Как появился компьютер? (Часть 4). Это устройство было частью первого серийного компьютера ibm


Как появился компьютер? (Часть 4)

В прошлой части мы познакомились с первыми компьютерами такими как Z1 - Z3, а также Mark I. А так-же не забыли про советские разработки под названиями МЭСМ и БЭСМ. Также узнали о появлении новых элементов - транзисторов.

Но эволюция компьютеров на этом не остановилась: размеры транзисторов постоянно уменьшались. А 12 сентября 1958 г. в электронном мире произошла новая революция: сотрудник компании Texas Instruments Джек Килби придумал элементы, объединяющие множество транзисторов - интегральные схемы. Первая из них содержала всего пять транзисторов, позднее их число увеличилось до десятков и даже сотен!

Появление интегральных микросхем породило новый вид вычислительных машин — компьютеры третьего поколения, ЭВМ, способные выполнять 300 млн операций в секунду. Именно для них были созданы первые операционные системы. Одними из самых успешных компьютеров третьего поколения стали вычислители серии IBM System/360 это был первый по настоящему массовый компьютер, продававшийся в количестве более 10 000 экземпляров в год! Для компьютеров этой серии выпускалось около 40 периферийных устройств, при этом впервые все модификации компьютеров и устройства были полностью совместимы между собой.

Но и этому поколению компьютеров оставалось жить недолго: уже в 1971 г. компания Intel представила новую разработку, объединившую на одном кристалле более двух тысяч транзисторов. Так родился микропроцессор, а вместе с ним родилось четвертое поколение компьютеров — то самое, с которым мы и работаем сегодня. Правда, нынешние процессоры работают чуть-чуть быстрее своих предков: если в первом процессоре Intel 4004 содержалось всего лишь 2300 транзисторов, то в новейшем Core 2 Duo их уже почти 300 млн, а размер одного транзистора в современном процессоре не превышает 65 нанометров. Для наглядности сообщим, что на кончике человеческого волоса может поместиться более 1000 таких транзисторов.

Сегодня мы стоим на пороге появления компьютеров нового, пятого поколения, основанного на нанотехнологиях: в них роль хранителей и обработчиков информации возьмут на себя уже не кремниевые процессоры, а особые органические молекулы.

Впрочем, какими бы не были компьютеры, все они устроены по одному и тому же принципу, сформулированному еще полвека назад американским ученым Джоном фон Нейманом.

«Компьютер фон Неймана» включает в себя следующие устройства:

  1. процессор, состоящий из АЛУ (арифметическое логическое устройство), через которое проходит поток данных, и УУ (устройство управления), через которое проходит поток команд;
  2. память, в которой хранятся в единой цифровой форме и команды, и данные;
  3. устройства ввода/вывода.

Устройство, удовлетворяющее всем этим требованиям, появилось лишь в начале 50-х годов (хотя «первым компьютером» в литературе чаще всего называют «вычислитель» ENIAC, созданный в 1946 г.).

Что же касается наших любимых «персоналок», то у их истории есть сразу три отправные точки:

1975 — Появление прервого мини-компьютера Altair, на толстой шкуре которого оттачивал свои зубки юный Билл Гейтс (история его романа с «Альтаиром» весьма душещипательно показана в мелодраме «Пираты Силиконовой Долины»).

1976 — Гаражный проект двух Стивов — Возняка и Джоббса. Плодом их романа стал неказистый деревянный уродец под названием Apple I — из этого «семечко» выросло могучее древо самых популярных «персоналок» на половине планеты.

1981 — Под впечатлением успехов Apple компания IBM с примкнувшим к ней Биллом Гейтсом выпускает легендарную IBM PC с не менее легендарной операционной системой DOS на борту. Их потомками мы сегодня и пользуемся: IBM PC положил начало семейству «IBM PC-совместимых» персоналок, на одной из которых вы, вероятнее всего, сейчас и работаете. Ну а из DOS со скрипом, муками и «глюками» выросла знакомая вам операционная система Windows.

Собственно это все что хотелось рассказать про историю появления современно компьютера.

Еще записи по теме

umvr.ru

Музей компьютеров Это немного из истории компьютеров

По меркам компьютерной индустрии компания Commodore — настоящая древность. Появилась она аж в 1953 году, когда ее основатель, Джек Трэмил (Jack Tramiel), вернулся из армии и купил магазинчик в одном из самых криминальных районов Нью-Йорка — Бронксе. Сначала он хотел назвать свою компанию Admiral или General, но эти названия были уже заняты и ему пришлось довольствоваться Commodore. Полностью — Commodore Portable Typewriter.

Поначалу дела шли туго. Чтобы свести концы с концами, Джек даже подрабатывал таксистом, но спустя некоторое время ему удалось договориться с чешской компанией о производстве печатных машин по их дизайну на территории Канады. В конце 50-х рынок наводнили технологичные печатные машинки из Японии, поэтому особой прибыли это предприятие не сулило. Однако Трэмил не приуныл и принял решение производить счетные машины (adding machine). В 1962 году он основал компанию Commodore Business Machines (CBM), но и здесь его ждала неудача — все те же японцы ворвались на американский рынок с более дешевой и надежной техникой. И тогда Джек отправился в Японию, на разведку…Трэмилу было интересно узнать, каким образом ведутся дела в этой стране. На тот момент в Японии только начинали появляться электронные калькуляторы, и Джек резонно предположил, что в Канаду и Америку они попадут лишь через несколько лет — за это время можно развернуть свой бизнес и закрепиться. Так Commodore Business Machines стала производить электронные калькуляторы.Дела пошли на лад, с начала 70-х годов CBM стала основным поставщиком калькуляторов на основе компонентов от компании Texas Instruments (здравствует и поныне). Но в 1975 году случилось неожиданное: Texas сама вышла на рынок калькуляторов и заткнула за пояс всех, включая бывших партнеров.Джек начал искать альтернативные варианты и в 1976 году приобрел компанию MOS Technology, которая занималась производством чипов. Texas Instruments ему теперь уже была не нужна. Он бы и дальше продолжил делать калькуляторы, если бы не встреча с Чаком Педдлом (Chuck Peddle) из все той же MOS Technology. Чак убедил Джека в том, что о калькуляторах пора забыть и пришло время обратить свои взоры в сторону домашних компьютеров.Здесь-то и начинается история той самой легендарной Commodore Business Machines, которую мы знаем.ПЕРВЫЙ БЛИНВ качестве основы для нового компьютера Чак Педдл предложил использовать разработанную им платформу KIM-1. Конструкция представляла собой текстолит с тремя интегрированными чипами — один MOS 6502 и два MOS 6530, включающие 1 Кбайт ROM, 64 Кбайт RAM и пару контроллеров ввода/вывода. В нижнем углу текстолита был расположен блок, похожий на калькулятор — цифровая клавиатура и шестиблочный LED-дисплей.Для того чтобы придать товарный вид компьютеру, KIM-1 поместили в металлический корпус и объединили с монохромным дисплеем, способным отображать 25х40 символов, добавили полноценную QWERTY-клавиатуру и устройство для хранения информации. В итоге получился Commodore PET. Некоторое время его использовали в школах, но среди обычных пользователей популярным он так и не стал. На Commodore PET можно было разве что играть в текстовые квесты, но этого оказалось явно недостаточно. Исправить ошибки предшественника должен был VIC-20, представленный три года спустя.Центральным компонентом VIC-20 стал выделенный обработчик видео и звука — чип VIC (Video Interface Chip). VIC-20 был совместим с цифровым джойстиком для игровой консоли Atari 2600, поддерживал принтеры, порт для модема, в то время как та же Atari 2600 ничем таким похвастаться не могла. Это преимущество Commodore умело использовала в телерекламе — известный актер Уильям Шатнер, игравший в сериале Star Trek, поставленным голосом произносил эпохальную фразу: «Зачем покупать лишь видеоигру?». В 1982 году VIC-20 стал самым популярным компьютером, а уже к 1985 году по всему миру разошлось 2,5 млн этих систем.КОМАНДОР №1Понимая, что VIC-20 недалеко ушел от своего предшественника, инженеры взялись за разработку принципиально нового, а главное — дешевого домашнего компьютера. В 1982 году Роберт Рассел (Robert Russel) и Роберт Яннс (Robert Yannes) при поддержке Эла Шарпентье (Al Charpentier), разработчика видеосистемы, и Чарльза Уинтербла (Charles Winterble), менеджера MOS, представили Commodore 64. Он имел 64 Кбайт оперативной памяти и стал примером идеального домашнего компьютера.

