Содержание
Они среди нас: Чем заняты инопланетяне на Земле
24 октября 2021 / Александр Фолин
Супермен, Альф, Бамблби и другие пришельцы.
Сериалы вроде масштабного «Вторжения», первый эпизод которого стартовал 22 октября, пугают военным захватом планеты с беспощадным уничтожением всего и всех. А что, если пришествие уже случилось, и инопланетяне живут среди нас? Что они поделывают? Мы вспомнили целый ряд фильмов и телешоу, предлагающих самые разные варианты – страшные, смешные и трогательные.
Борются с преступностью
«Супермен» (1978)
Первым из киноинопланетян, которые тайно (до поры) живут среди людей, на ум приходит, конечно, Кларк Кент – он же Супермен, он же Кал-Эл с планеты Криптон. Спасая от гибели, родители отправили его на Землю, где межзвездный сирота вырос в семье простых фермеров из Канзаса. Обладатель почти безграничных сил, Кларк посвятил себя человечеству, которое стало для него родным. Кент работает фотографом в газете, благодаря чему всегда оказывается в центре событий.
Герой комиксов Супермен получил свое первое экранное воплощение еще в 1948 году, а ровно 30 лет спустя вышла первая часть классической квадрологии с Кристофером Ривом в заглавной роли. Всего существует более двух десятков фильмов и сериалов, где так или иначе фигурирует Кент. И хотя ему поразительно не везло с киноадаптациями, Супермен по праву считается одной из икон американской поп-культуры.
Дружат с детьми
«Инопланетянин» (1982)
В отличие от Кларка Кента, героя картины Стивена Спилберга даже антропоморфным можно назвать с очень большой натяжкой, а потому выдать себя за обычного человека ему бы при всем желании не удалось. Но, к счастью, нашедшие инопланетянина дети не испугались, а, наоборот, сочли его довольно милым (а так и есть!). Так что этот неуклюжий глазастый пришелец, прибывший на Землю, чтобы изучать растения, на какое-то время стал живым воплощением воображаемого друга для целой стайки дошкольников (одну из них, кстати, сыграла 6-летняя Дрю Бэрримор).
Этот семейный фильм – безусловная классика мирового кинематографа. На его счету четыре «Оскара» и $663 млн сборов (а на VHS, DVD и блюреях – и того больше) при бюджете всего $10 млн (сущее ничто по современным меркам). Сцена пролета на велосипеде на фоне луны даже стала частью логотипа производственной компании Спилберга Amblin Entertainment.
Принимают облик умерших
«Человек со звезды» (1984)
«Кто вы? Куда вы дели моего мужа?» – подобные шутки звучат, когда кто-то ведет себя необычно. Но вот Дженни Хайден (Карен Аллен) не до смеха. Ее муж умер, и вдруг появился некто, выглядящий в точности как он. Правда, сходство лишь визуальное, потому что незнакомец ведет себя странно… На деле, это пришелец (Джефф Бриджес), отправленный на Землю с миссией узнать, что такое любовь. Но обретя это чувство, он уже не хочет улетать.
Как ни странно, фильм с таким мелодраматическим сюжетом снял Джон Карпентер – автор «Хэллоуина», «Нечто», «В пасти безумия» и многих других хорроров. Разумеется, поклонники режиссера картину не сильно жалуют, хотя Бриджес даже номинировался за нее на «Оскара».
Становятся домашними питомцами
«Альф» (1986–1990)
Однажды в сентябре 1986 года на гараж обычной американской семьи Таннеров, живущей в пригороде Лос-Анджелеса, упал инопланетный корабль. Его пилот по имени Гордон Шамуэй оказался довольно милым, покрытым коричневой шерстью существом ростом в 1 метр. И хотя характер у Гордона был тот еще, он быстро стал для Таннеров не то несносным домашним питомцем, не то членом семьи. Они прятали его от Подразделения по изучению пришельцев и прощали все выходки. Вилли, отец семейства, прозвал его Альфом (сокращение от Alien Life Form – то есть «внеземная форма жизни»).
Американский сериал «Альф» был хитом российского постперестроечного ТВ. Впервые шоу появилось на СТС ровно через 10 лет после выхода в США, а в 1999-м транслировался и на ОРТ (так тогда назывался Первый канал). Впрочем, популярен Альф был и на Родине: еще в 1987-м вышел мультсериал о нем, а в 1996-м – полнометражный фильм «Проект: Альф».
Работают на телевидении
«Чужие среди нас» (1988)
Однажды Джон Нада (Родди Пайпер), безработный из Колорадо, переехавший в Лос-Анджелес в поисках работы и устроившийся рабочим на стройке, нашел целую коробку солнцезащитных очков. Но когда он их надел, стало понятно, что функция у очков несколько иная: через эти линзы мир виден, как он есть. Вдруг оказалось, что кругом масса жутковатого вида инопланетян, которые только кажутся людьми, а газеты, рекламные щиты и телепрограммы содержат невидимые глазу, но воздействующие на сознание призывы к подчинению.
Как и «Человека со звезды», этот фильм снял Джон Карпентер. Но тут уже нет никаких сантиментов. Зато паранойи – сколько угодно. Жутковатая же мысль, что нас зомбируют, чтобы нами легче было управлять? Причем, кто это делает – дело десятое. Так что фантастический с виду триллер у Карпентера получился аллюзией на современное общество потребления.
Живут на дне океана
«Бездна» (1989)
Где-то в районе Каймановых островов затонула американская атомная подводная лодка, столкнувшаяся с неким неопознанным объектом. На спасение экипажа отправлена команда спецназа, которой помогают нефтяники с платформы, расположенной рядом с местом крушения. В ходе погружения спасатели обнаруживают в бездне океана невероятную форму жизни явно инопланетного происхождения. Пришельцы выходят с людьми на контакт, и оказывается, что они давно наблюдают за нами, и то, что мы творим с планетой и друг другом, наводит их на мысли, которые едва ли кому-то понравятся…
«Бездна» – фильм, снятый Джеймсом Кэмероном уже после «Терминатора» и «Чужих», и хотя на тот момент мастер не имел тех возможностей, которые получил всего через 3 года на «Терминаторе 2», масштаб и спецэффекты уже впечатляют. Ну и сам сюжет, в котором выводится мысль, что где-то под водой живут могущественные инопланетяне, и наша судьба – в их руках, довольно нетривиален.
Изображают обычную семью
«Третья планета от Солнца» (1996–2001)
В небольшой городок в американском Огайо переезжает большое чудаковатое семейство, глава которого Дик Соломон (Джон Литгоу) устраивается преподавать физику в местный университет. На деле это группа пришельцев, прилетевших на Землю с исследовательской миссией. Причем их истинный облик похож на тюбики с желе. Ничего удивительного, что они вскоре осознают преимущества человеческих тел, а их легенда увлекает настолько, что изначальная цель прилета отходит на второй план.
Как и «Альф», ситком, выдержавший 6 сезонов, успешно шел и в США (у него целый ворох «Золотых глобусов», «Эмми» и премий Гильдии актеров), и в России. У нас в стране его популярность была так высока, что в 2008 году даже вышла российская версия сериала под названием «Гуманоиды в Королеве». Правда, ее уровень и успех у зрителей были совершенно несопоставимы с оригиналом.
Ассимилируют
«Люди в черном» (1997)
Молодой, но очень перспективный полицейский Джеймс Эдвардс (Уилл Смит) случайно обнаруживает, что на Земле давно живут самые разные представители десятков инопланетных систем, за соблюдением ими установленных договоренностей следит специальное подразделение. Оно называется «Люди в черном», и Эдвардс становится его частью. Теперь агент Джей вместе со своим опытным напарником, агентом Кей (Томми Ли Джонс), ловит вышедших из-под контроля пришельцев и, конечно, спасает планету от межгалактической войны.
«Люди в черном», снятые создателем «Семейки Аддамс» Барри Зонненфельдом в 1997 году, давно стали классикой и получили четыре продолжения. Последнее снято в 2019 году с новыми героями во главе с Крисом Хемсвортом.
Лечат людей
«Засланец из космоса» (2021–…)
В малюсеньком городке Пэйшенс, штат Колорадо, невиданный кошмар: кто-то убил местного врача, единственного на всю округу. По счастью, в уединенном домике на окраине отдыхает от работы доктор Гарри Вандершпигель (Алан Тьюдик). К нему за помощью и обращается мэр города. И доктор даже соглашается помочь, но вот незадача: он не тот, за кого себя выдает. На самом деле, это злобный пришелец, прибывший на Землю, чтобы истребить все человечество. Он просто принял облик Вандершпигеля, а тело настоящего доктора хранит в холодильнике. Теперь инопланетянин лечит людей и постепенно начинает терзаться сомнениями.
С подобным сюжетом можно было бы снять фантастический триллер, но «Засланец из космоса» – комедия. Алан Тьюдик, более всего известный по культовому сериалу «Светлячок», забавно отыгрывает постепенное очеловечивание злобной твари, и хотя его герой, по сути, убийца, зрители проникаются к нему симпатией. Один из лучших сериалов этого года уже продлен на 2-й сезон.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться
Микаэль Мадсен: «Для меня стало сюрпризом, что страх простирается так далеко»
Микаэль Мадсен: «Для меня стало сюрпризом, что страх простирается так далеко» | Colta.ru
13 апреля 2016Кино
11830
текст: Наиля Гольман
Сегодня, 13 апреля, телеканал 24_DOC проводит в семи городах кинотеатральные показы «Пришествия» — романтического и фантастического дока, в котором Микаэль Мадсен сажает перед камерой самых разных экспертов и просит их представить, будто они говорят с прилетевшими на Землю инопланетянами. COLTA.RU поговорила с режиссером о том, что на самом деле скрывается за такой саморепрезентацией человечества.
— Документальный sci—fi в формате интервью — как вам вообще такое пришло в голову?
— Мне кажется, лучшее, что может случиться с человечеством, — это контакт с другой формой высокоразвитой сознательной жизни. Это могло бы помочь людям усомниться в том, как они себя видят. А это было бы полезно.
Ну а что касается формы интервью… Я ведь с самого начала делал фильм, а не радиопередачу и не эссе, например. Так что было очевидно — мне очевидно, по крайней мере, — что если надо рассказать историю о вторжении неизвестного, это неизвестное ни в коем случае нельзя показывать в кадре. Зрители должны сами вообразить, как выглядят инопланетяне, с которыми весь фильм общаются разные люди.
— Но вы не показываете пришельцев не только поэтому — а и потому, что это кино на самом деле совсем не про инопланетян.
— Конечно! Это фильм про человеческую природу. Про пределы и ограничения научного мышления, например. Мне интересно то, как мы интерпретируем реальность, интересно изучать, что именно мы делаем, чтобы ее себе объяснить и хоть как-то уложить в голове. Мы живем в эпоху научпопа и вообще в эпоху быстрого развития науки, а это очень специфический способ воспринимать реальность. Почти все как будто уже можно назвать и измерить. И наука обещает, что, рано или поздно измерив и назвав все, она даст нам ответы на действительно важные вопросы.
— И вы как бы ссылаетесь на традицию гуманизма, стилизуя многие кадры под застывшие ренессансные полотна?
— Не только в этом дело. Музеи и галереи очень меня интересуют — опять же потому, что они являются отдельной и очень характерной формой выражения того, как человечество себя понимает. Особенно мне интересен момент появления перспективы в живописи — важный этап в процессе упорядочивания человеком реальности на холсте. Структурировать реальность значит подчинить ее себе, получить больше шансов ее контролировать.
— При этом, показывая музей, вы показываете ребенка, плачущего в углу невероятно красивого зала. А когда вам предлагают выбрать музей для сериала «Храмы человеческой культуры», вы останавливаете свой выбор на тюрьме.
— Ну да. У меня вообще есть теория, что люди по отношению ко всему, что их окружает, занимают позицию музейных хранителей. Мы гораздо больше озабочены тем, чтобы все задокументировать и увековечить, чем, например, задачей бросить окружающему миру какой-то серьезный вызов, понять его. В этом смысле визит инопланетян был бы потрясающим событием. Если сюда прилетит что-то чужеродное, не учтенное нами, то оно, мне кажется, как раз ударит в слепую зону западной культуры и вообще понимания мира. Хотя бы потому, что это будет нечто, которое никто не знает, как контролировать. А невозможность контроля для сегодняшнего человека — это катастрофа.
© Magic Hour Films
— Думаете, в какую-то другую эпоху человечество справилось бы с подобной ситуацией лучше?
— Смотря что считать лучшим. Возможно, в прошлом мы были больше готовы к тому, чтобы открыться неизвестному. Больше готовы поступиться собственными знаниями и убеждениями ради встречи с чем-то неизвестным. Чему-то научиться, не упустить эту драгоценную возможность. И, конечно, я так организовал материал фильма, чтобы зритель мог задуматься над этим, посмотрев на человечество с позиции чужака.
— Эта остраняющая позиция очень часто создает комический эффект. Например, когда мы видим юриста, который рассказывает, что всю жизнь думал о правовом аспекте инопланетного вторжения. Или нелепый эпизод, когда инопланетян пытаются шантажировать.
— Я хотел, чтобы было еще смешнее! В документальный фильм ведь вообще очень трудно добавить юмор. Но в этом сюжете уже заложен элемент, скажем так, человеческой комедии. В том смысле, что мы комичны в своем стремлении делать все одновременно: и лицо держать, и выгоду какую-то от ситуации получить, и отнестись с сочувствием к происходящему. Знаете, как на свидании. Когда ты кого-то пытаешься впечатлить впервые, ты тоже стараешься произвести одновременно все лучшие впечатления сразу. Это такая ролевая игра. В моем фильме герои сидят за столом напротив камеры — немного как будто на первом свидании. Это кино про первое свидание человечества и инопланетной расы.
Если бы кто-то сюда прилетел и начал нас изучать, он встретился бы именно с этим фасадом. И наверняка попытался бы за ним разглядеть: а что в нас еще есть такое, что мы сами не показываем, что из-за этого фасада проступает? Что для нас значат эмоции, что для нас значит память? Я думаю, именно эти вещи могли бы рассказать о людях что-то по-настоящему. Если бы, конечно, — как мы допускаем в фильме — прилетевшие сюда создания понимали по-английски и вообще обладали сознанием, способным понять нас так, как мы это можем себе помыслить. Я делаю все эти допущения, чтобы построить фильм как портрет западной цивилизации. Но есть и другой сценарий. Если бы первый контакт произошел, например, не с официальными лицами, а с ребенком — это была бы совершенно другая история.
— Но вы не вставили такой эпизод в фильм.
— Это было бы слишком спекулятивно.
— Вы давали какой-то сценарий своим спикерам?
— Все эксперты в кадре получали подробное описание ситуации: это не фильм об НЛО, НЛО меня не интересует. Я не верю в НЛО.
— То есть вы не верите на самом деле в существование других форм разумной жизни во Вселенной?
— Слушайте, с учетом размеров Вселенной просто невероятно, чтобы в ней не было другой разумной жизни. Но если бы мы столкнулись с ней, мы не смогли бы ее понять. Именно это мне интересно — то, что существует масса исследований на эту тему и никто не знает, даже не может предположить, будут ли они иметь хоть какой-то вес и смысл, если этот контакт действительно когда-нибудь произойдет.
Когда я подбирал экспертов для фильма, я, конечно, подробно ознакомился с их работами, но во время съемок понял, что любой разговор на эту тему — чистая спекуляция. В то же время поиск разумной жизни в космосе — единственная настоящая причина, по которой нам всем так хочется туда летать. И я попросил экспертов записать для меня, как бы они подошли к такой встрече. Какую одежду надели бы, о чем бы стали говорить. Максимально конкретно представить себе ситуацию. А потом войти в комнату и разыграть этот сценарий, разговаривая с камерой. Интересно, что некоторые просили меня сесть за камеру, чтобы говорить с человеком, а не с устройством. Они объясняли: «Микаэль, это слишком откровенная вещь, я не могу говорить ее просто в камеру, мне нужен собеседник».
— Вы предлагали им представить, как выглядит пришелец?
— Я старался сам говорить как можно меньше. Я говорил: «Что-то прибыло».
— Другой.
— Да, Другой.
© Magic Hour Films
— Вы как будто проводите коллективный сеанс психотерапии с современным западным обществом. Моделируете ситуацию, в которой люди пытаются проиграть сценарий своей мечты, раскрывая собственное устройство.
— Вы знаете, да. У меня ведь в работе сейчас еще один проект, где я интервьюирую людей под гипнозом. Мне интересно найти другие подходы к интервью. Не просто усадить человека и посмотреть, как он себя подает, а пробраться каким-то непривычным способом сразу за тот порог, после которого он перестает говорить все, что говорит обычно. Добиться от героя новых формулировок, заставить его зайти в ту часть своего сознания, где он, может быть, и сам еще не был. Это то, что мне в идеале хотелось проделать с нашей цивилизацией, послав ее в «Пришествии» на это импровизированное свидание с инопланетной жизнью.
— Вы остались довольны результатом? Многие интервью — как раз те, над которыми хочется смеяться, — демонстрируют ограниченность, которая вас, кажется, и интересовала.
— Я не хотел ни над кем насмехаться. Разумеется, многие предположения или отношение людей к такому разговору могут в итоге рассмешить, но в этом ничего дурного нет. Здесь нет правильных ответов, тут никто из нас ни в чем не уверен — ни ученые, ни главы государств, ни я, ни вы. Моей задачей было сделать интервью, в которых люди бы раскрылись. Я ведь не хочу их судить. Я фиксирую коллективный воображаемый портрет. Я многих просил описать, как они себе представляют пришельца, который перед ними сидит, но не для того, чтобы включить это в фильм, а для того, чтобы самому лучше понять, о чем с ними разговаривать. Это документальный фильм в том смысле, что все они — реальные люди. Просто они дают интервью, построенное на одном фантастическом допущении. Англичане, например, рассказывают, как боятся беспорядков и погромов в супермаркетах. Потому что они и так каждый день боятся, что что-то такое может случиться. Для меня стало сюрпризом, что этот их страх простирается так далеко.
— Да, страх — тоже важный предмет изучения в вашем фильме. Не только как часть психологического портрета. Кажется, что это еще и разговор про отношения людей с концепцией Бога.
— На прошлой неделе я был на собственной ретроспективе и там впервые увидел свои фильмы вместе с публикой, то есть со стороны. Я атеист, но именно в этот момент — совсем недавно, получается, — понял, что тема метафизического авторитета действительно меня как-то сильно интересует и все, что я делаю, так или иначе к ней можно свести. Так что да. Кажется, есть у меня такой интерес.
И он для меня сильно связан с музеем — мы говорили с вами об этом в начале. Чувство благоговения, свойственное религии, мне проще всего объяснить как раз через отношения с картинами на стенах музея. Я могу долго ходить по залам живописи, причем именно тех веков, когда живопись была пронизана религиозным мироощущением. Я могу прийти туда с кем-то и даже объяснить про каждую картину отдельно, что именно в ней задевает меня и какие чувства я испытываю. Но я понимаю, что мне никогда не удастся объяснить эти чувства целиком вербально, что я потеряю что-то невыразимое, пока буду их объяснять таким способом. Возможно, какие-то вещи в жизни совсем не надо объяснять, называть и пытаться вычислить. Но вот они-то меня и интересуют! Их-то я и пытаюсь разглядеть за всем, что мои герои говорят вслух.
— Красивая получается конструкция: использовать невидимого инопланетянина, чтобы узнать, о чем умалчивают люди.
— Ну да, вот таким способом я решил попробовать найти смысл. Но никто ведь не знает, как его искать, правда же?
Понравился материал? Помоги сайту!
Тест
Разбираетесь в искусстве XX века?
Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева
новости
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новости
Новое в разделе «Кино»Самое читаемое
Рут Бекерманн: «Нет борьбы в реальности. Она разворачивается в языковом пространстве»
41674
О «Кодексе фриков»
13718
«Рядом»: круговое движение
16729
«Чемпион из Освенцима»
18027
Выверните карман
15529
Александр Клюге: «Я был и остаюсь адвокатом тринадцатой феи»
18661
Ласковое наклонение
22682
Патология протеста
15921
«“На игле”, конечно, лежит в сеттинге моего фильма»
18419
Взгляд коровы, взгляд на корову
15584
Только не отводи глаз
19396
Календарь пассажира
17924
Сегодня на сайте
Вокруг горизонтали
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?»
Горизонтальные сообщества в военное время — между разрывами, изоляцией, потерей почвы и обретением почвы. Разговор двух представительниц культурных инициатив — покинувшей Россию Елены Ищенко и оставшейся в России активистки, которая говорит на условиях анонимности
4 ноября 202210372
Вокруг горизонтали
Как заработать самоорганизованным сообществам
Путеводитель по старым (и работающим) и по совершенно новым возможностям
25 октября 202210474
Вокруг горизонтали
«Сообщество — это суперсила»
Как новые эмигранты объединяются, чтобы помочь себе и другим
29 сентября 202210269
Вокруг горизонтали
Чуть ниже радаров
Введение в самоорганизацию. Полина Патимова говорит с социологом Эллой Панеях об истории идеи, о сложных отношениях горизонтали с вертикалью и о том, как самоорганизация работала в России — до войны
15 сентября 202210856
Colta Specials
От редакции COLTA
Обращение к читателям
5 марта 2022121243
Colta Specials
Культура во время «военных операций»
Нужны ли сейчас стихи, выставки и концерты? Блиц-опрос COLTA. RU
3 марта 2022111609
Общество
Почему вина обездвиживает, и что должно прийти ей на смену?
Философ Мария Бикбулатова о том, что делать с чувствами, охватившими многих на фоне военных событий, — и как перейти от эмоций к рациональному действию
1 марта 202290362
Общество
Родина как утрата
Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины
1 марта 202266487
Литература
Often you write das Leid but read das Lied
Англо-немецкий и русско-украинский поэтический диалог Евгения Осташевского и Евгении Белорусец
1 марта 202267488
Общество
Письмо из России
Надя Плунгян пишет из России в Россию
1 марта 202277412
Colta Specials
Полифонические свидетели конца и начала. Эссе Ганны Комар
В эти дни Кольта продолжает проект, посвященный будущему Беларуси
1 марта 202262366
Театр
Случайность и неотвратимость
Зара Абдуллаева о «Русской смерти» Дмитрия Волкострелова в ЦИМе
22 февраля 202251065
Как на самом деле выглядят космические пришельцы | by The Friedel Chronicles
Если вы следили за «Звездным путем», одним из самых успешных сериалов всех времен, вы сталкивались с пришельцами из других звездных систем. Как те, что показаны ниже. Возможно, это привело вас к выводу, что разумные формы жизни по всей галактике всегда будут развиваться в гуманоидных формах.
Такое разнообразие! Пришельцы из «Звездного пути», разумные формы жизни, развившиеся в других звездных системах нашей галактики. Это удивительно точное описание того, как такие существа НЕ будут выглядеть.
Главным отличием земного гомо сапиенса, по-видимому, являются лбы инопланетян, демонстрирующие невероятное, часто отталкивающее разнообразие. Столько разных лбов у 300 миллиардов звезд нашей галактики.
