Raptor (ракетный двигатель). Raptor двигатель


raptor (ракетный двигатель) Википедия

Raptor (Раптор) Тип Топливо Окислитель Страна Использование Применение Производство Конструктор Массогабаритныехарактеристики Диаметр Рабочие характеристики Тяга
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
ЖРД
сжиженный природный газ[1]
жидкий кислород[1]
США
BFR (планируется)
SpaceX, США
Атмосферная версия 1,3 м[2]

Вакуумная 2,4 м

1700 кН[1]

SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[3] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[4] и жидком кислороде (LOX),[5] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[6]

Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[7][8] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[9][10]

Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[11].

История[ | код]

На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[12]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[13].

25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[14][15].

Конструкция[ | код]

Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[16] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[16] Закрытый цикл исполь

ru-wiki.ru

Raptor (ракетный двигатель)

Raptor (Раптор) Тип Топливо Окислитель Страна Использование Применение Производство Конструктор Массогабаритныехарактеристики Диаметр Рабочие характеристики Тяга
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
ЖРД
сжиженный природный газ [1]
жидкий кислород [1]
США
BFR (планируется)
SpaceX , США
Атмосферная версия 1,3 м [2]

Вакуумная 2,4 м

1700 кН [1]

SpaceX Raptor  ( Раптор ) — криогенный [3] метановый ракетный двигатель , разрабатываемый компанией SpaceX . Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов . Двигатель работает на жидком метане [4] и жидком кислороде ( LOX ), [5] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9 , и их двигателях Merlin-1C и 1D . Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород ( LH 2 ), а не метан. [6]

Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США. [7] [8] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy . Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX. [9] [10]

Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными [11] .

История

На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний [12] . Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон , и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов , дошедшим до стадии испытаний [13] .

25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде [14] [15] .

Конструкция

Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде , используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом , [16] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла , ранее использовавшегося на двигателях Мерлин . [16] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла ( SSME ), [17] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180 ), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности ( РД-270 ) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как « Интегрированный демонстратор силовой насадки ( англ.   integrated powerhead demonstrator )».

Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира). [18] [19]

Вакуумная версия

Как и с двигателем Мерлин , планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд, [20] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.

Примечания для "Raptor (ракетный двигатель)"

  1. ↑ 1 2 3 The Annual Compendium of Commercial Space Transportation: 2018   (англ.) . Federal Aviation Administration . Проверено 7 августа 2018.
  2. ↑ SpaceX. Making Life Multiplanetary (29 сентября 2017). Проверено 2 октября 2017.
  3. ↑ Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX (2015.7.7) - YouTube
  4. ↑ SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg
  5. ↑ Todd, David . Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars  (20 ноября 2012). Архивировано 11 июня 2016 года. Проверено 4 ноября 2015.  « "We are going to do methane." Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp (Specific Impulse) advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has". ».
  6. ↑ Markusic, Tom (2010-07-28). " SpaceX Propulsion " in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference .: 12–15. Проверено 2015-10-28 .  
  7. ↑ Gwynne Shotwell. STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP. (SPACEX) . Congressional testimony 14–15. US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES (17 March 2015). — « SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine. ... Raptor development ... will not require external development funds related to this engine. ». Проверено 11 января 2016.
  8. ↑ NASA-SpaceX testing partnership going strong . Lagniappe, John C. Stennis Space Center . NASA (September 2015). — « this project is strictly private industry development for commercial use ». Проверено 10 января 2016.
  9. ↑ Contracts: Air Force . U.S. Department of Defense Contracts press release (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  10. ↑ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts , SpaceNews  (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  11. ↑ SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов . nplus1.ru. Проверено 28 сентября 2016.
  12. ↑ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests , Ars Technica (10 August 2016). Проверено 17 августа 2016.
  13. ↑ ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine | NASASpaceFlight.com   (англ.) . www.nasaspaceflight.com. Проверено 19 августа 2017.
  14. ↑ Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine . Проверено 25 сентября 2016.
  15. ↑ SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс , РИА Новости (26.09.2016). Проверено 26 сентября 2016.
  16. ↑ 1 2 Todd, David . SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled  (22 ноября 2012). Проверено 5 декабря 2012.  « Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal. SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor. The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses. Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use. ».
  17. ↑ Space Shuttle Main Engines . NASA. Проверено 6 марта 2013.
  18. ↑ Belluscio, Alejandro G. "SpaceX advances drive for Mars rocket via Raptor power" . NASAspaceflight.com (7 марта 2014).
  19. ↑ Belluscio, Alejandro G. "ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine" . NASASpaceFlight.com (3 октября 2016).
  20. ↑ AR1 vs. Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology. Проверено 7 июля 2014.  « SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany. The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec. of specific impulse. The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker. ... Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket. With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars. ».

Ссылки на "Raptor (ракетный двигатель)"

www.cruer.com

raptor (ракетный двигатель) Вики

Raptor (Раптор) Тип Топливо Окислитель Страна Использование Применение Производство Конструктор Массогабаритныехарактеристики Диаметр Рабочие характеристики Тяга
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
ЖРД
сжиженный природный газ[1]
жидкий кислород[1]
США
BFR (планируется)
SpaceX, США
Атмосферная версия 1,3 м[2]

Вакуумная 2,4 м

1700 кН[1]

SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[3] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[4] и жидком кислороде (LOX),[5] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[6]

Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[7][8] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[9][10]

Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[11].

История[ | код]

На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[12]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[13].

25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[14][15].

Конструкция[ | код]

Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[16] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[16] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла (SSME),[17] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности (РД-270) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки (англ. integrated powerhead demonstrator)».

Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира).[18][19]

Вакуумная версия[ | код]

Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[20] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.

Примечания[ | код]

  1. ↑ 1 2 3 The Annual Compendium of Commercial Space Transportation: 2018 (англ.). Federal Aviation Administration. Проверено 7 августа 2018.
  2. ↑ SpaceX. Making Life Multiplanetary (29 сентября 2017). Проверено 2 октября 2017.
  3. ↑ Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX (2015.7.7) - YouTube
  4. ↑ SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg
  5. ↑ Todd, David. Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars (20 ноября 2012). Архивировано 11 июня 2016 года. Проверено 4 ноября 2015. «"We are going to do methane." Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp (Specific Impulse) advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has".».
  6. ↑ Markusic, Tom (2010-07-28). "SpaceX Propulsion" in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference.: 12–15. Проверено 2015-10-28. 
  7. ↑ Gwynne Shotwell. STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP. (SPACEX). Congressional testimony 14–15. US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES (17 March 2015). — «SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine. ... Raptor development ... will not require external development funds related to this engine.». Проверено 11 января 2016.
  8. ↑ NASA-SpaceX testing partnership going strong. Lagniappe, John C. Stennis Space Center. NASA (September 2015). — «this project is strictly private industry development for commercial use». Проверено 10 января 2016.
  9. ↑ Contracts: Air Force. U.S. Department of Defense Contracts press release (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  10. ↑ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts, SpaceNews (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  11. ↑ SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов. nplus1.ru. Проверено 28 сентября 2016.
  12. ↑ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests, Ars Technica (10 August 2016). Проверено 17 августа 2016.
  13. ↑ ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine | NASASpaceFlight.com (англ.). www.nasaspaceflight.com. Проверено 19 августа 2017.
  14. ↑ Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine. Проверено 25 сентября 2016.
  15. ↑ SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс, РИА Новости (26.09.2016). Проверено 26 сентября 2016.
  16. ↑ 1 2 Todd, David. SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled (22 ноября 2012). Проверено 5 декабря 2012. «Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal. SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor. The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses. Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use.».
  17. ↑ Space Shuttle Main Engines. NASA. Проверено 6 марта 2013.
  18. ↑ Belluscio, Alejandro G. "SpaceX advances drive for Mars rocket via Raptor power". NASAspaceflight.com (7 марта 2014).
  19. ↑ Belluscio, Alejandro G. "ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine". NASASpaceFlight.com (3 октября 2016).
  20. ↑ AR1 vs. Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology. Проверено 7 июля 2014. «SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany. The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec. of specific impulse. The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker. ... Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket. With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars.».

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Raptor (ракетный двигатель) — Википедия © ru.wikipedia.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[3] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[4] и жидком кислороде (LOX),[5] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[6]

Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[7][8] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[9][10]

Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[11].

На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[12]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[13].

25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[14][15].

Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[16] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[16] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла (SSME),[17] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности (РД-270) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки (англ. integrated powerhead demonstrator)».

Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира).[18][19]

Вакуумная версия[править | править код]

Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[20] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.

  1. ↑ 1 2 3 The Annual Compendium of Commercial Space Transportation: 2018 (англ.). Federal Aviation Administration. Проверено 7 августа 2018.
  2. ↑ SpaceX. Making Life Multiplanetary (29 сентября 2017). Проверено 2 октября 2017.
  3. ↑ Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX (2015.7.7) - YouTube
  4. ↑ SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg
  5. ↑ Todd, David. Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars (20 ноября 2012). Архивировано 11 июня 2016 года. Проверено 4 ноября 2015. «"We are going to do methane." Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp (Specific Impulse) advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has".».
  6. ↑ Markusic, Tom (2010-07-28). "SpaceX Propulsion" in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference.: 12–15. Проверено 2015-10-28. 
  7. ↑ Gwynne Shotwell. STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP. (SPACEX). Congressional testimony 14–15. US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES (17 March 2015). — «SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine. ... Raptor development ... will not require external development funds related to this engine.». Проверено 11 января 2016.
  8. ↑ NASA-SpaceX testing partnership going strong. Lagniappe, John C. Stennis Space Center. NASA (September 2015). — «this project is strictly private industry development for commercial use». Проверено 10 января 2016.
  9. ↑ Contracts: Air Force. U.S. Department of Defense Contracts press release (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  10. ↑ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts, SpaceNews (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  11. ↑ SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов. nplus1.ru. Проверено 28 сентября 2016.
  12. ↑ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests, Ars Technica (10 August 2016). Проверено 17 августа 2016.
  13. ↑ ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine | NASASpaceFlight.com (англ.). www.nasaspaceflight.com. Проверено 19 августа 2017.
  14. ↑ Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine. Проверено 25 сентября 2016.
  15. ↑ SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс, РИА Новости (26.09.2016). Проверено 26 сентября 2016.
  16. ↑ 1 2 Todd, David. SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled (22 ноября 2012). Проверено 5 декабря 2012. «Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal. SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor. The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses. Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use.».
  17. ↑ Space Shuttle Main Engines. NASA. Проверено 6 марта 2013.
  18. ↑ Belluscio, Alejandro G. "SpaceX advances drive for Mars rocket via Raptor power". NASAspaceflight.com (7 марта 2014).
  19. ↑ Belluscio, Alejandro G. "ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine". NASASpaceFlight.com (3 октября 2016).
  20. ↑ AR1 vs. Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology. Проверено 7 июля 2014. «SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany. The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec. of specific impulse. The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker. ... Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket. With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars.».

ru.wikipedia.org.mevn.net

Raptor (ракетный двигатель) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Raptor (Раптор) Тип: Топливо: Окислитель: Страна: Использование: Применение: Производство: Конструктор: Массогабаритныехарактеристики Рабочие характеристики Тяга:
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
ЖРД
жидкий метан
жидкий кислород
США
Interplanetary Transport System (планируется)
SpaceX, США
3МН

SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[1] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[2] и жидком кислороде (LOX),[3] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[4]

Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[5][6] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере 67,3 млн взяла на себя SpaceX.[7][8]

Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[9].

История

На август 2016 года полноразмерный двигатель Raptor, изготовленный на SpaceX Hawthorne в Калифорнии, был перевезен в Техас на стенд McGregor для испытаний.[10]

25 сентября 2016 Элон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде.[11][12]

Конструкция

Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя более эффективный закрытый цикл,[13] вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[13] Закрытый цикл использовался на главных двигателях шаттла (SSME),[14] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180).

Вакуумная версия

Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[15] использующей сопло большего размера, чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.

Напишите отзыв о статье "Raptor (ракетный двигатель)"

Примечания

  1. ↑ [www.youtube.com/watch?v=hJD0MMP4nkM Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX (2015.7.7) - YouTube]
  2. ↑ [spaceref.com/news/viewsr.html?pid=47400 SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg]
  3. ↑ Todd, David. [seradata.com/SSI/2012/11/musk_goes_for_methane-burning/ Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars] (20 ноября 2012). Проверено 4 ноября 2015. «"We are going to do methane." Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp (Specific Impulse) advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has".».
  4. ↑ Markusic, Tom (2010-07-28). "[images.spaceref.com/news/2010/SpaceX_Propulsion.pdf SpaceX Propulsion]" in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference.: 12–15. Проверено 2015-10-28. 
  5. ↑ Gwynne Shotwell. [docs.house.gov/meetings/AS/AS29/20150317/103135/HHRG-114-AS29-Wstate-ShotwellG-20150317.pdf STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP. (SPACEX)]. Congressional testimony 14–15. US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES (17 March 2015). — «SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine. ... Raptor development ... will not require external development funds related to this engine.»  Проверено 11 января 2016.
  6. ↑ [www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/septemberlagniappe2.pdf NASA-SpaceX testing partnership going strong]. Lagniappe, John C. Stennis Space Center. NASA (September 2015). — «this project is strictly private industry development for commercial use»  Проверено 10 января 2016.
  7. ↑ [www.defense.gov/News/Contracts/Contract-View/Article/642983 Contracts: Air Force]. U.S. Department of Defense Contracts press release (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  8. ↑ [spacenews.com/orbital-atk-spacex-win-air-force-propulsion-contracts/ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts], SpaceNews (13 January 2016). Проверено 15 января 2016.
  9. ↑ [nplus1.ru/news/2016/09/26/test-fire SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов]. nplus1.ru. Проверено 28 сентября 2016.
  10. ↑ [arstechnica.com/science/2016/08/spacex-has-shipped-its-mars-engine-to-texas-for-tests/ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests], Ars Technica (10 August 2016). Проверено 17 августа 2016.
  11. ↑ [twitter.com/elonmusk/status/780275236922994688 Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine]. Проверено 25 сентября 2016.
  12. ↑ [ria.ru/science/20160926/1477843629.html SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс], РИА Новости (26.09.2016). Проверено 26 сентября 2016.
  13. ↑ 1 2 Todd, David. [www.flightglobal.com/news/articles/spacexs-mars-rocket-to-be-methane-fuelled-379326/ SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled] (22 ноября 2012). Проверено 5 декабря 2012. «Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal. SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor. The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses. Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use.».
  14. ↑ [www.nasa.gov/returntoflight/system/system_SSME.html Space Shuttle Main Engines]. NASA. Проверено 6 марта 2013.
  15. ↑ AR1 vs. Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology. Проверено 7 июля 2014. «SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany. The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec. of specific impulse. The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker. ... Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket. With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars.».

Ссылки

Отрывок, характеризующий Raptor (ракетный двигатель)

Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву. Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе. В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной. – Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство. – Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала. – Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством. Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему. – Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы. «Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня». Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее. Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой. В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени. На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась. – Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо? – Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь. – Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу. – Садись, посиди со мной, – сказала графиня. – Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни. – Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть. – Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди. И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса. – Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша. – Иди, иди скорее, – подтвердил старик. – Федор, а ты мелу мне достань. Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время. Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли? – Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу. Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.

wiki-org.ru

Raptor (ракетный двигатель)

SpaceX Raptor Раптор — криогенный1 метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов Двигатель работает на жидком метане2 и жидком кислороде LOX,3 а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород Lh3, а не метан4

Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США56 В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy Часть финансирования этого проекта в размере 67,3 млн взяла на себя SpaceX78

Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний сентябрь 2016 года оставались неизвестными9

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
    • 21 Вакуумная версия
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Историяправить

На август 2016 года полноразмерный двигатель Raptor, изготовленный на SpaceX Hawthorne в Калифорнии, был перевезен в Техас на стенд McGregor для испытаний10

25 сентября 2016 Элон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде1112

Конструкцияправить

Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,13 с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов, вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин13 Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла SSME,14 и в нескольких российских ракетных двигателях например, в РД-180, однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым "граалем" жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности РД-270 или закрытой разработкой под частным в настоящее время финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки англ integrated powerhead demonstrator»

Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, по мимо общего увеличения УИ ЖРД либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы, так же положительно сказывается на его общей надёжности, - устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы - как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность ситемы так же актуально и для многоступенчатой ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у "менее холодных" компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира 1516

Вакуумная версияправить

Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,17 использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии - чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов

Примечанияправить

  1. ↑ Elon Musk comments on Falcon 9 explosion - Huge Blow for SpaceX 201577 - YouTube
  2. ↑ SpaceX Prepared Testimony by Jeffrey Thornburg
  3. ↑ Todd, David Musk goes for methane-burning reusable rockets as step to colonise Mars 20 ноября 2012 Проверено 4 ноября 2015 «"We are going to do methane" Musk announced as he described his future plans for reusable launch vehicles including those designed to take astronauts to Mars within 15 years, "The energy cost of methane is the lowest and it has a slight Isp Specific Impulse advantage over Kerosene," said Musk adding, "And it does not have the pain in the ass factor that hydrogen has"»
  4. ↑ Markusic, Tom 2010-07-28 "SpaceX Propulsion" in 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference: 12–15 Проверено 2015-10-28 
  5. ↑ Gwynne Shotwell STATEMENT OF GWYNNE SHOTWELL, PRESIDENT & CHIEF OPERATING OFFICER, SPACE EXPLORATION TECHNOLOGIES CORP SPACEX Congressional testimony 14–15 US House of Representatives, COMMITTEE ON ARMED SERVICES SUBCOMMITTEE ON STRATEGIC FORCES 17 March 2015 — «SpaceX has already begun self-funded development and testing on our next-generation Raptor engine Raptor development will not require external development funds related to this engine»  Проверено 11 января 2016
  6. ↑ NASA-SpaceX testing partnership going strong Lagniappe, John C Stennis Space Center NASA September 2015 — «this project is strictly private industry development for commercial use»  Проверено 10 января 2016
  7. ↑ Contracts: Air Force US Department of Defense Contracts press release 13 January 2016 Проверено 15 января 2016
  8. ↑ Orbital ATK, SpaceX Win Air Force Propulsion Contracts, SpaceNews 13 January 2016 Проверено 15 января 2016
  9. ↑ SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных полетов nplus1ru Проверено 28 сентября 2016
  10. ↑ SpaceX has shipped its Mars engine to Texas for tests, Ars Technica 10 August 2016 Проверено 17 августа 2016
  11. ↑ Elon Musk on Twitter: "SpaceX propulsion just achieved first firing of the Raptor interplanetary transport engine Проверено 25 сентября 2016
  12. ↑ SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс, РИА Новости 26092016 Проверено 26 сентября 2016
  13. ↑ 1 2 Todd, David SpaceX’s Mars rocket to be methane-fuelled 22 ноября 2012 Проверено 5 декабря 2012 «Musk said Lox and methane would be SpaceX’s propellants of choice on a mission to Mars, which has long been his stated goal SpaceX’s initial work will be to build a Lox/methane rocket for a future upper stage, codenamed Raptor The design of this engine would be a departure from the “open cycle” gas generator system that the current Merlin 1 engine series uses Instead, the new rocket engine would use a much more efficient “staged combustion” cycle that many Russian rocket engines use»
  14. ↑ Space Shuttle Main Engines NASA Проверено 6 марта 2013
  15. ↑ Belluscio, Alejandro G "SpaceX advances drive for Mars rocket via Raptor power" NASAspaceflightcom 7 марта 2014
  16. ↑ Belluscio, Alejandro G "ITS Propulsion – The evolution of the SpaceX Raptor engine" NASASpaceFlightcom 3 октября 2016
  17. ↑ AR1 vs Raptor: New rocket program will likely pit kerosene against methane, Aviation Week & Space Technology Проверено 7 июля 2014 «SpaceX is developing the Raptor as a reusable engine for a heavy-lift Mars vehicle, the first stage of which will feature 705 metric tons of thrust, making it 'slightly larger than the Apollo F-1 engine,' Tom Mueller, SpaceX vice president of propulsion development, said during a space propulsion conference last month in Cologne, Germany The vacuum version is targeting 840 metric tons of thrust with 380 sec of specific impulse The company is testing subscale components using the E-2 test stand at NASA's Stennis Space Center in Mississippi, says Stennis spokeswoman Rebecca Strecker Mueller said many people ask why the company switch to methane for its Mars rocket With reusability in mind, SpaceX's cost studies revealed that 'by far the most cost-effective propellant to use is methane,' he said, which would be easier than hydrogen to manufacture on Mars»

Ссылкиправить

  • Interplanetary Transport System ранее Mars Colonial Transporter
SpaceX Транспорт Двигатели Миссии Стартовыеплощадки Посадочныеплощадки Контракты Программы Персоналии
Ракеты Falcon Космические корабли Другие ракеты
Завершённые В эксплуатации В разработке Отменённые
  • Falcon 1
  • Falcon 9 v10
  • Falcon 9 v11
Falcon 9 FT
Falcon Heavy
  • Falcon 1e
  • Falcon 5
  • Falcon 9 Air
  • Dragon
  • Dragon V2
  • Межпланетный космический корабль
  • Grasshopper
  • Ускоритель межпланетной транспортной системы
  • Merlin
  • Kestrel
  • Draco
  • SuperDraco
  • Raptor
Falcon 1 Falcon 9 Falcon Heavy
  • FalconSAT-2†
  • DemoSat†
  • Trailblazer/PRESat/NanoSail-D†
  • Ratsat
  • RazakSAT
v10 v11 FT
  • Qualification Unit
  • COTS Demo Flight 1
  • COTS Demo Flight 2/3
  • CRS-1
  • CRS-2
  • CASSIOPE
  • SES-8
  • Thaicom 6
  • CRS-3
  • Orbcomm
  • AsiaSat 8
  • AsiaSat 6
  • CRS-4
  • CRS-5
  • DSCOVR
  • ABS-3A, Eutelsat 115 West B
  • CRS-6
  • TurkmenAlem 52E/MonacoSat
  • CRS-7†
  • Jason-3
  • Orbcomm 2
  • SES-9
  • CRS-8
  • JCSAT-14
  • Thaicom 8
  • ABS-2A, Eutelsat 117 West B
  • CRS-9
  • JCSAT-16
  • AMOS-6†
  • Iridium NEXT 1
  • EchoStar 23
  • CRS-10
  • SES-10
  • FORMOSAT-5
  • SES-11
  • Iridium NEXT 2
  • Demo Flight
  • STP-2
  • Inmarsat 5-F4
  • EuropaSat/HellasSat 3
  • ArabSat 6A
  • ViaSat-3
  • Космический центр Кеннеди LC-39A
  • Мыс Канаверал SLC-40
  • База Ванденберг SLC-4E
  • Испытательный полигон имени Рональда Рейгана†
  • Частный космодром SpaceX
  • Мыс Канаверал Landing Zone 1
  • База Ванденберг SLC-4W
  • Autonomous Spaceport Drone Ship
  • Commercial Orbital Transportation Services COTS
  • Commercial Crew Development CCDev
  • Commercial Crew Integrated Capability CCiCap
  • Commercial Resupply Services CRS
  • Commercial Crew Transportation Capability CCtCap
  • SpaceX reusable launch system development program
  • Межпланетная транспортная система
  • Илон Маск CEO
  • Гвин Шотвилл англ президент и COO
  • Том Мюллер англ руководитель отдела разработки двигателей
Курсивом выделены нелетавшие аппараты и будущие миссии Знаком † обозначены неудачные миссии, уничтоженные аппараты и покинутые площадки

Raptor (ракетный двигатель) Информацию О

Raptor (ракетный двигатель) Комментарии

Raptor (ракетный двигатель)Raptor (ракетный двигатель) Raptor (ракетный двигатель) Вы просматриваете субъект

Raptor (ракетный двигатель) что, Raptor (ракетный двигатель) кто, Raptor (ракетный двигатель) описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Raptor (ракетный двигатель) — ВиКи

SpaceX Raptor (Раптор) — криогенный[2] метановый ракетный двигатель, разрабатываемый компанией SpaceX. Он предназначен для установки на нижние и верхние ступени будущих сверхтяжелых ракет-носителей SpaceX, служащих для межпланетных перелётов. Двигатель работает на жидком метане[3] и жидком кислороде (LOX),[4] а не на керосине RP-1 и жидком кислороде, как в предыдущих ракетах компании Falcon 9, и их двигателях Merlin-1C и 1D. Ранние концепции для Раптора использовали в качестве топлива жидкий водород (Lh3), а не метан.[5]

Raptor (Раптор) Тип Топливо Окислитель Страна Использование Применение Производство Конструктор Массогабаритныехарактеристики Диаметр Рабочие характеристики Тяга
ЖРД «Raptor» SpaceX на испытаниях.
ЖРД
жидкий метан
жидкий кислород
США
Interplanetary Transport System (планируется)
SpaceX, США
Атмосферная версия 1,3 м[1]

Вакуумная 2,4 м

3МН

Разработка двигателя с 2009 по 2015 год финансировалась исключительно за счет частных инвестиций самой компанией SpaceX, не получая денег от правительства США.[6][7] В январе 2016 года SpaceX заключила с ВВС США соглашение на сумму $33,6 млн долларов для разработки прототипа нового варианта двигателя Раптор, предназначенного для использования на верхней ступени на ракетах Falcon 9 и Falcon Heavy. Часть финансирования этого проекта в размере $67,3 млн взяла на себя SpaceX.[8][9]

Точные технические характеристики двигателя на момент первых стендовых огневых испытаний (сентябрь 2016 года) оставались неизвестными[10].

На момент августа 2016 года, собранный двигатель Raptor, изготовленный на заводе SpaceX в городе Хоторн в Калифорнии, был перевезен в Техас на испытательный стенд в городе Мак-Грегор для испытаний[11]. Экземпляр имеет тягу в 1 меганьютон, и является первым метановым ЖРД закрытого цикла с полной газификацией компонентов, дошедшим до стадии испытаний[12].

25 сентября 2016 Илон Маск сообщил об успешных первых запусках двигателя на испытательном стенде[13][14].

Двигатель Раптор будет работать на жидком метане и жидком кислороде, используя эффективную схему с полнопоточным закрытым циклом,[15] (с дожиганием предварительно газифицированных окислительного и топливного компонентов), вместо открытого цикла, ранее использовавшегося на двигателях Мерлин.[15] Закрытый цикл использовался на главных двигателях Шаттла (SSME),[16] и в нескольких российских ракетных двигателях (например, в РД-180), однако полнопоточный закрытый цикл до настоящего времени являлся для ракетно-космической отрасли, в некотором роде, недостижимым «граалем» жидкостных ракетных двигателей, оставаясь уделом тестовых демонстраторов практически полувековой давности (РД-270) или закрытой разработкой под частным (в настоящее время) финансированием и неизвестным коммерческим и практическим исходом, такой как «Интегрированный демонстратор силовой насадки (англ. integrated powerhead demonstrator)».

Подобная замкнутая схема с полной газификацией компонентов, помимо общего увеличения УИ ЖРД (либо облегчения конструкции или увеличения её надёжности и срока службы), также положительно сказывается на его общей надёжности, — устраняя потенциальные точки отказа, имеющие место в ЖРД с частичной газификацией компонентов топлива, или используя такие преимущества схемы, как отсутствие нужды нагнетать и сжигать в КС жидкие компоненты, что сводит на нет риск кавитации компонентов жидкостного топлива и повышает надёжность системы (также актуально и для многоступенчатого ТНА ЖРД Раптор, поскольку используемые в ракетах компании переохлаждённые компоненты топлива, аналогичное состояние которых заявлено и для будущих РН на двигателях Раптор, менее склонны к кавитации, чем у «менее холодных» компонентов, используемых всей прочей ракетно-космической отраслью мира).[17][18]

Вакуумная версия

Как и с двигателем Мерлин, планируется разработка вакуумной версии ракетного двигателя Раптор, с удельным импульсом в 380 секунд,[19] использующей сопло большего размера, чем у атмосферной версии — чтобы увеличить степень расширения сгоревших газов.

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики