Бонобо обезьяна. Образ жизни и среда обитания обезьяны бонобо. Обезьяны которые постоянно спариваются


Бонобо обезьяна. Образ жизни и среда обитания обезьяны бонобо

Самым близким к человеку животным считается шимпанзе. Набор генов шимпанзе на 98 % подобен набору генов людей. Среди этих приматов есть удивительный вид бонобо.

 

 

Некоторые ученые пришли к мнению, что именно шимпанзе и бонобо являются самыми близкими «родственниками» человечества, хотя это мнение поддержали не все.

 

Бонобо обезьяна на самом деле внешне очень похожа с человеком. У нее такие же длинные ноги, небольшие уши, выразительное лицо с высоким лбом. Их кровь может являться для человека донорской без каких либо предварительных обработок.

 

В то время, как из крови шимпанзе необходимо сначала удалить антитела. Половые органы самки бонобо имеют приблизительно такое же расположение, как у женщины.

 

Поэтому для данного вида обезьян существует возможность совокупляться лицом к лицу друг друга, а не так, как принято у всех остальных животных. Было замечено, что бонобо спаривание совершают в таких же позах, как и люди.

 

 

Интересно, что занимаются они этим ежедневно и по несколько раз на день. По этой причине их называют самыми сексуальными обезьянами на земле. Для самца бонобо да и самок тоже секс является самым главным составляющим в жизни.

 

Они могут заниматься им везде и при самых различных обстоятельствах. Может быть, поэтому карликовые бонобо никогда и ни к кому не настроены агрессивно.

 

Особенности и среда обитания бонобо

 

Внешний вид бонобо напоминает внешность шимпанзе. Отличаются они лишь плотностью телосложения и цветом кожи. У бонобо кожа черная, в то время, как у шимпанзе она розовая.

 

На черной морде бонобо хорошо видны ярко красные губы. У них длинные и черные волосы с ровным пробором посредине. Самцы обычно крупнее самок, это видно на фото бонобо. Их средний вес достигает 44 кг.

 

Вес самок около 33 кг. Средний рост этого животного достигает до 115 см. Поэтому слово «карликовая» обезьяна, которое часто применяется к бонобо не  стоит понимать в прямом смысле.

 

 

Голова животного небольших размеров со слабо развитыми надбровными валиками и широкими ноздрями. Груди самок бонобо развиты намного лучше, чем у представительниц других видов обезьян. Все тело животных отличается поразительным изяществом с узкими плечами, тонкой шеей и длинными ногами.

 

Совсем мало в природе осталось этих обезьян. Их численность составляет около 10 тысяч. Обитает бонобо в лесах тропиков Центральной Африки на небольшой площади между рекой Конго и Луалаба.

 

Влажные дождевые леса вдоль берега реки Конго любимые места этой карликовой обезьяны. Поближе к южной границе ареала, вдоль рек Касаи и Сункуру, где дождевой лес постепенно переходит в обширную саванну, этого животного становится все меньше.

 

Характер и образ жизни бонобо

 

Поведение бонобо кардинально отличается от поведения обычного шимпанзе. Они не охотятся совместно, не выясняют отношений с применением агрессии и примитивной войны. Попадая в неволю, это животное может с легкостью оперировать различными предметами.

 

Отличаются от всех остальных своих собратьев бонобо тем, что в их семействе главную позицию занимают не самцы, а самки. Агрессивные отношения между самцами и самками практически полностью отсутствуют, самцы без претензий относятся к подросткам и маленьким своим детенышам. Статус самца исходит от статуса его матери.

 

 

Несмотря на то, что сексуальные контакты для них превыше всего уровень воспроизводства в их популяции недостаточно велик. Многие ученые утверждают, что бонобо способны на альтруизм, сострадание, сочувствие. Доброта, терпение и чувствительность им тоже не чужды.

 

Секс играет самую важную роль в их жизни. Поэтому в обществе бонобо практически нет агрессии. У них крайне редко бывают моногамные отношения. Ученые подозревают, что в их сексуальном поведении пол и возраст для них не имеет никакого значение.

 

Исключением является лишь пара – мать и взрослый сын. Для них неприемлемо заниматься любовью. Часто можно заметить различные половые влечения между самцами этого вида обезьян.

 

Для общения между собой у бонобо существуют специальные системы звуков, которые по сей день пытаются расшифровать приматологи. У их мозга достаточно хорошее развитие для того, чтобы уметь воспринимать и другие звуковые сигналы.

 

Эти животные стараются избегать встреч с человеком. Хотя бывают случаи, когда они могут появиться на полях и даже в селе. Но такое соседство с человеком опасно для бонобо. Люди охотятся на них ради мяса. А представители некоторых народностей тех поселений используют их кости для проведения различных ритуалов.

 

Самки всегда смело защищают своих детей от браконьеров, от их рук часто они и погибают. На детенышей бонобо всегда открыта охота. Их браконьеры вылавливают и продают за хорошие деньги в зоопарки.

 

 

Но в большей степени численность бонобо резко уменьшается из-за того, что разрушаются места их обитания. Третья часть африканских бонобо подвергается большой опасности уничтожения. Поэтому во всем мире проходят акции протеста в пользу защиты этих чудесных животных.

 

Эти обезьяны ведут наполовину наземный, наполовину древесный образ жизни. Большую часть своего времени они проводят на земле. Но очень часто они взбираются на деревья. Их можно заметить на большой высоте, около 50 метров.

 

Пьют они с помощью «губки». Для этого им приходится разжевать несколько листочков, превратив их в губкообразную массу. После этого губку они пропитывают водой и выжимают себе в рот.

 

Бонобо может соорудить себе простейшее орудие из сподручных материалов. К примеру, для того, чтобы достать термитов и полакомиться ими бонобо опускает в их жилище палочку, затем достает ее вместе с насекомыми. Для того, чтобы расколоть орех эти животные приходят к помощи двух камней.

 

Спать они предпочитают в гнездах, которые делают своими собственными руками. Самая любимая их позиция для сна – лежа на боку с согнутыми коленями. Иногда могут спать на спине, прижимая ноги к животу.

 

 

Бонобо очень любят принимать водяные ванны в жаркое время года. Также в воде они добывают себе еду. Плавать эти обезьяны не умеют, поэтому, чтобы удержаться на воде они облокачиваются на палку и таким образом сохраняют равновесие. У матери бонобо при водяных процедурах ребенок находится на спине.

 

Питание бонобо

 

Эти обезьяны всеядные. Основной продукт их питания, которым питается бонобо – фрукты. Кроме этого они любят травянистые растения, листки и беспозвоночные.

 

Маленький процент их рациона приходится на животную пищу. Они могут съесть белку, мелкую антилопу, другой вид обезьян. Иногда каннибализм у них присутствует. В 2008 году произошел один случай, когда был съеден умерший малыш бонобо.

 

Размножение и продолжительность жизни бонобо

 

Половозрелость у самок этих животных наступает в 11-летнем возрасте. Детородная функция может длиться у них до 30 лет. Самцы становятся зрелыми немного раньше самок – в 7-8 лет.

 

Частые спаривания этих животных и положительное отношение к сексуальным отношениям не обеспечивают ожидаемого хорошего размножения бонобо. В среднем самка производит малыша на свет один раз в пять лет.

 

 

Из-за такой слабой плодовитости бонобо становится все меньше и меньше. Беременность самки длится около 225 дней. После чего рождается один, иногда два малыша. Некоторое время малыш держится за шерсть на груди своей матери.

 

После исполнения 6 месяцев он перебирается ей на спину. Даже четырехлетние дети стараются быть поближе к матери. В природе живут эти животные около 40 лет, в заповедниках доживают и до 60 лет.

 

givotniymir.ru

Гиперсексуальные извращенцы Бонобо

Обезьяны бонобо — ближайшие «родственники» человека: они любвеобильны и вымирают Самые любвеобильные обезьяны в мире живут в лесах Конго. Вместо того чтобы ссориться и соперничать, они просто любят друг друга «до смерти»

Бонобо, независимо от того, является ли секс панацеей (средством от всех болезней), действительно могут научить нас многим вещам, в первую очередь терпимости и сотрудничеству — ценностям, крайне полезным для выживания.

Обезьяны постоянно смотрят друг другу в глаза, и так же внимательно они смотрят на человека, если он отвечает им взаимностью.

Самые любвеобильные обезьяны в мире живут в лесах Конго. Вместо того чтобы ссориться и соперничать, они просто любят друг друга «до смерти». В этом племени человекообразных, зовущихся бонобо, агрессивность и насилие заменяются сексом: ему предаются каждые 80 минут во всех мыслимых позах, включая даже французский поцелуй.

Обезьяним родом командуют самки, но самцы, любопытные и резвые, никогда не расслабляются, хотя они и не такие «мачо», как шимпанзе. Но умным и веселым бонобо грозит исчезновение: их осталось всего 20 тысяч особей. Для ученых это особенно тревожно, поскольку, как они утверждают, бонобо — самые близкие к человеку приматы на ступени эволюции.

Ведь, несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в популяциях бонобо невелик. Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет, в течение которых нежно заботится о своем отпрыске. После 7 лет детеныши переступают порог юности. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам. Продолжительность жизни бонобо неизвестна (у шимпанзе она составляет 40 лет в природе и 60 — в неволе).

Вымирание бонобо станет большим несчастьем не только для феминисток, пацифистов и геев, для которых любвеобильные, а также миролюбивые и отходчивые во всех вопросах, не касающихся секса, обезьяны, к тому же живущие в матриархате, являются просто предметом обожания. Бонобо, независимо от того, является ли секс панацеей (средством от всех болезней), действительно могут научить нас многим вещам, в первую очередь терпимости и сотрудничеству — ценностям, крайне полезным для выживания.

Голландский зоолог и этолог Франс де Вааль, преподающий в Соединенных Штатах (штат Атланта) – один из почитателей обезьян бонобо. В настоящее время в Италии проходит презентация его новой книги о «социальных» обезьянах под названием «Обезьяна, которую мы знаем: Прошлое и будущее человеческой природы», сообщает La Stampa .

«Настало время прекратить описывать природу как историю окровавленных клыков и когтей, как борьбу за выживание, — говорит де Вааль, который провел значительную часть жизни в джунглях и зоопарках. — Столь шумно разрекламированному закону джунглей, преувеличенному значению соперничества и эгоизма я хочу противопоставить важность сотрудничества, сопереживания, присущих бонобо, которые помогают им жить лучше» (полный текст на сайте Inopressa ).

Обезьяны постоянно смотрят друг другу в глаза, и так же внимательно они смотрят на человека, если он отвечает им взаимностью. Бонобо прекрасно умеют копировать поведение окружающих, в том числе и человека, простыми и обаятельными поступками. Так, подруга этолога самка Лолита по его знаку приближалась к нему с нежно поднятым на руках своим новорожденным детенышем, показывая его исследователю.

«Некоторые шимпанзе, — объясняет де Вааль, — которые в процессе поглощения пищи непреднамеренно наносили удары другим обезьянам, по несколько дней отказывались от еды, чтобы не причинять другим боли». Бонобо способны оказывать помощь больным сородичам, пусть даже те не являются их близкими родственниками и помощь не принесет им самим никакой выгоды. Они помогают даже раненым птицам: одна самка взяла в руки такую птицу и подняла ее на дерево, дав ей возможность перелететь через ограду.

Иными словами, даже если люди «биполярны», т.е. хрупки и умны, как бонобо, и одновременно агрессивны, как мощные шимпанзе, они должны осознать, что им, как и их «генетическим родственникам» бонобо, присущи чувственность и предрасположенность к мирному нраву. «Неправда, что внутри мы жестоки и аморальны, что человеческая доброта — это выдумка, — говорит де Вааль. — Мы не одиночки, которые были вынуждены объединиться, как полагал Гоббс с его афоризмом «Homo homini lupus est» («Человек человеку волк»)». Даже если свободная любовь бонобо — это утопия, которую некоторые попытались безуспешно реализовать в 60-е годы в коммунах, то «мы можем научиться тому, чтобы сопереживание укоренилось в нас. Религия и этика (не делать другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали с тобой) предписывают то, на что мы уже запрограммированы». «Как может быть иначе?» — риторично убеждает де Вааль.

С голландским ученым трудно не согласиться. Действительно, карликовые шимпанзе бонобо стоят ближе всех приматов к человеку и в последнее время их все чаще сравнивают с ранними гоминидами (предками человека и обезьяны). Так, общность генов между человеком и бонобо составляет 98%. Но шимпанзе не просто «отделились», а прошли собственный путь эволюции — не менее извилистый, чем путь предков людей. И многие «обезьяньи черты» — результат специализации, которой еще не обладали древние антропоиды. Что касается бонобо, то они, вероятно, продвинулись на пути «превращения в обезьяну» слабее, чем шимпанзе.

Особенности поведения и племенной организации обезьян бонобо

История изучения бонобо началась совсем недавно, поскольку никому даже в голову не могло прийти, что эти обезьяны – отдельный карликовый вид, а не детеныши обычных шимпанзе. Этот стереотип был разрушен немецким анатомом Эрнстом Шварцем лишь в 1929 году.

У бонобо меньше клыки и челюсти, они более общительны (и невероятно сексуальны) и не так агрессивны. И даже внешне они производят впечатление наибольшей человекообразности, особенно детеныши, сообщает Follow.ru .

Относительно более длинные ноги и узкие, покатые плечи делают их более грациозными. У них красные губы на черной мордочке и небольшие ушки, высокий лоб, прическа из длинных черных волос, которые разделены на пробор посередине. И голосовые сигналы шимпанзе и бонобо различаются: у первых это низкотоновые протяжные кашляющие звуки, у вторых — резкие, высокие, лающие. А размерами «карликовый шимпанзе», как оказалось, особо и не уступает шимпанзе обыкновенному: средняя масса тела самцов обоих видов — около 40 кг, а самок — 30 кг. Тем не менее было ясно, что речь идет о совершенно новом виде, получившем название Pan paniscus (латинское название шимпанзе — Pan troglodytes).

Основным компонентом диеты обезьян бонобо являются фрукты. Иногда в рацион включаются травянистые растения, беспозвоночные и мясо других животных, но никогда — обезьяны, охотиться на которых не брезгуют шимпанзе. Эволюционное расхождение предков человека и представителей рода Pan произошло, как полагают, около 8 миллионов лет назад. Дивергенция линий шимпанзе и бонобо началась гораздо позже (вероятно, когда первые предки человека начали приспосабливаться к жизни на более открытых пространствах и проводить определенную часть времени на земле). Обитатели же густых лесов — бонобо никогда не покидали ветвей деревьев. Считается, что по пропорциям тела они близки австралопитекам, и сходство это усиливается при передвижении на задних конечностях.

Характерные поведенческие особенности шимпанзе — совместная охота, наличие силовой политики и примитивных войн, научаемость языку жестов — отсутствуют у обезьян бонобо. Кроме того, шимпанзе для добычи пропитания используют различные подручные средства и примитивные орудия: камни для раскалывания орехов, палочки для ловли термитов и муравьев. Диким бонобо это не свойственно. Это, впрочем, еще не говорит об их «глупости» — в неволе карликовые шимпанзе мастерски пользуются различными предметами. И, наконец, еще одно важное отличие в особенностях социальной организации. В сообществах шимпанзе, как и, например, бабуинов, четко выражено доминирование самцов над самками. Особи мужского пола царствуют безраздельно и зачастую жестоко.

В группах бонобо первыми всегда едят самки. Если самец протестует, они объединяются для его изгнания. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступали друг с другом в генитальный контакт. Бонобо вообще очень «сексуальны»: между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов — правда, обычно очень кратковременных и более напоминющих игровые демонстрации. При наблюдениях в зоопарках было замечено, что у кормушек в вольерах никогда не происходило потасовок. Вместо этого обезьяны перед едой спариваются.

Половое поведение у бонобо всегда проявляется в тех случаях, когда может иметь место агрессия — есть основания считать, что у этого вида оно является своеобразным способом избегания конфликтов. Не только вопрос кому первому пробовать лакомство, но и право на игру с заинтересовавшим одновременно двух или более особей предметом определяется в ходе полового контакта.

Если недоразумение происходит между двумя самцами или двумя самками бонобо, они трутся гениталиями или ласкают друг друга руками и ртом. Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты. При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками. Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу, так же как самцы шимпанзе. При этом самцы бонобо избавлены от необходимости отстаивать свое положение в обществе. Это – забота самок, то есть их матерей, и опять-таки путем полового контакта.

Кстати, не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно «чувствительной натурой». Во время второй мировой войны в зоопарке города Хеллабрун, в Германии, во время бомбежки все представители этого вида погибли, испугавшись звуков взрывов. А вот на шимпанзе грохот не произвел никакого впечатления.

Всем обезьянам свойственна любовь к играм, но бонобо в этом, пожалуй, особенно изобретательны. Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой. Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей — до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.

В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца. Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше — им тоже может достаться. Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом «сорвать зло», обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

Может быть, и в истории человечества был когда-то благословенный период, когда наши предки в состоянии раздражения ограничивались подобными демонстрациями и предавались любовным утехам, не зная ни войн, ни ссор?

Источник

Карликовые шимпанзе занимаются сексом в знак дружелюбия и мира, как и хиппи: в Киншасе на международной конференции по проблемам, связанным с защитой животных, президент ассоциации «Друзей бонобо» Клодин Андре рассказала министрам и делегатам 23 стран Африки и Азии о том, что карликовые шимпанзе совершенно не могут жить без любви

Пансионат «Рай для бонобо» уже 10 с лишним лет принимает pan paniscus (карликовых шимпанзе), избежавших пуль браконьеров. Лес площадью в 30 га находится в ведении ассоциации «Друзей бонобо». «Мы подбираем сирот, матерей которых убили, и которых министерство по охране природы конфискует на рынках в соответствии с положениями CITES (Конвенции о международной торговле животными, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной Демократической Республикой Конго)», — поясняет Клодин Андре.

Когда наступает время раздачи папайи, бананов, стеблей сахарного тростника и других деликатесов, предназначенных для 43 травоядных обитателей пансионата, бонобо бегают, издают пронзительные крики и на глазах у всех начинают имитировать половой акт. «Они что, все время это делают?» — удивленно спрашивает танзанийский делегат.

«Только тогда, когда нужно сгладить напряженность в споре за место или за пищу — причем независимо от пола и возраста, — отвечает Клодин Андре. — Бывают и совокупления ради удовольствия, но в большинстве случаев это просто язык дружелюбия и мира. Они похожи на наших хиппи», — добавляет она.

Бонобо похож на своего ближайшего родственника — обычного шимпанзе, но отличается от него черной мордочкой, маленькими ушками и удивительной способностью держаться на двух ногах, пишет газета.

«Это мы, только 3,5 миллиона лет назад», — говорит Клодин Андре. Она рассказывает об угрозах, нависших над этим видом обезьян, популяция которых с 1980 года сократилась со 100 до 10 тысяч. У бонобо, живущих в стаде, общину возглавляет самка, приносящая потомство лишь каждые 6 лет. В заповеднике 80% сирот выжили благодаря человеческим «суррогатным матерям», в отсутствие которых они отказывались принимать пищу, отмечает Андре.

С марта 2005 года в заповеднике появилось на свет трое малышей. Ассоциация планирует через год выпустить 25 обезьян в «резервацию для бонобо», которая будет специально создана в Экваториальной провинции (на севере страны).

Очарованные встречей с обезьянами, делегаты конференции в Киншасе обещали в пятницу принять серьезную декларацию в защиту человекообразных обезьян, живущих в зонах, которые через 30 лет будут на 90% заселены людьми. Меры по охране этих животных также предусмотрены Программой ООН по защите окружающей среды, заключает издание.

Бонобо (Pan paniscus) или карликовый шимпанзе — имеет несколько инфантильный вид. В хромосомном наборе у карликового шимпанзе, как и у обычного, по 48 хромосом, и некоторые зоологи склонны считать их подвидами одного вида. Бонобо значительно меньше обыкновенных шимпанзе. Обитает на небольшой территории между реками Конго и Луалаба. Бонобо был открыт только в 60 годах XX века и пока остаётся малоизученным видом.

Источник

Праздник однополой любви

Если вам кажется, что это приятно, делайте это: так, похоже, рассуждают обезьяны-бонобо, у которых половые сношения не только с противоположным, но и с собственным полом считаются настолько же нормальными, как воздушный поцелуй в Голливуде. Кроме того, иногда бонобо занимаются оральным сексом, они знают, что такое французский поцелуй и миссионерская позиция.

Для этих обезьян, похожих на шимпанзе, секс — это многоцелевой социальный процесс. Эти обезьяны известны тем, что любой конфликт в их обществе разрешается не дракой, а сексом. При этом у бонобо практически не существует табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам, за единственным исключением: мать не может иметь интимных отношений со своим сыном.

Источник

Гиперсексуальные извращенцы Бонобо

0.00(0 голосов)

wetravel.tv

ЧЕЛОВЕКООБРАЗНАЯ ОБЕЗЬЯНА СПАРИВАЮЩАЯСЯ КАК И ЧЕЛОВЕК..

Бонобо - редкая порода африканских обезьян - обитают в джунглях Заира. Бонобо, это один из немногих представителей крупных млекопитающих, остававшихся неизвестными науке вплоть до первой половины XX в.

Изучение жизни бонобо в природе началась в 1970 году. Японские и американские учёные наблюдали за жизнью и поведением животных в течении 20 лет в лесах Конго. В 1994 году исследования были приостановлены в связи с нестабильностью и беспорядками в стране. В 1998 началась гражданская война. Учёные были арестованы по обвинению в "шпионаже и добычи золота и бриллиантов страны". Голод, нищета и болезни заставили местное население устремиться в тропические леса за добычей пропитания. Под дула автоматов попали и карликовые шимпанзе. Молодняк отлавливался для продажи торговцам животными. На одного пойманного малыша браконьерам приходилось до семи убитых взрослых особей бонобо.

После стабилизации обстановки, в 2003 году, изучение животных было восстановлено, но на прежних территориях ни одного животного не было обнаружено. Частичные небольшие колонии карликовых шимпанзе были обнаружены вдалеке от прежних мест обитания. К началу войны в природе насчитывалось около 55 000 бонобо. Во время войны 1/3 часть животных была уничтожена.

В настоящее время судьба бонобо вызывает опасения. Вид занесён на страницы международной «Красной книги». Интенсивное истребление лесов и нестабильная ситуация в Центральной Африке никак не способствуют благополучию вида. Нынешняя численность бонобо в тропических лесах севернее реки Заир составляет всего около 10 тысяч особей. Предположительно, что в настоящее время в природе проживает около 30 000 этих уникальных представителей животного мира.

Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик. Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет, в течение которых нежно заботится о своем отпрыске. После 7 лет детеныши переступают порог юности. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам.

Сексуальное поведение у бонобо всегда проявляется в тех случаях, когда может иметь место агрессия — есть основания предполагать, что у этого вида оно является своеобразным способом избегания конфликтов. Короткие спаривания (7-10 фрикций) происходит несколько раз в день и не только в период размножения, как у обыкновенного шимпанзе. Бонобо свойственно гомосексуальное поведение. Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступают друг с другом в генитальный контакт. Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты. При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками. Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша. Между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов — обычно очень кратковременных и более напоминющих игровые демонстрации. Это единственный представитель среди человекообразных обезьян, которые спариваются как и человек (в мессионерской позе).

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу. Они остаются там, где родились, по мере взросления приобретая и удерживая за собой новый социальный статус.

http://traditio-ru.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D...

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

mirinteresno.mirtesen.ru

Продвинутые обезьяны занимаются любовью, а не войной

Слыхали про удивительных обезьянок под названием бонобо? Рискую нарваться на "баянище", но не мог пройти мимо таких интересных фактов из жизни уникальных приматов.

Бонобо - очень близкий к шимпанзе вид обезьян. Правда отличий в их поведении столько же, сколько между голландцами и северными корейцами. Шимпанзе живут в довольно жестком племенном обществе, во главе которого стоит доминантный самец. Конфликты у шимпанзе решаются по старинке при помощи насилия. Укусить за задницу, выцарапать глаз, стукнуть ананасом по макушке... - в порядке вещей.

Однако близкие сородичи брутальных шимпанзе - бонобо - совсем не такие. Вместо того, чтобы фигачить друг друга бонобо занимаются безудержным сексом. Ученые склонны полагать, что этот удивительный в мире животных образ сосуществования, сформировался под влиянием матриархата, царящего в сообществах бонобо.

Патриархальную самцовость в племени уникальных обезьянок заменяет коалиция правящих самок. Любвеобильность предводительниц бонобо поразит даже самых оторванных нимфоманок человеческого рода. Секс у этих обезьян заменяет приветствие. Обыденный ритуал для укрепления отношений в правящей касте - это сексуальные утехи между доминирующими самками. Таким образом, бонобо снимают напряжение и осуществляют обмен партнерами по кругу.

Бонобо - редкая порода африканских обезьян - обитают в джунглях Заира. На родине их тысяч десять, еще несколько сотен живет в зоопарках. Близкие родственники шимпанзе, бонобо выглядят намного изящней: ноги длинные, лоб высокий, уши маленькие, губы красные. Вот, что о них пишет крупнейший специалист по приматам, автор первой монографии о бонобо Франц де Ваал:

"По сравнению с шимпанзе, бонобо, что "Конкорд" рядом с "Боингом". Я не хочу обидеть шимпанзе, но у бонобо больше стиля. Небольшая голова на узких плечах, плоское открытое лицо, длинные черные волосы, разделенные аккуратным пробором. Самцы весят 43 колограмма, самки - 33. На воле бонобо живут до сорока лет, а в зоопарках доживают и до 60. Питаются фруктами, и в отличие от своих родственников, никогда не охотятся на других обезьян. Не уступая в интеллекте шимпанзе, они превосходят их в чувствительности. Во время Второй мировой войны все бонобо из одного немецкого зоопарка умерли, не выдержав грохота кононады".

Бонобо - одно их последних крупных млекопитающих, ставших известным науке. Их "открыли" не в африканских джунглях, а в бельгийском колониальном музее. В 1929-м году немецкий анатом Эрнст Шварц, изучая скелет редкой обезьяны, объявил ее разновидностью шимпанзе. Но вскоре ученые доказали, что речь идет о новом виде человекообразных обезьян. На этом тогда все и кончилось. После войны биологи обратили внимание на странности в поведении бонобо. В 1954 году немецкие приматологи Эдуард Трац и Хэйнз Хек сообщили о своих наблюдениях над брачными обычаями бонобо. Их отчеты, замаскированные латинской терминологией, не дошли до широкой публики. Лишь в 70-е годы, когда нравы стали терпимее к сексуальным темам, ученые обратили более пристальное внимание на бонобо".

Однако, потребовалось еще 20 лет, чтобы бонобо стали сенсацией. Этому способствовало появление книги Франца де Вааля с роскошными фотографиями, и распространание Интернета, чьими любимцами стали бонобо.

Пора, оставив стыдливость, наконец объяснить, что же делает этих обезьян особыми. Начать надо с того, что бонобо - единственные в мире животные, которые умеют заниматься любовью в "миссионерской" позиции. Всегда считалось, что эта, позволяющая заглядывать в глаза, поза - привилегия людей, причем - некоторых, например, миссионеров. Опровергнув эту теорию, бонобо обратили на себя внимание, но не остановились на достигнутом. В мире животных сексуальный репертуар бонобо не знает себе равных. Он так же богат как у людей, причем, некоторых - например обитателей определенных кварталов Нью-Йорка и Сан-Франциско. Помимо совокуплений во всех мыслимых позах, обезьяны практикуют секс оральный, групповой, лесбийский, гомосексуальный, бисексуальный и сольный. Ко всему прочему, они умеют целоваться, как французы в представлении старшекласниц. В стаях бонобо царит бескомпромиссный промискуитет. Счастливые бонобо из дивного зоопарка Сан-Диего, который им, наверное, представляется раем с гуриями, занимаются любовью каждые полтора часа. Лучший знаток бонобо Франс де Вааль подвел итог своим исчерпывающим исследованиям одной фразой:

"Они ведут себя так, как будто прочли "Кама Сутру".

Наш разговор о любвеобильных обезьянах бонобо продолжит их лучший знаток уже не раз упоминавшийся сегодня биолог Франц де Вааль. Этот ученый не только открыл бонобо для широкой публики, но и сумел оценить социально-психологические последствия такого открытия. Уроженец Голландии Франц де Вааль в 81-м году перебрался в США, чтобы работать с бонобо в Сан-Диего. В прославленном зоопарке этого города живет самая большая колония бонобо в условиях максимально приближающихся к тем, что были на их родине. О первом знакомстве с бонобо де Вааль подробно рассказал в своей популярной книге:

"Сперва я изучал агрессивное поведение у приматов. Известно, что два шимпанзе после драки часто обнимают и целуют друг друга. Такой обряд примирения играет огромную роль в жизни обезьян, да и других животных, ведущих коллективный образ жизни. Ни один биологический вид, включая и человека, не был бы способен выжить, если бы у них не было ритуалов, помогающих восстанавливать мир и гармонию в стае. И все же опыт работы с шимпанзе не смог меня подготовить к тому, что я увидел в Сан-Диего. Целыми днями снимая на пленку десять живущих там бонобо, я убедился в их уникальности: секс, играющий центральную роль в их социальной жизни, заменяет и вытесняет агрессию в сообществе бонобо".

Эротика - универсальный язык бонобо, которым они пользуются с большим успехом, чем мы своей - членораздельной - речью. Секс позволил им добиться того, в чем не преуспели самые красноречивые из наших пророков, дипломатов и священников: бонобо никогда не воюют. Каждый раз, когда возникает чреватая агрессией ситуация, обезьяны не деруться, а совокупляются. Бонобо, например, не ссорятся из за еды. Дерево с фруктами вызывает у них такое же эротическое возбуждение, как французский ресторан у провинциалов. Правда, в отличие от последних, обезьяны предаются любви, как советовал Казанова, не после обеда, а перед ним, что и делает их трапезу умиротворенной. Постоянно обхаживая друг друга, бонобо создали изощренную систему куртуазных отношений, в которые втягиваются все члены стаи, не взирая на положение, пол и возраст. Сообщество бонобо, как комунну хиппи, объединяют сексуальные узы, которые оказались прочнее и надежнее, чем власть и деньги. Свободные в любви, как пушкинские цыгане, бонобо упразднили право собственности друг на друга. В сущности, они живут в той утопии, о которой мечтали Платон с Александрой Коллонтай.

felbert.livejournal.com

Бонобо - сексуальный сюрприз эволюции`

Александр Генис: С каждым днем, приближающим нас к двухтысячному году, все гуще становится интеллектуальный поток всевозможных выкладок, анализов и рассуждений, связанных с этой датой. Приближение третьего тысячелетия просто провоцирует нас пристально взглянуть на тот путь, который человек уже проделал. Редко, кому нравится это зрелище. С облегчением провожая наш мрачный век, мизантропы бояться, что следующее столетие окажется еще хуже. Опыт показал, что вопреки стараниям разнообразных утопистов, мир не делается лучше от того, что в нем становится больше книг, тракторов или верующих. К тому же жизнь на этой планете не стала менее опасной и после того, как коммунистов на ней стало меньше. Глядя на Кавказ, Балканы, Кашмир или экран, историки говорят о третьей мировой войне, разменявшей Страшный суд на мириад бесконечных схваток. Напуганные таким будущим, мы готовимся встретить Новый год и новый век с надеждой, что, куда бы ни вела самоуверенная поступь прогресса, нам удастся вовремя соскочить с подножки. Чем ближе подходит завтра, тем больше нас соблазняет вчера. Поэтому все последние годы наш умирающий век, как и положено старикам, вспоминал прошлое. Страх перед будущим обернулся парадоксом: сегодня идти вперед можно только пятясь. Отсюда - новый виток идей о цикличности истории. Всевозможные версии возвращения - общая интуиция нашего времени. Вновь актуализировались теории Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. Новые сторонники появляются и у "триады" Питирима Сорокина. Как известно, Сорокин разделял историю на три периода - идеациональный, идеалистический и чувственный. Каждому из них соответствует своя реальность, которую отличает друг от друга "количественный состав" - доля божественного в человеческом. Исчерпав возможности триады, а мы, по Сорокину, при помощи Сталина и Гитлера этого уже добились, история должна начать все сначала. В этом же ряду можно рассматривать и шумную теорию конца истории Френсиса Фукуямы, который заканчивал свое построение предсказанием: завершив историю, люди - хотя бы из непереносимой скуки - начнут ее снова. Идея возвращения - оптимистический поворот. Добравшись до края, мы не погибнем в космической катастрофе, к чему нас так долго готовили, а мирно вернемся обратно. Куда? На этот вопрос есть много ответов. Пожалуй, ярче других в гаснущей памяти 20 века мерцает образ "благородного дикаря", способного вывести нас из электронного лабиринта технологии на праздничные просторы органического существования. Если в 19 веке дикари в глазах Запада были несчастными каннибалами, которых любой ценой следовало привести в семью цивилизованных христианских народов - в этом, собственно говоря, и заключалось воспетое Киплингом "бремя белого человека", то в 20 веке ситуация в корне меняется: "благородный дикарь" должен научить заблудший запад архаической мудрости в отношениях между людьми и природой. Другими словами первобытный миф становиться утопией, Золотым веком человечества, который и стремятся вернуть к жизни. В таком виде этот миф сопровождал всю историю двадцатого столетия. В эстетике к нему обращались такие художники, как Пикассо и Гоген. В 60-е годы его подхватили "хиппи", вырастившие на этом мифе идеологию контркультуры. Сейчас его исповедует экологическое движение - "зеленые". В Америке, понятно, с благородными дикарями сложились особо тесные отношения. Соседство с первобытной цивилизацией индейцев отразилось на общем строе американской культуры: она оказалась более других западных стран восприимчивой к архаическим влияниям. Индейцы на протяжении нескольких веков служили американцам живым примером альтернативного мышления. Культура индейцев, естественно сохранившая в неприкосновенности ценности первобытной экологической мудрости, оказалась если не мостом, то бродом, по которому Запад мог перебраться поближе к своему доисторическому прошлому. Образ благородного дикаря помог сложиться экологической притче. Она в свою очередь воссоздает излюбленный нашей постиндустриальной эпохой "зеленый" миф - миф об утраченной невинности, о золотом веке прошлого, о союзе человека и земли, который разрушает третий лишний - прогресс. По-настоящему интригующим весь этот мифостроительный процесс делает ускорение. В погоне за дикарем-наставником история, стремительно набирая скорость, мчиться обратно. Минуя оперных крестьян, русских деревенщиков и экологически корректных краснокожих Америки, она добралась до той эволюционной развилки, с которой началась. Оказалось, что наша судьба трудна и жестока, потому что мы ведем свое происхождение от обезьян не той породы. Назначив себе предками павианов и шимпанзе мы принимаем их наследство - закон и порядок, страх и ужас, террор и насилие, грех и вину. Другое дело Бонобо. Бонобо - редкая порода африканских обезьян - обитают в джунглях Заира. На родине их тысяч десять, еще несколько сотен живет в зоопарках. Близкие родственники шимпанзе, бонобо выглядят намного изящней: ноги длинные, лоб высокий, уши маленькие, губы красные. Вот, что о них пишет крупнейший специалист по приматам, автор первой монографии о бонобо Франц де Ваал: "По сравнению с шимпанзе, бонобо, что "Конкорд" рядом с "Боингом". Я не хочу обидеть шимпанзе, но у бонобо больше стиля. Небольшая голова на узких плечах, плоское открытое лицо, длинные черные волосы, разделенные аккуратным пробором. Самцы весят 43 колограмма, самки - 33. На воле бонобо живут до сорока лет, а в зоопарках доживают и до 60. Питаются фруктами, и в отличие от своих родственников, никогда не охотятся на других обезьян. Не уступая в интеллекте шимпанзе, они превосходят их в чувствительности. Во время Второй мировой войны все бонобо из одного немецкого зоопарка умерли, не выдержав грохота кононады". Латинское имя этих обезьян - Pan Paniscus, но ученые зовут из забавным словом бонобо, образуя от него глагол, не имеющий цензурных синонимов. Это обьясняется тем, что бонобо, как Монику Левински, сделал знаменитыми секс. Как и она, обезьяны спокойно занимались своим делом, пока ими не заинтересовалась пресса. Впрочем, сперва, это были сугубо специальные публикации. Вот как историю этих исследований излагает журнал "Сайнтифик америкэн". "Бонобо - одно их последних крупных млекопитающих, ставших известным науке. Их "открыли" не в африканских джунглях, а в бельгийском колониальном музее. В 1929-м году немецкий анатом Эрнст Шварц, изучая скелет редкой обезьяны, объявил ее разновидностью шимпанзе. Но вскоре ученые доказали, что речь идет о новом виде человекообразных обезьян. На этом тогда все и кончилось. После войны биологи обратили внимание на странности в поведении бонобо. В 1954 году немецкие приматологи Эдуард Трац и Хэйнз Хек сообщили о своих наблюдениях над брачными обычаями бонобо. Их отчеты, замаскированные латинской терминологией, не дошли до широкой публики. Лишь в 70-е годы, когда нравы стали терпимее к сексуальным темам, ученые обратили более пристальное внимание на бонобо". Однако, потребовалось еще 20 лет, чтобы бонобо стали сенсацией. Этому способствовало появление книги Франца де Вааля с роскошными фотографиями, и распространание Интернета, чьими любимцами стали бонобо. Пора, оставив стыдливость, наконец объяснить, что же делает этих обезьян особыми. Начать надо с того, что бонобо - единственные в мире животные, которые умеют заниматься любовью в "миссионерской" позиции. Всегда считалось, что эта, позволяющая заглядывать в глаза, поза - привилегия людей, причем - некоторых, например, миссионеров. Опровергнув эту теорию, бонобо обратили на себя внимание, но не остановились на достигнутом. В мире животных сексуальный репертуар бонобо не знает себе равных. Он так же богат как у людей, причем, некоторых - например обитателей определенных кварталов Нью-Йорка и Сан-Франциско. Помимо совокуплений во всех мыслимых позах, обезьяны практикуют секс оральный, групповой, лесбийский, гомосексуальный, бисексуальный и сольный. Ко всему прочему, они умеют целоваться, как французы в представлении старшекласниц. В стаях бонобо царит бескомпромиссный промискуитет. Счастливые бонобо из дивного зоопарка Сан-Диего, который им, наверное, представляется раем с гуриями, занимаются любовью каждые полтора часа. Лучший знаток бонобо Франс де Вааль подвел итог своим исчерпывающим исследованиям одной фразой: "Они ведут себя так, как будто прочли "Кама Сутру"". Наш разговор о любвеобильных обезьянах бонобо продолжит их лучший знаток уже не раз упоминавшийся сегодня биолог Франц де Вааль. Этот ученый не только открыл бонобо для широкой публики, но и сумел оценить социально-психологические последствия такого открытия. Уроженец Голландии Франц де Вааль в 81-м году перебрался в США, чтобы работать с бонобо в Сан-Диего. В прославленном зоопарке этого города живет самая большая колония бонобо в условиях максимально приближающихся к тем, что были на их родине. О первом знакомстве с бонобо де Вааль подробно рассказал в своей популярной книге: "Сперва я изучал агрессивное поведение у приматов. Известно, что два шимпанзе после драки часто обнимают и целуют друг друга. Такой обряд примирения играет огромную роль в жизни обезьян, да и других животных, ведущих коллективный образ жизни. Ни один биологический вид, включая и человека, не был бы способен выжить, если бы у них не было ритуалов, помогающих восстанавливать мир и гармонию в стае. И все же опыт работы с шимпанзе не смог меня подготовить к тому, что я увидел в Сан-Диего. Целыми днями снимая на пленку десять живущих там бонобо, я убедился в их уникальности: секс, играющий центральную роль в их социальной жизни, заменяет и вытесняет агрессию в сообществе бонобо". С профессором биологии университета Эмори приматологом Франсом де Ваалем беседует Владимир Морозов. - Я интересуюсь своими предками. Кто они - бонобо или обыкновенные шимпанзе? - На этот вопрос невозможно ответить, потому что шимпанзе и бонобо очень близкие родственники и они одинаково близки к человеку. Когда-то у них были общие предки. Затем, сравнительно недавно, всего два миллиона лет назад, эти виды обезьян пошли по разным путям развития. У них совершенно разная форма организации в племя, совсем другие способы общения между собой. Обыкновенные шимпанзе гораздо агрессивнее, я бы сказал - вспыльчивее. У них часто завязываются драки. В стае шимпанзе командуют самцы. Бонобо - миролюбивее, они более деликатного сложения, ходят гораздо более прямо, чем шимпанзе и поэтому больше похожи на людей. Как когда-то молодежь 60-х, они предпочитают заниматься не войной, а любовью, причем занимаются сексом очень часто. Бонобо используют секс для решения конфликтов и примерения друг с другом. В племени лидируют особи женского пола. Сам факт, что такие близкие родственники, как бонобо и шимпанзе, при всем их сходстве так отличаются друг от друга, открывает много соображений об эволюции живых существ. - Например? - Например, некоторые люди заявляют, что человек изначально биологически агрессивен, склонен к конфликту и войне, что у людей должны доминировать особи мужского пола. После изучения бонобо этого уже нельзя с уверенностью утверждать. К сожалению, бонобо не так известны широкой публике, как обычные шимпанзе. Даже сейчас, в зоопарках Соединенных Штатов не больше сотни бонобо, а обычных шимпанзе - тысячи. Итак, история наших предков за последние пять миллионов лет показывает, что мы далеко не всегда были агрессивными и воинственными, возможно, человек вообще несколько отличается от того существа, за которое он себя принимает. Это внушает оптимизм. Вообще, любые заявления о нашей врожденной агрессивности сильно преувеличены. - Можно ли считать, что бонобо смышленнее, развитее других обезьян? - Тут нет уверенности, хотя многие ученые именно так и считают. Тут у нас в Атланте, в исследовательском центре есть бонобо по имени Камзи. Его выучили языку знаков и люди, которые с ним работают считают, что он умнее обыкновенного шимпанзе. Но я не думаю, что для такого вывода есть достаточные основания. Если сравнивать их с шимпанзе, я бы сказал, что они одинаково смышленные, хотя я, лично, испытываю к бонобо очень теплые чувства и, похоже, пользуюсь взаимностью. Несколько лет я изучал их в зоопарке города Сан-Диего, в котором в то время была самая большая в мире колония бонобо. Лет через 10 после этого я побывал в зоопарке в городе Цинциннати, и там меня пригласили поглядеть на бонобо. Я пошел и неожиданно встретил молодого самца, с которым работал в Сан-Диего. 10 лет прошло, но он меня узнал, хотя я был в большой группе посетителей зоопарка. Он очень обрадовался. И я тоже. Это была встреча старых друзей. У бонобо отличная память на лица. - А может ли, на ваш взгляд, человек чему-либо научиться у бонобо? Я имею в виду их умение смягчать конфликты с помощю секса? Какая-то группа людей вдруг выступит с призывом "будем как бонобо!". - Надо сказать, что это уже происходит. Взять хотя бы гомосексуалистов. У бонобо много секса между однополыми партнерами. Гомосексуалисты и феминистки очень любят этих обезьян. Для некоторых групп людей бонобо стали неким символом и образцом. Недавно вышла книга знаменитой американской поэтессы Эллис Уокер. Она пишет о своей любви к бонобо. Некоторым людям нравиться смотреть на бонобо как на возможного предка. Эротика - универсальный язык бонобо, которым они пользуются с большим успехом, чем мы своей - членораздельной - речью. Секс позволил им добиться того, в чем не преуспели самые красноречивые из наших пророков, дипломатов и священников: бонобо никогда не воюют. Каждый раз, когда возникает чреватая агрессией ситуация, обезьяны не деруться, а совокупляются. Бонобо, например, не ссорятся из за еды. Дерево с фруктами вызывает у них такое же эротическое возбуждение, как французский ресторан у провинциалов. Правда, в отличие от последних, обезьяны предаются любви, как советовал Казанова, не после обеда, а перед ним, что и делает их трапезу умиротворенной. Постоянно обхаживая друг друга, бонобо создали изощренную систему куртуазных отношений, в которые втягиваются все члены стаи, не взирая на положение, пол и возраст. Сообщество бонобо, как комунну хиппи, объединяют сексуальные узы, которые оказались прочнее и надежнее, чем власть и деньги. Свободные в любви, как пушкинские цыгане, бонобо упразднили право собственности друг на друга. В сущности, они живут в той утопии, о которой мечтали Платон с Александрой Коллонтай. Не удивительно, что у бонобо, с которыми мы, кстати сказать, делим 98 процентов генов, уже появились последователи. В Америке зарегистрировано первое общество "Бонобонистов", - "Polyamory society". Разочаровнные во всех остальных проектах преобразования мира, его члены считают, что только подражая сладострастным обезьянам, человек способен спастись от человечества. Наш корреспондент связался с представителями этого своеобразного общества, четой психологов Алексом и Джанет Лесин. - Как много людей входят в общество "Полиамори"? - 17 тысяч человек, подписчики журнала "Больше любви". Два раза в год мы проводим съезды на западном и на восточном побережье США. Их обычно посещают до 200 человек. Во многих американских городах есть местные группы - они связаны друг с другом. - А в чем состоит ваша работа психолога? - Мы консультируем людей, которые интересуются различными вариантами любовных отношений. Это любовные пары, тройки, участники группового брака, супруги одного пола. Мы учим их как строить отношения друг с другом на всех уровнях сознания, как открыть все чакры, как делиться своими чувствами и мыслями, добиться полной ясности в отношениях, настоящей духовной близости и получить в результате больше любви. "Полиамори" - это отношения на глубоко интимном уровне. - И тем не менее, вас часто обвиняют в неразборчивых половых связях. - Многие люди имеют по несколько партнеров и скрывают это. Если кто-то не делает этого, он часто об этом думает. Ко мне не консультацию нередко приходят люди, которые находятся в обычном браке, но мечтают о более многообразных отношениях. Люди, вероятно, не столь моногамны, как им хотелось бы. Очень не многим удается найти своего партнера в юности и остаться с ним на всю жизнь. "Полиамори" - это откровенный, без обмана, стиль жизни. Вряд ли у сторонников свободной любви из общества "Полиамори" окажется слишком много поклонников. Не зря они выбрали для проведения своего эксперимента далекий экзотический остров. Однако, появление бонобо в качестве примера для подражания заставит многих задуматься о последствиях молодежной революции 60-х годов, влияние которой может оказаться намного глубже, чем думали раньше. Дело в том, что никому не уступая в последовательности, одни бонобо свято блюдут ее заповедь: "Make love, not war" - "Занимайся не войной, а любовью". Следуя этому лозунгу, бонобо избегают всех трех конфликтов, которые люди считают неизбежными: войны между полами, поколениями и стаями. Всяким переговорам у этих обезьян предшествует плотская любовь, которая снимает вражду самцов и самок, старых и молодых, своих и чужих. Трудно поверить, что эта практика найдет себе применение, скажем, на заседаниях ООН, хотя опыт старших братьев казалось бы доказывает, что свальный грех - самых короткий путь к гармонии. Чтобы не заканчивать этим курьезом нашу игривую по содержанию, но вполне серьезную по сути передачу, я хочу сказать еще несколько слов о том, что нам дает пример бонобо. Эволюционная теория, как и любая наука, подвержена идеологическим веяниям, интеллектуальной моде. Так, во время войны, в разрушенной Европе биологи пришли к выводу, что предками человека были павианы, известные своей строгой иерархической структурой, воинственностью поведения по отношению к чужакам и агрессивностью внутри своей стаи. Родство с павианами подспудно объясняло людям кошмары Второй мировой войны. После нее ученые, вероятно под воздействием бурных успехов прогресса, стали склоняться в выборе предков к самым смышленным приматам - шимпанзе. Сейчас на горизонте эволюции появились бонобо. В определенном смысле увлечение бонобо говорит о нас больше, чем о них. После безумного 20 века родство с миролюбивыми и влюбчивыми бонобо кажется нам заманчивым и обещающим, ибо дает надежду исправить те социально-психологические пороки человечества, которые принято было считать врожденными. С этой точки зрения бонобо, как уже говорилось в начале передачи, представляют собой самого благородного из всех дикарей. Они сумели создать эгалитарное общество, в котором нет неравенства между слабыми и сильными, между самками и самцами. Заменяя борьбу сексом, они смогли погасить агрессивные импульсы, всегда считавшиеся неизбежной частью нашего генофонда. Являя собой пример другого устройства жизни, бонобо внушают надежду, что когда-нибудь мы, наконец, научимся не только говорить, но и верить старому изречению: "Любовь побеждает все".

www.svoboda.org

Беспорядочный секс у бонобо не мешает планированию беременности

Международный коллектив ученых выяснил, что самки бонобо спариваются с самцами не так беспорядочно, как ранее считалось. Большинство спариваний приходится на ограниченное количество самцов, при этом — без всякого насилия.

Карликовые шимпанзе, или бонобо, наряду с обыкновенными шимпанзе — ближайшие родственники человека среди других приматов. Бонобо так же, как человек и шимпанзе, умеют делать орудия труда. При этом бонобо заметно отличаются от своих собратьев шимпанзе социальным поведением: бонобо гораздо менее агрессивны, они не охотятся на других обезьян, а спорные вопросы решают сексом (который в жизни бонобо вообще очень важен).

Ученые решили выяснить, насколько равномерно у бонобо распределены спаривания и отцовство, то есть сколько спариваний достается каждому самцу бонобо и, соответственно, как часто он становится отцом. У шимпанзе самым высоким рангом обладает альфа-самец — он чаще всех в стае спаривается и передает свои гены большему числу потомков. Но у бонобо самые высокоранговые особи в стае — не самцы, а самки, насилия среди этих обезьян почти нет, при этом самки готовы к спариванию гораздо дольше, чем самки шимпанзе, поэтому конкуренция среди самцов за них должна быть ниже. Исходя из всего этого, ученые предположили, что у бонобо, скорее всего, царит относительное равенство в сексе.

Исследователи установили отцовство 24 особей в одной из стай бонобо в Конго. Оказалось, что ученые ошиблись в своих предположениях. Результаты показали, что 62% детенышей, родившихся за 12-летний период, — дети одного и того же самца. Для сравнения ученые провели такой же анализ в семи сообществах шимпанзе, и выяснилось, что перекос у бонобо оказался даже больше, чем у шимпанзе — у тех на долю самого успешного самца приходилось до 56% детенышей, но в среднем по всем исследованным группам результат был скромнее — 26%.

По мнению ученых, у бонобо самки выбирают, с кем спариваться в период, когда они могут забеременеть, и большинство выбирает самых высокоранговых самцов. Если у шимпанзе низкоранговые самцы имеют шанс на спаривание, например, принудив самку силой тайком от альфа-самца, то у неагрессивных матриархальных бонобо таких возможностей нет.

Ученые планируют в будущем провести исследования других сообществ бонобо, а кроме того, провести наблюдения поведения карликовых шимпанзе, чтобы узнать, как проявляется конкуренция среди самцов и каким образом самки выбирают отца для своего потомства. В итоге ученые надеются получить больше данных о том, какие механизмы лежат в основе социального и полового поведения человека.

Исследование описано в журнале Current Biology.

chrdk.ru

Зачем самки приматов кричат во время секса?

Зачем самки приматов кричат во время секса?

В наши дни мало кто из экспертов сомневается, что взаимоотношения между полами играли важнейшую роль в эволюционном становлении человека. Эта тема раскрыта в научно-популярной книге М. Л. Бутовской «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции» (2004). Мы тоже будем неоднократно к ней возвращаться (не претендуя, впрочем, на исчерпывающее изложение), а пока рассмотрим несколько конкретных исследований, показывающих, в каком направлении движется сегодня мысль биологов, изучающих роль полового отбора в эволюции людей и их ближайших родственников.

Половые отношения в коллективах обезьян отличаются огромным разнообразием и сложностью. Секс у многих приматов — нечто гораздо большее, чем просто копуляция с целью продолжению рода. Он играет важную роль в общественной жизни и социальной организации. Секс может использоваться как способ разрешения конфликтов, примирения, поддержания сплоченности коллектива или его иерархической структуры. Например, бонобо активно используют секс, в том числе однополый, для примирения и снятия напряженности в коллективе; некоторые обезьяны используют имитацию спаривания («ложные садки») для демонстрации и поддержания отношений «начальник — подчиненный».

Из-за сложности самих половых отношений и социальной организации, в которую они могут быть весьма причудливым образом вплетены, разработать адекватные модели эволюции полового поведения у приматов оказалось очень непросто. Одна из многочисленных загадок — происхождение и смысл так называемых копуляционных сигналов — специфических, довольно громких криков, издаваемых во время спаривания самками некоторых видов, включая человека.

Конечно, можно допустить, что эти крики никакого адаптивного (приспособительного) смысла не имеют, что самки кричат просто «от страсти», что такое поведение не влияет на репродуктивный успех, и поэтому естественный отбор на него не действует. Оно могло возникнуть, например, как побочный эффект каких-то других поведенческих программ — врожденных или передающихся через подражание и обучение. С другой стороны, у «страстных криков» самок приматов (в том числе наших ближайших родственников — шимпанзе) вполне может быть и свой собственный адаптивный смысл.

Долгое время пользовалась популярностью гипотеза, согласно которой самки шимпанзе таким образом сообщают другим самцам о своей готовности к спариванию. Предполагается, что страстные крики самки должны возбуждать самцов и провоцировать их к соревнованию за право спариться с ней. В итоге самка получает шанс спариться с лучшими самцами. Правда, к людям, существам, исторически склонным скорее к моногамии, чем к промискуитету, эта гипотеза едва ли приложима. Но шимпанзе не страдают излишним целомудрием, и половые отношения у них отличаются большой свободой. Каждая самка спаривается со многими самцами. Впрочем, это вовсе не значит, что ей все равно, с кем это делать, когда и в какой последовательности. Как правило, она предпочитает высокоранговых самцов.

У самок шимпанзе есть веские причины не хранить верность какому-то одному партнеру. Во-первых, спарившись подряд с несколькими самцами, она дает возможность стать отцом своих детей тому из них, чьи сперматозоиды победят в «спермовой войне». Это повышает шанс обеспечить детенышей хорошими генами. Постоянные спермовые войны привели к тому, что у самцов шимпанзе в ходе эволюции развились очень крупные семенники. По этому же признаку можно сказать, что у наших предков спермовые войны не играли столь важной роли: у людей семенники гораздо меньше, чем у шимпанзе.

Не выделяясь по размеру семенников, человек бьет все рекорды среди человекообразных по размеру пениса (как по его длине, так и по толщине). Для сравнения, у самца гориллы при массе тела 200 кг длина пениса всего около 4 см. Это нормально для человекообразных с гаремным типом семьи. У орангутанов ситуация примерно такая же. Гаремы предполагают острую конкуренцию между самцами, но не на уровне гениталий и сперматозоидов, а на уровне физической мощи и острых клыков. Размер пениса и семенников не принципиален для владельца гарема.

У шимпанзе пенис подлиннее (порядка 7 см), но очень тонкий. При относительно свободных половых отношениях в коллективах шимпанзе конкуренция между самцами идет в первую очередь на уровне спермы.

О каких особенностях жизни наших предков свидетельствует громадный пенис? Рекомендую читателям поразмышлять об этом на досуге: хорошее упражнение для ума[67].

Другая причина, по которой самки шимпанзе стремятся спариться со многими самцами, причем желательно с высокоранговыми, состоит в том, что они обоснованно рассчитывают на благодарность со стороны партнеров и на их поддержку в будущем. Нет ничего важнее для существа, живущего в конкурентном иерархическом коллективе, чем хорошие отношения с влиятельными персонами. Особенно если общество не может выработать разумных законов и заставить всех соблюдать их. Кому-кому, а гражданам нашей страны это можно не объяснять.

Общественная жизнь шимпанзе (в отличие от бонобо) мало похожа на идиллию. Самкам приходится заботиться еще и о том, чтобы какой-нибудь самец в приступе ярости не убил их детенышей. Такое, к сожалению, случается. Весьма эффективный способ предотвращения инфантицида — убедить самца, что детеныши от него. Если убедить невозможно — хотя бы заронить сомнение. При том образе жизни, который ведут шимпанзе, мать сама не знает, кто отец ее детенышей, зато и самцы понятия не имеют, какие из детей чьи. Лучше уж вовсе не убивать детей партнерш, а то прихлопнешь ненароком своего — и твои гены умрут вместе с тобой (в том числе и те гены, что определяют склонность к инфантициду). Безнадежно запутать вопрос об отцовстве — это еще одна цель, которую самка может преследовать, спариваясь с несколькими самцами подряд.

Нельзя забывать и о том, что социальный статус самки может сильно зависеть от того, с какими самцами она спаривается, и от того, насколько широко об этом проинформированы другие члены коллектива.

Таким образом, у самок шимпанзе теоретически есть много причин не только спариваться со многими самцами, но и криками оповещать об этом публику. Для проверки теорий, однако, необходимы длительные наблюдения за обезьянами в естественных условиях.

Антропологи из Великобритании и Германии в течение двух полевых сезонов в 2006 и 2007 годах подглядывали за интимной жизнью обезьяньего племени, проживающего в лесу Будонго в Уганде. В период наблюдения в стаде было 78 особей, в том числе восемь взрослых самцов и 25 взрослых самок, из которых семь жили активной половой жизнью (более 15 спариваний за время наблюдений).

Все семь самок во время спаривания иногда издавали «крики страсти» — довольно громкие ритмичные вопли или взвизгивания, слышимые в лесу на расстоянии до 50 метров. Происходило это не очень часто. Всего за девять месяцев наблюдений было зарегистрировано 287 спариваний с участием этих семи самок, но только в 104 случаях (36 %) самки подавали голос.

Оказалось, что самки кричат намного чаще, когда спариваются с высокоранговыми взрослыми самцами. Между низкоранговыми взрослыми самцами и еще более низкоранговыми подростками они различий не делают (кричат мало в обоих случаях).

В 35 случаях из 287 (12 %) сородичи не дали парочке спокойно закончить процесс. «Громкие» половые акты провоцировали агрессию девять раз, причем в четырех случаях вмешивалась высокоранговая самка, в трех — высокоранговый самец и в двух — низкоранговый самец. Нападения высокоранговых самок были самыми яростными. Агрессия в этом случае всегда была направлена на низкоранговую конкурентку, а не на самца. Когда те же низкоранговые самки спаривались молча, высокоранговые самки на них не нападали. Видеть копуляцию они не могли ни в том ни в другом случае: их привлекали именно крики.

Исследователи не обнаружили никакой корреляции между «криками страсти» и интервалом между спариваниями с разными самцами. Это противоречит предположению о том, что крики способствуют быстрому привлечению дополнительных половых партнеров. Не было явной корреляции и между склонностью самки озвучивать свои ощущения и ее социальным статусом.

По содержанию гормонов в моче самок исследователи следили за фазами эстрального цикла. Самки шимпанзе, в отличие от людей, спариваются лишь в течение примерно десяти дней во время каждого цикла, однако в начале и в конце этого десятидневного периода зачатие невозможно. Как выяснилось, «крики страсти» не несут никакой информации о том, способна ли самка в данный момент к зачатию. Это противоречит идее о том, что цель криков — обеспечить потомство наилучшими генами. Если бы речь шла о генах, самки старались бы кричать поактивнее, когда зачатие возможно. Но они кричат одинаково на всех стадиях эстрального цикла, когда способны заниматься любовью.

Самый интересный результат состоит в том, что любовные крики, как выяснилось, зависят от состава женской аудитории, то есть от того, какие самки находятся поблизости от спаривающейся парочки. Ранг слушателей мужского пола не влияет на поведение самки. Однако чем больше поблизости самок того же или более высокого ранга, тем меньше вероятность, что спаривающаяся самка будет кричать. Иными словами, спаривающиеся самки ведут себя сдержаннее в присутствии влиятельных конкуренток.

Таким образом, удалось выявить только два фактора, влияющих на вероятность любовных криков: ранг партнера (чем он выше, тем больше визга) и число высокоранговых слушательниц (чем их больше, тем визга меньше). Кроме того, выяснилось, что влияние этих факторов может быть взаимосвязанным. Если самка спаривается с низкоранговым самцом, присутствие высокоранговых конкуренток смущает ее меньше, чем в том случае, когда ее партнер занимает высокое общественное положение. Иными словами, самка, заполучившая ценного партнера, следит за тем, чтобы не привлекать внимание опасных конкуренток. Самка, спаривающаяся со второсортным самцом, не так чутко реагирует на состав аудитории.

Авторы полагают, что полученные ими результаты свидетельствуют против гипотезы о том, что цель любовных криков — спровоцировать соревнование среди самцов, быстро привлечь дополнительных высокоранговых партнеров и вовлечь их в спермовые войны. Если бы это было так, самки активнее кричали бы в объятиях второсортных самцов. Они же поступают ровно наоборот. Кроме того, данная гипотеза предполагает, что страстные крики, во-первых, провоцируют агрессию среди самцов, во-вторых, способствуют сокращению интервалов между спариваниями с разными самцами. Ни того ни другого наблюдения не подтвердили. С другой стороны, авторы заметили, что когда высокоранговый самец занимается любовью, другие высокоранговые самцы обычно крутятся поблизости. Таким образом, самка своими криками все-таки информирует мужскую элиту племени о своей готовности к спариванию. И хотя высокопоставленные мужчины, блюдя достоинство, не бросаются тут же спихивать товарища, они могут воспользоваться полученной информацией чуть позже.

Полученные результаты подтверждают быстро крепнущую в последнее время теорию о том, что в коллективах шимпанзе важную роль играет острая и порой весьма жестокая конкуренция между самками (в отличие от бонобо, у которых общественное устройство основано на дружбе и кооперации между самками). Спаривающиеся самки явно сдерживают свои эмоции и стараются не издавать лишних звуков, когда поблизости есть влиятельные конкурентки.

По мнению авторов, полученные ими результаты не противоречат также и гипотезе «запутывания вопроса об отцовстве». Самцы шимпанзе, по-видимому, хорошо помнят, с кем им доводилось спариваться и кто может в принципе быть матерью их детей. Это не только снижает риск инфантицида, но и помогает самкам в конфликтных ситуациях. Замечено, что самцы иногда встревают в женские драки на стороне «своих» самок. Иногда самке даже удается спровоцировать очарованного ею самца на убийство детей конкурентки. Да, нравы у наших ближайших родственников — не лучший образец для подражания. Может быть, самки кричат еще и для того, чтобы самец получше запомнил это свидание?

Возможно, острая конкуренция между самками у шимпанзе отчасти связана с патрилокальностью (самцы остаются в родном племени, подросшие самки уходят в чужие семьи и поэтому не связаны кровным родством с другими самками в стаде). Однако мирные и любвеобильные бонобо тоже патрилокальны. Авторы отмечают, что самки шимпанзе в целом издают любовные крики намного реже, чем другие приматы. Видимо, боязнь расправы со стороны конкуренток пересиливает желание привлечь высокоранговых самцов и затуманить вопрос об отцовстве. Так или иначе, исследование показало, что «крики страсти» у самок шимпанзе могут служить гибким инструментом для минимизации различных рисков, связанных с острой конкуренцией между самками (Townsend et al., 2008).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики