Раскрыты подробности о двигателе второго этапа для Су-57. Двигатель второго этапа


Двигатель второго этапа для ПАК ФА доведен до наземных испытаний

В рамках программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) отечественная оборонная промышленность должна создать не только новый истребитель, относящийся к пятому поколению, но и ряд различных изделий, необходимых для его строительства. Несколько дней назад появились сообщения о ходе текущих работ по проекту перспективного турбореактивного двигателя для самолета ПАК ФА.

Новые сообщения о ходе проекта были опубликованы информационным агентством ТАСС 2 сентября. Во время Восточного экономического форума журналисты агентства смогли получить новые сведения от генерального директора Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (КнААЗ) им. Ю.А. Гагарина Александра Пекарша. Руководитель предприятия рассказал, что двигатель второй очереди для самолета ПАК ФА уже готов и работает. В настоящее время испытания идут по плану. Прочие данные о текущих работах, однако, не были оглашены.

Незадолго до появления сведений о работах над двигателем ответственные лица огласили возможный ход дальнейших событий. Накануне открытия Восточного экономического форума губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт рассказал, что серийное производство новой авиационной техники может начаться в конце 2017 года. Истребители новой модели будут включены в государственный оборонный заказ на 2018 год. Площадкой для строительства самолетов программы ПАК ФА станет авиазавод в г. Комсомольск-на-Амуре.

Последние сообщения о ходе работ над двигателем для перспективного истребителя могут быть поводом для оптимизма. Проведение текущих испытаний приближает момент установки новых изделий на опытные самолеты с последующей проверкой в воздухе. Кроме того, эти работы открывают дорогу к серийному производству самолетам в полной комплектации, способным показать все расчетные характеристики.

Напомним, в связи с некоторыми особенностями разработки перспективных силовых установок было решено использовать в рамках проекта ПАК ФА двигатели нескольких типов. Изначально опытные самолеты Т-50 получили т.н. двигатели первой очереди – ими стали изделия АЛ-41Ф1. После появления нового двигателя т.н. второй очереди, имеющего требуемые характеристики, его планировалось внедрить в проект. На некоторых этапах программы ПАК ФА двигатели первой очереди рассматривались не только в качестве средства, способного обеспечить испытания, но и предлагались в контексте строительства первых серийных самолетах. Двигатели второго этапа, в свою очередь, должны были устанавливаться на серийной технике в дальнейшем.

В настоящее время самолеты Т-50 оснащаются двигателями первого этапа типа АЛ-41Ф1 или «Изделие 117». Такие двигатели основываются на существующих наработках, однако при этом подавляющее большинство узлов и агрегатов было разработано специально для них. Характерными чертами технического облика двигателей являются компрессор увеличенного диаметра, всеракурсное управление вектором тяги и автоматическая система управления с полной ответственностью. На форсажном режиме двигатель «Изделие 117» может развивать тягу до 15000 кгс. Также от предшественников он отличается повышенным до 4 тыс. часов ресурсом и сниженным расходом топлива.

Двигатели АЛ-41Ф1 уже несколько лет производятся серийно. Кроме того, ведется производство изделий АЛ-41Ф1С, предназначенных для серийных истребителей Су-35С. От двигателей для истребителей Т-50 они отличаются некоторыми особенностями конструкции и составом оборудования. Сохраняются основные возможности, в том числе управление вектором тяги, однако максимальная тяга снижена на 500 кгс. Кроме того, вместо новейшей электронной системы управления применяется проверенная временем электромеханическая.

В будущем истребители пятого поколения должны будут получить новые турбореактивные двигатели, сейчас известные под обозначением «Изделие 30». В соответствии с техническим заданием, такая силовая установка должна развивать тягу не менее 16000 кгс, а также использовать самые современные наработки в различных областях. Создание «Изделия 30» было поручено Объединенной двигателестроительной корпорации, а именно ее дивизиону «двигатели для боевой авиации». Головным разработчиком, координирующим работу всех предприятий-исполнителей, было назначено ОКБ им. А.М. Люльки, являющееся филиалом Уфимского моторостроительного производственного объединения. Также к работам привлечены некоторые другие организации и предприятия. Серийное производство перспективных изделий предполагается развернуть в Уфе.

Разработка проекта «Изделие 30» была завершена в прошлом году. В ходе аэрокосмической выставки в Ле-Бурже представители российской промышленности рассказали о завершении технического проектирования нового двигателя. По состоянию на середину июня 2015 года проект находился на стадии подготовки технической документации, необходимой для изготовления опытных изделий. До конца года планировалось собрать два двигателя-демонстратора. На тот момент все работы велись в соответствии с установленным графиком.

В марте 2016 года представители головного разработчика вновь рассказали о текущих работах. Упоминалось, что прототип нового двигателя пока находится в производстве. Одновременно с этим велись испытания внутреннего контура изделия, выполненного в виде отдельного агрегата. Полноценный прототип «Изделия 30» планировалось отправить на испытания летом.

Согласно последним сообщениям представителей оборонной промышленности, т.н. двигатель второго этапа уже начал испытания на наземном стенде. В течение некоторого следующего времени проверки этого изделия должны быть завершены, по результатам чего будет решаться вопрос об установке двигателей нового типа на опытные самолеты с последующими испытаниями техники в воздухе. По-видимому, все эти работы будут выполняться в этом и следующем годах.

Точные сроки завершения работ по новому двигателю и развертыванию его серийного производства с целью оснащения перспективной авиационной техники пока не уточнялись. В прошлом году представители авиационной промышленности упоминали, что опытно-конструкторские работы по «Изделию 30» будут продолжаться до 2020 года. Незадолго до этого, в декабре 2014 года генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации Владислав Масалов указывал на возможность проведения первого полета Т-50 с двигателем второго этапа в 2017 году. В ноябре прошлого года появились новые сведения на этот счет. Согласно заявлению заместителя генерального конструктора ОДК Виктора Белоусова, первый полет самолета с новой силовой установкой произойдет только в 2018 году.

Выставочный образец двигателя АЛ-41Ф1С

Появление серийных двигателей новой модели с требуемыми параметрами даст перспективным истребителям пятого поколения возможность демонстрации основных характеристик на необходимом уровне. В первую очередь, должен произойти прирост скорости, дальности и других летных характеристик. Кроме того, увеличение тяги может использоваться для повышения боевой нагрузки с соответствующими последствиями для эффективности применения техники.

По разным оценкам, нормальная взлетная масса самолета Т-50 будет находиться в пределах 30 т, максимальная – до 37 т. При таких весовых показателях два двигателя тягой не менее 16000 кгс смогут обеспечить тяговооруженность не менее 0,85, в зависимости от полезной нагрузки и запаса топлива. При этом в некоторых случаях этот параметр будет превышать единицу, что даст заметные преимущества перед существующими и перспективными самолетами. К примеру, ожидается возможность разгона до высоких сверхзвуковых скоростей без необходимости использования форсажа. Как следствие, перспективный истребитель будет отличаться от другой авиационной техникой пониженным расходом топлива, что должно положительным образом сказаться на показателях дальности.

В настоящее время в программе испытаний проекта ПАК ФА задействовано шесть летных опытных образцов самолета Т-50. Все они на данный момент оснащены двигателями первого этапа АЛ-41Ф1. В обозримом будущем планируется построить несколько новых прототипов, которые так же будут участвовать в испытания. Особенности комплектации новой техники пока официально не уточнялись, но есть основания полагать, что некоторые новые машины в будущем смогут получить двигатели второго этапа. Испытания такой техники, по последним данным, начнутся только в 2018 году.

Из имеющихся сведений о двигателях следует, что первые серийные самолеты новой модели, как это планировалось ранее, будут комплектоваться двигателями первого этапа. «Изделия 30», по-видимому, будут устанавливаться только на технике более поздних выпусков. Согласно последним планам министерства обороны, до конца текущего десятилетия авиационная промышленность должна будет выпустить и передать заказчику более полусотни самолетов Т-50. Какое количество техники получит новые двигатели – пока не ясно.

Разработка нового двигателя является одной из самых сложных составляющих программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации», что, в частности, выражается в регулярном пересмотре сроков выполнения тех или иных работ. Тем не менее, к настоящему времени двигатель второго этапа доведен до стадии наземных испытаний, что приближает следующие проверки. Завершение текущих работ, в свою очередь, приблизит момент установки опытных двигателей на самолеты-прототипы. Поэтому в обозримом будущем следует ждать новые сообщения как о ходе программы ПАК ФА в целом, так и об отдельных проектах в ее рамках.

По материалам сайтов:http://tass.ru/https://lenta.ru/http://ria.ru/http://paralay.com/http://bmpd.livejournal.com/

topwar.ru

«Двигатель второго этапа» для Т-50 начинает жить. | Блог Дмитрий Савицкий

Пришло подтверждение утреннему сообщению про двигатель для  Т-50 (см: Первый полёт 7-го экземпляра Т-50. Первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора "изделие 30" https://cont.ws/post/433163). Здесь Вы можете ознакомиться с развернутой инфой по теме

Россия продвинулась еще на один шаг в создании уникального инженерного продукта - «двигателя второго этапа» для новейшего истребителя Т-50. Произвести такое изделие в чем-то даже сложнее, чем космический корабль, и делать это умеют только считанные страны в мире. Во многом благодаря именно новому двигателю российский Т-50  будет  конкурировать с американским F-22.

В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки состоялся первый запуск стендового образца «изделия 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА (Т-50).

«В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов»

«В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки (Москва, филиал ПАО «УМПО») состоялся первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора «изделие 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА, в подтверждение чему приводится соответствующий плакат», – говорится в блоге bmpd, выходящем под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), в «Живом Журнале». Блогеры уточняют, что запуск состоялся 11 ноября, и ссылаются на информацию с веб-ресурса paralay.iboards.ru.

Буквально в начале сентября стало известно, что этот двигатель (так называемое изделие 30) готов в «металле». Теперь начались стендовые испытания. Буквально месяц назад были названы планы по старту полетных испытаний нового двигателя, важнейшего и уникального инженерного сооружения. Гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявил, что двигатель второго этапа для ПАК ФА должен приступить к испытаниям в составе комплекса только в четвертом квартале 2017 года. Остальные работы по двигателю ПАК ФА, по его словам, будут развернуты в период с 2018 по 2020 год с прохождением госиспытаний в 2020 году.

Переходная ступень

Единственной страной, которая имеет в своем арсенале истребитель пятого поколения (и соответствующие двигатели для него) – это США. И Россия намерена стать второй страной, имеющей двигатель такого высокого класса. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Т-50 машиной пятого поколения.

Сейчас ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) оснащают так называемым двигателем первого этапа, который является промежуточным звеном. Двигатель первого этапа – это также значительное достижение. Однако он является всего лишь модернизированным агрегатом, в котором были опробованы ряд современных наработок. Создание подобного промежуточного звена - обычная поэтапная работа, характерная для любых высокотехнологичных продуктов.

«В Советском Союзе многие перспективные самолеты взлетали на двигателях от предшественников, на переходных движках. Это было нужно, чтобы начать испытания и отрабатывать узлы, не зависящие от двигателя. Однако выполнение всех требований, предъявляемых истребителю пятого поколения, возможно только при использовании двигателя второго этапа», - говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Создание двигателя второго этапа эксперт оценивает крайне высоко.

«Это означает, что российская авиационная наука и промышленность совершит качественный переход. Были заявления, что двигатель второго этапа по своим характеристикам не будет уступать тем, что стоят на американском F-22. Надеюсь, что это состоится», - говорит Олег Пантелеев.

Уникальность инженерного чуда

По понятным причинам, детальной информации о конструктивных решениях, примененных в двигателе, нет. Однако предъявляемые к нему требования известны.

Во-первых, это определенный уровень энерговооруженности – возможность совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Сейчас истребители ходят на крейсерской скорости (дозвуковой), а на сверхзвук переходят только на форсаже. Переход на сверхзвук без форсажа дает принципиально новые боевые возможности. По различным оценкам, двигатель второго этапа (тип 30) эффективнее, чем двигатель АЛ-41Ф1 «тип 117» на 20-25%.

Во-вторых, это повышенные удельные показатели, в частности, тяги, приходящейся на единицу массы двигателя.

В-третьих, повышенное требование к обеспечению малой заметности различного диапазона.

«Плюс высокая надежность, контролепригодность благодаря встроенной мощной системе диагностики. Наконец, некоторое упрощение конструкции, то есть меньшее количество узлов и меньшие в пересчете на тягу габариты», - добавляет Пантелеев.

Все дело в лопатках

Исторически в создании двигателей большой тяги для истребителей преуспели только две державы – СССР и США. В этой гонке выигрывала то одна, то другая сторона. При этом, догнать Россию и США до сих пор так никому не удалось, хотя, безусловно, многие страны пытались и тратили на это огромные усилия. Например, китайцы хотели сделать подобный двигатель для своего аналога истребителя Су-30.

«Китайские разработки в значительной степени ориентировались на доступный им уровень технологий, который они могли изучить на поставляемых в Китай самолетах. Другими словами, что подсмотрели, то и смогли воспроизвести. Причем, судя по некоторым замечаниям, вопрос обеспечения надежности и высокого ресурса двигателей в полной мере решить китайской стороне так и не удалось», - уверяет Олег Пантелеев.

«Невозможно получить те же параметры, просто скопировав внешние размеры и облик. Если раньше достаточно было тщательно обмерить и сделать продукт по таким же чертежам, то сегодня и материалы, и технологии изготовления деталей из этих материалов позволяют на десятки процентов, а иногда и в разы изменить характеристики узла. Плюс нанесение различного рода покрытий. Все это является большой тайной и предметом серьезных научных изысканий российских и американских производителей», - добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Например, одной из уникальных разработок российских инженеров для двигателя второго этапа являются композитные металлокерамические лопатки турбины. Они сделаны из особо жаропрочных сплавов и имеют крайне сложную конструкцию. Воссоздать такой элемент, просто увидев и скопировав двигатель, конечно, нельзя. Секрет не только в составе уникальных сплавов, который узнать несложно - но и в технологии литья. В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов. От этого параметра напрямую зависит эффективность двигателя.

Известно, что из уникальных разработок кроме лопаток двигателя, используется также т.н. «плазменная форсажная камера» (система зажигания), которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени в форсажной камере на больших высотах. Иными словами, это позволяет осуществлять бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя.

Также мотор будет иметь хорошие характеристики по газодимаческой устойчивости. «Это позволит самолету выполнять все без исключения маневры, включая фигуры высшего пилотажа», - поясняет Пантелеев.

Двигатель второго этапа также получит высокую приемистость, что позволит, принимая оперативно решения о выполнении того или иного маневра, повышать тягу до требуемых значений. Наконец, для него будет использована полностью цифровая система управления, имеющая при этом высочайшую степень надежности и безотказности.

http://vz.ru//economy/2016/11/...

18 ноября 2016, 22:15  Фото: Vitaly V. Kuzmin/wikipedia.org  Текст: Ольга Самофалова

Двигателестроение

«Триумф» и «Триумфатор» получили сверхмощные дизели 8493.10-34. Продукция ТМЗ. Цикл Моторостроение России https://cont.ws/addpost/398947 13.10.16

Воронежское ОКБМ впервые за 20 лет сертифицировало новый авиадвигатель М-14В26В1, последний из линейки двигателей М-14. Моторостроение России https://cont.ws/post/367288 08/09/16

Ту-160 выйдут в стратосферу https://cont.ws/post/345476 15.08.16

На Урале запущено производство линейки универсальных дизельных двигателей нового поколения ДМ-185. Видео. https://cont.ws/post/319782 15.07.16 ..

Авиация будущего: какими будут новейшие российские авиадвигатели. + Як-152 планируется в серию с весны 2017г. https://cont.ws/post/304661 26.06.16...

Корвет "Гремящий" оснастили двигателем производства РФ https://cont.ws/post/275058 20/05/16..

В России начато производство двигателей для вертолетов взамен украинских. Больше самолетов и вертолетов, хороших и разных! 23/06/16 https://cont.ws/post/301988...

×

cont.ws

Двигатель Второго Этапа Для Т 50. Военные технологии. informatik-m.ru

В году бдут изготовлены два первых образца двигателя второго этапа для ПАК ФА

АО Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в состав государственной корпорации Ростех ) уже в году изготовит два первых опытных образца штатного двигателя (так называемый двигатель второго этапа - изделие 30 ) для российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Об этом сообщил 17 июня году агенству РИА Новости генеральный директор ОДК Владислав Масалов.

Технический проект двигателя второго этапа для ПАК ФА выполнен, и в настоящее время идет разработка конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя. В году будет изготовлено два двигателя-демонстратора. Работы по двигателю для ПАК ФА ведутся в полном соответствии с госконтрактом и на сегодняшний день мы находимся в графике , — сказал Масалов на проходящем в Ле Бурже международном авиационно-космическом салоне Paris Air Show.

Четвертый летный опытный образец российского истребителя пятого поколения ПАК ФА - самолет Т-50-4 (бортовой номер 04 ). Все опытные образцы ПАК ФА оснащены двигателями первого этапа изделие 117 (АЛ-41Ф1). Кубинка, 17.06. (с) Александр Воривошин / russianplanes.net

В сообщении РИА Новости также говорится, что, как сообщал Масалов в феврале этого года на авиавыставке Aero India- в индийском городе Бангалор, опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию двигателя второго этапа завершатся в 2020 году. Пока же опытные образцы ПАК ФА летают с двигателем первого этапа — изделием 117 , который уже запущен в серийное производство.

Двигатель второго этапа по топливной эффективности и удельной тяге будет значительно превосходить двигатель первого этапа, изделие 117 , а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров будет полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения. В этом году будут проводиться стендовые испытания как узлов, так и газогенератора, рассказал в феврале Масалов.

Со стороны bmpd напомним, что разработка для ПАК ФА двигателя второго этапа ( изделие 30 ) максимальной тягой до 16000 кг и более ведется в кооперации между предприятиями дивизиона Двигатели для боевой авиации ОДК, при этом КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал ОАО Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) – ОКБ им. А.Люльки . В кооперации также задействованы АО НТЦ газотурбостроения Салют (Москва) и ОАО НПП Мотор (Уфа). Кроме того, в работе участвуют и конструкторы ОАО НПО Сатурн (Рыбинск), входящего в другой дивизион ОДК – Двигатели для гражданской авиации . Головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО. Первый полет Т-50 с опытными двигателями изделие 30 намечен на год.

Началось производство прототипа двигателя второго этапа для ПАК ФА

Т-50-5 Фотография: КнААЗ

Объединенная двигателестроительная корпорация приступила к производству узлов и газогенератора двигателя второго этапа для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в корпорации, технический облик штатного двигателя для истребителя уже сформирован.

Ранее сообщалось, что сборка первого двигателя — демонстратора технологий, известного также под обозначением «изделие 30», завершится в году. После этого будут проводиться наземные испытания новой силовой установки. В году двигатель второго этапа планируется установить на летающую лабораторию. Как ожидается, серийная установка «изделия 30» на Т-50 начнется в 2023-2025 году.

Разработка силовых установок для российского истребителя пятого поколения ведется в два этапа. На первом самолеты получили модифицированные двигатели АЛ-41Ф1 («изделие 117»), разработанные на базе АЛ-41Ф1С для истребителя Су-35С. Все уже построенные летные прототипы ПАК ФА уже летают при помощи АЛ-41Ф1. Эти двигатели будут устанавливаться на Т-50 до середины 2020-х годов.

Двигатель второго этапа, предположительно, сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа. Силовая установка будет отличаться от АЛ-41Ф1 повышенной топливной эффективностью и меньшей стоимостью жизненного цикла. «Изделие 30» сможет обеспечивать Т-50 сверхзвуковую крейсерскую скорость полета.

Нынешние двигатели АЛ-41Ф1 способны развивать тягу в 86,3 килоньютона и до 147 килоньютонов в режиме форсажа. Силовая установка оснащена плазменной системой зажигания и всеракурсным управлением вектором тяги.

Первые образцы двигателя второго этапа для ПАК ФА выпустят в году

© Фото: ОАО «Компания «Сухой»

ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 17 июн — РИА Новости. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в Ростех) уже в этом году изготовит два опытных образца штатного двигателя для российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50), сообщил в среду РИА Новости генеральный директор ОДК Владислав Масалов.

Технический проект двигателя второго этапа для ПАК ФА выполнен, и в настоящее время идет разработка конструкторской документации для изготовления опытных образцов двигателя. В году будет изготовлено два двигателя-демонстратора. Работы по двигателю для ПАК ФА ведутся в полном соответствии с госконтрактом и на сегодняшний день мы находимся в графике , — сказал Масалов на проходящем в Ле Бурже международном авиационно-космическом салоне Paris Air Show.

Как сообщал Масалов РИА Новости в феврале этого года на авиавыставке Aero India- в индийском городе Бангалор, опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию двигателя второго этапа завершатся в 2020 году. Пока же опытные образцы ПАК ФА летают с двигателем первого этапа — изделием 117 , который уже запущен в серийное производство.

Двигатель второго этапа по топливной эффективности и удельной тяге будет значительно превосходить двигатель первого этапа, изделие 117 , а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров будет полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения. В этом году будут проводиться стендовые испытания как узлов, так и газогенератора, рассказал в феврале Масалов.

Штатный двигатель пятого поколения для ПАК ФА создадут к 2020 году

БАНГАЛОР (Индия), 19 фев — РИА Новости. Опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию штатных двигателей пятого поколения — двигателей второго этапа — для истребителя ПАК ФА завершатся в 2020 году, сообщил в четверг РИА Новости глава Объединенной двигателестроительной корпорации Владислав Масалов.

Создание первого опытного образца двигателя второго этапа мы планируем завершить в году, а в -м обеспечить его установку на летающую лабораторию. ОКР по двигателю должны быть завершены в 2020 году , — сказал Масалов на авиавыставке Aero India-.

Пока же опытные образцы ПАК ФА летают с двигателем первого этапа — изделием 117 , который уже запущен в серийное производство, указал собеседник агентства.

Он отметил, что двигатель второго этапа по топливной эффективности и удельной тяге будет значительно превосходить двигатель первого этапа, изделие 117 , а по конструктивно-технологическому исполнению и уровню достигаемых параметров будет полностью соответствовать мировому уровню двигателя пятого поколения.

В этом году будут проводиться стендовые испытания как узлов, так и газогенератора, рассказал Масалов.

По его словам, двигатель второго этапа для ПАК ФА создается в кооперации всех конструкторских бюро ОДК, а головным разработчиком является ОКБ имени А.М. Люльки. Главный конструктор проекта — Евгений Марчуков.

© AP Photo/ Francois Mori

Источники: http://cont.ws/post/94490, http://nplus1.ru/news//07/14/engine, http://ria.ru/defense_safety/0617/1074018083.html, http://ria.ru/defense_safety/0219/1048529307.html

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

Раскрыты подробности о двигателе второго этапа для Су-57

Двигатель второго этапа «Тип-30» создается в тех же габаритах, что и уже установленный на Су-57 АЛ-41Ф1, при этом его использование на Су-35 маловероятно, рассказал «Звезде» заместитель технического директора Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Гагарина Юрий Кондратьев.

«Двигатель второго этапа пытаются сделать в тех же габаритах, поэтому больших доработок в связи с его внедрением мы не планируем», - сказал Кондратьев.

По его словам, на самолетах, которые уже поступили в войска, также будет произведена замена двигателей.

«Самолеты будут поставляться с двигателями первого этапа, потому что двигатель второго этапа только проходит испытания. Но в любом случае после их испытаний и рекомендаций будет доработка по замене двигателя в эксплуатирующих частях», - подчеркнул Кондратьев.

При этом использование этих двигателей на истребителе Су-35 маловероятно.

«Не готов сказать. Думаю, что нет», - сказал Кондратьев, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента «Звезды».

При этом он подчеркнул, что предприятие готово к производству любого числа Су-57, которое потребуется Министерству обороны.

«Завод готовится к постановке на производство этого самолета. Мы являемся его головным производителем и будем его изготавливать в любых количествах», - сказал представитель КнААЗ.

Программа создания Су-57 подразумевает использование двигателя АЛ-41Ф1, который используется  в том числе на Су-35, на первом этапе испытаний, а нового двигателя, известного как «Тип-30» - на втором. Первый полет с этим двигателем самолет совершил в декабре прошлого года.

Следует отметить, что «Тип-30», является полностью новой разработкой, а не модификацией. Он обладает большей тягой, электронными системами управления и меньшим расходом топлива. Это позволит увеличить маневренность самолета, а в перспективе и радиус действия.

Минобороны РФ и компания «Сухой» подписали контракт на поставку до 2020 года двух истребителей пятого поколения Су-57 на форуме «Армия-2018». Документ подразумевает поставку двух истребителей Су-57 в срок между 2018-2020 годами, первый самолет должен быть передан заказчику в следующем году.

tvzvezda.ru

«Двигатель второго этапа» начинает жить

65466567657

Россия продвинулась еще на один шаг в создании уникального инженерного продукта – «двигателя второго этапа» для новейшего истребителя Т-50. Произвести такое изделие в чем-то даже сложнее, чем космический корабль, и делать это умеют только считаные страны в мире. Во многом благодаря именно новому двигателю российский Т-50 сможет конкурировать с американским F-22.

В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки состоялся первый запуск стендового образца «изделия 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА (Т-50).

«В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки (Москва, филиал ПАО «УМПО») состоялся первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора «изделие 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА, в подтверждение чему приводится соответствующий плакат», – говорится в блоге bmpd, выходящем под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) в «Живом Журнале». Блогеры уточняют, что запуск состоялся 11 ноября, и ссылаются на информацию с веб-ресурса paralay.iboards.ru.

Буквально в начале сентября стало известно, что этот двигатель (так называемое изделие 30) готов «в металле». Теперь начались стендовые испытания. Буквально месяц назад были названы планы по старту полетных испытаний нового двигателя, важнейшего и уникального инженерного сооружения. Гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявил, что двигатель второго этапа для ПАК ФА должен приступить к испытаниям в составе комплекса только в четвертом квартале 2017 года. Остальные работы по двигателю ПАК ФА, по его словам, будут развернуты в период с 2018 по 2020 год с прохождением госиспытаний в 2020 году.

Переходная ступень

Единственная страна, которая имеет в своем арсенале истребитель пятого поколения (и соответствующие двигатели для него), – это США. И Россия намерена стать второй страной, имеющей двигатель такого высокого класса. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Т-50 машиной пятого поколения.

Сейчас ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) оснащают так называемым двигателем первого этапа, который является промежуточным звеном. Двигатель первого этапа – это также значительное достижение. Однако он является всего лишь модернизированным агрегатом, в котором были опробованы ряд современных наработок. Создание подобного промежуточного звена – обычная поэтапная работа, характерная для любых высокотехнологичных продуктов.

«В Советском Союзе многие перспективные самолеты взлетали на двигателях от предшественников, на переходных движках. Это было нужно, чтобы начать испытания и отрабатывать узлы, не зависящие от двигателя. Однако выполнение всех требований, предъявляемых истребителю пятого поколения, возможно только при использовании двигателя второго этапа», – говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Создание двигателя второго этапа эксперт оценивает крайне высоко.

«Это означает, что российская авиационная наука и промышленность совершит качественный переход. Были заявления, что двигатель второго этапа по своим характеристикам не будет уступать тем, что стоят на американском F-22. Надеюсь, что это состоится», – говорит Олег Пантелеев.

Уникальность инженерного чуда

По понятным причинам детальной информации о конструктивных решениях, примененных в двигателе, нет. Однако предъявляемые к нему требования известны.#{weapon}

Во-первых, это определенный уровень энерговооруженности – возможность совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Сейчас истребители ходят на крейсерской скорости (дозвуковой), а на сверхзвук переходят только на форсаже. Переход на сверхзвук без форсажа дает принципиально новые боевые возможности. По различным оценкам, двигатель второго этапа (тип 30) эффективнее, чем двигатель АЛ-41Ф1 (тип 117), на 20–25%.

Во-вторых, это повышенные удельные показатели, в частности, тяги, приходящейся на единицу массы двигателя.

В-третьих, повышенное требование к обеспечению малой заметности различного диапазона.

«Плюс высокая надежность, контролепригодность благодаря встроенной мощной системе диагностики. Наконец, некоторое упрощение конструкции, то есть меньшее количество узлов и меньшие в пересчете на тягу габариты», – добавляет Пантелеев.

Все дело в лопатках

Исторически в создании двигателей большой тяги для истребителей преуспели только две державы – СССР и США. В этой гонке выигрывала то одна, то другая сторона. При этом догнать Россию и США до сих пор так никому и не удалось, хотя, безусловно, многие страны пытались и тратили на это огромные усилия. Например, китайцы хотели сделать подобный двигатель для своего аналога истребителя Су-30.

«Китайские разработки в значительной степени ориентировались на доступный им уровень технологий, который они могли изучить на поставляемых в Китай самолетах. Другими словами, что подсмотрели, то и смогли воспроизвести. Причем, судя по некоторым замечаниям, вопрос обеспечения надежности и высокого ресурса двигателей в полной мере решить китайской стороне так и не удалось», – уверяет Олег Пантелеев.

«Невозможно получить те же параметры, просто скопировав внешние размеры и облик. Если раньше достаточно было тщательно обмерить и сделать продукт по таким же чертежам, то сегодня и материалы, и технологии изготовления деталей из этих материалов позволяют на десятки процентов, а иногда и в разы изменить характеристики узла. Плюс нанесение различного рода покрытий. Все это является большой тайной и предметом серьезных научных изысканий российских и американских производителей», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Например, одной из уникальных разработок российских инженеров для двигателя второго этапа являются композитные металлокерамические лопатки турбины. Они сделаны из особо жаропрочных сплавов и имеют крайне сложную конструкцию. Воссоздать такой элемент, просто увидев и скопировав двигатель, конечно, нельзя. Секрет не только в составе уникальных сплавов, который узнать несложно, но и в технологии литья. В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов. От этого параметра напрямую зависит эффективность двигателя.

Известно, что из уникальных разработок кроме лопаток двигателя используется также т. н. плазменная форсажная камера (система зажигания), которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени в форсажной камере на больших высотах. Иными словами, это позволяет осуществлять бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя.

Также мотор будет иметь хорошие характеристики по газодинамической устойчивости. «Это позволит самолету выполнять все без исключения маневры, включая фигуры высшего пилотажа», – поясняет Пантелеев.

Двигатель второго этапа также получит высокую приемистость, что позволит, принимая оперативно решения о выполнении того или иного маневра, повышать тягу до требуемых значений. Наконец, для него будет использована полностью цифровая система управления, имеющая при этом высочайшую степень надежности и безотказности.

Ольга Самофаловаhttp://vz.ru

comments powered by HyperComments

www.nasha-strana.info

«Двигатель второго этапа» для ПАК ФА начинает жить

«Двигатель второго этапа» для ПАК ФА начинает жить

Россия продвинулась еще на один шаг в создании уникального инженерного продукта – «двигателя второго этапа» для новейшего истребителя Т-50. Произвести такое изделие в чем-то даже сложнее, чем космический корабль, и делать это умеют только считаные страны в мире. Во многом благодаря именно новому двигателю российский Т-50 сможет конкурировать с американским F-22.

В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки состоялся первый запуск стендового образца «изделия 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА (Т-50).

«В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки (Москва, филиал ПАО «УМПО») состоялся первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора «изделие 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА, в подтверждение чему приводится соответствующий плакат», – говорится в блоге bmpd, выходящем под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ) в «Живом Журнале». Блогеры уточняют, что запуск состоялся 11 ноября, и ссылаются на информацию с веб-ресурса paralay.iboards.ru.

Буквально в начале сентября стало известно, что этот двигатель (так называемое изделие 30) готов «в металле». Теперь начались стендовые испытания. Буквально месяц назад были названы планы по старту полетных испытаний нового двигателя, важнейшего и уникального инженерного сооружения. Гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявил, что двигатель второго этапа для ПАК ФА должен приступить к испытаниям в составе комплекса только в четвертом квартале 2017 года. Остальные работы по двигателю ПАК ФА, по его словам, будут развернуты в период с 2018 по 2020 год с прохождением госиспытаний в 2020 году.

Переходная ступень

Единственная страна, которая имеет в своем арсенале истребитель пятого поколения (и соответствующие двигатели для него), – это США. И Россия намерена стать второй страной, имеющей двигатель такого высокого класса. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Т-50 машиной пятого поколения.

Сейчас ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) оснащают так называемым двигателем первого этапа, который является промежуточным звеном. Двигатель первого этапа – это также значительное достижение. Однако он является всего лишь модернизированным агрегатом, в котором были опробованы ряд современных наработок. Создание подобного промежуточного звена – обычная поэтапная работа, характерная для любых высокотехнологичных продуктов.

«В Советском Союзе многие перспективные самолеты взлетали на двигателях от предшественников, на переходных движках. Это было нужно, чтобы начать испытания и отрабатывать узлы, не зависящие от двигателя. Однако выполнение всех требований, предъявляемых истребителю пятого поколения, возможно только при использовании двигателя второго этапа», – говорит главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Создание двигателя второго этапа эксперт оценивает крайне высоко.

«Это означает, что российская авиационная наука и промышленность совершит качественный переход. Были заявления, что двигатель второго этапа по своим характеристикам не будет уступать тем, что стоят на американском F-22. Надеюсь, что это состоится», – говорит Олег Пантелеев.

Уникальность инженерного чуда

По понятным причинам детальной информации о конструктивных решениях, примененных в двигателе, нет. Однако предъявляемые к нему требования известны.

Во-первых, это определенный уровень энерговооруженности – возможность совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Сейчас истребители ходят на крейсерской скорости (дозвуковой), а на сверхзвук переходят только на форсаже. Переход на сверхзвук без форсажа дает принципиально новые боевые возможности. По различным оценкам, двигатель второго этапа (тип 30) эффективнее, чем двигатель АЛ-41Ф1 (тип 117), на 20–25%.

Во-вторых, это повышенные удельные показатели, в частности, тяги, приходящейся на единицу массы двигателя.

В-третьих, повышенное требование к обеспечению малой заметности различного диапазона.

«Плюс высокая надежность, контролепригодность благодаря встроенной мощной системе диагностики. Наконец, некоторое упрощение конструкции, то есть меньшее количество узлов и меньшие в пересчете на тягу габариты», – добавляет Пантелеев.

Все дело в лопатках

Исторически в создании двигателей большой тяги для истребителей преуспели только две державы – СССР и США. В этой гонке выигрывала то одна, то другая сторона. При этом догнать Россию и США до сих пор так никому и не удалось, хотя, безусловно, многие страны пытались и тратили на это огромные усилия. Например, китайцы хотели сделать подобный двигатель для своего аналога истребителя Су-30.

«Китайские разработки в значительной степени ориентировались на доступный им уровень технологий, который они могли изучить на поставляемых в Китай самолетах. Другими словами, что подсмотрели, то и смогли воспроизвести. Причем, судя по некоторым замечаниям, вопрос обеспечения надежности и высокого ресурса двигателей в полной мере решить китайской стороне так и не удалось», – уверяет Олег Пантелеев.

«Невозможно получить те же параметры, просто скопировав внешние размеры и облик. Если раньше достаточно было тщательно обмерить и сделать продукт по таким же чертежам, то сегодня и материалы, и технологии изготовления деталей из этих материалов позволяют на десятки процентов, а иногда и в разы изменить характеристики узла. Плюс нанесение различного рода покрытий. Все это является большой тайной и предметом серьезных научных изысканий российских и американских производителей», – добавляет собеседник.

Например, одной из уникальных разработок российских инженеров для двигателя второго этапа являются композитные металлокерамические лопатки турбины. Они сделаны из особо жаропрочных сплавов и имеют крайне сложную конструкцию. Воссоздать такой элемент, просто увидев и скопировав двигатель, конечно, нельзя. Секрет не только в составе уникальных сплавов, который узнать несложно, но и в технологии литья. В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов. От этого параметра напрямую зависит эффективность двигателя.

Известно, что из уникальных разработок кроме лопаток двигателя используется также т. н. плазменная форсажная камера (система зажигания), которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени в форсажной камере на больших высотах. Иными словами, это позволяет осуществлять бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя.

Также мотор будет иметь хорошие характеристики по газодинамической устойчивости. «Это позволит самолету выполнять все без исключения маневры, включая фигуры высшего пилотажа», – поясняет Пантелеев.

Двигатель второго этапа также получит высокую приемистость, что позволит, принимая оперативно решения о выполнении того или иного маневра, повышать тягу до требуемых значений. Наконец, для него будет использована полностью цифровая система управления, имеющая при этом высочайшую степень надежности и безотказности.

tehnowar.ru

Испытания двигателя второго этапа для Су-57 продлятся порядка трёх лет

Лётные испытания истребителя пятого поколения Су-57 (ПАК ФА) с двигателем "изделие 30" продлятся около трёх лет, сообщает "Интерфакс-АВН" со ссылкой на главу Минпромторга РФ Дениса Мантурова.

5 декабря 2017 года истребитель пятого поколения Су-57 с двигателем второго этапа, установленным вместо одного из штатных АЛ-41Ф1, совершил первый полёт, который продлился 17 минут. Перспективный двигатель пятого поколения для Су-57 позволяет развивать самолёту сверхзвуковую крейсерскую скорость.

Тогда Денис Мантуров подчеркнул, что успешный полёт с новым двигателем придаёт программе ПАК ФА дополнительный импульс. "Это доказательство высокого потенциала российского авиастроения, способного создавать высокоинтеллектуальные передовые системы - уникальный планер, инновационная цифровая начинка, новейшие двигатели", - заявил министр.

23 декабря 2017 года к лётным испытаниям приступил десятый опытный образец истребителя Су-57 - Т-50-10. До последнего времени в лётных испытаниях участвовали девять образцов с двигателем "первого этапа". Ожидается, что в 2018 году в ВКС поступит звено (три самолёта) истребителей Су-57. "Передача ВКС России первых нескольких истребителей из установочной партии, как ожидается, произойдёт уже в 2018 году", - сказал "Интерфаксу" источник в ОАК.

Установочная партия для передачи Минобороны РФ составит 12 истребителей, все они будут оснащены двигателем "первого этапа" - АЛ-41Ф1. "У нас на подходе начало серийного производства самолёта пятого поколения", - сказал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в интервью "России-24" в ноябре 2017 года.

Су-57 (ПАК ФА, Т-50) - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ Сухого. Согласно открытым данным, он будет отвечать следующим требованиям: сверхзвуковой полёт без форсажа, малая заметность (для радиолокационных, оптических, акустических и иных систем обнаружения), сверхманёвренность и способность совершать относительно короткие взлёт и посадку. Истребитель оснащён принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Первый полёт ПАК ФА состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре.

В начале января 2018 года концерн "Техмаш" завершил разработку новых малокалиберных боеприпасов для Су-57.

Загрузка...

aviation21.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики