Печальная история «Зенита». Ракета зенит создатель
характеристики, интересные факты :: SYL.ru
Авангард современного прогресса в науке и технике - это уже не электродвигатели и телекомуникационные технологии. Рубеж современной науки – это космические исследования и развитие космической техники. Семейство ракет «Зенит» – яркий тому пример. А еще это пример успешного международного сотрудничества и его краха, вызванного политическими разногласиями.
Историческая справка
Еще в 70-х прошлого столетия, когда были разработаны спутники радиотехнической разведки второго поколения «Целина», обнаружилось, что ракетоносители «Восток-2м» или «Циклон-3» не вынесут космический аппарат на орбиту из-за низких энергетических возможностей. К декабрю 1974 года конструкторское космическое бюро «Южное» разработало новый ракетный носитель с индексом 11К77, который впоследствии стал ракетой-носителем «Зенит».
«Камбала» собирается в космос
Именно такое прозвище дали проекту 11К77 – ракете «Зенит» – ее конструкторы. Первая ступень носителя состояла из пары параллельно расположенных блоков с массой порядка 450 тонн и диаметром 3 метра и массой полезного груза 12 тонн. Трехкамерный первой ступени ракетный двигатель первой РД-124 и второй ступени однокамерный двигатель РД-125 работали на керосин-кислороде с дожиганием окислительных газов и были спроектированы конструкторским бюро «Энергомаш». Именно такое топливо признано экологически наиболее безопасным. Впоследствии первую ступень ракеты «Зенит» унифицировали с 11К25 «Энергия» (ступень первая), что дало право назвать ее первой в классе средних ракетоносителей.
«Камбала» превращается в «бревно»
К 1977 году в КБ «Южное» созрел проект «моноблочного» и мощного носителя с диаметром 3,9 метра, предельной величины для транспортировки по железной дороге (отсюда и прозвище - «бревно»). Четырехкамерный двигатель, спроектированный на том же производственном объединении «Энергомаш», давал ракете тягу в 740 тс на земле, что превосходило все существующие аппараты на то время. Рулевой двигатель способен работать длительное время после отключения двигателя маршевого. Беспрецедентный ракетный двигатель прошел испытания в 1980 году, а в 1985 году прошли первые два нештатных взлета ракеты-носителя «Зенит» с полезной нагрузкой с космодрома Байконур. Из тринадцати запусков три прошли нештатно, и при приеме в эксплуатацию в 1989 году ракета «Зенит» поступила на вооружение с замечаниями. Но шпионская «Целина-2» к тому времени уже улетела в космос на тяжелых космических носителях «Протон».
Статистика запусков
За период с 1985 по 2009 год 37 раз ракета-носитель «Зенит-2» стартовала в космос. Из них только тридцать запусков прошли успешно. С 2007 года на Байконуре стартует ракета «Зенит-2 SL Б». Остальные модификации запускались по программе «Наземный» (Байконур) и «Морской старт» (платформа Ocean Odyssey). Произведено всего более 83 запусков (34 с морской платформы), из которых 9 – неудачно, 4 – частично удачно и 70 – абсолютно успешны.
Русская ракета с украинской начинкой
Ракетоноситель - результат производственного сотрудничества двух стран: России и Украины. Модификации производились на Днепропетровском Южном машиностроительном заводе им. А. М. Макарова, а двигатели РД-171М и блоки разгона ДМ-SL и ДМ-SL-Б – на Научно-производственном объединении Энергомаш имени академика В. П. Глушко (филиалы находятся в городах Самаре, Перми, Санкт-Петербурге) и ракетно-космической корпорации «Энергия имени С. П. Королева» (город Королев, Московская обл.) соответственно. Российские комплектующие – это 70 % русско-украинской ракеты «Зенит». С 2015 года торговое и промышленное сотрудничество с Украиной прекращено, и приостановлено производство носителей.
Модификационный ряд
Стартовая площадка для всего семейства «Зенитов» - площадка № 45 или модернизированный комплекс «Зенит-М» (космодром Байконур, Казахстан) и морская платформа – ракетно-космический комплекс «Одиссей» (Тихий океан). Носители «Зенит» выводят космические аппараты на ближние орбиты, солнечно-синхронные и полярные орбиты, на дальние геостационарные орбиты. Сегодня семейство включает следующие модификации двухступенчатых и трехступенчатых ракет:
- Ракета «Зенит 2 SL Б». Состоит из двух ступеней. Система управления цифровая, на базе ЭВМ «Бисер-3». космическая часть автономная, что дает возможность сборки отдельно от ракетоносителя. Ракета «Зенит-2 SL Б» никогда не запускалась.
- Ракета-носитель «Зенит-3SL». Состоит из трех ступеней с космическим блоком разгона ДМ-SL. Обозначается как «Зенит-2S». Предназначена для запусков по программе «Морской старт». Площадка для запусков космических аппаратов - тихоокеанский ракетно-космический комплекс «Одиссей».
- Ракета «Зенит-3 SL Б». Разработана для запусков с космодрома Байконур (программа «Наземный старт»). Сделана исключительно из отечественных и украинских комплектующих. Главный обтекатель спроектирован и изготовлен на Научно-производственном объединении имени С. А. Лавочкина (г. Калуга). Первый вывод на геостационарную орбиту космического аппарата (спутник «Электро-Л») произошел 20.01.2008.
- «Зенит-3SL БФ». Гибрид носителей «Зенит-2SL Б» и «Зенит-3SL Б». В ее составе блок разгона «Фрегат-СБ». Предназначается для выведения объектов инфраструктуры космоса на орбиты (первый – 20.01.2011).
Характеристики ракеты «Зенит»
Для удобства восприятия материал мы решили представить в виде таблицы.
Вариации носителя | «Зенит-2» | «Зенит-3» |
Масса на старте | 459 тонн | 473 тонн |
Максимальная длина | 57 метров | 59,6 метра |
Место запусков | Байконур | Платформа «Одиссей» |
Полезный вес вывода на орбиты 200 км | 13,7 тонны | 15 тонн |
Первая ступень | ||
Двигатели | РД-171М | |
Длина | 32,9 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса | 359 тонн | |
Максимальная тяга на старте | 7 257 кН | |
Максимальная тяга в вакууме | 7 908 кН | |
Время сброса | 145 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Вторая ступень | ||
Двигатель | Маршевый (РД-120) и рулевой (РД-8) | |
Длина | 10,4 метра | |
Диаметр | 3,9 метра | |
Масса на старте | 90,5 тонн | |
Тяга на старте | 834 кН | |
Тяга в вакууме | 912 кН | |
Время сброса | 380 секунда полета | |
Топливо | Керосин и жидкий кислород | |
Обтекатель | ||
Длина | 13,7 метра | 16,3 метра |
Диаметр | 3,9 метра | 4,15 метра |
Международная оценка
Основатель космической компании SpaceX (Америка) Илон Маск в 2017 году в одном из интервью назвал двухступенчатые ракеты-носители «Зенит» лучшими ракетами среднего класса современности. Правда, после своих многоразовых ракет Falkon. Портфель заказов на «Зениты» у производственного объединения «Южмаш» по состоянию на июль 2017 года составляет порядка 350 миллионов долларов. Заказчики космических носителей – группа компаний «S7 Космические транспортные системы», космические корпорации Соединенных Штатов Америки и Италии. Российская космическая корпорация «Энергия» в ответ обещает уже к 2022 году создать ракету среднего класса «Союз-5», которая составит здоровую конкуренцию украинским «Зенитам» как по программе «Наземный старт», так и по программе «Морской старт».
Программа «Морской старт»
Это морской коммерческий проект по использованию ракетного космического комплекса морского базирования платформы Ocean Odyssey в Тихом океане (остров Рождества, республика Карибати, координаты: 0 градусов северной широты и 154 градуса западной долготы). Учредителями одноименной компании, основанной в 1995 году, были корпорация Boeing, РКК «Энергия», норвежская корпорация Kvaerner (Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». После реорганизации 2010 года ведущим учредителем стала российская корпорация «Энергия». С платформы до 2014 года осуществлялись коммерческие пуски с использованием носителей «Зенит-3SL». В 2016 году владельцем самой платформы, корабля Sea Launch Commander, наземного оборудования в порту Лонг-Бич, интеллектуальных прав и товарного знака стала группа компаний «S7 Космические транспортные системы», российское общество с ограниченной ответственностью, которая инвестировала в нее 160 миллионов долларов. В планах нового владельца до 70 запусков, преимущественно коммерческих, на протяжении ближайших пятнадцати лет.
Тридцать пятый пуск – пока последний
Новые владельцы водной платформы «Одиссей» пока не готовы отказаться от лучшего носителя среднего класса - ракет украинской сборки «Зенит-3SL» . Но платформа уже была свидетелем неоднократных аварий при запуске «Зенитов». Первая нештатная ситуация произошла во время третьего запуска в 2000 году. В период запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL» (спутник ICO F-1) клапан пневмосистемы второй ступени не закрылся, что привело к остановке рулевого двигателя и отклонению в траектории полета. Через два часа спутник был потерян, а «Зенит» потерпел аварию. Двигатель маршевый ДМ-SL отказал при запуске в 2004 году носителя со спутником Telstar-18. Самая крупная авария случилась в 2007 году. Тогда носитель должен был вывести на геостационарную орбиту нидерландский спутник NSS-8. Носитель упал на платформу в результате отказа и воспламенения двигателя РД-171М ракеты-носителя (первая ступень). В январе 2013 года тридцать пятый запуск закончился крушением по причинам, аналогичным предыдущей аварии - поломке в двигателе. Нештатная ситуация была купирована, траектория полета изменена, ракета утонула в океане, американский спутник Intelsat-27 был потерян. Платформа «Одиссей» не пострадала. Среди причин аварии называется также и шторм в Тихом океане.
Будущее «Зенита»
В 2016 году производитель ракетоносителей Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова подписал контракт на поставки двенадцати ракет-носителей для корпорации S7 для запусков в рамках проекта «Морской старт». Но так как права на РД-171 принадлежат российскому федеральному космическому агентству, а оно не имеет обязательств перед Украиной, пока непонятно, как обязательства по контракту будут выполнены. Сегодня на «Южмаше» ведется сборка только двух ракетоносителей.
Трудные времена наступили для семейства носителей «Зенит». Но ни аварии, ни экономические трудности не сломили дух конструкторов и производителей. Как во время появления, так и сегодня ракета «Зенит» остается лучшим носителем космических аппаратов на орбиты среднего класса. Конкурентные возможности её по-прежнему довольно высоки. Есть потенциал нереализованных возможностей и перспективы. Мирный космос ждет своих первооткрывателей и исследований, ракета-носитель «Зенит» готова вывести на орбиты аппараты научно-исследовательского предназначения. А это означает, что полет продолжается!
www.syl.ru
Зенит-2 | |
«Зенит-2» на старте на «Байконуре». | |
| |
Зенит | |
ракета-носитель | |
КБ «Южное» | |
«Южмаш» | |
2—3 | |
57—59,6 м | |
3,9 м | |
444,9—462,2 т[1] | |
13,7 тонн (Байконур)15 тонн (Экватор Зенит-3МС) | |
действующая | |
Байконур морская платформа «Одиссей» | |
84 Зенит 2: 36Зенит 3SL: 36Зенит 2M: 1Зенит 3SLБ: 6Зенит 3SLБФ: 4Зенит 2SLБ: 1 | |
71 Зенит 2: 29Зенит 3SL: 30Зенит 2M: 1Зенит 3SLБ: 6Зенит 3SLБФ: 4Зенит 2SLБ: 1 | |
9 Зенит 2: 6Зенит 3SL: 3 | |
4 Зенит 2: 1Зенит 3SL: 1Зенит 3SLБ: 1[2]Зенит 2SLБ: 1 | |
Зенит 2: 13 апреля 1985 Зенит 3SL: 28 марта 1999 Зенит 2M: 29 июня 2007 Зенит 3SLБ: 28 апреля 2008 Зенит 3SLБФ: 20 января 2011 | |
26 декабря 2017 | |
ЖРД РД-171 | |
8180 кН | |
337 с | |
150 с | |
RP-1 / LOX | |
керосин RP-1 | |
жидкий кислород | |
ЖРД РД-120 | |
ЖРД РД-8 | |
РД-120 — 912 кН (РД-8 — 79,5 кН) | |
349 с | |
Зенит (ракета-носитель) - это... Что такое Зенит (ракета-носитель)?
«Зенит-2» на старте в «Байконуре»
«Зени́т-2» — советская (российско-украинская) ракета-носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор - В.Ф. Уткин. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском заводе «Южмаш». Индекс ГРАУ — 11К77.
Первый успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» без полезной нагрузки был проведен 21 июня 1985 года с космодрома Байконур.
Первая ступень «Зенита» оснащена кислородно-керосиновым двигателем РД-171. Прототипом для нее послужила первая ступень ракеты-носителя «Энергия».
Модификации
«Зенит-3SL» разработана на базе находящихся в эксплуатации ракеты-носителя Зенит-2 и космического разгонного блока ДМ.
РН и РБ получили соответственно обозначения Зенит-2S и ДМ-SL.Новейшая модификация — «Зенит-М», совершила первый полёт с Байконура 29 июня 2007 года. От предыдущей версии её отличает полностью цифровая система управления на базе новой бортовой ЭВМ «Бисер-3» и бо́льшая масса выводимого полезного груза. Предполагается, что «Зенит-М» станет одной из наиболее часто используемых российским министерством обороны ракет-носителей для запуска военных спутников.
«Зенит-3SLБ» — модификация ракеты космического назначения «Зенит-3SL», в состав которой входят модифицированные ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок ДМ-SLБ. Предназначена для запуска с космодрома «Байконур» (проект «Наземный старт»). Первый пуск (КА «Amos-3») состоялся 28 апреля 2008 года.
Список запусков
См. также список запусков Зенит-3SL.
Технические данные
Стартовая масса (т) | 459 | 470,8 |
Длина (макс.) (м) | 57 | 59,6 |
Место запуска | Байконур | Морской старт |
Полезная нагрузка (Орбита 200 км) (т) | 13,7 | |
Полезная нагрузка (ГПО) (т) | — | 6,0 |
Полезная нагрузка (ГСО) (т) | — | |
Первый полёт | 13 апреля 1985 | 28 марта 1999 |
Двигатель | РД-171 (11Д520) | |
Длина (м) | ? | |
Диаметр (м) | 3,9 | |
Масса (т) | 352,7 (пустая масса 33,9) | |
Тяга (макс.) (кН) | 7 259 (7 908 в вакууме) | |
Время работы (сек) | ? | |
Топливо | Керосин + жидкий кислород | |
Двигатель | маршевый: РД-120 (11Д123), рулевой: РД-8 | |
Длина (м) | ? | |
Диаметр (м) | 3,9 | |
Масса (т) | 89,9 (пустая масса 9,3) | |
Тяга (макс.) (кН) | 834 + 78 | |
Время работы (сек) | ? | |
Топливо | Керосин + жидкий кислород | |
Длина (м) | 13,7 | |
Диаметр (м) | 3,9 | 4,15 |
См. также
Ссылки
Советская и российская ракетно-космическая техника
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Зенит-2 (ракета-носитель) — WiKi
При разработке второго поколения спутников РТР «Целина» уже в начале 1974 года выяснилось, что масса проектируемого КА превосходит энергетические возможности РН «Восток-2М» и «Циклон-3», поэтому КБ «Южное» было поручено разработать новый носитель среднего класса под индексом 11К77, эскизный проект которого был готов к декабрю того же года.[3]
Первая ступень ракеты стартовой массой 450 т должна была состоять из двух параллельных блоков диаметром три метра (такую связку работники КБЮ неофициально называли «двустволкой» или «камбалой») и выводить на НОО груз около 12 тонн[4]. Первоначальные керосин-кислородные двигатели РД-124 первой ступени (трёхкамерный) и РД-125 второй ступени (однокамерный, унифицированный с РД-124) проектировались в КБ Энергомаша по схеме с дожиганием окислительного газа. Геометрические размеры камер сгорания брались по образцу близких по параметрам (давлению, тяге, расходонапряженности) двигателей МБР Р-36 и Р-36М.[4]
Однако вскоре было принято решение унифицировать первую ступень 11К77 с боковыми блоками (первой ступенью) 11К25 «Энергия», что было закреплено постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании универсального космического ракетного комплекса 11К77 „Зенит“» от 16 марта 1976 года[3]. Предполагалось, что «Зенит» положит начало новому классу средних ракет-носителей[5].
Эскизный проект более грузоподъёмного «моноблочного» (с первой ступенью предельного для перевозки по железной дороге диаметра 3,9 м, которую проектанты неофициально прозвали «бревном»[4]) варианта был готов к февралю 1977 года.[3] Совершенно новый мощнейший четырёхкамерный двигатель разрабатывался в «Энергомаше» под руководством Глушко с 1975 года,[4] в ноябре 1976 года был представлен эскизный проект с тягой на земле 740 тс (что превосходило тягу трёхкамерных РД-124 с прежнего варианта 11К77)[6].
Длительный срок разработки ракеты объясняется главным образом трудностями с созданием беспрецедентно мощных двигателей[4]. Только 25 августа 1980 года РД-171 вышел на огневые испытания, 26 июня 1982 года в результате аварии был разрушен испытательный стенд НИИ химического машиностроения в Новостройке (единственный в СССР, подходящий для ступени такой мощности)[6].
Первые два запуска «Зенит-2» в апреле и июне 1985 года прошли нештатно, успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» с полезной нагрузкой был осуществлен 22 октября 1985 года с космодрома Байконур.[6] К тому моменту спутники-шпионы комплекса «Целина-2» уже полетели в космос на более тяжёлых «Протонах».[4]
В связи с тем, что из первых 13 пусков 3 прошли нештатно, при подписании в 1989 году Акта Государственной комиссии о приёме РН «Зенит» на вооружение в Ракетные войска стратегического назначения[источник не указан 808 дней] СССР руководство Байконура приложило к нему особое мнение. Недостатки не были своевременно устранены[источник не указан 808 дней], и 4 октября 1990 года носитель в ходе запуска взорвался, полностью разрушив одно из двух пусковых устройств стартового комплекса «Зенит» на Байконуре.
В целом в 1985—2009 годах было произведено 37 пусков РН «Зенит-2», из них 30 прошли успешно[7].
Доработанная первая ступень РН «Зенит», после оснащения кислородно-керосиновым двигателем 11Д521 (РД-170) вместо 11Д520 (РД-171), а также хвостовым и передним отсеками, использовалась в качестве модульной части 11С25 блока А первой ступени ракеты-носителя «Энергия»[8].
На РН «Зенит-2» предполагалось запускать разрабатывавшийся в конце 1980-х годов на смену используемому кораблю «Союз» новый некрылатый многоразовый транспортный пилотируемый космический корабль «Заря», производство которого так и не было начато, в связи с сокращением финансирования космических программ.
29 июня 2007 года с Байконура совершила полёт ракета-носитель «Зенит» переходного варианта. От предыдущей версии её отличала новая цифровая система управления на базе бортовой ЭВМ «Бисер-3» и ряд других доработок, сделанных для «Зенит-2SLБ» (но без автономной космической головной части (КГЧ)).
После модернизации ракетно-космического комплекса «Зенит» (площадка 45) на Байконуре в связи с завершением производства ряда его компонентов и применения новых носителей в состав модернизированного комплекса «Зенит-М» входят следующие ракеты семейства «Зенит»:
- двухступенчатая «Зенит-2SLБ»,
- трёхступенчатая «Зенит-3SLБ»,
- трёхступенчатая «Зенит-3SLБФ».
В 2013 году производство ракет «Зенит» было приостановлено.[9][10]
28 апреля 2017 года компания S7 Sea Launch Limited заключила с «Южмашем» контракт на производство 12 ракет «Зенит». После этого «Южмаш» заявил о возобновлении производства «Зенитов».[11]
В России на основе глубокой модернизации РН «Зенит-2» разрабатывается с 2016 года новая ракета-носитель по программе «Феникс» (в 2017 году эта РН получила наименование «Союз-5»).
ru-wiki.org
ЗЕНИТ (ракета) - это... Что такое ЗЕНИТ (ракета)?
Энциклопедический словарь. 2009.
- ЗЕНИТ (в географии)
- ЗЕНИЦА (глаз)
Смотреть что такое "ЗЕНИТ (ракета)" в других словарях:
Зенит (ракета-носитель) — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит-2 (ракета-носитель) — У этого термина существуют и другие значения, см. Зенит. Зенит 2 «Зенит 2» на старте на «Байконуре» … Википедия
Зенит — В Викисловаре есть статья «зенит» Зенит: Зенит точка небесной сферы. «Зенит» ракета носитель среднег … Википедия
Зенит-3SL (ракета-носитель) — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит-3SL — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит-3SLБ — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит (РН) — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Зенит 3SLБ — «Зенит 2» на старте в «Байконуре» «Зенит 2» советская (российско украинская) ракета носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Главный разработчик КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском… … Википедия
Ракета-носитель тяжелого класса "Ангара-А5" — принадлежит к новому семейству ракет носителей модульного типа Ангара , которое включает в себя носители от легкого до тяжелого классов. Головным разработчиком и производителем космического ракетного комплекса Ангара является ФГУП Государственный … Энциклопедия ньюсмейкеров
Ракета-носитель — Запуск ракеты носителя «Протон К» с модулем «Звезда» для международной космической станции Ракета носитель (РН, также ракета космического назначения, РКН) аппарат, дейс … Википедия
dic.academic.ru
Печальная история «Зенита»
Увы, успех технической системы не всегда зависит только от ее совершенства. И печальная история ракеты-носителя «Зенит» наглядно показывает, как отличная с технической стороны ракета вместо блестящей карьеры и ярких достижений оказалась в ситуации, когда приходится просто выживать. 26 декабря стартует последний из уже изготовленных «Зенитов», и даже несмотря на новости этого года он может оказаться последним в истории этой ракеты-носителя.
Ракета «Зенит» на стартовом столе
Роскосмос
Ракета, которую в итоге назвали «Зенитом», появилась из сочетания нескольких идей. Во-первых, росла масса спутников в целом и, в частности, аппарата радиотехнической разведки «Целина», новая версия которого перестала помещаться на ракеты «Восток-2М» и «Циклон-3». При этом сначала конструкторы КБ «Южное» шли довольно необычным путем, проектируя ракету с двумя стоящими рядом первыми ступенями. Получающуюся конструкцию называли «двустволкой» или «камбалой». Во-вторых, в среде ракетных конструкторов витала идея замены морально устаревающего семейства ракет на базе «Р-7» — некоторые недостатки, вроде больших объемов ручной работы при подготовке к пуску, нельзя было устранить никакими модернизациями.КБ «Южное», привыкшее работать с высококипящими компонентами на боевых ракетах, первоначально хотело использовать их и для нового проекта, но появились возражения со стороны экологов. И Министерство обороны, и Совет министров разумно посчитали, что ракете, которая будет стартовать часто, не стоит использовать ядовитые гептил и амил. К 1974 году был создан концепт «двустволки» с двумя стоящими рядом первыми ступенями диаметром три метра, использующими двигатели РД-124 и РД-125 с грузоподъемностью около 12 тонн на низкую орбиту. Прорабатывались даже вопросы повторного использования первой ступени, поэтому двигатели были рассчитаны на многократное включение. В 1975 году задумались о смене двигателей первой ступени на только начинающий создаваться РД-170, но для этого пришлось бы увеличивать диаметр ракеты и делать новую оснастку на производстве, поэтому работы шли вяло.
И тут вмешалась третья идея — программа «Энергия-Буран». Первую ступень решили сделать универсальной — как боковой ускоритель сверхтяжелой ракеты «Энергия» и одновременно первую ступень новой средней ракеты. Под эту программу уже не возникло проблем с выделением средств на новую производственную оснастку, поэтому диаметр ракеты увеличили до максимально допустимого по железнодорожному габариту 3,9 метра. Днем рождения «Зенита» является 16 марта 1976 года, когда было принято соответствующее постановление ЦК КПСС и Совмина СССР.
Главной проблемой в разработке стал двигатель. И это не удивительно — рекордные параметры и тягу нельзя было получить быстро и просто. Разработка затягивалась, и спутники «Целина-2» пришлось временно пересадить на «Протоны». В 1984 году начались стендовые испытания ступени в сборе, и на первом же испытании возник пожар в хвостовом отсеке, затем прогорели стенки баков, и испытательный стенд скрылся в огне сотен тонн топлива. Летные испытания ракеты тоже не шли гладко — первые два пуска в 1985 году оказались аварийными. Но, несмотря на все проблемы, в октябре 1985 года «Зенит» вывел на орбиту свой первый спутник.
К концу 1988 года было запущено 13 ракет «Зенит» (из них три аварийно), и еще восемь блоков успешно слетали в двух пусках ракеты «Энергия». С технической точки зрения все было прекрасно. Двигатель РД-170/171 стал мировым рекордсменом по тяге (740 тонн на уровне моря), а в ракете реализовали или собирались применить решения, находившиеся на острие технического прогресса. Процесс подготовки к пуску был максимально автоматизирован — от предполетных тестов в монтажно-испытательном комплексе до установки ракеты в стартовое сооружение, проверок там и пуска. Это позволяло быстро и эффективно готовить ракету к старту. В варианте для «Энергии» первую ступень собирались мягко приземлять и использовать повторно. Размерность «Зенита» была выбрана очень удачно — почти 14 тонн на низкую орбиту удобно превосходили 7 тонн «Союза», а в стартовом комплексе был специально создан задел на более тяжелые модификации.
Сначала «Зенит» запускал только спутники «Целина-2», но на космодроме «Плесецк» начали строить еще один стартовый комплекс, и «Зенит» вполне мог стать универсальной советской ракетой среднего класса. Под него даже начали разрабатывать новый пилотируемый корабль «Заря», тоже опережающий время, многоразовый и с ракетной посадкой. Повторное использование ступеней, модульная сверхтяжелая ракета, корабль с ракетной посадкой — успехи SpaceX сравнивали бы с советскими достижениями двадцатилетней давности.
Но вся эта красота рухнула вместе с СССР. Технический прогресс — хрупкая штука, а в условиях политических и экономических потрясений начинается деградация. В 1990-92 годах произошли три подряд аварии «Зенита», и есть мнение, что они прямо были связаны с утечкой кадров и нестабильностью производства. Предприятия оборонной и космической отраслей начинали в лучшем случае производить кухонные комбайны и мотороллеры, а в худшем — прекращали свое существование. Еще недавно имевший блестящие перспективы «Зенит» оказался разорван между независимыми странами (70 процентов, включая двигатели производила Россия, остальное — Украина). Его главной задачей стало выживание.
Новая надежда
Второй шанс «Зениту» дала идея плавучего космодрома «Морской старт». И снова перспективы были блестящими. Основные космические деньги сконцентрированы на геостационарной орбите — там расположены телекоммуникационные спутники, продающие услуги спутникового телевидения, интернета, радио и телефонной связи. И выводить их на геостационарную орбиту выгоднее всего с экватора.
Ракета «Зенит» на железнодорожной платформе
Роскосмос
Дело в том, что начальное наклонение орбиты запускаемого спутника не может быть меньше широты космодрома, и это наклонение нужно обнулить для того, чтобы оказаться на геостационарной орбите. При пуске с Байконура необходимо избавиться от 51,6 градуса начального наклонения, и на это расходуется драгоценное топливо. Еще есть фактор вращения Земли, но по сравнению с положением Байконура экватор дает прирост всего в 172 метра в секунду, на фоне затрат на изменение наклонения это скорее приятный бонус. Выгода от пуска с экватора настолько велика, что одна и та же модификация ракеты «Зенит» может вывести на геопереходную орбиту с Байконура 3,6 тонны груза, а при пуске с экватора — 6,1 тонны.«Зенит» прекрасно подходил для плавучего космодрома, главным образом благодаря полностью автоматическому старту — можно было перед пуском убрать всех людей на другой корабль и отойти подальше, чтобы в случае аварии обошлось без человеческих жертв. Грузоподъемность тоже оказалась очень удачной: 6,1 тонны с добавленным разгонным блоком ДМ-SL хватает и сейчас, всего четыре из всех запущенных геостационарных спутников были тяжелее.
Консорциум «Морской старт» был основан в 1995 году. В него входили Россия (70 процентов ракеты и разгонный блок), Украина (остальные части ракеты), Норвегия (пусковая платформа и корабль управления) и США (головной обтекатель и сборка). В 1999 году состоялся первый пуск. Но в этот раз проблемы начались в экономической части. Консорциум не смог найти достаточное количество клиентов, чтобы предприятие было прибыльным. В 2012 году президент РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил, что «Морской старт» приносит прибыль начиная от четырех пусков в год. Таких прибыльных года было всего три.
Несмотря на успех 2006 и 2008 годов, очевидно, что авария 2007 года и потери времени на ее расследование, наложившись на более ранние долги, стали фатальными, — в 2009 году «Морской старт» подал на банкротство по главе 11, предусматривающей возможность реорганизации компании. В результате этой реорганизации собственником 95 процентов компании стала РКК «Энергия». Но нового чуда не произошло — запущенные в 2011-2013 годах спутники были заказаны еще до банкротства, и ни один год не стал прибыльным.Параллельно «Морскому старту» с 2004 года пытались развивать проект «Наземный старт», где «Зенит» пускали с Байконура, но и там удалось сделать всего шесть пусков. А обострение отношений России и Украины в 2014 похоронило и «Морской старт» и «Зенит» в том виде, в котором они существовали.
Последние ракеты
В начале 2015 года появлялись новости о возможной адаптации к «Морскому старту» ракеты «Ангара». Модификация «Ангара А-5» смогла бы выводить с экватора примерно в полтора раза больше, чем «Зенит», но потребовалась бы серьезная переделка стартовой платформы. В принципе, старт «Ангары» в Плесецке был переделан из недостроенного старта под «Зенит», но подобные работы — это деньги и время, которых, очевидно, не было. Тем более, что в России инициативная разработка РКЦ «Прогресс» под названием «Союз-5», которая изначально проектировалась как ракета на природном газе и кислороде, наложилась на запланированную в Федеральной космической программе тему «Феникс», по которой собирались создать РН среднего класса грузоподъемностью 9 тонн.
В 2017 году выяснилось, что результатом такого скрещивания стал полностью российский аналог «Зенита». Его точные характеристики пока не объявлены, но есть информация, что он сможет выводить на орбиту до 17 тонн, на три тонны больше, чем двухступенчатый вариант «Зенита». «Союз-5» появится нескоро, но уже является конкурентом «Зенита», и летом 2017 года появилась новость о том, что «Морской старт» переделают под него. Но не тут-то было: за месяц до этого купившая в конце 2016 года «Морской старт» компания S7 объявила о возобновлении производства «Зенитов» на украинском «Южмаше». Возникла коллизия: российские двигатели не поставлялись туда с 2014 года, и делать исключение для S7 «Роскосмос» не планировал. Но к октябрю S7 сделали финт ушами — двигатели будут поставлять в США и производить окончательную сборку уже там.
Несмотря на то, что новые запуски с «Морского старта» обещают уже в 2019 году, уверенности в этом нет. Прежде всего, неизвестно, удалось ли «Южмашу» сохранить людей и оборудование для производства ракеты-носителя в условиях экономических проблем. Руководство предприятия, про трудности которого регулярно появляются новости в украинских СМИ, может обещать произвести сколько угодно ракет, заводу терять нечего. Но смогут ли они обеспечить сроки и, главное, качество производимых компонентов?
Далее, «Морской старт» стоит примерно 30 миллионов долларов в год, хватит ли у S7 Group денег на поддержание инфраструктуры до начала пусков? Ну и самая простая и страшная проблема: удастся ли «Морскому старту» найти клиентов и конкурировать в трудных современных условиях, если редкий год у него был прибыльным даже десять лет назад, когда Илон Маск только начинал?
Вывоз последнего «Зенита» на старт
Роскосмос
Возвращаясь к последнему «Зениту» — тоскливая мгла на фотографии удивительно в тему. Ракета была произведена несколько лет назад, и, по слухам с форума журнала «Новости Космонавтики», ей уже продлевали ресурс. И затягивать с пуском дальше тоже нельзя — по информации оттуда же, на 2018 год нет договоренности о полях падения для «Зенита» с Казахстаном. Неприкаянная ракета, которую уже чуть ли не выпихивают в полет — грустное окончание карьеры проекта с такими многообещающими когда-то перспективами. В этих условиях остается только надеяться, что пуск пройдет нормально.
Оригинал материала
nplus1.ru
Зенит (ракета-носитель) - это... Что такое Зенит (ракета-носитель)?
«Зенит-2» на старте в «Байконуре»
«Зени́т-2» — советская (российско-украинская) ракета-носитель среднего класса семейства Зенит. Генеральный конструктор - В.Ф. Уткин. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепропетровск), производится на днепропетровском заводе «Южмаш». Индекс ГРАУ — 11К77.
Первый успешный пуск ракеты-носителя «Зенит-2» без полезной нагрузки был проведен 21 июня 1985 года с космодрома Байконур.
Первая ступень «Зенита» оснащена кислородно-керосиновым двигателем РД-171. Прототипом для нее послужила первая ступень ракеты-носителя «Энергия».
Модификации
«Зенит-3SL» разработана на базе находящихся в эксплуатации ракеты-носителя Зенит-2 и космического разгонного блока ДМ.
РН и РБ получили соответственно обозначения Зенит-2S и ДМ-SL.Новейшая модификация — «Зенит-М», совершила первый полёт с Байконура 29 июня 2007 года. От предыдущей версии её отличает полностью цифровая система управления на базе новой бортовой ЭВМ «Бисер-3» и бо́льшая масса выводимого полезного груза. Предполагается, что «Зенит-М» станет одной из наиболее часто используемых российским министерством обороны ракет-носителей для запуска военных спутников.
«Зенит-3SLБ» — модификация ракеты космического назначения «Зенит-3SL», в состав которой входят модифицированные ракета-носитель «Зенит-2SБ» и разгонный блок ДМ-SLБ. Предназначена для запуска с космодрома «Байконур» (проект «Наземный старт»). Первый пуск (КА «Amos-3») состоялся 28 апреля 2008 года.
Список запусков
См. также список запусков Зенит-3SL.
Технические данные
Стартовая масса (т) | 459 | 470,8 |
Длина (макс.) (м) | 57 | 59,6 |
Место запуска | Байконур | Морской старт |
Полезная нагрузка (Орбита 200 км) (т) | 13,7 | |
Полезная нагрузка (ГПО) (т) | — | 6,0 |
Полезная нагрузка (ГСО) (т) | — | |
Первый полёт | 13 апреля 1985 | 28 марта 1999 |
Двигатель | РД-171 (11Д520) | |
Длина (м) | ? | |
Диаметр (м) | 3,9 | |
Масса (т) | 352,7 (пустая масса 33,9) | |
Тяга (макс.) (кН) | 7 259 (7 908 в вакууме) | |
Время работы (сек) | ? | |
Топливо | Керосин + жидкий кислород | |
Двигатель | маршевый: РД-120 (11Д123), рулевой: РД-8 | |
Длина (м) | ? | |
Диаметр (м) | 3,9 | |
Масса (т) | 89,9 (пустая масса 9,3) | |
Тяга (макс.) (кН) | 834 + 78 | |
Время работы (сек) | ? | |
Топливо | Керосин + жидкий кислород | |
Длина (м) | 13,7 | |
Диаметр (м) | 3,9 | 4,15 |
См. также
Ссылки
Советская и российская ракетно-космическая техника
Wikimedia Foundation. 2010.
ushakov.academic.ru