Содержание
11 тезисов из интервью Илона Маска с Питером Диамандисом
Миллиардер Илон Маск поговорил с главой фонда XPRIZE Питером Диамандисом о борьбе с глобальным потеплением, первой экспедиции на Марс и главными угрозами для человечества. Собрали самые важные высказывания главы SpaceX
- Альтернативы возобновляемым источникам энергии в будущем нет, уверен предприниматель.
Природный газ заканчивается, другие невозобновляемые источники энергии — тоже, так что почему бы не вложиться в новую энергетику прямо сейчас?
-
Мы не можем совсем прекратить выбросы углекислого газа, не остановив всю глобальную экономику целиком.
А у этого могут быть последствия, например, в виде резкого увеличения голодающих на планете и т.д. Если уровень углекислого газа в атмосфере останется на уровне 400–500 ppm (долей на миллион), то ничего катастрофического, скорее всего, не произойдет, но население продолжит расти, так что придется приложить усилия, чтобы оставить выбросы на том же уровне. (В 2019 году уровень углекислого газа в атмосфере составлял 409 ppm. — РБК)
-
Следующим астронавтом на Луне будет женщина.
Также Маск рад, что НАСА поручило программу доставки лунной экспедиции его компании SpaceX. Сумма контракта составила около $3 млрд.
-
Чтобы двигать прогресс и сохранить человечество таким, каким мы его знаем, по мнению Маска, мы должны осваивать другие планеты.
Жизнь на Земле слишком сильно зависит от неизвестных факторов: угрозы войны, падения астероидов и т.д. Цивилизации шумеров и римлян — где они сейчас? Маск признает: да, он призывает развивать альтернативную энергетику, а сам запускает топливные ракеты в космос, но у него уже есть планы по внедрению возобновляемых источников энергии — от солнца и ветра — в корабли SpaceX, а первым этапом станет замена топлива на жидкий кислород и метан. Более того, есть разработки, в которых метан для работы ракетных двигателей берут, «высасывая» из атмосферы углекислый газ. Это как раз то, что SpaceX собираются задействовать при запуске марсианской миссии.
-
Первая экспедиция на Марс будет напоминать поход исследователя Эрнеста Шеклтона в Антарктику.
Будет очень трудно и очень опасно. Это будет долго — возможно, добровольцы больше не вернутся домой. Но это будет увлекательный опыт! Хотя, конечно, обстановка будет не очень комфортная, еда будет не очень хорошей. «Если честно, там просто куча народу умрет, это сложное предприятие», — утверждает Маск.
-
Для экспансии человека в космос потребуются корабли, которые можно будет использовать снова.
С этой целью двигатели Falcon 9 можно использовать повторно, вторую и третью ступень Dragon — тоже. Сейчас свою задачу Маск видит в том, чтобы первые ступени ракет были готовы к запуску меньше чем за месяц, а в идеале — за считанные часы. А с развитием плавучих платформ для старта одну и ту же ракету потенциально можно будет запускать три раза в день, считает предприниматель.
-
Существует много спекуляций на тему того, как снизить уровень углекислого газа в атмосфере, но дальше них дело не доходит. Как сделать наиболее экономичное и технологичное решение и не повредить этим сложившейся экосистеме?
«Говорят: «ну, мы посадим просто кучу деревьев». Но это так не работает», — отметил предприниматель. Поэтому участники конкурса XPRIZE (предполагает приз в $100 млн за рабочую модель технологии, которая поможет снизить уровень углекислого газа в атмосфере), должны будут продемонстрировать некую базовую версию своей разработки. В идеале стоимость такого решения должна быть 1–2% от глобального ВВП, но не 20% — потому что тогда игра не будет стоить свеч, придется сокращать социальные программы, траты на медицину.
-
«Я играл в Mind Pong (игра с устройством от Neuralink, позволяющим двигать изображение силой мысли) с обезьяной, и она проиграла. Но она просто не так много практиковалась», — сказал Маск.
-
Землю ждет коллапс в приросте населения в ближайшие 20–30 лет.
В Европе, России, Японии уровень рождаемости уже давно ниже замещающего уровня (т.е. поддерживающего численность населения в стране), в США он к нему приближается. Поэтому проблема перенаселенности перед человечеством не стоит.
-
В целом мир становится все лучше.
Но существует проблема продвинутого искусственного интеллекта: супер-ИИ может представлять для нас экзистенциальную угрозу. А ранее упомянутый коллапс в приросте населения — это вторая такая угроза. И мы не представляем, что с ней делать: система не настроена на такое количество пенсионеров.
-
Пока трудно сказать, за чей счет мы будем избавляться от углекислого газа. Но плата должна быть точно не агрессивной к малоимущим слоям населения.
«Почему Илон Маск не чудак»: первое интервью создателя Tesla и SpaceX журналу Forbes
Илон Маск готовится стать первым в истории бизнесменом, запустившим корабль с людьми на борту на околоземную орбиту. В преддверии этого события мы публикуем первую статью Forbes о предпринимателе, напечатанную в 2003 году. В ней Маск еще далеко не миллиардер и только что создал собственную космическую компанию, не сумев купить ракету в России.
Илон Маск заработал состояние благодаря интернету. Теперь он планирует доставлять полезные грузы в космос и спасти человечество, колонизировав Марс.
Давайте проясним один момент: Илон Маск не чудак. «Из всех людей, которых вы когда-либо встречали, я меньше всего подхожу под определение чудака», — настаивает Маск. Чудакам редко удается обзавестись состоянием $200 млн к 31 году. Однако Илону Маску это удалось. Своим успехом он обязан двум удачным сделкам: в 1999 году он за $307 млн продал свою первую компанию Zip2 Corporation производителю персональных компьютеров Compaq, а в октябре 2002 года он за $1,5 млрд продал платежную систему PayPal интернет-аукциону eBay.
SpaceX отложила первую отправку астронавтов на МКС за 15 минут до запуска
Его последний проект, на финансирование которого Маск выделил «десятки миллионов» из собственных сбережений, тоже нельзя назвать сумасбродным. Если Маск получит одобрение от правительства США, то его компания Space Exploration Technologies, известная под более коротким названием SpaceX, к концу 2003 года будет готова к запуску в космос недорогих ракет. Маск планирует доставлять в космос легкие спутники или другие полезные грузы весом до 500 кг. Стоимость одного полета составит всего $6 млн, что гораздо меньше, чем $20 млн, ведь именно столько составляет стоимость пуска ракеты Pegasus от компании Orbital Sciences Corporation.
Когда Маск рассуждает о будущем SpaceX, в голове невольно начинает играть главная тема из сериала Star Trek. Маск действительно обеспокоен тем, что человечеству может прийти конец. «Всегда нужно учитывать, что может произойти какая-то катастрофа вроде ядерной войны или падения метеорита, из-за которого с лица земли исчезли динозавры», — мрачно говорит Маск, допивая диетическую колу. Он согласился провести интервью в калифорнийском городе Эль-Сегундо, где находится офис SpaceX, через дорогу от которого можно увидеть обычную шиномонтажную мастерскую. «Понятие планетарной избыточности вполне обосновано с научной точки зрения. Это лучший способ для обеспечения долгосрочного выживания человечества», — добавляет Маск.
«Абсолютная пустышка»: что российские политики и бизнесмены говорили об Илоне Маске и его проектах
Именно поэтому Илон Маск планирует колонизировать Марс и мечтает построить ракеты, которые могли бы доставлять в космос полезные грузы. «Поверхность Марса можно сделать более пригодной для жизни человека», — рассказывает он, ссылаясь на теорию о том, что посредством высвобождения парниковых газов в атмосфере можно было бы создать на Марсе окружающую среду, пригодную для жизни человека. «Мы можем изменить климат на Марсе и сделать его более похожим на земной», — добавляет Маск. Он не придает особого значения тому, что незадолго до интервью ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА заявили о смертельно опасном уровне радиации на Марсе. По данным ученых, в ходе высадки на Марс астронавты могут подвергнуть свое здоровье огромному риску. Тем не менее Илон Маск и другие члены Марсианского общества, число которых приближается к 6000, уверены в том, что колонизация Марса возможна. Известно, что Илон Маск — один из главных спонсоров Марсианского общества, однако он отказался раскрывать информацию о сумме своих пожертвований. Благодаря его финансированию Марсианское общество смогло оборудовать телескопом названную в его честь обсерваторию на станции Mars Desert Research Station на юге штата Юта. В пустыне члены Марсианского общества пытаются смоделировать экспедицию на Марс. Они пользуются мусоросжигательными туалетами и носят самодельные космические шлемы, которые, по некоторым данным, изготовлены из крышек мусорных баков.
«Мы не пытаемся выяснить, какова жизнь на Марсе, бегая по пустыне в космических шлемах из крышек мусорных баков. Мы пытаемся выяснить, какая тактика может сработать в реальной жизни, при этом моделируя экспедицию на Марс», — раздраженно заявляет основатель Марсианского общества Роберт Зубрин.
Гигантский прыжок космического капитализма: что значит для бизнеса отправка астронавтов Илоном Маском
Тем не менее когда Илон Маск ведет переговоры с потенциальными клиентами SpaceX, он не упоминает свои мечты о колонизации Марса. На недавней презентации первых прототипов ракет SpaceX в Эль-Сегундо аэронавт-самоучка Илон Маск искусно парировал вопросы высокопоставленных военных и чиновников из НАСА об «устройстве штифтовой форсунки», которая используется для подачи топлива в камеру сгорания ракетного двигателя, а также о «турбонасосах жидкостного ракетного двигателя Merlin».
Нельзя отрицать, что необходимость в недорогих альтернативах для пуска ракет в космос действительно существует. Компании вроде Boeing и Lockheed Martin предлагают слишком дорогие варианты. Основатель и председатель совета директоров производителя «недорогих» микроспутников и компонентов ракет SpaceDev Джеймс Бенсон отмечает, что он «уже давно пытается убедить экспертов из космической индустрии в том, что будущее за микрокомпьютерами, а не за огромными ЭВМ». К сожалению, прогресс идет медленными темпами. Несмотря на то что общий объем продаж SpaceDev в 2002 году составил $3,4 млн, компания, акции которой торгуются на бирже NASDAQ, уже давно переживает не лучшие времена. В прошлом году компании удалось сократить убытки с $1,9 млн до $376 000. Тем не менее, для этого потребовалось сократить расходы SpaceDev на $3,2 млн.
«Мария-Антуанетта из Tesla»: Илон Маск может получить самую большую зарплату в жизни в разгар кризиса
Первая статья о Маске в Forbes USA. Он не попал на обложку
Илон Маск родился в ЮАР и переехал в Канаду после развода родителей. Он учился в Пенсильванском университете, где получил степени бакалавра по физике и экономике. В 1995 году Маск поступил в Стэнфордский университет, но уже через два дня бросил учебу ради запуска своей первой компании Zip2 Corporation. Его блестящая идея состояла в том, что создать программное обеспечение, позволяющее газетам размещать объявления в интернете. В то время ему было сложно получить финансирование, ведь у него не было опыта ни в сфере технологий, ни в работе со СМИ. Тем не менее Илон Маск сумел убедить партнеров фонда Mohr Dawidov Ventures инвестировать $3,6 млн в его компанию в обмен на контрольный пакет акций Zip2 Corporation.
«Сначала все было довольно скромно. Я не мог тратить много денег», — рассказывает Маск, вспоминая о том периоде в своей жизни, когда он ходил в волонтерский центр молодежной организации YMCA, чтобы принять душ. Однако все его усилия окупились, когда четыре года спустя он продал Zip2 Corporation производителю персональных компьютеров Compaq, который затем объединил детище Маска с поисковой системой AltaVista. «По иронии судьбы они не хотели дать нам акции компании, потому что считали, что их оценили недостаточно высоко», — с улыбкой вспоминает Маск. За свою долю в 7% он получил $22 млн.
Илон Маск признался в любви к русскому языку
Следующий проект Илона Маска оказался гораздо проще, хотя предприниматель усложнил себе задачу, начав заниматься бизнесом в сфере, о которой он практически ничего не знал. Он основал систему онлайн-платежей X.com, которая в итоге стала одним из первых интернет-банков, предлагающих ипотечные и кредитные услуги. В то время скептики предсказывали, что у Маска ничего не получится.
Действительно, X.com не удалось стать хорошим интернет-банком. Тем не менее X.com завоевала популярность благодаря функции перевода денег с одного счета на другой с помощью электронной почты. «Банальная функция», — отмечает Маск. Оказалось, что у компании под названием Confinity есть похожая система онлайн-платежей PayPal. После доработки, благодаря которой появилась возможность переводить деньги с помощью карманных компьютеров PalmPilots и других беспроводных устройств, платежная система стала любимым средством оплаты покупок пользователей интернет-аукциона eBay. В марте 2000 года Маск приобрел компанию Confinity и переименовал ее в PayPal. Сумма сделки не разглашалась. После слияния X.com и PayPal он сделал ставку на успешную маркетинговую стратегию и начал привлекать новых пользователей, которые получали $10 в подарок за регистрацию в платежной системе.
У первого космического туриста SpaceX возникли проблемы с налогами на Земле
Вскоре настал звездный час Маска. Система PayPal провела IPO в феврале 2002 года, то есть уже после того, как лопнул пузырь доткомов, но ее акции взлетели на 55% в первый день торгов. Восемь месяцев спустя интернет-аукцион eBay купил PayPal. Сумма сделки оказалась на 80% выше, чем первоначальная стоимость компании. Будучи крупнейшим акционером PayPal (в его распоряжении было 6,5 млн акций), Илон Маск получил в результате сделки акции eBay стоимостью более $220 млн.
К тому времени Маск уже витал в облаках. После разговора с друзьями о медленном прогрессе в развитии пилотируемых полетов в космос, Маск заказал аналитикам исследование о возможности отправки на Марс своего рода системы жизнеобеспечения, содержащей живые растения. Он планировал заполнить ее питательным гелем, с помощью которого растения могли бы пустить корни. Ему оставалось только придумать, как можно было бы доставить растения на расстояние 70 млн км. Маск легко мог позволить себе выложить $20 млн за систему жизнеобеспечения, но пуск ракеты Delta от компании Boeing обошелся бы ему еще в $50 млн.
Звездная пыль. Как ученые ищут жизнь во Вселенной
«Это была невероятная сумма», — вспоминает Маск. Поэтому он отправился в Россию, чтобы купить себе недорогую ракету. Он даже договорился о сделке, но отступил, когда риск иметь дело с эксцентричными русскими стал перевешивать любые возможности сэкономить. Маск отказывается разглашать информацию о предполагаемой стоимости сделки или о том, с кем именно он вел переговоры.
Почему бы тогда не построить ракету самостоятельно? Маск заказал новое исследование своему знакомому из Марсианского общества. Им оказался бывший технический директор компании Orbital Sciences Corporation Майкл Гриффин, который сейчас занимает должность главы финансируемого ЦРУ венчурного фонда In-Q-Tel, инвестирующего в развитие шпионских технологий. «Мне было ясно, что нам нужен надежный, но недорогой способ попасть в космос», — рассказывает Илон Маск. На первых этапах его личные инвестиции в новый проект составили $20 млн, при этом общие расходы SpaceX составили $40 млн.
Маск отказывается от сравнения с многочисленными частными компаниями, которые занимались производством ракет до SpaceX и потерпели крах. Скорее всего, он имеет в виду компанию Beal Aerospace. Как и Маск, основатель Beal Aerospace Эндрю Бил был богатым энтузиастом освоения космоса, который заработал свое состояние в совершенно другой отрасли. В случае с Эндрю Билом речь, правда, шла о банковском деле в штате Техас.
Звездная битва Маска и Брэнсона: как миллиардеры собираются покорять космос в 2020 году
Эндрю Бил планировал инвестировать в свой проект $200 млн из личного состояния. Он хотел построить небольшие ракеты многоразового использования для доставки спутников на низкие околоземные орбиты. Напоминает SpaceX, не правда ли? Однако его проект провалился с треском в октябре 2000 года, после того как сам Бил пожаловался, что НАСА спонсирует его конкурентов.
Маск утверждает, что его компанию не постигнет такая же участь. По словам предпринимателя, его конкуренты потерпели крах, потому что у них не было талантливых специалистов и внушительного финансирования. Маск же привлек к работе в SpaceX инженеров из TRW и Boeing, поэтому он надеется, что ему удастся осуществить задуманное. Если он продаст акции eBay, то получит достаточное финансирование. Маск даже утверждает, что у него уже есть два клиента, однако отказывается разглашать информацию об этих компаниях.
Маск попытался объяснить технологию биткоина автору «Гарри Поттера»
Если Маск говорит, что у него уже есть клиенты, это значит, что компания SpaceX привлекла к себе внимание. В конечном итоге именно внимание общественности может пойти ей на пользу и стать ключом к успеху. «Давайте поговорим о долгосрочной перспективе. Если мы попадем в космос и поймем, как устроена наша Вселенная, человечество, возможно, когда-нибудь покинет Землю», — рассказывает Илон Маск по пути в Колорадо-Спрингс, где ему предстоит выступить на престижном симпозиуме по вопросам изучения космоса. Он добавляет: «Лучшее, что мы могли бы сделать с точки зрения обеспечения выживания человечества, это создать вторую самодостаточную цивилизацию за пределами Земли. Единственное место, где это действительно осуществимо, — Марс».
Но осуществимы ли подобные планы? Все это звучит как слова истинного чудака. Однако десять лет назад мы бы назвали чудаком того, кто бы начал рассказывать нам об электронных деньгах.
Мысли визионера: все изобретения Илона Маска
7 фото
Перевод Полины Шеноевой
гений за гранью нервного срыва?
«Люди — не машины» — это прямая цитата из открытого письма, с которым обратилась недавно соосновательница издания Huffington Post Арианна Хаффингтон к основателю автомобильного концерна Илону Маску. Публицист и писательница, как правило, самостоятельно для своего издания не пишет. Однако это был как раз тот случай, когда она не могла молчать.
Можно было бы подумать, что 68-летняя Арианна Хаффингтон, человек, который помнит, что когда-то у работающих людей были выходные и отпуска, а работали они не больше 40 часов в неделю (благословенные времена!), призывала Маска поберечь своих сотрудников от переработок.
Соосновательница и главный редактор одного из крупнейших онлайн-изданий, известная своими либеральными взглядами, — одна из самых уважаемых женщин современного бизнеса. В 2009 году она заняла 12-е место самых успешных медиаменеджеров списка Forbes, а в 2014-м стала 52-й в списке самых влиятельных женщин мира по версии этого издания.
С высоты своего опыта Арианна Хаффингтон напомнила Маску, революционеру от бизнеса, привыкшему повергать устои, что ему нужно побеспокоиться о своем собственном здоровье и благополучии. Дело в том, что ее — да и нее одну — напугало интервью, которое дал в середине августа Илон Маск изданию The New York Times.
Интервью Илона Маска, основателя Tesla и SpaceX, устремленного в будущее инженера и предпринимателя и, как считают многие, просто гения, и правда можно назвать не иначе как шокирующим.
Общественность потряс не план Маска сделать Tesla частной компанией, а образ жизни, о котором он рассказал изданию. Да, мы знали, что Маск трудоголик, однако никому и в голову не могло прийти, что он работает по 120 часов в неделю. Если посчитать, то получится, что это 17 часов в день и без выходных. Он рассказал, что, для того чтобы уснуть, ему иногда приходится принимать сильнодействующее снотворное.
Во время интервью Илон Маск явно находился в плачевном состоянии — он то взрывался от хохота, то принимался рыдать. Он рассказал, что в последний раз брал отпуск продолжительностью больше недели в 2001 году, когда слег с малярией. Однажды он чуть не пропустил из-за работы свадьбу брата, а еще, случается, он безвылазно проводит на производстве Tesla по четыре дня, жертвуя общением с детьми и друзьями. В беседе с изданием Маск и не скрывал, что ему тяжело. «Прошлый год был одним из самых трудных и болезненных в моей карьере, — сказал он. — Это было мучительно».
Газета The New York Times сообщила, что исполнительные директора Tesla планируют найти Маску заместителя, чтобы тот мог взять на себя часть его обязанностей, но предприниматель заявляет, что ничего об этом не знает и менять свой образ жизни не планирует. Однако те, кто ознакомился с интервью, пришли в ужас от такой позиции, потому что она идет вразрез с популярной идеей необходимого человеку баланса между трудом и отдыхом.
Арианна Хаффингтон была среди тех, кто обеспокоился состоянием Илона Маска, — всем показалось, что он слишком мало спит, чересчур много работает и находится, по всей видимости, в довольно нестабильном состоянии. Писательница, публицист и основательница одного из самых популярным в мире интернет-изданий обратилась к Маску с увещеваниями.
Но прежде она написала Илону Маску, как безмерно им восторгается. «Как вы знаете, я большая ваша поклонница — я восхищаюсь и вами лично, и всем, что вы делаете. В частности, мне всегда нравилось, как при каждой встрече первое, что вы делали, это вытаскивали телефон, чтобы гордо продемонстрировать видео со своими прелестными детьми и их последними достижениями. Очевидно, что в вашей жизни очень много всего происходит, но этот факт говорит о том, что движут вами именно они».
Арианна Хаффингтон напомнила Маску, что восхищается его гениальностью и страстью к изменению мира. А еще тем, что он всегда придерживался античных базовых принципов, которые предполагают, что большая проблема разбивается на много составляющих, и тогда их можно решить.
«Пожалуйста, вернитесь к ним», — просит Арианна Хаффингтон. И вот, что она имеет в виду.
Писатель и основательница успешного издания Арианна Хаффингтон считает, что, не давая себе возможности отдохнуть, отказываясь от выходных и отпусков, не видясь с детьми и не встречаясь с друзьями, Маск не устраивает себе перезагрузку. Он все время в напряжении, и у него нет времени восстановить связь не то, чтобы с теми, кого он любит, а даже с самим собой и своей мудростью. А это нужно делать. «Это не о том, чтобы много работать — конечно, вы всегда будете работать много. Это о том, чтобы работать так, чтобы принимать наилучшие решения».
Публицистка и поклонница Маска призвала основателя Tesla отнестись с той же страстью, с какой он относится к науке, к себе самому. «Люди — не машины», — напомнила Арианна Хаффингтон. И добавила, что исследования показывают: после 17–19 часов без сна у человека наступает расстройство внимания, будто он слегка пьян. Еще она вспомнила, как Илон Маск сказал в интервью, что свой 47-й день рождения он встретил на работе: все 24 часа этого дня он провел без друзей и родных. Это тоже расстроило Арианну Хаффингтон. Она предложила ему отметить этот праздник в 48-й раз иначе: основательница Huffington Post предложила устроить вечеринку в его честь, а рабочие телефоны пообещала отнимать при входе.
Илон Маск ответил Арианне Хаффингтон на ее обращение максимально коротко. Воскресным вечером, вернувшись с завода Tesla, он перепостил в твиттере ее письмо со своим комментарием. «Ford и Tesla — единственные две американские автомобильные компании, которые избежали банкротства. Я только что вернулся домой с завода. Вы думаете, это вопрос выбора? Это не так».
Илон Маск говорит, что «устал от Интернета» в старом интервью
Подпишитесь на Entrepreneur за 5 долларов
Подписывайся
В 2001 году миллиардер встретился с CNN, чтобы обсудить свои планы покинуть Силиконовую долину.
По
Эмили Релла
В последнее время у Илона Маска не было недостатка в драме, особенно когда дело доходит до его колебаний в отношении того, согласится ли миллиардер на покупку Twitter по первоначально предложенной цене в 54,20 доллара за акцию, что составляет примерно 44 миллиарда долларов.
Аль Драго/Блумберг через Getty Image
Хотя неясно, каковы планы Маска в отношении себя и Twitter после того, как поглощение будет завершено (если это вообще произойдет), недавно опубликованное интервью 20-летней давности показывает, что мультигенеральный директор, возможно, даже не хочет управлять крупной компанией. тем не мение.
Интервью, снятое в 2001 году, посвящено тогдашнему желанию Маска покинуть Силиконовую долину после того, как его веб-сайт X.com взлетел и превратился в PayPal.
«Дошло до того, что я не подходил ни для управления компанией такого размера, ни особенно интересовался управлением компанией из 600+ человек, поэтому я решил остаться директором компании, но искать что-то другое, чтобы делать», — сказал Маск изданию.
Это тонкий кивок, но он может указывать на характер Маска, желающего иметь свои руки в как можно большем количестве ведер, не навешивая на себя ярлык единственного человека, ответственного за какое-либо конкретное.
На самом деле, во время встречи в Твиттере, которую Маск организовал этим летом, возник вопрос о том, какой именно титул Маск хочет получить, если сделка будет завершена, и его ответ остался на одном уровне с его мнением более двух десятилетий назад.
«Думаю, я не зацикливаюсь на названиях, но хочу продвигать продукт в определенном направлении», — сказал он сотрудникам Twitter. «Итак, вы знаете, это может быть похоже на … Меня не волнует, что я генеральный директор. На самом деле, я переименовал себя в «Техно-короля» в Tesla в официальном документе SEC».
В интервью 2001 года Маск также обронил эту, теперь уже ироничную, строчку.
«На личном уровне я бы сказал, что на данный момент я немного устал от Интернета», — размышлял он.
Затем миллиардер упомянул Tesla, которая будет основана почти два года спустя, изложив вид работы, которую он хотел бы делать в будущем. У Маска было видение, он реализовал его и создал компанию с капиталом в триллион долларов.
«Следующая компания, которую я делаю, одна из вещей, которые, я думаю, будут важны, это то, что она имеет некоторый долгосрочный положительный эффект», — сказал он. «Я заинтересован в том, чтобы заняться чем-то, что находится в другой сфере, восходящей к тому, почему я изначально приехал в Силиконовую долину, а именно изучать физику энергии».
В видео, которое было заметно до Теслы, Маск также рекламировал свой новый самолет и Макларен.
Он также обсудил почти смертельную стычку с малярией во время после посещения Южной Африки, что также заставило Маска переоценить свои приоритеты.
«Прохождение через этот опыт действительно дает мне понимание аспектов жизни и ценит друзей и семью и проводит время с людьми, которых ты любишь,» сказал он. «А как предприниматель из Силиконовой долины, вы не так уж часто этим занимаетесь».
Способность Маска предвидеть, а затем реализовать свои идеи, что может означать быстрые и долгосрочные изменения для Twitter как платформы — к лучшему или к худшему. По мере того как драма Маск-Твиттер продолжается, все взгляды прикованы к генеральному директору Tesla, чтобы увидеть, насколько изменилось его отношение к бизнесу и работе, а что осталось прежним.
Когда ферма его дедушки была уничтожена инвазивным растением, этот 17-летний предприниматель придумал решение на основе искусственного интеллекта
Избегайте кошмарных работодателей и мошенников, ища работу как журналист
Станьте генеральным директором своей личной жизни за 7 простых шагов
Этот эксперт по вьющимся волосам теперь «подстригает» волосы только в Интернете и говорит, что зарабатывает больше денег, чем когда-либо в салоне
Как разработать идеальный рецепт убедительного повествования в ваших презентациях
Этому основателю нужно было развернуться — жестко — после диагноза рака. Теперь ее косметический бренд готов к тому, чтобы появиться в 600 магазинах JC Penney.
Инфляция влияет на некоторых франчайзи больше, чем на других, но все страдают
Новости бизнеса
Equifax использовала собственную технологию, чтобы найти и уволить 24 рабочих с секретной второй работой
Габриэль Биенаш
Новости бизнеса
«Даже менеджер по персоналу, который это организовал»: никто не пришел на пятничный «счастливый час» в этом офисе, кроме одного одинокого TikToker
Габриэль Биенаш
Здоровье и благополучие
Почему я такой забывчивый? Как улучшить память и помнить практически все
Джонатан Смолл
Читать далее
Слишком сумасшедший, чтобы быть счастливым | Интервью с Илоном Маском | История основателя
Можно количественно сказать, что Илон Маск был лучшим технологическим предпринимателем современности. Только один другой — Джим Кларк — построил три компании, которые выросли за 1 миллиард долларов, и для этого ему понадобился пузырь доткомов. Маск делал это четыре раза, если считать SolarCity, в разных отраслях и в трудные финансовые времена.
И тем не менее, даже Маск все еще ломает и борется за уважение инвесторов. Взгляните на нынешнюю болтовню о его плане слияния SolarCity с Tesla, который некоторые инвесторы критикуют как схему, позволяющую ему выручить себя.
Маск видит это не так. Но он привык смотреть на мир иначе.
Еще в 2012 году я взял у Маска подробное сценическое интервью о первых днях его компаний, о том, как у него хватило смелости построить ракету, хотя он никогда раньше не создавал никаких физических продуктов, о его необычной дружбе. с Питером Тилем и о наихудшем времени для него: 2008 год. «Казалось, что все три компании вот-вот умрут, а я тоже переживал развод», — вспоминает он.
Это должно утешить каждого предпринимателя: даже у Илона Маска почти закончился капитал.
Я начал с того, что задал ему один вопрос, который время от времени задавали многие люди: он сумасшедший?
Сара Лейси: Кажется, ты играешь в эту игру не так, как все остальные. В истории Силиконовой долины есть только один парень, который создал три компании стоимостью более миллиарда долларов каждая. Это Джим Кларк. Он сделал это с Silicon Graphics, законной компанией, Netscape, законной компанией, и Healtheon, которая никогда не стала бы компанией с миллиардным оборотом без пузыря.
Илон Маск: Правда.
SL: Все они были в одной и той же отрасли… Вы единственный, кто сделал это, и вы сделали это с платежами, вероятно, одной из самых сложных отраслей в Интернете, автомобилями , и полететь в космос.
EM: SolarCity тоже
SL: Вы являетесь соучредителем этой компании?
EM: Нет, меня предложили включить в список соучредителей, но я подумал, что, хотя я предложил первоначальную идею, я не вложил в нее достаточно пота, чтобы считаться таковым.
SL: Ты должен был быть, потому что тогда ты мог бы быть первым парнем с четырьмя. Является ли отчасти причиной того, что вы сделали это, то, что вы немного сумасшедший? Вам повезло? Что это?
EM: Недавно я думал об этом. Я думаю. Я думаю, что я, вероятно, немного сумасшедший, но, возможно, это здоровый признак. В тот момент, когда вы приходите к выводу, что вы вовсе не сумасшедший, тогда, вероятно, вы и есть.
SL: Я слышал о вас одну историю.
EM: Я кажусь сумасшедшим?
SL: Да.
EM: Наверное, знаю.
СЛ: Я всегда говорил это о тебе. Вот история, из-за которой я подумал, что ты сошла с ума. Вы можете сказать мне…
EM: Это касается «Нью-Йорк Таймс»?
SL: Нет, из-за этой истории я подумал, что вы сошли с ума. Я слышал, что сразу после того, как вы продали PayPal, раньше двух других компаний, вы пошли и купили McLaren S1…
EM: F1, да. Он у меня был несколько лет, и я проехал на нем 11 000 миль. Я проехал на нем из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско. Это был мой ежедневный водитель, который является сумасшедшей машиной для ежедневного вождения, особенно на 405.
SL: Я понимаю, когда вы получили его, вы ехали вниз 280, и вы разбили машину. Вы выходите из машины. Ты корчишься от смеха. Человек с вами сказал: «Почему ты смеешься, что только что разбил эту машину?» Вы сказали: «Нет, ты не знаешь самое смешное. Он не был застрахован». Это правда?
EM: Что ж, изюминка верна. Я ехал по Санд-Хилл-роуд с Питером Тилем, соучредителем PayPal. На самом деле мы ехали, чтобы увидеть [инвестора Sequoia Capital] Майка Морица. Это было в 2000 году. Мы ехали по Санд-Хилл-роуд. Я действительно не знал, как водить McLaren. Петр говорит: «И что же это может сделать?» Вероятно, номер один в списке знаменитых последних слов, которые я сказал: «Посмотри на это». Я сбил его с ног и сменил полосу движения на Санд-Хилл. У McLaren нет контроля тяги или чего-то подобного. Он весит всего тонну, поэтому обладает огромной силой. Он может сломать колеса на скорости 80 миль в час. Мы освободили заднюю часть и начали вращаться. Я ехал прямо, а потом свернул. Я помню, как машины приближались ко мне, а я ехал назад.
Мы врезались в насыпь, что-то вроде насыпи под углом 45 градусов на Сэнд-Хилл, и машину подбросило в воздух, как диск. По словам свидетелей, он продолжал вращаться с воздушным зазором около трех футов, а затем рухнул на землю в первоначальном направлении. Мы разобрали подвеску. На самом деле это не сломало машину. Основное шасси и двигатель были в порядке. Все стекла, колеса и все остальное было разбито. Массивные повреждения кузова спереди и сзади.
