Ракета (тип судов на подводных крыльях). Ракета корабль на подводных крыльях
Р.Е. Алексеев | lemur59.ru
Суда на подводных крыльях
Теплоход «Ракета» был предназначен для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища Длина – 27 м. Ширина – 5 м. Осадка на плаву – 1,8 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,1 м. Мощность силовой установки – 850 л.с. Скорость – 60 км/ч. Пассажировместимость – 64 человека.
25 августа 1957 года отправляется в свой первый рейс первый отечественный корабль на подводных крыльях «Ракета».
Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини.
Энрико Форланини ( в центре )
Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.
катер Форланини
В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного – оптимальной формы подводного крыла.Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других – недостаточной оказывалась подъемная сила крыла и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям.
Ганс фон Шертель
Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла.Молодого человека захватила идея – заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга.И обратил!
Ростислав Евгеньевич Алексеев
Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев – выпускник института – защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.
В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса – примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды. Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель.
После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков – главной продукции завода. Время-то было военное.На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях под условным названием «Ракета».Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.
Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.В Нижнем Новгороде «Ракеты» использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.
пассажирский салон “ Ракеты “
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна Ростислав Евгеньевич Алексеев и лично продемонстрировал её Хрущёву.
На базе разработок Алексеева в России было построено большое количество коммерческих судов на подводных крыльях: «Ракета», «Стрела», «Спутник», «Метеор», «Комета», «Циклон», «Буревестник», «Восход». Строились и военные суда, в том числе и самое большое судно этого класса в мире – «Бабочка», ему предшествовали «Пчела», «Турья» и «Саранча».
корабль на ПК проекта “ Бабочка “
ракетный катер на ПК МРК-5
МРК-5 у пирса военно-морской базы
МРК-5
ТТД:Водоизмещение: 432 т.Размеры: длина - 56,6 м, ширина - 10,2 м (21,1 м с опущенными крыльями), осадка - 2,35 м (8,0 м с опущенными крыльями).Скорость хода максимальная: 60 узлов.Дальность плавания: 700 миль при 45 узлах.Силовая установка: 2 газовых турбины М-10 по 18000 л.с. на 4 винтах в опускаемых колонках, 2 дизеля ДРА-211 по 1100 л.с. для малого ходаВооружение: 2х2 пусковых установки ПКР "Малахит (4 ракеты П-120), 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет).Экипаж: 40 чел.
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.
Существовала также пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час.В короткий срок суда на подводных крыльях стали одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, комфорт, высокая экономичность позволяли крылатым судам успешно конкурировать с другими видами транспорта. Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. Помимо «Ракеты» в СССР строились и другие типы гражданских теплоходов на подводных крыльях. К 1985 году на водных магистралях страны использовались более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета», десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». В нашей стране суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 миллионов пассажиров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны, в том числе в США, ФРГ, Францию, Италию и Великобританию.
С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». Так, например, в 2009 году эксплуатировалось четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.
Теплоход «Беларусь» отличался тем, что имел очень малую осадку: на плаву — 0,91, при ходе на крыльях — 0,3 метра. Для сравнения: те же параметры у теплохода «Ракета» — 1,8 и 1,1 метра.
«Беларусь» обслуживал пригородные и местные речные линии протяженностью до 320 километров. Судно брала на борт 40 пассажиров и при эксплуатационной мощности 600 лошадиных сил развивает скорость 65 километров в час.
Катер «Волга» был предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей.
Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км. Длина – 8,5 м. Ширина – 2,1 м. Осадка на плаву – 0,85 м. Осадка при ходе на крыльях – 0,55 м. Скорость – 60 км/ч. Мощность – 70 л.с. Пассажиры – 6 человек.
Теплоход «Метеор» предназначался для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км. Длина – 34,6 м. Ширина – 9,5 м. Осадка на плаву – 2,3 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,2 м. Скорость – 65 км/ч. Силовая установка – 2x850 л.с.. Пассажиры – 124 человек.
«Метеоры» производились с 1961 по 1991 годы на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе была демонтирована.
Теплоход «Комета» был предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль. Длина – 35,1 м. Ширина – 9,6 м. Осадка на плаву – 3,2 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,45 м. Скорость – 32 – 34 узла. Силовая установка – 2x850 л.с.. Пассажиры – 118 чел.
Теплоход «Восход» был создан для замены более старых судов на подводных крыльях – «Ракет» и «Метеоров». Длина – 27,6 м. Ширина – 6,4 м. Осадка на плаву – 2,1 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,1 м. Скорость – 65 км/ч. Силовая установка – 2x500 л.с.. Пассажиры – 71человек.
Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.
«Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных от самолёта Ил-18. «Буревестник» существовал в единственном экземпляре. Эксплуатировался он c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.
lemur59.ru
«Ракета» на подводных крыльях. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории
Во всём мире признанно считать советского кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева (18 декабря 1916 — 9 февраля 1980) отцом высокоскоростных транспортных средств на динамической «воздушной подушке», то есть создателем судов на подводных крыльях (СПК), экранопланов и экранолётов.
Высокоскоростные суда на «воздушной подушке» летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда разрабатывались многими инженерами и конструкторами в разных странах мира. В 1957 году Ростиславу Алексееву удалось создать первый высокоскоростной теплоход «Ракета» на подводных крыльях, обладающих подъёмной силой, поднимающей судно над поверхностью воды. Только через 4 года нечто подобное сделали в США.
Первые речные или морские суда на подводных крыльях (СПК) были спроектированы и построены в 1957 году коллективом Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Свой первый рейс высокоскоростной теплоход «Ракета-1» с 30 пассажирами на борту, совершил 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань — 420 километра за 7 часов. Профиль подводного крыла изогнут так, что при движении катера в воде он создает суммарную силу, направленную вверх, то есть выталкивающую судно из воды. За счёт уменьшения сопротивления воды, судно могло развивать высокие скорости.
В 1958 г. на заводе «Красное Сормово» был построен катер «Волга», удостоенный Золотой медали на Брюссельской выставке. В 1960 году появился высокоскоростной теплоход «Метеор», а в следующем году — первый морской теплоход на подводных крыльях «Комета». В последующие годы на заводе «Красное Сормово» были построены теплоходы «Спутник», «Вихрь», «Чайка» и турбоход «Буревестник». В народе все они назывались «ракетами» – по имени первенца.
В 60-х годах прошлого века Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов, насчитывающий более 1000 катеров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.
Серийный выпуск высокоскоростных теплоходов «Ракета» на подводных крыльях (СПК), был налажен в 1959 году на феодосийском судостроительном заводе «Море» в Крыму. С 1959 по 1976 год в Феодосии, на судостроительном заводе «Море» было построено 389 теплоходов «Ракета», в том числе 32 СПК — на экспорт.
Теплоходы «Ракета» на подводных крыльях были очень популярны в Крыму, на Чёрном море, их название стало нарицательным, и означало «скорость и комфорт» для 64 пассажиров. Активный отдых на море обязательно включал круизные рейсы на теплоходе «Ракета» из Евпатории до Ялты, или прогулку вдоль живописных берегов Южного берега Крыма.
Морское путешествие было одним из любимых, хотя и недешёвых видов семейного отдыха в Крыму. Цены билетов на суда такого типа заметно превышали цены на пригородные электрички. Из Евпатории в Севастополь на «Ракете» можно было добраться всего за 2 часа, надышавшись морским воздухом и полюбовавшись морскими пейзажами.
СПК «Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива во время старта и финиша, но в СССР топливо стоило 30 коп/тонна. Со времени распада СССР «Ракеты» стали нерентабельны, особенно, на коротких маршрутах. СПК «Ракеты» потребляли 103 кг/час на крейсерской скорости. Сейчас такого зверя не прокормишь…
«Укрречфлоту» достались все СПК «Ракеты» Крыма, но с 1996 транспортная компания полностью обескрылена. Пассажирский флот передавался Фонду госимущества, а тот распродавал СПК «Ракеты» Крыма и Украины греческим, китайским, вьетнамским, голландским коммерсантам, скупающим по дешевке в Украине огромное количество теплоходов «Ракета». Почему избавлялись от чудо техники? Наверное, потому что чудеса дорого стоят…
У Рыбальского острова в Киеве видели последнюю действующую СПК «Ракету» на закрытой территории. Судно на подводных крыльях «Хвиля» предназначена для служебного пользования чиновниками Министерства транспортаа. Говорят, в этом году СПК «Хвиля» раза 4 плавала в Канев по служебным делам.
В Евпатории планируется наладить морское сообщение теплоходами с помощью «морских трамвайчиков» и «морских такси», а также прогулочных и экскурсионных катеров и восстановлению линии пассажирских катеров между крымскими городами. «В Крыму поставлена задача вернуть на Чёрное море скоростные катера «Метеоры» для перевозки пассажиров из Севастополя в Ялту за 45 минут. Сейчас министерство транспорт рассматривает этот вопрос.
Спущена на воду первая «Комета 120М» на подводных крыльях для Крыма
Статьи по теме:
You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.
www.evpatori.ru
Суда на подводных крыльях / Назад в СССР / Back in USSR
Вслед за «Ракетами» в 1960-х появились более крупные и комфортабельные двухвинтовые «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Пассажировместимость этих судов составляла 123 человека. Теплоход имел три салона и бар — буфет.
В 1962 году появляются «Кометы» проекта 342м, фактически те же «Метеоры», только модернизированные для эксплуатации в море. Они могли ходить при более высокой волне, имели радиолокационное оборудование (РЛС)
В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» спускает на воду судно проекта 329 «Спутник» — самый крупный СПК. Он перевозит 300 пассажиров, со скоростью 65 км/час. Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Но в течение четырех лет эксплуатации, выявилась масса недостатков, в том числе — большая прожорливость четырех двигателей и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации.
Для сравнения «Спутник» и «Ракета»
«Спутник» сейчас... В Тольятти из него сделали то-ли музей, то-ли кабак. В 2005 году случился пожар. Сейчас это выглядит так.
«Буревестник» — одно из самых красивых судов из всей серии! Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький. «Буревестник» вмещал 150 пассажиров, и имел эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако в серийное производство не пошел — два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива.
С 1977 года не эксплуатировался. В 1993 году разрезан на лом.
В 1966 году гомельский ССРЗ выпускает судно для неглубоких рек, глубиной чуть более 1 метра «Беларусь» пассажировместимостью 40 человек и скоростью 65 километров в час. А с 1983 года станет выпускать модернизированную версию «Полесье», которая уже берет на борт 53 человека при той же скорости.
Ракеты и Метеоры старели. В ЦКБ Р. Алексеева создавались новые проекты. В 1973 году Феодосийский судостроительный завод спускает на воду СПК второго поколения «Восход». «Восход» — это прямой приемник «Ракеты». Это судно экономичней и вместительней (71 чел.).
В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК «Колхида». Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург — Валаам, под названием «Триада», другое в Новороссийске — «Владимир Комаров».
В 1986 году в Феодосии был спущен на воду новый флагман морских пассажирских СПК двухпалубный " Циклон", который имел скорость 70 км/час и брал на борт 250 пассажиров. Эксплуатировался в Крыму, потом был продан в Грецию. В 2004 году вернулся в Феодосию на ремонт, но стоит там до сих пор в полуразобранном состоянии.back-in-ussr.com
Судно на подводных крыльях «Метеор-193»: techmonuments
«Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословакими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева в честь столетия этого учебного заведения.
Адрес и координаты объекта: Казань, ул. Несмелова, 7, Казанский речной техникум (ныне — Казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта»). Памятник на Викимапии.
Фотографии памятника датированы августом 2011 года.
История создания
Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История создания этих судов берёт своё начало в начале 1940-х, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.Ростислав Алексеев:Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьими инертностью, консерватизмом, скепсисом, выбивать финансирование... Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. С большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета):Вслед за успешной «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее первенца, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»): Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова):Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне: С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Следующий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии распространились по рекам и водохранилищам всего Советского Союза.«Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»):«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова).
Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»:
Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.
Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета):«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam – Wal & Lek:
Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»:
Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz):
С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло, запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, появились конкуренция со стороны автобусных маршрутов. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.
Греческий «Falcon I»Греция — бывший украинский «Метеор-19»:Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»:
«Chang Xiang 1», Китай:
«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»:
В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка c полтора в сумме наберётся на северных реках.
Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована, а им на смену пришли глиссирующие суда проекта проекта А145.Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»:А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделке с обилием шкур «под леопарда».
Конструкция и технические характеристики
«Метеор-193» — судно проекта 342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпущенное Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип —двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.
Носовой салон (фото Дмитрия Щукина):Средний салон (фото Владимира Буракшаева):Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая (прогулочная) палуба.
Прогулочная палуба (фото Владимира Буракшаева):Посты управления судном расположены в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.
Ходовая рубка (фото Алексея Петрова):В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.
Машинное отделение (фото Алексея Петрова):Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.
Принцип их действия крыльев «Метеора» — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.
В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.***P.S. Если уважаемые участники обнаружат какие-то неточности, пожалуйста, сообщите об этом.
techmonuments.livejournal.com
Ракета (тип судов на подводных крыльях)
Класс речного регистра: | Р |
Максимальная пассажировместимость: | 64 — 66 человек (в зависимости от модификации) |
Длина: | 27 м |
Ширина: | 5 м |
Осадка: | 1,8 м (при стоянке) 1,1 м (при ходе на крыльях) |
Высота: | 4,5 м |
Водоизмещение: | 18 (порожнее) 25,3 (полное) |
Скорость: | 70 км/ч (максимальная) 60-65 км/ч (эксплуатационная) |
Мощность главного двигателя, л/с: | 1000 — 900 (в зависимости от модификации) |
Движитель: | один гребной винт |
«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (Проекты 340, 340Э, 340МЕ).
Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 70-х годов. Всего было построено около трёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Нижнего Новгорода до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.
В Нижнем Новгороде «Ракеты» используются в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда. Эксплуатацией теплоходов занимается судоходная компания «Волжское пароходство»[1].
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 60-х до 2006 года. С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление "Ракет". В навигацию 2009 года на ходу четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246. По некоторым сведениям в ближайшем будущем возможно восстановление еще несколько теплоходов.
Распространение
- Финляндия, 1962-1983 гг., 2005-н.в.
- Китай
- Литва — использовались на линии от Каунаса до Ниды, Юодкранте.
- Россия
- Украина
- Румыния В настоящее время суда на подводных крыльях используются на регулярных ежедневных рейсах в Румынии в дельте Дуная, между городами Тулча и Сулина и Тулча и Св. Георгий.
Интересные факты
- Испытания СПК «Ракета» были поручены прославленному лётчику-истребителю Герою Советского Союза Михаилу Девятаеву, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав немецкий бомбардировщик.
Галерея
См. также
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- Калужское (электродепо)
- Судно на подводных крыльях
Смотреть что такое "Ракета (тип судов на подводных крыльях)" в других словарях:
Метеор (тип судов на подводных крыльях) — «Метеор» Судно на подводных крыльях «Метеор» на реке Янцзы Технические характеристики Класс речного регистра: О Максимальная пассажировместимость: 116 человек (в зависимости от модификации) Длина … Википедия
Полесье (тип судов на подводных крыльях) — У этого термина существуют и другие значения, см. Полесье (значения). Речной мелкосидящий пассажирский теплоход на подводных крыльях типа «Полесье». Предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток с продолжительностью рейса … Википедия
Колхида (тип судов на подводных крыльях) — «Колхида» Судно на подводных крыльях Технические характеристики Класс регистра: КМ*2[А]2СПК Максимальная пассажировместимость: 120 человек (основной вариант), 140 (туристический вариант) Длина: 34,5 м … Википедия
Восход (тип судов на подводных крыльях) — «Восход» Судно на подводных крыльях «Восход 24» на реке Волге у Балахны Технические характеристики Класс речного регистра: О Максимальная пассажировместимость: 71 человек Длина: 27,6 м … Википедия
Буревестник (тип судов на подводных крыльях) — У этого термина существуют и другие значения, см. Буревестник (значения). «Буревестник» «Буревестник» название советского пассажирского речного судна на подводных крыльях (СПК), газотурбохода разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький.… … Википедия
Тайфун (тип судов на подводных крыльях) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тайфун (значения). Тайфун Опытный пассажирский катер на подводных крыльях «Тайфун»[1] проекта 1233 … Википедия
Циклон (тип судов на подводных крыльях) — У этого термина существуют и другие значения, см. Циклон (значения). «Циклон» название пассажирского морского двухпалубного судна на подводных крыльях (СПК), газотурбохода разработанного ЦМКБ им. Алексеева (г. Горький Нижний Новгород) … Википедия
Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия
Беларусь (тип судов) — «Беларусь» Флаг … Википедия
Ракета (значения) — Ракета: Ракета реактивный летательный аппарат. Ракета тип судов на подводных крыльях. Ракета марка наручных часов, выпускаемых Петродворцовым часовым заводом. Ракета один из первых паровозов в истории, созданный в 1830… … Википедия
dic.academic.ru
ракетный корабль на подводных крыльях стал «цепным псом» Черноморского флота
Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1240 «Ураган», способный «парить» по воде на подводных крыльях, стал настоящей революцией в области судостроения.
Корабль, передвигающийся по волнам со скоростью спортивного автомобиля и вооруженный ракетами для «усмирения» потенциального противника, - вовсе не фантазия. Малый ракетный корабль (МРК) проекта 1240 «Ураган», способный «парить» по воде на подводных крыльях, стал настоящей революцией в области судостроения.
Эта уникальная разработка, созданная советскими конструкторами Невского морского завода МСП, была спущена на воду 1973 году. После успешных испытаний в 1976-м «Ураган» был включен включенный в состав Черноморского флота.
Применение подводных крыльев в конструкции корабля «приподнимало» его над водой, снижая сопротивление, и, в конечном счете, позволяло морякам получить главное, от чего во многом зависит успех в бою - скорость. Две газотурбинные установки мощностью 18 тыс. лошадиных сил каждая разгоняли «Ураган» до скорости в 60 узлов. А размещенное на борту вооружение в виде четырех противокорабельных ракет П-120 «Малахит» и артиллерийской установки АК-630 и вовсе превращало его в «цепного пса» отечественного флота - по оценкам военных экспертов, появление МРК проекта 1240 было ясным сигналом потенциальным противникам о том, что в территориальные воды СССР лучше не вторгаться.
Фото: kchf.ru - пресс-служба Черноморского флота РФ (из музея СФ "Алмаз")
Как рассказал в интервью «Звезде» капитан 3 ранга ВМФ СССР в отставке, военный историк Сергей Зенцов, разработчики применили в «Урагане» целый ряд конструктивных решений.
Его подводные крылья были изготовлены из титана и оснащены специальной автоматической системой, которая сама управляла всеми элементами и могла осуществлять стабилизацию по крену, дифференту и высоте. В то время это была уникальная технология, отметил эксперт.
Между тем, обслуживание таких систем было довольно трудоемким процессом, требовавшим особых навыков и знаний, заметил Зенцов.
Он также обратил внимание на то, что высокие скоростные характеристики давались ценой большого расхода топлива. Кроме того, максимальная дальность движения корабля составляла всего 700 миль. Этого считалось достаточным для встречи неприятеля и ответа ему. Тем не менее, сложность использования и проблемы с техобслуживанием постепенно привели к потере интереса к этому уникальному проекту. В итоге судьба «Урагана» сложилась довольно печально - в 1990-м он был исключен из состава ВМФ, а через два года и вовсе затонул после пожара в Стрелецкой бухте.
Тем не менее, сама идея использования судов на подводных крыльях по-прежнему жива и в последние годы получила новое развитие. Правда, преимущественно в гражданской сфере. Так, 28 сентября в Нижегородской области было спущено на воду речное пассажирское судно на подводных крыльях последнего поколения. Уже известно, что серия будет называться «Валдай-45Р». Первое судно носит имя «Ростислав Алексеев» — в честь создателя советских судов на подводных крыльях, легендарных «Ракет» и «Метеоров». Возродить производство кораблей на подводных крыльях выразил желание недавно и феодосийский завод «Море», до 1991 года выпускавший ежегодно по 8-10 «Комет».
politexpert.net
Ракета (тип судов на подводных крыльях) Википедия
«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ).
История
Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое и экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Свой первый рейс, в составе Волжского объединённого речного пароходства, «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов, на борту находилось тридцать пассажиров.
Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе более тридцати на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись ленинградским заводом «Звезда».
«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их упоминали в песнях и стихах. Название «Ракета» стало нарицательным, и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты» от всех остальных речных судов на подводных крыльях является наличие большой открытой площадки в кормовой части.
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привёл в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.
Массовая эксплуатация «Ракет» в Московском регионе, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали городские маршруты на Москве-реке и пригородные маршруты на канале имени Москвы от Северного речного вокзала до Чиверёво, Аксаково, Тишково, Чёрной речки. С 2007 года в Московском регионе «Ракеты» эксплуатировались только на прогулочных маршрутах. В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реках Оби и Лене.
«Ракеты» эксплуатировались на необычных и интересных маршрутах между городами Тарту на реке Эмайыги и Псков на реке Великая, между городами Кёльном и Дюссельдорфом на реке Рейне, между городами Лондоном и Грейвзендом на реке Темзе.
Несколько «Ракет» использовались в качестве водного транспорта для обслуживания правительственных делегаций, приезжающих в СССР. Одна «Ракета» находилась в распоряжении КГБ СССР.
Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 метров. Подача воды — 800 м³/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.
«Ракеты» обладают выдающимся внешним видом и поэтому многие из них не утилизировались после списания, а устанавливались на берегах водоёмов, в парках и т. п. и внутри переделывались под кафе, музеи и др.
Распространение
- Армянская Советская Социалистическая Республика — эксплуатация ≈ до 1985 года
- Белорусская Советская Социалистическая Республика, Белоруссия — эксплуатация до 1993 года
- Народная Республика Болгария, Болгария
- Великобритания — эксплуатация до 1976 года
- Венгерская Народная Республика — эксплуатация до 1986 года
- Федеративная Республика Германии, Германия — эксплуатация до 1997 года
- Казахская Советская Социалистическая Республика, Казахстан — эксплуатация до 1993 года
- Канада — эксплуатация до 1968 года
- Китай
- Латвийская Советская Социалистическая Республика — эксплуатация ≈ до 1985 года
- Литовская Советская Социалистическая Республика, Литва — эксплуатация до 2010 года
- Никарагуа — эксплуатация до 1999 года
- Польская Народная Республика, Польша
- Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, Россия
- Румынская Социалистическая Республика, Румыния — эксплуатация до 2001 года
- Югославия, Союз Сербии и Черногории, Сербия
- Соединённые Штаты Америки — эксплуатация до 1970 года
- Украинская Советская Социалистическая Республика, Украина
- Финляндия
- Чехословакия, Словакия
- Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония
Интересные факты
Книга «Крылатые суда России» сообщает следующие интересные факты:[1]
- На одном из ходовых испытаний судна на подводных крыльях «Ракета-1», организованных Р. Е. Алексеевым, присутствовал в качестве гостя конструктор космической техники С. П. Королёв.
- Несколько раз ходовые испытания судна на подводных крыльях «Ракета-1» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.
Примечания
Ссылки
Списки судов типа «Ракета» на сайтах о водном транспортеwikiredia.ru