Леонардо да Винчи - Феномен гениальности. Леонардо да винчи что он сделал


Кем был Леонардо да Винчи?

Каким необычным, странным и удивительным можно назвать появление Леонардо да Винчи на нашей матушке Земле. Это были такие далекие от прогресса времена!

Мощный багаж разносторонних знаний и навыков, которым он обладал, меня поражает. Мне всегда казалось, что Леонардо - человек из будущего, немыслимым образом оказавшийся в эпохе Возрождения.

Кем являлся Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи, конечно же, был гением. Великим и неповторимым. Родился Леонардо в 1452 году, в Тоскане. Удивительно, но его матерью была простая девушка Катарина, а отцом - благородный Пьеро да Винчи. Мальчика в три года забрал к себе отец, потому как жениться на девушке не своего круга он не мог.

И, возможно, мы должны быть благодарны отцу и его решению отдать мальчика на обучение Андреа Верроккьо. Здесь Леонардо получил базовые знания в технических науках, гуманитарных, научился искусству выделки кожи, основам работы с химическими реактивами и металлом. И, несомненно, искусству скульптуры и живописи.

Многогранность таланта

Талант и гений Леонардо не ограничивались определенными рамками искусства. Он гениален практически во всем. Он был:

  • Художником.
  • Архитектором.
  • Изобретателем.
  • Ученым.
  • Писателем.
  • Музыкантом.
  • Скульптором.

Нам известны его божественные полотна, которые не потеряют свою ценность никогда: " Тайная вечеря", "Мона Лиза", "Мадонна в гроте".

Он создал свой примечательный рисунок "Витрувианский человек", в основе которого лежит принцип "золотого сечения". Он подтвержден современными учеными, как основная математическая формула построения Вселенной.

Открытия, обогнавшие время

Мистика открытий, обогнавших время, не поддается объяснению.

Леонардо разработал прототипы велосипеда, мобильного моста, парашюта, летательного аппарата, и даже танка и пулемета. А весь мир не был готов к такому прорыву. Его гениальные изобретения так и остались в его дневниках и записях.

Если вы будете в Риме, обязательно посетите музей Леонардо. Кем был Леонардо да Винчи, невозможно осмыслить и переоценить. Прикоснитесь к его творчеству, окунитесь в феноменальный мир гения!

travelask.ru

Леонардо Да Винчи, биография, причины известности.

Самый необыкновенный гений во всей истории человечества. За свою историю жизни он сумел заложить фундамент современной ботаники, анатомии, архитектуры, инженерии, при этом не являясь ни одним из них. Полет его мысли опережал время на долгие столетия. Его картины были и остаются уникальны и мистически привлекательными. Он был едва ли не первым последовательным реалистом в живописи. Возможно, его наблюдения за природой и исследования были причиной его невероятной детальности и точности.

Детство

15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском поселке появился на свет величайший художник и деятель науки Леонардо да Винчи. Таинственность охватывала его с первых дней его существования. Являясь внебрачным отпрыском юного юридического представителя Пьеро да Винчи и никому неизвестной крестьянки Катерины. Его отец будучи из знатного рода позже женился повторно на дворянке но брак был бездетный. Через некоторое время огорченный этим он создал новую семью с другой супругой. В последствии всех браков насчитывалось 11 детей в семье Пьеро. В юные годы будущий гений отличался от своих сверстников хорошо сложеным телом, необычайной привлекателностью и жаждущим знаний разумом. Уже тогда было заметно его необычное отношение к миру и восприятие окружающего в другом ракурсе. Он проводил много свободного времени на природе изучая окружающую его среду.

Образование

Несмотря на это образование, полученное им, было весьма поверхностным. Но это не мешало юному дарованию уже к 15 годам освоить пение, игру на лире, рисование и делать большие успехи в математических науках. В отрочестве да Винчи стал подмастерьем у знаменитого в то время художника – Андреа дель Верроккьо. Процесс обучения приносил удовольствие обоим так как их взгляды на жизнь совпадали. Звание мастера живописи было дано ему в 1472 году, еще четыре года после этого он не покидал своего учителя желая завершить все совместные проекты. Однако именно в этот период его жизни у него появилась привычка не доводить работы до конца.

Личная жизнь

Жизнь гения была окружена людьми. Друзья и ученики окружали его на протяжении всего жизненного пути. А вот дела сердечные покрыты занавесом тайны, как и многие аспекты его жизни. Леонардо настолько тщательно скрывал эту часть своей жизни что ходили слухи что он мужеложец. Некоторые верили в его близкую связь с его учениками. Модель для шедевра «Дама с горностаем» так же была любовницей живописца по некоторым теориям. Все же принято считать что он был увлечен природой и наукой настолько что был не заинтересован в отношениях какого либо вида.

Начало творческого пути

В 1481 году молодой Леонардо получил заказ положивший начало его послужному списку «Поклонение волхвов» для жертвенника богомольни близ Флоренции. К сожалению эта работа не дождалась своего завершения, однако он сделал достаточно большой шаг что бы речь о нем пошла как о талантливом новаторе. В этот период он переехал в Милан служить придворным дворянина Людовико Сфорца где он прожил 20 лет. Будучи военным советником, он создает разработки «закрытых повозок» (будущий танк) и многозарядное оружие на оборачивающейся основе (прообраз пулемета). К сожалению инженерно- технические проекты да Винчи опережали мысли времени, в котором он жил, не вызывая доверия у современников. Сфорца не забывал и художественном таланте своего подданного и заказал у него конную статую которая завершения не дождалась и подверглась утилизации. Фреска «Тайная вечеря» была заказана что бы стать украшением стен в богомольне Санта-Мария. Очень скудный опыт и знания в мастерстве фрески привело к экспериментальным составам пытаясь их улучшить. Этот опыт закончился катастрофой, не прошло и двух лет с момента создания картины как краска начала осыпаться, и теперь, это самые известные руины в истории искусства.

Биология и анатомия

Пытаясь понять строение природы, художник делал сотни зарисовок и записей по строению человеческого тела и животных. Эскизы, сделанные при вскрытии, были детально нарисованы. Кости, мышцы, сосуды и вены были изображены сотни тысяч раз. Его работы опережали время на сотни лет до недавнего времени превосходили даже современные пособники по анатомии.

Наука и инженерия

Взгляд его был всегда устремлен в небо, он пытался его постичь. Разрабатывая летательный аппарат, он изучал различные виды птиц и летучих мышей. Сначала он был нацелен на изобретения аппарата с крыльями приводимыми в движение руками человека. Позже начал делать зарисовки напоминающие современные вертолеты и парапланы. Им был изобретен парашют. Так же он был первым кто придумал первую схему подзорной трубы с двумя линзами.

Жизненный путь

Захват Милана войсками франции и смена власти принудили художника покинуть город. Возвративший в Флоренцию он около 1503 года дал жизнь творению под названием «Мона Лиза». Пожалуй, величайшему произведению искусства в западноевропейской живописи является именно эта картина. Не смотря на прошедшие столетия остается загадкой чей облик запечатлен на этом полотне и почему Леонардо да Винчи не отдал портрет заказчику и держал его у себя до самой смерти.1512 год стал причиной многих беспорядков, под натиском папского престола французские войска наконец-то покидают Милан, в связи с чем Леонардо отправляется в Рим. К сожалению его дурная слава рисовальщика, начинающего работу, но не завершающего ее стала камнем преткновения в работе с Папой Львом Х. Возможно причиной художественного «простоя» стало появление на рынке Микеланджело и Рафаэля которые работали намного быстрее. Впрочем, Леонардо не смотря ни на что имел известность гениального творца и Французский монарх Франциск I, будучи его поклонником пригласил гения в свои владения.

Последние годы жизни

Приняв титул «первого художника, инженера и архитектора» он в свои 60 лет занялся отнюдь не картинами, а рукописями. Его мечтой стало опубликовать свои дневники, в которых он описывал свое понимание мира и необычность полета своей мысли. К сожалению, ему это сделать не представилось возможным. В возрасте 67 лет умер человек по праву называвшийся гением. Он был похоронен близ реки Луары на местном кладбище, уничтоженным с течением времени, могила его была утеряна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

theperson.pro

Удивительная история жизни Леонардо да Винчи

Выдающийся итальянский художник, ученый, инженер и анатом, один из видных представителей искусства и науки эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано, около города Винчи.

Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил после себя рукописи по многим областям знания. Он занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных.

Несмотря на то, что некоторые шедевры Леонардо, например «Джоконду», знают все, можно привести и малоизвестные факты его жизни и творчества. Например, что матерью Леонардо была простая крестьянка, он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией.

1. Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

2. Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

3. Есть основания считать, что Леонардо был гомосексуалистом. Когда художник учился в мастерской Вероккио, его обвинили в домогательстве к мальчику, который позировал ему в его работах. Суд оправдал его.

4. По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

5. По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

6. Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» — это автопортрет Леонардо.

7. Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

8. Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

9. Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester — собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

10. Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

11. Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

12. Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий — исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

13. Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) — этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

14. Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет.

Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

15. В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

16. Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

17. В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

18. Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

19. Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

20. Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Источник

thejizn.com

Леонардо да Винчи: биография художника, кто такой

Знаменитый немецкий политик и философ середины и конца девятнадцатого века Фридрих Энгельс писал об эпохе Возрождения множество интересных вещей. К примеру, он сказал, что время «требовало титанов, нуждалось в них и даже породило таковых по страстности, силе натуры и широте мысли». Одним из подобных великих мыслителей и подвижников он считал Леонардо да Винчи. Ведь этот необычный человек был не только живописцем или математиком, конструктором или изобретателем, механиком, инженером или физиком. В нем сошлись все эти таланты, основой которых стал изобразительный. Но кем же он был на самом деле, как протекали его дни и сложилась судьба?

Загадочный Леонардо да Винчи: биография «бесполезного гения»

Если говорить только о живописи, то можно назвать этого видного деятеля подлинным инициатором знаменитого стиля Высокого Возрождения. Он был искусным рисовальщиком, скульптором, видел любой предмет в собственном свете, стал настоящим теоретиком изобразительного мастерства. Но в то же время, имея настолько мощный талант от провидения, он безусловно и непреклонно верил в силу человеческого интеллекта. Искусство было для него не целью, а средством. Способом познания мироздания и его законов, тайн природы, правил гармонии и красоты. Оно помогало ему производить научные изыскания, которые шагнули далеко вперед, намного опередив собственное время.

Интересно

Практически вся достоверная информация о Леонардо да Винчи почерпнута потомками из сочинения (жизнеописания) итальянского художника середины шестнадцатого века Джорджо Вазари. Именно в его труде имеет место рассказ о «поверженном учителе» Андреа дель Верроккьо, на полотне которого наш герой написал ангела, да так хорошо, что мэтр отбросил кисть и навсегда отказался рисовать картины.

Характеристика деятельности и открытий

Жизнь Леонардо да Винчи нельзя назвать простой. Ко всему, что он знал, умел и понимал, пришлось «доходить» самостоятельно. Он считал человека и его интеллект наиболее совершенным творением природы. В идеале – это гармонично и всесторонне развитая личность, живущая мирскими интересами, причем довольно далекими от того аскетизма, что чествовался во времена средневековья. Художник часто обращался к религиозным сюжетам в своих картинах, но трактовка получалась уже совершенно иной, новой, необычной.

В его персонажах, даже если они изображают божественных существ, легко угадываются простые люди с их прихотями и капризами, достоинствами и недостатками, добродетелями и грехами. Даже самые ранние работы мастера (Madonna Litta, Madonna Benois) в образе святой с дитям прославляют простую женщину, мать, со всеми ее земными и вполне доступными для понимания чувствами. В своих живописных работах да Винчи продолжает следовать именно такому взгляду.

«Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах», как и другие полотна, наполнены настоящей жизнью и человеческими эмоциями, волнениями, чувствами. При этом он никогда не забывал и о композиции, уравновешивая все детали для более гармоничного восприятия. Однако, кроме картин, художник оставил и другое богатое наследие – в одном только «Атлантическом кодексе» (записки Леонардо) более тысячи страниц подробных чертежей, зарисовок, схем механизмов в области термо- и аэродинамики, ботаники, музыки, математики.

Рождение и детство Леонардо

Начало пятнадцатого века было непростым временем для Европы. В основном жить приходилось за счет натурального хозяйства, а знать и аристократия порой сама не гнушалась заниматься ремеслами для повышения собственного уровня доходов. Год рождения Леонардо да Винчи известен точно – 1452-й, да и с числом проблем не возникает – 15 апреля. Произошло это в крохотной деревушке Анкиано, что близ города Винчи, рядом с Флоренцией. Такие точные сведения удалось сохранить для потомков потому, что после появления на свет крохотного малыша его дед, Антонио, сделал запись в своем дневнике. Там он говорил о рождении внука от сына Пьеро и его жены Катерины.

Существует мнение, будто крестьянская девушка была вывезенной турками славянкой, откуда настолько аутентичное имя, а вот отец да Винчи совершенно точно работал нотариусом. Никакой семейной идиллии не было: отец вскоре повторно женился на знатной и богатой девушке, а малыш остался на попечение матушки. Оказалось, что несмотря на положение и состояние, жена папы была бесплодной. В возрасте трех лет мальчишку взяли к ним в дом в качестве наследника.

С ранних лет разлученный с любимой матерью Леонардо всю жизнь старательно воссоздавал ее образ в своих работах. Жить с мачехой ему не пришлось – он воспитывался дедом, который дал ему достойное для того времени образование. Род да Винчи был довольно многочисленен и богат, а низкорожденные дети все равно остаются продолжателями фамилии, потому в судьбу будущего гения более состоятельные родственники внесли и свой посильный вклад.

Становление флорентийского художника

Когда сорванцу Леонардо исполнилось тринадцать, первая мачеха приказала долго жить. Отец снова женился, но вскоре опять схоронил супругу. В итоге он нажил двенадцать детей, кроме первенца, и счастливо «дотянул» до преклонного возраста. Сперва он усиленно пытался приобщить отпрыска к юриспруденции, однако законами общества юноша совершенно не интересовался. Зато он увлекался живописью, а его работы поражали реалистичностью даже в самой простой технике. Тогда через год парня решено было отдать в мастерскую Андреа ди Микеле Чони, больше известного под именем Верроккьо, во Флоренцию.

Там он учился не только рисованию, но и получил доступ к книгам, освоил многие гуманитарные науки, основы механики и инженерного дела. Работа с кожей, гипсом, математика и черчение, рисование и металлургия – все это он изучил охотно и легко. Именно в этой мастерской он получил возможность свести знакомство с такими мэтрами, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Аньоло ди Поло и другими. Уже к 1473 году художник Леонардо да Винчи получил квалификационное свидетельство в Гильдии Святого Луки (Sint-Lucasgilde) и стал настоящим специалистом.

Обзор карьеры Мастера скрытых знаков

После завершения обучения художник остался в мастерской учителя. Существует даже занимательная легенда о том, как Верроккьо перестал рисовать. Виной всему ангел, которого он доверил юному дарованию написать на своем полотне о крещении Иисуса. Тот якобы настолько понравился заслуженному мастеру, что тот забросил кисть далеко и обещал никогда больше ничего не рисовать, сраженный красотой и искусностью ученика. Было это приблизительно в семьдесят втором, а уже к семьдесят седьмому появились «Мадонна с вазой» и «Благовещение».

Стоит узнать

В 1476 году во Флоренции прогремело неприятное дело, после которого каждый узнал, кто такой Леонардо да Винчи, и вовсе не из-за его талантов. Сам художник и трое его приятелей – молодых живописцев – были привлечены по ложному доносу к ответственности за содомию. Суд вынес оправдательный приговор, но это впоследствии породило массу слухов и сплетен о гомосексуальности или бисексуальности.

По всей видимости, в городе да Винчи имел собственную мастерскую, в которой и работал, так как об этом в историческом материале довольно мало сведений. Зато картин и других работ в 80–99 годах было написано великое множество: «Мадонна в гроте», Витрувианский человек, «Портрет музыканта», «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Битва в Ангиари» и многие другие.

Обзор достижений и осмысление теории рисования

Для наших с вами современников Леонардо да Винчи в первую очередь – художник. Однако его теории и наброски простираются далеко за пределы сферы искусства, затрагивая практически все аспекты человеческой жизни.

  • Вероятно, кроме живописи, мастер увлекался еще и скульптурой. Исследователь университета Перуджи Карло Сиси утверждает, что отысканная им терракотовая голова лошади принадлежит именно руке этого великого человека. Однако работал он медленно, и никогда не считал рисование основным занятием, делом своей жизни.
  • Леонардо сам идентифицировал себя как механика и инженера, конструктора и разработчика, генератора новых идей.
  • Он сделал множество набросков и написал колоссальное количество заметок на тему анатомии и строения людей и животных, хотя при жизни никогда свои работы ввиду опасений обвинения в колдовстве. Он занимался вскрытием трупов и точным документированием строения организмов, что стало мощной основой в медицине для потомков.

Ему приписывают также первую разработку парашюта, танка и велосипеда, роботов, разнообразных катапульт и прожекторов. Считается, что двухлинзовый телескоп тоже придумал именно он. Он серьезно относился к теории в любом деле, не исключая и рисования. Да Винчи полагал, что тот, кто пытается применить практику без познания, «подобны моряку без компаса и штурвала». Потому он занялся созданием теории живописи, ведя свой дневник, куда регулярно заносил заметки о перспективе, цветосочетании, скульптуре, пропорциональности. Записей этих сохранилось более ста книжек. Повествование в них густо перемежается анекдотами, философскими отступлениями, баснями и крылатыми изречениями.

Последователи Леонардо

Многие художники эпохи Возрождения испытали сильное влияние гения этого великого человека. Некоторые на самом деле были его учениками, другие просто перенимали его неповторимый стиль максимальной естественности, игры светотени, реалистичности и объемности образов. Потому ломбардских живописцев того времени стали называть леонардески (leonardesco, leonardeschi), как и картины, что написаны в подобной «леонардовской» манере: полуулыбка, смягченные линии смуфато, миндалеподобные глаза, мягкие вьющиеся локоны). Можно отметить несколько наиболее известных имен.

  • Андреа Соларио.
  • Джованни Антонио Больтраффио.
  • Бернардино Луини.
  • Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци.
  • Чезаре да Сесто.

В свои лучшие годы Леонардо да Винчи старательно заносил советы и рекомендации последователям в специальные блокноты. Прославленный мэтр считал, что настоящий живописец должен сперва овладеть в совершенстве перспективой, подружиться с ней, познать истинную форму предметов, которые собирается перенести на холст. Следующим этапом он предлагал копировать уже созданные великими картины, и только после этого приступать к чему-то своему, индивидуальному и неповторимому. Однако мастер предостерегает от «слепого копирования»: стоящий за мольбертом не должен стать зеркалом для окружающего мира, но пропускать его сквозь себя, словно призма.

Интересные факты о скрытых посланиях картин

Поклонники конспирологических учений утверждают, что да Винчи не просто переносил на холст то, что видел вокруг, а «выписывал» послания для потомков. Насколько все это правда, доподлинно неизвестно, но разные гипотезы, связанные с этим фактом, выглядят правдоподобно.

  • Главная загадка – «Мона Лиза», улыбке которой посвящены многотомные научные труды. Совсем недавно обнаружилось, что в глазах девушки на картине под микроскопом можно обнаружить цифры и символы.
  • «Тайная вечеря» — еще одно полотно, полное загадок, словно ящик Пандоры бедами. Музыкант и композитор Джованни Мария Пала отыскал на нем (в положениях рук и ломтей хлеба) завершенное музыкальное произведение. Ватиканский историк Сабрина Сфорца Галиция думает, что в картине есть предсказание потопа и даже настоящего конца света в четвертом тысячелетии.
  • «Мадонна со святым Джованнино» представляет собой изображение девы Марии с младенцем Иисусом на руках, а также архангелом за спиной. Однако по странной случайности или задумке автора над левым плечом женщины парит поразительный дискообразный предмет, напоминающий неопознанный летающий объект (НЛО).
  • Диковинное полотно «Иоанн Креститель» с полностью «глухим» фоном (необычно для картин тех времен), заставляет зрителя сконцентрироваться на главной фигуре. Многие считают направленный вверх палец, полутени и странную, даже слегка зловещую улыбку персонажа указанием на далеко не самые смиренные мысли.

Таких нюансов и секретов в каждой работе Леонардо можно отыскать десятки, а порой даже и сотни. Скорее всего, их загадка так и останется для нас неразгаданной. Следует учитывать, что всем этим картинам уже более пяти сотен лет, потому тайные знаки потихоньку «тают», и вскоре от них мало что останется.

Изобретения и плодотворное изучение наук

Знать всего лишь живопись этого человека мало, ученый  да Винчи оказался не менее основателен и проницателен. Правда, мало изобретений мастера нашли применение в реальном мире при его жизни.

  • Единственное практическое изобретение – специальный механизм для пистолета под названием колесцовый замок. Он имел заводной механизм, наподобие часового, а конструкция оказалась такой удачной, что применялась еще в середине девятнадцатого века.
  • Он придумал перчатки вместо рукавиц для латников, что позволяло им стрелять из пистолета.
  • Мастер много и настойчиво работал с изобретением летательных аппаратов разнообразных конструкций. Считается, что прототип аэроплана и вертолета принадлежит именно да Винчи.
  • Художнику приписывают изобретение первого робота – механизм, «одетый» в рыцарские доспехи. Говорят, он умел вставать, садиться, двигать руками, ногами и шеей.
  • В течение всей жизни Леонардо занимался исследованиями строения тела человека, а также животных, делал вскрытия и зарисовки, но опубликовать свои наработки не имел возможности – за это было легко «загреметь» на костер.

Интересно

В 85-м году пятнадцатого столетия, сразу же по завершении вспышки ужасной эпидемии бубонной чумы в Милане, Леонардо представил завершенный проект «идеального», по его мнению, города. На схеме было продумано все до мелочей, от расположения улиц до стоковой канализации, что позволило бы уберечь людей от возможных проблем в будущем. В Норвегии недавно выстроили мост, который полностью соответствует тому, что дошел до нас в чертежах мастера. Он оказался настолько продуманным, что поразил даже инженеров двадцать первого столетия.

Письменное наследие Леонардо

Кроме изобразительного и изобретательского таланта, великий творец обладал еще и литературным даром. Дошли до потомков его записки в разобранном, хаотичном виде. Он писал левой рукой, потому почерк разобрать трудно, а ввиду давнего времени некоторые части текстов утрачены навсегда. После кончины художника его последователь Франческо Мельци выбрал из них то, что касалось живописи, и оставил сочинение Trattato della pittura.

Он имел хороший легкий слог, но литератором в полном смысле себя никогда не считал. В те времена сочинители писали в основном на латыни, а Леонардо вынес итальянский язык на суд общественности. Это был язык знати и интеллигенции, без изысков и прикрас, зато четкий, понятный и доступный для каждого. До наших дней дошло также около семи тысяч страниц рукописного дневника великого художника и ученого. Правда, находятся они в разных коллекциях, а некоторые их владельцы до начала двадцатого века даже не осознавали, какой клад имеют в своих руках.

Личная жизнь мыслителя и художника

О работах мастера известно много, хотя и они окутаны ореолом тайн и загадок, а вот о его семейной жизни, наоборот, практически нет сведений. Женат он никогда не был, по крайней мере, ни в одной церковной книге того времени нет ни единого упоминания об этом. Связей с женщинами в исторических сводках тоже не обнаружено, да и сам ученый никогда об этом ничего не писал. Однако поговаривали, что он был влюблен в фаворитку миланского герцога Людовико Сфорца – Чечилию Галлерани, выписанную им в полотне «Дама с горностаем». Это была опасная связь, если она имела место, то понятно, почему да Винчи скрывал ее – за это можно было поплатиться головой.