SL: Вы начали смеяться?
EM: Не помню, чтобы я смеялся. Я мог бы рассмеяться от шока, но я не помню, чтобы смеялся. Затем Питер подвез Майка. Я ждал, пока приедет пожарная машина и скорая помощь. И, наконец,…
SL: Питер Тиль в буквальном смысле поймал попутку?
EM: Да, в Секвойю.
SL: Это потрясающе.
EM: После того, как машину починили, я тоже поехал автостопом, и мы продолжили встречу.
SL: Я представляю вас и Питера Тиля, как в той сцене с оленем в «Tommy Boy». Вы оба такие: «Ах!»
EM: Да, действительно. Повезло, что остался жив, правда.
SL: Так и должно быть. Есть ли параллели с тем, как вы строите компании, и с этой историей?
EM: Надеюсь, что нет.
SL: «Посмотрим, на что способна эта штука?»
EM: Да, «смотри это». Это может быть неловко с запуском ракеты. Одно дело, если у вас есть автомобиль весом в одну тонну, а не миллион фунтов тротилового эквивалента.
SL: Это немного сложнее. Одна из вещей, которые мне так интересны в вас, остальных ребятах из PayPal, это то, что они закончили работу с PayPal и начали инвестировать в компании Web 2.0 в тот момент, когда все говорили: «Это безумие. Это безумно. Интернет никогда не вернется». Их считали сумасшедшими.
Тем временем вы переехали в Лос-Анджелес и начали работать над SolarCity, SpaceX. Тесла — это блеск в глазах. Будете ли вы когда-нибудь снова создавать интернет-компанию? Считаете ли вы Интернет скучным?
EM: Я думаю, что вряд ли снова возьмусь за интернет-компанию, не то чтобы я нахожу Интернет скучным. Я думаю, что я относительно хорошо разбираюсь в сети и интересуюсь Интернетом и тем, что происходит. Я никогда не хочу быть дедушкой, который не проверяет электронную почту или что-то в этом роде.
Я пытаюсь направить свои усилия на то, что, по моему мнению, больше всего положительно повлияет на будущее человечества. Я думаю, что в Интернет направляется много предпринимательской энергии и финансирования, тогда как в некоторых секторах, таких как автомобилестроение, солнечная энергетика и космос, вы не видите новых участников. В стартапы поступает не так много капитала, и не так много предпринимателей выходят на эти арены.
Проблема в том, что в отсутствие новых участников отрасли у вас нет сил для инноваций. Это действительно новые участники, которые стимулируют инновации больше, чем что-либо еще. Вот почему я посвятил свои усилия этим отраслям. Это отрасли, которые требуют довольно много капитала, чтобы начать работу.
Даже в SpaceX я инвестировал… моя выручка от PayPal после уплаты налогов составила около 180 миллионов долларов. Из них 100 миллионов долларов пошли на SpaceX, 70 долларов на Tesla и 10 долларов на SolarCity. Мне буквально пришлось занимать деньги на аренду. Это был близкий звонок.
SL: Таков был план?
EM: Нет, это не было планом. В большинстве случаев он оказался двойным. Со SpaceX я думал, что это будет 50 миллионов долларов. В Tesla я думал, что вложу 25 миллионов долларов, может быть, 30 миллионов долларов.
SolarCity на самом деле прошел очень хорошо. Это тот случай, когда я не был соучредителем, так что, может быть, это хороший знак. Я должен соучредить меньше вещей.
SL: Что случилось? Почему вам пришлось вложить больше денег в два других? Растерялись ли инвесторы?
EM: На самом деле я не искал инвесторов для первых трех раундов SpaceX. Первое, что хотят спросить у вас инвесторы: «Расскажите о предыдущих успехах в этой области. С чем мы можем это сравнить?» Когда у вас есть пончик в категории успеха и много симметрии, полной неудач, тогда они не так заинтересованы.
Ракеты довольно далеки от зоны комфорта большинства венчурных капиталистов. Мы смогли получить венчурное финансирование после того, как добились определенного прогресса и продемонстрировали, что можем почти выйти на орбиту.
Кредит идет в Founders Fund, который, очевидно, некоторые из моих соотечественников из PayPal, Питер Тиль, Люк Носек, и другие ребята. Они инвестировали до того, как мы вышли на орбиту, так что им за это нужно отдать должное, но мне нужно было показать, что я действительно могу делать вещи. Я никогда не делал физических вещей до SpaceX, не говоря уже о ракетах.
SL: Вы начали с ракеты?
EM: Да, это сложно. Вероятность успеха была низкой. На самом деле, когда я запускал SpaceX, я думал, что наиболее вероятным исходом будет провал. Я думаю, что любые другие ожидания были бы иррациональными.
SL: Почему вы хотели это сделать? Для Теслы это кажется более очевидным. Спасти планету. Совершенно очевидно, почему это хорошо для человечества. Почему вы решили, что со SpaceX нужно покончить?
EM: Если вы посмотрите на траекторию космических технологий и прогресса, то увидите, что пик этого прогресса пришелся примерно на 1969-1970 годы с лунными миссиями. Мы добились невероятного прогресса в 60-х, а затем смогли приземлиться на Луну.
Тогда с космическим челноком можно было добраться только до людей на околоземную орбиту. Теперь космический шаттл ушел в отставку, и пути улучшения нет. Это путь в никуда. Я продолжал думать, что будет какой-то план по отправке людей на Марс, потому что это очевидный следующий шаг.
Фактическое происхождение SpaceX датируется примерно 2001 годом, и я был в гостях у своего друга, и он спросил меня, что я собираюсь делать после PayPal.
Я сказал: «Меня всегда интересовал космос, но я не думал, что смогу что-то сделать в космосе как личность». Мой первоначальный план в космосе состоял в том, чтобы на самом деле совершить небольшую миссию на Марс с теплицей, по сути, высушить обезвоженный питательный гель в маленькой теплице, которая должна была приземлиться.
Вы бы увлажнили гель. Затем вы выращивали растения, и у вас был отличный снимок зеленых растений на красном фоне. По сути, это были бы выброшенные деньги.
Люди обычно реагируют на прецеденты и превосходную степень, и это будет самое большое расстояние, на которое когда-либо путешествовала жизнь, первая жизнь на Марсе, насколько нам известно. Это взволновало бы людей. Я думал, что это приведет к увеличению бюджета НАСА. Тогда мы могли бы отправить людей на Марс.
Вы хотите иметь будущее, в котором вы ожидаете, что все будет лучше, а не в котором вы ожидаете, что все будет хуже. Так все и началось. Затем, когда я узнал больше, говоря о сумасшедших вещах, я трижды ездил в Россию, чтобы договориться о покупке пары межконтинентальных баллистических ракет для российского флота. Странный опыт.
SL: Как вы вообще вступаете в эти переговоры?
EM: Вы разговариваете с людьми, которые знают людей, и довольно скоро вы разговариваете с Ракетными войсками России. Выходит, Россия вполне себе капиталистическое общество. У меня определенно были странные встречи в местах, которые, клянусь, выглядели как санаторий или что-то в этом роде. Я не знаю. Это было очень странно.
SL: Мы постоянно возвращаемся к теме сумасшествия.
EM: Да, серьезно, в этом месте были мягкие стены. «Почему у вас мягкие стены?» Это было странно. Потом на меня начал орать какой-то русский парень, у которого не было переднего зуба. Из-за того, что у него не было одного переднего зуба, в месте с мягкими стенками на меня летела слюна. Я подумал: «Это действительно странно».
SL: Это был момент, когда вы подумали: «Я собираюсь построить свою собственную ракету».
EM: Ага. Когда я вернулся из того третьего путешествия, я понял, что настоящая проблема, причина, по которой мы не продвинулись в космосе, заключается в том, что стоимость космических перевозок стала недоступной. Делать все меньше и меньше в космосе становится все дороже и дороже. Нам очень нужно совершенствовать технологии космических перевозок. Вот почему я основал SpaceX.
Может показаться странным, что я запускал SpaceX с ожиданием неудачи, но имейте в виду, что моей первоначальной задачей было выполнение благотворительной миссии с нулевым шансом на успех с финансовой точки зрения. Фактически это было бы пожертвованием на общее дело. Все, что лучше, чем это, является победой.
SL: Я знаю, что люди думают о вас как о человеке, добившемся больших успехов, но перед недавним запуском у вас было несколько неудач в SpaceX. Не могли бы вы немного рассказать нам о том, каково это — вкладывать столько труда во что-то и делать то, что на самом деле никто другой не делает?
По крайней мере, попробовать что-то и вложить в это столько собственных денег, что приходится занимать деньги у друзей, чтобы платить за аренду, и есть запуски, и это не удается?
EM: Это супер отстой. Я должен сказать тебе. В частности, 2008 год был ужасным, потому что у нас случился третий подряд неудачный запуск нашего корабля Falcon 1 в SpaceX. Раунд финансирования Tesla, который мы привлекали, провалился, потому что экономика входила в штопор.
Довольно сложно собрать деньги для начинающей автомобильной компании в конце 2008 года, когда GM и Chrysler заняты банкротством. Это было тяжело. Затем SolarCity пришлось иметь дело с Morgan Stanley. Morgan Stanley пришлось отказаться от сделки, потому что у них самих заканчивались деньги.
Казалось, все три компании умирают, и я тоже переживал развод. Это определенно была низкая точка. К счастью, четвертый запуск удался.
SL: Сейчас 2008 год, вы переживаете развод, о котором некоторые — позаимствовав ваше слово — блоггеры-придурки пишут, чтобы сделать его еще хуже.
EM: Да, это правда. Вдобавок ко всему, что происходило, обо мне постоянно писали в прессе.
SL: Почему вы продолжаете работать со всеми тремя? Я чувствую, что даже многие великие предприниматели в такой ситуации сказали бы: «Я уже потратил все, что у меня есть, на эти компании, и я должен выбрать одну». но ты этого не сделал. Ты продолжал делать все три. Почему?
EM: Это был очень трудный звонок. В конце 2008 года это был, наверное, один из самых сложных звонков, которые мне приходилось делать, потому что я мог зарезервировать капитал либо для одной компании, либо для другой. К счастью, SolarCity не требовалось много капитала, так что они были в порядке, но между SpaceX и Tesla это похоже на то, что если у вас двое детей, что вы будете делать?
Вы тратите все свои деньги, чтобы максимизировать успех одного, или вы пытаетесь сохранить жизнь обоим? К счастью, это сработало.
SL: Вам также пришлось уйти с поста генерального директора Tesla.
EM: Ага. Моей целью никогда не было стать генеральным директором Tesla с самого начала. У меня был интерес к электромобилям еще 20 лет назад, когда я учился в колледже. На самом деле, я говорил со своими свиданиями об электромобилях. Вероятно, это не лучшая стратегия.
У меня был давний интерес к электромобилям, но поскольку я работал в SpaceX, я знал, что если я попытаюсь создать компанию по производству электромобилей и управлять ею, мне будет очень больно управлять двумя компании. Я действительно изо всех сил старался не быть генеральным директором Tesla.
В любой момент с первого дня я мог бы стать генеральным директором, потому что у меня был контрольный пакет акций компании, но я очень старался этого не делать. В конце концов — это было в конце 2008 года — мне пришлось передать Тесле весь свой резервный капитал, который не был выделен SpaceX. Я чувствовал, что должен управлять кораблем напрямую. Это было действительно не весело, как супер не весело.
SL: Я помню, когда мы разговаривали, тогда вы сказали, что это «не на уровне веселья», когда вы управляете этими двумя компаниями.
EM: Нет, определенно стало намного лучше. Со SpaceX, поскольку у нас уже было пять успешных запусков подряд, и мы смогли состыковаться с космической станцией. С Tesla мы смогли привлечь достаточно капитала, чтобы компания смогла производить Model S и проводить IPO.
У меня гораздо более сильная команда, много дополнительных сил, обе компании. Я могу перейти от того, что почти каждый час бодрствования провожу в компаниях, до 9 часов.0 процентов.
На самом деле большая разница.
SL: Можем ли мы немного поговорить о — по компаниям — о вашем опыте работы с венчурными капиталистами? Это было довольно разнообразно, верно?
EM: Да.
SL: У вас был хороший опыт, и у вас был не очень хороший опыт, справедливо ли это ?
EM: У меня был широкий ассортимент, да.
СЛ: Что бы вы посоветовали предпринимателям, чтобы они не пережили то, что вы сделали, и плохой опыт? Можете ли вы рассказать нам о плохом опыте?
EM: Важно одно: если у вас есть выбор между более низкой оценкой того, кто вам действительно нравится, или более высокой оценкой того, к кому у вас есть вопросительный знак, выберите более низкую оценку.
Лучше иметь более качественного венчурного капиталиста, с которым, по вашему мнению, было бы здорово работать, чем получить более высокую оценку от кого-то, у кого есть даже вопросительный знак, правда. Я думаю, это важно. Это как выйти замуж. Не знаю, может быть, я не был так хорош в этом.
SL: Вы сделали это неправильно? Вы максимизировали стоимость?
EM: Я полагаю, в случае с Tesla Series C. В какой-то момент, я думаю, я расскажу всю историю, но…
SL: Не сегодня?
EM: Но не сегодня.
SL: Они ждали час.
EM: Верно, я знаю. Расскажу часть истории. Было несколько конкурирующих предложений, но было два конкурирующих предложения. Один был от Kleiner Perkins, другой от VantagePoint. Кляйнер предложил 50 с предоплатой в 50 миллионов долларов, VantagePoint предложил 70. На самом деле я сказал Джону Доерру, что если Джон войдет в совет директоров, мы сделаем это по 50.
Джон чувствовал, что у него слишком много обязательств, и что в Kleiner был еще один партнер, который действительно хотел заключить сделку, и поэтому он не мог заменить этого человека. Я думал, что со мной все будет в порядке, если к нам присоединится Джон Дорр… разница в 40 процентов.
Разница довольно существенная. Я подумал, что если Джон захочет присоединиться к правлению, мы сможем это сделать, но не в том случае, если это будет кто-то другой. Да, наверное, это была ошибка.
СЛ: Затем они сделали Fisker, что…
EM: И это была их ошибка.
Твиттер возьмет интервью у Илона Маска, известного своими воинственными показаниями Inc (TWTR.N), как ожидается, возьмет интервью у генерального директора Tesla Inc (TSLA.O) о его внезапном решении в июле отказаться от своей сделки на 44 миллиарда долларов для компании, занимающейся социальными сетями.
Давая показания в прошлых судебных баталиях, самый богатый человек в мире назвал адвокатов противной стороны «предосудительными», поставил под сомнение их счастье и обвинил их в «вымогательстве». Он спросил одного адвоката, не работает ли тот на непредвиденные обстоятельства, потому что клиент адвоката якобы просрочил выплату алиментов.
«Так что, вероятно, вы на непредвиденных обстоятельствах или вы берете деньги этого ребенка. Что именно?» Согласно стенограмме показаний 2020 года, Маск обратился к адвокату за информатором по делу против Tesla.
Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com
Интервью с высокими ставками в Твиттере закрыто для публики. В судебном иске на прошлой неделе говорилось, что показания Маска должны были начаться в понедельник и, если потребуется, продлиться до среды. Источники, знакомые с показаниями, заявили, что Маска не допрашивали в понедельник, и они не знали, в какой день оно начнется, и не назвали причину задержки.
Адвокаты Маска захотят, чтобы он сосредоточился на ответах на вопросы, но это может быть проблемой с таким умным и самоуверенным свидетелем, сказал Джеймс Морш, корпоративный юрист, который не участвует в судебном разбирательстве.
«Я бы сравнил это с попыткой удержать тигра за хвост, — сказал Морш.
В показаниях в 2019 году в судебном процессе по поглощению Tesla производителя солнечных панелей SolarCity Маск пять раз отказывался отвечать на один из первоначальных вопросов из-за того, как он был сформулирован, как показывает стенограмма.
«Мы можем смотреть друг на друга, пока вы не перефразируете это», — сказал Маск противному адвокату Рэндаллу Бэрону, согласно стенограмме.
«Думаю, мы просто отменим эти показания», — ответил Барон. Бэрон предположил, что он потребует от судьи приказа, предписывающего Маску отвечать на вопросы, которые, казалось, сдвинули дело с мертвой точки.
Твиттер отказался от комментариев, а юридическая команда Маска не сразу ответила на запрос о комментариях.
Ожидается, что адвокаты Twitter попытаются использовать интервью, чтобы показать, что Маск отказался от сделки из-за падения финансовых рынков, а не потому, что компания ввела его в заблуждение относительно реального количества пользователей или скрыла бреши в безопасности, как он утверждал.
Маск хочет, чтобы судья разрешил ему уйти без штрафа, а Twitter хочет, чтобы ему выдали приказ о покупке компании по цене 54,20 доллара за акцию. Акции Twitter в пятницу выросли на 0,4% до 41,58 доллара.
Пятидневное испытание должно начаться 17 октября в Уилмингтоне, штат Делавэр.
По делу запланированы десятки показаний, в том числе генерального директора Twitter Парага Агравала, поскольку каждая сторона допрашивает свидетелей и собирает доказательства для обоснования своей позиции.
Профиль Элона Маска в Твиттере виден на смартфоне, размещенном на печатных логотипах Твиттера, на этой иллюстрации, сделанной 28 апреля 2022 года. REUTERS/Dado Ruvic/Illustration
Агравал должен был ответить на вопросы юристов Маска в юридической фирме в Сан-Франциско, начиная с 9утра по местному времени в понедельник, согласно заявлению суда, хотя источники сообщили, что показания также были отложены и не назвали причину.
Соучредитель и бывший генеральный директор Twitter Джек Дорси должен был быть смещен на прошлой неделе.
Маск время от времени демонстрировал в своих показаниях обаяние и остроумие, которые он раскрывает в Твиттере, где он создал культовую аудиторию.
Атмосфера показаний в Твиттере может быть особенно напряженной. В его юридическую группу входят фирма Wachtell, Lipton, Rosen & Katz, а главный юрист по этому делу Билл Сэвитт первоначально представлял Маска и Tesla в сделке SolarCity, хотя и не во время расследования и показаний в судебном процессе.
Компания Savitt не ответила на запрос о комментариях.
Твиттер также представлен Wilson Sonsini Goodrich & Rosati.
В трех показаниях, рассмотренных Рейтер, постоянно присутствует неприязнь Маска к адвокатам, представляющим противоположную сторону, которых он обвиняет в «обмане» и преследовании его только из-за денег.
«Вчера я слышал, что 3% экономики США приходится на юридические услуги. Это один из самых печальных фактов, которые я слышал за долгое время», — сказал Маск Барону, адвокату, давшему показания SolarCity.
Показания в судебном процессе с разоблачителем Tesla Мартином Триппом, обвинившим компанию в растрате сырья, начались с того, что Маска спросили, понимает ли он клятву, которую дал правдиво.
«Это звучит как какой-то юридический, семантический аргумент. Что такое вся правда?» — спросил Маск, согласно стенограмме. «Вы говорите: «Это дерево? Что это за дерево? Это дерево с большим количеством листьев?» Или… если ты говоришь, что дерево — это вся правда? Нет, конечно, нет.
Адвокат Триппа напомнил Маску, что судья предупредил, что он будет наблюдать за показаниями лично, если на вопросы не будут даны правильные ответы.
«Вы намерены подчиниться предостережению судьи?» — спросил адвокат Уильям Фишбах.