Atari ST долгое время конкурировала с Commodore Amiga 1000.На выставке CES’82 изумленная публика отходила от стенда компании с вопросом: «И как это у них получилось всего за $595?». Commodore была довольна: в то время IBM PC с монохромным монитором, допотопной «текстовой» видеокартой и пищалкой вместо звуковой карты стоил $1500, Atari 400/800 — $900, а Apple II и вовсе устарел. В Америке Commodore 64 ждал успех, а вот в Европе он встретил серьезный отпор — там царствовал его величество Sinclair ZX Spectrum.В основу C64 был положен процессор MOS 6510, работавший на частоте 1 МГц, но главным достижением была видеосистема VIC- II. Для 1982 года это было нечто невероятное — поддержка 16 цветов, отрисовка до 8 спрайтов одновременно, возможности скроллинга. Вторая составляющая успеха — качественная звуковая система SID. Трехканальный синтезатор и фильтрация звука — чего еще желать в далеком 1982 году? К слову, звуковая карта была разработана парнем, который впоследствии основал легендарную компанию Ensoniq.С64 быстро стала любимой платформой разработчиков игр. Для нее было выпущено несчетное количество игр, многие из которых продолжают переиздаваться и по сей день: Test Drive, Bard’s Tal e, Micro Machines, Conan, Creatures, Gauntlet, Grand Prix 2, Spy Hunter, Ultima. И это лишь малая часть игрового безумия, с головой накрывшего жителей Европы и Америки в середине 80-х гг.Благодаря С64 появилась демосцена (demo scene). Это увлечение для избранных переросло в целую субкультуру. Специалисты демосцены способны поместить в несколько килобайт кода ролики со сложной анимацией и красивой музыкой, при этом вся эта красота обрабатывается в реальном времени.В 1983 году цены на VIC-20 и C64 поползли вниз, конкурирующие компании в лице Atari и других были втянуты в серьезную ценовую войну. До кровопролития, конечно, не дошло, но работа мощного маркетингового аппарата Джека Трэмила дала положительные результаты — CBM продала 22 млн С64, Atari была почти уничтожена, а множество мелких компаний обанкротились.

Commodore 64 был очень любим среди разработчиков игр.ЗАКАТ COMMODOREК сожалению или к счастью, но все имеет свое начало и свой конец. В 1984 году Джек Трэмил, основатель и главная движущая сила компании, подал в отставку из-за разногласий с советом директоров. Джек с сыновьями зарегистрировал фирму Tramiel Technologies и превратился в конкурента некогда родной для себя компании CBM.

В Книге рекордов Гиннеса написано, что Commodore 64 — самый продаваемый домашний компьютер (22 млн) всех времен и народов.Затем Трэмил купил Atari со всеми ее наработками, получив заодно еще производственную базу и сеть распространения. Уже в 1985 году на свет вышла система Atari ST, основанная на платформе компании Amiga. Джек лицензировал у нее чип Lorraine и построил на его основе полноценный компьютер ценой $800.Тем временем руководство CBM разрабатывало хитрый план по ликвидации всех своих конкурентов. Купив Amiga, компания аннулировала контракт с Atari, так что последней пришлось в спешке проектировать и собирать новую платформу для Atari ST. В это же время CBM представила Amiga 1000 на той самой платформе Lorraine. Систему с 7 МГц процессором Motorola продавали за $1300, за отдельную сумму был доступен цветной 13-дюймовый монитор ($300). Amiga использовала 8-битную звуковую карту и видеосистему с поддержкой разрешения 640х400. Также в корпус встраивался 3,5-дюймовый флоппи-дисковод.Вплоть до 1987 года Atari ST и Amiga 1000 пользовались примерно одинаковой популярностью. Фанаты неистовствовали и с пеной у рта доказывали друг другу, какая из платформ лучше. С выходом Amiga 500 в 1987 году CBM удалось вырваться вперед.Но то был кратковременный успех. После ухода Трэмила с поста руководителя CBM тактика компании изменилась: ни вам рекламы с телевизионными знаменитостями, ни продаж в магазинах игрушек. Опасаясь наделать ошибок, руководство добилось лишь одного — развитие компании остановилось. К концу 80-х гг. на компьютерной арене вновь мобилизовались IBM и Apple. На их фоне робкие маркетинговые потуги Commodore выглядели как минимум несерьезно. В начале 90-х CBM все так же продавала компьютеры Amiga с 7—14 МГц процессорами, тогда как IBM предлагала системы с современными процессорами (486, 33 МГц), high-color-видеокартами и полноценным звуком от Creative по сравнимым ценам. Выбор пользователей был очевиден — к 1992 году CBM потеряла почти весь рынок.История CBM завершилась в 1994 году, когда компания объявила о банкротстве. Дальнейшее существование известной марки не заслуживает внимания, скажем лишь, что сам бренд Commodore до сих пор жив и владельцы надеются когда-нибудь его воскресить…ЧТО ЖЕ ТРЭМИЛ?Главному герою нашего повествования — Джеку Трэмилу — сейчас 78 лет, и он спокойно живет в Монте-Серено, США. Как вы, наверное, догадались, поднять на ноги Atari ему не удалось. После списания Atari ST в утиль компания просуществовала долго, но ничего выдающегося так и не представила.Для тех же, кто хочет приобщиться к классике и оценить все очарование старины, рекомендуем просто набрать волшебные буквы Commodore 64 или Atari ST в любом поисковике, и вы сразу же получите массу ссылок на фанатские сайты с играми, эмуляторами и кучей другой информации об этих легендах прошлого.