Ходили слухи о гомосексуальных склонностях художника, якобы он любил мальчиков и проводил с ними все свое время. К примеру, называли имя ученика Джана Джакомо Капротти да Орено, более известного как Салаи. Однако никаких доказательств тому нет, только судебный процесс в юности, который вынес оправдательный приговор. Возможно, именно с него писалась знаменитая «Джоконда» и томный «Иоанн», больше похожий на греческого сатира. Существует версия, что Леонардо не имел совершенно никаких отношений с противоположным полом, потому так и остался девственником до самой смерти.

Завершение жизни Леонардо да Винчи

В 16-м мастер принял приглашение от короля Франции Франциска I и стал его придворным живописцем, архитектором, другом, собеседником, инженером и механиком. Правитель поселил его в своем любимом дворце Кло-Люсе, где вырос сам. Тут он уже почти ничего не писал, а занимался организацией приемов и празднеств. Позже у него отказала правая рука, но, к счастью, он был амбидекстром и одинаково умело владел и левой тоже. Состояние его постоянно усугублялось, а весь третий год он уже пролежал в постели, опекаемый слугами.

Двадцать третьего апреля 1519-го года было составлено завещание, а уже второго мая мастер скончался. Он прожил долгие и насыщенные событиями и свершениями шестьдесят восемь лет, оставив после себя грандиозное наследие. Говорят, что умер он на руках своего близкого приятеля короля, но подтверждений этому нет. Похоронили его неподалеку — в замке Амбуаз, где и сегодня стоит надгробная плита с эпитафией.

В память о великом энциклопедисте

Международный астрономический союз (IAU) в тридцать пятом году двадцатого века назвал именем мастера кратер на видимой стороне Луны, а также астероид (3000) Леонардо. Существует минерал, носящий имя давинчит, открытый российскими учеными в начале двадцать первого столетия. Писатели и поэты неоднократно обращались к его личности, к примеру, «Синьор да В.» американки Кит Рид описывает жизнь мастера в публицистической манере.

Разработчики компьютерных игр тоже не остались в стороне, и Леонардо является одним из персонажей знаменитой саги Assassin’s Creed, а именно: второй части и Brotherhood. В мультфильме о черепашках-ниндзя один из зеленых персонажей тоже гордо носит его имя. В 2013 году на экраны вышел сериал под названием «Демоны Да Винчи», главную роль в котором сыграл Том Райли. Также есть огромное количество документальных лент, посвященных этому великому человеку и его работам, которые стоит посмотреть каждому.

perstni.com

Леонардо да Винчи - История

 

 

Итальянский инженер, техник, ученый, математик, анатом, ботаник, музыкант, живописец, скульптор, архитектор, философ эпохи Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в городке Винчи, недалеко от Флоренции. Отец, сеньор, мессэр Пьеро да Винчи, был богатым нотариусом, так же как и четыре предыдущих поколения его предков. Умер Пьеро да Винчи в 77 лет (в 1504 г.), за свою жизнь имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда ему было 75 лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в его биографиях чаще всего упоминается некая "молодая крестьянка" Катерина.

 

 

В эпоху Возрождения к незаконнорожденным часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке. Леонардо сразу был признан своим отцом, но после рождения был отправлен вместе с матерью в деревню Анхиано. В 4 года его забрали в семью отца, где он получил наачльное образование: чтение, письмо, математика, латынь. Одна из особенностей Леонардо да Винчи - его почерк: Леонардо был левша и писал справа налево, переворачивая буквы так, что текст легче было читать с помощью зеркала, но если письмо было адресовано кому-либо, он писал традиционно. Когда Пьеро было за 30, он переехал во Флоренцию и обосновал там свое дело. Чтобы найти работу для сына, отец привез его во Флоренцию. Будучи незаконно рожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом и отец решил сделать из него художника. В то время художники, считавшиеся ремесленниками и не принадлежавшие к элите, стояли чуть выше портных, но во Флоренции испытывали к живописцам гораздо больше почтения, чем в других городах-государствах.

 

В 1467-1472 Леонардо обучался у Андреа дель Верроккио - одного из ведущих художников того периода - скульптора, бронзолитейщик, ювелира, устроителя праздненств, одного из представителей Тосканской школы живописи. Талант Леонардо-художника был признан учителем и публикой, когда юному художнику едва исполнилось двадцать лет: Верроккьо получил заказ написать картину "Крещение Христа" (Галерея Уффици, Флоренция), второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для живописи в то время использовались темперные краски - яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент - и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул писать фигуру своего ангела и пейзаж недавно открытыми масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккио сказал, что "его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо". Он овладевает несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо.

 

 

В 1472 Леонардо был принят в гильдию живописцев - гильдию Святого Луки, но остался жить в доме Верроккио. Собственную мастерскую во Флоренции он открыл между 1476 и 1478 годами. 8 апреля 1476 Леонардо да Винчи по доносу был обвинен в садомее и арестован вместе с тремя друзьями. В то время во Флоренции садомея была преступлением, а высшей мерой было сожжение у столба. Судя по записям того времени, многие сомневались в виновности Леонардо, ни обвинителя, ни свидетелей так и не нашли. Избежать сурового приговора, вероятно, помогло и то, что среди арестованных был сын одного из вельмож Флоренции: был суд, но провинившихся отпустили после небольшой порки. В 1482, получив приглашение ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что Сфорца будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и не взлюбившие Леонардо. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". Великолепные праздники работали на преумножение славы герцога Лодовико. За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора и инженера. Одновременно Леонардо "работал на себя", занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за большую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.

 

В 1484-1485 годах около 50 тысяч жителей Милана умерло от чумы. Леонардо да Винчи, считавший причиной этого перенаселенность города и грязь, царившую на узких улочках, предложил герцогу построить новый город. По плану Леонардо город должен был состоять из 10 районов по 30 тысяч жителей, в каждом районе должна была быть своя канализация, ширина самых узких улиц должна была равняться средней высоте лошади (через несколько столетий Государственный совет Лондона признал предложенные Леонардо пропорции идеальными и отдал приказ следовать им при разбивке новых улиц). Проект устройства города, как и многие другие технические идеи Леонардо, герцог отверг. Леонардо да Винчи было поручено основать в Милане академию художеств. Для преподавания он составил трактаты о живописи, свете, тенях, движении, теории и практике, перспективе, движениях человеческого тела, пропорциях человеческого тела. В Милане возникает Ломбардская школа, состоявшая из учеников Леонардо. В 1495 году по просьбе Лодовико Сфорца Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. 22 июля 1490 Леонардо поселил в своем доме юного Джакомо Капротти (впоследствии он стал звать мальчика Салай - "Демон"). Что бы ни вытворял юноша, Леонардо прощал ему все. Отношения с Салаем были самыми постоянными в жизни Леонардо да Винчи, не имевшего семьи (ни жены, ни детей он не хотел), а после его смерти Салай унаследовал многие картины Леонардо. После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан.

 

 

В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516). В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж. Леонардо да Винчи не любил долго спать, был вегетарианцем. По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции.

 

Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые былиинтересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 в замке Клу недалеко от Амбуаза (Турень, Франция).

 

Среди произведений Леонардо да Винчи - живопись, фрески, рисунки, анатомические рисунки, заложившие основу для появления научной иллюстрации, произведения архитектуры, проекты технических сооружений, записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), «Трактат о живописи» (Леонардо начал писать трактат еще в Милане по просьбе Сфорца, пожелавшего узнать, какое искусство более благородно - скульптура или живопись; окончательный вариант был составлен после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф.Мельци).

 

Живопись, рисунок:

 

за свою жизнь Леонардо да Винчи создал всего около двенадцати законченных картин

«Крещение Христа» (после 1470; картина Верроккио, Леонардо да Винчи создал фигуру ангела, расположенного в левом углу картины и пейзаж; Галерея Уффици, Флоренция) «Благовещение» (около 1474, картина; Галерея Уффици, Флоренция) «Мадонна с цветком» (картина, Мюнхенский музей) «Мадонна Литта» (картина, Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Мадонна Бенуа» (около 1478, картина; Эрмитаж, Санкт-Петербург) «Античный воин» (1475, рисунок, Британский музей) «Поклонение волхвов» (1481-1482, картина не закончена; подмалевок в Уффици) «Святой Иероним» (1481-1482, картина не закончена; с 1845 года - в галерее Ватикана) «Портрет музыканта» (картина не закончена; Амброзиана, Милан) "Мадонна в скалах" (1483-1494, картина; Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон) «Дама с горностаем» (1484; портрет Цецилии Галлерани - возлюбленной Лодовико Сфорцо) «Тайная вечеря» (1495-1497, фреска; трапезная доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие, Милан). Судя по записям самого Леонардо, для образа Христа он нашел двоих натурщиков: «Христос: граф Джованни, который служил при дворе кардинала де Мортаро... Алессандро Кариссимо из Пармы для рук Христа». В результате образ Христа стал обобщенным. Наиболее сложным оказалось создание образа Иуды: предшественники Леонардо зрительно отделяли фигуру Иуды, помещая ее на противоположный край стола от Христа и его одиннадцати учеников; Леонардо да Винчи расположил Иуду среди учеников, выделив его посредством жеста и символов - Иуда сжимает в руке кошелек с деньгами и ставит на стол соль, считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла. Натурщик для написания лица Иуды искался дольше, чем для других персонажей картины: чтобы нарисовать Иуду, Леонардо посещал миланские притоны, куда заглядывали преступники, и приор Санта Мария делле Грацие пожаловался герцогу Сфорца на его «лень». По легенде, Леонардо ответил, что он ищет лицо Иуды, но что если время поджимает, то он может воспользоваться лицом приора, которое очень подходит для этого. Первоначальный внешний вид фреска сохраняла не долго. Леонардо пришлось рисовать на каменной стене, поэтому он решил сперва покрыть ее специальным составом из смолы и мастики, чтобы защитить картину от сырости. В 1500 году случилось сильное наводнение и монастырь, располагавшийся в низине, был частично затоплен. Уникальная фреска начала разрушаться почти сразу после ее создания: краски стали отслаиваться. Кроме того, со временем на извести и на старом кирпиче начали проступать кислоты и соли. Некоторые исследователи утверждают, что одной из причин разрушения фрески стало и экспериментальное применение масла в смеси с темперой. Уже в 1556 году на фреске было почти ничего не видно, кроме пятен. В XVII и XVIII вв. фреска неоднократно реставрировалась, но неудачно. Последняя реставрация проводилась Мауро Пелличиоли между 1946 и 1954 годами, после которой фреске вернули сходство с оригиналом. «Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж) «Битва при Ангьяри» (1503-1506, фреска, зал Большого Совета в Палаццо Веккьо; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона и по эскизу, недавно обнаруженному в частном собрании в Японии) "Автопортрет" (около 1510-1513, сангина) «Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж) «Потоп» (около 1514-1516, цикл рисунков; итальянский карандаш, перо; Королевская библиотека, Виндзор).

Архитектура и градостроительство:

 

варианты «идеального города»; проект двухуровневых городских дорог: верхний уровень - для пешеходов, нижний - для движения экипажей, оба уровня предполагалось соединять винтовыми лестницами с площадками для отдыха; варианты центрально-купольного храма.

 

Медицина, биология, ботаника:

 

 

многие считают Леонардо да Винчи основоположником научной ботаники

Создание системы анатомических рисунков, использующихся и в современном обучении медиков. Система Леонардо да Винчи включала в себя показ объекта в четырех видах, в том числе изображения органов и тел в поперечном разрезе; все рисунки были настолько ясны и убедительны, что никто больше не мог отрицать значения рисунка в преподавании медицины. Изобретение метода анатомирования глаза Первое описание "законов зрения". Леонардо знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде, и проверил это с помощью изобретенной им камеры-обскуры. Первое описание клапана правого желудочка сердца, носящего его имя Изобретение техники просверливания мелких дыр в черепе умершего и заполнения расплавленным воском полостей мозга в целях получения отливок Изобретение стеклянных моделей внутренних органов Первое описание законов филлотаксии, управляющих расположением листьев на стебле Первое описание законов гелиотропизма и геотропизма, описывающих влияние солнца и гравитации на растения Открытие возможности определения возраста растений с помощью изучения структуры их стеблей, а возраста деревьев - по годовым кольцам

Механика, оптика:

Проекты металлургических печей Проекты прокатных станов Проекты печатных машин. Листы бумаги, обычно загружаемые в печатные прессы вручную, загружались туда автоматически Проекты деревообрабатывающих машин Проекты ткацких станков Машина для производства напильников Машина для производства металлических винтов Машина для производства веревки Машина, пробивавшая дыры в заготовках и чеканившая монету Проект подводной лодки Проект "танка" - конструкции, приводимой в движение восемью воинами, находившимися внутри, и снабженной двадцатью пушками Проект парового ружья - архитронито. В ружье происходил быстрый выброс пара, обеспеченный вмонтированным в ствол клапаном. Пар мог посылать пулю на расстояние 800 метров. Проекты летательных аппаратов и парашюта Проекты каналов и ирригационных систем, проект соединения Флоренции и Пизы посредством канала. Проект механического вертела для приготовления мяса. К вертелу было присоединено подобие пропеллера, который должен был вращаться под действием потоков нагретого воздуха, идущих вверх от огня. К ряду приводов длинной веревкой был прикреплен ротор, усилия передавались на вертел с помощью ремней или металлических спиц. Чем сильнее разогревалась печь, тем быстрее вращался вертел, что предохраняло мясо от подгорания. Инструмент для измерения интенсивности света. Фотометр, нарисованный Леонардо, не менее практичен, чем предложенный американским ученым Бенджамином Румфордом три столетия спустя. Проект лыжеподобных башмаков для хождения по воде Перепончатые перчатки для плаванья Вращающийся вытяжной колпак для дымоходов Вращающиеся мельницы для производства тонких, унифицированных листов металла Проект переносных разборных домов Шлифовальные машины Масляная лампа со стеклянной сферой, наполненной водой для усиления яркости света Разрозненные формулировки принципа инерции, который на протяжении многих лет назывался принципом Леонардо (позднее в сформулированном виде - закона инерции - первого закона Ньютона): «Ничто не может двигаться само собой, движение вызвано воздействием чего-то другого. Этим другим является сила», «движение стремится к сохранению, или, скорее, движущиеся тела продолжают двигаться до тех пор, пока в них продолжает действовать сила движителя (начального импульса)»

Великий флорентиец - самый бесспорный гений человечества. Леонардо творил в ХV веке, однако его произведения не просто сохранились до сих пор, чудо в том, что они еще и развиваются как бы сами по себе. Такой живительный импульс вдохнул автор в, казалось бы, неодушевленные предметы! Как?

 

1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них "дозреет". Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

 

2. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

 

3. Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая "мельница" дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

 

4. Леонардо любил использовать правило контрапоста - противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

 

5. Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - "незавершенка". Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

 

 

Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середие XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалерии, что даже отразилось на конструкции лат, а именно: максимилиановские доспехи ради стрельбы из пистолетов стали делать с перчатками вместо рукавиц. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.

 

Но, как это часто бывает, признание к гениям приходит спустя века: многие его изобретения были дополнены и модернизированы, а сейчас используются в повседневной жизни.

 

Например, Леонардо да Винчи создал устройство, способное сжимать воздух и прогонять его по трубам. У этого изобретения очень широкий спектр применения: от разжигания печей до … вентиляции комнат.

 

Леонардо — не первый ученый, которого заинтересовала возможность человека долгое время оставаться под водой. Например, Леон Баттиста Альберти планировал поднять некоторые римские суда со дна озера Неми. Леонардо же пошел дальше просто планов: он создал проект водолазного костюма, который изготавливался из водонепроницаемой кожи. Он должен был иметь большой нагрудный карман, который заполнялся воздухом для увеличения объема, что облегчало подъем водолаза на поверхность. Водолаз у Леонардо был снабжен гибкой дыхательной трубкой, которая соединяла его шлем с защитным плавучим куполом на поверхности воды (сделанным, предпочтительно, из тростника с кожаными соединениями).

 

Общеизвестно, что Леонардо да Винчи также разработал чертеж «предка» современного вертолета. Радиус винта должен был составлять 4,8 м. По плану ученого он имел металлическую окантовку и полотняное покрытие. Винт приводился в движение людьми, которые шли вокруг оси и толкали рычаги. «Я думаю, что если этот винтовой механизм добротно сделан, то есть сделан из накрахмаленного полотна (во избежание разрывов) и быстро раскручен, то он найдет себе поддержку в воздухе и взлетит высоко вверх», — писал да Винчи в своих работах.

 

Одна из самых необходимых вещей для обучения человека плаванию — спасательный круг. Это изобретение Леонардо осталось практически без изменений.

 

Для ускорения плавания ученый разработал схему перепончатых перчаток, которые со временем превратились в общеизвестные ласты.

 

Трудно поверить, но для облегчения труда рабочих Леонардо придумал… экскаваторы, которые скорее были предназначены для подъема и транспортировки вырытого материала, чем для рытья как такового. Как предполагают ученые, экскаваторы могли быть нужны для проекта отведения реки Арно. Предполагалось вырыть ров шириной 18 м и длиной 6 м. Рисунки изобретателя дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами на двух или более уровнях экскавации. Стрелы крана развертывались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

 

Один из самых знаменитых рисунков Леонардо представляет древние разработки автомобиля. Самодвижущаяся телега должна была двигаться с помощью сложного арбалетного механизма, который передавал бы энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имели дифференцированные приводы и могли двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

 

Некоторые изобретения ученого человечество отваживается испытать только сейчас: например, в норвежском городке Ас в 2001 году был открыт 100-метровый пешеходный мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Это был первый случай за 500 лет, когда архитектурный проект Мастера, намного опередившего свое время, получил реальное воплощение..

 

Леонардо да Винчи спроектировал это сооружение для турецкого султана: мост должен был быть перекинут через залив Золотой Рог в Стамбуле. Если бы проект был реализован, этот мост был бы самым длинным мостом своего времени — его длина составляла 346 метров. Однако Леонардо не удалось реализовать свой проект — султан Баязет II отказался от предложений флорентийского художника.

 

Правда, новый мост уступает своему средневековому прототипу в длине — 100 м вместо 346 — однако он в точности повторяет все конструкторские и эстетические достоинства проекта Леонардо. Этот мост служит в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 м над автострадой Е-18, в 35 км к югу от Осло. При его строительстве пришлось поступиться только одной задумкой Леонардо да Винчи — в качестве строительного материала было использовано дерево, тогда как 500 лет назад мост планировалось построить из камня.

 

В 2002 году в Великобритании также было воссоздано одно из изобретений великого Леонардо да Винчи: в небе над графством Суррей был успешно испытан прообраз современного дельтаплана, собранный точно по его чертежам.

 

Испытательные полеты с холмов Суррея осуществила дважды чемпион мира по дельтапланеризму Джуди Лиден. Ей удалось поднять «протодельтаплан» да Винчи на максимальную высоту в 10 м и продержаться в воздухе 17 секунд. Этого было достаточно, чтобы доказать, что аппарат на самом деле работает.

 

Полеты были проведены в рамках экспериментального телевизионного проекта. Аппарат воссоздал по знакомым всему миру рисункам 42-летний механик из Бедфордшира Стив Робертс.

 

Средневековый дельтаплан напоминает сверху скелет птицы. Он сделан из итальянского тополя, тростника, сухожилий животных и льна, обработанного глазурью, полученной на основе выделений жуков.

 

Сама по себе летательная машина оказалась далека от совершенства. «Управлять ею было почти невозможно. Я летела туда, куда дул ветер, и не могла ничего с этим поделать. Наверное, так же чувствовал себя испытатель первого в истории автомобиля», — рассказала Джуди.

 

Как считал Леонардо да Винчи, «если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки, и высота — 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты». Испытать этот аппарат ему самому не удалось, тем не менее, в декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Спуск прошел успешно.

 

Источник:http://evolutsia.com/content/view/409/46/

 

Источник: http://gallerynikole.ru

history-persons.livejournal.com

Леонардо да Винчи - феномен гениальности

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

www.calculator888.ru

Леонардо да Винчи

Выдающийся итальянский художник, ученый, инженер и анатом, один из видных представителей искусства и науки эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи родился в 1452 году в селении Анкиано, около города Винчи.

Мать Катарина была простой крестьянской девушкой, отец Пьеро был богатым и знатным нотариусом. Отец вскоре женился на богатой благородной женщине, которая оказалась бесплодной. Пьеро забрал мальчика к себе на воспитание. Жил Леонардо у дедушки, в Италии в то время к рожденным вне брака детям относились почти как к законнорожденным.

Помимо известных всему миру полотен и скульптур, Леонардо оставил после себя рукописи по многим областям знания. Он занимался математикой, гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных.

Несмотря на то, что некоторые шедевры Леонардо, например "Джоконду", знают все, можно привести и малоизвестные факты его жизни и творчества. Например, что матерью Леонардо была простая крестьянка, он получил домашнее образование, виртуозно играл на лире, первым объяснил, почему небо синее, а луна такая яркая, был амбидекстром и страдал дислексией.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

«Да Винчи» — не фамилия. Это обозначение принадлежности к городку Винчи, где Леонардо родился. А настоящее полное имя переводится как «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Отец долгое время пытался приобщать мальчика к своему делу, но безуспешно. По легенде, путь художника и изобретателя начался с того, что господин Пьеро попросил Леонардо разрисовать щит знакомого крестьянина. Леонардо так реалистично нарисовал на нем голову медузы Горгоны, что отец испугался. Мальчика отдали на обучение в мастерскую Вероккьо, где он познал гуманитарные науки и научился черчению, рисованию, скульптуре и моделированию. В очень скором времени Леонардо превзошел своего учителя в живописи.

Леонардо да Винчи в 24-летнем возрасте привлекался к суду по иску о содомии (гомосексуализме). Его оправдали. Но, впрочем, до конца жизни Леонардо ни разу не был женат и неизвестно ни об одном его романе с женщиной.

В 1516 году да Винчи получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора. Он получил свободу творить и заниматься опытами, но при этом получал огромное жалование.

Есть основания считать, что Леонардо был гомосексуалистом. Когда художник учился в мастерской Вероккио, его обвинили в домогательстве к мальчику, который позировал ему в его работах. Суд оправдал его.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще одна теория, согласно которой, "Мона Лиза" - это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для "Тайной вечери". Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи" он писал: "Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой".

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией< (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника "Джоконду" из общего в специально оборудованный для нее зал. Для "Джоконды" отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет.

Решение переселить "Мону Лизу" в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов "Мадонна с веретеном" было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Изобретения Леонардо как инженера опередили свое время на много веков. Он усовершенствовал оружие и доспехи, которыми тогда пользовались. Изучал проблемы полета, создал чертежи летательного аппарата, катапульты. Приписывают ему изобретение велосипеда, прожектора, телескопа и прототипа современного танка. Также внес значительный вклад в анатомию и медицину, сделал много анатомических рисунков различных частей тела, в том числе черепа и глаза.

За два года до смерти у да Винчи отнялась правая рука, он не мог передвигаться без посторонней помощи. Умер в 1519 году в 67-летнем возрасте.

my-facts.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики