Как космонавт возвращается с орбиты на землю? Как ракета приземляется на землю


Как космонавт возвращается с орбиты на землю? - Земля и Вселенная - За пределами школы - Детям

Сложен и небезопасен подъем в космическое пространство, но, пожалуй, не меньше трудностей таит возвращение на Землю. Все следящие за полетом желают космонавтам мягкой посадки. “Мягкой” — это значит, что спускаемый аппарат космического корабля должен приземлиться со скоростью не более 2 м/с. Только тогда конструкция аппарата, приборы в нем, а главное, члены экипажа не испытывают резкого жесткого удара.

Для этого нужно аппарат затормозить — отобрать всю энергию. Как это сделать без вреда для самого аппарата? К.Э.Циолковский, думая над этим вопросом, решил использовать возможность торможения космического корабля воздушной оболочкой Земли. Двигаясь со скоростью 8 км/с, космический корабль не падает на Землю. Первая стадия спуска — включение на короткое время тормозного двигателя. Скорость уменьшается на 0,2 км/с и сразу начинается спуск.

Первым делом необходимо отстыковать орбитальный отсек и тормозную двигательную установку. И сделать это очень быстро. Еще до входа в плотные слои атмосферы нужно повернуть спускаемый аппарат так, чтобы он вошел в воздушный океан под строго определенным углом. Траектория спуска должна быть такой, чтобы члены экипажа испытали тяжесть, превышающую массу их собственного тела в 4 раза. Нельзя ли выбрать более пологую траекторию, чтобы лерегрузка была меньше? Оказывается, нет.

Так как помимо перегрузки еще большую опасность для корабля и космонавтов представляет перегрев при торможении аппарата атмосферой. Крутой спуск приводит к большему перегреву оболочки, но зато сокращает время полета: аппарат достигнет Земли раньше, чем испепеляющий жар проникнет внутрь него. Стенки корпуса спускаемого аппарата делают из легкого алюминиевого сплава, снаружи покрывают защитной оболочкой с высокой механической прочностью и теплоизоляцией из полимерного материала. Сильный нагрев приводит к медленному испарению материала. Встречный поток воздуха как бы согревает постепенно слой теплозащиты. Температура на поверхности аппарата близка к 300°С.

При спуске космонавты через иллюминатор видят бушующее море огня, надежно укрощенное теплозащитой. По мере вхождения во все более плотные слои атмосферы скорость аппарата падает. Когда она снизится до 250 м/с, включается парашютная система из двух основных и одного вспомогательного парашютов. Один из основных парашютов называется тормозным, он выбрасывается с помощью малого взрыва — пиропатрона. Второй основной больше первого, он обеспечивает плавность посадки. Для мягкого приземления используют еще одно средство: двигательную установку мягкой посадки, она создает противотягу и аппарат приземляется с необходимой скоростью — не более 2 м/с.

Охотники за кометами (I)

Великий астроном Кеплер считал, что комет так же много, как рыб в воде. Не станем оспаривать этот тезис. Ведь есть же далеко за пределами нашей Солнечной системы кометное облако Оорта, где «хвостатые звезды» собрались в «косяк». Согласно одной из гипотез, оттуда они иногда «заплывают» в наши края и мы можем их наблюдать на небосводе. Как…

Самый величественный каньон мира

По территории нескодьких американских штатов — Юта, Аризона, Невада и Калифорния — течет река Колорадо. Она уникальна тем, что движется по дну созданного ею самой несколько миллионов лет назад гигантского каньона, равного которому нет на всей планете. Наиболее яркое представление о грандиозности этого чуда природы можно получить во время полета по туристскому маршруту из аэропорта…

Мир и пространство

Мир, в котором мы живем, огромен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Если представить себе ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами энергии, то можно легко вообразить, что ты летишь в любой конец Вселенной, к какой-то самой далекой звезде. И что же дальше? А дальше — такое же беспредельное пространство. Астрономия — наука об…

Как на небе появился рак?

Созвездие Рака — одно из самых малозаметных зодиакальных созвездий. История его очень интересна. Существует несколько довольно экзотических объяснений происхождения названия этого созвездия. Так, например, всерьез утверждалось, что египтяне поместили в эту область неба Рака как символ разрушения и смерти, потому что это животное питается падалью. Рак движется хвостом вперед. Около двух тысяч лет назад в…

Почему происходят затмения Солнца?

Нам часто приходится наблюдать, как в ясный солнечный день тень от облака, подгоняемого ветром, пробегает по Земле и достигает того места, где мы находимся. Облако скрывает Солнце. Во время солнечного затмения Луна проходит между Землей и Солнцем и скрывает его от нас. Наша планета Земля вращается в течение суток вокруг своей оси, одновременно движется вокруг…

Планета Сатурн

Долгое время, почти до конца XVIII века, Сатурн считался последней планетой Солнечной системы. От других планет Сатурн отличается ярким кольцом, открытым в 1655 году нидерландским физиком Х.Гюйгенсом. В небольшой телескоп видны два кольца, разделенные темной щелью. На самом деле колец семь. Все они вращаются вокруг планеты. Ученые доказали путем расчетов, что кольца не сплошные, а…

Какая звезда самая яркая?

Всего на небе находится 20 наиболее ярких звезд. Несколько особенно ярких звезд по своему блеску превышают блеск звезд 1-й звездной величины. Для этих звезд пришлось ввести отрицательные звездные величины. Для точного обозначения яркости звезд приходится прибегать к дробям. Самая яркая звезда северного полушария неба — Бега — имеет блеск 0,1 звездной величины, а самая яркая…

Особенности профессии космонавта

Начало новой профессии на Земле было полажено полетом первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. Космонавтика развивается стремительно. Если в первые два десятилетия космической эры на орбитах побывало около ста человек, то на рубеже грядущего века “населеннее космоса, возможно, будет насчитывать уже тысячи косможителей и профессия космонавта станет массовой. Мы уже привыкли к космическим стартам, можем смотреть их…

Что такое атмосфера?

Воздушной “шубой” нашей Земли называют атмосферу. Без нее жизнь на Земле невозможна. На тех планетах, где нет атмосферы, нет жизни. Атмосфера защищает планету от переохлаждения и перегрева. Бесит она 5 миллионов миллиардов тонн. Ее кислородом мы дышим, углекислый газ поглощают растения. “Шуба” оберегает все живые существа от губительного града космических осколков, которые сгорают на пути…

Как образовались и действуют вулканы?

Земная кора — внешний слой Земного шара, та поверхность, на которой мы живем, — состоит примерно из 20 больших и малых плит, которые называются тектоническими. Плиты имеют толщину от 60 до 100 километров и как бы плавают на поверхности вязкого, пастообразного расплавленного вещества, которое называется магма. Слово “магма” и переводится с греческого как “тесто” или…

www.poznovatelno.ru

Как и почему приземляются ракеты — Будущее уже наступило…

Некоторые из вас следили за прошлой попыткой вертикальной посадки первой ступени нашей ракеты Falcon9 обратно на землю. Была попытка в январе и следующая за ней в апреле. Эти попытки двигали нас вперед к нашей цели, сделать быструю и полностью многоразовую ракетную систему, которая существенно снизит цену космических транспортировок. Стоимость одного пассажирского самолета примерна равна стоимости одной нашей ракеты Falcon 9, но авиакомпании не утилизируют самолет после одного полета из Лос Анджелеса до Нью Йорка. Что касается космических путешествий, тут ракеты летают лишь один раз, даже если сама ракета является самой дорогой в общей стоимости запуска. Спэйс Шаттл был номинально многоразовым, но у него был огромный топливный бак, выбрасываемый после каждого запуска. И его боковые ускорители приводнялись на парашютах в соленую воду, которая коррозией разрушала их каждый раз. Приходилось начинать долгий процесс восстановления и переработки. Что если мы бы смогли смягчить эти факторы сажая ракету мягко и точно прямо на землю? Время восстановления и стоимость были бы значительно снижены. Исторически сложилось так, что большинству ракет нужно было использовать весь доступный запас топлива для доставки полезной нагрузки в космос. Ракеты SpaceX с самого начала были спроектированы с задумкой о многоразовом использовании. Они имеют достаточно топлива для доставки космического корабля Dragon до космической станции и для возвращения первой ступени на Землю. Лишний запас топлива нужен для нескольких дополнительных включений двигателя, для торможения ракеты, и, в конечном итоге, для посадки первой ступени . В дополнение к увеличенному запасу топлива мы добавили несколько важных особенностей для многоразового использования первой ступени нашей Falcon 9. У ракеты есть небольшие складные термостойкие решетчатые рули-стабилизаторы называемые «Grid Fins», необходимые для управления первой ступенью во время падения через всю земную атмосферу, начиная с верхней границы. Двигатели ориентации на спрессованом газе, расположенные на верхушке первой ступени используются для разворота ракеты на 180 градусов перед началом путешествия обратно на землю. А так же прочные, но легкие посадочные стойки из углеволокна, которые раскрываются прямо перед приземлением. Все эти системы, построенные и запрограммированные человеком, работают в полностью автоматическом режиме с момента запуска ракеты. Они реагируют и подстраиваются под ситуацию, основываясь на данных, получаемых самой ракетой в реальном времени.

Итак, что мы уяснили из прошлых попыток посадки первой ступени?

Первая попытка посадки на автоматизированную плавучую платформу посреди атлантического океана была в январе, когда мы были уже близки к цели, у первой ступени преждевременно кончился запас гидравлической жидкости используемой для управления небольшими крыльями-стабилизаторами, помогающими контролировать спуск ракеты. Сейчас мы оснащаем ракету намного большим запасом этой критически важной гидравлической жидкости. Наша вторая попытка была в апреле, и мы опять подошли очень близко к цели. В полном видео посадки вы могли увидеть, как ступень падает в атмосфере со скоростью большей, чем скорость звука, на протяжении всего пути, вплоть до посадки. Этот контролируемый спуск был полностью успешным, но примерно за 10 секунд до посадки, клапан, контролирующий тягу ракетного двигателя, временно перестал реагировать на команды с требуемой скоростью. В результате он сбросил мощность на несколько секунд позже поступления команды. Для ракеты весом в 30 тонн и скоростью близкой к 320 км/ч пара секунд -это действительно значимый отрезок времени. С мощностью на уровне почти максимальном двигатель проработал дольше, чем должен был, из-за этого машина потеряла контроль и не смогла выровняться к моменту посадки, в результате чего и перевернулась. Несмотря на опрокидывание на последних секундах, эта попытка посадки прошла в значительной степени так, как и планировалось. Сразу после разделения ступеней, когда вторая ступень оставляет первую позади и мчится дальше, доставляя Dragon на орбиту, двигатели ориентации сработали правильно, развернули первую ступень для возвращения обратно. Затем три двигателя зажглись для тормозного маневра, замедлившего ракету и направившего ее в направлении места посадки. Затем двигатели включились вновь для замедления перед вхождением в земную атмосферу, и решетки-стабилизаторы (в этот раз с достаточным запасом гидравлической жидкости) были выпущены для управления используя сопротивление атмосферы. Для объекта, летящего со скоростью в 4 Маха, земная атмосфера будет восприниматься как полет через сгущенку. Решетчатые стабилизаторы имеют важное значение для точной посадки. Был произведен финальный запуск двигателей и все системы вместе — двигатели ориентации и решетки-стабилизаторы управляли движением ракеты, сохраняя траекторию в пределах 15 метров от запланированной, в течении всего времени. Стойки аппарата были выпущены прямо перед тем, как ракета достигнула плавучей платформы “Just Read the Instructions” на которую ступень приземлилась в пределах 10 метрах от центра, хотя и было сложно оставаться в вертикальном положении. Послеполетный анализ подтвердил, что клапан тяги был единственной причиной этой жесткой посадки. Команда сделала поправки для предотвращения и возможности быстро исправить подобные проблемы во время следующей попытки, при запуске нашего восьмого Falcon 9 с миссией по доставке припасов на космическую станцию кораблем Dragon, намеченную на это воскресенье. Даже учитывая все, что мы узнали, шансы на успешную третью попытку посадки на автоматизированную плавучую платформу (новую с названием “Конечно, я все еще люблю тебя”) остаются неопределенными. Но следите за новостями в это воскресенье. Мы попробуем стать на один шаг ближе на пути к быстрым полностью многоразовым ракетам.

От редакции: есть мнение, что статью написал сам Илон Маск, ибо в оригинале в ней присутствуют речевые обороты, характерные для него

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

elonmusk.su

Как садится космический корабль, спускаясь с орбиты и насколько точно он может приземляться.: photo_vlad

Этапы и технология спуска космического корабля "Союз"с МКС на Землю

2.50: "Спуск СА с высот от 90-до 40 км обнаруживается и сопровождается радиолокационными станциями".

Запомните эти данные по радиолокации.

Мы вернёмся к ним, когда будем обсуждать, чем и как мог следить за "Аполлонами" СССР 50 лет назад и почему он этого так и не сделал.

Живое видео 

Включите титры на русском языке.

Пилотируемая посадка космического аппарата

Введение

Сразу стоит оговориться, что организация пилотируемого полета довольно сильно отличается от беспилотных миссий, но в любом случае все работы по проведению динамических операций в космосе можно разделить на два этапа: проектный и оперативный, только в случае пилотируемых миссий эти этапы, как правило, занимают значительно больше времени. В этой статье рассматривается в основном оперативную часть, так как работы по баллистическому проектированию спуска ведутся непрерывно и включают в себя различные исследования по оптимизации всевозможных факторов, влияющих на безопасность и комфорт экипажа при посадке. 

За 40 суток

Проводятся первые прикидочные расчеты спуска с целью определения районов посадки. Зачем это делается? В настоящее время штатный управляемый спуск российских кораблей может производиться только в 13 фиксированных районов посадки, расположенных в Республике Казахстан. Этот факт накладывает массу ограничений, связанных в первую очередь с необходимостью предварительного согласования с нашими иностранными партнерами всех динамических операций. Основные сложности возникают при посадке осенью и весной – это связано с сельскохозяйственными работами в районах посадки. Этот факт необходимо учитывать, ведь кроме обеспечения безопасности экипажа, необходимо также обеспечивать безопасность местного населения и поисково-спасательной службы (ПСС). Помимо штатных районов посадки, существуют еще области посадки при срыве на баллистический спуск, которые также должны быть пригодны для приземления.

За 10 суток

Уточняются предварительные расчеты по траекториям спуска с учетом последних данных о текущей орбите МКС и характеристиках пристыкованного корабля. Дело в том, что с момента старта до спуска проходит достаточно большой промежуток времени, и массо-центровочные характеристики аппарата меняются, кроме того, большой вклад вносит тот факт, что вместе с космонавтами на Землю возвращаются полезные грузы со станции, которые могут существенно изменить положение центра масс спускаемого аппарата. Тут необходимо пояснить, почему это важно: форма космического корабля «Союз» — напоминает фару, т.е. никаких аэродинамических органов управления у него нет, но для получения необходимой точности посадки необходимо осуществлять управление траекторией в атмосфере. Для этого в «Союзе» предусмотрена газодинамическая система управления, но она не способна компенсировать все отклонения от номинальной траектории, поэтому в конструкцию аппарата искусственно добавляется лишний балансировочный груз, цель которого сместить центр давления из центра масс, что позволит управлять траекторией спуска, переворачиваясь по крену. Уточненные данные по основной и резервной схемам отправляются в ПСС. По этим данным производится облет всех расчетных точек и выносится заключение о возможности приземления в эти районы.

За 1 сутки

Окончательно уточняется траектория спуска с учетом последних измерений положения МКС, а также прогноза ветровой обстановки в основном и резервных районах посадки. Это необходимо делать из-за того что на высоте порядка 10км раскрывается парашютная система. К этому моменту времени система управления спуском уже сделала свою работу и никак скорректировать траекторию не может. По-сути, на аппарат действует только ветровой снос, который нельзя не учитывать. На рисунке ниже показан один из вариантов моделирования ветрового сноса. Как видно после ввода парашюта траектория сильно меняется. Ветровой снос иногда может составлять до 80% от допустимого радиуса круга рассеивания, поэтому точность метеопрогноза очень важна.

В сутки спуска:В обеспечении спуска космического аппарата на землю кроме баллистической и поисково-спасательной службы участвует еще много подразделений таких как:

  • служба управления транспортными кораблями;
  • служба управления МКС;
  • служба, отвечающая за здоровье экипажа;
  • телеметрическая и командная службы и др.

Только после доклада о готовности всех служб, руководителями полета может быть принято решение о проведении спуска по намеченной программе.После этого происходит закрытие переходного люка и расстыковка корабля от станции. За проведение расстыковки отвечает отдельная служба. Тут необходимо заранее рассчитать направление расстыковки, а также импульс, который необходимо приложить к аппарату, чтобы не допустить столкновение со станцией. 

При расчете траектории спуска схема расстыковки также учитывается. После расстыковки корабля еще есть некоторое время до включения тормозного двигателя. В это время происходит проверка всего оборудования, проводятся траекторные измерения, и уточняется точка посадки. Это последний момент, когда еще что-то можно уточнить. Затем включается тормозной двигатель. Это один из самых важных этапов спуска, поэтому он контролируется постоянно. Такие меры необходимы для того, чтобы в случае нештатной ситуации понять по какому сценарию идти дальше. При штатной отработке импульса через некоторое время происходит разделение отсеков корабля (спускаемый аппарат отделяется от бытового и приборно-агрегатного отсеков, которые затем сгорают в атмосфере). 

Если при входе в атмосферу система управления спуском решает, что она не в состоянии обеспечить приземление спускаемого аппарата в точке с требуемыми координатами, то корабль «срывается» в баллистический спуск. Так как это все происходит уже в плазме (нет радиосвязи), то установить по какой траектории движется аппарат можно только после возобновления радиосвязи. Если произошел срыв на баллистический спуск, необходимо быстро уточнить предполагаемую точку посадки и передать ее поисково-спасательной службе. В случае же штатного управляемого спуска корабль еще в полете начинают «вести» специалисты ПСС и мы можем увидеть в прямом эфире спуск аппарата на парашюте и даже, если повезет, работу двигателей мягкой посадки (как на рисунке).

После этого уже можно всех поздравлять, кричать ура, открывать шампанское, обниматься и т.д. Официально баллистическая работа завершается только после получения GPS координат точки посадки. Это нужно для послеполетной оценки промаха, по которому можно оценить качество нашей работы.Фотографии взяты с сайта: www.mcc.rsa.ru

Источник

Точность посадки космического корабля

Сверхточные посадки или "утраченные технологии" НАСА

chispa1707 2 июля, 2016 

Оригинал взят у bioplant в Бои за историю космоса продолжаются, или разоблачение зелёного кота

В дополнение к  http://bioplant.livejournal.com/292264.html

Оригинал взят у apxiv в Бои за историю космоса продолжаются

В который уже раз повторяю, что прежде чем вольно рассуждать о глубочайшей древности, где 100500 воинов невозбранно совершали лихие марш-броски по произвольно взятой местности, полезно потренироваться "на кошках" ©"Операция Ы", например на событиях всего лишь полувековой давности - "полетах американцев на Луну".

Защитнички НАСА что-то густо пошли. И месяца не прошло с форума "Ученые против мифов", как весьма раскрученный блогер Зеленыйкот, оказавшийся на деле рыжим, выступил на тему Мифы о высадке на Луне:

"Пригласили на GeekPicnic рассказать о космических мифах. Разумеется я взял самый ходовой и популярный: миф о лунном заговоре. За час подробно разобрали наиболее часто встречающиеся заблуждения и самые распространенные вопросы: почему не видно звезд, почему развевается флаг, где скрывается лунный грунт, как смогли потерять пленки с записью первой высадки, почему не делают ракетные двигатели F1 и другие вопросы." via

Написал ему свой комментарий 2 июл, 2016 02:16 (местное):

"Мелко, Хоботов!В топку опровержения "флаг дрыгается - нет звезд - фотки подделаны"!Лучше объясните только одно: как американцы "при возвращении с Луны" со второй космической скорости совершали посадку с точностью +-5 км, недостижимой до сих пор даже с первой космической скорости, с околоземной орбиты?Опять "утраченные технологии НАСА"? Б-г-г"Ответа пока не получил, да и сомневаюсь что будет что-то вменяемое, это же не хиханьки-хаханьки о флаге и космической форточке.

Поясняю в чем засада. А.И. Попов в статье "Сверхточное приводнение «Аполлонов» - ещё одно звено лунного блефа" пишет: "По данным НАСА [2],  «лунные» «Аполлоны» №№ 8,10-17 приводнились с отклонениями от расчётных точек в 2,5;  2,4;  3;  3,6;  1,8;  1;  1,8;  5,4; и 1,8 км соответственно; в среднем ± 2 км. То есть круг попадания для «Аполлонов» был якобы исключительно мал – 4 км в диаметре.

Наши проверенные «Союзы» даже сейчас, 40 лет спустя совершают посадку раз в десять менее точно илл.1), хотя траектории спуска «Аполлонов» и «Союзов» по своей физической сути одинаковы.":

подробнее см. в Неепическая космическая целкость США:

"...современная точность приземления "Союза" обеспечивается за счёт предусмотренного в 1999 году при проектировании усовершенствованного «Союза - ТМС» снижения высоты ввода в действие парашютных систем для повышения точности приземления (15–20 км по радиусу круга суммарного разброса точек посадки). via

  С конца 1960-х и до 21 века точность посадки "Союзов" при нормальном, штатном спуске была в пределах ± 50-60 км от расчетной точки как это и предусматривалось в 1960-х. via

 Естественно, бывали и нештатные ситуации, например в 1969 году приземление "Союза-5" с Борисом Волыновым на борту произошло с недолетом до расчетной точки на 600 км.

  До "Союзов", в эпоху "Востоков" и "Восходов" отклонения от расчетной точки бывали и покруче.

 Апрель 1961 г Восток-1 Ю. Гагарин совершает 1 виток вокруг Земли. Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1800 км западнее, в Саратовской области.

 Март 1965 г. Восход-2 П.Беляев, А. Леонов 1 день 2 часа 2 мин первый мире выход человека в открытый космос автоматика отказала, Посадка произошла в заснеженной тайге в 200 км от Перми, далеко от населённых пунктов. Космонавты пробыли двое суток в тайге, пока их не обнаружили спасатели («На третьи сутки нас оттуда вытащили.»). Это произошло из-за того, что вертолёт не мог приземлиться поблизости. Место посадки для вертолёта было оборудовано на следующий день в 9 км от места, где приземлились космонавты. Ночёвка осуществлялась в построенном на месте посадки бревенчатом доме. Космонавты и спасатели добирались до вертолёта на лыжах"

Но как говорят в рекламах, это еще не все.

Прямой спуск как у "Союзов" был бы из-за перегрузок несовместим с жизнью космонавтов "Аполлона" ведь они должны были бы погасить вторую космическую скорость, а более безопасный спуск по двухнырковой схеме дает разброс по точке посадки в сотни и даже тысячи километров:

То есть, если бы "Аполлоны" приводнялись с нереальной даже по сегодняшним меркам точностью по прямой однонырковой схеме, то космонавты должны были либо сгореть из-за отсутствия качественной абляционной защиты, либо умереть/получить тяжелые травмы от перегрузок.

Но многочисленная теле- кино- и фотосъемка неизменно фиксировала что будто бы спустившиеся со второй космической скорости астронавты в "Аполлонах" не просто живы, а очень даже веселенькие живчики.

И это при всем при том, что американцы в то же самое время не могли нормально запустить даже обезьянку даже на низкую околоземную орбиту см. Реалии космонавтики США 1960-х гг. с живыми пассажирами.

Рыжий Зеленыйкот Виталий Егоров, столь рьяно защищающий миф "американцы на Луне" - платный пропагандист, специалист по связям с общественностью частной космической компании “Даурия Аэроспейс”, которая окопалась в Технопарке «Сколково» в Москве и фактически существует на американские деньги (выделено мною):

"Компания основана в 2011 году. Лицензия Роскосмоса на осуществление космической деятельности получена в 2012 году. До 2014 года имела подразделения в Германии и США. В начале 2015 года производственная деятельность была практически свернута везде кроме России. Компания занимается созданием небольших космических аппаратов (спутников) и продажей комплектующих для них. Также Dauria Aerospace привлекла инвестиции 20 миллионов долларов от венчурного фонда I2bf в 2013 году.  Два своих спутника компания продала американской Aquila Space в конце 2015 года, тем самым получив первый доход от своей деятельности." via

Рекомендуется посмотреть интервью В.Егорова (Zelenyikot Зеленыйкот) порталу Большой форум, окуда привожу только один фрагмент мнения о нем Юрия Елхова, кинорежиссера, кинооператора, кинопродюсера:

"В одной из своих очередных «лекций» Егоров высокомерно бравировал, улыбаясь своей дежурной обворожительной улыбкой, тем, что американский фонд «I2BF Holdings Ltd. Цель I2BF-RNC Strategic Resources Fund» под патронажем НАСА вложил в компанию «ДАУРИЯ АЭРОСПЕЙС» 35 миллионов долларов.

  Выходит, что господин Егоров не просто субъект Российской Федерации, а полноценный иностранный резидент, деятельность которого финансируется из американских фондов, с чем я и поздравляю всех добровольных российских спонсоров краудфандинга «БУМСТАРТЕР», вложивших свои кровные денежки в проект иностранной компании, который носит вполне определенный идеологический характер."