Источник: http://www.igromania.ru

ru.pc-history.com

полная история, часть 1 / Хабр

Билл Гейтс, загадочные смерти, IBM, ведущая себя, как шустрый стартап. В этой истории есть всё!

Портативный компьютер IBM 5001

Можно заявить, что IBM PC не был первым PC от IBM. В сентябре 1975 года компания представила IBM 5100, первый «портативный» компьютер (это значило, что он весил всего 25 кг, и для него можно было купить специальный чемодан для путешествий).

5100 технически не был микрокомпьютером – он использовал разработанный в компании IBM процессор PALM, размазанный по всей материнской плате, а не содержащийся в одном микрочипе. Но с точки зрения конечного пользователя разница была небольшой – он явно подходил под определение персонального компьютера. Это была самодостаточная, полная по Тьюрингу, программируемая машина размером не более чемодана, с ленточным приводом для загрузки и сохранения программ, клавиатурой, 5" экраном и памятью в 16 Кб.

5100 отличался от первой волны PC ценой и рекламируемой областью применения. Цена начиналась от $10 000 и легко могла забраться за отметку в $20 000. IBM продвигала машину как серьёзный инструмент для полевых инженеров в удалённых местах, в которых нет возможности получить доступ к большим машинам IBM, а не устройство для развлечения, обучения, взлома или офисной работы.IBM 5110, небольшой апгрейд 5100

Реклама изменилась с двумя следующими итерациями концепции, моделями 5110 и 5120, которые рекламировали как системы, подходящие для офиса, с приложением для бухгалтерии, базой данных и даже текстовым процессором. Но цены оставались на высоком уровне, при том, что для реальной работы в офисе этот компьютер необходимо было подсоединять к отдельно стоящему массиву дисков, по размеру превышавшему сам компьютер, в результате чего вся система становилась больше похожей на миникомпьютер, чем на PC.

System/23 Datamaster и студенты университета

Однако получается, что хотя полным именем IBM PC никогда не называли, официально это была модель IBM PC 5150 (не путайте с альбомом Van Halen) – продолжение линейки портативных компьютеров 5100, а не нечто совершенно новое, несмотря на то, что её архитектура не имела ничего общего с предшественниками.

В феврале 1978 года IBM начала работу над первым микрокомпьютером – и это опять не был IBM PC. Это была машина System/23 Datamaster.

The System/23 Datamaster

Она вновь была разработана для работы в офисе, и построена на микропроцессоре Intel 8085. Она была большой и тяжёлой (43 кг) и стоила порядка $10 000, что вкупе с её ориентированием на бизнес и сухие варианты использования радикально отличало её от компьютеров вроде Apple II. Но технически это был микрокомпьютер. IBM была огромной компанией с легендарно запутанной бюрократией, что означало, что проектам для завершения иногда требовалось невероятно много времени. Несмотря на то, что проект Datamaster опередил PC на два года, он не выходил вплоть до июля 1981, как раз вовремя, чтобы его славу затмил анонс выхода IBM PC в следующем месяце. И всё-таки, если в игре на эрудицию всплывёт вопрос по поводу первого микрокомпьютера от IBM, то вот вам и ответ.

Atari VCS (2600), которая, как ни странно, имеет отношение к истокам IBM PC

Вот теперь история начинается по-настоящему

Машина, которая станет известной, как настоящий IBM PC, внезапно берёт своё начало в Atari. Видимо, почувствовав вкус успеха на волне взрыва видеоигр, организованного игрой «Space Invaders» и приставкой Atari VCS, а также выпуском собственных PC, Atari 400 и 800, компания в июле 1980 сделала предложение председателю правления IBM Фрэнку Кэри: если IBM хочет сделать свой PC, Atari может снизойти до разработки такового для неё.

Кэри не был таким уж ограниченным любителем мейнфреймов, как его пытаются представить. Он ратовал за разработку малых систем – даже если под «малыми» в IBM часто понимали нечто совсем иное, чем в остальном мире. Кэри принёс это предложение к директору по системам ввода данным IBM, Биллу Лоу, работавшему в городе Бока-Ратон во Флориде. Лоу представил предложение комитету управляющих, объявивших его «тупейшим из всего, что им доводилось слышать». И действительно, IBM и Atari составляют самую странную пару. Но при этом все понимали, что Лоу выступает по личной просьбе председателя правления, а такие предложения запросто не отметаются, если вы, конечно, заботитесь о вашей карьере. Так что они велели Лоу собрать команду для составления детального предложения, как именно IBM могли бы самостоятельно сделать PC, и представить его через месяц.

IBM PC 5150 с принтером, представлен в августе 1981

Лоу собрал команду из 12 или 13 человек (источники расходятся в точной цифре) для создания черновика предложения. Нарушая традицию компании, он специально не стал собирать большую команду и вводить формальную структуру управления, надеясь создать какую-то «хакерскую магию», которая и породила PC. Его менеджер проектов Дон Эстридж сказал: «Если вы соревнуетесь с людьми, начинавшими в гараже, вам надо начинать в гараже».

Можно было ожидать, что такой Голиаф компьютерной индустрии, как IBM, пробьёт себе путь на рынок PC нахрапом. Хотя любители PC гордились тем, что построили новый рынок путём дерзких решений, творческого подхода и гибкости, на которые не способен такой флегматичный гигант, как IBM, они всё же побаивались именно такого развития событий. Однако IBM решила быть паинькой, ознакомиться с существующим положением дел и побеседовать с людьми, создававшими рынок PC, чтобы понять, что нужно и куда теоретический IBM PC мог бы встроиться.

Размышляя таким образом, Джек Сэмс, глава разработки ПО, рекомендовал пообщаться с Microsoft. Сэмс был необычно хорошо знаком с рынком PC для работника IBM; он агитировал компанию купить у Microsoft BASIC для Datamaster, но его предложение отклонили в пользу внутренней разработки. «Просто это заняло дольше и стоило дороже», – сказал он позже. Сэмс позвонил Биллу Гейтсу 21 июля 1980 года и спросил, можно ли ему приехать на следующий день в офис в Сиэтле и дружески поболтать по поводу PC. «Но не нужно особенно радоваться и не ожидайте ничего сверхъестественного», – сказал он.

Это Билл Гейтс в 1984 году в возрасте 29. Представьте, как молодо он выглядел за 4 года до этого.

Гейтс и Стив Балмер, его правая рука и единственный среди компании хакеров обладатель бизнес-образования, всё же поняли, что ситуация может обещать нечто сверхъестественное. Когда Сэмс приехал с двумя сотрудниками, выступающими в роли свидетелей, Гейтс лично вышел их встречать. (Сэмс изначально подумал, что Гейтс, своим лицом, голосом и фигурой напоминавший 12-летнего мальчика, – это какой-то посыльный). Сэмс сразу же вытащил соглашение о неразглашении, бывшее стандартной процедурой для IBM.

«IBM не облегчало задачу, — вспоминал позже Гейтс. – Нужно было подписывать все эти странные соглашения, в которых говорилось, что IBM может делать что хочет и когда хочет, и использовать ваши секреты по своему усмотрению. Так что потребовалось немного доверия». Однако же, он сразу подписал их.

Сэмс хотел узнать общее состояние рынка PC у Гейтса, который был близко знаком с этой темой. Так что Гейтс был лишь одной из выдающихся фигур, с которыми он общался. Однако у него был и скрытый мотив: посмотреть, чем занимается Гейтс, попробовать понять, может ли Microsoft быть полезным ему ресурсом. Он был очень впечатлён.

Проконсультировавшись с Гейтсом и остальными, Лоу представил 8 августа предложение по поводу машины, которую IBM необходимо построить. Из многих популярных исторических источников, к примеру, из старой документалки "Триумф нёрдов" [Triumph of the Nerds], создаётся впечатление, что IBM PC быстро слепили в нереальной спешке. Реально же над этой разработкой очень серьёзно размышляли. У неё был два очень интересных аспекта.

Скромный MOS 6502

Такой же скромный Zilog Z80

Intel 8080, с которым Z80 был совместим

Интегральная схема клона Z80

Открытая архитектура

В то время почти все PC использовали один из двух процессоров – либо MOS 6502, либо Zilog Z80. Оба они появились в относительно небольших, начинающих компаниях, и каждый из них позаимствовал основной набор инструкций и большую часть схемы у другого, более дорогого CPU, производимого крупной компанией – у Motorola 6800 и Intel 8080 соответственно. (Если говорить об этической стороне дела, то оба процессора в основном разрабатывали инженеры, также работавшие и над созданием процессоров, послуживших для них «вдохновением»).

Оба были 8-битными чипами с адресацией памяти до 64 Кб. И это уже становилось проблемой. Apple II был ограничен 48 Кб RAM из-за необходимости адресации 16 Кб ROM. И даже там, где эти ограничения ещё не были проблемой, становилось ясно, что скоро проблемы появятся.

Так что команда решила работать над CPU следующего поколения, способного оставить эти ограничения в прошлом. IBM давно сотрудничала с Intel, поэтому выбрала Intel 8088, гибридный ЦП на 8 бит/16 бит, способный работать на частоте 5 МГц (гораздо быстрее 6502 или Z80), и, что лучше всего, мог работать с адресацией целого мегабайта памяти. У IBM PC будет возможность для роста, недоступная его предшественникам.

Другой интересный аспект – очень популярная идея «открытой архитектуры». В книге "Случайные империи" [Accidental Empires] и основанном на ней фильме «Триумф нёрдов» [Triumph of the Nerds] Роберт Кринджли утверждает, что этот выбор был сделан, исходя из необходимости, и это был ещё один симптом поспешного создания машины. «Продукт года от IBM! Какая чушь! Чтобы сэкономить время, вместо того, чтобы создать его с нуля, они купили готовые компоненты и собрали из них компьютер – то, что на языке IBM называется „открытой архитектурой“.

Гарри Гарланд и Роджер Мелен, сооснователи Cromemco, держат в руках системную плату S-100, 1981

Ну, во-первых, „открытую архитектуру“ вряд ли можно называть „языком IBM“. Это термин, которым практически везде описывали IBM PC, и, вероятно, менее всего в самой IBM. (К примеру, в этой подробной и детализированной статье для журнала Byte, „Создание IBM PC“, член команды Дэвид Брэдли ни разу его не использует). Но что имеют в виду люди под „открытой архитектурой“? К несчастью для журналистов, „открытость“ или „закрытость“ архитектуры, это не выбор „или/или“, а, как и всё в жизни, некий континуум.

К примеру, Apple II тоже обладал относительно открытой архитектурой. Одной из немногих выигранных Возняком у Джобса битв было включение слотов расширения и опубликование детальной схемы, что позволило пользователям делать с машиной такое, чего её создатели не могли предвидеть, и что послужило одной из причин её поразительно долгой жизни. Компьютеры CP/M, часто использовавшиеся на предприятиях, были ещё более открытыми, поскольку основывались на общепринятых и хорошо описанных спецификациях S-100, и обладали множеством слотов расширения. Это позволяло им совместно использовать и железо, и софт.

Commodore PET вышел в январе 1977 и использовал MOS 6502 – один из вариантов чипов, которые IBM могла бы использовать в PC

Вместо разговоров об открытой архитектуре, нам лучше поговорить о модульной архитектуре. IBM сделала компьютерный конструктор, набор взаимозаменяемых компонентов, которые покупатель мог собрать в любой комбинации, подходящей для его потребностей и кошелька. Сразу после запуска у него был выбор между цветной видеокартой, способной рисовать графику и игры, или монохромной картой, способной выдавать 80 столбцов текстовых символов. Можно было выбирать объём встроенной памяти в промежутке от 16 Кб до 256 Кб, один или два флоппи-дисковода или кассетный привод, и т.п. В результате, когда все сторонние компании включились в эту игру и IBM расширила продуктовую линейку, можно было просто утонуть в вариантах выбора.

Большая часть отдельных компонентов действительно была заказана в сторонних компаниях, что резко ускорило процесс разработки. Использование проверенных и хорошо известных компонентов имеет и другие преимущества, из чего и вытекла репутация IBM PC как надёжной машины.

Tandy Radio Shack TRS-80, использовавший Zilog Z80

Заказ такого большого количества оборудования у сторонних компаний для IBM был отходом от традиций, но в иных аспектах IBM PC продолжал философию разработки компании. Не было одного, единственного, подходящего для всех мейнфрейма. Когда вы звонили и говорили, что хотите купить одного из этих монстров, IBM отправляла парочку представителей для обсуждения ваших нужд, финансовых возможностей и проверки доступного пространства. Затем вы вместе разрабатывали систему, которая лучше всего подойдёт вам, решая, сколько вам нужно дискового пространства, памяти, сколько и каких кассетных приводов, какие вам понадобятся принтеры, терминалы, устройства чтения перфокарт и т.п.

В этом смысле IBM PC была продолжением обычной работы компании в миниатюре. Конечно, у большинства других персоналок тоже была какая-то гибкость. Однако же важно то, что IBM решила поставить всё на модульность, расширяемость, или, если угодно, открытость. Как и выбор CPU, это дало машине пространство для роста, поскольку неизбежно начали появляться новые, улучшенные жёсткие диски, видеокарты и потом – звуковые карты. Это ключевая причина того, что разработанная так давно архитектура остаётся с нами и сегодня, в сильно переработанном виде.

Apple II, использовавший MOS 6502

В поисках операционной системы

Комитет одобрил задумку Лоу по созданию компьютера. IBM, понимая, что её собственная бюрократия служит препятствием на пути людей, пытающихся что-то сделать, незадолго до этого придумала концепцию „независимой бизнес-ячейки“ [Independent Business Unit, IBU]. Идея была в том, чтобы IBU работали как полунезависимые сущности, освобождённые от обычной бюрократии, а IBM исполняла бы роль венчурного капиталиста. В журнале Fortune описали IBU как „Как начать собственную компанию, не покидая IBM“. Председатель Кэри, цитату которого часто искажают и неправильно понимают, назвал IBU ответом IBM на вопрос „Как заставить слона танцевать чечётку?“ IBU Лоу назовут Project Chess, а разрабатываемую машину – Acorn (по-видимому, никто не знал о британской компьютерной компании с тем же названием). Команде дали карт-бланш, с одним ограничением – Acorn должен был появиться уже через год.

Джек Сэмс, так сильно впечатлённый Биллом Гейтсом и Microsoft, вернулся к ним почти сразу после того, как IBM запустила Project Chess – 21 августа 1980 года. Получив от Гейтса ещё одно подписанное NDA, он готов был закончить с теориями и поговорить начистоту. Он объяснил, что IBM планирует сделать свой собственный PC, но это никого не удивило. Придерживаясь принятой философии машины, которую можно настроить на любые задачи, он планировал предложить пользователям выбор – использовать BASIC-окружение, встроенное в ROM, как это было у Apple II, PET и TRS-80, или загружаться в дисковую операционную систему CP/M, которая была очень популярной среди бизнес-пользователей.

Microsoft, как главный поставщик BASIC'ов для микрокомпьютеров, была очевидным выбором для первого варианта. Также она недавно занялась и другими компилируемыми языками вроде Fortran, и Сэмс не возражал против наличия и других языков. Роберт Кринджли и другие придают слишком много значения тому, что IBM обратилась за софтом к стороннему разработчику (ещё один их аргумент в пользу сборки на скорую руку), но это не было чем-то из ряда вон выходящим. Apple, Commodore, Radio Shack и многие другие сделали то же самое, взяв BASIC у Microsoft.

Реклама пакета CP/M Graphics от Digital Research

Сэмс не мог разобраться кое в чём другом. Той весной Microsoft представила своё первое оборудование, Z80 SoftCard. Это был ЦП Z80 на карте, подключаемой в один из слотов расширения Apple II. После установки карты пользователь мог выбирать – отдавать контроль над машиной стандартному ЦП 6502 или же Z80. На карте были схемы, позволявшие Z80 использовать стандартную память и другую периферию Apple II. Это был удивительный хак, разработанный совместно с Seattle Computer Products, небольшой фирме, производящей оборудование, в то время тесно сотрудничавшей с Microsoft.

Поскольку CP/M работала только на процессорах Z80, пользователи Apple II были отрезаны от вселенной бизнес-программ CP/M. Теперь у них появился доступ к лучшим возможностям обоих миров – весь софт для образования и развлечения, пользовавшийся возможностями графики Apple II (не говоря уже про VisiCalc) и все текстовые бизнес-приложения СР/М. SoftCard имела бешеный успех, не дотянув только до самого VisiCalc, в процессе продвижения Apple II на бизнес-рынок Америки как единственной машины, основанной на 6502. Apple II с SoftCard вскоре стала самой популярной конфигурацией оборудования для CP/M.

Microsoft Z80 SoftCard

Поскольку SoftCard поставлялась с копией CP/M, Сэмс был уверен, что эта операционка принадлежала Microsoft. Гейтс объяснил, что это не так – Microsoft лишь приобрела лицензию у её владельца, компании Digital Research.

Гейтс и Гэри Килдалл, глава Digital Research и один из первых программистов CP/M были знакомы много лет, и выработали взаимное уважение и некое партнёрство. С выходом новой машины Microsoft занималась языками, а Digital – операционкой.

Стив Вуд, один из первых программистов Microsoft:

Когда мы общались с очередным OEM, клиентом-производителем, желавшим, чтобы на его железе работал BASIC или любой другой продукт, то к 77-78 году мы уже всегда пытались склонить их к сотрудничеству с Digital и CP/M, поскольку нам так было гораздо легче работать. Когда мы делали что-то на заказ, типа версии для General Electric или версии для NCR, это была ужасная головная боль. Наша жизнь становилась проще, когда кто-нибудь просто покупал лицензию на CP/M и поднимал её у себя, после чего наши программы просто сразу работали. Гэри делал то же самое. Если кто-либо обращался к нему за лицензией на CP/M, и им нужны были языки, он отправлял людей в Microsoft. Это было нечто синергетическое. Гейтс и Килдалл в какой-то момент даже обсуждали слияние компаний. Существовало некое молчаливое соглашение, что Microsoft не будет лезть в операционки, а Digital – в языки. Однако к концу 1979 Digital начала распространять с некоторыми версиями CP/M BASIC не от Microsoft, что Гейтс и его коллеги восприняли, как предательство.

Однако же Гейтс прямо в присутствии Сэмса позвонил Килдаллу, чтобы договориться о встрече с ним и его командой на следующий день. Он сказал, что это очень важные клиенты, „так что обращайтесь с ними нормально“. Сэмс не был этому рад. Он находился под впечатлением от Гейтса и Microsoft, и „мы просто хотели работать с одним человеком“ по вопросу ПО.

Но выбора не было. Как вы помните, CP/M работала на Z80. Сэмсу нужно было не просто купить лицензию у Digital; ему нужно было договориться о портировании ОС на новую архитектуру 8088, причём по нужному ему графику. Следующим утром они с командой на самолёте следовали в Пасифик-Гроув, Калифорния, где располагалась Digital Research.

Загадочные события 22 августа 1980 года

Гэри Килдалл в 1977-м

Этот момент знаменит тем, что история становится туманной. Впоследствии Сэмса и Килдалла спрашивали множество раз, что случилось 22 августа 1980. Их истории настолько несопоставимы по фактам, что невозможно отнести это только на счёт отношения к нюансам или разной интерпретации событий. Кто-то, а возможно, оба они, просто говорили неправду.

Сэмс утверждает, что они с командой прибыли в викторианское здание, служившее штабом Digital, точно вовремя, и узнали, что Килдалл решил воспользоваться хорошей погодой, и вместо встречи отправился полетать на своём самолёте. Сэмсу и компании пришлось общаться с бизнес-менеджером Digital, женой Килдалла, Дороти. Будучи шокирован, Сэмс остался непреклонен и достал своё NDA в качестве прелюдии к бизнесу.

На первый взгляд это было оскорбительное и несправедливое соглашение, в котором, по сути, говорилось, что вторую сторону засудят, если она раскроет секреты IBM, но при этом у IBM сохраняется иммунитет от любых судебных исков в противоположном случае. Гейтс сказал, что „верит“ им, и сразу подписал бумагу. Дороти же отказалась и сказала, что ей сначала нужно будет проконсультироваться со своим юристом. И пока Сэмс нервно ожидал в приёмной, они с адвокатом, Джерри Дэвисом, колебались до трёх часов дня, пока, наконец, не подписали NDA.

Поскольку почти весь день прошёл, а технический специалист, которому и нужно было бы заниматься портированием, отсутствовал, обсуждения практически не продвинулись. Сэмс покинул Digital разочарованным и раздражённым, без намёков на соглашение, и тут же начал искать альтернативы этим людям.

Со своей стороны Килдалл (умерший в 1994 году при очень странных обстоятельствах) признал, что он летал, когда Сэмс прибыл на встречу. Однако он утверждал, что не развлекался полётами, а летел домой после деловой командировки. Он сказал, что не видел ничего страшного в том, чтобы с командой из IBM в начале встречи общалась Дороти, поскольку она больше занималась бизнес-переговорами, чем он. При этом он сказал, что вернулся уже днём, и именно он убедил Дороти и Дэвиса подписать NDA и продолжить переговоры.

После этого переговоры прошли быстро, и IBM с Digital „пожали друг другу руки“ к концу дня. Килдалл также заявлял, что затем он с Дороти улетели тем же вечером, уже коммерческим рейсом, чтобы начать свой отпуск во Флориде, и что группа из IBM летела тем же рейсом. И там они пообщались по поводу дальнейших планов.

Сэмс говорит, что он не полетел во Флориду сразу после встречи, а отправился обратно в Сиэтл, чтобы продолжить беседу с Microsoft, признав, что возможно, парочка членов команды могла направиться обратно в Бока-Ратон. Спустя годы он твёрдо стоял на том, что вообще не встречался с Килдаллом, „если только он не притворялся кем-то другим, будучи там“.

Лишь в последние годы Сэмс смягчил свою позицию, и говорил, что „вероятно“, что Килдалл был на встрече, но он „этого не помнит“. Также он недавно сказал: „Мы это провалили, Килдалл это провалил и Microsoft это провалила“. Это можно воспринять как последнее убежище человека, не всегда говорившего правду, но кто его знает. Для обеих версий событий есть свидетели, частично их подтверждающие. Исполнительный директор Digital и друг Килдалла, Том Роландер, говорит, что он был в командировке вместе с Килдаллом, и что они вместе встречались с Сэмсом в тот день. Дэвис, юрист Digital, говорит, что никакого соглашения на словах в тот день заключено не было, а другие сотрудники IBM вспоминают, что Сэмс сразу после этой экспедиции рассказывал, что Килдалла вообще не было на встрече.

Билл Гейтс испытывает взаимопонимание с сооснователем Microsoft Полом Алленом в 1987

Бизнесмен с восточного побережья против калифорнийского хиппи

И как же во всём этом разобраться? Можно сравнить личность Килдалла с личностью Гейтса. Популярные описания этих событий часто низводят Гейтса и Килдалла до карикатурных персонажей, до маниакального бизнесмена с восточного побережья против расслабленного хиппи из Калифорнии. На самом деле это не так далеко от истины. Оба были прекрасными хакерами, но во всём остальном вряд ли могли отличаться ещё больше. Гейтс был настроен на то, чтобы доказывать всем свою состоятельность и выигрывать, снова и снова. Когда к нему пришла такая крупная рыба, как IBM, он с готовностью проявил скромность, вплоть до низкопоклонства, поскольку она была нужна ему, как следующий этап карьерного роста. (После того, как он перестал в них нуждаться, всё поменялось). Амбициозность Гейтса, пусть и не самое восхитительное из его свойств, заставила многих его партнёров уважать Microsoft. Гейтс не только собрал очень талантливую команду, все они соответствовали личности своего босса в том, что были готовы пахать, как волы, и преодолевать все препятствия для того, чтобы сделать работу как надо, и опередить своих соперников.

Килдалл же вёл себя так, что иногда было не похоже, что он уверен в том, что хочет заниматься бизнесом.

В один из самых неудачных моментов конца 70-х Гэри прошёл мимо парковки по пути на свою работу и пошёл дальше по улице, вдруг поняв, что не может себя заставить пойти на работу. Он обошёл вокруг квартала три раза, пока не смог заставить себя встретить ещё один день в Digital Research. Невозможно представить, как какие-то подобные сомнения одолевают Гейтса.

Килдаллу была важна радость хакинга. А пользователям нужно было терпеливо ждать. Ему, может, и понравилось работать с IBM, но им надо было встать в очередь, как всем остальным. И уж точно он не собирался пресмыкаться перед ними. Джордан Юбэнкс, вице-президент Digital в 1980 году, говорит: „Гэри больше нравились вечеринки, чем управление бизнесом“. Кроме вечеринок, Килдаллу нравилось программное обеспечение. А Гейтсу нравился бизнес программного обеспечения. Юбэнкс:

Различия между Биллом и Гэри были поразительные. Билл, увидев возможность, гнался за ней, делал всё возможное, делал больше возможного, без проблем. Гэри же был настроен вроде „Да мне всё равно, я Digital Research. Вы будете работать со мной на моих условиях“.Джек Сэмс в документалке „Триумф Нёрдов“ в 1996 г.

А ещё была личность Сэмса, или, точнее, его корпоративный опекун. IBM была большой шишкой в компьютерном мире, и ожидала, что к ней будут относиться соответственно. Если они снисходили до визитов к таким компаниям, как Microsoft или Digital, с ними должны были носиться, как с VIP, и показывать, что данная компания очень хочет иметь с ними дело.

Когда Digital не смогла продемонстрировать уважение и благодарность так, как это сделали в Microsoft – а что бы ни случилось в тот день, ясно хотя бы, что так оно и было; Юбэнкс описывает, что Дороти „стервозно“ относилась ко всем, включая клиентов – Сэмс был в ярости. „Они что, не знают, кто я такой?“ – вероятно, удивлялся он. Ясно, что Сэмсу не нравилась перспектива работать с Digital вместо Гейтса ещё до того, как он сел на рейс в Калифорнию. Как нам всегда говорили наши мамы, если ты начинаешь дело с плохим отношением, то обычно получаешь плохие результаты.

Одно ясно: была устная договорённость, или нет, или какое там впечатление сложилось от этого у Килдалла, Сэмс не был удовлетворён своим опытом общения с Digital. Он спросил Гейтса, подписавшего на этот раз уже консалтинговый договор, не может ли он найти ему альтернативу CP/M. Гейтс сказал, что посмотрит, что можно сделать. Сэмс утверждает, что продолжал попытки договориться с Digital, но не мог получить согласие на разработку 8088 CP/M в жёсткие установленные сроки. Юбэнкс говорит, что Килдаллу этот проект просто не показался таким уж „интересным“, несмотря на его очевидную необходимость, и в результате он работал над ним спустя рукава.

А потом Гейтс вернулся с QDOS.

Окончание

habr.com

Устройство компьютера

Первым устройством, предназначенным для облегчения вычислений, стали счеты. С помощью костяшек счетов можно было совершать операции сложения и вычитания и несложные умножения. Однако счеты совершенно непригодны для операций над нецелыми числами и не могут производить сложных операций. А потребности человечества в вычислениях все увеличивались.

В 1642 г. французский математик Блез Паскаль сконструировал первую механическую счетную машину «Пас-калина», которая могла механически выполнять сложение чисел. В 1673 г. Готфрид Вильгельм Лейбниц сконструировал арифмометр, позволяющий механически выполнять четыре арифметических действия. Начиная с XIX в. арифмометры получили очень широкое применение. На них выполняли даже очень сложные расчеты, например расчеты баллистических таблиц для артиллерийских стрельб. Существовала и специальная профессия — счетчик — человек, работающий с арифмометром, быстро и точно соблюдающий определенную последовательность инструкций (такую последовательность инструкций впоследствии стали называть программой). Но многие расчеты производились очень медленно — даже десятки счетчиков должны были работать по нескольку недель и месяцев. Причина проста: при таких расчетах выбор выполняемых действий и запись результатов производились человеком, а скорость его работы весьма ограничена.

Еще в первой половине XIX в. английский математик Чарльз Бэббидж попытался построить универсальное вычислительное устройство, то есть компьютер. Бэббидж называл его аналитической машиной. Именно Бэббидл: впервые додумался до того, что компьютер должен содержать память и управляться с помощью программы. Бэббидж дател построить свой компьютер как механическое устройство, а программы собирался задавать посредством перфокарт • - карт из плотной бумаги с информацией, наносимой с помощью отверстий (они в то время уже широко применялись в ткы.ких станках). Однако довести до конца эту работу Бэббидж не смог: она оказалась слишком сложной для техники того иремени.

Первым реализовал идею перфокарт Холлзрит. Он изобрел машину для обработки результатов переписи населения. В своей машине он впервые применил электричество для расчетов.

В 40-х годах XX в. сразу несколько rpyni исследователей повторили попытку Бэббиджа на основе техники XX в. — электромеханических реле. Некоторые из этих исследователей ничего не знали о работах Бэббиджа и перготкрыли его идеи заново. Первым из них был немецкий ивкенер Конрад Цузе, который в 1941 г. построил небольшой бомпьютер на основе нескольких электромеханических реле. Но из-за войны работы Цузе не были опубликованы. А в CEIA в 1943 г. на одном из предприятий фирмы IBM (International Business Machines Corporation) американец Говард Эйкея создал более мощный компьютер под названием «Марк-1». Он уже проводил вычисления в сотни раз быстрее, чем вручную (с помощью арифмометра) и реально использовался для вое яых расчетов. В нем использовалось сочетание электрических с чгналов и механических приводов. «Марк-1» имел размеры 15x2,5 м и содержал 750 000 деталей, он мог перемножить два 23-разрядных числа за 4 с.

Однако электромеханические реле работают весьма медленно и недостаточно надежно. Поэтому начик;ш с 1943 г. в США группа специалистов под руководством Длона Мочли и Преспера Экерта начала конструировать компьютер ENIAC на основе электронных ламп. Созданный ими компьютер работал в тысячу раз быстрее, чем «Марк-1?. Но обнаружилось, что большую часть времени этот компьютер простаивал, вел> для задания метода расчетов (программы) в этом компьютере приходилось в течение нескольких часов или даже нескольких дней подсоединять нужным образом провода. А сам расчет после этого мог занять всего лишь несколько минут или даже секунд.

Чтобы упростить и ускорить процесс задания программ, Мочли и Экерт стали конструировать новый компьютер, который мог бы хранить программу в своей памяти. В 1945 г. к работе был привлечен знаменитый математик Джон фон Нейман, который подготовил доклад об этом компьютере. Доклад был разослан многим ученым и стал широко известен, поскольку в нем фон Нейман ясно и просто сформулировал общие принципы функционирования компьютеров, т. е. универсальных вычислительных устройств. И до сих пор подавляющее большинство компьютеров сделано в соответствии с теми принципами, которые изложил в своем докладе в (945 г. Джон фон Нейман. Первый компьютер, в котором были воплощены принципы фон Неймана, был построен в 1949 г. английским исследователем Морисом Уилксом.

Разработка первой электронной серийной машины UNIVAC (Universal Automatic Computer) начат;, примерно в 1947 г. Экертом и Мочли, основавшими в декабре того же года фирму ECKERT-MAUCHLI. Первый образец машины (UNIVAC-1) был построен для бюро переписи США и пущен в эксплуатацию весной 1951 г. Синхронная, последовательного действия вычислительная машина UNIVAC-1 создана на базе ЭВМ ENIAC и EDVAC. Работала она с тактовой частотой 2.25 МГц И содержала около 5000 электронных ламп. Внутреннее запоминающее устройство с емкостью 1000 12-разрядных десятичных чисел было выполнено на 100 ртутных линиях задержки.

Вскоре после ввода в эксплуатацию машины UNIVAC-1 ее разработчики выдвинули идею автоматического программирования. Она сводилась к тому, чтобы машина сама могла подготавливать такую последовательность команд, которая нужна для решения данной задачи.

Сильным сдерживающим фактором в работе конструкторов ЭВМ начала 1950-х годов было отсутствие быстродействующей памяти. По словам одного из пионеров вычислительной техники Д. Эккерта, «архитектура машины определяется памятью». Исследователи сосредоточили свои усилия на запоминающих свойствах ферритовых колец, нанизанных на проволочные матрицы.

В 1951 г. Дж. Форрестер опубликовал статью о применении магнитных сердечников для хранения цифровой информации. В машине «Whirlwind-1 о впервые была применена память на магнитных сердечниках. Она представляла собой 2 куба 32 х 32 х 17 с сердечниками, которые обеспечивали хранение 2048 слов для 16-разрядных двоичных чисел с одним разрядом контроля на четность.

В разработку электронных компьютеров включилась фирма IBM. В 1952 г. она выпустила свой первый промышленный электронный компьютер IBM 701, который представлял собой синхронную ЭВМ параллельного действия, содержащую 4000 электронных ламп и 12 000 германиевых диодов. Усовершенствованный вариант машины IBM 704 отличался высокой скоростью работы, в ней использовались индексные регистры и данные представлялись в форме с плавающей запятой.

После ЭВМ IBM 704 была выпущена машина IBM 709, которая в архитектурном плане приближалась к машинам второго и третьего поколений. В этой машине впервые была применена косвенная адресация и впервые появились каналы ввода-вывода.

В 1956 г. фирмой IBM были разработаны плавающие магнитные головки на воздушной подушке. Изобретение их позволило создать новый тип памяти — дисковые запоминаю-1 щие устройства (ЗУ), значимость которых была в полной мере оценена в последующие десятилетия развития вычислительной техники. Первые ЗУ на дисках появились в машинах IBM 305 и RAMAC. Последняя имела пакет, состоявший из 50 металлических дисков с магнитным покрытием, которые вращались со скоростью 12 000 об./мин. На поверхности диска размещалось 100 дорожек для записи данных, по 10 000 знаков каждая.

Вслед за первым серийным компьютером UNIVAC-1 фирма Remington-Rand в 1952 г. выпустила ЭВМ UNIVAC-1103, которая работала в 50 раз быстрее. Позже в компьютере UNIVAC-1103 впервые были применены программные прерывания.

Сотрудники фирмы Rernington-Rand использовали алгебраическую форму записи алгоритмов под названием «Short Code» (пррвый интерпретатор, созданный R 1949 г. Джоном Мочли). Кроме того, необходимо отметить офицера ВМФ США и руководителя группы программистов, в то время капитана (в дальнейшем единственная в ВМФ женщина-адмирал) Грейс Хоппер, которая разработала первую программу-компилятор. Кстати, термин «компилятор» впервые ввела Г. Хоппер в 1951 г. Эта компилирующая программа производила трансляцию на машинный язык всей программы, записанной в удобной для обработки алгебраической форме. Г. Хоппер принадлежит также авторство термина «баг» в применении к компьютерам. Как-то через открытое окно в лабораторию залетел жук (по-английски — bug), который, сев на контакты, замкнул их, чем вызвал серьезную неисправность в работе машины. Обгоревший жук был подклеен в административный журнал, где фиксировались различные неисправности. Так был задокументирован первый баг в компьютерах.

Фирма IBM сделала первые шаги в области автоматизации программирования, создав в 1953 г. для машины IBM 701 «Систему быстрого кодирования». В СССР А. А. Ляпунов предложил один из первых языков программирования. В 1957 г. группа под руководством Д. Бэкуса завершила работу над ставшим впоследствии популярным первым языком программирования высокого уровня, получившим название ФОРТРАН. Язык, реализованный впервые на ЭВМ IBM 704, способствовал расширению сферы применения компьютеров.

В Великобритании в июле 1951 г. на конференции в Манчестерском университете М. Уилкс представил доклад «Наилучший метод конструирования автоматической машины», который стал пионерской работой по основам микропрограммирования. Предложенный им метод проектирования устройств управления нашел широкое применение.

Свою идею микропрограммирования М. Уилкс реализовал в 1957 г. при создании машины EDSAC-2. М. Уилкс совместно с Д. Уиллером и С. Гиллом в 1951 г. написали первый учебник по программированию «Составление программ для электронных счетных машин».

В 1956 г. фирма Ferranti выпустила ЭВМ «Pegasus», в которой впервые нашла воплощение концепция регистров общего назначения (РОН). С появлением РОН было устранено различие между индексными регистрами и аккумуляторами, и в распоряжении программиста оказался не один, а несколько регистров-аккумуляторов

Следующая статья >>>

bladzher.narod.ru

Почему мы больше не делаем персональные компьютеры? / Блог компании IBM / Хабр

Уже бывший глава IBM (которого на этом посту совсем недавно сменила Джинни Рометти), господин Сэм Палмизано, был известен некоторыми, порой резкими и решительными действиями, в то время когда занимал пост CEO одной из крупнейших корпораций мира. К этим действиям можно относиться по-разному, но в любом случае интересно узнать, чем руководствовался директор такого уровня, принимая решения на глобальном уровне.

И не так давно выпал шанс узнать, по какой причине IBM стала именно той компанией, которой она является сейчас — Сэм дал интервью The New York Times, в котором, в частности, дается ответ на вопрос: «Почему IBM продала собственное производство компьютеров компании Lenovo?» Во-первых, как утверждает Сэм Палмизано, при нем компания IBM фокусировала свои усилия на выходе из «низкоприбыльных и увядающих секторов бизнеса» и, что не удивительно, по мнению Сэма рынок персональных компьютеров был первым в этой категории.

По словам Сэма, он не видел возможности для нововведений (по-крайней мере на корпоративном рынке) в секторе производства и продаж ПК и чувствовал, что «хаб инноваций сместится в область сервисов и программного обеспечения». В принципе, мы видим что именно это и происходит в области информационных технологий сегодня, впрочем, для Сэма это было очень непростое решение, которое принималось с трудом и процесс переговоров затягивался.

Так же, Сэм говорит что когда компания по внутренним каналам объявила о желании продать свою «персональную» часть (которая во многом сделала компанию именно той, какой она является сегодня), многие компании, в том числе Dell и другие производители/вендоры ПК выражали желание приобретения, IBM все-таки решила сотрудничать с Китаем (то есть фактически, IBM продала производству не частной китайской компании, а китайскому правительству, которое контролирует абсолютно все, тем более — производство), который хочет расширить свое глобальное влияние за счет собственных корпораций.

Те, кому интересна история Сэма, могут прочитать оригинальный текст, в котором бывший глава компании рассказывает многое о том, как работает IBM и на каком уровне, и самое главное как, принимаются решения в одной из самых передовых компаний мира. Естественно, на английском языке.

В интервью другому изданию — Harvard Business Review, Сэм описал 5 шагов, которые, по его мнению, приведут к успеху многие компании без четкой миссии и помогут понять, в каком направлении двигаться:

Шаг 1. Стратегия и организация работы должна накладывать видение будущего компании на все продукты, услуги и саму работу. Шаг 2. Избавьтесь от бизнеса который вам «не подходит» и приобретите навыки, которые вам действительно необходимы. Шаг 3. Убедитесь в том, что ваша экономическая модель способна приносить прибыль. Шаг 4. Усильте команды и сделайте их способными удовлетворить покупателя/клиента, но не раздувайте их до некотролируемых размеров. Шаг 5. Позаботьтесь об успехе внутри компании и внутри себя.

habr.com


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики