Что такое беспилотник: Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) — Что такое Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) ?

Как в Донбассе применяются турецкие беспилотники и чем это грозит

  • Вячеслав Шрамович, Павел Аксенов
  • Би-би-си

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Ministry of Defence of Ukraine

Вооруженные силы Украины 26 октября сообщили о первом боевом применении турецких ударных дронов Bayraktar TB2 в Донбассе. Но прежде чем нанести удар по позициям вооруженных формирований ДНР украинские вооруженные силы полгода использовали беспилотники Bayraktar TB2 для разведки и наблюдения, рассказал Би-би-си командующий Объединенных сил ВСУ генерал-лейтенант Сергей Наев.

В социальных сетях 26 октября появилось видео, на котором видно, что боеприпас, выпущенный, как сообщается, с «Байрактара», поражает артиллерийское орудие.

Оперативное командование ВСУ «Восток» в тот же день сообщило об одном погибшем и одном раненом украинском бойце в результате обстрела со стороны вооруженных формирований Донбасса. Вероятно, применение БПЛА стало ответным ударом.

О тактике его применения и о том, какие цели будут поражаться в будущем, Сергей Наев не сказал. По словам военачальника, армия будет применять ударные беспилотники Bayraktar TB2 там, где, по ее мнению, будет расти уровень военной угрозы для Украины.

Между тем, как отмечают российские военные эксперты, у вооруженных формирований в ДНР и ЛНР нет средств для противодействия беспилотникам такого класса. Такие средства могла бы обеспечить только российская армия.

По словам Наева, ВСУ использует «Байрактары» с тех пор, как Россия перебрасывала свои дополнительные части к украинским границам и в аннексированный Крым. До сих пор они занимались только разведкой.

У Украины сейчас 12 таких ударных дронов, но уже в ближайшем будущем их количество планируют увеличить в три раза.

Полгода в небе

«Байрактары» находятся на боевом дежурстве еще с весны этого года, когда было усиление батальонно-тактических групп России (У границ Украины и в Крыму, — Ред). Тогда они проводили разведку и тренировки», — рассказал генерал Наев.

Генерал-лейтенант Сергей Наев возглавляет Объединенные силы ВСУ — после недавних реформ в украинской армии это структурно более высокое командование по сравнению с Операцией объединенных сил в Донбассе, у которой есть свой командующий.

Сергей Наев добавляет, что с марта беспилотники «показали свою эффективность для разведки и давали практические данные о противнике»: «Они патрулируют не только Донбасс, но и юг и север Украины. Летали в апреле, а также, когда были [российско-белорусские] учения «Запад-2021».

  • Украина впервые применила в Донбассе турецкий беспилотник «Байрактар»

«Там, где растет уровень военной угрозы, Вооруженные силы Украины применяют весь свой спектр вооружений, в том числе и «Байрактары», — пояснил Сергей Наев.

После первого боевого применения «Байрактара» в Донбассе 26 октября, когда боеприпас с ударного дрона поразил гаубицу Д-30 так называемой «1-й Славянской бригады ДНР», но при этом расчет выжил, в СМИ появились предположения, что тогда использовали «учебную» ракету.

«Байрактар» применили по решению генерал-лейтенанта Павлюка (Командующего Операцией объединенных сил в Донбассе. — Ред.), поэтому нужно спрашивать у него. Но точно знаю, что даже те «Байрактары», которые ведут разведку, всегда поднимаются в воздух с боевым боекомплектом», — отмечает Сергей Наев.

Автор фото, Ministry of Defence of Ukraine

Подпись к фото,

Комплекс включает в себя не только сами беспилотники, но и командный пункт

Он также рассказал, что украинские экипажи прошли подготовку к ведению разведки как днем, так и ночью. «И готовы к боевому применению — также днем и ночью», — добавляет он.

По словам украинского генерала, «Байрактары» будут использовать «там, где необходимо усиление».

«Есть вся инфраструктура для них, органы управления и отработаны вопросы взаимодействия с другими силами», — говорит Сергей Наев.

Наращивание сил

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Сейчас у украинской армии 12 «Байрактаров» — это два комплекта по шесть летательных аппаратов, несколько станций управления и несколько сотен боеприпасов к ним.

В сентябре новый главнокомандующий ВСУ генерал-лейтенант Валерий Залужный рассказал азербайджанскому изданию Report, что украинская армия планирует закупить еще четыре комплекта Bayraktar TB2.

«Для потребностей вооруженных сил в 2021-2022 годах планируется приобрести еще четыре таких комплекса. В дальнейшем мы планируем пополнить арсенал беспилотными летательными аппаратами местного производства», — рассказал генерал Залужный.

Таким образом речь может идти о еще 24 летательных аппаратах, что доведет их количество в ВСУ до 36.

Однако Валерий Залужный добавил, что покупка «Байрактаров» — это только половина дела.

«Во-первых, нужно научиться эффективно с ними работать. Во-вторых, мы должны обязательно знать тактику по формам их применения. Мы должны комплексно подходить к вопросу», — пояснил он.

  • Война будущего. Как конфликт в Карабахе повлияет на развитие военных беспилотников
  • Война дронов в Карабахе: как беспилотники изменили конфликт между Азербайджаном и Арменией

«Сейчас мы изучаем методику использования этих аппаратов. Если бы у нас был опыт Азербайджана, было бы гораздо проще. Признаю, что, к сожалению, у нас очень мало опыта», — добавил Валерий Залужный еще до первого боевого применения этих аппаратов на Донбассе.

Кроме того, работа «Байрактаров» может зависеть от погоды и насыщенности противовоздушной обороны противника.

«Безнаказанно и эффективно»

По словам российских военных экспертов, противостоять действиям украинских беспилотников вооруженные формирования ДНР и ЛНР не в состоянии.

«До сих пор соответствующих средств противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы, которые могут успешно противодействовать беспилотникам такого класса, не было заметно. По крайней мере в зоне, о которой вы говорите», — сказал российский военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский. При этом он отметил, что исключать появления таких средств в будущем тоже нельзя: «Что там в шахтах Донбасса хранится, никто не знает».

Автор фото, Ministry of Defence of Ukraine

Вместе с тем, по его словам, самыми эффективными способами если не противодействия беспилотникам, то хотя бы снижения их эффективности остаются приемы маскировки, рассредоточение войск, расположение техники и вооружений в укрытиях. Эти приемы, рассказал эксперт, показали эффективность в Сирии и Нагорном Карабахе.

«Но все равно такие меры не исключают возможности поражения беспилотной авиацией. Если она не подвергается огневому и радиоэлектронному поражению, [они не помешают ей] применять свое вооружение», — сказал Виктор Мураховский.

Другой эксперт Михаил Ходаренок, в прошлом — старший офицер главного штаба войск ПВО, рассказал Би-би-си, что организовать противодействие беспилотной авиации такого класса в условиях ДНР и ЛНР почти невозможно.

«По своим размерам, скорости он [«Байрактар»] не представляет собой неуязвимый объект. Но для того, чтобы его поразить, надо все-таки иметь развернутую систему ПВО. Обычно все у нас сводится в глазах неспециалиста к зенитно-ракетным комплексам и системам, но на самом деле надо начинать с системы радиолокационной разведки, автоматизированной системы обработки информации, соответствующей системы управления, все надо завязать в единый контур, чтобы своевременно давать целеуказание огневым средствам», — объясняет Ходаренок.

По его словам, в такой ситуации даже применение авиации — самолетов или вертолетов — все равно потребовало бы развернутой системы противовоздушной обороны, которой у вооруженных формирований быть не может. При этом, по его словам, легкие артиллерийские зенитные системы, а также переносные зенитно-ракетные комплексы не могут эффективно бороться с «Байрактарами» из-за того, что он летает на довольно большой высоте в несколько тысяч метров.

По словам Михаила Ходаренка, беспилотники такого класса, действуя на большой высоте, будут воздействовать и на психику участников вооруженных отрядов, потому что их самих во время полета почти не слышно и не видно, а планирующие бомбы, которыми оснащены такие аппараты, также падают, не издавая громкого звука.

Ходаренок считает, что создать систему, которая могла бы противодействовать таким беспилотникам, могут только государственные структуры: «Если эти удары начали, то они продолжатся, по всей видимости. Какого-то средства борьбы у этих полупартизанских формирований, естественно, нет. А когда нет такой системы ПВО, то он будет действовать совершенно безнаказанно и эффективно».

Повод для эскалации?

Виктор Мураховский, в свою очередь, считает, что противодействие тактике применения БПЛА, которую избрала украинская армия, может находиться не только в военной области — этот вопрос могут решить за пределами непризнанных республик политики.

Таким решением эксперт назвал возможную бесполетную зону в районе линии противостояния, которую могли бы объявить в рамках минских договоренностей и которую обеспечивали бы все участники переговорного процесса. Но он не сказал, какой аргумент мог бы убедить Киев в необходимости такого шага.

Украинский эксперт, руководитель военных программ украинского Центра глобалистики «Стратегия XXI» Павел Лакийчук сказал Би-би-си, что при этом ни в первых, ни во вторых минских договоренностях нет никаких ограничений по применению Украиной беспилотников.

Автор фото, Ministry of Defence of Ukraine

При этом боевые беспилотные системы, которые начала применять украинская армия в Донбассе, сейчас выглядят как очень эффективное средство, противодействия которому нет. Возможно ли, чтобы такая тактика могла привести к эскалации конфликта?

Российский эксперт Виктор Мураховский называет применение беспилотников вместе с использованием диверсионных групп «тестированием красных линий», и говорит, что в какой-то момент оно может привести к «срабатыванию детонатора».

Павел Лакийчук в свою очередь считает, что «Байрактар» в принципе может быть поражен теми средствами, которые есть в ДНР и ЛНР, и поэтому повода для эскалации нет.

«Фактически, уничтожать их могут и зенитные комплексы, начиная классом от «Шилки» и ниже. То есть если россияне заговорят о создании эшелонированной системы ПВО как ответ на применение «Байрактаров» — то это будет ложь. Хотя они могут пойти на такое с расчетом на обострение боевых действий, использование своей авиации и ответное использование Украиной своей авиации. Это вероятно, но «Байрактары» как повод для этого — неадекватный», — сказал Би-би-си Павел Лакийчук.

Знаменитый беспилотник

Турецкий беспилотный летательный аппарат Bayraktar TB2 стал широко известен после операции «Весенний щит», которую проводила турецкая армия в Сирии в феврале 2020 года. До этого его использовали в Ливии, где Bayraktar TB2 действовали против сил Халифы Хафтара.

«Байрактары» широко использовала азербайджанская армия в ходе войны в Карабахе осенью 2020 года. Кроме них, против армянских войск применялись беспилотники других типов, например, барражирующие боеприпасы. Однако «Байрактар» можно по праву считать одним из символов этого конфликта.

Армянские силы в Карабахе не были готовы к широкому и продуманному применению беспилотников и понесли от них ощутимые потери. Одной из причин, по оценкам экспертов, стало отсутствие в регионе организованной системы противовоздушной обороны — то же самое теперь говорят и о донбасских регионах.

Этот дрон, разработанный турецкой компанией Baykar несколько лет назад, способен действовать под контролем оператора или самостоятельно, его можно применять для разведки, наблюдения или нанесения ударов. Он несет управляемые авиабомбы с лазерным наведением MAM (Mini Akıllı Mühimmat — «Умные мини-боеприпасы») производства турецкой компании Roketsan Roket Sanayii ve Ticaret A.S.

Уже после войны в Карабахе интерес к турецким дронам проявляла Сербия, хотя о покупках и поставках в открытых источниках ничего не сообщалось.

В конце октября 2021 года замглавы правительства Киргизии Камчыбек Ташиев сказал, что его страна собирается приобрести у Турции эти беспилотники.

БЕСПИЛОТНЫЕ САМОЛЕТЫ: МАКСИМУМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | Наука и жизнь

После того как в журнале были напечатаны статьи о работе «ОКБ Сухого»(см. «Наука и жизнь» № 9, 2001 г. и №№ 1, 2, 4, 2002 г.), в редакцию пришли письма с вопросом: занимается ли фирма гражданской тематикой? Нам ответили: еще как! Гражданские самолеты АООТ «ОКБ Сухого» — это известные проекты Су-80, С-21 и семейство региональных пассажирских самолетов. Сегодня конструкторы КБ создают беспилотный летательный аппарат гражданского назначения с уникальными летно-техническими характеристиками, позволяющими использовать его для решения широкого круга задач в сфере науки, экономики и хозяйственного сектора. О новом направлении — беспилотной авиации рассказывает заместитель главного конструктора доктор технических наук, действительный член Академии военных наук А. Х. Каримов.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Заместитель главного конструктора «ОКБ Сухого» Альтаф Хуснимарзанович Каримов.

Технические характеристики беспилотных авиационных систем с большой высотой и продолжительностью полета.

Американский беспилотный самолет «макси»-класса «Глобал Хоук»: высота полета — 20 км, масса — 11,5 тонны, продолжительность полета — более 24 часов.

Многоцелевой беспилотный летательный аппарат «Протеус» производства США: высота полета — 15 км, масса — 5,6 тонны.

Потребности мирового рынка в беспилотных авиационных системах с большой высотой и продолжительностью полета. Прогноз закупок на 2005-2015 годы в сумме составляет 30 миллиардов долларов.

Открыть в полном размере

Беспилотный летательный аппарат с большой высотой и продолжительностью полета — долгожданное детище «ОКБ Сухого». Проектировщики заложили в новую машину такие летно-технические характеристики, которые, по нашему мнению, позволят ей превзойти по многим параметрам лучшие в своем классе американские самолеты и найти широкое применение в гражданском секторе.

«Беспилотники» различаются по массе (от аппаратов весом в полкилограмма, сравнимых с авиамоделью, до 10-15-тонных гигантов), высоте и продолжительности полета. Беспилотные летательные аппараты массой до 5 кг (класс «микро») могут взлетать с любой самой маленькой площадки и даже с руки, поднимаются на высоту 1-2 километра и находятся в воздухе не более часа. Как самолеты-разведчики их используют, например, для обнаружения в лесу или в горах военной техники и террористов. «Беспилотники» класса «микро» массой всего 300-500 граммов, образно говоря, могут заглянуть в окно, поэтому их удобно использовать в городских условиях.

За «микро» идут беспилотные летательные аппараты класса «мини» массой до
150 кг. Они работают на высоте до 3-5 км, продолжительность полета составляет 3-5 часов. Следующий класс — «миди». Это более тяжелые многоцелевые аппараты массой от 200 до 1000 кг. Высота полета достигает 5-6 км, продолжительность — 10-20 часов.

И, наконец, «макси» — аппараты массой от 1000 кг до 8-10 т. Их потолок — 20 км, продолжительность полета — более 24 часов. Вероятно, вскоре появятся машины класса «супермакси». Можно предположить, что их вес превысит 15 тонн. Такие «тяжеловозы» будут нести на борту огромное количество аппаратуры различного назначения и смогут выполнять самый широкий круг задач.

Если вспомнить историю беспилотных летательных аппаратов, то впервые они появились в середине 1930-х годов. Это были дистанционно управляемые воздушные мишени, используемые на учебных стрельбах. После Второй мировой войны, точнее, уже в 1950-х годах, авиаконструкторы создали беспилотные самолеты-разведчики. Еще 20 лет понадобилось на то, чтобы разработать машины ударного назначения. В 1970-х — 1980-х годах этой тематикой занимались конструкторские бюро П. О. Сухого, А. Н. Туполева, В. М. Мясищева, А. С. Яковлева, Н. И. Камова. Из туполевского КБ вышли беспилотные разведчики «Ястреб», «Стриж» и находящийся на вооружении и сегодня — «Рейс», а также ударный «Коршун» (его начинали делать в ОКБ Сухого, но потом передали Туполеву), созданный совместно с НИИ «Кулон». Достаточно успешно занималось беспилотными самолетами КБ Яковлева, где разрабатывались аппараты «мини»-класса. Наиболее удачным из них стал комплекс «Пчела», который до сих пор стоит на вооружении.

В 1970-х годах в России были развернуты научно-исследовательские работы по созданию беспилотных самолетов с большой высотой и продолжительностью полета. Ими занималось ОКБ В. М. Мясищева, где разрабатывали машину «макси»-класса «Орел». Тогда дело дошло только до макета, но почти через 10 лет работы возобновили. Предполагалось, что модернизированный аппарат сможет летать на высоте до 20 км и находиться в воздухе 24 часа. Но тут наступил реформенный кризис, и в начале 1990-х годов программу «Орел» из-за отсутствия финансирования закрыли. Примерно в то же время и по тем же причинам были свернуты работы над беспилотным летательным аппаратом «Ромб». Этот уникальный по своей конструкции самолет, созданный совместно с «НИИ ДАР» при участии разработчика радиолокационной системы «Резонанс» Главного конструктора Э. И. Шустова, представлял собой разрезной биплан из четырех крыльев, составленных в виде ромба, в которые монтировались крупногабаритные антенны, обслуживающие радиолокационную станцию. Масса его была порядка 12 тонн, а полезная нагрузка достигала 1,5 тонны.

После первой волны разработок «беспилотников» в 1970-х — 1980-х годах наступило длительное затишье. Армию оснащали дорогостоящими пилотируемыми самолетами. Под них выделяли большие средства. Этим и определялся выбор тематики разработок. Правда, все эти годы «беспилотниками» активно занималось Казанское опытно-конструкторское бюро «Сокол». Оно создавалось на базе ОКБ спортивной авиации под руководством тогда еще молодого специалиста, ныне генерального конструктора «ОКБ Сухого» М. П. Симонова. ОКБ «Сокол» стало, по существу, специализированным предприятием по производству беспилотных авиационных систем. Основное направление — беспилотные воздушные мишени, на которых отрабатываются боевые действия различных военных комплексов и наземных служб, в том числе и комплексов ПВО.

Сегодня беспилотные летательные аппараты «мини»- и «миди»-класса представлены достаточно широко. Их производство под силу многим странам, поскольку с этой задачей могут справиться небольшие лаборатории или институты. Что же касается аппаратов класса «макси», то для их создания нужны ресурсы целого авиастроительного комплекса.

ВСЕ АРГУМЕНТЫ — «ЗА»

В чем же преимущества беспилотных летательных аппаратов? Во-первых, они в среднем на порядок дешевле пилотируемых самолетов, которые нужно оснащать системами жизнеобеспечения, защиты, кондиционирования… Нужно, наконец, готовить пилотов, а это стоит больших денег. В итоге получается, что отсутствие экипажа на борту существенно снижает затраты на выполнение того или иного задания.

Во-вторых, легкие (по сравнению с пилотируемыми самолетами) беспилотные летательные аппараты потребляют меньше топлива. Представляется, что для них открывается более реальная перспектива и при возможном переходе на криогенное топливо (см. «Наука и жизнь» № 3, 2001 г. — Прим. ред.).

В-третьих, в отличие от пилотируемых самолетов, машинам без пилота не нужны аэродромы с бетонным покрытием. Достаточно построить грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной всего 600 метров. («Беспилотники» взлетают с помощью катапульты, а приземляются «по-самолетному», как истребители на авианосцах.) Это очень серьезный аргумент, поскольку из 140 наших аэродромов 70% нуждаются в реконструкции, а темпы ремонта сегодня — один аэродром в год.

Основной критерий выбора типа летательных аппаратов — стоимость. Благодаря стремительному развитию вычислительной техники существенно подешевела «начинка» — бортовые компьютеры «беспилотников». На первых аппаратах использовались тяжелые и громоздкие аналоговые вычислительные машины. С внедрением современной цифровой техники их «мозг» стал не только дешевле, но и умнее, компактнее и легче. Это означает, что аппаратуры на борт можно взять больше, а ведь именно от нее зависят функциональные возможности беспилотных самолетов.

Если же говорить о военном аспекте, то беспилотные летательные аппараты находят применение там, где в разведывательной операции или воздушном бою можно обойтись без пилота. На IХ международной конференции по «беспилотникам», прошедшей в 2001 году во Франции, прозвучала мысль о том, что в 2010-2015 годах боевые операции сведутся к войне автоматизи рованных систем, то есть к противоборству роботов.

ВЫБОР СДЕЛАН

Еще пять лет назад специалисты «ОКБ Сухого» проанализировали развитие существующих в мире научно-технических программ по созданию «беспилотников» и обнаружили стойкую тенденцию к увеличению их размеров и массы, а также высоты и продолжительности полета. Аппараты с большим весом могут дольше находиться в воздухе, выше подниматься и дальше «видеть». «Макси» берут на борт более 500 кг полезной нагрузки, которая позволяет решать задачи большого объема и с лучшим качеством.

Анализ показал, что беспилотные самолеты класса «макси» и «супермакси» сегодня востребованы как никогда. Судя по всему, они могут изменить расклад сил на мировом рынке летательных аппаратов. Пока эта ниша освоена только американскими конструкторами, которые начали работать над «беспилотниками» «макси»-класса на 10 лет раньше нас и успели создать несколько очень хороших самолетов. Наиболее популярный из них «Глобал Хоук»: он поднимается на высоту до 20 км, весит 11,5 тонны, имеет продолжительность крейсерского полета более 24 часов. Конструкторы этой машины отказались от поршневых моторов и оснастили ее двумя турбореактивными двигателями. Именно после показа «Глобал Хоука» на авиасалоне в Ле-Бурже в 2001 году на Западе началась борьба за захват нового сектора рынка.

Мы планируем создать аналог «Глобал Хоука», но наш аппарат будет немного меньше. Выбор такой размерности основан на скрупулезном изучении спроса.

Еще во время создания первых беспилотных самолетов «макси»-класса «Орел» и «Ромб» мы разработали концепцию, согласно которой начали строить беспилотные аппараты, обеспечивающие наилучшие условия для размещения в них полезной нагрузки. На «Ромбе», например, мы смогли совместить большие антенные блоки размером 15-20 м с элементами самолета. Получилась «летающая антенна». Сегодня мы создаем, по сути, летающую платформу для аппаратуры наблюдения. Соединив полезную нагрузку с бортовыми системами, можно получить полноценный интегрированный комплекс, максимально оснащенный радиоэлектронным оборудованием. Это будет качественно новый вид авиационной техники — стратосферная платформа для решения задач, которые либо не по силам низко-, средневысотным пилотируемым и беспилотным машинам, либо требуют неоправданно больших затрат при выполнении их спутниковыми группировками.

Наш беспилотный летательный аппарат С-62 представляет собой машину массой 8,5 тонны, способную подняться на высоту 18-20 км/ч, развить скорость 400-500 км/ч, и находиться в воздухе более 24 часов без дозаправки. Его габариты: длина — 14,4 м, высота -
3 м, размах крыла — 50 м, полезная нагрузка — 800-1200 кг. По аэродинамическим характеристикам компоновка С-62 приближает аппарат к планеру. Самолет выполнен по аэродинамической схеме двухбалочная «утка» и имеет крыло большого удлинения. На центроплане крыла расположено вертикальное оперение. Силовая установка находится над центропланом в спаренной мотогондоле. С-62 оснащен двумя двигателями ТРДД РД-1700, используемыми на самолетах Як-130 и МиГ-АТ (хотя прорабатываются и другие варианты двигателей). Эта машина будет легкой и радиопрозрачной, скорее всего из стеклопластика.

С-62 войдет в состав беспилотных авиационных комплексов БАК-62, предназначенных для выполнения широкого спектра задач гражданского назначения. Каждый такой комплекс включает от одного до трех «беспилотников», наземные станции контроля и управления, связи и обработки информации, а также мобильный пункт технического обслуживания. Наземные станции управления будут работать в пределах радиовидимости — на расстоянии до 600 км. Их назначение — управлять взлетом и посадкой, а также решать задачи автоматического пилотирования и выполнения программы полета. БАК-62 отличается высокой мобильностью, его можно легко перебазировать на новое место в стандартных грузовых контейнерах любым видом транспорта, быстро развернуть и привести в рабочее состояние.

Наземные пункты управления, а также пункты технического обслуживания — тоже забота проектировщиков. В них должны быть созданы условия для комфортного проживания специалистов и обслуживающего персонала и на холодном севере, и на жарком юге (разброс температур может быть в пределах от -50 до +50оС).

КРУГ ЗАДАЧ «БЕСПИЛОТНИКОВ» ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Весь мир уже осознал, какую пользу и экономию могут принести беспилотные летательные аппараты не только в военной, но и в гражданской сфере. Их возможности во многом зависят
от такого параметра, как высота полета. Создав С-62, мы поднимем потолок с 6 до 20 км, а в перспективе и до 30 км. На такой высоте беспилотный самолет может конкурировать со спутником. Отслеживая все, что происходит на территории площадью около миллиона квадратных километров, он сам становится своего рода «аэродинамическим спутником». С-62 могут взять на себя функции спутниковой группировки и выполнять их в режиме реального времени в рамках целого региона.

Чтобы из космоса вести фото- и киносъемку или наблюдать за каким-нибудь объектом, нужны 24 спутника, но и тогда информация от них будет поступать один раз в час. Дело в том, что спутник находится над объектом наблюдения всего 15-20 минут, а затем уходит из зоны его видимости и возвращается на то же место, совершив оборот вокруг Земли. Объект же за это время уходит из заданной точки, поскольку Земля вращается, и снова оказывается в ней только через 24 часа. В отличие от спутника, беспилотный самолет сопровождает точку наблюдения постоянно. Проработав на высоте около 20 км более 24 часов, он возвращается на базу, а ему на смену в небо уходит другой. Еще одна машина находится в резерве. Это огромная экономия. Посудите сами: один спутник стоит порядка 100 миллионов долларов, 24 спутника — это уже 2,4 миллиарда, а стоимость трех беспилотных летательных аппаратов С-62 с наземной инфраструктурой составит немногим более 30 миллионов долларов.

Беспилотные самолеты могут конкурировать со спутниками и в сфере создания телекоммуникационных сетей и навигационных систем. Например, чтобы Россия имела собственную навигационную систему типа GPS, нужно задействовать около 150 таких машин. Дорогостоящие спутники пригодятся для других целей. Это очень важно, поскольку 70% из них находятся на грани исчерпания своего ресурса.

На «беспилотники» можно возложить непрерывное круглосуточное наблюдение за поверхностью Земли в широком диапазоне частот. Используя С-62, мы сумеем создать информационное поле страны, охватывающее контроль и управление движением воздушного и водного транспорта, поскольку эти машины в состоянии взять на себя функции наземных, воздушных и спутниковых локаторов (совместная информация от них дает полную картину того, что делается в небе, на воде и на земле).

Беспилотные летательные аппараты помогут решить целый спектр научных и прикладных задач, связанных с геологией, экологией, метеорологией, зоологией, сельским хозяйством, с изучением климата, поиском полезных ископаемых. .. С-62 будут следить за миграцией птиц, млекопитающих, косяков рыбы, изменением метеоусловий и ледовой обстановки на реках, за движением судов, перемещением транспорта и людей, вести аэро-, фото- и киносъемку, радиолокационную и радиационную разведку, многоспектральный мониторинг поверхности, проникая вглубь до 100 метров.

НА ПУТИ К РЫНКУ

Всемирное признание пришло к «ОКБ Сухого» с выпуском истребителя Су-27. Эта машина действительно заслуживает самой высокой оценки, потому что в ней реализованы выдающиеся научные и инженерно-технические идеи. Колоссальный успех и востребованность Су-27 на мировом рынке в большой степени связаны с тем, что его создание превратилось в общегосударственную научно-техническую программу. Начатая три года назад новая тема — создание высотного беспилотного самолета — тоже нуждается в серьезной государственной поддержке. Чтобы, как говорят, не опоздать и выйти на мировой рынок в то время, когда новая машина будет востребована, сроки выполнения программы должны быть очень жесткими. Нам представляется, что работа может быть завершена в 2005 году при условии необходимого финансирования.

Опыт зарубежных конкурентов подсказывает: чтобы дело пошло быстрее, надо показать заказчикам и инвесторам действующий образец. Выход один — сделать демонстратор или летающий макет, который подтвердит реальность намеченных планов и ускорит их реализацию. Такой аппарат может быть построен всего за два года. Здесь нет неразрешимых проблем, есть только ряд конкретных задач, которые надо выполнить. Все предварительные проработки сделаны.

По оценкам российских и зарубежных специалистов, рынок коммерческих услуг, оказываемых беспилотными летательными аппаратами, в ближайшем будущем существенно расширится. Потребность в таких машинах в 2005-2015 годах может составить в денежном выражении не менее 30 миллиардов долларов. И если Россия, как и намечено, к 2005 году создаст конкуренто-способный гражданский беспилотный летательный аппарат С-62 с большой высотой и продолжительностью полета, ей достанется приблизительно четвертая часть этого рынка. Тогда мы сможем выручить от продажи наших машин около миллиарда долларов. Неудивительно, что сегодня многие страны очень активно продвигают свои технические разработки, в том числе и «беспилотники». Нам тоже следует поторопиться.


Сферы применения гражданского беспилотного самолета С-62

ОБНАРУЖЕНИЕ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ:

  • воздушных
  • надводных
  • наземных

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ:

  • в труднодоступных районах
  • при стихийных бедствиях и авариях
  • на временных воздушных трассах

  • в авиации народного хозяйства

КОНТРОЛЬ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА:

  • поиск и обнаружение судов
  • предупреждение аварийных ситуаций в портах
  • контроль морских границ
  • контроль правил рыболовства

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ:

  • системы связи, в том числе мобильные
  • телерадиовещание
  • ретрансляция
  • навигационные системы

АЭРОФОТОСЪЕМКА И КОНТРОЛЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ:

  • аэрофотосъемка (картография)
  • инспекция соблюдения договорных обязательств
  • (режим «открытого неба»
  • контроль гидро-, метеообстановки
  • контроль активно излучающих объектов контроль ЛЭП

КОНТРОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ:

  • радиационный контроль
  • газохимический контроль
  • контроль состояния газо- и нефтепроводов
  • опрос сейсмических датчиков

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬХОЗРАБОТ И ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ:

  • определение характеристик почвы
  • разведка полезных ископаемых
  • подповерхностное (до 100 м) зондирование Земли

ОКЕАНОЛОГИЯ:

  • разведка ледовой обстановки
  • слежение за волнением моря
  • поиск косяков рыбы

Сейчас: Что такое дрон?

Урок 2: Что такое дрон?

/en/thenow/understanding-virtual-reality-and-augmented-reality/content/

Что такое дрон?

За последние несколько лет беспилотники стали чрезвычайно популярны. Возможно, вы видели их в Интернете, в универмагах или даже в продуктовом магазине. Мы хотели бы дать вам краткий обзор, чтобы показать вам, что они из себя представляют и почему они так популярны.

Дрон — это широкий термин, который может относиться к любому беспилотный летательный аппарат . Однако обычно это относится к мультикоптеру . Мультикоптер имеет три или более пропеллеров, которые можно использовать для парения или полета в любом направлении. Наиболее распространенным типом является квадрокоптер с четырьмя пропеллерами (показан ниже).

Этот термин также может относиться к военным дронам, которые обычно представляют собой большие беспилотные самолеты. Тем не менее, этот урок будет посвящен потребительским дронам .

У дронов есть интересные функции

Почему они так популярны? Ну и помимо полета у них есть еще несколько крутых фич:

  • Многие дроны оснащены камерами , которые позволяют вам видеть вещи с точки зрения дрона. Камера также может записывать видео, поэтому вы можете поделиться своими полетами с другими людьми.
  • Каждый дрон имеет встроенный контроллер полета , который обеспечивает его стабильность. Если порыв ветра опрокинет его, полетный контроллер мгновенно отрегулирует скорость вращения пропеллера, чтобы выровнять его. Это облегчает новичкам обучение полетам.
  • Некоторые дроны имеют дополнительные интеллектуальные функции , которые позволяют им делать классные вещи, например летать автономно (подробнее об этом позже).
Они бывают всех размеров (и ценовых диапазонов)

Существует бесчисленное множество дронов на выбор, и они бывают разных размеров. Самые маленькие могут поместиться на ладони, а некоторые стоят менее 20 долларов. Однако многие из них не включают камеры.

Большие дроны обычно имеют высококачественные камеры и могут иметь другие дополнительные функции. Такие компании, как DJI, Yuneec и Parrot, предлагают множество вариантов в Диапазон от 100 до 500 долларов США . Высококачественные дроны могут стоить тысячи долларов.

Они произвели революцию в съемке с воздуха

Традиционно для съемки с воздуха требовался полноразмерный самолет или вертолет. Дроны теперь могут делать многое из того же, что и , гораздо дешевле . В результате YouTube заполнен великолепными видео с воздуха, снятыми как профессионалами, так и любителями.

Видео ниже было записано с дрона. Имейте в виду, что не все видео будут выглядеть так хорошо. Для этого требуется дрон более высокого класса, а также живописное место!

Некоторые дроны могут «думать» самостоятельно

Не всем дронам нужен пилот. Многие из них могут летать сами, ориентируясь по GPS, а некоторые даже могут избегать препятствий. Это известно как автономия : Другими словами, дрон может принимать решения самостоятельно без участия человека.

Некоторые дроны имеют режим «следуй за мной» , которым пользуются многие любители экстремальных видов спорта. В этом режиме дрон будет следовать за вами на безопасном расстоянии и брать на себя всю операторскую работу, как показано на видео ниже.

Они могут принести вам пиццу (когда-нибудь)

Некоторые компании начали тестировать доставку дронами всего, от еды до почты и лекарств для оказания помощи при стихийных бедствиях. Хотя все еще существуют некоторые юридические и технические препятствия, в будущем доставка дронами может стать обычным явлением. Однажды вы сможете заказать пиццу онлайн, а дрон доставит ее вам домой, как в видео ниже.

У них есть некоторые недостатки

Как и большинство новых технологий, дроны привнесли некоторые новые проблемы:

  • Конфиденциальность : Дроны позволяют пользователям направлять летающую камеру практически куда угодно, включая чужую собственность. Хотя существуют законы, ограничивающие полеты дронов, некоторые пользователи игнорируют эти законы.
  • Вопросы воздушного пространства : Дроны представляют опасность для полноразмерных самолетов и вертолетов и могут мешать тушению пожаров и спасательным операциям. В некоторых случаях лесные пожары распространялись дальше из-за того, что поблизости завис беспилотник, не позволяя пожарным самолетам и вертолетам добраться до огня.
  • Аварии : Дроны могут врезаться в людей, автомобили или здания. Поскольку пропеллеры вращаются очень быстро, они могут привести к серьезным травмам или повреждениям. Если вы решили купить дрон, держите его подальше от людей и домашних животных.

Из-за этих проблем Федеральное авиационное управление (FAA) требует от большинства владельцев дронов в США зарегистрироваться и заплатить единовременный сбор в размере 5 долларов США. Для получения дополнительной информации посетите страницу регистрации sUAS.

Дроны все еще развиваются. Через несколько лет они, скорее всего, станут еще доступнее и качественнее, с потрясающими новыми функциями, о которых сегодня мы можем только мечтать!

Продолжать

Предыдущий: Понимание виртуальной реальности и дополненной реальности

Далее:Что такое беспилотные автомобили?

/en/thenow/what-are-self-driven-cars/content/

Что такое дрон? — Объяснение технологии беспилотных летательных аппаратов

В авиации и космосе под дроном понимается беспилотный летательный аппарат или космический корабль. Другое его название — «беспилотный летательный аппарат» или БПЛА. На Земле дроны часто используются в военных целях, потому что они не подвергают опасности жизнь пилота в зоне боевых действий. Кроме того, дронам не требуется отдых, что позволяет им летать, пока в аппарате есть топливо и нет механических проблем.

С технической точки зрения, космические дроны могут включать в себя грузовые космические корабли, спутники и машины, покидающие Землю, хотя обычно их так не называют. Возможно, лучшим примером беспилотника в космосе является загадочный космический корабль X-37B американских военных, который совершал несколько полетов на орбиту в течение сотен дней подряд. Его миссия строго засекречена, что приводит к предположениям о том, что он делает.

Военные дроны

Дроны существуют почти столько же, сколько самолеты используются в военных действиях (1911), и это не считая наполненных бомбами воздушных шаров, которые впервые были использованы Австрией в середине 1800-х годов. [Восстание дронов: фотографии беспилотных летательных аппаратов]

ВМС США разработали ограниченное количество «воздушных торпед» во время Первой мировой войны, но отложили эту концепцию до Второй мировой войны. Как сообщает The Nation, в то время ВМС начали программу под названием Operation Anvil. Бомбардировщики B-24 с дистанционным управлением использовались для доставки взрывчатых веществ в немецкие бункеры, но, согласно статье, эта программа обернулась «катастрофой». Многие самолеты разбились или взорвались преждевременно.

В течение десятилетий после этого Соединенные Штаты сосредоточились на использовании ракет, одновременно работая над созданием дронов. Первая крупная демонстрация беспилотников произошла во время войны в Персидском заливе в 1991 году, когда Соединенные Штаты развернули БПЛА.

Согласно глобальному прогнозу, опубликованному на сайте researchandmarkets.com, в 2018 году рынок дронов оценивался примерно в 20 миллиардов долларов. В то время как военное применение остается возможным, в последние годы потребительский рынок взорвался вариантами беспилотников, что позволяет обычным людям летать на этих небольших самолетах для самых разных целей — фотографирования, отдыха и, в некоторых случаях, наблюдения. Дроны также можно использовать для таких задач, как раздача удобрений на фермерских полях или наблюдение за удаленными трубопроводами.

Дроны для других целей

Федеральное авиационное управление США с осторожностью относится к разрешению беспилотным аппаратам летать по небу. Существует множество проблем с безопасностью — они могут врезаться в здания, мешать воздушному пространству или вызывать другие проблемы.

Однако в феврале 2015 года FAA приняло решение разрешить ограниченное использование дронов. Коммерческое использование дронов в Соединенных Штатах было разрешено с 2016 года. С 2018 года в правилах использования дронов указано, что операторы могут летать только в светлое время суток или в сумерках с ограничениями по высоте и скорости. Также дроны должны находиться в зоне прямой видимости оператора.

Некоторые компании рассматривают возможность отправки дронов для доставки товаров, что могло бы сократить расходы на использование водителей для обслуживания «от двери до двери». Amazon рекламирует будущую услугу под названием «Prime Air» (откроется в новой вкладке), которая предназначена для доставки товаров клиентам в течение 30 минут или меньше. Компания написала письмо с заявлением в FAA, чтобы начать эту услугу. Amazon осуществила первую доставку дронами в Великобританию в декабре 2016 года.

Правительственные учреждения иногда используют дроны из соображений безопасности, например, для наблюдения за штормами и ураганами, не подвергая пилотов риску. Одним из примеров был Hurricane and Severe Storm Sentinel (HS3), который представлял собой пятилетнюю программу испытаний с использованием беспилотных самолетов-разведчиков под названием Global Hawks. Это было сотрудничество между НАСА, Национальным управлением океанических и атмосферных исследований (NOAA) и Northrop Grumman, аэрокосмической и оборонной компанией, базирующейся в Вирджинии. Другие сообщения о применении дронов касались поисково-спасательных операций и трехмерного картографирования в воздухе местности, например, лесов или дорог.

Художественная иллюстрация роботизированного космического самолета X-37B ВВС США на орбите Земли. (Изображение предоставлено Boeing)

Дроны в космосе

Возможно, самым близким к БПЛА в космосе является X-37B, который выглядит как миниатюрная версия космического челнока НАСА, который сейчас находится на пенсии. Беспилотный космический корабль выполнил четыре тайных космических полета.

Большая часть работы X-37B строго засекречена, что затрудняет предположения о целях его миссий. Однако ВВС обнародовали некоторую информацию о четвертой миссии. В электронном письме Space.com в мае 2015 года представитель ВВС капитан Крис Хойлер сказал, что X-37B будет иметь экспериментальную двигательную установку и поможет инженерам исследовать, насколько хорошо различные материалы ведут себя в космосе.

«Мы в восторге от нашей четвертой миссии X-37B, — заявил в мае 2015 года Рэнди Уолден, директор Управления оперативных возможностей ВВС. — Благодаря продемонстрированному успеху первых трех миссий мы можем чтобы сместить наше внимание с первоначальных проверок транспортного средства на тестирование экспериментальной полезной нагрузки».

В 2018 году НАСА объявило, что отправит дрон (небольшой вертолет) на Марс вместе с миссией марсохода Mars 2020. Дрон будет испытываться на Марсе около 30 дней. Дрон должен будет летать автономно, поскольку радиосигналы от Земле требуется несколько минут, чтобы добраться до Марса, что исключает дистанционное пилотирование в реальном времени с Земли.0005

Хотя технически они не классифицируются как дроны (поскольку они работают за пределами земной атмосферы), можно утверждать, что некоторые из космических кораблей, которые посещают Международную космическую станцию, являются беспилотными летательными аппаратами, поскольку они несут только груз, а не пилота. Есть несколько таких аппаратов, в том числе российский космический корабль «Прогресс», автоматические транспортные средства Европейского космического агентства (ныне списанные), Dragon от SpaceX и Cygnus от Northrup Grumman.

Время от времени космическое агентство будет тестировать транспортные средства в космосе перед тем, как посадить на них людей, как это произошло с программами Меркурий, Близнецы и Аполлон. (Космический шаттл никогда не испытывался без пилотов на борту.) В 2014 году НАСА отправило свой космический корабль «Орион» высоко на околоземную орбиту (3600 миль или 5800 км) для беспилотных испытаний. А в 2019 годуили 2020, агентство планирует второе испытание, в ходе которого космический корабль Orion будет отправлен вокруг Луны.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором для Space.com (открывается в новой вкладке) в течение 10 лет до этого, с 2012 года. Репортажи Элизабет включают эксклюзив для Office вице-президента Соединенных Штатов, несколько раз выступая с Международной космической станцией, наблюдая за пятью запусками человека в космос на двух континентах, работая в скафандре и участвуя в имитации полета на Марс. Ее последняя книга «Почему я выше?» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет имеет докторскую степень. и магистр наук.