F-35 «Лайтнинг» II - малозаметный истребитель. Ф 35 истребитель
F-35 «Лайтнинг» II - малозаметный истребитель
Новейшие лучшие военные самолеты ВКС России и мира фото, видео быстрыми шагами продвигаются вперед, привлекая к себе все новые силы и расширяя поле своей деятельности. Такая же ситуация была в начале 20-го века. Бипланы французского типа появляются в Германии («Авиатик»), Англии(«Коди»), России («Россия А»). Но вскоре создатели летательных аппаратов стали обращаться к схеме моноплана. В числе их прежде всего следует назвать французского инженера Луи Блерио. Первый его моноплан «Блерио V» большого успеха не имел. «Блерио VII» совершил два полета, но потом тоже потерпел катастрофу. Но Луи неутомимо продолжал поиски.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского,, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире — капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
История развития авиации РФ и мира смотреть онлайн о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II “Вебе*. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Современная отечественная авиация России видео, фото по мере количественного роста и качественного развития воздушного флота все больше возрастала его роль в боевых операциях. Наряду с широким применением самолетов днем при благоприятной погоде, их начали использовать в сложных метеоусловиях и ночью. Все операции сухопутных войск проводились при самом активном участии авиации оказывавшей положительное влияние на ход и завершение боевых действий. Она вела воздушную разведку и прикрывала свои войска от воздушной разведки и ударов авиации противника, поддерживала пехоту.
Применение авиации СССР и немецкой во второй мировой войне. Интерес к легкобомбардировочной авиации возродился в 1936 г., когда неожиданно Польша продемонстрировала на выставке в Стокгольме свой PZL Р-23 «Карась»», нем немало удивила ведущие авиационные державы. Это был передовой по тем временам легкий одномоторный бомбардировщик-моноплан. Цельнометаллическая конструкция, хорошая аэродинамика и сильное оборонительное вооружение сделали этот самолет классическим. Вскоре подобные бомбардировщики появились и в других странах — Су-2 в СССР. Кавасаки Ki-32 и Мицубиси Ki-ЗО в Японии. Фэйри «Бэттл»» в Англии и т.д.
Перспективная боевая русская и мировая авиация с каждым годом получает мощный толчок по развитию благодаря развитию новых технологий в России и во многих странах. Самолеты стремительно совершенствуются, ростет мощность двигателей, скорость и высота полета, увеличивается грузоподъемность и дальность действия; кроме того, большие возможности открыло применение новых материалов. Во многих странах мира конструкторы настойчиво ищут пути для достижения больших скоростей полета.
Истребители стоящие на вооружении РФ считаются одними из наиболее перспективными в направлении развития боевой авиации. Применение средств и методов уменьшения заметности известно под названием технологии «стелс», которая представляет собой не какое-либо одно техническое усовершенствование, а синтез многих технических решений и методов, предусматривающих применение малоотражающих форм, радио- и теплопо-глощающих материалов и улучшенного радиоэлектронного оборудования. В результате проведенных работ по применению технологии «стелс» были созданы малозаметные ударные самолеты и стратегический бомбардировщик.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны — резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России. Для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
kollektsiya.ru
F-35B – «убойная машина» | Warspot.ru
Корпус морской пехоты США «рекламирует» свой новый истребитель Lockheed Martin F-35B Lightning II в Австралии. Сегодня, 28 февраля, портал flightglobal.com сообщил о том, что два самолета F-35B прибыли в Австралию для показательных выступлений на международном авиашоу AVALON, которое будет проходить в Мельбурне с 3 по 5 марта.
Пара американских F-35B вчера прибыла на австралийскую авиабазу Эмберли (штат Квинсленд), после чего военное командование США собрало пресс-брифинг, на котором рассыпалось в комплиментам своим новым самолётам. Высокая медийная активность Минобороны США связана с планами правительства Австралии закупить 72 новых самолёта для замены истребителей F/A-18 Hornet. Первые поставки новых истребителей должны начаться в конце 2018 года, главным «кандидатом» является именно F-35B.
По словам генерал-лейтенанта Джона Дэвиса, принимавшего участие в пресс-брифинге, «F-35B – это убойная машина» (killing machine). Известно, что на текущий момент три эскадрильи Корпуса морской пехоты США вооружены самолетами F-35B, при этом две из них уже подтвердили статус начальной боевой готовности. Кроме того, часть боеготовой эскадрильи VMFA-121 уже переброшена в Японию.
Дэвис также отметил, что в ходе учебных боев истребители проявили себя как «реальные победители». По словам генерала, если ранее на выполнение определенного задания ему приходилось отправлять 12–13 истребителей прошлого поколения и надеяться, что хотя бы половина из них вернется назад, то сейчас достаточно отправить четыре F-35B, которые «зайдут, уничтожат цель и уйдут». Как заявил Дэвис, в воздушных боях F-35B также нет равных. Генерал сообщил, что в ходе моделирования столкновения двадцати самолетов противника и восьми американских (4 F-35B и 4 самолета 4-го поколения) для «20 самолетов противника это будет очень плохой день, а для восьми наших – крайне удачный». При этом он отметил, что на самолетах установлена не самая последняя версия операционной системы, и после обновления (в 2018 году) боевые возможности F-35B будут расширены.
F-35B Lightning II — одна из трех модификаций новейшего истребителя-бомбардировщика F-35, созданная специально для Корпуса морской пехоты США. Ключевая особенность F-35B — возможность взлета с коротким разбегом и вертикальная посадка, что позволяет использовать эти самолеты на вертолетоносцах и универсальных десантных кораблях, оснащенных летной палубой.
warspot.ru
Проблемы истребителя F-35 Lightning II
Буквально несколько дней назад компания Lockheed Martin опубликовала новые фото из цеха завода, где собираются новейшие истребители F-35 Lightning II. Запечатленные на них агрегаты крыла очередного самолета примечательны тем, что это будет уже сотый истребитель в серии. Всего же сейчас на заводах фирмы в разной степени готовности находится почти 90 бортов. Таким образом, с учетом 50 с лишним уже построенных самолетов, в ближайшие месяцы общее количество новых истребителей превысит отметку в полторы сотни.
Как видим, несмотря на все проблемы и критику, «Локхид-Мартин» не только завершили разработку перспективного самолета, но и наладили полноценное серийное производство. Тем не менее, и после развертывания серийного производства сохранились некоторые проблемы, уже не столь большие, как раньше, которые до сих пор являются объектом критики.
Экономика
Основной вал критических замечаний в адрес проекта F-35 касается экономической стороны дела. Несмотря на обещанные преимущества перед существующей и перспективной техникой, самолет получился очень дорогим. В настоящее время производство одного истребителя F-35A обходится более чем в 100 млн. долларов. В середине девяностых, когда работы по этому проекту вошли в активную стадию, планировалось удержать стоимость одного самолета с учетом всех предварительных затрат на уровне в 30-35 миллионов.
Как видим, на данный момент имеется трехкратное превышение цены самолета относительно планировавшейся. Само собой, подобные «коэффициенты» не могли не привлечь внимание противников проекта. При этом авторы проекта из фирмы «Локхид-Мартин» оправдываются объективными причинами значительного удорожания, как то сложность освоения новых технологий или создания унифицированной конструкции.
Примечательно, что все затраты на проект прямо или косвенно связаны с политикой, принятой в самом его начале. Поскольку Пентагон желал получить три самолета с разным назначением, отличающимися характеристиками и для трех разных родов войск, инженеры Lockheed-Martin взяли курс на максимальное упрощение конструкции. Кроме того, активно рассматривались вопросы упрощения обслуживания самолета. Как и в случае с предыдущим суперпроектом – F-22 Raptor – все меры по удешевлению не только не привели к оному, но даже увеличили стоимость программы в целом и каждого отдельного самолета в частности.
Особенно интересно проект F-35 смотрится в свете концепций создания и применения. Изначально этот истребитель делался в качестве легкого и дешевого самолета, дополняющего тяжелый и дорогой F-22. В итоге получилось соблюсти требуемое соотношение цен, но сто миллионов за борт можно назвать небольшой стоимостью только в сравнении со 140-145 миллионами F-22.
Вероятно, сохранить соотношение стоимости самолетов и программ удалось в том числе и благодаря правильному подходу к делу. Проект F-35 восходит к программе ASTOLV, начавшейся еще в первой половине восьмидесятых, но не имевшей особого успеха. На базе наработок по этому проекту позже были развернуты работы под кодовым названием CALF, которые в итоге объединились с программой JAST. Задачи всех этих программ заметно отличались, но на стадии объединения CALF и JAST уже сформировались общие требования к перспективному истребителю.
Возможно, именно номенклатурные моменты, из-за которых затраты по одной программе не приплюсовывались к расходам по другой, в итоге ощутимо уменьшили стоимость итогового проекта F-35. При этом последнее преобразование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology – «Единая перспективная ударная технология»), приведшее только к изменению ее названия на JSF (Joint Strike Fighter – «Единый ударный истребитель»), вряд ли можно считать причиной какой-либо экономии.
Стоит отметить, куда большей экономии удалось добиться при помощи использования имеющихся наработок. К примеру, при проектировании нового истребителя F-35 активно использовалась автоматизированная система CATIA и испытательный комплекс COMOC. Эти системы были созданы специально для проекта F-22, который фактически «взял на себя» их стоимость. Аналогичным образом обстоит дело и с некоторыми новыми технологиями, например с несколькими новыми сортами композитных материалов.
Тем не менее, даже при подобном разделении затрат самолеты F-35 вышли достаточно дорогими. Есть все основания полагать, что основной причиной высокой стоимости этих самолетов является специфическая идея создать несколько самостоятельных машин на базе одной конструкции. Такая задача непроста сама по себе, что уж говорить о современных самолетах, которые должны объединять в себе самые новые технологии. Кроме того, сказалось изменение требований заказчика. В конце девяностых годов ВМС США несколько раз пересматривали и корректировали свои желания в отношении характеристик будущего палубного F-35C. Из-за этого конструкторам Lockheed Martin приходилось постоянно обновлять проект.
В случае с отдельной разработкой самостоятельного проекта такие коррективы не повлекли бы за собой каких-либо особо сложных работ. Но в случае с программой JSF, ввиду ее требований по унификации, каждое заметное изменение палубного истребителя или любой другой модификации прямо сказывалось на двух других вариантах истребителя. По различным оценкам, на дополнительные доработки проектов ушло около 10-15% от всего времени конструкторских работ. Очевидно, похожим образом обстояло дело и с лишними денежными затратами.
Техника
Помимо проблем с выполнением тех или иных требований, приводящих к лишним расходам, стоимость программы JSF также была обусловлена рядом новых технических решений, на разработку и проверку которых тоже уходили немалые деньги.
Первыми в глаза бросаются подъемные агрегаты истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Для выполнения требований Корпуса морской пехоты относительно возможности базирования на универсальных десантных кораблях сотрудникам «Локхид-Мартин» совместно с моторостроителями из Pratt & Whitney пришлось потратить много времени на создание подъемно-маршевого двигателя, который мог бы не только давать необходимую тягу, но и вписываться в принятую в проекте идеологию максимальной унификации.
Если для создания силовой установки для «сухопутного» и палубного истребителей достаточно было обойтись модернизацией уже имеющегося двигателя PW F119, то в случае с самолетом укороченного или вертикального взлета пришлось предпринять ряд специальных мер.
Еще по результатам старой программы ASTOLV было отсеяно несколько вариантов подъемно-маршевых двигателей. В ходе работ по JSF в компании «Локхид-Мартин» пришли к выводу, что самым удобным из оставшихся вариантов будет применение турбореактивного двигателя с поворотным соплом и дополнительным подъемным вентилятором, приводимым в действие от двигателя. Такая компоновка обеспечивает достаточную для вертикального взлета тягу и удобство управления, хотя и не лишена минусов.
Прежде всего, отмечается тот факт, что самолет большую часть времени будет возить лишнюю нагрузку в виде подъемного вентилятора, который необходим только при вертикальном/укороченном взлете или посадке. Все агрегаты вентилятора, от разобщительной муфты до верхних и нижних створок, весят порядка 1800 кг, что немного больше сухой массы самого двигателя F135-600.
Тем не менее, при использовании высокотемпературного турбореактивного двигателя иные варианты выглядели не слишком удобными. Дело в том, что поток холодного воздуха от вентилятора, сталкиваясь с реактивной струей двигателя, частично охлаждает ее, а также не позволяет перегретым газам попадать в воздухозаборники. Ни одна другая схема размещения подъемной силовой установки не имеет такой возможности и поэтому лишний вес признали допустимой платой за преимущества.
С другим не менее сложным агрегатом силовой установки истребителя F-35B – поворотным соплом – связана интересная история. Изыскания по этой теме начались еще во времена программы CALF, но особых успехов не имели. Потратив много времени, сил и денег, американские ученые и инженеры обратились за консультацией в российское конструкторское бюро им. А.С.Яковлева. В результате продолжительных переговоров американцы смогли купить часть документации по проекту Як-141 и тщательно ее изучить. Уже с использованием полученных знаний было спроектировано новое сопло для двигателя F135-600, имеющее ряд общих черт с соответствующим агрегатом советского самолета Як-141.
И все же, несмотря на использование зарубежного опыта, создание силовой установки для самолета вертикального взлета оказалось очень сложным делом. В частности, незадолго до начала испытаний первого прототипа F-35B с индексом BF-1 обнаружился риск возникновения трещин в лопатках турбины двигателя. Из-за этого в течение нескольких месяцев все испытания подъемных агрегатов проводились с серьезными ограничениями по мощности, а после каждой газовки требовалось обследование двигателя на предмет повреждений.
В результате достаточно длительных работ по доводке силовой установки все-таки удалось ликвидировать все основные ее проблемы и обеспечить требуемую надежность. Стоит отметить, эти неполадки до сих пор время от времени ставятся в вину новому самолету, а в ряде источников упоминается появление новых трещин, в том числе и на серийных самолетах.
Не обошлось без проблем и при создании палубного варианта F-35C. Первоначально предполагалось повысить его взлетно-посадочные характеристики при помощи двигателя с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем. Однако еще в конце девяностых годов общая сложность и стоимость программы JSF/F-35 выросли настолько, что было решено оставить только управляемый вектор тяги. Согласно некоторым источникам, сотрудники Lockheed Martin и смежных предприятий уже успели начать исследовательские и проектные работы по теме системы управления пограничным слоем, но вскоре прекратили их. Таким образом, в общую стоимость программы добавились еще одни расходы, которые, однако, не имели никакой практической пользы.
Как и предыдущий истребитель F-22, F-35 изначально должен был оборудоваться мощным вычислительным комплексом, который обеспечивал бы возможность работы по воздушным и наземным целям, навигацию, управление всеми системами самолета и т.д. При создании комплекса авионики для F-35 широко использовались наработки по проекту F-22. В то же время, были учтены некоторые особенности производства компонентов для электроники.
Предполагалось, что использование самых новых комплектующих позволит не только повысить характеристики оборудования, но и защитить самолет от неприятностей наподобие тех, что случились с F-22 в середине девяностых. Напомним, тогда, вскоре после начала испытаний первой версии вычислительного комплекса, производитель использовавшихся микропроцессоров объявил об окончании их выпуска. Сотрудникам сразу нескольких компаний, занятых в проекте F-22, пришлось в срочном порядке переделывать немалую часть электроники.
Основным средством получения информации об обстановке у самолета F-35 является бортовая радиолокационная станция AN/APG-81, оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Также по конструкции самолета распределены шесть оптико-электронных датчиков системы AN/AAQ-37, следящих за обстановкой во всех ракурсах. Для наблюдения и использования оружия самолет оснащается тепловизионной системой AAQ-40. Также стоит внимания станция активных радиопомех AN/ASQ-239. В течение нескольких лет разработки, испытаний и доводок американским инженерам удалось решить почти все проблемы радиоэлектронного оборудования для F-35.
Однако до сих пор не окончилась затянувшаяся эпопея со специальным шлемом пилота. Дело в том, что в соответствии с требованиями военных и измышлениями авторов общего облика F-35, пилоты перспективных истребителей должны работать со специальным шлемом, стекло которого оснащено системой вывода информации. На нашлемном экране планируется выводить все данные, необходимые для навигации, поиска целей и атаки. Первоначально разработкой шлема занималась компания Vision Systems International, но в течение нескольких лет ей так и не удалось довести его до ума.
Так, даже в конце 2011 года отмечались задержки в отображении информации на нашлемном экране. Кроме того, электроника защитного головного убора не всегда правильно определяла положение головы пилота относительно самолета, что приводило к выдаче неправильной информации. Из-за этих неполадок шлема от VSI и непонятных сроков их исправления компания Lockheed Martin была вынуждена заказать фирме BAE Systems разработку альтернативного варианта пилотского шлема. Уже существуют его прототипы, но принятие на вооружение какого-либо из шлемов пока остается делом будущего.
Перспективы
Если сравнивать состояние проектов F-35 и F-22 на момент начала серийного производства, то в первую очередь в глаза бросается степень общей доведенности истребителей. Похоже, инженеры и менеджеры Lockheed Martin учли все неприятности, случившиеся с предыдущим перспективным самолетом и постарались избежать основную массу проблем, мешавшую ранее.
Конечно, доводка и дополнительные испытания всех трех модификаций F-35 отняли дополнительное время и деньги, но такую плату, по-видимому, посчитали приемлемой в свете возможных дальнейших проблем. Поэтому в настоящее время «Лайтнинг-2» имеет в основном финансовые проблемы и, как следствие, не вполне понятные перспективы, касающиеся в первую очередь поставок на экспорт.
Уже который год истребитель F-35 подвергается различной критике со стороны экспертов разных стран, в том числе и участвующих в проекте. Пожалуй, самой интересной является позиция австралийских военных и экспертов. Эта страна давно намеревается закупить некоторое количество новых истребителей с большими перспективами, причем желает приобрести самолеты F-22. США, в свою очередь, так же давно четко и ясно отказали всем зарубежным странам в возможности таких поставок и предложили «взамен» более новые F-35.
Австралийцы, не желая лишаться возможности купить F-22, в течение последних лет регулярно стали поднимать вопрос целесообразности покупок F-35 в частности и перспектив этого самолета вообще. Нередко встречается мнение, что в погоне за более интересным «Рэптором» австралийцы готовы обвинять «Лайтнинг-2» в несуществующих недостатках. Тем не менее, в текущих условиях заявления из Австралии можно использовать как один из источников информации, не вызывающей серьезное недоверие.
Одними из самых известных и скандальных являются заявления аналитиков центра Air Power Australia. Проанализировав имеющуюся информацию, эксперты еще несколько лет назад признали самолет F-35 истребителем поколения 4+, хотя «Локхид-Мартин» позиционирует его как принадлежащий к пятому. В доказательство своих слов австралийские аналитики привели малую тяговооруженность самолета и, как следствие, невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа, относительно большую заметность для РЛС и ряд других факторов. Чуть позже австралийский аналитический центр сравнил соотношение возможностей истребителей F-22 и F-35 с мотоциклом и мотороллером.
Кроме того, уже который год австралийские эксперты проводят сравнительные анализы F-35 и систем ПВО различных стран. Результатом таких расчетов постоянно становится вывод о почти гарантированной победе зенитчиков. Наконец, несколько лет назад австралийские военные присутствовали при виртуальной отработке воздушного боя между американскими самолетами F-35 и российскими Су-35 (поколение 4++). По информации, поступившей от австралийской стороны, американские самолеты, как минимум, не показали всего того, что должны были. Эти неудачи американской техники в «цифровом виде» официальный Пентагон объяснил некими другими целями. Так или иначе, Австралия продолжает оставаться самым ярым критиком проекта F-35.
Несколько дней назад австралийское издание Sidney Morning Herald опубликовало выдержки из попавших к нему планов министерства обороны страны. Из этих цитат прямо следует, что австралийские военные намерены разорвать договор с США на предмет поставок новых F-35. Вместо дюжины «Лайтнингов» Канберра собирается приобрести некоторое количество истребителей-бомбардировщиков F/A-18 последних модификаций. Действия австралийских военных создают устойчивое впечатление, что командование ВВС считает F-35 значительно уступающим по стоимости-эффективности более старому F-22 и поэтому не стоящим внимания и затрат. Именно по этой причине ВВС Австралии готовы покупать старые и проверенные F/A-18, но не новые и сомнительные F-35.
В апреле прошлого года в кулуарах канадского министерства обороны разразился настоящий скандал. Несколько лет назад, когда Канада вступала в программу F-35, планировалось купить 65 самолетов F-35A общей стоимостью около 10 млрд. долларов. С учетом двадцатилетней службы самолетов все расходы должны были уложиться в 14-15 миллиардов. Немного позже канадцы пересчитали затраты по контракту и выяснилось, что в общей сложности самолеты обойдутся в 25 миллиардов. Наконец, к концу 2012 года, в результате очередного перерасчета, общая стоимость покупки и эксплуатации самолетов выросла до 40 с лишним миллиардов.
Из-за такого увеличения расходов Оттава вынуждена отказаться от покупки нового истребителя пятого поколения и рассмотреть более скромные варианты. Примечательно, что из-за затягивания проекта F-35 канадские ВВС оказались в не слишком приятном положении: имеющаяся техника постепенно вырабатывает свой ресурс, а поступление новой начнется не сегодня и не завтра. Поэтому Канада сейчас рассматривает возможность покупки истребителей F/A-18 или европейских Eurofighter Typhoon с целью сэкономить деньги и время.
Все текущие экспортные проблемы самолета F-35 основываются на целом ряде причин. Сложность проекта привела к затягиванию сроков и медленному, но верному увеличению стоимости как программы в целом, так и каждого самолета в частности. Все это не могло не сказаться на экспортном будущем истребителя. ВВС, ВМС и КМП Соединенных Штатов, будучи основными заказчиками, обязательно должны продолжить закупки новой техники. Максимальным риском для программы в таком случае будет уменьшение количества закупаемой техники. Экспортные поставки имеют менее ясные перспективы, ведь дальнейшее смещение сроков и увеличение цены только отпугнут возможных покупателей.
Сегодня и завтра
Тем временем в 2012 году в общей сложности взлетело три десятка новых самолетов F-35, что в два с лишним раза превышает темпы производства 2011 года. Свои первые истребители получили ВВС Великобритании (два) и Нидерландов (один). Кроме того, первые три истребителя F-35B отправились служить в строевую эскадрилью Корпуса морской пехоты. По официальным данным компании «Локхид-Мартин», за прошлый год было выполнено 1167 испытательных полетов (на 18% больше плана), в ходе которых набрано 9319 баллов, характеризующих прогресс (план перевыполнен на 10%).
Как видим, американцы даже не думают прекращать доводку и производство новейших истребителей. На текущий 2013 год запланированы испытания и доработка бортового радиоэлектронного оборудования версии Block 2B, а также первые испытания вооружения. На лето назначены первые испытания модификации укороченного взлета на универсальных десантных кораблях проекта Wasp.
В общем, сотрудники всех компаний и предприятий, занятых в проекте F-35, продолжают работать над ним и не собираются от него отказываться. Да и сам проект уже давно прошел точку невозвращения, поэтому у военных и инженеров нет обратного пути – нужно продолжать доводку и строительство новых самолетов. Все проблемы со сложностью той или иной части проекта, а также вызванные ими задержки в реализации в конечном итоге приводят к повышению стоимости всей программы. Но, как уже говорилось, обратной дороги нет, F-35 будут служить любой ценой.
Вот только не совсем понятно, как будет выглядеть следующее обновление американских ВВС, если цена очередного самолета будет еще выше, чем сейчас. В конце девяностых один из высокопоставленных руководителей фирмы «Локхид-Мартин» Н.Огастин подметил, что каждые десять лет программа разработки нового истребителя дорожает в четыре раза относительно предыдущей. Если эта тенденция сохранится, то к середине XXI века один годовой военный бюджет США образца конца девяностых будет эквивалентен затратам на разработку и строительство всего одного самолета.
По меткому выражению Огастина, три с половиной дня в неделю этот истребитель будет служить в ВВС, еще столько же в ВМФ, а в особо удачные годы он изредка будет «перепадать» Корпусу морской пехоты. Сможет ли «Лайтнинг-2» прекратить эту нехорошую традицию? Судя по текущей обстановке, вероятность этого не так уж велика.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
army-news.ru
Истребитель F-35 на вооружении ВВС ЦАХАЛа: ответ на угрозы Ирана и Хизбаллы | Военное дело | ИноСМИ
На стене у здания ООН в Нью-Йорке сделана надпись: «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Эта надпись взята из книги пророка Исайи, но время это никак не приходит, задержалось в пути, как видно. А пока такие времена не наступили, более актуально действовать по Корнелию Непоту: Si vis pacem, para bellum — «хочешь мира — готовься к войне». Это он сказал еще 20 веков назад. Подготовка к войне сегодня во многом определяется способностью наносить сокрушающий удар с воздуха.
В конвенциальной (безъядерной) войне в настоящее время в решении стратегических задач ВВС выдвигаются на первый план. Своими силами и средствами они во многом могут предопределить исход военных действий. Это наглядно было показано в операции «Буря в пустыне». Наземные войска в боевых действиях почти не использовались, они вступили в сражение лишь на заключительном этапе, когда иракская армия была уже в целом деморализована и небоеспособна. Фактически операция вылилась в воздушную кампанию продолжительностью 42 суток, и только 4 суток наступление вели наземные войска.
Не менее ярким примером является и Вторая ливанская война. Практически за двое суток в Ливане были уничтожены все цели, внесенные в «банк целей». Боевые действия начались в 7 часов утра 13 июля, а к 15 июля в Ливане не осталось ни одного целого моста через Литани и ни одной неповрежденной автомагистрали. Было наглядно продемонстрировано, как боевая авиация, оснащенная высокоточным оружием, способна самостоятельно решать широкий круг задач, выполнение которых определяет ход и исход практически любого регионального конфликта.
Сегодня самым совершенным является боевой самолет пятого поколения. Единственным, стоящим на вооружении самолетом пятого поколения, пока является F-22 «Раптор». Его приняли на вооружение в США 15 декабря 2005 года. В 2016 году на вооружение будет принят F-35. Именно его и закупил Израиль для дальнейшего развития своих ВВС.
F-35 — малозаметный истребитель-бомбардировщик
F-35 способен наносить удары по воздушным, наземным и надводным целям. Сочетает качества истребителя и фронтового бомбардировщика. Основным отличием от штурмовика является способность вести маневренный наступательный воздушный бой.
Удары по наземным целям наносятся, как правило, бомбардировщиками и штурмовиками под прикрытием истребителей. Истребители-бомбардировщики способны действовать без прикрытия, так как имеют и маневренные характеристики, и вооружение, достаточное для противодействия истребителям противника и уклонения от огня вражеских средств ПВО.
F-35 разработан в трех модификациях:
1. F-35A — самолет для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная и дешевая версия F-35. Именно она составит основу закупок странами-партнерами и ожидаемого массового экспорта. Оснащен встроенной четырехствольной 25-мм пушкой GAU-22/A.
2. F-35B — самолет для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. В будущем должен составить основу авиагрупп новых легких авианосцев для высадки десанта типа «Америка».
3. F-35C — самолет для ВМС США. Он имеет увеличенную площадь крыла и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полетах к авианосцу.
Особняком стоит F-35I, самолет для ВВС Израиля. Он содержит значительное количество израильского радиоэлектронного оборудования, в частности, систем РЭБ и оборудования кабины, и, кроме того, приспособлен для применения оружия израильского производства. Планируется закупка 33 F-35I с доведением их количества до 40-44 единиц к 2020 году. Первые два истребителя поступят уже в этом году.
Что произойдет с получением F-35I?
В 1977 году в Израиль поступили первые истребители F-15. Первое боевое применение этих самолетов произошло в 1982 году. Тогда в битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Су, без единой потери со своей стороны, и смогли поразить весь мир своим превосходством.
В бою израильский F-15 получил ракету Р-60 прямо в сопло одного из двигателей, был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем «Скайхок» во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но все-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!
Оснастить его новым оружием и электроникой, да и продолжать эксплуатировать дальше. Для чего приобретать F-35I? F-15I-прежнему будет в составе стратегической авиации Израиля, но у F-35I свои специфические особенности, главным из которых является его малозаметность.
Малозаметность в авиации
Над созданием собственного истребителя пятого поколения сегодня работают КБ России, Китая, и Японии. В создание такой машины, в идеологию пятого поколения, в разных странах вкладываются разные принципы. Основные отличия подходов можно свести к двум направлениям — российскому и американскому.
Россия предъявляет к своему истребителю пятого поколения в качестве основного требования, кроме скрытности, сверхманевренности, то есть способности самолета сохранять устойчивость и управляемость на закритических углах атаки с высокими перегрузками, обеспечивающая безопасность боевого маневрирования.
The National Interest21.09.2015The National Interest04.02.2016Русская служба BBC03.02.2016The National Interest23.12.2015Американцы после ряда экспериментальных исследований предпочли от этой идеологии отказаться. Это мотивировалось тем, что быстрое совершенствование авиационного вооружения, появление высокоманевренных всеракурсных ракет, нашлемных систем целеуказания и новых головок самонаведения позволяет отказаться от обязательного захода в заднюю полусферу противника. Они считают, что воздушный бой должен вестись на средних дальностях, определяемых возможностями целеуказания и параметрами ракет, в маневренную стадию, к той самой «сверхманевренности» бой может перейти лишь в крайнем случае, «если что-то сделано не так».
По американской концепции сверхманевренность перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только «излишнее» качество, но и довольно вредное. Это очень зрелищно на всяческих «показах» для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это «трюкачеством».
Надо отметить, что в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.
Нельзя забывать о том, что эти самолеты еще не беспилотные, а человек — не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении «сверх»-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потере сознания и аварии. Так, например, 25 марта 2009 года опытнейший пилот-испытатель компании Lockheed, полковник ВВС в отставке ДДэвид Кули (David Paul Cooley) на F-22 при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g потерял сознание и погиб.
В F-35 и F-22 снижение радиолокационной заметности позволяет реализовать принцип — «первым увидел — первым сбил», что также делает отказ от сверхманевренности вполне оправданным. Но вот если это «что-то не так» происходит, то при встрече двух малозаметных истребителей тактика ведения боя будет возвращаться к прошлым поколениям.
Малозаметность достигается применением специально разработанных геометрических форм и радиопоглощающих материалов и покрытий, особой конструкцией сопла, уменьшающей тепловую заметность, размещением оружия внутри корпуса и рядом других методов.
Форма корпуса самолета очень важна, чем больше в ней прямых углов, тем легче отражается от него сигнал РЛС, а значит — тем больше его ЭПР, и тем дальше он будет обнаружен. Все современные самолеты имеют характерную зализанную поверхность, это сделано и для того, чтобы РЛ сигнал от нее не отражался, а рассеивался. Таким приемом значительно уменьшается ЭПР, а значит — и дальность обнаружения цели. Сравнение самолетов по этому параметру производится по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР — Radar cross-section) в различных диапазонах.
То есть ЭПР истребителя F-35 примерно равен размерам мяча для гольфа, а F-22 — размерам металлической бусинки. Малозаметность F-35 и F-22 имеет разное назначение. F-22 малозаметен, чтоб с бо́льших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может «работать» по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.
Участие Израиля в производстве F-35
Израильские компании в рамках договора о закупке F-35I получили от авиастроительной корпорации Lockheed Martin заказы на 770 миллионов долларов. Большую часть средств получили концерн «Израильская авиационная промышленность» (ТАА), производящая самолетные крылья, и концерн «Эльбит Маарахот», производящий шлемы пилотов.
В то же время множество малых и средних фирм получили отдельные заказы напрямую от Lockheed Martin или же выступают субподрядчиками ТАА и «Эльбита». Если Израиль решит приобрести все выделенные для него 75 машин, обратные закупки Lockheed Martin в Израиле составят 4 миллиарда долларов.
Сегодня, во всем мире только три предприятия, в Израиле, Италии и США, производят крылья для F-35. IAI — израильский концерн Israel Aerospace Industries, на одном из своих заводов уже имеет производственную линию для производства этих крыльев на сумму около 2,5 миллиарда долларов и должна произвести 811 пар крыльев для Lockheed Martin.
Израильская компания Elbit Systems, специализирующаяся в разработке и модернизации различных видов вооружений, будет производить шлемы пилота для истребителей F-35C совместно с американским партнером, компанией Rockwell Collins. Этот шлем позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолета. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на щиток шлема пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Это и делает фактически самолет «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика.
Несколько слов о региональном сдерживании
Командование ВВС ЦАХАЛ утвердило название израильской версии истребителя F-35I. В Израиле этот самолет будет называться «Ади́р», что значит могучий, великий, сильный. После прибытия F-35I в Израиль, израильские специалисты установят на них целый ряд дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Дооборудование будет очень значительным и существенно увеличит возможности самолета для ведения боевых действий против вероятного противника или для обеспечения регионального сдерживания.
Израиль будет первым и единственным в регионе обладателем стелс-самолетов F-35, заявил глава Пентагона Эштон Картер. В условиях, когда в регионе у «Хезболлы» и Ирана появятся современные системы оружия российского производства, для F-35I работа будет.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
Проблемы с боеспособностью истребителя F-35
Тема докладной записки: Достижение полной боеспособности ударного истребителя Joint Strike Fighter (JSF) подвергается значительному риску.
В то время как ВВС США недавно заявили о начальной боевой готовности «базовых» возможностей Block 3i, большая часть ограничений и недостатков F-35A в конфигурации Block 3i, заявленные в моем ежегодном докладе за 2015 финансовый год и на слушаниях в Конгрессе, сохраняются и будут негативно влиять на боевую эффективность и соответствие требованиям. Фактически, программа находится не на пути к успеху, а на пути к срыву отработки конфигурации Block 3F, за которую министерство обороны заплатит почти 400 миллиардов долларов к намеченному в 2018 году окончанию разработки и демонстрации системы.
Если бы первоначальные эксплуатационные испытания и оценка (ПЭИО) самолета в конфигурации Block 3i проводились сегодня, а ВВС недавно заявили о начальной боевой готовности этой конфигурации, система, скорее всего, была оценена как неэффективная и не подходящая во всем спектре боевых задач и против развернутых в настоящее время угроз.
В реальном бою истребителю в конфигурации F-35 Block 3i, которая эквивалента по возможностям конфигурации Block 2B, будет необходима поддержка для определения и захвата современных угроз, избежания угроз, а также ведения боя с вражескими истребителями в связи в высшей степени недостаточными боевыми возможностями и ограниченным боекомплектом (т.е. две бомбы и две ракеты класса «воздух-воздух»). Нерешенные недостатки Block 3i касательно слияния информации, радиоэлектронной борьбы и применения вооружения приводят к неопределенности при отображении угроз, ограниченной способности эффективно реагировать на угрозы и в некоторых случаях к необходимости в удаленных источниках выдачи точных координат для высокоточной атаки.
Хотя в рамках программы недавно были решены некоторые проблемы конфигурации Block 3i, остается множество значительных недостатков, к которым добавляются другие недостатки, определяемые испытательными группами и боевыми летчиками, многие из которых должны быть откорректированы, если программа собирается обеспечить ожидаемые «полные боевые возможности», описанные в «Документе оперативных требований».
Оценка боевых возможностей F-35A в конфигурации Block 3i и проблемы, перед которыми стоит программа перед завершением этапа разработки и демонстрации системы, основывается на результатах наблюдений и данных доводочных испытаний, ограниченных эксплуатационных испытаний и реальной эксплуатации. Оценка автономной логистической информационной системы Autonomic Logistics Information System (ALIS) основана на наблюдениях и данных демонстраций оборудования ALIS в конфигурации Version 2 (V2) в стандартном рабочем блоке для самолетов Block 2B и Block 3i, тестировании компьютерной безопасности, что позволит завершить разработку оставшихся необходимых возможностей ALIS. Кроме того, эта оценка полностью согласуется с выводами, содержащимися в докладе ВВС по оценке готовности к переходу к начальным боевым возможностям.
Обзор системыBlock 3i – это промежуточный набор возможностей, предназначенный для работы на более новых процессорах «TR-2» серийных самолетов F-35 начиная с партии Lot 6 и позднее, который эквивалентен набору возможностей Block 2B, реализованных на предыдущих серийных самолетах. Block 3i также включает более новые нашлемные дисплеи 3-го поколения HMDS Gen III (Helmet Mounted Display System Generation III), поставки которых начались с самолетов партии Lot 7. Шлем Gen III HMDS разработан с целью замены дисплеев Gen II HMDS, развернутых на предыдущих самолетах, имеющих значительные недостатки. Самолет F-35 в конфигурации Block 3i может нести комбинацию двух ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 и, либо две бомбы с лазерным наведением GBU-12, либо две бомбы GBU-31 (на F-35A/C) или GBU-32 (на F-35B) с комплектом рулей и системой наведения Joint Direct Attack Munitions (JDAM).
Программное обеспечение ALIS version 2.0.1 обслуживает самолеты Block 2B и Block 3i. Следующее приращение возможностей, ALIS version 2.0.2, планировалось выпустить до начальной эксплуатационной готовности ВВС, но оно продолжает отставать от графика из-за проблем интеграции двигателя и данных. В результате, ALIS 2.0.2 была разделена на релизы с целью обеспечения непрерывности обновления, но без интеграции ALIS 2.0.2 характеристик двигателя, что теперь ожидается в лучшем случае в октябре 2016 года. Далее в конце года последует еще один релиз с интеграцией характеристик силовой установки. Задержки в разработке и тестировании ALIS 2.0.2 добавляют рисков к графику выполнения релиза ALIS 3.0.
Полную боевую готовность F-35, совместимую с Документом оперативных требований, планируется реализовать в конфигурации Block 3F, которая пока находится в разработке, поскольку проходит летные испытания, а также в программном обеспечении ALIS version 3.0, разработка которого незакончена, а тестирование еще не началось из-за задержек с версией ALIS 2.0.2.
Несмотря на продолжающиеся задержки в программе разработки и испытаний F-35, темпы производства F-35 наращиваются, что заставляет вооруженные силы в повышенном темпе принимать и развертывать серийные самолеты в конфигурации Block 3i, большая часть из которых потребует крупных и дорогостоящих модернизаций. На конец июля ВВС приняли 48 самолетов в конфигурации Block 3i, которые добавились к 44 самолетам в более ранней конфигурации Block 2B. ВВС примут еще 35 самолетов в конфигурации Block 3i, до того как по программе планируется с января 2018 года начать поставки самолетов в конфигурации Block 3F партии Lot 10.
Оценка возможностей Block 3iПоскольку конфигурация Block 3i является промежуточной возможностью на основе Block 2B, она имеет многочисленные неустранимые ограничения, которые снизят боевую эффективность и потребуют обходных путей, если F-35A в конфигурации Block 3i будет участвовать в боевых действиях. Эти ограничения влияют на следующие описанные ниже боевые задачи.
Непосредственная авиационная поддержка (НАП). F-35A в конфигурации Block 3i имеет многочисленные ограничения, которые делают его менее эффективным в задачах НАП по сравнению с большинством в настоящее время состоящих на вооружении самолетов, например F-15E, F-16, F-18 и A-10, в обстановке благоприятной для выполнения задачи или с низким уровнем угроз, где обычно проводится НАП. Следующие наблюдения согласуются с докладом ВВС США:
Ограниченная боевая нагрузка, две бомбы (наряду с двумя ракетами для самообороны), снижает боевую эффективность F-35A Block 3i во многих задачах НАП. По сравнению с существующим истребителем, который имеет множество вооружения разного типа и класса на подвеске, ограниченная нагрузка Block 3i означает, что только ограниченное число и типов целей может быть эффективно атаковано.
Недостаточная эффективность пушечного комплекса. Устанавливаемая в самолете пушка является основным оружием для некоторых сценариев НАП, когда бомбы не могут применяться из-за риска косвенных потерь или когда противник находится «в опасной близости» от своих сил. Пушка также может быть эффективным оружием для атаки по движущимся целям. Впрочем, даже при ее установке внутри самолета Block 3i F-35A, требуется значительная доработка орудийной системы и самого самолета, а также программного обеспечения для высокоточного ведения огня (WDA) в конфигурации Block 3F. По этим причинам испытания WDA с необходимыми модификациями и программами должны быть проведены осенью 2016 года (как можно быстрее).
Ограниченные возможности в борьбе с движущимися целями. Хотя F-35A Block 3i не имеет работоспособной пушки, он может нести бомбу с лазерным наведением GBU-12, которая может применяться по движущимся целям. Однако, Block 3i не имеет функции автоматического слежения с упреждающим лазерным наведением (т.е., автоматического расчета и позиционирования лазерного пятна перед движущейся целью для того, чтобы повысить вероятность поражения цели) для поражения движущихся целей бомбой GBU-12 в отличие от большинства существующих самолетов, которые в настоящее время выполняют задачи НАП. Наведение по упреждающему лазерному лучу не планируется для Block 3F. Вместо этого, для уничтожения движущихся целей бомбой GBU-12 пилоты F-35 вынуждены использовать только базовые эмпирические методы (на глазок), что ведет к ограничению боевой эффективности.
Для подтверждения корректности передачи информации по цифровой связи необходим подчас голосовой обмен данными. Проблемы с форматом передачи сообщений и каналом Link-16, включая потерянную информацию или некорректные форматы, иногда вынуждают пилотов использовать обходные методы для подтверждения или «повторной отправки» информации по радиостанции, что исключает проведение полностью цифровой операции.
Ограниченные возможности ночного видения. Хотя самолеты, начиная с партии Lot 7, поступают с нашлемным дисплеем Gen III HMDS, у которого были исправлены недостатки предыдущей системы Gen II HMDS, ограничения возможностей ночного видения остаются. Пилоты, использующие шлем Gen III для ночных операций, докладывают о меньшей оптической резкости по сравнению с существующими очками ночного видения, используемыми на существующих самолетах, что делает идентификацию целей и опознавательных знаков затруднительным, а порой невозможным.
Также до сих пор вызывает озабоченность «зеленое свечение» – состояние, когда утечка света по краю дисплея в условиях низкой освещенности делает чтение проецируемой информации затруднительным. Наконец, испытания пушки на точность с дисплеем HMDS пока не завершены, хотя запланированы на конец 2016 года. Проверка прицельной точности пушки в комбинации дисплея HMDS и выводимой на стекло фонаря информации до сих пор не проведена в сценариях ведения огня из пушки по воздушным и наземным целям.
Отсутствие возможностей маркировки – ключевая возможность для передовых авиационных наводчиков и НАП. Существующие платформы НАП могут маркировать цели ракетами, сигнальными трассерами и/или инфракрасными указателями. На данный момент ничего этого нет на F-35. В самолете F-35 имеется лазерный указатель, но для наведения бомбы GBU-12 или наведения вооружения другого самолета. На этом этапе устранение этого ограничения не планируется.
Ограниченное время пребывания в заданном районе и большая зависимость от топливозаправщика. Хотя это ограничение характерно не только для конфигурации Block 3i, F-35 имеет большой расход топлива и низкую скорость дозаправки в воздухе, что увеличивает время дозаправки и сокращает общее время пребывания в заданном районе, что может влиять на боевую эффективность.
Другие боевые задачи. Кроме ограничений конфигурации Block 3i, связанных с выполнением задач НАП, следующие ограничения Block 3i также будут негативно сказываться на боевых возможностях F-35A при выполнении других задач:
— Плохие геолокационные возможности для определенных типов излучателей и при определенной дислокации угроз.
— Нет оружия, применяемого вне досягаемости средств поражения. Имея только бомбы прямой атаки, F-35 в конфигурации Block 3i будет вынужден подлетать гораздо ближе для поражения наземных целей и, как следствие, сможет уничтожать только неприкрытые объекты или объекты, прикрытые системами ближней ПВО.
— Ограниченная боевая нагрузка Block 3i F-35 делает эффективное преследование многих типов целей на типичном ТВД сложной задачей.
— Пилоты докладывают о том, что несоответствие интерфейсов пилота и недостатки тактического ситуационного дисплея снижают уровень ситуационной осведомленности и увеличивают нагрузку на пилота. Обходные решения по устранению этих недостатков занимают много времени и снижают эффективность выполнения боевой задачи.
Конфигурация Block 3i имеет значительные недостатки, которые должны быть устранены. Кроме ограничений, перечисленных выше, Block 3i также имеет сотни недостатков, самые существенные из которых должны быть исправлены в Block 3F с целью достижения полной боеспособности, требуемой от F-35. Эти недостатки включают, но не ограничиваются следующими:
1. Возможности слияния данных сенсоров до сих пор неприемлемы.2. Возможности радиоэлектронной борьбы, включая электронные атаки, недостаточны и в некоторых случаях неэффективны против обязательного набора целей.3. Каналы связи работают ненадлежащим образом. Сообщения, отправляемые по MADL (канал связи между несколькими самолетами), зачастую пропускаются или приходят неточными.4. Разработка, оптимизация и тестирование данных для полета не соответствуют требованиям.5. Необходимы многочисленные исправления программного обеспечения функциональных систем Block 3F, прежде чем начнутся испытания высокоточной доставки вооружения. Также до сих пор нет подобной информации по конфигурации Block 3i.
ВВС США определили семь недостатков идущих из Block 2B, которые должны быть исправлены в Block 3i для соответствия требованиям начальной боевой готовности. Состояние этих семи дефектов представлено ниже.
1. Неспособность положительно подтвердить координаты целеуказания для следующего открытия огня – решено2. Сектор обзора радара по азимуту представляется пилоту неправильно – решено частично3. У пилота нет индикации ошибки слияния данных о тактической обстановке – доработки касательно стабильности и индикации уменьшили влияние этой проблемы4. У пилота нет индикации выхода из строя или снижения характеристик интегрированного основного процессора – доработки касательно стабильности и индикации уменьшили влияние этой проблемы5. Индикация состояния вооружения – решено не полностью6. У пилота нет индикации неисправности радара – решено не полностью, доработки позволят исключить необходимость этой индикации7. В связи с большой продолжительностью передачи полетных данных слишком много времени занимает отчет о выполнении задания – не решено; рассматриваются варианты доработки
Проверка систем самолета F-35A перед эксплуатационными испытаниями на авиабазе Маунтин Хоум
РекомендацииПрограмма по самолету F-35 должна незамедлительно получить на 2017 финансовый год ресурсы, необходимые для нормального завершения разработки, испытаний, устранения неисправностей и развертывания всех возможностей конфигурации Block 3F. В частности, программа должна быть обеспечена достаточными ресурсами для завершения следующих действий:
1. Продолжить устранение недостатков в слиянии данных, которые в настоящее время негативно сказываются на тактической ситуационной осведомленности, представляемой пилоту на дисплеях;2. Обеспечить соответствующее финансирование для надлежащего завершения разработки Block 3F, включая план по корректировке и верификации недостатков, которые будут обнаружены во время ПЭИО перед Block 4;3. Перед началом ПЭИО профинансировать и выполнить все предусмотренные контрактами действия с целью выполнения всех необходимых модификаций для всех самолетов, намеченных для ПЭИО;4. Как можно скорее обеспечить финансирование и завершение контрактных работ для необходимого уже несколько лет обновления лаборатории перепрограммирования;5. Завершить разработку и тестирование программы «автономная логистическая информационная система» ALIS 3.0;6. Обеспечить планирование, поиск ресурсов и проведение соответствующего тестирования контейнера телеметрии и сбора данных с целью готовности к ПЭИО;7. Обеспечить планирование, поиск ресурсов, описание и выполнение интеграции пушечных систем самолета во всех трех вариантах до сертификации и официальных ПЭИО;8. Оперативное решение текущих и возникающих неисправностей функциональных систем, системы ALIS, которые был определены боевыми летчиками и бригадами испытателей.
Подпись:Майкл ГилморДиректор Управления эксплуатационных испытаний и оценки
/Перевод: Alex Alexeev, topwar.ru/
army-news.ru
Какой истребитель лучше: Су-35 против F-35
Американское руководство возлагает большие надежды на самолет F-35, который должен стать основой флота тактических истребителей ВВС США. Предлагаем сравнить два этих самолета.
Истребитель Су-35 является потомком знаменитого советского и российского Су-27, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Су-35 обладает усовершенствованной авиационной электроникой, двигателем и корпусом. Эта машина активно поступает на вооружение частей и соединений ВКС РФ. При этом недавно был подписан первый экспортный контракт на продажу этих истребителей.
Самолет F-35 еще не начал полноценную службу, — на данный момент завершается доводка нового истребителя. При этом на F-35 со всех сторон продолжает сыпаться критика. Основной проблемой является стоимость программы разработки и производства этой машиной. Один F-35 стоит более 100 миллионов долларов, хотя изначально истребитель должен был стоить около 30 миллионов. Отметим, что один экземпляр Су-35 обходится Минобороны РФ в 13 миллионов долларов. Что касается технических особенностей, то вопросы у специалистов вызывают силовые агрегаты, авионика и даже шлемы пилотов F-35.
Главным преимуществом Су-35 над F-35 является маневренность. Мощный двигатель Су-35 позволяет летчикам выполнять все виды сложнейших маневров, в то время как американские конструкторы понадеялись на стелс-технологии, явно позабыв, что «невидимость» самолетов зависит в первую очередь от сверхманевренности. Ряд экспертов отмечают, что высокая маневренность Су-35 может привести к сбоям алгоритмов наведения ракет противника. Для гарантированного уничтожения Су-35 истребитель F-35 должен к нему максимально приблизиться, тем самым подвергнув себя риску быть обнаруженным. При этом Су-35 не оставит ни единого шанса F-35 в ближнем бою.
Российская машина оснащена более совершенным оружием, — в частности, дальность некоторых ракет достигает 400 километров. Американская машина может брать на борт лишь небольшое число ракет, которые обладают намного меньшей дальностью.
Несколько лет назад было проведено моделирование воздушного боя Су-35 с американскими машинами пятого поколения F-35 и F-22. По словам австралийского парламентария Дениса Дженсена, который присутствовал во время моделирования, российский истребитель не оставил ни единого шанса американским машинам. Дело в том, что Австралия собирается приобрести партию американских самолетов пятого поколения, но по итогам множества испытаний делает ставку на F-22.
Австралийские эксперты, кстати, относят F-35 к четвертому, а не пятому поколению из-за большой заметности и других недостатков. Интересно, что отказались от покупки F-35 и канадцы. Вместе с тем ВВС США, конечно, уже не имеют права отказаться от машины, на разработку которой были потрачены огромные деньги, — точка невозврата давно пройдена. Таким образом, Военно-воздушные силы заокеанской державы будут оснащаться дорогим самолетом с кучей проблем.
Истребитель F-35, несмотря на высокую стоимость, не предлагает «экстравагантных возможностей», в которых нуждаются ВВС всех стран мира. В свою очередь, Су-35 лучше своего оппонента по ряду ключевых параметров. Из этого можно сделать вывод, что российский истребитель превосходит американский.
fishki.net
Истребитель F-35 познакомили с Су-57 — Российская газета
В базу полетных данных американского истребителя F-35 ввели информацию о российском самолете пятого поколения Су-57 и его китайском аналоге J-20. Это необходимо, чтобы истребители ВВС США могли быстро и точно распознавать оказавшиеся поблизости иностранные самолеты, пояснили в Пентагоне.
Файлы полетных данных - электронная память самолета. Туда вводятся данные о географии и воздушном пространстве районов, где может применяться F-35, их метеорологических особенностях и потенциальных угрозах, пишет The National Interest. Информация постоянно обновляется в лаборатории перепрограммирования авиабазы Эглин во Флориде.
- Мы наблюдаем за изменениями в характере угроз и новые данные включаются в полетные файлы на основе утвержденных приоритетов, - рассказала официальный представитель ВВС США майор Эмили Грабовски.
В числе прочего, файлы полетных данных предназначены для работы с бортовыми датчиками лазерного и радиолокационного облучения. Таким образом пилот F-35 может не только узнать, что он обнаружен и стал целью для неприятеля, но и определить, какой именно самолет или комплекс ПВО нацелился на него. В полетные базы данных включена информация и о коммерческих авиалайнерах.
- Эти файлы основаны на конкретных потребностях летчиков. Правда, в процессе интеграции данных для F-35 возникли определенные задержки и теперь темп работ ускорен с тем, чтобы у пилотов был самый свежая и обширный каталог угроз, - призналась майор Грабовски.
ВВС США создают 12 баз данных для дюжины географических областей, где планируется использовать F-35. В открытом доступе они отсутствуют по соображениям секретности. Сейчас полетные файлы совместимы с новейшей версией бортового программного обеспечения F-35 Block 3F. Оно дает возможность использовать малокалиберные авиабомбы, управляемые 220-килограммовые бомбы JDAM и ракеты "воздух-воздух" малой дальности AIM 9X.
ВВС работают и над новым программным пакетом для версии Block 4. Это обновление позволит самолету использовать британские, турецкие и некоторые европейские системы вооружений, увеличит зону применения оружия для американской версии истребителя, в него входят драйверы для малокалиберных бомб SDB II и управляемых GFU-54.
Рассказ мадам Грабовски косвенно подтверждает мнение экспертов, что Турции были отданы "мертвые" самолеты. В четверг на авиазаводе Lockheed Martin в Техасе состоялась церемония передачи заказанных Анкарой F-35A Block 3F. Два самолета передали, несмотря на запрет Сената США - но, по мнению специалистов, это не более чем шоу. Мало того, что самолеты в этой версии не могут использовать турецкое оружие, производитель может в любой момент дистанционно ограничить функциональность его ПО или вовсе выключить истребители.
rg.ru