Источник

Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html

Добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления. Всем взаимофренд

photo-vlad.livejournal.com

Давайте посмотрим, как в действительности возвращаются космические корабли

Электронно-вычислительные машины Центра управления и бортовая ЭВМ выдали все необходимые данные для ориентации спускаемого аппарата. Поочередно включаются и выключаются ракетные движки ориентации. Спускаемый аппарат разворачивается под нужным углом к горизонту. Теперь сопло тормозного двигателя смотрит в направлении полета. Внизу появляется Африка. Пора. В заранее рассчитанный на ЭВМ момент с точностью до долей секунды включается тормозной двигатель. Мощность этого двигателя мала, и работает он всего лишь десятки секунд. В результате его работы спускаемый аппарат замедляется примерно на 200 м/сек. Это очень незначительное уменьшение, но этого достаточно — ведь скорость стала уже меньше первой космической и под действием силы притяжения спускаемый аппарат начинает сходить с орбиты и постепенно приближаться к Земле. Сначала он движется в очень разреженной атмосфере — плотность воздуха здесь в миллиард (!) раз меньше, чем у поверхности Земли. И только поэтому спутники и орбитальные станции могут летать здесь достаточно долго. Если бы мы запустили спутник на орбиту с высотой 100 километров, то он не сделал бы даже одного оборота вокруг Земли, хотя здесь плотность воздуха в миллион раз меньше, чем у поверхности Земли. Для того чтобы летать вокруг Земли на этих высотах, нужно время от времени включать двигатель.

Итак, спускаемый аппарат, снижаясь под действием силы притяжения Земли, постепенно входит во все более плотные слои атмосферы. Чем ниже, тем больше сопротивление воздуха, тем сильнее тормозит он спускаемый аппарат, тем меньше становится скорость, тем круче становится траектория его снижения.

Однако что значит «тем меньше становится скорость»? Это ведь означает, что уменьшается кинетическая энергия аппарата. А мы знаем, что энергия не исчезает и не появляется — она лишь может переходить из одного вида в другой. В данном случае кинетическая энергия спускаемого аппарата переходит в тепловую, то есть расходуется на нагрев встречного воздуха и самого спускаемого аппарата.

Как происходит передача и превращение энергии, мы здесь рассматривать не будем. Сейчас для нас важно, что эта кинетическая энергия огромна — такая же, как у тяжелогруженого железнодорожного состава, мчащегося со скоростью 100 км/час! И почти вся эта огромная энергия должна превратиться в тепловую. Если не принять специальных мер, то одной трети ее будет достаточно, чтобы превратить весь спускаемый аппарат в пар.

В результате торможения передняя поверхность спускаемого аппарата нагревается до температуры примерно 6000°. Такую температуру будет иметь воздух у передней стенки спускаемого аппарата. Это уже не привычный нам воздух, состоящий из молекул азота, кислорода и углекислого газа, а плазма, состоящая из атомов азота, кислорода и углерода, ионов и электронов.

Вспомните таблицу температур плавления различных веществ. Найдется в ней хоть один материал, который при такой температуре останется в твердом состоянии? Нет. Все известные нам материалы при такой температуре превращаются в жидкость или даже в пар. И даже если бы мы имели материал, который не плавился бы при такой температуре, этого мало. Ведь самое главное заключается в том, чтобы возникающее при торможении огромное количество тепла не передавалось внутрь спускаемого аппарата. Какова бы ни была температура вне спускаемого аппарата, в отсеке экипажа она должна быть обычной, комнатной. Для этого стенки спускаемого аппарата должны хорошо защищать от тепла, то есть иметь малую теплопроводность. Но и это не все. Они должны быть очень прочными — ведь при торможении в плотных слоях спускаемый аппарат подвергается огромному давлению. Кроме того, нужно, чтобы стенки корабля имели возможно меньший вес, ибо на космическом корабле каждый грамм веса на счету.

Итак, материал должен иметь и высокую температуру плавления, и низкую теплопроводность, и высокую прочность, и к тому же малый удельный вес. И хотя в наше время ученые создали и создают множество самых разнообразных искусственных материалов, ни один из них не может удовлетворить одновременно всем этим требованиям.

Как же быть? Когда этот вопрос возник, ученые и инженеры начали интенсивные поиски выхода из создавшегося положения. Может быть, покрыть весь спускаемый аппарат медной обшивкой? У меди очень хорошая теплопроводность, и за счет этого тепло с передней поверхности будет отводиться на боковые и заднюю стенки спускаемого аппарата (сильно нагревается только передняя, лобовая поверхность корабля).Но такая обшивка будет весить целую тонну, а это значит, что стартовый вес ракеты-носителя и, следовательно, тягу двигателя придется увеличить на 50 тонн. Кроме того, в этом случае почти все тепло все равно останется на корабле и постепенно пройдет внутрь спускаемого аппарата.

Было предложение делать переднюю поверхность аппарата пористой (то есть имеющей множество мельчайших дырочек) и через эти поры во время спуска продавливать холодную жидкость или выдувать газ изнутри корабля. Эта идея вообще-то неплоха, но осуществить ее трудно, так как при высоких температурах и давлениях, возникающих на передней поверхности спускаемого аппарата, поры будут засоряться, заплавляться и т. д.

Наиболее эффективный способ предложили советские ученые. Сейчас этот способ применяется при возвращении на Землю всех спускаемых аппаратов — и советских, и американских.

Ученые рассуждали примерно так. Материалов, удовлетворяющих всем четырем требованиям, в настоящее время нет, и вряд ли удастся создать их в ближайшие годы. Нет даже материала, который удовлетворял бы только первому требованию, то есть имел бы достаточно высокие температуры плавления и испарения. Но ведь главная-то задача состоит в том, чтобы температура в отсеке экипажа оставалась комнатной, то есть чтобы как можно меньше тепла прошло внутрь корабля. А этого можно добиться следующим образом.

Покроем переднюю стенку спускаемого аппарата материалом, который хотя и плавится или испаряется при такой температуре, но требует для своего плавления и испарения большого количества тепла (или, как говорят ученые, имеет большие скрытые теплоты фазовых переходов), а в расплавленном состоянии обладает малой вязкостью (легко течет). Тогда во время спуска этот материал будет нагреваться, плавиться и испаряться, а как только он расплавится, капли и пары материала будут встречным потоком воздуха сдуваться с поверхности спускаемого аппарата. При этом тепло, которое накопилось в каплях и парах при нагреве, плавлении и испарении материала, будет уноситься с аппарата вместе с каплями и парами вместо того, чтобы передаваться от них внутрь корабля.

Чтобы уменьшить теплопередачу внутрь аппарата, под слоем этого материала нужно расположить слой материала с очень низкой теплопроводностью. Прочность конструкции можно обеспечить, сделав третий слой — каркас из легких титановых сплавов, а к нему прикрепить «уносящийся» панцирь из низкотеплопроводного материала. Этот способ получил название «теплозащиты за счет уноса массы».

Именно этот способ и применяется в настоящее время на всех спускаемых аппаратах. Таким образом, во время снижения в плотных слоях атмосферы спускаемый аппарат мчится, окруженный пеленой раскаленной плазмы и капель теплозащитного материала. Эта пелена обволакивает и антенны корабля, а так как плазма не пропускает радиоволны, то прекращается связь с Землей. Но это длится всего несколько минут. Воздух так сильно тормозит корабль, что, пока он спускается со 100 километров до 30 километров, его скорость уменьшается в 56 раз! Теперь уже можно выпускать стабилизирующий парашют с диаметром купола в несколько метров, а на высоте 10 километров — основной, диаметром в несколько десятков метров. Очень просто и остроумно придумали конструкторы, как сделать, что

бы корабль встречался с поверхностью Земли мягко, совсем без удара (без толчка). Для этого с нижней стороны из аппарата выпускается штырь длиной примерно в один метр. Когда этот штырь втыкается в поверхность Земли, он автоматически включает твердотопливные двигатели мягкой посадки, сопла которых направлены вниз. В результате гасятся остатки скорости.

Почему же применяется такая сложная система спуска и посадки? Почему не тормозить спускаемый аппарат с начала и до конца с помощью ракетного двигателя? Ответ простой: это невыгодно, а для достаточно тяжелого спускаемого аппарата и просто невозможно.

Дело вот в чем. Для запуска спутника, то есть для разгона его до первой космической скорости, требуется ракета-носитель, вес которой на старте должен быть больше веса спутника примерно в 50 раз. Если мы захотим запустить спутник весом 5 тонн, то потребуется ракета весом 250 тонн. Если мы захотим вернуть спутник на Землю, мы должны затормозить его от первой космической скорости до нулевой — чтобы обеспечить мягкую посадку. А для этого потребуется такая же ракета — весом 200 тонн. Ее мы должны захватить с собой при старте корабля с Земли. Но тогда мы должны вывести на орбиту не 5 тонн груза, а уже 255 тонн. А чтобы это сделать, нужно взять ракету весом 12 700 тонн. Чтобы оторвать ракету от поверхности Земли, тяга ее на старте должна быть хотя бы немного больше ее стартового веса, то есть в данном случае примерно 13 000 тонн. А таких ракет пока нет — самая мощная современная ракета пока имеет тягу примерно 3500 тонн.

Понятно также, что и стоимость такого полета возрастает во много раз.

Таким образом, гораздо выгоднее использовать для основного торможения при посадке на Землю сопротивление воздуха. Это относится к посадке и на другие планеты, обладающие атмосферой,— такие, как Венера, Марс, Юпитер и т. п. Другое дело—посадка на небесные тела, лишенные атмосферы, — например, на Луну. Здесь уж ничего не поделаешь— тормозить можно только двигателями.

Вернемся к спуску корабля на Землю (или на другую планету, обладающую атмосферой), а именно, к моменту, когда спускаемый аппарат только что сошел с орбиты и пошел к Земле. Очень важно, насколько крутой будет траектория его полета. Даже самые тренированные космонавты погибнут, если вес их тела станет в десять—тринадцать раз больше, чем на Земле. Действительно, представьте себе, что на вас взгромоздили груз в десять раз больше вашего собственного веса, — вы будете раздавлены им. Вот в таком же положении окажутся и космонавты.

Но и чересчур пологой траектория тоже не должна быть. Иначе корабль очень долго будет лететь к Земле, в результате чего он будет слишком нагреваться и температура внутри него станет больше, чем могут выдержать космонавты.

От чего зависит крутизна траектории? Если тормозной двигатель будет включен дольше, чем нужно, — спускаемый аппарат пойдет слишком круто. Точно такой же результат получится, если сила тяги окажется больше, чем нужно. Крутизна траектории зависит также и от направления сопла двигателя во время торможения.

Особенно большое значение это имеет в случае неуправляемого — баллистического—спуска. Если спускаемый аппарат имеет форму шара, то такой корабль не обладает аэродинамическим качеством (подемкой силой). Это значит, что во время его спуска даже в плотных слоях атмосферы космонавты не имеют никакой возможности изменить траекторию. Спуск происходит по так называемой баллистической траектории (по такой траектории будет падать камень, если вы бросите его с вершины горы в горизонтальном направлении) и называется баллистическим, или неуправляемым, спуском. Вся траектория такого спуска, в том числе и место посадки, определяется уже в момент окончания работы тормозного двигателя, когда корабль только-только сошел с орбиты. Если крутизна будет задана неправильно (например, вследствие того, что тормозной двигатель проработал на несколько секунд больше или меньше, чем требовалось), спускаемый аппарат приземлится на несколько десятков и даже сотен километров ближе или дальше, чем предполагалось. А это значит, что корабль может приземлиться в горах, в тайге или в море, а не в ровной степи. Конечно, спускаемый аппарат не утонет и космонавты не погибнут, даже если корабль опустится в воду или в тайге, — у космонавтов есть с собой и рация, и сигнальные ракеты, запасы пищи и т. д., — однако это все-таки связано и с риском, и с дополнительными трудностями. Представьте, например, что будет, если они приземлятся на склон высокой и крутой горы.

Избежать этих трудностей и неприятностей можно, если придать спускаемому аппарату такую форму, которая обладает подъемной силой. Для этого форма аппарата должна быть несимметричной относительно направления полета. Именно такую форму, получившую название сегментально-конической, имеют современные спускаемые аппараты.

Когда ось спускаемого аппарата совпадает с направлением полета (угол атаки равен нулю), подъемная сила равна нулю. Изменяя угол атаки, то есть наклон спускаемого аппарата относительно оси полета, космонавты увеличивают или уменьшают тем самым подъемную силу и за счет этого могут изменять траекторию спуска и выбирать место посадки. Кроме того, таким образом можно регулировать и перегрузки.

Летит такой спускаемый аппарат сегментальной частью вперед. В этом положении сопротивление воздуха значительно больше, чем если бы он летел конической частью вперед. А чем больше сопротивление, тем быстрее тормозится корабль. Если бы аппарат летел конической частью вперед, он подошел бы к поверхности Земли со слишком большой скоростью.

Сегментально-конические спускаемые аппараты с высоты 20—30 километров опускаются на парашюте— так же, как и шарообразные.

http://zemlya-cosmos.ru/rubrics/183

is2006.livejournal.com

как ракета возвращается на землю видео Видео

...

2 лет назад

Проведя в космосе год, космонавты наконец-то возвращаются домой. Что они чувствуют? Как прощаются с Междуна...

...

3 лет назад

Немецкие ученые запустили иследовательскую ракету в космос и она благополучно вернулась на Землю.

...

4 лет назад

14 мая в 5.57 (по московскому времени) в заданном районе юго-восточнее города Джезказган (Казахстан) совершил...

...

5 лет назад

Глава региона и министр по строительству космодрома «Восточный» лично наблюдали за организацией возвраще...

...

3 лет назад

Как космонавты готовятся к отстыковке от МКС? Как происходит движение «Союза» и станции после отстыковки?...

...

4 меc назад

3 июня 2018 года в 15:40 по московскому времени спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз...

...

1 лет назад

3 сентября 2017 года спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-04» с космонавтом Роскос...

...

5 лет назад

США изобрели новую ракету .Она сама умеет взлетать и садится на землю! космос, катастрофа ракеты,космически...

...

2 лет назад

Подпишись на "Наука 2.0": https://goo.gl/ek252Q Тринадцатая серия посвящена возвращению Михаила Корниенко на Землю....

...

5 лет назад

Государственный научный центр Российской Федерации - Институт медико-биологических проблем Российской...

...

3 лет назад

Смотрите самые интересные и захватывающие видео о катастрофах во всём мире. К вашему вниманию новости мира,...

...

5 лет назад

Заработай $593 за пол часа ➨ http://money-options.biz «Прыжок из космоса» - конечно громко сказано, но тем не менее 14...

...

1 лет назад

Это развивающий мультик для детей про космос, в котором мы собираем ракету и узнаем про то, как устроена...

...

3 лет назад

То, что творится за бортом спускаемого космического аппарата во время его спуска в атмосфере, с непривычки...

...

9 меc назад

На Землю возвращаются участники длительной экспедиции на МКС россиянин Сергей Рязанский, астронавты НАСА...

...

9 меc назад

Сергей Рязанский, Рэндолф Брезник и Паоло Несполи заканчивают свою работу на МКС и возвращаются на корабле...

...

2 лет назад

Запуск ракеты в космос.

...

2 лет назад

Космонавт Юрий Маленченко, астронавт NASA Тимоти Копра и астронавт ЕКА Тимоти Пик вернулись с МКС на Землю....

...

1 лет назад

Космонавты возвращаются на Землю с МКС Трое членов экипажа МКС, которым 10 апреля предстоит вернуться на...

...

2 лет назад

Компании, принадлежащая Элону Маску SpaceX, в конце концов удалось сделать то, с чем уже не раз проводила экспе...

inlove.kz

как ракета возвращается на землю Лучшее видео смотреть онлайн

2 г. назад

Проведя в космосе год, космонавты наконец-то возвращаются домой. Что они чувствуют? Как прощаются с Междуна...

3 г. назад

Немецкие ученые запустили иследовательскую ракету в космос и она благополучно вернулась на Землю.

4 г. назад

14 мая в 5.57 (по московскому времени) в заданном районе юго-восточнее города Джезказган (Казахстан) совершил...

5 г. назад

Глава региона и министр по строительству космодрома «Восточный» лично наблюдали за организацией возвраще...

3 г. назад

Как космонавты готовятся к отстыковке от МКС? Как происходит движение «Союза» и станции после отстыковки?...

4 мес. назад

3 июня 2018 года в 15:40 по московскому времени спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз...

1 г. назад

3 сентября 2017 года спускаемый аппарат транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-04» с космонавтом Роскос...

5 г. назад

США изобрели новую ракету .Она сама умеет взлетать и садится на землю! космос, катастрофа ракеты,космически...

3 г. назад

Смотрите самые интересные и захватывающие видео о катастрофах во всём мире. К вашему вниманию новости мира,...

5 г. назад

Государственный научный центр Российской Федерации - Институт медико-биологических проблем Российской...

2 г. назад

Подпишись на "Наука 2.0": https://goo.gl/ek252Q Тринадцатая серия посвящена возвращению Михаила Корниенко на Землю....

2 г. назад

Запуск ракеты в космос.

5 г. назад

Заработай $593 за пол часа ➨ http://money-options.biz «Прыжок из космоса» - конечно громко сказано, но тем не менее 14...

1 г. назад

Это развивающий мультик для детей про космос, в котором мы собираем ракету и узнаем про то, как устроена...

9 мес. назад

На Землю возвращаются участники длительной экспедиции на МКС россиянин Сергей Рязанский, астронавты НАСА...

3 г. назад

То, что творится за бортом спускаемого космического аппарата во время его спуска в атмосфере, с непривычки...

9 мес. назад

Сергей Рязанский, Рэндолф Брезник и Паоло Несполи заканчивают свою работу на МКС и возвращаются на корабле...

1 г. назад

Космонавты возвращаются на Землю с МКС Трое членов экипажа МКС, которым 10 апреля предстоит вернуться на...

4 мес. назад

Ракета с новым экипажем МКС улетела с Байконура, но мы уже знаем, как их будут встречать. Космические ритуал...

2 г. назад

Космонавт Юрий Маленченко, астронавт NASA Тимоти Копра и астронавт ЕКА Тимоти Пик вернулись с МКС на Землю....

luchshee-video.ru

Насколько реалистична реактивная посадка космических кораблей на Землю?

Подробности Опубликовано: 24.06.2014 14:03

В конце мая компания SpaceX анонсировала новую пилотируемую версию корабля «Дракон» (Dragon V2), полеты которой должны начаться через несколько лет. Сама компания надеется провести первый полет с людьми уже в 2016 году, однако НАСА считает, что это произойдет в конце 2017-го. Отличительной особенностью этого корабля является полностью реактивная система посадки на Землю. Необычное инженерное решение вызвало много критики и скептицизма у комментаторов. Давайте разберемся, зачем нужна такая система и как она работает.

Ключевым фактором при выборе системы посадки современных космических кораблей является одно требование – необходимость обеспечить многоразовое использование спускаемого аппарата. Простая парашютная система с посадкой на твердую землю, как на кораблях «Союз», не способна замедлить корабль в необходимой степени. Формально считается, что после импульса посадочных двигателей скорость возвращаемого аппарата «Союза» снижается до 1 м в секунду. Чтобы понять, много это или мало, представьте, что вы лежите на спине на диване, и внезапно диван исчезает. Падение на пол будет не очень приятным, не так ли? А тем более для техники. Сложно создать посадочные амортизаторы, которые выдержат нагрузку и защитят корпус корабля от повреждений. Кроме того, из-за непогашенной боковой скорости и при сильном ветре капсула «Союза» порой заваливается на бок.

«Мягкая посадка на самом деле не такая уж и мягкая. (…) Лично я ее воспринял как лобовое столкновение между грузовиком и легковой машиной. И, конечно, я сидел не в грузовике».

Итальянский астронавт Паоло Несполи, бортинженер корабля «Союз ТМА-20»

Итак, обеспечить необходимую мягкость посадки можно несколькими способами. Во-первых, это посадка корабля на воду. Во-вторых – планерная посадка. Так садились на Землю американские космические шаттлы. Третий способ – управляемые реактивные двигательные системы.

Американские пилотируемые корабли с самого начала космической эры использовали для возвращения на Землю естественные амортизирующие свойства Тихого океана. Посадочная система советских кораблей была устроена иначе лишь потому, что СССР не обладал подходящей для приземления водной поверхностью. К сожалению, богатый опыт НАСА свидетельствует о том, что посадка на воду не полностью защищает технику от ударных повреждений. В частности, твердотопливные ускорители шаттлов неоднократно получали повреждения от удара о поверхность океана. Кроме того, соленая вода губительно влияет на конструкции ракетных ступеней и кораблей, в первую очередь - двигателей. Наконец, российские космонавты, участвующие в учениях с аварийной посадкой «Союза» в море, много раз говорили, что для людей длительное ожидание спасателей в маленькой капсуле, болтающейся на волнах, является очень некомфортным. Несмотря на это, многоразовый пилотируемый корабль «Орион», который разрабатывается по заказу НАСА, будет садиться в Тихий океан. Компания Lockheed Martin приложила много усилий (и средств!) для того, чтобы сделать этот корабль защищенным от воздействия воды, однако каким окажется его ресурс, мы узнаем только по опыту эксплуатации. Другой пример – корабль CST-100, который разрабатывает компания Boeing. Он также будет садиться в океан. Для смягчения удара и защиты корабля инженеры придумали экзотичный способ – амортизирующие воздушные подушки.

Планерная посадка может применяться и для посадки космических кораблей (шаттлы, Dream Chaser), и для первых ступеней ракет. Примером последнего могут служить старый российский проект «Байкал», возникший на его основе МРКС-1 (по слухам, он, возможно, будет заморожен после защиты эскизного проекта) и его китайский аналог, который недавно был упомянут в китайских СМИ. Подробности о проекте пока что неизвестны. Очевидным недостатком планерной посадки является необходимость оборудовать посадочные полосы и установить на корабль теплозащитное покрытие, которое придется проверять и часто обновлять. Технологически планетная посадка достаточно сложная, а такая посадка первых ступеней американских ракет просто невозможна потому, что траектории их полета проходят над Атлантическим океаном.

Наконец, третий способ мягко посадить возвращающийся из космоса корабль или первую ступень ракеты – снизить скорость аппарата до нуля при помощи реактивных двигателей, а затем опустить его на выдвижные амортизаторы. К этому решению пришли инженеры РКК «Энергия» при разработке перспективного пилотируемого корабля и специалисты американской компании SpaceX. Конечно же, роль реактивных посадочных двигателей может быть разной. В случае «Дракона» (и, кстати, осоветского проекта «Заря») они выполняют всю работу после аэродинамического торможения капсулы. У ПТК НП для снижения скорости после торможения об атмосферу используется парашютная система, а двигатели включаются только в 10-15 метрах от Земли. Их задача – не затормозить корабль после возвращения с орбиты, а только сбросить остатки скорости и избавить капсулу от повреждений при ударе. Конечно же, посадочная система ПТК НП не сможет доставить корабль на определенную посадочную площадку. Точность его приземления составляет 5 км. Минусы реактивной посадки очевидны: такая схема требует вывести в космос дополнительную массу двигателей и топлива.

Испытания корабля Boeing CST-100

Выбранная SpaceX схема посадки решает главную задачу – обеспечивает абсолютно мягкую посадку, – однако, выглядит избыточной. По всей видимости, при ее выборе сыграли роль дополнительные факторы, о которых можно только догадываться. Давайте теперь разберемся, насколько это реалистично. Многим представляется, что для посадки по схеме SpaceX потребуются многие тонны топлива. Это не так. После аэродинамического торможения об атмосферу Земли, корабль «Дракон» будет иметь скорость около 150 м в секунду. На высоте 2 км корабль выполнит проверку реактивной посадочной системы и, в случае отсутствия неполадок, включит двигатели. Время их работы составит до одной минуты. Сказать точнее сложно, т. к. масса будущего корабля неизвестна. Затраты топлива составят от 1,2 до 1,5 тонн. Максимальная перегрузка не должна превысить 3g. Это тоже немаловажный фактор. Иначе, поскольку «Дракон» имеет большой запас тяги двигателей, теоретически он мог бы резко затормозить с меньшей высоты, сэкономив на этом топливо. Представители SpaceX указывают на то, что посадочная система «Дракона» будет одновременно выполнять роль системы аварийного спасения (САС), что даст экономию массы. Справедливости ради стоит отметить, что САС корабля «Союз» отстреливается, не достигая космоса, тогда как ракете SpaceX придется выводить реактивную систему корабля на орбиту. С другой стороны, ракета Falcon 9 имеет грузоподъемность около 13 тонн (Союз-ФГ – 7,1 тонны). Этого достаточно для отправки в космос корабля в том виде, в каком он был представлен публике, с реактивной посадочной системой. Вычитание из его массы тонны топлива никоим образом не удешевит пуск. Никакой необходимости доставлять на МКС дополнительную тонну груза вместе с командой тоже нет. Если уж говорить об эффективности, то стоит отметить, что SpaceX полностью использует возможности реактивной системы своего корабля. У российского ПТК НП реактивная система имеет избыточные размеры для тех задач, которые на нее возлагаются. Это связано с тем, что по первоначальному плану ПТК НП должен был, как и «Дракон», садиться на Землю без использования парашютов. В нынешнем виде российский корабль будет нести в двигательном сегменте возвращаемого аппарата восемь двигателей посадочной твердотопливной двигательной установки и восемь перекисных двигателей, которые относятся к системе управления ориентацией и стабилизацией. Задача последних – коррекция горизонтальной скорости спускаемого аппарата. Управление ориентацией «Дракона» будет осуществляться за счет регулирования тяги жидкостных двигателей.

Таким образом, полностью реактивная посадочная система технически является вполне реалистичной. Ее экономические недостатки сильно преувеличены теоретиками. Несмотря на это, создание такой сложной системы является серьезным вызовом для инженеров. Хотелось бы надеяться, что специалисты SpaceX с ним справятся.

kosmolenta.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики