Как устроена орбитальная станция «Мир»: космический шедевр. Скорость станции мир на орбите


Интерсные факты о космической станции "Мир" (15 фото) » Триникси

Хоть человечество и отказалось от полетов на Луну, но тем не менее, научилось строить настоящие "космические дома", о чем говорит всем известный проект "станция Мир". Сегодня я хочу рассказать вам некоторые интересные факты об этой космической станции, которая проработала 15 лет вместо запланированных трех лет.

На станции побывало 96 человек. Было совершено 70 выходов в открытый космос общей продолжительностью 330 часов. Станцию называли великим достижением русских. Мы выиграли… если бы не проиграли.

1 Интерсные факты о космической станции \

Год 1986-й

Первый 20-тонный базовый модуль станции «Мир» был выведен на орбиту в феврале 1986. «Мир» должен был стать воплощением извечной мечты писателей-фантастов о космической деревне. Изначально станцию строили так, чтобы к ней можно было постоянно добавлять новые и новые модули. Запуск «Мира» приурочили к XXVII съезду КПСС.

2 Интерсные факты о космической станции \

Год 1987-й

3 Интерсные факты о космической станции \

Весной 1987 года на орбиту был выведен модуль «Квант-1″. Он стал своего рода космическим вокзалом «Мира». Стыковка с «Квантом» стала для «Мира» одной из первых внештатных ситуаций. Для того, чтобы надежно прикрепить «Квант» к комплексу, космонавтам пришлось совершить незапланированный выход в открытый космос.

4 Интерсные факты о космической станции \

Год 1988-й

В июне на орбиту был доставлен модуль «Кристалл». На нем был установлен дополнительный стыковочный узел, который по замыслу конструкторов должен служить шлюзом для приема корабля «Буран».

5 Интерсные факты о космической станции \

Год 1990-й

В этом году на станции побывал первый журналист – японец Тоехиро Акияма. Его прямые репортажи выходили в эфир по японскому ТВ. В первые минуты пребывания Тоехиро на орбите выяснилось, что он страдает «космической болезнью» — разновидностью болезни морской. Так что его полет не был особенно результативным. В марте того же года «Мир» пережил еще одно потрясение. Лишь чудом удалось избежать столкновения с «космическим грузовиком» «Прогресс». Расстояние между аппаратами в какой-то момент составило всего несколько метров — и это при космической скорости в восемь километров в секунду.

6 Интерсные факты о космической станции \

Год 1992-й

Улетавший из СССР, 25 марта 1992 года космонавт Сергей Крикалев вернулся уже в Россию.

7 Интерсные факты о космической станции \

В этом году на орбите неделю провела Элен Шарман, единственная летавшая в космос представительница Британии. Она получила «путевку» на «Мир», победив в общенациональном конкурсе, в котором приняло участие 13 000 человек.

8 Интерсные факты о космической станции \

Год 1993-й

В декабре на автоматическом корабле «Прогресс» был развернут огромный «звездный парус». Так начинался эксперимент «Знамя-2″. Российские ученые надеялись, что отраженными от этого паруса лучами солнца им удастся осветить значительные участки земли. Однако восемь панелей, из которых состоял «парус», раскрылись не полностью. Из-за этого осветили район гораздо слабее, чем ожидали ученые.

9 Интерсные факты о космической станции \

Год 1994-й

В январе отходивший от станции корабль «Союз ТМ-17″ столкнулся с модулем «Кристалл». Позже выяснилось, что причиной аварии была перегрузка: возвращавшиеся на землю космонавты взяли с собой слишком много сувениров со станции, и «Союз» потерял управляемость+

10 Интерсные факты о космической станции \

Год 1995-й. В феврале на станцию «Мир» прилетел американский многоразовый корабль «Дискавери». На борту «челнока» находился новый стыковочный узел для приема кораблей НАСА. В мае «Мир» состыковался с модулем «Спектр» с аппаратурой для исследований Земли из космоса. За свою небольшую историю «Спектр» пережил несколько внештатных ситуаций и одну, фатальную, катастрофу.

Год 1996-й. С включением в состав комплекса модуля «Природа» монтаж станции был завершен. Он занял десять лет — втрое больше, чем расчетное время работы «Мира» на орбите.

11 Интерсные факты о космической станции \

Год 1997-й

Стал самым тяжелым годом для всего комплекса «Мир». В 1997 станцию несколько раз чуть было не постигла катастрофа.В январе на борту произошел пожар — космонавты вынуждены были надеть дыхательные маски.Дым распространился даже на борт корабля «Союз». Огонь потушили за несколько секунд до принятия решения об эвакуации. А в июне беспилотный грузовой корабль «Прогресс» сбился с курса и врезался в модуль «Спектр». Станция потеряла герметичность. Команде удалось заблокировать «Спектр» (закрыть ведущий в него люк) до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. В июле «Мир» чуть было не остался без электропитания — один из членов экипажа случайно отсоединил кабель бортового компьютера, и станция перешла в неуправляемый дрейф.В августе отказали кислородные генераторы — экипажу пришлось воспользоваться аварийными запасами воздуха.На Земле начали говорить о том, что стареющую станцию следует перевести в беспилотный режим.

12 Интерсные факты о космической станции \

Год 1999-й

В России об отказе от эксплуатации «Мира» многие и думать не хотели. Начался поиск иностранных инвесторов. Однако помогать «Миру» заграница не спешила.В августе космонавты 27-й экспедиции перевели станцию «Мир» в беспилотный режим. Причина — отсутствие государственного финансирования.

13 Интерсные факты о космической станции \

Год 2000-й

Все взоры были в этом году обращены на американского предпринимателя Уолта Андерссона.Он заявил о своей готовности вложить 20 миллионов долларов в создание компании MirCorp — фирмы, которая намеревалась заняться коммерческой эксплуатацией станции.Руководство Росавиакосмоса уверилось, что найти владельца тугого кошелька, готового вложить деньги в знаменитый «Мир». Спонсор и в самом деле нашелся быстро. Некий богатый валлиец Питер Люэллин заявил, что готов не только оплатить свою прогулку на «Мир» и обратно, но и выделить сумму, достаточную для обеспечения работы комплекса в пилотируемом режиме в течение года. То есть минимум, 200 миллионов долларов. Эйфория от быстрого успеха была так велика, что руководители российской космической отрасли не обратили внимания на скептические замечания в западной прессе, где Люэллина называли авантюристом. Пресса оказалась права. «Турист» прибыл в Центр подготовки космонавтов и начал тренировки, хотя ни пенса на счет агентства так и не поступило. Когда Люэллину напомнили про обязательства, он оскорбился и уехал. Авантюра бесславно завершилась. Что было потом — хорошо известно. «Мир» переводили в беспилотный режим, создали Фонд спасения «Мира», который собрал незначительную сумму пожертвований. Хотя предложения по его использованию были самые разные. Было и такое — наладить космическую секс-индустрию. Некоторые источники указывают, что в невесомости мужские особи функционируют фантастически безотказно. Но сделать станцию «Мир» коммерческой так и не вышло — проект MirCorp с треском провалился из-за отсутствия заказчиков. Не удалось и собрать денег с простых россиян — на специально открытый счет переходили в основном мизерные переводы от пенсионеров. Правительство РФ приняло официальное решение завершить проект. Власти заявили о том, что «Мир» будет затоплен в Тихом океане в марте 2001 года.

14 Интерсные факты о космической станции \

Год 2001-й. 23 марта станция была сведена с орбиты. В 05:23 московского времени двигателям «Мира» был дан приказ тормозить. В районе шести утра по Гринвичу «Мир» вошел в атмосферу в нескольких тысячах километрах к востоку от Австралии. Большая часть 140-тонной конструкции сгорела при входе в атмосферу. До земли долетели лишь фрагменты станции. По размеру некоторые были сравнимы с малолитражным автомобилем. Обломки «Мира» упали в Тихий океан между Новой Зеландией и Чили. Около 1500 обломков приводнились в районе, площадь которого составила несколько тысяч квадратных километров — на своеобразном кладбище российских космических кораблей. С 1978 года в этом регионе закончили свое существование 85 орбитальных конструкций, в том числе несколько космических станций. Свидетелями падения раскаленных обломков в океанские воды стали пассажиры двух самолетов. Билеты на эти уникальные рейсы стоили до 10 тысяч долларов. Среди зрителей было несколько российских и американских космонавтов побывавших до этого на «Мире»

Ныне многие соглашаются с тем, что управляемые с Земли автоматы намного лучше «живого» человека справляются с функциями космического лаборанта, связиста и даже шпиона. В этом смысле окончание работы станции «Мир» стало знаковым событием, призванным обозначить конец очередного этапа пилотируемой орбитальной космонавтики.

15 Интерсные факты о космической станции \

На «Мире» работало 15 экспедиций. 14 — с международными экипажами из США, Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции, Японии, Великобритании, Австрии и Германии. В ходе эксплуатации «Мира» был установлен абсолютный мировой рекорд продолжительности пребывания человека в условиях космического полета (Валерий Поляков — 438 суток). Среди женщин мировые рекорд длительности космического полёта установила — американка Шеннон Люсид (188 суток).

trinixy.ru

Орбитальная станция “Мир” – Журнал "Все о Космосе"

Мир

Орбитальный комплекс «Союз ТМ-26»—”Мир”—”Прогресс М-37″ 29 января 1998 года. Фотография сделана с борта МТКК «Endeavour» во время экспедиции STS-89

«Мир» — пилотируемый научно-исследовательский орбитальный комплекс, функционировавший в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года.

История

Мир

Фотография орбитальной станции «Мир» 24 сентября 1996 года

Проект станции стал намечаться в 1976 году, когда НПО «Энергия» выпустило Технические предложения по созданию усовершенствованных долговременных орбитальных станций. В августе 1978 года был выпущен эскизный проект новой станции. В феврале 1979 года развернулись работы по созданию станции нового поколения, начались работы над базовым блоком, бортовым и научным оборудованием. Но к началу 1984 года все ресурсы были брошены на программу «Буран», и работы над станцией оказались практически заморожены. Помогло вмешательство секретаря ЦК КПСС Григория Романова, поставившего задачу завершить работы по станции к XXVII съезду КПСС.

Над «Миром» работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств. Конструкция станций серии «Салют» стала основой для создания орбитального комплекса «Мир» и российского сегмента «МКС». Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет к нему, с помощью космического манипулятора Ляппа, один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей.

С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи. Также на станции побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 — международных, с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады.

В рамках программы «Мир — Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта.

В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные существовавшие проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана.

Всего на орбитальной станции работало 104 космонавта из 12 стран. Выход в открытый космос совершили 29 космонавтов и 6 астронавтов. За время существования, орбитальная станция «Мир» передала на Землю около 1,7 терабайта научной информации. Общая масса вернувшихся на Землю грузов с результатами экспериментов около 4,7 тонны. Со станции произведена фотосъёмка 125 миллионов квадратных километров земной поверхности. На станции проводились эксперименты над высшими растениями.

Рекорды станции:

  • Валерий Поляков — непрерывное пребывание в космосе в течение 437 суток 17 часов 59 минут (1994 — 1995 год).
  • Шеннон Лусид — рекорд длительности космического полёта среди женщин — 188 суток 4 часа 1 минута (1996 год).
  • Количество экспериментов — более 23 000.

Состав

Долговременная орбитальная станция «Мир» (базовый блок)

Долговременная орбитальная станция «Мир»

Долговременная орбитальная станция «Мир»

«Мир» — седьмая долговременная орбитальная станция. Предназначена для обеспечения условий работы и отдыха экипажа (до шести человек), управления работой бортовых систем, снабжения электроэнергией, обеспечения радиосвязи, передачи телеметрической информации, телеизображений, приёма командной информации, управления ориентацией и коррекции орбиты, обеспечения сближения и стыковки целевых модулей и транспортных кораблей, поддержания заданного температурно-влажностного режима жилого объёма, элементов конструкции и оборудования, обеспечения условий для выхода космонавтов в открытое космическое пространство, проведения научных и прикладных исследований и экспериментов с использованием доставляемой целевой аппаратуры.

Стартовая масса — 20900 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 13,13 м, максимальный диаметр — 4,35 м, объём герметичных отсеков — 90 м3, свободный объём — 76 м3. Конструкция станции включала три герметичных отсека (переходный, рабочий и переходную камеру) и негерметичный агрегатный отсек.

Запущена 20 февраля 1986 года в 00:28:23 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

Целевые модули

«Квант»
Астрофизический модуль «Квант»

Астрофизический модуль «Квант»

«Квант» — экспериментальный (астрофизический) модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для проведения широкого круга исследований, в первую очередь в области внеатмосферной астрономии.

Стартовая масса — 11050 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 5,8 м, максимальный диаметр корпуса — 4,15 м, объём герметичного отсека — 40 м3. Конструкция модуля включала герметичный лабораторный отсек с переходной камерой и негерметичный отсек научных приборов.

Запущен в составе транспортного корабля модульного экспериментального 31 марта 1987 года в 03:16:16 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Квант-2»
Модуль дооснащения «Квант-2»

Модуль дооснащения «Квант-2»

«Квант-2» — модуль дооснащения орбитального комплекса «Мир». Предназначен для дооснащения орбитального комплекса оборудованием и научной аппаратурой, а также для обеспечения выхода космонавтов в открытый космос.

Стартовая масса — 19565 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 12,4 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичных отсеков — 59 м3. Конструкция модуля включала три герметичных отсека: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой специальный.

Запущен 26 ноября 1989 года в 16:01:41 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Кристалл»
Технологический модуль «Кристалл»

Технологический модуль «Кристалл»

«Кристалл» — технологический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для опытно-промышленного производства полупроводниковых материалов, очистки биологически активных веществ в целях получения новых лекарственных препаратов, выращивания кристаллов различных белков и гибридизации клеток, а также для проведения астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.

Стартовая масса — 19640 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу —12,02 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичных отсеков — 64 м3. Конструкция модуля включала два герметичных отсека: приборно-грузовой и приборно-стыковочный.

Запущен 31 мая 1990 года в 13:33:20 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Спектр»
Оптический модуль «Спектр»

Оптический модуль «Спектр»

«Спектр» — оптический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, космического излучения, медико-биологических исследований, изучения поведения различных материалов в условиях открытого космоса.

Стартовая масса — 18807 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 14,44 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичного отсека — 62 м3. Конструкция модуля состоит из герметичного приборно-грузового и негерметичного отсеков.

Запущен 20 мая 1995 года в 06:33:22 ДМВ с пусковой установки № 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

«Природа»
Исследовательский модуль «Природа»

Исследовательский модуль «Природа»

«Природа» — исследовательский модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования поверхности и атмосферы Земли, атмосферы в непосредственной близости от «Мира», влияния космического излучения на организм человека и поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получения в условиях неве­сомости особо чистых лекарственных препа­ратов.

Стартовая масса — 19340 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 11,55 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичного отсека — 65 м3. Конструкция модуля включала один герметичный приборно-грузовой отсек.

Запущен 23 апреля 1996 года в 14:48:50 ДМВ с пусковой установки № 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К».

Стыковочный отсек

Стыковочный отсек

Стыковочный отсек

Стыковочный отсек — модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для обеспечения возможности стыковки МТКК «Space Shuttle».

Масса вместе с двумя доставляемыми солнечными батареями и узлами крепления к грузовому отсеку МТКК «Space Shuttle» — 4350 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 4,7 м, максимальная длина — 5,1 м, диаметр герметичного отсека — 2,2 м, максимальная ширина (по концам го­ризонтальных цапф крепления в грузовом от­секе шаттла) — 4,9 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до контейнера до­полнительной СБ) — 4,5 м, объём герметичного отсека — 14,6 м3. Конструкция модуля включала один герметичный отсек.

Был доставлен на орбиту Шаттлом Атлантис 12 ноября 1995 в ходе миссии STS-74. Модуль вместе с Шаттлом пристыковались к станции 15 ноября.

Транспортные корабли «Союз»

Союз Мир

«Союз ТМ-24», пристыкованный к переходному отсеку орбитальной станции «Мир». Фотография сделана с МТКК «Atlantis» во время экспедиции STS-79

«Союз» — серия пилотируемых многоместных транспортных кораблей. Предназначены для доставки на орбитальный комплекс и возвращения на Землю экипажей и полезных грузов. В составе орбитального комплекса «Мир» использовались транспортные корабли «Союз» двух модификаций.

«Союз Т» — модификация транспортного корабля «Союз». Масса — 6830-7000 кг. Геометрические характеристики: длина — 6,98 м, максимальный диаметр — 2,72 м, объём герметичных отсеков — 6,5 м3. Продолжительность автономного полета — до 4,2 сут., продолжительность полета в составе орбитального комплекса — до 120 сут. Конструкция корабля включает два герметичных отсека (бытовой отсек и спускаемый аппарат) и негерметичный приборно-агрегатный отсек. В 1986 году к орбитальному комплексу «Мир» совершил полет один пилотируемый транспортный корабль «Союз Т».

«Союз ТМ» — модификация транспортного корабля «Союз Т». Отличался усовершенствованием ряда бортовых систем. Продолжительность полета в составе орбитального комплекса увеличена до 180 сут. В период с 1986 года по 2000 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет 30 транспортных кораблей «Союз ТМ» (в том числе один беспилотный и 29 пилотируемых).

Транспортные корабли «Прогресс»

«Прогресс» — серия транспортных автоматических космических кораблей. Предназначены для доставки на орбитальный комплекс расходуемых материалов, топлива, полезных грузов, научного оборудования. В составе орбитального комплекса «Мир» использовались транспортные корабли «Прогресс» трех модификаций.

«Прогресс» — разработан на базе пилотируемого транспортного корабля «Союз». Общая масса — около 7000 кг. Геометрические характеристики: длина — 7,92 м, максимальный диаметр — 2,72 м, общая масса доставляемых грузов — до 2500 кг. Объём герметичного отсека — 6,6 м3. Продолжительность автономного полета — до 4 сут., продолжительность полета в составе орбитального комплекса — до 90 сут. Конструкция корабля включает один герметичный (грузовой) отсек и два негерметичных отсека (отсек компонентов дозаправки и приборно-агрегатный отсек). В период с 1986 года по 1989 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет восемнадцать транспортных кораблей «Прогресс».

«Прогресс М» — модификация транспортного корабля «Прогресс», при его создании были использованы бортовые системы космического корабля «Союз ТМ». Продолжительность автономного полета увеличена до 30 сут., полета в составе орбитального комплекса — до 180 сут. В период с 1989 года по 2000 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет сорок три транспортных корабля «Прогресс М».

«Прогресс М1» — модификация транспортного корабля «Прогресс М», с целью увеличения массы доставляемого топлива. В период с 2000 года по 2001 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет три транспортных корабля «Прогресс М1».

Возвращаемые баллистические капсулы «Радуга»

«Радуга» — серия одноразовых космических аппаратов. Предназначены для возвращения на Землю материалов с результатами исследований.

Максимальная масса — 350 кг, масса возвращаемого полезного груза — до 150 кг. Геометрические характеристики: длина — 1470 мм, максимальный диаметр — 780 мм. Точность приземления вдоль трассы ± 125 км, боковой разброс ± 15 км, скорость спуска на парашюте 8 м/с. В период с 1990 года по 1994 год было выведено на орбиту и возвращено на Землю девять капсул (одна из них после возвращения не была найдена), с помощью которых с орбитального комплекса «Мир» было доставлено более 500 кг материалов с результатами исследований.

Происшествия

  • 25 июня 1997, во время отработки новой системы сближения и стыковки, грузовой корабль «Прогресс М-34» столкнулся с модулем «Спектр» станции «Мир». Результатом столкновения стала разгерметизация модуля, повреждение солнечных батарей, временное нарушение энергоснабжения станции, а также потеря ориентации. Пришлось буквально отрезать модуль от остального комплекса.
  • 23 февраля 1997 года на станции произошло возгорание кислородной шашки регенерации атмосферы. На станции в тот момент находилось шесть человек из 22-й и 23-й экспедиций: Валерий Корзун, Александр Калери, Василий Циблиев, Александр Лазуткин, Райнхольд Эвальд и Джерри Линенджер. К станции было пристыковано два корабля «Союз ТМ», что позволяло эвакуировать всех людей, однако один из кораблей оказался отрезан. Ситуация ухудшалась тем, что атмосфера оказалась задымлена. Весь экипаж надел противогазы. После устранения очага возгорания из-за задымления космонавтам пришлось некоторое время носить респираторы.Расследование показало, что пожар возник из-за единичного дефекта в кислородной шашке.

     

  • В ходе 23 экспедиции (с 29 апреля 1997 года) отказала система кондиционирования — сначала последовательно отказали установки генерации кислорода «Электрон», а затем началась утечка хладагента — ядовитого этиленгликоля. Температура на станции повысилась до 50 °С при предельно допустимых 28 °С, повысилась влажность.К 28 марта удалось обнаружить источник утечки. С Земли 6 апреля был запущен «Прогресс-М34», содержащий дополнительные материалы для ремонта станции, кислородные шашки для регенерации, запасы воды. К концу апреля удалось обнаружить и устранить десяток трещин в трубках системы кондиционирования станции. Станция вернулась в штатный режим.

    Миссия шаттла Атлантис STS-84, находившаяся под угрозой отмены из-за технических проблем на станции, была разрешена. Она доставила на станцию установки генерации кислорода взамен вышедших из строя, запасы воды.

Затопление

В январе 2001 года правительство Российской Федерации приняло решение о затоплении станции. В числе причин официально были названы: выработка ресурса станции, происшествия и аварии на станции, дорогое обслуживание (ок. $200 млн в год).

Предлагались многочисленные проекты по спасению станции. Например, во время визита в Россию президента Ирана Хатами, иранская делегация выразила заинтересованность в покупке станции «Мир». Иран предложил финансировать станцию в течение ещё двух или трех лет, Россия же, со своей стороны, должна была готовить иранских космонавтов. Тегеран интересовался военным использованием станции, так как оборудование, находящееся на станции, несло двойную нагрузку — гражданскую и военную. В частности, станция «Мир» могла фиксировать пуски крылатых ракет и передвижение разных летательных аппаратов.

Утверждалось, что окончание программы «Мир» приведет к сокращению более 100 тысяч рабочих мест высококвалифицированных научных и инженерно-технических работников. Для внутриполитической ситуации это рост социальной напряженности, ликвидация современных наукоемких производств, которые в случае правильно поставленного менеджмента могли бы в будущем стать основой роста благосостояния страны. Кроме того, затопление отечественной станции повлечет ущемление духовного начала и подрыв веры в будущее страны нескольких поколений россиян, особенно тех, на чьих глазах создавалась космическая техника, которой они гордились.

Тем не менее орбитальная станция «Мир» была затоплена в Тихом океане 23 марта 2001 года по причине устаревания оборудования и недостатка финансовых средств на её поддержание.По материалам Wikipedia

aboutspacejornal.net

Мир (орбитальная станция) — WiKi

Базовый блок

Основная статья: Базовый блок станции "Мир"

  Базовый блок станции "Мир"Б

Базовый блок предназначен для обеспечения условий работы и отдыха экипажа (до шести человек), управления работой бортовых систем, снабжения электроэнергией, обеспечения радиосвязи, передачи телеметрической информации, телевизионных изображений, приёма командной информации, управления ориентацией, коррекции орбиты, обеспечения сближения и стыковки целевых модулей и транспортных кораблей, поддержания заданных параметров атмосферы жилого объёма и температурного режима конструкции и оборудования, обеспечения условий для выхода космонавтов в открытое космическое пространство, проведения научных и прикладных исследований и экспериментов с использованием доставляемой целевой аппаратуры.

Стартовая масса — 20900 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 13,13 м, максимальный диаметр — 4,35 м, объём герметичных отсеков — 90 м3, свободный объём — 76 м3. Конструкция станции включала три герметичных отсека (переходный, рабочий и переходную камеру) и негерметичный агрегатный отсек[28].

Запущен 20 февраля 1986 года[29] в 00:28:23 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К»[30].

Целевые модули

«Квант»

Основная статья: Квант (модуль орбитальной станции "Мир")

  Астрофизический модуль «Квант»

«Квант» — экспериментальный (астрофизический) модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для проведения широкого круга исследований, в первую очередь в области внеатмосферной астрономии.

Стартовая масса — 11050 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 5,8 м, максимальный диаметр корпуса — 4,15 м, объём герметичного отсека — 40 м3. Конструкция модуля включала герметичный лабораторный отсек с переходной камерой и негерметичный отсек научных приборов.

Запущен в составе транспортного корабля модульного экспериментального 31 марта 1987 года в 03:16:16 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К»[28].

«Квант-2»

Основная статья: Квант-2 (модуль орбитальной станции "Мир")

  Модуль дооснащения «Квант-2»

«Квант-2» — модуль дооснащения орбитального комплекса «Мир». Предназначен для дооснащения орбитального комплекса оборудованием и научной аппаратурой, а также для обеспечения выхода космонавтов в открытый космос.

Стартовая масса — 19565 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 12,4 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичных отсеков — 59 м3. Конструкция модуля включала три герметичных отсека: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой специальный.

Запущен 26 ноября 1989 года в 16:01:41 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К»[28].

«Кристалл»
  Технологический модуль «Кристалл»

«Кристалл» — технологический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для опытно-промышленного производства полупроводниковых материалов, очистки биологически активных веществ в целях получения новых лекарственных препаратов, выращивания кристаллов различных белков и гибридизации клеток, а также для проведения астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.

Стартовая масса — 19640 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу —12,02 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичных отсеков — 64 м3. Конструкция модуля включала два герметичных отсека: приборно-грузовой и приборно-стыковочный.

Запущен 31 мая 1990 года в 13:33:20 ДМВ с пусковой установки № 39 200-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К»[28].

«Спектр»
  Оптический модуль «Спектр»

«Спектр» — оптический модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, космического излучения, медико-биологических исследований, изучения поведения различных материалов в условиях открытого космоса.

Стартовая масса — 18807 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 14,44 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичного отсека — 62 м3. Конструкция модуля состоит из герметичного приборно-грузового и негерметичного отсеков.

Запущен 20 мая 1995 года в 06:33:22 ДМВ с пусковой установки № 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К»[28].

«Природа»
  Исследовательский модуль «Природа»

«Природа» — исследовательский модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для исследования поверхности и атмосферы Земли, атмосферы в непосредственной близости от «Мира», влияния космического излучения на организм человека и поведения различных материалов в условиях космического пространства, а также получения в условиях невесомости особо чистых лекарственных препаратов.

Стартовая масса — 19340 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 11,55 м, максимальный диаметр — 4,15 м, объём герметичного отсека — 65 м3. Конструкция модуля включала один герметичный приборно-грузовой отсек.

Запущен 23 апреля 1996 года в 14:48:50 ДМВ с пусковой установки № 23 81-й площадки космодрома Байконур ракетой-носителем «Протон-К»[28].

Стыковочный отсек

Основная статья: Стыковочный отсек орбитальной станции «Мир»

  Стыковочный отсек

Стыковочный отсек — модуль орбитального комплекса «Мир». Предназначен для обеспечения возможности стыковки МТКК «Space Shuttle».

Масса вместе с двумя доставляемыми солнечными батареями и узлами крепления к грузовому отсеку МТКК «Space Shuttle» — 4350 кг. Геометрические характеристики: длина по корпусу — 4,7 м, максимальная длина — 5,1 м, диаметр герметичного отсека — 2,2 м, максимальная ширина (по концам горизонтальных цапф крепления в грузовом отсеке шаттла) — 4,9 м, максимальная высота (от конца килевой цапфы до контейнера дополнительной СБ) — 4,5 м, объём герметичного отсека — 14,6 м3. Конструкция модуля включала один герметичный отсек[28].

Был доставлен на орбиту Шаттлом Атлантис 12 ноября 1995 в ходе миссии STS-74. Модуль вместе с Шаттлом пристыковались к станции 15 ноября.

Транспортные корабли «Союз»

Основная статья: Союз (транспортный пилотируемый корабль)

  «Союз ТМ-24», пристыкованный к переходному отсеку орбитальной станции «Мир». Фотография сделана с МТКК «Atlantis» во время экспедиции STS-79

«Союз» — серия пилотируемых многоместных транспортных кораблей. Предназначены для доставки на орбитальный комплекс и возвращения на Землю экипажей и полезных грузов. В составе орбитального комплекса «Мир» использовались транспортные корабли «Союз» двух модификаций.

«Союз Т» — модификация транспортного корабля «Союз». Масса — 6830-7000 кг. Геометрические характеристики: длина — 6,98 м, максимальный диаметр — 2,72 м, объём герметичных отсеков — 6,5 м3. Продолжительность автономного полета — до 4,2 сут., продолжительность полета в составе орбитального комплекса — до 120 сут. Конструкция корабля включает два герметичных отсека (бытовой отсек и спускаемый аппарат) и негерметичный приборно-агрегатный отсек[31]. В 1986 году к орбитальному комплексу «Мир» совершил полет один пилотируемый транспортный корабль «Союз Т»[32].

«Союз ТМ» — модификация транспортного корабля «Союз Т»[31]. Отличался усовершенствованием ряда бортовых систем. Продолжительность полета в составе орбитального комплекса увеличена до 180 сут. В период с 1986 года по 2000 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет 30 транспортных кораблей «Союз ТМ» (в том числе один беспилотный и 29 пилотируемых)[32].

Транспортные корабли «Прогресс»

Основная статья: Прогресс (транспортный грузовой корабль)

«Прогресс» — серия транспортных автоматических космических кораблей[33]. Предназначены для доставки на орбитальный комплекс расходуемых материалов, топлива, полезных грузов, научного оборудования. В составе орбитального комплекса «Мир» использовались транспортные корабли «Прогресс» трех модификаций.

«Прогресс» — разработан на базе пилотируемого транспортного корабля «Союз». Общая масса — около 7000 кг. Геометрические характеристики: длина — 7,92 м, максимальный диаметр — 2,72 м, общая масса доставляемых грузов — до 2500 кг. Объём герметичного отсека — 6,6 м3. Продолжительность автономного полета — до 4 сут., продолжительность полета в составе орбитального комплекса — до 90 сут. Конструкция корабля включает один герметичный (грузовой) отсек и два негерметичных отсека (отсек компонентов дозаправки и приборно-агрегатный отсек)[31]. В период с 1986 года по 1989 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет восемнадцать транспортных кораблей «Прогресс»[32].

«Прогресс М» — модификация транспортного корабля «Прогресс», при его создании были использованы бортовые системы космического корабля «Союз ТМ». Продолжительность автономного полета увеличена до 30 сут., полета в составе орбитального комплекса — до 180 сут.[31] В период с 1989 года по 2000 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет сорок три транспортных корабля «Прогресс М»[32].

«Прогресс М1» — модификация транспортного корабля «Прогресс М», с целью увеличения массы доставляемого топлива. В период с 2000 года по 2001 год к орбитальному комплексу «Мир» совершили полет три транспортных корабля «Прогресс М1»[32].

Возвращаемые баллистические капсулы «Радуга»

«Радуга» — серия одноразовых космических аппаратов. Предназначены для возвращения на Землю материалов с результатами исследований.

Максимальная масса — 350 кг, масса возвращаемого полезного груза — до 150 кг. Геометрические характеристики: длина — 1470 мм, максимальный диаметр — 780 мм. Точность приземления вдоль трассы ± 125 км, боковой разброс ± 15 км, скорость спуска на парашюте 8 м/с. В период с 1990 года по 1994 год было выведено на орбиту и возвращено на Землю девять капсул (одна из них после возвращения не была найдена), с помощью которых с орбитального комплекса «Мир» было доставлено более 500 кг материалов с результатами исследований[34].

ru-wiki.org

Как устроена орбитальная станция «Мир»: космический шедевр

140-тонная станция на орбите — этот проект советских ученых и конструкторов можно с гордостью именовать новым чудом света.

Предтеча: долговременная орбитальная станция «Салют-7» с пристыкованным (снизу) кораблем «Союз Т-14»

Ракета «Протон-К» — основной носитель, доставивший на орбиту все модули станции, кроме стыковочного

1993 г.: грузовик «Прогресс М» приближается к станции. Съемка с соседнего пилотируемого корабля «Союз ТМ»

«Мир» на вершине своего развития: базовый модуль и 6 дополнительных

Посетители: американский шаттл пристыкован к станции «Мир»

Яркий финал: обломки станции падают в Тихий океан

Вообще, «Мир» — название гражданское. Станция эта стала восьмой в серии советских долговременных орбитальных станций (ДОС) «Салют», которые выполняли как исследовательские, так и оборонные задачи. Первый «Салют» стартовал в 1971 г. и проработал на орбите полгода; довольно удачными получились запуски станций «Салют-4» (около 2 лет работы) и «Салют-7» (1982−1991 гг.). «Салют-9» сегодня работает в составе МКС. Но самой известной и, без преувеличения, легендарной, стала станция третьего поколения «Салют-8», прославившаяся под именем «Мир».

Разработка станции заняла около 10 лет и велась сразу двумя легендарными предприятиями советской, а теперь и российской космонавтики: РКК «Энергия» и ГКНПЦ имени Хруничева. Основной для «Мира» стал проект ДОС «Салют-7», который был модернизирован, оснащен новыми стыковочными блоками, системой управления… Помимо головных проектировщиков, создание этого чуда света потребовало участия больше сотни предприятий и институтов. Цифровое оборудование здесь было советским и состояло из двух компьютеров «Аргон-16», которые можно было перепрограммировать с Земли. Обновилась и стала более мощной энергосистема, для получения кислорода использовалась новая система электролиза воды «Электрон», а связь должна была осуществляться через спутник-ретранслятор.

Был выбран и основной носитель, который должен обеспечить доставку на орбиту модулей станции — ракета «Протон». Эти тяжелые 700-тонные ракеты настолько удачны, что, впервые стартовав в 1973 г., совершили последний полет только в 2000-м, а сегодня службу несут модернизированные «Протон-М». Те, старые ракеты были способны поднять на низкую орбиту свыше 20 тонн полезного груза. Для модулей станции «Мир» этого оказалось полностью достаточно.

Базовый модуль ДОС «Мир» был отправлен на орбиту 20 февраля 1986 г. Спустя годы, когда станция была дооснащена дополнительными модулями, вместе с парой пристыкованных кораблей вес ее превысил 136 тонн, а длина по наибольшему измерению — почти 40 м.

Конструкция «Мира» организована именно вокруг этого базового блока с шестью стыковочными узлами — это и дает принцип модульности, реализованный и на современной МКС и позволяющий собирать на орбите станции довольно внушительных размеров. Вслед за выводом в космос базового блока «Мира» к нему были подсоединены 5 дополнительных модулей и один дополнительный усовершенствованный стыковочный отсек.

Базовый блок был выведен на орбиту ракетой-носителем «Протон» 20 февраля 1986 г. И по габаритам, и по конструкции он во многом повторяет предыдущие станции «Салют». Главная его часть — полностью герметичный рабочий отсек, где расположены средства управления станцией и пункт связи. Здесь же находились 2 одноместные каюты для экипажа, общая кают-компания (она же — кухня и столовая) с беговой дорожкой и велотренажером. Остронаправленная антенна снаружи модуля связывалась со спутником-ретранслятором, который уже и обеспечивал прием и передачу информации с Земли. Вторая часть модуля — агрегатная, где расположена двигательная установка, баки с топливом и имеется стыковочный узел для одного дополнительного модуля. Имелась на базовом модуле и собственная система энергообеспечения, включающая 3 панели солнечных батарей (2 из них вращаются и 1 неподвижная) — естественно, они были смонтированы уже в ходе полета. Наконец, третья часть — переходный отсек, который служил шлюзом для выхода в открытый космос и включал набор тех самых стыковочных узлов, к которым присоединялись дополнительные модули.

Астрофизический модуль «Квант» появился на «Мире» 9 апреля 1987 г. Масса модуля: 11,05 тонн, максимальные размеры — 5,8 х 4,15 м. Именно он занял единственный стыковочный узел агрегатного блока на базовом модуле. «Квант» состоит из двух отсеков: герметичной, заполненной воздухом лаборатории и блока оборудования, размещенного в безвоздушном пространстве. К нему могли пристыковываться грузовые корабли, есть и пара собственных солнечных панелей. А главное — здесь установили комплекс приборов для различных исследований, в том числе биотехнологических. Впрочем, основная специализация «Кванта» — изучением далеких рентгеновских источников излучения.

К сожалению, размещенный здесь комплекс «Рентген», как и весь модуль «Квант», крепился к станции жестко и не мог менять своего положения относительно «Мира». А значит, чтобы менять направление рентгеновских датчиков и исследовать новые области небесной сферы, требовалось менять положение всей станции — а это чревато и невыгодным размещением солнечных батарей, и другими сложностями. Вдобавок, сама орбита станции расположена на такой высоте, что дважды за время обращения вокруг Земли она проходит через радиационные пояса, вполне способные «ослепить» чувствительные рентгеновские датчики, из-за чего их периодически приходилось отключать. В итоге «Рентген» довольно быстро изучил все, что ему было доступно, а затем несколько лет включался лишь краткими сеансами. Впрочем, несмотря на все эти трудности, благодаря «Рентгену» было сделано немало важных наблюдений.

19-тонный модуль дооснащения «Квант-2» был пристыкован 6 декабря 1989 г. Здесь расположили массу дополнительного оборудования для станции и ее обитателей, здесь же находилось новое хранилище скафандров. В частности, на «Кванте-2» разместили гироскопы, системы управления движением и электропитания, установки для получения кислорода и регенерации воды, бытовые приборы, новое научное оборудование. Для этого модуль разбит на три герметичных отсека: приборно-грузовой, приборно-научный и шлюзовой.

Большой, стыковочно-технологический модуль «Кристалл» (вес — почти 19 тонн) присоединен к станции в 1990 г. Из-за отказа одного из ориентирующих двигателей стыковка прошла лишь со второй попытки. Планировалось, что основной задачей модуля станет стыковка советских многоразовых кораблей «Буран», но по понятным причинам этого не случилось. (Подробнее о печальной судьбе этого прекрасного проекта можно прочесть в статье «Советский шаттл».) Впрочем, «Кристалл» с успехом выполнил другие задачи. В нем отрабатывались технологии получения новых материалов, полупроводников и биологически активных веществ в условиях микрогравитации. К нему стыковался американский челнок Atlantis.

В январе 1994 г. «Кристалл» стал участником «транспортного происшествия»: покидая станцию «Мир», корабль «Союз ТМ-17» оказался так перегружен «сувенирами» с орбиты, что из-за сниженной управляемости пару раз столкнулся с этим модулем. Самое страшное — что на «Союзе», шедшем под управлением автоматики, находился экипаж. Космонавтам срочно пришлось переходить на ручное управление, но удар произошел, причем пришелся на спускаемый аппарат. Будь он хоть немного сильнее — могло бы произойти повреждение теплоизоляции, и космонавты вряд ли вернулись бы живыми с орбиты. По счастью, все обошлось, а событие стало первым в истории столкновением в космосе.

Геофизический модуль «Спектр» был пристыкован в 1995 г. и вел экологический мониторинг Земли, ее атмосферы, поверхности суши и океана. Это цельная капсула довольно внушительных размеров и массой 17 тонн. Разработка «Спектра» была закончена еще в 1987 г., но проект на несколько лет «замораживали» из-за известных экономических трудностей. Для завершения пришлось обратиться к помощи американских коллег — и модуль принял на себя еще и медицинское оборудование NASA. С помощью «Спектра» изучались природные ресурсы Земли, процессы в верхних слоях атмосферы. Здесь совместно с американцами проводились и некоторые медико-биологические исследования, а чтобы иметь возможность работать с образцами, вынося их в открытый космос, на внешней поверхности планировалось установить манипулятор «Пеликан».

Однако несчастный случай прервал работу ранее положенного срока: в июне 1997 г. прибывший на «Мир» беспилотный корабль «Прогресс М-34» сбился с курса и повредил модуль. Произошла разгерметизация, частично разрушились солнечные батареи, и «Спектр» был выведен из эксплуатации. Хорошо еще, что экипажу станции удалось оперативно закрыть люк, ведущий из базового модуля на «Спектр» и тем самым спасти и свои жизни, и работу станции в целом.

Небольшой дополнительный стыковочный модуль был установлен в том же 1995 г. специально для того, чтобы на «Мир» могли наносить визиты американские шаттлы, и адаптирован под соответствующие стандарты.

Последний по порядку выведения — 18,6-тонный научный модуль «Природа». Он, как и «Спектр», предназначался для совместных с другими странами геофизических и медицинских исследований, материаловедения, изучения космического излучения, процессов, протекающих в атмосфере Земли. Этот модуль представлял собой один цельный герметичный отсек, где располагались приборы и грузы. В отличие от других крупных дополнительных модулей, на «Природе» не было собственных солнечных батарей: питание его обеспечивали 168 литиевых аккумуляторов. И здесь не обошлось без неполадок: прямо перед стыковкой произошел сбой в системе энергообеспечения, и модуль потерял половину запаса электроэнергии. Это означало, что на стыковку была только одна попытка: без солнечных батарей восполнить потери было невозможно. По счастью, все обошлось благополучно, и «Природа» вошла в состав станции 26 апреля 1996 г.

Первыми людьми на станции стали Леонид Кизим и Владимир Соловьев, прибывшие на «Мир» на корабле «Союз Т-15». Кстати, в той же экспедиции космонавты успели «заглянуть» и на остававшуюся тогда на орбите станцию «Салют-7», став не только первыми на «Мире», но и последними на «Салюте».

С весны 1986 г. и до лета 1999 г. станцию посетили около 100 космонавтов не только из СССР и России, но и из многих стран тогдашнего социалистического лагеря, и из всех ведущих «стран капитализма» (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Австрии). Непрерывно «Мир» был обитаем чуть больше 10 лет. Многие оказывались здесь не по одному разу, а Анатолий Соловьев побывал на станции аж 5 раз.

За 15 лет работы к «Миру» слетали 27 пилотируемых «Союзов», 18 автоматических грузовиков «Прогресс» и 39 «Прогресс-М». Со станции в открытый космос совершено больше 70-ти выходов общей продолжительностью 352 часа. На самом деле, «Мир» стал целым кладезем рекордов для отечественной космонавтики. Здесь установлен абсолютный рекорд продолжительности пребывания в космосе — непрерывного (Валерий Поляков, 438 суток) и суммарного (он же, 679 суток). Было поставлено около 23 тыс. научных экспериментов.

Несмотря на различные сложности, станция проработала втрое дольше предусмотренного срока эксплуатации. В конце концов груз накопившихся неполадок стал слишком высок — да и конец 1990-х был не тем временем, когда Россия имела финансовые возможности поддерживать столь дорогостоящий проект. 23 марта 2001 г. «Мир» был затоплен в несудоходной части Тихого океана. Обломки станции упали в районе островов Фиджи. Станция осталась не только в воспоминаниях, но и в астрономических атласах: в честь нее назван один из объектов Главного астероидного пояса — Мирстейшен.

Напоследок вспомним, как любят изображать «Мир» создатели голливудских фантастических фильмов — ржавой консервной банкой с вечно пьяным и одичавшим космонавтом на борту… Видимо, происходит так просто из зависти: до сих пор ни одна другая страна мира не то что неспособна, но даже и не осмелилась замахнуться на космический проект такого масштаба и сложности. Есть подобные разработки и у Китая, и у США, но пока что никто на создание собственной станции неспособен, и даже — увы! — Россия.

www.popmech.ru

Станция "Мир" на орбите

станция мир

20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль станции Мир, ставшей на долгие годы символом советского, а затем и российского освоения Космоса. Уже более десяти лет ее не существует, но память о ней останется в истории. И сегодня мы расскажем про самые знаменательные факты и события, касающиеся орбитальной станции «Мир».

Орбитальная станция Мир – всесоюзная ударная стройка

Традиции всесоюзных строек пятидесятых-семидесятых годов, во время которых были возведены крупнейшие и самые значимые объекты страны, продолжились и в восьмидесятых при создании орбитальной станции «Мир». Правда, трудились над ней не низко квалифицированные комсомольцы, свезенные из разных уголков СССР, а лучшие производственные мощности государства. Всего над этим проектом работало около 280 предприятий, функционирующих под эгидой 20 министерств и ведомств.

Проект станции «Мир» начал разрабатываться еще в 1976 году. Она должна была стать принципиально новым рукотворным космическим объектом – настоящим орбитальным городом, где могли бы подолгу жить и трудиться люди. Причем, не только космонавты из страны Восточного блока, но и из государств Запада.

станция мир

Станция Мир и космический челнок Буран.

Активные работы по строительству орбитальной станции начались в 1979 году, но в 1984 были на время приостановлены – все силы космической индустрии Советского Союза шли на создание челнока «Буран». Однако вмешательство высших партийных чиновников, планировавших запустить объект к XXVII съезду КПСС (25 февраля – 6 марта 1986), позволили в сжатые сроки завершить работы и запустить «Мир» на орбиту 20 февраля 1986 года.

станция мир

Базовый блок станции Мир.

Структура станции Мир

Впрочем, 20 февраля 1986 года на орбите появилась совсем не та станция «Мир», которую мы знали. Это был лишь базовый блок, к которому со временем присоединилось несколько других модулей, превративших «Мир» в огромный орбитальный комплекс, соединяющий жилые блоки, научные лаборатории и технические помещения, в том числе, и модуль для стыковки российский станции с американскими космическими челноками «Шаттл».

В конце девяностых годов орбитальная станция «Мир» состояла из следующих элементов: базовый блок, модули «Квант-1» (научный), «Квант-2» (бытовой), «Кристалл» (стыковочно-технологический), «Спектр» (научный), «Природа» (научный), а также стыковочный модуль для американских челноков.

станция мир

Орбитальная станция Мир в 1999 году.

Планировалось, что сборка станции «Мир» закончится к 1990 году. Но экономические проблемы в Советском Союзе, а затем и распад государства помешал осуществлению этих планов, и в итоге последний модуль был присоединен лишь в 1996.

Назначение орбитальной станции Мир

Орбитальная станция «Мир» - это, в первую очередь, научный объект, позволяющий проводить на нем уникальные эксперименты, недоступные на Земле. Это и астрофизические исследования, и изучение самой нашей планеты, процессов, происходящих на ней, в ее атмосфере и ближнем Космосе.

Важную роль на станции «Мир» играли эксперименты, связанные с поведением человека в условиях длительного пребывания в невесомости, а также в стесненных условиях космического корабля. Здесь изучалась реакция человеческого организма и психики на будущие полеты к другим планетам, да и вообще на жизнь в Космосе, освоение которого невозможно без такого рода исследований.

станция мир

Эксперименты на станции Мир.

И, конечно же, орбитальная станция «Мир» служила символом российского присутствия в Космосе, отечественной космической программы, а со временем, и дружбы космонавтов из разных стран.

Мир – первая международная космическая станция

Возможность привлечения к работе на орбитальной станции «Мир» космонавтов из других, в том числе, несоветских стран была заложена в концепцию проекта изначально. Однако осуществились эти планы лишь в девяностых годах, когда российская космическая программа испытывала финансовые затруднения, а потому было принято решение пригласить к работе на станции «Мир» иностранные государства.

Но первый иностранный космонавт попал на станцию «Мир» намного раньше – в июле 1987 года. Им стал сириец Мухаммед Фарис. Позже на объекте побывали представители Афганистана, Болгарии, Франции, Германии, Японии, Австрии, Великобритании, Канады и Словакии. Но больше всего иностранцев на орбитальной станции «Мир» были из Соединенных Штатов Америки.

В начале 1990-х у США не было собственной долговременной орбитальной станции, а потому они решили присоединиться к российскому проекту «Мир». Первым американцем, оказавшимся там, стал 16 марта 1995 года Норман Тагард. Случилось это в рамках программы «Мир-Шаттл», но сам полет осуществлялся на отечественном корабле «Союз ТМ-21».

станция мир

Орбитальная станция Мир и состыкованный с ней американский шаттл.

Уже в июне 1995 года на станцию «Мир» прилетело сразу пятеро американских астронавтов. Они добрались туда на шаттле «Атлантис». Всего же представители США появлялись на этом российском космическом объекте пятьдесят раз (34 разных астронавта).

Космические рекорды на станции Мир

Орбитальная станция «Мир» и сама по себе является рекордсменом. Изначально планировалось, что она просуществует всего пять лет и будет заменена объектом «Мир-2». Но сокращение финансирования привело к тому, что срок ее службы растянулся на пятнадцать лет. А время беспрерывного пребывания на ней людей исчисляется 3642 днями – с 5 сентября 1989 по 26 августа 1999, почти десять лет (МКС побила это достижение в 2010 году).

За это время станция «Мир» стала свидетелем и «домом» для множества космических рекордов. Там было осуществлено более 23 тысяч научных экспериментов. Космонавт Валерий Поляков, будучи на ее борту, провел в Космосе непрерывно 438 суток (с 8 января 1994 по 22 марта 1995), что до сих пор является рекордным достижением в истории. И там же был установлен подобный рекорд для женщин – американка Шеннон Лусид в 1996 году задержалась в космическом пространстве 188 дней (уже побит на МКС).

станция мир

Валерий Поляков на станции Мир.

станция мир

Шеннон Лусид на станции Мир.

Еще одним уникальным событием, произошедшим на борту станции «Мир», стала 23 января 1993 года первая в истории космическая художественная выставка. В ее рамках были представлены две работы украинского художника Игоря Подоляка.

станция мир

Работы Игоря Подоляка на станции Мир.

Вывод из эксплуатации и спуск на Землю

Поломки и технические проблемы на станции «Мир» фиксировались с самого начала ее ввода в эксплуатацию. Но в конце девяностых годов стало понятно, что дальнейшее ее функционирование будет затруднительным – объект морально и технически устарел. Тем более что еще в начале десятилетия было принято решение о строительстве Международной Космической Станции, в котором принимала участие и Россия. А 20 ноября 1998 года РФ запустила первый элемент МКС – модуль «Заря».

В январе 2001 года было принято окончательное решение о будущем затоплении орбитальной станции «Мир», несмотря на то, что появились варианты ее возможного спасения, в том числе, и покупка Ираном. Однако 23 марта «Мир» был затоплен в Тихом океане, в месте, которое называют Кладбищем космических кораблей – именно туда отправляют на вечное пребывание отслужившие свой срок эксплуатации объекты.

станция мир

Фотография исторического падения орбитальной станции Мир в Тихий океан.

Жители Австралии в тот день, опасаясь «сюрпризов» от давно ставшей проблемной станции, в шутку размещали на своих земельных участках прицелы, намекая, что именно туда может упасть российский объект. Однако затопление прошло без непредвиденных обстоятельств – «Мир» ушел под воду примерно в том районе, где и следовало.

Наследие орбитальной станции Мир

«Мир» стал первой орбитальной станцией, построенной по модульному принципу, когда к базовому блоку можно присоединять множество других элементов, необходимых для выполнения тех или иных функцией. Это дало толчок к новому витку освоения космического пространства. И даже при будущем создании постоянных баз на планетах и спутниках, долговременные орбитальные модульные станции все равно будут основой для человеческого присутствия за пределами Земли.

станция мир

Международная Космическая Станция.

Модульный принцип, отработанный на орбитальной станции «Мир», теперь используется и на Международной Космической Станции. На данный момент, она состоит из четырнадцати элементов.

ribalych.ru

Станция «Мир»: последний мегапроект СССР (очень много фото)

2

20 февраля 1986 года, была запущена и выведена на околоземную орбиту знаменитая советская и российская космическая станция «Мир». Многие из нас еще помнят постоянные сводки новостей с орбиты, показывающие жизнь российских, американских и других космонавтов в тесноте нашей станции.

В 2001 году «Мир», превысив срок эксплуатации в три раза, был затоплен. Давайте вспомним самые яркие эпизоды из жизни этого уникального проекта.

«Мир» от запуска до затопления

После первых запусков людей в космос и полета человека на Луну перед исследователями стоял вопрос долгосрочного освоения ближнего космического пространства. Для этого было необходимо создание обитаемых орбитальных космических станций, где могли бы жить и работать регулярно сменяемые экипажи космонавтов.

Серьёзней всего за эту задачу взялись в СССР. В 1971 году была запущена первая долгосрочная орбитальная станция «Салют-1», затем последовали «Салют-2», «Салют-3» и так вплоть до «Салюта-7», который закончил работу в 1986 году и ​упал на Аргентину в 1991.

Макет «Салюта-7» на ВДНХ в Москве

Советские космонавты на «Салютах» занимались выполнением задач, в основном, научного и военного характера. У США такого обширного опыта не было — их единственная долгосрочная орбитальная станция «Скайлаб» проработала с мая 1973 по февраль 1974 года.

Станция SkyLab

Работа над орбитальной станцией «Мир» началась в головах советских конструкторов еще в 1976 году. Станция должна была стать первым космическим кораблем с модульной архитектурой — она собиралась прямо на орбите, куда ракеты-носители выводили ее отдельные блоки. В теории эта технология предоставляла возможность соорудить в космосе целый летающий город с большим количеством научного оборудования и достаточными условиями для долговременного автономного существования.

Работа над станцией непрерывно велась вплоть до 1984 года, пока руководством страны не было принято решение бросить все силы космонавтики на реализацию программы «Буран». Но уже очень скоро расстановка сил изменилась в обратную сторону и по решению высших партийных чинов «Мир» снова стал номер один в очереди. Станцию приказали запустить точно к XXVII cъезду КПСС, который был намечен на конец февраля — начало марта 1986 года.

XXVII съезд КПСС

Над проектом в общей сложности работали около 280 предприятий под эгидой 20 министерств и ведомств. Успеть удалось точно в срок — ракета-носитель с первым модулем «Мира» была выведена на целевую орбиту 20 февраля 1986 года. Эту дату принято считать днем рождения космической станции.

Базовый блок орбитального комплекса, запущенный первым, представлял собой основную часть станции — в нем жили и работали космонавты, из него «Мир» управлялся и осуществлялась связь с Землей. Остальные модули, запущенные и пристыкованные позже, имели более узкое назначение — научное или техническое.

Графическое изображение базового модуля ДОС «Мир»

Первым присоединившимся к комплексу модулем стал «Квант». Стыковка с «Квантом» стала также и первой внештатной ситуацией для экипажа станции. Космонавтам пришлось срочно выходить в открытый космос, чтобы завершить операцию.

Выход космонавтов в открытый космос

Затем последовал «Квант-2» и «Кристалл», после чего сборка станции на некоторые время прекратилась из-за развала СССР и экономических проблем. Следующие модули «Спектр» и «Природа» удалось запустить в 1995 и 96 годах лишь благодаря контракту с США — американцы согласились финансировать проект в обмен на участие в нем своих астронавтов. Хотя «Мир» изначально создавался с планами на то, что станцию будут посещать космонавты из других стран, причем не только социалистических, но и капиталистических.

Первый иностранец на «Мире», сириец Мухаммед Фарис (справа).

Так, в 1987 году на «Мир» впервые прилетел иностранец — сирийский космонавт Мухаммед Фарис. А в 1990 году на станции побывал первый журналист Тоехиро Акияма. Он же стал и первым японцем, побывавшем в космосе. Причем несколько дней, проведенных на станции, стали для Акиямы не самыми приятными — он оказался подвержен так называемой «космической болезни», аналогом «морской», связанной с расстройством вестибулярного аппарата. Этот факт выявил недостаток в подготовке непрофессиональных космонавтов.

Бедняга Акияма страдает на орбите.

Впоследствии на станции побывали также представители Франции, Великобритании, Австрии, Германии, Словакии, Канады,Сирии, Болгарии и Афганистана. Удивительно, но еще совсем недавно Сирия и Афганистан летали в космос!

В рамках программы «Шаттл — Мир» на станции также неоднократно были и американские астронавты. Для стыковки «Мира» с американскими челноками на станцию в 1995 году был доставлен специальный стыковочный модуль.

«Мир» с пристыкованным к нему американским челноком.

В истории «Мира» осталось немало рекордов и примечательных событий. Уже в 1986 год экипаж из двух советских космонавтов впервые в истории совершил перелет с одной станции на другую — они отстыковались от «Мира» и, преодолев 2500 км за 29 часов, состыковались с «Салютом-7». Это стало последней экспедицией в истории «Салюта».

В 1995-95 годах космонавт Валерий Поляков установил на «Мире» до сих пор не побитый рекорд по непрерывному пребыванию человека в космосе — 437 суток и 18 часов.

Поляков на станции «Мир».

А общий рекорд по продолжительности космических полетов принадлежит другому россиянину — Алексею Крикалеву. Он также не раз летал на «Мир», причем однажды, улетев из СССР, вернулся он уже в независимую Россию.

Крикалев на МКС в 2005 году.

В 1996 году к станции присоединился последний модуль, «Природа», и сборка была наконец завершена. Она заняла 10 лет — втрое больше, чем изначальное расчетное время работы «Мира» на орбите.

По неофициальным свидетельствам космонавтов, работа на станции с самого начала представляла собой непрекращающуюся борьбу с вечно отказывающей советской электроникой. Но в 1997 год пребывание на станции стало постепенно превращаться в настоящее мучение, особенно для иностранных экипажей. Возможно именно поэтому станция «Мир» была изображена таким образом в известном фильме «Армагеддон».

Сначала, в праздничный для России день 23 февраля 1997 года, на станции случился пожар — загорелась кислородная шашка из аппарата по регенерации атмосферы. Можете себе представить положение космонавтов — на станции, размером с однокомнатную квартиру, находятся шесть человек, а аппарат для генерации кислорода охватил огонь, который этот самый кислород быстро сжигает.

Обитаемый отсек быстро заполнился дымом, но экипаж успел вовремя и правильно среагировать, надев респираторы и потушив возгорание огнетушителем. Причиной пожара впоследствии была названа бракованная кислородная шашка.

Пожары случались на «Мире» и до этого — в 94 году космонавту-рекордсмену Валерию Полякову даже пришлось тушить возгорание собственным костюмом. Но в этот раз на борту оказались гости из других стран, для которых подобные ЧП были в диковинку. Если хотите посмеяться, ​сравните американский и российски отчеты о том самом пожаре. Вот всего лишь две выдержки:

  • «Это был очень серьезный опасный для жизни пожар в закрытом объеме». — начинают отчет американцы.
  • «Только с большой натяжкой это можно назвать пожаром, так как ничего, кроме самой шашки, на станции не горело…» — пишут в своем отчете русские.

Но самое опасное происшествие в истории «Мира» случилось 25 июня 1997 года. При проведении эксперимента по ручной стыковке грузовой корабль «Прогресс М-34» столкнулся с модулем «Спектр», в результате чего в последнем образовалась пробоина площадью около двух квадратных сантиметров. На станции в это время находились три человека — россияне Василий Цибалев и Александр Лазуткин, а также американец Майкл Фоуп.

Поврежденный модуль станции.

С Земли космонавтам приказали немедленно загерметизировать вход в поврежденный модуль, но оперативно закрыть люк мешали многочисленные кабели, пролегающие через него. Только перерезав и отстыковав их, космонавтам удалось остановить утечку воздуха со станции. Из-за происшествия «Мир» лишился 40% электроэнергии, что исключило проведение почти всех научных экспериментов. Кроме этого, НАСА потеряла практически все свое оборудование, так как хранилось оно в «Спектре». После возвращения на Землю Лазуткин получил звание Героя Россия, а Цибалев — орден «За заслуги перед Отечеством III степени».

Вмятина на радиаторе.

Следующие экипажи не раз пытались починить модуль, но сделать это так никому и не удалось — воздух по прежнему выходил. В полной мере удалось лишь восстановить энергообеспечение станции, несмотря сильно на поврежденные солнечные батареи модуля «Спектр».

Сломанные солнечные батареи.

28 августа того же года на станции случилась очередная неприятность — отказали гидролизные установки «Электрон», снабжающие космонавтов кислородом. Это не раз случалось и раньше — именно после их отказа случился описанный выше пожар, когда космонавтам пришлось жечь кислородные шашки. Экипаж также хотел поступить и в этот раз, однако теперь шашка вообще не сработала. Чтобы не испытывать судьбу, на Земле приняли решение все же попытаться починить «Электрон». На этот раз повезло — проблема оказалась всего лишь в отсоединившимся контакте.

Уже через несколько дней, в сентябре, бортовой компьютер станции потерял ориентировку в пространстве. Для задачи ориентирования на станции установлены телескопы, постоянно следящие за Солнцем, Луной и звездами, сверяя их положение. Но на этот раз Солнце вдруг оказалось по какой-то причине утеряно приборами. Потеряли ориентировку и солнечные батареи, в результате чего станция осталась без главного источника энергии.

Потеря ориентации означала для станции также и потерю управления. На какое-то время «Мир» превратился в неуправляемую груду железа, несущуюся со скорость 7,7 км/с в состоянии свободного падения. Устранить неисправности удалось лишь спустя 24 часа.

Станция «Мир» в 1998 году.

В начале 1998 года на станции возникли проблемы с системой кондиционирования, в результате чего температура в обитаемой зоне повысилась до 32 градусов. После продолжительной борьбы с техникой, космонавтам удалось ее снизить, но лишь до 28 градусов. Члены экипажа сообщали на Землю, что из-за нехватки отдыха совершают в работе слишком много ошибок.

После этих событий в США всерьез заговорили о том, что нахождение астронавтов на российской станции может быть небезопасно. И до того не слишком исправно работающие системы «Мира» теперь уже одна за другой отказывали в регулярном режиме.

Одновременно с этим к своей реализации подошла программа Международной космической станции — в ноябре 1998 года Россия запустила первый модуль МКС под названием «Заря». Было очевидно, что «Мир» доживает свой век. В 1999 году последние покинувшие станцию космонавты перевели ее в автономный режим, а правительство прекратило финансирование орбитального комплекса.

Интерьер главного модуля МКС «Заря» гораздо более футуристичен, чем обстановка на стареньком «Мире».

Конечно же, предпринимались попытки и спасти «Мир». По некоторым данным, станцию предлагало выкупить правительство Ирана, но Роскосмос отчаянно искал частных инвесторов.

Среди потенциальных кандидатов называлось имя некоего валлийца Питера Люэлина, впоследствии оказавшегося шарлатаном, а также американского предпринимателя Уолта Андерссона. Последний создал фирму под названием MirCorp, но затея с треском провалилась из-за отсутствия заказчиков на эксплуатацию станции.

Логотип MirCorp.

В России был создан фонд спасения «Мира», на который принимались пожертвования. Однако все, что удалось собрать — это маленькие суммы, которые отправляли пенсионеры. Несмотря на возмущение многих российских граждан, «Мир» решено было затопить.

Станция была сведена с орбиты 23 марта 2001 года. Обломки «Мира» упали в Тихий океан, в специально отведенный район между Новой Зеландией и Чили. Это место площадью в несколько тысяч квадратных километров является своеобразным кладбищем советских и российских космических аппаратов — там, начиная с 1978 года, было затоплено более 85 орбитальных конструкций.

Так выглядели сгорающие в атмосфере обломки.

За падением «Мира» можно было пронаблюдать из окна самолета — частной компанией было организовано два специальных рейса, билеты на которые стоили до 10 тысяч долларов. Сразу после падения на eBay начали продавать осколки станции, которые впоследствии, конечно же, оказались подделкой. Сегодня вы можете прогуляться по макету станции «Мир», выставленному в музее космонавтики в Москве.

Станция «Мир»: последний мегапроект СССР

aloban75.livejournal.com

Про станцию Мир к годовщине вывода на орбиту

5-й модуль (геофизический, “Спектр”) был запущен 20 мая 1995 года. Аппаратура модуля позволяла вести экологический мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, медико-биологические исследования и др. Для вынесения экспериментальных образцов на наружную поверхность была запланирована установка копирующего манипулятора "Пеликан", работающего совместно со шлюзовой камерой. На поверхности модуля были установлены 4 поворотные солнечные батареи. "СПЕКТР", исследовательский модуль, представлял собой единый герметичный отсек большого объема с оборудованием. На его внешней поверхности размещались агрегаты ДУ, топливные баки, четыре панели батерей с автономной ориентацией на солнце, антенны и датчики. Изготовление модуля, начатое в 1987 году, было практически закончено (без установки аппаратуры, предназначенной для программ Министерства Обороны) к концу 1991 года. Однако, с марта 1992 года из-за начавшегося кризиса в экономике модуль оказался "законсервированным". Для окончания работ по "Спектру" в середине 1993 года ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и РКК "Энергия" имени С.П. Королева вышли с предложением о переоснащении модуля и обратились для этого к своим зарубежным партнерам. В результате переговоров с NASA быстро было принято решение об установке на модуль американского медицинского оборудования, используемого в программе "Мир-Шаттл", а также его дооснащении второй парой солнечных батарей. При этом, по условиям контракта доработка, подготовка и запуск "Спектра" должны были быть выполнены до первой стыковки "Мира" и "Шаттла" летом 1995 года. Жесткие сроки потребовали от специалистов ГКНПЦ имени М.В.Хруничева напряженной работы по коррекции конструкторской документации, изготовлению батарей и проставки для их размещения, проведению необходимых прочностных испытаний, монтажу аппаратуры США и повторению комплексных проверок модуля. Параллельно специалисты РКК "Энергия" готовили на Байконуре новое рабочее место в МИКе орбитального корабля "Буран" на площадке 254. 26 мая с первой попытки он был состыкован с "Миром", а затем, аналогично "предшественникам", переведен с осевого на боковой узел, освобожденный для него "Кристаллом". Модуль "Спектр" предназначался для проведения исследований природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, для проведения медико-биологических исследований по совместным российско-американским программам "Мир-Шаттл" и "Мир-НАСА", для оснащения станции дополнительными источниками электроэнергии. Дополнительно к перечисленным задачам модуль "Спектр" был использован в качестве грузового корабля снабжения и доставил на орбитальный комплекс "Мир" запасы топлива, расходуемые материалы и дополнительное оборудование. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля "Спектр" в составе станции "Мир" - ось -Y. 25 июня 1997 года в результате столкновения с грузовым кораблем "Прогресс М-34" модуль "Спектр" был разгерметизирован и, практически, "выключен" из работы комплекса. Беспилотный корабль "Прогресс" сбился с курса и врезался в модуль "Спектр". Станция потеряла герметичность, были частично разрушены солнечные батареи "Спектра". Команде удалось герметизировать "Спектр", закрыв ведущий в него люк до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. Внутренний объем модуля был изолирован от жилого отсека.

Краткие характеристики модуля Регистрационный номер 1995-024A / 23579 Дата и время старта (всемирное время) 03ч.33м.22с. 20.05.1995 Место старта Байконур, площадка 81Л Ракета-носитель Протон-К Масса корабля (кг) 17840

fishki.net


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики