Содержание
Что за улучшенный комплекс связи получит истребитель 5 поколения Су-57? | Армия | Общество
Алексей Козаченко
Примерное время чтения: 3 минуты
749
Категория:
Армия
Модернизированный комплекс связи С-111 для истребителя пятого поколения Су-57 будет испытан в составе самолета осенью этого года. Опытные образцы модернизированного комплекса связи находятся в стадии изготовления, на середину осени планируется проведение их испытаний, в том числе и в составе самолета Су-57, уточнили в Ростехе. Более подробной информации нет.
Модернизация
Модернизацию комплекса связи для истребителя пятого поколения проводит в настоящее время научно-производственное предприятие «Полет» холдинга «Росэлектроника» (входит в Ростех).
О том, что российский истребитель Су-57 получит модернизированный комплекс связи, было объявлено ровно год назад на проходящем в Жуковском авиасалоне МАКС-2021. Тогда холдинг «Росэлектроника» заявил о начале работ над усовершенствованной версией комплекса связи С-111 истребителей пятого поколения Су-57.
В результате проведенных работ комплекс С-111 должен стать более легким и компактным, кроме того, его каналы связи смогут принимать и передавать информацию на большее расстояние, также повысится их надежность. Передача данных станет проходить значительно быстрее.
Комплекс С-111
Оборудование обеспечивает телефонную радиосвязь и обмен данными самолета с другими летательными аппаратами различного назначения, а также с наземными, воздушными и надводными пунктами управления. В аппаратуре применяется новейшая технология высокоскоростной передачи информации и используются передовые сетевые решения. При этом комплекс глубоко интегрирован с другими радиоэлектронными системами Су-57, что позволяет аппаратуре самолета совместно реализовать дополнительные функции и возможности.
Об истребителе
Су-57 — российский многофункциональный истребитель пятого поколения, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие, а также новейший комплекс бортового оборудования. По данным из открытых источников, Су-57 развивает скорость до 2600 км/ч, а дальность полета составляет около 4300 км.
К концу 2024 года ВКС РФ получат 22 Су-57, а к 2028 году их число будет доведено до 76 единиц. Первый истребитель поступил в войска в 2020 году.
По официальной информации, в распоряжение ВКС РФ к весне 2022 года передали три серийных Су-57. По словам источников СМИ, машины поступили в летные центры ВКС РФ в Ахтубинске и Липецке, в частности, для переобучения летного персонала на новые боевые машины.
Новинки для новинки
В 2022 году также завершатся государственные испытания новых управляемых авиационных ракет для Су-57. Потом первые серийные партии поставят в эксплуатацию. Речь идет об авиационных управляемых ракетах класса «воздух-воздух» средней и малой дальности.
Источник:
https://tass. ru/armiya-i-opk/15269423
истребительистребитель Су-57комплекс связи
Следующий материал
Новости СМИ2
«Шах и мат»: что известно об истребителе пятого поколения от «Сухого»
- Павел Аксенов
- Русская служба Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
Самолет представили в отдельном ангаре на авиасалоне МАКС-2021
«Ростех» и ОАК представили новый легкий тактический самолет пятого поколения Checkmate. Главная особенность новинки — модульная конструкция. Прототип пока не совершал реальных полетов, но уже позиционируется как конкурент американского F-35. Среди потенциальных покупателей — страны Ближнего востока, Азии и Южной Америки.
Для презентации боевого самолета выбрали ангар на самом краю экспозиции авиасалона. Модель обтянули темной тканью с большой надписью Checkmate и изображением шахматной фигуры — коня. Не вполне корректный слоган на английском языке — Turn the chessboard — судя по презентации, означал, что истребитель должен поменять правила на поле боя.
Первый полет Checkmate запланирован на 2023 год, серийное производство начнется в 2025 году, хотя сроки могут быть скорректированы — прототип не совершил ни одного полета, все испытания были виртуальными.
Еще в 2017 году стало известно о планах Объединенной авиастроительной корпорации построить новый легкий истребитель. В декабре 2020-го глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что это будет однодвигательный самолет в пилотируемом и беспилотном вариантах.
Автор фото, AFP
Подпись к фото,
Презентация истребителя была очень яркой и зрелищной
Презентацию Checkmate готовили в тайне, но фотоснимки самолета, затянутого в чехол, а затем и открытого на стенде попали в интернет. Это только подогрело интерес к новинке — к началу представления перед входом в ангар возникла давка.
Презентация была красочной — самолет окружили с четырех сторон огромными экранами. На них под громкую музыку демонстрировался видеоролик со сценами боевой жизни Checkmate. В одном эпизоде противниками истребителя выступили американские F35.
- МС-21 с российским двигателем и новый истребитель. Что интересного будет на МАКС-2021
Ни один российский военный самолет до сих пор не удостаивался такого грандиозного представления публике. Впервые в российско-советской истории самолет строили, по крайней мере так говорят его создатели, ориентируясь не на техническое задание министерства обороны России или другой страны, но на более размытые критерии рынка военной авиации.
По окончании презентации глава ОАК Юрий Слюсарь устроил пресс-конференцию возле нового самолета. Он сформулировал концепцию проекта: «Сейчас на рынке очень много однодвигательных самолетов, представленных основными разработчиками-производителями. Есть однодвигательные самолеты пятого поколения. Но нет однодвигательного самолета пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолетов».
Самолет-«лего»
Одно из ключевых качеств самолета его модульная конструкция. К базовой модели можно будет добавить различных аксессуаров на разный вкус и кошелек.
По словам Ильи Крамника из Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений, это стало возможным после нескольких десятилетий работы над проектом истребителя пятого поколения Су-57. В России появилось много наработок, из которых получилось собрать новый самолет. Для него не разрабатывалось специальных систем — все они взяты из готовых наработок.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,
«Шах и мат» и еще пять самых интересных экспонатов МАКС-2021
Из такого конструктора можно будет собрать, например, палубную версию Checkmate. Он может действовать в информационной связке с другим истребителем или беспилотником, или даже сам стать беспилотником. Это соответствует современным представлениям о работе боевой авиации — такие пары испытывают во многих странах.
- «Верный ведомый»: Британия создает дрон для поддержки истребителей
Истребитель может быть одно- или двухместным. На нем можно будет выбрать радар, систему управления оружием. На него, как рассказал Слюсарь, в будущем можно установить другой двигатель.
Благодаря открытой архитектуре самолет можно настроить на решение конкретных задач — ведения воздушного боя, перехвата, ударов по наземным целям, разведывательным полетам.
При этом у самолета есть базовый набор характеристик — сверхзвуковая крейсерская скорость, дальность в 2800 километров, боевая нагрузка в 7400 килограммов. Эти характеристики не были доказаны практически, а только рассчитаны на компьютере.
Легкий и однодвигательный
Слово «однодвигательный» довольно часто звучало на презентации, и не просто так. Это важное достоинство легкого военного самолета.
Два небольших двигателя с той же суммарной тягой, что и у одного более крупного, требуют больше времени и средств на техническое обслуживание, да и весят больше, поскольку многие компоненты такой силовой установки существуют в двойном количестве. Наконец, два двигателя усложняют систему управления.
Главное достоинство двухмоторной схемы — надежность. Но оно не перевешивает недостатки.
Автор фото, Alexander Ryumin/TASS
Подпись к фото,
Для легкого истребителя, как, например, МиГ-29 два двигателя — роскошь, за которую приходится расплачиваться меньшей полезной нагрузкой
Разделение истребителей на легкие и тяжелые существует еще со времен Второй мировой войны. Тяжелые машины традиционно обладают большей дальностью, полезной нагрузкой, у них было более сложное бортовое оборудование. Они способны решать более сложные задачи.
Но такие самолеты дороже, у них выше стоимость летного часа и более сложное и дорогое обслуживание.
Более простые, недорогие и легкие истребители решают те задачи, где качества тяжелых самолетов избыточны.
В ВВС России, как и в США, традиционно существуют пары тяжелых и легких истребителей: Су-27 и МиГ-29, F-15 и F-16.
С появлением истребителей нового поколения в США такой парой можно было бы считать F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В России на вооружении стоит тяжелый Cу-57, но легкого и недорогого истребителя пятого поколения до сих пор не было. Будет ли российское минобороны закупать коммерческий Checkmate, пока неизвестно.
Рынок недорогих истребителей
В 2014 году на международном авиасалоне в Фарнборо должна была состояться британская премьера F-35 Lightning II. Она сорвалась из-за аварии самолета, и тогда все обратили внимание на другой самолет — Scorpion компании Textron AirLand, до тех пор остававшийся в тени.
Стоимость такого истребителя составляла всего 20 миллионов долларов — пятую часть от стоимости F-35 на тот момент. Создатели Scorpion говорили о том, что на рынок недорогих истребителей можно выходить не только с подержанными F-16, но и с новыми машинами. Судьба этой модели, который был совсем простым ударным истребителем, сложилась не самым счастливым образом, он не совершил революции на рынке.
Но в этом проекте проявились некоторые черты и российского Checkmate. Его также создавали из уже готовых агрегатов, а не проектировали «с нуля».
- Хотим современный истребитель. И подешевле!
Разумеется, Checkmate — гораздо более сложная машина, он играет в более высокой лиге как истребитель пятого поколения.
Как рассказал Би-би-си старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, даже среди сравнительно недорогих истребителей в современном мире есть набор базовых характеристик, свойственных пятому поколению.
«Малозаметность стала общей тенденцией. Есть спрос на машины, способные преодолевать противовоздушную оборону, имеют радиолокационные станции с фазированными антенными решетками, способными применять весь набор современного высокоточного оружия, но при этом чтобы они были доступны [по цене]», — рассказал он.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Ближе всех к новому российскому самолету китайский Шэньян J-31. Они и внешне похожи
По словам Слюсаря, его конкурентами, являются F-35 и представители четвертого поколения — шведский Saab JAS 39 Gripen и французский Dassault Rafale. Он также упомянул некий китайский самолет, не назвав его.
Кашин рассказал, что ближе всего к проекту Checkmate китайский Шэньян J-31: «Он тоже позиционируется как доступный и более легкий большой китайский истребитель пятого поколения J-20, но J-31 с двумя двигателями и использует российские двигатели РД-93 пока что. Испытывается он очень давно, и не факт, что будет иметь лучшие шансы».
Потенциальные покупатели
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Всего, как утверждают создатели самолета, его рынок составляет примерно 300 единиц.
До начала презентации «Ростех» распространили тизер, в котором фигурировали летчики из Объединенных Арабских Эмиратов, Индии, Вьетнама, Мьянмы и Аргентины.
Как рассказал Крамник, рынок для новой модели определяется не только экономическими, но и политическими обстоятельствами.
«Это ни в коем случае не рынок крупных состоятельных союзников США типа Японии, Южной Кореи, Сингапура и других подобных стран. Там слишком плотное сотрудничество со Штатами, слишком большой комплекс экономических, политических и военных обязательств, который исключает подобное. Остается третий мир во всем его разнообразии, остаются страны-ренегаты, которые перескакивают из одного блока в другой. Такие страны могут и в НАТО найтись, например Турция», — сказал эксперт.
Турция была участником программы производства F-35 и тоже должна получить эти истребители. Но после того, как в 2017 году Анкара купила российские зенитно-ракетные комплексы С-400, Вашингтон исключил ее участие из этой программы.
Проверка фактов: Сколько истребителей Су-57 есть в России?
Су-57 Felon, последний и единственный действующий истребитель пятого поколения в распоряжении России, стал еще более заметным после начала полномасштабного вторжения страны в Украину в феврале 2022 года.
Хотя первоначальные сообщения о его использовании в кампании были сомнительны, российские государственные СМИ позже заявили, что самолет выпустил по крайней мере несколько дистанционных боеприпасов по украинским целям.
В то же время «Фелон» получил дополнительную популярность после того, как был изображен в бешено популярном боевике «Лучший стрелок: Маверик», а ВВС России продолжали получать новые самолеты этого типа и говорить о расширении его производства.
Между тем, сведения о том, сколько самолетов этой модели в настоящее время находится в распоряжении России, существенно различаются. Одни утверждали, что три или менее Су-57 действительно находятся в боевой готовности, в то время как другие утверждали, что их число составляет немногим более дюжины.
Но какая цифра ближе к истине? А сколько у России боеспособных Су-57? Проверим имеющиеся факты.
Проблемы с серийным производством
Хотя есть несколько способов узнать ответ, ни один из них не является стопроцентно достоверным, и, как и ожидалось, разработка первоклассного реактивного самолета в стране является довольно секретной.
Единственное, что мы можем утверждать с высокой степенью уверенности, это то, что количество серийно выпускаемых Су-57, находящихся в настоящее время на вооружении ВКС России, исчисляется однозначными числами.
Хотя первоначальные планы предполагали, что самолет будет введен в эксплуатацию в 2017 году, к 2019 году с конвейера сошел только один серийный Су-57. Во время испытаний самолет разбился в декабре 2019 года, еще не дойдя до ВВС.
Только в декабре 2022 года ВКС России смогли заполучить свой первый Felon. В январе 2022 года поставлена вторая партия Су-57, состоящая из еще двух самолетов. Затем, в мае 2022 года, еще двоих заметили на авиабазе под Новосибирском. В некоторых сообщениях утверждается, что самолеты позже были доставлены ВВС, что составляет третью партию поставок. Однако официального заявления по этому поводу не поступало.
Таким образом, общее количество серийно построенных Су-57, стоящих на вооружении ВКС России, достигает трех или пяти, в зависимости от того, была ли поставлена последняя пара истребителей или они все еще проходят испытания.
Однако есть противоречивая информация об этих поставках.
Прототипы
В середине августа 2022 года генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь предложил еще одну цифру для Су-57.
«По госконтракту с Минобороны России на серийное производство Су-57 на сегодняшний день построено четыре самолета», — цитирует Слюсаря российское государственное информационное агентство ТАСС.
Но откуда взялось это число?
Есть два способа интерпретировать эту цифру. Можно думать, что Слюсарь учитывал только первые две партии Су-57, включая разбившиеся самолеты, а третью партию не учитывал, так как она не была доставлена.
Другой способ — исключить серийно выпускаемые уголовники, которые могли быть отремонтированными прототипами. С 2004 г. до начала серийного производства в 2019 г. Россия построила еще 13 Су-57. Самолеты были прототипами. Три предназначались для статических испытаний, а 10 летных.
Первая партия летающих прототипов с номерами от Т-50-1 до Т-50-6 обнаружила множество проблем с планерами и двигателями. По крайней мере, один из самолетов, Т-50-2, позже был превращен в летающую лабораторию для испытаний «Изделия-30» — нового двигателя, предназначенного для оснащения всех Су-57 к концу десятилетия.
Еще два, Т-50-5 и Т-50-6, загорелись, но были повторно собраны, чтобы снова сделать их годными к полетам. Они стали первыми так называемыми прототипами второго этапа с усиленным планером и другими улучшениями. Еще четыре прототипа второго этапа, пронумерованные от Т-50-8 до Т-50-11, были изготовлены с нуля.
Либо два, либо четыре прототипа второй ступени были переброшены в Сирию в 2018 году и продемонстрировали хоть какую-то боеспособность.
Это означает, что у России есть как минимум еще шесть исправных Су-57. Некоторые прототипы первой очереди также находятся в эксплуатации, хотя их точное количество неясно, а их боевой потенциал является спорным.
Теоретически это может довести количество боеспособных Су-57 до 11 и более. Однако есть сообщения о том, что некоторые из серийно выпускаемых Felon являются прототипами второго этапа, доведенными до стандарта серийного производства. В частности, один из Су-57, замеченный в мае 2022 года в составе третьей партии серийных поставок, идентифицирован как перекрашенный Т-50-11, 10-й летный прототип.
Это могло бы объяснить замечание Слюсаря. Из шести серийно выпускаемых Су-57 два могли быть модифицированными прототипами, и только четыре были построены ОАК с нуля.
Приговор
Итак, сколько на самом деле боеспособных Су-57 у России? Короткий ответ — от трех до пятнадцати, в зависимости от того, как мы считаем.
Три серийных экземпляра поставлены в ВВС России. Были изготовлены еще два самолета, но по состоянию на конец августа 2022 года они, возможно, еще не были доставлены. Кроме того, есть 10 летающих прототипов. Из шести станций первой очереди, скорее всего, будет работать только одна. Еще два были перестроены в прототипы второго этапа. Были изготовлены еще четыре прототипа второго этапа, в результате чего вероятное количество боеспособных прототипов достигло шести.
Однако не исключено, что до двух из этих прототипов были дополнительно модифицированы и поставлены как серийные Felons, в результате чего общее количество боеспособных прототипов сократилось до четырех, а общее количество Су-57, находящихся в распоряжении ВВС России Сила до девяти.
От всех этих цифр голова идет кругом? Вот удобный визуал для организации этих уголовников.
Валюс Венкунас
12 мая 2021 г.
Валюс Венцкунас
2022-01-04
РОССИЯ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬ СУ-57 В ИСТРЕБИТЕЛЬ ШЕСТОГО ПОКОЛЕНИЯ. У него огромный модернизационный потенциал», — генерал-полковник Виктор Бондарев, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
Россия может превратить свой первый истребитель пятого поколения Су-57 в истребитель шестого поколения. Об этом на днях ТАСС сообщил главком Воздушно-космических сил России генерал-полковник Виктор Бондарев.
«На самом деле это великолепный самолет, и он может сочетать в себе функции как пятого, так и шестого поколения. У него огромный модернизационный потенциал», — сказал Бондарев, ныне председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. «Что важно, он лучший среди существующих вариантов по своим малозаметным характеристикам. Он вобрал в себя все лучшее, что есть в современной авиационной науке как в России, так и в мире», — добавил он.
Как сообщил Франц-Стефан Гади в обширной статье для The Diplomat, российские военные неоднократно заявляли, что на прототипе Су-57 были испытаны аппаратные элементы, предназначенные для будущего истребителя шестого поколения, включая пилотажно-навигационные системы. как передовые системы радиоэлектронной борьбы и радиолокации.
Примечательно Россия впервые представила проект нового истребителя шестого поколения в марте 2016 года. По словам представителей Минобороны, новый самолет будет доступен в пилотируемой и беспилотной конфигурациях и может впервые подняться в воздух время в конце 2020-х гг.
Тем временем разработка Су-57 продолжается, но Бондарев предупредил, что для принятия нового самолета на вооружение потребуется время. «В первый год ВКС получат не 20 и не 15 самолетов. Он получит только два или три и так далее», — сказал он 1 ноября. Воздушно-космические силы России (ВКС) в настоящее время испытывают девять прототипов Су-57, и ожидается, что еще два самолета будут поставлены на вооружение к концу лета. 2017.
Однако пока неясно, можно ли считать Су-57 истребителем пятого поколения. Самолет призван заменить истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 ВКС РФ. Су-57 — продукт программы ПАК ФА (дословно «Перспективный бортовой комплекс фронтовой авиации»).