Статья "Анализ школьных программ по физике в разделе «Квантовая физика»". Разделы квантовой физики


Методика изучения раздела "квантовая физика" в школьном курсе значение изучения квантовой физики - Документ

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА "КВАНТОВАЯ ФИЗИКА"

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ

Квантовая механика - физическая теория, открывшая своеобразие свойств и закономерностей микромира, установившая способ описания состояния и движения микрочастиц. Методы квантовой механики находят широкое применение в квантовой электронике, в физике твердого тела, современной химии. Ее широко используют в физике высоких энергий, изучающей строение ядра атома и свойства элементарных частиц. Результаты исследования находят все большее применение в технике. Достаточно вспомнить успехи квантовой теории твердых тел, выводы которой положены в основу создания новых материалов с заранее заданными свойствами (магнитными, полупроводящими, сверхпроводящими и т. д.), квантовые генераторы, ядерные реакторы. Квантовая физика является более высокой ступенью познания, нежели классическая физика. Она установила ограниченность многих классических представлений. Однако введение основ квантовой физики в среднюю школу - сложная методическая задача. Малая наглядность квантовомеханических объектов (частица - волна), сложность математического аппарата, необычность ее исходных идей и понятий создают методические трудности. Поэтому вопросы квантовой физики очень осторожно вводят в школьный курс.

Основные познавательные задачи этого раздела - ознакомить учащихся со специфическими законами, действующими в области микромира, и завершить формирование представлений о строении вещества.

В курсе физики строение вещества рассматривали в основном на молекулярном уровне. Молекулярно-кинетическая теория объясняла строение и свойства газов (количественно), жидкостей и твердых тел (на качественном уровне). В данном разделе учащихся знакомят со строением вещества на атомном и субатомном уровне. В теме "Атом и атомное ядро" они изучают вначале строение атома по Резерфорду-Бору, а затем, после обсуждения дуализма свойств микрочастиц, получают и современные представления о строении атома. Достаточное внимание в этом разделе уделяют составу и свойствам ядра атома (его размеру, заряду, массе, плотности, энергии связи, удельной энергии связи и др.). В конце раздела учащихся знакомят с основными характеристиками и свойствами элементарных частиц, дают представление о современной их классификации, о роли их в строении вещества и в передаче взаимодействий.

Раздел "Квантовая физика" решает, кроме того, важные задачи политехнического образования. При его изучении учеников знакомят с устройством и принципом действия фотоэлементов, с примерами их использования в технике, физическими основами спектрального анализа, ядерным реактором и применением ядерной энергии в мирных целях, с использованием радиоактивных изотопов в промышленности, сельскохозяйственном производстве, в науке, медицине.

Знакомство с элементарными частицами дает веское подтверждение принципа неисчерпаемости материи, ибо учащиеся убеждаются в том, что материальные объекты и их свойства крайне многообразны, элементарные Частицы не являются "простыми", они обладают множеством свойств и способны к взаимопревращениям.

Корпускулярно-волновой дуализм свойств света и элементарных частиц, взаимопревращаемость элементарных частиц позволяют раскрыть материальное единство мира и диалектическую связь прерывного и непрерывного, а подчинение всех ядерных процессов основным законам сохранения служит хорошей иллюстрацией принципа неуничтожимости и несотворимости материи и движения.

Как и во всем курсе физики, большое внимание при изучении этого раздела обращают на роль опыта в процессе познания, на взаимосвязь теории и практики, эксперимента. Необходимо подчеркивать, что теория применима в тех границах, в которых экспериментально подтверждаются вытекающие из нее следствия. Противоречие экспериментальных фактов теории служит отправным моментом для ее уточнения или создания новой теории. Например, изучая оптику, учащиеся убедились в том, что явления отражения и преломления, интерференции и дифракции хорошо объясняются на основе теоретических представлений о волновой природе света. Однако волновая теория света не объясняет все законы фотоэффекта. Необходимость объяснения новых экспериментальных фактов привела к созданию квантовой теории света. Опыт Резерфорда опроверг первоначальную модель атома, предложенную Томсоном, а на смену, модели атома Резерфорда пришла теория Бора, которая лучше согласовалась с экспериментальными фактами.

Квантовая физика является более глубокой физической теорией, ибо она более полно объясняет большой круг физических явлений, нежели классическая физика. Квантовая механика установила, что ряд представлений классической физики не являются абсолютными, они хороши лишь для макроскопических тел. Но квантовая физика не отрицает полностью классическую. Она лишь ограничивает область ее применения. Законы классической механики и электродинамики для макротел остаются незыблемыми. Кроме того, в предельных случаях выводы квантовой физики совпадают с результатами классической. При больших квантовых числах дискретность "смазывается" и процесс становится квазинепрерывным.

Материал раздела предоставляет большие возможности для организации самостоятельной деятельности учащихся. Полезно широко использовать периодическую систему Менделеева и предложить им на ее основе самостоятельно раскрыть состав ядер некоторых элементов, рассчитать для них дефект масс, энергию связи, удельную энергию связи и т. п. Оценочные расчеты различных параметров микромира, широко используемые в этом разделе, могут быть содержанием самостоятельной деятельности учащихся в школе и дома, а анализ полученных в них результатов - хорошая школа развития мышления учащихся. Этой же цели служит решение задач, которые в данном разделе носят по преимуществу тренировочный характер и требуют акцента на анализе полученных данных: полезно сопоставлять энергии связи ядер с энергией связи других систем, например молекул; кинетическую энергию α-частиц с энергией теплового движения молекул; плотность ядерного вещества с известными плотностями различных веществ и т. п. Результаты этого анализа позволяют выпускникам школ лучше понять порядок величин в микромире, осмыслить своеобразие микромира.

В развитие квантовой физики внесли свой вклад многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые: Э. Резерфорд, Н. Бор, П. Кюри, М. Складовская-Кюри, М. Лауэ, Луи де Бройль, В. Гейзенберг, В. Паули, П. Дирак, Э. Шредингер, И. Е. Тамм, Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, О. Гаи, Э. Ферми, Л. Д. Ландау, В. А. Фок, Д. В. Скобельцын, А. И. Алиханов, В. И. Векслер, И. В. Курчатов и многие другие. Изучение их жизни и деятельности представляет благодатный материал для патриотического и интернационального, а также нравственного воспитания учащихся.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

«КВАНТОВАЯ ФИЗИКА»

Квантовую физику изучают в конце школьного курса физики, причем изучают впервые. Нигде на протяжении всего школьного курса физики учащиеся не встречались с дуализмом свойств частиц, вещества и поля, с дискретностью энергии, со свойствами ядра атома, с элементарными частицами.

Для повышения качества усвоения материала очень важно опираться на ранее полученные знания. Например, при изучении правил смещения при радиоактивном распаде и при изучении ядерных реакций необходимо широко опираться на законы сохранения массы и заряда. Перед изучением строения атома целесообразно повторить понятие центростремительного ускорения, законы Ньютона, закон Кулона, и т.д.

Особенность содержания квантовой физики также накладывает отпечаток на методику ее изучения. В этом разделе учащихся знакомят со своеобразием свойств и закономерностей микромира, которые противоречат многим представлениям классической физики. От школьников для его усвоения требуется не просто высокий уровень абстрактного, но и диалектическое мышление. Противоречия волна - частица, дискретность - непрерывность рассматривают с позиций диалектического материализма. Поэтому при изучении этого раздела учителю важно опираться на те философские знания, которые получили учащиеся в курсе обществоведения, чаще напоминать им, что метафизическому противопоставлению (либо да, либо нет) диалектика противопоставляет утверждение: и да, и нет (в одних конкретных условиях - да, в других - нет). Поэтому нет ничего удивительного в том, что свет в одних условиях (интерференции, дифракции) ведет себя как волна, в других - как поток частиц.

Для облегчения усвоения квантовой физики необходимо в учебном процессе широко использовать различные средства наглядности. Но число демонстрационных опытов, которые можно поставить при изучении этого раздела, в средней школе очень невелико. Поэтому, кроме эксперимента, широко используют рисунки, чертежи, графики, фотографии треков, плакаты и диапозитивы.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА О СВЕТОВЫХ КВАНТАХ

ВНЕШНИЙ ФОТОЭФФЕКТ

Фотоэффект, его законы занимают особое место в истории физики. Явление фотоэффекта было одним из основных среди явлений, исследование которых привело к созданию квантовой теории вообще и квантовой теории света в частности. Сущность явления внешнего фотоэффекта и его главные закономерности заключаются, как известно, в следующем: под действием электромагнитного излучения наблюдается испускание (эмиссия) электронов из металлов. В нумерации законов фотоэффекта, их последовательности и числе есть определенный произвол. Формулировки законов приводят как для макропроцессов (через фототок), так и для микропроцессов (через фото-электроны). Приведем ниже одну из принятых формулировок законов фотоэффекта.

1. Фототок насыщения пропорционален освещенности катода. Число фотоэлектронов, вырываемых с катода за единицу времени, пропорционально интенсивности света.

2. Максимальная начальная скорость фотоэлектронов определяется частотой света и не зависит от его интенсивности.

3. Для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, т. е. такая наименьшая частота, света λ0, при которой еще возможен внешний фотоэффект; эта величина зависит от химической природы вещества и состояния его поверхности; при частоте света меньше красной границы фотоэффекта (λ0) фотоэффект не происходит.

4. Фотоэффект практически безынерционен.

В методике изучения фотоэффекта можно выделить несколько этапов:

1. Знакомство учащихся с самим явлением фотоэффекта. Рассказ об истории его открытия (Г. Герц).

2. Рассказ о поиске закономерностей этого явления. Исследования А. Г. Столетова.

3. Рассмотрение основных закономерностей фотоэффекта. Показ, вскрытие имеющихся трудностей - невозможность объяснить все законы фотоэффекта с известных уже учащимся позиций (волновой теории света).

4. Выдвижение гипотезы световых квантов. Рассказ о работе А. Эйнштейна. Уравнение фотоэффекта.

5. Объяснение всех закономерностей фотоэффекта с квантовых позиций:

6. Выводы квантовой теории о природе света.

7. Вакуумные и полупроводниковые фотоэлементы. Применение фотоэффекта в технике.

К пониманию явления фотоэффекта и его закономерностей лучше всего подвести школьников с помощью эксперимента. На первом уроке по теме обычно предлагают серию опытов:

1) Закрепленную на стержне электрометра хорошо очищенную цинковую пластину заряжают отрицательно и освещают потоком ультрафиолетовых лучей. Наблюдают разряд электрометра.

2) Разряд прекращается, если мы перекрываем поток лучей стеклом.

3) Если же сообщить пластине положительный заряд, то при таком же освещении разряд электрометра не наблюдается.

4) Разряд происходит тем быстрее, чем больше интенсивность света.

5) Заменив цинковую пластину медной (затем свинцовой), повторяют опыты при тех же условиях (освещенность, начальный заряд).

В ходе беседы последовательно обсуждают следующие вопросы: почему заряженная пластина может сохранять заряд в течение длительного времени? Какими способами можно разрядить пластину? Как объяснить быстрый разряд отрицательно заряженной пластины при ее освещении светом дуги? Будет ли при освещении ультрафиолетом так же разряжаться положительно заряженная цинковая пластина? Почему электрометр не обнаруживает изменения заряда в этом случае? Наблюдаем ли мы разряд медной пластины при тех же условиях опыта? Почему прекращается разряд отрицательно заряженной цинковой пластины, если свет от электрической дуги перекрыть стеклянной пластиной?

Проведенное обсуждение позволяет сделать выводы:

1. Под действием света разряжаются только отрицательно заряженные металлы. Следовательно, при некоторых условиях свет способен вырывать электроны из металлов. Это явление называют фотоэффектом. (Здесь же можно рассказать и об истории открытия фотоэффекта.)

2. Разряд начинается одновременно с началом освещения, следовательно, фотоэффект практически безынерционен. (Точные опыты показали, что время между началом облучения и началом фотоэффекта не превышает 10-9 с.)

3

. Наличие фотоэффекта зависит от рода и обработки освещаемого металла и от спектрального состава излучения, скорость разряда зависит также и от падающей в единицу времени световой энергии.

Изучение закономерностей фотоэффекта продолжают на установке, позволяющей исследовать зависимость фототока от приложенного напряжения, интенсивности и спектрального состава излучения. Вначале экспериментально устанавливают существование тока насыщения, а затем - его зависимость от интенсивности падающего на катод света (первый закон фотоэффекта - закон Столетова).

По результатам эксперимента строят графики зависимости силы тока от интенсивности света и от напряжения.

После этого, освещая фотоэлемент светом определенной частоты, с помощью потенциометра "запирают" фотоэлемент и измеряют запирающее напряжение, что позволяет определить максимальную скорость вылетающих электронов.

Меняя светофильтры, получают при повторении опытов новые данные и убеждают учащихся в том, что скорость вылета электронов зависит от частоты падающего света и не зависит от интенсивности света (второй закон фотоэффекта).

Далее приступают к объяснению законов фотоэффекта. Само явление и то, что фототок насыщения прямо пропорционален падающей в единицу времени световой энергии - первый закон фотоэффекта, можно объяснить и с волновых позиций. Объяснение того, почему существует порог фотоэффекта (красная граница), почему максимальная начальная скорость (и максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов) не зависит от интенсивности света, а определяется только его частотой (линейно возрастает с частотой), а также объяснение безынерционности фотоэффекта не может быть дано на основе волновой электромагнитной теории света. Ведь по этой теории вырывание электронов из металла является результатом их "раскачивания" в переменном электрическом поле световой волны. Но тогда и скорость и кинетическая энергия фотоэлектронов должны зависеть от амплитуды вектора напряженности Е электрического поля волны и, следовательно, от ее интенсивности, на "раскачку" электрона требуется время, эффект не может быть безынерционным. Несоответствие экспериментальных фактов сложившейся волновой теории света доказывало ее несостоятельность и требовало создания новой теории.

Далее рассказывают о том, что трудности в объяснении законов фотоэффекта были не единственной причиной создания новой теории. В 1900 г. М. Планк для объяснения теплового излучения вынужден был высказать, на первый взгляд, нелепую идею, что тело излучает энергию не непрерывно, а отдельными порциями (квантами). Эта идея противоречила сложившимся представлениям классической физики, где процессы и величины, их характеризующие, изменяются непрерывно. Эту непонятную и поэтому мало кем принятую идею в 1905 г. А. Эйнштейн использовал для объяснения законов фотоэффекта. Он пошел далее М. Планка и утверждал: свет не только испускается, но и распространяется и поглощается квантами.

Иначе говоря, поток монохроматического света, несущий энергию Е, представляет собой поток n частиц (названных позднее фотонами), каждый из которых обладает энергией h.

Энергия фотона пропорциональна частоте света. Чем больше частота (меньше длина волны) излучения, тем большую энергию несет каждый его фотон. Энергия фотонов длинноволнового излучения меньше.

Далее Эйнштейн предположил: каждый фотон взаимодействует не со всем веществом, на которое падает свет, и даже не с атомом в целом, а с отдельным электроном атома. Фотон отдает свою энергию электрону, а электрон, получив энергию, вырывается из металла с определенной кинетической энергией. На основе закона сохранения энергии можно записать следующее уравнение для элементарного акта взаимодействия фотона с электроном:

После этого объясняют экспериментальные законы фотоэффекта с точки зрения квантовой теории. Сила фототока насыщения равна числу электронов, вылетающих за единицу времени с освещаемой поверхности; интенсивность света - числу ежесекундно падающих фотонов. Так как каждый фотон может выбить с поверхности металла лишь один электрон, то естественно, что сила фототока насыщения (число вырванных электронов) будет пропорциональна интенсивности света (числу падающих фотонов).

Важно при этом подчеркнуть, что наблюдают прямую пропорциональность, а не равенство, так как часть падающих на металл фотонов отражается, а из поглощенных фотонов не все вырывают из металла свободные электроны. Энергия части поглощенных фотонов превращается во внутреннюю энергию металла. Поэтому отношение числа электронов к числу падающих на металл фотонов значительно меньше единицы (для чистых металлов примерно в 1000 раз).

Далее объясняют, почему наибольшая кинетическая энергия фотоэлектронов зависит от частоты падающего света, а не от его интенсивности (второй закон фотоэффекта). Из уравнения Эйнштейна следует: так как для данного вещества работа выхода постоянна, то наибольшая кинетическая энергия фотоэлектронов пропорциональна частоте падающего света. Анализируют случай, когда энергия светового кванта численно равна работе выхода.

Следовательно, вся энергия фотона идет на совершение работы выхода и скорость электронов равна нулю. Красная граница фотоэффекта зависит только от работы выхода, т. е. от химической природы металла, и может лежать на любом участке оптического диапазона. Для каждого вещества есть определенная длинноволновая граница фотоэффекта (третий закон фотоэффекта).

Таким образом, уравнение Эйнштейна объясняет все законы внешнего фотоэффекта. Оно позволяет вычислять скорости фотоэлектронов и определять наибольшую длину волны, при которой еще наблюдается явление фотоэффекта для данного вещества, а также вычислить работу выхода для конкретного металла.

После анализа уравнения Эйнштейна можно показать, как была осуществлена экспериментальная проверка этого уравнения. Она состояла в определении постоянной Планка из результатов опыта.

Так как работа выхода для данного вещества - величина постоянная, то кинетическая энергия фотоэлектрона является линейной функцией частоты излучения, падающего на фотоэлемент.

При практическом проведении таких измерений встретились большие трудности. Первые тщательные измерения постоянной Планка этим методом были проведены в 1915 г. Р. Милликеном. Он получил значение, близкое к тому, какое было уже известно из теории теплового излучения.

В нашей стране в 1928 г. опытами П. И. Лукирского и С. С. Прилежаева была подтверждена линейная зависимость кинетической энергии фотоэлектронов от частоты падающего света и получено значение постоянной Планка.

Для закрепления уравнений Эйнштейна решают задачи на вычисление скорости и энергии электронов, красной границы фотоэффекта, работы выхода.

ЭФФЕКТ КОМПТОНА

Формирование представлений о фотоне, начатое при изучении: фотоэффекта, продолжают при изучении последующих вопросов курса - эффекта Комптона, давления света, химического действия света.

Особенно важное значение для доказательства квантовых свойств света имеет впервые введенное в программу физики одиннадцатилетней средней школы понятие об эффекте Комптона.

Комптоновский эффект заключается в изменении частоты излучения при рассеянии рентгеновских лучей "легкими" веществами (графит, парафин и др.). Особенность этих веществ - относительно слабая связь внешних электронов в атоме с ядрами. Это явление было обнаружено в 1923 г. и подробно исследовано американским физиком А. Комптоном, который установил, что разность частот (длин волн) первичного (падающего) и рассеянного излучения зависит только от угла рассеяния.

Интересно отметить, что именно А. Комптон назвал кванты света фотонами. В дальнейшем А. Комптон и независимо П. Дебай теоретически объяснили явления с квантовых позиций, рассматривая рассеяние как результат взаимодействия рентгеновских квантов падающего излучения с практически свободными электронами вещества, применяя к этому процессу законы сохранения энергии и импульса.

Формулу для изменения длины волны комптоновского рассеяния в школьном курсе не дают, но подходы к ее выводу на основании рассмотрения законов сохранения (энергии и импульса) для системы электрон - фотон можно привести.

Порядок рассуждений может быть примерно следующим.

Объяснить наблюдаемое различие частот первичного и рассеянного излучений с волновых позиций не представляется возможным. Действительно, механизм рассеяния рентгеновского излучения согласно волновой теории света можно объяснить только за счет возникновения вторичных электромагнитных волн в результате вынужденных колебаний ("раскачивания") электронов в атомах вещества под действием электрического поля первичной волны. При этом частота рассеянного излучения должна совпадать с частотой первичного излучения.

Если считать поток рентгеновских лучей состоящим из отдельных фотонов, летящих со скоростью света и способных испытывать столкновения с другими частицами, то следует допустить возможность обмена с ними энергией и импульсом.

При столкновении фотона с электроном происходит передача энергии и импульса фотона этому электрону. Электрон приобретает кинетическую энергию. Энергия испущенного в результате столкновения фотона меньше начальной, что приводит к уменьшению его частоты.

При элементарном акте рассеяния должен выполняться закон сохранения энергии и закон сохранения импульса (для системы фотон - электрон, которую можно считать изолированной). Как показывают опыты, каждому фотону, испытывающему рассеяние на угол α, сопутствует появление электрона, движущегося именно с такой скоростью и под таким углом к направлению первичного пучка фотонов, который получается при решении соответствующих уравнений.

ФОТОНЫ. ДВОЙСТВЕННОСТЬ СВОЙСТВ СВЕТА

Одна из основных задач учителя при изучении темы "Световые кванты. Действия света" - ознакомить учащихся со свойствами фотона и двойственностью свойств света. После изучения фотоэффекта и явления Комптона обобщают полученные учащимися знания о фотоне и обсуждают корпускулярно-волновой дуализм его свойства. При подготовке к этому уроку школьники повторяют как уже пройденные вопросы этой главы, так и главу "Электромагнитные “волны” раздела “Электродинамика”. В ходе беседы учитель подводит их к следующим выводам:

1) Фотон - частица электромагнитного излучения (квант электромагнитного поля).

2) Фотон, будучи квантом электромагнитного поля, существует только в движении. Он либо движется со скоростью, равной скорости света в вакууме, либо не существует. Остановить, замедлить и ускорить фотон нельзя, как нельзя увеличить или уменьшить скорость света в вакууме.

3) Эти частицы сравнительно легко могут зарождаться (излучаться) и исчезать (поглощаться). Фотоны неделимы. Когда атом испускает или поглощает свет, то это испускание и поглощение происходит только целыми фотонами. Поглощенный фотон прекращает свое самостоятельное существование, а его энергия превращается в какой-либо другой вид энергии.

4) Фотон обладает определенной энергией, массой и импульсом. Энергия фотона E=hν. По закону взаимосвязи массы и энергии энергия фотона связана с массой соотношением Е=mс2, следовательно, масса фотона равна

m= E/c2= hν/c2.

Масса фотона - мера его энергии. Эту массу нужно рассматривать как полевую массу, обусловленную тем, что электромагнитное поле обладает энергией.

Так как фотон существует только в движении, то у него нет массы покоя. Масса покоя фотона равна нулю, и в этом принципиальное отличие фотона от частиц вещества. Импульс - векторная величина. Направление вектора импульса фотона совпадает с направлением распространения света. Наличие у фотона импульса подтверждает существование светового давления и эффекта Комптона.

Учащиеся должны уяснить, что свет проявляет и волновые и корпускулярные свойства, т. е. он обладает дуализмом свойств. Это находит свое выражение, в частности, в формулах, определяющих корпускулярные характеристики фотона (энергию, импульс, массу) через частоту.

В проявлении двойственности свойств света имеется определенная закономерность. Так как энергия отдельного фотона при малых частотах (например, у инфракрасного света) мала, то для этого диапазона частот корпускулярные свойства проявляются мало, а в большей степени проявляются волновые свойства излучения. Интерференцию, дифракцию, поляризацию такого излучения легко демонстрируют с помощью несложной аппаратуры, фотохимические же действия обнаружить труднее. При больших частотах (когда энергия отдельного фотона сравнительно велика) корпускулярные свойства света обнаружить легче. В видимом свете волновые и корпускулярные свойства проявляются примерно в равной мере. Отражение, преломление, давление света можно объяснить как на основе волновых, так и корпускулярных представлений.

Заметим, что при некоторых условиях в типично волновом явлении обнаруживаются квантовые свойства света. Например, эти свойства обнаружены в известных опытах С. И. Вавилова по квантовым флуктуациям в интерференционном поле при малых световых потоках. Свои наблюдения флуктуации световых потоков С. И. Вавилов рассматривал как одно из важнейших доказательств квантовых свойств излучения.

Чтобы учащиеся убедились в этом, полезно предложить им определить частоту, импульс, энергию фотонов различных длин волн оптического диапазона.

Для подчеркивания дуализма свойств света полезно заполнить таблицу, в которой указаны основные физические величины, отражающие диалектическое единство дискретности (прерывности) и континуальности (непрерывности) материи.

gigabaza.ru

Статья "Анализ школьных программ по физике в разделе «Квантовая физика»"

Разделы: Физика

1. Квантовая физика по программе Г.Я. Мякишева

Законом об образовании предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и физического. Существует пакет разнообразных программ, обеспечивающих различные варианты осуществления как уровневой дифференциации в рамках многоуровневых программ и учебников, так и профильной дифференциации, подразумевающей создание специальных классов и школ с различными уклонами: гуманитарным, естественнонаучным, физико-математическим, техническим и др.

Одной из программ является программа Г.Я. Мякишева. Это традиционная программа по физике для основной общеобразовательной школы. Составлена она на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений. В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, лабораторных работ и школьного физического оборудования, необходимого для формирования у школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы. Автор программы предусматривает раздел “Квантовая физика”, изучению которой отводится 32 часа. Здесь объясняются следующие разделы и темы:

Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны.

Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

Особенности методики изучения данного раздела определяются местом этого раздела в школьном курсе физики и спецификой изучаемого в нем материала. Квантовую физику изучают в конце школьного курса физики, причём изучают на количественном уровне впервые. Нигде на протяжении всего школьного курса физики учащиеся практически не встречались с дуализмом свойств частиц, вещества и поля, с дискретностью энергии, со свойствами ядра атома, с элементарными частицами. Лишь о строении атома и его ядра школьники получили самые первоначальные представления в базовом курсе физики, а более полные — в курсе химии. Это обстоятельство требует от учителя так построить учебный процесс, чтобы при изучении материала добиваться глубокого и прочного усвоения его учащимися. Необходима продуманная работа по закреплению и применению изучаемого материала при решении задач, выполнении лабораторных работ и т.д.

Для повышения качества усвоения материала очень важно опираться на ранее полученные знания. Например, при изучении правил смещения при радиоактивном распаде и при изучении ядерных реакций необходимо широко опираться на законы сохранения массы и заряда. Перед изучением строения атома целесообразно повторить понятие центростремительного ускорения, законы Ньютона, закон Кулона, а также те сведения о строении атома, которые учащиеся получили в базовом курсе физики и при изучении химии.

Особенность содержания квантовой физики также накладывает отпечаток на методику её изучения. В этом разделе учащиеся знакомят со своеобразием свойств и закономерностей микромира, которые противоречат многим представлениям классической физики. От школьников для его усвоения требуется не просто высокий уровень абстрактного мышления, но и диалектическое мышление. Противоречия “волна-частица”, дискретность-непрерывность” рассматривают с позиций диалектического материализма. Поэтому при изучении этого раздела учителю важно опираться на те философские знания, которые имеют учащиеся, чаще напоминать им, что метафизическому противопоставлению диалектика противопоставляет утверждение: и да, и нет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свет в одних условиях ведёт себя как волна, в других — как поток частиц.

Для облегчения усвоения квантовой физики необходимо в учебном процессе широко использовать различные средства наглядности. Но число демонстрационных опытов, которые можно поставить при изучении этого раздела, в средней школе очень невелико. Поэтому, кроме эксперимента, широко используют рисунки, чертежи, графики, фотографии треков, плакаты и диапозитивы. Прежде всего, необходимо иллюстрировать фундаментальные опыты, а также разъяснять принцип устройства приборов, регистрирующих частицы, ускорителей, атомного реактора, атомной электростанции и т. п. При изучении этого раздела широко используют учебные видеофильмы, диафильмы, а также диапозитивы и настенные таблицы. Очень большие возможности в данном отношении открывает компьютерное моделирование.

2. Программа с углубленным изучением физики

Наряду с традиционными программами большим преимуществом пользуются программы для школ с углубленным изучением физики — например, программа, авторами которой являются Ю.И. Дик, В.А. Коровин, В.А. Орлов, А.А. Пинский.

Согласно этой программе, в 11-м классе, помимо раздела “Колебания и волны” изучается раздел “Квантовая физика”. Дик и Коровин предлагают изложение материала в световых квантах вести в историческом аспекте. Наличие у фотона не только энергии, но и импульса обосновывается световым давлением и эффектом Комптона. На базе опытов Боте и Иоффе-Добронравова рассматривается вопрос о флуктуациях фотонов. Предполагается анализ корпускулярно-волновой двойственности свойств света и электромагнитного излучения других диапазонов.

При изучении темы “Физика атома” вначале называются факты, которые приводят к квантовой тории атома; это анализ опыта Резерфорда, проблема неустойчивости атома с позиции классической физики, невозможность объяснить происхождение линейчатых спектров. Не ограничиваясь полуклассической теорией Бора, программа вводит учащихся в круг идей квантовой механики. Рассматриваются идеи де Бройля, опыты Девиссона и Джермера, соотношение неопределённостей. Вводится пси-функция, и указан её физический смысл. Решение уравнения Шрёдингера для случая частицы в прямоугольной одномерной потенциальной яме позволяет показать, что принцип квантования энергии — логическое следствие основных положений квантовой механики. Введение понятий о спине электрона и принципе Паули даёт возможность разъяснить строение периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Идеи Эйнштейна о самопроизвольном и вынужденном излучении используются как база для раскрытия принципа действия оптического квантового генератора.

В теме “Физика атомного ядра” предполагается рассмотрение механизма альфа - и бета-распада, гамма-излучения. При анализе бета-распада вводится понятие о нейтрино, а в связи с гамма-излучением — понятие об эффекте Мёссбауэра. При изложении свойств ионизирующих излучений рассказывается о принципах дозиметрии и защиты, о проблеме радиофобии. Ядерная энергетика предусматривает знакомство с урановым реактором и синтезом ядер гелия.

Тема “Элементарные частицы” завершает курс физики. В ней вводится понятие о фундаментальных взаимодействиях, излагается современная классификация элементарных частиц, даются начальные сведения об идеях квантовой хромодинамики.

Анализируя данную программу, мы видим, что она предусматривает значительный объём учебного материала, более детально и глубоко излагает материал, не ограничивается одной теорией, а вводит другие теоретические идеи, рассматривает задачи, не включенные в традиционный урок.

3. Физика в самостоятельных исследованиях

Но квантовая физика может вводиться не только в старших классах. Авторы еще одной программы, Н.Е. Важеевская и Н.С. Пурышева, предлагают изучать квантовую физику в 9-м классе. Программа отражает содержание курса физики основной школы. Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует государственному стандарту физического образования.

Одной из тем курса физики 9-го класса является тема “Элементы квантовой физики”, её содержание направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений и знаний о строении атома и атомного ядра.

Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся.

В курсе реализована идея уровневой дифференциации. К теоретическому материалу второго уровня, помимо обязательного, т. е. материала первого уровня, отнесены некоторые вопросы истории физики, материал, изучение которого требует хорошей математической подготовки и развитого абстрактного мышления, прикладной материал. Перечень практических работ также включает работы, обязательные для всех, и работы, выполняемые учащимися, изучающими курс на повышенном уровне. В тексте программы выделены первый и второй уровни, при этом предполагается, что второй уровень включает материал первого уровня и дополнительные вопросы.

Для каждого класса предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при условии успешного усвоения учащимися основного материала и наличии времени.

В разделе “Элементы квантовой физики” изучаются следующие темы:

Темы I уровня

  • Явление фотоэффекта. Фотон. Фотон и электромагнитные волны. Применение фотоэффекта.
  • Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ.
  • Состав и строение атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число ядра. Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Биологическое действие излучения. Счетчик Гейгера.
  • Ядерные реакции. Деление и синтез ядер.
  • Ядерная энергетика.
  • Элементарные частицы: фотон, электрон, протон, нейтрон. Взаимные превращения элементарных частиц.
  • Темы II уровня
  • Законы фотоэффекта. Гипотеза Планка. Давление света.
  • Развитие представлений о строении атома. Гипотеза Бора.
  • Изотопы. Радиоактивные изотопы, их применение. Понятие о радиоактивном распаде. Методы регистрации радиоактивных излучений.
  • Деление ядер. Синтез ядер.
  • Частицы и античастицы.
  • В этом разделе проводятся фронтальные лабораторные работы:

I уровень

  • Наблюдение явления фотоэффекта.
  • Наблюдение спектров.

II уровень

  1. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Курс квантовой физики 9-го класса выполняет, главным образом, задачу подготовки учащихся к изучению этого раздела во второй ступени. Главной целью остается подготовка к более глубокому изучению квантовой физики тех учащихся, которые будут изучать этот предмет в старших классах средней школы.

Литература

  • Программы для общеобразовательных учреждений (физика, астрономия). – М.: Дрофа, 2002.
  • Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. / Под ред. С.Е. Каменецкого. – М.: ACADEMIA, 2000.
  • Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. – М.: Дом Инфра – М, Весь мир, 2000.
  • Материал из Интернета
  • Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11 класс. – М.: Просвещение, 2001.
  • Рыдник В.И. Что такое квантовая механика. – М.: Советская Россия, 1963.
  • Нильс Бор и развитие физики./ Под ред. В.Паули. – М.: Иностранная литература, 1958.
  • Компанеец А.С. Что такое квантовая механика. – М.: Наука,1977.
  • Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. – Воронеж: АОНО “Институт менеджмента, маркетинга и финансов”,2001.
  • Спасский Б.И. История физики. – М.: Высшая школа,1977. – Ч. 2.
  • Клайн Б. в поисках. Физики и квантовая теория. – М.: Атомиздат, 1971.
  • Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. – М.: Наука, 1985.
  • Физика микромира: Маленькая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1980.
  • Тарасов Л.В. Современная физика в средней школе. – М.: Просвещение, 1990.
  • Яровский Б.М. Основные вопросы современного школьного курса физики. – М.: Просвещение,1990
  • Сауров Ю.А., Мултановский В.В. Квантовая физика. Модели уроков. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Квантовая физика - Gpedia, Your Encyclopedia

Текущая версияпоказать/скрыть подробности Коллайдер Тэватрон и кольца Главного инжектора

Ква́нтовая фи́зика — раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения. Основные законы квантовой физики изучаются в рамках квантовой механики и квантовой теории поля и применяются в других разделах физики. Все современные космологические теории также опираются на квантовую механику, которая описывает поведение атомных и субатомных частиц. Квантовая физика сосредоточена только на математическом описании процессов наблюдения и измерения (точнее формулы).

История

Квантовая физика и её основные теории — квантовая механика, квантовая теория поля — были созданы в первой половине XX века учёными, среди которых Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Эрвин Шрёдингер, Луи де Бройль, Поль Дирак, Нильс Бор, Вольфганг Паули, Вернер Гейзенберг, Макс Борн, Людвиг Больцман.

Подразделы

Квантовая физика объединяет несколько разделов физики, в которых принципиальную роль играют явления квантовой механики и квантовой теории поля, проявляющиеся на уровне микромира, но и имеющие следствия на уровне макромира. Сюда относятся следующие подразделы:

См. также

Ссылки

www.gpedia.com

Квантовая реальность. - Квантовая физика - Квантовая физика - Каталог статей

Автор: Валерия Васильченко.

Многие из вас читают книги по квантовой физике, и вам важно понять, что именно делает поведение частиц в квантовом мире таким странным, динамичным и индивидуальным. Такая частица в любой момент времени может оказаться в любом месте, и поэтому так трудно предсказать, куда частица движется. Кто дает этим частицам команду разворачиваться и сворачиваться? Никто. Они делают так, потому что они – живые , разумные сущности. Они наделены собственной жизнью. Кроме того, они обладают ничем не ограниченной способностью переходить в любое состояние. Когда вы их изучаете, вы с ними взаимодействуете. Думаете, они не знают, что мы сейчас о них говорим? Если вы это поймете, то перед вами откроется возможность сознательного взаимодействия с динамическим полем под названием "квантовое”.

Все эти частицы формируют особые группы, которые перемещаются не случайным образом, а согласно движению ваших мыслей. Квантовое поле самым глубоким образом связано с разумом, и ваши мысленные действия соответствуют роли Наблюдателя. Но если квантовое поле неразрывно связано с мышлением, то на какое состояние вашего разума настроено то или иное квантовое поле? Что бы вы ни делали, и что бы вы не думали, ваше квантовое поле будет моментально меняться и подстраиваться под вас. Всё, что видит ваш взгляд, становится объектом в вашей собственной реальности. Всё вокруг вас настроено квантовым образом на то, что вы думаете. Это квантовое состояние принадлежит вам!

Квантовые частицы сгустились в соответствии с вашим квантовым состоянием, чтобы стать подиумом для вашей жизни. Это делает вас тем, кто вы есть.

Ваш разум, ваше мышление приготовило квантовое поле, квантовое состояние, в котором вы, ваше тело, ваш разум существуют заодно. И вся ваша жизнь эквивалентна вашему опыту восприятия людей, обстоятельств, вещей, времени и событий. Этот опыт составляет вашу жизнь, а получаете вы его благодаря разуму.  Разум колеблется таким же образом, каким происходят так называемые квантовые колебания в квантовом поле, – путем перехода из одного состояния поля в другое его состояние.

Каждый из вас обладает особым квантовым состоянием, а это состояние является вашей сигнатурой, или подписью. Кто создатель вашего квантового состояния? Вы сами, поскольку ваше тело и ваше обширное сознание составлены из элементарных частиц и находятся под их властью. По этому образцу строится ваше тело и ДНК. Одновременно таков потенциал, с помощью которого ваш мозг станет выстраивать реальность, а также всё остальное в вашей жизни – от дерева для строительства жилища и бензина для вашего автомобиля до вашей одежды. И все эти объекты – каждая мелочь вашей жизни – согласуются с особенностями вашего квантового состояния.

Квантовое состояние соответствует состоянию мышления Наблюдателя. Каким образом оно влияет на нашу судьбу? Ваш разум, ваш Дух, ваша Душа, ваше сознание следуют за этой структурой, которая задействует протяженный, мощный поток сознания.

Ваша душа тоже подключается к вашему квантовому состоянию и направляет в него информацию. Это состояние разворачивается с детства – от самого рождения до самой смерти.Идут годы, а ты всё тот же человек, потому что квантовое состояние твоего мышления нисколько не изменилось.

Иными словами, ничто извне, ничто снизу и ничто со стороны не способны изменить тот способ, каким вы творите свою жизнь из квантового состояния. Ваша  судьба – прожить квантовое поле, и ничего иного или нового с вами не случится, потому что вы следуете заданным курсом. Всё, что вы в вашей жизни переживали, уже содержалось в вашем квантовом состоянии. Времени в нем нет, и момент смерти известен в нем не хуже, чем момент вашего рождения.  Этот же состав квантового состояния будет одним и тем же, но будет иметь при этом бесконечные возможности изменения. Всё, что нам остается делать – это изменять это состояние.

Квантовое состояние можно изменить только тогда, когда это изменение затрагивает всех людей всех людей, обстоятельства, вещи, время и события вашего мира. И  перемена состояния возможна только при изменении самого мышления.

Однако ваше квантовое поле может претерпевать изменения и становиться совсем другим. У того состояния , в котором вы находитесь есть бесконечное множество возможностей.  Все квантовые частицы – это не бездушная пыль, они активны и одушевлены. Это ключевое соображение в данном случае, потому что если элементарные частицы, составляющие ваше квантовое поле, существуют одновременно в прошлом, будущем и настоящем, то они существуют во многих измерениях и имеют неограниченные возможности.

Существование, опирающееся на квантовое мышление, будет иметь совершенно иные колебания. Автоматизм такого мышления дает изменение квантового состояния. Только меняя мышление, мы способны измениться сами.

Созерцая то, кем мы являемся на самом деле, мы тем самым со стороны своего квантового состояния производим обратную стимуляцию квантовых колебаний, которые просто путем созерцания приносят изменения, наделяют легкостью  и ярко освещают наше существование.

Готовы ли вы отталкиваться от представления, что вы сами препятствуете своей жизни?

Теперь, когда мы стали понимать природу квантового поля и квантовых колебаний, которые открывают бесконечность возможностей внутри этого поля, мы можем перенести эти знания на внешний мир. Наличие этих знаний означает наличие возможностей. Они защищают от неуверенности и приносят мудрость. Чувство неуверенности рассеивается с помощью знаний.

 

В дополнение приведу некоторые высказывания из книги Рамты "Параллельные жизни и колебания квантового поля” о взаимосвязи квантовой физики, нашего мышления и нашей реальности.

Ваша жизнь течет гладко и непрерывно? Это значит, что ваше квантовое состояние стабильно. Изо дня в день вы видите тот же самый дом, те же самые цветы, те же самые вещи… Это ваше квантовое состояние регулирует ваше восприятие всех людей, обстоятельств, вещей, времени и событий. Ни одна вещь, которая не причастна к этому вашему квантовому состоянию НЕ МОЖЕТ войти в вашу жизнь. Каждая мелочь в вашей жизни согласуется с особенностями вашего квантового состояния.

Можно подумать, что вы являетесь жертвой своей же реальности. НО: вы же её сами создали! И это значит, что можете изменить!

Ваше квантовое состояние определяется состоянием вашего мышления! Почему вы пребываете в том же состоянии, с которым родились и до сих пор живете? Потому что не изменилось состояние вашего мышления. Вы следуете заданным курсом.

Если вы не знаете, КАК изменить свое квантовое состояние, вы не измените своей реальности. Это означает, что вы сами препятствуете изменению своей жизни.

Готовы ли вы признать, что есть вы и есть квантовое поле?

Если вы готовы к этому, если вы осознаете это, то знайте, что вы заодно с величайшими умами среди квантовых физиков, изучающих самые сокровенные тайны потенциала квантового поля.

Когда вы будете готовы взять за основу эти представления, то сможете постичь нечто очень важное о самих себе, о том, почему вы все предшествующие годы были жертвой своих жизненных обстоятельств.

Станете ли вы полагать, что вы настолько особенный человек, что законы квантовой физики на вас не распространяются? Будете ли вы считать, что являетесь настолько особенным, что ваше квантовое состояние и вся складывающаяся на его основе жизнь есть лишь некая форма радикального заговора Бога против вас? Станете ли вы утверждать, что являетесь настолько своеобразным, настолько отягощенным жизненными проблемами, настолько травмированным человеком, что в отношении вас квантовое поле должно придумать некое особенное наказание – по причинам вам не известным? Станете ли вы защищать все недостатки своей жизни? Станете ли вы утверждать, что некая субстанция намеренно вам вредит?

Если вы будете держаться этих утверждений, то вы заслужили это, и я ничем вам не помогу.

Ваше квантовое состояние содержит в себе все ваше прошлое, настоящее и будущее. Квантовое состояние объемлется квантовым полем. То состояние, которое называется «Вы», глубочайшим образом вплетено в квантовое поле.

У того состояния, в котором вы находитесь, есть бесконечное множество возможностей.

Остается только освоить приемы, с помощью которых изменится ваше мышление, а вслед за ним изменится ваше квантовое состояние и сама реальность.

 

Что нам дают понять новейшие открытия в квантовой физике, биологии, генетике, медицине? Это то, что мы воображаем, моделируем и затем материализуем окружающую реальность по собственному желанию, осознанно управляя процессом фиксации в физическом измерении многомерных вибрирующих полей нашей жизненной энергии. Мы создаём реальность своим сознанием, проявляя информацию в материальном мире посредством нашей ДНК. Когда мы осознанно воображаем желаемую реальность из глубины нашей сущности - пространство и время становятся нам полностью подчинены, как это было изначально. Пространство-время преобразуются за счёт высокочастотных вибраций нашей души, которая воссоздаёт окружающую реальность по своему образу и подобию, по примеру Первотворца. Иными словами - информация нашей души или квантовые частицы нашего опыта с помощью нашей визуализации излучаются во "внешний" мир в виде многомерных энергоинформационных волн и воссоздают сами себя в соответствующих формах материи. Таким образом - окружающая реальность показывает нам лишь то, что мы ожидаем увидеть. Мы видим вокруг только то, на что настроено наше сознание - то, что конструирует наше воображение. Поэтому, если мы не хотим что-либо испытать на опыте, мы НЕ должны концентрироваться на подобной информации, НЕ должны фиксировать её в виде опыта - нам надо жить так, как будто мы просто НЕ ЗНАЕМ о такой вероятности возникновения реальности, которая нам не нужна. Если же мы, напротив, хотим что-либо ПРИОБРЕСТИ В ВИДЕ ОПЫТА, в виде конкретной реальности - нам следует ОСОЗНАННО ВООБРАЖАТЬ желаемое, планомерно ФИКСИРУЯ СВОЙ ВЫБОР в реальности.

Через наши проблемы, радости и страдания, Реальность громко кричит нам: "Ну, сделайте же, наконец, свой выбор! Определитесь, чего вы хотите, и кто вы есть! Иначе всё это бессмысленно! Сколько можно болтаться в пространстве, как хаотичный набор атомов...?"

svetmira.ucoz.ru

Квантовая физика - это... Что такое Квантовая физика?

 Квантовая физика Коллайдер Теватрон и кольца Главного инжектора

Ква́нтовая фи́зика — раздел теоретической физики, в котором изучаются квантово-механические и квантово-полевые системы и законы их движения. Основные законы квантовой физики изучаются в рамках квантовой механики и квантовой теории поля и применяются в других разделах физики.

История

Квантовая физика и её основные теории — квантовая механика, квантовая теория поля — были созданы в первой половине XX века многими учёными, среди которых Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Артур Комптон, Луи де Бройль, Нильс Бор, Эрвин Шрёдингер, Поль Дирак, Вольфганг Паули.

Подразделы

Квантовая физика объединяет несколько разделов физики, в которых принципиальную роль играют явления квантовой механики и квантовой теории поля, проявляющиеся на уровне микромира, но и имеющие следствия на уровне макромира.

Сюда относятся:

См. также

Ссылки

Разделы квантовой физики

 

Категория:
  • Квантовая физика

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Оптика
  • Специальная теория относительности

Смотреть что такое "Квантовая физика" в других словарях:

  • квантовая физика — kvantinė fizika statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. quantum physics vok. Quantenphysik, f rus. квантовая физика, f pranc. physique quantique, f …   Fizikos terminų žodynas

  • Стационарное состояние (квантовая физика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стационарное состояние. Стационарным состоянием (от лат. stationarius  стоящий на месте, неподвижный) называется состояние квантовой системы, при котором её энергия и другие динамические …   Википедия

  • Состояние (квантовая физика) — …   Википедия

  • Квантовая теория — имеет следующие подразделы (список неполный): Квантовая механика Алгебраическая квантовая теория Квантовая теория поля Квантовая электродинамика Квантовая хромодинамика Квантовая термодинамика Квантовая гравитация Теория суперструн См. также… …   Википедия

  • Квантовая система — Квантовая механика Принцип неопределённости Введение ... Математическая формулировка ... Основа …   Википедия

  • ФИЗИКА. — ФИЗИКА. 1. Предмет и структура физики Ф. наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиб. общие свойства и законы движения окружающих нас объектов материального мира. Вследствие этой общности не существует явлений природы, не имеющих физ. свойств …   Физическая энциклопедия

  • Физика гиперядер — Физика гиперядер  раздел физики на стыке ядерной физики и физики элементарных частиц, в котором предметом исследования выступают ядроподобные системы, содержащие кроме протонов и нейтронов другие элементарные частицы  гипероны. Также… …   Википедия

  • Физика ускорителей — раздел физики, изучающий динамику частиц в ускорителях, а также многочисленные технические задачи, связанные с сооружением и эксплуатацией ускорителей частиц. Физика ускорителей включает в себя вопросы, связанные с получением и накоплением частиц …   Википедия

  • Физика твердого тела — Физика кристаллов Кристалл кристаллография Кристаллическая решётка Типы кристаллических решёток Дифракция в кристаллах Обратная решётка Ячейка Вигнера Зейтца Зона Бриллюэна Структурный фактор базиса Атомный фактор рассеяния Типы связей в… …   Википедия

  • Квантовая логика — Квантовая логика  раздел логики, необходимый для рассуждения о предложениях, которые учитывают принципы квантовой теории. Эта область исследований была основана в 1936 году работой Гарита Бирхофа и Джона фон Неймана, которые пытались… …   Википедия

Книги

  • Квантовая физика, Леонид Мартинсон. Подробно изложен теоретический и экспериментальный материал, лежащий в основе квантовой физики. Большое внимание уделено физическому содержанию основных квантовых понятий и математическому… Подробнее  Купить за 590 руб электронная книга
  • Квантовая физика, Мартинсон Леонид Карлович, Смирнов Евгений Васильевич. Подробно изложен теоретический и экспериментальный материал, лежащий в основе квантовой физики. Большое внимание уделено физическому содержанию основных квантовых понятий и математическому… Подробнее  Купить за 536 руб
  • Квантовая физика, Мартинсон Л.К.. Подробно изложен теоретический и экспериментальный материал, лежащий в основе квантовой физики. Большое внимание уделено физическому содержанию основных квантовых понятий и математическому… Подробнее  Купить за 505 руб
Другие книги по запросу «Квантовая физика» >>

dikc.academic.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики