Россия и космос 2017 — 2018: итоги и прогнозы . Новости науки и техники 2018 космоса

Космос | Новости науки и техники

Был обнаружен галактический ветер из истоков Вселенной Сентябрь 11, 2018  /  Павел Зайцев

Галактики на ранних стадиях Вселенной характеризуется периодами интенсивного звездообразования, чередующимся с этапами, когда были погашены эти процессы. Эти механизмы часто регулируются мощными галактическими ветрами, и обнаружены самые отдаленные из них. Используя радио-интерферометр телескопа Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) ученые измерили скорость галактического ветра в галактике SPT2319-55. Наблюдения показывают, что галактический ветер был активен, когда вселенная

vnauke.in.ua

Какие прорывы в науке и технике ждут нас в 2018 году?

Hayabusa 2Правообладатель иллюстрации Akihiro Ikeshita / Jaxa Image caption Японский аппарат "Хаябуса 2" последует по стопам своего предшественника "Хаябуса"

От новых этапов программы коммерческого освоения космоса до супермашин с ракетными двигателями - это лишь часть грандиозных прорывов в науке и технике, которые мы можем увидеть уже в ближайшие 12 месяцев.

Би-би-си выбрала главные научные сенсации, которые могут случиться в этот период.

Интернациональный космос

На 2018 год важные космические запуски запланированы в целом ряде стран, что лишь в очередной раз доказывает международную природу современных космических исследований. Например, ожидается запуск индийской межпланетной станции "Чандраян-2" для исследования поверхности Луны.

В отличие от космического зонда "Чандраян-1", запущенного в 2008 году, новый аппарат должен совершить мягкую посадку на Луну и исследовать ее с помощью лунохода. Запуск корабля планируется провести в марте из Космического центра имени Сатиша Дхавана в штате Андхра-Прадеш.

В мае НАСА намерено запустить миссию InSight по исследованию Марса. Специальный зонд должен будет проникнуть глубоко в толщу марсианского грунта, чтобы мы могли лучше понять историю формирования этой планеты.

Аппарат также должен проанализировать тектоническую активность на Марсе для изучения внутренней структуры планеты.

Insight landerПравообладатель иллюстрации NASA Image caption Миссия НАСА InSight будет исследовать тектоническую активность на Марсе

В июле космическая станция "Хаябуса-2" Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) должна достигнуть астероида (162173) Рюгу и доставить оттуда образцы грунта.

В 2005 году предыдущая версия "Хаябусы" достигла астероида Итокава. Несмотря на трудности, возникшие при реализации той миссии, аппарату удалось доставить на Землю несколько образцов астероидного грунта, которых ученым хватило для исследований.

Инженеры усовершенствовали аппарат "Хаябуса-2", чтобы он мог собрать большее количество грунта и доставить на поверхность Рюгу несколько небольших спускаемых аппаратов.

Однако Япония не единственная страна, которая в этом году планирует посадку на астероид.

Аппарат OSIRIS-REx, запущенный НАСА в 2016 году, в августе должен достичь объекта (101955) Бенну. Цель этой миссии также состоит в доставке на Землю образцов грунта с астероида для научного анализа.

Кроме того, Европейское космическое агентство (ЕКА) совместно с японским JAXA работают над программой по изучению ближайшей к Солнцу планеты - Меркурия. Цель миссии BepiColombo - расширить знания об этой планете, собранные американским аппаратом Messenger.

В рамках миссии планируется запуск на орбиту Меркурия двух аппаратов, которые будут проводить подробную фотосьемку и исследовать магнитное поле планеты. Ученые надеются проверить теорию о том, что Меркурий состоит из массивного железного ядра, покрытого тонким слоем силикатной породы.

Коммерческая космическая гонка

Falcon HeavyПравообладатель иллюстрации SpaceX Image caption Илон Маск опубликовал фото ракеты Falcon Heavy в своем "Твиттере"

В 2018 году должен состояться запуск одной из самых мощных космических ракет в мире - Falcon Heavy, которую разработала компания Илона Маска SpaceX.

В декабре Маск опубликовал в "Твиттере" впечатляющие фотоснимки огромного аппарата в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. Ракета состоит из двух стартовых двигателей Falcon 9 и центрального двигателя.

Общая длина Falcon Heavy -70 метров, она сможет доставлять на орбиту грузы весом до 57 тонн. Как ожидается, ракета станет лидером зарождающегося рынка коммерческих запусков и позволит доставлять астронавтов за пределы земной орбиты.

Частные космические компании могут приблизиться к еще одной цели - отправке экипажей на МКС, однако начало таких запусков может быть отложено до 2019 года.

Согласно нынешним планам, SpaceX и компания Boeing начнут первые пилотируемые запуски в космос с территории США с момента закрытия программы шаттлов НАСА в 2011 году. С тех пор США пользовались российскими ракетами "Союз" для доставки экипажей на МКС, что вызывало недовольство в американской авиакосмической отрасли.

Boeing starlinerПравообладатель иллюстрации Boeing Image caption Космичекий аппарат Starliner компании Boeing сможет доставлять астронавтов на МКС

Обе компании планируют испытать свои пусковые системы сначала без участия астронавтов, а затем уже начать пилотируемые запуски. Однако с учетом потенциальных рисков для жизни экипажа никто не может точно сказать, когда начнутся такие полеты.

В случае удачного исхода испытаний SpaceX и Boeing могут приступить к подписанию коммерческих контрактов на запуски астронавтов к МКС.

Аналогичные планы есть и у НАСА, которая разрабатывает многоцелевой пилотируемый корабль "Орион", предназначенный для отправки людей за пределы низкой земной орбиты. Если все пойдет по плану, то тестовый полет "Ориона" состоится в 2019 году, а пилотируемый запуск - в 2021 году.

Максимальная скорость

BloodhoundПравообладатель иллюстрации EPA

Осенью этого года британский сверхзвуковой автомобиль Bloodhound может установить новый рекорд скорости передвижения по земле.

Машина с двигателем многоцелевого истребителя Eurofighter Typhoon прошла испытания в аэропорту Ньюки-Корнуолл в 2017 году на "тихом" ходу в 320 км/ч.

На следующем этапе планируется развить скорость до 800 км/ч - испытания пройдут в октябре в ЮАР.

Это меньше, чем уже существующий рекорд скорости в 1228 км/ч, однако, как ожидается, после инженерных доработок машина сможет превысить и этот показатель к 2019 или 2020 году.

Финальная цель создателей Bloodhound - преодолеть скорость в 1610 км/ч (1610 км - это ровно 1000 миль, в которых принято измерять расстояние в Британии и США).

***

www.bbc.com

Россия и космос 2017 — 2018: итоги и прогнозы — Рамблер/новости

12 апреля 1961 года советский летчик-испытатель Юрий Гагарин стал первым человеком, покорившим космическое пространство. Он совершил орбитальный облет Земли, пробыв таким образов в открытом космосе более 100 минут. Это великое достижение не только вывело СССР в лидеры мирового развития, но и положило начало новому этапу развития человечества. Современная Россия успехами столь высокого ранга похвастать, конечно, не может. Вихри экономических и политических потрясений конца 20 века выбросили нашу страну из клуба технологических лидеров. Но с течением времени раны постепенно затягиваются, и Россия вновь готова заявить о своем превосходстве в космосе. «Ридус» рассказывает о достижениях отечественных специалистов за 2017 год, а также их планах на будущее. Открытие факультета космических исследований в МГУ Известно, что всякое лидерство начинается с хорошего образования. Наиболее знаковым учебным заведением РФ, готовящим специалистов в области космоса, считается Московский Государственный Технический университет имени Н. Э. Баумана. Однако с 2017 года «Бауманка» больше не является единственной в столице альма-матер с мировым именем, куда могут податься будущие покорители космического пространства. В МГУ имени Ломоносова объявили о создании факультета космических исследований. Осенью здесь прошел набор первых ста человек. Был прием на магистерские программы. В том числе «Методы и технологии дистанционного зондирования Земли», «Государственное управление космической отрасли», «Интеллектуальные технологии смешанной реальности для космических систем», «Физические условия космического пространства и планирование космических миссий». Сейчас разрабатываются новые магистерские программы и программы специалитета. В 2018 году планируется начать набор студентов на первые курсы, рассказал «Российской газете» ректор МГУ Виктор Садовничий.

В подготовке новых исследователей Вселенной принимают участие не только теоретики, но и практики — ведущие специалисты космических предприятий и корпораций России.

«Сажень-ТМ-БИС» для ГЛОНАСС

Еще одним знаковым событием в области космоса стало открытие в ЮАР второй станции «Сажень-ТМ-БИС» производства АО «НПК „СПП“ (первая такая станция была установлена в Бразилии в 2014 году). Это радио-лазерный комплекс, введенный в эксплуатацию как часть глобальной системы ГЛОНАСС. Комплекс предназначен для выполнения прецизионных измерений наклонной дальности до КА, оснащенных лазерными ретрорефлекторами, с высотой орбиты до 25 000 км, и для непрерывного слежения за навигационными сигналами спутников ГЛОНАСС и GPS, измерений текущих навигационных параметров их движения и приема навигационных сообщений от спутников. »История взаимоотношений между ЮАР и Россией насчитывает более чем 25 лет взаимовыгодного и успешного сотрудничества и дружбы, а запуск новой высокотехнологичной космической системы производства РФ на территории ЮАР является не только очередным подтверждением наших дружеских отношений, но и основой для дальнейшего развития научного сотрудничества между РФ и ЮАР», — заявил на открытии комплекса заместитель генерального директора Госкорпорации «РОСКОСМОС» по международному сотрудничеству Сергей Савельев.

Развитие фотонных технологий

В марте холдинг «Российские космические системы» приступил к созданию микрофотонных устройств. Фотонные технологии отличаются низкими энергопотерями при передаче сигналов, способны кардинально улучшить трансляцию, хранение и обработку информации.

В перспективе фотоника придёт на смену микроэлектронике.

Связь для научных миссий

В РКС приступили к созданию и антенной системы нового поколения, которая станет частью создаваемого в России сетевого наземного комплекса управления космическими аппаратами в дальнем космосе. Эти разработки призваны обеспечить связью российские и международные научные миссии на любых расстояниях до границ Солнечной системы. «Объединенные в кластер НРТК существенно опережают по эффективности отдельные НРТК на базе антенн большего размера — дальность работы такого кластера может достигать пределов Солнечной системы. Объединение кластеров НРТК в территориально-распределенный сетевой наземный комплекс управления дальними космическими аппаратами с единым центром управления позволит непрерывно сопровождать аппараты в круглосуточном режиме», — прокомментировал новинку генеральный директор ОКБ МЭИ Александр Чеботарев.

ГЛОНАСС в Никарагуа

А в Никарагуа открылась первая в Центральной Америке российская измерительная станция системы ГЛОНАСС. «Это первая станция ГЛОНАСС в Центральной Америке, и она начинает работать в Манагуа, что свидетельствует об уровне взаимопонимания России и Никарагуа», — сказал при открытии станции глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.

Российские ученые установили новую верхнюю границу биосферы Земли

В то же время ученые «РОСКОСМОСА» обнаружили на орбите Международной космической станции жизнеспособные споры и фрагменты ДНК микроорганизмов, устойчивые к неблагоприятным факторам космоса. Таким образом была установлена новая верхняя граница биосферы Земли. «Статистика обнаружения жизнеспособных единиц споровых бактерий (рода Bacillus) и спор грибов (рода Aureobasidium) в проведенных сеансах КЭ «Тест» составляет около 45%. Применение высокочувствительных молекулярных методов позволило в 70% случаев не только выявить фрагменты ДНК геномов различных микроорганизмов, но определить их тип. Так, в экспериментах разных лет были выявлены фрагменты: ДНК Mycobacteria как маркера гетеротрофного морского бактериопланктона, обитающего в Баренцевом море; ДНК экстремофильной бактерии Delftria; ДНК бактерий, близких по своей первичной структуре к бактериям, выявленным в пробах почвы острова Мадагаскар; ДНК растительных геномов; ДНК архебактерий (присутствует практически во всех пробах) и ДНК грибов Erythrobasidium и Cystobasidium», — сообщает пресс-служба «РОСКОСМОСА».

Полученные экспериментальные данные являются важнейшим фактическим материалом для исследования механизма рассеивания биокосмозоля из биосферы Земли в космическое пространство.

Запуск спутника нанокласса

Российские космонавты Федор Юрчихин и Сергей Рязанский во время выхода в открытый космос запустили новый российский профессиональный спутник нанокласса ТНС-0 № 2. «Универсальная наноспутниковая платформа, созданная в РКС по заказу РКК «Энергия», была доставлена на борт МКС транспортным кораблем «Прогресс» в июне этого года. Масса аппарата со всеми служебными системами составляет всего 4 кг, при этом он может брать на борт до 6 кг полезной нагрузки», — отметили в РКС.

Спутник пробудет на орбите от 3 до 5 месяцев.

Аппаратура, работающая в инфракрасных диапазонах

Специалисты Научного центра оперативного мониторинга Земли получили и обработали первый в истории снимок, сделанный аппаратурой многоканального радиометра среднего и дальнего инфракрасных диапазонов, установленной на космическом аппарате (КА) «Канопус-В-ИК». Так, им удалось зафиксировать тепловые точки на прикаспийских территориях России и Казахстана.

Отметим, что аппаратура КА «Канопус-В-ИК» способна обнаружить различные тепловые объекты, в том числе и очаги пожаров площадью всего 25 квадратных метров.

Вывести корабль в космос с помощью 3D-очков

В этом году в Ракетно-космической корпорации «Энергия» был открыт первый в России Центр виртуального проектирования космических кораблей и модулей. Центр позволит инженерам и технологам с помощью 3D-очков входить в виртуальный корабль или модуль и работать в искусственно созданном цифровом пространстве с использованием самых современных технологий, передает «РОСКОСМОС».

Космические туристы

В обозримом будущем «РОСКОСМОС» планирует создать люкс-отель на МКС. Гостиница площадью 90 квадратных метров будет иметь 4 каюты, столовую и помещение для медобслуживания. Туристы смогут выходить в интернет, фотографировать в открытом космосе и заниматься спортом на специальных тренажерах. Стоимость такой поездки будет равняться примерно 40 миллионам долларов.

Напомним, что идея возить в космос туристов созрела давно, еще в 90-е годы, когда в аренду одной из турфирм была сдана российская станция «Мир». Несколько богатых людей, заплатив по 15 миллионов долларов каждый, отправились в космос при помощи шаттлов НАСА. Но вскоре прибыльный бизнес пришлось закрыть, поскольку возникли проблемы с транспортировкой туристов в открытый космос.

Сейчас же туристов планируют возить на МКС при помощи российских кораблей «Союз».

news.rambler.ru