Разница между Землей и другими планетами Солнечной системы. Выбери признаки объекта планета земля


4.2.2 Происхождение Солнечной системы.

Считается, что все планеты Солнечной системы возникли почти одновременно примерно 4,6 млрд. лет назад. В современной космогонии принята концепция холодного начального состояния планет, которые образовались в результате объединения твердых частиц межзвёздного газопылевого облака. В процессе гравитационного сжатия размеры газопылевого облака уменьшались и росла скорость вращения облака. Центр, где собралась большая часть массы, становился всё более и более горячим, чем окружающий его диск. Эти процессы привели к формированию характерного протопланетного диска и горячей протозвезды в центре.

Планеты сформировались из протопланетного диска. Сначала возникла система колец, которые затем распадались на множество отдельных сгустков. Сталкиваясь друг с другом, сгустки продолжались сжиматься и уплотняться, образуя допланетные тела — планетезимали. Планетезимали — допланетные тела, образовавшихся в допланетном облаке в результате конденсации вещества. Столкновение планетезималей привело к тому, что наиболее крупные начали еще более увеличиваться в размерах, у них появилась способность удерживать близко находящиеся частички за счет тяготения, вследствие чего образовались планеты. По аналогии с возникновением планет объясняется появление их спутников. Образование допланетных тел продолжалось десятки тысяч лет, формирование планет заняло от 105 до 108 лет.

4.3 Особенности планеты Земля

Земля — третья планета Солнечной системы, наибольшая из планет земной группы. Земля участвует в двух движениях, происходящих с запада на восток: она вращается вокруг собственной оси и обращается по эллиптической орбите вокруг Солнца. Расстояние от Земли до Солнца в разных точках орбиты неодинаковое, среднее расстояние составляет 149,6 млн. км. В процессе движения вокруг Солнца плоскость земного экватора перемещается таким образом, что в одних участках земной орбиты земной шар наклонен к Солнцу своим северным полушарием, а в других – южным. Период обращения вокруг Солнца составляет 365,256 дней, при суточном вращении 23 часа 56 мин.

Земля имеет единственный естественный спутник Луну.

По форме Земля близка к эллипсу. За средний радиус Земли принимают Rcp = 6371 км, который соответствует радиусу шара по объему, равному объему эллипсоида Земли. Масса Земли 5,976 1024 кг, средняя плотность Земли 5,5 г/см3

Большая часть Земли (до 71%) покрыта водой. Средняя глубина Мирового Океана 3900 км. Наибольшую глубину — 11 022 м — имеет Марианский желоб в Тихом океане. На современных континентах больше распространены равнины. Горы занимают незначительную часть планеты. Наибольшую высоту над поверхностью мирового океана — 8848 км — имеет вершина Джомолунгма (Эверест), находящаяся в Гималаях (Евразия).

Земной шар состоит из ряда концентрических оболочек, или геосфер: атмосферы, гидросферы, литосферы, земной коры, мантии и ядра. Литосфера – твердая оболочка, включающая верхнюю часть мантии и земную кору.

Земная кора образовалась в результате вулканической деятельности. Возраст земной коры оценивается примерно в 3,8 млрд. лет. Земная кора состоит из 7 плит толщиной около 64 км, которые плавают по верхней части мантии. Масса земной коры 2,8 1019 тонн, что составляет лишь 0,473 % от общей массы Земли. Толщина ее неравномерна: максимальна в областях прогибания земной коры - до 70 км, минимальна под океанами — 5-10 км, и вообще отсутствует в областях поднятий. 98,6% массы земной коры составляют всего восемь химических элементов (O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, Mg). Около половины массы земной коры (47%) приходится на кислород, более 25% (27,5%)— на кремний. Температура внутри Земли повышается на 2° на каждые 100 м глубины.

Кора подразделяется на несколько слоев: осадочный (состоит из продуктов разрушения коренных пород), гранитный и базальтовый. Толщина этих слоев различна и сильно варьируется.

Ниже коры находится мантия, в ней сосредоточена большая часть вещества Земли. Температура мантии составляет 1500-20000 С, простирается она до глубины 2900 км, где проходит ее граница с ядром Почти вся мантия находится в твёрдом кристаллическом состоянии, т.к. влияние давления сказывается сильнее, чем температуры. Мантия более плотная, чем земная кора, и содержит в основном тугоплавкие элементы. Она недоступна непосредственному исследованию, поэтому большая часть информации о мантии получена геохимическими и геофизическими методами.

Разделяет кору и мантию граница Мохоровича, на которой происходит резкое увеличение скоростей сейсмических волн. Изменение скорости распространения сейсмических волн обусловлено увеличением плотности вещества мантии.

Процессы, идущие в мантии, являются причиной движения континентов, вулканизма, землетрясений, горообразования и формирования рудных месторождений. На саму мантию активно влияет металлическое ядро планеты.

Ядро состоит из внешнего (до глубины 5000-5100 км) и внутреннего ядра (до центра Земли 6371 км). Внешнее ядро жидкое, расплавленное, его плотность 10 г/см3, состоит в основном из железа и никеля. Глубже находится внутреннее твердое ядро диаметром 2500 км, по-видимому, того же состава, что и внешнее ядро. Его температура достигает 50000С, а плотность 12,5 г/см3.

Одна из особенностей Земли – наличие у нее магнитного поля (геомагнитного поля). Магнитное поле создается за счет движения расплавленного железа в жидком наружном ядре Земли и защищает все живое от ионизирующего космического излучения. Северный и южный магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами, магнитная ось не проходит через центр Земли, а располагается примерно на 400 км в стороне от него. Магнитные полюса перемещаются: магнитный полюс в южном полушарии вышел в Индийский океан, северный магнитный полюс движется через Ледовитый океан в направлении Сибири.

Сила притяжения Земли оказалась достаточной для удержания газов и паров воды, из которых сформировались плотная атмосфера и мощная гидросфера.

Атмосфера - воздушная среда вокруг Земли, вращающаяся вместе с нею. Атмосфера простирается на высоту 2000 - 3000 км, ее масса около 5,15 1015 т. Атмосфера состоит из газов, воды и пыли. Газовый состав атмосферы: 78,1% азота, 21% кислорода, 0,9% аргона, в незначительных долях процента углекислый газ, водород, гелий, неон и другие газы. Давление и плотность воздуха в атмосфере Земли с высотой убывают.

Атмосфера имеет слоистую структуру. Слоистая структура - результат температурных изменений на разных высотах. От поверхности Земли вверх эти слои располагаются так: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера.

Тропосфера - нижняя часть атмосферы, до высоты 10-15 км, в которой сосредоточено 4/5 всей массы атмосферного воздуха. Температура здесь с высотой падает (в среднем на 0,6° на каждые 100 м). Процессы, происходящие в тропосфере, имеют непосредственное и решающее значение для погоды и климата у земной поверхности. Тропосфера обладает еще одним важным свойством — парниковым эффектом, благодаря которому средняя температура земной поверхности составляет в настоящее время +15°С (вместо равновесной температуры земной поверхности -23°С).

Над тропосферой до высоты 50-55 км лежит стратосфера. В этом слое находится наибольшее количество озона, который поглощает ультрафиолетовое излучение, вредное для жизни. Поглощая ультрафиолетовое излучение, озон нагревает стратосферу.

Над стратосферой лежит слой мезосферы, примерно до 80 км. Здесь температура с высотой падает: от -2 до - 138 градусов Цельсия.

Термосфера - часть атмосферы над мезосферой, характеризующаяся очень высокими температурами (на высотах около 800 км она достигает 1000°). Воздух в ней обладает значительной ионизацией, при этом возникают заряженные атомы и свободные электроны. Термосфера обладает огромной электропроводностью, в ней наблюдаются полярное сияние, свечение ночного неба, колебания магнитного поля.

Выше 800-1000 км атмосфера переходит в экзосферу (сферу рассеяния) и постепенно в межпланетное пространство. Плотность воздуха здесь незначительна. Температура с высотой возрастает до +2000 °С.

В верхней части атмосферы и в околоземном космическом пространстве находится радиационный пояса Земли. Этот пояс состоит из электрически заряженных частиц - протонов и электронов, захваченных магнитным полем Земли. Радиационный пояс постоянно теряет частицы, которые переходят в земную атмосферу и пополняется потоками частиц солнечной радиации.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Свыше 96% гидросферы составляют моря и океаны; около 2% — подземные воды, около 2% — ледники, 0,02% — воды суши (реки, озера, болота). Общий объем гидросферы Земли — свыше 1 миллиарда 500 млн км3. На пресную воду (разведанные запасы) приходится только 2,8%; из них 2,15% находится в ледниках и только 0,65% в реках, озерах, подземных водах. Главная масса воды (97,2%) — соленая.

Гидросфера, благодаря высокой теплоемкости и низкой теплоотдаче, смягчает температурную контрастность земной поверхности. Этому способствует и облака, закрывающие приблизительно 50% поверхности земного шара.

Объем гидросферы постоянно меняется. По расчетам ученых, 4 миллиарда лет назад ее объем был почти в 7 тысяч раз меньше современного. В будущем количество воды на Земле, по-видимому, также будет возрастать, если учесть, что объем воды в мантии Земли оценивается в 20 млрд км3 — это в 15 раз больше современного объема гидросферы. Полагают, что поступление воды в гидросферу будет осуществляться из глубинных слоев Земли и при вулканических извержениях.

Гидросфера — единая оболочка, так как все воды взаимосвязаны и находятся в постоянных больших или малых круговоротах. Полное обновление вод происходит в разные сроки: воды в полярных ледниках возобновляются за 8 тысяч лет, подземные воды — за 5 тысяч лет, озера — за 300 дней, реки — за 12 дней, водяной пар в атмосфере — за 9 дней, а воды Мирового океана — за 3 тысячи лет.

Гидросфера играет очень большую роль в жизни планеты: она накапливает солнечное тепло и перераспределяет его на Земле; с Мирового океана на сушу поступают атмосферные осадки.

Гидросфера взаимодействует с литосферой. Об этом свидетельствуют эрозионные процессы, связанные с работой воды. Взаимодействует гидросфера и с атмосферой: облака состоят из паров воды, испарившихся с поверхности морей и океанов. Гидросфера также взаимодействует и с биосферой, так как живые существа, населяющие биосферу, не могут жить без воды. Взаимодействуя с различными оболочками планеты, гидросфера выступает, в свою очередь, как часть целостной природы земной поверхности.

studfiles.net

Земля как планета



Вопрос 1. Перечислите планеты, входящие в состав Солнечной системы. Какие из них получают больше тепла, чем наша планета? А какие — меньше?

В солнечной системе 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Больше тепла получают Меркурий и Венера, меньше тепла получают Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Вопрос 2. В чём заключается влияние Солнца на природу Земли?

Солнце оказывает многоплановое воздействие, как на живую, так и на неживую природу Земли. Основное влияние заключается в том, что Солнце является источником тепла и света.

Вопрос 3. Что такое орбита?

Орбита — путь небесного тела в гравитационном поле другого тела (звезды, планеты, кометы, астероида).

Вопрос 4. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд

Вопрос 5. Что такое сутки? При каких условиях может измениться продолжительность земных суток?

Сутки это период обращения Земли вокруг своей оси. Промежуток времени, равный 24 часам, продолжительности дня и ночи. При уменьшении или увеличении скорости вращения Земли вокруг своей оси продолжительность суток может измениться.

Вопрос 6. Что такое географические координаты? Какие наименьшие и наибольшие значения могут иметь географическая широта и географическая долгота?

Географические координаты—угловые величины: широта и долгота, определяющие положение объектов на земной поверхности и на карте. Наибольшее значение долготы : 180, широты : 90 (на полюсе). Наименьшее значение долготы: 0 - Гринвичский меридиан, широты: 0 - экватор.

Вопрос 7. Имеются ли на Земле точки, для определения географического положения которых достаточно только одной координаты?

На Земле есть две точки, имеющие единственную координату: Северный полюс 90 градусов северной широты, и Южный полюс 90 градусов южной широты.

Вопрос 8. Определите по карте полушарий, какие из объектов имеют координаты: а) 2° ю. ш. 78° з. д.; б) 28° с. ш. 77° в. д.; в) 13° ю. ш. 26 в. д.

Какой из этих объектов самый северный, самый южный, самый западный и самый восточный?

а) Чимборасо (гора в Эквадоре) – самый западный; б) Дели (столица Индии) – самый северный и самый восточный; в) В районе Лусаки (Замбия) – самый южный.

Вопрос 9. Поскольку экватор — это окружность, он содержит 360°, что составляет примерно 40 000 км. Определите, чему равняется длина 1° дуги экватора. Если расстояние между объектами по экватору составляет 15°, то чему равно это расстояние в километрах?

40000/360= 111,1 км в одном градусе

15*111,1= 1666,5 км в 15 градусах

Вопрос 10. Сколько меридианов и параллелей можно провести на земном шаре?

На земной поверхности можно провести сколько угодно параллелей и меридианов. Однако через одну любую точку можно провести только одну параллель и один меридиан (кроме полюсов).

resheba.com

Основные характеристики планеты Земля

Длительное существование воды и жизни на поверхности Земли стало возможным благодаря трем основным характеристикам — ее массе, гелиоцентрическому расстоянию и быстрому вращению вокруг своей оси.

Именно эти планетарные характеристики определили единственно возможный путь эволюции живого и неживого вещества Земли в условиях Солнечной системы, итоги которого запечатлены в неповторимом облике планеты. Эти три важнейшие характеристики у других восьми планет Солнечной системы существенно отличаются от земных, что и явилось причиной наблюдаемых различий в их строении и путях эволюции.

Масса современной Земли равна 5,976·1027 г. В прошлом вследствие непрерывно протекающих процессов диссипации летучих элементов и тепла она, несомненно, была больше. Масса планеты играет определяющую роль в эволюции протовещества. Шарообразная форма Земли свидетельствует о преобладании гравитационной организации вещества в теле планеты.

С ростом глубины растут давление и температура. Вещество переходит в расплавленное и даже ионизованное состояние, благодаря чему возрастает его химический потенциал. Тем самым создаются предпосылки для длительной термической и, следовательно, геологической активности планеты.

Средний радиус гелиоцентрической орбиты Земли (расстояние от Солнца) равен 149,6 млн. км. Эта величина принята в качестве астрономической единицы. Почему мы выделяем этот параметр среди множества других? Дело в том, что на этом расстоянии количество солнечного тепла, достигающего поверхности Земли, таково, что выносимая из недр вода имеет возможность длительное время сохраняться в жидкой фазе, формируя обширные океанические и морские бассейны. Уже на орбите Венеры, расположенной на 50 млн. км ближе к Солнцу, и на орбите Марса, расположенного на 70 млн. км дальше от Солнца, чем Земля, таких условий нет. На Венере из-за избытка солнечного тепла вода испаряется и может существовать только в атмосфере планеты, на Марсе из-за недостатка тепла пребывает в замерзшем состоянии под грунтом планеты (возможно, в форме мерзлоты). И наконец, вращение Земли: полный оборот вокруг своей оси относительно Солнца планета делает за 24 часа, или за 86400 с; относительно звезд — за 86164 с. Благодаря столь быстрому вращению возникли динамические условия, необходимые для образования земного магнитного поля. Без магнитного экрана развитие современных форм жизни при прочих благоприятных условиях было бы невозможно. Поток солнечных частиц высоких энергий беспрепятственно достигал бы земной поверхности, неся гибель живому веществу. Жизнь в этих условиях могла бы зародиться и существовать лишь под водой или глубоко в грунте. Суша являла бы собой мертвые пустыни, лишенные растительности и каких-либо живых существ.

Суточное вращение Земли обеспечивает также попеременное нагревание и охлаждение ее поверхности. Это способствует развитию водной и воздушной циркуляции, ускорению динамики всех процессов жизнедеятельности биосферы, преобразованию вещества земной коры.

Наклон оси вращения к плоскости орбиты (23°27`) приводит к периодическому (сезонному) изменению количества солнечного тепла, получаемого различными участками земной поверхности при движении планеты по гелиоцентрической орбите. Полное обращение вокруг Солнца Земля делает за 365,2564 звездных суток (сидерический год), или 365,2422 солнечных суток (тропический год).

Площадь поверхности Земли равна 510 млн. км2, средний радиус сферы — 6371 км.

?

geographyofrussia.com

Характеристики планеты Земля | Астрономия. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Словосочетание «земной шар» входит в на­шу жизнь уже с детского сада. И на самом деле Земля — шар, только немного сплюснутый вблизи полюсов, что является результа­том её вращения вокруг своей оси. Поэтому земной шар имеет как бы два диаметра: экваториальный, равный 12 725 км, и полярный, рав­ный 12 714 км. Площадь поверхности Земли 510,2 млн км2. Масса на­шей планеты равна 5,976 • 1021 т. Если её принять за единицу, то масса Венеры будет равна 0,815 массы Земли, а Марса 0,108, т. е. из ближай­ших к нам планет Земля самая тяжёлая. Зато Земля уступает таким гигантским планетам, как Сатурн, масса которого в 95,1 раза больше массы Земли, и Юпитер, который тяжелее Земли в 317,8 раза. Разме­ры и масса нашей планеты определяют её вторую космическую ско­рость, или скорость убегания, т. е. такую скорость, которую должно иметь тело, чтобы преодолеть притяжение Земли. Если масса планеты невелика, то молекулы газов её атмосферы легко покидают планету и уносятся в космос. Следовательно, масса и размеры планеты влияют на размеры её атмосферы. Поэтому на лёгком Меркурии атмосфера во­обще отсутствует, а Марс, который почти в 10 раз легче Земли, имеет очень тонкую атмосферу. И наоборот, планеты-гиганты имеют очень мощную атмосферу. Все эти данные мы привели лишь для того, чтобы показать, почему именно на Земле возникли условия, которые позво­лили развиться здесь жизни. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Средняя плотность земного вещества равна 5,52 г/см3 — выше, чем у других планет Солнечной системы, кроме Меркурия, у которого она 5,59 г/см3. Определено, что средняя плотность минералов на поверх­ности Земли вдвое меньше средней плотности планеты. Следователь­но, можно говорить о значительном увеличении плотности от поверх­ности планеты к её центру, где она достигает 13,6 г/см3.

Вопросы по этому материалу:
  • Назовите физические характеристики Земли.

  • Почему земной шар сплюснут?

doklad-referat.ru

Чем отличается Земля от других планет Солнечной системы

Наверняка каждый человек задавался вопросом: а чем же отличается наша планета от всех остальных, кроме того, что она заселена живыми организмами? Еще в школе нам рассказывали, что от восьми планет Солнечной системы (все-таки на сегодняшний день мы не относим Плутон к полноценной планете) Земля отличается очень сильно. Конечно, мало кто помнит школьные уроки астрономии, поэтому в этой статье мы определим основные признаки отличия.

Определение

Земля является единственной планетой в Солнечной системе, на которой есть жизнь. Очень часто ее называют Голубой планетой (в связи с тем, что на Земле имеется огромное количество воды). Как говорят ученые, наша планета образовалась примерно 4,5 миллиарда лет назад, и вскоре у нее появился естественный спутник – Луна. Благодаря многочисленным исследованиям было выяснено, что жизнь на нашей планете образовалась не сразу, а лишь через миллиард лет после ее создания. Жизнь на Земле возможна в том числе из-за влияния магнитного поля, которое заметно ослабляет радиацию Солнца, губительную для всех живых организмов на планете. Чуть более 70 процентов поверхности занимает Мировой океан, в то время как на сушу приходится менее тридцати процентов.

Другие планеты Солнечной системы в большинстве своем остаются для нас загадкой, многие из которых нам только предстоит раскрыть. Основной вопрос, который мучает ученых, – есть ли жизнь на других планетах? На сегодняшний день ответ отрицательный, но некоторые ученые все же предполагают, что это мнение может быть ошибочным. Планеты можно разделить на две группы: планеты Земной группы (помимо самой Земли это Марс, Венера и Меркурий), а также планеты-гиганты (это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун). Каждый из этих объектов представляет для нас огромный интерес, особенно самые большие планеты – Юпитер и Сатурн. Например, знаменитые кольца Сатурна постоянно изучаются различными специалистами, и полученные результаты частенько вызывают в общественности широкий резонанс.

к содержанию ↑

Сравнение

Конечно, присутствие разумной жизни очень сильно выделяет Землю на фоне других планет. Однако существуют и другие признаки различия. Мы выделим пять основных:

  • Наша планета имеет жидкую оболочку. Ни одна из планет или их спутников не может похвастаться этим. Как было отмечено выше, больший процент поверхности планеты – именно вода.
  • Несмотря на то, что атмосферу можно обнаружить не только на Земле, наша планета является единственной, где содержится столь огромное количество кислорода.
  • Еще одно отличие – это наличие уникального спутника. Дело в том, что Луна имеет огромные размеры, если сравнивать спутник непосредственно с планетой. Такого соотношения никто не имеет больше, включая планеты Земной группы.
  • Планета Земля сильно отличается и по внешнему виду, если наблюдать из Космоса. Особенно отчетливо видны участки Мирового океана – такого голубого цвета не имеет ни одна планета.
  • У Земли уникальные физические свойства, которые подходят для существования именно белковой формы жизни. 
к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Разумные формы жизни присутствуют только на Земле.
  2. Только на Земле есть вода (жидкая оболочка).
  3. Наша планета имеет огромное количество кислорода.
  4. Присутствует уникальный спутник – Луна, который в значительной степени определяет условия жизни.
  5. Отличия можно найти и во внешнем виде (голубой цвет планеты Земля).
  6. Земля имеет уникальные физические свойства, способствующие развитию белковой формы жизни.

thedifference.ru

Земля как планета. Её отличие от других планет

Земля как планета. Её отличие от других планет

Земля́ (лат. Terra) — третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

Чаще всего упоминается как Земля, планета Земля, Мир. Единственное известное человеку на данный момент тело Солнечной системы в частности и Вселенной вообще, населённое живыми существами.

Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из Солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад, и вскоре после этого приобрела свой единственный естественный спутник — Луну. Жизнь появилась на Земле около 3,5 миллиардов лет назад. С тех пор биосфера Земли значительно изменила атмосферу и прочие абиотические факторы, обусловив количественный рост аэробных организмов, так же как и формирование озонового слоя, который вместе с магнитным полем Земли ослабляет вредную солнечную радиацию, тем самым сохраняя условия для жизни на Земле. Кора Земли разделена на несколько сегментов, или тектонических плит, которые постепенно мигрируют по поверхности за периоды во много миллионов лет. Приблизительно 70,8% поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы. Внутренние области Земли достаточно активны и состоят из толстого, относительно твёрдого слоя называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро (которое и является источником магнитного поля Земли) и внутреннее твёрдое железное ядро.

Земля взаимодействует (притягивается гравитационными силами) с другими объектами в космосе, включая Солнце и Луну. Земля обращается вокруг Солнца и делает вокруг него полный оборот примерно за 365,26 дней. Этот отрезок времени — сидерический год, который равен 365,26 солнечным суткам. Ось вращения Земли наклонена на 23,4° относительно её орбитальной плоскости, это вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год (365,24 солнечных суток). Луна — начала своё обращение на орбите вокруг Земли примерно 4,53 миллиарда лет назад, что стабилизировало осевой наклон планеты и является причиной приливов, которые замедляют вращение Земли. Некоторые теории полагают, что падения астероидов приводили к существенным изменениям в окружающей среде и поверхности Земли, в частности, массовые вымирания различных видов живых существ.

Земля — более чем в 14 раз уступает по массе наименее массивной газовой планете — Урану, но при этом примерно в 400 раз массивнее наибольшего известного объекта пояса Койпера.

Планеты земной группы состоят главным образом из кислорода, кремния, железа, магния, алюминия и других тяжёлых элементов.

Все планеты земной группы имеют следующее строение:

в центре ядро из железа с примесью никеля.

мантия, состоит из силикатов.

кора, образовавшаяся в результате частичного плавления мантии и состоящая также из силикатных пород, но обогащённая несовместимыми элементами. Из планет земной группы коры нет у Меркурия, что объясняют её разрушением в результате метеоритной бомбардировки. Земля отличается от других планет земной группы высокой степенью химической дифференциации вещества и широким распространением гранитов в коре.

Две дальние из планет земной группы (Земля и Марс) имеют спутники и (в отличие от всех планет-гигантов) ни одна из них не имеет колец.

Внутреннее строение Земли (ядро внутреннее и внешнее, мантия, земная кора) методы следования(сейсморазведка)

Земля, как и другие планеты земной группы, имеет слоистое внутреннее строение. Она состоит из твёрдых силикатных оболочек (коры, крайне вязкой мантии), и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (значительно менее вязкая, чем мантия), а внутренняя — твёрдая. Геологические слои Земли по глубине от поверхности:

Внутренняя теплота планеты, скорее всего, обеспечивается радиоактивным распадом изотопов калия-40, урана-238 и тория-232. У всех трёх элементов период полураспада составляет более миллиарда лет. В центре планеты, температура, возможно, поднимается до 7 000 К, а давление может достигать 360 ГПа (3,6 млн. атм). Часть тепловой энергии ядра передаётся к земной коре посредством плюмов. Плюмы приводят к появлению горячих точек и траппов.

Земная кора

Земная кора — это верхняя часть твёрдой земли. От мантии отделена границей с резким повышением скоростей сейсмических волн — границей Мохоровичича. Бывает два типа коры — континентальная и океаническая. Толщина коры колеблется от 6 км под океаном, до 30—50 км на континентах.[34] В строении континентальной коры выделяют три геологических слоя: осадочный чехол, гранитный и базальтовый. Океаническая кора сложена преимущественно породами основного состава, плюс осадочный чехол. Земная кора разделена на различные по величине литосферные плиты, двигающиеся относительно друг друга. Кинематику этих движений описывает тектоника плит.

Мантия — это силикатная оболочка Земли, сложенная преимущественно перидотитами — породами, состоящими из силикатов магния, железа, кальция и др. Частичное плавление мантийных пород порождает базальтовые и им подобные расплавы, формирующие при подъёме к поверхности земную кору.

Мантия составляет 67 % всей массы Земли и около 83 % всего объёма Земли. Она простирается от глубин 5—70 километров ниже границы с земной корой, до границы с ядром на глубине 2900 км. Мантия расположена в огромном диапазоне глубин, и с увеличением давления в веществе происходят фазовые переходы, при которых минералы приобретают всё более плотную структуру. Наиболее значительное превращение происходит на глубине 660 километров. Термодинамика этого фазового перехода такова, что мантийное вещество ниже этой границы не может проникнуть через неё, и наоборот. Выше границы 660 километров находится верхняя мантия, а ниже, соответственно, нижняя. Эти две части мантии имеют различный состав и физические свойства. Хотя сведения о составе нижней мантии ограничены, и число прямых данных весьма невелико, можно уверенно утверждать, что её состав со времён формирования Земли изменился значительно меньше, чем верхней мантии, породившей земную кору.

Теплоперенос в мантии происходит путём медленной конвекции, посредством пластической деформации минералов. Скорости движения вещества при мантийной конвекции составляют порядка нескольких сантиметров в год. Эта конвекция приводит в движение литосферные плиты (см. тектоника плит). Конвекция в верхней мантии происходит раздельно. Существуют модели, которые предполагают ещё более сложную структуру конвекции.

Ядро Земли

Ядро — центральная, наиболее глубокая часть Земли, геосфера, находящаяся под мантией и, предположительно, состоящая из железо-никелевого сплава с примесью других сидерофильных элементов. Глубина залегания — 2900 км. Средний радиус сферы — 3,5 тыс. км. Разделяется на твердое внутреннее ядро радиусом около 1300 км и жидкое внешнее ядро радиусом около 2200 км, между которыми иногда выделяется переходная зона. Температура в центре ядра Земли достигает 5000 С, плотность около 12,5 т/м³,давление до 361 ГПа. Масса ядра — 1,932×1024 кг.

Сейсморазве́дка — геофизический метод изучения структуры и состава земной коры при помощи искусственно возбуждаемых упругих волн. Основной характеристикой упругой волны является ее скорость - величина, определяемая плотностью, пористостью, трещиноватостью, глубиной залегания и минеральным составом горных пород. Различие геологических пластов по упругим свойствами обуславливает наличие в разрезе границ, отражающих и преломляющих упругие волны. Вторичные волны, образовавшиеся на границах раздела достигают поверхности наблюдений, где регистрируются и преобразуются для удобства интерпретации.

Методы определения возраста земли и Вселенной

Изучая через века прошлое нашей земли и вселенной физическими методами, некоторые ученые оценивают ее возраст миллиардами лет, хотя существует огромное количество фактов, опровергающих это утверждение. Остановимся подробнее на этом вопросе.

После открытия в конце XIX века французским физиком Анри Беккерелем явления радиоактивности и установления законов радиоактивного распада появился еще один способ определения абсолютного возраста геологических объектов. Радиоизотопные методы вскоре, если не вытеснили, то существенно потеснили остальные методы датирования. Во-первых, они, казалось бы, дают возможность абсолютного определения возраста, а, во-вторых, они давали очень большой возраст пород порядка миллиардов лет, который устраивал эволюционистов.

Рассмотрим сущность метода радиоизотопного датирования. Радиоактивный распад подобен песочным часам: по отношению числа атомов элемента, возникшего в результате распада, к числу атомов распадающегося элемента возможно определение продолжительности процесса распада. При этом считается, что скорость распада является постоянной величиной и не зависит от температуры, давления, химических реакций и других внешних воздействий. Чаще всего применяются методы, основанные аргон®Pb), калий ® свинец (U®на реакциях превращения атомных ядер: уран Sr) и радиоуглеродный метод датирования.® стронций (Rb®Ar) , рубидий ®(K

Pb) использует для определения® свинец (U ®Радиоизотопный метод уран 4,51 ~возраста распад ядер изотопа урана U238 с периодом полураспада миллиардов лет. Процесс распада происходит в несколько стадий, от урана до свинца их 14:

® a Rn222 + ® a Ra226 + ® a Th330 + ® b U234 + ® b Pr234 + ® a Th334 + ®U238 Po210® b Bi210 + ® a Pb210 + ® b Po214 + ® b Bi214 + ® a Pb 214 + ® aPo218 + . и приводит к образованию стабильного изотопа Pb206. Ясно, чтоa Pb206 + ® b+ чем больше отношение числа атомов Pb206 к числу атомов U238 , тем старше должна быть проба, но при этом надо считаться с возможностью загрязнения свинцом Pb206 первоначальной породы.

Для радиоизотопного датирования выбирают породы, подобные гранитам, которые возникли путем кристаллизации жидкости. Такая порода допускает определение возраста, и может оказаться полезной для определения возраста связанной с ней осадочной породы или находящихся в ней окаменелостей. Например, при кристаллизации циркона (ZrSiО4) атомы изотопа урана U238 могут в кристаллической решетке замещать атомы циркония. Далее атомы U238 распадаются, превращаясь в итоге в свинец Pb206. Понятно, что для правильного датирования необходимо знать первоначальное содержание в породе изотопа свинца Pb206. Его можно учесть, допуская, что соотношение концентраций изотопов Pb206 и Pb204 в цирконе и окружающих его породах, не содержащих уран, одинаково. Тогда по избытку изотопа свинца Pb206 в цирконе по отношению к окружающей породе (только этот изотоп свинца получается из урана) можно определить его долю, получившуюся из урана. Далее делается допущение, что не было загрязнения образцов свинцом, например, из грунтовых вод или выхлопа автомобилей, равно как не было и вымывания урана, и по отношению концентраций изотопов Pb206 и U238 определяется возраст кристаллов циркона. Приведенный пример показывает, насколько скрупулезный должен быть химический анализ пород, какие предположения делаются, а о реальности их выполнения предоставим судить читателю.

Ar) важен потому, что содержащие уран® аргон (K ®Радиоизотопный метод калий минералы встречаются редко, а содержащие калий - часто. Метод базируется на том, Ar40, превращаясь в ядра®-распад K40bчто ядра изотопа калия K40 испытывают аргона (период полураспада составляет 1,31 миллиарда лет). Главным недостатком этого метода является проникновение в породы аргона из атмосферы (а его в атмосфере около 1%), которое пытаются учитывать по соотношению концентраций атомов двух изотопов аргона Ar40 / Ar36, присутствующих в атмосфере. Однако аргон дает правдоподобные®далеко не всегда датирование по методу калий результаты: при анализе лавы с Гавайских островов, возраст которой был известен Ar был получен возраст 22 млн. лет?!®и составлял 200 лет, по методу K (по-видимому, из-за избыточного давления подводные лавы содержат больше аргона). Ar в десятки раз®Возраст каменных метеоритов, определенный по методу K превышает возраст геологических пород, в которых они найдены. Подобные обескураживающие результаты показывают ненадежность этого метода датирования и повышают скептицизм и к результатам других радиоизотопных методов ввиду множества трудно учитываемых источников ошибок. Отметим, что в калий-аргоновом методе датирования предполагается постоянство отношения концентраций изотопов аргона Ar40/Ar36 в атмосфере на протяжении миллиардов лет, что маловероятно, т.к. изотоп Ar36 образуется в атмосфере под действием космического излучения.

Общий чертой перечисленных выше радиоизотопных методов датирования являются близкие значения периодов полураспада используемых изотопов в несколько миллиардов лет, и соответствующий этим периодам возраст геологических пород. Во многом сами методы определяют получаемый с их помощью возраст, так как другой возраст, например порядка тысяч лет, эти методы дать не могут, точно так же, как на весах для взвешивания вагонов и автомобилей, невозможно определить вес обручального кольца или использовать их для нужд фармакологии.

Не стоит особенно доверять согласованности результатов, полученными различными радиоизотопными методами: все они основаны на одних и тех же допущениях, несостоятельность многих из которых давно доказана. Основными предположениями являются:

1. Происхождение Земли в соответствии с небулярной гипотезой Лапласа. Гипотеза Лапласа не выдержала проверку временем. Однако для геологии модель Лапласа не отменена и сегодня.

2. Пирогенное (застывание жидкости) или метаморфное (кристаллизация осадочной породы) образование кристаллов.

3. Замкнутость кристалла после его формирования.

4. Допущения о неизменности периодов полураспада и постоянстве процентного соотношения между изотопами во все времена.

Последнее допущение - экстраполяция в гигантском масштабе времени, так как распад ядер наблюдают всего около ста лет, а обобщают выводы о постоянстве характеристик на миллиарды лет, т.е. на период времени в 107 раз больший. Почему-то большинство людей индифферентно относятся к таким процедурам, по-видимому, у них существует иллюзия, что нам хорошо известно наше прошлое, но с этим нельзя согласиться, когда речь идет о геологических временах. Многие просто не осознают, что такое миллиард (ведь миллиардеров среди читателей, по-видимому, нет), и чем он отличается от миллиона. Чтобы легче понять о каких временах идет речь, сопоставим возрасту Земли в 5,6 млд лет одну неделю. Тогда Троянская война, - одно из первых событий, зафиксированных письменно в поэмах Гомера - имела место менее секунды назад.

Кроме того, независимость периода полураспада от внешних условий охватывает не все возможные случаи - ведь при облучении, например нейтронами, скорость распада ядер может стать сколь угодно большой, что реализуется в атомной бомбе и атомных реакторах. Поэтому во многом допущение постоянства скорости распада является актом веры, в чем не желает признаваться большая часть научного сообщества, убеждая мало посвященных, в том числе и такими терминами как «постоянная распада», чтобы не оставалось уже никаких сомнений в методе. Таким образом, из четырех предположений два являются сомнительными, как и сама униформистская концепция, имеющая и другие слабые места.

Существенно меньшими отрезками времени, соответствующими рукописной истории человечества (около 4000 лет) оперирует радиоуглеродный метод датирования. Углеродный метод был разработан и применен Уиллардом Либби, получившим в последствии за это Нобелевскую премию. Существуют два изотопа углерода стабильный и нестабильный с периодом полураспада 5700 лет. Баланс концентрации изотопов углерода обеспечивается потоком космических нейтронов в + p. Идея метода®результате происходящей в атмосфере ядерной реакции n + состоит в сопоставлении концентраций этих двух изотопов (на один атом С14 приходится 765 000 000 000 атомов С12). Метод опирается на допущение, что это соотношение не менялось в течение последних 50000 лет и концентрация изотопов одинакова во всей атмосфере. После образования, изотоп С14 практически сразу сахар®окисляется до СО2 и включается в углеродный цикл жизни: листья растений и т.д. Соотношение изотопов С14/С12 не меняется при жизни растения или® животного, а после гибели концентрация падает в соответствии с законом радиоактивного распада. Период полураспада - это время, за которое количество атомов радиоактивного изотопа уменьшается в два раза. Тогда за два периода оно уменьшится в четыре раза, за три - в восемь и т.д. Подобные рассуждения приводят к общей формуле: за n периодов полураспада число атомов уменьшается в 2n раз. Эта формула и устанавливает верхнюю границу применимости радиоуглеродного метода в 50000 лет. После разработки радиоуглеродного метода множество окаменелостей подверглись датированию, и среди них не оказалось объектов, не содержащих изотопа С14. Т.е. возраст всех окаменелостей был в пределах 50 000 лет, а не составлял миллионы и миллиарды лет, как считалось ранее. Однако впоследствии результаты углеродного датирования подвергались цензуре и неугодные эволюционистам факты стали попросту замалчиваться.

На основании сравнения скоростей продуцирования и распада изотопа С14 в рамках все той же униформистской модели возраст атмосферы, оцененный по сегодняшней концентрации изотопа С14, ограничивается примерно 20 000 лет.

Актуальность альтернативных трактовок истории Земли определяется и наличием еще многих других неоспоримых научных фактов, которые говорят о «молодом» (не достаточном для эволюционной теории) возрасте Земли:

1. Термоядерные реакции, ответственные за генерацию энергии Солнца, должны сопровождаться выбросом нейтрино, но в эксперименте интенсивность нейтринного фона не согласуется с теоретически предсказанным. Из-за этих трудностей возобновился интерес к теории сжатия Солнца, выдвинутой Германом Гельмгольцем, согласно которой возраст Земли не может быть более 10 млн. лет (сжатие экспериментально обнаружено и составляет около 0,1% за сто лет). Идеи циклических изменений размеров Солнца (как и циклических изменений магнитного поля Земли) ничего не объясняют и лишь приводят к прошлому с открытым концом.

Развивая идею Гельмгольца, мы придем к выводу о том, что Солнце моложе Земли. Это заключение согласуется со Священным писанием, но не устраивает эволюционистов, которые настаивают на идее образования солнечной системы, как единого комплекса тел, в результате последовательных превращений протозвезд в звезды и «обособившиеся» в силу случайных причин сгустки материи в планеты. Причем почему одни вращаются в одну сторону, а другие в противоположную (Венера, Уран) , а так же еще целый ряд «почему» с тем же ответом – в силу случайных причин. (Либо в нарушение физических законов.)

2. Считается, что замедление вращения Земли составляет 0,005 секунд в год, вопреки чему, начиная с 1980 г. добавляется 1 секунда в год, – величина в 200 раз большая. Но при такой скорости замедления вращения Земли пропорционально должен уменьшаться и ее возможный возраст.

3. В осадочных породах крайне редко встречаются железные метеориты, что удивительно при предполагаемом медленном их формировании в течение миллионов лет, и понятно, если они сформировались в короткое время локального или глобального потопа.

4. От 5 до 14 млн. тонн метеоритной пыли оседает на Землю в год, что за геологический возраст Земли в 4,6 млд. лет дает слой Fe-Co-Ni порошка в 15 м. Спрашивается, где он? Его нет и на Луне (в чем убедились американские космонавты), где ветер и дожди не могли бы смыть его в море.

5. Расстояние между Землей и Луной увеличивается на 4 см в год, что дает ее максимальный возраст 1 млд. лет. При этом вопрос о происхождении Луны повисает в воздухе, т.к. возраст Земли в 4,6 млд. лет не подлежит коррекции в вере эволюционистов.

Воистину, если бы не требования эволюционистской биологии и геологии, астрономия, освободившись от пут, могла бы развиваться без оглядки на возраст Земли и объектов Вселенной.

6. Ослабление магнитного поля Земли (природа которого до конца неизвестна) составляет 5 % в год, что соответствует времени полузатухания - 1400 лет. Поскольку магнитное поле Земли должно генерироваться токами, то с их циркуляцией связано Джоулево тепло, которое еще 8 000 - 10 000 лет назад делало жизнь невозможной. На основании существования пород с реверсированной намагниченностью предполагается, что могло асциллировать во времени и магнитное поле Земли. Но подчеркнем еще раз, любые предположения о периодичности подобных процессов приводят к прошлому с открытым концом и это - прежде всего попытка уйти от ответа по существу.

7. Модель Лапласа (охлаждение Земли из состояния расплава) позволила лорду Кельвину по тепловым потокам оценить верхний возраст Земли не более чем в 400 млн. лет. Новые расчеты по методу Кельвина дают верхний возраст в 20 млн. лет, а с учетом возможных ядерных реакций - 45 млн. лет - в 100 раз меньший возраста Земли, принятого у эволюционистов.

8. Геологический возраст Земли не согласуется с количеством гелия в атмосфере не менее, чем в 10 раз.

9. По отложениям Нильского ила можно сделать вывод, что их возраст составляет не более 30 000 лет.

10. Оценки возраста Мирового океана по концентрации солей и ионов дают результаты с большим разбросом от нескольких тысяч до сотен млн. лет. Например, по количеству соли NaCl в Мировом океане (в предположении, что он был первоначально пресным) его возраст ограничен 100 млн. лет.

11. Численность населения Земли при оценке в 2,2 ребенка на семью за миллион лет составила бы 102070 человек (для справки: число электронов во Вселенной примерно 1090 ) они бы не уместились во всей Вселенной, не то что на Земле. Современная численность населения Земли почти точно соответствует численности потомства от 4-х пар (семья Ноя), оставшихся в живых после Всемирного Потопа, произошедшего 5000 лет назад. По формуле, описывающей демографический взрыв, численность населения должна составить:(в "материалах к публикации)

где n - число поколений, х - число одновременно живущих поколений, с – число детей в семье. Расчет показывает, что при с =2,46, х = 3, числе поколений со времен потопа n = 100, численность населения на начало XXI века составила бы 4,8 млд. человек – что прекрасно согласуется с реальной численностью населения Земли. Кроме того, за миллион лет существования человека должно было накопиться гигантское количество его окаменелых останков, а их - нет. Таким образом, история человечества в миллионы и сотни тысяч лет не правдоподобна и с точки зрения численности жителей Земли.

Приведенные выше многочисленные факты, свидетельствующие в пользу молодого возраста земли, таким образом, не противоречат Священному Писанию, а находятся в согласии с ним.

Тектонические платформы

Согласно теории тектонических плит, внешняя часть Земли состоит из двух слоёв: литосферы, включающей земную кору, и затвердевшей верхней части мантии. Под Литосферой располагается астеносфера, составляющая внутреннюю часть мантии. Астеносфера ведёт себя как перегретая и чрезвычайно вязкая жидкость.

Литосфера разбита на тектонические плиты, и как бы плавает по астеносфере. Плиты представляют собой жёсткие сегменты, которые двигаются относительно друг друга. Существует три типа их взаимного перемещения: конвергенция, дивергенция и сдвиговые перемещения по трансформным разломам. На разломах между тектоническими плитами могут происходить землетрясения, вулканическая активность, горообразование, образование океанских впадин.

Список Крупнейших тектонических плит с размерами приведён в таблице справа. Среди плит меньших размеров следует отметить индостанскую, арабскую, карибскую плиты, плиту Наска и плиту Скотия. Австралийская плита фактически слилась с Индостанской между 50 и 55 млн лет назад. Наибольшей скоростью перемещения обладают океанские плиты; так, плита Кокос движется со скоростью 75 мм в год[38],а тихоокеанская плита — со скоростью 52-69 мм в год. Самая низкая скорость у евразийской плиты — 21 мм в год.

Эволюция земной коры

Горные породы, формирующие кору Земли, как мы помним, бывают изверженные - первичные, образовавшиеся при охлаждении и затвердевании магмы, и осадочные - вторичные, образовавшиеся в результате эрозии и накопления осадков на дне водоемов. Осадочные породы почти полностью покрывают поверхность суши, формируя - в числе прочего - значительную часть высочайших горных систем. Это означает, что порода, из которой слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировалась под водой, ниже уровня моря. Любой геолог считает это обстоятельство совершенно тривиальным, но первое осознание этого факта обычно поражает человека.

Эволюция земли

Согласно современным космогоническим представлениям, Земля образовалась 4,5 миллиарда лет назад путем гравитационной конденсации из рассеянного в околосолнечном пространстве холодного газопылевого вещества, содержавшего все известные в природе химические элементы.

Падение крупных сгустков вещества вызывало нагрев прото-Земли и ее расслоение. Тяжелые железосодержащие породы опускались глубже, за несколько сотен миллионов лет формируя ядро, легкие каменистые породы образовывали кору. Гравитационное сжатие и радиоактивный распад еще больше разогревали внутренние области нашей планеты.

Из-за убывания температуры от центра Земли к поверхности возникали очаги напряженности на границе с корой. Их результатами и по сей день являются землетрясения и дрейф материков.

Атмосфера и гидросфера выделились из недр нашей планеты, поскольку вода и газы входили в состав земных пород. Кислород появился в атмосфере из воды в результате фотодиссоциации, а впоследствии из-за фотосинтеза.

В 1912 году, сравнивая очертания береговой линии Африки и Южной Америки, немецкий ученый Альфред Вегенер выдвинул гипотезу дрейфа континентов. Она была подтверждена исследованием дна океана и магнитных свойств лавовых потоков на поверхности. Были зарегистрированы также 16 инверсий магнитных полюсов с северного на южный и обратно за последние десять миллионов лет.

В 1960 году американский геолог Гарри Хесс предположил, что горячая мантия поднимается под срединно-океаническими хребтами, распространяется в стороны от них, разрывая и расталкивая литосферные плиты. Вещество мантии заполняет образовавшиеся трещины – рифты. «Уничтожение» же участков поверхности Земли происходит, скорее всего, вблизи океанских желобов.

Сейчас считается, что 300–200 миллионов лет назад существовал единый суперматерик Пангея. Затем он распался на части, которые сформировали нынешние материки.

Дальнейшее остывание Земли приведет к прекращению тектонической деятельности. Эрозия сотрет горы, и поверхность Земли станет плоской и покроется океаном. Из-за увеличения светимости Солнца в далеком будущем океан испарится, обнажив ровную безжизненную пустыню.

www.coolreferat.com

Конспект по естествознанию "Как выглядит планета земля" 1 класс

естествознание

Сквозная тема:

Путешествие

Раздел:

Земля и космос

Школа: Смирновскач С.Ш.

Дата: 31.01.17

ФИО учителя: Титаренко О.В.

Класс: 1

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

Как выглядит планета Земля

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.4.2.3 характеризовать отдельные космические тела

Цели урока:

  • определить форму Земли на основе ее искус­ственной модели;

  • объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира.

Критерии успеха

  • Учащиеся смогут определить, что планета Земля имеет форму шара.

  • Провести наблюдения за физическими свойствами шара.

  • Будут учиться свободно высказывать свое мнение в парах, группах, в ходе дискуссии.

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Математика. Объемная геометрическая фигура шар.

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

живет.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

Вводное задание. Объявите учащимся, что сегодня они совершат путешествие в космос. Выве­дите их на улицу, чтобы они провели наблюдения; глядя на небо, нашли место, где оно сходится с землей. Скажите, что эта кажущаяся линия называется линией горизонта. Предложите школьникам подумать над тем, что находится за горизонтом.

Учитель. Когда корабль уплывает из порта, провожающие видят его до горизонта, а потом он куда-то исчезает. А люди на корабле смотрят на удаляющийся берег: вот и он исчез, скрылся, видна только вода и вода. Хотя стоит вскарабкаться на мачту, и вновь виден берег. Но пройдет немного времени, берег удалится и опять исчезнет за горизонтом. Горизонт – это воображаемая линия, где земля сходится с небом.

Подумай. Предложите провести опыт: сначала нужно двигать игрушечный или бумажный кораблик по плоской парте. Первоклассники должны будут сесть так, чтобы поверхность стола была на уровне их глаз. Спросите: "Целиком или частично виден кораблик во время движения?" (Целиком.) Потом этот же кораблик следует двигать по мячу. Учащиеся заметят, что сначала появляется только верхушка корабля, а уже потом он целиком, как и в реальной жизни. Это еще одно доказательство того, что Земля имеет форму шара.

В завершение можно сказать, что окончательным подтверждением шарообразной формы Земли явля­ются снимки из космоса.

Критерии успеха

После этого расспросите учащихся, что они по­няли в ходе наблюдения, какие идеи у них появились. Будьте готовы принять все ответы детей. Если необ­ходимо, уточните суть задания.

Ответы

Тот человек, который сидит на дереве, увидит корабль раньше, чем человек, стоящий на берегу. Чем выше точка наблюдения, тем шире обзор.

Середина урока

Плоская ли Земля? Предложите учащимся рас­смотреть рисунки. Расскажите им, какой представляли люди Землю в древности. Спросите, почему они так представляли.

Можете провести следующий опыт вместе с уче­никами: предложите взять в руки плоскую тарелку, поставить на нее маленькие макеты людей (животных). Спросите: "Что бы произошло, если бы Земля была такой?" (В древности люди боялись, что если человек выйдет за край, то упадет в другое пространство.)

Исследуй. Разделите класс на две группы. Сообщите, что каждая группа должна изучить дока­зательство того, что Земля круглая.

  1. я группа. Дайте этой группе фото Луны во время лунного затмения. Попросите обратить вни­мание на форму тени. Предложите провести опыт: между настольной лампой (Солнцем) и листом бумаги (Луной) помещайте по очереди предметы разной формы. Это могут быть мяч, ручка, книга, ластик. "Какой предмет отбросил круглую тень?" (Мяч.) Значит, форма Земли — шар.

  2. я группа. Этой группе предложите материал из энциклопедии про горизонт, линию горизонта. Проведите обсуждение, чтобы учащиеся из разных групп смогли поделиться полученными знаниями и сделанными выводами.

Учитель. Очень интересно путешествовать по родной стране. Но ведь есть и другие страны. Кто из вас знает какие-то другие страны? Где вы были?

Ученики отвечают.

Учитель. Да, на свете много разных стран. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как называется планета, на которой мы живем?

Ученики. Земля.

Муравей. Интересно, а на что похожа наша планета Земля?

Ученики высказываются.

Учитель. Разные народы Земли по-разному представляли себе устройство мира. В Древней Индии были уверены, что Земля плавает на огромной черепахе по океану. А в Древнем Китае считали, что Земля – это лепешка с обрезанными краями. И совсем еще до недавнего времени, каких-то 300 лет назад, многие люди верили в то, что мир – это что-то вроде громадного сундука, у которого крышка – небо.

Но как же люди узнали, что Земля – шар? А когда человек со стороны увидел свою планету. Это произошло, когда Юрий Гагарин первым из людей поднялся в космос. Ведь люди давно замечали, что чем выше поднимешься, тем дальше видно. Заберешься на дерево – видно то, чего, стоя на земле, не разглядишь. А заберешься на гору – совсем далеко видно. Все это происходит оттого, что Земля не плоская, как тарелка, а круглая, как мяч. А человек по сравнению с Землей слишком мал, чтобы увидеть ее всю сразу.

Ученики. Земля – это шар. Космонавты увидели, что наша планета – шар.

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! Руки в стороны.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, Поворот вправо.

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже Поворот влево.

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще Поворот вправо.

Через левое плечо. Поворот влево.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Беседа.

(Показ глобуса.)

Учитель. Люди создали модель Земли – глобус. Земля – громадный шар. Глобус – модель, «игрушечная» Земля. На нем нарисовано все, что есть на Земле: океаны и моря, реки и озера, горы и низменности. Какого цвета больше всего на глобусе?

Ученики. Синего.

Учитель. Это океаны и моря. Вода в них соленая. Самые глубокие впадины раскрашены на глобусе темно-синим цветом. Видите, на глобусе есть голубые извилистые нити. Как вы думаете, что это?

Ученики. Реки.

Учитель. Да, через равнины и леса, тундру и болота несут они свои воды в моря и океаны. Среди коричневых гор и зеленых равнин мелькают на глобусе голубыми блестками озера. А вот посмотрите, на глобусе некоторые места раскрашены коричневой и зеленой краской. Как вы думаете, что это?

Ученики. Леса и пустыни.

Учитель. Итак, Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Шарообразная форма планеты объясняет, почему людям никогда не удалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю, вернуться на то же место.

А как вы думаете, Земля неподвижна или движется?

Ученики. Движется.

Учитель. Рассмотрите, как движется Земля вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Ученики. Движение Земли можно сравнить с движением самолетика вокруг башни карусели.

Учебник:

Как выглядит планета Земля, с. 56—57. Рабочая тетрадь:

Рабочий лист 37 "Планета Земля", с. 39. Рабочий лист 38 "Как выглядит планета Земля", с. 40.

Ресурсы:

Критерии успеха

Вращение вокруг оси – с вращением детского волчка.

Демонстрация волчка.

Конец урока

Посмотри на рисунки. Предложите учащимся сравнить мяч и глобус. Задайте вопросы:

Спросите учащихся о свойствах шара:

  • Какая форма у шара?

  • На что он похож?

  • Есть ли у шара углы?

Подведите итоги по ранее проведенному наблю­дению. Поощряйте стремление детей делать само­стоятельные выводы.

Назови предметы, похожие на шар. Предло­жите школьникам выполнить это задание в парах. Раздайте для этого листы с контурным изображением шара. Учащиеся в парах смогут дополнить данные изображения до вида объектов и предметов окружа­ющего мира. Поинтересуйтесь, какая из пар сумела подобрать больше примеров названий предметов, имеющих форму шара.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Ученики. Земля меньше Солнца, постоянно движется вокруг Солнца. Да и сама вращается. Земля имеет форму шара.

Критерии успеха

Ответы

Предметы, похожие на шар: мяч, яблоко, глобус ит. д.

Рекомендации для родителей: прочитать детям сказку В. Бианки «Кузяр-Бурундук и Инойка-Медведь». Попросить ребенка объяснить, почему бурундук первым увидел лучи солнца.

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Дополнительные задания

Учащиеся смогут изготовить шар из папье-маше. Прежде всего ознакомьте их с правилами техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Обклейте шар снаружи кусочками мелко порванной бумаги (папье-маше). Сделайте земной шар. После того как шар высохнет, красками нужно изобразить сушу, моря, океаны и озера, реки. Можно предложить это задание в качестве групповой работы. Наблюдай­те за ходом работы, поощряйте похвалой ту группу, которая делает шар красиво и аккуратно, не спеша, дружно, поддерживая друг друга. Напоминайте де­тям, что совместная работа всегда успешна.

живет.

Какая она? Первоклассники смогут подобрать слова, называющие признаки планеты Земля, и на­писать их на лучах изображенного Солнца.

Письмо Негеша. Ученики попытаются прочитать письмо. Они поймут, что для этого им потребуется вы­черкнуть все буквы О. Получится слово "Земля". Далее учащиеся смогут составить предложение с данным словом: "Земля — это шар" или "Земля — это планета".

на шар.

Форма Земли. Оцениваются активность школь­ников в ходе проведения наблюдения, умение само­стоятельно выполнять практические задания.

Дети смогут выбрать рисунки предметов, кото­рые имеют такую же форму, как Земля. Они должны отметить шар. Если кто-то выберет тарелку, то пред­ложите подумать, шарообразная тарелка или плоская. Можно вспомнить изученное на уроках математики представление о том, что на плоском листе бумаги сложно изобразить объемные фигуры, поэтому ис­пользуют плоскую фигуру — круг.

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! Руки в стороны.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, Поворот вправо.

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже Поворот влево.

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще Поворот вправо.

Через левое плечо. Поворот влево.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

infourok.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики