Военные всего мира ищут способ борьбы с беспилотниками. Беспилотники военные


Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) | Военное оружие и армии Мира

Еще полтора десятка лет назад являвшиеся чем-то из области фантастики, БПЛА (Unmanned Aerial Vehicles — UAV) в настоящее время стали непременным атрибутом поля боя. Они применяются не только для разведки, но и в качестве ударных — для поражения наземных целей.

Первые попытки создать дистанционно управляемые самолеты предпринимались еще во время Первой мировой войны. С середины 1930-х годов в Великобритании, а затем и в США начинают применяться БПЛА-мишени, служащие для тренировок зенитчиков. Это амплуа остается актуальным для БПЛА и сегодня.

Успешный опыт использования дистанционно пилотируемых самолетов в качестве мишеней породил вполне логичную мысль; установить на такой БПЛА фотоаппарат и попытаться использовать его как разведчика. Обладая меньшими размерами, чем пилотируемый самолет-разведчик, такой аппарат был бы менее уязвим для вражеской ПВО, да и рисковать жизнью пилота не пришлось бы. В 1955 году в США появляется небольшой аппарат MQM-57 «Фалконер» — первый БПЛА-разведчик, созданный на базе самолета-мишени. За ним последовал Райан AQM-34-также бывшая мишень, но уже с реактивным, а не поршневым двигателем, запускавшаяся с самолета-носителя DC-130.

В 1960-е годы начинается развитие БПЛА и в СССР: здесь последовательно принимаются на вооружение реактивные БПЛА большой дальности Ту-123, Ту-141 и тактические Ту-143. Так же как и американские «сверстники», они предназначались для ведения разведки, но, отличаясь от них большими размерами и массой, несли более разнообразное оборудование. Помимо фотоаппаратов, оно могло включать, например, станцию радиотехнической разведки. В 1970-1980-е годы именно СССР был лидером по производству БПЛА: одних только Ту-143 выпустили почти тысячу.

БОЕВОЙ ДЕБЮТ

С начала 1960-х годов США начали применять БПЛА для разведывательных полетов над Китаем, ставших слишком рискованными для пилотируемых разведчиков из-за появления в этой стране ЗРК советского производства. Во время Карибского кризиса БПЛА выполняли разведку позиций советских ракет на Кубе. Достаточно широко беспилотники AQM-34 использовались во Вьетнаме. Несмотря на то что небольшие летательные аппараты представляли собой сложную мишень, северовьетнамские истребители смогли сбить шесть БПЛА.

В 1982 году в Ливане израильская армия широко применяла БПЛА «Мастифф» и «Скаут» — небольшие аппараты с поршневыми двигателями. Они вели разведку сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. По информации, полученной с помощью БПЛА, отвлекающая группа израильской авиации перед ударом главных сил вызвала включение радиолокационных станций сирийских ЗРК, по которым был нанесен удар с помощью самонаводящихся противорадиолокационных ракет, а те средства, которые не были уничтожены, были подавлены помехами.

Успех израильской авиации был впечатляющим: Сирия потеряла 18 батарей ЗРК. С сирийской стороны применялись БПЛА Ту-143. Во время конфликта в Персидском заливе в 1991 году многонациональные силы антииракской коалиции вели детальную разведку переднего края иракских войск с помощью БЛА «Пионер» и «Пойнтер». «Пионеры» применялись и для корректировки артогня линкоров «Миссури» и «Висконсин».

ВОЙНЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

С середины 1990-х годов прошлого века начались поставки БПЛА нового поколения, воплощающих в себе новейшие достижения техники. Лидером в этой области остаются США, где, помимо нескольких типов разведывательных беспилотников, приняты на вооружение аппараты других классов: дальний разведчик RQ-4 «Глобал Хоук», ударный БПЛА MQ-9 «Рипер», БПЛА вертолетного типа корабельного базирования MQ-8 «Файр Скаут», грузовой беспилотный вертолет К-МАХ (с успехом применяемый для снабжения удаленных гарнизонов в Афганистане).

Ведутся интенсивные испытания ударного малозаметного БПЛА Х-47, способного базироваться на авианосцах.Такие аппараты смогут если не полностью заменить, но существенно потеснить обычные пилотируемые истребители. Разрабатываются и внедряются новые беспилотники также в Израиле, России, Франции и многих других странах.

    2534      

warfor.me

Классификация военных беспилотников

Военные беспилотники можно различать по целому ряду признаков. Варианты классификации приведены ниже.

 

По типу управления

Автономные, не требующие управления человеком-оператором 

С дистанционным управлением человеком-оператором 

Комбинированные (способные продолжать функционировать оптимальным образом при временной потери связи с оператором).

По дальности действия

сверхмалой дальности - десятки метров

малой дальности - прямая видимость, единицы или десятки километров

средней дальности - сотни километров

большой дальности действия - от нескольких сотен до нескольких тысяч километров беспосадочных перелётов

По рабочим высотам

для работы на сверхмалых высотах (до десятков метров)

для работы на малых высотах (до сотен метров)

для работы на средних высотах (то 10 км)

для работы на больших высотах (свыше 10 км)

По продолжительности полета

сверхмалое - единицы минут

малое - десятки минут

среднее - несколько часов

длительное - до нескольких десятков часов

сверхдлительное - десятки суток беспосадочного полета

По типу старта

наземного старта

с использованием ВПП,

с катапульты,

с вертикальным взлетом,

с трамплина

с руки

ракетой

воздушного старта 

без возвращения на материнское воздушное судно

с возвращением на материнское воздушное судно

2016.04.15 По заказу DARPA разрабатываются БЛА Gremlin - группы БЛА воздушного старта для запуска с бомбардировщика и возвращения после исполнения задачи транспортным самолетом C-130. Пока что идет прототипирование, в 2020 году планируются выбрать компанию, которая получит контракт на Gremlin.  

По типу конструкции

самолетного типа

военные беспилотники вертолетного типа 

автожиры

коптеры (мультикоптеры)

тейлситтеры

имитирующие птиц

имитирующие насекомых

По заметности для радаров

обычные

малозаметные (невидимки)

По защищенности канала связи/управления

малозащищенные

криптозащищенные

По размерам

сверхмалого типа (до 1 кг)

2016.04.11 Американские солдаты получат карманные беспилотники 

малого типа (до 4 кг),

среднего типа (десятки килограмм до нескольких сотен кг),

большие (от нескольких сотен кг до нескольких тонн) 

По назначению

разведывательные,

ударные

с возможностью использования с борта летального оружия, например, ракет

являющиеся летальным оружием, как барражирующие боеприпасы

Например, LOCUST (США), Switchblade (США), Harpy (Израиль), аппараты линейки Hero (Израиль), CH-901 (Китай)

транспортные,

универсальные, с объединением нескольких функций 

 

По способности к групповым действиям, действиям в составе организованной группы

для индивидуального использования

для использования в составе небольшой группы (однотипных или разнотипных дронов)

Например, LOCUST (США)

для использования в составе группы из нескольких десятков дронов

2017.03.22 DARPA приступило ко второй фазе испытаний “Гремлинов”. За проект соревнуются команды из Dynetics, Inc. и General Atomics Aeronautical Systems. Испытания назначены на 2019 год. “Гремлинов” можно будет запускать с большинства воздушных аппаратов - бомбардировщиков, транспортников, истребителей и даже небольших беспилотных платформ-носителей с фиксированным крылом. Запуская и принимая на борт "гремлинов", “база” может оставаться за пределами действия систем ПВО противника.

 

По типу источника энергии

электроаккумуляторные с зарядкой на земле 

с топливными элементами

на солнечных батареях (бортовой аккумулятор может подзаряжаться от солнечной энергии)

на химическом топливе (дроны с ДВС или реактивные)

с подзарядкой от луча лазера

По длительности работы в режиме ожидания

2016.06.13 Создаются проекты БЛА, которые смогут днями и неделями "гнездиться" в заданном месте, в том числе, подзаряжаясь от солнца или ЛЭП. А в заданный момент, по сигналу извне или после срабатывания какого-либо датчика, активироваться и выполнять ту или иную задачу - например, наблюдение или атаку на цель. Новое поколение боевых дронов сможет “гнездиться” и выжидать. 

 

robotrends.ru

Беспилотники. Виды и устройство. Работа и применение. Особенности

Беспилотники в последнее время получают все большее распространение. Их начинают применять повсеместно: в воздухе, на воде и на суше. Ученые всего мира возлагать большие надежды на беспилотные устройства и рассчитывают, что в будущем не будет ни одной сферы, где они не будут применяться. Сегодня эти аппараты являются одним из наиболее перспективных направлений в развитии военных технологий. Их применение уже привело к существенному изменению тактики ведения боя.

Планируется, что и в гражданском секторе произойдут существенные изменения. К 2025 году глобальный рынок технологий использования беспилотников вырастет в несколько сотен раз, что приведет к вытеснению многих существующих операционных процессов. Стоимость аппаратов постепенно снижается, а с внедрением их в крупносерийное производство они станут стоить совсем немного, что приведет к их повсеместному использованию.

Виды

Воздушные. БПЛА находят все большее применение, так как воздушным дроном управлять на порядок проще, ведь в воздухе практически отсутствуют какие-либо препятствия. Это многообразные летающие военные роботы, дроны для фото и видеосъемки, развлекательные аппараты, дирижабли, в том числе агрегаты доставляющие товары и посылки.

БПЛА по предназначению:

  • Коммерческие или гражданские. Они предназначены для перевозки грузов, строительства, удобрения полей, научных исследованиях и тому подобное.

  • Потребительские. В большинстве случаев они используются для развлечения, к примеру, для гонок, снятие высотных видео и так далее.

  • Боевые. Они имеют сложную конструкцию, их используют для военных целей.

По конструкции воздушные беспилотники могут быть следующих видов:

  1. Беспилотники с фиксированным крылом. К их преимуществам можно отнести большую дальность и скорость полета.
  2. Мультикоптеры. Они могут иметь разное число пропеллеров: от 2-х до 8-ми. Пропеллеры у некоторых моделей могут складываться.
  3. Беспилотники вертолетного типа.
  4. Конвертопланы. Особенность таких моделей в том, что они взлетают «по вертолетному», а в полете передвигаются подобно самолету, опираясь на крылья.
  5. Глайдеры или планеры. Эти устройства могут быть с двигателем или без двигателя. В большинстве случаев их используют для разведывательных операций.
  6. Тейлситтеры. БПЛА для смены режима полета поворачивает свою конструкцию в вертикальной плоскости.
  7. Экзотические. Эти устройства имеют нетипичную конструкцию, к примеру, аппараты, способные садиться на воду, взлетать с нее и погружаться в нее. Также это могут быть устройства, которые приземляются на вертикальную поверхность и могут карабкаться по ней.
  8. Привязные беспилотники. Их особенность в том, что энергия поступает к такому дрону по проводу.
  9. Миниатюрные.
  10. Модульные.

Наземные беспилотники. Их конструкция создается с учетом наличия многочисленных препятствий и объектов, которые могут оказаться под колесами. Также здесь необходимо учитывать тип грунта. В данном случае большой перспективой обладают военные разработки.

На ровных покрытиях ситуация обстоит несколько по-другому. В этом направлении работает множество компаний, развивающих гражданский автомобильный сектор. Ограничивают внедрение подобных устройств действующие законы. Но сегодня уже имеются определенные подвижки, которые позволят в ближайшие годы внедрить эти автомобили.

Водные беспилотники. Это танкеры, подлодки, робо-рыбки и так далее. Изобретатели постоянно совершенствуют устройства, создавая роботехнические водомерки, медузы, рыбки.

Космические беспилотники. Их особенность в том, что это невероятно сложные и точные устройства, которые не терпят ошибок. На их производство выделяются огромные деньги, но в основном создаются единичные экземпляры.

Устройство

Беспилотные летающие устройства в большинстве случаев состоят из следующих основных элементов:

  1. Аккумуляторная батарея.
  2. Устройство регуляции оборотов винта.
  3. Пропеллер.
  4. Двигатель.
  5. Полетный контроллер.
  6. Рама.

Основой летающего аппарата является рама. Именно на нее устанавливаются все элементы. В большинстве случаев ее делают из полимеров и разных сплавов металлов. Полетный контроллер управляет дроном. На него приходят сигналы от пульта управления. В контроллер входят процессор, барометр, который, определяет высоту, акселерометр, гироскоп, GPS-навигатор, оперативное запоминающее устройство, устройство приема сигнала.

Двигатели, регуляторы и пропеллеры отвечают за полет беспилотника. При помощи регулятора задается скорость летающего аппарата. Аккумулятор является источником энергии для двигателя, а также других элементов дрона. Коммерческие и потребительские беспилотники управляются при помощи пульта управления. Военные агрегаты управляются как с помощью пульта, так и спутниковых систем.

Устройство наземных беспилотников несколько отличается от летающих. Большая часть разработчиков применяет уже существующие транспортные средства, в которые встраивает средства управления, камеры, сенсоры и датчики. По степени автоматизации это могут быть полностью автономные устройства или агрегаты, которые управляются частично или полностью человеком, но на расстоянии. Военные наземные беспилотники могут быть миниатюрными в виде червей и змей и огромными в виде танков, разминирующих, десантных и пехотных машин.

Устройство гражданских машин выполнена с учетом следующих элементов:

  1. Лазерные, звуковые, инфракрасные и другие датчики.
  2. Навигация, которая объединяет электронные карты и GPS систему.
  3. Сервер с аккумуляторами и ПО.
  4. Автоматизированные органы управления, куда входят система управления движком, управление рулем, система тормозов.
  5. Трансмиссия.
  6. Беспроводная сеть, через которую может происходить управление, загружаться программы, карты и другие данные.
Принцип действия

Коммерческие и потребительские беспилотные устройства в большей части случаев управляются при помощи пульта управления. Однако могут быть и полностью автоматические аппараты. Пульт дистанционного управления отправляет сигналы в контроллер.

Контроллер производит обработку полученных сигналов, и далее отправляет команды на различные элементы беспилотника. К примеру, сигнал об увеличении скорости заставляет пропеллер крутиться быстрее, что приводит к повышению скорости и перемещения беспилотника.

В полностью автоматизированных наземных аппаратах отсутствуют типичные органы управления, свойственные стандартным автомобилям. Здесь нет педалей, рулевого колеса. Пассажиру необходимо только активировать, то есть указать пункт назначения, куда ему нужно ехать, или деактивировать систему.

Беспилотные автомобили обычно имеют разнообразные датчики и сенсоры, которые помогают им ориентироваться в пространстве. Основой их, к примеру, может быть 64-лучевой светодальномер, который устанавливается на крыше машины. При помощи этого прибора генерируется детальная карта пространства, которая находится вокруг машины. Далее автомобиль комбинирует полученные сведения с высокоточными картами и обрабатывает их.

В результате он может передвигаться, избегая любых возникающих препятствий. Также на автомобиле находятся и другие сенсоры и приборы, в том числе радары на бамперах, камеры переднего и заднего вида, инерциальные измерители, колесные датчики, позволяющие определять положение и отслеживать движение автомобиля.

Применение

  1. Гражданские применяются в промышленности, сельском хозяйстве, охранных и логистических операциях.
  2. Системы с применением беспилотников и специального программного обеспечения могут автономно обследовать необходимую местность, создавая двух или трехмерные карты. К тому же они могут получать визуальные данные, которые помогут строителям и архитекторам принимать верные решения в строительстве, электроснабжении и так далее.
  3. Такси и аэротакси без водителя. Человеку достаточно только вызвать такси на своем гаджете, чтобы оно приехало к нему и доставило в необходимое место. На данный момент такие возможности только тестируются, но в будущем именно таким способом основная масса горожан будет перемещаться по своим делам.
  4. Беспилотные аппараты открывают огромные возможности перед военными. Уже не надо рисковать жизнями людей, чтобы выполнить поставленную задачу. Военная техника может управляться оператором за тысячи миль от места действия. Танки и самолеты могут вообще стать полностью автоматизированными. В них достаточно будет загрузить программу, чтобы они выполнили поставленную задачу. Уже сегодня появились дроны, которые могут стрелять ракетами, сбрасывать бомбы.

Военные создают и более миниатюрные устройства в виде насекомых, червей и змей. Они смогут незаметно использоваться для разведки и даже для уничтожения целей. К примеру, дрон в виде осы может напасть на врага, кольнув его жалом и выпустив смертельный яд.

  1. Беспилотные аппараты могут использоваться для доставки грузов, пиццы, почты или медикаментов.
  2. БПЛА помогают бороться с браконьерами, выявлять пожары и свалки, сажать леса, инспектировать вырубки, вести учет животных в стаде.
Похожие темы:

 

electrosam.ru

Военные беспилотники вертолетного типа

Отличаются как правило большей грузоподъемностью, нежели мультикоптеры или большинство БЛА самолетного типа. 

 

Россия

Горизонт G-Air S-100, Россия

Горизонт G-Air S-100

БАК Горизонт G-Air S-100, ОАО Горизонт. Вертолетного типа. Разработан в Австрии фирмой Schiebel в период 2003-2005 под названием Camcopter S-100. В России выпускается под названием Горизонт G-Air S-100 ростовским предприятием ОАО Горизонт". Дальность телеуправления 50, 90 или 200 км в зоне прямой радиовидимости. В 2011 году рошел испытания на корабле. Взлет и посадка возможны в атоматическом, полуавтоматическом или ручном режиме.  Сила ветра при взлете и посадке - не более 20 узлов. 

 

Ка-137, Камов, Россия

БЛА вертолетного типа

280 кг, 175 км/ч, потолок 5 км, полезная нагрузка - 80 кг, 4 часа, длина - 1.88, ширина 1.88, высота 2.3, диаметр винта - 5.3 м. 

подробнее 

 

Катран, ОПК (КБ Луч), Россия

По неподтвержденным данным, ударно-разведывательный БЛА "Катран" с соосными винтами. Источник фото. Впервые показан на репетиции парада победы 2018 года. Может взлетать и садиться с малых и неподготовленных площадок, может применяться в сухопутных войсках и на флоте. Может вооружаться управляемыми и неуправляемыми ракетами. / topwar.ru Скорость - до 130 км/ч, высота - до 2000 метров, масса полезной нагрузки - до 120 кг. 

 

ТБ-29В Тайбер, Тайбер (ООО Тайбер), Россия

Беспилотный вертолет с ДВС. Взлет, полет по маршруту и посадка проводятся в автоматическом режиме. 

В гражданской версии входит в комплекс "Геодезия-В". 

Военная модификация предназначена для ретрансляции данных, проведения разведки местности, обнаружения целей, определения координат цели. Входит в комплектацию БАК "Нерехта 2". 

Взлетная масса: 19.6 кг; максимальная скорость - 120 км/ч; ДВС 7,2 л.с.; максимальная скороподъемность - 6 м/с; практический потолок - 2800 м (с вспрыском может подниматься до 5000 м). Межремонтный срок: 500 часов. 

 

Хаски, KVAND, Россия

БЛА вертолетного типа, 2 газотурбинных двигателя

90 кг, 130 км, 150 км/ч, потолок 4 км, ДхВ 3.75 м, 1,07 м, 42 кг полезной, 1.2 часа, дальность связи с наземной станцией - 100 км.

Скорее всего - концепт. 

Подробнее  

 

ZALA 421-02X, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 90-180 минут, масса 90 кг, офстраница ZALA 421-02X 

 

ZALA 421-06, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

БЛА вертолетного типа. До 3-х часов, до 40 км от пункта управления. 

12 кг, 50 км/ч, потолок - 2 км, макс 70 км/ч, полезная нагрузка 3.5 кг, 

подробнее 

 

ZALA 421-23, ZALA Aero Group, Ижевск, Россия

 

вертолетного типа, видеосвязь - 25 км, время в полете 1.5-2 часа, масса - 35 кг. Офстраница ZALA 421-23. 

 

Название неизвестно, Россия

Разведывательный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. Разрабатывается в 2016 году в интересах Морской авиациии ВМФ РФ. Назначение: осуществление целеуказания, корректировки огня, картографирование местности, поиск потерпевших бедствие экипажей самолетов и кораблей. В составе комплекса входи несколько беспилотников, средства управления, транспорт и пункт технического обслуживания. Возможно речь о попытке "реинкарнации" темы "Роллер", которая ранее завершилась неудачей. / tass.ru

 

Австрия

Schiebel S-100, Schiebel, Австрия

вертолетного типа, многоцелевой (выпускается в России по лицензии, под названием Горизонт)

 

Беларусь

INDELA-I.N.SKY, Беларусь

150 кг. Показан на выставке Milrem-2017 в мае 2017 года в Минске. Оснащен оптико-электронной систмой прицеливания и двумя гранатометами. Дальность поражения цели - 1700 метров, мощность взрыва - 9 кг в тротиловом эквиваленте. Может находиться в воздухе до 5 часов. 

 

Китай

Sky Saker h400, Китай

вертолетного типа, ударный, вес 100-200 кг. Назначение - борьба с небольшими кораблями противника и подавление средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В Китае показан в марте 2016 года. 

 

США

DP14 Hawk, Dragonfly Pictures Inc., США

2017.04.11 Армия США испытывает БЛА для эвакуации раненых. Мобильность и малый размер беспилотников позволяют использовать подобные аппараты там, где армейский вертолет попросту не сможет приземлиться. # DP14 Hawk, Dragonfly Pictures Inc.

MQ-8B, Northrop Grumman, США

2015.06.20 UAV вертолетного типа. На вооружении Армии США.  7.32 м длиной, грузоподьемность - 272 кг. Не менее 30 единиц.

 

MQ-8C Fire Scout, Northrop Grumman, США 

Военно-морской беспилотный автономный вертолет, предназначенный для разведывательных целей. Может работать на удалении до 260-280 км / 12 часов полета (до 15 часов). На платформе Bell 407. 

 

PD-100 Black Hornet, FLIR (Prox Dynamics), США

Миниатюрный разведывательный беспилотник вертолетного типа, разработанный в 2014 году норвежской компанией Prox Dynamics. Поставляется в составе портативного комплекса в который входит 2 БЛА PD-100, пульт управления и контейнер для переноски. Общий вес - до 1.3 кг. Контейнер можно крепить на груди. Потолок - до 3000 м. Время полета до подзарядки - 20-25 минут. Максимальная скорость - 5 м/c (18 км/ч). Дальность управления - до 3 км. 

 

SVU-200, Ewatt Technology / American Fetters Aerospace, США 

Полезная нагрузка - до 200 кг на скоростях до 209 км/ч. Представлен в 2013 году. 

 

Франция

VSR700, Airbus Helicopters и Helicopters Guimbal, Франция

Прототип, первые испытания которого состоялись в июне 2017 года. 2017.06.25 Во Франции испытали автономный вертолет

robotrends.ru

Исторические военные беспилотники

С момента, когда человечество обрело крылья благодаря усилиям пионеров авиации, люди начали задумываться о беспилотных летательных аппаратах, которыми можно было бы управлять дистанционно с земли или, например, с самолета. Двигателем прогресса, как обычно, выступали военные заказчики, располагающие средствами для финансирования разработок в этой области. Не удивительно, что первые беспилотники - это летающие бомбы и летающие торпеды, прообраз крылатых ракет, а также управляемых и самонаводящихся бомб.

В 1898 году Никола Тесла показал в Madison Square Garden, США радиоуправление небольшим корабликом, что доказало принципиальную возможность дистанционного радиоуправления и стимулировало изобретателей в разных странах попробовать свои силы в создании радиоуправляемых летательных аппаратов.  

 

Автоматический самолет Hewitt-Sperry, США

Этот проект беспилотного аппарата родился еще до Первой мировой войны. Американец Илмер Сперри (Elmer Sperry) разработал систему стабилизации летающего аппарата, своего рода автопилота, основанного на принципах гироскопа. В 1911 году сумел привлечь внимание представителей Военно-морских сил США идеями оснастить аэроплан радиоуправлением, превратив его в летающую торпеду. В 1913 году ВМС выделили инженеру летающую лодку для экспериментов. Проектом занимался также Лоренц Сперри (Lawrence Sperry), сын изобретателя, тоже инженер. Позднее к проекту присоединился Питер Хьюит (Peter Hewitt), изобретатель различных устройств с использованием радиоволн. Работы над дистанционно пилотируемым самолетом Curtiss N-9 перешли в практическую фазу. Автопилот был в целом готов, тогда как система радиуправления еще оставалась в стадии разработки. В итоге, N-9 так никогда и не стал дистанционно управляемым беспилотником, самолет испытывался только в режиме автопилота. В 1917 году были получены скромные результаты - мешок с песком, изображавшим бомбу, был сброшен на удалении в 3 км от цели, находившейся в 48 км от точки взлета.  Военные решили, что как концепт проект удался, и что далее они займутся им самостоятельно, без участия изобретателя. Поскольку аппарат оставался самоуправляемым, он стал не столько прообразом ударных беспилотников, сколько прообразом крылатых ракет. Хотя называли его в то время "летающей бомбой". 

Параметры самолета: длина - 4.6 м, размах крыльев - 7.6 м, вес - 680 кг, скорость - 145 км/ч, дальность действия - 80 км, двигатель Curtiss OX-5, 100 л.с. (74 кВт), нагрузка - 450 кг (взрывчатка).  

 

Летающая торпеда Curtiss-Sperry, США

Еще один американский беспилотник. В отличии от N-9 этот дрон с самого начала проектировался именно как беспилотник - без кресла пилота и стандартных рычагов управления. Было построено шесть машин, способных нести до 450 кг взрывчатки. К сожалению, аппарат получился неудачным, в процесссе первых запусков было потеряно из-за крушений при взлете несколько машин, не заработал специально разработанный автопилот. До испытаний в режиме радиоуправления процесс так и не дошел, в итоге все машины были разбиты. Один плюс, по ходу испытаний изобретатели значительно усовершенствовали катапульту для запуска беспилотника.

 

Летающая бомба Kettering Bug, США

Изобретатель Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) из Дейтона, штат Огайо в 1910 году разработал идею беспилотного самолета, который мог бы самостоятельно долететь до позиций врага, отбросить крылья и выступить в роли мощной авиабомбы. Военные США выделили средства на развитие проекта “летающей бомбы”, так родился первый беспилотный биплан. Официально устройство называли Kettering Aerial Torpedo (воздушная торпеда Кеттеринга), но в истории бомба осталась под названием Kettering Bug. Фюзеляж аппарата был выполнен из ламината и папье-маше, размах крыльев составлял 4.5 м, в движение конструкцию приводил 4-цилиндровый двигатель De Palma мощностью 40 л.с., произведенный на заводах Форда  Беспилотник мог развивать скорость до 80 км/ч. Система управления использовала бортовой гироскоп и анероид, служивший для определения высоты. Аппарат не подразумевал дистанционного управления. После достижения расчетной точки на расстоянии до 121 км от места запуска, которую пытались вычислить в оборотах двигателя, бомба отбрасывала крылья и начинала баллистическое падение на цель. Мощность заряда составляла 82 кг. В общем, это был скорее прообраз “крылатой ракеты” нежели “хобби-беспилотника” наших дней. Первый известный полет “жука” состоялся в октябре 1918 года, к этому времени Первая мировая война практически завершилась, поэтому в боевых действиях Kettering Bug участия не принял. Всего было выпущено 45 таких аппаратов.

 

Этот аппарат в 1941 году решено было производить серийно, но так и не смогли добиться от него точности попадания в цель. Расстояние тогда отсчитывалось по числу оборотов винта, поэтому возникали большие ошибки - в сотни метров или даже более, чем в километр.

 

Larynx, Великобритания

Это проект Королевского авиационного института Великобритании. LARYNX - это аббревиатура, которая расшифровывается, как “Long Range Gun with Lynx engine” - Оружие дальнего действия с двигателем Линкса. Очередная крылатая ракета - моноплан с катапультным запуском с палубы эсминца и автопилотом. Предполагалось противокорабельное использование данного аппарата. Программа началась в 1925 году. Аппарат мог достигать скорости в 320 км/ч, что было выше, чем у истребителей того времени. Беспилотник не был оснащен радиоуправлением и подчинялся только автопилоту. С проектом возились до 1929 года. Большинство тестовых запусков не были удачными.

 

DH.82B Queen Bee, Великобритания

И вновь британцы. 1933 год. Перед конструкторами стоит задача создать “воздушные мишени”. За основу взяли бипланы Fairy Queen, которые оснастили системами радиоуправления. Можно сказать, что родились первые многоцелевые дроны. Бипланы “атаковали” корабли британского королевского флота, а команды тренировались в отражении воздушных атак. При необходимости эти дроны можно было бы использовать и в качестве радиоуправляемых “воздушных торпед”, но до этого почему-то дело не дошло, хотя к моменту начала Второй мировой войны этим машины стояли на вооружении Великобритании в количестве нескольких сотен.  

 

Разработки 30-40 годов в других странах

В СССР в период с 1930 по 1940 годы шли разработки управляемых по радио торпед-планеров. Этим занимался инженер Василий Никитин, но далее прототипов процесс не пошел. Был даже проект ракеты с дальностью полета от 100 км при скорости в 700 км/ч, но и его постигло забвение.

В середине 30-х годов ВМС США вернулись к идее разработки беспилотных самолетов. Работы вновь начались с попыток переделки обычных самолетов в радиоуправляемые беспилотники. Эти разработки легли в основу проектов ударных беспилотников TDN-1 и TDR-1, которыми занялись после начала Второй мировой войны. 

 

TDN-1 и TDR-1, США

 

Историческое видео показывает тестирование TDN-1 - беспилотного самолета, вооруженного торпедами. Тесты проходили на Великих озерах в США. Был задействован учебный авианосец USS "Сэйбл" (Sable). TDN-1 стал прототипом беспилотных ударных беспилотников. Проект был прекращен из-за его высокой стоимости. 

Ему на смену пришел TDR-1, который мог вооружаться торпедой или бомбами - он мог сбрасывать торпеду или бомбы на цель или врезаться в цель, в этом случае горючее усиливало эффект атаки. Дрон проектировался прежде всего, как антикорабельное оружие, запускать его планировалось с борта авианосцев США с расстояния в несколько километров до цели. Программа не была реализована в полном объеме. Тем не менее, в 1944 году беспилотник TDR-1 был испытан в боевых условиях на Тихоокеанском театре военных действий. Несмотря на успех испытаний, проект был закрыт даже раньше, чем завершилась вторая мировая война. 

 

Идею TDR-1 связывают с разработками в компании RCA российского инженера Зворыкина (одного из изобретателей телевидения), эмигрировавшего в 20-е годы из Советской России. В 1940 году RCA разработала Block Series, которая перешла под контроль военных в начале 1942 года.   

 

 

Interstate, США

Разработки этого реактивного ударного беспилотника XBDR-1, выполненного по схеме "летающее крыло", шли во время Второй мировой войны в обстановке строгой секретности. Модель испытывалась в Лэнгли в конце 1943 года. Разработками занималась Interstate Aircraft and Engineering Corporation в интересах военных. Полноразмерный аппарат по модели так и не был построен, проект был закрыт. Wiki

 

V-1, Германия

Про “Фау-1” написано многое. Это германская разработка компании Fieseler совместно с Argus Motoren  - беспилотник, запускавшийся с рельсов или с бомбардировщика He 111 H-2. Еще один прообраз крылатых ракет, первый дрон на жидкостном реактивном двигатели. Принцип действия, как и у первых “летающих торпед”, подняться в воздух, пролететь по заданному маршруту и перейти в режим свободного падения предположительно на цель. Полетом управляет автопилот, удерживающий V-1 на заданном курсе и высоте. Разработка в основном завершилась в 1941 году, началось производство. Было изготовлено порядка 25 тысяч ракет с дальностью полета до 280 км и скоростями до 800 км/ч. Корпус длиной 6,58 м, крылья размахом 5.4 метра. Каждый беспилотник нес на борту от 700 до 1000 кг взрывчатки.

V-1 вдохновила конструкторов разных стран на производство аналогов. В частности, в послевоенное время были разработаны ракеты 10X, 14X, 16X в СССР (проект был закрыт в начале 1950-х). В США собрали свою модифицированную версию - ракеты Republic JB-2 и вариант для морского базирования - Loon. В отличие от немецкого оригинала в этих ракетах для определения момента достижения цели использовался бортовой радиомаяк и радиокомандная система, которая принимала команды из командного пункта. Проект закрыли в 1949 году. Свой вариант V-1 под названием Lufttopred 7 разработали в Швеции. В период 1949-1950 годы было собрано порядка 190 ракет, но затем направление закрыли.

 

Henschel Hs 293, Германия

Первый дизайн радиоуправляемой планирующей бомбы с реактивным двигателем появился в Германии в 1939 году на авиазаводе фирмы Хеншель. В 1940 году это был уже промышленный проект, предназначенный для создания противокорабельного оружия.  Идея оружия состояла в том, что бомбардировщик мог сбросить эту бомбу на сравнительно небольшой высоте 1300-1400 м от цели, оставаясь вне зоны действия зенитного огня. Затем встроенный реактивный двигатель разгонял бомбу до скорости 600 км/ч и она начинала планировать в сторону цели. Наведением бомбы на цель занимался штурман-оператор бомбардировщика с помощью рукоятки на пульте управления радиопередатчика, работавшего на частотах 48,2-49,9 МГц. В серию бомба Hs 293 пошла в 1942 году. Этими бомбами потоплено немало судов и кораблей США и Великобритании.

 

FX-1400 (Fritz-X), Германия

Еще одна германская управляемая авиабомба периода Второй мировой войны. Создание началось в 1938 году, в 1940 году был подписан контракт на ее серийное применение с компанией Ruhrstahl. Испытания начались с февраля 1942 года. Сброс осуществлялся с высоты порядка 5 км на расстоянии примерно 5 км от цели. Управление по радиоканалу длилось порядка 40 секунд. Всего было выпущено 1386 бомб, но применены были далеко не все - практика показала, что бомба получилась излишне бронебойной, прошивает корабль насквозь и взрывается не в нем, а в воде под ним, что снижало эффективность применения. В уже в 1943 году немцы перешли на применение Hs 293.

 

Kawasaki, Япония

Как и в случае с V1, бомбы Hs 293 и FX-1400 послужили родоначальницами целого набора аналогичных изделий - управляемых авиационных бомб и противокорабельных ракет. В Японии, например, во время Второй мировой войны разрабатывали радиоуправляемую ракету Kawasaki Ki-147 I-Go, но до ее массового производство дело не дошло.

 

McDonell LBD Гаргулья (Gargoyle), США

В США разработка аналога Hs 293 началась в октябре 1943 года и привела к выпуску управляемой ракеты McDonell LBD Гаргулья (Gargoyle) с V-образным хвостовым оперением. В 1944 году компании заказали первую партию из 200 ракет. Скорость на этапе разгона достигала 980 км/ч. Ракету запускали с высоты порядка 4500 метров, радиус планирующего полета достигал 8 км. Первый запуск ракеты с двигателем состоялся в июле 1954 года, первый успешный запуск - в 1946 году. Изготовленная в 1947 году партия из 200 ракет стояла на вооружении США до 1950 года.  

 

ASM-N-2 Bat, США

В США был также создан и самонаводящийся вариант управляемой бомбы - ASM-N-2 Bat. Эту бомбу можно было сбросить с высоты от 4600 до 7500 метров, дальность ее полета составляла до 32-37 км, скорость подлёта - порядка 480 км/ч. Пилоту не нужно было управлять наведением бомбы - в носовой части Bat стояла параболическая антенна радара активного радиолокационного наведения. Испытания начались в 1944 году, боевое использование - с 1945 года в основном в войне против Японии. На вооружении бомба оставалась до 1953 года, поскольку уже в конце сороковых годов появившиеся системы радиоэлектронной борьбы заметно снизили эффективность ее применения.  

 

Переделанные в беспилотники военные самолеты, США, СССР

Несмотря на то, что СССР вступил во Вторую мировую войну, не располагая беспилотниками, они все же применялись для подрыва мостов - для этого пошли путем модифицирования для беспилотного применения тяжелых бомбардировщиков ТБ-3.  

Этой практике последовали и США, переделывая в беспилотные “летающие бомбы” изношенные в боях бомбардировщики B-24 и B-17. В частности, в 1944 года модернизированный в беспилотник тяжелый бомбардировщик B-24 атаковал базу германских подводных лодок на острове Гельголанд. Процесс запуска беспилотника выглядел так - часть обычного экипажа поднимала машину в воздух и набирала высоту. Затем экипаж покидал самолет с помощью парашютов, а ставший беспилотным самолет переходил под управление пилота сопровождающего самолета. В одной из таких атак на позиции германских ракет в окрестностях Кале в августе 1944 года погиб Джозеф Кеннеди (старший брат будущего президента США). По неизвестным причинам переделанный B-24 взорвался через полчаса после того, как поднялся в воздух, еще над территорией Великобритании. Такие “летающие бомбы” американцы использовали также для нанесения ударов по позициям сверхдальней артиллерии, размещенным на оккупированной территории Франции.

 

УБ-2000Ф Чайка и УБ-5000Ф Кондор, СССР

В СССР уже после войны в начале 1950-х годов запустили сразу два проекта радиоуправляемых авиабомб - двухтонной УБ-2000Ф Чайка и пятитонной УБ-5000Ф Кондор. Бомбы УБ-2000Ф были созданы и удовлетворительно испытаны в 1953-1954 годы, но в массовое производство не пошли. Было признано, что сам принцип наведения и запуска уже устарел.   

 

Hellcat, США 

В 1952 году США использовала переделанные в беспилотники устаревшие самолеты, оборудованные телеуправлением и телевизионной камерой с радиопередатчиком. Камера передавала изображение приборной панели беспилотника, пилот видел эту панель и управлял дроном по-радио, находясь в сравнительной безопасности "материнского самолета"-базы (или с корабля). Каждый из дронов под названием Hellcat был вооружен бомбой весом 900 кг. Это были первые американские летающие дроны, запускаемые с самолета.  

 

Ryan AQM-34 Firebee, США

автор фото: SSGT Daniel C.Perez 

Реактивные разведывательные беспилотники. Разработки начались в 1948 году, первый полет состоялся в 1951 году, началось массовое производство. Первоначально служил самолетом-мишенью - Q-2A Firebee. В 1958 году появились Q-2C - сверхзвуковые. С июня 1963 года произошло переименование и появились две серии - AQM-34 (аппараты с воздушным запуском) и BQM-34A (могли запускаться различным способом). Массовой стала модель AQM-34L - разведывательный БЛА модели 147SC. Выпущено более 28 вариантов этой машины. Объем выпуска - несколько тысяч. Только в ходе войны во Вьетнаме было потеряно более 130 американских дронов этого типа. Кстати, во Вьетнами этот дрон впервые применили в режиме передачи данных в центр управления в реальном времени. В испытаниях 1971 - 1972 года был успешно осуществлен запуск с BQM-34 телевизионно-управляемой ракеты "воздух-поверхность". Серия совершенствовалась до 1999 года. Кроме США беспилотники BQM-34 использовал также Израиль, с 1971 по 1995 годы был потерян 31 БЛА. Подробнее об этой модели.

 

Данные о современных военных БЛА вы найдете здесь 

+ + 

robotrends.ru

как российские войска будут использовать ударные беспилотники — РТ на русском

В ходе военной операции в Сирии российские ВКС активно применяют беспилотные летательные аппараты — для мониторинга, дозора и доразведки. При этом кампания в САР показала, что авиации необходимы беспилотники, которые способны уничтожать противника. Сейчас в России разрабатывается несколько комплексов ударных БПЛА для точечного поражения целей. О перспективах использования ударных дронов в российской армии — в материале RT.

Появление беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) значительно расширило возможности вооружённых сил и сократило человеческие потери. Их применение позволило выполнять опасные задания без риска для жизни пилотов.

Долгое время дронам отводилась роль мишеней для военных лётчиков и операторов зенитных установок. Однако научно-техническая революция в сфере радиотехники, оптики и электроники стала фундаментом для создания тяжёлых многоцелевых аппаратов, способных в течение нескольких суток вести разведку и наносить удары.

Наиболее крупных успехов на этом поприще добились США и Израиль. В американской армии насчитывается около 500 ударных беспилотников. Опыт их применения, как считают эксперты, будет учитывать Россия в борьбе с незаконными вооружёнными формированиями в Сирии.

Сфера применения

На текущий момент российская армия не обладает ударными беспилотниками. В сирийской операции задействованы около 70 БПЛА — лёгкие тактические аппараты «Орлан-10» и «Элерон-3» и тяжёлые «Форпосты».

Аппараты выполняют задачи по дозору территории вокруг авиабазы Хмеймим и порта Тартус, по поиску и доразведке целей и по мониторингу местности после ракетно-бомбовых ударов ВКС. В частности, использование «Форпостов» позволяет вести учёт поражённых целей и демонстрировать всему миру работу ВКС.

Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов заявил RT, что сирийская кампания позволила осознать необходимость появления в Вооружённых силах РФ нескольких новых видов вооружений, в том числе ударных беспилотников.

  • Беспилотные летательные аппараты «Застава», «Орлан»
  • © Пресс-служба Минобороны РФ

Начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооружённых сил региона Института инновационного развития Антон Мардасов уверен, что применение ударных дронов востребовано в Сирии как на сегодняшний день, так и в перспективе.

Эксперт пояснил, что после окончания основной фазы операции сфера применения БПЛА может расшириться. По его словам, исчезновение военной структуры ИГ* и уход бандформирований в подполье «потребует от российской группировки более ювелирной работы по уничтожению наземных целей».

Мардасов полагает, что львиную долю задач в САР смогут выполнять отечественные ударные дроны, которые в скором времени должны поступить на вооружение. Тяжёлые БПЛА оптимально подойдут для выполнения ограниченных миссий — например, для поражения командного пункта, отдельных движущихся целей, скопления живой силы в городской местности или склада боевиков.

Перспектива применения

Американский опыт в Афганистане свидетельствует, что ударные БПЛА позволяют минимизировать риск для жизни личного состава и мирного населения. Однако залогом боевой эффективности беспилотников является грамотно проведённая разведка.

Также по теме

Рождённые летать: какие новинки авиационной техники представили на МАКС-2017

Международный авиационно-космический салон (МАКС-2017), стартовавший в подмосковном Жуковском, может дать толчок производству...

В Афганистане из-за недостатка разведданных с января 2012 года по февраль 2013 года из 200 ликвидированных дронами «боевиков» 35 оказались гражданскими лицами. Причина ошибок заключалась не в злом умысле, а в отсутствии полной информации о поражаемых целях.

Предполагается, что ударные БПЛА смогут находиться в воздухе в течение нескольких суток, осуществляя мониторинг местности, и поражать неожиданно появляющиеся мобильные группы террористов до подлёта авиации. Подобная тактика может увеличить уровень оперативности группировки ВКС России и уменьшить вероятность неожиданных контратак боевиков, от которых постоянно страдает сирийская армия.

Мардасов полагает, что перспективность применения в современной войне БПЛА была осознана российским командованием в период южноосетинского конфликта 2008 года, во время которого грузинские войска использовали беспилотники американского и израильского производства. Сейчас, по его словам, в России происходит переоценка отношения к ударным аппаратам.

«С целью как можно быстрее закрыть брешь в ассортименте вооружений были куплены израильские лёгкие дроны Bird Eye 400 и тяжёлые IAI Searcher 2. В 2012 году на Уральском заводе гражданской авиации начат выпуск лицензионной копии Searcher 2 — «Форпоста», разработанной в ОАО «РТИ Системы», — сказал Мардасов.

  • Израильский беспилотник IAI Searcher 2
  • © militaryedge.org

Эксперт отметил, что Израиль продал Москве БПЛА с ограниченным функционалом. Это стимулировало Россию предпринять активные усилия, чтобы создать собственные тяжёлые аппараты, соответствующие зарубежным аналогам.

«Сирийская кампания подтвердила необходимость появления в российской армии не только лёгких, но и тяжёлых БПЛА. Чем больше аппарат, тем больше оборудования лучшего качества он может нести и, соответственно, тем шире спектр выполняемых дроном задач и выше эффективность его применения», — отметил Мардасов.

«Орион», «Альтаир», «Охотник»

Главный редактор UAV.ru, эксперт по авиации Денис Федутинов пояснил RT, что тяжёлые БПЛА, как правило, совмещают разведывательные и ударные функции. В США первым массовым беспилотником подобного типа стал MQ-1 Reaper («Жнец»). В 2007 году на авиабазе «Крич» в штате Невада из этих аппаратов была сформирована первая в Соединённых Штатах ударная эскадрилья.

Эксперт сообщил, что в настоящее время в России разрабатывается несколько комплексов тяжёлых БПЛА. Речь идёт об аппаратах «Орион» компании «Кронштадт», «Альтаир» ОКБ им. Симонова и «Охотник» ОКБ им Сухого.

  • Прототип-демонстратор беспилотного летательного аппарата тяжелого класса «Альтаир» разработки АО «НПО ОКБ имени М.П. Симонова».
  • © americanmilitaryforum.com

«Проводя определённые параллели с близкими по своему классу зарубежными системами БПЛА, можно предположить, что в силу своей размерности и связанных с этим возможностей они потенциально смогут являться носителями не только разведывательной аппаратуры, но и вооружения», — заявил Федутинов.

По его словам, российская армия получила определённый опыт использования лёгких аппаратов, который пригодится при поступлении в войска тяжёлых разведывательно-ударных БПЛА. В частности, на новые дроны могут быть перенесены практические навыки технической эксплуатации «Элерона-3», «Орлана-10», «Заставы» и «Форпоста».

Также по теме

Страсти по Эт-Танфу: самолёт международной коалиции сбил сирийский беспилотник

Американский истребитель F-15E сбил боевой сирийский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) в районе города Эт-Танфа на юге Сирии. В...

«Полагаю, что для эксплуатации разведывательно-ударных БПЛА достаточно тяжёлого класса в структуре ВВС будут созданы отдельные подразделения, в которых военнослужащие будут специализироваться исключительно на применении беспилотников и их техническом обслуживании», — сказал Федутинов.

БПЛА не только расширяют возможности существующих видов вооружений за счёт взаимодействия в едином разведывательно-информационном поле, но и постепенно становятся самостоятельными боевыми единицами. Дроны являются одним из ключевых элементов грядущего замещения людей машинами на поле боя, считает Федутинов.

«В силу ряда объективных обстоятельств Россия отставала в развитии БПЛА. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, поскольку появились возможности не только применить лучшие из наработок прошлого, но и отработать их на практике, то есть в боевых условиях», — заключил собеседник RT.

russian.rt.com

Военные всего мира ищут способ борьбы с беспилотниками

В конце августа появились сообщения, что Минобороны РФ развернуло в Сирии системы защиты от беспилотных летательных аппаратов. В современных военных конфликтах дроны применяются всё чаще – как для разведки, так и в качестве полноценной ударной единицы (в уничтожении военных складов под украинской Винницей также обвиняют неизвестный дрон). «Наша Версия» разобралась, как российская и другие ведущие армии мира собираются бороться с этим кажущимся практически неуязвимым оружием.

По оценкам экспертов, к 2020 году треть мирового парка военных самолётов технологически развитых государств станет беспилотным. Их преимущества перед обычными боевыми машинами очевидны: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, отсутствие риска для жизни пилота, большая продолжительность полёта. В последние годы беспилотники применяются всеми развитыми армиями мира, а боевики различных экстремистских организаций научились приспосабливать для военных целей гражданские дроны. В связи с этим возникает необходимость искать способы противодействия этому новому образцу военной техники. Увы.

Устаревшие «Шилка» и «Тунгуска» пригодились опять

Первая задача, которую сегодня пытаются решить разработчики вооружения, – обнаружение и идентификация беспилотных летательных аппаратов. Современные БЛА делают из композитных материалов и пластика со специальной окраской, поэтому эффективная поверхность отражения сигнала у них очень мала. К тому же стоящие на них небольшие двигатели внутреннего сгорания, а уж тем более электрические, почти не излучают тепло и работают бесшумно – всё это делает БЛА практически незаметными даже для самых современных локаторов. Кроме того, дрон из-за его малого размера легко спутать с летящей птицей, отчего некоторые локаторы принимают сигнал за помеху и отфильтровывают. Сейчас создаются радары с новыми технологиями, способными распознавать БЛА, – для более точной пеленгации их оснащают оптико-электронными компонентами и синхронизирует с системами радиотехнической разведки, которые способны анализировать данные уникального радиоизлучения дрона. По этому принципу, в частности, работают американские радары LTAR и VIGILANT FALCON компании SRC, а также французские SQUIRE компании Thales.

Однако заметить дрон в небе – это лишь половина дела, далее его необходимо нейтрализовать. Наиболее эффективным способом считается воздействие на работу бортовых датчиков аппарата с помощью систем радиоэлектронной борьбы. Некоторые армии, в том числе российская и американская, уже получили на вооружение опытные образцы, так называемые глушилки, сегодня радиус их гарантированного подавления составляет 40−150 километров. Помимо стационарных громоздких устройств появляются и портативные, весом порядка 10 килограммов, которые легко монтируются рядом с защищаемым объектом и с помощью которых можно организовать «завесы» от БЛА. Также разрабатываются и другие методики нейтрализации беспилотников. Наиболее перспективный приём – spoofing attack: во время атаки посылается сымитированные навигационные сигналы на приёмники беспилотника, выдавая ему ложные навигационные данные. Таким образом полностью перехватывается управление аппаратом. Не исключено, что именно с помощью spoofing attack в 2011 году иранские хакеры посадили американский секретный беспилотник RQ-170 Sentinel. Также в 2014 году появилась информация, что в Крыму был перехвачен беспилотник НАТО MQ-5B Hunter. Взять его под контроль удалось с помощью комплекса РЭБ 1Л 222 «Автобаза».

По теме

801

По мнению лидера ЛДПР Владимира Жириновского, изучение иностранных языков в школе следует сделать платным, так как бесплатные уроки фактически являются спонсированием утечки умов в другие страны.

Впрочем, это всё же не гарантия успеха – во время реальной боевой обстановки против беспилотников придётся применять имеющиеся на руках средства, а не ждать подмоги от сил РЭБ. И если против больших ударных или разведывательных БЛА ещё можно использовать дорогостоящие боеприпасы, то сбивать дешёвый маленький беспилотник с помощью ракеты ПЗРК явно нецелесообразно – нужно что-то подешевле. И здесь на помощь приходит проверенная, хотя и весьма устаревшая техника. Так, одним из самых эффективных средств ПВО называют зенитно-пушечные установки «Шилка» и «Тунгуска». Кроме того, в ближайшее время будет модернизирован зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-СМ», решающий все задачи борьбы с воздушными целями, включая беспилотники.

Остальные сильные армии мира отказались от зенитных пулемётов и пушек в пользу ракетных систем, а потому сейчас им в авральном порядке приходится разрабатывать зенитные пушечные установки, которые размещают на бронемашинах и автомобильных шасси. Правда, для этих зенитных установок создают боеприпасы с интеллектуальным, программируемым по времени взрывателем, а в качестве поражающего элемента чаще всего используются металлические элементы, напоминающие дробь для охотничьих ружей.

Беспилотники впадут в «Ступор»

Тем не менее прогресс не стоит на месте, отчего сейчас активно изучается возможность использования против беспилотников современных технологий. Например, СВЧ-оружие сжигает любое радиоэлектронное оборудование, выводя из строя бортовой компьютер и блоки управления БЛА. Также американская компания Raytheon в 2014 году заключила контракт на разработку лазерного оружия – система будет совмещена с компактным радаром для обнаружения и сопровождения множества воздушных целей. Одновременно командованием сухопутных сил США запущена программа High Energy Laser Technology Demonstrator program, которая предполагает разработку мобильной лазерной установки весом около 1100 килограммов, состоящей из радара кругового обзора, командного пункта и высокоэнергетической лазерной пушки. Демонстрационная система будет установлена на шасси Humvee.

В России, в свою очередь, осваивают другое направление для борьбы с беспилотными летательными аппаратами. В конце августа в Главном научно-исследовательском испытательном центре робототехники Министерства обороны РФ заявили, что для уничтожения беспилотных летательных аппаратов сконструировано электромагнитное ружьё «Ступор». Оно предназначено для уничтожения любых беспилотных летательных аппаратов на дистанции 2 километра и в 20-градусном секторе обзора. Устройство подавляет каналы навигации и передачи, а также засвечивает фото- и видеокамеры в оптико-электронном диапазоне. Для этого при выстреле «Ступор» излучает мощный электромагнитный импульс, который направлен на подавление канала управления беспилотным летательным аппаратом. Также на форуме «Армия-2017» концерн «Калашников» показал ружьё REX 1. Сообщается, что устройство подавляет каналы управления дронов, а также глушит GPS, ГЛОНАСС и Wi-Fi-сигналы, а также мобильную связь. Ружьё REX-1 весит 4,2 килограмма и может работать без подзарядки до трёх часов.

Денис ФЕДУТИНОВ, эксперт по беспилотным системам, главный редактор профильного интернет-портала UAV.Ru:

– На сегодня наиболее эффективными для подавления БЛА считаются системы с направленным воздействием. При помощи комбинации из нескольких подобных систем можно осуществлять покрытие площадных объектов. Одним из примеров здесь может служить закрытие подобными системами пространства Московского Кремля, над которым официально запрещены полёты беспилотников. Системы радиоэлектронного противодействия беспилотникам в настоящее время разрабатываются в различных странах мира, в том числе и в России. Наиболее массово представлены на рынке относительно недорогие портативные системы. К примеру, на прошедшей в этом году выставке «Армия-2017» было показано по крайней мере три такие разработки – «Заслон», «Ступор» и REX 1. Нужно отметить, что и производители БЛА не стоят на месте, постоянно совершенствуя системы защиты аппаратов от внешнего воздействия. Защита беспилотников от систем РЭБ главным образом заключается в использовании ряда специальных мер, включая применение закрытых каналов связи с шифрованием данных, дублирование и резервирование бортовых подсистем, применение различных систем навигации для получения достоверных данных о текущем местоположении БЛА, повышение интеллектуализации беспилотных аппаратов для осуществления автономных действий и т.п.

versia.ru


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики