Конспект урока по окружающему миру на тему "Голубая планета Земля". Эпитет голубая планета земля объяснить


Урок Голубая планета Земля

Урок окружающего мира. УМК "Планета знаний". 2 класс.

Учитель Зюзина М.В.

Тема: "Голубая планета Земля"

Решаемые проблемы:

1) Какую форму имеет Земля?

2) Почему Землю называют "голубой планетой" ?

Планируемые результаты:

· предметные УУД - научатся объяснять, почему Землю называют "голубой планетой" и почему Солнце кажется нам больше других звёзд ;

· метапредметные УУД - регулятивные: умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, коммуникативные: обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действия;

· личностные УУД - положительное отношение и интерес к изучению природы.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, футбольный мяч, горошина, глобус, презентация "Как древние люди представляли Землю", видеоролик "Вид Земли из космоса".

Ход урока.

1. Организационный момент.1-2 мин.

- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их.

- Пожелайте друг другу удачи.

2. Актуализация знаний.10 мин.

а) - О чём мы говорили на прошлых уроках?

- Какая звезда самая ближайшая к нам?

- А что такое звезда?

- Чем отличаются планеты от звёзд? (не раскалены, не излучают собственного света)

- Как движутся планеты? (по орбитам, вокруг Солнца)

- Сколько планет принято считать в Солнечной системе? ( вспомним считалку)

По порядку все планеты

Назовет любой из нас.

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним Нептун,

Он восьмой идет по счету,

А. за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- Какие ещё небесные тела можно наблюдать в Солнечной системе? (спутники, астероиды, метеориты, кометы)

б) "Космический" тест

1.Звезда - это...

а. Маленькие сверкающие точки.

б. Огромные огненные шары.

с. Каменные глыбы, прочные и плотные тела.

2. Солнце - это...

а. Звезда.

б. Планета.

с. Комета.

3. Путь, по которому движется планета.

а. Солнечная система.

б. Созвездие.

с. Орбита.

4. Солнечная система - это...

а. Солнце и девять планет.

б. Девять планет.

с. Солнце.

5. Выбери правильное расположение планет в Солнечной системе.

а. Земля, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

б. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

с. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Земля.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

- Как называется планета, на которой мы живём?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

(карточка: Голубая планета Земля)

- Космонавты с любовью называют Землю "голубая планета". Почему?

Сегодня мы узнаем много нового о нашей планете и ответим на вопрос. (карточка: Почему Землю называют "голубой планетой"?)

4. "Открытие нового знания" (работа в парах)

· Используя рисунок-схему на стр.48, определите: 1) Какая по счёту Земля от Солнца? (карточка: Третья планета от Солнца) 2) Какие планеты являются соседями Земли? (карточка: Соседи - Венера и Марс) 3) Какие планеты Солнечной системы больше Земли? (карточка: Юпитер, Уран, Нептун, Сатурн больше Земли) 4) Какие планеты Солнечной системы меньше Земли? (карточка: Меркурий, Венера, Марс, Плутон меньше Земли)

Расстояние от Земли до Солнца так велико, что космическая ракета может преодолеть его лишь за 7-8 месяцев. Как и другие планеты Солнечной системы, Земля движется вокруг Солнца. Скорость движения Земли огромна - быстрее самых быстрых самолётов.

· - Какую форму имеет Земля? (карточка: Слегка сплюснутый шар) Для человека земной шар - огромное тело. Если обходить Землю вокруг и идти по 30 км в день, то понадобится почти 4 года.

- Что больше Земля или Солнце? (карточка: меньше Солнца) Чтобы представить себе насколько Солнце больше Земли, сравни футбольный мяч и маленькую горошину.

- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? (работа в парах) Ответ на этот вопрос найдите в тексте.

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле.

Во все стороны от Солнца распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звёзды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.

(карточка: Получает от Солнца тепло и свет)

- Чем Земля отличается от других планет? (карточки: Есть вода и воздух. Есть жизнь. Температура на Земле не слишком высокая, не слишком низкая.)

· - Что я держу в руках? (глобус) - Чего на Земле больше воды или суши? (карточка: Большая часть поверхности покрыта водой морей и океанов) - А теперь ответьте на вопрос "Почему же Землю называют "голубой планетой"? (воды больше, чем суши) - Давайте в этом убедимся. (просмотр видеофильма "Вид Земли из космоса")

5. Презентация "Как древние люди представляли себе Землю".5 мин

- С незапамятных времён людям не давали покоя вопросы - какова она, Земля, есть ли у неё начало и конец. ( просмотр презентации)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Кто может составить рассказ о нашей планете по опорным словам?

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли её решить?

- Как вы сегодня работали?

- Узнали ли вы что-то новое?

- А в заключении урока я хочу, чтобы вы послушали стихотворение и сказали, какую главную мысль хотел донести до нас автор?

И только милая Земля

Во всем пригодна для жилья.

Так и летим на шарике

Без крыльев и руля.

На нашем теплом шарике

По имени Земля.

Искали астрономы

Подобие Земли

В огромном черном небе,

Но так и не нашли.

Нашли далёко где–то

Планетный хоровод.

Но что там за планеты –

Никто не разберёт.

Как согревает их звезда,

И есть ли кислород?

А если есть он и вода,

То кто на них живет?

И знают ли про нас они?

А может, мы одни?

Эх, хорошо б туда слетать!

Жизнь стоит, чтоб её искать!

- Земля наш общий дом. Мы должны охранять и беречь его.

8. Д/з: составить рассказ о планете Земля (с.52-53)

Физминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете,

На носки приподнялись,

А потом все руки – вниз.

Раз, два

(стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»)

Три, четыре

( основная стойка)

Вот летит ракеты ввысь -

Убегай, посторонись!

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Голубая планета Земля"

Тема: Голубая планета Земля

Цель: сформировать преставление о Земле как планете.

Задачи:

  • дать первое представление о космосе, о Земле и Солнце;

  • познакомить со строением планеты Земля;

  • формировать представление о возможных источниках информации, способах ее поиска;

  • тренировать наблюдательность, развивать мышление, воображение, память;

  • развивать творческие и коммуникативные способности младших школьников.

Ход урока

Оргмомент

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

Проверка домашнего здания

- Начнем урок с проверки домашнего задания

- Расскажите, что мы называем падающими звездами?

- Что вы знаете о кометах?

Актулизация знаний

Каждому правильно ответившему выдается буква (Земля) из них нужно составить слово

  1. Назовите самую близкую к нам звезду (солнце)

  2. Сколько созвездий насчитывают ученые?

  3. Как называют небесных путешественников, которые движутся вокруг солнца?

  4. Что вместе с солнцем образуют планеты? (солнечную систему)

  5. Сколько планет в солнечной системе? (8)

- Какое слово получилось?

- О какой планете мы будем говорить сегодня на уроке?

- Что мы знаем о планете Земля, а что предстоит узнать, узнаем, заполнив таблицу (в парах)

Прочитайте вопросы. Если знаете ответ на вопрос, поставьте знак «+» в первый столбик, если не знаете «-» во второй.

Вопросы

Знаем

Хотим узнать

Какая по счету от солнца планета Земля?

Есть ли жизнь на планете Земля?

Вокруг какой звезды движется планета Земля?

Как называется путь, по которому она движется?

Входит ли планета Земля в Солнечную систему?

Какую форму имеет Земля?

Почему Землю называют «голубой планетой»?

Что больше Солнце или Земля? На сколько?

Какое расстояние от Земли до солнца?

Как древние люди представляли себе Землю?

Как устроена планета Земля?

- Что мы знаем о планете Земля?

- Что нам предстоит узнать на уроке?

Изучение нового материала

- Земля – третья от солнца планета.

Расстояние между Землей и Солнцем так велико, что космическая ракета его может преодолеть за 7-8 месяцев.

Расстояние от Солнца почти 150 миллионов километров,

Как и другие планета Земля движется вокруг Солнца, скорость ее движения так велика, сто быстрее самых быстрых самолетов

Для человека – земной шар огромное тело. Если обходить землю вокруг, и проходить каждый день по 30 км, на путешествие уйдет целых 4 года

Как бы ни был велик земной шар, но солнце значительно больше. Чтобы представить насколько солнце больше земли можно посмотреть на футбольный мяч и маленькую бусинку

-Посмотрите на изображение планеты. Как вы думаете, почему ее называют голубой планетой?

- Если посмотреть на землю из космоса, то видна зеленовато-коричневая суша, голубая вода, белые облака и темные тучи.

- На какие вопросы из таблицы мы сейчас сможем ответить?

- Следующий материал вам предстоит изучить по учебнику самостоятельно и заполнить карточки.

- Прочитайте текст на с.54 и заполните карточки по вариантам самостоятельно.

Вариант 1.

Как древние люди представляли себе Землю?

Земля __________________ и имеет форму ____________, который лежит на спинах ______________________________.

Вариант 2.

Как древние люди представляли себе Землю?

Земля – это ______________, которая окружена со всех сторон _________________.

Вариант 3.

Как древние люди представляли себе Землю?

Земля – это слегка выпуклый ___________, похожий на ______________________, на котором раскинулся медный ____________с движущимся по нему ____________.

- На какой вопрос из таблицы мы ответили? Что нам осталось узнать?

- Давайте вспомним, что помогает ученым изучать звезды и планеты? (приборы)

- Используя специальные приборы ученые раскрыли тайны строения нашей планеты.

Они считают, сто земля состоит из нескольких слоев. В центре находится твердое раскаленное ядро. Оно окружено полужидкой раскаленной мантией.

Затем идет земная кора – самый твердый и тонкий слой . По ней мы ходим, на ней стоят города и деревни , протекают реки, моря и океаны.

Работа в тетради с.35 №35

- Расскажите о строении Земли по своему рисунку в тетради.

Итог

- Остались ли вопросы в таблице, на которые мы не получили сегодня ответы?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что показалось самым интересным?

- Что в будущем вам еще хотелось бы узнать о нашей планете?

www.metod-kopilka.ru

Великое счастье – жить на земле, многострадальной голубой планете…

ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ – ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ,

МНОГОСТРАДАЛЬНОЙ ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТЕ…

(ПО РАССКАЗУ С. НИКИТИНА «ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА)

(УРОК ДЛЯ 8-9 КЛАССОВ)

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ СР.ШК. № 2

ТОМИЛИНА А.С.

о.Муром 2009 г.

«Великое счастье – жить на Земле, многострадальной

голубой планете»

( по рассказу Сергея Никитина «Голубая планета»).

ЦЕЛИ УРОКА.

ОБУЧАЮЩИЕ: познакомить с творчеством Сергея Никитина, расширить кругозор учащихся, закрепить навык выразительного чтения, умение работать с изобразительными средствами, выявлять основную идею произведения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: вызвать патриотические чувства от прочтения и анализа рассказа писателя-земляка, пробудить чувство радости жизни, умение ценить каждый ее миг.

РАЗВИВАЮЩИЕ: активизировать учащихся, укрепить навык выразительного чтения, развитие логического мышления, выработка умения работать с выразительными средствами.

^

  • Рассказ о писателе с использованием статьи В.Солоухина
« С любовью к земле и людям».
  • Чтение рассказа .
  • Аналитическая работа по тексту.
  • Работа с изобразительными средствами.
  • Объяснение домашнего задания.

Голубая планета.

Знаете ли вы эти дни апреля, когда в скрытых от солнца уголках ещё лежит снег, ещё пахнет им тревожно и шально воздух, а на припеках уже зеленеет трава и, хилый, сморщенный, вдруг сверкнет в глаза, как золотой самородок, первый одуванчик? В такие дни впервые отворяют окна, сметая с подоконников дохлых мух; в такие дни, блаженно улыбаясь, часами сидят у ворот на лавочках; в такие дни кажется, что счастье – это просто солнце, просто воздух, просто жизнь сама по себе.

О, как мы ждали этих дней! У каждого городского человека случаются минуты, когда его начинают раздражать автобусы, афиши, прокуренные коридоры учреждений, и ему хоть ненадолго хочется сменить небо над головой. Откроет вечером форточку, хватит полной грудью весеннего воздуха – и кровь загудит в висках, спутаются мысли, захочется чёрт знает чего: дикой скифской скачки на коне, какой – нибудь драки или хотя бы упругого, нагруженного запахами весны, влажного ветра в лицо. Тогда – то и начинает он, ещё задолго до сезона, трепетно перематывать лески, набивать патроны, смолить лодку… И в добрый час! Я твёрдо верю, что путь к природе – это путь к прекрасному не только вне себя, но и в себе. Кто волновался, вдохнув буйный запах черёмухи, видел, как раскрывается на рассвете точеный цветок лилии в тихой заводи реки, грустил, провожая взглядом осенний караван журавлей, проходил, как по сказке, по зимнему ельнику – тот и в себе открыл что – то прекрасное.

Весна на этот раз выдалась недружная, с тяжёлыми восточными ветрами, с почерневшими заборами, с тревожным криком вымокших грачей.

Мы пришли в деревню под мелким дождём, который к вечеру постепенно переходил в снег, развесили вдоль печки мокрые ватники и рано легли в горнице на полу спать.

А утром я проснулся, и первое, что услышал: «Погода перевернулась». Не понял даже сначала, приснилось мне это или наяву было – стоит надо мной старичок, лучится из короткой седой бороды улыбкой и говорит:

  • Везучие вы, охотнички. Погода перевернулась.
Светло было в горнице, солнечно и ярко. Старичок оказался нашим хозяином. Он уже сходил куда-то и теперь весь румянился от свежего утренника, который еще сверкал за окном тонким инеем на крышах изб, на скате бревен посреди улицы, на перепончатом льду мелких лужиц. Празднично кричали на деревне петухи. Мы одевались и завтракали быстро, словно боялись опоздать куда-то, но когда вышли на крыльцо, то долго не двигались с места, подставляя солнцу ладони и лицо, соскучившиеся по его теплу. Воздух был сух и колко холоден, но солнце, уже набравшее силу, грело напористо, стойко, и это утреннее борение тепла и мороза обещало ясный, бодрый день.
  • Куда пойдем? – спросил мой товарищ.
  • Все равно, ответил я.
Мы пошли по обсохшей обочине дороги за изволок, где отчетливо постукивал трактор; там собралось много народу посмотреть, не вязнет ли он в оттаявшей зяби, и все были возбуждены, веселы, потому что трактор легко бегал по полю, а солнце так и валило на землю потоки тепла. Мы поддались общему настроению, хохотали, поталкивали плечами визжавших девчат, солидно судили с колхозниками о севе и без обиды принимали извечные шутки по адресу горемык-охотников.

Трактор вдруг умолк. И тогда же стало слышно, как над полем льется первый жаворонок, чистый колокольчик весенних небес.

  • Жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже, - умиротворенно вздохнул кто-то, и все долго вслушивались в трепетный звон сверху, пока опять не захлопал трактор, пустив над пашней голубоватый дымок.
Мы ушли очень далеко в тот день по лесистым, не захваченным полой водой буграм, приглядывая места для завтрашней тяги.
  • Помнишь, - сказал мой товарищ, когда мы лежали, отдыхая, на солнечной стороне бугра, плотно устланной палым дубовым листом, - помнишь, как давным-давно, еще до войны, мы пришли с одним ружьем в весенний лес, увязли в мокром снегу, а потом вот так же сидели на бугре против солнца, сушили сапоги и ели черный хлеб с луком?
  • Да, - ответил я . – А ты помнишь упавший вяз, который еще несколько лет сопротивлялся смерти и каждую весну выбрасывал мелкие розовые листочки? Он лег на землю своей развилкой, и нам было так удобно сидеть на ней друг против друга! Помнишь?!
  • Никак все-таки не пойму,- задумчиво сказал он ,- долга наша жизнь или трагически коротка… Минула едва лишь половина ее, а сколько помнится и сколько забыто! Впрочем , нет! Я ничего не забыл. От первого проблеска сознания до нынешнего дня все отложилось в памяти золотоносным пластом, и мне дорога в нем каждая писчинка. Ясно помню себя мальчиком. Лежу в шалаше из старых половиков; душно, жарко, таинственно полутемно. Играю с ящерицей, которую поймал утром под камнем… И вдруг уснул. А проснулся – и навзрыд плакал, потому что во сне нечаянно придавил маленькую серую ящерицу. Потом хоронил ее под тем же камнем за сараями, и было как-то торжественно и щемяще-грустно на душе… Помню юношество свое, осененное, как тенью, неудачной любовью. И когда девушка, которую я любил, уехала и я понял, что это конец, то целый день, сцепив зубы, шатался за городом по бурьянным пустырям, сидел на обрывистом берегу реки и всем своим раненым сердцем как-то особенно чувствовал невыразимую красоту мягко мглеющей дали с синей полосой леса на горизонте, с серебристыми вспышками низкого солнца на крыльях пролетающих чаек… Потом наступила осень, зима. Я начал жизнь, которой был очень доволен. Светло, холодно и чисто было в моей комнате. Знаешь, как чисто может быть в комнате, где не курят, не едят, где не залеживается под кроватью грязное белье и где круглые сутки открыта большая форточка. По утрам я просыпался с чувством необыкновенной свежести. Собирался неторопливо, обстоятельно, и каждое движение – брился ли я , надевал ли чистую рубашку, завязывал ли галстук – доставляло мне удовольствие. Затем мягкий лязг автоматического замка, пружинистые шаги по лестнице, не касаясь рукой перил, первый глубокий глоток утреннего воздуха – все это было тоже прекрасно и с удовольствием отмечалось сознанием. На работе за день я совершенно не уставал. Вернувшись в свою комнату, долго, прежде чем взять с полки книгу, рассматривал и поглаживал разноцветные корешки, наконец брал что-нибудь самое любимое – Чехова, Мопассана, Оскара Уайльда – и садился под зеленоватый свет лампы…Но однажды случилась у меня бессонная ночь. Я вышел из дому, походил по хрустящему мартовскому насту и, чтобы скоротать время, стал отыскивать в небе знакомые созвездия и звезды. Нашел Орион, Кассиопею и звезду Альтаир в созвездии Орла. «Альтаир, Альтаир…»- повторял я мысленно, а потом вслух. И вдруг такая тоска по любви охватила меня, что я тут же проклял свою упорядоченную, замороженную жизнь, свою чистую комнату, свои гимнастические гантели, и завертело меня с той ночи, как щепку в половодье…
Товарищ мой быстро поднялся на ноги и, чуть отвернувшись от меня, смотрел на широкий пойменный лес, до густой синевы взъерошенный ветром.
  • Невеселые как будто истории я рассказал тебе,- снова заговорил товарищ. – Ящерица умерла, девушка разлюбила, а прекрасное имя Альтаир одним своим звуком нагоняет печаль… Но все равно это счастье! Понимаешь ты меня? Я говорю, великое счастье – жить на Земле, многострадальной голубой планете…
Мы долго еще блуждали в тот день по частым березнякам, по полям, по дубовым и ольховым гривам поймы. К вечеру стало свежеть. И когда мы вышли из лесов к деревне, дыхание клубилось у рта тонким паром. Странен и как-то неземно желт был воздух над деревней и над широким выгоном перед ней в лучах низкого солнца. Лошади, что паслись за деревней на бледной прошлогодней траве, перестали щипать, вытянули шеи и смотрели все в одну сторону – на узкую, как крыло, лиловую тучу. Наши длинные тени пугали их. Это были тяжелые, рабочие кони. Они увесистой рысью побежали прочь, но вдруг разом остановились и стали нервно слушать холодную тишину вечера.
  • Еще один день, - сказал мой товарищ. – Еще один незабываемый день.
Мы шли медленно, и, когда поднялись на крыльцо, уже стемнело. Но высокое прозрачное и почти беззвездное небо продолжало чуть светиться изнутри, и полая вода далеко внизу, в пойме, поблескивала тем же бледным светом.

1961

Ход урока.

(Вступительное слово учителя на материале статьи Вл.Солоухина « С любовью к земле и людям»)

  • За одними писателями навсегда закреплена их «малая родина», они как бы приписаны к той или иной земле, хотя они большие общероссийские писатели, в то время как для других, тоже больших и общероссийских писателей такое 2закрепление» к родному краю не обязательно. Даже Тургенева, хотя бы по «Запискам охотника», мы можем считать, в определенной степени, орловцем, но Пришвин, родившийся на орловской земле, вовсе не орловский писатель. Имеет значение, что Есенин родился и вырос на рязанской земле, но не имеет значения, что «певец» русской природы Паустовский – выходец из Одессы.
Сергей Никитин пришел в большую литературу через свою «малую родину», через владимирскую землю. Его также можно было бы назвать воспевателем нашей среднерусской природы: прекрасными пейзажными зарисовками, тонким чувством красоты природы, поистине сыновьей любовью к ней он вполне заслуживает это звание. Не напрасно упомянутые нами Михаил Пришвин и Константин Паустовский очень ценили первые тогда еще, но уже яркие «никитинские страницы молодого писателя, студента Литературного института Сергея Никитина. Но уже в те ранние поры Сергей Никитин сразу же начал отличаться от своих учителе.

В отличие от Пришвина, страницы его книг заселены десятками людей: кузнецами, строителями, плотниками, фельдшерами, егерями, инженерами, агрономами, бакенщиками, профессорами, художниками и просто – мужчинами, женщинами, детьми.

В отличие от Паустовского, у которого герои рассказов и повестей как-то немножко сочинены писателем и даны такими, какими их нужно было видеть художнику, герои и персонажи рассказов и повестей Сергея Никитина взяты прямо из жизни, подлинностью и силой документа веет от каждого написанного Никитиным человека, и здесь он наиболее приближается к другому нашему великому предшественнику – к Антону Павловичу Чехову.

Сергей Никитин ушел из жизни до обидного рано, Еще много лет он мог бы радовать нас своими лиричными, душевными, овеянными любовью к земле и людям книгами, но и то, что он успел сказать, сказал по-своему. Страница его творчества легла золотой страницей в родную речь и останется в ней навсегда.

Сегодня мы знакомимся с рассказом С.Никитина «Голубая планета».

(чтение рассказа). Учащиеся имеют тексты этого рассказа.

  • Итак, мы прочли рассказ Сергея Никитина « Голубая планета». О чем этот рассказ?
(О радости жизни, об умении ценить каждое мгновение, даже грустное.)
  • Каков его сюжет?
(Сюжета, фактически, нет. Рассказ состоит из описания чувственного восприятия героями событий одного дня и их воспоминаний.)
  • С описания какого времени года начинается рассказ?
( с описания весны)
  • Как в апреле меняется природа, мысли и ощущения людей? Прочтите те описания природы, которые создают весеннее настроение, радостное мироощущение.
(«Знаете ли вы эти дни апреля, когда в скрытых от солнца уголках еще лежит снег, еще пахнет им тревожно и шально воздух, а на припеках уже зеленеет трава и хилый, сморщенный, вдруг сверкнет в глаза, как золотой самородок, первый одуванчик. В такие дни…

…тот и в себе открыл что-то прекрасное». )

  • Какая весна выдалась в тот год, который описывается в рассказе?
( Весна на этот раз выдалась недружная, с тяжелыми восточными ветрами, с почерневшими заборами, с тревожным криком вымокших грачей.)
  • Кто является героем рассказа?
( Повествователь и его товарищ.)
  • В связи с чем герои рассказа оказались в деревне?
( Они приехали на охоту.)
  • Наутро старичок, хозяин дома, им сообщил: « Везучие вы, охотнички. Погода перевернулась». Что это значит?
( Это означает то, что накануне погода была промозглая, пасмурная, а наутро день стал теплым, солнечным.)
  • Чему радовались местные жители?
(Тому, что трактор может легко ходить по земле, не застревая, не увязывая. Значит, земля просохла, можно заниматься полевыми работами.)
  • Главные герои пошли на охоту. Описывается в этом рассказе охота?
(Нет.)
  • Чему уделяется основное внимание? Что является главным в рассказе?
( В рассказе основное место занимают воспоминания товарища повествователя.)
  • Прочитайте или расскажите, о чем вспоминает товарищ автора.
( « - Никак все-таки не пойму,- задумчиво сказал он,- долга наша жизнь или трагически коротка….Я ничего не забыл…

…и завертело меня с той ночи, как щепку в половодье…»)

  • Товарищ автора вспоминает, на первый взгляд, грустные эпизоды из своей жизни. Почему же он называет все это счастьем? Найдите ответ в самом тексте.
( « - Невеселые как будто истории я рассказал тебе, - снова заговорил товарищ. – Ящерица умерла, девушка разлюбила, а прекрасное имя Альтаир одним своим звуком нагоняет печаль… Но все равно это счастье! Понимаешь ты меня? Я говорю, великое счастье – жить на Земле, многострадальной голубой планете…»)
  • Правильно, этот рассказ заставляет задуматься о том, что нужно ценить каждую минуту своей жизни, даже если эта минута грустная. А теперь, зная слова героя рассказа, как бы вы могли продолжить название рассказа?
(« Голубая планета счастья» или «Голубая планета – планета жизни» и др.)

В рассказе встречаются слова, которые мы редко употребляем в своей речи, а у некоторых их и вовсе нет в лексиконе. Попробуйте вспомнить или по контексту понять смысл таких слов, как «утренник», «изволок», «наст», «пойменный лес», «зыбь».

1. «Старичок уже сходил куда-то и теперь весь румянился от свежего утренника, который еще сверкал за окном тонким инеем на крышах изб.»

( из толкового словаря Ожегова: утренник – утренний мороз весной или осенью).

2. «Мы пошли по обсохшей дороге за изволок, где отчетливо постукивал трактор…»

( из толкового словаря Даля: изволок (изворот) – Поворот, извилина, изгиб).

3. «Там собралось много народу посмотреть, не вязнет ли он(трактор) в

оттаявшей зыби».

( из толкового словаря Ожегова: зыбь – легкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве. ) В данном случае это толкование не подходит по смыслу, здесь другое объяснение ( от слова зыбкий, неустойчивый).

4. « Я вышел из дому, походил по хрустящему мартовскому насту…»

( из толкового словаря Ожегова: наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели).

5. « Товарищ мой смотрел на пойменный лес, до густой синевы взъерошенный лесом», « … и полая вода далеко внизу, в пойме, поблескивала тем же бледным светом».

( из толкового словаря Ожегова: пойма – низкое место, заливаемое во время половодья.)

Следующее задание: найдите в тексте сравнительные обороты.

  1. Первый одуванчик, как золотой самородок.
  2. Зимний ельник, как сказка.
  3. Первый жаворонок – чистый колокольчик весенних небес.
  4. Узкая, как крыло, лиловая туча.
  5. Завертело меня, как щепку в половодье.

В рассказе встречается примета. Кто был внимательным и запомнил ее?

(«Жаворонок – к теплу, зяблик – к стуже».)

Домашнее задание: 1. Выписать из рассказа эпитеты и попробовать объяснить, на что они указывают.

( 1. Хилый, сморщенный одуванчик ( ранний , неокрепший).

2. Скифские скачки (буйство чувств, новизна впечатлений, удаль).

3. Буйный запах черемухи (то же самое).

4. Вымокшие грачи (жалкие, холодные)

5. Перепончатый лед луж ( некрепкий, потрескавшийся).

  1. Золотоносный пласт воспоминаний (дорогих для человека).
  2. Пружинистые шаги ( молодость, энергия).
  3. Замороженная жизнь ( без впечатлений, без чувств).
  4. Взъерошенный лес ( торчащий от ветра).
  5. Увесистая рысь (тяжелый бег лошадей).
2. Прочитать рассказ С.Никитина «Чудесный рожок», определить тему, сюжет, структуру рассказа.

3. Подумайте над вопросом: с каким видом народного творчества вы познакомились, каковы его особенности?.

do.gendocs.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики