Стелс бомбардировщик: «Технология «стелс» не сработает. Радар С-500 легко обнаружит B-2 Spirit»

«Технология «стелс» не сработает. Радар С-500 легко обнаружит B-2 Spirit»

Армия

Американский самолет-невидимка B-2 Spirit с начала эксплуатации в 1988 году прошел несколько модернизаций. Последняя из них, как утверждает издание The National Interest, сделала его «недосягаемым для российских систем ПВО». «Газета.Ru» разбиралась, в чем именно состояли улучшения.

Помимо того, что B-2 Spirit является первым современным серийным тяжелым самолетом «стелс» со схемой «летающее крыло», это и самый дорогой самолет за всю историю авиации.

«YPR-765 – слабая машина. США ее себе не взяли, но продавали другим»

Западные СМИ сообщили об использовании ВСУ на николаевском направлении американских БМП YPR-765PRI…

31 августа 10:58

При производстве, которое длилось с 1986 по 1999 год, одна единица (по данным из открытых источников) оценивалась примерно в $2,1 млрд. Всего был построен 21 такой самолет.

B-2 Spirit использует технологии малозаметности, корпус самолета покрыт радиопоглощающими материалами, реактивные струи двигателей экранируются, эффективная площадь рассеивания невелика.

Боевого применения В-2 в последние годы отмечено не было, но они несут постоянное дежурство и проводят патрулирование в разных регионах Тихого и Атлантического океанов. В 2019 году три американских бомбардировщика B-2 Spirit были переброшены на британскую военную авиабазу «Фейрфорд».

Нынешняя модернизация, по утверждению The National Interest, направлена на достижение «определенного прогресса в обновленном B-2 Spirit при помощи добавлении так называемой системы управления обороной». Это, как предполагается, позволяет В-2 обнаруживать ПВО противника и уклоняться от нее.

«Это особенно важно, поскольку новое поколение российских средств ПВО может отслеживать самолеты-невидимки», – отмечает американское издание.

Особенности действия защиты стратегического бомбардировщика от радиолокационных систем модернизированных зенитных ракетных комплексов С-400 и более современных С-500 Пентагоном не раскрываются. «Вероятно, они не являются общедоступными по соображениям безопасности. Единственное, что раскрывают военные – отражающая способность бомбардировщика увеличиться с 80% до практически 100%. Раньше таких показателей не было ни у одной машины», – отмечает The National Interest.

У российских экспертов эти утверждения вызывают скепсис.

«Модернизация американского стратегического бомбардировщика В-2 может заключаться в его новых вооружениях, но не в способности уклониться от российских средств ПВО, – рассказал «Газете.Ru» военный эксперт генерал-майор Владимир Попов. – Современная система ПВО построена таким образом, что обеспечивает многоэшелонированную противовоздушную оборону, по рубежам и глубине. Силы ПВО у нас расположены таким образом, что не позволяет ее преодолеть ни на предельно малых, ни на больших высотах. Даже если, допустим, пропустили на дальних подступах, то приближение к стратегическим объектам, крупным промышленным центрам уже не допустимо».

«Афганские военные летчики – отважные парни, но Киеву не помогут»

Военных летчиков ВВС Афганистана, бежавших в США, призывают пройти переподготовку по программе. ..

29 августа 18:38

Генерал напомнил, что система «стелс» в принципе не работает в случае с комплексами С-500, который сейчас поступают на вооружение ВС РФ.

«С-500 оснащен всевысотным радаром-обнаружителем «Енисей». Это полностью цифровой локатор, сигнал оцифровывается и отдается на обработку отдельному процессору. Его антенна – активная фазированная решетка. Время свертывания и развертывания не превышает 5 минут. Он рассчитан на непрерывную работу в течение почти неограниченного времени. Обнаруживает воздушные объекты на высотах более 100 км, на границе космического и воздушного пространства, на дальностях свыше 600 км. Но главное заключается в том что, «Енисей», как утверждают разработчики, способен преодолевать отражающие свойства «стелс». И не важно будет это отражение работать на 80% или на 100%. Технология «стелс» просто не сработает. Радар С-500 легко обнаружит B-2 Spirit», – добавил генерал.

С этой точкой зрения согласен военный аналитик и публицист Владислав Шурыгин.

«Это откровенный пиар американского авиапрома с раздуванием щек вокруг стратегического бомбардировщика В-2, – рассказал «Газете.Ru» Шурыгин. – Самолет неплохой, успевший побомбить Югославию, где в числе прочих целей разнес посольство КНР в Белграде, факт чего китайские товарищи до сих пор не забыли. Еще отметился ударами в Афганистане, где ПВО нет вообще. Потратили там сотни боеприпасов, но побед над реальным врагом нет».

Как мы тестировали бомбардировщик «Стелс»

Наш коллега получил редкую возможность отправиться в полет на бомбардировщике-невидимке B-2 и стать свидетелем учебной операции. Более того – его допустили к рычагам управления, и теперь он расскажет читателям о своем необычном опыте.

Джо Паппалардо

Несколько лет назад администрация США выделила более $6 млрд на разработку нового стратегического бомбардировщика. По оценкам экспертов, всего проект потребует не менее $120 млрд. Поскольку разработка всё ещё под завесой тайны, наша редакция попыталась представить себе, каким будет новый самолет.

Воздушное пространство над США исчерчено невидимыми траекториями — это магистрали с оговоренными точками входа и выхода, используемые военными самолетами для дозаправки в воздухе. Наша магистраль имеет номер 16 и ориентирована по линии «запад — восток». Мы летим на высоте около 8000 м над центральными районами штата Миссури. Рядом со мной в кабине бомбардировщика-невидимки B-2 сидит пилот, капитан Тимоти Салливан по кличке Шрам.

Мы вышли на маршрут, по которому летают самолеты-заправщики KC-135 Stratotanker. Впереди нас ждет полет в сцепке с одним из них на скорости 720 км/ч. За это время мы должны заполнить под завязку наши топливные баки. «Еще шесть минут, и танкеры будут уже в поле нашего зрения», — говорит Шрам. Я слышу его голос из динамиков в моем шлеме. Без переговорного устройства его голос потонул бы в реве двигателей нашего бомбардировщика, носящего имя Spirit of Georgia.

Чести полетать в кокпите бомбардировщика B-2 удостоилось примерно столько же людей, сколько успело побывать в космосе. За всю историю космонавтики за пределы нашей атмосферы вырвалось всего 530 человек. К моменту моего полета, который состоялся в конце 2012 года, лишь 543 человека поднялись в воздух в кокпите самолета-невидимки Spirit. Доживем до посадки, и я стану 544-м.

Кабина бомбардировщика-невидимки рассчитана на двух пилотов, сидящих бок о бок. Наверно, в 1980-е, когда самолет проектировали в компании Northrop Grumman, дизайн приборов индикации смотрелся как последний писк моды. В кабине имеется непритязательного вида туалет — это унитаз из нержавейки, установленный за спинкой правого сиденья прямо рядом с серверами секретной связи. Естественно, никакой перегородки здесь не предусмотрено. Там же, за сиденьями, умещается двухметровая горизонтальная плоскость, на которой можно устроиться подремать, хотя многие предпочитают просто растянуться на полу. Это бывает нелишним, ведь время полета В-2 зачастую измеряется двузначными числами. «Я способен задремать в любом месте и в любой позе, — говорит Шрам, — а вот в кабине В-2 почему-то мне не спится».

Заправка в воздухе

С расстояния в 15 км стратотанкеры, составляющие в длину целых 40 м, выглядят маленькими точками. Однако по мере приближения мы уже четко видим очертания самолета, принадлежащего 128-му авиакрылу топливозаправщиков Национальной гвардии США.

А дальше я наблюдаю хорошо отрепетированный танец в воздухе. Нуждающийся в дозаправке самолет пристраивается сзади и чуть ниже танкера. Из КС-135 выдвигается телескопическая заправочная стрела. На ее конце — штуцер, который должен точно попасть в крошечный лючок в обшивке бомбардировщика. Включается помпа, а оба самолета тем временем продолжают полет, точно согласовывая друг с другом свои движения.

Когда я выслушивал во время предполетного инструктажа рассказ об этих манипуляциях, все было понятно, логично и рационально, однако, как только мы вплотную подкрались к танкеру и его корма закрыла весь обзор через лобовое стекло, операция дозаправки показалась мне чистым безумием. Притереться на расстоянии в четыре метра к другому самолету и удерживать такое положение минуту за минутой — одна эта мысль сама по себе представлялась дикой. Мозг в черепной коробке холодел от ужаса.

Шрам пристраивается у хвоста авиатанкера, и я вижу каждое его движение, когда он корректирует позицию своего бомбардировщика. И это на расстоянии, когда до танкера буквально доплюнуть можно. Оператор, управляющий заправочной стрелой, следит за нами через небольшое окошечко в хвосте КС-135, и мы видим выражение его лица. К счастью, уменьшив расстояние между самолетами до предела, мы выходим из зоны турбулентности, то есть наш бомбардировщик попадает в стабильный пузырь разреженного воздуха, сформировавшийся за хвостом заправщика.

Заправочный люк самолета В-2 расположен в верхней части его фюзеляжа, так что Шрам и не видит, сколь далеко сейчас отстоит стрела заправщика от приемной горловины. Ему видны только световые сигналы, загорающиеся на фюзеляже заправщика, которые подсказывают ему, в каком направлении нужно сместиться. Еще одна подсказка — обрамление лобового стекла. Пилот давно уже знает, что должно вписываться в эту рамку, когда он выведет свой самолет в нужную позицию. И вот завершены все корректирующие маневры, на экране приборной панели загорается сигнал «стыковка», и по штанге в бомбардировщик полились тонны горючего.

На полных баках В-2 способен пролететь порядка 10 000 км, но если лететь от Миссури куда-нибудь на Ближний Восток и обратно, то в воздухе придется дозаправляться еще несколько раз. Я спросил пилота, что же они делают в случае сильной атмосферной турбулентности или при других погодных неприятностях. «А какие есть варианты? Заправляемся, — ответил Шрам, и в его голосе звучала не столько бравада, сколько смирение. — Ведь без топлива все равно никуда не долетишь».

Самолет-невидимка В-2 по праву считается самым технически совершенным из всех бомбардировщиков мира, однако и в нем многое стоило бы усовершенствовать. Я спросил у соседа по пилотской кабине, чего бы он желал от нового бомбардировщика, и услышал в своих наушниках: «Большего радиуса действия. Чтобы пореже заправляться».

Противостояние с равными

Война в Афганистане постепенно стихает, и Америка перераспределяет свои стратегические акценты. Вместо того чтобы готовиться к непосредственным боестолкновениям с плохо вооруженным противником, ведущим партизанские действия, в Пентагоне задумались о возможных противостояниях с сильными национальными государствами, располагающими вполне современным оружием. Среди военных экспертов такие потенциальные противники называются «равными» (peer) или «почти равными» (near-peer) по военной мощи. В 2011 году администрация Обамы заявила, что Пентагон теперь больше внимания будет уделять ситуации в Азии, которую необходимо считать «ключом ко всему тихоокеанскому региону». За этими словами вырисовывается стратегия, направленная конкретно против Китая — самого сильного в мире из «почти равных» противников.

Этот разворот в стратегическом мышлении вдохнул новую жизнь в программу разработки нового бомбардировщика-невидимки, которую еще в 2009 году закрыл тогдашний министр обороны Роберт Гейтс. Ударный бомбардировщик дальнего радиуса действия может взлетать далеко за пределами доступности для китайских крылатых и баллистических ракет, а его системы противорадарной маскировки позволят преодолеть барьер ПВО, который в этой стране поддерживается на весьма высоком уровне. (См. статью «Война невидимок», «ПМ» № 11’2012.) Кроме того, бомбардировщик может за считанные часы вернуться на базу, чтобы пополнить боезапас, чем выгодно отличается от подводной лодки или надводного корабля. Это преимущество может оказаться весьма важным в длительных военных кампаниях.

Пока что война между китайскими (а также некоторыми другими) разработчиками новых систем ПВО и американскими ВВС ведется только под крышами ангаров. На первый взгляд поверхность фюзеляжа и крыльев В-2 кажется просто черной. А вот старший сержант Джесси Филипс, молодой авиатехник, который никогда не занимался ничем, кроме обслуживания самолетов В-2 на базе Whiteman, способен разглядеть на этой черной шкуре сложный рисунок. В одних местах материал покрытия подобран так, чтобы поглощать волны от радиолокатора, в других отражение радиоволн направляется поперек фюзеляжа на его тыльную сторону.

Июнь 1946 года. Летчик-испытатель Макс Стэнли совершает полет на XB-35, дальнем предке нынешнего В-2. Впереди эту идею ждут еще десятилетия технической доводки, пока такой аппарат не станет достаточно устойчивым в полете, чтобы участвовать в боевых действиях. Ноябрь 1981 года. Компания Northrop Grumman выигрывает тендер на разработку бомбардировщика по схеме «летающее крыло». Февраль 1982 года. Начинаются полеты опытного аппарата Tacit Blue. Данные, полученные при этих испытаниях, будут использованы для проектирования обводов бомбардировщика В-2. Июль 1989 года. В небе над Калифорнией в первый раз пролетает В-2.
Апрель 1997 года. Официальные лица ВВС заявляют, что теперь В-2 способен сбрасывать и неядерные бомбы. Март 1999 года. Два бомбардировщика Spirit наносят удар по Югославии. При этом используются бомбы спутникового наведения. Это первое использование В-2 в реальных боевых действиях. Октябрь 2001 года. Cамолеты В-2 бомбят Афганистан в ответ на теракты 11 сентября 2001 г. Март 2003 года. Самолеты В-2 открывают военную кампанию Shock and Awe («Шок и трепет») в Ираке. 900-кг бомбы попадают в заданные цели, однако Саддама Хусейна убить не удалось. Февраль 2008 года. На Гуаме из-за отказа датчиков воздушной скорости B-2 терпит крушение. Жертв нет. Как сказал авиамеханик Томас Андерсон, «для нас эта новость прозвучала, как сообщение об убийстве Кеннеди». Март 2011 года. Три В-2, прилетев из штата Миссури, за один вечер уничтожают прямо на земле все ВВС Ливии. Февраль 2012. года Администрация Обамы при формировании бюджета на 2013 г. запрашивает $6,3 млрд под разработку нового бомбардировщика, обещая его выпуск к 2025 г. Январь 2013 года. Пентагон подтверждает, что самолет-невидимка В-2 способен нести боеприпас GBU-57. Это 14-тонная бомба, взрывающаяся только после того, как прошьет десятки метров бетонной защиты.

В целом задача такой облицовки состоит в том, чтобы никакие из посланных волн не вернулись на приборы противника. «Мы постоянно взаимодействуем с инженерами военно-воздушной базы Тинкер (там расположен главный центр воздушной логистики штата Оклахома), получая от них обновленные методики и коррективы в технические данные, — говорит Филипс. — Нам нужно всегда держаться на шаг впереди в гонках с противником, поскольку на той стороне они все время пробуют на зубок наши средства маскировки». И чем дольше В-2 останется на вооружении, тем сложнее будет таким, как Филипс, держаться на шаг впереди потенциального противника.

Идея разработать новый бомбардировщик в расчете на противостояние с равносильным противником едва не захлебывается в потоках критики — особенно со стороны борцов за разоружение. Уильям Хартунг, руководитель темы «Вооружения и безопасность» в Центре международной политики, в своем февральском выступлении выразил мнение всех этих оппонентов, призвав «закрыть или сократить финансирование таких проектов, как, к примеру, разработка нового бомбардировщика с ядерными ракетами. .. поскольку такая техника актуальна только в условиях холодной войны».

Опасность неожиданного массированного удара ядерными ракетами сейчас практически свелась к нулю, так что бомбардировщик, предназначенный для доставки атомных бомб, вряд ли может рассматриваться как приоритетное направление. С другой стороны, наличие ядерных зарядов, всегда поддерживаемых в полной боевой готовности, может оказаться фактором, препятствующим перерастанию традиционной войны в ядерный конфликт. Таково мнение Эли Якобса, координатора одной из программ в Центре стратегических и международных исследований (CSIS). «Проигрывающая сторона, стремясь положить конец военному конфликту, может дерзнуть и нанести ограниченные ядерные удары», — писал он на сайте CSIS. Имея наготове средства ядерного сдерживания, легче, по его мнению, будет не доводить ситуацию до такого катастрофического развития.

Впрочем, главным предназначением нового американского бомбардировщика станет не сбрасывание ядерных бомб, а использование оружия других типов. ВВС США уточнили эти приоритеты еще в прошлом году, когда авиационное руководство официально заявило — новый самолет первым делом будет предназначен для доставки неядерных боеприпасов. Правда, это противоречит позициям самого Пентагона, который изначально подготовил В-2 для оснащения ядерным оружием еще за несколько лет до того, как этот самолет был оборудован под традиционные виды вооружения.

Бригадный генерал Томас Бассьер, командующий 509-м бомбардировочным авиакрылом, которое базируется на базе Whiteman, знает, что двадцать его самолетов представляют собой весьма эффективный инструмент, позволяющий оказывать влияние (то есть просто нагонять страх) на различные преступные режимы. «Осмелюсь заявить, что много кому наши В-2 не дают спать по ночам», — говорит он.

Режим вторжения

Пилоты В-2 давно уже не пользуются в своей работе традиционными прицелами для бомбометания и не жмут на гашетки. В их распоряжении кнопочки и клавиатура. Самолет сам вычислит правильный момент для сброса бомбы, учитывая при этом текущую скорость. Он автоматически откроет бомболюк и выпустит боеприпас — либо из бомбового стеллажа, либо из ротационного пускового устройства. Из официальных сообщений известно, что В-2 способен сбросить 80 неуправляемых бомб, причем так, что каждая из них ляжет не далее 150 м от заданной цели, кроме того, он может нести до 16 боеприпасов типа Joint Direct Attack Munition (JDAM) — 900-килограммовых свободнопадающих бомб, которые превращены в самонаводящиеся. Для этого достаточно было снабдить их управляемыми стабилизаторами, корректирующими курс падающего снаряда. При выпуске бомб типа JDAM взрываются пироболты. «Прямо в кабине можно спиной почувствовать, как самолет выстреливает свой боезапас», — говорит Шрам.

Возможности самолета В-2 были ярко продемонстрированы, когда в марте 2011 года он участвовал в ночном налете на Ливию. «Мы поразили 45 из 48 запланированных целей, использовав для этого высокоточное оружие, — рассказал нам генерал-лейтенант Джеймс Ковальски, начальник «глобального» ударного командования ВВС. — Все эти цели представляли собой хорошо защищенные укрытия для самолетов. Вот тут-то Каддафи и понял, что его укрытия были не так уж и хорошо защищены, да и вообще по большому счету это были вовсе и не укрытия».

На панели В-2 есть кнопочка — чуть побольше, чем клавиша ноутбука. На ней написано PEN, что означает «penetration», то есть «вторжение». Когда пилот нажимает на эту кнопку, самолет готовится к вторжению в защищенное воздушное пространство. При этом втягиваются телескопические антенны, строго ограничиваются сигналы, используемые для связи, выключаются все прочие источники, которые могли бы обнаружить присутствие в воздухе бомбардировщика-невидимки.

Самолет-невидимка — это не просто оптимизированные обводы фюзеляжа и покрытие, поглощающее радарные лучи. Это еще и специфическая стратегия. Вот пример. Самолет В-2 легче заметить на экране радара, когда он ориентирован боком к станции наблюдения, но его намного труднее обнаружить, когда он летит прямо на радар. Поэтому пилоты В-2 планируют свои атаки таким образом, чтобы учитывать эту специфику, и траектория их полета представляет собой ломаную линию. Шрам называет этот прием «пиковым управлением».

Мораль такова: нет пока еще таких самолетов, которые были бы абсолютно невидимы на экранах радаров, так что чем меньше времени самолет проведет в защищаемом пространстве, тем лучше. С другой стороны, В-2 не очень-то способен совершать резкие рывки, круто набирая скорость. У бомбардировщиков следующего поколения будут двигатели, работающие в двух режимах — в экономичном и в позволяющем резкие ускорения. (См. раздел «Двигатель будущего: взгляд изнутри».)

Прямо здесь, в полете Шрам показывает мне, как В-2 может получать изображения лежащих под ним ландшафтов, используя для этого отраженный от земли радарный импульс. Когда я сказал, что благодаря таким способностям этот бомбардировщик, по сути, становится самолетом-разведчиком, пилот посмотрел на меня не слишком-то дружелюбно. Кажется, я попал ему в больное место.

Как рассуждают пентагоновские стратеги, бомбардировщик, способный обмануть вражеские радары, может и просто барражировать во вражеском воздушном пространстве, собирая видеоизображения, перехватывая сообщения противника и выполняя функции радиорелейной станции для действующих под ним войск. Правда, эта идея изначально пришлась не по душе персоналу базы Whiteman. Когда я спросил пилота, что он думает об использовании будущего бомбардировщика в качестве самолета-разведчика, он ответил мне вежливо-скептической шпилькой, адресованной теоретикам из командования ВВС: «Что, они хотят из нас сделать затычку во все бочки? Чтобы мы хватались за все, но все делали посредственно?»

Вопрос серьезный, и до сих пор Пентагон не смог на него ответить. «Эти темы пока еще засекречены, — говорит Ковальски, — а многое здесь, говоря откровенно, просто не додумано до конца».

Spirit 544 в моих руках

Вдруг, ни с того ни с сего Шрам задает мне по внутренней связи вопрос: «Хочешь порулить?» Я не сразу дал согласие. С нами в паре летит еще один В-2, рассекая облака километрах в шести перед нами, он выглядит, как летающая тарелка. Допустим, ситуация обернется самым неблагоприятным образом, и я поставлю под угрозу десять процентов всех ударных американских авиационных сил дальнего радиуса действия и таким образом хоть немного, но все-таки нарушу хрупкий баланс вооружений.

Сидящий рядом Шрам не выразил никаких сомнений. Пилот его уровня абсолютно уверен в своей способности исправить любую ситуацию, в которую я мог бы завести его самолет. Тем более на такой высоте. Кроме того, Шрам имеет диплом инструктора, то есть он — один из немногих пилотов ВВС, обученных управлять самолетом В-2 в одиночку, без всякой посторонней помощи.

«Итак, самолет в твоих руках», — говорит он и переключает управление. Левую, неожиданно вспотевшую руку я кладу на рукоятку газа, а правую — на джойстик управления. «Переведи нашу красавицу на другую сторону», — говорит Шрам, имея в виду, что Spirit of Georgia должен пересечь траекторию ведущего и пристроиться за ним с левой стороны.

Я робко сдвигаю влево джойстик и вижу, как наклоняется горизонт. «Смелее, — говорит пилот, — не бойся, не сломаешь». Я жму более решительно, и бомбардировщик как бы сам по себе берет влево. Все маневры, совершаемые самолетом, который строили для долгой службы и далеких перелетов, происходят неспешно и плавно. Spirit of Georgia послушно отзывается на волю пилота, максимальная скорость составляет почти 1000 км/ч, но, когда держишь поводья в руках, он совсем не кажется резвой кобылкой.

Мы плавно меняем положение за хвостом ведущего В-2. Поворот завершен, я выравниваю курс, так что Spirit возвращается к горизонтальному полету, и прибавляю скорость, чтобы нагнать ведущего. В моей крови кипит адреналин. И в этот стремительный миг я чувствую — действительно, махина мне подчиняется.

Каким он будет: эксперты о перспективном бомбардировщике

Избегать уникальных деталей Механики с военно-воздушной базы Whiteman жалуются на то, что куда-то подевались поставщики запчастей к самолету: многих из этих фирм уже нет. «Систему следует конструировать с учетом требований к ее максимальной долговечности, — говорит один из снабженцев авиабазы, — для В-2 эта проблема стала настоящим проклятьем».

Сбрасывать топливные баки? Закрепленные под крыльями одноразовые топливные баки — сомнительное решение, ведь они будут отлично видны на экранах радаров. Тем не менее бывший глава департамента ВВС США Майкл Уинн предложил вернуться к этой идее, поскольку все-таки большая часть полета пролегает обычно над дружественными территориями. Когда баки опорожнятся, самолет сбросит ненужный балласт, и у него восстановятся все маскировочные функции.

Не только бомбы На борту у самолета следующего поколения будет установлено новейшее, весьма экзотическое оружие, например кибернетическое. «Летающая платформа, невидимкой вторгающаяся во вражеское воздушное пространство, начиненная самой передовой авионикой, — в случае ведения кибернетической войны это просто фантастическая боевая машина», — говорит аэрокосмический аналитик Ричард Абулафия (Teal Group).

Двигатель будущего: взгляд изнутри

Гибкий режим работы Основные производители двигателей, такие как Pratt & Whitney и GE Aviation, сейчас заняты разработкой двигателей, способных менять режимы работы. «Двигатель должен подстраиваться под меняющиеся требования прямо в полете», — говорит Джимми Рид, отвечающий за перспективные программы в компании P&W. Если самолету надо резко ускориться, потоки воздуха от вентилятора (на схеме они обозначены зеленым цветом) направляются в обход компрессоров и турбин. Этот режим даст повышенную тягу, но эффективен он лишь на высоких скоростях.

Турбинные лопатки В компании GE разработаны композиты с керамической матрицей для использования в самых горячих зонах двигателя. Это относится к заслонкам и лопаткам в турбинах высокого и низкого давления. Чем более высокие температуры выдерживает двигатель (особо горячие потоки помечены оранжевым), тем большую тягу он выдает.

Цифровое управление Небольшое изменение вектора тяги дает блестящие результаты. Поворачивая реактивную струю на несколько градусов, мы обеспечиваем более крутые повороты и вообще улучшаем поведение самолета в воздухе. Сейчас все авиапроизводители, поставляющие свою продукцию в ВВС, связывают двигатель с бортовым компьютером самолета. Получив команду пилота на маневр, он автоматически поворачивает сопло.

Больше воздуха В современных турбореактивных двигателях формируется два воздушных потока — по внутреннему и внешнему контурам. В одной из программ ВВС рассматривается конструкция с дополнительным третьим воздушным потоком (помечен голубым). Если поток от вентилятора направляется не по «зеленому», а по «голубому» направлению, двигатель теряет в мощности, но выигрывает в малошумности и экономичности. Холодный воздух третьего контура может добавляться в реактивную струю, охлаждая ее и уменьшая ее видимость для датчиков теплового наведения.

ошеломляющих демонстраций «невидимой силы»! Восемь американских бомбардировщиков B-2 Spirit совершают прогулку на слонах и демонстрируют свою мощь!

Восемь бомбардировщиков-невидимок B-2 Spirit ВВС США недавно совершили прогулку на слоне и последующий полет над авиабазой Уайтмен, штат Миссури, во время учения Spirit Vigilance 22.

В заявлении 509-го бомбардировочного крыла по связям с общественностью говорится, что единственная действующая база B-2 находится в Уайтмене, где находится 509Участвовали 1-й и 131-й бомбардировочные авиаполки, 7 ноября завершились учения Spirit Vigilance. 

В настоящее время ВВС США эксплуатируют только 20 B-2; таким образом, восемь самолетов, участвовавших в прогулке на слоне и последующем взлете, составляют 40% всех B-2, находящихся в настоящее время на вооружении.

База ВВС Уайтмен опубликовала на своей странице в Facebook короткое видео, на котором бомбардировщики B-2 совершают прогулку на слоне.

Основная цель прогулок на слонах — показать, что база и ее составные части готовы и могут быстро запустить большое количество самолетов в кризисной ситуации.

Несмотря на то, что в последнее время американские военные проводят больше таких учений, бомбардировщики гораздо реже принимают в них участие. Бомбардировочные подразделения Глобального ударного командования ВВС часто проводят учения и учения по обеспечению готовности, одним из которых является учение Spirit Vigilance.

Серия учений «Бдительность» представляет собой набор плановых многолетних учений, предназначенных для постоянной оценки и улучшения возможностей американского сдерживания. Это также означало повысить летальность и готовность летчиков, которые помогают и выполняют миссию бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit.

«Здесь мы демонстрируем способность быстро создавать и развертывать [B-2] с более тщательным контролем и временными ограничениями, чем при обычных повседневных полетах», — сказал капитан Ричард Коллиер, директор 509-й эскадрильи технического обслуживания самолетов. операций упражнения «Духовая бдительность». «Здесь мы демонстрируем нашим близким противникам, а также самим себе, насколько хорошо мы можем работать».

Тем не менее, учения также служат напоминанием о том, что бомбардировщик B-2 Spirit является мощным звеном ядерной триады США. По данным ВВС США, B-2 является наиболее стратегическим самолетом и единственным с малозаметностью, грузоподъемностью и возможностью атаки на большие расстояния. 900:05 Бомбардировщики-невидимки B-2, приписанные к базе ВВС Уайтмен, выруливают и взлетают во время учений Spirit Vigilance на базе ВВС Уайтмен 7 ноября 2022 г. Фото

ВВС США. более важным, поскольку Стратегия национальной обороны меняется и подчеркивает конкуренцию между крупными державами между Соединенными Штатами и их близкими соперниками.

Это означает, что B-2 предназначен для отправки сообщения потенциальным врагам, в том числе Китаю, который недавно осуществил собственную прогулку бомбардировщика на слоне. Основным дальним бомбардировщиком Китая является H-6, производная от советского Ту-16 «Бэджер» отечественного производства.

HD-видео с геолокацией 🇨🇳 PLAAF H-6K(G) на авиабазе Лейян (26.586451, 112.892227). 8 H-6K (G) участвуют в прогулке на слонах, в ходе которой POV показывает другие бомбардировщики на перроне без укрытий.

H-6K принадлежат 8-й бомбардировочной дивизии / 24-му авиаполку. https://t.co/N0XUSSTnc2 pic.twitter.com/nWM0IR9vUj

— Evergreen Intel (@vcdgf555) 26 ноября 2022 г.

B-2 полностью контрастирует с восемью H-6K, используемыми в прогулке на слоне. H-6K — одна из новейших и наиболее совершенных версий ракетоносца H-6.

При этом Пекин разрабатывает H-20, преемника H-6, который, как ожидается, будет иметь больше общего с B-2 с точки зрения конструкции. С другой стороны, США также разрабатывают преемника B-21 Raider, который, как ожидается, будет представлен в ближайшее время.

Однако потребуются годы, чтобы официально ввести B-21 в парк бомбардировщиков ВВС США.

Между тем, на фоне эскалации напряженности на Корейском полуострове появились сообщения о том, что недавняя впечатляющая демонстрация B-2 должна была послать особое сообщение Северной Корее.

Фото

ВВС США Ранее США отправили четыре бомбардировщика B-2 с базы ВВС Уайтман, 509-й бомбардировочный авиаполк штата Миссури, в Австралию для оказания помощи оперативной группе бомбардировщиков Тихоокеанских ВВС. В то время как вторая группа B-2 прибыла 12 июля, первые два приземлились в Эмберли 10 июля. Боеспособные B-2 в Индо-Тихоокеанском регионе посылают сильный сигнал своим противникам.

Более того, это сообщение пришло как нельзя кстати, когда напряженность в Индо-Тихоокеанском регионе достигла рекордно высокого уровня из-за растущих военных учений Китая в водах вокруг Тайваня и увеличения числа ракетных испытаний Северной Кореи.

  • Свяжитесь с автором на ashishmichel(at)gmail.com
  • Следите за EurAsian Times в новостях Google

Стало известно: публика наконец-то увидит бомбардировщик-невидимку B-21 на этой неделе

Том Джонс провел значительную часть своей карьеры, не имея возможности рассказать своей семье, чем он занимается на работе. Он вспоминает, как сидел за обеденным столом однажды вечером 30 с лишним лет назад, не имея возможности поделиться со своей супругой тем, что всего несколько часов назад он был прочитан в секретном военном проекте. По словам Джонса, за прошедшие годы он привык к тому, что не может предоставить подробную информацию о том, что он делает каждый день.

«Я не мог говорить о том, чем я занимаюсь на работе, на протяжении большей части своей карьеры, я думаю, я даже не думаю об этом так много», — сказал он во время интервью на прошлой неделе.

В настоящее время Джонс является президентом Northrop Grumman Aeronautics System и курирует один из самых важных, ожидаемых и секретных военных проектов США: бомбардировщик-невидимку B-21 Raider. В пятницу в ангаре в калифорнийской пустыне он и еще 8000 человек, разбросанных по 40 штатам, которые тайно строят новый бомбардировщик-невидимку ВВС, наконец-то смогут показать своей семье и друзьям, над чем они работали в прошлом. семь лет.

«Я думаю, что это первое представление о том, что станет большим потенциалом для нашей страны», — сказал Джонс.

B-21 отличается от других секретных военных программ тем, что его существование открыто признается. На протяжении многих лет высшие должностные лица ВВС США давали крохи информации о самолете. Но, если не считать некоторых доброкачественных концептуальных изображений, о нем известно относительно немного.

И хотя первый самолет будет показан публике в пятницу, ожидать большего количества подробностей не приходится. ВВС держат большую часть усилий в секрете, чтобы Китай, Россия и другие страны не смогли скопировать конструкцию B-21 или придумать способы его сбить. Самолет был разработан с использованием технологии малозаметности нового поколения для уклонения от обнаружения радаров. Со временем он сможет нести ядерные или обычные бомбы и летать с пилотами или без них.

Но помимо этого, это по большей части загадка. Руководители Northrop заявили, что секретный статус проекта не позволяет им описать сборочную линию B-21 в Палмдейле, штат Калифорния, где будет происходить развертывание.

Ожидается, что самолет, который будет представлен в пятницу, впервые полетит в следующем году, а еще пять самолетов находятся на различных стадиях сборки. Руководители ВВС говорят, что служба планирует закупить не менее 100 бомбардировщиков. Бюджетный запрос Пентагона на 2023 год показывает, что ВВС планируют потратить 19 долларов.0,1 миллиарда на самолеты B-21 в период с 2023 по 2027 финансовый год, но ВВС не раскрыли, сколько самолетов будет куплено на эти деньги.

Руководители Northrop охарактеризовали бомбардировщик как первый самолет шестого поколения вооруженных сил США, превосходящий технологии своего новейшего боевого истребителя F-35, центральный фюзеляж которого компания строит.

«B-21 действительно делает следующий шаг, поскольку вы имеете дело с более крупными самолетами, лучшими сигнатурами и допусками, необходимыми для всего этого», — сказал Джонс.

Компания использовала цифровую инженерию и передовое производство для создания самолета, что позволило ему двигаться намного быстрее, чем исторические проекты военных разработок, сказал он.


Не пропустите:

Цифровая инженерия позволила Northrop построить первый B-21 «максимально приближенным к серийному», в отличие от традиционных проектов разработки самолетов, когда компании изготавливали X-самолеты на заказ. которые прошли летные испытания, а затем были сильно модифицированы перед запуском в производство.

«Благодаря возможности сжечь намного больше рисков с помощью цифровых технологий, мы можем сделать этот шаг, который сокращает годы общей программы разработки и действительно устраняет много рисков», — сказал Джонс. «Надеюсь, мы сможем приступить к работе и запустить производство гораздо эффективнее и результативнее».

Джонс вспоминал, что когда он был молодым инженером, опытные инженеры все еще использовали чертежные машины для проектирования систем, в то время как их более молодые современники использовали программное обеспечение для автоматизированного проектирования.

«Наблюдать за этой эволюцией и видеть преимущества, связанные с уменьшением рисков и повышением эффективности, было действительно захватывающе», — сказал он. «Для инженера-ботаника эта разработка и использование, если хотите, цифровых технологий — это здорово».

Цифровая технология также позволяет ВВС сотрудничать на всех этапах разработки самолета.

«Мы пытаемся использовать B-21 в качестве модели того, как мы хотим продвигаться вперед с другими программами, которые в настоящее время находятся на стадии разработки», — сказал Джонс.

Хотя он не упомянул названия какой-либо программы, одной из таких программ является истребитель нового поколения ВВС под названием Next Generation Air Dominance.

«Я надеюсь, что по мере того, как мы продвигаемся вперед, будущие приобретения самолетов будут опираться на гораздо более точные цифровые модели и акцентировать внимание на производственных методах, потому что я думаю, что в целом это, вероятно, будет лучшей практикой приобретения. в долгосрочной перспективе», — сказал Джонс.

Некоторые сотрудники работали над созданием нового бомбардировщика более десяти лет. Небольшое количество сотрудников Northrop также работало над B-2, последним бомбардировщиком-невидимкой, разработанным компанией более трех десятилетий назад.

И производственная линия B-21 ни разу не останавливалась на протяжении всей пандемии.

«У них не было возможности работать дома, то ли из-за классификации, то ли они работали на заводе — приходили каждый день, не могли сказать своим семьям, зачем приходили, просто у них войти, когда большая часть остального мира могла работать дома», — сказал Джонс. «Проходя через всю эту суматоху, я до сих пор успешно собираю этот самолет.