Подземные города мира. Подземный город под Москвой. В москве город под землей


Подземные города мира. Подземный город под Москвой :: SYL.ru

Париж и Неаполь, Рим и Харьков, Москва и Одесса... Что объединяет все эти города? Наличие разветвленной системы подземных ходов и тоннелей под ними, построенных в разное время и с разными целями. В этой статье вы найдете самые интересные факты о подземных городах мира. Многие даже не подозревают, что некоторые из них связаны с территорией России.

Подземные города мира: история и современность

Невероятно, но в пределах бывшего СССР насчитывается свыше двух тысяч искусственных объектов, сооруженных под землей в разные времена и эпохи. Самые древние подземные города историки относят к 14 тысячелетию до н. э. Это так называемая "Каменная Могила", которая расположена близ села Терпенье в Украине.

На сегодняшний день подземные города и различные объекты катакомбного типа обнаружены в разных уголках земного шара: во Франции, в Италии и Испании, на Мальте, в Турции, Германии, России, Чехии, на Украине... Данный список можно продолжать очень и очень долго.

Подземные города Парижа - это целая сеть тоннелей и галерей, общая длина которых составляет почти 300 километров! И что самое удивительное - первые подземные ходы были построены здесь еще до Рождества Христового.

Под Римом находятся подземные города, возраст которых - солиднее, чем у парижских. На сегодня известно о сорока катакомбах, выдолбленных когда-то в туфах - пористой породе Апеннинского полуострова. Общая их протяженность, по некоторым данным, может достигать 500 километров.

Широко известны также и Неаполитанские катакомбы (всего их около 400). Исследователи обнаружили под этим городом не только сеть тоннелей, но и остатки водопровода, акведуки и помещения для хранения продуктов.

Сразу несколько подземных городов находится в районе Каппадокия, что в Турции. Совсем недавно там был найден подземный город, в котором могли одновременно проживать около 20 тысяч человек! Археологи нашли в нем не только остатки жилых помещений, но даже следы церквей и винодельческих фабрик.

Известны также и подземные города России. Некоторые из них окружены множеством тайн и загадок. В первую очередь, речь идет о подземном городе Ямантау, а также о подземельях в Раменках (Москва).

"Города под землей": зачем их строили?

Главная тайна подземных городов (большинства из них) заключается в том, зачем их создавали. Можно выделить несколько основных причин.

  1. Жилые сооружения под землей строились для того, чтобы в них можно было укрыться от вражеских атак извне.
  2. Люди "зарывались" под землю и в промышленных целях, в частности, чтобы извлекать из неё ценные горные породы. Так, в Париже в XI веке была создана крупная сеть катакомб для добычи известняка. А вот в Кишиневе в XIX веке многокилометровые подземелья были созданы для других целей - чтобы хранить в них вино.
  3. Подземелья издревле использовались людьми как место для захоронений. В частности, под Римом нынче покоятся останки около 800 тысяч человек, под Парижем - почти 6 миллионов.
  4. Подземные тоннели создавались людьми и в религиозных целях, для молитв и уединения. В качестве примера можно привести искусственные пещеры, выдолбленные монахами в Киеве и Чернигове.

Подземные города создаются и в наше время, но уже для выполнения иных функций. Урбанисты утверждают, что любой город сначала растет вширь, затем - ввысь, а еще позже - уходит под землю. Во многих крупнейших мегаполисах современности подземелья активно используются: там размещаются парковки, огромные торговые комплексы, кафе и рестораны, даже офисы крупных компаний.

Деринкую - подземный город в Каппадокии

Каппадокия - уникальная в историческом плане местность Турции, в которой сохранился целый комплекс подземных городов и монастырей. Крупнейший из них - древний город Деринкую. Сегодня он полностью благоустроен для посещений туристами.

Подземный город Деринкую начали строить еще во втором тысячелетии до нашей эры. В его тоннелях и залах прятались люди во время набегов агрессивных кочевников. Город состоит из восьми ярусов, уходящих в глубину на 60 метров.

Уникальный памятник истории и подземной архитектуры был открыт учеными лишь в 60-х годах ХХ века. На сегодняшний день изучено лишь 15 % площади всего города. Однако ученые уже рассчитали, что в нем могли укрыться одновременно до 20 тысяч человек!

Деринкую - это сложная и запутанная система из залов, помещений и переходов, как горизонтальных, так и вертикальных. Судя по всему, подземный город строился с таким расчетом, чтобы потенциальный враг, попадая в него, смог запросто там заблудиться.

Тоннели Деринкую выдолблены в очень мягкой и податливой породе - вулканическом туфе. Вместе с тем эта порода быстро твердеет при контакте с воздухом, что делает её идеальным материалом для создания подземных сооружений. Исследователи уже установили, что в Деринкую было всё необходимое для продолжительной жизни большого количества людей - жилые комнаты, конюшни, помещения для скота, погреба, пекарни, колодцы и даже свои подземные церкви.

Даманхур - восьмое чудо Света

Даманхур - это не только уникальный подземный город в Италии, но еще и всемирно известное научно-экологическое сообщество. Недавно стиль жизни этого сообщества был оценен ООН как модель устойчивого развития будущего.

Свое название община позаимствовала у древнеегипетского города Даманхур, что в переводе означает: "обитель Гора". Именно в этом городе готовили целые поколения жрецов Древнего Египта.

Сегодня Даманхур - это целый подземный комплекс, высеченный в отвесной скале на севере Италии. Подземный город состоит из пяти уровней и нескольких храмов высотой более 30 метров. Но поражает не только архитектура этого места, но и его обитатели. Это люди с интереснейшими учениями, сочетающими в себе древние знания с новейшими разработками в области психологии и медицины. Обитатели Даманхура известны тем, что проводят специфические обряды омоложения, а также исцеления от различных недугов, чем привлекают немалое количество туристов со всего мира. Разные туроператоры организовывают поездки в Даманхур с целью познакомить всех желающих с обитателями необычного города, а также с их философией и научной деятельностью.

Катакомбы Неаполя

Одной из главных достопримечательностей итальянского города Неаполь являются его катакомбы.

Сегодня под этим городом сохранилось несколько систем древних катакомб. Все они облагораживаются и качественно реставрируются. Попасть в Неаполитанские катакомбы можно исключительно с проводником. Входной билет стоит не очень дорого - всего 8 евро. Экскурсия по катакомбам длится около одного часа.

Самой интересной в Неаполе является система катакомб Сан-Дженнарро, которую начали создавать еще во втором веке. А спустя два столетия именно здесь был похоронен мученик Януарий. Назначение у этих катакомб было одно - погребальное. Подземные тоннели строили до V века, в результате катакомбы Сан-Дженнарро имеют два горизонтальных уровня - верхний и нижний.

На нижнем уровне катакомб своды подземных ходов украшены потрясающими росписями. На них еще можно рассмотреть изображения Давида и Голиафа, богини Виктории, а также Адама и Евы. Нижний ярус включает в себя три галереи, самой интересной из которых является центральная. Здесь туристы могут увидеть мозаики с изображением виноградной лозы и павлинов - символа бессмертия. Большинство этих старинных мозаик сегодня реставрируется.

Одесские катакомбы

Одесса - это не только море и юмор. Под Южной Пальмирой находится уникальная по своим масштабам система катакомб, созданная на рубеже XIX и XX веков. Она включает в себя десятки каменоломен и горных выработок, которые соединены между собой сложным и запутанным лабиринтом ходов. Их общая длина составляет 2500 километров. Для сравнения: аналогичная система подземных тоннелей под Парижем имеет длину всего лишь 500 км.

Одесские катакомбы - это настоящий памятник истории и геологии. Удивительно, что он до сих пор не имеет соответствующего юридического статуса.

Подземные пустоты и лабиринты появились под Одессой в результате добычи ракушечника - материала, который в свое время активно использовался для строительства города и его зданий. Система искусственно созданных катакомб дополнительно усложнена карстовыми полостями естественного происхождения.

Первые каменоломни здесь появились еще в середине XIX века. В них добывали так называемый понтийский известняк для удовлетворения потребностей молодого города в строительстве. К началу ХХ столетия подземная выработка уже велась настолько интенсивно, что в городе стали нередки случаи провалов, проседаний и даже обрушений целых зданий.

В годы Второй мировой войны Одесские катакомбы стали надежным убежищем для советских партизанских отрядов. В частности, жизнь и борьба партизан в катакомбах Одессы против гитлеровских захватчиков прекрасно описаны в романе В. Катаева "Волны Черного моря".

Минск и его "подземный город"

Прекрасным примером подземного сооружения современного образца является подземный город в Минске (Беларусь). Это - торговый центр с соответствующим названием "Подземный Город". Он расположился действительно под землей, прямо под универмагом "Беларусь", построенном в советское время. Попасть в него можно со станции метро "Партизанская".

Уникальный торговый центр был построен уже после распада СССР. Он состоит из одного подземного зала огромных размеров. В нем расположено не менее двух сотен магазинов, расположенных в несколько рядов. Здесь можно купить всё, что угодно: от косметики и сувениров до дорогих ювелирных украшений.

Что же касается исторических подземных ходов старого Минска, то они, вероятнее всего, не сохранились. Правда, существует легенда, что есть старый подземный ход под площадью Свободы, связывающий Иезуитский костел с монастырем бернардинцев. Интерес для сталкеров и диггеров также составляют коллекторы подземных речек и ручьев Минска, которые тянутся под городом на несколько километров.

Тайны московского микрорайона Раменки

Существует ли подземный город под Москвой? Этот вопрос задают себе многие.

О том, что в столице России есть огромный подземный город в Раменках, прямо под жилым микрорайоном, слышал, наверное, каждый москвич. Предполагают, что в нем смогут спрятаться в случае ядерной войны до 15 тысяч человек. Засекреченный подземный город примерно расположен под участком от МГУ до улицы Удальцова. К слову, в пользу гипотезы существования этого города говорит тот факт, что эта местность долгое время не застраивалась.

Если верить определенным источникам, подземный город в Раменках начал создаваться еще в 60-х годах прошлого столетия. Строительство в полной тайне продолжалось вплоть до 1979 года.

Подземный город создавали полностью пригодным для жизни на случай ядерной атаки. Предположительно, подземным тоннелем с ним напрямую связан комплекс МГУ, назначением которого должна была быть моментальная доставка "лучших умов" страны в безопасное место на случай военной угрозы.

Секретная вторая столица России

В последнее время все чаще говорят о секретном объекте под названием Ямантау. Подземный город для президента России Владимира Путина якобы находится в горе близ городка Межгорье, что в Башкортостане.

Известно, что в этом районе ведутся активные строительные работы. Но вот что именно там строят - непонятно. Некоторые утверждают, что в горе Ямантау создается "запасная" столица России - подземный город, рассчитанный на 300 тысяч жителей.

В России довольно много так называемых "закрытых" городов. Однако в Межгорье нет ни военной базы, ни научно-исследовательского института, ни какого-либо другого секретного учреждения. А вот градообразующим предприятием маленького городка является строительная компания "УС-30", что и наталкивает на определенные мысли.

Самой популярной версией является та, что в Межгорье создается именно подземный город на случай Третьей мировой войны. Кстати, идея городов-дублеров столиц совершенно не нова, её успешно развивают, к примеру, в Японии и Республике Корея. Если верить источникам, под горой Ямантау в Башкортостане уже создана сеть тоннелей общей протяженностью около 500 километров.

Метро - подземный "город" Москвы

Метрополитен в крупном мегаполисе уже давно воспринимается как отдельный и крупный подземный город. И Москва в этом плане - не исключение.

Слухи о том, что под Москвой, помимо вполне официальных, существуют и засекреченные линии метро, появились довольно давно. И за долгие годы они уже успели обрасти различными гипотезами и версиями, часто крайне фантастическими и невероятными.

Так, впервые маршруты секретных линий московского метро были опубликованы в 1992 году. Самой интересной является так называемая "секретная линия № 1", связывающая Кремль с аэропортом Внуково-2. Кстати, она проходит и через гипотетически существующий подземный город в Раменках. Линия была построена еще в 1967 году и имеет длину 27 километров.

В заключение...

Подземные города создавались и продолжают создаваться в наше время. Раньше они служили людям в разных целях: защищали от нападений врагов, давали приют монахам и отшельникам, выступали в качестве мест для захоронений. Некоторые из них скрывают в себе множество тайн и загадок, разгадать которые еще предстоит ученым, историкам и археологам.

Сегодня же в подземных городах очень часто размещаются автомобильные парковки, офисы компаний, а также крупные торговые центры.

www.syl.ru

что скрывают тоннели под Москвой (7 фото)

17 января 2017 Автор: nlo-mir Совершенно секретно 153

Кто придумал термин В 1992 году журнал «Юность» опубликовал большой роман сценариста Владимира Гоника. Действие книги «Преисподняя» разворачивалось в подземных бункерах Москвы. На презентации нашумевшего романа сам автор признался, что писал его целых десять лет, а сведения о бункерах и линиях секретного метро собирал по крупицам. Сам термин, Метро-2, был придуман и введен в эксплуатацию Гоником, после чего его уже подхватили и растиражировали все национальные СМИ.

Истории о подземном городе под Москвой ходят уже очень давно. По неофициальным сведениям, так называемое Метро-2 представляет собой целую сеть подземных сооружений, которые раньше курировало специальное отделение КГБ. Что же более 50 лет скрывается от посторонних глаз под столичными улицами? Давайте попробуем разобраться в немногочисленных фактах. 

Кто придумал термин

В 1992 году журнал «Юность» опубликовал большой роман сценариста Владимира Гоника. Действие книги «Преисподняя» разворачивалось в подземных бункерах Москвы. На презентации нашумевшего романа сам автор признался, что писал его целых десять лет, а сведения о бункерах и линиях секретного метро собирал по крупицам. Сам термин, Метро-2, был придуман и введен в эксплуатацию Гоником, после чего его уже подхватили и растиражировали все национальные СМИ.

Метро-2: что скрывают тоннели под Москвой (7 фото)

Я бы удивился, если бы его не существовало — Дмитрий Гаев, экс-начальник Московского метрополитена

Врачебная тайна

Врачебная тайна Оснований не верить Владимиру Гонику у читателя практически нет. В качестве источника основных сведений писатель указал многочисленных высокопоставленных пациентов — Гоник долгое время работал врачом в поликлинике Министерства обороны. По словам Владимира, первоначально Метро-2 представляло собой лишь систему очень комфортных бункеров для руководства Политбюро и ЦК КПСС — здесь собирались спасать свои шкуры те, кто лицемерно заявлял о своей готовности погибнуть на благо народа.

Оснований не верить Владимиру Гонику у читателя практически нет. В качестве источника основных сведений писатель указал многочисленных высокопоставленных пациентов — Гоник долгое время работал врачом в поликлинике Министерства обороны. По словам Владимира, первоначально Метро-2 представляло собой лишь систему очень комфортных бункеров для руководства Политбюро и ЦК КПСС — здесь собирались спасать свои шкуры те, кто лицемерно заявлял о своей готовности погибнуть на благо народа.

Предполагаемые характеристики

Предполагаемые характеристики Существует лишь примерное описание системы Метро-2. Это и понятно, объект же секретный! Считается, что оно проходит на очень большой глубине — некоторые станции залегают на 250 метрах. Тут нет контактного рельса, да и сами рельсы утоплены в пол, чтобы могла проехать машина. Судя по некоторым данным, всего существует 4 основных линии. Самая большая из них Чеховская, ее длина превышает 60 км. Вместо обычных поездов здесь курсируют специальные контактно-аккумуляторные электоровозы.

Существует лишь примерное описание системы Метро-2. Это и понятно, объект же секретный! Считается, что оно проходит на очень большой глубине — некоторые станции залегают на 250 метрах. Тут нет контактного рельса, да и сами рельсы утоплены в пол, чтобы могла проехать машина. Судя по некоторым данным, всего существует 4 основных линии. Самая большая из них Чеховская, ее длина превышает 60 км. Вместо обычных поездов здесь курсируют специальные контактно-аккумуляторные электоровозы.

Рассекреченные объекты

Рассекреченные объекты В 2006 году в самом центре Москвы открылся музей холодной войны, ЗКП «Таганский». На глубине 60-и метров раньше был расположен секретный бункер ПВО, соединявшийся тоннелем со скрытой системой метрополитена. Еще раньше, в 1996 году показали и другой объект: подземную дорогу от Кремля до ближней дачи товарища Сталина. Построена она была еще в 1930-е годы прошлого века, так что существование более продвинутых и более поздних объектов можно считать доказанным.

В 2006 году в самом центре Москвы открылся музей холодной войны, ЗКП «Таганский». На глубине 60-и метров раньше был расположен секретный бункер ПВО, соединявшийся тоннелем со скрытой системой метрополитена. Еще раньше, в 1996 году показали и другой объект: подземную дорогу от Кремля до ближней дачи товарища Сталина. Построена она была еще в 1930-е годы прошлого века, так что существование более продвинутых и более поздних объектов можно считать доказанным.

Метро-2: что скрывают тоннели под Москвой (7 фото)

Советское правительство построило командные посты глубоко под землей как в Москве, так и за ее пределами. Эти объекты связаны сетью специальных глубоких линий метро, которые предоставляют быстрый и безопасный способ эвакуации для лидеров страны. … Существуют глубокие командные посты на территории Москвы. Один из них находится под Кремлем. Эти объекты предназначены для национального командования во время войны. Они находятся на глубине предположительно 200-300 метров и рассчитаны, по оценкам, на 10000 человек. — Официальный отчет минобороны США

Подземный город в Раменках

Подземный город в Раменках Журнал Time в 1992 году опубликовал громкую статью, где со многими доказательствами было показано реальное существование подземного города в районе Раменки. Притом, доказательства предоставил один из офицеров КГБ — перебежчик прихватил с собой чертежи секретного объекта. Десять лет спустя после публикации, 26 декабря 2002 года, в этих подземельях вспыхнул пожар, после чего скрывать бункер было уже невозможно.

Журнал Time в 1992 году опубликовал громкую статью, где со многими доказательствами было показано реальное существование подземного города в районе Раменки. Притом, доказательства предоставил один из офицеров КГБ — перебежчик прихватил с собой чертежи секретного объекта. Десять лет спустя после публикации, 26 декабря 2002 года, в этих подземельях вспыхнул пожар, после чего скрывать бункер было уже невозможно.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Подземные катакомбы Москвы, метро-2, тайны московских подземелий

Каждый день миллионы москвичей все торопятся и бегут куда-то, в буквальном смысле слова не смотря под ноги и не задумываясь о том, что обычный столичный люк может оказаться входом в другой мир. Еще пару лет назад я и сама не поверила бы в это, пока не познакомилась с представителями движения диггеров и не осуществила вместе с ними несколько вылазок туда, в катакомбы подземного мира.

Московские диггеры

Во времена Английской буржуазной революции диггеры, или «истинные левеллеры», под предводительством Джеральда Уинстэнли боролись за установление всеобщего равенства и ликвидацию частной собственности на землю. Они и не могли предположить, что их именем будет названо одно из интереснейших и необычных направлений «подземной деятельности» новейшего времени. Ведь сегодня диггеры — это исследователи рукотворных подземелий, подземных сооружений и коммуникаций.

Руководителем и родоначальником московских андеграундных «копателей» является Вадим Михайлов. Его организация получила название «Диггер-Спас» и после многолетних конфликтов с властями в 2000 г. приобрела статус структурного подразделения МЧС. Вадим стал диггером неслучайно. Этому предшествовала одна небезынтересная история из его детства:— Когда мне было 12 лет, мы с друзьями из соседнего двора любили залезать в старый подвал заброшенного дома, находившегося неподалеку. Мы изучали его постепенно и однажды обнаружили лестницу, ведущую глубоко вниз. Спустившись по ней, попали в длинный темный коридор, по стенам которого стояли высокие полки. На них располагались небольшие сосуды, в которых были заспиртованы странные существа (как выяснилось позднее, в подвале размещалась часть не до конца вывезенного склада Института океанологии). Мы шли как завороженные по этой «кунсткамере», разглядывая уродцев в банках, а затем, пораженные и одновременно вдохновленные увиденным, поклялись друг другу при свете газетных факелов, догоравших у нас в руках, что создадим такую экспедицию, которая будет исследовать подземные трущобы цивилизации.

Вадим исполнил свою клятву, собрав вокруг себя единомышленников и положив начало проведению подземных исследований. К данному моменту «Михайловским» диггерам уже удалось открыть в городском подземелье 12 уровней и 24 подуровня. Что же кроется за этими цифрами?

Московские подземелья

Уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий — это не только одна из самых темных, но и одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Подземные катакомбы города начали строить чуть ли не с самого его основания. Однако создание значительных лабиринтов и тоннелей принято относить к XV веку, эпохе правления Ивана Грозного. Вадим Михайлов рассказывает, что правитель «изрыл всю Россию вдоль и поперек». Была образована целая сеть подземных ходов, соединяющих удельные княжества, своеобразное государство в государстве, скрывающее в своих недрах множество загадочных историй и неизвестных фактов. Это тот самый таинственный Китеж-град, в котором наверняка почили те, кто жил в подземных тоннелях. Более того, в нем могут быть скрыты многие клады наших предков.

Отряд Михайлова исследует сети древних крепостных подземелий Кремля и Китай-города, подземные ходы Боровицкого холма (под домом Пашкова), Чертолья, Храма Христа-Спасителя, монастырей Москвы — Новодевичьего, Симонова, Донского, Чудова и других, обширные комплексы старинных хозяйственных подвалов Солянки и Замоскворечья. Однако до сих пор не обнаружены древние подземные ходы под Москвой-рекой, о которых упоминается в исторических документах. Известно, например, что в XVII веке по повелению царя Алексея Михайловича мастер Азанчеев неоднократно предпринимал попытки строительства хода под рекой. Первые закончились неудачей, однако затем мастеру-мужику вдруг было пожаловано дворянство, небывалая честь по тем временам. Про тоннель под рекой в тот период ни слова больше не упоминалось.

Подземелья Московского Кремля

Подземелья Московского Кремля

Библиотека Ивана Грозного

Самая легендарная тайна подземелий Кремля — библиотека Ивана Грозного, слава о которой при жизни царя гремела по всей Европе. Знатные иностранные гости специально приезжали в Москву, чтобы ознакомиться с тем или иным фолиантом из уникальной коллекции. Однако уже в 1601 г., через 17 лет после смерти хозяина, библиотека пропала. Большая часть историков предполагает, что она располагается именно в подземельях Кремля. Разумеется, диггеры под предводительством Вадима пытались всеми силами отыскать ее. Причем эти поиски проходили под контролем властей. Михайлов рассказывает:— Двигаясь по подземелью в районе Боровицких ворот, мы увидели в стене небольшую дверь с маленьким отверстием и решили просунуть туда телеглаз. На мониторе высветились сундуки, подходившие по описанию к сундукам из государевой библиотеки. Ну, думаем, все — нашли! Но внезапно прорвало водопровод, в результате чего весь район затопило. После этого мы не спускались туда. Возможно, это была камера, так или иначе связанная со старинной библиотекой.

Объекты исследований «михайловцев» — не только средневековые подземные ходы. После смерти Грозного подземное строительство не закончило свое существование. Государь и не мог предположить, каких грандиозных масштабов достигнет его начинание в XX в. Метро, водостоки и прочие подземные коммуникации — это лишь видимая часть того, что было сооружено под столицей за последние 70 лет. В московском метрополитене существует много засекреченных мест, которые были запланированы еще до его рождения, бункеров и других сооружений. Михайлов напоминает, что в свое время Хрущев открыто заявлял о наличии целого подземного флота, термоядерные подземные корабли которого идут со скоростью пешехода.

Московские диггеры занимаются исследованием метро, метро-2, объектов дренажа, дублирующих систем, систем Министерства обороны, бункерных систем и многих других сооружений. По словам Вадима (возвращаясь к вопросу об открытых уровнях), на десятом уровне располагаются неолитические пещеры, далее — Московское море, находящееся в гигантских кастовых полостях. На последнем уровне размещены некоторые экспериментальные проекты, о которых Михайлов пока что не хочет распространяться за неимением достаточной информации. Наиболее впечатляющими кажутся таинственные подземелья необозримой глубины и огромные рукотворные шахты. «Их дно, возможно, упирается в карсты: там висит туман, туда стекают водопады мощнее Ниагарского», — рассказывает Вадим.

Станции-призраки Московского метрополитена

Особый интерес составляют так называемые «станции-призраки». Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции: «Советскую» на Замоскворецкой линии, «Первомайскую» на Арбатско-Покровской, «Калужскую» в здании депо на Калужско-Рижской и «Волоколамскую» на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там. Михайловские диггеры сумели досконально изучить эти «территории», поэтому о них имеются определенные сведения.

«Советская» была запроектирована на второй очереди метро на перегоне между «Театральной» и «Маяковской». Она должна была расположиться в районе Советской (ныне Тверской) площади. Ее строительство началось, но не было завершено, так как из-за тяжелой гидрогеологической обстановки подвести перегонные тоннели к станции, увы, не удалось. Впоследствии центральный зал «Советской» был трансформирован в отлично защищенный бункер.

Станция-призрак «Советская»

Станция-призрак «Советская»

В отличие от «Советской», «Первомайская» была реально действующей станцией и первоначально располагалась за «Измайловским парком», в здании электродепо «Измайлово». По наблюдениям последних «вылазок» Михайлова, ее вестибюль до сих пор хорошо сохранился, но табличка с надписью «Метрополитен им. Л.М. Кагановича Станция «Первомайская» была недавно снята. В помещении самой станции сейчас размещен цех подъемочного ремонта, однако следы былой «Первомайской» остались. На стенах уцелел кафель и характерные для того времени лепные украшения, а на некоторых участках орнамента сохранились едва заметные остатки позолоты.

Я убедилась воочию в существовании «Волоколамской», расположенной между станциями метро «Щукинская» и «Тушинская». Мне ни разу не посчастливилось спуститься под землю с отрядом Михайлова. Однако у «Диггер-Спаса» существует значительный контингент поддержки, группами разбросанный по всей Москве. Не имея отношения к официальной организации, такие группы самостоятельно исследуют глубины, опираясь на «находки» «михайловцев» и на личные сведения. К одной из них мне и удалось примкнуть, познакомившись с московским диггером Дмитрием Казанкиным. Эти люди показали мне «Волоколамскую».

Вылазка происходила летней ночью в одном из дворов, расположенном недалеко от «Тушинской». Убедившись, что вокруг никого нет, мы спустились под землю через люк и очутились в небольшом помещении с трубами и винтами. Надев необходимое снаряжение, мы двинулись вперед по «наводке». Порой приходилось использовать лазы под кабелями, что мне, как новичку, было крайне сложно. Угнетало и то, что под землей было невыносимо жарко. Однако желание поскорее увидеть недостроенный объект брало верх. В целом, мы добрались до «пункта назначения» без особых приключений и, миновав несколько подземных ходов, увидели «Волоколамскую». Изначально она предназначалась для жителей жилого массива, так и не сооруженного на месте Тушинского аэродрома. Поэтому станцию не достроили. На ней нет ни выходов на поверхность, ни наружной отделки. Я могла лицезреть лишь пустынную платформу и два ряда опор, освещенных несколькими лампочками. Немного побродив по платформе и осмотрев окрестности, мы поспешили выбраться наружу.

«Экскурсия» до «Волоколамской» была моей первой вылазкой в московское подземелье. Последующие путешествия были посвящены частичному изучению системы метро-2. Именно тогда Дмитрий Казанкин впервые поведал мне о существовании целой «летописи» диггерских баек, а также о тайнах и загадках, которые скрывают мрачные стены андеграундных сооружений. Его рассказы чрезвычайно заинтересовали меня. Впоследствии мне удалось узнать многое о «мистериях» подземной «столицы».

Байки и были московских диггеров

Объекты изучения Вадима Михайлов — многочисленные подземные катакомбы столицы. Первые сооружения появились в XV веке, во времена царствования Ивана Грозного. Огромное количество бункеров и подземных ходов было создано руками наших предшественников уже в XX столетии. «Михайловским» отрядом было открыто 12 уровней и 24 подуровня подземных строений. Это метро и метро-2, объекты дренажа, дублирующие и бункерные системы, ядерные реакторы, эталонные шахты и многое другое. На десятом уровне расположены неолитические пещеры, затем — Московское море в гигантских кастовых полостях. На последнем уровне находятся еще не изученные до конца экспериментальные проекты. Все это свидетельствует о том, что Москва изрыта вдоль и поперек.

Подземное море под Москвой

Подземное море под Москвой

Диггеры не просто изучают подземелье. Психология глубин дает о себе знать. Эти люди попутно создают необычные легенды, собственную философию, свой мир, в котором действуют иные законы. Впервые я узнала об этом, путешествуя по тоннелям метро-2 с московским диггером Дмитрием Казанкиным. Его рассказы оказали на меня значительное влияние, в результате чего я с головой ушла в изучение и «узнавание» диггерских баек, той самой философии глубин.

«Подземные жители»

Вадим Михайлов называет обычных столичных жителей «людьми поверхностного мира» и только загадочно улыбается, когда его истории называют легендами. Сам он утверждает, что не раз вместе со своими единомышленниками сталкивался под землей с удивительными явлениями. Одно из них это — …крысы:— В первый раз мы встретились с крысами совершенно неожиданно — в тоннелях, расположенных под зоопарком. Их было примерно 5 экземпляров, и мы уберегли себя тем, что бросили в их сторону ломы и быстро ретировались. В течение 19 лет наших спусков под землю я ни разу не встречал таких крупных животных! Тогда они показались мне просто огромными, хотя позже, вспоминая детали, я определил, что грызуны достигали не более 65 см в длину (не считая длины хвоста) и 25-30 см в холке (это величина среднего фокстерьера). Сначала мы даже подумали, что перед нами нутрия, но потом пригляделись внимательно и поняли, что это все-таки это крыса.

Выбравшись из-под земли, мы забили во все колокола: вызвали на место ОМОН, телевидение, позвонили в мэрию. Однако тоннели перекрыли только через 4 дня после происшествия, а столько времени животные ждать журналистов, конечно, не станут. Это и дало впоследствии повод спускавшимся с нами телевизионщикам обвинить нас во лжи, хотя я утверждаю: крысы есть! Они перемещались по тоннелям, тянувшимся в сторону зоопарка, «Белого дома» и дальше, по направлению к американскому посольству. Впрочем, через несколько дней к нам в штаб позвонили анонимные информаторы и, назвавшись бывшими военными, рассказали вот что. Оказывается, им якобы хорошо известны бывшие бункеры оборонного комплекса, находящиеся в пределах Москвы. Рядом с этими заброшенными сооружениями находятся радиоактивные отстойники городских реакторов, где и происходит всякая чертовщина. И если верить информаторам, они однажды спустились внутрь из любопытства и увидели целые стаи этих гигантских крыс. Их описания детально совпадали с тем, что мы лицезрели собственными глазами.

Вадим рассказывает, что в подземных ходах водятся не только гигантские крысы, перемещающиеся по тоннелям полчищами без видимых причин, но и мутировавшие насекомые, достигшие невероятных размеров. Он утверждает, что они находили полуметровую сколопендру, огромную уховертку и других «чудовищ». Однако рассказы Михайловских «копателей» про странные явления подземелья не исчерпываются историями о зверях-мутантах.Французский писатель Эле Берте, автор романа «Парижские катакомбы», еще в XIX в. писал: «Поколения мертвых накапливаются в этих мрачных складах, сегодня их количество оценивается в двенадцать или пятнадцать миллионов, человеческие создания явились сюда, чтобы перемещать свои останки». Воспоминания о строках из этого произведения навеяла мне следующая «повесть» Вадима.

Призраки подземелья

Несколько лет назад отряд диггеров обследовал подземные сооружения под СКЛИФом. Едва спустившись к центральному корпусу, «копатели» внезапно обнаружили печи для сжигания останков, возле которых якобы лежал букет свежих гвоздик. После этого одну из участниц «экспедиции» пришлось отправить наверх, так как она испытала сильнейший шок. Следующей находкой стала груда костей какого-то крупного животного, а кульминацией — появление призрака в небольшой камере, к которой вел тоннель. По словам Вадима, из толщи бетонного свода стал появляться женский силуэт, а затем он снова исчез, словно втянутый в стену необычайной силой. Эта история имеет еще более невероятное продолжение.

Столкнувшись с подобной ситуацией, «копатели» поспешили выбраться наружу. По дороге один из них, сильно ударившись головой, содрал кожу на темени. Он был доставлен в приемное отделение СКЛИФа (напомню, он располагался как раз над местом данных исследований). До прихода дежурного врача пострадавшего положили на кушетку в одну из палат. Невдалеке стояла каталка с трупом, накрытым простыней. Когда санитары приподняли простыню, несчастный испытал двойной шок: перед ним лежал труп той самой женщины, призрак которой привиделся диггерам под землей. Из разговора с санитарами выяснилось, что она скончалась ровно полчаса назад от травм, как раз в то время, когда отряд находился внизу. Позднее следствие установило: женщина покончила с собой, бросившись под колеса автомобиля. Михайлов рассказывает:— Я потом беседовал с людьми, занимающимися паранормальными явлениями, их еще называют «охотниками за привидениями». Они заявили: «Ваш случай доказывает, что призрак, как мы его описываем, видит окружающую реальность, ощущает себя в этой реальности и даже осознает весь ужас своего положения». По их словам, это был типичный случай реинкарнации.

Из уст главного московского диггера можно услышать и об усыпальнице Белой Монахини, якобы найденной им вместе с отрядом. Под Рязанью примерно сто лет назад располагался Николо-Вышский монастырь. При советской власти на его территории разместили пионерский лагерь. Существует красивое и зловещее предание о том, будто бы настоятельница монастыря прокляла его во времена Калинина, после чего вместе с несколькими монахинями добровольно замуровала себя в домике игуменьи. Говорят, что именно с этих пор на территории монастыря-лагеря стали происходить странные явления. Перед бурями из-под земли якобы слышится звон колокола и доносится приглушенное женское пение. А потом появляется она — Белая Монахиня, высокий прозрачный призрак, который движется по пути от бывшей церкви к той усыпальнице, где была замурована настоятельница.

Вадим говорит, что это явление наблюдается достаточно редко и только по ночам; он также утверждает, что сам лично видел призрак три раза. Приняв историю о Монахине за рабочую гипотезу, «михайловцы» якобы сумели раскопать подземный ход, ведущий из монастыря к домику игуменьи. И Михайлов заявил, что проходит он как раз под той аллеей, по которой двигался призрак. Далее он рассказывает, что, когда ход был замурован и оставалось только добраться до самого места захоронения, пробив каменную кладку, снова стали происходить странные вещи: фонари начали гаснуть, а кирпичи словно сами начали выпадать из стены.

И не такие «страсти» могут поведать непосвященным московские диггеры, в частности Вадим Михайлов. Существует понятие уникального «тоннеля времени», сказания о странных неземных существах, «хохриках», скрывающихся в подземелье, о необычных предметах, найденных в катакомбах. Эти истории особенно любят рассказывать друг другу начинающие диггеры. Что же, я не буду комментировать их, а лишь замечу, что все исследователи глубин — романтики, которые живут в своем собственном мире и создают новую историю. Не следует слепо верить в абсолютную правдоподобность этой истории, но можно всерьез задуматься о том, зачем и с какой целью были построены подземные «замки».

Тайное всегда становится явным?

Под Московской землей в разные времена было сооружено несметное количество подземных ходов, пещер, тоннелей, шахт и бункеров. Об их существовании удалось узнать благодаря возникновению в конце XX в. движения столичных диггеров под руководством Вадима Михайлова. Эти люди не просто изучают подземелья Москвы, но и создают собственную культуру, слагающуюся в основном из множества «былин», бережно передающихся исследователями «планеты Андеграунд» из уст в уста. Пожалуй, одна из главных целей «копателей» — узнать причины создания этих сооружений, а также попытаться открыть те тайны, которые кроются под мрачными подземными сводами.

Для того чтобы попытаться ответить на вопрос, зачем были построены столичные подземные катакомбы, необходимо прежде всего отметить, что сооружались они далеко не по воле народа. Столичные жители и не подозревали о том, что находится у них под ногами, в буквальном смысле этого слова. Уже первые глубинные ходы были сотворены исключительно в интересах государства.

Так, в XV в. они соединяли удельные княжества и образовывали своеобразное государство в государстве, в котором, возможно, жили люди, царские избранники. Московские диггеры уже не единожды натыкались на Китеж-град, «стены» которого скрывают многие и многие тайны. Сейчас можно лишь догадываться о том, что находится внутри этой «страны». Наводкой служат те вещи, которые обнаруживают «копатели» во время вылазок. Обычно это предметы утвари, части материалов, из которых предположительно могла быть сделана одежда и другие подобные вещи. Конечно, по ним сложно судить о внутреннем устройстве Китеж-града. Вадим Михайлов полагает, что там почили те, кто жил в этих тоннелях и, возможно, сокрыты многие клады.

Исследование подземных тайников

Легендой стала таинственная история библиотеки Ивана Грозного. Зачем кому-то понадобилось прятать ее в подземных «кулуарах» Кремля? В общем-то, причина столь узкой локализации бесценного клада ясна. По известным политическим причинам проведение тщательных и обширных поисков в непосредственной резиденции российских самодержцев всегда было сопряжено с большими трудностями. Интересен тот факт, что, даже если исследования подземных тайников были санкционированы властью, довести их до конца ни разу не удавалось по разного рода причинам. Так, в начале XVIII в. к изучению и классификации подземелий Кремля приступал Конон Осипов, однако он скоропостижно скончался, не успев осуществить намеченные планы, В конце XIX столетия раскопками занялся князь Н.С. Щербатов, но внезапно разразилась Первая мировая война с известными последующими событиями. В советское время исследовать подземелья Кремля пытался И.Я. Стеллецкий, но и его работы вскоре были прерваны убийством СМ. Кирова и существенно изменившейся политической обстановкой в стране.

Государственная «политика» строительства значительных подземных сооружений была продолжена в XX в. В эпоху безраздельного господства Иосифа Виссарионовича Сталина не только об исследовании, но и о существовании подземных сетей полезнее всего было просто забыть, хотя бы для сохранения жизни, поскольку в атмосфере непрерывного выявления и карания врагов народа повышенный интерес к подземельям трактовался отнюдь не двусмысленно — как заговор против советской власти. Более того, согласно указу 1947 г. запрещалось какое бы то ни было несанкционированное посещение подземных объектов как естественного, так и искусственного происхождения, а в 1949 г. был принят закон «О недрах». Недра страны были объявлены исключительной собственностью государства. Эти законодательные акты стали своеобразным индикатором «уровня тоталитарности» власти. В эпоху либерализации их отменяют, а в периоды «репрессанса» вновь реанимируют в том или ином виде.

Бункеры Сталина

Однако, несмотря на свою неприкосновенность, мир подземных сооружений в тот период разрастался, даже если не принимать в расчет грандиозный московский метрополитен, сооружавшийся под идейным руководством Сталина. Хитрый и осторожный диктатор, будучи чрезмерно подозрительным, питал слабость ко всевозможным укрытиям, да и дела военные способствовали сооружению многочисленных подземных бункеров и тайных убежищ, объединенных переплетением очень длинных тоннелей. Система, с легкой руки журнала «Огонек», позже была названа метро-2. Говорят, в двух главных бункерах Сталина, под недостроенным «Стадионом СССР» в Измайлово и «ближней дачей» в Кунцево, до сих пор придерживается музейный порядок. Людей на экскурсию туда, правда, не водят, но о подземных тоннелях, проходящих до Кремля, свидетельствует средний рельсовый путь на станции метро «Измайловский парк» и станция «Парк Победы», располагающаяся в непосредственной близости от кунцевской дачи генералиссимуса.

С большим трудом мне удалось добраться до некоторых тоннелей метро-2 во время нескольких вылазок в столичное подземелье. Они мало чем отличаются от обычных тоннелей московского метрополитена. Стоит лишь отметить, что по бокам на протяжении всей их длины проведены две асфальтированные дорожки, а между рельсами расположены специальный деревянные настилы, по которым может проехать автомобиль.Многие десятилетия коммунистическим режимом сооружались секретные подземные объекты Москвы и Подмосковья.

Диггеры сумели обнаружить значительные тайные линии, протянутые до Чехова и дальних бункеров Министерства обороны, а также десятки подземных этажей огромных комплексов. Все это — стратегические объекты гражданской обороны, инфраструктуры дублирования на случай непредвиденных и кризисных ситуаций, важнейшие узлы управления страной и вооруженными силами. Большинство подземных объектов засекречено и по сей день и недоступно для проникновения. Здесь фактически бессильны, даже предприимчивые «михайловцы».Таким образом, становится очевидным, что почти все столичные катакомбы, в том числе подземные пещеры-темницы царского времени, были построены в государственных целях. Но все же непонятно, как воспринимать многочисленные рассказы Михайловских и немихайловских «копателей» о происходящих под землей загадочных явлениях? Действительно ли все это байки, или все же в них есть доля истины?

Энергетика подземелий

Задуматься об этом заставляет развивающаяся в России наука биоэнергетика, к которой, судя по терминологии, и прибегает лидер столичных диггеров Вадим Михайлов при объяснении причин всего, по его рассказам, происходящего под землей. Он считает, что в недрах земли сконцентрировано огромное количество негативной энергии, которая формируется из отрицательных эмоций человека:— Нравственное непонимание между людьми и социальными слоями, злоба, ненависть — все это накапливается именно под землей. Ведь подземный мир — это пещеры мрака, тот самый ад во плоти, в который мы и спускаемся. Мы же туда несем свет, как минимум свет своих факелов, и должны знать, как ограждать себя от «демонов зла».

Вадим утверждает, что аномальные явления чаще всего происходят в тех местах, где раньше были погосты, а также разрушенные храмы и церкви:— Сегодня многие дома стоят на месте снесенных кладбищ. Человек кощунственно попрал Святыни, проложив на их месте канализации. Тем самым он открыл инфернальные врата, через которые поднимаются темные силы, некроэнергия. В таких местах изменена карма города. Внутри образовались разломы и трещины, из которых выходят газы; появляются неизвестные биообъекты. Хорошо еще, что они погибают в верхних слоях! А представьте, если они вдруг мутируют и появятся на поверхности в виде спор?! Кроме того, недавно микробиологи доказали: под землей есть грибы, споры которых могут жить в легких человека! Страшно даже предположить, что, разносясь в пространстве доступных для себя систем, они попадут в систему метрополитена или водопровода. Заражены будут тысячи людей!

Михайлов может поведать многое о странных мистических явлениях и об энергопаразитах, возникающих, по его словам, из сгустков негативной энергии.

Верить или не верить в байки и были московских диггеров — личное дело каждого. В заключении стоит лишь отметить, что столичное подземелье — это особый мир, сопрягающий мистику и реальность, тайное и явное, открытое и неизведанное. Чем глубже погружаешься в этот мир, тем сильнее он манит, пугает, затягивает. Подземные сооружения столицы — величайшая мистерия современности, нераскрытая, но близкая тайна ушедших эпох.

       Наталья МАЛАХОВАNovayaGazeta.Ru

tretiy-rim.moscow

Тайны подземной Москвы — Паранормальный альманах

Никому из москвичей никогда не приходилось видеть, каким путем руководители страны попадали на трибуны Мавзолея во время парадов и демонстраций. И это неудивительно. Ведь путь туда лежит по комфортабельному тоннелю, соединяющему Кремль с усыпальницей Ленина и многими другими городскими объектами. По сути, подземная Москва похожа на «дырявый» голландский сыр — вся изрезана потайными ходами…

Историческая справка: Осваивать Москву подземную начала еще бабка Ивана Грозного,, знаменитая византийская принцесса Софья Палеолог. Выйдя замуж за российского царя, она привезла с собой в приданое двуглавого орла — герб Византии, который с тех самых пор стал государственным гербом России, и свою личную библиотеку. А чтобы сохранить бесценные свитки, выписала из Европы Аристотеля Фиораванти, крупнейшего специалиста по подземным сооружениям, и велела ему построить под Москвой трехъярусный белокаменный «сейф».

Иван Грозный, под стать бабке, стал большим поклонником подземной романтики. При нем работала уже целая армия землекопов. От Кремля потянулась паутина ходов в сторону будущего Земляного вала, в отдаленную лесную чащу — ныне Красные ворота, к будущей Мясницкой улице…

Позже от этой галереи была проложена целая сеть ответвлений под башню Меншикова, под «масонские дома», под целую россыпь строений в треугольнике Хохловка — Солянка — Воронцове поле, под бывший дом князя Пожарского, под бывший дом Тайной канцелярии…

s20626585

Один из выходов подземного лабиринта времен Ивана Грозного существует и сегодня и находится в подвале дома на углу улицы Герцена и площади Восстания.

Первое наше столкновение с проблемой существования подземного московского царства произошло совершенно случайно.

В озере одного из столичных парков внезапно погибла вся рыба. В дирекции парка возмущенно сообщили: «Опять хулиганит подземный завод, расположенный под парком. От его аварийных выбросов не то что рыба, скоро вообще пол-Москвы загнется…»

s71349463

Второй подобный объект всплыл тоже неожиданно. На вопрос, почему при острой нехватке места под жилье огромный пустырь застраивался металлическими гаражами, архитекторы пояснили: «Там нельзя строить ничего массивного — провалится в подземный цех…»

И тогда возникла естественная задача: узнать, что же скрывается под столичными мостовыми, кроме знаменитого на весь мир Московского метро? В поисках информации мы познакомились со сталкерами — группой молодых кладоискателей, которые на свой страх и риск прочесывают московские подземелья в надежде найти старинные монеты, иконы, книги…

Именно от них мы и узнали много интересных фактов о тайном чреве Москвы.

Эти совсем еще молодые ребята считают себя последователями малоизвестного в России ученого историка и археолога Стеллецкого и используют в своих поисках его разработки. Более сорока лет своей жизни отдал Игнатий Яковлевич Стеллецкий поиску «библиотеки Софьи Палеолог», или, как ее чаще называют, «библиотеки Ивана Грозного».

3218393

Еще в начале века он обследовал многие подземные ходы Кремля. А после революции обратился в ГПУ за разрешением на поиск новых подземелий. Такое разрешение ему было предоставлено, но при условии, что он нигде и никогда не огласит результаты своих исследований без особого на то разрешения. Стеллецкий согласился на этот кабальный договор.

Он работал вместе со строителями метрополитена, изучая все подземные коридоры, попадавшиеся на пути прокладки трасс метро. И все его записи и дневники неизменно ложились в сейф службы госбезопасности… Ведь при советской власти подземное царство Ивана Грозного было взято под опеку Бункерным управлением КГБ.

По крупицам собирали сталкеры сведения, касающиеся старинных потайных ходов. Попутно узнавали и о так называемых «новостройках». Сотрудники Большого театра рассказали им о широком тоннеле, ведущем к Кремлю.

Как известно, Сталин любил проводить в Большом театре партконференции. Во время этих мероприятий весь реквизит (стенды, лозунги и прочее) доставлялся в театр на грузовике по подземному ходу. Прикинув, где примерно должен пролегать этот путь, сталкеры и попытались проникнуть в него из коммуникационных тоннелей. Но не сумели, так как их остановили наглухо задраенные металлические двери.

s83661828Зато в подземный гараж здания бывшего СЭВа они проникли с легкостью. Помогла «маленькая хитрость»: отжимаешь контактный ролик сигнализации, фиксируешь его чем-нибудь — и проходи через любую дверь. В принципе тот, кто не боится сойти в «мир подземелья», может попасть по канализационным, кабельным и прочим ходам в подвал практически любого здания Москвы.

Но надо сказать, что это весьма небезопасно. Сталкеры рассказывают:

«Заселено чрево Москвы достаточно густо. Во-первых, его облюбовали бомжи. Во-вторых, там любят устраивать склады для нелегальной продукции мафиозные группировки. И, не дай бог, попасться им на глаза! В-третьих, в тоннелях обитают одичавшие собаки, которые охотятся на крыс, друг на друга и вообще на все живое, что встречается на их пути. Ну и в-четвертых, если ненароком попасть в «закрытую зону» подземелья, то есть риск нарваться на пулю охранника. Ведь там, под землей, чего-чего, а «секретных объектов» хватает».

…Неприметный люк на дне фонтана, прямо за спиной памятника в самом центре столицы, скрывает одну из главнейших тайн страны. Удивительно, но этот вход никем не охраняется. Наверное, потому, что далеко не каждый, смельчак рискнет спуститься в кромешную темноту тридцатиэтажной бездны по осклизлым и ржавым скобам узенькой металлической лестницы.

74710727

И все же такие люди нашлись. Они и рассказали, что там скрывается вход в загадочную систему «Метро-2», линии которого не обозначены ни на одной схеме. Откуда и куда идут составы с притушенными огнями — можно только догадываться.

Владимир Гоник, шесть лет проработавший врачом в системе Министерства обороны, утверждает, что эти ветки обслуживают грандиозный по величине правительственный бункер, сооруженный на случай ядерной войны.

Как он узнал об этом? Дело в том, что его пациентами были люди, выполнявшие особые задания, подвергавшиеся повышенным физическим и психическим нагрузкам, — летчики, подводники, нелегалы, работавшие за границей…

Время от времени к нему попадали люди с удивительно бледной кожей, словно бы годами не видевшие солнца. По крохам собиралась им из их отдельных фраз и коротких ответов информация, которая в конечном итоге сложилась в достаточно целостную картину.

Если верить словам Тоника, то на юге столицы глубоко под землей сокрыто циклопическое сооружение, способное на долгие годы дать прибежище десяти тысячам человек. Специальная охрана и обслуживающий персонал в идеальном порядке содержат там подземные «улицы», «дома», кинотеатры, спортзалы с бассейнами…

В одной из московских газет писали, что Борис Ельцин был просто потрясен, посетив некий подземный город, расположенный под огромным пустырем около проспекта Вернадского. Этот рассказ удивительным образом совпадает не только с информацией Тоника, но и с картой, опубликованной в ежегодном издании министерства обороны США «Советские Вооруженные Силы. 1991 год».

Там изображены три специальные линии метро, связывающие подземный пункт под Кремлем е загородными и городскими бункерами. Юго-западная подземная ветка проходит мимо проспекта Вернадского и ведет к правительственному аэродрому Внуково (27 километров от Москвы), южная линия заканчивается в 60 километрах от города в убежище Генерального штаба и руководства страны, восточная подземка тянется на 25 километров к комплексу командования ПВО.

А в американском сборнике «Советские Вооруженные Силы» за 1988 год приводится даже схема этажей и помещений подземного бункера для советского руководства.

Но бункерное управление госбезопасности тщательно хранит секреты подземелий от своих соотечественников. И вот тому доказательство. После провала путча бывший первый секретарь Московского горкома партии Прокофьев скрылся из здания ЦК КПСС через один из таких потайных ходов, и его не смогли задержать, так как даже те, кому это было поручено, не знали секретов Бункерного управления.

Впрочем, в последнее время занавес тайны, скрывавший московские подземелья, под ветром перемен начал приоткрываться. По данным, просочившимся в печать, уже можно судить, что в Москве сегодня действует не менее пятнадцати крупных подземных заводов, соединенных между собой многокилометровыми тоннелями.

Журналистов уже допустили в бункер штаба управления пожарной охраны под Смоленской площадью, подземное здание ИТАР — ТАСС под одним из вокзалов, бункер штаба гражданской обороны под улицей Тверской…

С неохотой распахнулись и створки тяжелых дверей сооружений типа «А». Огромные противоядерные бомбоубежища для гражданского населения, начали появляться сравнительно недавно — с 1984 года. Сейчас их насчитывается около сотни, и, что естественно в наше время, они не простаивают в ожидании неведомой войны, а исправно служат бизнесу.

«В одних устроены подземные стоянки для машин, — рассказывает начальник инженерно-технического отдела штаба гражданской обороны Москвы В. Лукшин, — в других разместились спортзалы, магазины, склады… Без работы не остался ни один квадратный метр. И даже есть очередь на использование еще строящихся объектов».

Здесь подземной жизни не скроешь — все на виду. Но «подземный город для правительства» по-прежнему остается тайной за семью печатями. И это понятно: если подземное царство существует, то служить оно может десяти тысячам «избранных» только при условии, что о нем не будут знать миллионы «рядовых»!

Ирина Царева, из книги «Непознанное, отвергнутое или сокрытое»

(Visited 814 times, 1 visits today)

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

virtoo.ru

Город под землей — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Сколько бы новых дорог ни строилось, самым надежным транспортом в столице остается метро. Не случайно большая часть москвичей ставят свои иномарки и спускаются в подземку, если нужно приехать куда-то к точно назначенному часу. Поэтому программа развития метрополитена остается для правительства Москвы в числе приоритетов: в последние годы город строит не просто отдельные станции, а целые линии. Что же нового появится под землей в текущем году? Об этом рассказал на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев.

- Андрей Юрьевич! Строители обещали построить за 2017 год 42 километра новых линий и 19 станций подземки. Такими темпами метро в Москве еще не строилось. Планы реальные? Не скорректировали их? 

- Абсолютно реальные. Мэр Сергей Семенович Собянин не позволяет никакой корректировки. Буквально накануне мы показали ему ход работ на станции "ЦСКА".

Это одна из пяти станций на первом участке Третьего пересадочного контура или так называемого второго кольца Московского метрополитена. Полностью замкнуть его мы должны к 2021 году. Ну а по первому участку пробный поезд пустим в сентябре, к Дню города, чтобы уже в октябре по нему поехали и пассажиры. Станция "Петровский парк" практически готова, в очень высокой степени готовности и станция "Деловой центр". На остальных - "Хорошёвской", "ЦСКА" и "Шелепиха" - завершаются отделочные работы. Шестую станцию на этом участке - "Нижняя Масловка" сдадим в строй в 2018 году, она глубокого заложения и требует больше времени.

- А еще какие станции откроются в ближайшее время?

- Три станции введем на северном участке Люблинско-Дмитровской линии. В прошлом году на ней открылись "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская", а в этом добавятся "Окружная", "Верхние Лихоборы" и "Селигерская". К 2021 году планируем продлить линию еще на три станции - по Дмитровскому шоссе, с заходом в поселок Северный - за МКАД. Придет метро по Замоскворецкой ветке и к жителям района Ховрино. Три первые станции - "Минская", "Ломоносовский проспект" и "Раменки" - на Солнцевской линии уже введены в строй в начале года, остальные 7 на 15-км участке от Раменок" до "Рассказовки" будут достроены до конца года.

- Читатель "РГ" Виталий Федорович Нестеренко спрашивает: "А когда же метро придет к нам, в район Некрасовку?"

 

- Станцию "Некрасовка" введем в эксплуатацию в 2018 году. У нее самая высокая степень готовности на Кожуховской линии, так как станция возводится в новом районе, где не требовалось освобождать территорию и переносить коммуникации. Но открывать одну "Некрасовку" нет смысла - с нее пока никуда не уедешь. Строительство семи других станций Кожуховской линии находится в разной степени готовности. Часть перегонных тоннелей на линии будут двухпутными, сейчас идет 10-метровый щит от станции "Косино" в сторону "Юго-Восточной". Проходческий комплекс идет с хорошей скоростью - разогнался до 400 м в месяц. Скоро вторым щитом стартуем от станции "Окской" до "Нижегородской". В 2018 -м завершим работы и откроем  все  8 новых станций.

- Программой развития  метро, принятой в 2011 году, предполагалось к 2020 году построить 160 км новых линий или в полтора раза больше действующих на тот момент. Укладываетесь в эти сроки?

- Не просто укладываемся. Строим уже больше - порядка 189 км - метро нужно всем. В частности, участок от "Селигерской" до "Дмитровского шоссе", сначала не планировался.

Помимо строящихся участков, начинаем разрабатывать проекты планировки и на будущее. Например, закладываем проектирование еще одной ветки от "Делового центра" по направлению Рублево-Архангельского в Новой Москве. Всего проектируется 47 км линий. Думаю, в 2020-м начнем их строить  и до 2025- го построим.

Полный репортаж с "Делового завтрака" с Андреем Бочкаревым будет опубликован в одном из ближайших номеров "РГ".

Любовь Проценко

stroi.mos.ru

Подземный город под Москвой на случай ядерной войны

    То, что так называемое "секретное метро Москвы", или «Метро-2» (о происхождении этого названия поговорим ниже) – не миф, а реальность, доказывает и случайно услышанный недавно рассказ одного знакомого военного. По его словам, во внутреннем дворе всем известного здания Минобороны, что на Арбате, от глаз посторонних скрыт вход на одноименную станцию, где круглосуточно «под парами» стоят две электрички, готовые в случае ядерной атаки умчать руководство военного ведомства и Генерального штаба в безопасное место за пределами Москвы.

    Но это, по утверждению исследователей столичных недр, лишь малая часть гигантской подземной транспортной системы, соединяющей Московский Кремль и другие государственные учреждения с правительственными и военными бункерами, многие из которых находятся в дальнем Подмосковье. Создавалась эта система в первую очередь для эвакуации высшего военного и гражданского руководства страны в случае ядерной войны.

    «Впервые про кремлёвский эвакуационный метротоннель, идущий далеко за пределы Москвы, я услышал в 81—82 годах от своего дяди — электронщика, работавшего тогда в одном из «ящиков», связанных с ЭВМ для армии. Информация отпечаталась в мозгу и стала одной из причин моей любви к шастанью по подземельям», - пишет эксперт по вопросам «закрытого» метро Юрий Зайцев (на сайте Московское Метро Артемия Лебедева он ведёт целый раздел, посвящённый этой теме).

    Метро-2 — неофициальное название засекреченной подземки. Как утверждает Зайцев, изначально секретное метро Москвы именовалось в правительственных документах Д-6. Протяженность ее, по приведенным им данным, составляет более 150 км, включая 60-километрову линию до Чехова, в аэропорты Внуково и Домодедово.

    Рыть секретное метро Москвы якобы начали еще до войны: сначала построили станцию «Советская», находившуюся между нынешними станциями метро «Театральная» и «Маяковская», но потом ее перепрофилировали в подземный пункт управления Московского штаба ГО.

    В предисловии к своему роману «Преисподняя» (в нём впервые были раскрыты многие тайны закрытых подземных объектов Москвы), писатель Владимир Гоник рассказывает об одном историческом факте, связанном со станцией метро «Маяковская», который, собственно, и заставил его вплотную заняться этой опасной темой.

    «6 ноября 1941 года, - пишет Гоник, - когда немецкие войска подошли к Москве, в нижнем вестибюле станции метро «Маяковская» состоялся торжественный праздничный митинг, на котором с речью выступил Сталин. Очевидцы сообщили мне, что до митинга Сталин находился в своем городском доме на Мясницкой, роскошном купеческом особняке (до революции он принадлежал, кажется, известному богачу, купцу первой гильдии Солдатенкову), где с началом войны располагалась Ставка Верховного Главнокомандования. Как выяснилось, Сталин в тот день никуда не выезжал: не было ни кортежа машин, ни сопровождения, и даже наружное наблюдение, выставляемое на улицах по маршруту следования, в тот день отсутствовало. Один из очевидцев рассказал мне, что Сталин прибыл на станцию по тоннелю метро. Между тем особняк Ставки находится в стороне от веток метро, и я сделал вывод, что Сталин воспользовался каким-то ходом или тоннелем, соединявшим особняк с тоннелем метрополитена. Знатоки из военных и гражданских специалистов подтвердили наличие ходов, а спустя время мне и самому удалось побывать в знаменитом особняке. Выяснилось, что его подвальный этаж соединен под землей с бункером соседнего штаба противовоздушной обороны (ПВО). Система ходов, соединяющих на большой глубине бункер с тоннелем метро и выходящих под платформу одной из станций, существует и поныне и даже находится под охраной. Правда, не так давно выход в тоннель заложили. Удостоверившись воочию, что полученные сведения соответствуют действительности, я расширил круг поисков, и постепенно из отдельных разрозненных фактов сложилась общая картина: под землей Москва причудлива и обширна не меньше, чем наверху».

    Кстати, считается, что именно автор «Преисподней» в начале 90-х годов придумал и сам термин «Метро-2».

    Есть, правда, люди, для которых тайн ниже уровня асфальта, практически не существует – это диггеры. И вот один из них, руководитель отряда «Диггер-Спас» Вадим Михайлов как-то говорил, что не раз выходил с коллегами на отрезок «сталинской» линии, проходящей под Арбатом, где якобы до сих пор стоит бронированный поезд «вождя народов».

    Тот же Михайлов рассказывал в одном из интервью, что тоннели, пробитые в сталинские времена, во многих местах уже пришли в негодность и требуют ремонта или замены: «Износ этих сооружений составляет 40-50%. Сейчас они выводятся из состава действующих объектов, а им на смену запускают новые отрезки, иначе система не сможет выполнить свою основную задачу».

    Более поздними ветками, которые находятся в лучшем состоянии, по его словам, «иногда, но редко пользуется президент РФ, чтобы миновать забитый пробками город».

    Между тем, тот же Владимир Гоник призывает осторожнее относиться к откровениям диггеров:

    - Само диггерское движение возникло, что называется, на запятках моего романа. В свое время люди, которые прочитали его 20 лет назад, стали буквально с книгой в руках ходить по Москве, выискивать всякие отверстия, ну, и сравнивать, насколько это соответствует тексту романа.

    «СП»: - Простой вопрос: «Метро-2» (говорят, что как раз с вашей легкой руки появился этот термин) – это миф или реальность?

    - Да, название придумал я. И «Метро-2» - реальность.

    «СП»: - На чем вы основываетесь, утверждая это?

    - Я просто там был. Но все, что я хотел рассказать об это, я уже рассказал, в романе. Поймите, я литератор и кинематографист, а не инженер, не специалист. Если вас интересуют какие-то технические подробности, то надо обращаться к людям, которые этим занимаются. Я писал не документальное произведение, я писал роман, произведение художественное, которое строится как на вымысле, так и на реальности. Но мой принцип – создание эффекта присутствия, т.е. все должно быть абсолютно точно. Эту тему, к слову, я изучал 25 лет, прежде чем приступить к написанию романа.

    «СП»: - Но тема-то – опасная. Не опасались, что могут быть последствия?

    - А как вы думаете? Если собирать материал я начал еще в 73-м году. На встречах с читателями меня, кстати, постоянно «потрошили» этим вопросом. Я сначала рассказывал, с чего все началось. Потом издатель, заметив интерес публики к этим рассказам, предложил написать предисловие, где я все подробно и объяснил на 70 страницах. Но еще до этого сам роман, могу сказать, имел для меня серьезные последствия.

    «СП»: - Поясните, пожалуйста.

    - В частности, когда был штурм Белого дома меня привлекали в качестве эксперта военные. Их интересовало, во-первых, как туда можно проникнуть, а другой стороны, как могут уходить те, кто там находился. Я потом об этом писал. Не буду повторяться.

    «СП»: - Что собой сейчас представляет «Метро-2»? В каком оно состоянии?

    - Думаю, что все в том же состоянии, что и 20 лет назад. Ничего не изменилось.

    «СП»: - Вы не знаете, новые спецлинии строят?

- Нет. Думаю, не строят, слишком всё это затратно. Это даже безумно дорого. Делалось-то всё на случай ядерной войны…

    «СП»: - Владимир Семенович, на ваш взгляд, можно использовать закрытые ветки в мирных целях?

    - Знаете, несколько лет назад я дал развернутое интервью «Известиям» и там как раз высказал свои суждения по этому поводу. Не вижу необходимости повторяться. Скажу лишь, что это интервью комментировали потом люди, которые имели к проекту «Метро-2» непосредственное отношение, - члены правительства. И они указывали на то, что все описанное в моем романе – правда.

    «СП»: - А откуда взялась идея – заглянуть в московские подземелья?

    - По своей первой профессии я военный врач и имел некоторое отношение в данной теме, когда работал в особом подразделении Министерства обороны.

    Тогда подопечными Гоника, как вспоминает он, были «офицеры из разных родов войск - летчики, подводники, личный состав ГРУ (Главное разведывательное управление) и прочие, кто в процессе напряженной и сложной работы нуждался в помощи врача. В мои служебные обязанности входило разобраться в состоянии пациентов, снять последствия различных нагрузок, провести профилактику новых стрессов и разнообразных воздействий, связанных с риском, опасностью и необычайно сложной работой. Изредка ко мне поступали офицеры, чья служба проходила преимущественно под землей. Я узнавал их с порога: бледные пастозные лица, еле заметная скованность в движениях, чуть угасший взгляд, некоторая замкнутость и оцепенелость... Кое-кто из них отличался разной степенью агорафобии (боязнь открытого пространства) и нуждался в коррекции, а иные страдали клаустрофобией (боязнь замкнутого пространства), и их приходилось переводить на поверхность или вообще увольнять из армии. Поначалу информация накапливалась сама собой, произвольно, лишь значительно позже я повел направленный поиск и отбор». Решающую роль сыграла как раз упомянутая выше история со Сталиным.

interesnoetovam.blogspot.com

Москва подземная:Метро-2 и Бункеры - То да сё

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
darxfame — Subscribe

darxfame.livejournal.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики