испытание автопилота Google уже сегодня показывают хорошие результаты
Робот-водитель от Google довольно совершенен. Он знает знаки, совершает перестроения и обгоны, правильно ориентируется на перекрёстках. Однако создатели предусмотрели и возможность ошибки «кремниевого умника». На этот случай предусмотрена система оповещения голосом. Таким образом, водитель будет вовремя проинформирован и в любой момент сможет взять управление в свои руки. Такая вот страховка на случай возникновения нестандартных ситуаций.
Видео об автопилоте от Google:
Автопилот от фирмы Toyota
Этот знаменитый японский производитель всегда славился любовью к современным цифровым технологиям. Неудивительно, что Toyota заинтересовалась созданием систем автономного управления транспортом. Прототип уже существует. Японцы сделали ставку не просто на создание автопилота, а на его взаимодействие с городской инфраструктурой. Хотя это и усложняет проект на первом этапе, но в дальнейшем появится возможность создания более интеллектуальных систем управления авто.
В Toyota уже создали прототип автомобиля с автопилотом
Ранее прототип испытывался на собственном полигоне фирмы. Но в этом году началось его испытание в реальных дорожных условиях. С нетерпением ждём результатов.
Видео о возможностях автопилота Toyota:
Проект Drive Me
О своих намерениях по созданию автомобиля с автопилотом заявила фирма Volvo. Хотя тут уже не намерения, а целый проект под названием Drive Me, который шведский производитель начнёт реализовывать совместно с мэрией Гетеборга и компанией Lindholmen Science Park. Если всё пойдёт как надо, то уже через пару лет машины с автономной системой управления будут ездить по улицам Гетеборга. Пусть не по всем, первоначально под проект выделено 50 километров дорог, но ведь это только начало. Будут охвачены те автострады, которые испытывают самые значительные нагрузки в часы пик. Вместе с тем на них нет перекрёстков, а значит, нет опасности внезапного появления на дороге пешеходов.
Компания Volvo имеет довольно амбициозные планы, связанные с внедрением автопилота
Автомобиль, оснащённый такой умной системой, сможет самостоятельно совершать весь набор необходимых действий: двигаться в потоке, выходить из него, парковаться. О парковке хочется сказать особо. Только представьте, вам больше не нужно будет втискивать своего «железного коня» в узкую щель стоянки. Достаточно будет выйти из машины, всё остальное автоматика сделает сама.
Видео о проекте Drive Me:
Преимущества автопилота
Мы уже говорили, что использование подобных автоматизированных систем способно подарить водителю немалую толику свободного времени. Пока автопилот ведёт автомобиль, можно заняться учёбой, почитать или просто поспать. Кроме того, автопилот:
- не нарушает правил дорожного движения;
- не спит за рулём;
- не употребляет горячительные напитки;
- не болтает по мобильному телефону;
- имеет круговой обзор;
- за счёт соблюдения оптимального скоростного режима экономить дорогое горючее и уменьшает вредные выбросы в атмосферу.
В автомобиле с автопилотом у водителя появится уйма свободного времени
Но так ли всё радостно и безоблачно? К сожалению, нет. Вот ведь какая штука, чтобы полностью заменить водителя, электронный мозг должен анализировать обстановку в режиме реального времени. Это требует от системы гигантского быстродействия. Таких мощностей пока нет. Все эти авто с автопилотом только прототипы. Они способны ездить по специально подготовленным улицам, но на этом пока всё. В случае нештатной ситуации всё равно потребуется вмешательство водителя. А полностью автономная система управления автомобилем будет создана не ранее 2020 года. Таково мнение компетентных специалистов.
365cars.ru
реальные прототипы от Яндекса, КАМАЗа и НАМИ
www.kp.ru
виды, принцип и особенности работы
Ведущие автогиганты промышленности серьёзно принялись за установку системы автопилота на серийные модели. Сейчас проводятся испытания и тестирования функций, и если верить заявлениям представителей автоконцернов, то результаты превосходят все ожидания. Полноценное внедрение технологии автопилота в современные автомобили позволят транспортному средству набирать необходимую скорость, избегать аварийных ситуаций и совершать манёвры без управления человеком.
На сегодняшний день представлены три типа систем автопилота:
I. Принцип действия электронной системы. Это самая простая форма действия автопилота, которая уже достаточно давно используется в сериях мирового автопрома.
1.1. Яркий пример такой системы – Traffic Jam Assist, которая была создана разработчиками Ford на базе исследовательского комплекса в Германии. «Система помощи в пробках» позволяет транспорту самостоятельно ехать в тесных рядах машин, останавливаться при необходимости и начинать разгонятся, когда впереди идущие автомобили свободно двигаются. Кроме того, Traffic Jam Assist способен управлять автомобилем на поворотах и изгибах дороги. При этом водитель не прилагает никаких усилий для контроля происходящей ситуации, он может позволить себе абсолютно не касаться узлов управления.
Несмотря на то, что система кажется воплощением сюжета фантастического фильма о будущем, в её действии нет ничего инновационного. Traffic Jam Assist действует по принципу двух давно известных автолюбителям систем: круиз-контроля (система анализирует информацию о внешних событиях с радара и принимает решение о необходимой скорости) и программы Lane Assist (не допускает пересечение дорожной линии и вносит правки в курс автомобиля, подруливая в нужном направлении).
Данный автопилот позволит машине придерживаться стабильной скорости в 50-60 км/ч без участия водителя. Но инженеры предостерегают, что владельцы авто не должны полностью расслабляться за рулём, участие человека всегда необходимо.
1.2. Компания Volkswagen решила не отставать и заявила об успехах в разработке системы Temporary Auto Pilot. Эта модель автопилота позволяет автомобилю переходить на самоуправление не только в пробках, но и на трассах с высокими скоростями. «Временный автопилот» по механизмам действия практически идентичен Traffic Jam Assist, но несколько новаторств от Volkswagen позволяют включать автопилот даже на скорости 130 км/ч.
1.3. Cadillac обещает своим клиентам, что их система Super Cruise будет запущена в массовое производство уже в 2015 году. Разработка будет представлять собой синтез автопилота со спутниковым навигатором.
1.4. Компания Google проводит испытание автомобиля-робота, который оснащён комплексом встроенных карт и навигаций. Такая машина способна передвигаться по дорогам даже без присутствия водителя в салоне.
II. Принцип действия электронной сцепки, который подразумевает отслеживание и контроль находящегося впереди транспорта. Первой ласточкой среди автопилотов данного типа должна стать разработка компании Volvо. В основе системы SARTRE (Safe Road Trains for the Environment) заложены радикально новые принципы действия. Их особенность заключается в том, что теперь в участии водителя действительно нет никакой необходимости. Управление транспорта с встроенным SARTRE совершается с помощью впереди едущего авто.
Принцип сцепки подразумевает установление беспроводной связи между двумя автомобилями, которая активируется сразу же после сближения на определённое расстояние. Проще говоря, сзади едущая машина точно следует за «поводырём».
Инженеры Volvo считают такую модель автопилота более безопасной и автоматизированной. Пока точные сроки запуска программы в производство не известны, но представители автоконцерна обещают порадовать автолюбителей уже в ближайшие годы.
III. Третий, самый инновационный принцип действия автопилота заключается в установлении активных взаимосвязей между едущим автомобилем и окружающей средой. Транспортное средство будет взаимодействовать не только с находящимися рядом машинами, но и с дорожной инфраструктурой.
Названия этих автопилотов соответствуют их сути: vehicle-to-vehicle («машина-к-машине») и vehicle-to-infrasructure («машина-к-инфраструктуре»). Крупнейшие автопроизводители уже оценили перспективность этого типа автоуправления и концентрируют огромные усилия и средства на испытании программы. Так, General Motors обещает, что общие возможности системы можно будет оценить уже в 2020 году.
Ведутся активные разработки. Между автоконцернами начата настоящая гонка за победный приз в виде совершенной системы автопилота, которая воплотит идею «умного» автомобиля в реальность.
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru
bycars.ru
Какие бывают автопилоты и чем они отличаются?
Сегодня все автопроизводители (ну, почти) наперегонки разрабатывают собственные автопилоты — один лучше другого — и раздают потребителям смелые обещания. Дескать, скоро все водители превратятся в пассажиров, потому что автомобили будут ездить самостоятельно. Однако автопилот автопилоту рознь, потому что общепринятая классификация делит их на шесть уровней.
Автопилотом называют систему автоматического управления автомобилем (мы сейчас говорим именно про них), которая позволяет ему передвигаться без участия водителя. Как правило, для работы автопилота используются алгоритмы на основе Байесовского метода одновременной локализации и построения карт, суть работы которых состоит в комбинировании данных с датчиков автомобиля и картографических данных. Система автономного вождения состоит из набора видеокамер, сенсоров, радаров, лидаров, спутниковой навигации и другого оборудования.
Теоретически, автопилот обладает массой очевидных преимуществ. Прежде всего, это минимизация аварий и человеческих жертв за счёт тщательного соблюдения правил дорожного движения беспилотными автомобилями. Это снижение стоимости транспортировки грузов и людей, экономия топлива, повышение эффективности использования дорог за счёт централизованного управления транспортным потоком. Появится возможность самостоятельно перемещаться людям без водительского удостоверения, наконец, свободно распоряжаться временем в пути.
Конечно, есть и недостатки. Например, непонятно, кто будет нести ответственность за нанесение ущерба и, тем более, в случае человеческих жертв. Много людей потеряет работу, потому что водители попросту станут не нужны. Наконец, все мы знаем, что в любой электронике порой случаются сбои вплоть до полного отказа. Но, кажется, иного пути уже нет и рано или поздно все мы придём к неизбежным автопилотам — по крайней мере, именно так уверяют производители автомобилей. Значит, пришло время ознакомиться с общепринятой классификацией автопилотов, разработанной Сообществом автомобильных инженеров (SAE)!
Jason Torchinsky / Популярная механика
Эта схема довольно наглядно демонстрирует разницу в работе автопилотов разных уровней. К примеру, автопилот второго уровня автономности сегодня по факту есть в большинстве современных автомобилей, которые самостоятельно паркуются, умеют разгоняться и тормозить, подруливать согласно разметке и избегать столкновений с другими автомобилями, препятствиями и пешеходами. В ближайшее время на рынок выйдут автомобили с автопилотом третьего уровня, который будет позволять больше. На четвёртом уровне водитель сможет расслабиться, ну а на пятом его впору переименовать в пассажира — автомобилем будет управлять робот.
Компания BMW, к примеру, заявляет что достигнет высшего уровня автопилота уже к 2021 году. Совсем скоро! А чтобы понять, как это будет выглядеть и к чему нам нужно готовиться, немцы выпустили этот познавательный видеоролик.
www.popmech.ru
Машина на автопилоте - ЭкспертРУ
Мировые автопроизводители вплотную подошли к установке на серийные автомобили функций автопилота. Испытания этих систем проходят успешно
Автомобиль едет по дороге без участия водителя — эта фантастическая картина скоро станет реальностью. Ведущие автоконцерны активно разрабатывают системы, позволяющие машине самостоятельно разгоняться, тормозить и даже маневрировать без участия человека.
Развитие функций автопилота в мировом автопроме идет по трем основным направлениям. Первый и самый простой тип основан на электронных системах, которые уже давно работают в серийных автомобилях.
Система такого плана — Traffic Jam Assist («Система помощи в пробках») — недавно была представлена журналистам инженерами Ford в европейском исследовательском центре компании в немецком Аахене. Оснащенный такой системой автомобиль может двигаться в плотном дорожном потоке без участия водителя: машина сама остановится, если остановился впереди идущий автомобиль, сама начнет набирать скорость, когда двинется поток. Наконец, машина сама поворачивает вслед за изгибом дороги. Водитель при этом может сидеть на своем месте скрестив руки и не касаясь ни руля, ни педалей, ни каких-либо других рычагов управления.
При всей кажущейся революционности такой системы, по сути, в ней нет ничего принципиально нового. Traffic Jam Assist работает на основе двух уже внедренных в массовое производство электронных функций. Первая — активный круиз-контроль, когда, получая данные с радара, машина сама притормаживает или разгоняется в соответствии с режимом движения впереди идущего автомобиля. Вторая — так называемая Lane Assist — система слежения за дорожной разметкой, когда по сигналу оптического датчика машина может подруливать и возвращаться в свой ряд, если она вдруг начала пересекать дорожную линию. Обе эти функции уже давно доступны на автомобилях даже массового класса, их работу просто объединили, чтобы машина сама ориентировалась в пробке.
С функцией Traffic Jam Assist от Ford машина может самостоятельно двигаться со скоростью до 50–60 км/ч, а полная остановка будет происходить на расстоянии трех метров до впереди идущего транспорта. Впрочем, создатели новой системы говорят, что полностью расслабляться и, скажем, читать газету за рулем водителю все же не стоит. «Мы подчеркиваем, что новая система лишь помогает водителю, а не заменяет его, — говорит Вей Торстен, инженер Ford. — Используя ее, водитель не должен отвлекаться, ему нужно продолжать следить за дорогой, чтобы в случае непредвиденной ситуации взять управление в свои руки».
Представители Ford говорят, что автопилот для пробок появится на серийных автомобилях в течение ближайших двух-трех лет. Помимо Ford над внедрением подобных систем работают многие другие автомобильные компании. В частности, об аналогичных разработках говорят в премиальной немецкой тройке — Audi, BMW и Mercedes-Benz. Так, представители Audi заявляют, что их новая система с таким же названием, Traffic Jam Assist, уже в течение ближайшего года появится на обновленном флагмане марки —Audi A8.
Последние системы автопилота не только могут работать в пробках, но и готовы брать на себя управление при движении на скоростных трассах. Например, об успешном испытании Temporary Auto Pilot («Временный автопилот») рапортует концерн Volkswagen. «Временный автопилот» работает по тому же принципу, что и Traffic Jam Assist, то есть на основе действия активного круиз-контроля и системы слежения за разметкой, и позволяет водителю быть свободным от управления на весьма приличной скорости — до 130 км/ч.
Одновременно инженеры пытаются интегрировать системы автопилота с системами спутниковой навигации — так автоматика будет более точно управлять автомобилем. Например, о подобных разработках заявляют представители Cadillac — их Super Cruise будет интегрироваться с данными спутниковой навигации. На серийных автомобилях она появится предположительно в 2015 году.
В разработку систем автоматического управления автомобилем сейчас включены не только автопроизводители, но и представители других высокотехнологичных компаний. Например, Google заявляет о том, что проводит успешное испытание машины-робота, которая самостоятельно может передвигаться по дорогам с использованием навигационных карт, а также с применением радаров и камер наблюдения. В Google говорят, что их машина без участия человека преодолела по дорогам США уже более полутора тысяч километров, правда, для подстраховки за рулем всегда сидит водитель.
На электронной сцепке
Более надежны автопилоты второго типа. Их работа основана на слежении за впереди идущим автомобилем. Недавно Volvo заявила об успешном испытании на дорогах общего пользования системы SARTRE (Safe Road Trains for the Environment — «Экологически чистые автоколонны»).
Суть метода в том, что автомобиль как бы управляется впереди идущей машиной. По замыслу разработчиков, это должно выглядеть так: водитель приближается к впереди идущему автомобилю, ждет, когда активируется система, и с помощью беспроводных устройств автомобиль оказывается на своеобразной электронной сцепке — то есть точно следует за передней машиной.
Представители Volvo заявляют, что такая версия автопилота более безопасна и удобна. По их словам, водитель в этом случае может полностью довериться системе и не следить за дорогой. В пути он запросто может листать газету, смотреть видео или печатать на ноутбуке. Точные сроков появление новой системы на серийных машинах в компании пока не называют, но говорят, что это может произойти в течение нескольких ближайших лет.
Наконец, третий и, пожалуй, самый эффективный тип систем управления машиной без водителя построен на том, что автомобиль будет сам активно взаимодействовать с другими участниками дорожного движения, а также с дорожной инфраструктурой.
Над такими системами, которые условно называются коммуникациями vehicle-to-vehicle («машина-к-машине») или vehicle-to-infrasructure («машина-к-инфраструктуре») работают почти все ведущие мировые автоконцерны. Например, General Motors заявляет, что элементы этой системы могут появиться к 2020 году.
Все машины на дороге, а также светофоры, пешеходные переходы и другие объекты дорожной инфраструктуры получат специальные датчики, которые будет оперативно обмениваться сведениями. В этом случае приближающаяся к перекрестку машина сможет сама притормозить, если, скажем, получит информацию, что на перекресток резко выскакивает другой автомобиль. Или же приближающаяся к светофору машина сама может «понять», успеет ли она пересечь перекресток до того, как загорится красный свет. И в зависимости от этого автомобиль притормозит или, наоборот, слегка ускорит движение.
Безусловно, такой подход к освобождению водителя от управления автомобилем — самый безопасный. Однако понятно, что он потребует больших затрат и времени на установку датчиков на сами машины и на всю дорожную инфраструктуру. Но эти усилия будут вполне оправданны — например, в Японии, в так называемом Toyota-City (производственном центре близ города Нагоя), инженеры ведущей японской автомобильной компании уже создали экспериментальную площадку, где машины вполне успешно передвигаются без участия водителя, получая данные от установленных на дороге датчиков. Человеку остается только сесть в машину в роли пассажира, а до места его доставит автомобиль-робот.
Ну а что касается Ford, то помимо системы автопилота в пробке компания в своем европейском научном центре представила еще ряд интересных новых разработок. Это, например, кресло, в которое встраиваются датчики, способные отслеживать частоту сердцебиения человека и таким образом следить за кардиологическими показателями его здоровья. Если данные не лучшие, может последовать предупреждающий сигнал или машина сама может отправить тревожное сообщение лечащему врачу.
Наконец, на презентации в Аахене Ford объявил, что первым в Европе начинает оснащать сиденья задних пассажиров надувными ремнями. На таком новом ремне безопасности крепится подушка, которая в случае аварии моментально надувается. Площадь соприкосновения тела с ремнем увеличивается, и снижается риск получения травмы. Ford уже более года устанавливает такие ремни на своих машинах в США, где они пользуются большим спросом. В Европе же первые надувные ремни будут устанавливаться на обновленную модель Ford Mondeo, премьера которой состоится на Парижском автосалоне осенью.
Аахен—Москва
expert.ru