Как сделать настоящий самолет своими руками за $4 тысячи! Двигатель для самолета своими руками
Летательный аппарат своими руками
Желание летать не пропадало у человека никогда. Даже сегодня, когда путешествие на самолёте на другой конец планеты совершенно обычное дело, хочется своими руками собрать хотя бы простейший летательный аппарат и если не полететь самому, то хоть полетать от первого лица при помощи камеры, для этого используют беспилотные аппараты. Мы рассмотрим самые простые конструкции, схемы и чертежи и, возможно, осуществим свою давнюю мечту…
Содержание:
- Требования к сверхлёгким летательным аппаратам
- Требования к конструированию летательного аппарата
- Как построить высокоплан. Чертежи и схемы моделей
- Конструкция подкосного высокоплана
- Цельнодеревянный летательный аппарат ПМК3
Требования к сверхлёгким летательным аппаратам
Иногда эмоции и желание летать могут победить здравый смысл, а умение конструировать и грамотно проводить расчёты и слесарные работы и вовсе во внимание не берётся. Такой подход в корне неверный и поэтому ещё несколько десятков лет назад Министерством авиации были прописаны общие требования к самодельным сверхлёгким летательным аппаратам. Мы не станем приводить весь свод требований, а ограничимся только самыми важными.
- Самодельный ЛА обязан быть прост в управлении, простым в пилoтировании на взлёте и при посадке, причём применение нетрадиционных методов и систем управления аппаратом строго запрещается.
- При выходе из строя двигателя ЛА должен сохранять стабильность и обеспечивать безопасное планирование и посадку.
- Разбег ЛА до взлёта и oтрыва от грунта не больше 250 м, а взлётная скорость минимум 1,5 м/с.
- Усилия на ручках управления — в пределах 15-50 кгс в зависимости от выпoлняемого манёвра.
- Фиксаторы аэродинамических рулевых плоскостей обязаны выдерживать перегрузку не менее 18 единиц.
Требования к конструированию летательного аппарата
Поскольку летательный аппарат — это средство повышенного риска, то при проектировании конструкции ЛА не допускается использование материалов, сталей, тросов, метизов узлов и агрегатов неизвестного происхождения. Если в конструкции применяется древесина, то она обязана быть без видимых повреждений и сучков, а те отсеки и полости, в которых может скапливаться влага и конденсат, обязаны быть оборудованы дренажными отверстиями.
Использование гнутых труб и тяг крайне нежелательно, особенно в тех случаях, когда на них приходится высокая нагрузка на сжатие/растяжение. Все резьбовые крепления должны иметь контровку, а подвижные шарнирные соединения в обязательном порядке должны быть оборудованы механическим стопором. Гроверы и самоконтрящиеся гайки не применяются. Тросы не могут иметь узлов и повреждений жил и должны быть обработаны антикоррозионным составом.
Как построить высокоплан. Чертежи и схемы моделей
Самый простой вариант моторного летательного аппарата — моноплан с тянущим моторным винтом. Схема достаточно старая, но проверенная временем. Единственный недостаток монопланов в том, что в аварийных условиях покинуть кабину довольно затруднительно, мешает монокрыло. Зато по конструкции эти аппараты очень просты:
- крыло выполняется из дерева по двухлонжеронной схеме;
- рама стальная сварная, некоторые используют клёпаные алюминиевые каркасы;
- обшивка комбинированная или полотняная полностью;
- закрытая кабина с дверью, работающей по автомобильной схеме;
- простое пирамидальное шасси.
На чертеже выше представлен моноплан Малыш с 30-сильным бензиновым двигателем, взлётная масса составляет 210 кг. Самолёт развивает скорость 120 км/ч и имеет дальность полёта с десятилитровым баком около 200 км.
Конструкция подкосного высокоплана
На чертеже представлен одномоторный высокоплан Ленинградец, построенный группой питерских авиамоделистов. Конструкция аппарата также проста и незатейлива. Крыло изготовлено из сосновой фанеры, фюзеляж сварен из стальной трубы, обшивка классическая полотняная. Колеса для шасси — от сельхозтехники для того, чтобы можно было выполнять полёты со стартом с неподготовленных грунтов. Двигатель базируется на конструкции мотоциклетного мотора МТ8 на 32 лошадиных силы, а взлётная масса аппарата — 260 кг.
Аппарат показал себя превосходно с точки зрения управляемости и простоты маневрирования и на протяжении десяти лет успешно эксплуатировался и принимал участие в слётах и соревнованиях.
Цельнодеревянный летательный аппарат ПМК3
Также отличные лётные качества показал цельнодеревянный аппарат ПМК3. Самолёт имел своеобразную форму носовой части, приземлённое шасси с колёсами малого диаметра, кабина имела дверь автомобильного типа. Самолёт имел полностью деревянный фюзеляж с обшивкой из полотна и однолонжеронное крыло из сосновой фанеры. На аппарате установлен лодочный мотор Вихрь3 с водяным охлаждением.
Как видим, при определённых навыках в конструировании и проектировании, можно не только сделать действующую модель самолёта или беспилотник, но и вполне полноценный простейший летательный аппарат своими руками. Творите и дерзайте, удачных полётов!
nashprorab.com
требования к конструкции и советы
В настоящее время перелеты на самолетах уже не являются чем-либо необычным. Люди летают на них каждый день. Однако это не совсем то, что хочется. Чтобы удовлетворить желание полета, лучше всего сконструировать сверхлегкий летательный аппарат.
Какие требования предъявляются к сверхлегким ЛА
Когда данная сфера деятельности только начинала развиваться, многие люди допускали множество ошибок в конструкции или пренебрегали какими-либо важными требованиями, без учета которых полет был невозможен. По этой причине многим так и не удалось запустить свой собственный аппарат. Однако несколько десятков лет назад, Министерство авиации выпустило сборник определенных требований, предъявляющихся к сверхлегким летательным аппаратам. Их довольно много, однако среди них можно выделить несколько наиболее важных.
- Устройства, собранные своими руками, обязательно должны быть простыми в управлении, простыми в управлении при посадке, а также взлете. Кроме того, использовать какие-либо методы управления, кроме традиционных, строго запрещено.
- Если двигатель сверхлегкого самолета по какой-либо причине выходит из строя, его конструкция должна обеспечивать планирование и плавную посадку.
- Максимальный допустимый разбег летательного аппарата до взлета - не более 250 метров. Минимальная скорость во время разгона должна быть не меньше 1,5 м/с.
- Усилия, прилагаемые на ручку управления, должны находиться в пределах от 15 до 150 кгс в зависимости от сложности исполняемого маневра.
- Фиксаторы для рулевых плоскостей должны выдерживать нагрузку минимум в 18 единиц.
Конструкция
Помимо общих требований, предъявляющихся к сверхлегким самолетам, имеются также определенные условия, касающиеся конструкции этих устройств.
Основное требование к данного рода устройствам заключается в следующем. При строительстве аппарата недопустимо использовать стали, тросы, метизы узлов и прочие материалы неизвестного происхождения. Это связано с тем, что сам по себе агрегат относится к группе устройств повышенного риска для жизни человека. Еще одно очень важно условие заключается в том, что если сборка летательного аппарата своими руками происходит с применением древесины, то она должна быть без каких-либо видимых изъянов, сучков, червоточин и т.д. Кроме того, в тех отсеках, где может скапливаться влага по каким-либо причинам, должны быть обязательно обустроены дренажные отверстия.
Нюансы сборки
Использовать гнутые трубы или же тяги крайне не рекомендуется. Особенно это касается тех узлов, где возможно возникновение усилий на сжатие или растяжение материала. В обязательном порядке при сборке летательного аппарата своими руками нужно следить за тем, чтобы все резьбовые соединения имели контровку, а шарнирные соединения подвижного типа должны быть оборудованы механическим стопором. Использовать гроверы или же самоконтрящиеся гайки запрещается. Все тросы, использующиеся при сборке, должны быть без узлов, повреждения жил. Кроме того, они должны пройти обязательную обработку антикоррозионными составами.
Высокоплан
Наиболее простой в плане изготовления вариант самолета - это высокоплан. Эта модель моноплана с тянущим моторным винтом. Стоит отметить, что схема данного устройства уже довольно старая, но зато надежная и проверенная временем. Из недостатков у этих самолетов лишь один минус - при аварийной ситуации довольно проблемно покинуть кабину пилота из-за монокрыла. Однако конструкция этих агрегатов очень проста, что является наиболее важной особенностью при сборке летательного аппарата своими руками.
- Крыло конструируется из дерева по двухлонжерной схеме.
- Материал для рамы - сварная сталь. Можно также использовать клепаные алюминиевые варианты.
- В качестве обшивки можно использовать полностью полотняные материалы, а можно комбинированные типы.
- Кабина должна быть закрытого типа. Закрываться она должна дверью по типу автомобиля.
- В качестве шасси используется обычный пирамидальный тип устройства.
Высокоплан подкосной модели
Модель одномоторного высокоплана "Ленинградец" - это одна из разновидностей самодельного ЛА, конструкция которого также очень проста. Если собирать летательный аппарат своими руками, то нужно знать следующие детали. Крыло можно изготавливать из сосновой фанеры. Фюзеляж сваривается из обычной стальной трубы, а в качестве обшивки используется обычный полотняный вариант. В качестве колес для шасси были выбраны детали от сельской техники. Это делается для того, чтобы можно было стартовать с неподготовленной поверхности. Двигатель летательного аппарата базируется на конструкции мотоциклетного мотора модели МТ8, имеющего 32 лошадиных сил. Взлетная масса устройства получается - 260 кг.
Лучшие качества данный ЛА демонстрирует в области управления, а также простоты маневрирования.
Беспилотник своими руками
Беспилотные летательные аппараты (БПА) также довольно сильно распространены в настоящее время. Тут стоит сказать о том, что сборка данного агрегата, особенно если собирается он по последнему слову техники, будет стоить довольно дорого.
В качестве основного материала можно выбрать тот, который по характеристикам напоминает пенопласт, но при этом не будет деформироваться от применения клея, а его прочностные показатели будут выше. Также можно использовать довольно легкий, но при этом очень жесткий вспененный полиэтилен. Стоит добавить, что для сборки данного аппарата самостоятельно придется освоить навыки работы с паяльником.
fb.ru
Самолет своими руками - Жизнь в движении
2. Это американский двухместный легкий самолет Just Aircraft Highlander, первый в России. Сборка происходит в гараже.
3. Хотя каркас уже сварен, деталей очень и очень много, поэтому сборка будет завершена приблизительно весной 2013г.
4.
5. Топливный бак.
6. Колеса выбраны поменьше размером, на первое время. Позже планируется заменить их на поплавки.
7. Вся эта красота прибыла в Россию вот в этом ящике
8. Внутри - будущие крылья
9. Капот
10. Стойки шасси
11.
12. Затем решили прокатиться на аэродром Золотая долина
13.
14. Там есть такой вот самодельный ангар-мастерская для СЛА
15.
16.
17. Дельталет
18. Крылья дельталетов
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
saprpavel.livejournal.com
Самодеятельное авиастроение давно уже стало одним из самых популярных направлений научно-технического творчества. Всесоюзные смотры-конкурсы сверхлегких летательных аппаратов последних лет показали, что с каждым годом энтузиастов этого вида конструирования становится все больше; растет и число представляемых на конкурсы интересных и разнообразных аппаратов. К сожалению, увеличивается и доля неграмотно спроектированных машин. Причина здесь и в преобладании желания летать над возможностями конструировать, и в неумении подчас грамотно выполнять токарные, слесарные и сварочные работы, и, что самое главное - незнании порой основ требований к сверхлегким летательным аппаратам. В этом году Министерством авиационной промышленности разработаны и утверждены общие технические требования (ОТТ) к аппаратам любительской постройки. По многочисленным просьбам авиаторов-любителей публикуем этот документ. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие «Общие технические требования» (ОТТ) распространяются на все летательные аппараты (ЛА) любительской постройки, предъявляемые технической комиссии на освидетельствование для получения разрешения на полеты в клубах и на смотрах-конкурсах. 1.2. Техническая комиссия руководствуется данными ОТТ как обязательным минимумом требований и при необходимости может уточнить или дополнить отдельные требования .настоящих ОТТ. 2. ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ 2.1. На всех этапах полета ЛА не должен обладать особенностями, способствующими его непроизвольному выходу за эксплуатационные ограничения. По своим пилотажным свойствам ЛА должен быть доступен в управлении начинающим пилотам-любителям, простым в пилотировании на взлете, при посадке и выполнении простого пилотажа. Методы пилотирования ЛА не должны противоречить общепринятым методам пилотирования. Использование нестандартных систем управления запрещается. 2.2. Для ЛА любительской постройки должны соблюдаться следующие ограничения по скоростям: - скорость отрыва при взлете не менее 1,2 скорости сваливания; - скорость захода на посадку не менее 1,3 скорости сваливания; - посадочная скорость не менее 0,95 скорости сваливания; - крейсерская скорость не менее 1,3 скорости сваливания; - скорость сваливания не более 90 км/ч. Под скоростью сваливания понимается минимальная скорость, при которой появляются признаки интенсивного срыва потока на крыле - предупредительная тряска конструкции или ручки управления, парашютирование летательного аппарата. В качестве скорости сваливания (при отсутствии сваливания) может быть принята наименьшая скорость полета без крена, соответствующая полному отклонению руч«и управления в сторону уменьшения скорости в режиме малого газа работы двигателя. Сваливание должно сопровождаться опусканием носа ЛА без крена с последующим набором скорости, в противном случае ЛА должен иметь заметные для летчика признаки приближения к сваливанию. 2.3. При отказе двигателя должна быть обеспечена балансировка ЛА в установившемся прямолинейном полете, а также безопасное прекращение полета и выполнение посадки. 2.4. Посадка ЛА не должна требовать высокого мастерства летчика, исключительно благоприятных условий и повышенного внимания летчика. На разбеге и пробеге ЛА должен устойчиво держать заданное направление без тенденций к неуправляемому развороту. 2.5. Скороподъемность после отрыва должна быть не менее 1,5 м/с, разбег и пробег не должен превышать 250 метров, высота пролета над препятствием на границе взлетно-посадочной полосы - 10 метров. ЛА должен эксплуатироваться с бетонных, асфальтовых и грунтовых площадок с прочностью грунта не более 5 кг/см2. 2.6. Продольная статическая устойчивость ЛА должна проявляться в способности возвратиться в сбалансированное положение (по скорости и углу атаки) самостоятельно, без вмешательства летчика после устранения возмущения. 2.7. Путевая статическая устойчивость должна проявляться в стремлении ЛА выйти из скольжения при устранении отклонения руля направления. 2.8 Поперечная статическая устойчивость должна проявляться в стремлении ЛА поднять опущенное крыло при боковом скольжении. 2.9. ЛА должен обладать прямой реакцией по крену на отклонение руля направления. При больших углах скольжения не должен возникать реверс усилий на педалях руля направления. 2.10. Усилия на ручке и педалях управления на всех режимах полета должны находиться в пределах: - по тангажу от 2,5 кгс (продолжительно) до 25 кгс (кратковременно), - по крену от 1,5 кгс (продолжительно) до 15 кгс (кратковременно), - по курсу от 3 кгс (продолжительно) до 50 кгс (кратковременно). 3. ПРОЧНОСТЬ 3.1. К полетам по кругу с кренами не более 35° допускаются аппараты, имеющие максимальную эксплуатационную перегрузку 3 и минимальную - 1,5 при коэффициенте безопасности 1,5. К более сложным полетам допускаются аппараты, имеющие максимальную эксплуатационную перегрузку не менее 6. Для основных силовых элементов, в том числе для стыковых узлов, корневых частей лонжеронов, моторов, узлов управления, узлов навески рулей, отливок, тросовых тяг и расчалок рекомендуется коэффициент безопасности 3. Расчетные перегрузки и нагрузки определяются путем умножения эксплуатационных перегрузок и нагрузок на коэффициент безопасности. 3.2. Привязная система летчика, а также крепления грузов, которые при отрыве могут нанести повреждения пилоту, должны быть рассчитаны на эксплуатационную перегрузку 9, действующую вдоль продольной оси самолета, и боковую перегрузку ±2,5. 3.3. Узлы крепления аэродинамических рулевых поверхностей должны быть рассчитаны на перегрузку не менее 20. 4. КОМПОНОВКА 4.1. Если конструкция ЛА не обеспечивает безопасность летчика при полном или частичном капотировании, ЛА должен быть оборудован дугой безопасности, исключающей травмирование летчика. Расчетную перегрузку при полном капотировании принимать равной 3. 4.2. Компоновка силовых установок должна исключать попадание в плоскость вращения воздушных винтов рабочих мест летчиков, топливных баков и трубопроводов. Размещение двигателей, топливных баков и грузов над головой летчика не допускается. 4.3. Рабочие места членов экипажа должны быть оборудованы поясными и плечевыми привязными ремнями с простыми легкооткрывающимися замками, обеспечивающими четкую и надежную фиксацию. Рекомендуются замки, подобные используемым на спортивных самолетах Як-55 и Су-26. Привязные ремни должны иметь регулировку под рост летчика и закрепляться непосредственно на силовых элементах конструкции. Возможно также использование переходных узлов, обеспечивающих передачу нагрузок от привязной системы к силовым элементам. 4.4. На ЛА с двумя (и более) двигателями размещение их должно быть таким, чтобы в случае отказа любого летчик смог бы парировать разворачивающий и кренящий моменты органами аэродинамического управления. Поперечное расположение двух двигателей на ЛА с балансирным управлением не рекомендуется. 4.5. Зазор между концом лопасти воздушного винта и землей не должен быть меньше 150 мм при любом обжатии амортизации шасси. Зазоры между воздушным винтом и элементами конструкции ЛА не должны быть менее 25 мм. 5. КОНСТРУКЦИЯ 5.1. Все материалы, применяемые в конструкции, должны быть конденционными и по своим физико-механическим свойствам соответствовать уровню заявленных механических напряжений. Не допускается применение материала, марка которого неизвестна. 5.2. Древесина, применяемая в силовых элементах конструкции, должна быть прямослойной, без сучков, расслоений, следов гниения, грибковых поражений, плесени. 5.3. Все агрегаты и отсеки, в которых возможно скопление влаги, должны иметь дренажные отверстия в нижней точке. 5.4. Конструктивные элементы из древесины должны иметь покрытия, предохраняющие от гниения. Металлические элементы конструкции должны иметь антикоррозийные покрытия. 5.5. Не допускается наличие вмятин, трещин, рисок и других механических повреждений в силовых элементах конструкции. Конструкция ЛА должна обеспечивать возможность визуального осмотра основных силовых элементов. 5.6. Применение гнутых труб в силовых элементах и в системах управления допускается только в тех случаях, когда это обосновано и обеспечено соответствующим уровнем действующих напряжений. Изгибы труб и тяг, работающих в процессе эксплуатации на растяжение-сжатие, недопустимы. 5.7. Все применяемые разъемные соединения должны иметь контровку. В подвижных элементах конструкции (качалки и тяги управления, узлы навески рулей и т. п.), а также в элементах, подверженных высокому уровню вибраций (например, силовая установка), должны применяться исключительно механические способы стопорения: в виде контровки проволокой, шплинтами и т. п. Применение самоконтрящихся гаек и пружинных шайб в данном случае недопустимо. Контровка проволокой должна быть выполнена так, чтобы при откручивании гайки проволока растягивалась, а не ослаблялась. 5.8. Не допускается применение гнутых болтов и шпилек, а также болтов и шпилек, имеющих риски, царапины, следы износа, повреждения резьбы. В болтовых соединениях, работающих на срез, передача нагрузки на резьбу недопустима. 5.9. При соединении труб болтами, пистонами или заклепками необходимо обеспечить защиту труб от сплющивания применением распорных втулок или бужей. При этом внутренняя поверхность труб должна иметь антикоррозийное покрытие. 5.10.В конструкции и системах управления ЛА разрешается применять только стандартные многожильные стальные тросы промышленного изготовления. Тросы не должны иметь узлов и лопнувших прядей и должны быть защищены от коррозии. 5.11. Заделка троса в наконечник осуществляется разномерным обжатием наконечника по всей поверхности. Обжатие наконечника или трубки сплющиванием с двух сторон не допускается. Возможна заделка троса в медную трубку сплющиванием с двух сторон с обязательным последующим скручиванием обжатой трубки. 5.12. При любом способе заделки троса должен быть предусмотрен контроль вытяжки троса из наконечника, например, окраска троса у наконечника цветным лаком. 5.13. В проволочных расчалках и тягах должна применяться заделка концов в туроны из проволоки ВС такого же диаметра, как и расчалка. Число витков турона не менее 8. После свивки турон необходимо облудить, а короткий свободный конец проволоки загнуть на турон. 6. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 6.1. Двигатели ЛА при работе на месте после прогрева должны в течение пяти минут развивать взлетную мощность и обеспечивать устойчивую работу в диапазоне температур наружного воздуха ±30° С без перегрева, а также устойчивую работу на оборотах холостого хода без переохлаждения в течение 15 минут. 6.2. Узлы подвески двигателя должны эффективно поглощать вибрации. Допускается не менее 4 узлов крепления двигателя, расположенных так, чтобы сохранялась работоспособность конструкции при разрушении одного из узлов. 6.3. Воздушный винт самостоятельной постройки должен иметь моноблочную деревянную конструкцию. Применение иных винтов допускается только после проведения предварительных стендовых испытаний опытных образцов. 6.4. Запуск двигателя должен производиться пусковым устройством или приспособлением. Запуск рукой за лопасть винта не допускается. Останов должен осуществляться отключением системы зажигания выключателем с фиксированными положениями. 6.5. Высоковольтную проводку системы зажигания необходимо экранировать, чтобы она не создавала радиопомехи. Применение батарейных систем зажигания не рекомендуется, если такая система все-таки используется, емкость аккумулятора рассчитывается не менее чем на 8 часов непрерывной работы двигателя. 6.6. В случае применения двухискрового зажигания каждая свеча должна иметь свой источник энергии. Желательно иметь запаздывание появления искры на одной свече на 4-6° по углу поворота коленвала относительно искры на другой свече. Колпачки свечей должны иметь фиксаторы. 6.7. Силовая установка должна иметь возможно более низкий уровень шума двигателя; желательна установка глушителя. 6.8. Воздушные винты не должны иметь расслоений, трещин, надрезов, повреждений оковок. Не допускается касание кока о лопасти винта, кок не должен иметь трещин или царапин. 6.9. Силовая установка должна быть отделена от планера противопожарной перегородкой из негорючих материалов. 6.10. Скопление подтеков топлива или масла в зоне двигателя и в других отсеках конструкции не допускается. 7. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА 7.1. Топливный бак должен располагаться так, чтобы в случае его повреждения топливо не попало на горячие части двигателя. Емкость топливного бака должна быть рассчитана не менее чем на 30 минут работы двигателя на максимальном режиме. 7.2. Топливная система должна иметь: - указатель уровня топлива или устройство для его контроля на земле и в полете, - кран аварийной отсечки топлива (пожарный кран), - кран слива топлива, - фильтр тонкой очистки топлива, - дренажную систему, исключающую создание разряжения в баке по мере выработки топлива. 7.3. Кран слива топлива должен находиться в самой нижней точке топливной системы при стояночном положении ЛА на земле. Попадание топлива на элементы конструкции ЛА при сливе не допускается. 7.4. Рукоятка пожарного крана должна располагаться в зоне абсолютной доступности. Пожарный кран необходимо отделить от двигателя противопожарной перегородкой. 7.5. Забор топлива должен обеспечивать надежную работу двигателя при любых допустимых для данного ЛА эволюциях. В случае применения насосной подачи топлива должно быть исключено переполнение поплавковой камеры карбюратора с последующим проливом топлива. Применение поплавковых карбюраторов не рекомендуется. 7.6. Топливный бак должен иметь взрывобезопасную конструкцию, все трубопроводы топливной системы должны быть изготовлены из металла или бензостойких гибких шлангов. Подтекание топлива на всех участках топливной системы недопустимо. Трубопроводы необходимо защитить от вибраций. 8. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 8.1. Все органы управления должны иметь ограничители хода или отклонения (упоры). 8.2. Не допускается взаимное касание тросов или тяг управления, а также их касание элементов конструкции ЛА, минимальные зазоры - 5 мм. Должно быть исключено заклинивание проводки управления при деформации элементов конструкции в пределах эксплуатационных нагрузок. Потеря устойчивости тяг управления в пределах расчетных нагрузок не допускается. 8.3. При расчете систем управления за эксплуатационные должны быть приняты следующие нагрузки, прикладываемые к ручке управления и педалям: - по тангажу - 65 кгс - по крену - 32,5 кгс - по курсу (на каждую педаль) - 90 кгс 8.4. При использовании тросов в проводке управления изменение направления троса должно осуществляться с помощью роликов. Диаметр ролика должен быть в 20 раз больше диаметра троса. На ролике должны быть предохранительные элементы, исключающие соскакивание троса. На роликах не должно быть выбоин и трещин, они должны свободно вращаться. 8.5. Элементы проводки управления в кабине летчика должны быть защищены от попадания в них посторонних предметов. 9. ШАССИ 9.1. Для летательных аппаратов любительской постройки независимо от типа и размера (за исключением планеров и мотопланеров классической схемы) рекомендуется применение трехколесной схемы шасси с носовым колесом. Применение колес диаметром менее 300 мм для основных и носовых опор шасси не рекомендуется. 9.2. Шасси летательного аппарата любительской постройки должно быть рассчитано на посадку с вертикальной скоростью не менее 2,5 м/с. 10. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 10.1. Система электроснабжения по своей мощности должна соответствовать мощности всех ее потребителей. 10.2. Сечения проводов бортовой сети должны быть выбраны из расчета плотности тока не более 3 А/мм2. Электрожгуты должны быть смонтированы так, чтобы исключалось попадание на них бензина, масла и воды. Провода должны иметь бензо-, масло- и влагостойкую изоляцию. 10.3. Электропроводка должна быть двухпроводной. Использование в качестве массы металлических элементов конструкции на ЛА любительской постройки не рекомендуется. Крепление жгутов или отдельных проводов должно исключать возможность перетирания изоляции. В случае прохода через стенки и шпангоуты в них должны быть вставлены люверсы. 10.4. При подключении внешних источников электропитания необходимо предусмотреть меры, исключающие нарушение полярности подключаемых источников питания. 10.5. При установке на борт аккумуляторов должны быть предусмотрены меры, исключающие пролив электролита и попадание его на элементы конструкции. 10.6. В электросистеме должны быть предохранители, защищающие сеть от перегрузок и короткого замыкания. 11. ПРИБОРЫ ОБОРУДОВАНИЕ 11.1. Все ЛА любительской постройки с двигателями должны иметь следующий минимум приборов и оборудования: - указатель скорости, - высотомер, - тахометр двигателя, - указатель температуры головки цилиндра или температуры жидкости для двигателей с жидкостным охлаждением. В случае применения двигателей с раздельной смазкой дополнительно должны быть установлены указатель давления масла и указатель температуры масла. 11.2. На планерах с ограниченным временем и высотой полета приборы разрешается не устанавливать. 11.3. Все приборные индикаторы должны иметь разметку предельных режимов полета в виде полосок или меток красного цвета. На указателе скорости должны быть выделены скорость сваливания и максимальная скорость пилотирования, на тахометре - максимально допустимые обороты двигателя, на термометрах - предельно допустимые температуры и т. д. 11.4. На ЛА любительской постройки рекомендуется устанавливать УКВ-радиостанцию. 12. СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ 12.1. На всех ЛА должно быть предусмотрено использование спасательных парашютов летчика. Полеты без парашюта разрешаются на высотах не более 300 м. 12.2. Конструкция кабины и компоновка аппарата должны обеспечивать простое и быстрое покидание кабины экипажем в аварийной ситуации на земле и в воздухе. При проектировании должны быть рассмотрены способы безопасного покидания ЛА в воздухе, исключающие контакт пилота после отделения с элементами конструкции кабины, крыла, оперения, подкосами, воздушным винтом. 12.3. Фонарь кабины, если таковой имеется (или боковая дверь), должен быть оборудован быстроразъемным замком, обеспечивающим аварийный сброс в воздухе. Замки должны открываться единой рукояткой красного цвета, расположенной под левой рукой летчика. Траектория движения створки фонаря после сброса в воздухе должна исключать травмирование летчика. 12.4. В состав наземного оборудования должны входить средства пожаротушения и медицинская аптечка. |
hobbyport.ru
Как сделать настоящий самолет своими руками за $4 тысячи!
Думаешь, за такие деньги можно только велосипед собрать? Как бы не так! Бери пример с 45-летнего чешского слесаря Франтишека Гадравы, который умудрился своими руками создать личный самолет всего за 3 700 евро (чуть больше $4000).
За основу Франтишек взял американский легкомоторный самолет Mini-Max, созданный еще в 70-х годах. Чешский самоделкин установил 3-цилиндровый мотор чешской фирмы Verner, немного переосмыслил внешность и сделал удобнее место пилота. Важную роль сыграл тот факт, что чех работает на заводе по изготовлению инструментов для лесной промышленности. Поэтому многие детали он сделал прямо на рабочем месте.
Как говорит автор самодельного самолета, его творение может развивать 145 километров в час. Идея создания личного самолета родилась у него потому, что он живет за городом, а работает в городе. Если раньше он тратил около 30-40 минут на езду в одну сторону, то теперь – 10-15 минут утром и около 7-9 минут вечером. Дело в том, что по утру он не хочет будить еще спящих граждан и летит на работу через лес, а вот возвращается пролетом над деревней.
Единственный минус самолета заключается в том, что по прилёту на работу, чеху приходится приземляться на поле и тянуть свой транспорт на парковку.
topgir.com.ua
Как построить самолёт (часть I)
По оригинальной статье Дэвида Густафсона (David Gustafson)
На сегодняшний день в реестре FAA (Federal Aviation Administration, Федеральное управление гражданской авиации США) зарегистрировано свыше 30000 самодёльных самолётов (homebuild aircraft). Ещё примерно 30 тысяч находятся в состоянии конструирования.
Если попытаться ответить на вопрос о том, как же построить самолёт, то в ответ можно найти несколько различных способов. Некоторые строители решают купить всего-лишь кипу планов и чертежей, начав затем охотиться за подходящими для авиаконструирования материалами, собирать постепенно всё воедино, и продвигаясь к первому полёту. Такой способ можно назвать Постройкой с нуля, и он включает в себя большое количество работ по изготовлению отдельных частей и сборке. Другие наоборот, посылают чек соответствующей компании, заказывая полный набор фабрично изготовленных частей. Однажды они получают по почте несколько очень больших ящиков, открывают их и приступают к сборке.
Независимо от выбора, тот день, когда строитель взлетает на самолёте, который он построил в своей мастерской, будет полон уникальных ощущений. Выброс адреналина и чувство удовлетворения в момент взлёта практически не имеют равных среди всех человеческих переживаний.
Некоторые люди строят свой самолёт за 6-8 месяцев, другие тратят годы, а третьи и вовсе не заканчивают постройку. Кем-то было сказано, что постройка самолёта — не очень большая работа, а всего лишь огромная куча маленьких. И эти маленькие работы обычно являются упражнениями в аккуратности и точности. В конструировании самолёта есть не много вещей, которые можно сделать "на глаз". Там нет ничего приблизительного. Всё должно быть так, как описано в чертежах — ни больше, ни меньше. Постройка может потребовать некоторых специальных навыков, но большинство из них относительно легко получить. Ещё потребуется настойчивость, упорство, определенные навыки механика, и много размышлений. В этом деле много испытаний, которые, однако, приносят удовольствие и чувство удовлетворения от их преодоления.
На западе такую деятельность называют "хоумбилдинг" (homebuilding), потому что большинство людей строят свои самолёты в своих домашних гаражах или личных мастерских. Т.е. самолёт выходит из дома, чем и отличается от продукции, выпускаемой на фабричных конвейерах, таких как Cessna, Piper или Beechcraft. Термин хоумбилдинг появился в начале 1950-тых, когда Пол Побережны (Paul Poberezny) основал Ассоциацию Экспериментальной Авиации (Experimental Aircraft Association, EAA), которая изначально ориетнировалась только на "домашние постройки". Сертифицируя какой-либо новый самодельный летательный аппарат на предмет пригодности к полётам, FAA (Федеральное управление гражданской авиации США) регистрирует его в категории Экспериментальные Любительской Сборки (Experimental Amateur-Built).
Перед теми, кто питает надежды построить свой собственный самолёт, а потом и летать на нём, возникает ряд вопросов, которые сразу надо решить, прежде чем в первый раз отрезать кусок дерева, стали, алюминия или углеродного волокна. Должны быть решены вопросы стоимости, наличия опыта работы с материалами авиационных конструкций. Важно также сразу решить, где будет происходить конструирование проекта (с нуля или из набора), обладает ли выбранное место достаточным пространством, чтобы позволить завершить сборку крыльев и фюзеляжа. Нужно решить, как владелец планирует использовать построенный самолёт и как его обслуживать. Наконец, есть вопрос личности самого строителя: обладает ли он (или она) достаточной решительностью закончить все те "мелкие дела", регулярно возвращаться в мастерскую тогда, когда достигнут такой этап постройки, при котором тратятся многие и многие часы работы на те незаметные вещи, которыми невозможно полюбоваться, сделав шаг назад. Некоторые утверждают, что 90 процентов усилий приходятся на последние 10 процентов работы над проектом.
Тем не менее, нет никакой особой мистики в конструировании самолёта. Практически любой среднестатистический адекватный человек обладает нужными навыками и может создавать приемлемые для использования части самолёта. Старшеклассники строили самолёты, тюремные узники строили самолёты (хоть и не имели возможности летать на них), люди, лишённые некоторых конечностей, строили самолёты, и весьма пожилые люди тоже это делали. Большинство необходимых для такого проекта инструментов могут быть куплены в местном хозяйственном магазине, а некоторые компании вообще специализируются на продаже всех типов материалов, крепежа и инструмента, которые могут понадобится в этом деле.
Вопрос цены
Шестьдесят лет назад встречались проекты самолётов, украшающие мир самодельных летательных аппаратов, и стоящие ниже $1,000. В те дни было реально достать подержаный самолётный двигатель за $25-$50. Сегодня новый двигатель стоит $25,000. Пропеллер может стоить $10,000. Нередко можно встретить современные собранные самолёты, оснащённые IFR панелями, стоимость которых зашкаливает за $250,000.
Компания Sonex Aircraft предлагает полный набор двухместного самолёта, включая двигатель, за $28,000. На авиашоу Oshkosh 2012 они представили набор для сборки реактивного самолёта (тоже с двигателем), стоимостью $120,000.
В фирме Rans Aircraft предлагают набор двухместного S-65 Coyote II за $21,000 и ещё $14,000 за двигатель. Их же набор двухместного S-12XL Airaile продаётся за $23,000 без двигателя и за $42,000 с двигателем.
Набор одного корпуса самолёта Sportsman 2 + 2 от компании Glassair Aviation обойдётся примерно в $54,000. А набор для быстрой сборки корпуса четырёхместного самолёта RV-10 от Van's Aircraft стоит около $57,000.
Используя одни чертежи таких проектов как Volksplane, Baby Ace или Pietenpol Air Camper, корпус самолёта может быть собран за $10-$15 тысяч. Двигатель со средним пробегом в приемлемом состоянии можно купить за $8-$10 тысяч. Но такой вариант постройки требует от его сборщика дополнительных усилий по поиску материалов и составных частей для проекта. Усилия такого рода имеют примерно следущее соотношение: 2-4 часа поиска на один час непосредственного конструирования. Хотя, сегодня есть возможность совершить один телефонный звонок, либо потратить час за компьютером, чтобы заказать полный комплект материалов и компонентов, необходимых для успешного завершения проекта. Компании вроде Aircraft Spruce позаботятся обо всём.
Крайне важную роль в постройке с нуля играет качество материалов, используемых в конструкции проекта. Несмотря на то, что можно сэкономить существенное количество денег, покупая болты в местном магазине крепёжных изделий, и это правозаконно — это также может быть и смертельным. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ. Болты из ближайшего крепёжного магазина могут развалиться на части во время полёта. Это уже случалось, и с ужасающими последствиями.
Существуют сотни дизайнов и наборов, среди которых можно выбирать. Начиная от ультралайтов с маленькими двигателями, до реактивных самолётов. Цены значительно варьируются в зависимости от количества сидений, используемых материалов, установленных приборов и производительности готового самолёта.
Вам ничто не заменит собственного исследования вопроса. Выясняя всё это, вы не только выбираете дизайн. Хорошая идея — выделить достаточно времени на понимание того, какие навыки, инструменты, методы конструирования, рабочее пространство, и т.п. потребует проект.
У многих компаний-производителей существуют пробные (стартовые) наборы, на которых вы можете попробовать свои силы. Многие строители самолётов заказывают сначала такой пробный набор, либо набор какой-либо небольшой части самолёта — чаще руля направления или высоты. Вы сразу ознакомитесь с технологиями, применяемыми при сборке выбранного вами самолёта, поймёте, насколько вы к этому готовы. К примеру, будет лучше, если вы сразу на таком наборе поймёте, есть ли у вас аллергия на работу с композитными материалами.
Благодаря тому, что многие люди уже прошли через этот путь самостоятельного конструирования, есть возможность получить помощь в определении финальной стоимости проекта. Если пососедству с вами нет никого, кто построил именно вашу модель, то наверняка найдётся кто-то, кто собрал нечто похожее.
Здесь на помощь приходит EAA — Ассоциация Экспериментальной Авиации. Ассоциация имеет около тысячи отделений по всему миру. Англоязычный сайт EAA и сайт русского сообщества. Там можно найти единомышленников, общаться, задавать вопросы и делиться опытом. Многие люди охотно стремятся делиться своим опытом, знаниями и навыками, связанными с постройкой самолётов.
Обычно такие компоненты конструкции, как обивка, двигатель, авиационные приборы и краска покупаются позже и не входят в стандартные наборы. Естественно, цены этих составляющих тоже следует учитывать. Если двигатель по стоимости может обойтись в $25.000, то установка на приборную панель современных цифровых панелей может обойтись в два-три раза дороже.
Также будут расходы на обустройство рабочего места. Нужен верстак, достаточно большой, чтобы вместить на себе крылья или фюзеляж. Для сборки некоторых наборов требуется не только простые ручные, но и специфические инструменты. Хорошее освещение и источник тепла тоже понадобятся, особенно для северных широт. Конечно, по сравнению со стоимостью самолёта эти вещи стоят немного, но их, всё же, придётся купить.
Ещё при расчёте стоимости есть хорошая практика добавлять 10% к той сумме, которую вы насчитали. Цены на все авиационные материалы постоянно растут, и если проект занимает несколько лет, то на финальных фазах работ инфляция будет заметна.
И ещё одно: следует помнить, что производители наборов часто весьма оптимистичны в вопросе оценки необходимого времени для сборки их наборов. Некоторые компании откровенно лгут. Общение с людьми, которые уже собрали такой же набор, даст вам более верное представление о том, сколько времени займёт доведение вашего самолёта до первого взлёта.
Продолжение
skyforfree.ru
Как самостоятельно собрать радиоуправляемый самолет
Если поставлена цель построить самолет собственноручно, то тут есть два варианта – первый, купить специальный набор для последующей сборки самолета на радиоуправлении и второй – изготовлять все детали и узлы собственным силами, используя свои навыки и возможности. Второй вариант, нужно прямо и откровенно сказать, почти невозможно осуществить в домашних условиях, не приобретая, например, двигатели для самолета, будь они электрическими, или моторами внутреннего сгорания. А также пульт радиоуправления смонтировать тоже – это тоже довольно сложное оборудование.
Хотя есть возможность, как альтернативный вариант, оснастить самолет резиновой энергоустановкой, но согласитесь, что радиоуправление и допотопный двигатель самолета – это отнюдь не оптимальное, мягко говоря, решение для такого вида авиа моделирования. В общем, стремление все сделать самому, строя модель самолета с радиоуправлением, как бы выразились опытные авиамоделисты, не стоит эта «овчинка» такой сложной выделки. Или, как сказал в свое время известный персонаж по имени Козьма Прутков, что невозможно объять необъятное.
Итак, идем или ищем в насыщенном виртуальном пространстве интернет магазин и выбираем набор нужного оборудования для сборки радиоуправляемого самолета с электродвигателем, как правило такие наборы идут с чертежами или с готовой бумажной калькой либо эскизами деталей.
Для первой модели опытные авиамоделисты рекомендуют начать именно с таких моделей, у которых материалом для конструкции самолета является пенокартон.
Наборы оборудования, инструментов и материала для изготовления модели самолета с радиоуправлением
Для самолета необходим набор с таким оборудованием:
- электромотор, как правило, дешевый китайский с питанием от 7 до 11 вольт;
- 4 сервопривода, чтобы управлять двумя элеронами, рулем управления и рулем высоты;
- регулятор оборотов электродвигателя;
- аккумуляторная батарея;
- четырехканальный пульт радиоуправления в комплекте с приемником;
- 3-4 пропеллера, так как в процессе испытаний они быстро выходят из строя из-за неумелого обращения с авиамоделью.
Что касается необходимых инструментов и материалов, то пригодятся:
- для вырезания деталей модели хороший канцелярский нож;
- для крепления между собой деталей клей типа пистолет;
- угол для контроля соблюдения строго прямых углов деталей;
- линейка для контроля размеров тех или иных деталей;
- пенопласт, желательно трехмиллиметровый;
- скотч для крепления проводов питания электродвигателя, сервоприводов.
Из готовых эскизов в наборе нужно вырезать детали самолета и надежно их соединить с помощью клея между собой, где необходимо, усиливая детали вторым слоем пенокартона и уголками, например, как это показано на рисунках.
Ещё детали:
Склеиваем самолетик:
Для пущей привлекательно можно обтянуть авиа модель с помощью самоклеющейся пленки.
Для того чтобы правильно подключить электричество и электронику необходимо воспользоваться прилагаемой к набору схемой подключения, при этом нужно учесть установку таким образом, чтобы сервоприводы на элеронах двигались в разные стороны.
Настройка всех рабочих органов для радиоуправления моделью, проводят с помощью испытаний и тестирования или иначе говоря с помощью проб и ошибок, потому-то и нужно, чтобы было несколько пропеллеров в запасе.
Похожие радиосхемы и статьи:eschemo.ru