Мне было трудно принять это, даже заядлому фанату «Звездного пути» (в ранней юности). Дело было не только в гуманоидном теле и чертах лица, но и в скрещивании. Предполагается, что Спок является продуктом союза жителей планет из двух разных звездных систем. Отец с Вулкана, тройной звездной системы 40 Эридана, мать с Земли, которая вращается вокруг Солнца. Люди с таких отдаленных планет даже не будут использовать ДНК в качестве носителя для хранения генетической информации. Скрещивание казалось мне маловероятным — все равно, что спаривание африканского носорога с кубиком дрожжей. Нет, подождите: гораздо более маловероятно. У дрожжей такая же репродуктивная система, основанная на двойной спирали ДНК, как и у всех высших форм животных Земли, которые развивались более полумиллиарда лет.
На каком-то этапе некоторые виды начали двигаться к разуму и разуму, и, несмотря на то, что они делят с нами до 99% своей ДНК, эти животные значительно более разнообразны, чем примеры из «Звездного пути» выше.
Человекообразные обезьяны могут считать с удивительной скоростью; афалин ловко подгоняет рыбу, чтобы поймать, и использует голосовые «слова» для обозначения объектов; у слонов самый большой мозг в животном мире, и они обладают самосознанием; собаки умны, но свиньи еще умнее; Африканские серые попугаи демонстрируют абстрактные логические рассуждения; вороны так же умны, как приматы, и могут выполнять сложные планы; осьминоги могут решать и запоминать лабиринты; младенческие люди планируют, используют инструменты и могут общаться, используя абстрактные голосовые звуки. Эти разумные, более или менее разумные существа сильно различаются по форме и размеру, хотя они эволюционировали в единой планетарной среде. Вот подборка умных животных в действии.
И не заводите меня о неразумных формах жизни, вот некоторые из глубин залива Монтерей
Приложение: Недавно (в марте 2020 года) я наткнулся на действительно удивительное и трогательное видео, в котором шимпанзе из зоопарка пытается научить человека посетители, как сделать доступным для него газированный напиток:
Посмотрите, как шимпанзе пытается рассказать посетителям, как и куда наливать газировку.
Он видит, что они не понимают, и на 1 мин 10 сек видео придумывает, как лучше объяснить: берет тонкую веточку и протыкает ею рамку разделительного стекла, чтобы показать им, где дырка. Посетители кричат: «Ааааа!» — и он приказывает им продолжать наливать. У меня были слезы на глазах, когда я увидела все это. Разговор о разумном!
Теперь я понимаю ограничения кино, особенно в конце 1960-х, когда был запущен сериал Джина Родденберри. В то время компьютерной графики не было, это должны были быть «Люди в костюмах» (название моей статьи об исторических и современных Годзиллах). Но технологии и кинематографическое искусство развивались, и вскоре у нас появились инопланетяне, которые выглядели более правдоподобно.
Одним из моих первых фаворитов был фильм «Чужой, », снятый в 1979 году Ридли Скоттом. Существа, которых встречает экипаж космического буксира «Ностромо», созданы по эскизам швейцарского художника Ганса Руди Гигера. Интересен его Космический жокей (слева), но почему у этого пришельца из другой звездной системы череп, глаза, уши, руки и кисти очень близки по конструкции к homo sapiens — плечи, сухожилия, мышцы и пальцы точно такие же отражение. Немногие существа на планете Земля подходят к людям ближе, чем эти Инопланетянин существ, по крайней мере в туловище и придатках. Продолжение, невообразимо названное Aliens, , немного более убедительно, но все же не то, что я ищу.
Книги по фантастике справились с задачей лучше, чем эти фильмы — инопланетных существ проще изобразить словами, чем снять их на видео, тем более без компьютерной анимации. На протяжении десятилетий авторы научной фантастики давали волю своему воображению. Вот некоторые из моих любимых:
«Кукловоды» из 9 Ларри Нивена.0023 Known Space Научно-фантастический сериал представляет собой трехногих существ с массивным туловищем, в котором безопасно находится мозг. Придатки похожи на руки, но со ртом и глазами. Они используются для ловких манипуляций с предметами. Кукловоды — травоядные животные с продолжительностью жизни в сотни лет. У них есть три пола, два мужских и неразумная «женская», которая дает потомство. Кукловоды технологически чрезвычайно продвинуты, но трусливы и скрытны, одержимы собственной безопасностью, никогда не раскрывая, где находится их родной мир. Они очень манипулятивны и спровоцировали межзвездные войны, чтобы уничтожить агрессивные виды в пользу более послушных.
В начале 1980-х мой друг и наставник Джон Нанн посоветовал мне прочитать «Яйцо дракона » Роберта Форварда. — Это о жизни на нейтронной звезде, — беззаботно сказал он. Я сказал ему, что только что произнесенная фраза откровенно абсурдна, но книгу все же купил. Он до сих пор хранится в моей коллекции научной фантастики, что доказывает эта картина.
Нейтронная звезда Яйцо Дракона населена чилами (вставка), которые обычно совершенно плоские и круглые, но могут по желанию отращивать щупальца. Когда человеческая экспедиция приближается к нейтронной звезде, чила все еще находится на примитивной, дикой стадии своего развития. Они начинают поклоняться новой звезде на небе и зажигают для этого «костры». Корабль обнаруживает их активность и понимает, что звезда населена разумными пришельцами.
Яйцо Дракона, гравитация которого в 67 миллиардов раз превышает земную, вращается пять раз в секунду, а чила размером с кунжутное семя живет намного быстрее, чем люди. Их «день» составляет около 0,2 земных секунды, а средняя продолжительность жизни чила составляет около 40 минут. Вскоре они изобретают письменность для отправки сообщений на космический корабль, но общение очень утомительно, когда вы живете в миллион раз быстрее, чем люди. Последние начинают загружать свою бортовую библиотеку, а чила используют эту информацию для дальнейшего развития, пока полностью не превзойдут людей в науке и технике. На это ушло много поколений чила, но по человеческим меркам всего несколько дней.
Книга Форварда все еще доступна, ее интересно и увлекательно читать. Если вы хотите углубиться в экзотические формы, попробуйте « Солярис» Станислава Лема , , в котором разумный инопланетянин представляет собой единый организм, океан геля, покрывающий всю планету. Никакого странного лба.
Если, с другой стороны, вы ищете более практичных, но реалистичных инопланетян, здесь, на Pinterest, их множество от разных художников. Обратите особое внимание на работы К. М. Косемена, которые я считаю выдающимися.
Косемен — художник и независимый исследователь, родившийся в Анкаре, Турция. Он учился в Корнельском университете, стамбульском университете Сабанчи и лондонском Голдсмитс-колледже. Сферы его интересов включают сюрреалистическое искусство, историю Средиземноморья, палеонтологию, эволюцию, зоологию и визуальную культуру. Его искусство экспонировалось на выставках по всему миру. Вы можете прослушать 30-метровую видеолекцию Косемена о проектировании инопланетных форм жизни.
Образец «гаплобрахид» Косемена, группы мелких хищников, у которых нет рук и ног, но есть придатки, торчащие прямо из плечевых и тазобедренных суставов. У этого человека богатое воображение.
Читайте также: Годзилла — Мужчины в костюмах
Как должны выглядеть инопланетяне? 6 экспертов взвешивают
Эта история была впервые опубликована 20 октября 2017 года и является частью нашей серии Cosmos Classic.
Как бы выглядели инопланетяне? Это более серьезный вопрос, чем кажется на первый взгляд. Сможем ли мы распознать внеземную жизнь, если найдем ее? Как мы увидим, не все эксперты согласны с этим.
1: Брайан Кокс: фиолетовая слизь
Кокс предполагает, что жизнь во Вселенной, вероятно, изобилует. Однако разумная жизнь — это другое дело.
В своей книге 2015 года « Человеческая Вселенная » (написанной совместно с Эндрю Коэном) Кокс пишет, что существует ощущение «химической неизбежности» жизни во Вселенной. Но добавляет, что сложная жизнь на Земле возникла только после появления эукариот — клеток, содержащих органеллы.
Исследования показывают, что эукариоты развились в результате того, что одна примитивная клетка, называемая прокариотом, как и бактерия, поглотила другую два миллиарда лет назад. (Митохондрии и хлоропласты являются потомками независимых прокариот, вступивших в симбиотические отношения с более крупными клетками.)
Появление эукариот на Земле было маловероятным событием. Кокс называет это «эволюционным узким местом» и считает, что это настолько необычно, что это могло произойти только один раз во Вселенной.
«Можно легко представить, что 20 миллиардов похожих на Землю миров в Млечном Пути могут быть покрыты прокариотической слизью», — пишет он. «Живая галактика, да, но галактика, наполненная разумом? … Я не уверен.»
Брайан Кокс выступает на фестивале Hay в 2011 году. Фото: Дэвид Левенсон / Getty Images.
2: Chandra Wickramasinghe: бактерии
Вместе с покойным Фредом Хойлом, математиком, астрономом и астробиологом Wickramasinghe разработал астробиологическую теорию, известную как панспермия, согласно которой жизнь на Земле появилась в виде микробов, путешествующих в космосе на метеорах и межзвездной пыли.
Он предполагает, что микробная жизнь могла появиться в период Гадея, четыре миллиарда лет назад, когда на планету упало множество маленьких метеоритов.
В статье, опубликованной в августе 2017 года, он предполагает, что инопланетяне также могли быть отложены на Луне. По его словам, недавние доказательства, указывающие на присутствие воды, «снова открывают возможность того, что микробная жизнь может существовать вблизи лунной поверхности».
3: Пол Дэвис: неописуемо
В статье 2016 года «Сложная проблема жизни », написанной совместно с Сарой Имари Уокер, астробиолог Пол Дэвис начинает с хорошо известной проблемы. Учитывая, что вся жизнь на Земле произошла от одного общего предка, у нас нет возможности узнать, какие ее аспекты являются законопослушными — присущими всей жизни во всей Вселенной — и какие специфичны только для нашей собственной биосферы.
Из этого следует, что жизнь в другом месте не обязательно должна включать земную биологию или химию. В самом деле, пишут Дэвис и Уокер, вполне возможно, что это «нельзя в конечном счете свести к известным физическим принципам».
Пара предположила, что по-настоящему необходимым для жизни является информация, которая каким-то образом «заправляет всем».
Те вещи, которые мы считаем фундаментальными — репликация и метаболизм — могут быть чертами только «землеподобных» биологий. Существует риск того, что если мы когда-нибудь столкнемся с инопланетянином, мы можем не распознать его, потому что нам не хватает «универсального набора критериев для его идентификации».
Получайте новости о научных новостях прямо на свой почтовый ящик.
Впечатление художника от вида поверхности планеты Проксима b, вращающейся вокруг красного карлика Проксимы Центавра, ближайшей звезды к Солнечной системе. Проксима b немного массивнее Земли и вращается в обитаемой зоне вокруг Проксимы Центавра, где температура подходит для существования жидкой воды на ее поверхности. Кредит: ЕСО
4: Крис Хэдфилд: странно знакомый
Командующий Международной космической станцией в отставке считает, что причудливые окаменелости с мягким телом возрастом 500 миллионов лет, найденные в канадских сланцах Берджесс, содержат некоторые подсказки.
«Это так сильно отличается от той жизни, к которой мы привыкли, — говорит он. «На протяжении четырех миллиардов лет жизни на Земле проводились такие дикие эксперименты».
Мы можем найти жизнь на Марсе, Энцеладе или Европе, отмечает он, и это может выглядеть как организм, вымерший во время массового вымирания здесь, внизу.
«Но я могу ошибаться, — добавляет он. «Некоторые из странных примеров, которые они придумали в «Звездном пути», могут быть лучшим представлением».
5: Джейсон Райт: высококвалифицированные строители и инженеры
Инопланетная жизнь может быть обнаружена в виде крошечных микробов в почве или признаков передовых технологических цивилизаций. Предоставлено: Марк Уорд / Stocktrek Images / Getty Images
Райт, астрофизик из Пенсильванского государственного университета в США, предполагает, что нам нужно искать то, что строит инопланетянин.
Он предлагает сосредоточить поиск разумных инопланетян на экзопланетах. Однако вместо того, чтобы искать следы биологии, нам следует искать технологии.
Мы должны искать гигантские машины, которые, скорее всего, «обнаружатся по отработанному теплу в среднем инфракрасном диапазоне».
Такие структуры, по его словам, могут включать в себя огромные коллекторы энергии (известные как сферы Дайсона), спутники и защитные щиты.
Их поиски, отмечает он, не обязательно должны быть дорогими. В любом случае, поиск может «совмещаться с работой, которая, вероятно, произойдет в будущем, поскольку в ходе экзопланетной науки обнаруживаются природные аномалии».
6: Нил де Грасс Тайсон: невелик, и, надеюсь, уделяет внимание
В своей книге « Смерть от черной дыры » (2005) Тайсон говорит, что микробная жизнь, возможно, гудит по всей вселенной.
С другой стороны, разумная жизнь, скорее всего, будет очень редкой. Однако принцип Коперника — ключевая идея о том, что мы и наша планета не особенные — подразумевает, что она должна быть где-то рядом.
Тайсон говорит, что инопланетянин должен быть ограничен максимальным размером. Она не может быть такой же большой, как Солнечная система — 10 световых лет в поперечнике. Даже если предположить, что нервные импульсы движутся со скоростью света, «если бы он хотел почесать голову, то на это простое действие ушло бы 10 часов».
Он надеется, что некоторые разумные инопланетяне отправляют сообщения в космос, а не сканируют, как мы, в надежде услышать инопланетную передачу. В противном случае, пишет он, «все бы слушали, никто бы не принимал, и мы все вместе пришли бы к выводу, что во Вселенной нет другой разумной жизни».
Эндрю Мастерсон
Эндрю Мастерсон — бывший редактор Cosmos.
Читайте научные факты, а не вымысел…
Никогда не было более важного времени для объяснения фактов, лелеять знания, основанные на фактических данных, и демонстрировать последние научные, технологические и инженерные достижения. Cosmos издается Королевским институтом Австралии, благотворительной организацией, призванной связывать людей с миром науки. Финансовые взносы, большие или малые, помогают нам предоставлять доступ к достоверной научной информации в то время, когда мир больше всего в ней нуждается. Пожалуйста, поддержите нас, сделав пожертвование или купив подписку сегодня.